Приказ гп рф по надзору за следствием

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 22 октября 2009 года N 339

Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму

(с изменениями на 17 ноября 2016 года)

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Генпрокуратуры России от 17 мая 2018 года N 295
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Генпрокуратуры России от 17 ноября 2016 года N 739.
____________________________________________________________________

В целях повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии терроризму, руководствуясь п.1 ст.17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур в пределах своей компетенции:

1.1. Обеспечить эффективную систему надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму. Активно взаимодействовать в этом направлении с органами ФСБ России, МВД России, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, Росфинмониторингом, судебными и иными правоохранительными органами, Национальным антитеррористическим комитетом, оперативными штабами и антитеррористическими комиссиями, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
(Подпункт в редакции, введенной в действие приказом Генпрокуратуры России от 17 ноября 2016 года N 739.

1.2. На основе анализа состояния законности систематически (не реже одного раза в полугодие) проводить проверки исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами в пределах своей компетенции требований законодательства о противодействии терроризму, в том числе о приоритетном порядке осуществления профилактических мер, добиваясь реализации ими в полном объеме функций по выявлению, пресечению и устранению нарушений антитеррористического законодательства. Организовывать мероприятия по усилению безопасности мест проживания и массового пребывания людей, транспортной инфраструктуры, учреждений образования, здравоохранения, культуры и спорта, охраны объектов атомного комплекса и энергетики, предприятий, использующих радиационные, взрыво- и пожароопасные материалы, иных объектов повышенной опасности.

1.3. Принимать действенные меры по устранению выявленных нарушений, в случае необходимости рассматривать вопрос о привлечении виновных к административной ответственности, направлении в суд заявлений об исполнении требования законодательства.

1.4. Особое внимание уделять надзору за исполнением требований законов, направленных на исключение фактов пропаганды идей терроризма, распространения материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих (оправдывающих) необходимость ее осуществления. Обеспечить систематический мониторинг средств массовой информации.

При выявлении информационных материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма, безотлагательно решать вопрос о направлении материалов в следственные органы для решения вопроса об уголовном преследовании, а также о применении иных мер прокурорского реагирования.

1.5. При осуществлении надзора за оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельностью по выявлению и пресечению преступлений террористического характера обеспечить принятие необходимых мер по выяснению причастности виновных лиц к деятельности террористических организаций, общественных и религиозных объединений, незаконных вооруженных формирований, степени участия последних в противоправных действиях.

Для пресечения и предупреждения правонарушений в полной мере использовать имеющиеся полномочия, а также предоставленное ст.24 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» право на обращение в суды с заявлениями о признании организаций террористическими и их ликвидации (запрете их деятельности).

1.6. Не реже одного раза в полугодие проверять в уполномоченных органах исполнение законодательства об оперативно-розыскной деятельности, направленной на предупреждение, выявление и пресечение преступлений террористического характера, розыск лиц, причастных к их организации и совершению, установление и розыск лидеров и активных членов незаконных вооруженных формирований, выявление, предупреждение и пресечение готовящихся актов терроризма, установление и ликвидацию источников и каналов финансирования терроризма, противодействие использованию сети «Интернет» в террористических целях, уделяя особое внимание результатам оперативно-розыскной деятельности, вопросам своевременности и полноты оперативно-розыскных мероприятий, устранению ранее выявленных нарушений и качеству ведомственного контроля, обеспечив проверку законности, обоснованности и соблюдения установленного порядка заведения и прекращения всех дел оперативного учета названной категории, сроков и порядка их ведения.

1.7. Обеспечить надлежащий надзор за законностью и обоснованностью принятия правоохранительными органами решений по заявлениям, обращениям и другим сообщениям о проявлениях терроризма.

Проводить проверки исполнения следственными органами требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях террористического характера, законности задержания и привлечения лиц к уголовной ответственности.

1.8. В ходе расследования преступлений террористического характера требовать от органов предварительного следствия принятия предусмотренных законом мер по установлению лиц, причастных к совершению преступлений, выявлению и устранению причин и условий, способствовавших их совершению, использования всех возможностей для установления источников финансирования преступной деятельности и пресечения их использования для совершения других преступлений.

На постоянной основе анализировать качество и полноту предварительного следствия по уголовным делам о преступлениях данной категории, законность и обоснованность принимаемых процессуальных решений, а также эффективность взаимодействия следственных и оперативных подразделений различных ведомств.

1.9. Обеспечить участие в рассмотрении судами уголовных дел о преступлениях террористического характера наиболее опытных и квалифицированных государственных обвинителей и своевременное кассационное обжалование каждого незаконного, необоснованного и несправедливого приговора и иного судебного решения. Обращать особое внимание на соответствие назначенного наказания характеру и тяжести совершенного преступления.

1.10. Наладить систему сбора, накопления и обработки данных о нарушениях законодательства о противодействии терроризму. Наиболее актуальные и проблемные вопросы организации противодействия терроризму рассматривать на координационных и межведомственных совещаниях руководителей правоохранительных органов. Разрабатывать и осуществлять согласованные действия по борьбе с проявлениями терроризма. При необходимости вносить предложения о рассмотрении на заседаниях Национального антитеррористического комитета и антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации вопросов, связанных с повышением эффективности противодействия терроризму, устранением способствующих ему причин и условий, обеспечением защищенности потенциальных объектов террористических посягательств.

О наиболее серьезных нарушениях законности, способствующих террористической деятельности, и принятых мерах прокурорского реагирования незамедлительно информировать Генерального прокурора Российской Федерации.

1.11. Прокурорский надзор осуществлять гласно. В предусмотренных законом пределах информировать граждан, общественные объединения, средства массовой информации о результатах деятельности органов прокуратуры по противодействию терроризму, состоянии законности и правопорядка в этой сфере. Усилить информационно-пропагандистскую работу, направленную на формирование у граждан позитивного отношения к принимаемым мерам по противодействию террористическим проявлениям.

2. Главному управлению и управлениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур:

2.1. Направлять в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму Генеральной прокуратуры Российской Федерации специальное донесение о преступлениях террористического характера, предусмотренных ст.205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 277, 278, 279 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации.

2.2. Оперативно докладывать в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму Генеральной прокуратуры Российской Федерации о результатах судебного рассмотрения уголовных дел, по которым направлялись специальные донесения, с приложением копий приговоров и иных судебных решений.

2.3. Проверять законность и обоснованность процессуальных решений об отказе в возбуждении и о прекращении уголовных дел о преступлениях террористического характера.

В случае согласия с принятыми решениями материалы проверок не позднее 15 дней и уголовных дел не позднее 30 дней со дня принятия решения вместе с заключениями по ним направлять в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

2.4. Военным прокурорам окружного звена специальные донесения, копии процессуальных документов, судебных решений, материалы проверок и уголовных дел, указанных в пунктах 2.1, 2.2 и 2.3 настоящего Приказа, представлять в Главную военную прокуратуру.

3. Управлению по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму Генеральной прокуратуры Российской Федерации осуществлять постоянный надзор за расследованием преступлений данной категории.

Возложить на указанное управление подготовку заявлений в Верховный Суд Российской Федерации о признании организаций террористическими и запрете их деятельности на территории Российской Федерации.

4. Прокурорам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур по итогам полугодия и года не позднее 15 января и 15 июля представлять в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму, Главное управление и управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах докладные записки о состоянии исполнения законодательства о противодействии терроризму и проведенной прокуратурой в этой области работе и ее результатах, о результатах прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью уполномоченных органов и процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, а по вопросам обобщения судебной практики — в Главное управление по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами. Военным прокурорам направлять докладные записки в те же сроки в Главную военную прокуратуру, транспортным прокурорам — в управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

5. Главному управлению и управлениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах, Главной военной прокуратуре, а также Главному управлению международно-правового сотрудничества, Главному управлению по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами и управлению по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере не реже одного раза в полугодие осуществлять анализ и обобщение практики исполнения законодательства о противодействии терроризму и состояния прокурорского надзора на этом направлении деятельности. Аналитические справки представлять в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму не позднее 25 января и 25 июля.

6. Установить, что контроль за работой прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним специализированных прокуратур (за исключением транспортных) в части организации надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму, надзора за оперативно-розыскной и процессуальной деятельностью правоохранительных органов в этой сфере осуществляют управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму, Главное управление и управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах, а также Главная военная прокуратура.

7. Управлению по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму осуществлять необходимую информационно-аналитическую и методическую работу по проблемам противодействия терроризму, решать иные вопросы, связанные с организацией в системе органов прокуратуры Российской Федерации работы по противодействию терроризму. Проводить по итогам полугодия и года обобщение данных о состоянии исполнения законодательства о противодействии терроризму в целом по стране, работе органов прокуратуры и практике прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия в этой области, о результатах которого докладывать Генеральному прокурору Российской Федерации соответственно до 5 февраля и 5 августа.

9. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Читайте так же:  Гк рб доверенность

Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
Ю.Я.Чайка

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 26 января 2017 г. № 33 “Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания”

В целях обеспечения единого подхода к осуществлению прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания, незамедлительного реагирования на выявленные нарушения законов, допущенные при рассмотрении сообщений о преступлениях и расследовании преступлений, руководствуясь пунктом 1 статьи 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказываю:

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений по данному направлению деятельности, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним прокурорам военных и иных специализированных прокуратур в соответствии с установленной компетенцией обеспечить единый подход к осуществлению прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания независимо от их ведомственной принадлежности, безусловное реагирование на выявленные нарушения законов на всех этапах процессуальной деятельности с момента поступления сообщения о преступлении до принятия окончательного решения по уголовному делу.

2. Считать важнейшей обязанностью прокуроров защиту прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, а также иных лиц, чьи права и законные интересы были нарушены, принимать все необходимые меры к восстановлению нарушенных прав, возмещению причиненного вреда.

3. Систематически (не реже одного раза в месяц) проводить проверки исполнения требований федерального законодательства органами дознания при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, учитывая информацию о преступных проявлениях, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, обращениях граждан, сведениях медицинских учреждений.

Следить за строгим соблюдением органами дознания, дознавателями правил подследственности, установленных в статье 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ), не только при расследовании преступлений, но и при рассмотрении, разрешении сообщений о преступлениях.

Не допускать передачи материалов по сообщениям о преступлениях по подследственности, в том числе территориальной, или в суд без достаточных на то оснований.

При выявлении нарушений указанных требований добиваться их устранения и привлечения виновных лиц к ответственности, используя в полном объеме предусмотренные законом меры прокурорского реагирования. При наличии оснований, в том числе в связи с установлением фактов фальсификации материалов доследственных проверок, выносить мотивированное постановление о направлении в органы предварительного следствия соответствующих материалов для решения вопроса об уголовном преследовании.

4. Продлевать по ходатайству дознавателя срок проверки сообщения о преступлении до 30 суток согласно части 3 статьи 144 УПК РФ в случае необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий с обязательным указанием на конкретные фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

5. Обеспечить своевременную проверку законности процессуальных решений органов дознания, дознавателей по каждому сообщению о преступлении. В соответствии со статьей 148 УПК РФ, признав постановление об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, отменять его и с указаниями возвращать в орган дознания, устанавливая конкретный срок проведения дополнительной проверки с учетом объема производства необходимых проверочных действий и оснований, предусмотренных частью 3 статьи 144 УПК РФ.

При наличии грубых нарушений, связанных с невыполнением ранее данных прокурором указаний, принимать меры прокурорского реагирования по каждому такому факту.

Материалы проверки сообщения о преступлении, по результатам которой отказано в возбуждении уголовного дела, а также уголовные дела, по которым производство дознания приостановлено или прекращено производством возвращать по принадлежности с сопроводительным письмом, содержащим информацию о согласии с принятым процессуальным решением.

6. Безотлагательно изучать процессуальные решения о возбуждении уголовного дела, поступившие в порядке части 4 статьи 146 УПК РФ. В этих целях истребовать материалы проверки, принимать меры к отмене постановления о возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента их получения при отсутствии в них достаточных данных, указывающих на признаки преступления, а также при наличии иных нарушений действующего законодательства независимо от того, производились ли до возбуждения уголовного дела следственные или иные процессуальные действия.

В ходе проверки постановлений о возбуждении уголовных дел, поводом и основанием для которых послужили результаты оперативно-розыскной деятельности, при необходимости изучать дела оперативного учета и иные оперативно-служебные материалы на предмет соблюдения порядка представления данных результатов, проведения оперативно-розыскных мероприятий с непосредственным исследованием носителей информации.

При выявлении неполноты представленных оперативно-служебных документов и наличия в делах оперативного учета или иных оперативно-служебных материалах сведений, имеющих значение для доказывания и расследования или рассмотрения уголовного дела, вносить в орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, требование об их представлении дознавателю, органу дознания или в суд.

7. Проверять соблюдение положений закона об уведомлении прокурора, а также потерпевшего об удовлетворении ходатайства подозреваемого о производстве дознания в сокращенной форме в течение 24 часов с момента вынесения такого постановления.

Организовать проверку законности и обоснованности решений об отказе в удовлетворении ходатайства. При выявлении фактов нарушения закона принимать меры прокурорского реагирования, в том числе инициировать вопрос о привлечении соответствующего должностного лица органа дознания к установленной законом ответственности.

Принимать меры к отмене незаконного постановления дознавателя о производстве дознания в сокращенной форме, в случае если оно принято на основании ходатайства подозреваемого, не подписанного его защитником, обязательное участие которого предусмотрено пунктом 8 части 1 статьи 51 УПК РФ.

8. Акцентировать внимание на обеспечении в соответствии со статьей 6.1 УПК РФ права потерпевшего на доступ к правосудию в разумный срок, исходя из того, что в силу части 1 статьи 42 УПК РФ решение о признании потерпевшим принимается незамедлительно с момента возбуждения уголовного дела либо после получения данных об этом лице.

9. При решении вопроса о даче согласия дознавателю на возбуждение уголовного дела частного или частно-публичного обвинения согласно части 4 статьи 20 УПК РФ проверять обоснованность и достаточность сведений для принятия такого решения.

При проверке законности постановлений о возбуждении уголовного дела и производстве дознания в сокращенной форме оценивать правильность квалификации содеянного, в том числе с целью исключения ее необоснованного занижения. В случае несогласия отменять данное процессуальное решение с одновременным письменным указанием о производстве расследования в общем порядке.

10. Проверять неукоснительное выполнение органами дознания положений статьи 226.4 УПК РФ о праве подозреваемого на подачу ходатайства о производстве дознания в сокращенной форме и об уведомлении о предельном двухсуточном сроке его подачи с момента разъяснения подозреваемому соответствующего права.

Считать грубым нарушением уголовно-процессуального закона рассмотрение поступившего ходатайства подозреваемого в срок более 24 часов с момента его поступления к дознавателю.

11. Используя предусмотренные пунктом 2 части 3 статьи 150 УПК РФ полномочия, в необходимых случаях давать указания о производстве дознания по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, не указанных в пункте 1 части 3 статьи 150 УПК РФ.

12. В пределах имеющихся полномочий в целях обеспечения своевременного раскрытия преступления давать письменные указания дознавателям о направлении расследования, получении и надлежащей фиксации доказательств, производстве неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступления, иных необходимых процессуальных действий, в том числе на этапе проверки сообщений о преступлениях в порядке статей 144-145 УПК РФ.

Реализуя имеющиеся полномочия, принципиально реагировать на совмещение уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности. Пресекать случаи производства следственных и иных процессуальных действий должностным лицом, ранее производившим оперативно-розыскные мероприятия по материалу проверки или уголовному делу. При этом не исключается выполнение таким должностным лицом поручений в порядке, предусмотренном пунктом 1.1 части 3 статьи 41 УПК РФ.

13. Проверять исполнение положений статьи 223.1 УПК РФ о вручении подозреваемому копии уведомления о подозрении в совершении преступления и сроках проведения его допроса. Требовать незамедлительного направления прокурору копии соответствующего уведомления после его вынесения.

14. Обеспечивать надлежащий прокурорский надзор за неукоснительным соблюдением органами дознания требований уголовно-процессуального законодательства при применении процессуальных мер принуждения и пресечения, связанных с ограничением конституционных прав, в том числе на свободу и личную неприкосновенность. Во всех случаях выявления нарушений добиваться восстановления законности и решать вопрос об ответственности виновных лиц.

В соответствии с частью 2 статьи 10 УПК РФ немедленно своим постановлением освобождать незаконно задержанного, или лишенного свободы, или незаконно помещенного в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, или в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях или содержащегося под стражей свыше установленного срока.

При получении заявления задержанного о применении незаконных методов дознания проводить проверку всех доводов с принятием мер прокурорского реагирования.

15. При поступлении жалобы на действия и решения должностных лиц органов дознания, подлежащей рассмотрению в порядке статьи 124 УПК РФ прокурору (заместителю прокурора) выносить постановление о ее полном или частичном удовлетворении либо об отказе в ее удовлетворении. О принятом по жалобе решении уведомлять заявителей, разъясняя порядок его обжалования.

16. В кратчайшие сроки рассматривать жалобы на постановления дознавателя об отказе в удовлетворении ходатайства о производстве дознания в сокращенной форме, а также о прекращении дознания в сокращенной форме и продолжении производства по уголовному делу в общем порядке, уведомляя о принятом решении заинтересованных лиц.

В случае обоснованности доводов, приведенных в жалобе, принимать решение об отмене незаконного или необоснованного постановления об отказе в удовлетворении ходатайства о производстве дознания в сокращенной форме и давать дознавателю соответствующие письменные указания о направлении расследования и производстве процессуальных действий. Учитывать, что продолжение производства дознания в сокращенной форме возможно, только если оно будет окончено в срок, предусмотренный УПК РФ.

При иных обстоятельствах, когда восстановление нарушенного права невозможно ввиду истечения срока, установленного законом для завершения дознания в сокращенной форме, отказывать в удовлетворении жалобы, инициируя привлечение к предусмотренной законом ответственности виновных в этом должностных лиц.

17. Давать согласие дознавателям на возбуждение перед судом ходатайств об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в соответствии со статьей 224 УПК РФ лишь при наличии оснований и обстоятельств, предусмотренных статьями 97, 99, 100, частями 1 — 3 статьи 108 УПК РФ.

С особой тщательностью рассматривать вопросы о необходимости применения меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении несовершеннолетних, лиц пожилого возраста и других граждан, к которым может быть применена иная мера пресечения, исходя из обстоятельств уголовного дела и данных о личности.

Учитывать, что мера пресечения в виде заключения под стражу для лиц, совершивших преступления небольшой тяжести, может быть применена лишь в исключительных случаях при наличии обстоятельств, указанных в части 1 статьи 108 УПК РФ, перечень которых является исчерпывающим, а к несовершеннолетним не применяется.

Читайте так же:  Ооо регистрация декларации ликвидация

18. Принимать решение о даче согласия дознавателю на возбуждение ходатайства перед судом о продлении срока содержания под стражей только при условии особой сложности уголовного дела и наличии оснований для сохранения этой меры пресечения. Учитывать, что продление срока содержания лица под стражей по уголовному делу до 6 месяцев в соответствии с частью 4 статьи 224 УПК РФ осуществляется с согласия прокурора района, города или приравненного к нему прокурора; от 6 до 12 месяцев на основании части 2 статьи 109 УПК РФ — с согласия прокурора субъекта Российской Федерации или приравненного к нему прокурора только в исключительных случаях, предусмотренных частью 5 статьи 223 УПК РФ, связанных с исполнением запроса о правовой помощи.

Требовать от дознавателей представления ходатайств о продлении срока содержания лица под стражей прокурорам субъектов Российской Федерации или приравненным к ним прокурорам не менее чем за 15 дней до истечения срока содержания под стражей.

В случае принятия решения об отказе в даче согласия дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства о продлении срока содержания под стражей выносить мотивированное постановление, которое подлежит приобщению к материалам уголовного дела.

19. При решении вопроса в соответствии со статьей 165 УПК РФ о даче согласия дознавателю на возбуждение перед судом ходатайств о производстве следственных действий, которые допускаются только на основании судебного решения, тщательно проверять доводы, изложенные в ходатайстве. При несогласии с ним выносить мотивированное постановление, которое подлежит приобщению к материалам уголовного дела.

Обеспечить в каждом случае рассмотрения судом ходатайств дознавателей обязательное участие в судебном заседании прокурора.

В случае отказа суда в удовлетворении ходатайства, поддержанного прокурором, при наличии предусмотренных законом оснований принимать меры к своевременному обжалованию решения суда в апелляционном и кассационном порядке.

Тщательно проверять законность и обоснованность производства следственных действий (обысков, выемок в жилище) без судебного решения. При установлении фактов противоправного изъятия предметов, не имеющих отношения к расследуемому уголовному делу, принимать меры прокурорского реагирования.

20. Обеспечить надлежащий прокурорский надзор за всесторонностью, полнотой и объективностью производства дознания по уголовным делам. Отстранять дознавателя от дальнейшего расследования, если им допущены такие нарушения требований УПК РФ, которые могут повлиять на исход дела.

При наличии достаточных к тому оснований (в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 37 УПК РФ) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием причин такой передачи и соблюдением правил подследственности, установленных статьей 151 УПК РФ.

21. При осуществлении надзорной деятельности оценивать достаточность оснований для производства дознания в сокращенной форме, руководствуясь положениями части 2 статьи 226.1 УПК РФ, а также части 1 статьи 226.2 УПК РФ, устанавливающими обстоятельства, исключающие производство дознания в сокращенной форме, акцентируя внимание на вопросах, связанных с признанием подозреваемым вины, размера и характера причиненного преступлением вреда, а также его отношением к квалификации содеянного.

При выявлении обстоятельств, исключающих производство дознания в сокращенной форме, или случаев несоблюдения условий его производства выносить постановление об отмене незаконного или необоснованного постановления дознавателя о производстве дознания в сокращенной форме, в котором должны также содержаться мотивированные указания о производстве дознания в общем порядке.

22. В целях пресечения искусственного создания оснований для производства дознания в сокращенной форме не допускать необоснованного выделения материалов уголовного дела в отношении конкретного лица в отдельное производство, а также незамедлительно реагировать на несвоевременное соединение уголовных дел в отношении одного и того же лица при наличии к тому законных оснований.

23. При проверке вынесенного дознавателем постановления о приостановлении производства дознания оценивать его законность и обоснованность, обращая особое внимание на факты повторного приостановления производства дознания по уголовным делам без производства необходимых следственных действий и принятия мер к раскрытию преступления.

В случае установления оснований, предусмотренных статьей 211 УПК РФ, в соответствии с частью 3.1 статьи 223 УПК РФ выносить постановление о возобновлении производства по уголовному делу, соблюдая сроки, установленные в части 3.2 статьи 223 УПК РФ.

24. Реализуя полномочия, предоставленные статьей 223 УПК РФ, требовать от дознавателей представлять ходатайства о продлении срока дознания до 60 суток за 5 дней до истечения срока, свыше 60 суток — за 10 дней, свыше 6 месяцев — за 15 дней.

Учитывать, что сроки дознания до 6 месяцев продлеваются прокурорами городов, районов и приравненными к ним прокурорами или их заместителями, а свыше 6 месяцев — прокурорами субъектов Российской Федерации и приравненными к ним прокурорами только в исключительных случаях, предусмотренных частью 5 статьи 223 УПК РФ, связанных с исполнением запроса о правовой помощи.

25. Обеспечивая эффективный надзор за процессуальной деятельностью органов дознания при производстве дознания в сокращенной форме, исходить из того, что дознание в сокращенной форме должно быть окончено в срок, не превышающий 15 суток со дня вынесения постановления о производстве дознания в сокращенной форме, включая время составления (пересоставления при наличии к тому оснований) обвинительного постановления, ознакомления с материалами дела обвиняемого и его защитника, предусмотренное частями 3, 4 и 8 статьи 226.7 УПК РФ.

Рассматривать вопрос о продлении срока дознания в сокращенной форме до 20 суток только при наличии ходатайства, предусмотренного частью 6 статьи 226.7 УПК РФ, направленного органу дознания до окончания ознакомления с обвинительным постановлением и материалами уголовного дела, а также постановления органа дознания о продлении такого срока.

Тщательно изучать мотивированность данного процессуального решения, сопоставляя с доводами, изложенными в ходатайстве, а также его соответствие положениям, содержащимся в части 6 статьи 226.7 УПК РФ.

26. При осуществлении прокурорского надзора исходить из того, что положения главы 32.1 УПК РФ направлены на сокращение издержек уголовного судопроизводства. В связи с этим максимальный срок дознания в сокращенной форме не может быть продлен прокурором более чем до 20 суток и не может превышать срока дознания в общем порядке.

В случае превышения максимально установленного срока дознания в сокращенной форме давать указание о продолжении расследования по уголовному делу в обычном порядке.

27. Принимая во внимание, что производство дознания в сокращенной форме должно способствовать сокращению сроков расследования и упрощению досудебного производства по уголовным делам, возбужденным в отношении конкретных лиц, не допускать формального подхода к продлению срока расследования, а при поступлении постановления о его продлении после 24 часов с момента истечения 15 суток, отведенных для производства дознания в сокращенной форме, принимать решение об отказе в продлении данного срока и о продолжении производства по уголовному делу в общем порядке.

28. Ежемесячно проверять в органах дознания законность и обоснованность прекращения уголовных дел, уголовного преследования.

Давать согласие на прекращение уголовного дела (уголовного преследования), в том числе, в связи с деятельным раскаянием, примирением сторон, возможностью исправления несовершеннолетнего путем применения принудительных мер воспитательного воздействия только после тщательного изучения всех обстоятельств совершенного уголовно наказуемого деяния и при наличии условий и оснований, предусмотренных УПК РФ (статьи 25, 28 и 28.1 УПК РФ).

Учитывать, что в остальных случаях согласия либо утверждения прокурором постановления дознавателя о прекращении уголовного дела не требуется.

При прекращении уголовного дела (уголовного преследования) по основаниям, указанным в пунктах 3 и 6 части 1 статьи 24, статьях 25, 28 и 28.1 УПК РФ, а также в пунктах 3 и 6 части 1 статьи 27 УПК РФ, проверять наличие согласия подозреваемого (обвиняемого).

Признав постановление дознавателя о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) незаконным или необоснованным, в соответствии со статьей 214 УПК РФ безотлагательно отменять его и с указаниями возвращать в орган дознания, устанавливая конкретный срок проведения расследования с учетом объема производства необходимых следственных действий. При наличии грубых нарушений, касающихся невыполнения ранее данных прокурором указаний, принимать меры прокурорского реагирования по каждому такому факту.

При рассмотрении ходатайств, поданных в порядке статьи 25.1 УПК РФ особое внимание уделять выяснению вопросов, связанных с возмещением ущерба, причиненного преступлением.

В случае отсутствия достоверных сведений, подтверждающих его возмещение или факты заглаживания причиненного вреда иным образом, не давать согласия на направление в суд ходатайства о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) в связи с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа.

29. При получении информации о поступлении в суд жалобы в порядке статей 125 и 125.1 УПК РФ на постановления дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела, о приостановлении производства, прекращении уголовного дела, а равно иные действия (бездействие) и решения дознавателя, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, незамедлительно истребовать от дознавателя материалы, относящиеся к обжалуемому действию (бездействию) или решению, осуществлять их проверку. Устранять выявленные нарушения, в том числе отменять необоснованные, незаконные постановления дознавателя до рассмотрения жалобы в суде, о чем информировать суд.

Обеспечить обязательное участие прокурора в судебном рассмотрении жалоб в порядке статей 125 и 125.1 УПК РФ.

В случае несогласия с решением суда об удовлетворении жалобы своевременно принимать меры к его обжалованию, а при согласии — к привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушения закона.

30. При утверждении обвинительного акта изучать соответствие содержащихся в нем выводов о виновности привлекаемого к уголовной ответственности лица обстоятельствам дела. Давать оценку доказательствам согласно части 1 статьи 88 УПК РФ. Признав их недопустимыми, выносить мотивированное постановление об их исключении.

Особое внимание обращать на полноту принятых органами дознания мер по выявлению и устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления, а также возмещению ущерба, причиненного преступлением.

31. При поступлении уголовного дела с обвинительным постановлением обращать внимание на соответствие его содержания требованиям, перечисленным в пунктах 1 — 8 части 1 статьи 225 УПК РФ, а также на достаточность указанных в прилагаемой к нему справке сведений, перечень которых определен частью 10 статьи 226.7 УПК РФ.

В случае несоответствия обвинительного постановления требованиям, предъявляемым уголовно-процессуальным законом, возвращать его органу дознания для пересоставления в срок не более 2 суток.

32. В ходе изучения материалов уголовного дела тщательно проверять соответствие выводов органов дознания установленным при производстве дознания в сокращенной форме обстоятельствам, содержащимся в материалах уголовного дела. При этом особо исследовать вопросы о наличии объективных данных, подтверждающих виновность и исключающих самооговор обвиняемого, о соблюдении прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, в том числе права на защиту, о рассмотрении в полном объеме заявленных обвиняемым, его защитником, потерпевшим и (или) его представителем ходатайств, предусмотренных пунктами 1 — 3 части 6 статьи 226.7 УПК РФ.

Читайте так же:  Требования к секретарю нотариуса

В случае выявления обстоятельств, препятствующих направлению уголовного дела в суд, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 226.8 УПК РФ, выносить постановление о направлении его дознавателю для производства дознания в общем порядке.

33. При наличии оснований, предусмотренных статьями 24 — 28.1 УПК РФ, решать вопрос о вынесении постановления о прекращении уголовного дела, поступившего от дознавателя, о чем уведомлять заинтересованных лиц.

34. При утверждении обвинительного постановления в случае неподтверждения материалами уголовного дела отдельных пунктов обвинения либо неправильной квалификации и необходимости переквалификации на менее тяжкий состав преступления выносить соответствующее процессуальное решение, уведомляя о нем заинтересованных лиц.

35. При принятии решения о возвращении уголовного дела для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта в случае его несоответствия требованиям статьи 225 УПК РФ выносить мотивированное постановление, содержащее указания о производстве конкретных процессуальных действий, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или об устранении иных выявленных недостатков. Вместе с материалами уголовного дела постановление с указаниями незамедлительно направлять дознавателю.

При несогласии с решением нижестоящего прокурора о возвращении уголовного дела для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта не позднее 3 суток с момента поступления соответствующих материалов отменять незаконное процессуальное решение, утверждать обвинительный акт и направлять уголовное дело в суд.

Вести учет ходатайств дознавателей, в которых обжалуются постановления прокурора о возвращении уголовного дела для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта (постановления), а также решений вышестоящего прокурора, принятых по результатам их рассмотрения.

Вышестоящему прокурору в случае отказа в удовлетворении ходатайства дознавателя незамедлительно после вынесения постановления направлять его дознавателю, а копию — нижестоящему прокурору, чье решение обжаловалось, для обеспечения дальнейшего производства по уголовному делу и соблюдения процессуальных сроков.

Особое внимание уделять вопросам соблюдения 48-часового срока обжалования дознавателем решения прокурора, наличия согласия начальника органа дознания и безотлагательного исполнения решений и указаний прокурора в соответствии с частью 5 статьи 226 УПК РФ в случае отказа в удовлетворении ходатайства дознавателя.

36. В течение 2 суток с момента поступления материалов об обжаловании решения нижестоящего прокурора о возвращении уголовного дела дознавателю для пересоставления обвинительного постановления или о направлении уголовного дела дознавателю для производства дознания в общем порядке принимать мотивированное решение в соответствии с частью 4 статьи 226.8 УПК РФ.

Проверять соблюдение дознавателем 24-часового срока обжалования решения прокурора и наличие согласия начальника органа дознания.

Особое внимание уделять незамедлительному исполнению постановлений прокурора о возвращении уголовного дела дознавателю для пересоставления обвинительного постановления или о направлении уголовного дела дознавателю для производства дознания в общем порядке и связанных с ними указаний в случае отказа в удовлетворении ходатайства дознавателя.

37. Не реже одного раза в квартал изучать практику избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. Обеспечивать своевременное изучение уголовных дел в отношении лиц, которые задерживались по подозрению в совершении преступления либо которым в качестве меры пресечения избиралось заключение под стражу, а затем производство по делу было прекращено в стадии расследования или судом, и дел, по которым постановлены оправдательные приговоры. Выявлять причины оставления на свободе лиц, впоследствии совершивших новые преступления, скрывшихся от следствия и суда, взятых судом под стражу при вынесении приговора, а также анализировать случаи освобождения из-под стражи в зале суда лиц, в отношении которых такая мера пресечения избиралась при производстве дознания.

В течение 10 дней со дня принятия окончательного решения по делу составлять мотивированное заключение о законности и обоснованности задержания, ареста лица, в отношении которого на стадии предварительного расследования либо судом принято решение о прекращении дела или уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, а также постановлен оправдательный приговор.

38. Ежегодно проводить в органах дознания проверку соблюдения порядка хранения вещественных доказательств в соответствии с требованиями статьи 82 УПК РФ.

39. В прокуратурах вести раздельно по ведомствам книгу учета копий постановлений и материалов об отказе в возбуждении уголовных дел (приложение № 1), книгу учета копий постановлений о возбуждении уголовных дел и материалов к ним (приложение № 2), книгу учета поступивших от органов дознания постановлений об удовлетворении ходатайства подозреваемого и о производстве дознания в сокращенной форме (приложение № 3), книгу учета поступивших ходатайств дознавателей об обжаловании постановлений прокурора о возвращении уголовного дела для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта (постановления), а также решений вышестоящего прокурора, принятых по результатам их рассмотрения (приложение № 4).

40. Военным прокурорам при осуществлении надзора за процессуальной деятельностью органов дознания в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах руководствоваться положениями настоящего приказа в целях обеспечения своевременного и законного разрешения сообщений о преступлениях, возбуждения уголовных дел и производства неотложных следственных действий по ним до направления руководителю военного следственного органа, а также соблюдения прав участников уголовного судопроизводства и других граждан.

41. Начальникам управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Главной военной прокуратуры, к компетенции которых отнесен надзор за уголовно-процессуальной деятельностью органов дознания, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним прокурорам военных и иных специализированных прокуратур обеспечить контроль за организацией надзора на данном направлении.

Учитывать, что в центральных аппаратах МВД, МЧС, ФСБ, ФТС и ФССП России, указанные выше полномочия прокуроров реализуются Генеральным прокурором Российской Федерации либо его заместителями.

42. Начальникам управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах в пределах установленной компетенции, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур, прокурорам ЗАТО г. Межгорье, комплекса «Байконур» по итогам полугодия и года (до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом) докладывать о состоянии законности при осуществлении уголовно-процессуальной деятельности поднадзорными органами дознания и результатах надзора в данной сфере (с дифференциацией сведений применительно к каждому органу, осуществляющему такую деятельность) в подразделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации:

в управление по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью и управление методико-аналитического обеспечения надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования и оперативно-розыскной деятельностью — в части, касающейся МВД России, МЧС России, ФССП России, ФСИН России (за исключением органов внутренних дел на транспорте);

в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму — в части, касающейся ФСБ России;

в управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере — в части, касающейся ФТС России, органов внутренних дел на транспорте.

Военным прокурорам окружного звена в те же сроки представлять докладные записки в Главную военную прокуратуру.

43. В докладных записках в обязательном порядке отражать следующее:

анализ состояния законности при производстве дознания по уголовным делам и эффективности влияния на нее прокурорского надзора;

анализ эффективности взаимодействия подразделений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, с органами (подразделениями) дознания при выполнении их поручений по уголовным делам;

состояние законности при применении органами дознания мер процессуального принуждения и пресечения;

эффективность работы органов дознания по возмещению ущерба, причиненного преступлением;

сведения о количестве и характере установленных нарушений законодательства в данной сфере, в том числе повторных;

причины и факторы, выявленные в ходе осуществления прокурорского надзора и способствующие нарушениям законности при осуществлении уголовно-процессуальной деятельности органами дознания, в том числе повторным;

меры, принятые по устранению нарушений законности, причин и условий, им способствующих;

результаты рассмотрения актов прокурорского реагирования на выявленные нарушения, выделяя меры, принятые в связи с неудовлетворением (в том числе частично) ранее внесенных актов прокурорского реагирования;

анализ жалоб в порядке статей 124, 125 и 125.1 УПК РФ, поступивших от участников уголовного судопроизводства, а также иных лиц, на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, прокурора. Сведения о результатах их рассмотрения;

анализ поступивших ходатайств дознавателей, в которых обжалуются решения прокурора о возвращении уголовного дела дознавателю для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта или обвинительного постановления, о направлении уголовного дела дознавателю для производства дознания в общем порядке. Информацию о результатах их рассмотрения;

сведения о практике реализации информационных писем, обзоров Генеральной прокуратуры Российской Федерации по проблемным вопросам, касающимся деятельности органов дознания;

проблемы и недостатки в уголовно-процессуальной деятельности поднадзорных органов дознания, прокурорском надзоре за ней, предложения по их устранению, а также совершенствованию законодательства в рассматриваемой сфере.

Информацию в части прокурорского надзора за производством дознания в сокращенной форме отражать отдельным блоком.

44. Структурным подразделениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Главной военной прокуратуры, обеспечивающим надзор за уголовно- процессуальной деятельностью органов дознания, обобщать один раз в полугодие сведения об исполнении законов и о состоянии прокурорского надзора в этой сфере.

При необходимости по результатам обобщения подготавливать информационные письма, вносить в установленном порядке предложения Генеральному прокурору Российской Федерации по совершенствованию федерального законодательства и деятельности на данном направлении надзора.

45. Управлению методико-аналитического обеспечения надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования и оперативно-розыскной деятельностью, управлению по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму, управлению по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере и подразделению Главной военной прокуратуры, к компетенции которого отнесены вопросы организации и контроля работы военных прокуратур по надзору за исполнением законов при осуществлении уголовно-процессуальной деятельности органами дознания, ежегодно осуществлять обобщение практики на этом направлении деятельности и представлять аналитические справки курирующим заместителям Генерального прокурора Российской Федерации не позднее 20 февраля.

46. Признать утратившими силу приказы Генерального прокурора Российской Федерации от 06.09.2007 № 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания» и от 03.07.2013 № 262 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при производстве дознания в сокращенной форме».

47. Настоящий приказ опубликовать в журнале «Законность».

48. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Приказ направить начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним прокурорам военных и иных специализированных прокуратур, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Приложение № 1
к приказу Генеральной прокуратуры РФ

от 26 января 2017 г. № 33

(наименование органа прокуратуры)

копий постановлений и материалов об отказе в возбуждении

уголовных дел, поступивших из органов дознания ________________________