Приказ Минфина РФ от 6 декабря 2010 г. N 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» (с изменениями и дополнениями)

Приказ Минфина РФ от 6 декабря 2010 г. N 162н
«Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению»

С изменениями и дополнениями от:

24 декабря 2012 г., 17 августа, 30 ноября 2015 г., 16 ноября 2016 г., 31 октября 2017 г., 31 марта 2018 г.

Информация об изменениях:

Приказом Минфина России от 17 августа 2015 г. N 127н в преамбулу внесены изменения, применяющиеся при формировании показателей объектов учета на 1 октября 2015 г., если иное не предусмотрено учетной политикой учреждения

На основании статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2005, N 1, ст. 8; 2006, N 1, ст. 8; 2007, N 18, ст. 2117; N 45, ст. 5424), пунктов 4 и 5 постановления Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. N 185 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 15, ст. 1478; N 49, ст. 4908; 2007, N 45, ст. 5491; N 5, ст. 411) и в целях нормативно-правового регулирования в сфере ведения бюджетного учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, органами управления территориальными государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) казенными учреждениями, иными юридическими лицами, осуществляющими согласно законодательству Российской Федерации бюджетные полномочия получателя бюджетных средств, приказываю:

1. Утвердить План счетов бюджетного учета согласно приложению N 1 к настоящему приказу.

2. Утвердить Инструкцию по применению Плана счетов бюджетного учета согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

3. Настоящий приказ применяется при формировании учетной политики субъекта учета, начиная с 2011 года.

Информация об изменениях:

Приказом Минфина России от 17 августа 2015 г. N 127н пункт 4 изложен в новой редакции, применяющейся при формировании показателей объектов учета на 1 октября 2015 г., если иное не предусмотрено учетной политикой учреждения

4. Положения настоящего приказа применяются к:

а) Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» в части ведения бюджетного учета фактов хозяйственной жизни, возникающих при осуществлении полномочий главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета и администратора доходов бюджета, а также при передаче на безвозмездной основе на основании соглашений своих полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации государственных контрактов, в том числе в рамках государственного оборонного заказа, от лица указанных корпорации при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации (за исключением полномочий, связанных с введением в установленном порядке в эксплуатацию объектов государственной собственности Российской Федерации) и на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации федеральным государственным унитарным предприятиям, в отношении которых указанные корпорации осуществляют от имени Российской Федерации полномочия собственника имущества, в соответствии с бюджетным законодательством;

б) государственным (муниципальным) бюджетным, автономным учреждениям, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, а также к государственным (муниципальным) бюджетным, автономным учреждениям и (или) государственным (муниципальным) унитарным предприятиям в части ведения бюджетного учета фактов хозяйственной жизни, возникающих при осуществлении на основании соглашений полномочий государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов от лица органов государственной власти (государственных органов), органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, являющихся государственными (муниципальными) заказчиками, при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности и получающие бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и (или) на приобретение объектов недвижимости государственной (муниципальной) собственности в порядке, установленном для получателей бюджетных средств (далее — организации, осуществляющие полномочия получателя бюджетных средств).

Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», организации, осуществляющие полномочия получателя бюджетных средств, при формировании учетной политики предусматривают особенности организации и ведения бухгалтерского учета в части организации и ведения бюджетного учета в соответствии с положениями настоящего приказа.

Информация об изменениях:

Приказом Минфина России от 17 августа 2015 г. N 127н приказ дополнен пунктом 5, применяющимся при формировании показателей объектов учета на 1 октября 2015 г., если иное не предусмотрено учетной политикой учреждения

5. Положения настоящей Инструкции в части первичных учетных документов применяются до внесения изменений в учетную политику субъекта учета на 2015 год согласно пункту 6 приказа Минфина России от 30 марта 2015 г. N 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению» (зарегистрировано в Минюсте России 2 июня 2015 г. регистрационный номер 37519; официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 2015, 6 февраля).

Заместитель Председателя Правительства
Российской Федерации —
Министр финансов
Российской Федерации

О применении положения СГС «Основные средства» в соответствии с письмом Минфина России от 15.12.2017 N 02-07-07/84237

Позиция Корпорации Парус по вопросу применения положения СГС «Основные средства» (14.02.2018 г.)

Применять положения СГС «Основные средства» не следует до внесения изменений в инструкции по бюджетному учету в соответствии с письмом Минфина России от 15.12.2017 N 02-07-07/84237 «О направлении Методических указаний по применению федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утв. Приказом Минфина России от 31.12.2016 N 257н»:

. Положения СГС «Основные средства» применяются, если иное не предусмотрено:

. иными нормативными правовыми актами, регулирующими единую методологию бюджетного учета и бюджетной отчетности, принятыми в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации:

— приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н .

— приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2010 N 162н .

— приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2010 N 174н .

— приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.12.2010 N 183н .

«Приказ 257н от 31.12.2016 никак не отменяет и не вносит изменения в Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н (ред. от 27.09.2017) «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета . и Инструкции по его применению». Раздел II, п 92, остался без изменений. При этом были рекомендации от МинФина, но опять-таки не вносящие изменений в основной документ по учету — инструкцию. В программе необходимые доработки будут реализованы, как только будут утверждены разъяснения по совместному применению приказов 157н и 257н

Рабочий план счетов бюджетного учета как основной инструмент учетной политики для государственных (муниципальных) учреждений

«Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях», 2013, N 4

В связи с реформированием бюджетного законодательства и, в частности, бюджетного учета проблема применения счетов бюджетного учета является одной из наиболее актуальных.

Учетная политика формируется всеми организациями, являющимися юридическими лицами по законодательству Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из своей структуры, вида экономической деятельности и других особенностей. Руководитель экономического субъекта, за исключением кредитной организации, обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.

Нормативными документами, содержащими правила формирования учетной политики для государственных (муниципальных) учреждений, являются:

для казенных учреждений — План счетов бюджетного учета и Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденные Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н (далее — Приказ N 162н);

для бюджетных учреждений — План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее — Приказ N 174н);

для автономных учреждений — План счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н (далее — Приказ N 183н).

Также согласно п. 4 Приказа N 162н его положения распространяются на бюджетные учреждения, в отношении которых не принято решение о предоставлении им субсидии из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (РФ).

Одним из основных инструментов учетной политики является рабочий план счетов, утверждение которого обязательно при формировании учетной политики. Анализ норм вышеприведенных Приказов показывает, что утверждение рабочего плана счетов является неотъемлемой частью учетной политики только для бюджетных и автономных учреждений. В отношении казенных учреждений бюджетный учет строго регламентирован, поскольку они являются получателями бюджетных средств, и в Приказе N 162н такой инструмент, как рабочий план счетов, не упоминается.

Рабочий план счетов утверждается на основании Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденного Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н. Он должен содержать счета, применяемые для синтетического и аналитического учета. Структура счета бюджетного учета имеет 26 разрядов. Формирование разрядов счета бюджетного учета каждым типом государственных (муниципальных) учреждений осуществляется следующим образом (см. таблицу).

Формирование разрядов счета бюджетного учета каждым типом государственных (муниципальных) учреждений

Как видно из приведенной таблицы, операции по счетам бюджетного учета казенных и бюджетных учреждений, являющихся получателями бюджетных средств, полностью регламентированы нормами бюджетного законодательства. Что касается бюджетных учреждений — получателей субсидий, то положения учетной политики таких учреждений будут применяться при определении аналитического кода по классификационному признаку поступлений и выбытий. Автономные учреждения ведут раздельный учет по источникам финансирования на счетах бюджетного учета по соответствующему коду, указанному в 18-м разряде счета Единого плана счетов бухгалтерского учета. Вместо кодов Классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) автономные учреждения используют аналитический код поступлений, выбытий объектов учета в структуре, утвержденной Планом финансово-хозяйственной деятельности.

Читайте так же:  Можно ли сделать доверенность по копии паспорта

Согласно п. 3 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной Приказом N 174н, при ведении бухгалтерского учета бюджетными учреждениями хозяйственные операции отражаются на счетах Плана счетов бюджетного учреждения, содержащих в 24, 25, 26-м разрядах номера счета аналитический код вида поступлений, выбытий объекта учета, соответствующий коду КОСГУ, в зависимости от экономического содержания хозяйственной операции, отражаемой в бухгалтерском учете бюджетного учреждения.

Пунктом 4 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной Приказом N 174н, установлено, что бюджетное учреждение вправе с учетом положений Инструкции по применению Единого плана счетов при утверждении рабочего плана счетов вводить дополнительные аналитические коды счетов, обеспечивающих формирование в бухгалтерском учете дополнительной информации, необходимой внутренним, внешним пользователям бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений.

Структура аналитических кодов на уровне 1 — 17-го разрядов кодов счетов бюджетным учреждениям — получателям субсидий должна быть закреплена в учетной политике бюджетного учреждения как неотъемлемая часть рабочего плана счетов. При формировании номера счета в 1 — 17-м разрядах кодовых обозначений разделов, подразделов, целевых статей и видов расходов бюджета можно взять за основу Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные Приказом Минфина России от 21.12.2011 N 180н.

Дополнительная детализация счета может быть произведена путем введения дополнительных кодов в структуру счета (коды добавляются в 22-й и 23-й разряды номера счета при условии, что они содержат нулевые значения) либо добавления к счету дополнительного кода (субконто). Кроме того, по мнению автора, можно ввести новую аналитику с 1-го по 17-й знак.

Очень важная, по мнению автора, для бюджетных учреждений норма содержится в абз. 2 п. 4 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной Приказом N 174н. Данный пункт предписывает: «. при отсутствии в настоящей Инструкции корреспонденции счетов бухгалтерского учета по хозяйственной операции, производимой бюджетным учреждением в соответствии с законодательством Российской Федерации, бюджетные учреждения имеют право по согласованию с финансовым органом, на счете которого ему открыты лицевые счета (органом, осуществляющим в отношении бюджетного учреждения функции и полномочия учредителя), определять необходимую для отражения в бухгалтерском учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей настоящей Инструкции».

Таким образом, в обязательном порядке должны быть согласованы с органом, осуществляющим в отношении бюджетного учреждения функции и полномочия учредителя, следующие коды вида финансового обеспечения (деятельности) счета бюджетного учета (КФС):

  • 4 — субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;
  • 5 — субсидии на иные цели;
  • 6 — бюджетные инвестиции;
  • 7 — средства по обязательному медицинскому страхованию.

В соответствии с п. 3 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденной Приказом N 183н, при ведении автономными учреждениями бухгалтерского учета хозяйственные операции в зависимости от их экономического содержания отражаются на счетах утвержденного в рамках формирования учетной политики автономным учреждением рабочего плана счетов, содержащего аналитические коды вида объекта учета, коды вида поступлений (доходов), выбытий (расходов, затрат) — 24, 25, 26-й разряды номера счета, соответствующие структуре данных, утвержденных Планом финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения.

Пункт 4 Приказа N 183н предусматривает, что автономное учреждение с учетом положений Инструкции вправе вводить при утверждении рабочего плана счетов дополнительные аналитические коды счетов, обеспечивающие формирование в бухгалтерском учете информации, необходимой внутренним, внешним пользователям бухгалтерской отчетности автономного учреждения.

Как видно из приведенных норм, автономным учреждениям предоставлено больше свободы в формировании аналитических кодов на уровне 1 — 17-го разрядов кодов счетов. Разрешается вводить дополнительные аналитические коды счетов, обеспечивающие формирование в бухгалтерском учете необходимой информации, а также определять по согласованию с учредителем недостающую корреспонденцию счетов.

Кроме того, рабочий план счетов автономных учреждений должен содержать аналитические коды вида объекта учета, коды вида поступлений (доходов), выбытий (расходов, затрат) — 24, 25, 26-й разряды номера счета, соответствующие структуре данных, закрепленных Планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Таким образом, для автономных учреждений, а также для бюджетных учреждений — получателей субсидий значение такого инструмента учетной политики, как рабочий план счетов, трудно переоценить.

Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета

Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению».

Изменения, внесенные Приказом Минфина РФ от 08.11.2010 N 142н, вступают в силу с 1 января 2011 года.

О соответствии Плана счетов, утвержденного данным документом, Планам счетов, утвержденным Приказами Минфина РФ от 30.12.2008 N 148н, от 01.12.2010 N 157н, от 06.12.2010 N 162н, от 16.12.2010 N 174н, от 23.12.2010 N 183н, см. письма Минфина РФ от 29.12.2010 N 02-06-07/5396, N 02-06-07/5397, N 02-06-07/5398.

По заключению Минюста РФ данный документ в государственной регистрации не нуждается. — Письмо Минюста РФ от 09.11.2000 N 9558-ЮД («Экономика и жизнь», N 46, 2000; «Бюллетень Минюста РФ», N 1, 2001).

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные данным документом, применяются в отношении страховых организаций с учетом дополнений и особенностей, установленных Приказом Минфина РФ от 04.09.2001 N 69н.

По вопросу, касающемуся перехода на План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденный данным документом, см. письма МНС РФ от 06.03.2001 N ВГ-6-02/193 и Минфина РФ от 15.03.2001 N 16-00-13/05.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 31 октября 2000 г. N 94н

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ
И ИНСТРУКЦИИ ПО ЕГО ПРИМЕНЕНИЮ

(в ред. Приказов Минфина РФ от 07.05.2003 N 38н,
от 18.09.2006 N 115н, от 08.11.2010 N 142н)

Во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 283, приказываю:

1. Утвердить План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцию по его применению.

2. Ввести в действие настоящий Приказ с 1 января 2001 года. Переход к применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации разрешается осуществить в течение 2001 года по мере готовности организации.

По заключению Министерства юстиции Российской Федерации от 9 ноября 2000 г. N 9558-ЮД Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 г. N 94н не требует государственной регистрации.

ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПЛАНА СЧЕТОВ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА

1. Настоящая Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета (далее — Инструкция) устанавливает единый порядок ведения бюджетного учета в органах государственной власти (государственных органах), органах местного самоуправления, органах управления государственными внебюджетными фондами, органах управления территориальными государственными внебюджетными фондами, государственных академиях наук, казенных учреждениях, в том числе находящихся за пределами Российской Федерации, иных юридических лицах, осуществляющих согласно законодательству Российской Федерации бюджетные полномочия получателя бюджетных средств (далее — учреждения), финансовых органах соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, органах управления государственными внебюджетными фондами, органах управления территориальными государственными внебюджетными фондами, осуществляющих составление и исполнение бюджетов (далее — финансовые органы), органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов государственных (муниципальных) бюджетных учреждений, автономных учреждений (далее — органы, осуществляющие кассовое обслуживание).

2. Учреждения, финансовые органы, органы, осуществляющие кассовое обслуживание, при ведении бюджетного учета руководствуются Единым планом счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкцией по его применению, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н с учетом положений настоящей Инструкции.

Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации, регистрационный номер 19452.

При ведении бюджетного учета в учреждениях, финансовых органах, органах, осуществляющих кассовое обслуживание, применяется перечень типовых корреспонденций счетов бюджетного учета (приложение N 1 к настоящей Инструкции).

Применение учреждениями, финансовыми органами, органами, осуществляющими кассовое обслуживание, кодов бюджетной классификации Российской Федерации при формировании 1 — 17 разрядов номера счета Плана счетов бюджетного учета осуществляется в соответствии с приложением N 2 к настоящей Инструкции.

Финансовым органам, органам, осуществляющим кассовое обслуживание, и учреждениям разрешается введение дополнительных аналитических кодов в счета Плана счетов бюджетного учета для получения дополнительной информации, необходимой внутренним, внешним пользователям бюджетной отчетности.

Кроме того, при отсутствии в перечне типовых корреспонденций счетов бюджетного учета (приложение N 1 к настоящей Инструкции) органы, осуществляющие кассовое обслуживание, финансовые органы, главные распорядители бюджетных средств имеют право определять необходимую для отражения в бюджетном учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей настоящей Инструкции.

При завершении текущего финансового года обороты по счетам, отражающим увеличение и уменьшение активов и обязательств, в регистры бухгалтерского учета очередного финансового года не переходят.

Главная бухгалтерия

УФСИН России по Кабардино-Балкарской Республике

Главный бухгалтер -полковник внутренней службы

Борчаева Елена Германовна

Контактный телефон — 8(8662) 75-17-27

УФСИН России по Кабардино-Балкарской Республике (далее- Управление), является государственным органом, находящимся в подчинении Федеральной службы исполнения наказаний.

Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности Управления, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств, предусмотренных в Федеральном бюджете. Управление и его подведомственные подразделения вправе использовать иные источники финансирования, предусмотренные законом и утвержденным Положением.

Управление для подведомственных учреждений (бюджетополучателей) является распорядителем средств федерального бюджета и средств полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Осуществляет в отношении подведомственных учреждений в установленном законодательством порядке функции администратора доходов федерального бюджета по поступлению средств из заработной платы осужденных и иных доходов.

Управление организует финансовое обеспечение собственных расходов и расходов подведомственных учреждений, организовывает рассмотрение и утверждение их смет доходов и расходов по бюджетным средствам, в том числе доходов и расходов по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Управление доводит подведомственным учреждениям (бюджетополучателям) через органы федерального казначейства лимиты бюджетных обязательств, объемы финансирования расходов.

Основной задачей бухгалтерской службы Управления является организация и ведение бухгалтерского учета, формирование документированной систематизированной информации об объектах, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Читайте так же:  Реальная страховка для банка

Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению»;

Приказ Минфина России от 06.12.2010 N 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению;

Приказ Минфина России от 21.12.2012 N 171н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»;

Приказ Минфина России от 28.12.2010 N 191н

(ред. от 26.10.2012)»Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»

Новшества в Инструкции N 162н (Ларцева Л.)

Дата размещения статьи: 31.08.2015

Поправки в Инструкции N 162н обусловлены тремя основными причинами:

— наличие в первоначальной редакции данного документа большого количества опечаток и неточностей;

— несоответствие ряда положений Инструкции N 162н нормам обновленной Инструкции N 157н , которая является основополагающим документом при организации и ведении бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений;

— невозможность использования с 2013 г. казенными учреждениями доходов от приносящей доход деятельности: все доходы от такой деятельности перечисляются ими в бюджет. Напомним, что в 2011 и 2012 гг. указанным учреждениям еще разрешалось использовать данные доходы для обеспечения своей деятельности (пп. 4 п. 19 ст. 33 Федерального закона N 83-ФЗ ).

Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н (далее — Приказ об утверждении Инструкции N 162н).

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Кто применяет Инструкцию N 162н?

Инструкцией N 162н при ведении бюджетного учета обязаны руководствоваться:

— органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы управления территориальными государственными внебюджетными фондами;

— государственные академии наук;

— органы, осуществляющие кассовое обслуживание;

— иные юридические лица, осуществляющие согласно законодательству РФ бюджетные полномочия получателя бюджетных средств.

Согласно поправкам в данный перечень также добавлены государственные (муниципальные) бюджетные и автономные учреждения, осуществляющие в соответствии с законодательством РФ полномочия по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме. Иными словами, указанные учреждения в части операций по исполнению публичных обязательств обязаны вести бюджетный учет в соответствии с Инструкцией N 162н (п. 4 Приказа об утверждении Инструкции N 162н).

Обновленный План счетов бюджетного учета

Согласно изменениям, внесенным в Приложение 1 к Приказу об утверждении Инструкции N 162н, одни счета добавлены в План счетов бюджетного учета, другие исключены из него (см. таблицу 1), у третьих скорректированы номера или названия (см. таблицу 2).

Средства бюджета на счетах органа, осуществляющего кассовое

обслуживание, в пути

Средства бюджетных учреждений на счетах органа,

осуществляющего кассовое обслуживание, в пути

Средства автономных учреждений на счетах органа,

осуществляющего кассовое обслуживание, в пути

Средства иных организаций на счетах органа,

осуществляющего кассовое обслуживание, в пути

Расчеты по авансам по приобретению ценных бумаг, кроме акций

Расчеты по авансам по приобретению акций и иным формам

участия в капитале

Расчеты по авансам по приобретению иных финансовых активов

Недвижимое имущество учреждения в пути

Денежные средства учреждения в пути в органе казначейства

Расчеты по предоставленным займам (ссудам) в рамках целевых

иностранных кредитов (заимствований)

Расчеты с учредителем

Расчеты по заимствованиям, не являющимся государственным

Расчеты по заимствованиям, не являющимся государственным

(муниципальным) долгом, в рамках целевых иностранных

Расчеты по заимствованиям в иностранной валюте, не

являющимся государственным (муниципальным) долгом

Сметные (плановые) назначения

Право на принятие обязательств

Новая редакция Плана счетов

Старая редакция Плана счетов

и ювелирные изделия

продукции, работ, услуг

продукции, работ, услуг

призы, кубки и ценные

Виды финансового обеспечения

В новой редакции п. 2 Инструкции N 162н конкретно установлено, какие коды видов финансового обеспечения (деятельности) применяются при ведении бюджетного учета (отражаются в 18-м разряде номеров счетов бюджетного учета):

— код 1 — деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (бюджетная деятельность);

— код 3 — средства во временном распоряжении.

Код 2, используемый ранее учреждениями для отражения операций в рамках приносящей доход деятельности, с 01.01.2013 не применяется. В связи с этим понятие «приносящая доход деятельность» исключается из текста Инструкции N 162н.

Изменения в учете материальных запасов

Согласно поправкам в подразделе «Материальные запасы» Инструкции N 162н уточняется назначение счетов 0 105 37 000 «Готовая продукция — иное движимое имущество учреждения» (применяется для учета казенным учреждением готовой продукции, изготовленной для целей реализации в случаях, предусмотренных его учредительными документами — п. 27 Инструкции N 162н) и 0 105 38 000 «Товары — иное движимое имущество учреждения» (используется казенными учреждениями для учета товаров, приобретенных в целях реализации в случаях, предусмотренных его учредительными документами — п. 28 Инструкции N 162н). Кроме того, добавляются новые бухгалтерские записи.

запасов, не поступивших на

отчетную дату, при их получении

Отражение сумм торговой наценки

по товарам, реализованным,

отпущенным или списанным

вследствие естественной убыли,

брака, порчи, недостачи (методом

Порядок использования счетов по учету движения денежных средств на счетах

С 1 января 2013 г. согласно уточнению в Инструкции N 162н для учета операции по движению безналичных денежных средств применяются следующие счета:

— 0 201 11 000 «Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства»;

— 0 201 21 000 «Денежные средства учреждения на счетах в кредитной организации»;

— 0 201 22 000 «Денежные средства учреждения, размещенные на депозиты в кредитной организации»;

— 0 201 23 000 «Денежные средства учреждения в кредитной организации в пути»;

— 0 201 26 000 «Аккредитивы на счетах учреждения в кредитной организации»;

— 0 201 27 000 «Денежные средства учреждения в иностранной валюте на счетах в кредитной организации».

Как уже упоминалось выше, счет 0 201 13 000 «Денежные средства учреждения в пути в органе казначейства», применявшийся ранее, из Плана счетов бюджетного учета исключен.

Кроме того, счет 0 201 11 000, согласно новой редакции п. 42 Инструкции N 162н, используется только для учета операций учреждений со средствами, полученными во временное распоряжение. Ранее он также применялся в рамках приносящей доход деятельности.

Остальные счета, предназначенные для учета денежных средств на счетах учреждения (0 201 21 000, 0 201 22 000, 0 201 23 000, 0 201 26 000, 0 201 27 000), используются для учета операций либо с бюджетными средствами, либо со средствами, полученными во временное распоряжение.

Формирование участия учредителя

Исходя из обновленного п. 74 Инструкции N 162н орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя государственного (муниципального) бюджетного, автономного учреждения (далее — учредитель), отражает на счете 0 204 33 000 «Участие в государственных (муниципальных) учреждениях» размер участия в государственных (муниципальных) учреждениях. Показатель на данном счете формируется в размере балансовой стоимости особо ценного имущества бюджетных (автономных) учреждений, к которому относится:

— недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное за автономным учреждением или приобретенное им за счет субсидий, предоставленных из соответствующего бюджета;

— особо ценное движимое имущество, закрепленное за бюджетным учреждением или приобретенное им за счет субсидий, предоставленных из соответствующего бюджета, а также недвижимое имущество бюджетного учреждения.

Корректировка показателя размера участия в государственных (муниципальных) учреждениях при изменении балансовой стоимости особо ценного имущества бюджетных (автономных) учреждений отражается с периодичностью, установленной учредителем, но не реже чем раз в год — перед составлением годовой отчетности.

Далее приведем бухгалтерские записи по формированию и корректировке участия учредителя в государственных (муниципальных) учреждениях.

Формирование учредителем размера участия в

государственных (муниципальных) учреждениях

Корректировка размера участия

в государственных (муниципальных)

С учетом того, что размер участия в государственных (муниципальных) учреждениях формируется в сумме балансовой стоимости особо ценного имущества бюджетных (автономных) учреждений, корректировка показателей счета 0 204 33 000 на суммы начисленных амортизационных отчислений в отношении указанного имущества не производится (п. 74 Инструкции N 162н).

При формировании показателей по счету 0 204 33 000 в разрезе бюджетных (автономных) учреждений в разрядах номера счета с 7-го по 17-й указываются нули.

Новые бухгалтерские записи при отражении расчетов с подотчетными лицами

Свежая редакция п. 84 Инструкции N 162н, содержащего бухгалтерские записи по отражению операций по счету 0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами», включает новую корреспонденцию счетов. Для большей наглядности приведем ее.

Получение подотчетным лицом денежных средств

с расчетных (дебетовых) карт, выданных

органом Федерального казначейства

Принятие обязательств по компенсации

расходов, произведенных подотчетным лицом

при увольнении сотрудника

Списание с балансового учета

задолженности по принятым к бюджетному

учету суммам произведенных подотчетным

лицом расходов, не востребованным

Поступление в доход бюджета сумм в погашение

дебиторской задолженности прошлых лет

(отражаются получателями бюджетных средств,

за которыми не закреплены полномочия

по администрированию кассовых поступлений

в бюджет, на основании извещения

Предъявление учреждению поставщиками

(подрядчиками) сумм налога по приобретенным

нефинансовым активам, выполненным работам,

оказанным услугам либо отражение фактически

уплаченных при ввозе на территорию РФ

нефинансовых активов сумм налога,

не включаемых в стоимость таких нефинансовых

активов (работ, услуг)

Принятие к учету финансовых требований

по компенсации затрат государства к

получателям подотчетных сумм при увольнении

Операции, связанные с вложениями в финансовые активы

Вложения в финансовые активы учитываются на балансовом счете 0 215 00 000. Указанный счет, согласно п. 244 Инструкции N 157н, предназначен для учета вложений (инвестиций) в финансовые активы, в том числе вложений (инвестиций) в объеме фактических затрат учреждения в объекты нефинансовых активов, в сумме которых впоследствии будет формироваться первоначальная стоимость акций и иных форм участия в капитале, принимаемых к бухгалтерскому учету в качестве объектов нефинансовых активов, находящихся в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Читайте так же:  Порядок назначения прокурора субъекта рф

Бухгалтерские записи с применением счета 0 215 00 000 отражаются в бюджетном учете в соответствии с п. 98 Инструкции N 162н. Согласно новой редакции в п. 98 Инструкции N 162н добавлена следующая корреспонденции счетов:

— вложение объектов нефинансовых активов в уставный капитал (фонд) организаций:

Дебет соответствующих аналитических счетов счета 0 215 30 000 «Вложения в акции и по иным формам участия в капитале» (0 215 31 530 — 0 215 34 530)

Кредит соответствующих аналитических счетов счета 0 101 00 000 «Основные средства» (0 101 11 410 — 0 101 13 410, 0 101 15 410, 0 101 18 410, 0 101 31 410 — 0 101 38 410), счета 0 102 30 420 «Уменьшение стоимости нематериальных активов — иного движимого имущества учреждения», счета 0 103 00 000 «Непроизведенные активы», счета 0 105 00 000 «Материальные запасы» (0 105 31 440 — 0 105 36 440);

— передача нефинансовых активов управляющим компаниям в доверительное управление:

Дебет счета 0 215 51 550 «Увеличение вложений в управляющие компании»

Кредит соответствующих аналитических счетов счета 0 101 00 000 «Основные средства» (0 101 11 410 — 0 101 13 410, 0 101 15 410, 0 101 18 410, 0 101 31 410 — 0 101 38 410), счета 0 102 30 420 «Уменьшение стоимости нематериальных активов — иного движимого имущества учреждения», счета 0 105 00 000 «Материальные запасы» (0 105 31 440 — 0 105 36 440), счета 0 108 00 000 «Нефинансовые активы имущества казны» (0 108 51 410, 0 108 52 410, 0 108 54 420). Одновременно производится увеличение забалансового счета 24 «Имущество, переданное в доверительное управление».

К сведению. По договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется управлять этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему (п. 1 ст. 1012 ГК РФ).

Поскольку новая корреспонденция счетов включает не только счет 0 215 00 000, но и счета учета нефинансовых активов, аналогичные проводки добавлены в разд. 1 «Нефинансовые активы» Инструкции N 162н.

Обязательства

Рассмотрим в таблице, какие бухгалтерские записи добавлены в разд. 3 «Обязательства».

1. Применение счета 0 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам»

1.1. Операции, связанные со взаимоотношениями участников бюджетного

процесса и бюджетных (автономных) учреждений

учреждений на единые

с балансовых счетов,

Возврат в порядке,

учреждений с единого

балансовые счета, на

1.2. Прочие операции, отражаемые с применением счета 0 302 00 000

на производстве и

с балансового учета

на забалансовом счете 20

2. Применение счета 0 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты»

платежей в бюджет

расходов в отчетном

году, в погашение

3. Применение счета 0 304 05 000 «Расчеты по платежам из бюджета

с финансовым органом»

на основании заявки

средств на счет для

Применение счета 0 304 06 000

С 2013 г. Приказом N 174н в Инструкцию N 162н добавлен п. 111.1, в котором подробно описывается порядок применения счета 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами».

Согласно данному пункту указанный счет предназначен для отражения в бюджетном учете операций по приему-передаче объектов финансовых, нефинансовых активов и обязательств при создании бюджетного (автономного) учреждения путем изменения типа казенного учреждения в течение финансового года. Какие при этом используются бухгалтерские записи, рассмотрим в таблице.

1. Перевод показателей активов

и обязательств, сформированных по результатам

деятельности казенного учреждения с начала

текущего финансового года и числящихся

на соответствующих счетах бюджетного учета

(осуществляется на дату изменения типа

казенного учреждения на основании справки

а) в сумме нефинансовых активов

б) в сумме финансовых активов, за исключением

безналичных денежных средств:

— дебетовое сальдо по счетам

— кредитовое сальдо по счетам

в) в сумме обязательств:

— кредитовое сальдо по счетам

— дебетовое сальдо по счетам

2. Отнесение на финансовый результат

показателей расчетов, сформированных

в результате перевода показателей активов

и обязательств на дату изменения типа

учреждения (отражаются последними

(окончательными) операциями на дату изменения

Санкционирование расходов бюджета

Изменения, внесенные в разд. 5 «Санкционирование расходов бюджета», касаются порядка применения счетов 0 502 01 000 «Принятые обязательства», 0 502 02 000 «Принятые денежные обязательства».

По новой редакции п. 140 Инструкции N 162н к принятым бюджетным обязательствам относятся следующие обязательства, предусмотренные к исполнению за счет средств соответствующего бюджета в текущем финансовом году:

а) по предоставлению средств из соответствующего бюджета согласно заключенным государственным (муниципальным) контрактам (договорам), включая бюджетные инвестиции в объекты государственной собственности РФ;

б) по выплате денежного содержания (денежного вознаграждения, денежного довольствия, заработной платы);

в) по оплате командировочных расходов (в том числе авансовым платежам), иным выплатам (суточным, разъездным и т.п.);

г) по осуществлению иных выплат государственным (муниципальным) служащим, работникам казенных учреждений, военнослужащим, лицам, обучающимся (воспитывающимся) в государственных образовательных учреждениях;

д) по осуществлению публичных нормативных обязательств перед физическими лицами;

е) по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ (налогам, сборам, пошлинам, взносам, иных выплатам);

ж) по возмещению вреда, причиненного получателем бюджетных средств, а также по иным выплатам, обусловленным вступившими в законную силу решениями суда;

з) по предоставлению из соответствующего бюджета субсидий, межбюджетных трансфертов;

и) иные расходные обязательства.

Принятые денежные обязательства формируются в соответствии с обновленным п. 141 Инструкции N 162н на основании данных счетов, указанных в таблице.

Данные счета, включаемые

в показатели принятых денежных

Данные счета, не включаемые

в показатели принятых

Разница дебетовых оборотов,

контрагентами денежных средств

из соответствующего бюджета,

и кредитовых оборотов,

отражающих возвраты выданных

в текущем периоде авансовых

платежей и (или) зачеты

авансовых платежей в оплату

в текущем периоде обязательств

Остатки выданных авансовых

на начало текущего периода

по данному счету, а также

изменяющие указанные расчеты

в текущем (отчетном)

Кредитовые и дебетовые

по принятым в текущем периоде

в счет авансовых платежей

Дебетовые обороты (исполненные

в текущем периоде принятые

денежные обязательства прошлых

Дебетовые обороты (полученные

подотчетными лицами денежные

средства, в том числе

в возмещение перерасходов

прошлых лет, за минусом

возврата выданных в текущем

периоде авансовых платежей)

Остатки выданных подотчетным

лицам авансовых платежей,

числящиеся на начало

отчетного года по данному

счету, а также кредитовые

обороты, изменяющие указанные

в текущем периоде налоги,

взносы, пошлины, сборы и иные

(обязательства по уплате

налогов, взносов, пошлин,

сборов и иных обязательных

платежей прошлых лет,

числящихся на начало текущего

года, исполненные в текущем

Показатели расчетов по

излишне уплаченным налогам,

взносам, пошлинам, сборам

и иным обязательным платежам,

числящиеся на начало текущего

периода по данному счету,

а также кредитовые обороты,

в текущем периоде

исполнению в текущем

Дебетовые обороты (исполненные

в текущем периоде

обязательства прошлых лет

по расходам на обслуживание

Централизованное снабжение материальными ценностями

С 2013 г. в Инструкцию N 162н введен разд. 6 «Порядок учета операций по централизованному снабжению материальными ценностями». Нельзя назвать его новым, поскольку он существовал раньше, в Инструкции N 148н . Видимо, законодатели просто забыли включить указанный раздел в первоначальный текст Инструкции N 162н и решили исправить данный пробел Приказом N 174н.

Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н (утратила силу с 1 января 2011 г.).

Централизованное снабжение материальными ценностями — это процесс, когда в рамках одного договора (контракта) материальные ценности поставляются не в отношении отдельного учреждения, а в отношении группы учреждений. При этом организация и управление такой поставкой осуществляются в централизованном порядке.

Участниками централизованного снабжения являются следующие лица:

заказчик — получатель бюджетных средств, уполномоченный на заключение государственного (муниципального) контракта (договора) на централизованное снабжение;

грузополучатель — учреждение, в отношении которого осуществляется централизованное снабжение, другими словами, конечный получатель материальных ценностей;

поставщик — организация, выполняющая обязательство по поставке материальных ценностей в соответствии с заключенным контрактом (договором).

Исходя из п. 154 Инструкции N 162н принятие к бюджетному учету материальных ценностей в результате исполнения государственного (муниципального) контракта по централизованному снабжению производится на основании первичных учетных документов заказчика (поставщика), содержащих дополнительно к обязательным реквизитам, установленным законодательством РФ, следующие реквизиты:

— полное наименование заказчика;

— реквизиты государственного (муниципального) контракта на централизованное снабжение;

— код классификации расходов соответствующего бюджета, по которому принимаются и (или) исполняются согласно государственному (муниципальному) контракту на централизованное снабжение бюджетные обязательства;

— иные реквизиты, предусмотренные заказчиком в рамках своей учетной политики.

Оформление взаимосвязанных расчетов между заказчиком и получателем в рамках централизованного снабжения осуществляется с обязательным оформлением двух экземпляров извещения (ф. 0504805) согласно прилагаемым к нему первичным учетным документам. При этом учетной политикой заказчика может быть предусмотрен один из двух вариантов формирования таких извещений (п. 155 Инструкции N 162н).

Первый вариант — заказчик формирует два экземпляра извещения об отправке поставщиком в адрес грузополучателя материальных ценностей. При получении извещения грузополучатель осуществляет внутренний контроль за принятием к учету материальных ценностей (их поступлением) с уведомлением заказчика посредством направления ему второго экземпляра извещения о принятии к учету поступивших материальных ценностей. В случае неполучения материальных ценностей в период, достаточный для их транспортировки, грузополучатель также уведомляет заказчика об этом путем направления извещения.

Второй вариант — грузополучатель оформляет два экземпляра извещения о получении материальных ценностей от поставщика по централизованному снабжению, при этом оба экземпляра указанного извещения направляет заказчику. Заказчик при получении извещений от грузополучателя заполняет их в своей части и направляет один экземпляр в подтверждение сформированных взаимосвязанных показателей обратно грузополучателю.

Далее в таблице рассмотрим бухгалтерские записи по отражению в бюджетном учете операций по централизованному снабжению материальными ценностями в соответствии с п. п. 156 — 161 Инструкции N 162н.