Психологическая экспертиза физиологического аффекта

Эмоции, которые ежедневно испытывают люди, могут носить позитивный или негативный характер, быть адекватными и патологическими. Рассматривая категорию патологических эмоций, необходимо отметить, что они могут выражаться как в спаде, так и в подъеме настроения. Аффект относят именно к последней категории, характеризуют в психологии и как патологическую эмоцию, и как очень яркую эмоциональную реакцию с повышенным невербальным проявлением.

В психологии аффект рассматривается как форма проявления определенных эмоций человека, которое может быть относительно недолгим, но при этом чрезвычайно сильным эмоциональным состоянием [1]. Как правило, такое состояние возникает в случаях, когда лицо не может отыскать необходимый вариант решения какой-то проблемы (травмирующей или стрессовой) или у него возникает ощущение отсутствия выхода из ситуации критического или угрожающего характера. При этом подобное выражение эмоций характеризуют ярко выраженные внешние (двигательные) и внутренние (органические) проявления.

Термин «аффект» происходит от латинского слова affectus, что означает «страсть», «душевное волнение» [4]. Таким образом, в психологии аффект определяется как конкретный вид эмоциональной реакции, характерными чертами которого выступают сила, кратковременность и яркость. Его отличительным признаком выступает то, что аффект или полностью подавляет, или сильно снижает степень проявления других психических процессов организма, таким образом навязывая ей определенные типы ответных реакций. Кроме того, в психологии аффект рассматривается в качестве «аварийного» способа разрешения лицом опасной, критической ситуации. Психологами доказано, что он, являясь поведенческой реакцией на раздражитель, возник в процессе эволюционного развития человека, таким образом, возникновение такого эмоционального состояния может быть связано как с биологическими потребностями человека, так и с различными социальными отношениями и контактами [2].

Изучением особенностей состояния аффекта занимались еще древние ученые. Так, например, термин «аффект» встречается в работе древнегреческого ученого-философа Аристотеля «О душе» и в работе французского мыслителя Рене Декарта «Страсти души», которые определяли аффект в качестве основной категории в эмоциональной сфере человека. Нидерландский философ Бенедикт Спиноза в своей работе «Этика» рассматривал его как некое состояние тела человека, которое может изменять (увеличивать или уменьшать) способности самого тела к совершению каких-либо активных действий.

Значительный вклад в изучение аффекта внесли такие ученые, как Зигмунд Фрейд, утверждающий, что это некий сигнал предупредительного характера, который в совокупности с защитными реакциями и проявлениями личности выполняет функции Эго; Рой Шефер, которым были проведены масштабные исследования рассматриваемого состояния и его клинический анализ; П. Кнаппа, утверждающий, что аффект – это состояние, которое переживается непосредственно и может дифференцироваться от ощущений совсем незначительных до реакций очень внушительного масштаба.

Кроме того, разработкой названной проблемы занимались такие отечественные ученые-психологи, как А.Р. Лурия, который осуществлял диагностику следов аффекта; С.Л. Рубинштейн, обозначивший аффект как самую сильную реакцию эмоционального характера у человека на какой-либо раздражитель; а также Я.М. Калашник, изучающий специфику патологического аффекта.

В современной психологической науке аффект относится к уникальному типу эмоциональных процессов, протекающих в психике человека, проявляющихся лишь в наиболее критические для каждого конкретного лица моменты, особенно в тех случаях, когда они возникают совершенно неожиданно.

Аффект как особое эмоциональное состояние обладает рядом специфических признаков, которые проявляются в том, что это явление само по себе представляет бурное эмоциональное реагирование, вызывающее поведенческую дезорганизацию у человека, а также нарушающее ряд психических процессов, протекающих в сознании и организме индивида [8, с. 99]. Например, у человека при возникновении состояния аффекта резко меняется выражение лица, что является свидетельством дезорганизации моторики, нарушается процесс мышления, снижается степень внимания. Кроме того, при возникновении рассматриваемого состояния значительно уменьшается уровень сознательного контроля человека над своим поведением, принятием решений и т.д., то есть, другими словами, человек теряет способность руководить (осознанно!) своим телом и отдавать отчет совершаемым им действиям и поступкам.

Среди главных признаков аффекта следует выделить:

  1. кратковременность (может исчисляться минутами или даже секундами);
  2. наименее осознанное эмоциональное состояние (человек не способен осознанно контролировать свои действия);
  3. относится к состояниям с доминированием эмоций («чувства преобладают над разумом», то есть эмоции преобладают над сознанием и обуславливают совершение того или иного действия).

Что касается основных признаков исследуемого явления, то их можно разбить на две основные группы: обязательные и дополнительные. К первой категории относятся:

  1. наличие неожиданного психотравмирующего события, которое переживается субъективно;
  2. внезапность возникновения аффекта;
  3. бурная эмоциональная реакция, которая зачастую носит взрывной характер;
  4. сужение сознания (то есть отсутствие понимания и восприятия полной картины происходящего, неспособность адекватного восприятия совершаемых индивидом действий);
  5. частичное нарушение осознанного контроля над своими действиями вплоть до полной «автономии»;
  6. истощение как психическое, так и физическое.

Что касается дополнительных признаков аффекта, то они включают в себя:

    1. чувство безысходности (это чистое субъективное ощущение, которое субъект может как испытывать, так и нет);
    2. негативные состояния психофизического толка (например, повышенная утомляемость, нарушение сна и т.д.);
    3. частичное сужение сознания, которое может выражаться в потере чувства реальности, галлюцинациях и т.д.);
    4. нарушение моторики, речевых процессов.

Аффект также характеризуется наличием внешних и внутренних признаков. Среди первых признаков необходимо выделить мимику, позу, скорость речи и тембр голоса. Из вторых — потеря чувства времени, чувство страха и тревоги и т.д.

Несмотря на то что аффект характеризуется как чрезвычайно стремительный эмоциональный процесс, он выполняет ряд конкретных функций. На сегодняшний день их в психологии выделяют две: накопление опыта и защитная функция.

Под накоплением опыта понимается определенное «отложение» следов аффекта в бессознательном, то есть работа «аффективной памяти». Она «включается» в похожих между собой ситуациях, находясь в которых человек испытал аффект. Если такое состояние периодически повторяется, вызывая при этом сильные негативные эмоции, что способствует возникновению состояния аффекта у человека, то может произойти так называемая аккумуляция аффекта. Другими словами, человек способен вновь пережить аффект, однако в таком случае конкретный раздражитель будет отсутствовать. Подобный аккумулированный аффект в психологии именуется аффективным взрывом, возникающим не в критический момент, а спустя какой-то определенный временной промежуток.

Что касается защитной функции, то многие ученые-психологи сходятся во мнении, что аффект выступает в качестве одного из средств защиты человеческого организма и психики в случае, если это не ведет к возникновению невротических расстройств. Обуславливается это тем, что состояние сильного душевного волнения может возникать в качестве защитной реакции организма человека на какую-либо экстремальную ситуацию. Другими словами, аффект служит неким толчком к мобилизации действий, а также обеспечивает быстрое реагирование человека в тех или иных конкретных условиях. Отметим, что, находясь в данном состоянии, лицо не осознает характер своих действий, что может создавать опасность для окружающих, причем подобные аффекты возникают наиболее часто, сопровождаясь резким повышением степени возбужденности нервной системы человека, что пагубно сказывается на психических процессах, протекающих в организме. Человек теряет над собой контроль, у него резко снижается способность к рациональному взвешенному мышлению, что в итоге зачастую приводит к неадекватному поведению, которое может в той или иной степени угрожать находящимся рядом людям.

Характерной особенностью аффекта выступает то, что данная форма эмоционального проявления характеризуется более примитивным и более интенсивным, по сравнению с нормальным адекватным, поведением человека, которое, в свою очередь, обуславливается конкретными правилами и нормами, принятыми в его социальной среде. Кроме того, он оказывает специфическое воздействие на психику лица, что выражается в навязывании ему стереотипных действий, выступающих в качестве привычных форм реакции в схожих по силе и воздействию ситуациях неаффективного характера (например, агрессия, оцепенение и пр.).

Важно понимать, что ни один аффект не возникает случайно. Всегда есть конкретная ситуация или событие, которое послужило толчком для возникновения состояния сильного душевного волнения. При этом в качестве такового может быть как сильная травмирующая ситуация, так и простая негативная эмоция, например после разговора с неприятным человеком.

    1. Патологический аффект. Характеризуется кратковременностью. Возникновение патологического аффекта приводит к помутнению сознания у человека, потере контроля над своими действиями и поступками [3]. Именно патологический аффект в уголовном праве является одним из оснований признания человека невменяемым.
    2. Физиологический аффект. Такой аффект относится к категории вменяемых состояний, то есть, несмотря на то что при его возникновении в сознании человека возникают существенные ограничения, он вполне может осознавать характер совершаемых им действий, а также контролировать их. Возникновение физиологического аффекта зачастую является следствием единичного воздействия травмирующего характера.
    3. Кумулятивный аффект. Данный вид аффекта возникает как реакция на длительное оказание воздействия какой-либо ситуации, травмирующей человеческую психику, или же неоднократное повторение таких ситуаций, что непременно приводит к аффективному взрыву.

Разработкой проблем физиологического аффекта, имеющего значение для уголовного права и процесса, весьма интенсивно занимались специалисты в области судебной психологии. В процессе проводимых исследований выявлялись и уточнялись его наиболее существенные признаки, характерные особенности и специфика проявления. Таким образом, происходил процесс «насыщения» рассматриваемого понятия все более сложным и дифференцированным психологическим содержанием.

Подобное развитие проблемы обусловило становление вопроса о необходимости проведения судебно-психологической экспертизы в целях выявления наличия состояния аффекта в момент совершения преступления. Важно отметить, что эксперты стали активно привлекаться к установлению физиологического аффекта еще в 60-е гг. прошлого века, и со временем количество проводимых экспертиз лишь возрастало, а на сегодняшний день количество случаев, когда вопрос о наличии или отсутствии физиологического аффекта устанавливается посредством проведения экспертизы, не уступает случаям, когда данная проблема разрешается неэкспертным путем [5].

На первый взгляд, наблюдается тенденция усиления роли судебных экспертиз при определении состояния аффекта, в связи с чем представляется необходимым включить его в качестве обстоятельства, наличие в момент совершения преступления которого подлежит доказыванию путем обязательного назначения и проведения судебной экспертизы в порядке ст. 196 УПК РФ.

В связи с тем что для выявления состояния аффекта на данный период времени законодательно не требуется обязательное проведение соответствующей экспертизы, мы вынуждены признать, что либо для установления физиологического аффекта необходимы специальные знания и, следовательно, экспертиза, либо сделать вывод, что специальные знания и экспертиза здесь не нужны, а наличие или отсутствие аффекта следователь и суд в праве и обязаны устанавливать сами.

В современном уголовном процессе обстоятельства складываются таким образом, что экспертиза назначается лишь в случаях, если в ходе расследования преступления и выяснения каких-либо определенных обстоятельств необходимо применение специальных знаний. Данный вывод вытекает из ст. 57 УПК РФ и ч. 7 ст. 9 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

В правовой литературе выделяется три основные точки зрения на необходимость введения обязательной экспертизы, направленной на установление состояния аффекта. Согласно первой точке зрения, введение обязательности такой экспертизы нецелесообразно в силу того, что уголовно-процессуальная практика может столкнуться с проблемой нехватки экспертов в данной сфере деятельности необходимого уровня квалификации в силу того, что наличие состояния аффекта придется устанавливать по каждому уголовному делу, находящемуся в производстве следственных органов [7].

Читайте так же:  Доплата за квартиру пенсионерам

Некоторые ученые придерживаются позиции, согласно которой введение обязательности проведения подобной экспертизы необходимо, так как двойственность (либо проведение экспертизы поручается эксперту, либо наличие аффекта следователь определяет самостоятельно) существующая ныне, неприемлема. Так, Ф.С. Сафуанов говорил: «Как бы мы отнеслись к подобной двойственности при доказывании других обстоятельств — если бы, к примеру, следователи и суды стали определять исполнителя рукописного документа в одних случаях с помощью почерковедческой экспертизы, а в других — самостоятельно, путем сличения соответствующих текстов, что называется, на глазок?» [6].

Третья точка зрения гласит, что подобного рода двойственность представляется вполне приемлемой, однако в определенных границах. По мнению Е.Н. Чучелова, случаи доказывания аффекта следует дифференцировать на простые и сложные [9]. В первом случае представляется возможным определение наличия состояния аффекта самим следователем, так они представляются простыми и доступными для самостоятельного определения. Что касается второго случая, то состояние аффекта у виновного лица должно определяться только экспертами, в силу атипичности совершенного преступного деяния, а также при наличии иных усложняющих факторов.

На наш взгляд, наиболее приемлемой представляется вторая точка зрения, согласно которой состояние аффекта должно быть включено в ст. 196 УПК РФ как обстоятельство, для выявления наличия которого необходимо обязательное назначение судебной экспертизы. Аргументируем мы свою позицию тем, что на сегодняшний момент установление аффективного состояния находится в зависимости от ряда обстоятельств случайного характера, таких как личное мнение следователя, возможность проведения экспертизы и т.д. В связи с этим зачастую установление состояния аффекта у виновного лица носит субъективный характер и далеко не всегда соответствует действительности. А ведь состояние аффекта является обстоятельством, которое имеет существенное значение для квалификации содеянного лицом преступного деяния (например, в порядке ст. 107 УК РФ «Убийство, совершенное в состоянии аффекта»).

Таким образом, мы придерживаемся точки зрения, согласно которой необходимо рассматривать состояние аффекта в качестве обстоятельства, установление наличия которого в момент совершения преступления должно осуществляться посредством обязательного назначения судебной экспертизы в порядке, предусмотренном ст. 196 УПК РФ. Однако проведение такой экспертизы не должно быть безусловным, в связи с чем возникает необходимость разработки официального документа методического характера, в котором все вопросы, связанные с экспертизой аффекта, решались бы с единых позиций.

Психологическая экспертиза физиологического аффекта

Лекция. Ташкент, 2010.

1. Понятие и сущность судебно-психологической экспертизы

2. Порядок назначения и производства СПЭ

3. Судебно — психологическая экспертиза физиологического аффекта

Л И Т Е Р А Т У Р А :

Васильев В.Л. Юридическая психология. М., 2001.

Енгалычев В.Ф., С.С. Шипшин. Судебно-психологическая экспертиза.Калуга, 1996.

Коченов М.И. Введение в судебно-психологическую экспертизу. М.,1980.

Кудрявцев И.А. Судебная психолого-психиатрическая экспертиза. М., 1999.

Коновалова В.Е. Психология в расследовании преступлений. Харьков, 1978.

Нагаев В.В. Основы судебно-психологической экспертизы. М., 2000.

Прикладная юридическая психология./Под ред. А.М.Столяренко. М.,2001.

Сафуанов Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе. М., 1998.

Ситковская О.Д. Аффект: Криминально-психологическое исследование. М., 2001.

Сорокотягин И.Н. Юридическая психология. Свердловск,1986.

Судебно-психологическая экспертиза проводится на основании постановления органов суда и следствия. На разрешение экспертизы выносятся возникающие в судопроизводстве вопросы оценки различных свойств личности, особенностей психического состояния, тех или иных индивидуально-психологических характеристик участников судебного процесса (подсудимого, потерпевшего, свидетеля). Квалифицированные и объективные заключения экспертизы призваны способствовать повышению научной обоснованности, индивидуализации и эффективности судебных санкций.

Судебно-психологическая экспертиза может проводиться как на этапе предварительного следствия, так и в ходе судебного процесса. В необходимых случаях могут проводиться стационарная, заочная (по материалам дела), а также посмертная экспертизы.

Судебно-психологическая экспертиза является комплексным психологическим исследованием с использованием весьма широкого перечня методов. В каждом отдельном случае выбор методов исследования определяется характером поставленных перед экспертизой вопросов. В настоящее время на разрешение экспертизы наиболее часто ставятся вопросы о наличии или отсутствии у подэкспертного в период совершения инкриминируемых ему деяний физиологического аффекта, о степени осознания значения своих действий несовершеннолетними правонарушителями, о наличии задержки умственного развития и др.

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Предметом психологической экспертизы является не установление достоверности показаний потерпевших, обвиняемых, подсудимых, свидетелей и т.д. (это входит в компетенцию следствия и суда), а выяснение возможности допрашиваемого лица в силу индивидуальных особенностей протекания психических процессов адекватно воспринимать, сохранять в памяти и воспроизводить сведения о фактах, подлежащих доказыванию.

В соответствии с УПК экспертиза назначается в тех случаях, когда при производстве дознания, предварительного следствия и при судебном разбирательстве необходимы специальные познания в науке, технике и т.д.

Предметом психологического исследования могут быть любые психологические особенности психически здоровых людей. Поводом для назначения судебно — психологической экспертизы служит ряд обстоятельств.

Основания для назначения СПЭ:

1. Обстоятельства, связанные с устойчивыми особенностями личности подследственного, потерпевшего или свидетеля.

2. Обстоятельства, связанные с возрастными психологическими особенностями.

3. Обстоятельства, связанные с психическими состояниями лица во время совершения преступления.

4. Обстоятельства, связанные с необычным поведением лица в период проведения следственного действия.

5. Обстоятельства, связанные с взаимодействием «человек — машина».

6. Обстоятельства, способствующие или предрасполагавшие к совершению самоубийства.

1. Обстоятельства, связанные с устойчивыми особенностями личности подследственного, потерпевшего или свидетеля. К ним относятся отклонения в умственном развитии, не связанные с душевными заболеваниями (олигофрения ), и аномалии характера. Отставание в развитии интеллекта, обуславливает своеобразное восприятие и понимание отношений, в которых приходится действовать человеку. Умственно отсталый человек внешне мало чем отличается от нормальных; только пассивностью, нелюбознательностью и чрезмерной внушаемостью (зависимостью) Устойчивые аномалии характера, ( их, как правило, обозначают термином психопатизация или акцентуация характера ), вносят в поведение несогласованность эмоционально-волевых проявлений. Такие люди бывают излишне подвержены влиянию чувств. Переживания, связанные с обидой, раздражением, угнетением, гневом, протекают у них слишком интенсивно, бурно. У таких людей не развита воля, они трудны в общении. Вероятность эксцессов в конфликте выше, чем в норме.

2. Обстоятельства, связанные с возрастными психологическими особенностями. В данном случае речь идет, как правило, о стариках и детях. Участие психолога необходимо, чтобы установить, мог ли ребенок правильно воспринимать и правдиво отражать события, которые по уровню его развития и особенностям воспитания не могут быть ему знакомы. ( различные обманы, введение в заблуждение и т.д.). Поводом для назначения СПЭ должен быть не сам возраст, а наличие сомнений в достоверности показаний в силу возрастных психологических особенностей.

3. Обстоятельства, связанные с психическими состояниями лица во время совершения преступления. (Возможность появления аффекта, эмоционального всплеска и т.д.) Если есть основания предполагать, что душевное волнение действительно сузило сознание, стало причиной малоконтролируемых, импульсивных действий — назначение СПЭ необходимо.

4. Обстоятельства, связанные с необычным поведением в период следствия и дознания. Отношение к содеянному, взаимодействие со следователем, манера поведения в период расследования нередко бывают осложнены противоречивыми поступками и побуждениями (явка с повинной — отказ; доверчивость — агрессия). В большинстве случаев такое поведение продиктовано внешними обстоятельствами (влияние соседей по ИВС, получение дополнительных сведений, страх наказания). Установить без специалиста истинную причину неадекватного поведения не всегда представляется возможным. Особенно это необходимо, когда показания лежат в основе обвинения.

5. Обстоятельства, связанные с взаимодействием системы «человек — машина». Нередко возникает необходимость проведения СПЭ в связи с состоянием лица управлявшего транспортным средством или являющимся оператором какой-либо сложной технической системы.

6. Обстоятельства, способствовавшие или предрасполагавшие к совершению самоубийства. Выявление обстоятельств и причин, побудивших человека к совершению такого поступка. В процессе проведения выясняется роль в этом родственников, друзей, сослуживцев, начальства и т.д., а также характер отношений, имевший место между ними.

Основные следственные ситуации, в разрешении которых применяется СПЭ.

1. Определение способности несовершеннолетних обвиняемых, страдающих умственной отсталостью, не связанной с психическими заболеваниями, полностью сознавать себя, давать отчет в своих действиях.

2. Определение способности потерпевших от половых преступлений правильно воспринимать характер и значение действий преступника.

3. Определение способности человека верно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них показания.

4. Определение наличия или отсутствия физиологического аффекта и иных эмоциональных состояний в момент совершения преступления.

5. Установление наличия или отсутствия у лица в период предшествовавший смерти, психического состояния, предрасполагающего к самоубийству.

6. Установление обстоятельств, связанных с управлением техникой.

1. Определение способности несовершеннолетних обвиняемых, страдающих умственной отсталостью, не связанной с психическими заболеваниями, полностью сознавать себя, давать отчет в своих действиях. Нести уголовную ответственность может лишь лицо, достигшее установленного законом возраста. Однако, встречаются лица с ускоренным или замедленным физическим и психическим развитием. СПЭ определяет соответствие возраста психического развития хронологическому. Поводом для назначения СПЭ служат обстоятельства, свидетельствующие, что несовершеннолетний недопонимает ситуацию расследования.

2. Определение способности потерпевших от половых преступлений правильно воспринимать характер и значение действий преступников. СПЭ может иметь важное значение по делам о половых преступлениях, т.к. экспертиза помогает следователю дать правильную оценку факта вступления в половое сношение: совершено изнасилование или имело место добровольное согласие потерпевшей. Определяется, имело ли место при этом использование беспомощного состояния потерпевшей, наличие физических недостатков, малолетний возраст, душевные расстройства и т.д. Непонимание потерпевшей характера совершаемых действий может зависеть: — от сложности структуры и динамики сложившейся ситуации; — от эмоционального состояния в момент преступного события; — от возрастных особенностей потерпевшей; — от специфического жизненного опыта потерпевшей; — от особенностей характера пострадавшей (возможен виктимный фактор); — от уровня интеллектуального развития.

3. Определение способности человека верно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них показания. В процессе расследования преступлений следователь устраняет возникшее противоречие путем производства различных процессуальных действий. Но иногда определить субъективные особенности восприятия, запоминания, сохранения и воспроизведения информации участниками уголовного процесса очень трудно. Особенно это важно, когда потерпевшие с психическими отклонениями. Важно помнить, что СПЭ здесь помогает следователю определить индивидуальные особенности допрашиваемых, но отнюдь не является экспертизой достоверности показаний. Этот вопрос должен решать следователь, учитывая заключение СПЭ.

4. Определение наличия или отсутствия физиологического аффекта и иных эмоциональных состояний в момент совершения преступления. Рассмотрению этого момента у нас будет посвящен отдельный вопрос. Однако следует отметить, что возникновение аффекта существенно затруднят контроль за действиями со стороны личности. Поэтому в ряде случаев появляется необходимость убедиться в возможности возникновения аффективного состояния у данного лица.

Читайте так же:  Статья 159 часть 4 ук рф новая редакция

5. Установление наличия или отсутствия у лица в период предшествовавший смерти, психического состояния, предрасполагающего к самоубийству. Самоубийство — чрезвычайный, исключительный акт человеческого поведения, свидетельствующий о том, что психогенные факторы оказались сильнее инстинкта самосохранения, инстинкта жизни. Задача СПЭ — выяснить, наблюдались ли у потерпевшего особенности, свидетельствующие о склонности к самоубийству, а если да, то не были ли они результатом психических отклонений.( Проводится путем психологического анализа документов, посмертных писем и т.д.). Необходим также тщательный психологический анализ обстоятельств подтолкнувших человека к самоубийству.

6. Установление обстоятельств, связанных с управлением техникой. Основное внимание здесь должно быть уделено наличию или отсутствию стресса, растерянности, заторможенности, потере ориентации и т.д.

7. Иногда объектом СПЭ являются зафиксированные на пленку показания участника уголовного процесса. Поводом для производства СПЭ является заявление обвиняемого, что показания даны под психологическим давлением со стороны следователя.

2. ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Направляя подследственного на СПЭ, следователь обязан контролировать тщательность изучения личности, а также достоверность сделанного заключения. Для этого ему необходимо ориентироваться в методах и формах работы психолога.

При назначении СПЭ следователь должен исходить из предпочтительности основной профессиональной специализации психолога, привлекаемого к производству экспертизы. Практика СПЭ показывает, что психологу, незнакомому с особенностями криминального поведения человека, бывает трудно ориентироваться в чувствах и мотивах лежащих в основе преступного поведения. Наиболее широкий круг вопросов в состоянии решать специалисты, профессионально занимающиеся юридической психологией. Следователь, направляя подследственного на СПЭ, со своей стороны должен подробно осветить историю развития личности.

При назначении СПЭ должны обязательно соблюдаться следующие условия:

1. Правильное решение вопроса о принципиальной необходимости применения специальных знаний психолога в каждом конкретном случае.

2. Установление необходимости применения специальных знаний психолога именно в форме экспертизы.

3. Обязательность исключения правовых вопросов, требующих сугубо правовых оценок (например, наличие в действиях умысла, мерах наказания с учетом особенностей личности и т.д.)

4. Постановка вопросов, соответствующих уровню научной компетенции экспертов, кругу правомочий, теоретических знаний и опыту производства СПЭ.

Виды судебно-психологической экспертизы:

1. Установление индивидуально-психологических особенностей личности.

2. Экспертиза эмоциональных состояний.

3. Экспертиза несовершеннолетних.

4. СПЭ способности правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания.

5. СПЭ самоубийства.

6. СПЭ по делам об изнасиловании.

7. СПЭ психологических причин аварий, катастроф, ДТП, и т.д.

Для того, что бы СПЭ была проведена грамотно и дала необходимый результат, следует ознакомиться с примерной постановкой вопросов, которые формулирует следователь при назначении СПЭ того или иного вида.

1. Установление индивидуальных особенностей личности.

Имеет ли подэкспертный индивидуально-психологические особенности в виде. ( указать какие именно особенности интересуют)?.

Могли ли они оказать существенное влияние на поведение ( указать какое именно) в такой-то ситуации ( указать конкретно аспект ситуации)?

2. Экспертиза эмоциональных состояний.

Находился ли обвиняемый в момент совершения инкриминируемого ему деяния в состоянии физиологического аффекта или ином эмоциональном состоянии, которое могло повлиять на его поведение?

Как оно отразилось на способности лица в указанный период времени осознавать свое поведение и руководить им?

3. СПЭ несовершеннолетних.

Не характеризуется ли несовершеннолетний отставанием в психическом развитии, не связанным с патологией психики?

Как такое обстоятельство сказалось на способности в полной мере осознавать свои действия и руководить ими?

4. СПЭ способности правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания.

Мог ли субъект с учетом индивидуальных особенностей ( в том числе и зрения ) и в конкретных условиях правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства ( указать какие )?

Мог ли субъект при наличии установленных у него личностных особенностей, психических состояний, процессов восприятия и т.п. правильно воспроизводить такие-то обстоятельства (указать какие) и давать о них правильные показания?

5. СПЭ самоубийства.

Находилось ли такое-то лицо в период предшествовавший его смерти, в психическом состоянии, предрасполагавшем к самоубийству?

Если да, то в чем конкретно это состояние выражалось и каковы его возможные причины?

6. СПЭ по делам об изнасиловании.

Могла ли потерпевшая по уровню своего интеллектуального развития, а также особенностям психического состояния в момент происшествия правильно понимать характер и значение действий обвиняемого или оказывать сопротивление с учетом обстоятельств конкретной обстановки, ситуации (указать каких)?

Сведения об объекте СПЭ — обвиняемом, свидетеле, потерпевшем — могут быть получены двояким путем: непосредственно при экспертном исследовании; посредством исследования материалов уголовного дела, содержащих информацию о психическом состоянии и поведении подэкспертной, о ее личности, характере и т.д.

Юридическим основанием производства СПЭ является постановление следователя или определение суда о назначении экспертизы. В постановлении указывается учреждение, которому поручено ее производство. Если несколько подобных учреждений, указывается ведущее.

Непосредственно к производству СПЭ эксперты приступают сразу после получения постановления. С этого момента они несут полную ответственность за своевременное и качественное ее производство, в том числе и уголовное.

Выделяются следующие этапы производства СПЭ:

В Подготовительный период эксперты знакомятся с материалами дела, обсуждают вопросы, уточняют их суть. Этот этап завершается принятием общей программы исследования. Исследовательский период характеризуется квалификацией психического состояния. В Заключительный период входит анализ полученных результатов исследования, их интерпретация и выводы.

Закон устанавливает письменную форму заключения, но не устанавливает его структуру. Поэтому заключение пишется в произвольной форме. В водной части — указываются данные о виде экспертизы, месте и времени ее проведения, составе экспертной комиссии, юридические основания производства СПЭ. Указываются вопросы поставленные на разрешение экспертов. Исследовательская часть — должна быть описана предельно ясно, последовательно, содержать минимум специальных терминов. Выводы — наиболее важный в доказательственном отношении раздел. Выводы даются в форме ответов по существу на вопросы следователя или в виде обоснованного заключения о невозможности разрешения этих вопросов. Выводы должны быть изложены четко, исключать возможность разночтения.

3. СУДЕБНО — ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО АФФЕКТА.

Состояние сильного волнения или аффект, согласно УК может служить смягчающим вину обстоятельством.

Следует различать патологический аффект и физиологический аффект. Патологический аффект — острое кратковременное психическое расстройство, возникающее внезапно и характеризующееся рядом особенностей протекания, к которым относят:

1. Глубокое помрачнение сознания;

2. Бурное двигательное возбуждение с автоматическими действиями;

3. Полная или почти полная последующая амнезия совершенных действий.

Патологический аффект — болезненное состояние и должно рассматриваться психиатром. Физиологический аффект — рассматривается в психологии как временное психическое изменение, не носящее болезненного характера. Причины возникновения физиологического аффекта могут быть следующие:

— факторы угрожающие жизни человека, связанные с его биологическими инстинктами и потребностями;

— поступки или высказывания окружающих, социальные оценки, глубоко затрагивающие самооценку человека, травмирующие его личность.

В психологии особо отмечается тот факт, что аффект возникает при уже сложившейся ситуации и служит определенным завершением ее, своеобразным выходом из ситуации, разрядкой. Этот момент следует подчеркнуть как имеющий первостепенное значение при диагностике физиологического аффекта.

Условия возникновения физиологического аффекта:

1.Наличие конфликтной ситуации. Афектогенная ситуация характеризуется тем, что человек, находясь в ней, должен обязательно действовать, но адекватных способов действия не находит. Это противоречие и вызывает физиологический аффект.

2. Психологические особенности личности и состояния субъекта попавшего в конфликтную ситуацию. Сюда относятся:

— определенный комплекс врожденных свойств НС. (тип ВНД);

— специфическая структура личности ( высокая самооценка )

— возрастные особенности ( дети и старики );

— временные функциональные состояния, нарушающие устойчивость человека к аффектогенной ситуации (усталость, бессонница и т.п.).

На первоначальном этапе появления конфликта ситуация может и не вызвать физиологический аффект, но поведение сторон ведет к накоплению, аккумуляции аффекта, которая может разрядиться в аффективном взрыве. При физиологическом аффекте человек как правило помнит лишь отдельные эпизоды о тех действиях, которые были им совершены в этом состоянии. В психологической и судебной практике известно, что действия, совершаемые человеком в состоянии аффекта, зачастую отличаются большой несуразностью, нелогичностью, неадекватностью.

Физиологический аффект характеризуется тем, что:

1. В состоянии аффекта снижается возможность осознания совершаемых действий;

2. Снижается, а иногда и полностью становится невозможным способность контролировать свои действия, руководить ими.

Центральным методическим приемом при производстве СПЭ следует признать ретроспективный анализ противоправного деяния по материалам уголовного дела:

1. Анализ ситуации, приведшей к возникновению аффективного поведения (основное внимание здесь должно быть обращено на выявление конфликтного характера ситуации, выходом из которого явилось состояние);

2. Анализ особенностей личности виновного до совершения им преступления;

3. Анализ психофизического состояния субъекта накануне и в момент совершения преступления (наличие соматических и нервных заболеваний, усталости, бессонницы и т.п.)

4. Анализ деятельности субъекта в момент совершения правонарушения (последовательность действий, их адекватность и др.)

5. Выявление особенностей поведения человека после совершения преступления

6. Выявление последующего отношения человека к действиям совершенным в состоянии аффекта.

Лекция составлена начальником ЛМиИТ Академии МВД Узбекистана подполковником милиции Асямовым С.В.

13. СУДЕБНО — ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ 13.1. Основные понятия аффективных процессов

Однако существует такой вид судебно-психологической экспертизы, который не имеет аналогов в судебно-психиатрической практике. При данном виде экспертизы предметом исследования является не та или иная способность подэкспертного, оцениваемая с помощью юридического критерия, зафиксированного в уголовном законодательстве, а психологическое понятие — физиологический аффект обвиняемого.

В практике правоохранительных органов данный вид судебно-психологической экспертизы применяется наиболее часто. В уголовном праве физиологический аффект связывается с сильным душевным волнением, под которым понимается «такая дезорганизация психической деятельности, при которой человек не теряет полностью понимания ситуации и совершаемых им действий, но в значительной мере теряет над ними контроль» [20, с.85]. Если исходить из нововведений УК РФ, то понятие аффекта охватывает и такие эмоциональные состояния, которые не носят характера физиологического аффекта, но тем не менее существенно ограничивают свободу воли обвиняемого при совершении преступления «Отличие аффектов от эмоций не столько количественное, сколько качественное — если эмоции воспринимаются субъектом как состояния своего «я», аффекты — это состояния, возникающие помимо воли человека» [46, с.118].

В психологии и психиатрии выделяют аффекты трех видов:

2) физиологические на патологической основе;

Разделение аффектов проводится по внешним проявлениям (которые детерминированы силой и спецификой протекания внутренних реакций) и по «почве», на которой они возникают.

Понятие «физиологический аффект» возникло в недрах психиатрии как альтернатива понятию «патологический аффект». Патологический аффект относится к болезненным расстройствам психической деятельности, т.е. является медицинским критерием невменяемости.

Физиологический аффект — это сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, имеющее «взрывной» характер, сопровождаемое резко выраженными двигательными и вегетативными проявлениями. Как правило, аффект дает неподчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии. Он возникает в случаях, когда имеется преднамеренная угроза ведущим жизненным ценностям человека, т.е. данному состоянию предшествует так называемая аффектогенная ситуация.

Читайте так же:  Как прошить трудовой договор

По мнению М.М. Коченова [24], существуют три механизма возникновения аффекта. Первый связан с тем, что аффект возникает вследствие накопления (аккумуляции) у человека отрицательных эмоциональных переживаний. В таком случае «пусковым механизмом» для развития аффективного состояния может стать незначительное отрицательное воздействие, ставшее, образно говоря, «последней каплей». Второй механизм — это реакция на одноразовое действие очень сильного раздражителя (оскорбления, угрозы, насилия). Третий механизм связан с оживлением ранее образовавшихся следов возбуждения, когда повторное действие раздражителя, вызывающего аффект, было как бы отсрочено на время — от нескольких минут до нескольких лет.

В.Ф. Енгалычев и С.С. Шипшин [11, с.86—90] рассматривают признаки физиологического аффекта следующим образом.

1. Внезапность возникновения. Некоторые следователи путают внезапность возникновения с кратковременностью аффекта. Это неверно. Аффект возникает внезапно не столько для окружающих, сколько для самого субъекта переживания, т.е. человек не собирается впадать в это состояние, не занимается самовзвинчиванием. Нет, аффект возникает спонтанно, против воли человека, как бы овладев им.

2. Для аффекта характерна взрывообразная динамика. Это значит, что за крайне малый временной промежуток (вплоть до долей секунды) состояние достигает высшей точки, т. е. происходит как бы качественный скачок на иной уровень энергетики, протекания психических процессов.

3. Кратковременность аффективного состояния. Аффект может исчисляться секундами и продолжаться минуты. Когда говорят, что «состояние душевного волнения продолжалось 15 минут и более, это, конечно, мягко говоря, преувеличение либо совершенно другое состояние.

4. Аффект характеризуется интенсивностью и напряженностью протекания. У человека происходит своего рода высвобождение всех его внутренних ресурсов (физических и психологических). В состоянии аффекта астеничный человек меланхолического темперамента может одним ударом выбить дубовую дверь, в прямом смысле уничтожить значительно превосходящего в силе соперника и т.д. При этом в дальнейшем, в ходе следственного эксперимента, он никогда не сможет повторить свой «подвиг» как бы ни старался.

5. Аффект дезорганизующе влияет на психическую деятельность. Дезорганизация затрагивает все стороны поведения человека, высшие психические функции. Это выражается в сужении сознания до пределов психотравмирующей ситуации, что на уровне восприятия приводит к его субъективизации, сужению объема, фрагментарности. На уровне мышления происходит утрата его гибкости, снижение качества мыслительных процессов, что приводит к осознанию только ближайших, а не конечных целей деятельности. Это, в свою очередь, обусловливает резкое снижение сознательного контроля над действиями и поведением в целом, нарушение целенаправленности, целесообразности и последовательности действий.

6. Аффект сопровождается возбуждением, стереотипной моторной активностью (это как раз то явление, нередко сбивающее следователей с толку, которые, учитывая множественность повреждений у потерпевшего, приходят к выводу, что преступление совершено с особой жестокостью. В аффекте возбуждение может провоцировать резкое усиление двигательной активности:

человек мечется, совершает много лишних беспорядочных движений, наносит множество ранений своей жертве (повреждения могут исчисляться многими десятками). При этом орудие преступления не всегда бывает адекватным: им может оказаться любой предмет, попавший в поле зрения. Все это указывает на резкое снижение качества протекания психических процессов, на рефессию, примитивизацию психической деятельности человека в состоянии аффекта.

7. В состоянии аффекта наблюдаются вегетативные сдвиги. Это проявляется в изменении частоты дыхания, интенсификации сердечной деятельности, покраснении или побледнении кожных покровов, пересыхании слизистой полости рта, изменении голоса и т. п. Нередко именно подобные проявления отмечают свидетели, которые видели обвиняемого в момент совершения преступления или сразу после него.

Далее авторы [11] пишут и о таких характерных для аффекта явлениях, как частичная амнезия на детали криминального события и астенический синдром. Многие следователи при рассмотрении дел об убийствах, совершенных в состоянии физиологического аффекта, сталкивались с тем, что обвиняемый не помнит ряд обстоятельств и деталей. Он, в частности, не может сказать, сколько ударов нанес потерпевшему (как правило, помнятся первые один-два удара), куда наносил удары, а также чем наносил. Очень часто обвиняемые не могут сказать, где и каким образом брали орудие преступления. Это является следствием дезорганизации психических процессов, в том числе памяти, вызываемой аффективным состоянием (а не только лишь желанием обвиняемого избежать ответственности).

Что касается астенического синдрома, то здесь следует отметить, что заключительной стадией эффекта является спад, который проявляется также в состоянии всех психических функций. Человек в постаффективном состоянии, как правило, проявляет заторможенность, безразличие, подавленность, слабость, упадок сил (в крайних проявлениях астенический синдром может вызвать рвоту, сон).

Как видим, все перечисленные признаки свидетельствуют, что аффект — это предельное, экстремальное состояние, вызывающее резкие изменения в психической деятельности человека, что проявляется в его поведении и конкретных действиях. Следует помнить, что физиологический аффект не является патологическим эмоциональным состоянием (как патологический аффект), поскольку вызывает сужение сознания, а не помрачение его; не ликвидирует сознательный контроль над действиями и поведением, а тормозит его, значительно снижает его уровень. Образно говоря, физиологический аффект до определенного времени «оставляет хвостик, за который его можно ухватить». Это действительно так.

«Отменить» уже возникший аффект человек не в состоянии, однако скорректировать его протекание, канализировать направление агрессии он способен. Однако есть одно «но», которое, возможно, до определенного времени и зависит от большого количества внутренних факторов (силы личности, особенностей эмоционально-волевой сферы, уровня самоконтроля), а также от большого числа внешних факторов. К сожалению, приходится констатировать, что в подавляющем большинстве случаев человеку не удается воспользоваться этой возможностью при возникновении у него состояния физиологического аффекта.

Давая краткую характеристику физиологического аффекта, В.Ф. Енгалычев и С.С. Шипшин отмечают, что данное состояние возникает при наличии аффектогенной ситуации. Рассмотрим признаки такой ситуации.

1. Конфликтность. Она может порождаться высокой личностной значимостью психотравмирующего воздействия со стороны потерпевшего, насилием, угрозой жизни, здоровью, самоуважению, чести, достоинству (как самого обвиняемого, так и близких ему людей), недостатком информации о ситуации и способах ее разрешения. Конфликтность ситуации может быть вызвана как противоречиями в отношениях с окружающими (в частности, с потерпевшим), так и внутриличностными противоречиями (в случаях, когда у человека сталкиваются разнонаправленные мотивы и побуждения). Например, человеку приходится выбирать между двумя привлекательными решениями, требующими противоположных действий, или когда цель представляется привлекательной и в то же время непривлекательной; возможен также выбор между двумя в равной степени непривлекательными решениями. Нередко в жизни межличностные и внутриличностные конфликты сочетаются.

2. Внезапность. В данном случае речь идет о том, что ситуация обладает новизной, динамизмом, требует быстроты разрешения, однако человек не готов к этому, не имеет адекватных, подходящих способов действия.

3. Экстремальность. Это может быть обусловлено тем, что человек не имеет достаточной информации о ситуации и опыта решения возникающих необычных, новых для него проблем. Кроме того, как показывает практика, аффектогенным ситуациям свойственны быстротечность, наличие значительного количества помех, что влечет за собой дефицит времени для принятия решения и его реализации.

4. Реальность. Этот признак говорит о том, что аффектогенная ситуация должна быть реальной, а не воображаемой. М.М. Коченов призывает понимать данный тезис не столь прямолинейно, поскольку поведение потерпевшего может по-разному быть воспринято человеком в зависимости от его системы ценностей, функционального состояния в момент происшествия, настроения, предшествующих переживаний и т. д.

Таким образом, для возникновения состояния физиологического аффекта имеются два условия: необходимое и достаточное. Необходимым является аффектогенный характер ситуации. Отсутствие подобного условия исключает возможность возникновения аффекта. В то же время этого явно недостаточно: не каждая аффектогенная ситуация «порождает» аффект. Состояние станет физиологическим аффектом в том случае, когда будет включать в себя все вышеописанные свойственные для него признаки (либо их значительное количество). В противном случае мы будем иметь дело с другими психическими состояниями, способными существенно дезорганизовать психическую деятельность человека, однако имеющими отличные от аффекта динамику и содержание. К ним относятся психическая напряженность (стресс), фрустрация и растерянность.

Выделяют и такие виды эмоциональных состояний, как кумулятивный аффект, аффект на фоне алкогольного опьянения, эмоциональное возбуждение, оказывающее существенное влияние на сознание и поведение, и эмоциональное напряжение, в значительной мере воздействующее на сознание и поведение.

Кумулятивный аффект отличается от классического физиологического аффекта тем, что его первая фаза, в течение которой развивается длительная психотравмирующая ситуация, обусловливающая накопление эмоционального напряжения у обвиняемого, обычно растянута во времени. Этому могут способствовать и индивидуальные психологические особенности. Аффективный взрыв может наступить и после незначительного события — «последней капли». Вторая и третья фазы принципиально от физиологического аффекта не отличаются.

Аффект на фоне алкогольного опьянения характеризуется тем, что влияние алкогольной интоксикации на течение аффекта прослеживается на первой стадии возникновения эмоциональной реакции, когда события видятся в более «угрожающей» форме. Во второй и третьей фазах изменений не наблюдается. Средняя, особенно тяжелая степень алкогольного опьянения: у обвиняемого практически исключают квалификацию аффекта, так как его поведение детерминируется уже расстройствами психических процессов под влиянием алкоголя.

В.Ф. Енгалычев и С.С. Шипшин пишут, что очень важной является проблема соотношения физиологического аффекта и алкогольного опьянения. В следственной практике нередки случаи, когда обвиняемый совершает преступление в состоянии алкогольного опьянения и в то же время проявляет признаки аффективного состояния. Здесь следует обратить внимание на то, что собственно физиологический аффект в состоянии алкогольного опьянения возникнуть не может, поскольку алкоголь сам по себе вызывает дезорганизацию психической деятельности человека, т.е. в причинно-следственной цепи «аффектогенная ситуация — физиологический аффект» появляется новое звено — алкогольное опьянение. С одной стороны, оно облегчает возникновение аффективного или другого экстремального состояния, поскольку происходит дезорганизация процессов восприятия и мышления (выражающаяся в субъективизации восприятия и оценки ситуации, изменении темпа протекания психических процессов, снижении их продуктивности и т. п.). С другой стороны, алкогольная дезорганизация влияет на эмоционально-волевую сферу, на способность человека контролировать свои эмоции и действия, обусловливает двигательную расторможен-ность, что, в свою очередь, углубляет негативное влияние экстремальных психических состояний на сознание и психическую деятельность.

Учитывая это, следует признать, что в случаях, когда обвиняемый находится в легкой степени алкогольного опьянения и в то же время проявляет признаки аффективного состояния, мы сталкиваемся не с физиологическим аффектом, а с аномальным аффектом (не путать с патологическим!). Это понятие было введено И.А. Кудрявцевым для описания аффективных состояний у психопатических личностей. При наличии аномальной почвы подобные состояния в значительно большей степени дезорганизуют сознание и психическую деятельность, чем наблюдается в норме у здоровых людей, и потому, по мнению автора данной концепции, допускают дифференцирование судом «упречности и ответственности за совершенные в аффекте деяния» [28].

Аффект на фоне алкогольного опьянения, таким образом, является разновидностью аномального аффекта, поскольку алкогольное опьянение влечет за собой изменения функционирования человека на биологическом и психологическом уровнях, что как раз и служит той самой «аномальной почвой».