Как оспорить штраф ГИБДД с камеры видеофиксации?

Широкое распространение в последнее время получили камеры видеофиксации на дорогах России. Их использование продиктовано необходимостью фиксировать нарушения водителями правил дорожного движения с целью предупреждения аварийных ситуаций на дороге. При этом нередкими являются ситуации, когда правонарушение неправомерно и штраф выписан по ошибке. Разобраться с нюансами процесса и оспорить штраф поможет настоящая публикация.

Можно ли оспорить штраф ГИБДД с камеры?

Использование видеорегистраторов правонарушений на дорогах значительно снизило уровень нарушений ПДД. При этом участились случаи, при которых автовладельцы прибегают к оспариванию незаконно оформленных штрафных санкций.

Причины, по которым можно оспорить штрафы ГИБДД:

  • Изображение с камеры видеонаблюдения искажено или на снимке представлен неверный государственный номер транспортного средства;
  • Информация относительно скорости авто, отмеченная в документах, не характерна для автомобиля;
  • Местность, где было зафиксировано нарушение, не является участком, на котором действуют ограничения;
  • Если управление транспортным средством осуществлялось не владельцем машины;
  • Если устройство не обладает характеристиками, способными распознать некоторые виды нарушений;
  • Оформление нескольких штрафных санкций по аналогичному виду правонарушений;
  • При намеренном сокрытии сотрудниками ГИБДД устройства видеорегистрации;
  • На основании положений КоАП, владелец авто располагает правом оспорить штраф, если нет предупреждающего знака о видеофиксации.

Какой штраф с камеры можно оспорить?

При возникновении необходимости оспорить штраф ГИБДД важно обратить внимание в отношении какого рода правонарушений действует данная возможность. Наиболее распространенным видом нарушений является превышение скорости. Обжаловать штрафные санкции за превышение установленной нормы практически невозможно.

Отмена штрафа будет иметь место только в исключительных случаях:

  • Очевидное несоответствие показаний устройства и предоставленных на фото сведений;
  • Отсутствие на двусторонней дороге знаков, свидетельствующих о наличии ограничения в скорости.

Проезд на стоп — линию при наличии запрещающего цвета светофора или жеста представителя ГИБДД — административное правонарушение в отношении которого устанавливаются штрафные санкции. Фиксация момента посредством камеры не предполагает возможность обжалования постановления ГИБДД. В качестве исключения выступают случаи искажения изображения.

Оспорить штраф ГИБДД с камеры за неправильную парковку практически невозможно. По мнению специалистов, обжалованию подлежит только неверно оформленное постановление — указание неточного места или времени правонарушения, ссылка на неправильную статью закона.

Что делать, если пришел штраф с камеры видеофиксации, но ничего не нарушал? Владелец авто располагает правом оспорить назначение штрафных санкций в последующие десять дней с момента получения по почте постановления.

В течение указанного срока автолюбитель должен реализовать следующие действия:

  • В зависимости от вида административного правонарушения подготавливается определенный пакет документов. Если управление транспортным средством осуществлял не собственник авто — доверенность на третьих лиц, соглашение об аренде или продаже авто; при превышении скорости — технические акты автомобиля; задокументированные показания свидетелей;
  • Оформление жалобы и направление в надлежащий орган. В содержании жалобы отражается несогласие собственника с решением о назначении штрафа и требования по решению вопроса;
  • Получение постановления представителей ГИБДД. Отрицательный для владельца ответ предоставляет возможность оспорить решение в рамках судебного учреждения.

При решении вопроса важно обратить внимание на срок получения постановления. На основании положений КоАП срок исковой давности со дня правонарушения равняется двум месяцам.

На основании содержания КоАП владелец транспортного средства самостоятельно выбирает метод обжалования постановления. Куда обращаться, чтобы оспорить штраф ГИБДД с камеры, пришедший по почте?

Письменная жалоба и пакет документации направляется:

  • Руководителю местного отделения ГИБДД. Жалоба предоставляется лично либо посредством использования почты. Если применяется способ отправки заказным письмом, ставится пометка об уведомлении в получении претензии;
  • В ГИБДД с помощью онлайн — сервиса;
  • В суд по месту нарушения ПДД.

Для скорейшего решения вопроса рекомендуется обратиться в отделение ГИБДД.

Как оспорить штраф ГИБДД с камеры, если авто продано?

Одним из способов оспорить полученный штраф с камеры ГИБДД — доказать, что за рулем транспортного средства был не хозяин машины. Если управление автомобилем осуществлял родственник или знакомый — предоставляются документы, свидетельствующие о наличии доверенности на третьих лиц.

Но что делать если авто продано по доверенности? Продажа движимого имущества обязательно сопровождается некоторыми действиями. Новый собственник обязан поставить на учет приобретенное авто. Процедура реализуется в течение десяти дней с момента заключения сделки. Если новый владелец еще не оформил машину на себя в течение установленного срока — требуется доказать факт совершения сделки купли — продажи. В качестве свидетельств, подтверждающих данный факт, выступают: договор о продаже, справка о возврате денежных средств за страховку, свидетельства очевидцев и прочие доказательства.

В случае возникновения сложностей с обжалованием штрафа на автомобиль рекомендуется обратиться за помощью к опытному юристу. Получить квалифицированную помощь специалиста можно на нашем сайте.

Как оспорить штраф ГИБДД — грамотное обжалование штрафа

Трудно представить себе водителя, который никогда не получал штрафов за вождение или не был остановлен автоинспектором. К несчастью, сотрудники ГИБДД далеко не всегда оказываются объективными, порой их действия противоречат не только законодательству России, но и, естественно, здравому смыслу. Этап статья посвящена актуальному для водителей вопросу: как оспорить штраф ГИБДД?

Инспектор ДПС может выносить постановление о нарушении правил на месте фиксации правонарушения либо на месте ДТП. Такая же задача возложена на особые подразделения ГИБДД, когда нарушение фиксируется фактически в автоматическом режиме. Нередки случаи, когда постановление выносится судом, однако в суде рассматриваются только дела о наиболее строго караемых нарушениях.

По словам зам. президента Адвокатской палаты Санкт-Петербурга, водители выигрывают примерно 90% связанных с ГИБДД дел. Главное – быть уверенным в собственной правоте.

В обязанности сотрудников ГИБДД, в частности, входит и соблюдение закон. Если они от норм законодательства отступают, они должны понести за это ответственность. Люди зачастую идти в суд боятся, так как считают, что от ГИБДД добиться правды невозможно. Это порождает безнаказанность, но чем чаще мы будем отстаивать собственные права, тем больше вероятность построить правовое государство.

Далее вы узнаете некоторые нюансы того, как обжаловать штраф ГИБДД.

Сроки подачи жалобы

На подачу жалобы реально отводятся 10-ть дней с получения постановления. Постановление, как правило, вручается после рассмотрения дела. Но, если вы по какой-нибудь причине при этом отсутствовали либо нарушение зафиксировано было при помощи камеры автоматической фиксации, срок отсчитывается с того момента, как вы фактически получите по почте постановление.

Если вы с не уложились в данный срок, можно с жалобой подавать, естественно, и заявление о восстановлении срока для соответствующего обжалования. Однако помните: вам придется представить всевозможные доказательства того, что срок пропущен был по веской причине (документы на командировку либо отпуск, больничный лист).

В жалобе нужно указывать название органа, куда жалоба подается (суд или ГИБДД), дату, номер постановления относительно дела об административном правонарушении, приводить аргументы, доказывающие, по вашему мнению, незаконность обвинения.

Рассмотрение жалобы

Жалоба рассматривается на протяжении десяти дней. А решение, принимаемое по жалобе, не является окончательным. Выводы инспекции могут быть оспорены в суде по месту нахождения ГИБДД, затем и в вышестоящем суде.

Стоит заметить, что рассмотрение жалобы в ГИБДД является на практике лишь формальностью. В действительности, дело рассматривают без участия водителя, так что представить дополнительные доказательства (к примеру, показания свидетелей, видео- и фотоматериалы) не получится. Именно поэтому постановления в большинстве случаев фактически остаются в силе. В свете вышесказанного имеет смысл обращаться с жалобой сразу в суд. Возникает, естественно, вопрос: в какой?

Судами рассматриваются жалобы по месту совершения правонарушения. Выяснить, к какому районному суду относится конкретный адрес, можно на веб-сайте «Правосудие» — www.sudrf.ru. Если постановление первоначально было вынесено судом, то жалобу подать можно в вышестоящие инстанции.

Жалобу должны рассмотреть на протяжении 2-ух месяцев с момента поступления к судье материалов дела. Судья обязан рассматривать дело с нуля и не учитывать выводы нижестоящего суда либо ГИБДД.

При обжаловании штрафа ГИБДД обязательно следует указывать процессуальные нарушения, которые допущены были еще на начальной стадии рассмотрения дела. К ним причисляют отсутствие понятых при осуществлении освидетельствовании на состояние опьянения, а также ненадлежащее уведомление гражданина о рассмотрении дела, использование полученных с нарушением закона доказательств, отказ приобщать к материалам по делу доказательства без вынесения определения и прочее.

Читайте так же:  Какие выплаты положены матерям-одиночкам в 2018 году выплаты и льготы

При появлении новых доказательств стоит приобщить их к жалобе.

Если очевидцы происшествия есть, будет явно не лишним их зафиксировать. Нередко инспектора вписывать свидетелей в графу, предназначенную специально для них, запрещают, обосновывая это тем, что в графе «Свидетели и потерпевшие» писать может лишь милиционер. Но запрет инспектора незаконный, таких законодательных ограничений нет.

Подпись автовладельца в протоколе

Существует мнение, будто подпись в протоколе означает согласие гражданина с нарушением. Это не так. Подпись значит, что водитель ознакомлен с его содержанием, получил соответствующую копию, данные касательно него верны, за исключением тех случаев, когда в протоколе определенно указано «С нарушением согласен».

Если такая приписка отсутствует, и с нарушением вы не согласны, протокол подпишите, но в графе «объяснение нарушителя» на обратной стороне опишите ваше видение ситуации. Вы можете также указать свои возражения касательно неправомерных действий сотрудника полиции.

Также знайте, если вы намерены оспорить свое привлечение к ответственности, неполучение копии протокола — исход крайне нежелательный для вас: вы в дальнейшем можете, естественно, столкнуться с всевозможными бюрократическими преградами.

Если суд с вашими доводами не согласился, оставил постановление без изменения, можно обратиться в вышестоящие судебные инстанции с жалобой. И помните: если обвинение неоспоримыми доказательствами не подкреплено, добиться успеха более чем реально.

Как опротестовать штраф на основании данных видеорегистратора

Законодательство, к сожалению, предоставляет водителю минимальные возможности, чтобы оспорить штраф с камеры и доказать свою невиновность: фиксация транспортного правонарушения делает водителя виновным. В суде он, как правило, может противопоставить фотографии машины с зафиксированной скоростью лишь свои слова, а этого недостаточно для вынесения решения в пользу автомобилиста.

Когда нарушение ПДД фиксируется видеокамерой, составляется т.н. «письмо счастья» вместо протокола. Собственник автомобиля получает по почте готовое постановление, составленное без его ведома. По словам специалистов, такие «письма счастья» сегодня приходят каждому второму автовладельцу, причем не только тем, кто действительно нарушил правила. Так что делать, если вы правила дорожного движения никак не нарушали?

Как доказать свою невиновность

Есть несколько способов доказательства собственной невиновности:

1) Нужно, прежде всего, внимательно оценить обстановку, время на фотографии. Известен случай, когда водителю предъявили 3 фотографии его машины в задней проекции со скоростью 126 км/ч, 105 км/ч, 91 км/ч. Время на фото было с разницей в 1-2 секунды. Водитель авто мог бы теоретически резко затормозить, но в таком случае на его транспортном средстве горели бы стоп-сигналы, чего фото не отражало.

2) Обязательно посмотрите, какой режим съемки значится на фотографии — мобильный (в движении) или стационарный. Если режим второй из упомянутых, а машина ДПС находится в движении, или, напротив, авто ехало, а на фото указан стационарный режим, фотографии такие недействительны. Кстати, мало кому известно, что инспекторы ГИБДД обязаны отдавать фотографии водителю. Всегда требуйте данные снимки, так как при выявлении несоответствия они могут послужить причиной служебного расследования против таких недобросовестных инспекторов.

3) При фиксации завышенного показателя скорости можно ссылаться на максимальную скорость авто, установленную заводом-изготовителем.

Если вам пришло письмо о нарушении, но вы знаете наверняка, что ничего не нарушали, можно и нужно оспорить присланное постановление. Наиболее простым вариантом считается дело, когда собственник средства передвижения приводит факты, согласно которым в момент нарушения правил дорожного движения автомобиль находился во владении (использовании) другого лица. Владелец авто в этом случае, естественно, от ответственности освобождается.

Еще один способ оспорить постановление — подать жалобу в суд по месту проживания, но при этом фактически никаких государственных пошлин платить не придется. Жалобу можно составить в течение 10-ти суток после получения копии постановления.

Подача жалобы и обжалования штрафов ГИБДД: инструкция

Текст жалобы может быть разделен условно на несколько частей:

  1. Первая часть содержит сведения об адресате жалобы, реквизиты суда и ваши данные. Затем идет основной текст.
  2. Обязательно делайте ссылку на постановление, законодательные акты и документы, подтверждающие, что правонарушения вами не совершалось либо за рулем машины в тот момент находились не вы.
  3. Также попросите суд допросить свидетелей (при необходимости), чьи данные указываются в жалобе.
  4. Изложите вашу просьбу, адресованную суду: прекратить производство по конкретному делу, отменить постановление, направить такое-то дело на новое рассмотрение.
  5. В последней части жалобы рекомендуется указывать список прилагаемых документов.

В качестве доказательств невиновности могут быть использованы фото с места совершения правонарушения, технические возможности автомобиля, данные видеорегистратора.

Жалобу на вынесенное постановление должны рассмотреть, как уже говорилось, в течение 10-ти дней с момента ее поступления в суд. Когда обжаловать постановление не удалось, вы должны будете сделать уплату штрафа в 30-дневный срок. При неуплате на вас также налагается штраф в двойном размере от суммы неуплаченного штрафа (однако не менее тысячи рублей). В некоторых случаях штраф заменяют арестом на пятнадцать суток.

Вышеописанная процедура действительна при получении по почте штрафа с камер фото- , видеофиксации правонарушений. В некоторых случаях, что правда, возможны особые ситуации, позволяющие избежать штрафов. К примеру, иногда на фото, вложенном в «письмо счастья», номер «расшифрован» с ошибкой (если из-за грязи плохо видны цифры или буквы) и изображен другой автомобиль.

Как оспорить штраф за парковку?

За стоянку автомобиля в неположенном месте, зафиксированную при помощи стационарной камеры либо летучей бригады, незадачливому водителю в соответствии с законодательством нужно будет выплатить штраф в размере 3 тысяч рублей.

Если вас оштрафовали несправедливо, как избежать оплаты разорительной суммы? По мнению адвокатов, решение о штрафе может быть обжаловано в суде, вышестоящей автоинспекции, однако шансы на решение в пользу автомобилиста невысоки. Более того, такие случаи единичны.

Если нарушение правил автопарковки зафиксировано и официально зарегистрировано, оспорить это практически нереально. Эксперты говорят, что здесь единственно возможный путь – найти ошибку в постановлении: неверно указано место или время нарушения, пункт ПДД и пр.

Видео: Водители против неправильных штрафов за парковку

Надо четко понимать, что для борьбы за собственные права необходимо прекрасно ориентироваться во всех нюансах законодательства, уметь грамотно и верно составить заявление, собрать документы. Это сделать может лишь специалист, и порой сумма его гонорара (от нескольких тысяч рублей) превышает сумму штрафа. Однако воспользовавшись услугами специалиста, вы автоматически повышаете свои шансы выиграть дело. К тому же, если суд вынесет решение в вашу пользу, проигравшая сторона должна будет возместить расходы на оплату услуг адвоката и уплату вами государственной пошлины.

Остается лишь верить, что в число водителей, что готовы бороться за свои права, возрастет, как и количество жалоб на штраф, и больше не придется безропотно соглашаться с несправедливыми обвинениями ГИБДД. Надеемся, эта статья окажется вам полезной и поможет избежать необоснованных штрафов!

Законны ли штрафы с камер, если нет знаков, предупреждающих о видеоконтроле

Вокруг таблички 8.23 «Фотовидеофиксация», прописавшейся в Правилах дорожного движения еще зимой 2013 года, до сих пор ходит много споров. Дабы разобраться в ситуации, портал «АвтоВзгляд» обратился к начальнику отдела пропаганды безопасности дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма ГУОБДД МВД России Максиму Белугину.

Для начала напомним, что знак со схематичным изображением фотоаппарата призван информировать водителей о том, что «на данном участке дороги может осуществляться фиксация административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото-, киносъемки и видеозаписи, или средствами фото-, киносъемки и видеозаписи».

По ГОСТу соответствующей табличкой или разметкой 1.24.4 должны быть обозначены все те камеры, что по определению относятся к стационарным. Иначе говоря, к комплексам, которые укреплены на неподвижном основании. И многие водители, получив штраф с придорожного «фонаря», оперируют именно этим требованием, пытаясь доказать сначала гаишникам, а потом и судье, что раз знака 8.23 перед камерой нет, то и наказание противозаконно. Но так ли это на самом деле?

По словам нашего собеседника, автомобилисты, бьющиеся за отмену штрафа, упускают из вида один важный нюанс. Все тот же ГОСТ вовсе не обязывает органы местной власти устанавливать таблички «Фотовидеофиксация» перед каждым комплексом. Им, согласно регламенту, достаточно воткнуть как минимум одну — при въезде в населенный пункт. Из этого следует, что под действие единственного знака 8.23 может подпадать хоть тридцать камер, раскиданных по городу или деревушке.

Доказать отсутствие таблички, как вы понимаете, довольно сложно. Однако бывает и такое, что знака в самом деле нигде нет — мало ли у дорожников закончились деньги или рабочая смена, а может его банально не успели или случайно забыли установить. Да вот только сие обстоятельство никак не освобождает автомобилиста от административной ответственности. И это прописано в одном из множества правительственных постановлений.

Любопытно при этом, что некоторым водителям-счастливчикам все же удается в судебном порядке обжаловать штраф ГИБДД, выписанный камерой, не обозначенной предупредительной табличкой. Но процент выигранных дел, завязанных на «потерявшемся» знаке 8.23, увы, ничтожно мал. Здесь, конечно, все зависит от конкретного судьи: некоторые служители закона отменяют наказание ввиду несерьезности правонарушения. Но в большинстве случаев, повторимся, автомобилист уходит не солоно хлебавший, ведь закон — есть закон.

Читайте так же:  Отказ в материнском капитале судебная практика

Частные камеры фиксации: В чей карман мы платим дорожные штрафы

30 июня 2018 1:07 109

Дачники — лакомая добыча лицензированных охотников за нарушителями. Фото: Руслан ВОРОНОЙ, Экспресс газета

Думаете, за соблюдением правил дорожного движения следит только государство? Ошибаетесь. Сегодня на дорогах появились системы видеофиксации, установленные частниками.

КАЧАЛКА В БЮДЖЕТ

Камеры — не только профилактика ДТП , но и источник нехилых барышей в бюджет регионов. Москва в 2017 году получила 16,6 млрд. руб. Татарстан — 3 млрд. Подмосковье — 2,4 млрд.

Эти деньги полностью остаются в местной казне. Казалось бы, золотое дно — воткни у каждого поворота по камере, как нефтяную качалку. Вот только стоит она около 2 млн. руб. А еще надо установить, подключить к системе, обслуживать. У регионов денег нет. Но чиновники нашли выход: установку камер поручили частным компаниям, которым отчисляют денежку с каждого поступившего штрафа.

КАК ДЕЛЯТ ДОХОДЫ В ПОДМОСКОВЬЕ

С начала этого года число камер в Московской области выросло в пять раз. Рывок обеспечила частная компания « МВС Групп», установившая 1011 стационарных и 200 передвижных комплексов фиксации. Стоимость проекта — не менее 2 млрд. руб. По условиям соглашения, действующего 12 лет, с каждого оплаченного штрафа «МВС Групп» получит 233 руб. комиссии. С 13-го года оборудование остается в собственности региона, а подрядчик перестает получать отчисления. Как именно распределятся доходы — см. графику «Только цифры».

В других областях, например Тульской, камеры фиксации принадлежат сразу куче небольших компаний или даже индивидуальным предпринимателям. Чем-то напоминает лицензию на рыбалку: право установки оборудования выигрывается на конкурсе, а место установки ловушки определяют власти.

АВАРИЙНО-ХЛЕБНЫЕ МЕСТА

Формально камеры должны ставить на участках с высокой аварийностью (от трех ДТП в течение года). Но реально их втыкают там, где они соберут больше штрафов.

«На Волоколамском шоссе, от бетонки до Дедовска , насчитал 14 камер. Там ехать-то всего 14 километров», — пожаловался в соцсетях москвич Иван Стариков.

«Только вернулся из поездки Москва — Сочи — Москва. Будьте бдительны — частных камер на трассе десятки, больше всего их на участке от Ростова -на- Дону до Краснодара », — предупредил в Фейсбуке Евгений Маслов .

Трасса из Москвы в Ярославль проходит по территории трех регионов. В Подмосковье действует ограничение 90, и сплошняком стоят камеры. Во Владимирской области ограничение 110 (магистраль), и ни одной камеры, хотя трасса та же самая. В Ярославской области ширина дороги падает с четырех до двух полос, качество асфальта снижается, а лимит скорости остается, как в Подмосковье, — 90. При этом, по статистике ГИБДД , аварийность на дороге во всех трех регионах примерно одинаковая. То есть дело не в скорости и камерах.

— Частные компании, устанавливающие камеры, могут манипулировать правилами в своих интересах, — рассказал мне координатор автомобильного движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. — Достаточно самим инсценировать три мелких ДТП в одном и том же месте, чтобы оно попало в разряд аварийных. Потом чиновники разрешают поставить там камеру, и деньги начинают капать.

Только цифры Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

КАМЕРЫ НЕ ПАНАЦЕЯ

Владимир Путин дал команду: к 2024 году смертность на дорогах должна снизиться в 3,5 раза, а к 2030-му и вовсе устремиться к нулю. Чиновники взяли под козырек и бросились наращивать число камер: не получится выполнить команду президента, так хоть бюджет пополнится.

При этом эффективность камер остается под вопросом.

«В местах с невысокой интенсивностью движения после установки комплекса видеофиксации количество нарушений со временем снижается на 20 — 30%. А там, где интенсивность высокая и много транзитного транспорта, количество нарушений, как правило, остается на том же уровне», — заявили « КП » в минтрансе Московской области.

То есть на больших дорогах, где обычно и штрафуют, установка камеры не дает эффекта! А в других местах 70% водителей продолжают нарушать и под камерами.

Одной видеофиксацией смертность на дорогах не снизить. Возьмем шведскую программу нулевой аварийности Vision Zero. Наибольший эффект дало строительство дорог типа «2+1». Когда рядность полос трехполосной дороги чередуется каждые несколько километров. Водителю не надо выезжать на встречку для обгона — достаточно подождать расширения со своей стороны.

Безопасные пешеходные переходы, выделенные не только разметкой, но и подсветкой, лежачими полицейскими, снизили аварийность вдвое.

А КАК В МОСКВЕ?

Столичные камеры либо принадлежат городу, либо взяты в аренду — город тратится на их обслуживание, но и штрафами ни с кем не делится. Как подсчитала Финэкспертиза, в год столичный бюджет получает от них 16,6 млрд. руб. А тратит на обслуживание, по данным Центра организации дорожного движения, всего 1,5 млрд. руб. Чистый доход: 15,1 млрд. руб.

ВОПРОС — РЕБРОМ

Сколько теряем от ДТП?

Нет единой методики оценки стоимости человеческой жизни. Если объединить несколько теорий, то получается, что гибель одного взрослого россиянина на дороге стоит обществу

10 млн. рублей (деньги на воспитание, обучение, недополученный вклад в ВВП и другое).

В 2017 году на дорогах страны погибли 19 тысяч человек. Это потеря 190 млрд. рублей. При этом водители заплатили за нарушение ПДД 70 млрд. рублей штрафов.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Как оспорить штраф ГИБДД с камеры

В вашем почтовом ящике оказалось штрафное постановление? Не спешите его оплачивать. Ваш штраф ГИБДД с камеры еще можно оспорить. Мы расскажем, как оспорить правильно (подробности)

Фотошоп закрывается

Соответствующий законопроект внесен в Госдуму законодательным собранием Вологодской области. Согласно документу должностные лица получат право отменять вынесенные «автоматом» постановления о штрафах, без личного обращения пострадавшего.

Ошибки камер — обычное дело. Например, капризные к установке комплексы «Автоураган», если сбился градус их наклона, тут же начинают привлекать за превышение скорости всех подряд. Так, в Вологодской области комплекс «Автоураган-ВС», установленный на 81-м км дороги Вологда — Новая Ладога с ноября по февраль 2016 года наказал 10 100 человек за превышение скорости, которого они не совершали. Проблема была в сбое работы датчика этой камеры.

Бывают ошибки исполнителей. На Волгоградском проспекте в Москве заработала камера, которая фиксирует движение по выделенной полосе. Но вот беда, выделенка не была еще введена в эксплуатацию. В итоге пострадало огромное количество водителей. Столичная ГИБДД исправно отменяла вынесенные постановления. Правда, только после обращения конкретных граждан. Но раз выявлено, что камера выносит незаконные штрафы, то надо отменять их все, скопом. А сделать это по нашему законодательству сейчас невозможно. Требуется либо личное обращение несправедливо наказанного, либо решение об этом надзорного органа. Например, прокуратуры. Именно прокуратура после обращения туда столичной ГИБДД предписала отменить все ошибочные штрафы.

Такие случаи зафиксированы и в Московской области, и в Татарстане, в Волгоградской и Тюменской областях. А расплачиваться приходится ни в чем не повинным водителям. Причина даже не в том, что техника несовершенна, а в том, что закон не предусматривает порядка действий в случаях, когда она сбоит. У нас установлен упрощенный порядок привлечения водителей к ответственности, если нарушение выявлено автоматическими камерами. Протокол не составляется, постановление выносится без опроса предполагаемого виновника.

Таким образом, невинно обвиненному приходится обжаловать, по сути, вынесенный приговор. А здесь порядок легким не назовешь.

Эту тему месяц назад начальник Госавтоинспекции России Михаил Черников обсуждал с экспертами. Эксперты указали и на невозможность отмены штрафов теми, кто их вынес, при обнаружении ошибки. А также на сложность процедуры обжалования и отсутствия доказательной базы.

И вот, первый шаг к решению проблемы сделан. Подготовлены поправки в Кодекс об административных правонарушениях, которые отчасти решат возникшую ситуацию. Депутаты предлагают дополнить КоАП новой статьей 30.20. В ней будет прописана возможность отмены Госавтоинспекцией или тем органом, который вынес постановление, в случае обнаружения сбоев в работе автоматического прибора. При этом чиновник, который принял решение об отмене, обязан известить об этом того, в отношении кого постановление принято. А порядок технического сбоя и срока, который он длился, должно установить правительство.

Но есть и другая проблема. Приборы фотовидеофиксации должны соответствовать требованиям, которые прописаны в ГОСТе. Но приборов огромное разнообразие. А ГОСТ носит лишь рекомендательный характер. В итоге нет единых требований ни к информации, которую прибор передает, ни к срокам ее хранения. На фотографии есть изображение автомобиля и якобы его скорость. Ни привязки к местности, ничего больше нет. Автовладелец точно знает, что в указанном месте двигался без превышения скорости. Но доказать это он не может. Ведь даже покадровой съемки никто ему не предоставит. Эти данные не хранятся.

Читайте так же:  Можно ли вернуть в магазин автозапчасть

Известен случай, когда автомобилист доказал, что двигался без превышения скорости. У него был видеорегистратор. И на нем четко видно, что он двигался со скоростью потока. Но никого больше комплекс не оштрафовал. Но это уникальный случай.

Поэтому депутаты предлагают законодательно закрепить, что приборы автофиксации нарушений должны соответствовать единым требованиям. Их должно разработать правительство.

Этот законопроект безусловно на руку водителям. По меньшей мере он создает хоть какую-то возможность защищаться там, где все правила отданы на откуп технике. Однако из-за большого количества отсылочных норм, которые должно разработать правительство, становится понятно, что завтра эта система не заработает.

Еще один момент. Презумпция невиновности автовладельца была отменена в плане доказывания, кто управлял машиной в момент нарушения. Если за рулем был другой человек, это должен доказать автовладелец. Но получилось, что презумпция невиновности утратила силу и в доказательстве вины. От автовладельца требуют, чтобы он сам доказал, что не совершал нарушение, а это прибор засбоил. Этого он доказать не может. Хотя, строго по закону, и не должен.

Эту проблему законопроект не решает. Вероятно требуются разъяснения Верховного суда. Но обжалования штрафов до этого уровня, как правило, не доходят.

Еще одна проблема остается не решенной. Так как обжаловать водителям уже приходится принятое решение, то обжаловать его он может только в том органе, который такое решение принял. Если водитель автомобиля, собственник которого проживает в Москве, превысил скорость в Ростове-на-Дону, то автовладельцу придется обжаловать штраф именно в городе на Дону. А значит чтобы доказать, что за рулем сидел другой человек, ему придется ездить в Ростов-на-Дону. До вынесения постановления он может настаивать на рассмотрении дела по месту жительства. После — только по месту совершения нарушения. А то, что нарушение выявила автоматическая камера, — никого не трогает. Поэтому большинство автовладельцев просто предпочитает заплатить штраф за того парня, и не связываться с его обжалованием.

Многие водители встречали так называемые «треноги» или «скворешники», установленные в тех местах, где так и хочется прибавить газу. И рядом с этими приборами в неприметных «пятерках», «девятках», в лучшем случае в «фордах фокусах» сидят и дежурят какие-то странные люди. На некоторых дорогах попадаются целые микроавтобусы, на крыше которых установлены приборы фотовидеофиксации. Все это мобильные комплексы, которые фиксируют скорость вашего автомобиля и в случае ее превышения передают данные о превышении и автомобиле в ЦАФАПы.

Действуют они на законных условиях. В рамках так называемых концессионных договоров.

Дело в том, что нынешние законы не позволяют заключать договоры о государственно-частном партнерстве, которые давно пробиваются в области строительства дорог. Но концессионные соглашения получили свое развитие как в области строительства дорог, так и в области сбора штрафов за нарушения правил дорожного движения.

То есть некая фирма, выигравшая соответствующий тендер, получает право устанавливать на дорогах свои собственные автоматические мобильные камеры фиксации правонарушений. Такая практика развита во всем мире, и в первую очередь во Франции, с которой списан данный алгоритм.

Там огромное количество камер автоматической фиксации принадлежит частным компаниям. Но они получают некий процент с той суммы штрафов, которые были ими вынесены. Тот же опыт решили опробовать и у нас. Например в Подмосковье камеры выставляет некое ООО. Согласно соглашению, эта компания получает 230 рублей с каждого штрафа, выписанного по данным их приборов. Для сравнения, самое частое нарушение — превышение скорости более чем на 20 км/ч, но до 40 км/ч. За это у нас налагается штраф в размере 500 рублей. Но если он уплачен в течение 20 дней со дня вынесения постановления, то автовладелец получает скидку в размере 50%. То есть платит 250 рублей. Но даже с такого штрафа 230 рублей перечисляются на счет компании, установившей камеры. Хороший приработок. Достаточно 4,5 тысячи выявленных нарушений, чтобы окупить камеру. Поверьте, за неделю их выявляется гораздо больше.

Документы напоказ

Понятно, что каждая такая камера устанавливается не просто так в удобном месте. Как сообщили корреспонденту «Российской газеты» в Главном управлении МВД России по Московской области, согласно утвержденной руководителем территориального подразделения ГИБДД по Московской области дислокации. Копия дислокации на каждый месяц направляется в ГКУ «ЦБДДМО», соответственно у лица, осуществляющего выставление комплекса, должна быть копия данной дислокации. То есть найти ее для водителя не представляет сложности.

Штраф, где не ждали

Эти камеры, установленные частной компанией, но согласно дислокации, точно так же, как камеры, принадлежащие правительству региона, передают информацию в Центр фотовидеофиксации нарушений. Дело в том, что невозможно только за счет бюджета установить камеры. В среднем установка автоматического комплекса стоит около миллиона рублей. Есть более бюджетные варианты: в среднем их стоимость 500 тысяч рублей. Такие суммы для бюджетов регионов довольно тяжелы. Поэтому концессионные соглашения с установщиками камер и местными властями — вполне выгодное сотрудничество. Одни вкладывают деньги и получают солидный доход, вторые — безопасность на данном участке.

Впрочем, зачастую такой эксперимент оборачивается фиаско. Автовладельцы получают штрафы за то, что они не совершали. Некоторые получают уведомления об этих штрафах гораздо позже срока, который установлен для уплаты половины штрафа.

У других этот штраф списывают судебные приставы с действующей банковской карты, даже не вдаваясь в подробности, откуда этот долг возник.

В итоге и те и другие будут наказанными за то, чего не совершали.

Только без взяток

Лишить прав за показания приборов фотовидеофиксации, работающих в автоматическом режиме, — невозможно. В этом случае будет назначено минимальное наказание — штраф. Если от вас требуют сдать права — это незаконно.

Лишить вас прав может только суд. А до его решения вы можете ездить со своим удостоверением.

Некоторые автомобилисты возмущаются тем, что на дорогах стоят эти непонятные камеры. Однако их расположение установлено госавтоинспекцией. Копия дислокации выдается непосредственно той организации, которая выставляет камеры. Как правило, у тех, кто их охраняет, такие документы есть. Но законы не требуют предъявлять эти документы по первому требованию любого любопытствующего водителя. Есть вопросы — в суд. По судебному запросу все документы будут предоставлены. Но, как правило, на скандал никто из них не идет, а объясняют, что они делают и на каких законных основаниях.

Если вам выписали штраф с такой камеры, то это вовсе не означает, что вы ничего не нарушили, а к вам придираются. Убедиться в этом можно, затребовав съемку непосредственно в ЦАФАП. Ведь коммерсанты только собирают данные, которые передаются в центры автоматизированной фотовидеофиксации нарушений, точно так же, как и стационарные комплексы.

Но бывают ситуации, когда эти комплексы установлены в тех местах, которые не обозначены соответствующими знаками.

Установка табличек, предупреждающих о фотовидеофиксации, не требуется при использовании мобильного комплекса. Но бывает, что с такой камеры приходит штраф за превышение скорости на 27 км/ч. В постановлении четко написано, что водитель двигался со скоростью 67 км/ч в зоне действия знака ограничения скорости 40 км/ч. Но вот беда: такого знака на дороге нет, а камера и штраф есть. Это повод для обжалования. Но, как правило, водитель предпочитает заплатить штраф, чем его оспаривать.

Как оспорить наказание?

В случае, если вы уверены, что это не ваша машина на снимке, если на снимке не зафиксировано конкретное нарушение правил, если вы точно знаете, что знака об ограничении скорости, которое вам вменяют, на этом участке нет, то такое постановление необходимо обжаловать в подразделении ГИББД, которое его вынесло. В данном случае в ЦАФАП.

Можно сначала оплатить половину штрафа, а потом обжаловать вынесенное постановление. Но в случае его отмены придется писать новое заявление о возврате уплаченного штрафа. Как правило, такой возможностью пользуются дальнобойщики, у которых административный штраф может достигать 150 тысяч рублей. Тем, кому грозит только 500 рублей, лучше не платить половину, а сразу оспаривать решение, если есть уверенность, что нарушения не было.

Самый простой путь: написать на сайт гибдд.рф. Жалобу можно отправить обычной почтой по адресу ЦАФАП, который его вынес, но с уведомлением о вручении и описью содержимого письма. Есть сложности с обжалованием штрафов, если нарушение произошло в другом регионе, через который машина шла транзитом. Ведь обжаловать приходится уже вынесенное постановление. А это можно сделать только по месту вынесения решения.