Оглавление:

В каких произведениях русской литературы ге­рои спорят друг с другом

Последние записи

В каких произведениях русской литературы ге­рои спорят друг с другом и каким образом можно сопоставить эти сюжетные ситуации с романом И.С. Тургенева ?

Попробуем сопоставить роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» с произведениями А.С. Пушкина и Л.Н. Толстого.

В романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» Оне­гин и Ленский часто полемизируют друг с другом. При этом Первый — разочарованный скептик, реалист, трезво смотря­щий на вещи; второй — возвышенный романтик. Поэт отме­чает эту полярность героев с помощью антитетичного сопо­ставления:

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой.

Герои спорят у Пушкина на различные темы:

Меж ими все рождало споры И к размышлению влекло:

Племен минувших договоры,

Плоды наук, добро и зло,

И предрассудки вековые,

И гроба тайны роковые.

Поэт же сохраняет свой собственный взгляд на вещи, не разделяя позиции ни одного из героев. Примерно такую же расстановку сил (материалист и романтик) мы наблюдаем и в романе И.С. Тургенева. И точно так же автор сохраняет объек­тивность повествования.

Кроме того, у А.С. Пушкина, как и у И.С. Тургенева, звучит здесь мотив дружбы-вражды. Друзья в пушкинском романе (как и у Тургенева) в конце концов становятся врагами — Оне­гин убивает Ленского на дуэли.

В романе-эпопее «Война и мир» Л.Н. Толстого спорят Анд­рей Болконский и Пьер Безухов (сцена в Богучарове, поездка на пароме). Болконский предстает в этом споре разочарован­ным человеком, трезво, скептически смотрящим на жизнь.

Л.Н. Толстой, как и И.С. Тургенев, раскрывает душевное состояние героя через портрет, речь. Пьера поражает переме­на, происшедшая с Болконским. «Слова были ласковы, улыбка была на губах и лице князя Андрея, но взгляд был потухший, мертвый, которому, несмотря на видимое жела­ние, князь Андрей не мог придать радостного и веселого блес­ка. Не то что похудел, побледнел, возмужал его друг; но взгляд этот и морщинка на лбу, выражавшие долгое сосредоточение на чем-то одном, поражали и отчуждали Пьера, пока он не привык к ним».

Речь героя передает его резкий, глубокий ум. Она точна, афористична («Люди вечно заблуждались и будут заблуждать­ся»), в ней присутствуют восклицательные предложения, пе­редающие волнение князя Андрея, его желание разобраться в своей жизни.

После разочарования в «своем Тулоне», смерти Лизы князь Андрей разбит, потерян, разочарован в жизни и мире. Он счи­тает теперь, что нужно жить «для себя», «единственно возмож­ное счастье — есть счастье животное». Пьер же здесь более оптимистичен, полон веры, надежды, определенной душевной гармонии. «Надо жить, надо любить, надо верить», — говорит он другу. Суть этого спора — поиски истины, смысла в жиз­ни. Такой же смысл жизни, на мой взгляд, подсознательно пытается постигнуть Базаров в романе И.С. Тургенева. И в жизни персонажей и Толстого, и Тургенева это происходит методом проб и ошибок.

Спор героев сопровождается у Л.Н. Толстого характерным пейзажем. «Князь Андрей стоял, облокотившись на перила парома и, слушая Пьера, не спуская глаз, смотрел на крас­ный отблеск солнца по синеющему разливу. Было совер­шенно тихо. Паром давно пристал, и только волны течения с слабым звуком ударялись о дно парома. Князю Андрею каза­лось, что это полосканье волн к словам Пьера приговаривало:

“Правда, верь этому”». Так писатель использует пейзаж для передачи душевного состояния своего героя.

Сцена эта предваряет (как и у Тургенева) грядущее воз­рождение князя Андрея, возвращение его к жизни, которая еще не закончена в «тридцать один год».

Таким образом, в произведениях А.С. Пушкина и Л.Н. Тол­стого мы также видим сцены, где друзья спорят и полемизи­руют друг с другом. Суть всех этих споров (как и в романе Тургенева) — отношение к миру, людям, поиски смысла жиз­ни. Таким образом, эти сцены развивают философскую тема­тику произведений, раскрывают характеры главных героев, передают их душевное состояние, предваряют будущие собы­тия в романах.

Спор литературных героев

Русская литература дала нам кавалькаду как положительных, так и отрицательных персонажей. Мы решили вспомнить вторую группу. Острожно, спойлеры.

20. Алексей Молчалин (Александр Грибоедов, «Горе от ума»)

Молчалин — герой «ни о чем», секретарь Фамусова. Он верен завету своего отца: «угождать всем людям без изъятья – хозяину, начальнику, слуге его, собачке дворника».

В разговоре с Чацким он излагает свои жизненные принципы, заключающиеся в том, что «в мои лета не должно сметь свое суждение иметь».

Молчалин уверен, что нужно думать и поступать так, как принято в «фамусовском» обществе, иначе о тебе будут судачить, а, как известно, «злые языки страшнее пистолетов».

Он презирает Софью, но готов ради угождения Фамусову сидеть с ней ночами напролет, играя роль возлюбленного.

19. Грушницкий (Михаил Лермонтов, «Герой нашего времени»)

У Грушницкого в повести Лермонтова нет имени. Он «двойник» главного героя — Печорина. По описанию Лермонтова, Грушницкий — «. из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект — их наслаждение. ».

Грушницкий очень любит пафос. Искренности в нем нет ни грамма. Грушницкий влюблен в княжну Мери, и она поначалу отвечает ему особым вниманием, но потом влюбляется в Печорина.

Дело заканчивается дуэлью. Грушницкий настолько низок, что сговаривается с друзьями и они не заряжают пистолет Печорина. Такую откровенную подлость герой не может простить. Он перезаряжает пистолет и убивает Грушницкого.

18. Афанасий Тоцкий (Фёдор Достоевский, «Идиот»)

Афанасий Тоцкий, взяв на воспитание и иждивение Настю Барашкову, дочь скончавшегося соседа, в итоге «сблизился с ней», развив в девушке суицидальный комплекс и косвенно став одним из виновников её гибели.

Крайне падкий до женского пола, в возрасте 55 лет Тоцкий задумал связать свою жизнь с дочерью генерала Епанчина Александрой, решив выдать Настасью за Ганю Иволгина. Однако ни то, ни другое дело не выгорело. В итоге Тоцкий «пленился одной заезжей француженкой, маркизкой и легитимисткой».

17. Алёна Ивановна (Фёдор Достоевский, «Преступление и наказание»)

Старуха процентщица — персонаж, ставший нарицательным. Даже те, кто не читал романа Достоевского, слышали про неё. Алена Ивановна по нынешним меркам не так и стара, ей «лет 60», но автор описывает её так: «…сухая старушонка с вострыми и злыми глазками с маленьким вострым носом… Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длиной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье… ».

Старуха процентщица занимается ростовщичеством и наживается на горе людей. Она берет под огромные проценты ценные вещи, третирует свою младшую сестру Лизавету, бьет её.

16. Аркадий Свидригайлов (Фёдор Достоевский, «Преступление и наказание»)

Свидригайлов — один из двойников Раскольникова в романе Достоевского, вдовец, в свое время был выкуплен женой из тюрьмы, 7 лет жил в деревне. Циничный и развратный человек. На его совести самоубийство слуги, 14-летней девочки, возможно, отравление жены.

Из-за домогательств Свидригайлова сестра Раскольникова потеряла работу. Узнав о том, что Раскольников — убийца, Лужин шантажирует Дуню. Девушка стреляет в Свидригайлова и промахивается.

Свидригайлов — негодяй идейный, он не испытывает нравственных терзаний и переживает «мировую скуку», вечность представляется ему «банькой с пауками». В итоге он кончает с собой выстрелом из револьвера.

15. Кабаниха (Александр Островский, «Гроза»)

В образе Кабанихи, одного из центральных персонажей пьесы «Гроза» Островский отразил уходящую патриархальную, строгую архаику. Кабанова Марфа Игнатьевна, – «богатая купчиха, вдова», свекровь Катерины, мать Тихона и Варвары.

Кабаниха очень властная и сильная, она религиозна, но больше внешне, так как не верит ни в прощение, ни в милосердие. Она максимально практична и живет земными интересами.

Кабаниха уверена, что семейный уклад модет сохраняться только на страхе и приказах: «Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить». Уход прежних порядков она воспринимает как личную страгедию: «Так-то вот старина и выводится…Что будет, как старшие перемрут,…уж и не знаю».

Читайте так же:  Требования к образованию зам директора

14. Барыня (Иван Тургенев, «Муму»)

Все мы знаем печальную историю про то, что Герасим утопил Муму, но не все помнят, почему он это сделал, а сделал он это из-за того, что так ему приказала сделать деспотичная барыня.

Эта же помещица до этого выдала прачку Татьяну, в которую был влюблен Герасим, за пьяницу башмачника Капитона, чем сгубила обоих.
Барыня по своему усмотрению вершит судьбы своих крепостных, нисколько не считаясь с их пожеланиями, а подчас и со здравым смыслом.

13. Лакей Яша (Антон Чехов, «Вишневый сад»)

Лакей Яша в пьесе Антона Чехова «Вишневый сад» — персонаж малоприятный. Он откровенно преклоняется перед всем иностранным, при этом он крайне невежественен, груб и даже хамоват. Когда к нему из деревни приходит мать и целый день ждет его в людской, Яша пренебрежительно заявляет: «Очень нужно, могла бы и завтра прийти».

Яша на людях старается вести себя прилично, пытается казаться образованным и воспитанным, но при этом наедине с Фирсом говорит старику: «Надоел ты, дед. Хоть бы ты поскорее подох».

Яша очень гордится тем, что жил за границей. Иностранным лоском он покоряет сердце горничной Дуняше, но пользуется ее расположением для своей выгоды. После продажи имения лакей уговаривет Раневскую снова взять его с собой в Париж. В России ему оставаться невозможно: «страна необразованная, народ безнравственный, притом скука…».

12. Павел Смердяков (Фёдор Достоевский, «Братья Карамазовы»)

Смердяков — персонаж с говорящей фамилией, по слухам, незаконнорожденный сын Фёдора Каррмазова от городской юродивой Лизаветы Смердящей. Фамилия Смердяков была дана ему Фёдором Павловичем в честь матери.

Смердяков служит в доме Карамазова поваром, при этом готовит он, судя по всему, неплохо. Однако это «человек с гнильцой». Об этом говорят хотя бы рассуждения Смердякова об истории: «В двенадцатом году было на Россию великое нашествие императора Наполеона французского первого, и хорошо, кабы нас тогда покорили эти самые французы, умная нация покорила бы весьма глупую—с и присоединила к себе. Совсем даже были бы другие порядки».

Смердяков — убийца Карамазова—отца.

11. Петр Лужин (Фёдор Достоевский, «Преступление и наказание»)

Лужин — ещё один из двойников Родиона Раскольникова, деловой человек 45-ти лет, «с осторожною и брюзгливою физиономией».

Выбившись «из грязи в князи», Лужин гордится своей псевдообразованностью, ведет себя высокомерно и чопорно. Сделав предложение Дуне, он предвкушает, что она будет ему всю жизнь благодарна за то, что он «вывел её в люди».

Сватается к Дуне он тоже по расчету, полагая, что она будет ему полезна для карьеры. Лужин ненавидит Раскольникова, поскольку он противится их с Дуней союзу. Лужин же подкладывает Соне Мармеладовой в карман сто рублей на похоронах её отца, обвиняя её в краже.

10. Кирила Троекуров (Александр Пушкин, «Дубровский»)

Троекуров – пример русского барина, испорченного своей властью и средой. Он проводит время в праздности, пьянстве, сластолюбии. Троекуров искренне верит в свою безнаказанность и безграничные возможности («В том-то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение»).

Барин любит свою дочь Машу, но выдает её за нелюбимого ею старика. Крепостные Троекурова похожи на своего хозяина — троекуровский псарь дерзит Дубровскому-старшему – и тем самым ссорит старых друзей.

9. Сергей Тальберг (Михаил Булгаков, «Белая гвардия»)

Сергей Тальберг — муж Елены Турбиной, предатель и приспособленец. Он с легкостью меняет свои принципы, убеждения, без особых усилий и угрызений совести. Тальберг всегда там, где легче жить, поэтому бежит за границу. Он бросает семью, друзей. Даже глаза (которые, как известно, «зеркало души») у Тальберга «двухэтажные», он является полной противоположностью Турбиным.

Тальберг был первым, кто нацепил красную повязку в военном училище в марте 1917 года и, как член военного комитета, арестовал знаменитого генерала Петрова.

8. Алексей Швабрин (Александр Пушкин, «Капитанская дочка»)

Швабрин — антипод главного героя повести Пушкина «Капитанская дочка» Петра Гринева. В Белогорскую крепость он был сослан за убийство на дуэли. Швабрин несомненно умен, но при этом коварен, дерзок, циничен, насмешлив. Получив отказ Маши Мироновой, он распускает о ней грязные слухи, на дуэли с Гриневым ранит его в спину, переходит на сторону Пугачева, а попав в плен к правительственным войскам, распускает слухи о том, что Гринев — предатель. В общем и целом — дрянь человек.

7. Василиса Костылева (Максим Горький, «На Дне»)

В пьесе Горького «На дне» все печально и грустно. Такую атмосферу старательно поддерживают хозяева ночлежки, где происходит действие — Костылевы. Муж — противный трусливый и жадный старик, жена Василиса — расчетливая, изворотливая приспособленка, заставляющая своего любовника Ваську Пепла воровать ради нее. Когда она узнает, что сам он влюблен в её сестру, то обещает отдать её в обмен на убийство своего мужа.

6. Мазепа (Александр Пушкин, «Полтава»)

Мазепа — персонаж исторический, но если в истории роль Мазепы неоднозначна, то в поэме Пушкина Мазепа — однозначно отрицательный персонаж. Мазепа предстает в поэме как человек абсолютно аморальный, бесчестный, мстительный, злобный, как вероломный лицемер, для которого нет ничего святого (он «не ведает святыни», «не помнит благостыни»), человек, привыкший любой ценой добиваться поставленной цели.

Соблазнитель своей юной крестницы Марии, он предает публичной казни ее отца Кочубея и — уже приговоренного к смерти — подвергает жестокой пытке, чтобы выведать, где спрятал тот свои клады. Без экивоков обличает Пушкин и политическую деятельность Мазепы, которая определяется только властолюбием и жаждой мести Петру.

5. Фома Опискин (Фёдор Достоевский, «Село Степанчиково и его обитатели»)

Фома Опискин — крайне негативный персонаж. Приживальщик, лицемер, врун. Он старательно изображает набожность и образованность, рассказывает всем о своем якобы аскетическом опыте и искрит цитатами из книг.

Когда он заполучает в свои руки власть, то показывает свою истинную суть. «Низкая душа, выйдя из-под гнёта, сама гнетёт. Фому угнетали — и он тотчас же ощутил потребность сам угнетать; над ним ломались — и он сам стал над другими ломаться. Он был шутом и тотчас же ощутил потребность завести и своих шутов. Хвастался он до нелепости, ломался до невозможности, требовал птичьего молока, тиранствовал без меры, и дошло до того, что добрые люди, ещё не быв свидетелями всех этих проделок, а слушая только россказни, считали всё это за чудо, за наваждение, крестились и отплёвывались…».

4. Виктор Комаровский (Борис Пастернак, «Доктор Живаго»)

Адвокат Комаровский — негативный персонаж романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго». В судьбах главных героев — Живаго и Лары, Комаровский является «злым гением» и «серым кардиналом». Он виновен в разорении семьи Живаго и в гибели отца главного героя, он сожительствует с матерью Лары и с самой Ларой. Наконец, Комаровский обманом разлучает Живаго с его женой. Комаровский умен, расчетлив, жаден, циничен. В общем и целом, плохой человек. Он и сам это понимает, но это его вполне устраивает.

3. Иудушка Головлев (Михаил Салтыков-Щедрин, «Господа Головлевы»)

Порфирий Владимирович Головлев, прозванный Иудушкой и Кровопивушкой,— «последний представитель вымороченного рода». Он лицемерен, жаден, труслив, расчетлив. Он проводит жизнь в бесконечных кляузах и тяжбах, доводит до самоубийства сына, при этом имитирует крайнюю религиозность, читая молитвы «без участия сердца».

Под занавес своей темной жизни Головлев пьянствует и дичает, уходит в мартовскую метель. Утром находят его окоченевший труп.

2. Андрий (Николай Гоголь, «Тарас Бульба»)

Андрий — младший сын Тараса Бульбы, героя одноименной повести Николая Васильевича Гоголя. Андрий, как пишет Гоголь, с ранней юности стал ощущать «потребность любви». Эта потребность его и подводит. Он влюбляется в паночку, предает и родину, и друзей, и отца. Андрий признается: «Кто сказал, что моя отчизна Украина? Кто дал мне её в отчизны? Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для неё всего. Отчизна моя – ты. и всё, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!».
Андрий — предатель. Его убивает собственный отец.

1. Фёдор Карамазов (Фёдор Достоевский, «Братья Карамазовы»)

На первом месте в нашем рейтинге — Карамазов-отец. Фёдор Павлович не долго живет в романе Достоевского, но описание его «подвигов» возводит этого персонажа на антипьедестал героизма.

Он сластолюбив, жаден, завистлив, бестолков. К зрелости обрюзг, стал много пить, открыл несколько кабаков, сделал своими должниками многих земляков. Стал соперничать со старшим сыном Дмитрием за сердце Грушеньки Светловой, что подготовило почву для престпления — Карамазов был убит своим незаконорожденным сыном Петром Смердяковым.

Спор литературных героев

В каких произведениях русских писателей герои ведут философские споры и в чем эти произведения можно сопоставить с «Преступлением и наказанием»?

— Позволь, я тебе серьезный вопрос задать хочу, — загорячился студент. — Я сейчас, конечно, пошутил, но смотри: с одной стороны, глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живет, и которая завтра же сама собой умрет. Понимаешь? Понимаешь? — Ну, понимаю, — отвечал офицер, внимательно уставясь в горячившегося товарища. — Слушай дальше. С другой стороны, молодые, свежие силы, пропадающие даром без поддержки, и это тысячами, и это всюду! Сто, тысячу добрых дел и начинаний, которые можно устроить и поправить на старухины деньги, обреченные в монастырь! Сотни, тысячи, может быть, существований, направленных на дорогу; десятки семейств, спасенных от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических больниц, — и всё это на ее деньги. Убей ее и возьми ее деньги, с тем чтобы с их помощию посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел? За одну жизнь — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен — да ведь тут арифметика! Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки? Не более как жизнь вши, таракана, да и того не стоит, потому что старушонка вредна. Она чужую жизнь заедает: она намедни Лизавете палец со зла укусила; чуть-чуть не отрезали! — Конечно, она недостойна жить, — заметил офицер, — но ведь тут природа. — Эх, брат, да ведь природу поправляют и направляют, а без этого пришлось бы потонуть в предрассудках. Без этого ни одного бы великого человека не было. Говорят: «долг, совесть», — я ничего не хочу говорить против долга и совести, — но ведь как мы их понимаем? Стой, я тебе еще задам один вопрос. Слушай! — Нет, ты стой; я тебе задам вопрос. Слушай! — Ну! — Вот ты теперь говоришь и ораторствуешь, а скажи ты мне: убьешь ты сам старуху или нет? — Разумеется, нет! Я для справедливости. Не во мне тут и дело. — А по-моему, коль ты сам не решаешься, так нет тут никакой и справедливости! Пойдем еще партию!

Читайте так же:  Страховка авто набережные челны

Многие писатели изображали в своих произведениях философские споры между героями.

Так в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенев неоднократно описывает конфликтные ситуации между Евгением Базаровым и Павлом Петровичем. Находясь в доме Аркадия , Базаров часто ведет полемические разговоры о будущем России. Убежденный нигилист, он отрицает старые порядки, стремится разрушить и перестроить нынешний мир, осчастливив тем самым жизни тысяч простых русских людей. Через мысли героя автор поднимает вопрос о путях достижения народного блага, что сближает его произведение с «Преступлением и нака

Вы видите только 30% текста.
Подпишитесь, чтобы читать целиком 5000+ сочинений сразу по всем предметам

Доступ будет предоставлен бессрочно.

  • 4 из 4 К1 Подбор произведений для выполнения задания
  • 4 из 4 К2 Сопоставление произведений
  • 1 из 2 К3 Фактологическая, логическая и речевая точность ответа
  • ИТОГО: 9 из 10

Роман Борисович Щетинин

1. В от­ве­те ука­за­ны на­зва­ния двух про­из­ве­де­ний и их ав­то­ров, вы­бор каж­до­го про­из­ве­де­ния со­от­вет­ству­ет за­да­нию.
2. Со­по­став­ле­ны два вы­бран­ных про­из­ве­де­ния с пред­ло­жен­ным тек­стом в за­дан­ном на­прав­ле­нии ана­ли­за, те­зи­сы обос­но­ва­ны тек­стом двух при­вле­ка­е­мых для со­по­став­ле­ния про­из­ве­де­ний. Хо­тя по по­во­ду вто­ро­го про­из­ве­де­ния есть неболь­шие уточ­не­ния (см. ком­мен­та­рий).
3. До­пу­ще­на 1 фак­ти­че­ская ошиб­ка.

Сочинения по литературе на тему «Спор поколений: вместе и врозь»

«Спор поколений: вместе и врозь»

Темы данного направления нацеливают на рассуждение о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной и т.п. (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).

Пожалуй, тема взаимоотношения разных поколений, отцов и детей, стоит по популярности на втором месте после темы любви. Могу ошибаться, но произведений действительно много. Ниже приведен список, где эта тема рассматривается в разные моменты истории. Как она трансформируется примерно каждые 50 лет.

· А.С. Грибоедов «Горе от ума».

· Д.И. Фонвизин «Недоросль».

· И.С. Тургенев «Отцы и дети».

· Л.Н. Толстой «Война и мир».

· А.Н. Островский «Гроза».

· А.П. Чехов «Вишневый сад».

· В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой».

Останавливаться, разумеется, на всех произведениях мы не будем. А коснемся же основных. Не в обиду Грибоедову, его пропустим, перейдем к рассмотрению пьесы «Недоросль» Д.И. Фонвизина.

Д.И. Фонвизин «Недоросль»

Блок тем для сочинения звучит так: «Спор поколений: вместе и врозь». Здесь нам важно показать не только конфликтные ситуации, возникающие между разными поколениями, а также то, как первые воспитывали других, как влияли на них, как у них это получалось.

Наверняка, все слышали такую пословицу – яблоко от яблони не далеко падает. Она бы как раз подошла в качестве эпиграфа.

«Без наук люди живут и жили». – Так отзывается о необходимости изучения наук главная героиня фонвизинского произведения. А к тому же властная, деспотичная г-жа Простакова умело оберегает своего сына Митрофана от всякого ученья. Есть, правда, несколько педагогов, но те совершенно негодные, да и зачем, собственно, им вдалбливать лоботрясу какие-то знания, если мать наняла их только потому, что так делают все, ведь стыдно будет перед другими. Иных мотивов научить своего сына чему-либо у нее, по сути-то, и не было. Она олицетворяет безумную, животную любовь к своему сыну.

Некоторые высказывания Простаковой:

«С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!»

«Митрофанушка, друг мой, коли ученье так опасно для твоей головы, так по мне перестань ».

«Так разве необходимо надобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько. Экое скотское рассуждение!»

«Покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить».

У Простаковой есть еще и брат, который умом-разумом тоже недалеко ушёл:

«Я отроду ничего не читывал, сестрица. Бог меня избавил от этой скуки».

«Не будь я Тарас Скотинин, если у меня не всякая вина виновата».

«Люблю свиней сестрица, у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них одной, котора, став на задние ноги, не была бы выше каждого из нас целой головою».

Ещё у Митрофана есть нянька, которая также печется о нем, оберегая от труда усердного, от тяги к наукам разным.

Окружение исключительно способствовало тому, чтобы взрастить себе подобного. Они это и получили. Крылатое фраза, «Не хочу учиться, хочу жениться», как раз и прозвучала из уст нашего героя.

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

Если предыдущее произведение посвящено теме воспитания и образования, то в романе «Отцы и дети» между разными поколениями возникают конфликты. Они идут врозь.

Главный герой, Евгений Базаров, человек, который идёт в ногу со временем, а во многом, даже обгоняет его, делает достаточно спорные заявления. И высказывает это он людям, которые изначально держатся противоположных точек зрения.

Если тема касается искусства, то «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Если природой кто-то восхищается, то только не Базаров: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». А любовь так и вовсе – «белиберда». Понятно, что без конфликтов было не обойтись, а то как же — чистокровные дворяне потерпеть такого вздора точно не могли бы.

Кирсанов так отзывался о Базарове: «Лекаришка», «волосатый», «шарлатан», «господин нигилист» и т.д.

Добавим ко всему сказанному некоторые колкие высказывания Базарова в адрес Павла Петровича Кирсанова и получите дуэль.

Если посмотреть на то, какие были отношения у Базарова с родителями, то здесь тоже не всё так просто:

«. уеду отсюда [из родительского дома] завтра. Скучно; работать хочется, а здесь нельзя. Отправлюсь опять к вам в деревню. У вас, по крайней мере, запереться можно. А то здесь отец мне твердит: «Мой кабинет к твоим услугам — никто тебе мешать не будет»; а сам от меня ни на шаг. Да и совестного как-то от него запираться. Ну, и мать тоже. Я слышу, как она вздыхает за стеной, а выйдешь к ней и сказать ей нечего».

Базаров и понимает, что родители любят его безмерно, но однако же видит, что эта любовь его обременяет. К науке душа лежит, не до телячьих нежностей, и ничего Евгений с этим поделать не мог.

Можно много обсуждать этот роман, спорить, но мы никогда не сможем прийти к единственно верному ответу в вопросе, который бы касался взаимоотношения разных поколений. Не зря ведь, что к ней так часто обращаются, и не зря так любят спорить. Единственное, пожалуй, чего делать нельзя — так это полностью отказываться от своего прошлого, своей истории.

Примерные темы сочинений для подготовки

· Вечный конфликт родителей и детей: в поисках компромисса

· Кто такие дети в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»?

· Война, сталинизм и дети

· Смысл названия романа «Отцы и дети»

· Дети и детство в русской литературе

Читайте так же:  Как исчислить налог при усн 6

· Кто прав в споре двух поколений в романе «Отцы и дети»?

· Современные проблемы детей

· Вечные проблемы недопонимания родителей и детей

· Моё первое впечатление от прочтения комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

· «Без страстей и противоречий нет жизни» (В.Г. Белинский)

Литературные герои: «Хотим принести извинения». Официальные заявления героев литературных произведений

Очередное заявление фанатского объединения «Зенита» всколыхнуло не только футбольную общественность, но и литературных героев некоторых известных произведений. Эти герои решили, что они ничем не хуже, и тоже выступили со своими заявлениями в блоге «Вдохновлённый спортом».

На зеркало неча пенять, коли рожа крива.

На мою «рожу» неча пенять, коли «сам дурак».

(Современный вариант той же пословицы)

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский – городничий уездного города и руководители городских учреждений выступили с заявлением относительно поведения некоторых чиновников вышеупомянутого города во время приезда Ивана Александровича Хлестакова, принятого за ревизора.

«В лице руководителей города и городских учреждений мы категорически осуждаем людей, пресмыкавшихся перед И.А. Хлестаковым. Подобные поступки лишь дискредитируют всё чиновничество и не могут быть оправданы.

Также мы хотим принести извинения всем жителям уездного города и просто русским людям за наше чиновничество.

За предательское, отвратительное и гадкое поведение И.А. Хлестакова, выдававшего себя за ревизора и «пускавшего пыль в глаза» хорошим людям.

За его постоянное взяточничество, вину за которое хотят возложить на чиновников уездного города, при этом всячески пытаясь обойти всем очевидную наглость И.А. Хлестакова.

Такой Хлестаков – это не только позор Санкт-Петербурга, но и всего российского мелкого чиновничества!» – говорится в заявлении городничего и руководителей городских учреждений.

Представители семей Монтекки и Капулетти выступили с заявлением относительно поведения некоторых членов данных семей.

«В лице представителей семей Монтекки и Капулетти мы категорически осуждаем членов наших семей, устраивавших уличные беспорядки в Вероне. Подобные поступки лишь дискредитируют наши семьи и не могут быть оправданы.

Также мы хотим принести свои извинения всем веронцам и просто любителям отечественных фехтовальных и кулачных поединков за наших детей: Ромео и Джульетту.

За предательскую, отвратительную и безвольную любовь Ромео и Джульетты, которая помирила наши семьи и лишила веронцев дармового развлечения в виде постоянных драк между членами наших семей.

За родителей, потерявших контроль над своими детьми и всегда имеющими несколько отговорок на любой случай.

За людей, которые перекладывают вину за смерть Ромео и Джульетты на наши семьи, при этом всячески пытаясь обойти всем очевидный факт, что они сами себя поубивали.

Такая любовь – это не только позор Вероны, но и всех враждующих между собой итальянских семей!» – говорится в заявлении представителей семей Монтекки и Капулетти.

Медведь выступил с заявлением относительно поведения некоторых жителей Теремка во время заселения и разрушения дома.

«В лице самого себя я категорически осуждаю тех лиц (я бы даже сказал, морд), по чьей вине развалился Теремок. Подобные поступки лишь дискредитируют всё лесное население и не могут быть оправданы.

Также я хочу принести свои извинения всем жителям нашего леса и просто всем зверям за наш Теремок.

За предательское, отвратительное и безвольное поведение самовлюбленных зверей, превративших шикарный Теремок в коммунальную квартиру.

За мышку-норушку, потерявшую контроль над Теремком и которой всегда мало сожителей.

За зверей, которые перекладывают вину за разваленный Теремок на одного медведя, при этом всячески пытаясь обойти всем очевидный факт перенаселения и невероятной тесноты внутри Теремка.

Такой Теремок – это не только позор леса, но и всего русского народного фольклора!» – говорится в заявлении медведя.

Назгулы выступили с заявлением относительно поведения некоторых членов войска Мордора во время войны в Средиземье.

«В лице представителей Мордора мы категорически осуждаем орков, напавших на Рохан и Гондор. Подобные поступки лишь дискредитируют Мордор и не могут быть оправданы.

Также мы хотим принести свои извинения всем жителям Мордора и населению Средиземья за эту войну.

За предательские, отвратительные и бессовестные действия людей, эльфов и хоббитов.

За Сарумана, потерявшего контроль над Гэндальфом, бесславно посравшего Изенгард и всегда имеющего несколько отговорок на любой случай.

За людей, которые перекладывают вину за войну в Средиземье на Мордор, при этом всячески пытаясь обойти всем очевидный факт наглого присвоения хоббитами чужого кольца.

Такие хоббиты – это не только позор Средиземья, но и всего мирового фэнтези!» – говорится в заявлении назгулов.

Спор как форма организации человеческого общения. Категориальные понятия и история спора. Анализ спора литературных героев в произведении И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Страницы работы

Фрагмент текста работы

соглашаться с ним? Да притом – он русский, а разве я сам не русский?»; «Мой дед землю пахал»; «мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке;»; «А я тогда буду готов согласиться с вами, когда вы предоставите хоть одно постановление в современном нашем быту..»; «Переберите все наши сословия…»). Он даже может согласиться со своим противником.

Однако это не значит, что Базаров прав во всем (он исповедует крайний практицизм, считает свою позицию непогрешимой, пренебрегает логикой, общечеловеческими достижениями, культурой: «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным…»).

Преимущества Базарова: речь Базарова лаконична, во многом убедительна; примеры конкретны, умозаключения логичны; он не стремиться навязать свои взгляды оппоненту, в большинстве случаев спокоен, иногда излишне самоуверен, категоричен, бывает груб и циничен (чем это можно объяснить?). Возможно, сила Базарова, несмотря на его неоднозначные взгляды, еще и в том, что такие, как он, осознали несостоятельность современного общественного устройства и заняли активную позицию.

Итак, необходимым и основным логическим элементом структуры дискуссии является тезис или тема, которые доказываются участниками спора. Один участник спора утверждает, что такая-то мысль верна, а другой — что она ошибочна. Приведем пример начала спора: «Речь зашла об одном из соседних помещиков. «Дрянь, аристократишко»,— равнодушно заметил Базаров, который встречался с ним в Петербурге. — Позвольте вас спросить,— начал Павел Петрович, и губы его задрожали,— по вашим понятиям слова: «дрянь» и «аристократ» одно и то же означают?

— Я сказал: «аристократишко»,— проговорил Базаров. — Точно так-с; но я полагаю, что вы такого же мнения об аристократах, как и об аристократишках. Я считаю долгом объявить вам, что я этого мнения не разделяю. Смею сказать, меня все знают за человека либерального и любящего прогресс; но именно потому я уважаю аристократов — настоящих. »

Мысль, для обоснования истинности или ложности которой строится доказательство (аргументация), называется тезисом доказательства. Тезис в современном понимании — это утверждение (или совокупность утверждений), представляющее собой вербальную формулировку основной доказываемой идеи, передающее суть выносимой на обсуждение концепции, предлагающее определенное толкование фактов, утверждение, чьи достоинства мы пытаемся установить, утверждение, добавляющее нечто новое к нашим знаниям. Вокруг тезиса должна вращаться вся наша аргументативная деятельность, он имеется в виду в каждый момент спора как цель всей деятельности.

Практически спор происходит следующим образом: некто высказывает мысль (тезис), оппонент находит в ней уязвимые места (пункты разногласия), указывает на них и выдвигает положение, представляющееся оппоненту истинным (антитезис). В приведенном выше примере начала спора тезисом является положение о том, что аристократы — это люди невысоких человеческих качеств, пункт разногласия устанавливается словами: «Я этого мнения не разделяю», а затем выдвигается антитезис: «Я уважаю аристократов — настоящих». Таким образом, тезис — это мысль, которая выделена из спорной мысли; антитезис — это мысль, выдвинутая в противовес тезису и установившая пункты разногласий. Борьба между этими мыслями и составляет сущность наиболее важных правильных споров.

Требования к выдвигаемому тезису и антитезису: формулировка должна быть простой и выражена кратко (нарушением этого правила следует считать составной тезис и антитезис, включающие две и более мысли, которые нужно расчленить на составные элементарные суждения и доказывать отдельно).

В широком смысле слова спор есть непременное условие индивидуальной и социальной жизни людей. В самом процессе спора имеет место формирование определенных образцов и моделей поведения человека. Постепенно они вплетаются в структуры личности, т.е. «уходят» внутрь.

Можно сделать вывод — спор есть всегда диалог: одного человека с другим или другими и наедине с собой. Можно сказать, что диалогические связи могут осуществляться на двух различных уровнях: на уровне внешней коммуникации при присутствии других, а также во внутреннем субъективном мире человека — в его мыслях, образах, воспоминаниях. Эти две системы коммуникации — внешняя и внутренняя — тесно связаны между собой, они взаимно пересекаются и дополняют друг друга. Эффективный спор увеличивает взаимопонимание между партнерами, если оно в максимальной степени свободно от искажений. Что означает в этом случае правильно понять другого? Это, значит, почувствовать то, что он хотел сказать. Правильное взаимопонимание, таким образом, зависит от возможностей двух сторон в процессе спора.

В данной работе была изучена техника ведения спора. Мы рассмотрели основные виды споров, некорректное применение уловок и ключевые моменты и правила поведения при деловом общении в рабочем коллективе. Также был рассмотрен спор между литературными героями И.С. Тургенева в произведении «Отцы и дети» — Базаровым и Павлом Петровичем