Оглавление:

ПИСЬМО Минфина РФ от 30.03.2017 № 03-15-05/18599

Вопрос: О страховых взносах и НДФЛ при оплате работникам дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 30 марта 2017 г. N 03-15-05/18599

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение, поступившее на официальный сайт Минфина России, по вопросу начисления страховых взносов и налога на доходы физических лиц на суммы оплаты работникам дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами, и сообщает следующее.
В соответствии со статей 262 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — Трудовой кодекс) одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами. Порядок предоставления указанных дополнительных оплачиваемых выходных дней устанавливается Правительством Российской Федерации.
1. Страховые взносы
Согласно пункту 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов — организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений.
Исходя из положений пункта 1 статьи 420 Кодекса объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов — организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, производимые ими в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений.
Согласно пункта 1 статьи 421 Кодекса база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов — организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 Кодекса, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 422 Кодекса.
Таким образом, объектом обложения страховыми взносами на основании пункта 1 статьи 420 Кодекса являются все выплаты, производимые в пользу работника, в рамках трудовых отношений, в том числе производимые как на основании положений трудовых договоров, так и при отсутствии положений о тех или иных выплатах в указанных договорах, но производимые в связи с наличием трудовых отношений между работником и работодателем, в том числе выплаты, производимые работодателем в соответствии с законодательством Российской Федерации (например, выплаты среднего месячного заработка работникам за дополнительные выходные дни, предоставляемые им для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со статьей 262 Трудового кодекса).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 422 Кодекса не подлежат обложению страховыми взносами государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Статьей 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255 «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» предусмотрен исчерпывающий перечень видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию. Также статьей 3 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» предусмотрен исчерпывающий перечень видов государственных пособий гражданам, имеющим детей.
Поскольку оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со статьей 262 Трудового кодекса, в упомянутых перечнях не поименована, то, соответственно, такая выплата подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.
2. НДФЛ
В соответствии со статьей 210 Кодекса при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.
Доходы, освобождаемые от обложения налогом на доходы физических лиц, перечислены в статье 217 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 217 Кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц доходы в виде государственных пособий, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам.
Оплата дополнительных выходных дней не относится к государственным пособиям, поскольку она не поименована в перечне государственных пособий, установленном статьей 3 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
Другие пункты статьи 217 Кодекса также не содержат среди освобождаемых доходов выплаты, производимые в виде дополнительных оплачиваемых четырех выходных дней в месяц одному из работающих родителей для ухода за ребенком-инвалидом.
Вместе с тем Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 08.06.2010 N 1798/10 признал, что оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, в силу пункта 1 статьи 217 Кодекса не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц.
В случае если разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не согласуются с решениями, постановлениями, информационными письмами Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также решениями, постановлениями, письмами Верховного Суда Российской Федерации, то применительно к ситуациям, рассматриваемым в этих актах и письмах судов, следует руководствоваться письмом Минфина России от 07.11.2013 N 03-01-13/01/47571.

Заместитель директора Департамента
Р.А.СААКЯН
30.03.2017

Страховые взносы при предоставлении дополнительных выходных по уходу за ребенком-инвалидом

Добрый день!
Я ИП на ЕНВД. Есть работница, которой предоставляются доп. дни. Страховые взносы (в соответствии с Определением ВС РФ от 23.01.15 №306-КГ-14-7168) я не начисляла.
В ФСС сказали, что начислять я должна была (сослались на ФЗ-468 от 29.12.14).
Кто прав? И что мне грозит за неуплату? Штраф, пени и т.д.

P.S. Зачем гонять деньги туда-сюда, если они возвращаются потом из ФСС?

Вопрос удалён модератором.

Добрый день
Думаю вы немного путаетесь в понятиях. Страховые взносы вы не начисляли или не перечисляли в ФСС (зачем гонять деньги туда-сюда)
ИП за себя платить взносы в ФСС не обязан. Может это делать только в добровольном порядке
Если же ИП принимает работников то он обязан встать в ФСС на учет и начислять взносы в ФСС исходя из начисленной зарплаты своим работникам
Зарегистрироваться в ПФ в качестве работодателя надо в срок — 30 календарных дней с момента заключения трудового договора с наемным работником. В свою очередь, постановка в ФСС должна осуществляться в течение 10 календарных дней. Надо подать заявление и приложить копию ТД

Начисленные взносы надо отражать в отчете 4-ФСС. Если ИП производит выплаты своим работникам которые возмещает ФСС (больничные, декретные, по уходу за детьми. ) то он отражает эти расходы все в том же отчете 4-ФСС и в ФСС перечисляет только разницу между начисленным и выплаченным. либо ФСС возмещает недостающие суммы
Отчет 4-ФСС сдавать нужно ежеквартально

Нарушение сроков сдачи расчета повлечет за собой взыскание штрафа в размере 5% суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
Штраф за непредставление плательщиком страховых взносов в установленный законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (Форма 4 ФСС РФ, п.1 ст.46 Закона № 212-ФЗ).

Оплата дополнительных выходных для ухода за ребенком-инвалидом

Как учитывается оплата дополнительных выходных дней, которые ежемесячно предоставляются работнице для ухода за ребенком-инвалидом?

Читайте так же:  Льготы на содержание жилья ветеранам боевых действий

Сумма среднего заработка, начисленного работнице за дополнительные выходные дни в текущем месяце, составила 10 102,76 руб. и перечислена на банковский счет работницы.

Нормативно-правовое регулирование предоставления и оплаты дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами

Одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и в порядке, который устанавливается федеральными законами. Порядок предоставления указанных дополнительных оплачиваемых выходных дней устанавливается Правительством РФ (ч. 1 ст. 262 Трудового кодекса РФ, п. п. 2, 12 Правил предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.10.2014 N 1048 «О порядке предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами» (далее — Правила)).

Оплата указанных выходных дней, включая начисленные страховые взносы в государственные внебюджетные фонды (о чем сказано в разделе «Страховые взносы»), осуществляется за счет средств федерального бюджета, предоставляемых ФСС РФ (ч. 17 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Закон N 213-ФЗ), п. 8 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 101).

Бухгалтерский учет

Сумма среднего заработка, начисленного за дополнительные выходные дни, а также начисленные на нее страховые взносы, выплачиваемые за счет средств ФСС РФ (о чем сказано в разделе «Страховые взносы»), не являются расходами организации применительно к п. 2 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, а относятся на расчеты с ФСС РФ.

Бухгалтерские записи по рассматриваемым операциям производятся в порядке, установленном Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, и приведены ниже в таблице проводок.

Страховые взносы

По общему правилу выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений, признаются объектом обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (пп. 1 п. 1 ст. 420 Налогового кодекса РФ, п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон N 125-ФЗ)).

Освобождаются от обложения страховыми взносами, в частности, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию (пп. 1 п. 1 ст. 422 НК РФ, пп. 1 п. 1 ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ).

Исчерпывающий перечень государственных пособий гражданам, имеющим детей, определен ст. 3 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Перечень видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию установлен ст. 1.4 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». Оплата дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами в упомянутых перечнях прямо не поименована, т.е. данные выплаты не отнесены законодательством к государственным пособиям или иным видам обязательного страхового обеспечения, не подлежащим обложению страховыми взносами.

В связи с этим, по мнению Минтруда России и ФСС РФ, суммы среднего заработка, выплачиваемые за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со ст. 262 ТК РФ, облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке (см., например, Письмо Минтруда России от 06.03.2015 N 17-3/В-101, Информацию ФСС РФ) . Кроме того, вывод о необходимости начисления страховых взносов можно сделать из ч. 17 ст. 37 Закона N 213-ФЗ .

Порядок исчисления и уплаты страховых взносов (на примере заработной платы) подробно рассмотрен в консультации Л.В. Гужелевой и в данной консультации не приводится.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Государственные пособия (за исключением пособий по временной нетрудоспособности, включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством, не подлежат обложению НДФЛ (п. 1 ст. 217 НК РФ).

Как отмечено в разделе «Страховые взносы», средний заработок, выплачиваемый за дополнительные четыре выходных дня в месяц одному из работающих родителей для ухода за ребенком-инвалидом, в перечнях законодательно установленных государственных пособий не поименован.

Вместе с тем, по мнению Президиума ВАС РФ, рассматриваемая выплата носит характер государственной поддержки, производится за счет бюджета ФСС РФ и может рассматриваться как выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством. Следовательно, в силу п. 1 ст. 217 НК РФ оплата дополнительных четырех выходных дней в месяц работнику для ухода за ребенком-инвалидом обложению НДФЛ не подлежит как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством (Постановление Президиума ВАС РФ от 08.06.2010 N 1798/10 по делу N А71-3574/2009-А31 (включено в Обзор Постановлений Президиума ВАС РФ по налоговым спорам за период с 2010 г. по первое полугодие 2011 г., направленный для использования в работе нижестоящим органам Письмом ФНС России от 12.08.2011 N СА-4-7/[email protected])).

Однако позиция Минфина России по данному вопросу неоднозначна. Из многочисленных разъяснений специалистов финансового ведомства по данному вопросу можно сделать вывод, что Минфин России хотя и вынужден учитывать подход Президиума ВАС РФ, но не разделяет его (см., например, Письма от 05.05.2016 N 03-04-05/26131, от 03.09.2015 N 03-04-06/50850, от 22.06.2015 N 03-04-05/36006).

Дополнительную информацию по вопросу о том, нужно ли удерживать НДФЛ с сумм оплаты дополнительных выходных дней для ухода за ребенком-инвалидом, включая правоприменительную практику, см. в Практическом пособии по НДФЛ, а также в Энциклопедии спорных ситуаций по НДФЛ и страховым взносам.

В данной консультации исходим из предположения, что организация руководствуется позицией Президиума ВАС РФ, поддержанной налоговыми органами, и не удерживает НДФЛ с суммы среднего заработка, начисленного работнице за четыре дополнительных выходных дня, предоставленных для ухода за ребенком-инвалидом.

Налог на прибыль организаций

Для целей налогообложения прибыли суммы оплаты дополнительных выходных дней, а также начисленных на нее страховых взносов, выплачиваемые за счет средств ФСС РФ, не признаются расходом применительно к п. 1 ст. 252 НК РФ (поскольку организация не несет затрат на выплату среднего заработка и уплату страховых взносов).

Обозначения субсчетов, используемые в таблице проводок

К балансовому счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»:

69-1-1 «Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;

69-1-2 «Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;

69-2 «Расчеты по пенсионному обеспечению»;

69-3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию».

Расчеты по выплатам среднего заработка за дни ухода за ребенком-инвалидом

Автор: Бычков С. С., государственный советник РФ 3‐го класса

Вопрос:

Работнице бюджетного учреждения в соответствии со ст. 262 ТК РФ предоставляются дополнительные выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом. Облагаются ли данные выплаты НДФЛ и страховыми взносами? Как в бухгалтерском учете учреждения отразятся операции по начислению и выплате среднего заработка за указанные дни?

Согласно п. 1 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. Оплата дополнительных выходных дней не поименована в перечне государственных пособий, установленном ст. 3 Федерального закона № 81-ФЗ[1] .

Президиум ВАС в Постановлении от 08.06.2010 №1798/10 признал, что оплата четырех дополнительных выходных дней в месяц работнику для ухода за ребенком-инвалидом обложению НДФЛ не подлежит в силу п. 1 ст. 217 НК РФ как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, которая имеет характер государственной поддержки, производится за счет бюджета ФСС и может рассматриваться как выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством. Исходя из Письма Минфина РФ от 10.07.2018 № 03-04-05/47688 ФНС начиная со дня размещения в установленном порядке в полном объеме указанных актов и писем судов при реализации своих полномочий руководствуются указанными актами и письмами судов, согласно которым НДФЛ с указанных выплат не удерживается.

Читайте так же:  Положение о хранении материальных ценностей

Выплата работнику среднего заработка за дополнительные выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом и уплата страховых взносов с указанных сумм осуществляются за счет средств бюджета ФСС.

Страховые взносы.

Суммы среднего заработка, выплачиваемые учреждением за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со ст. 262 ТК РФ, относятся к выплатам, производимым в рамках трудовых отношений, и облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке. В Письме Минфина РФ от 24.07.2018 № 02-06-10/51872 указано, что в силу п. 17 ст. 37 Федерального закона № 213-ФЗ[2] финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами на основании ст. 262 ТК РФ, включая начисленные страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету ФСС.

НДФЛ с суммы оплаты четырех дополнительных выходных дней в месяц работнику для ухода за ребенком-инвалидом не удерживается.

В соответствии с Указаниями № 65н[3] расходы учреждения по выплате суммы среднего заработка за дополнительные выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом и начисленные на них страховые взносы отражаются по виду расходов 119 и относятся на подстатью 213 КОСГУ.

В соответствии с п. 128, 131 Инструкции № 174н[4]:

на сумму начисленного среднего заработка за дополнительные выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом за счет средств бюджета ФСС производится бухгалтерская запись по дебету счета 0 303 02 830 и кредиту счета 0 302 13 730;

начисленные суммы страховых взносов оформляются записями по дебету счета 0 303 02 830 и кредиту счетов 0 303 00 730.

Пример

Работнице начислен средний заработок за дополнительные выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом в размере 7 000 руб. за счет средств субсидии на выполнение госзадания.

В бухгалтерском учете учреждения операции по начислению и выплате работнице среднего заработка за четыре выходных дня по уходу за ребенком-инвалидом отразятся следующим образом:

Выплаты за счет федерального бюджета в расчете по страховым взносам

Каждый работодатель, будь то организация или индивидуальный предприниматель, имеющий работников, должен уплачивать на выплаты и вознаграждения им страховые взносы в бюджет. Но важно не только правильно начислить и уплатить, но и своевременно и в полном объеме отчитаться о взносах.

С 2017 года страховые взносы (кроме взносов «на травматизм») перешли «под крыло» налоговиков. За периоды начиная с 1 квартала 2017 года расчет по страховым взносам на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование нужно сдавать в налоговую инспекцию. Форма расчета – совершенно новая. Она утверждена Приказом ФНС России от 10 октября 2016 № ММВ-7-11/551.

Расчет по страховым взносам представляется в налоговую инспекцию по месту нахождения организации и отдельно по месту нахождения каждого обособленного подразделения, которому открыт расчетный счет и которое производит выплаты физическим лицам (п.7 ст.431 НК). Срок сдачи расчета – не позднее 30 числа месяца, следующего за окончанием квартала (отчетный период – квартал).

1. Состав расчета по страховым взносам

Состав расчета по страховым взносам в 2017 году такой:

  • титульный лист;
  • лист для лиц, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя;
  • Раздел №1, в который входит 10 приложений;
  • Раздел №2, дополняемый одним приложением;
  • Раздел №3 – содержит персональную информацию о лицах, за которые производит отчисления страхователь.

В данной статье мы разберем две специфические ситуации, которые влияют на порядок заполнения Раздела 1, а именно на Приложения 3 и 4:

  1. Оплата работнику дополнительных выходных дней для ухода за ребенком-инвалидом (за счет средств ФСС, включая начисленные на данную выплату страховые взносы).
  2. Выплата пособия, финансируемого из федерального бюджета.

Особенности заполнения расчета в данных ситуациях будем разбирать на практическом примере.

2. Пример с пособием из федерального бюджета

ООО «Каравай» находится на общей системе налогообложения. В этой организации по трудовому договору работают сотрудники.

Изюмов И.И.: период нетрудоспособности в связи с болезнью с 20 по 24 марта. Заработок за два предыдущих года, на который начислены страховые взносы в ФСС, составил 452899,60 руб.

Рассчитаем среднедневной заработок:

СДЗ = 452899,60 / 730 = 620,41 руб. руб.

Страховой стаж сотрудника 6 лет. Пособие за счет организации согласно страховому стажу:

620,41 руб. * 3 дня * 80% = 1488,98 руб.

Пособие за счет ФСС:

620,41 руб. * 2 дня * 80% = 992,66 руб.

Однако Изюмов работал в подразделении особого риска, поэтому ему полагается оплата пособия по нетрудоспособности в размере 100% среднего заработка.

620,41 руб. * 3 дня * 100% = 1861,23 руб.

620,41 руб. * 2 дня * 100% = 1240,82 руб.

Образующаяся разница в сумме 248,16 руб. (1240,82 – 992,66) компенсируется Фонду социального страхования за счет федерального бюджета. Для нас эта цифра является справочной, т.к. организации всю сумму пособия за 2 дня компенсирует ФСС. Но для данных выплат в расчете есть особые строки.

3. Пример с выходными днями по уходу

Сотрудник организации Пирогов П.П. обратился с заявлением о предоставлении ему четырех оплачиваемых дополнительных выходных дней для ухода за ребенком-инвалидом с 20 по 23 марта. На иждивении сотрудника, который является не единственным родителем, находится один несовершеннолетний ребенок-инвалид.

Также Пирогов предоставил справку с места работы жены о том, что на момент обращения в этом календарном месяце (т.е. в январе) она не использовала дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за ребенком-инвалидом.

Справка (копия) бюро медико-социальной экспертизы об установлении инвалидности ребенка была предоставлена ранее, как и копии документов, подтверждающие место жительства ребенка-инвалида и свидетельство о рождении.

Рассчитанный бухгалтером средний заработок за 4 дополнительных выходных дня составил 4800 руб. На эту выплату начисляются страховые взносы в ПФР, ФФОМС и ФСС, в т.ч. на страхование от несчастных случаев.

Причем и средний заработок, и начисленные на него страховые взносы оплачиваются за счет средств ФСС. Расходы на оплату дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами и страховые взносы по ним финансируются из федерального бюджета.

Сумма страховых взносов на оплату выходных дней составит:

4800 * 30,4% = 1459,20 руб.

4. Приложение 3 Раздел 1 расчета: расходы на пособия

В приложении 3 к разделу 1 расчета мы должны указать сведения о расходах на цели обязательного социального страхования. Речь идет о следующих видах страховых выплат, которые есть в нашем примере:

  • пособие по временной нетрудоспособности;
  • оплата дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами.

По строкам 010 – 090 показываем по каждому виду выплат количество случаев выплат, число оплаченных дней, а также суммы произведенных расходов (в т. ч. те, которые финансируют из федерального бюджета).

По строке 100 фиксируем итоговую сумму расходов на названные выплаты (в т. ч. те, которые финансируются из федерального бюджета).

Вот как мы заполним Приложение 3 для нашего примера.

5. Приложение 4 Раздел 1 расчета: пособия из бюджета

В приложении 4 к разделу 1 расчета отразим сведения о пособиях, финансируемых из федерального бюджета:

по строкам 150–200 – денежные перечисления гражданам, перенесшим лучевую болезнь, а также из подразделений особого риска

В строках 240 –310 отразим итоговые показатели, в том числе оплату дополнительных выходных дней (есть специальные строчки).

Если же названных выше выплат не было, то приложение 4 не формируется и составе отчетности за 1 квартал в ИФНС не подается.

Вот как мы заполним Приложение 4 для нашего примера.

Как заполняется расчет по страховым взносам в 1С: Бухгалтерия, смотрите в видео ниже. К сожалению, в отличие от 1С:ЗУП, оплата дополнительных выходных дней по уходу в программе не автоматизирована.

Оплата дополнительных выходных дней для ухода за ребенком-инвалидом: обложение НДФЛ и страховыми взносами

Жигачев Александр Викторович, кандидат юридических наук, налоговый юрист, г. Саратов

Согласно ст. 262 ТК РФ одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами. Порядок предоставления указанных дополнительных оплачиваемых выходных дней в настоящее время установлен Постановлением Правительства РФ от 13 октября 2014 г. № 1048 «О порядке предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами».

Читайте так же:  Переименование организации трудовой договор

Первый вопрос, который возникает у бухгалтера работодателя, – облагается ли оплата дополнительных выходных дней для ухода за ребенком-инвалидом НДФЛ и страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды.

Рассмотрим этот вопрос с учетом положений действующего законодательства, а также исходя из позиций, сформулированных в судебной практике, разъяснениях Минфина России и ФНС России.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 08 июня 2010 г. №1798/10 оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами, квалифицировал как «иные выплаты, осуществляемые в соответствии с действующим законодательством» (в контексте освобождения от обложения НДФЛ, предусмотренного п. 1 ст. 217 НК РФ). При этом Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ отметил, что оплата указанных дней носит характер государственной поддержки (поскольку направлена на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход), имеет целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан и по своей природе не относится ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде. Таким образом, по мнению Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, данный доход не облагается НДФЛ.

С момента принятия указанного Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ судебная практика единообразно восприняла такой подход (см., например: Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 06 сентября 2010 г. по делу № А45-15160/2009, Постановление ФАС Московского округа от 25 июля 2011 г. № КА-А40/7514-11 по делу N А40-52949/10-4-288 и др.).

Такую же позицию поддерживает ФНС России в некоторых актуальных письмах (например, Письмо от 09 августа 2011 г. № АС-4-3/[email protected], п. 44 Письма от 12 августа 2011 г. № СА-4-7/[email protected]).

Минфин России в своих письмах, как правило, не соглашается по сути с приведенной правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, однако «вынужденно» ее признает как позицию высшей судебной инстанции (Письма Минфина России от 30 мая 2013 г. № 03-04-06/19680, от 22 июня 2015 г. № 03-04-05/36006, от 19 июля 2013 г. № 03-04-06/28330, от 03 августа 2015 г. № 03-04-05/44634, от 03 сентября 2015 г. № 03-04-06/50850 и др.).

Вывод: учитывая наличие актуального решения высшей судебной инстанции, в котором сформулирована однозначная позиция о необложении НДФЛ выплачиваемого среднего заработка за дополнительные выходные дни для ухода за детьми-инвалидами (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 08 июня 2010 г. №1798/10), подтверждение данной позиции в некоторых письмах ФНС России и «вынужденное» признание данной позиции в некоторых письмах Минфина России, считаем, работодатели, как налоговые агенты, вправе без существенных налоговых рисков придерживаться именно этого подхода.

Обложение страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды

В отношении произведенных с 01 января 2015 г. выплат среднего заработка за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами, вопрос обложения страховыми взносами, на наш взгляд, вполне однозначен.

Дело в том, что с указанного числа вступила в силу новая редакция ч. 17 ст. 37 Федерального закона № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Положение ч. 17 ст. 37 Федерального закона № 213-ФЗ регулирует вопрос финансового обеспечения расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со статьей 262 ТК РФ. Но в формулировке данной нормы в числе «обеспечиваемых» указаны также и начисляемые на соответствующие выплаты страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, из чего, на наш взгляд, следует однозначный вывод, что оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами, облагается такими страховыми взносами.

Применительно к произведенным до 01 января 2015 г. выплатам среднего заработка за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами, вопрос обложения страховыми взносами спорный:

Нередко можно встретить подход, согласно которому оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами, облагается страховыми взносами (см. Письмо Минздравсоцразвития России от 15 марта 2011 г. № 784-19, Письма ФСС РФ от 15 августа 2011 г. № 14-03-11/08-8158, от 17 ноября 2011 г. № 14-03-11/08-13985, Письмо Минтруда России от 26 декабря 2014 г. № 17-3/В-637, Постановление ФАС Центрального округа от 31 октября 2012 г. по делу № А36-1071/2012).

Однако, преобладает все же позиция о необложении указанных выплат страховыми взносами (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28 августа 2014 г. № Ф09-4570/14 по делу № А60-51597/2013, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28 мая 2014 г. по делу № А27-10932/2013, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 16 января 2014 г. № Ф07-10116/2013 по делу № А13-13731/2012, от 06 мая 2014 г. № Ф07-3009/2014 по делу № А05-9066/2013, Постановление ФАС Московского округа от 24 апреля 2014 г. № Ф05-3385/2014 по делу № А41-9752/13, Постановление ФАС Поволжского округа от 23 января 2014 г. по делу № А12-5229/2013, Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10 февраля 2015 г. № Ф01-6308/2014 по делу № А43-6222/2014, Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 06 августа 2015 г. № Ф02-3650/2015 по делу № А19-14418/2014, Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 16 июня 2015 г. № Ф10-1707/2015 по делу № А48-3423/2014 и др.). При этом в некоторых решениях судов прямо сделан вывод о том, что вступление в силу с 01 января 2015 г. новой редакции ч. 17 ст. 37 Федерального закона № 213-ФЗ никак не влияет на позицию о необложении выплат, произведенных до 01 января 2015 г. (Определения Верховного Суда РФ от 03 августа 2015 г. № 306-КГ15-8277 по делу № А12-23508/2014, от 02 ноября 2015 г. № 306-КГ15-13756 по делу № А65-27721/2014, от 04 декабря 2015 г. № 306-КГ15-13260 по делу № А72-677/2015, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 02 декабря 2015 г. № Ф06-3053/2015 по делу № А49-2516/2015 и др.).

Вывод:

Произведенная после 01 января 2015 г. оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами, облагается страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Вопрос об обложении страховыми взносами указанных выплат, произведенных до 01 января 2015 г., спорный. Но при готовности работодателя отстаивать свои интересы в суде, с очень высокой вероятностью будет подтверждена позиция о необложении страховыми взносами.

Оплата дополнительных выходных для ухода за детьми-инвалидами: надо ли платить НДФЛ и страховые взносы

Минфин РФ в своем письме от 30.03.2017 № 03-15-05/18599 сообщил, требуется ли уплата НДФЛ и страховых взносов при оплате работникам дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами.

Ведомство отмечает, что по нормам статьи 422 НК РФ не подлежат обложению страховыми взносами государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.

Так, в частности, Федеральным законом от 29.12.2006 № 255 предусмотрен исчерпывающий перечень видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию. Кроме того, Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень видов государственных пособий гражданам, имеющим детей.

Оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со статьей 262 ТК РФ, в упомянутых перечнях не поименована.

Соответственно, на такие выплаты начисляют страховые взносы в общеустановленном порядке.

Вместе с тем, решением Высшего Арбитражного Суда РФ оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами не подлежит обложению НДФЛ.