Требования к канатам и стропам

Требования безопасности к канатам, стропам.

3.4.6.1. Стальные канаты, применяемые для грузоподъемных работ, Должны в соответствии с требованиями Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов иметь сертификат завода-изготовителя и соответствовать требованиям ГОСТ 3241 — 91. Канаты без сертификата подлежат испытанию в соответствии с требованиями указанного стандарта.

3.4.6.2. Стропы грузовые должны соответствовать требованиям ГОСТ 25573 — 82 и РД-10-33 — 93.

3.4.6.3. Канаты без свидетельства об испытании к использованию не допускаются.

3.4.6.4. При работе необходимо следить за тем, чтобы канат не касался других канатов, острых краев груза, частей оборудования и т.п., не имел чрезмерных перегибов, в том числе на блоках и барабанах малого диаметра.

3.4.6.5. Крепление каната непосредственно к проушинам, серьгам и рамам без коушей не допускается.

3.4.6.6. Применение канатов, имеющих переломы, узлы, обрыв проволок и износ более допустимого, не допускается.

3.4.6.7. Сращивание (счаливание) грузовых канатов не допускается. Другие канаты можно счаливать только на участке, где исключается возможность набегания каната на блок или барабан.

3.4.6.8. Стропы должны крепиться за специальные рымы или дру гие грузозахватные элементы поднимаемого груза. При строповке грузов ветви стропов должны быть предохранены от соскальзывания, при подъеме груза ветви стропов должны иметь равномерное натяжение

3.4.6.9. При отсутствии данных о положении центра тяжести груза он должен быть установлен путем пробного подвешивания. Длин” мерные грузы следует стропить не менее чем в двух местах с применением специальных траверс.

3.4.6.10. При подвешивании груза на двурогие крюки стропы должны накладываться таким образом, чтобы нагрузка распределялась н; оба рога крюка равномерно.

3.4.6.11. Не использованные для зацепки груза концы многоветьевого стропа следует укрепить так, чтобы при перемещении груза исключалась возможность задевания этими концами за встречающие на пути предметы.

3.4.6.12. Петли стропа следует надевать по центру зева крюка, а крюка устанавливать по центру строповки.

3.4.6.13. При подъеме и перемещении груза канаты грузового полипласпаста подъемного механизма должны быть направлены вертикально!

3.4.6.14. Петли стропов должны быть выполнены с применением коушей путем заплетки свободного конца каната, установкой зажимов другим проверенным способом по утвержденным нормалям.

3.4.6.15. Закрепление конца каната на грузоподъемном механизме может также производиться в стальной кованой, штампованной, литой конусной втулке клином или путем заливки легкоплавким сплавом. Применение сварных втулок не допускается. Корпуса, втулки и клинья не должны иметь острых кромок.

3.4.6.16. Работать с канатами без рукавиц не допускается.

3.4.6.17. При работе за состоянием стальных канатов и стропов необходимо вести постоянное наблюдение.

3.4.6.18. Браковка стальных канатов и стропов производится в соответствии с требованиями Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.

3.4.6.19. Подлежат браковке стропы, не имеющие бирок, и стропы, имеющие:

а) оборванную прядь;

б) оборванный или выдавленный наружу сердечник;

в) поверхностный износ или коррозию 40 % и более;

г) число оборванных проволок на шаг свивки больше допустимого;

д) трещины на крюках или кольцах или их износ 10 % и более от первоначального сечения;

е) прожоги, вмятины, скрутки и другие механические повреждения.

3.4.6.20. Стальные канаты, которыми оснащены грузоподъемные механизмы, проходят технические освидетельствования, включая испытания под нагрузкой, совместно с этими механизмами.

3.4.6.21. Неразъемные соединения канатов (узлы крепления расчалок, оттяжек и тяг и др.) после изготовления испытываются усилием, превышающим номинальное (рабочее) на 25 %, с выдержкой под нагрузкой в течение 10 минут с записью результатов осмотра и испытаний в журнал.

3.4.6.22. Работающий канат необходимо периодически смазывать.

Типы стропов, применяемых на монтажных работах. Требования к канатам стропов

Строп представляет собой конструкцию, которая используется для подъема и перемещения грузов во многих областях: погрузочно-разгрузочные и строительные работы, грузоперевозки, производство (металлургия, лесная, нефтяная, газовая промышленность), сельское хозяйство. Стропы бывают канатные, цепные и текстильные. Конструкция канатных, а также и цепных стропов обычно представляет собой звено, петлю или петлю с коушем (только у канатных стропов) с одного конца и грузозахватное приспособление (обычно это крюк, но может быть и другой захват) с другого конца. Текстильные стропы могут быть изготовлены из плоской ленты с петлями на обоих концах стропа или в виде кольца (кольцевой строп). Также текстильные стропы бывают круглопрядными (как правило, они кольцевые).

Главная функция стропов состоит в обеспечении быстрого, удобного и надежного крепления груза перед началом операции по его подъему и перемещению. Так как стропы непосредственно связаны с целостностью грузов, жизнью и здоровьем работающих с ними людей, к ним предъявляются довольно жесткие требования безопасности. Каждый строп должен быть изготовлен в соответствии с ГОСТом и иметь сертификат.

Также каждый строп должен быть снабжен биркой, на которой указывается грузоподъемность стропа и дата его изготовления. Запрещено эксплуатировать не снабженные биркой стропы т. к. в данном случае возникает угроза для жизни и здоровья людей.

Подробнее о видах стропов

Канатные стропы обычно изготавливаются из стального каната с мягким сердечником методом заплета концов троса или при помощи опрессовки этих концов специальной алюминиевой втулкой. Канатные стропы с несколькими ветвями (обычно от двух до четырех) состоят из двух или более канатов, соединенных вместе на грузоподъемном звене. Звено может быть овальным или типа Рт. В зависимости от типа грузоподъемных или строительных работ различается количество канатов у стропа и способы крепления грузов. Многоветвевые стропы являются незаменимым средством для перемещения тяжелых и крупногабаритных грузов, особенно имеющих специальные петли, проушины или скобы для захвата.

Канатный петлевой строп представляет собой трос с двух концов закрученный в петли. Такой строп может для лучшего захвата груза проходить через отверстия или кольца, обеспечивая таким образом прочное и надежное крепление. Температурный режим эксплуатации канатных стропов находится в диапазоне от -45 до +40 С, а устойчивость стального каната к рабочим нагрузкам весьма высока. Такие стропы разрушаются не сразу, дефект можно выявить на ранней стадии и избежать аварии.

К сожалению, при всех своих достоинствах, канатные стропы обладают значительным собственным весом и несколько менее удобны по сравнению с текстильными стропами. При помощи канатных строп невозможно работать с легко повреждаемыми и хрупкими грузами. Также не рекомендуется применять данные стропы для работы в химически активных средах.

Канатные стропы

Цепные стропы применяются не менее успешно, чем канатные и также хорошо подходят для грузоподъемных и строительных работ. Основой цепного стропа является цепь из звеньев высокой прочности (класс стали Т8). На концах стропа, как правило, закрепляется с одной стороны овальное звено и соответственно с другой стороны крюк (комплектующие также из стали класса Т8). Дополнительное удобство при эксплуатации цепного стропа обеспечивает его большая гибкость по сравнению с канатным стропом, а также то, что цепные стропы легко выдерживают давление грузов с острыми углами и сторонами.

Цепные стропы обладают весьма значительным собственным весом, но зато гораздо более долговечны, чем все остальные и их можно легко ремонтировать. Кроме того, вес стропа серьезно уменьшается при использовании комплектующих из высокотехнологичных сплавов. К тому же цепные стропы легко переносят воздействие высоких и низких температур, а также кислот.

Текстильные стропы представляют собой, наверное, самый универсальный и удобный вид стропов. Они обладают весьма незначительным собственным весом и габаритами, что снижает риск получения травм у работающих с ними людей. Текстильные стропы можно успешно применять для перемещения многих видов грузов. Эти стропы обладают высокой устойчивостью к воздействию внешней среды. Они не боятся солнца и воды, защищены от химически активных веществ, масел, нефти, растворителей.

Стропы не боятся перепадов температур, вследствие чего они могут применяться в различных климатических зонах не теряя своих свойств. Область применения текстильных стропов огромна. Они прекрасно подходят для перемещения хрупких, легко деформируемых и окрашенных грузов. При помощи этих стропов легко и удобно поднимать пиломатериалы и древесину, пластиковые и полиэтиленовые заготовки, окрашенные металлоконструкции и многое другое.

Петли текстильных стропов можно дополнительно защитить специальной тканью, что позволит значительно увеличить срок их службы. Также можно при помощи специальных чехлов защитить строп по всей его длине. Текстильные стропы изготавливаются в различных исполнениях, из которых наиболее популярно исполнение 3, когда лента сшивается в два слоя. Стропы различной грузоподъемности различаются по цвету ленты.

Текстильные стропы

Требования, предъявляемые к канатам, стропам.

1. Стальные канаты, применяемые для грузоподъемных работ, должны в соответствии с требованиями Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов иметь сертификат завода-изготовителя и соответствовать требованиям ГОСТ 3241 — 91. Канаты без сертификата подлежат испытанию в соответствии с требованиями указанного стандарта.

2. Стропы грузовые должны соответствовать требованиям ГОСТ 25573 — 82 и РД-10-33 — 9

3. Канаты без свидетельства об испытании к использованию не допускаются.

4. При работе необходимо следить за тем, чтобы канат не касался других канатов, острых краев груза, частей оборудования и т.п., не имел чрезмерных перегибов, в том числе на блоках и барабанах малого диаметра.

5. Крепление каната непосредственно к проушинам, серьгам и рамам без коушей не допускается.

6. Применение канатов, имеющих переломы, узлы, обрыв проволок и износ более допустимого, не допускается.

7. Сращивание (счаливание) грузовых канатов не допускается. Другие канаты можно счаливать только на участке, где исключается возможность набегания каната на блок или барабан.

8. Стропы должны крепиться за специальные рымы или другие грузозахватные элементы поднимаемого груза. При строповке грузов ветви стропов должны быть предохранены от соскальзывания, при подъеме груза ветви стропов должны иметь равномерное натяжение.

9. При отсутствии данных о положении центра тяжести груза он должен быть установлен путем пробного подвешивания. Длинномерные грузы следует стропить не менее чем в двух местах с применением специальных траверс.

Требования к стропам — Правила безопасной работы с инструментом и приспособлениями

Раздел 4, Подраздел 5, Параграф 2

Требования к стропам

6.5.9. Изготовлять стропы должны работники, прошедшие специальное
обучение и проверку знаний, а также работники, имеющие профессию
заплётчика.
Перед началом рубки для предотвращения раскручивания концы каната
в двух местах следует перевязать мягкой отожженной стальной
проволокой. Расстояние между перевязками должно быть от четырёх до
пяти диаметров каната, а длина обмотки — не менее пяти диаметров
каната. Концы этой проволоки необходимо тщательно скрутить и загнуть
между прядями каната.
6.5.10. Количество прокалываний каната каждой прядью при
заплетке должно соответствовать указанному в таблице 6.4.
Последнее прокалывание каната прядью необходимо проводить
половинным количеством её проволок (половинным сечением пряди).
Допускается последнее прокалывание проводить половинным количеством
прядей каната.
Количество зажимов необходимо определять при проектировании,
однако зажимов должно быть не менее трех. Шаг расположения зажимов и
длина свободного конца каната от последнего зажима должны составлять
не менее шести диаметров каната. Скобы зажима необходимо
устанавливать на свободный конец каната.

Читайте так же:  Образец заполнения заявления анкеты

Таблица 6.4. Количество прокалываний каната прядями при заплетке

Не разрешается устанавливать зажимы горячим (кузнечным) способом.
В конструкциях сжимов должны предусматриваться контргайки или
замки для фиксации гаек. Обе гайки сжима должны затягиваться
равномерно, без перекоса. Во время эксплуатации необходимо
периодически проверять плотность затягивания сжимов и техническое
состояние каната под ними.
6.5.11. Подъёмные, тяговые канаты, канаты для поддержки и для
подвески электрических кабелей должны быть целыми.
Допускается сращивание подъёмных и тяговых канатов, а также
канатов для поддержки электрических кабелей — при условии, что
количество счалок будет минимальным.
Количество счалок определяется в зависимости от длины каната,
выпускаемого заводом-изготовителем канатов.
Во время эксплуатации количество счалок допускается увеличивать.
Длина счалок должна составлять не менее 1000 диаметров каната.
Счаливать канаты должны работники, прошедшие специальное
обучение.
6.5.12. Стропы из стальных канатов должны рассчитываться с учетом
количества ветвей каната и угла наклона их к вертикали.
Для груза массой Q, т, подвешенного к крюку с помощью k ветвей
стропового каната или цепи, наклоненных под углом ?, град, к
вертикали (рисунок 3), усилие S, кН, возникающее в каждой ветви
каната, определяется по формуле:
9,81Q Q
S= ——— = n— (3)
Kcosa k

где k — количество ветвей каната;
n — коэффициент, зависящий от угла a.

При расчете стропов, предназначенных для подъёма определенного
груза, за расчетный можно принять фактический угол наклона их к
вертикали, а для стропов общего назначения с несколькими ветвями —
угол между ними, составляющий 90°.
Для упрощения расчета усилия 5 коэффициент и можно выбрать по
данным таблицы 6.5.

Таблица 6.5. Зависимость коэффициента п от угла а

Стропы должны рассчитываться с коэффициентом запаса прочности
канатов не менее 6.
6.5.13. Стропы и способы закрепления их должны удовлетворять
следующим требованиям:
— многоветвевые стропы должны обеспечивать равномерное натяжение
ветвей;
— стропы при подвешивании груза на двурогие крюки должны
накладываться так, чтобы нагрузка распределялась на оба рога крюка
равномерно;
— стропы должны закрепляться за специальные рамы или за массивные
части поднимаемого груза так, чтобы все ветви стропов были натянуты
равномерно и исключалась возможность соскальзывания их — в случае
возможного зацепления груза за какие-либо предметы при его подъёме.
При этом места строповки на поднимаемых грузах должны определяться
заранее с учетом данных о положении центра тяжести поднимаемого
груза, а при отсутствии таких данных положение центра тяжести можно
определять пробным подвешиванием груза;
— петли стропа должны надеваться на центр зева (захвата) крюка, а
крюк устанавливаться по центру строповки. При подъёме и перемещении
грузов канаты грузового полиспаста подъёмных механизмов должны
направляться вертикально.
6.5.14. Концы многоветвевого стропа, не используемые для
зацепления груза, должны закрепляться так, чтобы при перемещении
груза исключалась возможность задевания этими концами за предметы,
которые могут встретиться на пути перемещения груза.
6.5.15. Работу с применением канатов необходимо выполнять в
рукавицах.
6.5.16. Стальные канаты и стропы необходимо отбраковывать в
соответствии с требованиями ДНАОП 0.00-1.03-93 «Правила устройства и
безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов».
6.5.17. Подлежат отбраковке стропы, не имеющие бирок, а также
стропы, имеющие следующие дефекты:
— одну или несколько оборванных прядей;
— выдавленный наружу сердечник;
— уменьшенный на 40 % и более первоначальный диаметр каната
вследствие износа или коррозии;
— корзинообразную деформацию;
— количество оборванных проволок на шаг свивки, более
допустимого;
— трещины на крюках или кольцах или износ их на 10 % и более;
— выдавливание или расслоение прядей;
— местное увеличение или уменьшение диаметра каната;
— раздавленные участки, перекручивания, заломы, перегибы каната;
— повреждения — вследствие влияния температуры или электрического
дугового разряда.
6.5.18. Стальные канаты, которыми оснащены грузоподъемные механизмы, совместно с этими механизмами должны проходить техническое
освидетельствование, включая испытание под нагрузкой.
Неразъемные соединения канатов (узлы закрепления расчалок,
оттяжек и тяг) после изготовления необходимо в течение 10 мин
проверять на I;. соответствие нормативной документации и испытывать
усилием, в 1,25 раза превышающим номинальное (рабочее), с записью
результатов осмотра 1 и испытаний в журнал (произвольной формы).
6.5.19. Канаты (как новые, так и находящиеся в эксплуатации и
хранящиеся в складских помещениях) необходимо смазывать графитовой
смазкой, защищающей их от коррозии и износа, в следующие сроки, не
реже: 1 раз в 1 мес. — грузовые (полиспастные); 1 раз в 1,5 мес. —
чалочные и стропы; 1 раз в 6 мес. — канаты, хранящиеся в складских
помещениях.
Стальные канаты необходимо хранить смазанными и смотанными в
бухты или катушки так, чтобы не образовывались петли и узлы. Канаты
должны храниться в сухих, хорошо проветриваемых складских помещениях
на деревянных настилах или подкладках.

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ГРУЗОЗАХВАТНЫХ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ И ТАРЫ
РД 220-12-98

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

1.1. Металлические съемные грузозахватные приспособления и тара используются в процессе производства работ по подъему и перемещению грузов с применением грузоподъемных машин (кранов, кранов-трубоукладчиков, кранов-манипуляторов, подъемников, вышек и других машин и механизмов). Строповка, обвязка и зацепка твердых грузов для подъема, перемещения и опускания их при выполнении строительно-монтажных, погрузочно-разгрузочных и других работ с применением грузоподъемных машин производятся при помощи съемных грузозахватных приспособлений. Для подъема и перемещения жидких и сыпучих грузов используется специальная тара (бадьи, лотки, ящики, контейнеры, ковши и т.п.).

1.2. В зависимости от условий производства работ, геометрических размеров и массы груза используют грузозахватные приспособления разных конструкций (стропы, траверсы, захваты и т.п.). Стропы относятся к наиболее простым в конструктивном исполнении грузозахватным приспособлениям и представляют собой гибкие элементы с концевыми креплениями и захватными органами различных конструкций. В качестве гибкого несущего элемента, как правило, используются стальные проволочные канаты, реже — цепи и ленты.

1.3. Стальные канаты менее трудоемки в изготовлении, имеют высокую удельную несущую способность и гибкость, значительно удобнее в работе и более долговечны, чем канаты из органических растительных волокон или стальные грузовые цепи. Стальной проволочный канат сглаживает динамические нагрузки и надежен, так как разрушение каната происходит не внезапно, как у цепи, а количество оборванных проволок увеличивается постепенно, что позволяет следить за состоянием каната и браковать его задолго до обрыва.

1.4. Преимуществами стальных цепей по сравнению со стальными канатами являются их высокая гибкость, простота конструкции, технологичность и способность огибать острые грани без применения подкладок. Существенными недостатками стальных цепей являются их большая масса, возможность внезапного разрыва вследствие быстрого раскрытия образовавшихся трещин и необходимость тщательного повседневного контроля состояния (износа) звеньев цепи. Кроме того, стальные цепи не допускают приложения динамических нагрузок, а дефекты в металле звеньев цепи трудно обнаружить.

1.5. По числу ветвей стропы разделяют на канатные одноветвевые (1СК), двухветвевые (2СК), трехветвевые (3СК), четырехветвевые (4СК) и универсальные (УСК), цепные одноветвевые (1СЦ), двухветвевые (2СЦ), трехветвевые (3СЦ), четырехветвевые (4СЦ) и универсальные (УСЦ). Простые стропы (СК и СЦ) применяют для навешивания грузов, имеющих специальные приспособления (петли, крюки, рамы, болты и т.п.), универсальные стропы — для строповки грузов обвязкой. Одноветвевой строп с крюком или другим грузозахватным органом обычно применяют для захвата и перемещения грузов, снабженных монтажными петлями или проушинами, скобами и т.п.

1.6. Многоветвевые стропы используют для подъема и перемещения строительных деталей и конструкций, имеющих две, три или четыре точки крепления. Их широко применяют для строповки элементов зданий (панелей, блоков, ферм и т.п.), снабженных петлями или проушинами. При использовании многоветвевого стропа нагрузка должна передаваться на все ветви равномерно, что обеспечивается вспомогательными соединениями.

1.7. Универсальные стропы применяют при подъеме груза, обвязка которого обычными стропами невозможна (трубы, доски, металлопрокат, аппараты и т.п.).

1.8. Траверсы используют для подъема и перемещения длинномерных или крупногабаритных конструкций или оборудования (колонны, фермы, балки, аппараты, трубы и т.п.). Траверсы рассчитаны на восприятие сжимающих или растягивающих усилий. Они предохраняют груз от воздействия сжимающих усилий, возникающих при наклоне груза, и обеспечивают безопасность при его перемещении краном. Траверсы навешивают на крюк крана при помощи косынки с проушиной (кольцом) или гибких или жестких тяг, присоединяемых шарнирно, что полностью освобождает их от изгибающих моментов. Навешивание траверс на крюк крана при помощи жестких и гибких тяг приводит к потере полезной высоты подъема. Канатные стропы на свободном конце заканчиваются крючками различных конструкций, взаимодействующими со скобами изделия или штыревыми замками, укрепленными на траверсе с коушами, вводимыми в гнезда корпуса замка. Штырь выдергивают вручную за прикрепленный к нему канатик (дистанционное управление).

1.9. Захваты являются наиболее совершенными и безопасными грузозахватными приспособлениями, основное преимущество которых — сокращение затрат ручного труда при захвате груза и его укладке краном в проектное положение. Целесообразно применять захваты в тех случаях, когда приходится перемещать однотипные конструкции, например на заводах железобетонных изделий, заводах металлоконструкций, складах и ряде других предприятий. Захватами, установленными на стропах, можно быстро закрепить строп за поднимаемые рельсы, швеллеры и балки. При помощи соединительных звеньев и такелажных скоб захваты быстро укрепляют на стропах. На стропах можно также крепить крюки, зажимы для листов, а также другие приспособления.

1.10. Наиболее распространенными видами стальной технологической тары для подъема и перемещения штучных, тарно-штучных, жидких, полужидких и жидких грузов, а также грузов, относящихся к категории взрыво- и пожароопасных являются ящики, бадьи, емкости, бункеры, контейнеры, поддоны и другие пакетирующие приспособления.

1.11. В одной инструкции или нормативном документе невозможно отразить все виды и конструктивные исполнения грузозахватных приспособлений и тары, как и изложить требования безопасности, предъявляемые к ним. Поэтому на основании настоящей Типовой инструкции предприятия (организации), эксплуатирующие грузоподъемные машины, грузозахватные приспособления и тару, обязаны разработать и утвердить производственные инструкции по безопасной эксплуатации металлических приспособлений и металлической технологической тары в соответствии с требованиями Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, Правил устройства и безопасной эксплуатации кранов-трубоукладчиков, Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов-манипуляторов и других правил безопасности и нормативных документов.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

2.1. Грузозахватные приспособления и тара относятся к разряду наиболее ответственных устройств, на которые распространяются требования правил безопасности и нормативных документов Госгортехнадзора России.

2.2. Проектирование грузозахватных приспособлений и тары должны производить специализированные организации, имеющие лицензию органов госгортехнацзора в соответствии с Федеральным законом от 25.09.98 N 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и нормативными документами.

2.3. Основными требованиями при проектировании и изготовлении грузозахватных приспособлений и тары являются:

прочность и надежность конструкции грузозахватного приспособления и тары;

минимальная собственная масса по сравнению с массой поднимаемого груза;

удобство в обслуживании и обращении;

обеспечение сохранности захватываемого груза;

соответствие особенностям технологических процессов и проектам производства работ, дальнейшая автоматизация процесса захвата и освобождения груза (работа по заданной программе без участия обслуживающего персонала).

2.4. Проектирование и изготовление грузовых стропов общего назначения должны производиться в соответствии с требованиями РД 10-33-93 «Стропы грузовые общего назначения. Требования к устройству и безопасной эксплуатации». Расчет стропов из стальных канатов должен производиться с учетом числа ветвей канатов и угла наклона их к вертикали. При расчете стропов общего назначения, имеющих несколько ветвей, расчетный угол между ними должен приниматься равным 90°. При расчете стропов, предназначенных для определенного груза, может быть принят фактический угол. При расчете стропов коэффициент запаса прочности канатов должен приниматься не менее 6. Конструкция многоветвевых стропов должна обеспечивать равномерное натяжение всех ветвей.

Читайте так же:  В течении 14 дней можно вернуть любой товар

2.5. Изготовление съемных грузозахватных приспособлений и тары должны производить предприятия и специализированные организации, имеющие лицензию органов госгортехнадзора, выданную в соответствии с Федеральным законом от 25.09.98 N 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

2.6. Изготовление съемных грузозахватных приспособлений и тары должно производиться в соответствии с нормативными документами и технологическими картами. В случае применения сварки в документации на изготовление должны содержаться указания по ее выполнению и контролю качества.

2.7. Съемные грузозахватные приспособления (стропы, цепи, траверсы, захваты и т.п.) после изготовления подлежат испытанию на предприятии-изготовителе, а после ремонта — на предприятии, на котором они ремонтировались. Съемные грузозахватные приспособления должны подвергаться осмотру и испытанию нагрузкой в 1,25 раза превышающей их номинальную грузоподъемность.

2.8. Сведения об изготовленных съемных грузозахватных приспособлениях должны заноситься в журнал, в котором должны быть указаны наименования приспособлений, грузоподъемность, номер нормативного документа (технологической карты), номер сертификата на примененный материал, на канат или цепь, результаты контроля качества сварки, результаты испытаний грузоподъемного приспособления.

2.9. Съемные грузозахватные приспособления должны снабжаться клеймом или прочно прикрепленной металлической биркой с указанием номера, грузоподъемности и даты испытания. Съемные грузозахватные приспособления, изготовленные для сторонних организаций, кроме клейма (бирки) должны быть снабжены паспортом (Приложение 1 к настоящей Типовой инструкции).

3.1. Владельцы грузоподъемных машин, тары и съемных грузозахватных приспособлений обязаны обеспечить содержание их в исправном состоянии и безопасные условия работы путем организации надлежащего освидетельствования, осмотра, ремонта, надзора и обслуживания согласно требованиям правил безопасности.

3.2. Инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин обязан осуществлять надзор за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин, съемных грузозахватных приспособлений, производственной тары и принимать меры по предупреждению нарушений правил безопасности.

3.3. Инженерно-технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, обязан обеспечить содержание в исправном состоянии съемных грузозахватных приспособлений и производственной тары (если содержание их в исправном состоянии не возложено на другие службы) путем проведения периодических осмотров, технических обслуживаний и ремонтов в установленные графиком сроки, систематического контроля за правильным ведением журнала осмотра и своевременного устранения выявленных неисправностей, а также личного осмотра грузозахватных приспособлений и тары в установленные сроки.

3.4. Лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, кранами-трубоукладчиками, кранами-манипуляторами и другими грузоподъемными машинами, обязано не допускать использования немаркированных, неисправных или не соответствующих по грузоподъемности и характеру груза съемных грузозахватных приспособлений и производственной тары.

3.5. Для зацепки, обвязки (строповки) груза и навешивания его на крюк грузоподъемной машины, за исключением случаев, указанных в п. 3.6 настоящей Типовой инструкции, согласно требованиям правил безопасности должны назначаться стропальщики.

3.6. Для навешивания на крюк грузоподъемной машины груза без предварительной обвязки (груз, имеющий петли, рамы, цапфы, а также находящийся в ковшах, бадьях, контейнерах или другой таре) или в тех случаях, когда груз захватывается полуавтоматическими захватами, могут допускаться рабочие основных профессий, дополнительно обученные по сокращенной программе для подготовки стропальщиков.

3.7. Владельцем грузоподъемных машин и эксплуатирующими организациями должны быть разработаны способы правильной строповки и зацепки грузов, которым должны быть обучены стропальщики. Графическое изображение способов строповки и зацепки должно быть выдано на руки стропальщикам и крановщикам или вывешено в местах производства работ.

3.8. Владельцем грузоподъемных машин или специализированной организацией должны быть разработаны способы обвязки деталей и узлов машин, перемещаемых грузоподъемными машинами во время их монтажа, демонтажа и ремонта, с указанием применяемых при этом приспособлений, а также способов безопасной кантовки грузов, когда такая операция производится с применением грузоподъемной машины.

3.9. Грузоподъемные машины, съемные грузозахватные приспособления и тара, не прошедшие осмотра и технического освидетельствования, к работе не допускаются. Неисправные грузозахватные приспособления, а также приспособления, не имеющие бирок (клейм), не должны находиться в местах производства работ. Не допускается нахождение в местах производства работ немаркированной и поврежденной тары.

3.10. Погрузочно-разгрузочные работы и складирование грузов на базах, складах, площадках должны выполняться по технологическим картам, в которых приводятся перечень применяемых грузозахватных приспособлений и графические изображения (схемы) строповки грузов.

3.11. Строповка грузов должна производиться в соответствии со схемами строповки. Для строповки предназначенного к подъему груза должны применяться стропы, соответствующие массе и характеру поднимаемого груза, с учетом числа ветвей и угла их наклона; стропы общего назначения следует подбирать так, чтобы угол между их ветвями не превышал 90°.

3.12. Соединения крюка грузоподъемной машины с подвесками, петлями и коушами стропов должны быть надежными. Подвеска стропа должна фиксироваться защелкой крюка. Монтажная петля должна закрепляться защелкой в звене крюка стропа.

3.13. В целях предупреждения падения грузов во время подъема и перемещения их кранами следует соблюдать следующие правила строповки:

при обвязке груза стропы должны накладываться без узлов и перекруток;

под острые углы металлических грузов (швеллер, уголок, двутавр) необходимо подкладывать подкладки. При этом необходимо учитывать расположение центра тяжести груза. Подводить строп под груз следует так, чтобы исключить возможность его выскальзывания во время подъема груза. Обвязывать груз нужно таким образом, чтобы во время его перемещения исключалось падение его отдельных частей и обеспечивалось устойчивое положение груза при перемещении. Для этого строповка длинномерных грузов (столбов, бревен, труб) должна производиться не менее чем в двух местах;

не использованные для зацепки концы многоветвевого стропа должны быть укреплены так, чтобы при перемещении груза краном исключалась возможность задевания этими концами за встречающиеся на пути предметы.

3.14. Для изготовления подкладок под острые углы металлических грузов могут быть использованы самые разнообразные материалы и отходы производства (рис. 1 — здесь и далее рисунки не приводятся): дерево, резиновые трубы и согнутые угольники, отходы резинотканевых шлангов, плоских ремней, транспортерной ленты.

3.15. Перемещение мелкоштучных грузов должно производиться в специально для этого предназначенной таре; при этом должна исключаться возможность выпадения отдельных грузов.

3.16. Груз, грузозахватное приспособление или тару при их горизонтальном перемещении следует предварительно поднять на 500 мм выше встречающихся на пути оборудования, строительных конструкций и других предметов.

3.17. Опускать перемещаемый груз разрешается лишь на предназначенное для этого место, где исключается возможность падения, опрокидывания или сползания устанавливаемого груза. На место установки груза должны быть предварительно уложены соответствующей прочности подкладки для того, чтобы стропы могли быть легко и без повреждения извлечены из-под груза.

3.18. При работе грузоподъемной машины не допускаются подъем груза, засыпанного землей или примерзшего к земле, заложенного другими грузами, а также освобождение с применением грузоподъемной машины защемленных стропов, канатов, цепей.

4. ПОРЯДОК ОСМОТРА И БРАКОВКИ

МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ И ТАРЫ

4.1. Согласно требованиям правил безопасности стропальщики должны производить осмотр съемных грузозахватных приспособлений и производственной тары перед их использованием для подъема и перемещения грузов с применением грузоподъемных машин.

4.2. Инженерно-технические работники, ответственные за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, и лица, ответственные за безопасное производство работ кранами, кранами-трубоукладчиками, кранами-манипуляторами и другими грузоподъемными машинами, должны производить осмотр грузозахватных приспособлений в следующие сроки:

стропов (за исключением редко используемых) — каждые 10 дней;

траверс, захватов и тары — каждый месяц;

редко используемых съемных грузозахватных приспособлений — перед выдачей их в работу.

4.3. При осмотре канатных стропов необходимо обращать внимание на состояние канатов, коушей, крюков, подвесок, замыкающих устройств, обойм, карабинов и места их крепления.

4.4. Для оценки безопасности использования канатов применяют следующие критерии:

характер и число обрывов проволок, в том числе наличие обрывов проволок у концевых заделок, мест сосредоточения обрывов проволок, интенсивность возрастания числа обрывов проволок;

поверхностный и внутренний износ;

поверхностная и внутренняя коррозия;

местное уменьшение диаметра каната, включая разрыв сердечника;

деформация в виде волнистости, корзинообразности, выдавливания проволок и прядей, раздавливания прядей, заломов и т.п.;

повреждения в результате температурного воздействия или электрического дугового разряда.

4.5. Канатный строп подлежит браковке, если число видимых обрывов наружных проволок каната превышает указанное в таблице.

Стропы из канатов
двойной свивки

Число видимых обрывов проволок
на участке каната стропа длиной

Правила по охране труда при работе на высоте

Требования безопасности к канатам, стропам грузоподъемных механизмов

Требования безопасности к канатам, стропам грузоподъемных механизмов:

  • канаты, стропы должны соответствовать установленным требованиям;
  • при работе необходимо следить за тем, чтобы канат не касался других канатов, острых краев груза, частей оборудования, не имел чрезмерных перегибов, в том числе на блоках и барабанах малого диаметра;
  • крепление каната непосредственно к проушинам, серьгам и рамам без коушей не допускается;
  • применение канатов, имеющих переломы, узлы, обрыв нитей (для синтетических) или проволок (для стальных) и износ более допустимого, не допускается;
  • сращивание (счаливание) грузовых канатов не допускается. Другие канаты можно счаливать только на участке, где исключается возможность набегания каната на блок или барабан;
  • петли стропов должны быть выполнены с применением коушей путем заплетки свободного конца каната, установки зажимов, другим проверенным способом по установленным требованиям.

НЕ ДОПУСКАЕТСЯ!

Работать с канатами без СИЗ рук не допускается.

Стальные канаты, которыми оснащены грузоподъемные механизмы, проходят технические освидетельствования, включая испытания под нагрузкой, совместно с этими механизмами.

Канаты и стропы подлежат осмотру до и после использования, а также проведению обслуживания и периодических проверок в соответствии с эксплуатационной документацией.

Хранить синтетические канаты и стропы следует в закрытых сухих помещениях, защищенных от прямых солнечных лучей, масла, бензина, керосина и других растворителей, в подвешенном состоянии или на деревянных стеллажах на расстоянии не менее 1 м от отопительных приборов.

Требования безопасности к цепям:

  • пластинчатые, сварные и штампованные цепи, используемые как грузовые и для изготовления стропов, должны соответствовать установленным требованиям;
  • коэффициент запаса прочности пластинчатых цепей, применяемых в грузоподъемных машинах, должен быть не менее 5 при машинном приводе и не менее 3 — при ручном;
  • коэффициент запаса прочности сварных и штампованных грузовых цепей и цепей для стропов должен быть не меньше указанного в документации;
  • сращивание цепей допускается путем электро- или кузнечно-горновой сварки новых вставленных звеньев или с помощью специальных соединительных звеньев; после сращивания цепь осматривается и испытывается нагрузкой в соответствии с документацией.

Требования техники безопасности к канатам и цепям

В ма­шинах, предназначенных для производства транспортно-грузовых операций, канаты или цепи являются ответственной составной частью. От правильности выбора конструкции, навески и эксплуа­тации каната или цепи во многом зависит безопасность обслужи­вающего персонала и срок службы каната.

В качестве гибких подъемных органов используются следую­щие: а) стальные проволочные канаты; б) сварные короткозвенные цепи; в) пластинчатые цепи; г) пеньковые или хлопчатобу­мажные канаты (разрешено употреблять только в качестве чалочных).

Читайте так же:  Прокурора чеченской республики

Стальные проволочные канат ы применяются в качестве грузовых, стреловых, вантовых и чалочных. В ка­честве грузовых применяются у лебедок, тельферов, кранов всех систем, строительных подъемников, лифтов и т. д.; в качестве стреловых применяются у стреловых кранов всех систем. В ка­честве вантовых у мачтовых подъемников, у кранов-дерриков, у кранов-укосин; как чалочные — в виде стропов и других устройств, предназначенных для подвеса груза к крюку подъем­ного устройства.

Выбор канатов производится в соответствии с действующим ГОСТ «Канаты стальные».

В соответствии с условиями эксплуатации канатов в подъем­но-транспортных машинах, механизмах и различного рода соору­жениях их подразделяют на поддерживающие, несущие, тяговые, подъемные и счалочные.

Поддерживающие канаты предназначены для под­вески мостов, расчалки мачт, труб и т. д. Эти канаты работают на растяжение, поэтому показатели прочности для них имеют ре­шающее значение, гибкость же, не имея существенного значения, может быть минимальной.

В качестве поддерживающих канатов необходимо применять цельнометаллические. Применять канаты с органическим сердеч­ником не рекомендуется, так как вытяжка их вследствие усадки сердечников отрицательно сказывается на надежности работы, установки.

Несущие канаты применяются в качестве опоры для движущихся вагонеток. Их эксплуатация связана со значитель­ным изгибом и натяжением под катками вагонеток. В качестве несущих канатов рекомендуется применять цельнометаллические канаты закрытой конструкции, которые имеют плотное строение и более или менее ровную поверхность.

Тяговые канаты применяются на подвесных канатных дорогах, на экскаваторах и т. д. Их эксплуатация связана со зна­чительным поверхностным истиранием и изгибом при работе на блоках. Поэтому в качестве тяговых канатов рекомендуется при­менять канаты с различным диаметром проволок и с органичес­ким сердечником. При этом внешние повивы в прядях тяговых канатов должны иметь более толстые проволоки, чем внутренние.

Подъемные канаты предназначены для работы на кра­нах, тельферах, лебедках и подъемниках. Они работают с нерав­номерной скоростью движения и подвергаются при работе слож­ному виду деформации — растяжению и изгибу. Динамические нагрузки в канатах этого вида могут Достигать 25—30% от ста­тических. В качестве подъемных канатов применяются кругло- прядные канаты с органическими сердечниками (кроме горячих .цехов).

На подавляющем большинстве грузоподъемных машин со сво­бодным подвесом груза употребляются канаты крестовой свивки. Канаты односторонней свивки имеют значительно больший срок службы (в 1,5- 2 раза), чем канаты крестовой свивки, однако вследствие неуравновешенных внутренних напряжений канаты стремятся к самораскручиванию, а поэтому обычно применяются только для механизмов подъема, имеющих жесткие направляю­щие для подъема груза (бремсберги, лифты и т. д.).

Коэффициент трения между канатом и шкивом при односто­ронней свивке значительно возрастает (при односторонней свивке этот коэффициент равен 0,3, для канатов крестовой свивки—0,11). Это имеет исключительно важное значение для подъемных уст­ройств с канатоведущими шкивами.

Для подъема людей разрешено применять лишь канаты марки В (высшего сорта), для остальных грузоподъемных и транспортных машин канаты марки I (первого сорта) и для вспомогательных целей разрешено употреблять канаты марки II (второго сорта).

Канаты счалочные применяются для устройства стро­пов, для обвязок, в качестве буксировочных, швартовых и т. д. Эти канаты работают на растяжение и изгиб, в связи с чем они должны обладать большой гибкостью, так как часто возникает необходимость вязать узлы, делать сросты и заплетать петли. Для этих целей рекомендуется применять шести- и восьмипрядные канаты с многими органическими сердечниками.

Приемка, хранение и обращение с канатами . На заводе-изготовителе канаты должны быть подвергнуты на­ружному осмотру и обмеру, проверке механических свойств про­волок и т. п. В соответствии с результатами этих испытании со­ставляется акт-сертификат.

Канаты диаметром до 30 мм при максимальном весе 700 кг могут сдаваться в бухтах, прочно перевязанных в 4—6 местах. Канаты диаметром более 30 мм, а также канаты весом более 700 кг должны наматываться на барабаны. Кроме того, незави­симо от веса и диаметра, должны наматываться на барабаны: а) канаты, предназначенные для подъема и спуска людей; б) ка­наты односторонней свивки, многопрядные и фасоннопрядные.

Каждая бухта или барабан должны быть снабжены ярлыком с указанием завода-изготовителя, заводского номера, условного обозначения, длины, веса брутто каната и даты изготовления. На ярлыке ставится клеймо ОТК завода-изготовителя.

При наружном осмотре каната необходимо обратить внимание на следующее:

1) нет ли некруглостей у каната; такой канат будет иметь в работе неравномерный износ, что вызовет его быстрый выход из строя.

2) нет ли выступающих прядей за габарит каната; в эксплуа­тации такой канат также окажется ненадежным;

3) нет ли проволок, которые выступают из габарита каната.

При наличии любого из перечисленных недостатков канат нельзя допускать к эксплуатации, особенно в качестве грузового.

Вследствие неправильного хранения и неумелого обращения возможны следующие дефекты, резко снижающие надежность работы канатов:

Коррозия . Наличие даже небольших следов коррозии резко сокращает срок службы каната. Надежным средством предохранения каната от появления коррозии является хорошая смазка, которая также уменьшает трение как между отдельными проволоками, так и между барабаном и шкивом.

По данным «Оргтехсмазки» натуральный березовый деготь является весьма хорошим смазывающим веществом для канатов. В настоящее время для смазки канатов Союзнефтеторгом выпу­щены специальные канатные мази, основой которых является технический вазелин.

След колы ш к и. Колышкой называется перегиб каната на 360°, образующийся при его вытягивании после образования слу­чайной петли. Вследствие остаточных деформации проволок ко­лышка не поддается исправлению, нарушает форму каната и соз­дает опасность разрыва его.

Для того чтобы избежать образования колышек, размотку ка­ната с бухты и исходную укладку его в одну линию на полу перед навеской нужно выполнять так, чтобы канат не запутывался в петли и не имел резких перегибов.

Концы стального каната должны закрепляться надежным спо­собом, предохраняющим канаты от перетирания или заедания (рис. 107а).

Рис. 107а. Способы крепления концов каната: а) крепление сжимами; б) крепление, каната па барабане планками и на­кладками с болтами.

После смены грузовых (стреловых) канатов н цепей у всех крапов и подъемных механизмов производится испытание их тру­том, на 10% превышающим предельную рабочую нагрузку. Это испытание производится администрацией предприятия.

Если количество обрывов проволок на длине одного шага свивки каната еще не достигло соответствующего количества, указанного в таблицах, но значительно по величине (50% нормы), а также если канат имеет большой поверхностный износ прово­лок без обрывов, то его можно допустить к работе при условии тщательного наблюдения за его состоянием при периодических, осмотрах, с записью результатов в журнал осмотров, но лишь при поверхностном износе, не превышающем 20% от первона­чального диаметра внешних проволок.

Сварные короткозвенные цепи с овальным звеньями применяются в качестве грузовых цепей главным образом в простейших подъемных механизмах (блоки, тали, лебедки, ручные крапы и т. п.). Длиннозвенных ценен для этой цели применять нельзя, так как при огибании блока или барабана неизбежны значительные изгибающие усилия.

Сварные цепи нашли широкое применение в качестве чалоч­иых (обвязочных) цепей. В качестве чалочных разрешено приме­нять и длиннозвенные цепи.

При наличии у подъемного механизма гладких барабанов или блоков разрешено применять некалиброванные цепи. Если же цепь работает на звездочке, на барабане или блоке с ячейками, то разрешается применять только калиброванную цепь. Сварные калиброванные и некалиброванные цепи, применяемые в грузо­подъемных механизмах, испытываются в индивидуальном по­рядке на всю длину, не реже одного раза в год. Чалочные цепи испытываются не реже чем через 6 месяцев на двойную от грузо­подъемности нагрузку.

Сращивание цепей при разрыве и замене новыми негодных звеньев допускается, но сращивание должно производиться путем вварки новых звеньев или при помощи специальных соединитель­ных звеньев. После сращивания цепь должна быть испытана на­грузкой, вдвое превышающей допустимую рабочую нагрузку.

Проверочный расчет цепей ведется так же, как и расчет сталь­ных проволочных канатов. При расчете следует иметь в виду, что коэффициент запаса прочности грузовых цепей как калиброван­ных, так и некалиброванных должен быть: у ручных кранов и подъемных механизмов не менее 3; у кранов и подъемных меха­низмов с машинным приводом не менее 6.

Коэффициент запаса прочности сварных грузовых калибро­ванных цепей, работающих на звездочке, должен быть: у ручных кранов’ и ручных стационарных подъемных механизмов не ме­нее 3; у кранов и подъемных механизмов с машинным приводом не менее 8.

Диаметр барабана и всех блоков, огибаемых как калиброван­ной, так и некалиброванной цепью, должен быть: в ручных кранах и подъемных механизмах не менее 20-кратного диаметра стали звена цепи; в кранах и подъемных механизмах с машин­ным приводом не менее 30-кратного диаметра стали звена цепи.

Звездочка для калиброванных цепей должна иметь не менее 5 зубцов, причем шаг звездочки должен соответствовать шагу цепи.

В качестве грузовых и чалочных цепей могут применяться лишь те цепи, которые снабжены соответствующими сертифика­тами заводов-изготовителей или проверенные в испытательных лабораториях.

В процессе эксплуатации обрывы цепей обычно происходят вследствие перегрузки во время работы или при испытании, не проваров при изготовлении, естественного износа звеньев, удли­нения звеньев калиброванной цепи при работе на звездочке.

Если при осмотре обнаружатся трещины или непровары, то звенья должны быть заменены новыми. При износе звена цепи более 10% по диаметру прутка, цепь необходимо проверить расче­том и в зависимости от результата снизить грузоподъемность или заменить новой цепью. Если у калиброванной цепи, рабо­тающей на звездочку, в процессе эксплуатации обнаружатся рывки, то в этом случае цепь подлежит замене.

Пластинчатые цепи . В качестве грузовых цепей раз­решается употреблять пластинчатые цепи Галля.

По действующим правилам грузовые пластинчатые цепи должны отвечать требованиям Общесоюзного стандарта «Цепи грузовые пластинчатые Галля» и иметь коэффициент запаса проч­ности не менее 5. Звездочки для этих цепей должны иметь не менее 8 зубцов, причем шаг звездочки должен соответствовать шагу цепи.

Пеньковые и хлопчатобумажные канаты . Пеньковые канаты в качестве чалочиых допускаются к примене­нию те, которые значатся как «обыкновенные» или «приводные» в действующем общесоюзном стандарте.

Канаты хлопчатобумажные допускаются лишь первого сорта, обозначенные в Общесоюзном стандарте как «канаты хлопчато­бумажные приводные».

В кранах и подъемных механизмах с машинным приводом применение в качестве грузовых пеньковых и хлопчатобумажных канатов не допускается.

Пеньковые и хлопчатобумажные канаты должны рассчиты­ваться на растяжение по полному (без учета пустот между прядями) сечению, причем условное напряжение материала не должно превышать 1 кг/мм 2 для грузовых канатов и 0,5 кг/мм 2 для чалочных канатов; в последнем случае, как и для осталь­ных канатов, при расчете должны быть учтены как число ветвей каната, на котором подвешен груз, так и угол наклона к верти­кали.

Диаметр барабана и всех огибаемых канатом блоков должен быть не менее десятикратного диаметра каната за исключением полиспастов, у которых диаметр блоков может допускаться рав­ным семикратному диаметру каната.

В случае применения смольных канатов напряжение растя­жению во всех случаях требуется снижать на 10%, так как смола действует на канат отрицательно (содержащиеся в смоле кислоты разъедают волокна пеньки).

И качестве грузовых и чалочиых канатов могут применяться пеньковые и хлопчатобумажные канаты только снабженные соответствующими свидетельствами заводов-изготовителей или прове­ренные в испытательных лабораториях.

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или авторизируйтесь пожалуйста на сайте.