Оглавление:

Приложение И. Акт о соответствии выполненных внеплощадочных и внутриплощадочных подготовительных работ требованиям безопасности труда и готовности объекта к началу строительства

См. данную форму в редакторе MS-Word

Примечание. Руководитель генподрядной организации заранее информирует представителя Федеральной инспекции труда о дате и месте работы комиссии. При необходимости к участию в работе комиссии привлекаются органы государственного надзора или специализированные организации.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 1 июня 2015 г. N 336н «Об утверждении Правил по охране труда в строительстве» (с изменениями и дополнениями)

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 1 июня 2015 г. N 336н
«Об утверждении Правил по охране труда в строительстве»

С изменениями и дополнениями от:

См. справку о правилах охраны труда

В соответствии со статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878; 2009, N 30, ст. 3732; 2011, N 30, ст. 4586, 2013, N 52, ст. 6986) и подпунктом 5.2.28 пункта 5 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3528; 2013, N 22, ст. 2809; N 36, ст. 4578; N 37, ст. 4703; N 45, ст. 5822; N 46, ст. 5952; 2014, N 21, ст. 2710; N 26, ст. 3577; N 29, ст. 4160; N 32, ст. 4499; N 36, ст. 4868; 2015, N 2, ст. 491; N 6, ст. 963; N 16, ст. 2384), приказываю:

Утвердить Правила по охране труда в строительстве согласно приложению.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 августа 2015 г.

Регистрационный N 38511

Установлены правила по охране труда в строительстве. Речь идет о работах, выполняемых при новом строительстве, расширении, реконструкции, техперевооружении, текущем и капремонте зданий и сооружений.

Определены обязанности работодателя. В частности, он должен обеспечить безопасность строительного производства и эксплуатации технологического оборудования. Кроме того, необходимо исключить или снизить до допустимого уровня вредные и опасные производственные факторы (повышенные загазованность, запыленность, температура, влажность воздуха, уровни шума, вибрации, статического электричества и др.).

Установлены конкретные техсредства и методы работ, обеспечивающие выполнение требований охраны труда.

К работам допускаются лица, которые прошли подготовку по охране труда и стажировку на рабочем месте. Те, кто занят на работах с вредными и опасными условиями труда, должны проходить обязательные предварительный и периодические медосмотры. Кроме того, к таким работникам предъявляются повышенные требования охраны труда. Они должны периодически проходить спецобучение по охране труда и проверку знаний требований.

Работы повышенной опасности выполняются в соответствии с нарядом-допуском. Приводится их перечень.

Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, выдаются СИЗ.

Прописаны требования к помещениям, площадкам, участкам работ и организации рабочих мест. Установлены правила выполнения отдельных видов работ и эксплуатации технологического оборудования. Речь идет о разборке зданий и сооружений, заготовке и сборке деревянных конструкций, земляных, буровых, бетонных, монтажных, каменных, отделочных, изоляционных, кровельных и других работах.

Также прописано, что нужно предусмотреть при транспортировке и хранении строительных конструкций, материалов, заготовок и отходов производства.

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 1 июня 2015 г. N 336н «Об утверждении Правил по охране труда в строительстве»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 августа 2015 г.

Регистрационный N 38511

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 17 августа 2015 г.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 мая 2018 г. N 336н

Изменения вступают в силу с 31 октября 2018 г.

Требования к началу строительства

Открытая общественная правовая информационная система

Задать вопрос юристу

  • Главная ›
  • Правовая энциклопедия ›
  • Основы трудового права ›
  • Особенности труда работников работодателей — физических лиц ›
  • Какие требования предъявляются к производственной территории и помещениям?

Какие требования предъявляются к производственной территории и помещениям?

Приказом Минтруда России от 1 июня 2015 г. № 336н утверждены правила по охране труда в строительстве (далее – Правила), которые вступили в силу с 28 августа 2015 года.

Правилами прописаны отдельные требования, предъявляемые к производственной территории.

При этом под производственными территориями подразумеваются строительные площадки и площадки действующих промышленных объектов с находящимися на них объектами строительства, производственными и санитарно-бытовыми зданиями и сооружениями.

Согласно п. 46 Правил производственные территории для обеспечения безопасного производства работ должны быть соответствующим образом подготовлены. При этом подготовка должна быть завершена до начала строительного процесса. Подготовительные работы по обеспечению безопасного производства работ принимаются по акту о соответствии выполненных внеплощадочных и внутриплощадочных подготовительных работ требованиям безопасности труда и готовности объекта к началу строительства.

Производственные территории и участки проведения строительного производства в населенных пунктах или на территории эксплуатируемого производственного объекта во избежание доступа посторонних лиц должны быть ограждены.

К конструкции защитных ограждений так же предъявляются соответствующие требования: высота защитных ограждений производственной территории должна быть не менее 1,6 м, а участков работ – не менее 1,2 м.

Защитные ограждения, примыкающие к местам массового прохода людей, должны иметь высоту не менее 2 м и должны быть оборудованы сплошным защитным козырьком.

Защитный козырек должен выдерживать действие снеговой нагрузки, а также нагрузки от падения одиночных мелких предметов. При этом защитные ограждения не должны иметь проемов, кроме ворот и калиток, контролируемых в течение рабочего времени и запираемых после его окончания.

Территориально обособленные помещения, площадки и участки строительного производства должны быть обеспечены телефонной связью или радиосвязью. Допуск на производственную территорию посторонних лиц, а также работников в нетрезвом состоянии, состоянии наркотического или токсического опьянения или не занятых на работах на данной территории запрещается.

Правилами установлены требования к местам прохода людей в пределах опасных зон, автомобильным дорогам, находящимся на производственных территориях и прочие условия, в которых необходимо соблюдение правил безопасности.

При организации рабочих мест руководствоваться следует не только Правилами, но и санитарно-гигиеническим законодательством Российской Федерации, техническим регламентом к конкретному виду строительного производства, производственным процессам, технологическому оборудованию, инструменту, оснастке.

Что касается правил, то согласно п. 59 Правил при организации рабочих мест безопасность работников должна обеспечиваться:

1) защитой работников от опасности, создаваемой движущимися частями технологического оборудования, изделиями, заготовками и материалами, отлетающими частицами обрабатываемого материала и брызгами смазочно-охлаждающих жидкостей;

2) соблюдением требований безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, кранов-манипуляторов, кранов-трубоукладчиков, подъемников с рабочими платформами, строительных подъемников, лифтов, паровых и водогрейных котлов, сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды, установок газового оборудования;

3) рациональным размещением технологического оборудования в производственных помещениях и вне их и обеспечением безопасного расстояния между оборудованием и стенами, колоннами, безопасной ширины проходов и проездов.

Согласно п. 61 Правил при организации рабочих мест, связанных с использованием строительных машин и иного технологического оборудования, в целях устранения вредного воздействия шума должны применяться:

1) технические средства (уменьшение шума машин в источнике его образования, применение технологических процессов, при которых уровень звукового давления на рабочих местах не превышает допустимый);

2) строительно-акустические мероприятия;

3) дистанционное управление шумными машинами, средства индивидуальной защиты;

4) организационные мероприятия (выбор рационального режима труда и отдыха, сокращение времени нахождения в шумных условиях, лечебно-профилактические и другие мероприятия).

Рабочие зоны с превышенным допустимым уровнем шума должны быть обозначены знаками безопасности. Работа в этих зонах без использования средств индивидуальной защиты запрещается.

В соответствии с нормами п. 62 Правил для устранения вредного воздействия вибрации на работников при организации рабочих мест должны реализовываться следующие мероприятия:

1) снижение вибрации в источнике ее образования конструктивными или технологическими мерами;

2) уменьшение вибрации на пути ее распространения средствами виброизоляции и вибропоглощения;

3) дистанционное управление, исключающее передачу вибрации на рабочие места;

4) средства индивидуальной защиты.

Производственные помещения, в которых происходит выделение и накопление пыли, должны иметь гладкую поверхность стен, потолков, полов и регулярно очищаться от пыли. Уборка пыли в производственных помещениях и на рабочих местах должна производиться в сроки, определенные приказом по организации, с использованием систем централизованной пылеуборки или передвижных пылеуборочных машин, а также другими способами, при которых исключено вторичное пылеобразование.

Читайте так же:  Поверка манометров срок действия

Места проведения строительного производства с использованием пылевидных материалов, а также рабочие места у машин для дробления, размола и просеивания этих материалов должны быть обеспечены аспирационными или вентиляционными системами (проветриванием).

Управление затворами, питателями и механизмами на установках для переработки извести, цемента, гипса и других пылевых материалов следует осуществлять с выносных пультов.

Рабочие места и проходы к ним, расположенные на перекрытиях, покрытиях на высоте более 1,8 м и на расстоянии менее 2 м от границы перепада по высоте, должны быть оснащены защитными устройствами или страховочными ограждениями высотой 1,1 м и более, а при расстоянии более 2 м – сигнальными ограждениями.

Проемы в стенах при одностороннем примыкании к ним настила (перекрытия) должны ограждаться, если расстояние от уровня настила до нижнего проема менее 0,7 м.

Проходы на рабочих местах и к рабочим местам должны отвечать следующим требованиям:

1) ширина одиночных проходов к рабочим местам и на рабочих местах должна быть не менее 0,6 м;

2) высота проходов в свету должна быть не менее 1,8 м;

3) лестницы или скобы, применяемые для подъема или спуска работников на рабочие места, расположенные на высоте более 5 м, должны быть оборудованы системами безопасности.

При расположении рабочих мест на перекрытиях воздействие нагрузок на перекрытие от размещенных строительных материалов, оборудования, оснастки и людей не должно превышать расчетные нагрузки на перекрытие, предусмотренные организационно-технологической документацией на производство работ, включающей ПОС, ППР и другую документацию, с учетом фактического состояния несущих строительных конструкций.

При выполнении работ на высоте внизу, под местом работ, необходимо выделить опасные зоны. При совмещении работ по одной вертикали нижерасположенные места должны быть оборудованы соответствующими защитными устройствами (настилами, защитными улавливающими сетками, козырьками), установленными на расстоянии не более 6 м по вертикали от нижерасположенного рабочего места.

Перекрытие лифтовых шахт должно производиться на каждом этаже. Для прохода работников, выполняющих работы на крыше с уклоном более 20°, а также на крыше с покрытием, не рассчитанным на нагрузки от веса работников, необходимо устраивать трапы шириной не менее 0,3 м с поперечными планками для упора ног. Трапы на время работы должны быть закреплены.

Если строительство начато без разрешения, то получить его после старта работ уже затруднительно

Верховный суд РФ пришел к выводу, что разрешение на строительство должно быть получено до начала проведения каких-либо строительных работ. В противном случае уже возведенный объект будет считаться самовольной постройкой, а попытка получить разрешение пост-фактум — легализацией такой постройки административным путем (Определение ВС РФ от 16.06.2015 по делу № А07-7616/2014, 309-КГ15-209).

В 2014 г. общество с ограниченной ответственностью (далее — общество, заявитель) приобрело в собственность земельный участок из земель населенных пунктов с разрешенным видом использования для проектирования и строительства многоэтажного жилого дома со встроенно-пристроенными помещениями. Свидетельство о праве собственности было выдано 21 февраля 2014 г.

В марте 2014 г. общество обратилось за выдачей разрешения на строительство на приобретенном земельном участке, подав соответствующее заявление через многофункциональный центр госуслуг. К заявлению общество приложило положительное заключение государственной экспертизы, доверенность, копию паспорта заявителя, схему планировочной организации земельного участка, проект организации строительства, проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, архитектурные решения, а также пояснительную записку.

Однако по итогам рассмотрения представленных документов и заявления администрация городского округа (далее — Администрация, ответчик) в выдаче разрешения отказала, обосновав это тем, что на указанном земельном участке уже осуществлено строительство объекта. Данное обстоятельство исключает возможность выдачи разрешения, которая должна предшествовать началу строительных работ. При этом к представленному обществом пакету документов никаких претензий у Администрации не возникло.

Посчитав, что в выдаче разрешения на строительство отказано необоснованно, общество обратилось в суд к Администрации с требованием признать незаконным отказ и обязать Администрацию выдать разрешение на строительство.

Судебное разбирательство

Суд первой инстанции в удовлетворении требований общества отказал.

Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Суд пришел к выводу, что выдача разрешения на строительство должна предшествовать осуществлению строительства объекта недвижимости. В подтверждение этого первая инстанция сослалась на постановление Президиума ВАС РФ от 25.09.2012 № 5698/12, в котором разъяснено, что по создаваемым в настоящее время объектам недвижимости к числу обязательных удостоверяющих документов относятся разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Причем разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается при наличии разрешения на строительство, а последнее подлежит выдаче до начала строительства. Следовательно, Градостроительным кодексом РФ не предусмотрена выдача разрешений на строительство объектов (зданий, сооружений), строительные работы по созданию которых уже начались.

В процессе рассмотрения дела выяснилось, что строительные работы на земельном участке велись еще с 2013 г., то есть до даты регистрации права собственности на землю за обществом. К моменту обращения общества за разрешением на строительство на земельном участке уже было возведено несколько объектов капитального строительства. Суд посчитал, что факт обращения общества с заявлением о выдаче разрешения на строительство уже фактически построенного объекта следует расценивать как действия, направленные на обход требований градостроительного законодательства и узаконивание самовольной постройки в административном порядке. Указанные действия запрещены гражданским законодательством как злоупотребление правом.

Суд апелляционной инстанции оставил решение без изменения, согласившись с изложенными в нем выводами. Однако кассационная инстанция решение и постановление отменила и приняла новый судебный акт, удовлетворив требования общества.

Судьи подошли к рассмотрению спора более формально. Они указали, что единственным основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство явился вывод заинтересованного лица — Администрации о том, что по указанному заявителем адресу без разрешения осуществляется строительство объекта капстроительства. По мнению суда, данное основание при наличии пакета документов, предоставленного обществом, не может быть расценено как соответствующее закону, поскольку не содержится в закрепленном в ГрК РФ исчерпывающем перечне оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство. При этом никаких претензий к количественному составу либо к содержанию пакета документов, предоставленных обществом, Администрация не предъявляла. Доводы ответчика о том, что строительство осуществлялось обществом самовольно и его действия по оспариванию отказа в выдаче разрешения направлены на узаконивание самовольной постройки, суд признал не имеющими правового значения для рассматриваемого спора.

Позиция Верховного Суда РФ

Не согласившись с позицией окружного арбитражного суда, Администрация обратилась в Верховный суд РФ с кассационной жалобой. Среди аргументов податель жалобы указал, что по его заявлению в арбитражном суде параллельно рассматривается дело о признании объектов, возведенных обществом без разрешения на строительство, самовольными постройками и об их сносе. Администрация настаивала на том, что попытка получить разрешение на строительство уже возведенных объектов является не чем иным, как обходом закона. Общество, по мнению ответчика, пытается таким образом избежать предусмотренной законом процедуры легализации самовольной постройки.

Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ посчитала жалобу обоснованной и постановление окружного кассационного суда отменила.

Получению разрешения на строительство предшествует подготовка проектной документации, которая представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта. Проектная документация должна осуществляться на основании результатов инженерных изысканий, градостроительного плана земельного участка, в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (ст. 48 ГрК РФ). Исходя из толкования приведенных норм, суд пришел к выводу, что застройщик вправе был приступить к строительству объекта капитального строительства только после получения разрешения на строительство такого объекта, осуществления всех предусмотренных законом мероприятий и оформления документов, подготавливаемых в целях его получения и осуществления строительства.

Предоставление застройщиком указанных в ст. 51 ГрК РФ документов, необходимых для получения разрешения на строительство, является обязательным, но их наличие не является единственным основанием для получения разрешения на строительство. Исполнение этой обязанности необходимо совершить перед началом строительства.

Кроме того, поскольку при выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию удостоверяется выполнение строительства (реконструкции объекта капитального строительства) в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство (ст. 55 ГрК РФ), из этого также следует, что приступить к строительству застройщик вправе только после получения такого разрешения.

Начало строительства (Start of construction) — это

документальное оформление необходимых разрешений на строительство, выбор участка для строительства, планировка и зонирование участка, проектирование будущего дома или складского помещения, подбор специалистов для стройки

Начало строительства как индикатор количества выданных разрешений на строительство, основные понятия начала строительства и документы необходимые для получения разрешения на строительство, перечень процедур, выполнение которых необходимо перед тем как начать строить

Начало строительства, это — определение

Начало строительства — это набор определенных правил и процедур, лишь только выполнив которые можно приступать к строительству хоть жилого частного помещения, хоть дачного котеджа, хоть многоквартирного жилого дома, хоть промышленного объекта. Лишь пройдя определенную процедуру регистрации в компетентных органов, связанну как с оформлением участка, так и другими задачами можно получить разрешение на строительство и приступить к нему.

Читайте так же:  Личный транспорт договор

Начало строительства — это разрешение на начало строительных работ — в США — макропокозатель, ежемесячный индикатор, показывающий количество разрешений на строительство новых домов.

Начало строительства как макропоказатель

Разрешения на выполнение строительных рабо — в США — ежемесячный индикатор, показывающий количество разрешений на строительство новых домов. Индикатор подвержен сезонным колебаниям и чувствителен к изменению банковских процентных ставок. Процесс строительства напрямую связан с состоянием доходов надоходов. Увеличение объемов строительства характеризует улучшение благосостояния населения и здоровое развитие экономики.

Индикатор показывает количество разрешений на строительство новых домов. Индикатор очень чувствителен к изменению основных процентных ставок, так как под строительство необходимо брать банковские кредиты. В силу особенностей рынка жилья, данные подвержены сезонным колебаниям.Процесс строительства напрямую связан с состоянием доходов надоходов. Поэтому, увеличение объемов строительства характеризует улучшение его благосостояния и здоровое развитие экономики.

Значение индикатора публикуется ежемесячно Бюро статистики Министерства торговли США (The Census Bureau of the Department of Commerce) во второй половине месяца. Следующего за отчетным, в 08:30 EST (Нью-Йорк) одновременно с показателем «Housing starts».

Графики выдачи разрешений на строительство в США

— разрешение настроительство, изменения абс. в тыс. ед.;

— разрешение на строительство, тыс. ед.;

— разрешение на строительство, изменения МоМ, %;

— разрешение на строительство, изменения YoY, %;

— разрешение на строительство как макропоказатель в США.

Графики разрешения на строительство в разных странах

— разрешение на строительство как макропоказатель в Австралии;

— разрешение на строительство как макропоказатель в Бельгии;

— разрешение на строительство как макропоказатель в Канаде;

— разрешение на строительство как макропоказатель в Филиппинах;

— разрешение на строительство как макропоказатель в США.

С чего начинают строительство

К мысли о том, что пора строить дом приходят различными дорогами – кого-то утомляют шумные соседи за стенкой, у кого-то не хватает места для подрастающей детворы, а кто-то попросту мечтает о близости к природе. Как бы то ни было, прежде чем первый раз копнуть землю под фундамент, неплохо бы определиться, где эту самую землю найти.

Выбор участка для строительства

На сегодняшний день землю под строительство дома можно найти везде – как в крупных городах, так и в отдаленных деревнях. Самый простой способ – купить. При этом следует учитывать, что стоимость участка повышают следующие «блага цивилизации»:

— наличие газа, водопровода, центральной канализации прямо на участке либо в непосредственной близости к нему;

— расстояние от крупного населенного пункта;

— качество подъездных дорог;

— геодезические характеристики участка: находится ли он на возвышенности или в низине, почвенный состав, глубина залегания грунтовых вод;

— возможность добраться общественным транспортом;

— наличие в населенном пункте магазинов, школы, организаций медицинского обслуживания;

— отсутствие дополнительных сложностей при оформлении документов.

Обратите внимание на то, что если участок продается с заметным занижением цены относительно остальных – это, конечно, может являться особой благосклонностью Вселенной к Вашей затее, однако чаще всего на то имеются объективные причины:

— затопление участка по весне (а Вы его приобретаете зимой и, естественно, проблемы не заметите);

— сплошная глина или торф, слегка прикрытый плодородной почвой; наличие дальнего родственника, имеющего определенные права на данную землю, однако не способного в данный момент об этом сообщить (а вот через годик-два он вполне может заявить о себе).

Так что при покупке участка будьте внимательны! Еще один способ стать землевладельцем – получить участок как нуждающийся в улучшении жилищных условий. При выборе земельного участка для строительства гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельныйучасток. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, а также дежурные кадастровые карты (планы), содержащие сведения о местоположении земельных участков, предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.

Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Граждане, общественные организации (объединения) и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства.

При предоставлении земельных участков в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей для целей, не связанных с их традиционной хозяйственной деятельностью и традиционными промыслами, могут проводиться сходы, референдумы граждан по вопросам изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд и предоставления земельных участков для строительства объектов, размещение которых затрагивает законные интересы указанных народов и общностей.

Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления принимают решения о предварительном согласовании мест размещения объектов с учетом результатов таких сходов или референдумов. Орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства.

В случае, если в целях размещения объектов необходимо выкупить земельные участки для государственных или муниципальных нужд из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, орган местного самоуправления информирует собственников этих земельных участков об их возможном выкупе. Порядок и условия предоставления такой информации могут быть установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны.

К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора. В случае предполагаемого изъятия, в том числе путем выкупа, земельного участка для государственных или муниципальных нужд к акту о выборе земельного участка также прилагаются расчеты убытков собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, потерь сельскохозяйственного производства или потерь лесного хозяйства.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением проекта границ земельного участка или об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.

Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет. В случае осуществления собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка строительства на земельном участке или иного его улучшения после информирования о возможном изъятии, в том числе путем выкупа, земельного участка для государственных или муниципальных нужд собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец, арендатор земельного участка несут риск отнесения на них затрат и убытков, связанных со строительством на земельном участке или с иным его улучшением.

Если по истечении срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта решение о предоставлении земельного участка не было принято, лица, права которых были ограничены, вправе требовать возмещения от исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявших такое решение, понесенных убытков независимо от продления срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд.

Читайте так же:  Фз о внесении изменений в закон о материнском капитале

В случае признания в судебном порядке недействительным решения о предварительном согласовании места размещения объекта исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, возмещает гражданину или юридическому лицу расходы, понесенные ими в связи с подготовкой документов, необходимых для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта. В субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге выбор земельных участков для строительства осуществляется органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено законами этих субъектов Российской Федерации.

Оформление документов на начало строительства

Многие люди, которые имеют в собственности участок земли считают, что могут построить на нем «что душе угодно», не получая на это никаких разрешений на строительство. Конечно, это самое главное заблуждение, которое может, в дальнейшем, привести к довольно неприятным последствиям: невозможности подключения воды, света и газа к зданию, неимению права совершать сделки в отношении незаконно построенного дома, даже сносу «самостроя», правда только по решению суда.

Если суд вынес вердикт «снести», то собственник дома не имеет права препятствовать этому процессу, поскольку возвел здание незаконно, проигнорировав все правила. Чтобы не возникало плачевных ситуаций такого рода, нужно все делать в соответствии с буквой закона.

Документы на строительство жилого дома

Сначала нужно пойти в отделение администрации, к которой относится земельный участок, находящийся у вас в собственности. Там оформляется ходатайство о том, что разрешается начать строительство дома, сделать этот документ нужно в двух экземплярах. Для этого потребуется:

— свидетельство на данную т земельную территорию(оригинал + копия);

— заявление на главу сельского совета о том, чтобы разрешить начать стройку (пишется прямо на месте).

Вторым шагом будет создание проекта жилого дома. Здесь перед хозяином участка стоит непростая задача: строить по проекту организации, которая постоянно занимается подобной деятельностью и имеет на нее все соответствующие разрешения или создавать собственный проект.

Если вы решили пойти по первому пути, то нужно взять у организации, которой вы поручите данную задачу, две копии, заверенные ей: копию лицензии и проекта дома. Некоторые заказчики поручают подобным компаниям создание нового проекта для своего будущего дома. Если вы выбрали этот вариант, тогда вам нужно будет:

— заказать план участка и остальных его объектов вместе с домом 1:500;

— заказать план, где отражены все этажи и крыша 1:100, нужно также указать все проемы: дверные, оконные, которые будут в строении;

— создать фотографии фасада;

— предоставить свидетельство на землю (копия).

Все — таки решили строить здание самостоятельно, тогда сначала вызовете на застраиваемую территорию специальную службу, которая сможет обследовать землю и выдать акт, о том, что все пригодно для начала работ. Потом нужно сделать план исполнительной топосъемки участка, этот документ потребуется для последующего оформления кадастрового паспорта.

Следующим шагом, подается заявка на вынос осей земельного участка и дома под строительство. Если на территории уже находится «самострой», то заказчику придется производить топосъемку и для него, предоставив копию земельного свидетельства на этот участок вместе с его строительным планом. Напоминаем, что здание, которое возведено без имеющегося на то разрешения, может быть снесено по решению суда, поскольку строилось с грубыми нарушением правил и норм безопасности.

«Самовольное сооружение нельзя оформить в органах БТИ, подключить к нему нужные коммуникации и оформить сделку купли — продажи. Если вы все — таки решитесь на подобный шаг, то получите деньги только за стоимость самого участка, т. к. здание не имеет никаких документов, из-за чего продать его не представляется возможным.

После проведения всех вышеописанных мероприятий в комитете по архитектуре района и получения специального акта, указывающего на возможность построения жилого дома на проверенном участке, нужно заказать в соответствующей госструктуре строительный паспорт — один из важнейших документов, узаконивающих ваше «детище». Для этого нужно представит определенные документы:

— паспорт (копия + оригинал);

— заявление, написанное на разрешение строительства;

— план участка совместно со свидетельством собственности на него (если первого нет в наличии, можно заказать в кадастровой палате);

— постановления органов исполнительной власти с разрешением на строительство, проект дома;

— план топосъемки или акт об исследовании участка (для получения этой бумаги нужно сначала вызвать туда специальную инспекцию);

— лицензия на проектирование (копия + оригинал).

Все это требуется для оформления строительного паспорта земельного участка, без которого не может законно происходить возведение любого архитектурного сооружения. А пока требующийся документ будет готовиться, вам нужно сделать план размещения зданий на участке, предварительно согласовав его с пожарной, санитарной инспекциями.

Этот документ в готовом виде предоставляется в специальный комитет в обмен на строительный паспорт. Когда процедура подготовки таких важных бумаг, как проект и паспорт позади, наступает один из самых трудных моментов в вопросе получения разрешения на стройку — это проверка всей документации с помощью государственной экспертизы.

Осуществляется данный вид проверки специальной комиссией, которая в будущем будет принимать готовое сооружение у застройщика. Утвержденный проект здания считается только после положительного вердикта по результатам экспертизы, что будет означать соответствие всех бумаг, связанных с проектом дома, с исходными данными и техническими условиями. Соответствие строительным нормам, правилам, требованиям законодательства.

Разрешение на возведение частного дома не будет выдано, если требования проектной документации не соответствуют хотя бы одному из вышеперечисленных условий. Данное разрешение, в случае положительного результата специальной комиссии, выдается на срок до трех лет и начинает действовать со дня регистрации. Если, по каким-либо причинам, строительство не было начато, то, по истечению разрешенного времени, придется все документы оформлять заново, посещая повторно разные инстанции. Документ, одобряющий возведение сооружения, выдается в нескольких экземплярах, один остается самого заказчика, а другой в архиве градостроительства.

Последним шагом будет повторное обращение в местную администрацию, где нужно будет в обязательном порядке заполнить соответствующее заявление в органах местного самоуправления (там вам должен быть предоставлен и образец для заполнения), и оплатить все требующиеся пошлины. После предоставления всего вышеуказанного, местная администрация выносит вердикт, в большинстве своем он положительный.

Отрицательный результат может вызвать несоответствие какого-либо из предоставленных документов требованиям, предъявляемым государственными инстанциями. Но, при подаче бумаг на разрешения строительства, не ждите быстрого результата, ведь сотрудники госструктур должны проверить их подлинность, соответствие требованиям, согласовать все вопросы с пожарным надзором, коммунальными службами и органами потребительского надзора. Все это может занять достаточно приличный срок.

Непосредственно, перед началом возведения здания нужно оформить проект строительства, к которому будут прикрепляться все разрешительные документы на ведение монтажных, земляных, строительных работ. Все разрешительные бумаги можно получить в межведомственной комиссии. Если же во время архитектурной деятельности меняются планы по площади или дополнительным постройкам в большую или меньшую стороны более чем на 10%, это нужно согласовать с комитетом в лице главного специалиста, который должен выдать дополнительное разрешение на все изменения.

Есть некоторые нюансы и после завершения строительства. Например, когда данный процесс подошел к концу, заказчику нужно подтвердить в межведомственной комиссии, что все было сделано в соответствии с проектом и документы, нужные для завершения, получены. Этими важными бумагами будут являться: техпаспорт, справка об уценке. Без их получения у хозяина дома просто не появится возможность оформить право собственности на данное здание.

На то, чтобы стать собственником построенного сооружения по документам, может потребоваться от двух месяцев до полугода с момента их подачи. Все это довольно долгий процесс. Ввести в уже построенный дом все коммуникации можно, вызвав службы, имеющие лицензию на подобную деятельность. Например, газифицируют новое здание по специальному проекту, после составления определенного акта подключения сооружения к общей системе газификации, составляется договор на обслуживание оборудования.

Провести в новое «гнездышко» электричество и водоснабжение можно тоже только в соответствии с планом застройки участка, где отражены все эти моменты. Каждая компания, призванная проводить подобные работы, должна иметь лицензию на вид деятельности, которым занимается, а также специализированное техническое оснащение. После того, как строительство вашего дома полностью окончено, нужно в течение двух лет получить еще один важный документ — это свидетельство о праве ответственности. Напомним, что дом считается готовым, если у здания есть стены, окна, двери, крыша, перекрытие между этажами, а также заграждение в виде забора.

Если вовремя не получить данную бумагу, то застройщика ждет внушительный штраф и год отсрочки для регистрации архитектурной постройки. Если заказчик не сможет закончить все в срок, дом могут конфисковать, в дальнейшем перепродав его. Для введения в эксплуатацию уже построенный сооружение нужно предоставить в органы местного самоуправления определенный перечень документации:

— ходатайство администрации района о приеме построенного здания в эксплуатацию;

— паспорт, принадлежащий возведенному объекту;