ТРЕБОВАНИЯ К ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ ПЛОЩАДКАМ

(для процессов, выполняемых вне производственных помещений)

4.1. Площадки для открытого складирования должны быть ровными, без выбоин и с уклоном не более 5°, иметь твердое покрытие и подъездные пути к ним, при этом:

4.1.1. Площадки для открытого складирования должны иметь организованный отвод ливневых вод, защищены от затопления талой водой и от снежных заносов;

4.1.2. Площадки для складирования в зимнее время должны регулярно очищаться от снега и льда и посыпаться песком;

4.1.3. Площадки для открытого или полузакрытого хранения баллонов со сжиженными или сжатыми газами должны располагаться с наветренной стороны по отношению к другим помещениям и иметь навесы для защиты баллонов от атмосферных осадков и прямого действия солнечных лучей;

4.1.4. Площадки для открытого хранения нефтепродуктов должны располагаться с возвышением не менее чем на 0,2 м над окружающей местностью, иметь ограждение земляным валом высотой не менее 0,5 м, нефтеловушки и кюветы для отвода сточных и ливневых вод;

4.1.5. Площадки для промежуточного складирования грузов должны располагаться на расстоянии не менее 2,5 м от железнодорожных путей и автомобильных дорог и должны быть рассчитаны при распределении груза с равномерностью не менее 250 кг на 1 м 2 .

4.2. Погрузочно-разгрузочные площадки должны иметь уклон не более 5°, находиться в стороне от главного потока движения, иметь установленные надписи «въезд», «выезд», «разворот» и т.д., быть достаточными для обеспечения безопасных радиусов поворота, установки и разъезда транспортных средств, иметь твердое покрытие и стоки для атмосферных вод и обозначенные границы, при этом:

4.2.1. Размеры погрузочно-разгрузочных площадок должны обеспечивать расстояние между габаритами транспортных средств с грузом не менее 1 м.

При погрузке и разгрузке вблизи здания расстояние между зданием и транспортным средством с грузом должно быть не менее 0,8 м, при этом должны быть предусмотрены тротуар, отбойный брус и т.п.;

4.2.2. На погрузочно-разгрузочные площадки и площадки промежуточного складирования должны быть оформлены планировки, согласованные службами предприятия по принадлежности их вопросов. Указанные планировки должны иметься в подразделениях предприятия, производящих работы на этих площадках.

4.3. Средства подмащивания и другие приспособления, обеспечивающие безопасность производства работ на производственных площадках на высоте, должны соответствовать требованиям СНиП Ш-4, ГОСТ 24258, ГОСТ 24259, стандартам и техническим условиям на средства подмащивания и монтажную оснастку конкретных типов, а имеющие привод и подконтрольные органам госгортехнадзора, также должны соответствовать требованиям Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, при этом:

4.3.1. Все средства подмащивания, обеспечивающие безопасность производства работ на высоте, должны быть прочными и устойчивыми. Несущие конструкции средств подмащивания и монтажных приспособлений должны быть рассчитаны на определенный вид нагрузки с учетом коэффициентов надежности и условий работы элементов конструкций в соответствии с ГОСТ 24258 и ГОСТ 24259;

4.3.2. Материалы, из которых изготовлены средства подмащивания, монтажные приспособления и комплектующие изделия, входящие в их состав, должны соответствовать требованиям технических условий на средства подмащивания и монтажные приспособления конкретных типов;

4.3.3. Деревянные леса и подмости должны изготовляться из сухой древесины хвойных и лиственных пород не ниже второго сорта или из металла. Переносные лестницы, стремянки должны изготовляться из пиломатериала хвойных пород 1-го и 2-го сорта без наклона волокон или из металла;

4.3.4. Для средств подмащивания следует применять крепежные элементы (болты, струны, хомуты, скобы т.д.) и монтажную оснастку в соответствии с ГОСТ 24259. Средства подмащивания не должны иметь торчащих наружу гвоздей, болтов, гаек и других выступающих элементов;

4.3.5. При длине трапов и мостиков более 3 м под них должны устанавливаться промежуточные опоры.

Ширина трапов и мостиков не должна быть менее 0,6 м;

4.3.6. Трапы и мостки должны иметь поручни, закраины и промежуточный горизонтальный элемент. Высота поручней должна быть порядка 1 м, закраин — не менее 0,15 м. Расстояние между стойками поручней не должно быть более 2 м.

Для ограждения допускается применение металлической сетки (высотой не менее 1 м вместе с поручнем);

4.3.7. При работе на высоте монтажные приспособления и инструмент необходимо укладывать в переносные инструментальные ящики или сумки;

4.3.8. При производстве работ на высоте не допускается сбрасывание материалов вниз во избежание несчастных случаев с работающими внизу. Спуск вниз необходимых по ходу работы предметов должен осуществляться по специально устроенным спускам, желобам или при помощи веревки;

4.3.9. Все основные элементы лесов должны быть рассчитаны на прочность, а леса в целом — на устойчивость;

4.3.10. Для обеспечения устойчивости стойки лесов должны быть по всей высоте прикреплены к прочным частям здания или сооружения. Места и способы крепления должны быть указаны в проекте.

Запрещается крепить леса к парапетам, карнизам, балконам и другим выступающим частям зданий и сооружений;

4.3.11. Строительные и монтажные леса из металлических труб должны крепиться к стенам анкерными болтами, заделанными в кладку, или через проемы, число которых устанавливается расчетом;

4.3.12. Трубы для изготовления металлических лесов должны быть прямыми, без вмятин, трещин и других дефектов, уменьшающих прочность и снижающих жесткость элементов;

4.3.13. Леса и подмости высотой до 4 м допускаются к эксплуатации после приемки ответственными исполнителями работ и регистрации в журнале работ; леса и подмости высотой выше 4 м — после приемки комиссией с оформлением акта;

4.3.14. В местах подъема людей на леса и подмости должны быть вывешены таблички-плакаты с указанием допустимых величин и схемы возможного размещения нагрузок.

Скопление людей и складирование материалов на лесах и подмостях в количествах, превышающих указанные расчетные нагрузки, не допускается.

Неравномерная нагрузка настилов лесов и подмостей, а также загромождение рабочих мест и проходов запрещается;

4.3.15. Металлические леса должны быть заземлены;

4.3.16. Леса в местах проходов в здание должны иметь защитные козырьки и сплошную обшивку для предохранения людей при возможном падении предметов сверху.

Защитные козырьки должны выступать за леса не менее чем на 1,5 м и устанавливаться с подъемом до 20° к горизонту.

Высота проходов в свету не должна быть менее 1,8 м;

4.3.17. Ширина настилов лесов должна определяться действующими нормативными документами в зависимости от вида выполняемых работ и не должна быть менее 1 м;

4.3.18. Настилы лесов и подмостей должны систематически очищаться от мусора и грязи, а в зимнее время также от снега и льда. При необходимости настилы лесов и подмостей должны посыпаться песком. Подходы к лестницам лесов и подмостей должны быть свободными;

4.3.19. Доски настилов, подмостей и лесов должны быть уложены сплошь, без зазоров, промежутков и надежно прошиты гвоздями к прогонам, порогам. Настилы не должны прогибаться от нагрузок (толщина досок настила должна быть не менее 50 мм);

4.3.20. Настилы металлических разборных лесов должны состоять из отдельных щитов, плотно сбитых на планках. Щиты должны надежно крепиться к поперечинам лесов с тем, чтобы была исключена возможность их сползания или сдвига;

4.3.21. Все отверстия на настилах лесов должны быть закрыты и ограждены;

4.3.22. Леса и подмости в процессе их эксплуатации должны осматриваться ответственным производителем работ с периодичностью не реже 1 раза в 10 дней;

4.3.23. Монтаж, ремонт и разборка лесов и подмостей должны производиться обученными для этих работ рабочими и выполняться под руководством ответственного производителя работ;

4.3.24. В зоне монтажа или разборки лесов и подмостей должны быть установлены ограждения и вывешены знаки безопасности по ГОСТ 12.4.026, а также выделены дежурные для предотвращения допуска посторонних лиц в эту зону;

4.3.25. Элементы разбираемых лесов и подмостей должны спускаться с высоты кранами или при помощи механических приспособлений (блоков, лебедок и т.д.). Запрещается сбрасывать элементы лесов и подмостей;

4.3.26. Не допускается производить монтаж или разборку лесов и подмостей на высоте в открытых местах при силе ветра 10 м/с и более, а также при сильном снегопаде, дожде, грозе или при гололеде;

4.3.27. Места производства ремонтных работ на транспортных путях (траншеи, ямы и др.) должны быть ограждены, установлены необходимые дорожные знаки, а в темное время суток — и световая сигнализация.

Ограждения должны быть окрашены в сигнальный цвет по ГОСТ 12.4.026;

4.3.28. Транспортные пути в тупиках должны иметь объезды или площадки, обеспечивающие возможность разворота транспортных средств;

4.3.29. Транспортные пути должны содержаться в исправном состоянии.

В зимнее время транспортные пути должны очищаться от снега и льда и посыпаться песком. Должны быть установлены сроки, порядок проверки и обязанности лиц по контролю за состоянием транспортных путей;

4.3.30. В местах пересечения железных дорог в одном уровне с автомобильными транспортными путями должны быть оборудованы переезды, в необходимых случаях со шлагбаумами, предупредительной звуковой и световой сигнализациями;

4.3.31. Переходы и переезды должны быть оборудованы сплошным настилом до уровня головки рельса.

С обеих сторон переезда следует устанавливать предупредительные знаки для машиниста на расстоянии, определяемом исходя из тормозного пути транспортного средства. Освещенность железнодорожных путей, переездов и переходов должна быть не менее 0,5 лк.

Движение автомобильного транспорта и переход людей через железнодорожные пути в неустановленных местах не допускается;

4.3.32. Транспортные пути должны быть свободны от предметов, препятствующих свободному проезду.

Дата добавления: 2015-04-16 ; просмотров: 10 ; Нарушение авторских прав

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • «ПРАВИЛА ОХРАНЫ ТРУДА ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ И ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ АВТОМОБИЛЕЙ И ДРУГИХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ НА ПНЕВМОХОДУ В ЭНЕРГЕТИКЕ. РД 153-34.0-03.420-2002» (утв. Минэнерго РФ от 15.03.2002)
  • М., Издательство НЦ ЭНАС, 2002

V. ТРЕБОВАНИЯ К ПОМЕЩЕНИЯМ И ОТКРЫТЫМ ПЛОЩАДКАМ ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ И ОБСЛУЖИВАНИЯ ВНУТРИОБЪЕКТНОГО ТРАНСПОРТА

5.1.1. Помещения и открытые площадки для хранения транспортных средств должны соответствовать Правилам пожарной безопасности, ППБ-01-93, и Правилам пожарной безопасности для энергетических предприятий, ВППБ 01-02-95, РД 153-34.0-03.301-00, и требованиям настоящих Правил.

5.1.2. Полы в помещениях должны быть твердыми, ровными, стойкими к воздействию агрессивных веществ и иметь уклоны не менее 1% для стока воды в сторону трапов и лотков дренажной системы.

5.1.3. Материалы, применяемые для устройства полов, должны обеспечивать гладкую, но нескользкую поверхность, удобную для очистки, удовлетворять гигиеническим и эксплуатационным требованиям. В помещениях должна производиться регулярная влажная уборка, очистка пола от остатков топливо — смазочных материалов. Температура в помещениях не должна быть ниже +5 °C.

5.1.4. Открытые площадки для хранения транспортных средств должны иметь ровное и твердое покрытие с уклоном, достаточным для стока воды.

5.1.5. Вдоль стен помещений для хранения транспортных средств должны быть устроены колесоотбойные устройства.

5.1.6. Помещения и открытые площадки для хранения и обслуживания транспортных средств должны иметь утвержденные планы расстановки автотранспортных средств с соблюдением дистанций и интервалов между ними, указанием очередности и путей эвакуации в случае пожара. Разметка расстановки этих средств выполняется стойкими красителями контрастных цветов.

5.1.7. Помещения для хранения транспортных средств должны быть изолированы несгораемыми стенами (перегородками) от помещений для технического обслуживания и ремонта, где выполняются работы, опасные в пожарном отношении (аккумуляторные, вулканизационные, сварочные, кузнечные, малярные и т.п.), а также не должны сообщаться с другими производствами, в том числе со складскими помещениями.

5.1.8. Помещения для стоянки и площадки открытого хранения транспортных средств должны быть оснащены буксирными тросами и штангами из расчета один трос (штанга) на 10 единиц техники.

5.1.9. В помещениях, под навесами и на открытых площадках хранения транспорта запрещается:

устанавливать транспортные средства в количестве, превышающем норму, нарушать план их расстановки, уменьшать расстояние между автомобилями;

загромождать выездные ворота и проезды;

держать транспортные средства с открытыми горловинами топливных баков, а также при наличии течи горючего и масла;

заправлять транспортные средства топливом и сливать из них топливо;

подзаряжать аккумуляторы непосредственно на транспортных средствах;

подогревать двигатели открытым огнем (костры, факелы, паяльные лампы, газовые горелки и т.п.), пользоваться открытыми источниками огня для освещения;

устанавливать на общих стоянках транспортные средства для перевозки ЛВЖ, ГЖ, а также ДГ.

5.1.10. Высота помещений для хранения транспортных средств (до выступающих элементов покрытий, перекрытий и т.д.) должна быть на 0,2 м больше высоты наиболее высокого транспортного средства, находящегося в помещении, но не менее 2,2 м.

5.1.11. Помещения для хранения машин должны иметь непосредственный выезд через ворота, открывающиеся наружу. Проезд должен быть постоянно свободен. Остановка транспортных средств в проездах запрещена.

5.1.12. Наружные ворота в основные производственные помещения организации, расположенной в районе со среднемесячной температурой наружного воздуха в самый холодный месяц года -15 °C и ниже, должны быть оборудованы тепловой завесой, а при температуре ниже -25 °C — дополнительным тамбуром — шлюзом.

5.1.13. Хранение электропогрузчиков, электрокаров в производственных помещениях допускается только как исключение в специально выделенных местах и при условии, если они не загромождают проходы. В летних условиях их можно оставлять на открытом воздухе под навесом или накрыв их тентом.

5.1.14. Транспортные средства, предназначенные для перевозки ядовитых веществ, работающие на газовом топливе и других, должны храниться раздельно от других транспортных средств.

5.1.15. Открытые площадки для хранения транспортных средств в районах с температурой воздуха в холодное время года ниже -15 °C должны оборудоваться средствами для подогрева, облегчающими запуск двигателей.

5.1.16. Рабочие места в помещениях с холодным полом должны быть оснащены деревянными переносными настилами (решетками).

5.1.17. Размеры осмотровых канав определяются в зависимости от типа транспортного средства, применяемого технологического оборудования. Входы в осмотровую канаву (не менее двух человек) и выходы из нее осуществляются по ступенчатой лестнице шириной не менее 0,7 м.

Выход из одиночной тупиковой канавы должен быть со стороны, противоположной заезду транспортного средства, при этом в стене на другом конце канавы должны быть вмонтированы скобы для запасного выхода.

5.1.18. Полы в канавах и траншеях должны иметь уклон 2% для стока воды.

5.1.19. Осмотровые канавы и эстакады должны иметь направляющие реборды по всей длине и другие устройства, предотвращающие падение транспортного средства и людей во время их передвижения. Тупиковые канавы и эстакады дополнительно должны иметь стационарные упоры для колес (колесоотбойные брусья).

5.1.20. Помещения для технического обслуживания и ремонта должны оснащаться упорами (башмаками), устанавливаемыми под колеса, и козелками в соответствии с технологической потребностью.

5.1.21. Помещения должны иметь естественное проветривание и механическую приточно — вытяжную вентиляцию, обеспечивающие удаление воздуха из верхней и нижней зон.

5.1.22. Помещения и рабочие места должны быть обеспечены освещением, достаточным для безопасного выполнения работ, пребывания и передвижения людей и удовлетворяющим требованиям СНиП 3.05.06.85.

5.1.23. Аварийное освещение необходимо в тех случаях, когда оно требуется для продолжения работы или эвакуации людей из помещения при внезапном отключении рабочего освещения.

5.1.24. Аварийное освещение, необходимое для продолжения работы, должно обеспечивать освещенность рабочих поверхностей не менее 5% от нормы, установленной для общего рабочего освещения этих помещений, но не менее 2 лк. Аварийное освещение на открытых территориях должно обеспечивать освещенность не менее 0,2 лк.

Читайте так же:  Служебная записка о введении дополнительной штатной единицы

5.1.25. Для питания переносных светильников в помещениях с повышенной опасностью и особо опасных должно применяться напряжение не выше 42 B.

Переносные светильники должны быть защищены от механических повреждений.

5.1.26. Во взрывоопасных помещениях должны применяться светильники во взрывобезопасном исполнении, а в пожароопасных — светильники во влагонепроницаемом и пыленепроницаемом закрытом исполнении.

5.1.27. Освещение осмотровой канавы светильниками с напряжением 220 B допускается при соблюдении следующих условий:

вся проводка должна быть внутренней (скрытой), имеющей надежную электро- и гидроизоляцию;

осветительная аппаратура и выключатели должны иметь электро- и гидроизоляцию;

светильники должны быть защищены решеткой;

металлический корпус светильника должен быть заземлен (занулен).

5.1.28. На временных стоянках должны устанавливаться противопожарные щиты, огнетушители, ящики с песком и бочки с водой. Применение на стоянках открытого огня запрещается.

5.1.29. Расстояние между машинами на стоянке должно быть не менее 1 м.

5.1.30. Для помещений хранения транспорта в количестве более 25 единиц должен быть разработан план расстановки транспортных средств с описанием очередности и порядка их эвакуации в случае пожара.

5.1.31. Запрещается площадки открытого хранения загромождать предметами и оборудованием, которые могут препятствовать быстрой эвакуации транспортных средств в случае пожара.

5.1.32. В помещениях для хранения транспортных средств на видных местах должны быть вывешены инструкции о мерах пожарной безопасности, а также планы эвакуации работающих с указанием места хранения ключей от помещений.

5.2.1. Пункты заправки транспортных средств топливом и смазочными материалами (при наличии их на территории предприятий) должны соответствовать требованиям ведомственных строительных норм ВСН 01-89 «Предприятия по обслуживанию автомобилей» Минавтотранса России, СНиП 2.11.03-83 «Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы», обеспечивать безопасную заправку, въезд и выезд при заправке должны иметь указательные надписи.

5.2.2. Заправочные пункты, расположенные на территории предприятия, должны отвечать требованиям Правил пожарной безопасности на автозаправочных станциях.

5.2.3. Пункты заправки автомобилей должны иметь твердые гладкие площадки с топливомаслостойким покрытием и оборудоваться средствами для тушения пожара. Уклон площадки должен быть не менее 2 и не более 4%.

5.2.4. В местах заправки и хранения топлива и смазочных материалов должны устанавливаться противопожарные щиты, огнетушители, ящики с песком и бочки с водой. Проведение ремонтных работ, связанных с применением открытого огня, запрещается.

5.2.5. Бочки с топливом должны наполняться не более чем на 95% их объема, устанавливаться вверх пробками и защищаться от солнечных лучей. Порожняя тара должна храниться на расстоянии не менее 20 м от склада топлива.

5.2.6. На пунктах заправки должны быть вывешены на видном месте основные правила безопасности при заправке машин.

5.2.7. Рабочие автозаправочных станций должны находиться на рабочих местах в спецодежде и иметь средства защиты органов дыхания.

5.2.8. Открытые площадки для хранения топлива и смазочных материалов должны располагаться в более низких местах и опахиваться по периметру полосой шириной в 3 м.

5.2.9. Передвижные топливозаправочные пункты должны устанавливаться не ближе 12 м от зданий и сооружений.

5.3.1. Аккумуляторные помещения должны иметь отделения:

5.3.2. В щелочном и кислотном отделениях должны быть предусмотрены химические вытяжные шкафы.

5.3.3. Зарядка аккумуляторов должна производиться в помещениях ремонта в вытяжных шкафах при включенной вентиляции, сблокированной с зарядным устройством.

Электрооборудование аккумуляторных отделений (участков) должно быть выполнено во взрывобезопасном исполнении.

5.3.4. Запрещается в одном и том же помещении производить зарядку аккумуляторов и приготовление электролита для кислотных и щелочных аккумуляторов.

5.3.5. Размеры зарядных помещений должны обеспечивать свободную установку батарей под зарядку и снятие их с зарядки.

5.3.6. Все зарядные устройства, зарядные щиты и прочая аппаратура (реостаты, реле обратного тока и т.п.) должны устанавливаться в помещении, отделенном стеной от помещения, в котором производится зарядка батарей. Стенка должна обеспечивать непроницаемость для выделяющихся в процессе зарядки газов.

5.3.7. Помещения электролитной, аккумуляторной мастерских и кладовые химикатов относятся к помещениям с химически активной средой, они должны быть оборудованы принудительной общеобменной вентиляцией.

5.3.8. Вытяжные вентиляционные устройства должны иметь блокировку, предусматривающую отключение электропитания двигателей при прекращении работы вентиляции. Электропитание рабочего и резервного вентиляторов должно производиться от разных источников. Вентиляторы должны иметь взрывозащищенное исполнение.

5.3.9. В зарядном и щелочном отделениях должна использоваться осветительная арматура во взрывобезопасном исполнении повышенной надежности против взрыва.

5.3.10. На дверях зарядного помещения должны быть надписи: «Огнеопасно», «С огнем не входить», «Курить запрещается». В помещении для зарядки аккумуляторов не разрешается:

находиться с открытым огнем (зажженной спичкой, папиросой и т.д.);

пользоваться электронагревательными приборами (электрической плиткой, кипятильником и т.д.).

5.3.11. Приготавливать кислотный электролит только в специальных сосудах (керамических, пластмассовых и т.п.), при этом необходимо сначала налить дистиллированную воду, а затем в нее лить кислоту тонкой струей. Переливать из бутылей кислоту следует только с помощью специальных приспособлений (качалок, сифонов и т.п.).

5.3.12. Для приготовления щелочного электролита сосуд со щелочью следует открывать осторожно, без применения больших усилий. При открытии сосуда с щелочью, пробка которого залита парафином, разрешается прогревать горловину сосуда тряпкой, смоченной горячей водой.

5.3.13. Аккумуляторные батареи, установленные для зарядки, должны соединяться между собой только проводами с наконечниками, исключающими возможность искрения.

5.3.14. Присоединение аккумуляторных батарей к зарядному устройству и отсоединение их должно проводиться только при выключенном зарядном оборудовании.

5.3.15. В аккумуляторном отделении должны находиться умывальник, мыло, вата, полотенце и закрываемые сосуды с 5 — 10%-ным нейтрализующим раствором питьевой соды (для кожи тела) и 2 — 3%-ным нейтрализующим раствором питьевой соды (для глаз).

На сосудах должны быть соответствующие надписи. Нахождение сосудов без надписи не допускается.

При эксплуатации щелочных аккумуляторов в качестве нейтрализующего раствора применяется 5 — 10%-ный раствор борной кислоты (для кожи тела) и 2 — 3%-ный раствор борной кислоты (для глаз).

5.3.16. Электролит, пролитый на стеллаж, верстак и т.п., необходимо вытереть ветошью, смоченной 5 — 10%-ным нейтрализующим раствором, а пролитый на пол, — сначала посыпать опилками, собрать их, затем это место смочить нейтрализующим раствором и протереть насухо.

5.3.17. Аккумуляторщик должен быть обеспечен и пользоваться суконным костюмом, резиновыми сапогами, индивидуальными средствами защиты (прорезиненные нарукавники, резиновые перчатки и защитные очки), резиновым фартуком (нижний край его должен быть ниже верхнего края голенищ сапог).

5.3.18. Аккумуляторные батареи массой более 15 кг следует перевозить по территории предприятия на специальных тележках, платформы которых исключают возможность падения батареи. При переносе вручную малогабаритных аккумуляторов необходимо пользоваться приспособлениями (захваты, носилки) и соблюдать меры предосторожности во избежание обливания электролитом.

ОРГАНИЗАЦИЯ ХРАНЕНИЯ БОЕПРИПАСОВ НА ОТКРЫТЫХ ПЛОЩАДКАХ

Размещение и хранение боеприпасов Размещение в штабелях, нормы размещения и загрузки площадок на площадках открытого хранения допускается только при недостатке хранилищ, т.е. до строительства новых или освобождения существующих.

Категорически запрещается хранить под навесами и на открытых площадках даже временно:

  • дымовые, дымокурящие, зажигательные, пристрелочно-целеуказательные снаряды и мины с фосфорным снаряжением, или снаряженным веществом, способные давать течь, готовые выстрелы с ними;
  • секретные образцы боеприпасов;
  • ручные и реактивные противотанковые гранаты;
  • боеприпасы стрелкового оружия;
  • взрыватели, средства воспламенения;
  • пороха и изделия из них;
  • взрывчатые вещества без оболочек и изделия из них;
  • пиротехнические изделия, средства инициирования.

Выбор места расположения открытой площадки в зоне хранения технической территории и ориентировка ее на местности должны решаться в каждом конкретном случае в увязке с другими объектами хранения, дорожной сетью и рельефом местности. Размеры открытой площадки определяются выбранной схемой размещения штабелей и количеством боеприпасов

Для размещения площадок следует использовать участки местности имеющие естественную маскировку, расположенные в непосредственной близости от подъездных путей, источников электроэнергии и водоснабжения.

Площадки на местности располагаются короткой стороной в направлении преобладающих ветров (естественно аэрируемые с различных направлений).

Открытые площадки должны удовлетворять следующим требованиям:

  • расположены на участке местности с незначительным общим уклоном (2…3% естественного рельефа);
  • уровень поверхности выше уровня грунтовых вод не менее 0,5 м;
  • площадки должны быть прямоугольными;
  • вокруг них должны быть дренажные канавы (кюветы);
  • должны быть очищены от растительности (на полосе местности шириной 20м вокруг открытых площадок полностью должен быть удален мох, вереск, опавшие листья, хвоя и сучья. Трава вокруг каждого штабеля на расстоянии 1 м удаляется).

Открытые площадки оборудуются на твердом основании из бетона, асфальта, уплотненного слоем гравийно-песчаной смеси и других материалов, способном выдержать нагрузку штабелей с боеприпасами, обеспечить их устойчивость и исключить скопление грунтовых, дождевых или талых вод.

Открытые площадки оборудуются в инженерном отношении:

  • обвалованием;
  • молниезащитой;
  • автоматической пожарной сигнализацией;
  • подъездными путями;
  • пожарными водоемами;
  • дренажными канавами.

Требования техники безопасности к помещениям и открытым площадкам для хранения автомобилей

Подъездные пути, проходы и проезды

Подъездные пути к предприятиям автомобильного транспорта, к отдельно стоящим производственным помещениям (например, ремонтным мастерским, помещениям для прохождения ТО-2, котельной и т. п.) и вспомогательным помещениям должны обеспечивать свободный проезд общих и специализированных транспортных средств (уборочных, пожарных машин), иметь твердое покрытие, регулярно очищаться от грязи, мусора, снега.

Пешеходные дорожки для персонала предприятия необходимо устраивать с расчетом наименьшего количества перекрещивания с подъездными путями; ширина пешеходной дорожки должна быть не менее 0,9 м.

Обязательным является наличие схем движения транспортных средств и людей по территории предприятия. Недопустимо произвольное, неупорядоченное движение транспортных средств по территории автотранспортного предприятия, так как это может привести к наездам на людей.

На территории предприятия необходимо устанавливать дорожные знаки, указывающие направление движения, расположение мест стоянки транспортных средств, габаритной ширины и ограничения габаритной высоты транспортных средств и т. п.

Ширина проездов на территории при двустороннем движении должна быть не менее 3 м с уширениями на поворотах, скорость движения транспортных средств — не более 10 км/ч.

Особое внимание следует уделять состоянию подъездных путей и проходов к пожарному инвентарю и пожарным водоемам. Недопустимо складирование на них, даже на самое короткое время, материалов, запасных частей, металлолома, тары и других предметов.

Помещения и площадки для хранения автомобилей

Наилучшая сохранность подвижного состава, в первую очередь легковых автомобилей и автобусов, обеспечивается его хранением в специальных помещениях

Автомобили (медицинской, технической помощи и др.), которые должны быть всегда готовы к немедленному выезду, также следует хранить в отапливаемых помещениях. Автомобили-цистерны для перевозки жидкого топлива можно хранить на открытых площадках, под навесом или в изолированных помещениях одноэтажных наземных гаражей, имеющих непосредственный выезд наружу. Ассенизационные автомобили, а также автомобили, перевозящие ядовитые вещества, хранят обособленно от автомобилей другого назначения. Автомобили, требующие ремонта, следует держать в зоне хранения.

Покрытие площадок для хранения автомобилей должно быть ровным, твердым, без выбоин, с уклоном для стока воды.

Материалы, применяемые для полов, должны обеспечивать гладкую и нескользкую поверхность, удобную для очистки, и удовлетворять гигиеническим и эксплуатационным требованиям данного помещения. Полы в помещениях гаражей должны иметь уклоны к трапам со стоками в канализацию.

На временных площадках, например при работе автоколонны или группы автомобилей на вывозке сельскохозяйственных продуктов, разрешается расстановка автомобилей на земляной, ровной, хорошо утрамбованной площадке, имеющей уклоны для стока воды.

При любых условиях хранения (постоянная или временная площадка) запрещается заправлять автомобили топливом, заменять масло и воду на местах хранения (стоянки). Для этих операций необходимо выделять специальную зону (или помещение).

На ряде предприятий имеются пункты заправки автомобилей топливом. Они не должны мешать движению транспортных средств, должны иметь твердые, гладкие площадки для заправки автомобилей с топливомаслостойким покрытием и быть оборудованы средствами для тушения пожара.

Рабочие места и посты в зонах (помещениях) для технического обслуживания автомобилей должны обеспечивать безопасные условия труда для работающих и быть соответствующим образом ограждены и освещены. Минимальные расстояния в метрах между автомобилями на постах технического обслуживания, а также между автомобилями и элементами зданий и стационарным оборудованием следует принимать следующими:

Между продольными сторонами автомобиля:

на моечных постах. 2,0

уборочных постах, постах технического обслуживания и ремонта 1,2

Между автомобилями, стоящими один за другим . . 1,0

стеной или стационарным оборудова-нием . 1,2

Между автомобилем и колонной . . 0,7

наружными воротами, расположенны-ми против поста . 1,5

Эти данные относятся к рабочим зонам и не зависят от габаритных размеров автомобилей.

В помещениях для технического обслуживания ширина проездов устанавливается с учетом маневрирования автомобилей. Движение задним ходом должно быть сведено к минимуму. Рекомендуются следующие покрытия полов производственных помещений:

Для хранения и технического обслуживания автомобилей, а также для ремонта агрегатов — бетонное

Для слесарно-механических, жестяницких, обойных, кузовных, столярных и шиномонтажных работ, а также для складов запасных частей, материалов и шин — асфальтобетонное

Для мойки автомобилей и электротехнических, карбюраторных, малярных, аккумуляторных, медницких работ, а также помещения маслораздаточной, насосной и компрессорной — керамические плитки

Для кузнечных, рессорных и сварочных работ — клинкерное

Для хранения масел, лаков, красок и химиката — бетонное с железненнем

На рабочих местах в помещениях, где полы имеют цементное, бетонное, клинкерное или каменное покрытие, необходимо устанавливать деревянные переносные настилы, что предохранит работающих от переохлаждения ног.

Осмотровые канавы, траншеи и тоннели должны быть надежно защищены от сырости и подпочвенных вод и облицованы светлой плиткой (пластиком). Уборку и очистку (при необходимости мойку) осмотровых канав необходимо выполнять периодически не менее I раза в смену.

На одного работающего положено не менее 4,5 м2 площади при объеме помещения не менее 15 м3.

Помещения для стоянки автомобилей должны быть изолированы от помещений, где выполняют работы, связанные с загрязнением воздушной среды и опасные в пожарном отношении (от аккумуляторных, вулканизационных, кузнечных, сварочных, медницких деревообрабатывающих, обойных, малярных, регенерационных, от карбюраторных цехов и участков, от помещений для регенерации масел, котельных и складов топливно-смазочных материалов).

Для обеспечения наиболее быстрой и безопасной эвакуации автомобилей помещения для стоянки должны иметь непосредственные выезды наружу.

Минимальная высота помещения для стоянки автомобилей и прицепов должна быть 2 м (в свету) и превышать на 0,2 м высоту самого высокого транспортного средства, стоящего без груза.

Временные стоянки подвижного состава с площадками для хранения топлива и смазочных материалов должны отвечать предъявляемым к ним требованиям и быть приняты в эксплуатацию. При временном расположении в полевых условиях стоянки автомобилей и площадки для хранения топлива и смазочных материалов устраивают на очищенных от стерни, сухой травы и валежника площадках, опаханных кругом полосой шириной 1 м. Стоянки и площадки следует размещать не ближе чем на 100 м от построек, лесных складов, стогов соломы, токов, посевов и лесонасаждений.

Автомобили на площадке надо устанавливать колоннами из расчета не более 10 машине в каждой При этом расстояние между отдельными автомобилями не должно быть менее 1 м, а между колоннами — менее 10 м.

При хранении автомобилей на открытом воздухе при низких тем-пературах необходимо предусматривать специальные меры их обслу-живания, и в том числе применение устройств для разогрева и пуска двигателей.

Для разогрева двигателя можно использовать горячие воды или воздух, пар, электроэнергию, таз. В отдельных случаях для этой цели используют индивидуальные подогреватели, отвечающие требованиям пожарной безопасности. Подогрев двигателя, агрегатов автомобилей открытым пламенем недопустим.

Читайте так же:  Как произвести перерасчет за жку

Места заправки автомобилей водой и ГСМ необходимо убирать регулярно и очищать от грязи, наледей и снега.

Помещения и посты технического обслуживания и ремонта автомобилей

Операции по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей можно выполнять только в специально отведенных, оборудованных, огражденных или обозначенных местах (постах).

Оборудование постов (смотровые канавы, эстакады, подъемники, приборы и инвентарь) должны быть в исправном состоянии и отвечать требованиям техники безопасности

Справочник химика 21

Химия и химическая технология

Помещения и открытые площадки для хранения автомобилей

Помещения и открытые площадки для хранения и ремонта автомобилей должны быть обеспечены установками и устройствами пожаротушения по установленным нормам. [c.345]

Расстановка автомобилей в помещениях, под навесами или на площадках открытого хранения, а также расстояния между производственными зданиями, площадками для хранения автомобилей и пунктами для заправки автомобилей топливом должны соответствовать требованиям СНиП П-93-74. [c.266]

Помещения для хранения автомобилей, тракторов, комбайнов, а также открытые площадки их стоянки нельзя загромождать предметами и оборудованием, которые могут препятствовать быстрой эвакуации техники в случае пожара. [c.91]

Помещения и открытые площадки для хранения автомобилей [c.262]

Открытие площадки для хранения и полы в помещениях должны иметь раз-метку, выполненную несмываемой краской или другим способом и определяющую место установки автомобилей и проезды. При разметке следует учитывать, чтобы расстояние между двумя параллельно стоящими автомобилями было достаточным для свободного открывания дверей кабины. [c.262]

Стоянка газобаллонных автомобилей возможна как в закрытых помещениях (гаражное храпение), так и на открытых площадках (безгаражное хранение). [c.217]

Согласно положениям действующей инструкции по консервации автомобилей и тракторов, отдельные узлы агрегатов (отверстия сапунов, щели воздушных фильтров, заливные горловины и т. п.) изолируют от окружающего воздуха путем оклейки промасленной бумагой или пластырными лентами. Но даже при условии выполнения всех предусмотренных работ внутренние поверхно й ДмгатёлеТиЖрёТатов т миссий остаются защищенными всего 3—6 месяцев при хранении на открытых площадках и до 12 месяцев при хранении в закрытых неотапливаемых помещениях. Следовательно, при использовании обычных масел необходимо 2—3 раза в год проводить полную переконсервацию машин, находящихся на длительном хранении. Даже при проведении переконсервации в положенные сроки часто наблюдаются коррозионные поражения внутренних поверхностей двигателей и механизмов. При этом следует отметить, что в сельском хозяйстве проводить переконсервацию техники в течение года практически невозможно [47, 83]. [c.159]

Примечания 1, При размещении у стен отопительных приборов, вентиляционных воздухоотводов или других элементов оборудования здания расстояния, приведенные в пп. 1—4 таблицы, принимаются до указанных элементов. 2. При механизированном прямолинейном перемещении автомобилей в помещении для их хранения расстояния, указанные в таблице, допускается уменьшать в 2 раза. 3. При хранении автомобилей на площадках (открытых или с навесами) расстояния, приведенные в таблице, должны увеличиваться для автомобилей на 0,1 м, для автопоездов на 0,2 м. При оборудовании площадок устройствами для обогрева автомобилей эти расстояния устанавливаются с учетом габаритов и расположения указанных устройстн, [c.284]

Смотреть страницы где упоминается термин Помещения и открытые площадки для хранения автомобилей: [c.370] Смотреть главы в:

Накопление, хранение, захоронение и размещение отходов: что есть что?

Последние пару лет нормативные акты в области обращения с отходами претерпевают постоянные изменения. Были приняты новые методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение[1] (далее — МУ-2014), разработаны новые правила проведения паспортизации отходов и новая типовая форма паспорта отходов[2], утвержден новый федеральный классификационный каталог отходов[3] (далее — ФККО). Недавно был внесен целый ряд изменений[4] в основной документ, регулирующий отношения в области обращения с отходами, — Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон № 89-ФЗ). Все это порождает множество вопросов в головах профессиональных экологов и природопользователей. Мы же по мере сил пытаемся найти ответы на эти вопросы.

Настоящая статья будет посвящена вопросу применения в экологическом законодательстве и санитарных нормах терминов, касающихся таких операций по обращению с отходами, как накопление, хранение, захоронение и размещение. Дело в том, что за последние несколько лет данные понятия претерпели изменения, поэтому сейчас нужно особенно внимательно следить за их использованием в той или иной ситуации.

Для начала разберемся с терминами. Отметим, что Федеральным законом № 458-ФЗ были внесены изменения в ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ, которая содержит определения основных понятий в области обращения с отходами. Рассматриваемые нами термины не стали исключением (выделено и подчеркнуто автором):

Таким образом, в новой редакции Федерального закона № 89-ФЗ мы видим более четкое разграничение понятий в сравнении с редакцией от 25.11.2013.

Обратите внимание, что в настоящее время накопление отходов — это складирование отходов на срок не более 6 месяцев, а хранение отходов — это складирование отходов на срок более 11 месяцев. С 01.01.2016 определение понятия «накопление отходов» будет изменено:

Таким образом, с 1 января 2016 г. максимальный срок возможного накопления отходов увеличится до 11 месяцев. До вступления в силу данных изменений складирование отходов на срок более 6 месяцев, но менее 11 месяцев будет оставаться в правовом вакууме.

Автор статьи считает безусловным положительным изменением увеличение максимального срока накопления отходов. Будучи в свое время экологом на предприятии, автор столкнулась с ситуацией, когда некоторые виды отходов, образующихся в процессе производства, просто невозможно было успеть организованно сдать на утилизацию в течение установленного законодательством срока.

Например, такая ситуация возникла при ремонте отрезка железнодорожного полотна, принадлежащего заводу. После ремонта образовалось большое количество отходов шпал, изготовленных еще в советское время и, естественно, пропитанных креозотом. После образования данного отхода пришлось экстренно разработать на него паспорт с протоколом компонентного состава, а затем в срочном порядке искать в ближайших городах организацию, которая согласилась бы принять этот отход. Отдавать отход сомнительным компаниям, которые могли его просто сжечь вместо обезвреживания, экологической службе предприятия не хотелось. В итоге поиски подходящей компании и заключение с ней договора растянулись на срок около года. В конце же этого срока предприятие посетили контролирующие органы и оштрафовали завод за несанкционированное хранение отхода при отсутствии организованного объекта хранения и соответствующей лицензии.

Поясним, что объекты накопления отходов — это мусорные контейнеры, герметичные контейнеры для ртутных ламп, стеллажи для оргтехники и прочие накопители, которые прописаны в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — ПНООЛР), но не внесены в государственный реестр объектов размещения отходов[5] (далее — ГРОРО). В то же время объекты хранения, захоронения и размещения отходов обязательно вносятся в данный реестр, т.к. согласно п. 7 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ размещение отходов на объектах, не внесенных в ГРОРО, запрещается. Что представляют собой эти объекты? Давайте обратимся к Федеральному закону № 89-ФЗ:

Извлечение
из Федерального закона № 89-ФЗ

(в ред. от 29.12.2014)

Статья 1. Основные понятия

[…]
объекты размещения отходов[6] — специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов;
[…]
объекты захоронения отходов — предоставленные в пользование в установленном порядке участки недр, подземные сооружения для захоронения отходов I–V классов опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах;
объекты хранения отходов — специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения;
[…]

Таким образом, вы должны четко представлять себе при разработке ПНООЛР, как долго вы планируете складировать тот или иной отход (и, соответственно, отражать данную информацию в проекте). Если на срок до 6 месяцев (а с 1 января 2016 г. — до 11 месяцев), то все, что вам нужно, — это обустроить объект накопления отходов согласно санитарным и экологическим нормам. Если свыше этого срока — готовьтесь к обустройству полноценного объекта хранения или захоронения отходов, процедурам получения положительного заключения государственной экологической экспертизы (далее — ГЭЭ) на проектную документацию данного объекта[7] и внесения объекта в ГРОРО, а затем и к процедуре лицензирования данной деятельности.

Как видите, долговременное складирование отходов невыгодно предприятию, поэтому более логично будет своевременно передавать образовавшиеся отходы на утилизацию.

Что касается лицензирования деятельности в области обращения с отходами, следует отметить, что на сегодняшний день это очень запутанный вопрос.

Напомним, что согласно п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 13.07.2015) с 1 июля 2015 г. лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности.

В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29.06.2015 № 203-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» в ст. 23 Федерального закона № 458-ФЗ:

•лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, выданные до 1 июля 2015 г., сохраняют свое действие до 1 января 2019 г. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, вправе переоформить их на лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности;

•юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I–IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 января 2016 г. После 1 января 2016 г. осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.

Таким образом, при осуществлении деятельности только по обезвреживанию и размещению отходов вы можете просто переоформить старую лицензию на лицензию нового образца — это чисто административная процедура[8]. Если же помимо этого вы осуществляете сбор, транспортирование, обработку или утилизацию отходов, вам необходимо будет пройти процедуру получения новой лицензии и оформить ее до 1 января 2016 г. Накопление отходов лицензированию не подлежит, в то время как лицензирование деятельности по хранению и захоронению отходов обязательно.

КСТАТИ

В настоящее время Минприроды России разработан проект Постановления Правительства РФ «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности», с которым вы можете ознакомиться по ссылке http://regulation.gov.ru/projects#npa=20033.

При накоплении отходов на территории предприятия необходимо руководствоваться санитарно-гигиеническими нормами, которые установлены, в первую очередь, СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» (далее — СанПиН 2.1.7.1322-03). Согласно п. 2.2 данного документа, введенного в действие в 2003 г. и не претерпевшего с момента опубликования никаких изменений, процессы обращения с отходами (жизненный цикл отходов) включают в себя следующие этапы:

  • образование;
  • накопление и временное хранение;
  • первичная обработка (сортировка, дегидрация, нейтрализация, прессование, тарирование и др.);
  • транспортировка;
  • вторичная переработка (обезвреживание, модификация, утилизация, использование в качестве вторичного сырья);
  • складирование;
  • захоронение;
  • сжигание.

Давайте соотнесем указанные этапы жизненного цикла отходов с видами обращения с отходами, указанными в ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ (см. таблицу).

Согласно п. 2.3 СанПиН 2.1.7.1322-03 обращение с каждым видом отходов зависит от их происхождения, агрегатного состояния, физико-химических свойств субстрата, количественного соотношения компонентов и степени опасности для здоровья населения и среды обитания человека[9]. Временное складирование (т.е. накопление) отходов на территории предприятия допускается, если на текущий момент времени эти отходы не могут быть утилизированы.

В соответствии с п. 2.5 СанПиН 2.1.7.1322-03 различают следующие основные способы складирования отходов:

  • временное хранение на производственных территориях на открытых площадках или в специальных помещениях (в цехах, складах, на открытых площадках, в резервуарах и др.);

Имеется в виду накопление отходов или их хранение сроком более 6 месяцев на территории предприятия, в результате деятельности которого образовались данные отходы.

  • временное складирование на производственных территориях основных и вспомогательных (дочерних) предприятий по переработке и обезвреживанию отходов (в амбарах, хранилищах, накопителях), а также на промежуточных (приемных) пунктах сбора и накопления, в т.ч. на терминалах, железнодорожных сортировочных станциях, в речных и морских портах;

Имеется в виду накопление или хранение отходов на территориях предприятий, занимающихся сбором, обработкой, утилизацией и обезвреживанием отходов.

  • складирование вне производственной территории — на усовершенствованных полигонах промышленных отходов, шламохранилищах, в отвалах пустой породы, террикониках, золошлакоотвалах, а также в специально оборудованных комплексах по их переработке и захоронению;

Имеется в виду хранение и захоронение (т.е. размещение) отходов на специальных объектах размещения отходов.

  • складирование на площадках для обезвоживания илового осадка от очистных сооружений.

Имеется в виду хранение на специальных объектах обезвреживания отходов.

СанПиН 2.1.7.1322-03 содержит требования, которыми следует руководствоваться при планировании размещения и обустройства накопителей или объектов размещения отходов:

Извлечение
из СанПиН 2.1.7.1322-03

[…]
3.4. В зависимости от технологической и физико-химической характеристики отходов допускается их временно хранить:
– в производственных или вспомогательных помещениях;
– в нестационарных складских сооружениях (под надувными, ажурными и навесными конструкциями);
– в резервуарах, накопителях, танках и прочих наземных и заглубленных специально оборудованных емкостях;
– в вагонах, цистернах, вагонетках, на платформах и прочих передвижных средствах;
– на открытых, приспособленных для хранения отходов площадках.
[…]

Исходя из требований указанного документа, например, ртутные лампы (отход «лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства» с кодом 47110101521 по ФККО (I класс опасности)) должны храниться исключительно в специальных герметичных контейнерах, т.к. в соответствии с п. 3.6 СанПиН 2.1.7.1322-03 хранение твердых промотходов I класса опасности разрешается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны).

К СВЕДЕНИЮ

На основании п. 15 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 № 681 (в ред. от 01.10.2013), хранение отработанных ртутьсодержащих ламп допускается в неповрежденной таре из-под новых ртутьсодержащих ламп или в другой таре, обеспечивающей их сохранность при хранении, погрузо-разгрузочных работах и транспортировании.
Как мы видим, к хранению одного и того же вида отходов применяются разные требования.

Необходимо отметить, что в сравнении с утратившими силу Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными Приказом Ростехнадзора от 19.10.2007 № 703 (далее — МУ-2007), в МУ-2014 была значительно упрощена таблица, содержащая характеристику объектов накопления отходов:

Кроме того, подробные указания по заполнению данной таблицы тоже канули в Лету. Сейчас они звучат крайне лаконично: «В разделе «Сведения о местах накопления отходов» ПНООЛР приводится перечень и вместимость мест (площадок, контейнеров, бункеров и других объектов) накопления отходов, предназначенных для формирования партии отходов с целью их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, передачи другим хозяйствующим субъектам в табличном виде». То есть теперь в таблице не нужно указывать тип объекта (помещение / крытая площадка / открытая площадка / стационарная емкость), особенности обустройства объекта (здание каменное/деревянное, стены окрашены краской, грунтовый/бетонный/асфальтобетонный/деревянный пол, естественная/принудительная вентиляция, наличие решеток на окнах, замков на дверях и средств для ликвидации аварийной ситуации), способ хранения отхода (без тары / в открытой таре / в закрытой таре / в герметизированной таре, раздельно или в смеси) и т.д.

Читайте так же:  Как получить налоговый вычет через госуслуги

Отметим, что в процессе разработки ПНООЛР предельное количество накопления отходов на территории предприятия чаще всего рассчитывается исходя из количества и вместимости накопителей, а также из требований санитарных норм и норм пожаро- и взрывобезопасности хранения тех или иных отходов.

Например, в соответствии с п. 2.4.10 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» временное хранение пищевых отходов до момента их вывоза не должно превышать одних суток для предотвращения их разложения и отрицательного воздействия на условия проживания.

Однако при проведении проверки сотрудники Роспотребнадзора могут провести замеры концентраций вредных веществ, выделяемых отходами, которые содержатся в накопителях, и на основании этих замеров и предусмотренных ПДК указанных веществ в воздухе рабочей зоны сделать вывод о предельно допустимых количествах накопления данных отходов.

Согласно п. 3.13 СанПиН 2.1.7.1322-03 критерием предельного накопления промышленных отходов на территории промышленной организации служит содержание специфических для данного отхода вредных веществ в воздухе на уровне до 2 м, которое не должно быть выше 30 % от ПДК в воздухе рабочей зоны. Данный метод определения предельного количества накопления в соответствии с п. 3.14 СанПиН 2.1.7.1322-03 не используется для следующих категорий отходов:

  • твердые отходы, концентрированные жидкие и пастообразные отходы I класса опасности, упакованные в полностью герметичную тару в закрытом помещении, исключающем доступ посторонних лиц;
  • твердые сыпучие и комковатые отходы II и III класса, хранящиеся в соответствующей надежной металлической, пластиковой, деревянной и бумажной таре.

В указанных случаях предельное временное количество отходов на территории устанавливается с учетом общих требований к безопасности химических веществ: пожаро- и взрывоопасности, образования в условиях открытого или полуоткрытого хранения более опасных вторичных соединений.

Кроме рекомендаций по накоплению промышленных отходов, в СанПиН 2.1.7.1322-03 приведены требования к объектам складирования отходов, т.е. объектам размещения (хранения и захоронения) отходов (требования к размещению объектов на территории, их функциональному зонированию, обустройству, дренажу, размещению отходов на таких объектах). Также в документе обозначены требования к захоронению различных видов отходов.

В приложении 1 к СанПиН 2.1.7.1322-03 содержится список видов промышленных отходов, размещение которых допускается совместно с бытовыми (согласно новой терминологии — твердыми коммунальными отходами[10]), а в приложении 2 — перечень основных видов твердых и шламообразных токсичных промышленных отходов, размещение которых на полигонах твердых бытовых (теперь — коммунальных) отходов недопустимо.

Помимо указанных санитарных правил, в каждом регионе нашей страны можно найти местные рекомендации по обустройству мест накопления отходов.

Например, в Москве действует Постановление Правительства Москвы от 12.12.2006 № 981-ПП «Об утверждении Единых экологических требований по обустройству мест временного хранения отходов производства и потребления организациями-природопользователями города Москвы на занимаемых земельных участках» (далее — Постановление № 981-ПП). Данный документ предназначен для природопользователей, осуществляющих деятельность по обращению с отходами в городе Москве, и во многом основан на СанПиН 2.1.7.1322-03, но более подробно рассматривает особенности хранения различных видов отходов, причем особый акцент делается на их пожаро- и взрывобезопасности.

В Постановлении даны рекомендации по обустройству закрытых площадок хранения отходов в помещениях, их ограждению, охране, вентилированию, наличию средств индивидуальной защиты и т.д. Здесь можно найти требования к накоплению отходов на открытых площадках с навесом или без него, с обваловкой, ограждением и иными средствами защиты от атмосферных явлений.

Рассматриваемый документ также подчеркивает необходимость накопления и хранения отходов с соблюдением требований Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ-01-03)[11]:

Извлечение
из Постановления № 981-ПП

[…]
3.12.1. Степень огнестойкости объекта, где осуществляется временное хранение отходов производства и потребления, определяется наличием у отходов пожароопасных свойств (способность к окислению, самонагреванию и воспламенению при попадании влаги, соприкосновении с воздухом и т.п.):
– безопасные вещества и материалы следует хранить в помещениях или на открытых площадках любого типа (если это не противоречит техническим условиям на вещество);
– малоопасные вещества и материалы допускается хранить в помещениях или на открытых площадках любого типа (если это не противоречит техническим условиям на вещество);
– малоопасные вещества и материалы допускается хранить в складах всех степеней огнестойкости, кроме V степени огнестойкости;
– опасные вещества и материалы необходимо хранить в складах I и II степени огнестойкости;
– особо опасные вещества и материалы необходимо хранить в складах I и II степени огнестойкости, преимущественно в отдельно стоящих зданиях.
[…]

В Постановлении № 981-ПП также приведены требования к размещению горючих отходов (в т.ч. пространственному размещению в помещениях складов), наличию средств пожаротушения, совместному хранению или накоплению горючих отходов в пределах одной площадки и т.д.

Особый интерес для природопользователей могут представлять требования к таре накопителей:

Извлечение
из Постановления № 981-ПП

[…]
4.9. Для хранения отходов производства и потребления I–III классов опасности в зависимости от их свойств в зависимости от агрегатного состояния и физических свойств необходимо использовать закрытую и/или герметичную тару:
– металлические или пластиковые контейнеры, лари, ящики и др.;
– металлические или пластиковые бочки, баки, баллоны, стеклянные емкости и др.;
– прорезиненные или полиэтиленовые пакеты, бумажные, картонные, тканевые мешки, кули и др.
[…]
4.11. Для хранения незначительных количеств отходов производства и потребления I класса опасности, содержащих драгоценные металлы, могут использоваться сейфы, несгораемые шкафы.
4.12. Емкости, используемые для хранения жидких отходов производства и потребления, должны быть установлены на поддонах, обеспечивающих сбор и хранение всей разлившейся жидкости.
4.13. Стеклянная тара, используемая для хранения жидких отходов производства и потребления, должна помещаться в деревянные, пластиковые ящики или иметь обрешетку. Стенки ящиков и обрешеток должны быть выше закупоренных бутылей и банок на 5 см.
[…]
4.15. Отходы производства и потребления IV и V классов опасности могут храниться в открытой таре. Не допускается хранение в открытой таре отходов, содержащих летучие вредные компоненты.
4.16. Органические отходы производства и потребления, способные к загниванию и сбраживанию, в теплое время года хранятся открытым способом не более суток. При необходимости более длительного хранения отходов следует создавать условия с температурой не выше +5 °С.
4.17. Бункеры-накопители, в которых хранятся органические отходы производства и потребления, должны не реже 1 раза в 10 дней (кроме зимнего периода) промываться и обрабатываться дезинфицирующими растворами.
4.18. Временное хранение твердых отходов IV и V классов опасности, в зависимости от их свойств, допускается осуществлять без тары — навалом, насыпью, в виде гряд, отвалов, в кипах, рулонах, брикетах, тюках, в штабелях и отдельно на поддонах или подставках (в случаях, когда загрузка отходов производства и потребления в контейнер оказывается невозможна или нецелесообразна). […]
[…]

Кратко рассмотрев нормативные источники требований к накоплению и хранению отходов, мы можем сделать следующие выводы.

Основными проблемами на предприятиях были и остаются правильная организация и учет образования и накопления отходов согласно нормам действующего законодательства. Особенно это касается крупных предприятий, доставшихся нам в наследство от советской эпохи, где тяжело организовать не только правильный сбор отходов, но и собственно само производство. Организация раздельного сбора отходов, сортировка вторичного сырья, своевременное устранение разливов, обустройство накопителей — эти больные вопросы можно перечислять бесконечно. То же касается и небольших производств, где об экологии не задумываются вообще, пока на горизонте не замаячит проверка предприятия контролирующими органами.

К сожалению, сейчас ситуация на рынке переработки отходов весьма плачевная: во многих регионах очень мало или совсем нет предприятий-переработчиков. В связи с этим своевременно сдавать отходы на утилизацию просто некуда .

Например, на заводе, где работала автор статьи, образовывался специфический отход шлака от металлургического производства. Данный отход содержал довольно высокий процент полезного сырья, и его, в принципе, можно было бы продавать для вторичного использования. Однако на местном рынке не нашлось покупателей с лицензией на обезвреживание отхода для его дальнейшего использования, в связи с чем «куча» отходов все росла и росла в течение нескольких лет. После очередного штрафа от Росприроднадзора дело сдвинулось с мертвой точки: была разработана технология извлечения полезных веществ из отхода силами самого предприятия. При этом затраты оказались минимальными, а класс опасности отхода после переработки снизился с III до IV, в результате чего отход стал пригоден для захоронения на полигоне. После получения лицензии на обезвреживание отходов технология заработала.

Во многих регионах остро стоит вопрос не только об утилизирующих компаниях, но и о полигонах захоронения твердых бытовых (или, напомним, коммунальных) и производственных отходов. В последнее время эта проблема еще более усугубилась по причине того, что объекты хранения и захоронения отходов должны не только иметь лицензию, но и быть внесены в ГРОРО. Как результат, на многих предприятиях стали накапливаться в большом количестве отходы, повсеместно регистрируются многочисленные случаи несанкционированного захоронения отходов в непредназначенных для этого местах[12].

Будем надеяться, что этот вопрос вскоре будет решен. А пока можем лишь констатировать тот факт, что на данный момент введение требования об обязательном внесении объектов размещения отходов в ГРОРО стало лишь дополнительным административным барьером для природопользователей.

И напоследок информация к размышлению: в Государственную Думу был внесен законопроект № 826840-6 «О приостановлении действия пункта 7 статьи 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»», в соответствии с которым предлагается приостановить до 1 января 2019 г. действие п. 7 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ о запрете размещения отходов на объектах, не внесенных в ГРОРО.

[1] См. Приказ Минприроды России от 05.08.2014 № 349 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».

Подробнее о МУ-2014 см.: Прохоров И.О. Новые Методические указания по разработке ПНООЛР: комментарии и размышления // Справочник эколога. 2014. № 12. С. 9–25 (http://www.profiz.ru/eco/12_2014/Metod_ukaz/) (прим. редакции).

[2] См. Постановление Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I–IV классов опасности».

[3] См. Приказ Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» (в ред. от 20.07.2015).

ФККО ищите здесь:

[4] См. Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (в ред. от 29.06.2015; далее — Федеральный закон № 458-ФЗ).

Подробнее об изменениях, предусмотренных данным Федеральным законом, см.: Прохоров И.О. Обращение с отходами: новая терминология и новые концепции // Справочник эколога. 2015. № 2. С. 8–24 (http://www.profiz.ru/eco/2_2015/458-FZ/).

Обратите внимание: в указанной статье не учтены изменения, внесенные в Федеральный закон № 458-ФЗ федеральными законами от 29.06.2015 № 176-ФЗ и № 203-ФЗ (прим. редакции).

[5] См. Приказ Минприроды России от 30.09.2011 № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов».

ГРОРО ищите здесь:

[6] Здесь и далее выделено автором.

[7] В соответствии с подп. 7.2 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в ред. от 13.07.2015) проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I–V классов опасности, в т.ч. проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I–V классов опасности, а также проекты вывода из эксплуатации указанных объектов, проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I–V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I–V классов опасности, являются объектом ГЭЭ федерального уровня.

Подробнее о ГЭЭ см.:

Дубинский Н. Регламент проведения ГЭЭ федерального уровня: комментарий к Приказу Минприроды России от 06.05.2014 № 204 // Справочник эколога. 2015. № 6. С. 8–22 (http://www.profiz.ru/eco/6_2015/admin_reglament/);

Бабина Ю.В. Правовые основы государственной экологической экспертизы и экспертизы проектной документации // Справочник эколога. 2015. № 7. С. 76–89;

Бабина Ю.В. Экспертиза проектной документации объекта, расположенного на Байкальской природной территории // Справочник эколога. 2015. № 9. С. 80–84 (прим. редакции).

[8] О лицензировании деятельности по обращению с отходами до 01.01.2016 см.: Кретов А.В. «Смутное время»: лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности в период до 01.01.2016 // Справочник эколога. 2015. № 9. С. 17–24 (http://www.profiz.ru/eco/9_2015/smuta/).

Приведем извлечение из указанной статьи:

«…в соответствии с ч. 1.1 ст. 15 Федерального закона № 99-ФЗ приказ (распоряжение) лицензирующего органа о предоставлении лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности и сама лицензия имеют приложение, в котором указываются виды отходов I–IV классов опасности и виды деятельности, соответствующие этим видам отходов.

С учетом данного обстоятельства представляется, что переоформление лицензии необходимо и в том случае, если перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности (сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов I–IV классов опасности), у лицензиата не изменился, но изменился перечень конкретных видов отходов, в отношении которых осуществляется лицензируемая деятельность.

При этом следует обратить внимание на то, что с 01.01.2015 понятие «сбор отходов» сформулировано в ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» следующим образом: «сбор отходов — прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов».

Таким образом, «старой» лицензии с 01.01.2016 будет достаточно только тем организациям и предпринимателям, которые обезвреживают и размещают исключительно отходы, образовавшиеся в собственном производстве (а не принятые или поступившие от иных лиц)» (прим. редакции).

[9] Об определении степени опасности отхода см.: Никитина В.В. Экологические правила // Справочник эколога. 2015. № 9. С. 59–65.

Ламихова М. Что такое ТКО и как с ними обращаться? // Справочник эколога. 2015. № 5. С. 12–19 (http://www.profiz.ru/eco/5_2015/TKO/);

Шапошникова О.В. Новая система обращения с ТКО: светлое будущее или путь в никуда? // Справочник эколога. 2015. № 8. С. 13–20 (http://www.profiz.ru/eco/8_2015/sistema_TKO/) (прим. редакции).

[11] В настоящее время данный документ утратил силу согласно Приказу МЧС России от 31.05.2012 № 306 «О признании утратившим силу приказа МЧС России от 18.06.2003 № 313». Взамен Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации.

[12] О так называемой «рекультивации» земель с использованием отходов см.: Ламихова М. Рекультивация земель или несанкционированное размещение отходов? // Справочник эколога. 2014. № 12. С. 38–44 (http://www.profiz.ru/eco/12_2014/rekult/).

М. Ламихова, инженер-эколог ГК «Экологический центр»