Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 11 января 2012 г. № 5 “Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы”

По заключению Минюста РФ от 8 февраля 2012 г. N 01/9119-ВЕ настоящий приказ не нуждается в государственной регистрации

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 42, ст. 4109; 2005, № 29, ст. 3037, № 49, ст. 5204; 2007, № 11, ст. 1283; 2008, № 18, ст. 2009, № 43, ст. 4921, № 47, ст. 5431; 2010, № 4, ст. 368, № 19, ст. 2300, № 20, ст. 2435) и Типовым кодексом этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренным 23.12.2010 президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Кодекс этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы.

2. Начальникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы организовать изучение Кодекса этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы.

3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя директора ФСИН России генерал-лейтенанта внутренней службы В.П. Большакова.

Кодекс
этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы
(утв. приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 11 января 2012 г. № 5)

I. Общие положения

1. Кодекс этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы (далее — Кодекс) основывается на фундаментальных общечеловеческих и профессионально-нравственных ценностях, требованиях гражданского и служебного долга.

2. Кодекс основан на положениях:

Конституции Российской Федерации;

Международного кодекса поведения государственных должностных лиц (Резолюция 51/59 Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 12.12.1996);

Модельного кодекса поведения для государственных служащих (приложение к Рекомендации Комитета министров Совета Европы от 11.05.2000 NR (2000) 10 о кодексах поведения для государственных служащих);

Федерального закона от 27.07.2007 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 31, ст. 3215; 2006, № 6, ст. 636; 2007, № 10, ст. 1151, № 16, ст. 1828, № 49, ст. 6070; 2008, № 13, ст. 1186, № 30, ст. 3616, № 52, ст. 6235; 2009, № 29, ст. 3597, № 29, ст. 3624, № 48, ст. 5719, № 51, ст. 6150, ст. 6159; 2010, № 5, ст. 459, № 7, ст. 704, № 49, ст. 6413, № 51 (ч. III), ст. 6810; 2011, № 1, ст. 31);

Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 22, ст. 2063; 2003, № 46 (ч. I), ст. 4437; 2006, № 29, ст. 3123; 2007, № 49, ст. 6070; 2011, № 1, ст. 31);

Указа Президента Российской Федерации от 12.08.2002 № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 33, ст. 3196; 2007, № 13, ст. 1531; 2009, № 29, ст. 3658);

Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренного 23.12.2010 президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции;

иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также на общепризнанных нравственных принципах и нормах российского общества и государства.

Соблюдение основных положений Кодекса дает право сотрудникам и федеральным государственным гражданским служащим уголовно-исполнительной системы (далее — сотрудники и федеральные государственные гражданские служащие) на уважение, доверие и поддержку в служебной и повседневной деятельности со стороны коллег, граждан и общества в целом.

3. Гражданин Российской Федерации, поступающий на службу в уголовно-исполнительную систему (далее — УИС), знакомится с положениями Кодекса.

4. Настоящий Кодекс служит следующим целям:

установлению нравственно-этических основ служебной деятельности и профессионального поведения сотрудника и федерального государственного гражданского служащего;

формированию единства убеждений и взглядов в сфере профессиональной этики и служебного этикета, ориентированных на профессионально-этический эталон поведения;

воспитанию высоконравственной личности сотрудника и федерального государственного гражданского служащего, соответствующей нормам и принципам общечеловеческой и профессиональной морали;

регулированию профессионально-этических проблем взаимоотношений, возникающих в процессе служебной деятельности;

соблюдению этических норм поведения сотрудника и федерального государственного гражданского служащего в повседневной жизни;

выработке у сотрудника и федерального государственного гражданского служащего потребности соблюдения профессионально-этических норм поведения:

выступает средством формирования позитивного облика компетентного поведения сотрудника и федерального государственного гражданского служащего.

5. Кодекс призван повысить эффективность выполнения сотрудником и федеральным государственным гражданским служащим своих должностных обязанностей.

6. Кодекс служит основой для формирования должной морали, уважительного отношения к государственной службе, в том числе к службе в УИС, в общественном сознании.

II. Основные принципы и правила служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих

7. Принципы служебного поведения сотрудника и федерального государственного гражданского служащего учитываются гражданами Российской Федерации в связи с их нахождением на службе в УИС.

8. Сотрудники и федеральные государственные гражданские служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:

а) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы учреждений и органов УИС;

б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание их деятельности;

в) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего учреждения или органа УИС;

г) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей;

е) соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий и общественных объединений;

ж) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;

з) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;

и) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

к) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении ими должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету УИС;

л) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, государственных (муниципальных) служащих и граждан при решении вопросов личного характера;

м) соблюдать установленные в УИС правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;

н) уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе УИС, а также оказывать содействие в получении достоверной информации в установленном порядке;

о) воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения стоимости в иностранной валюте (условных, денежных единицах) на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота;

п) постоянно стремиться к обеспечению как можно более эффективного распоряжения ресурсами, находящимися в сфере его ответственности.

9. Сотруднику и федеральному государственному гражданскому служащему, наделенному организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим сотрудникам и федеральным государственным гражданским служащим (далее — руководитель), рекомендуется быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию в учреждении или органе УИС благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата, принимать меры к тому, чтобы подчиненные ему сотрудники и федеральные государственные гражданские служащие не допускали коррупционно опасного поведения, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.

10. Руководитель призван:

а) принимать меры по предупреждению коррупции;

б) не допускать случаев принуждения сотрудника и федерального государственного гражданского служащего к участию в деятельности политических партий и общественных объединений.

Читайте так же:  Развод мостов тучков биржевой

III. Рекомендательные этические правила служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих

11. В служебном поведении сотруднику и федеральному государственному гражданскому служащему необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.

12. В служебном поведении сотруднику и федеральному государственному гражданскому служащему рекомендуется воздерживается от:

а) любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;

б) грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений:

в) угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;

г) курения во время служебных совещаний, бесед, иного служебного общения с гражданами.

13. Сотрудники и федеральные государственные гражданские служащие призваны способствовать своим служебным поведением установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом.

Сотрудникам и федеральным государственным гражданским служащим рекомендуется быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять терпимость в общении с гражданами и коллегами.

14. Внешний вид сотрудника и федерального государственного гражданского служащего при исполнении ими должностных обязанностей в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия способствует уважительному отношению граждан к УИС, соответствует общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность.

Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 11 января 2012 г. № 5 “Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы”

По заключению Минюста РФ от 8 февраля 2012 г. N 01/9119-ВЕ настоящий приказ не нуждается в государственной регистрации

Текст приказа официально опубликован не был

Обзор документа

Принят Кодекс этики сотрудников и госслужащих уголовно-исполнительной системы.

Определены его цели. В частности, он устанавливает нравственно-этические основы служебной деятельности и профессионального поведения и призван воспитать высоконравственную личность сотрудника/госслужащего.

Установлены основные принципы и правила поведения.

Так, сотрудники/госслужащие уголовно-исполнительной системы должны быть независимыми, беспристрастными, проявлять терпимость, корректность и внимательность. Им запрещено использовать служебное положение в личных целях, а также вести себя компрометирующим образом.

Даны рекомендации по этическому поведению сотрудников/госслужащих.

В частности, им следует воздерживаться от дискриминационных высказываний и действий, угроз, оскорблений, предвзятых замечаний, незаслуженных обвинений.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

О Концепции воспитания работников уголовно-исполнительной системы и Плане мероприятий по реализации Концепции воспитания работников уголовно-исполнительной системы на 2006 — 2010 годы

Письмо ФСИН РФ от 18.11.2005 N 10/8/1-100

Направляем для руководства в организации воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы утвержденные директором ФСИН России Ю.И. Калининым Концепцию воспитания работников уголовно-исполнительной системы и План мероприятий по реализации Концепции воспитания работников уголовно-исполнительной системы на 2006 — 2010 годы.

Предлагаем организовать их изучение с личным составом подведомственных учреждений и органов УИС, своевременную и неукоснительную реализацию в практической деятельности.

Заместитель директора
С.Х.ШАМСУНОВ

Утверждаю
Директор Федеральной
службы исполнения наказаний
государственный советник
юстиции 1 класса
Ю.И.КАЛИНИН
12 ноября 2005 года

КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ РАБОТНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Концепция воспитания работников уголовно-исполнительной системы (далее — Концепция) служит основой совершенствования системы воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы (далее — УИС), оптимизации организационно-штатной структуры и определения задач органов воспитательной работы и представляет собой систему взглядов, понятий, идей, целевых установок, приоритетных направлений, принципов, методов, форм и связей между ними в области воспитания работников УИС.

Развитие и реформирование УИС осуществляется в сложной социально-экономической, общественно-политической и информационной обстановке. Существенно изменился социальный портрет работников УИС. Наметилась тенденция к омоложению личного состава, принимаемого на службу, росту числа женщин. Снижается образовательный уровень работников, ухудшается состояние их физического и психического здоровья. Все большее значение приобретают религиозный и национальный факторы. Изменилась направленность жизненных приоритетов. Принижено чувство коллективизма и общественная активность. На работников УИС серьезное влияние оказывает криминогенная обстановка в стране, проблемы пьянства и наркомании.

Негативное влияние на морально-психологическое состояние работников УИС оказывает целенаправленная деятельность определенных политических сил по подрыву авторитета службы, доверия в обществе к УИС.

Уровень морально-психологического состояния, законности и служебной дисциплины работников УИС не в полной мере отвечает требованиям современного этапа развития и реформирования УИС и международным стандартам, предъявляемым к работникам пенитенциарных учреждений. Воспитание работников УИС осуществляется недостаточно эффективно. Ответственность органов управления и должностных лиц за его конечные результаты принижена. В данной работе не в полной мере учитываются как негативные, так и положительные факторы, имеющиеся в обществе в целом. Требует дальнейшего совершенствования система информирования работников УИС.

Материально-техническая база культурно-досуговых учреждений и ведомственных полиграфических предприятий не обеспечивает ведения воспитательной работы на уровне современных требований.

Не в полной мере соответствуют решаемым задачам и реальному положению дел в учреждениях и органах организационно-штатная структура и система подготовки должностных лиц органов воспитательной работы.

Необходимость улучшения системы воспитания работников УИС продиктована выводами из анализа качественного состава кадров УИС, состояния служебной дисциплины и законности, ответственности работников за выполнение служебных обязанностей.

Главный ориентир развития и реформирования уголовно-исполнительной системы — работник УИС, его самореализация в профессиональной деятельности. Он не столько средство любых преобразований, но и их цель. Выдвижение на первый план человека, утверждение приоритета его духовно-нравственных ценностей, личностной позиции, социального самочувствия — решающее условие успеха любого направления государственной деятельности, в том числе исполнения уголовных наказаний. Без соответствующего морального настроя всех категорий работников УИС, без их психологической готовности добросовестно исполнять свои должностные обязанности нельзя ожидать весомых результатов в реформировании УИС.

Основной целью настоящей Концепции является определение содержания, места и роли системы воспитания работников УИС в осуществлении государственной политики в области исполнения наказаний, в деятельности субъектов системы воспитания работников по поддержанию высокого уровня морально-психологического состояния и служебной дисциплины в УИС, постоянной готовности к выполнению профессионального долга, повышению престижа службы и авторитета работников УИС.

I. Система воспитания работников уголовно-исполнительной системы

Воспитание работников УИС — это целенаправленная и планомерная деятельность государства и общества, общественных и иных организаций, а также органов управления и должностных лиц ФСИН России по формированию и развитию личности работников в соответствии с требованиями создания современной системы исполнения наказаний, обеспечения готовности работников к выполнению служебных задач в интересах обеспечения законности и правопорядка.

Воспитание работников осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов Минюста России и ФСИН России.

Воспитание работников осуществляется на основе многовековых нравственных устоев, традиций УИС, патриотизма и уважительного отношения к народам и народностям многонационального Российского государства, лучших произведений отечественной и мировой культуры. При этом учитываются исторический опыт, современное состояние, проблемы и тенденции развития российского общества.

Центральными элементами системы воспитания работников УИС являются субъекты и объекты.

Субъектами воспитания выступают:

государство; органы местного самоуправления; начальники всех уровней управления УИС; отделы, службы, другие органы управления учреждений и органов УИС; органы воспитательной работы; служебные коллективы и общественные формирования учреждений и органов; учреждения культуры УИС; семьи и близкие родственники работников; средства массовой информации; региональные общественные организации.

Объектами воспитания являются:

рядовой и младший начальствующий состав; средний начальствующий состав; старший начальствующий состав; высший начальствующий состав; курсанты, слушатели образовательных учреждений; рабочие и служащие учреждений и органов; служебные коллективы.

Взаимодействие субъектов и объектов воспитания в воспитательном процессе выступает как целостная система. Субъекты воспитания в процессе своей деятельности решают воспитательные задачи, соответствующие своему уровню.

Содержание воспитательной работы на всех уровнях воспитания определяется государственной политикой в духовно-нравственной сфере общества.

На социальном (социально-культурном) уровне объектом общественно-государственного управления, в том числе и целенаправленного управления в интересах укрепления морального духа граждан в целом и работников в частности, являются основные аспекты жизнедеятельности общества, УИС, обладающие огромным воспитательным потенциалом.

На этом уровне первым и важным субъектом воспитания выступает государство. Государство осуществляет консолидацию деятельности органов государственной власти всех уровней, ведомственных, общественных и иных организаций по решению широкого комплекса проблем воспитания на основе программных методов и единой государственной политики.

Читайте так же:  Приказ 372 от 2012

На ведомственном уровне вопросы воспитания решаются организациями, специально созданными для этого или имеющими функции воспитания (учреждения и органы, образовательные учреждения УИС, органы воспитательной работы, культурно-досуговые учреждения и т.п.).

На социально-психологическом уровне в качестве субъекта воспитания выступают служебные коллективы, наставники, женсоветы и другие общественные формирования, семьи и близкие родственники работников.

На межличностном уровне воспитание рассматривается как практика межличностного взаимодействия субъекта и объекта системы воспитания.

На внутриличностном уровне субъектом воспитания выступает сам работник в процессе личностно-профессионального самовоспитания и самосовершенствования.

Повышению эффективности системы воспитания работников способствуют:

реализация государственных подходов к патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации, основанных на развитии традиционных российских ценностей, таких как патриотизм, долг, честь, совесть, ответственность;

объединение усилий средств массовой информации, ведомственных, общественных и иных организаций в интересах патриотического воспитания граждан России;

осуществление целенаправленной государственной социальной политики в отношении работников и членов их семей, их социальная защита;

соответствующее современным требованиям кадровое, финансовое и материально-техническое обеспечение воспитательного процесса в учреждениях и органах;

совершенствование системы подготовки субъектов воспитания;

оптимизация организационно-штатной структуры органов воспитательной работы, уточнение их функций и задач;

повышение личной ответственности начальников за воспитание подчиненных, совершенствование стиля их педагогической деятельности.

II. Содержание воспитания работников уголовно-исполнительной системы

Под содержанием воспитания работников УИС понимается совокупность основных видов и направлений воспитания: патриотического, профессионального, нравственного, правового, экономического, эстетического, физического и экологического воспитания.

Патриотическое воспитание — оказание воздействия на работников в целях формирования и развития личности, обладающей качествами гражданина — патриота России, способного активно участвовать в укреплении и совершенствовании основ общества, подготовленного к успешному выполнению задач, связанных с обеспечением законности и правопорядка.

Основными направлениями патриотического воспитания работников являются: формирование активной гражданской позиции личности работника, позволяющей ему эффективно решать государственные задачи; наращивание морального духа на основе героических традиций народов России и УИС; творческое использование воспитательного потенциала различных религиозных конфессий.

Профессиональное воспитание — процесс систематического и целеустремленного воздействия на духовное и физическое развитие работника в целях подготовки его к выполнению служебных обязанностей.

Основными направлениями профессионального воспитания являются: создание условий и мотивации роста профессионализма работников в процессе реформирования УИС; обеспечение соответствия профессиональной и морально-психологической подготовки работников решаемым ими задачам; моделирование реальных условий службы в ходе учебно-воспитательного процесса; поддержание строгого порядка в организации оперативно-служебной и производственно-хозяйственной деятельности, быта в учреждениях и органах; создание условий по обеспечению безопасности службы; обеспечение личной примерности должностных лиц всех категорий работников в выполнении служебного долга; использование в воспитательных целях системы традиций и торжественных ритуалов.

Нравственное воспитание — оказание воздействия на сознание, чувства и волю работников с целью формирования у них необходимых духовно-нравственных черт и качеств.

Основными направлениями нравственного воспитания являются: вооружение работников знаниями о предъявляемых требованиях со стороны общества к их профессиональному и нравственному облику; разъяснение работникам социальной значимости службы в УИС; стимулирование потребности работников в моральном самосовершенствовании; применение воспитательных влияний в соответствии с нравственным уровнем работников; целенаправленная организация нравственно-значимой деятельности работников, в процессе которой формируется, осознается и переживается личностный смысл моральных принципов и норм, предотвращаются негативные действия и поступки, формируются нравственные чувства, такие как ответственность, гордость и др.; изучение и использование в воспитательных целях индивидуальных особенностей работников, влияния общественного мнения и здорового социально-психологического климата в служебных коллективах; использование духовно-нравственного потенциала общественных объединений и религиозных конфессий в интересах воспитания работников.

Правовое воспитание — целеустремленное и систематическое влияние на сознание, чувства и психологию работников с целью формирования у них устойчивых правовых представлений, убеждений и чувств, привития им высокой правовой культуры, навыков и привычек активного правомерного поведения.

Основными направлениями правового воспитания являются: организация правовой пропаганды; повышение теоретической и методической подготовки работников по правовым вопросам; мобилизация служебных коллективов и общественности на активное участие в правовоспитательном процессе; обобщение и распространение передового опыта правового воспитания; контроль за соблюдением законности и правопорядка, служебной дисциплины и дисциплинарной практики; организация правовой защиты интересов работников и членов их семей.

Экономическое воспитание — воздействие на работников в целях формирования у них экономических знаний, навыков, умений и личностных качеств, необходимых для успешного выполнения должностных обязанностей, способности анализировать и решать насущные экономические проблемы.

Основными направлениями экономического воспитания работников являются: создание условий для успешного развития экономических отношений в УИС; формирование бережного отношения к государственному имуществу, рационального использования материально-технических и учебно-методических средств; использование в воспитательной работе с работниками экономических стимулов; пропаганда экономических знаний по хозяйственным вопросам жизнедеятельности учреждения и органа; обучение работников умению предвидеть и оценивать экономические последствия своей деятельности.

Эстетическое воспитание — воздействие на работников в целях разностороннего развития эмоционально-чувственной сферы их духовного мира.

Основными направлениями эстетического воспитания работников являются: формирование эстетического отношения к службе в УИС, служебному долгу, субъектам и объектам профессиональной деятельности; привитие эстетического отношения к военной форме одежды; повышение эстетического содержания торжественных ритуалов; развитие героико-патриотической тематики в современном искусстве; вовлечение в художественно-творческую жизнь УИС, знакомство с творчеством художников, писателей, композиторов и поэтов УИС; приобщение к служебной проблематике в театре, кино, литературе, живописи.

Физическое воспитание — воздействие на работников и членов их семей в целях совершенствования их физической культуры, организации активного досуга, укрепления здоровья и закаливания, формирования морально-волевых, профессиональных и психологических качеств, необходимых для выполнения служебных задач.

Основными направлениями физического воспитания работников являются: организация плановой физической подготовки различных категорий работников в соответствии с решаемыми задачами; проведение спортивно-массовых мероприятий; организация активного досуга личного состава в выходные и праздничные дни; пропаганда здорового образа жизни; популяризация лучших спортивных достижений.

Экологическое воспитание — воздействие на работников в целях формирования у них экологического мышления, необходимых экономических, юридических, нравственных, эстетических взглядов на природу, роль и место человека в обеспечении охраны окружающей среды.

Основными направлениями экологического воспитания работников являются: разъяснение причин негативных экологических последствий служебной деятельности и возможностей их предотвращения; вовлечение работников в практические мероприятия по охране природы; осуществление экологического обучения работников.

Основные виды и направления воспитания работников взаимообусловлены и имеют свою специфику. Реализация содержания воспитания предполагает комплексный подход, единство и согласованность всех его составных частей с учетом территориальных условий и возможностей учреждений и органов.

III. Организация воспитания работников уголовно-исполнительной системы

Воспитание работников УИС в современных условиях реализуется в практической воспитательной работе начальников учреждений и органов, управлений, органов воспитательной работы, других должностных лиц ФСИН России, организуемой в едином контексте с решением оперативно-служебных и производственно-хозяйственных задач в соответствии с регламентирующими эти виды жизнедеятельности нормативными документами.

Воспитательная работа представляет собой комплекс информационно-пропагандистских, психологических, правовых, социально-экономических, морально-этических, культурно-досуговых, спортивно-массовых и иных мероприятий, осуществляемых субъектами воспитательной деятельности и направленных на формирование у работников необходимых морально-психологических качеств. Воспитательная работа предполагает единство и согласованность действий всех субъектов воспитания.

В содержательном плане система воспитательной работы включает в себя следующие составляющие:

— работу по укреплению законности и служебной дисциплины;

Для успешного проведения воспитательной работы в УИС необходимо:

систематическое изучение морально-психологического состояния работников и служебных коллективов в учреждениях и органах;

своевременное принятие соответствующего решения по комплексному воздействию на субъект воспитания и постановка задач по его реализации;

осуществление мониторинга социально-экономического положения работников и их морально-психологического состояния;

оказание помощи субъектам воспитания всех уровней со стороны соответствующих начальников, вышестоящих органов воспитательной работы;

организация и осуществление непрерывного морально-психологического и информационного обеспечения мероприятий реформирования и развития УИС;

совершенствование состава и структуры, форм и методов работы органов управления, средств морально-психологического и информационного обеспечения в ходе выполнения служебных задач, профессиональной подготовки, образовательного процесса в учебных заведениях;

повседневное исследование, выявление и активное предупреждение негативных явлений и тенденций во взаимоотношениях между работниками;

организация взаимодействия органов управления с органами государственной власти, органами местного самоуправления, ведомственными, общественными и иными организациями в интересах воспитания работников;

эффективное научно-методическое сопровождение функционирования и развития системы воспитания, морально-психологического и информационного обеспечения;

совершенствование и внедрение в практику воспитательной работы новых образцов и систем технических средств воспитания;

эффективный контроль за организацией воспитательной работы, оценка состояния объекта воспитания согласно принятым критериям.

Организация воспитания работников включает в себя:

— определение объекта (объектов) воспитания;

— оценку воспитательной ситуации;

— уяснение субъектом воспитания целей и задач воспитания;

— планирование воспитательной работы;

— осуществление прогноза результатов воспитательного воздействия;

Читайте так же:  Заявление в гск образец

— подбор, расстановку кадров;

— постановку задач воспитателям;

— организацию управления системой воспитания;

— определение оптимальных средств, приемов, методов и форм решения воспитательных задач;

— изучение особенностей воспитуемых и условий воспитания в ходе воспитательного процесса с учетом уровня морально-психологического состояния, служебной дисциплины и социально-правовой защищенности работников;

— организацию контроля и коррекцию исходных установок воспитания;

— закрепление положительного опыта;

— оценку результатов воспитания.

Эффективность воспитания работников во многом зависит от качества управления системой воспитания.

Управление системой воспитания направлено на обеспечение ее оптимального функционирования и достижение планируемых целей воспитания. Это достигается:

— глубоким уяснением субъектами воспитания целей воспитательной работы;

— изучением исходного состояния управляемой системы воспитания;

— четким планированием воспитательной работы;

— продуманной постановкой задач;

— подбором, обучением, расстановкой кадров, организацией строгого спроса за состояние воспитательной работы на порученном участке;

— вооружением воспитателей всех уровней передовой методикой использования форм, методов и видов воспитательной работы с учетом категорий работников;

— научной организацией труда воспитателей;

— оценкой состояния и действенности воспитательной работы;

— систематическим контролем и корректированием воспитательных воздействий.

IV. Педагогические технологии воспитания различных категорий работников уголовно-исполнительной системы

Воспитание работников осуществляется с использованием педагогических технологий, под которыми понимается комплекс взаимосогласованных и последовательно применяемых принципов, методов, средств и форм реализации воспитательных целей и задач.

Эффективность и качество решения воспитательных задач зависит от научно-методической подготовки воспитателей и их педагогической культуры.

В практической воспитательной работе это проявляется в знании закономерностей и противоречий воспитательного процесса и владении вытекающими из них принципами.

Основными принципами обязательными для всех воспитателей являются: гуманистическая направленность и целеустремленность воспитательного процесса; организация воспитания в процессе служебной деятельности; сочетание высокой требовательности к личности с уважением ее достоинства и заботой о ней; организация воспитания в коллективе и через коллектив; индивидуальный и дифференциальный подход к объекту воспитания; согласованность и преемственность в воспитании; комплексный и оптимальный подход; опора на положительное в воспитании.

Особенность реализации принципов состоит в систематическом и полном выполнении их требований.

В воспитании работников используются следующие основные группы методов:

Методы изучения объектов воспитания: целенаправленное наблюдение за объектом воспитания, изучение личности по документам, биографический метод, анализ практической деятельности работников, изучение и анализ независимых характеристик, тестирование, письменные и устные опросы, индивидуальные (групповые) беседы.

Методы воспитательных воздействий и взаимодействий: убеждение, пример, поручение, упражнение, включение работников в различные виды деятельности, поощрение, стимулирование, критика и самокритика, принуждение, наказание.

Методы упреждающей профилактики: переучивание, переубеждение, «реконструкция характера», «разрыв нежелательных контактов», критика и самокритика, самоуправление.

Методы психологической диагностики, развития и коррекции: тестирование, интервьюирование, индивидуально-психологическое консультирование, проведение социально-психологических тренингов (осуществляют сотрудники психологической службы УИС).

Важную роль в системе воспитания играют воспитательные средства, к которым относятся: моральное и материальное стимулирование, формирование педагогической среды и другие.

Методы, принципы и средства воспитания реализуются в следующих основных формах воспитательной работы: индивидуальные и коллективные беседы, различные виды информирования работников, лекции, вечера вопросов и ответов, собрания и совещания с различными категориями работников, пропаганда передового опыта, научно-практические конференции, работа общественных формирований, тематические вечера, диспуты, викторины, круглые столы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, боевых действий, службы в УИС, экскурсии и походы по историческим местам и местам боевой славы, проведение дней мужества, молодого сотрудника, наставника и т.д., работа клубов по интересам, кружков художественной самодеятельности, занятия в музеях, комнатах истории территориальных органов и образовательных учреждений УИС, осуществление пропаганды службы во ФСИН России.

Применение методов, принципов, средств и форм воспитания работников осуществляется комплексно и позволяет обеспечить качественное функционирование системы воспитания, достичь необходимого уровня ее эффективности.

V. Кадровое обеспечение системы воспитания работников уголовно-исполнительной системы

Современный этап реформирования и развития УИС предъявляет новые требования к кадровому обеспечению воспитательной работы с учетом потребностей учреждений и органов, практики учебно-методического и научного обеспечения системы воспитания.

Основными направлениями совершенствования кадрового обеспечения воспитательной работы являются:

сохранение высокопрофессионального, подготовленного ядра кадров органов воспитательной работы;

поддержание необходимого уровня укомплектованности должностей, подлежащих замещению средним и старшим начальствующим составом в воспитательных структурах;

формирование качественно нового поколения руководителей как высокопрофессиональных воспитателей;

укрепление научного и педагогического потенциала образовательных учреждений.

В образовательных учреждениях необходимо предусмотреть, наряду с преподаванием педагогики и психологии, изучение теории и практики воспитательной работы.

Для решения данных задач необходимо построение модели кадрового обеспечения воспитательной работы в целях создания современной системы подготовки высокопрофессиональных должностных лиц для организации воспитательной работы в учреждениях и органах с учетом современных требований и финансово-экономических возможностей государства.

Принципами кадрового обеспечения воспитательной работы являются: научный подход к кадровому обеспечению воспитательной работы; системность и последовательность кадрового обеспечения; связь кадрового обеспечения с потребностью воспитательных структур; мобильность кадрового обеспечения воспитательной работы и другие.

Основными направлениями разработки и реализации модели кадрового обеспечения являются:

определение количественных и качественных параметров кадрового заказа на подготовку работников для органов воспитательной работы;

совершенствование организации, содержания и методического обеспечения образовательного процесса в образовательных учреждениях по подготовке работников к воспитательной деятельности;

повышение эффективности послевузовского образования сотрудников органов воспитательной работы;

улучшение профессионального отбора;

совершенствование федерального законодательства в области подготовки кадров.

В системе кадрового обеспечения особое внимание целесообразно уделить укомплектованности должностей сотрудников органов воспитательной работы в учреждениях и органах.

VI. Основные цели и задачи, реализуемые в ходе воспитания работников УИС

Воспитание работников является приоритетным направлением служебной деятельности должностных лиц ФСИН России всех уровней.

Основной целью воспитания работников УИС является формирование и развитие у работников качеств и отношений гражданина-патриота, профессионала и высоконравственной личности.

Достижение данной цели позволит комплексно решить следующие задачи:

со старшим и средним начальствующим составом:

— сформировать готовность выполнить приказ старшего начальника и ответственность за отданный приказ подчиненным;

— развить чувство долга, чести, гордости за выбранную профессию;

— развить мотивацию к повышению профессионального мастерства и самосовершенствованию;

— сосредоточить внимание на обеспечение гарантий правовой и социальной защиты работников;

— повысить уровень педагогической культуры, сформировать личную ответственность за обучение и воспитание работников, заботливое и уважительное отношение к ним;

— сформировать качества психологической устойчивости к негативным воздействиям со стороны осужденных и других лиц, заключенных под стражу;

— сформировать личную ответственность за выполнение должностных обязанностей;

с рядовым и младшим начальствующим составом:

— сформировать личную ответственность за выполнение приказов начальников, служебного долга, требований приказов и инструкций, положительную мотивацию и осознанное отношение к службе в УИС;

— развить стремление к повышению компетентности и личной примерности в выполнении должностных обязанностей;

— сформировать гордость за службу в УИС, высокую дисциплинированность и личную ответственность за повышение профессионального мастерства;

— сформировать качества психологической устойчивости к негативным воздействиям со стороны осужденных и других лиц, заключенных под стражу;

— сформировать бережное отношение к сохранности государственного имущества;

— обеспечить профилактику деструктивного поведения и профессиональной деформации;

— привить навыки и умения самообучения, самовоспитания;

— сформировать товарищеские взаимоотношения в коллективе, уважительное отношение к начальникам.

Приоритетными направлениями совершенствования воспитательной работы в ходе ежегодных этапов реализации Концепции являются:

приведение системы воспитания, морально-психологического и информационного обеспечения ФСИН России в соответствие с требованиями современного этапа и перспектив государственного строительства в Российской Федерации;

целенаправленная работа по укреплению морально-психологического состояния и служебной дисциплины работников, создание условий для поддержания психического здоровья работников;

совершенствование состава и системы управления органами воспитательной работы, системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации, подбора и расстановки кадров для органов воспитательной работы, развитие психологической службы УИС;

совершенствование социальной работы, правового воспитания, культурно-досуговой работы, системы социологических исследований, совершенствование обеспечения учреждений и органов техническими средствами воспитания, научное и методическое обеспечение воспитательной работы;

развитие средств массовой информации ФСИН России;

расширение связей с общественными и религиозными объединениями в интересах воспитания работников.

Основным инструментом реализации Концепции является выполнение Плана мероприятий по реализации Концепции воспитания работников уголовно-исполнительной системы на 2006 — 2010 годы, разработка и реализация планов на последующие периоды.

По мере поступательного развития УИС и практической реализации системы воспитания работников УИС отдельные положения Концепции могут уточняться, конкретизироваться для дальнейшего совершенствования положений и практических подходов к системе воспитания работников с учетом требований соответствующих этапов реформирования УИС.

УРЛС ФСИН России

Утверждаю
Директор Федеральной
службы исполнения наказаний
государственный советник
юстиции 1 класса
Ю.И.КАЛИНИН
12 ноября 2005 года