Статья 89. Предоставление гражданам другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в связи с выселением

1. Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 — 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.

2. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

3. Жилое помещение, предоставляемое гражданину, выселяемому в судебном порядке, должно быть указано в решении суда о выселении.

Комментарий к Ст. 89 ЖК РФ

1. Часть 1 комментируемой статьи называет основные требования, предъявляемые к жилому помещению, предоставляемому по договору социального найма, при выселении граждан.

2. Помещение, предоставляемое гражданам в связи с их выселением в случаях, предусмотренных ст. ст. 86 — 88 ЖК РФ, должно быть:

во-первых, благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта;

во-вторых, пригодным для проживания;

в-третьих, находиться в черте данного населенного пункта;

в-четвертых, равным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.

При определении размера конкретного жилого помещения, предоставляемого выселяемым гражданам в качестве благоустроенного, следует исходить из следующего. Жилищный кодекс РФ ориентирует правоприменителя на то, что размер предоставляемого жилья должен быть равным по размеру общей площади того жилого помещения, из которого граждане выселяются.

Это обусловлено тем, что в данном случае имеет место не предоставление жилого помещения в порядке очередности исходя из времени постановки на учет, а замена жилого помещения. В случае сноса дома или проведения капитального ремонта, в результате которого жилое помещение не сохранится в первоначальном виде, орган государственной власти, орган местного самоуправления или наймодатель предоставляет взамен занимаемого жилого помещения другое, равное по общей площади. Граждане, которым предоставлено другое жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, если не отпали основания для их состояния на учете (см. комментарий к ст. ст. 51 и 56 ЖК). Например, гражданин состоял на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по основаниям проживания в жилом помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, в то время как размер жилого помещения соответствовал норме предоставления. В случае предоставления ему благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным требованиям и равного по размеру ранее занимаемому, у данного гражданина отпадают основания состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Но если площадь занимаемого жилого помещения была менее нормы предоставления, то при предоставлении ему равного по площади жилья он останется состоять на учете до предоставления ему жилого помещения по норме предоставления в порядке очередности.

Нанимателю должно быть предоставлено жилое помещение, состоящее из того же количества комнат, что и ранее занимаемое; если ранее занимаемое жилье было квартирой, то нанимателю должна быть предоставлена соответствующая квартира.

3. В случае отказа от переселения в предлагаемое нанимателю и членам его семьи помещение вопрос о принудительном выселении решается в судебном порядке. Жилое помещение, в которое выселяют нанимателя, должно быть указано в решении суда.

Следует отметить, что в ряде своих определений Верховный Суд РФ неоднократно отмечал следующее.

По делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным ст. ст. 86 — 88 ЖК РФ, т.е. в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению, суду следует проверить, в частности, не будут ли ухудшены жилищные условия граждан, выселяемых в предоставляемое жилое помещение.

Реальное обеспечение прав и свобод граждан правосудием (ст. 18 Конституции РФ) предполагает обязанность судов при применении положений ст. 89 ЖК РФ, которая лишь в самом общем виде определяет критерии, которым должны отвечать вновь предоставляемые жилые помещения, исследовать и оценивать все потребительские свойства жилых помещений, предлагаемых для переселения граждан, и учитывать все обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения.

Таким образом, поскольку жилищные условия граждан, переселяемых из жилых домов, подлежащих сносу, не могут быть ухудшены (именно размером жилой площади помещения и обособленностью от вспомогательных помещений определяются его потребительские свойства), постольку предоставление гражданам в порядке комментируемой статьи равнозначных по размеру общей площади жилых помещений не исключает обязанности органов местного самоуправления по предоставлению жилых помещений, не только равнозначных по размеру жилой площади, количеству предоставляемых комнат, но и не совмещенных со вспомогательными помещениями.

Иное означало бы нарушение права каждого на достаточный жизненный уровень, включающий достойное жилище, признаваемое Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах (см. Определение ВС РФ от 21 июня 2011 г. N 67-В11-3 и др.).

Давая толкование такого признака благоустроенности предоставляемого жилого помещения, как нахождение в черте данного населенного пункта, Верховный Суд РФ пришел к выводу о том, что понятие населенного пункта применительно к ст. 86 ЖК РФ и ч. 1 комментируемой статьи, регулирующим порядок предоставления благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в связи со сносом дома, не является равнозначным понятию «городской округ».

Под населенным пунктом понимаются населенное место (поселение), первичная единица расселения людей в пределах одного застроенного земельного участка (город, поселок, поселок городского типа, село) (см. Определение ВС РФ от 9 ноября 2010 г. N 59-В10-14).

Требования, предъявляемые к жилым помещениям

Говоря о требованиях, предъявляемых к жилым помещениям действующим законодательством, необходимо прежде всего отметить следующее. Все указанные требования можно разделить на две группы. В первую группу можно включить требования, без которых помещение вовсе не может считаться жилым помещением, а во вторую — требования, предъявляемые к той или иной категории жилых помещений (например, комнаты в общежитиях, помещения, предоставляемые по договорам социального найма, и т.д.).

Согласно ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее — требования).

Именно данное в ст. 15 ЖК РФ определение содержит существенные требования к жилому помещению (признаки жилого помещения), при отсутствии хотя бы одного из которых помещение не может считаться жилым. Это и есть требования первой группы, о которых шла речь выше. К таким требованиям, в частности, относятся:

1) изолированность жилого помещения;

2) принадлежность его к недвижимому имуществу;

3) пригодность для постоянного проживания граждан.

Последний признак одновременно является отражением цели

существования жилого помещения, его единственно возможного назначения. Так, в соответствии со ст. 17 ЖК РФ жилые дома и жилые помещения предназначены для постоянного проживания граждан (важно отметить, что не приводится цель временного проживания граждан), а также для использования в установленном порядке в качестве служебных жилых помещений и общежитий. Предоставление помещений в жилых домах для нужд промышленного характера не допускается.

Указанные выше признаки получили свое развитие в постановлении Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (в ред. от 02.08.2007 г. № 494) (далее — Положение).

Положение, утвержденное названным постановлением Правительства РФ, устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, в частности, многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно п. 7 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в Положении требованиям.

Рассмотрим основные требования к жилому помещению, предусмотренные Положением.

1. Прежде всего, следует обратить внимание на то, что в соответствии с п. 3 Положения его действие не распространяется на жилые помещения, расположенные в объектах капитального строительства, ввод в эксплуатацию которых и постановка на государственный учет не осуществлены в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Этот важнейший признак является производным от родового признака принадлежности жилого помещения к недвижимости, содержащегося в ст. 15 ЖК РФ, ведь если, например, многоквартирный жилой дом не введен в эксплуатацию, зарегистрировать права на него как недвижимое имущество в Едином реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним будет невозможно. B то же время согласно ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре. B соответствии со ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации. Таким образом, если нет регистрации недвижимости — нет объекта недвижимости, а если нет разрешения на ввод в эксплуатацию объекта недвижимости — невозможна его регистрация.

Понятие разрешения на ввод объекта в эксплуатацию дается в ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, где указано, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.

Следует обратить внимание на то, что в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (в ред. от 25 ноября 2009 г. № 273-ФЗ) до 1 марта 2015 г. не требуется получения разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представления данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта. Кроме того, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, выданные физическим и юридическим лицам до введения в действие настоящего Кодекса, признаются действительными.

2. B Положении дается перечень и достаточно подробно раскрывается сущность технических требований к жилому помещению, или, говоря в контексте ст.

• несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности (а в железобетонных конструкциях — в части трещиностойкости) не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования;

Читайте так же:  Пособие 1110

• основания и несущие конструкции жилого дома, а также основания и несущие конструкции, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом;

• жилое помещение, равно как и общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, должно быть обустроено и оборудовано таким образом, чтобы предупредить риск получения травм жильцами при передвижении внутри и около жилого помещения;

• жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение);

• инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты и др.), оборудование и механизмы, находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны соответствовать требованиям санитарноэпидемиологической безопасности1;

• наружные ограждающие конструкции жилого помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны иметь теплоизоляцию, обеспечивающую в холодный период года относительную влажность в межквартирном коридоре и жилых комнатах не более 60 процентов, температуру отапливаемых помещений не менее +18 градусов по Цельсию, а также изоляцию от проникновения наружного холодного воздуха, пароизоляцию от диффузии водяного пара из помещения, обеспечивающие отсутствие конденсации влаги на внутренних поверхностях несветопрозрачных ограждающих конструкций и препятствующие накоплению излишней влаги в конструкциях жилого дома;

• жилые помещения, а также помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны быть защищены от проникновения дождевой, талой и грунтовой воды и возможных бытовых утечек воды из инженерных систем при помощи конструктивных средств и технических устройств;

• доступ к жилому помещению, расположенному в многоквартирном доме выше пятого этажа, за исключением мансардного этажа, должен осуществляться при помощи лифта;

3. «Изолированность жилого помещения» подразумевает наличие в жилом помещении отдельного входа, т.е. отсутствие необходимости проходить через чужие жилые (или иные) помещения. Со значением и сложностью такого существенного требования к жилому помещению, как «изолированность жилого помещения», субъекты жилищных правоотношений, как правило, сталкиваются при выделе доли в праве собственности на жилое помещение.

Так, Верховный Суд РФ неоднократно указывал, что, например, реальный раздел отдельной квартиры допустим только в случае, если имеется техническая возможность передачи истцу изолированной части не только жилых, но и подсобных помещений (кухни, санузла, коридора и др.), оборудования отдельного входа[23] [24].

Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 10 июня 1980 г. № 4 «О некоторых вопросах практики рассмотрения судами споров, возникающих между участниками общей собственности на жилой дом» (в ред. от 06.02.2007) разъяснил, что для правильного разрешения споров данной категории большое значение имеют специальные познания в области жилищного строительства и коммунального хозяйства. Поэтому при подготовке дела к судебному разбирательству надлежит на основании представленных документов и пояснений сторон в каждом случае обсуждать, не следует ли назначить экспертизу для дачи заключения о возможности выдела части дома и построек хозяйственного назначения в соответствии с долями сособственников с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, о всех допустимых вариантах выдела или передачи в пользование помещений, в том числе по вариантам, предложенным сторонами, о действительной стоимости дома и других построек, а также стоимости каждой предполагаемой к выделу части дома, о размере затрат, необходимых на переоборудование, и т.п.

B ЖК РФ существуют иные требования к жилым помещениям в зависимости от условий предоставления прав на жилое помещение. Так, например, в соответствии со ст. 58 Жилищного кодекса РФ при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма не допускается заселение одной комнаты лицами разного пола старше девяти лет, кроме супругов, а заселение одной комнаты совершеннолетними лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия; требуется соблюдение «нормы предоставления», т.е. минимального размера площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма (ст. 50 ЖК РФ), и др.

Требования, предъявляемые к жилым помещениям

Требования, предъявляемые к жилым помещениям, предоставляемым гражданам

Требования, которые предъявляются к жилым помещениям, предоставляемым гражданам, установлены законом лишь относительно жилых помещений жилищного фонда социального использования. Они сводятся к следующему:

  • а) жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта;
  • б) жилое помещение должно соответствовать санитарным и техническим требованиям;
  • в) жилое помещение должно быть предоставлено в пределах нормы, установленной органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого уровня обеспеченности жилыми помещениями на данной территории (п. 2 ст. 50 ЖК РФ);
  • г) при предоставлении жилых помещений не допускается заселение одной комнаты лицами разного пола, кроме супругов, без их согласия (п. 1 ст. 58 ЖК РФ);
  • д) жилое помещение предоставляется с учетом состояния здоровья граждан и других обстоятельств, заслуживающих внимания (п. 2 ст. 58 ЖК РФ).

Понятие «благоустроенное жилое помещение» включает в себя наличие водопровода, электрического освещения, ванной комнаты, вспомогательных помещений, встроенных шкафов, туалетной комнаты, центрального отопления, мусоропровода, лифта и др. Естественно, что уровень благоустройства жилых помещений в крупных городах выше, чем в малых городах и селах.

Понятие «соответствие установленным санитарным и техническим требованиям» предполагает создание условий, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность человека (обеспечение отдыха, сна, общения, организации питания, способность поддерживать нормальную температуру воздуха в жилом помещении, звуконепроницаемость, проветриваемость, естественное освещение, противопожарная безопасность).

Санитарно-эпидемиологические требования к жилым помещениям утверждены Главным санитарным врачом РФ 15 декабря 2000 г. В случае когда жилое помещение не обеспечивает нормальные санитарно-эпидемиологические требования, оно может быть признано непригодным для проживания.

Признание жилых помещений непригодными для проживания

Порядок признания помещения непригодным для проживания предусмотрен следующими нормативными правовыми актами:

  • – постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещений жилыми помещениями для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу»;
  • – постановлением Правительства РФ от 10 августа 2005 г. № 502 «Об утверждении формы уведомления о переводе (отказа в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое»;
  • – постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 20 февраля 2004 г. № 10 «Об утверждении критериев и технических условий отнесения жилых домов, жилых помещений к категории ветхих или аварийных». Ветхими признаются дома с физическим износом, при котором их прочность и деформационные характеристики находятся на пределе допустимого либо ниже этого предела.

Современное жилищное законодательство регулирует правовое положение не только собственников и нанимателей жилья, но и лиц, не являющихся собственниками и нанимателями жилых помещений. К ним относятся следующие лица:

  • – проживающие на основании завещательного отказа (легатарии);
  • – проживающие по договору пожизненного содержания с иждивением;
  • – ссудополучатели;
  • – члены семьи собственника [1] .

Признание жилых домов и помещений непригодными для постоянного проживания осуществляется потому, что такие жилые помещения не должны предоставляться гражданам, а если в них уже проживают граждане, то им должны быть предоставлены другие, пригодные для проживания, помещения. Основанием для предоставления пригодного для проживания жилого помещения является признание помещения, в котором проживают граждане, непригодным для проживания. Работу по признанию помещений непригодными для жилья проводит межведомственная комиссия, назначаемая местным исполнительным органом (администрацией). В состав этой комиссии входят:

  • – заместитель главы администрации;
  • – представитель жилищно-эксплуатационной организации или архитектора;
  • – представитель БТИ;
  • – представитель санитарного надзора;
  • – представитель пожарного надзора;
  • – технические эксперты.

Основанием для создания межведомственной комиссии могут быть:

  • – заявление владельца жилого дома;
  • – представление органов санитарного либо пожарного надзора;
  • – запрос суда и прокуратуры;
  • – аварийная ситуация.

В случае если основанием для создания межведомственной комиссии является заявление владельца жилого дома, последний должен приложить к заявлению следующие документы:

  • – технический паспорт дома;
  • – план помещений дома;
  • – акты осмотра помещений за последние три года с перечнем выполненных ремонтных работ;
  • – заключение санитарно-эпидемиологической станции;
  • – заключение государственного пожарного надзора;
  • – письменные жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания;
  • – техническое заключение о целесообразности и стоимости ремонтных работ.

Межведомственная комиссия, изучив все материалы дела, принимает одно из двух решений: о признании данного помещения либо непригодным, либо годным для проживания.

В первом случае оформляется соответствующий акт, на основе которого выносится аналогичное решение уже местным органом исполнительной власти. Копия данного решения должна быть направлена владельцу жилого дома, а нанимателю жилого помещения выдается соответствующая справка.

Признание жилого помещения нежилым влечет за собой два правовых последствия:

  • а) такое помещение исключается из жилого жилищного фонда и переводится в нежилой жилищный фонд;
  • б) у лиц, проживающих в таком помещении, возникает право на получение другого жилого помещения.

Основания для признания жилых помещений непригодными для постоянного проживания:

  • – физический износ дома (для каменных домов он должен быть выше 70%, а для деревянных – 65%);
  • – неудачное расположение дома (в пределах опасных зон промышленных предприятий и транспорта);
  • – аварийное состояние дома, возникшее из-за стихийных явлений (землетрясения, просадки, неравномерной осадки, наводнения и др.);
  • – жилое помещение является бараком – строением, предназначенным для временного проживания, срок службы которого не более 20 лет;
  • – угроза аварии дома из-за износа его строительных конструкций;
  • – невозможность технической эксплуатации дома;
  • – наличие в жилом доме предприятия, создающего шум, вибрацию, загрязнение воздуха в том случае, если вывести его из дома невозможно;
  • – дефекты планировки и уровня благоустройства, предусмотренные соответствующими перечнями;
  • – несоответствие санитарно-технических условий в жилом помещении показателям, утвержденных перечнем;
  • – аварийное состояние дома в случае угрозы обрушения единичных строительных конструкций (балок, панелей, колонн и т.п.).

В качестве примера перечней дефектов, дающих основание для признания жилого помещения непригодным для постоянного проживания, можно привести Перечень объемнопланировочных дефектов, утвержденный приказом министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 5 ноября 1985 г. № 529, в котором указаны дефекты, встречающиеся в размерах жилых помещений, их конструктивных элементах, размещении помещений и их благоустройстве. Так, дефектами считаются:

  • – ширина комнаты меньше 2 м в том случае, если она является предметом самостоятельного найма;
  • – ширина дверного проема меньше 70 см;
  • – расположение пола в комнате ниже поверхности двора;
  • – выход из жилой комнаты осуществляется непосредственно наружу, и оборудовать тамбур или пристройку невозможно;
  • – канализационные трубопроводы расположены над комнатой;
  • – вход в туалет осуществляется непосредственно из комнаты;
  • – размер кухни в коммунальной квартире меньше 10% всей площади квартиры и т.д.

В Перечне санитарно-гигиенических условий, дающих основание признать жилое помещение непригодным для постоянного проживания, утвержденном тем же приказом, что и упомянутый выше Перечень, содержатся дефекты жилых помещений, касающиеся освещенности, вибрации, шума, температурно-влажностного режима. Так, дефектами считаются:

  • – отсутствие в комнате непосредственного естественного освещения либо освещение ее через окна, выходящие в другое помещение;
  • – невозможность снижения уровня вибрации либо уровня шума до величин, установленных нормами;
  • – отсутствие отопительных приборов и невозможность оборудования ими комнаты;
  • – температура воздуха в комнате больше +28 °С, если снизить ее до санитарной нормы невозможно.
Читайте так же:  Уточнить исковые требования

Выявление непригодных для проживания жилых помещений должно осуществляться в плановом порядке представителями следующих служб:

  • – проектной организации жилищно-коммунального хозяйства;
  • – бюро технической инвентаризации;
  • – жилищно-эксплуатационной организации.

Перечисленные лица должны систематически осматривать жилые помещения, опрашивать их жильцов и документировать полученные результаты, в частности создавать списки таких помещений.

Особое место занимает вопрос о предоставлении жилых помещений гражданам, лишившимся жилища в результате чрезвычайных ситуаций. Он регулируется Бюджетным кодексом РФ от 31 июля 1998 г. № 145 и ЖК РФ, а также следующими федеральными законами и постановлениями Правительства РФ:

  • – Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
  • – Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»;
  • – Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»;
  • – постановлением Правительства РФ от 26 октября 2000 г. № 810 «О порядке выделения средств из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий»;
  • – постановлением Правительства РФ от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Кроме названных нормативных актов имеются и другие, нормы которых касаются определенных территорий, например Чеченской республики (постановление Правительства РФ от 30 апреля 1997 г. № 510), Сахалинской области (распоряжение Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. № 1281-р), отдельных объектов, например земельного налога (письмо ФНС России от 4 августа 2006 г. № ММ–6–21/[email protected]), государственных жилищных сертификатов (постановление Правительства РФ от 7 июня 1995 г. № 561).

Наличие нескольких действующих нормативных актов, изданных в разное время, затрудняет работу судей при применении этих актов на практике. Поэтому следует одобрить предложения авторов, направленные на устранение этих недостатков [2] .

  • [1] См.: Суслова С.И. Правовое регулирование положения лиц, не являющихся собственниками и нанимателями жилых помещений // Жилищное право. 2006. № 12. С. 58–62;
  • [2] См., например: Терентьева Е. В. Предложения о совершенствовании законодательства о предоставлении жилья гражданам, лишившимся его в результате чрезвычайных событий // Жилищное право. 2008. № 6. С. 53–57.

Требования предъявляемые к предоставляемому жилому помещению

Жилищное право как отрасль права выступает в качестве отправного понятия для отраслевой юридической науки и учебной дисциплины. Отрасли права отличаются друг от друга, прежде всего, предметом регулирования.

Земельное право

Земельное право — самостоятельная отрасль российского права. Оно призвано регулировать особую сферу общественных отношений по поводу земли. Земля — первоначальный источник.

Экологическое право

Одним из основных принципов охраны окружающей среды является ее надлежащее правовое обеспечение. Оно и обусловливает возникновение экологического права.

Требования, предъявляемые к предоставляемым жилым помещениям

ЖК РФ в отличие от ЖК РСФСР изменил некоторые требования, предъявляемые к предоставляемым по договору социального найма жилым помещениям.

Так, по ЖК РСФСР предоставляемое жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта. К элементам благоустройства относятся: водопровод, электрическое освещение, ванная комната, подсобные помещения, встроенное оборудование квартир и т.д. Исходя из этого ст. 40 ЖК РСФСР вопрос о благоустроенности предоставляемого жилого помещения связывает с конкретными условиями данного населенного пункта. В ст. 40 ЖК РСФСР не содержалось требования о предоставлении жилого помещения в черте данного населенного пункта, однако такой вывод можно сделать из ее содержания. Возможны случаи предоставления жилого помещения с согласия лица, которому оно предоставляется, и за пределами данного населенного пункта. Во всех случаях жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта. Так, например, в г. Москве утвержден следующий перечень стандартов, которым должны соответствовать благоустроенные жилые помещения: дом со всеми видами удобств независимо от материала стен.

По ЖК РФ должны соблюдаться следующие правила предоставления жилых помещений:

1) гражданам, состоящим на учете в качестве малоимущих и нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договору социального найма предоставляются на основании решения органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилого помещения является основанием для заключения договора социального найма. Договор социального найма является основанием для вселения соответствующего гражданина в предоставленное жилое помещение;

2) жилые помещения предоставляются гражданам по месту их жительства, как правило, в виде отдельной квартиры в пределах социальной нормы. При предоставлении жилого помещения по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности;

3) при предоставлении жилых помещений по договору социального найма заселение одной комнаты несовершеннолетними лицами разного пола, за исключением супругов, не допускается, а заселение одной комнаты совершеннолетними лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что в отличие от ранее действовавшего порядка исключается обязательность предоставления благоустроенного жилого помещения применительно к условиям данного населенного пункта и его соответствия установленным санитарным и техническим требованиям. В п. 5 Типового договора социального найма жилого помещения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2005 г. N 315, также говорится, что наймодатель обязан передать нанимателю по акту в течение 10 дней со дня подписания договора свободное от прав иных лиц и пригодное для проживания жилое помещение в состоянии, отвечающем требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям. В то же время после введения в действие ЖК РФ будут продолжать действовать Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений, утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. N 335. Согласно п. 42 Правил предоставляемое гражданам для проживания жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. Указанная норма должна сохранить свое действие и в дальнейшем в аналогичном нормативном правовом акте. В настоящее время указанное правило в рекомендательной форме содержится в п. 37 ранее указанных Методических рекомендаций.

Требования, предъявляемые к предоставляемому жилому помещению. Нормы площади жилого помещения и их юридическое значение

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (понятие, основания и порядок, отказ в принятии основания и порядок снятия граждан с учета)

Основания и порядок признания граждан малоимущими для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договору социального найма

Для признания граждан малоимущими учитывается:

— доход, приходящийся на каждого члена семьи;

— стоимость имущества , находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (ч. 2 ст. 49 ЖК).

Порядок признания гражданина малоимущим устанавливается законом субъекта РФ. Конкретно признают граждан малоимущими органы местного самоуправления. Схематично решение вопроса о том, кто считается малоимущим, выглядит следующим образом (П.В. Крашенинников): :

— ЖК назвал два критерия, которыми следует руководствоваться;

— закон субъекта РФ устанавливает порядок признания гражданина малоимущим;

— орган местного самоуправления признает граждан малоимущими.

Законом Красноярского края от 20.06.2006г. № 19- 4833 «О порядке определения размера дохода и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими на территории Красноярского края» определены виды доходов, учитываемых для целей закона. Это: заработная плата, выданная в денежной и неденежной форме, авторское вознаграждение, премии, вознаграждения по итогам работы за год, за выслугу лет, выходное пособие, социальные выплаты (пенсии, стипендии, пособие по безработице, по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие на ребенка и др.), доходы от имущества, иные доходы (доходы по акциям, алименты и др.).

К видам имущества, учитываемого для целей закона относится стоимость жилых домов, квартир, их частей, дач, гаражей, транспортных средств, земельных участков и др.

Определение стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи или одиноко проживающего гражданина необходимо для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на момент подачи заявления для предоставления жилых помещений, а также на момент направления органом местного самоуправления уведомления о наступлении очереди.

Рыночная стоимость имущества декларируется гражданином при подаче заявления о признании его малоимущим. В случае возникновения спора при определении стоимости имущества, находящегося в собственности гражданина, и членов его семьи, может быть произведена независимая оценка имущества.

К публичноправовымпредпосылкам (условиям), при которых гражданин может претендовать на бесплатное получение жилого помещения фонда социального использования по договору социального найма относится:

— признание его нуждаемости (ч. 2 и 3 ст. 49 ЖК), (нуждаемость понимается как потребность в улучшении жилищных условий гражданина и его семьи);

— принятие на учет органом местного самоуправления в качестве нуждающегося в жилом помещении (ч. 1 ст. 52 ЖК) (С.М. Корнеев, Е.А. Суханов)

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется в рамках организационных (административно — правовых) отношений. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, определены ст. 51 ЖК. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, признаются:

— не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами его семьи либо собственниками жилых помещений или членами его семьи;

— являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

— проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

— являющиеся нанимателями жилых помещений по договору социального найма, членами семьи нанимателя или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.

Охарактеризуем эти основания. В первом из них речь идет о гражданах, проживающих, например, по договору коммерческого найма или в жилых помещениях специализированного жилищного фонда (служебных помещениях, общежитиях и т.д.).

Второе основание – обеспеченность общей площадью жилого помещения менее учетной нормы (нормы постановки на учет), которая устанавливается органом местного самоуправления.

Признание помещения не отвечающим установленным для жилых помещений требованиям должно производиться в порядке, предусмотренном Положением о признании помещения жилым помещением, непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденным постановлением Правительства от 28.01.2006г. №47.

В постатейном Комментарии к ЖК под редакцией П.В. Крашенинникова анализ этого основания описан по -другому. Жилое помещение не отвечает установленным требованиям, если оно темное, сырое, в нем шум свыше установленных норм и т.д. Соответствующие обстоятельства могут быть подтверждены заключениями санитарно – эпидемиологических служб, органов здравоохранения, противопожарных служб и т.д.

Анализируя такое основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, как невозможность совместного проживания в одной квартире с больными, страдающими тяжелой формой хронического заболевания, следует обратиться к Перечню тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденному постановлением Правительства от 16.06.2006г. № 378. Невозможность совместного проживания с такими больными в одной квартире (коммунальной или отдельной ) подтверждается заключением органов здравоохранения.

Указанные основания признания граждан нуждающимися распространяются как на малоимущих, так и иных граждан (ч. 3 ст. 49 ЖК). Однако, федеральным законом, указом Президента, законом субъекта РФ эти основания могут быть видоизменены либо дополнены.

Читайте так же:  Заявление на выдачу денег в подотчет на карту

При наличии оснований нуждаемости у граждан возникает право требовать принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органом местного самоуправления по месту своего жительства на основании заявлений данных граждан. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. В ряде комментариев к ЖК утверждается, что категории граждан , о которых идет речь в ч. 3 ст. 49 ЖК могут быть поставлены на учет в качестве нуждающихся и по месту работы.

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления и иных предъявленных документов (ч. 3- 6 ст. 52 ЖК).

Отказ в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении допускается только: 1) при отсутствии необходимых документов, либо 2) при намеренном ухудшении гражданином своих жилищным условий (например, в случае вселения (регистрации) других лиц). Во втором случае гражданин может быть принят на учет не ранее, чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий (ст. 53, 54 ЖК).

Решение об отказе в принятии на учет может быть обжаловано в судебном порядке.

Основания снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях регламентированы ст. 56 ЖК.

Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающимся, в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет, за исключением случаев внеочередного предоставления жилых помещений.

В настоящее время законодатель (ст. 57 ЖК) различает общую очередь и внеочередное предоставление жилых помещений определенной категории граждан, перечисленных в ч. 2 ст. 57 ЖК. При этом следует иметь в виду, что согласно ст.6 Вводного закона к ЖК граждане, принятые на учет до 1 марта 2005г. сохраняют право состоять на учете до получения ими жилых помещений по договору социального найма.

Систематическое толкование норм жилищного законодательства позволили сделать вывод о требованиях, которым должно отвечать жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма.Это:

— изолированное жилое помещение (ч. 2 ст. 15,62 ЖК);

— недвижимое имущество (ч. 2 ст. 15 ЖК);

— пригодно для постоянного проживания (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (ч. 2 ст. 15 ЖК);

— соответствует норме предоставления (ст. 50 ЖК);

— должно находиться в черте соответствующего населенного пункта (ч. 5 ст. 57 ЖК);

— предоставление по месту жительства (ч. 5 ст. 57 ЖК);

— учет законных интересов граждан (ст. 58 ЖК);

— не допускается заселение одной комнаты лицами разного пола , за исключением супругов, без их согласия (ч. 1 ст. 58 ЖК);

— учитывается право на дополнительную площадь – возможно превышение нормы предоставления на одного человека, но не более , чем в два раза ( при определенных законом обстоятельствах) (ч. 2 ст. 58 ЖК);

— учитывается право на дополнительную жилую площадь лиц, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний (ч. 2 ст. 58 ЖК , постановление Правительства РФ от 16.06.2006г. №378);

— учитывается вид жилого помещения: жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната (ст. 16, 62 ЖК);

— благоустроенность помещения применительно к условиям данного населенного пункта ( ч. 1 ст. 89 ЖК);

— равнозначность по общей площади ранее занимаемому, если речь идет о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в связи с выселением (ст. 85 – 89 ЖК)

В жилищном праве различаются следующие нормы площади жилого помещения:

— учетная норма – норма постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органами местного самоуправления (ч. 4, 5 ст. 50 ЖК). Например, учетная норма для граждан РФ, постоянно проживающих на территории г. Красноярска установлена в размере менее 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека (постановление Администрации г. Красноярска от 14 апреля 2005г. №192, с изменениями от 26.05.2006 г. №465 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилого фонда по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения на территории г. Красноярска»). Учетная норма определяется органами местного самоуправления как минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся.

— норма предоставления площади жилого помещения — норма, по которой предоставляются жилые помещения по договору социального найма (ч. 1, 2 ст. 50 ЖК).

Норма предоставления устанавливается органами местного самоуправления. В муниципальном образовании г. Красноярск она установлена вышеуказанным постановлением от 14 апреля 2005г. №192 в размере 15 кв.м. общей площадью жилого помещения на одного человека.

Норма предоставления определяется исходя из минимального размера общей площади жилого помещения в зависимости от достигнутого в муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма и других факторов.

Федеральными законами, указами Президента РФ, законами субъектов РФ, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в ч. 3 ст. 49 ЖК категориям граждан, могут быть установлены иные учетные нормы и нормы предоставления.

Кроме этих норм существует социальная норма – размер общей площади жилого помещения, приходящейся на одного человека, в пределах которой осуществляется предоставление компенсаций (субсидий) по оплате жилья и коммунальных услуг (закон Красноярского края от 27.09.1996г. №11–339 «О социальной норме площади жилья на территории Красноярского края».

По смыслу ч. 2 ст. 58 ЖК при предоставлении жилых помещений по договору социального найма учитывается право на дополнительную площадь жилого помещения. Законодатель упоминает и о других нормах (ч. 1 ст. 105, ч. 6 ст. 159 ЖК и др.).

5. Договор социального найма жилого помещения: понятие, стороны, форма, содержание, права и обязанности сторон

Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое органом местного самоуправления, влечет прекращение жилищного административного правоотношения, возникшего из факта принятия гражданина на учет нуждающихся в жилых помещениях ( С.И. Корнеев, Е.А. Суханов). Данное решение становится основанием для заключения договора социального найма в срок, установленный данным решением (ч. 4 ст. 57, ч. 1 ст. 63 ЖК).

Легальное определение договора социального найма дается в ч. 1 ст. 60 ЖК.

По договору социального найма жилого помещения одна сторона – собственник жилого помещения государственного или муниципального жилого фонда (действующий от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления ) либо управомоченное ими лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных ЖК.

Правовая характеристика этого договора сводится к следующему. Договор социального найма консенсуальный, двухсторонний, взаимный, бессрочный, возмездный или безвозмездный (при освобождении нанимателя от платы за наем).

Наймодателем по договору социального найма выступает публичный собственник (РФ, субъект РФ, муниципальное образование), действующий от его имени государственный орган, орган местного самоуправления, либо другая организация, управомоченная публичным собственником, например, управляющая компания.

Нанимателем по договору социального найма является гражданин РФ, которому предоставлено жилое помещение решением органа местного самоуправления.

С нанимателем по договору социального найма проживают другие граждане – члены семьи нанимателя. Членов семьи нанимателя можно условно разделить на три категории:

— члены семьи нанимателя, бесспорно относящиеся к таковым: супруг, дети, родители нанимателя. Для определения их правового положения учитывается факт родства и совместное проживание с нанимателем;

— другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя при условиях: а) если они вселены нанимателем в качестве членов семьи; б) ведут с ним общее хозяйство;

— в исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке, например, фактические супруги, опекуны и др.

Договор социального найма заключается в письменной форме на основании решения органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.

Постановлением Правительства РФ от 21.05.2005г. №315 утвержден Типовой договор социального найма жилого помещения.

Предмет договора социального найма жилого помещения определен кратко в ст. 62 ЖК. Как было отмечено ранее, (см. предыдущий параграф) требования к предмету договора социального найма жилого помещения подлежат значительному расширению с учетом систематического толкования норм ЖК.

Основные права наймодателя по договору социального найма:

— право требования своевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги;

— право требовать выполнения других обязанностей нанимателя, предусмотренных жилищным законодательством (использовать жилые помещения по назначению, не допускать разрушения и др.);

— передать нанимателю свободные от прав иных лиц жилое помещение;

— принимать участие в содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме;

— осуществлять капитальный ремонт жилого помещения;

— обеспечивать предоставление коммунальных услуг надлежащего качества:

— иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством и договором социального найма.

Права нанимателя жилого помещения по договору социального найма:

— вселять в занимаемое жилое помещение иных лиц;

— сдавать жилое помещение в поднаем;

— разрешать проживание временных жильцов;

— требовать от наймодателя проведения капитального ремонта, участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме;

— осуществлять обмен, замену жилого помещения (ст. 67 ЖК);

— иные права, предусмотренные законом или договором.

— использовать жилое помещение по назначению и в пределах, установленных ЖК;

— обеспечивать сохранность жилого помещения;

— поддерживать надлежащее состояние жилого помещения;

— проводить текущий ремонт жилого помещения;

— своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги;

— информировать наймодателя об изменении оснований и условий, дающих право пользования жилым помещением по договору социального найма;

— иные обязанности, предусмотренные ЖК, другие федеральными законами, договором социального найма (ст. 67 ЖК).

6. Расторжение и прекращение договора социального найма: порядок, основание и последствия

Прекращение договора социального найма и его расторжение – понятия не совпадающие.

Прекращение договора социального найма, а точнее прекращение обязательств, возникающих из договора возможно: а) по соглашению сторон; б) по одностороннему волеизьявлению нанимателя; в) по требованию наймодателя; г) в результате события, не зависящего от воли сторон.

Прекращение договорных обязательств по соглашению сторон, по одностороннему волеизьявлению нанимателя или по иску наймодателя влечет расторжение договора.

Последствием расторжения договора является обязанность освобождения жилого помещения. Освобождение возможно в добровольном либо принудительном порядке, что означает выселение граждан из жилого помещения в судебном порядке.

Прекращение обязательства, вытекающего из договора социального найма может наступить по основаниям, которые не зависят от волеизьявления участников, либо решения суда, например, в связи с утратой (разрушением) жилого помещения, со смертью одиноко проживающего нанимателя. В этом случае расторжение договора не происходит.

В целях защиты прав нанимателя по договору социального найма ч.4 ст.83 ЖК предусматривает исчерпывающий перечень оснований расторжения договора по требованию наймодателя в судебном порядке. Это:

— невнесение нанимателем платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 6 месяцев;

— разрушение или повреждение жилого помещения нанимателем или другими гражданами, за действия которых он отвечает;

— систематическое нарушение прав и законных интересов соседей, которое делает невозможным совместное проживание в одном жилом помещении;

— использование жилого помещения не по назначению.

185.238.139.36 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно