Кодекс законов о труде Российской Федерации (КЗоТ РФ) (с изменениями и дополнениями) (утратил силу)

Трудовым кодексом РФ от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ настоящий Кодекс признан утратившим силу с 1 февраля 2002 г.

Информация об изменениях:

Законом РФ от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 в настоящий Кодекс внесены изменения

Кодекс законов о труде Российской Федерации

С изменениями и дополнениями от:

20 сентября 1973 г., 30 декабря 1976 г., 12 августа 1980 г., 19 ноября 1982 г., 20 декабря 1983 г., 18 января 1985 г., 28 мая, 19 ноября 1986 г., 7 июля, 29 сентября 1987 г., 5 февраля 1988 г., 31 марта 1988 г., 12 марта, 25 сентября, 22 декабря 1992 г., 27 января, 15 февраля, 18 июля, 24 августа, 24 ноября 1995 г., 24 ноября 1996 г., 17 марта 1997 г., 6 мая, 24, 31 июля 1998 г., 30 апреля 1999 г., 27 декабря 2000 г., 18 января, 10 июля 2001 г.

См. Закон РСФСР от 9 декабря 1971 г. «Об утверждении Кодекса законов о труде РСФСР»

КЗоТ РФ является важнейшим кодифицированным актом, регулирующим трудовые отношения и составляющим основу трудового законодательства РФ.

В качестве первоосновы регулирования трудовых отношений Кодекс закрепляет широкий круг прав и обязанностей работников.

Кодекс регламентирует вопросы заключения, определения условий и прекращения трудового договора, вопросы заключения и исполнения коллективного договора. Установлен комплекс прав и гарантий, в числе которых и четкое определение случаев применения материальной ответственности работников.

Отдельный раздел посвящен вопросам трудовой дисциплины, устанавливающий порядок применения поощрений и дисциплинарных взысканий.

Четкую регламентацию получили вопросы определения продолжительности рабочего времени и времени отдыха. Установлена нормальная ежедневная и еженедельная продолжительность рабочего времени, особенности установления сокращенной продолжительности рабочего времени и неполного рабочего времени, предельная продолжительность сверхурочных работ. Закреплен порядок исчисления стажа работы, дающего право на отпуск, определения очередности предоставления отпусков, определены исключительные случаи перенесения отпуска.

Отдельное внимание уделено вопросам оплаты труда, в том числе оплаты труда за работу в ночное время, в сверхурочное время и в праздничные дни.

В Кодекс включен комплекс норм, устанавливающих особенности регулирования трудовых отношений отдельных категорий работников: несовершеннолетних лиц, женщин и работников определенных профессий, а также лиц, совмещающих работу с обучением.

Закреплен порядок рассмотрения трудовых споров.

Кодекс законов о труде Российской Федерации

Настоящий Кодекс утвержден и введен в действие с 1 апреля 1972 г. Законом РСФСР от 9 декабря 1971 г.

Текст Кодекса опубликован в Ведомостях Верховного Совета РСФСР, 1971, N 50, ст. 1007; 1973, N 39, ст. 825; 1974, N 30, ст. 806; 177, N 1, ст. 1; 1980, N 34, ст. 1063; 1982, N 47, ст. 1725; 1983, N 51, ст. 1782; 1985, N 4, ст. 117; 1986, N 23, ст. 636; 1987, N 29, ст. 1060; 1988, N 6, ст. 168, N 14, 395, в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 2 апреля 1992 г., N 14, ст. 712

Текст Кодекса с изменениями и дополнениями на 22 декабря 1992 г. опубликован в Бюллетене Министерства труда Российской Федерации, 1993 г., N 1-2

Трудовым кодексом РФ от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ настоящий Кодекс признан утратившим силу с 1 февраля 2002 г.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 10 июля 2001 г. N 90-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 января 2001 г. N 2-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 декабря 2000 г. N 151-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 84-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 139-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ

Изменения вступают в силу одновременно с вступлением в силу положений федерального закона, устанавливающего страховые тарифы, необходимые для формирования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Федеральный закон от 6 мая 1998 г. N 69-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 17 марта 1997 г. N 59-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 131-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 1997 г.

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 182-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 августа 1995 г. N 152-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 1995 г. N 109-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 15 февраля 1995 г. N 14-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 1995 г.

Федеральный закон от 27 января 1995 г. N 10-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Закон РФ от 22 декабря 1992 г. N 4176-I

Изменения с вводятся в действие с момента принятия названного Закона

Закон РФ от 25 сентября 1992 г. N 3543-I

Закон РФ от 12 марта 1992 г. N 2502-I

Указ Президиума ВС РСФСР от 31 марта 1988 г.

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования названного Закона

Указ Президиума ВС РСФСР от 5 февраля 1988 г.

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования названного Закона

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 сентября 1987 г.

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования названного Закона

Закон РСФСР от 7 июля 1987 г.

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования названного Закона

Указ Президиума ВС РСФСР от 19 ноября 1986 г.

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования названного Указа

Указ Президиума ВС РСФСР от 28 мая 1986 г.

Изменения вводятся в действие с 1 июля 1986 г.

Указ Президиума ВС РСФСР от 18 января 1985 г.

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования названного Указа

Указ Президиума ВС РСФСР от 20 декабря 1983 г.

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования названного Указа

Указ Президиума ВС РСФСР от 19 ноября 1982 г.

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования названного Указа

Указ Президиума ВС РСФСР от 12 августа 1980 г.

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования названного Указа

Указ Президиума ВС РСФСР от 30 декабря 1976 г.

Изменения вводятся в действие с 1 января 1977 г.

Указ Президиума ВС РСФСР от 23 июля 1974 г.

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования названного Указа

Указ Президиума ВС РСФСР от 20 сентября 1973 г.

Изменения вводятся в действие с 1 декабря 1973 г.

Трудовой кодекс до 2000 года

Исследование, предоставленное юридической компанией Norman DL Associates, посвящено административной ответственности, предусмотренной за нарушение трудового законодательства.

Статья 22 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) обязывает работодателя соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

Действующее законодательство Российской Федерации об административных правонарушениях и уголовное законодательство так же предусматривают ответственность за нарушение норм законодательства о труде, об охране труда, а также норм, регулирующих привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан.

  • В рамках данного материала понятие лица, представляющего работодателя включено в понятие работодатель.
  • Для целей настоящего исследования понятие «иностранный гражданин» включает в себя понятие «лицо без гражданства».
  • В рамках данного материала понятие «организация» включает в себя понятия «предприятие» и «учреждение», независимо от формы собственности.

Ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях:

Ответственность в соответствии с Уголовным законодательством Российской Федерации:

«ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 05.04.2013 с изменениями, вступившими в силу с 19.04.2013)

30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ

Принят
Государственной Думой
21 декабря 2001 года

Одобрен
Советом Федерации
26 декабря 2001 года

Настоящий Кодекс вводится в действие с 1 февраля 2002 года.

(в ред. Федерального закона от 20.04.2007 N 54-ФЗ)

Порядок и сроки поэтапного повышения минимального размера оплаты труда до размера, предусмотренного частью первой статьи 133 настоящего Кодекса, устанавливаются федеральным законом.

Признать утратившими силу с 1 февраля 2002 года:

Кодекс законов о труде РСФСР, утвержденный Законом РСФСР от 9 декабря 1971 года «Об утверждении Кодекса законов о труде РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1971, N 50, ст. 1007);

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 марта 1972 года «О порядке введения в действие Кодекса законов о труде РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1972, N 12, ст. 301);

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 20 сентября 1973 года «Об изменении статьи 240 Кодекса законов о труде РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1973, N 39, ст. 825);

Закон РСФСР от 19 декабря 1973 года «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета РСФСР, вносящих некоторые изменения и дополнения в действующее законодательство РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1973, N 51, ст. 1110) в части утверждения Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 20 сентября 1973 года «Об изменении статьи 240 Кодекса законов о труде РСФСР»;

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 июля 1974 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1974, N 30, ст. 806);

Закон РСФСР от 2 августа 1974 года «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета РСФСР, вносящих некоторые изменения и дополнения в действующее законодательство РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1974, N 32, ст. 854) в части утверждения Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 июля 1974 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР»;

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 декабря 1976 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1977, N 1, ст. 1);

Закон РСФСР от 20 июля 1977 года «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета РСФСР, вносящих некоторые изменения и дополнения в действующее законодательство РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1977, N 30, ст. 725) в части утверждения Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 декабря 1976 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР»;

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 января 1980 года «О внесении изменений в статью 31 Кодекса законов о труде РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1980, N 3, ст. 68);

Закон РСФСР от 26 марта 1980 года «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета РСФСР о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1980, N 14, ст. 352) в части утверждения Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 января 1980 года «О внесении изменений в статью 31 Кодекса законов о труде РСФСР»;

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 августа 1980 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1980, N 34, ст. 1063);

Закон РСФСР от 20 ноября 1980 года «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета РСФСР о внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно — процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы РСФСР, в Кодекс законов о труде РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1980, N 48, ст. 1597) в части утверждения Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 августа 1980 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР»;

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 ноября 1982 года «О внесении изменений в Кодекс законов о труде РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1982, N 47, ст. 1725);

Закон РСФСР от 1 декабря 1982 года «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета РСФСР о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1982, N 49, ст. 1830) в части утверждения Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 ноября 1982 года «О внесении изменений в Кодекс законов о труде РСФСР»;

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 20 декабря 1983 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1983, N 51, ст. 1782);

Закон РСФСР от 6 января 1984 года «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета РСФСР о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1984, N 2, ст. 73) в части утверждения Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 20 декабря 1983 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР»;

пункт 1 Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 января 1985 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1985, N 4, ст. 117);

раздел IV Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 мая 1986 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1986, N 23, ст. 638);

пункт 1 Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 ноября 1986 года «О некотором изменении порядка взыскания алиментов на несовершеннолетних детей» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1986, N 48, ст. 1397);

статью 2 Закона РСФСР от 7 июля 1987 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1987, N 29, ст. 1060);

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 сентября 1987 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1987, N 40, ст. 1410);

Закон РСФСР от 30 октября 1987 года «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета РСФСР о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1987, N 45, ст. 1553) в части утверждения Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 сентября 1987 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР»;

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 февраля 1988 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1988, N 6, ст. 168);

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 31 марта 1988 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1988, N 14, ст. 395);

Закон РСФСР от 20 апреля 1988 года «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета РСФСР о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1988, N 17, ст. 541) в части утверждения Указов Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 февраля 1988 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» и от 31 марта 1988 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР»;

Закон РСФСР от 19 апреля 1991 года N 1028-I «О повышении социальных гарантий для трудящихся» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 17, ст. 506);

Постановление Верховного Совета РСФСР от 19 апреля 1991 года N 1029-I «О порядке введения в действие Закона РСФСР «О повышении социальных гарантий для трудящихся» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 17, ст. 507);

статью 3 Закона РСФСР от 6 декабря 1991 года N 1991-I «О повышении минимального размера оплаты труда» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 51, ст. 1797);

Закон Российской Федерации от 12 марта 1992 года N 2502-I «О внесении изменений в Кодекс законов о труде РСФСР» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 14, ст. 712);

Закон Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 41, ст. 2254);

Закон Российской Федерации от 22 декабря 1992 года N 4176-I «О внесении дополнения в статью 65 Кодекса законов о труде Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 1, ст. 16);

статью 5 Закона Российской Федерации от 30 марта 1993 года N 4693-I «О минимальном размере оплаты труда» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 16, ст. 553);

пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 27 января 1995 года N 10-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 5, ст. 346);

Федеральный закон от 15 февраля 1995 года N 14-ФЗ «О внесении изменений в статью 163.1 Кодекса законов о труде Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 8, ст. 599);

статью 1 Федерального закона от 18 июля 1995 года N 109-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации, Основы законодательства Российской Федерации об охране труда, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях и Уголовный кодекс РСФСР» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 30, ст. 2865);

статью 1 Федерального закона от 24 августа 1995 года N 152-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 35, ст. 3504);

Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 182-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4564);

Федеральный закон от 24 ноября 1996 года N 131-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 49, ст. 5490);

Федеральный закон от 17 марта 1997 года N 59-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в статью 213 Кодекса законов о труде Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1382);

Федеральный закон от 6 мая 1998 года N 69-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в статью 15 Кодекса законов о труде Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 19, ст. 2065);

пункт 1 статьи 30 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3803);

Федеральный закон от 31 июля 1998 года N 139-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в статью 235 Кодекса законов о труде Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3817);

Федеральный закон от 30 апреля 1999 года N 84-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2210);

статью 1 Федерального закона от 27 декабря 2000 года N 151-ФЗ «О внесении дополнения в статью 251 Кодекса законов о труде Российской Федерации и дополнения статьей 23.1 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 1, ст. 3);

Федеральный закон от 18 января 2001 года N 2-ФЗ «О внесении дополнения в статью 65 Кодекса законов о труде Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 4, ст. 274);

Федеральный закон от 10 июля 2001 года N 90-ФЗ «О внесении изменения в статью 168 Кодекса законов о труде Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 29, ст. 2945).

Другие законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации, подлежат приведению в соответствие с настоящим Кодексом.

Впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-I «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Изданные до введения в действие настоящего Кодекса нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.

Настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

Если правоотношения возникли до введения в действие настоящего Кодекса, то он применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения его в действие.

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН

30 декабря 2001 года

Комментарий специалиста по документу «Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) Актуально в 2018 году»:

Свод законов, содержащих основные нормы регулирования трудовых правоотношений, именуется как Трудовой кодекс Российской Федерации и является фундаментальной основой всего трудового законодательства Российского государства. Ввиду полного соответствия кодекса нормам международного права и российской Конституции, он основан на общепринятых принципах свободы труда, запрета принуждения к труду, равенства прав участников трудовых правоотношений, государственного регулирования трудовых отношений, достойной оплаты и условий труда и т.д.

Ввиду высшей юридической силы ТК РФ в разрешении вопросов, связанных с трудовыми правоотношениями, кодекс содержит весь спектр норм, по охране труда, профессиональной подготовке кадров, повышении квалификации, непосредственному процессу устройства на работу, социальному обеспечению работников, вопросам оплаты труда, разрешения трудовых споров и, конечно же, правам и обязанностям сторон трудовых правоотношений.

В силу необходимости достижения максимального уровня согласования интересов всех участников трудовых правоотношений, включая государство, законодатель определил основные цели, которые реализует ТК. В частности, можно выделить основные из них:

  • реализация государственных гарантий трудовых прав граждан;
  • создание необходимых, благоприятных и достойных условий труда;
  • безусловная защита интересов участников трудовых правоотношений.

Нужно понимать, что, как и любые нормативные положения, нормы ТК являются подохранным объектом со стороны государства, которое гарантирует их реализацию. Ввиду этого, в силу нарушения положений ТК, виновные в таких нарушениях лица, могут привлекаться к гражданской, уголовной и административной ответственности, в зависимости от существенности их нарушения.

Регулирование труда работников в возрасте до 18 лет

РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА РАБОТНИКОВ

В ВОЗРАСТЕ ДО 18 ЛЕТ

Глава 42 Трудового кодекса РФ регулирует труд работников в возрасте до 18 лет. В ней содержится комплекс специальных норм по труду несовершеннолетних работников, образующий особую охрану их труда с учетом психофизиологических особенностей неокрепшего подросткового организма и необходимости для многих несовершеннолетних продолжения образования.

Трудовые льготы направлены на охрану здоровья несовершеннолетних от производственных факторов и предусмотрены ст.ст. 265-272 Трудового кодекса. Все другие права ( на труд, оплату по трудовому вкладу, социальное страхование по болезни и др.) они имеют наравне с совершеннолетними.

Часть первая ст. 265 ТК запрещает применять труд несовершеннолетних работников на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Перечень тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет, утвержден Постановлением Правительства РФ от 26.02.2000г. № 163.

В случае, если подросток просит использовать его труд на этих видах работ, администрация не имеет права это делать, иначе она несет ответственность за нарушение трудового законодательства (дисциплинарную, административную, а при тяжелых для подростка последствиях – и уголовную).

Кроме работ, запрещенных ст. 265 ТК РФ для несовершеннолетних, они не могут привлекаться к работам: по совместительству (ч.6 ст. 282 ТК), по письменному договору о полной материальной ответственности ( ст. 244 ТК), по вахтовому методу, поскольку эти работы связаны с отъездом в другую местность и с длительным рабочими сменами, что запрещается несовершеннолетним ( ст. 298 ТК).

Лица до 18 лет не могут использоваться при погрузочно-разгрузочных работах.

Статьей 92 Трудового кодекса ля работников в возрасте до 18 лет, не обучающихся в образовательных учреждениях, установлена сокращенная продолжительность рабочего времени. Нормальная продолжительность рабочего времени для лиц в возрасте до 16 лет не должна превышать 24 часа в неделю, 36 часов в неделю – для работников в возрасте от 16 до 18 лет.

Лица, обучающиеся в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования и работающие в течение учебного года в свободное от учебы время, устанавливается сокращенное рабочее время продолжительностью: в возрасте от 16 до 18 лет – не более 18 часов, в возрасте от 14 до 16 лет – не более 12 часов в неделю.

При повременной оплате труда заработная плата работника в возрасте до 18 лет при сокращенном рабочем дне выплачивается с учетом сокращенной продолжительности работы, а при сдельной оплате труда по установленным сдельным расценкам.

При приеме на работу лиц моложе 18 лет ст. 266 устанавливает обязательные предварительные медицинские осмотры. Эти осмотры осуществляются за счет средств работодателя.

Установленные трудовым законодательством ежегодный отпуск продолжительностью в 31 календарный день предоставляется всем несовершеннолетним работникам, в том числе занятым неполное рабочее время.

Статья 269 ТК предусматривает гарантию при увольнении работников моложе 18 лет. Увольнение помимо общего порядка увольнения производится лишь с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Трудовой Кодекс:
Чья возьмет?

В декабре Государственная Дума РФ будет рассматривать проекты нового Трудового Кодекса. Их четыре. Профсоюзы, в том числе и наши, областные, поддерживают проект, внесенный группой депутатов Госдумы, потому что, как они считают, он наиболее полно сохраняет права и льготы, гарантированные наемному работнику действующим законодательством.

На минувшей неделе лидер Федерации независимых профсоюзов Михаил Шмаков провел селекторное совещание, на котором обсуждалась тактика действий профсоюзов в борьбе за депутатский вариант проекта Трудового кодекса. Комментирует ситуацию Леонид Табаков, председатель областного совета профсоюзов.

— Леонид Петрович, почему так долго и так мучительно трудно меняется трудовое законодательство, ведь мы давно живем совсем в другой стране?

— На самом деле работа по реформированию законов о труде идет уже три-четыре года. Много раз вносились поправки, изменения в действующее законодательство. В 1998 году правительство под давлением Международного валютного фонда, дающего нам деньги взаймы, разработало проект Трудового кодекса, в котором минимум социальных гарантий для трудящихся и максимум прав для работодателей. Профсоюзы сделали все возможное, чтобы этот проект в Думе не рассматривался. Тем временем были разработаны два альтернативных проекта, свой проект подготовила группа депутатов. Летом профсоюзы активно поддержали депутатский проект. В ноябре состоялись парламентские слушания двух законопроектов: правительственного и депутатского. Было принято обращение к президенту Путину, в котором его просили отказаться от правительственного варианта проектаТрудового Кодекса, потому что он не дает гарантий и не защищает права работника. Такова история вопроса.

— Что конкретно не устраивает профсоюзы в правительственном законопроекте?

— Он резко сокращает права наемных работников и профсоюзов. Переводит трудовые отношения в гражданско-правовые. А это значит, что хозяин – барин: он может заключить с вами договор на год и держать вас весь год в напряжении – продлит договор или за ворота выставит. Этот законопроект упрощает процедуру увольнения работника. Права профсоюзов сужаются до уровня консультантов – и только. Естественно, нас это тоже не устраивает, как и то, что отменяются льготы для женщин, имеющих детей, а также учащихся, инвалидов. Сейчас женщины могут брать отпуск по уходу за ребенком до трех лет. Проект ограничивает его полутора годами. Студенты-заочники лишаются оплачиваемого учебного отпуска, если обучаются не по той специальности, по которой работают.

Правительственный проект освобождает работодателя от обязанности обеспечивать определеный договором уровень оплаты труда, кроме минимальной зарплаты; разрешает работодателю устанавливать рабочий день до 12 часов, а рабочую неделю до 52 часов без оплаты сверхурочных часов.

Одним словом, проект противоречит не только Конституции РФ, но и Конвенции МОТ и другим нормам международного права. Именно поэтому он получил отрицательную оценку не только профсоюзов, но и многих субъектов Российской Федерации, участников парламентских слушаний в Государственной Думе.

— В декабре Госдума посвящает Трудовому Кодексу целое пленарное заседание. Будут обсуждаться все четыре проекта. Что вас беспокоит, почему вы заранее готовите акции протеста против правительственного варианта?

— Потому что правительство будет продавливать свой законопроект. Профсоюзы приняли решение провести неделю коллективных действий протеста. Будем вести разъяснительную работу в трудовых коллективах. Направили письма нашим депутатам в Государственной Думе. На заседании президиума областного совета профсоюзов принято решение провести 14 декабря шествие и пикетирование администрации области. Планируем собрать до 500 человек. С 14 по 19 декабря по всей России пройдут такие акции. Мы будем бороться против правительственного варианта законопроекта о труде всеми дозволенными способами, потому что, во-первых, верим в действенность своих акций, во-вторых, слишком многое поставлено на карту. Посмотрите, что происходит с единым социальным налогом. За его отсрочку мы тоже активно выступали. В Госдуме не хватило всего восьми голосов, чтобы его отклонить. Тогда правительство и депутаты к профсоюзам не прислушались, теперь пожинаем плоды поспешных решений. С 1 января 2001 года вводится единый социальный налог, а механизма его введения до сих пор нет. Мы не можем провести семинар для бухгалтеров, потому что ни от кого не можем добиться никакой ясности – как он будет действовать. А тем временем с 1 января резко сокращается финансирование санаторно-курортного лечения, детско-юношеских спортивных школ, летнего отдыха детей. Серьезные проблемы могут возникнуть в пенсионном обеспечении и с выплатой пособий по безработице.

Областной совет профсоюзов, представляющий социально-трудовые интересы 135 тысяч работников Псковской области, поддерживает депутатский проект Трудового Кодекса как наиболее гуманный, а также законопроект, предложенный Комитетом по труду и социальной политике Государственной Думы РФ, об отсрочке введения единого социального налога в стране до 2002 года. Об этом мы и написали в обращении к депутатам Госдумы, администрации области и областному Собранию депутатов.

А тем временем, как стало известно редакции, правда, информация не подтверждена официально, правительство решило переиграть профсоюзы и провести обсуждение законопроектов о труде раньше предварительно намеченного срока – до массовых акций, намеченных на 14 -19 декабря.

Изменения в ТК РФ с 29 июня 2017 года: новые правила расчета заработной платы и другие поправки

Различные изменения в Трудовой кодекс внесены Федеральным законом от 18.06.2017 № 125-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ» (он вступает в силу с 29 июня 2017 года). Поправки затронули вопросы установления и оплаты неполного рабочего времени и ненормированного рабочего дня. Также есть изменения в части оплаты труда за сверхурочную работу и за работу в выходные и праздничные дни. Расскажем, что нужно знать бухгалтеру о новых правилах расчетах заработной платы с 29 июня 2017 года.

Неполное рабочее время: важные поправки

Нормальная продолжительность рабочей недели, в общем случае, не должна превышать 40 часов (ст. 91 ТК РФ). В течение недели рабочее время должно распределяться таким образом, чтобы его общая продолжительность не превышала названного предела. Чаще всего можно встретить такой вариант – восьмичасовой рабочий день при пятидневной рабочей неделе с выходными субботой, воскресеньем.

Однако кроме нормальной продолжительности рабочего времени может устанавливаться режим неполного рабочего времени. Неполное рабочее время предусматривает частичную занятость в течение недели, либо в течение рабочего дня или смены. Вопросы установления неполного рабочего времени регулируются статьей 93 Трудового кодекса РФ.

Неполное время: как его можно устанавливать

С 29 июня 2017 года работодатели стали вправе одновременно установить сотруднику неполные день и неделю. Например, график по четыре часа в понедельник и четверг. До этого статья 93 ТК РФ разрешала сокращать либо неделю, либо дни.

Также в статье 93 ТК РФ с 29 июня 2017 года появилась норма о том, что работнику можно установить неполный рабочий день, разделив его на части. Например, два часа утром и три часа вечером. Прежде подобных положений в ТК РФ не было.

Вот как читается часть первая статьи 93 ТК РФ после внесения в нее поправок:

Когда нужно будет учитывать пожелания работников

На работу с неполным графиком работодатель может перевести любого сотрудника по его просьбе. Однако в отдельных работодатель обязан установить работнику неполный рабочий режим. Это нужно сделать по просьбе:

  • беременной женщины;
  • одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет;
  • работника, который ухаживает за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением.

Принятые поправки дополнили с 29 июня 2017 года положения статьи 93 Трудового кодекса РФ новой нормой о том, что перечисленным выше категориям режим рабочего времени и времени отдыха, включая продолжительность ежедневной работы (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, должен устанавливаться в соответствии с пожеланиями работника с учетом условий производства (работы) у данного работодателя.

Таким образом, к примеру, беременная женщина может изъявить желание о том, чтобы ее рабочий день начинался на два часа позже обычного. Такого рода пожелание работодатель будет обязан учитывать при установлении неполного рабочего времени. Аналогичным образом по желанию работника может меняться время и, допустим, обеденного перерыва или смены.

Запрет на установление ненормированного рабочего дня

Ненормированный рабочий день – это режим работы, когда некоторые сотрудники могут по распоряжению работодателя при необходимости привлекаться к работе за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени (ст. 101 ТК РФ).

Особенностью ненормированного рабочего дня является такой характер работы, когда по независящим от человека причинам, не получается выполнять все свои функции в рабочее время. Так, например, установление ненормированного рабочего дня юристу поможет привлекать его к участию в судебных слушаниях, которые проходят за рамками обычного рабочего дня.

Но допускается ли устанавливать ненормированный рабочий день работнику, который занят в режиме неполного рабочего дня? Можно. Поясним почему.

Введение режима ненормированного рабочего дня означает, что человек трудится за пределами установленной для него продолжительности рабочего времени, в том числе за пределами неполного рабочего времени: дня или смены (ст. 101 ТК РФ). Следовательно, сотруднику, который трудится в режиме неполного рабочего дня, работодатель вправе установить ненормированный рабочий день.

Комментируемым законом статья 101 ТК РФ с 29 июня 2017 года дополнена нормой о том, что работнику, работающему на условиях неполного рабочего времени, ненормированный рабочий день может устанавливаться. Но только при одновременном соблюдении двух условий:

  1. соглашением сторон трудового договора установлена неполная рабочая неделя;
  2. человек трудится с полным рабочим днем (сменой).

Таким образом, получается, что если человек трудится, например, в режиме неполного рабочего дня (смены) в режиме неполной рабочей недели, то ненормированный рабочий день устанавливать ему нельзя. Ведь тогда два вышеназванных условия не соблюдаются.

Кого теперь можно оставить без обеда

Статей 108 ТК РФ определены нормы, регулирующие вопросы установления перерывов для отдыха и питания. Предусмотрено, что обеденный перерыв закрепляется в трудовых договорах или в локальных актах (например, в Правилах внутреннего трудового распорядка). При этом длительность перерыва на обед не может быть менее 30 минут и более двух часов.

Комментируемый закон уточняет, что с 29 июня 2017 года сотрудников можно будет оставить без обеденного перерыва, если они работают четыре часа и меньше. Условие об этом нужно включить в трудовой договор или в Правила внутреннего трудового распорядка. До этого правила были едины для всех. Перерыв должен быть независимо от продолжительности рабочего дня.

Оплата сверхурочной работы: будет меньше путаницы

Руководство работодателя может привлечь человека к сверхурочной работе. Под ней следует понимают работу за пределами установленной продолжительности рабочего времени (ст. 99 ТК РФ).

Сверхурочная работа – это работа по требованию работодателя за пределами установленной продолжительности рабочего времени:

  • сверх ежедневной работы (смены) (при поденном учете рабочего времени);
  • сверх нормального числа рабочих часов за учетный период (при суммированном учете рабочего времени).

В статье 152 «Оплата сверхурочной работы» ТК РФ говорится, что сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере. А за последующие часы — не менее чем в двойном размере.

Теперь статья 152 ТК РФ дополнена новым абзацем. В нем сказано, что правила статьи 152 ТК РФ применяются для работы сверх нормы только в будние дни. Если же работник трудится в выходные или праздники, то тогда его труд оплачивается по статье 153 «Оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни» ТК РФ. То есть не менее, чем в двойном размере.

Получается, что теперь за переработку в будни работникам работодатели должны платить за первые два часа работы полтора размера от зарплаты за час работы. А за остальные часы сверх двух часов работы в будни – по двойной ставке. Приведем пример расчета.

Ставка в час — 100 рублей. Работник в будни задержался на три часа. Его зарплата за первые два часа работы составит: 100 руб. x 2 ч. x 1,5 = 300 руб. За третий час зарплата составит 200 руб. (100 руб. x 1 ч. x 2). Итого работник получит за подработку 500 руб. (300 руб. + 200 руб.).

За работу в выходные или праздники зарплату заплатят в двойном размере.

Например, ставка в день 1000 рублей. Значит, за работу в выходной зарплата составит 2000 рублей (1000 руб. x 2).

Добавим, что в статью 153 ТК РФ также внесены поправки о том, что если на выходной или нерабочий праздник приходится только часть рабочего дня (смены), то в повышенном размере нужно оплачивать фактически отработанное время в выходной или нерабочий праздничный день (с 0 до 24 часов).

С 29 июня 2017 год часы сверх обычного рабочего времени не нужно считать как сверхурочные. Работнику надо оплатить только труд в нерабочий день в двойном размере (ст. 153 ТК РФ). Например, стандартный день 8 часов, а сотрудник отработал в праздник 10 часов. Компания оплатит их вдвойне. Платить за лишние два часа еще и в полуторном размере как за сверхурочные не нужно. До внесения поправок такой вывод следовал только из решения ВС РФ от 30.11.2005 № ГКПИ05-1341.

Полагаем, что комментируемая поправка защитит от споров с работниками. Ведь теперь закреплено, что работодатель оплачивает в двойном размере только отработанные в выходной часы. Если сотрудник работал неполный день, то получит двойную оплату за часть дня

Читайте так же:  Как узнать за что приставы сняли деньги с карты сбербанка