Оглавление:

ТС комарова методические пособия

Жанр: Педагогика, Наука и Образование

Книга посвящена проблеме использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в системе дошкольного образования. В книге дан обзор информационных ресурсов системы дошкольного образования; рассказано об удачны.

Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет — Тамара Комарова

  • 16-04-2014, 13:13
  • 20041

Жанр: Педагогика, Наука и Образование

В книге представлены программа и методические рекомендации по обучению детей 2–7 лет разным видам изобразительной деятельности: рисованию, лепке, аппликации. В пособии предложена диагностика уровня овладения изобразит.

Интерграция в системе воспитательно-образовательной работы в детском саду. Пособие для педагогов дошкольных учреждений — Тамара Комарова

  • 8-04-2014, 13:57
  • 2897

Жанр: Педагогика, Наука и Образование

В данном методическом пособии раскрываются сущность, содержание, структура и методика проведения интегрированных занятий; представлены тематические циклы интегрированных занятий с детьми разных возрастных групп дошкол.

Воспитание и обучение в подготовительной к школе группе детского сада. Программа и методические рекомендации — Тамара Комарова

  • 8-04-2014, 13:57
  • 2509

Жанр: Педагогика, Наука и Образование

Занятия по изобразительной деятельности в в подготовительной к школе группе детского сада. Конспекты занятий — Тамара Комарова

  • 8-04-2014, 13:24
  • 17028

Жанр: Педагогика, Наука и Образование

В пособии представлены программа, краткие методические рекомендации, планирование работы и конспекты занятий по изобразительной деятельности с детьми 6–7 лет на год.

Книга адресована широкому кругу работников до.

Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет — Тамара Комарова

  • 27-03-2014, 04:20
  • 6167

Жанр: Педагогика, Наука и Образование

В пособии представлены программа и методические рекомендации по трудовому воспитанию детей 2–7 лет. В каждой возрастной группе определены виды, задачи и содержание трудовой деятельности дошкольников.

Детское художественное творчество. Для работы с детьми 2-7 лет. Методическое пособие для воспитателей и педагогов — Тамара Комарова

  • 27-03-2014, 04:11
  • 11972

Жанр: Педагогика, Наука и Образование

В пособии представлены методические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста разным видам изобразительной деятельности: рисованию, лепке, аппликации. Особое внимание уделяется развитию художественно-творчес.

Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий — Тамара Комарова

  • 27-03-2014, 04:06
  • 17971

Жанр: Педагогика, Наука и Образование

Комарова Тамара Семеновна – заведующая кафедрой эстетического воспитания Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова, заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор.

Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий — Тамара Комарова

  • 27-03-2014, 03:27
  • 29604

Жанр: Изобразительное искусство и фотография, Искусство

В пособии представлены программа, краткие методические рекомендации, планирование работы и конспекты занятий по изобразительной деятельности с детьми 3–4 лет на год.

Книга адресована широкому кругу работников до.

Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий — Тамара Комарова

  • 24-03-2014, 00:30
  • 25248

Жанр: Воспитание детей, Дом и Семья

В пособии представлены программа, краткие методические рекомендации, планирование работы и конспекты занятий по изобразительной деятельности с детьми 5–6 лет на год.

Книга адресована широкому кругу работников до.

Тамара Семеновна Комарова
Детское художественное творчество. Для работы с детьми 2–7 лет. Методическое пособие для воспитателей и педагогов

Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду»
Под общей редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой

Комарова Тамара Семеновна — заведующая кафедрой эстетического воспитания Московского государственного открытого педагогического университета им. М. А. Шолохова, заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор, действительный член Международной академии наук педагогического образования, действительный член Международной педагогической академии, действительный член Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка. Т. С. Комарова – автор многочисленных трудов по различным вопросам дошкольной педагогики, создатель и руководитель научной школы. Под руководством Т. С. Комаровой было защищено более 80 кандидатских и докторских диссертаций.

Изобразительное творчество детей

Педагоги и психологи о детском изобразительном творчестве

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка в детском саду и в школе. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними. Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства. Углубляются представления малышей об окружающем мире, они осмысливают качества предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают изобразительными навыками и умениями, учатся осознанно их использовать.
Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребенка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого: Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель, многие русские преподаватели, педагоги и психологи. Работы специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно включать в педагогический процесс детского сада и школы занятия изобразительным искусством. Каждый ребенок сможет наиболее полно проявить в нем себя без давления со стороны взрослого.
Руководство детской изобразительной деятельностью требует от воспитателя знания специфики творчества ребенка, умения тактично способствовать приобретению необходимых навыков. Известный исследователь А. Лилов свое понимание творчества выразил так: оно «имеет… общие, качественно новые определяющие его признаки и характеристики, часть которых уже достаточно убедительно раскрыта теорией. Эти общие закономерные моменты творчества таковы: творчество есть общественное явление, его глубокая социальная сущность заключается в том, что оно создает общественно необходимые и общественно полезные ценности, удовлетворяет общественные потребности, и особенно в том, что оно является высшей концентрацией преобразующей роли сознательного общественного субъекта (класса, народа, общества) при его взаимодействии с объективной действительностью» 1 [1] .
В. Г. Злотников в своем исследовании указывает, что «художественное творчество характеризует непрерывное единство познания и воображения, практической деятельности и психических процессов. Оно является специфической духовно-практической деятельностью, в результате которой возникает особый материальный продукт – произведение искусства» 2 .
Философы и психологи подчеркивают, что творчество в любой области человеческой деятельности – это создание объективно нового, ранее не создаваемого произведения. Что же представляет собой изобразительное творчество ребенка дошкольного и младшего школьного возраста? Специфика детского творчества состоит прежде всего в том, что создать объективно новое ребенок по целому ряду причин (отсутствие определенного опыта, ограниченность необходимых знаний, навыков и умений и др.) не может. И тем не менее детское художественное творчество имеет объективное и субъективное значение. Объективное значение детского творчества заключается в том, что в процессе этой деятельности и в ее результате ребенок получает такое разностороннее развитие, имеющее огромное значение для его жизнедеятельности, в котором заинтересована не только семья, но и наше общество. Творческая личность – это достояние всего общества. Рисуя, вырезая и наклеивая, ребенок создает нечто субъективно новое, в первую очередь для себя. Продукт его творчества не имеет общечеловеческой новизны. Но субъективная ценность как средство творческого роста значима не только для конкретного индивида, но и для общества.
Творческая деятельность, писал Л.С. Высотский, возникает не сразу, а очень медленно и постепенно развивается из более простых форм в более сложные, каждому периоду детства соответственна своя форма творчества. Она зависит от других форм нашей деятельности, в частности от опыта 15 .
Многие специалисты, анализируя детское творчество и выделяя его сходство с творческой деятельностью взрослого художника, отмечали его своеобразие и огромную значимость.
Исследовательница изобразительного творчества ребенка Н. П. Сакулина писала: «Дети, конечно, не делаются художниками от того, что в течение дошкольного детства им удалось создать несколько действительно художественных образов. Но в развитии их личности это оставляет глубокий след, так как они приобретают опыт настоящего творчества, который в дальнейшем приложат к любой области труда» 3 .
Изобразительная работа детей как прообраз деятельности взрослого художника заключает в себе общественно-исторический опыт поколений. Ребенок не может усвоить данный опыт самостоятельно. Именно взрослый является носителем и передатчиком всех знаний и умений. Сам изобразительный труд, включающий рисование, лепку, аппликацию, способствует разностороннему развитию детской личности.
В. Н. Шацкая подчеркивала: «Мы его (детское художественное творчество. – Прим. авт.) рассматриваем в условиях общего эстетического воспитания скорее как метод наиболее совершенного овладения определенным видом искусства и формирования эстетически развитой личности, чем как создание объективных художественных ценностей» 4 .
Е. А. Флерина указывала: «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картину и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к изображаемому» 5 . Отвечая на вопрос о том, что побуждает детей к творчеству, Е. А. Флерина писала – «стремление ребенка к деятельному познанию окружающего и к его активному творческому отражению».
А. А. Волкова писала: «Воспитание творчества – разностороннее и сложное воздействие на ребенка. Мы видели, что в творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребенка, для того чтобы успешнее развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями – значит дать обильную пищу для творчества детей. Научить их внимательно присматриваться, быть наблюдательными – значит сделать их представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное ими» 6 .
И. Я. Лернер, включая в содержание образования ребенка опыт творческой деятельности, определяет такие ее черты:
– самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний (и умений, добавим мы) в новую ситуацию;
– видение новой функции предмета (объекта);
– видение проблемы в стандартной ситуации;
– видение структуры объекта;
– способность к альтернативным решениям;
– комбинирование ранее известных способов деятельности с новыми 7 . И. Я. Лернер утверждает, что творчеству можно учить. Но этот процесс отличается от привычного обучения.
Формирование этих черт, выделенных ученым применительно к школьникам, как показывает наш многолетний опыт и исследования, может начинаться в дошкольном детстве на занятиях по рисованию, лепке, аппликации.
Рассмотрим, как можно формировать у дошкольников первую черту творчества. Знакомя детей с предметами и объектами окружающего мира, воспитатель обращает внимание на их форму, учит их сравнивать предметы по форме, подчеркивает, что предметы одинаковой формы изображаются сходными способами. Поэтому, овладев способом изображения одного из предметов той или иной формы (круглой, прямоугольной и др.) в рисунке, лепке или аппликации и получив знания о взаимосвязи формы предмета и способа его изображения, дети свободно переносят усвоенный способ при рисовании (лепке, аппликации) на другие предметы сходной формы.
Овладение способами рисования линий разного характера (сплошной, слитной, пунктирной, волнистой, тонкой, толстой и др.) позволяет ребенку использовать их при создании образов предметов и явлений по своему усмотрению. Так, некоторые дети, рисуя птичку, изображают ее с раскрытым клювом и по своему замыслу передают, как она поет. В одной группе Дима нарисовал выходящий из клюва и расходящийся веером пучок пунктирных линий. На вопрос педагога: «А что это у птички?» – мальчик ответил: «А это ее голосок. Птичка поет». В другой группе в аналогичной ситуации девочка передала голосок поющей птички несколькими волнистыми линиями. Для детей 4,5–5 лет такое решение является своего рода открытием. В других рисунках дети волнистой линией передают бегущий ручеек, змейку, вьющийся стебель цветка, а пунктирная линия позволяет изобразить дождик, передать перышки птицы и т. п. Таким образом, приобретая знания и умения в изобразительной деятельности, дети получают возможность свободного творческого их применения.
Вторая черта творчества – видение новой функции предмета (объекта) – как будто выделена самой природой ребенка. Она заложена в использовании детьми в игре предметов-заместителей: когда обычный «кирпичик» из деревянного строительного набора может использоваться малышом и как расческа, и как кусок мыла, и как молоток и т. д. Так по предложению воспитателя нарисованные детьми пластины листьев могут превратиться в кроны волшебных деревьев. Для этого они закрашиваются не так ярко и красочно, как это бывает в период золотой осени, а расписываются разнообразными разноцветными линиями, их пересечениями, конфигурациями. Рисунок приобретает красочный, сказочный характер, вызывающий восторг у детей. Так могут быть раскрашены пасхальные яички, фартучки для кукол и т. д. Обыкновенные узкие полоски бумаги в аппликации могут превратиться в бревнышки, доски, из которых дети смогут создать изображение дома, «построить» лесенку, заборчик, скамейку, стул, железнодорожное полотно (рельсы, шпалы); изобразить деревья, кусты, цветы и многое другое.
Видение структуры объекта – эта черта творчества формируется у дошкольников при выполнении ряда заданий. Например, при аппликации на тему «Животные в странах с жарким климатом» (крокодилы, жирафы, слоны и др.), создаваемой из геометрических фигур (кругов, квадратов, прямоугольников, треугольников, и др.) разной величины. Можно предлагать детям создать в аппликации сказочных животных из частей разных цветов и форм. Темы можно разнообразить, например, предложить ребятам создать по мотивам мультфильма разнообразных «лошариков», цветочных людей, дома, животных и т. п. («Цветочная страна»).
Разумеется, не все черты творчества могут быть развиты у детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности. А вот формировать у детей способность к альтернативным решениям нужно и можно. Как показывает наш опыт и исследования, для этого необходимо так планировать занятия с детьми по рисованию, лепке и аппликации, чтобы изображение предметов и явлений, способы, используемые для этого, были вариативны, и вместе с тем создаваемый детьми образ постоянно обогащался, усложнялся. Например, объектом изображения детьми окружающего мира часто является природа (разнообразные предметы и явления в разные времена года). Дети по своему выбору и по предложению взрослого рисуют деревья, цветы, животных, лепят различных зверей, приобретая и закрепляя навыки и умения. Так, в младшей группе они рисуют осеннее дерево, елочку, украшенную разноцветными шарами и огоньками, лес зимой (деревья на участке) и др. Дети создают на названные темы как индивидуальные, так и коллективные композиции. Усложнение изображений происходит за счет передачи все большего количества частей, усложнения структуры объекта, передачи деталей (у дерева много длинных и коротких веточек, на веточках лежит снег и т. п.). Изображение объектов и явлений природы продолжается в последующих возрастных группах в разных видах деятельности (рисовании, лепке, аппликации). Это позволяет сформировать у детей представление о том, что один и тот же предмет (объект) можно изображать по-разному, закрепить навыки и умения вариативного изображения. Все это способствует развитию творчества. Когда в подготовительной группе дети рисовали картины на тему «Двенадцать месяцев» и каждый создавал образ выбранного им по своему желанию месяца, все рисунки были оригинальными. Характерным стал такой эпизод: Олег задумал нарисовать картину апреля, взяв за основу стихотворение С. Я. Маршака «Апрель, апрель, на дворе стоит капель…».

Читайте так же:  01 налоговый вычет

Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник,
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник.

Когда я к нему подошла, он уже нарисовал часть леса и спросил у меня, как изобразить валежник. На мой вопрос: «Знаешь ли ты, что такое валежник?» – ребенок ответил отрицательно. Достаточно было сказать ему, что валежник – это лежащие на земле упавшие деревья и ветки, как мальчик быстро и успешно завершил свое произведение.
Создавая изображение, ребенок осмысливает качества воспроизводимого объекта, запоминает характерные особенности и детали разных предметов, свои действия, продумывает средства передачи образов в рисунке, лепке, аппликации.
Чем характеризуется творческая деятельность ребенка? Обратимся к работе Б. М. Теплова: «Главное условие, которое надо обеспечить в детском творчестве, – искренность. Без нее все другие достоинства теряют значение» 8 . Этому условию отвечают те замыслы, которые являются внутренней потребностью ребенка. Но систематическая педагогическая работа, по мнению ученого, не может строиться с расчетом лишь на эту потребность. У многих ребят ее не наблюдается, хотя при организованном вовлечении в художественную деятельность эти дети обнаруживают иногда незаурядные способности. Следовательно, возникает большая педагогическая проблема – найти такие стимулы к творчеству, которые рождали бы у ребенка подлинное желание «сочинять».
Л. Н. Толстой, обучая крестьянских ребятишек, предложил одно из возможных решений задачи развития творческих способностей. Этот прием заключался в том, что Толстой и его ученики начинали писать на одну тему «Ну, кто лучше напишет? И я с вами». «Кому у кого учиться писать…» Итак, первый способ, найденный писателем, выражался в том, чтобы показать ребятам не только продукт, но и сами процессы писания, рисования и т. д. В результате ученики видели, как «это делается».
Психолого-педагогические наблюдения за процессом детского художественного творчества показывают, что создание изображения ребенок, как правило, сопровождает речью. Маленькие художники называют воспроизводимые предметы, объясняют поступки изображаемых персонажей, описывают свои действия. Все это позволяет ребенку понимать и выделять качества изображаемого; планируя свои действия, учиться устанавливать их последовательность. Психолог, исследователь детского изобразительного творчества Е. И. Игнатьев считал: «Воспитание умения правильно рассуждать в процессе рисования очень полезно для развития аналитического и обобщающего видения ребенком предмета и всегда приводит к совершенствованию качества изображения. Чем раньше включается рассуждение в процессе анализа изображаемого предмета, тем систематичнее этот анализ, тем скорее и лучше достигается правильное изображение» 9 .
Следует поддерживать живое общение детей! К сожалению, часто на практике происходит обратный процесс: разговоры пресекаются, обрываются воспитателем или учителем.
Е. И. Игнатьев писал: «От простого перечисления отдельных деталей в рисунке ребенок переходит к точной передаче особенностей изображаемого предмета. Одновременно изменяется и роль слова в изобразительной деятельности ребенка, слово все больше и больше приобретает значение регулятора, направляющего процесс изображения, контролирующего приемы и способы изображения…» 10 . Наши педагогические исследования показали, что дети охотно запоминают четко сформулированные правила работы с изобразительными материалами и руководствуются ими.
Разнообразные чувства, которые испытывает ребенок, занимаясь творчеством, новые знания и навыки, приобретаемые им в этот момент, чрезвычайно значимы для психического развития личности. Каждый ребенок, передавая сюжет, вкладывает в него свои эмоции и представления. Изобразительное творчество дошкольника проявляется не только тогда, когда он сам придумывает тему, но и когда действует по заданию педагога, определяя композицию, цветовое решение, другие выразительные средства.
Анализ положений отечественных ученых о детском творчестве и наши многолетние исследования позволили вывести определение детского творчества. Художественное творчество детей дошкольного возраста – это создание ребенком значимого прежде всего для него субъективно нового продукта (рисунок, лепка; рассказ, танец, песенка, игра); дополнение к уже известным ранее не использованным деталям, по-новому характеризующим создаваемый образ; придумывание сюжетных элементов, действий, характеристик героев и т. п.; применение усвоенных способов изображения или средств выразительности в новой ситуации (для изображения предметов знакомой формы, для передачи образов на основе овладения мимикой, жестами, вариациями голосов и т. д.); использование и создание разных вариантов изображения, ситуаций, движений, проявление инициативы во всем. Под творчеством мы будем понимать и сам процесс создания образов, и поиск способов, путей решения задачи (изобразительной, игровой, музыкальной).
Необходимо целенаправленное обучение детей художественному творчеству. Творческое начало малыша проявляется даже в изменении величины при изображении одних и тех же предметов, в дополнении изображений какими-то деталями, в изменении цвета. Усложняется и решение изобразительной задачи. Дети с огромным удовольствием передают фантастические образы, придумывают сказочных героев, волшебную природу. У большинства дошкольников творчество само по себе не развивается и не проявляется. Для полноценного эстетического развития и формирования художественно-творческих способностей детей необходимы определенные условия.
• Приоритетное внимание должно быть уделено игре, рисованию, лепке, аппликации, театрализованной, конструктивной и музыкальной деятельности. Это способствует всестороннему развитию личности ребенка, позволяет создавать атмосферу максимального эмоционального благополучия, наполнять жизнь детей интересным содержанием.
• Содержательная составляющая образования должна быть интересной для детей, формировать художественно-творческие способности, строиться на основе интеграции видов искусства и использования разнообразных методов и приемов работы с детьми в этом направлении.
• В детском саду, в школе, в классах, в кабинетах необходимо создавать художественную эстетическую среду. При этом в оформлении активное участие принимают дети. Они вместе с педагогами украшают помещения, создают элементы декораций и детали костюмов для игр-драматизаций, инсценировок. Рекомендуется широко использовать детские рисунки, лепку, аппликации; систематически организовывать выставки.
• Полезно постоянно включать в педагогический процесс разнообразные игры, игровые приемы и ситуации. Такие методы максимально способствуют формированию значимой для каждого ребенка мотивации обучения, овладению деятельностью и развитию творческих способностей у детей 3–10 лет.
• Во всем должна присутствовать вариативность. Необходимо разнообразить формы, средства и методы обучения, материалы для работы, предоставляемые детям.
• Педагогу следует исключить из занятий формализм, шаблоны, сухость, излишний дидактизм, навязывание своего представления о решении образа, сюжета.
• Каждый ребенок заслуживает внимательного, тактичного отношения, уважения к его творчеству и к результатам деятельности. Поэтому следует создавать творческую доброжелательную атмосферу на каждом занятии и формировать такой же подход к детскому творчеству и его результатам у родителей.
• Воспитатель должен демонстрировать доверие к ребенку, исключить излишнюю опеку. Все это будет способствовать максимальной активизации опыта, навыков и умений детей.
• Рекомендуется региональный подход к отбору содержания изобразительной, музыкальной, художественно-речевой, игровой и других видов художественной деятельности. Предпочтение отдается ближайшему окружению, как природному, так и созданному человеком; знакомству с людьми, внесшими вклад в отечественную и мировую историю, культуру. Учитываются местные традиции, характерное для региона народное искусство.
Одной из важнейших задач обучения изобразительному искусству является формирование художественно-творческих способностей ребенка в детском саду и в школе.
Основное внимание следует уделить психическим свойствам и качествам личности, которые необходимы для успешного овладения различными видами художественной деятельности и развития творчества. Мы выделяем общие психические процессы, необходимые для успешного осуществления любого вида деятельности (музыкальной, изобразительной, музыкально-двигательной, художественно-речевой, игровой и др.), и специальные, важные для конкретной области (только для музыкальной или только для изобразительной).
Общими процессами являются: восприятие, образное представление и мышление, воображение, интерес к деятельности и эмоционально положительное отношение к ней, память и внимание. К общим качествам мы относим также чувство ритма. Ритм характеризует практически все виды художественно-творческой деятельности. Без него созидательный труд не имеет должного эффекта.
Некоторые процессы проявляются в той или иной деятельности специфично. Так, восприятие (слуховое, зрительное, тактильное, кинестезическое) выступает в качестве приоритетного в каком-либо одном виде работы. Например, в музыкальной деятельности главное место занимает слуховое восприятие, а в рисовании – зрительное.

Читайте так же:  Льготная пенсия врачам-методистам

Учебно-методическое пособие по рисованию (старшая группа) на тему:
Т. С. Комарова Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада Конспекты занятий

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программное содержание:учить детей отражать в рисунках несложный сюжет, передавая картины окружающей жизни; располагать изображения на широкой полосе; передавать колорит того или иного явления н.

Конспект комплексного занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе детского сада «В гости к весне».

Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях — защитниках земли русской. Оживить представление о былине, о былинных героях — Илье Муромце, А.

Программное содержание. Учить детей передавать в ри­сунке свои впечатления о любимых заба­вах и развлечениях. Инициировать поиск изобразительно-выразительных средств для передачи движени.

конспект занятия по изобразительной деятельности в младшей группе детского сада «Божья коровка».

В данной книге предлагается система занятий по рисованию, лепке и аппликации, разработанная на основе положений и задач «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Ва.

Тамара Комарова. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий.

Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет

В книге представлены программа и методические рекомендации по обучению детей 2–7 лет разным видам изобразительной деятельности: рисованию, лепке, аппликации. В пособии предложена диагностика уровня овладения изобразительной деятельностью и развития творческих способностей дошкольников.

Книга адресована широкому кругу работников дошкольного образования, а также студентам педагогических колледжей и вузов.

В нашей электронной библиотеке вы можете скачать книгу «Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет» автора Т. С. Комаровой в формате epub, fb2, rtf, mobi, pdf себе на телефон, андроид, айфон, айпад, а так же читать онлайн и без регистрации. Ниже вы можете оставить отзыв о прочитанной или интересующей вас книге.

Комарова Тамара Семеновна — руководитель авторского коллектива, автор раздела » Художественное творчество»

Комарова Тамара Семёновна — д октор педагогических наук, профессор МГГУ им. М.А. Шолохова.

Создатель современной школы эстетического воспитания. Автор основных программ дошкольного воспитания.

Работала воспитателем, старшим воспитателем в детском саду; затем по приглашению управления дошкольным воспитанием г.Москвы, работала методистом Московского городского методического кабинета по дошкольному воспитанию.

С 1965 г. по 1983 год — в НИИ дошкольного воспитания, где работала младшим научным сотрудником, старшим научным сотрудником и заместителем директора по научной работе.

С 1983 г. до 1991 г. работала профессором на кафедре педагогики МГПИ им. В.И. Ленина.

С 1991 г. заведующая кафедрой эстетического воспитания в Московском государственном гуманитарном университете им. М.А. Шолохова. В настоящее время заведующая кафедрой начального образования и педагогических технологий.

Академик Международной академии наук педагогического образования (МАНПО), Академик- секретарь бюро отделения теории и методики дошкольного и начального образования. Заслуженный деятель науки РФ.

Комарова Тамара Семеновна
доктор педагогических наук, профессор,
научный руководитель Проекта «Виртуальный детский сад».

Базовые принципы научной школы Т.С. Комаровой

«Вполне соответствующей своему
назначению я называю только такую
школу, которая являлась бы истинной
мастерской людей».
Я.А. Коменский.

Гёте называл божественным искусством хирургию потому, что она имеет дело с человеческим образом. Что же можно сказать о воспитании, которое формирует не только человеческий образ, но и его душу.

За годы существования школы сформировались и были сформулированы общие принципы в реализации процесса воспитания, общие для всех её выпускников.

Базовые принципы школы опираются на достижения ведущих педагогов мира и могут быть сформулированы следующим образом

Подходы к воспитанию. «В деле воспитания личность воспитателя играет определяющую роль. Воспитатель, поставленный лицом к лицу с воспитанниками, в самом себе заключает всю возможность успехов воспитания».

  • Воспитание начинается в утробе матери, а обучение – с рождения.
  • Каждый ребёнок имеет право на развитие способностей и талантов.
  • Способности ребёнка развиваются в деятельности
  • Все дети требуют индивидуального подхода к их воспитанию и обучению.
  • Нет воспитания без обучения и обучения без воспитания и развития.

Заповеди педагога-воспитателя. Чтобы реализовать эти подходы педагог-воспитатель должен всё время совершенствоваться как в нравственном, так и в научно практическом отношении.

  • Первая заповедь педагога-воспитателя – результатом научно-практической деятельности педагога является человек.
  • Вторая заповедь педагога-воспитателя – быть требовательным к себе.
  • Третья заповедь педагога-воспитателя – быть добрым, любить детей
  • Четвёртая заповедь педагога-воспитателя – уважать личность ребёнка.
  • Пятая заповедь педагога-воспитателя – создавать благоприятную для ребёнка художественно-эстетическую и воспитательно-образовательную среду детства.

Научные принципы школы.

  • Понимание роли науки в развитии мира и человека. Ответственное отношение к науке и подготовке научных кадров.
  • Верность философским и психолого-педагогическим основам эстетического, интеллектуального, нравственного формирования личности педагога-учёного.
  • Знание основополагающих концепций классического и современного воспитания и обучения детей от рождения до школы и окончания среднего общего образования.
  • Опора на лучшие образцы народного, классического и современного искусства, как особой формы познания мира.
  • Постоянное движение вперёд, в осуществлении научно-исследовательской работы в области педагогики и психологии детства; проявление активности в распространении принципов школы.
  • Практика – критерий истины. Систематическое взаимодействие с практикой всестороннего воспитания, обучения и развития детей от рождения до окончания общеобразовательной школы.
  • Изучение и обобщение передового педагогического опыта. Помощь практическим работникам в их профессиональном росте.
  • Расширение научных связей с отечественными и зарубежными исследователями.
  • Поддержка друг друга и помощь тем, кто развивает и реализует перечисленные положения и заповеди.
  • Работа по выращиванию научной смены.
  • Честность и добросовестность в науке. Уважение к своим ученикам и коллегам.

Школа эстетического воспитания

Комарова Тамара Семеновна – заведующая кафедрой эстетического воспитания МГГУ им. М.А. Шолохова, заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор, действительный член Международной академии наук педагогического образования, действительный член международной педагогической академии.

Основные научные труды за 2004-2009 гг
От рождения до школы: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. М.: Мозаика-Синтез. 2011.
Актуальные вопросы эстетического воспитания и развития детей. Часть I и часть II. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Комаровой Т.С., Зацепиной М.Б., Крамаренко О.К. М.: Редакционно-издательский центр. 2008. –
Аттестация педагогических и руководящих работников Московской области / Под ред. Комаровой Т.С. М.: 2008. 112 с.
Аттестация педагогических и руководящих работников Московской области. – М.: — 2008. (Совм. с Утешевой Т.П., Фоменко И.А.)
Воспитание и образование детей младшего возраста – генеральный вектор программы ЮНЕСКО «Образование для всех» // Материалы 2 международной научно-практической конференции «Инновационная деятельность в дошкольных образовательных учреждениях». М.: Пушкино, 2009.
Детское художественное творчество. М.: Мозаика-Синтез. 2004.
Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. М.: Мозаика-Синтез. 2005
Детское художественное творчество. М.: Мозаика-Синтез, 2008. 10 п.л.
Диагностика готовности детей к обучению изобразительному искусству в первом классе. Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества. В кн. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу / Под ред. Комаровой Т.С., Соломенниковой О.А. Ярославль. Академия развития. 2006. – 144 с. 76-90 с.
Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2007.
Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 120 с.
Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2007.
Занятия по изобразительной деятельности: Подготовительная к школе группа детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2011.
Изобразительная деятельность // Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004.
Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. М.: Мозаика-Синтез. 2006. 192 с.
Изобразительная деятельность в детском саду. М., 2008. (переиздание). 192 с. (15 п.л.)
Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. М.: Мозаика-Синтез. 2009.
Илья Васильевич Чувашов о развитии дошкольного воспитания в России // Воспитание дошкольников, №3, 2008 г. с. 14-19.
«Материнская школа» Яна Амоса Коменского – первая книга для родителей о воспитании дошкольников // Воспитание дошкольников. М.: — 2008., №1. с. 6-15.
Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Комаровой Т.С. М.: Педагогическое общество России 2005.
Обучение дошкольников технике рисования. Издание третье, перер. и доп. М.: Педагогическое общество России, 2005.
Обучение дошкольников технике рисования. Изданье четвертое, переработанное и дополненное. М.: Педагогическое общество России, 2007. 176 с.
Опыт и проблемы проведения аттестации руководящих и педагогических работников дошкольных образовательных учреждений. М., 2008. с. 72-84. (Совм. с Прищепой С.С.)
Подготовка будущих воспитателей дошкольных учреждений к осуществлению интеграции в педагогическом процессе. // Детский сад от А до Я. №6, 2004. 0,4 п.л.
Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе. Издание 2-е переработанное и дополненное. М.: Педагогическое общество России, 2006, 160 с. (Совм. с Зыряновой О.Ю.)
Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. М., 2004
Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004. Редактор программы. 13 п.л.
Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. Допущено Министерством образования и науки РФ. М.: Мозаика-Синтез. 2005. 2-е изд. испр. и доп. 106 стр.
Программа воспитания и обучения в детском саду / Под. ред. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. – 5-е изд., испр. и доп. М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 208 с.
Программа воспитания и обучения в детском саду. М.: Мозаика-Синтез. 2009. – Издание 6 исправленное и дополненное. – 208 с.
Программа эстетического воспитания дошкольников. Изд. 4-е переработанное и дополненное / Под ред. Комаровой Т.С. М.: Педагогическое общество России, 2008. — 128 с. (Совм. с Антоновой А.В., Зацепиной М.Б.)
Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. М.: Мозаика-Синтез. 2005. 48 с. (Совм. с Куцаковой Л.В., Павловой Л.Ю.)
Формирование способностей к изобразительный деятельности у детей дошкольного возраста // Актуальные вопросы эстетического воспитания и развития детей. М.: Редакционно-издательский центр. 2008. –
Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005. (Совм. с Размысловой А.В.)
Школа эстетического воспитания. М.: . Издательский дом Карапуз, 2006. 418 с.
Эмоциональное благополучие детей в дошкольном образовательном учреждении. М., 2008. с. 85-91. (Совм с Атякшевой Т.В.)
Эстетическая развивающая чреда в ДОУ. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России 2005. (Совм. с Филипс О.Ю.)
Эстетическое воспитание. Сб. научных трудов. Проблемы педагогического образования / Под ред В.А. Сластёнина, Е.А. Левановой. Вып. 18. М. 2004.
Этическое и эстетическое воспитание: Методические рекомендации. – М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2009.

Монографии:
Формирование графических навыков у дошкольников. М: «Просвещение», 1970. Переведена на японский язык в 1972-74 гг.
Изобразительная деятельность в детском саду. М: «Педагогика», 1984 г.
Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. М: «Педагогика», 1990 г.

Количество защищенных кандидатских и докторских диссертаций под ее руководством
— 82 к.п.н.
— 5 д.п.н.
Описание научной школы
Научная школа Комаровой Т.С. начала складываться в конце 70-х годов XX столетия, когда ею была создана система занятий по изобразительной деятельности в детском саду для всех возрастных групп, проверявшаяся в пяти союзных республиках СССР и опубликована в книге «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» — первое издание 1978 года, затем последовало второе и третье издание.

Школа эстетического воспитания формировалась по нескольким направлениям:
1.Художественно – эстетическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. Формирование художественно — творческих способностей к различным видам деятельности детей дошкольного возраста и одарённости.
Исследования в этом направлении были посвящены кандидатская и докторская диссертации Комаровой Т.С. и более 50 диссертаций её учеников в области изобразительной, театрально – игровой деятельностей в условиях интеграции со всей воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду. Сюда же относится проблема преемственности в обучении и развитии детского художественно творчества, разработка научно – обоснованных пособий для практических педагогов дошкольного, начального школьного и педагогов дополнительного образования.
Школа начала складываться в конце 70-х годов ХХ столетия, когда ею была создана научно – обоснованная система занятий по изобразительной деятельности в детском для всех возрастных групп, проверявшаяся в пяти странах СНГ (бывших союзных республиках СССР), и опубликована в книге «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» — первое издание 1978 года (Издательство «Просвещение»), затем последовало второе и третье издание. Это было первое пособие в нашей стране для практических педагогических работников. Книга была опубликована и переведена на Молдавский, Казахский, Киргизский и другие языки. Пособие востребовано и сегодня, что потребовало преобразования его, в соответствии с требованиями времени и новыми данными, полученными в работах Т.С. Комаровой и её учеников, отечественных и зарубежных педагогов и психологов.
Работа в этом направлении включала и подготовку научных кадров, преподавателей и студентов колледжей и вузов. Научно – практическая деятельность осуществляется и по настоящее время. Это направление и дало название научной школе Т.С. Комаровой «Школа эстетического воспитания».
2.Организация и управление в системе дошкольного воспитания: изучение и практическая апробация осуществлялись одновременно с первым направлением, и также нашло отражение в исследованиях (примерно 15 учеников Т.С. Комаровой), что позволило создать концепцию управления в области дошкольного воспитания и образования. На этой основе осуществлена разработка программ по разным направлениям и подготовлено несколько книг (учебных пособий).
3.Третье направление охватывало изучение историю педагогики, педагогических воззрений, философов, деятелей культуры, начиная с возникновения теории педагогики Древней Греции и по ХХ век. По этому направлению разрабатывались образовательные программы и курсы для студентов; осуществлялось руководство аспирантами и докторантами. Особое внимание уделялось изучению истории возникновения и развитие идей о воспитании детей младшего возраста в России и за рубежом. Появление и развитие первых учреждений для воспитания дошкольников и подготовки их к школе. Это нашло отражение в защите диссертаций и создание научных работ.
Все названные направления были взаимосвязаны, что способствовало углублению и расширению рамок руководимых учёным исследованиями.
Сегодня школа Тамары Семёновны Комаровой включает 91 ученика, подготовленных ею кандидатов и докторов наук.
В число учеников этой школы причисляют себя многие практические педагоги, работающие по пособиям, созданным Т. С. Комаровой. Ею опубликовано более трёхсот работ (монографий, учебников, учебно-методических пособий для колледжей, вузов и детских садов, педагогов дополнительного образования и множество статей.
В течение многих лет Т.С. Комарова ведёт большую работу по повышении квалификации практических педагогических работников, способствуя тем самым внедрению в практику работы с детьми научно — обоснованных подходов к воспитанию и образованию многих поколений детей.
Новые направления в работе школы эстетического воспитания:
Школа продолжает расти и развиваться за счёт привлечения к научной работе педагогов ДОУ, студентов, соискателей и аспирантов.
В 2010 году по инициативе кафедры эстетического воспитания и её руководителя Т.С. Комаровой при педагогическом факультете по решению учёного совета МГГУ им. М.А. Шолохова создан Инновационный центр «Новые образовательные технологии и творческое развитие личности». Центр вызвал большой интерес среди педагогов и студентов. Уже сегодня в работе центра выразили желание сотрудничать более 300 человек педагогов и студентов. Особый интерес вызывает такие инновационные проблемы как: «Информационно – коммуникативные технологии в дошкольном образовании», «Развитие способностей и одарённости у детей».

Читайте так же:  Какой налог платит авторазборка