Оглавление:

Учетная политика для целей налогового учета

Об учетной политике для целей бухгалтерского учета мы рассказывали в нашей консультации. А что такое налоговая учетная политика и для чего она нужна?

Для чего нужна налоговая учетная политика

Для расчета своих налоговых обязательств налогоплательщику, как правило, недостаточно данных бухгалтерского учета. Для правильного определения налоговой базы и суммы налога к уплате ведется налоговый учет. При этом мы отмечали в отдельном материале, что налоговый учет не ограничивается одним лишь налогом на прибыль. Учетная политика, содержащая правила ведения налогового учета, необходима всегда, когда действующим налоговым законодательством предусмотрена вариативность тех или иных методов учета или отдельные вопросы вообще не урегулированы. Поэтому при составлении Учетной политики для налогового учета наряду с налогом на прибыль, речь может идти об НДС, налоге на имущество и т.д.

На практике учетная политика для целей налогообложения формируется обычно именно плательщиками налогов в рамках ОСНО, поскольку для них бухгалтерский и налоговый учет характеризуется наибольшим количеством различий, а сам налоговый учет, к примеру, прибыли и НДС, – множественностью подходов.

Как оформить учетную политику для целей налогообложения

Налоговая учетная политика оформляется либо как отдельный документ, либо как приложение к бухгалтерской учетной политике и утверждается руководителем организации.

Учитывая, что ведение учета без использования специализированных бухгалтерских программ в настоящее время редкость, особенности налоговой учетной политике должны быть указаны и в применяемой бухгалтерской программе (к примеру, 1С). Ведь если не указаны параметры учетной политики налогового учета (о чем на экране компьютера может появляться соответствующее предупреждение), рассчитать в автоматическом режиме свои налоговые обязательства и в целом вести верно налоговый учет в программе не получится.

Так, при формировании учетной политики организации в целях расчета налога на прибыль надо, в частности, предусмотреть:

  • метод определения доходов и расходов (начисления или кассовый);
  • метод начисления амортизации (линейный или нелинейный) и факт применения амортизационной премии;
  • методы списания материалов и товаров, а также порядок определения покупной стоимости товаров;
  • метод оценки НЗП;
  • факт создания налоговых резервов.

В части, НДС, например, в учетной политике могут быть предусмотрены вопросы ведения учета при наличии облагаемых и необлагаемых НДС операций, нумерации счетов-фактур при наличии обособленных подразделений и т.д.

Для учетной политики для целей налогового учета образец можно найти на нашем сайте, где, воспользовавшись Конструктором учетной политики, можно сформировать и распечатать Учетную политику с учетом особенностей деятельности.

Учетная политика по налогу на прибыль

Учетная политика — это документ, обязательный для любого предприятия независимо от применяемого режима налогообложения. При формировании учетной политики бухгалтеру приходится учитывать множество нюансов. Ничего не упустить и правильно составить учетную политику вам поможет этот подраздел нашего сайта.

Что такое учетная политика

По своей сути учетная политика — это набор определенных правил, по которым организация ведет учет, рассчитывает и уплачивает налоги. Грамотная учетная политика — залог безошибочной учетной работы. Также учетную политику стоит признать одним из способов налогового планирования, ведь рациональный выбор совокупности обязательных учетных процедур может существенно снизить размер налоговых обязательств компании.

Сколько учетных политик требуется организации

Всем известно, что на каждом предприятии параллельно ведется сразу несколько учетов. Как минимум, это бухгалтерский (БУ) и налоговый (НУ) учеты. Оба они обязательны для любой организации в силу требований бухгалтерского и налогового законодательств.

Правила БУ и НУ в чем-то схожи, а в чем-то различаются. Причем и там и там присутствует вариатив. Например, возможность выбрать 1 учетное правило из нескольких допустимых или разработать свой порядок учета там, где это разрешено или предписано законом. Для закрепления избранного способа учета составляют такой документ, как учетная политика.

Поскольку обязательных учетов 2, ответ на вопрос о количестве необходимых учетных политик напрашивается сам собой: их должно быть 2 — учетная политика по бухучету и налоговая учетная политика.

Подробнее о каждой из учетных политик читайте в статье «Составляем положение об учетной политике в организации».

Заметим, что понятие «налоговый учет» у нас, как правило, ассоциируется с налогом на прибыль. Однако налоговая учетная политика должна включать положения и по другим налогам, например, по НДС. Не обойтись без налоговой учетной политики и спецрежимникам, например, «упрощенцам».

Для управленческих целей — своя учетная политика

Указанные выше виды учета (БУ и НУ) предназначены не только и не столько для внутренних целей фирмы, сколько рассчитаны на внешних пользователей: собственников, инвесторов, налоговиков. А в собственных интересах некоторые компании дополнительно ведут еще и управленческий учет. Для него тоже нужны специальные правила и методология. А значит, необходима и учетная политика — только управленческая. Вот вам и 3-й вид учетной политики — необязательный, но тоже крайне важный.

На что опираться при формировании учетной политики

Конечно, на нормативные правовые акты (НПА).

Основным НПА для бухгалтерской учетной политики является одноименное ПБУ «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденное приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н.

О месте, которое занимает это ПБУ в нормативной базе, читайте в статье «ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (нюансы)».

В 2017 году текст ПБУ 1/2008 обновлен (приказ Минфина России от 28.04.2017 № 69н).

О том, что изменено в этом документе, читайте в материале «Внесены изменения в ПБУ 1/2008 по учетной политике».

При составлении налоговой учетной политики нужно строго следовать положениям НК РФ.

А о том, где искать образец учетной политики, читайте здесь.

Что касается управленческой учетной политики, то здесь у организации полная свобода выбора. Все правила она определяет сама исходя из специфики деятельности и целей, которые преследует постановкой управленческого учета.

Как составить налоговую учетную политику

Состав учетной политики для НУ зависит от многих факторов: размера компании, масштабов и видов осуществляемой ею деятельности, наличия у нее определенного имущества и операций, а также ряда иных моментов. Для того чтобы правильно ее составить, нужно изучить статьи «прибыльной» главы НК РФ, имеющие отношение ко всем учетным операциям компании. Если соответствующее правило НК РФ сформулировано предельно четко и однозначно, включать его в учетную политику не требуется — остается только строго исполнять. Если же закон дает право выбора, следует проанализировать каждый из предлагаемых вариантов и закрепить в учетной политике тот, который более выгоден с точки зрения снижения налоговой нагрузки или более рационален с позиции упрощения учетной работы.

Основной комплекс вопросов, которые обязательно нужно включить в учетную политику для целей налогообложения, вы найдете в нашей статье «Как составить налоговую политику организации?».

Принятая организацией учетная политика должна неукоснительно и последовательно ею соблюдаться. Однако это не значит, что, 1 раз составив УП, можно успокоиться и применять ее из года в год. Ни для кого не секрет, что наш налоговый закон достаточно подвижен и переменчив. А значит, каждый год перед составлением очередной учетной политики следует изучать новеллы НК РФ и при необходимости менять свой основной учетный документ.

О том, в каких еще случаях могут потребоваться изменения УП и как их правильно оформить, тоже рассказывает наша статья «Как составить налоговую политику организации?».

Заходите в этот раздел почаще и будете знать все, что необходимо для формирования правильной и выгодной учетной политики.

Формирование учетной политики для целей налогообложения

Организация внутреннего учета на предприятиях должна быть ориентирована на двойной комплекс нормативных правил – на стандарты бухгалтерского учета и порядок налогового учета. Для органичного совмещения разных подходов к отражению в учете хозяйственных операций и их результатов в начале предпринимательской деятельности разрабатывают и утверждают учетную политику. Для целей налогообложения она должна содержать информацию о выбранной налоговой системе и исчерпывающий перечень объектов для исчисления налогов.

Значение учетной политики

Учетной политикой необходимо отрегулировать все возможные налоговые риски. Положения этого локального документа должны регламентировать полный спектр сегментов учета, с которыми сталкивается фирма.

Если отдельные вопросы относятся к категории неоднозначных или спорных, в учетной политике нужно указать алгоритм действий бухгалтера в этих конкретных ситуациях. Рекомендованная схема проведения в учете операций должна быть аргументированной – для этого по тексту приводят ссылки на пункты отдельных правовых актов.

Наибольшую значимость учетная политика для целей налогообложения приобретает при применении ОСНО (общий налоговый режим). В этом случае бухгалтерскому персоналу компании придется работать с максимально широким набором налогов. Дополнительные сложности учета обусловлены многовариантностью подходов:

  • к отражению сделок с НДС;
  • при выведении базы обложения по налогу на прибыль.

Правила формирования учетной политики

Учетная политика должна быть утверждена приказом руководителя компании. Кроме того, правила ведения бухгалтерского и налогового учета необходимо обособить друг от друга. Реализовать это можно несколькими способами:

  • издать приказ об утверждении единой учетной политики, состоящей из 2-х разделов;
  • для каждого вида учета сформировать отдельные приказы о введении учетной политики.
Читайте так же:  Получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию москва

Текст локальных стандартов учета можно включить в содержательную часть приказа или вынести в приложения. При нежелании формировать отдельные распоряжения на каждый тип учета приложений будет несколько: одно будет характеризовать правила организации бухгалтерского учета, второе – раскрывать особенности учетной политики для целей налогообложения.

Еще раз подчеркнём, что приказ и положения учетной политики утверждает руководитель предприятия.

Важно, что принятые за основу правила работы бухгалтерии должны быть учтены при настройке используемого компанией специализированного бухгалтерского программного обеспечения.

В учетной политике необходимо максимально детально прописать особенности определения налога на прибыль. Применительно к этому типу налога рекомендуем указать такой набор параметров:

  • методика признания доходных операций;
  • способ отражения в учете издержек;
  • применяемые варианты начисления амортизации и принципы деления активов на амортизационные группы;
  • допущение о применении амортизационной премии или отказ от такого приема;
  • порядок списания материальных ценностей;
  • принципы определения покупной стоимости по товарной продукции;
  • правила оценивания НЗП;
  • условия создания резервов.

Применительно к НДС рекомендуем обозначить деление хозяйственных операций на облагаемые и необлагаемые налогом. В этой части необходимо указать правила нумерации счетов-фактур, которыми должны руководствоваться обособленные подразделения и головная структура. Также подробно надо расписать правила отражения в учете наиболее сложных операций. Например, экспортно-импортных сделок.

Учетная политика для целей налогового учета. Составляем правильно

Учетная политика в налоговом учете — это выбранная плательщиком налога совокупность способов ведения учета финансово-хозяйственных операций. Каждая организация для целей налогового учета должна создать собственную учетную политику. О том, как сформировать этот документ или добавить актуальные изменения в уже существующий, можно узнать из статьи.

Учетная политика для целей налогообложения 2018

  1. Для целей формирования информации по налоговому учету организация раскрывает в рамках указанного раздела сведения, позволяющие более точно формировать необходимые сведения как в целом, так и по каждому из налогов, плательщиком которых она является.
  2. Данные о том, является ли организация вновь созданной или нет, необходимы для того, чтобы установить, является ли налоговая учетная политика организации совершенно новой или представляет собой модификацию старой. Отмечаем, что учетная политика формируется не позднее 90 дней с момента учреждения организации и применяется последовательно из года в год.
  3. Далее организации необходимо указать виды осуществляемой ею хозяйственной деятельности. Данная информация, помимо констатации факта, несет в себе и дополнительную нагрузку. В зависимости от конкретного вида деятельности организация будет формировать особенности своей учетной налоговой политики (в первую очередь в части налога на прибыль).
  4. Для этих же целей — для характеристики особенностей деятельности организаций, учитываемых при формировании данных по налоговому учету налога на прибыль, — организация должна указать сведения о том, осуществляет ли она операции с ценными бумагами и несет ли в процессе своей деятельности расходы на НИОКР.
  5. Для целей формирования информации о порядке ведения учета по налогу на имущество организация должна указать, имеется ли у нее на балансе имущество, подлежащее налогообложению.
  6. Для структурной характеристики организации, а также в качестве сведений, которые в дальнейшем будут учитываться при формировании информации о необходимости распределения налоговых платежей, организации необходимо указать в учетной политике на наличие (отсутствие) обособленных структурных подразделений, в том числе расположенных на территории одного субъекта Федерации.
  7. Далее следует блок вопросов, ответы на которые характеризуют порядок организации ведения налогового учета. Организация может вести учет данных как с привлечением сторонней организации или специально уполномоченного лица (в этом случае в тексте учетной политики следует указать их наименование), так и собственными силами. Если налоговый учет ведется собственными силами, то необходимо указать, кто именно этим занимается — отдельный работник или специализированная служба. В обоих случаях необходима конкретизация, то есть точное указание на должность работника согласно штатному расписанию либо на наименование подразделения в соответствии со структурой организации.
  8. Существенным моментом является указание на способ ведения налогового учета (автоматизированный или неавтоматизированный). При выборе автоматизированного метода необходимо дополнительно указать специализированную программу, с помощью которой ведется налоговый учет.

Материалы по теме

Составляем учетную политику организации

Ответ на этот вопрос дает Письмо Минфина России от 03.07.2018 № 03-03-06/1/45756. В нем указано, что в соответствии со статьей 313 НК РФ , элементы учетной политики для налогового учета 2018 могут меняться только в случае изменения законодательства о налогах и сборах или при изменении используемых методов учета. Изменить методы учета можно только с начала нового налогового периода, то есть с начала года. А вот при изменении законодательства поменять учетную политику можно с момента вступления в силу новых норм.

Также налогоплательщик обязан отразить в учетной политике новые принципы деятельности в том случае, если он начал осуществлять новые ее виды. Учетная политика в целях налогового учета в этом случае обновляется.

Таким образом, в середине налогового периода плательщик может поменять учетную политику в двух случаях:

  • изменилось законодательство и эти изменения вступили в законную силу;
  • организация начала осуществлять новый вид деятельности.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Раздельный учет НДС

Налог на прибыль организаций

Данный раздел заполняют только организации, являющиеся плательщиками налога на прибыль. Для начала необходимо указать, каким образом будет производиться формирование информации для целей исчисления облагаемой базы по налогу на прибыль. Это могут быть как специально разработанные регистры налогового учета, так и регистры бухгалтерского учета, дополненные при необходимости соответствующими реквизитами. Выбор одного из вариантов зависит от самой организации с учетом того, каким образом у нее организован порядок ведения учета и построен документооборот.

Пример учетной политики для целей налогообложения

Наиболее распространенными налогами, уплачиваемыми экономическими субъектами, являются налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц, транспортный налог и налог на имущество организаций. Рекомендации по составлению учетной политики для целей налогообложения ограничиваются перечисленными налогами.

приказом руководителя организации

от __ декабря 2012 г. № ___

Учетная политика _________________ для целей налогообложения на 2013 г.

1. Ответственность за организацию налогового учета возлагается на главного (старшего) бухгалтера.

2. Налоговый учет ведется на основании данных регистров бухгалтерского учета посредством составления бухгалтерских справок. Ответственным за группировку и детализацию бухгалтерской информации для целей налогообложения является бухгалтер по налоговому учету (вариант — при отсутствии в штате или штатном расписании соответствующей должности — на работников, ведущих бухгалтерский учет операций с объектами учета, являющимися и объектами налогообложения).

3. Формы налоговых регистров разрабатываются в отношении каждого налога и сбора, уплачиваемого организацией.

4. Утвердить график документооборота (приложение №__). Принципы формирования графика документооборота для целей налогового учета те же, что и для аналогичного графика, разрабатываемого для целей бухгалтерского учета.

5. Налоговые декларации представляются в налоговый орган в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (вариант — на бумажном носителе — в случае если численность персонала организации менее 100 человек или информация, содержащаяся в декларации, является государственной тайной).

6. Установить сроки сдачи налоговых деклараций в налоговый орган (приложение № _).

Ответственность за своевременное представление деклараций возложить на главного бухгалтера (вариант — заместителя главного бухгалтера, бухгалтера по налоговому учету). Налоговым законодательством установлены предельные сроки представления деклараций. С учетом особенностей документооборота и организации бухгалтерской службы, а также календаря на соответствующий финансовый (календарный) год разработка графика представления налоговых деклараций с указанием точной даты может оказаться весьма целесообразной.

7. Налоговый учет ведется автоматизированным способом (вариант — ручным способом).

Налог на добавленную стоимость

1. организационные аспекты

1.1. Утвердить перечень и формы первичных учетных документов для налогового учета НДС (приложение №__). Для налогового учета НДС, как правило, используются непосредственные данные бухгалтерского учета. Поэтому разработка и утверждение регистров налогового учета являются необязательными. Первичные учетные документы могут представлять собой совокупность бухгалтерских правок по суммам налога, подлежащего распределению, подлежащего вычету или возмещению, а также налога, подлежащего уплате в бюджет.

1.2. Обязанность по ведению книг продаж, книг покупок, составлению счетов-фактур возложить на_______.

1.3. Уполномочить на подписание счетов-фактур _______ и ________ (наименование должностей управленческого персонала организации). В общем случае счета-фактуры должны подписываться руководителем и главным (старшим) бухгалтером. Однако налоговое законодательство допускает возможность передачи соответствующих полномочий иным лицам.

1.4. Установить следующие сроки для завершения расчетов по НДС ______. Здесь рекомендуется указать точные даты, к которым соответствующие расчеты должны быть подготовлены, либо указать дату, привязанную к конкретной дате сдачи налоговой декларации.

1.5. Ответственность за своевременное и правильное осуществление налоговых расчетов возложить на_____ (указать должность работника, ответственного за проведение расчетов).

2. методологические аспекты

2.1. При определении налоговых обязательств по НДС не учитываются операции, не являющиеся объектом налогообложения (перечислить).

2.2. При определении налоговых обязательств по НДС не учитываются реализационные операции, не подпадающие под налогообложение в соответствии со ст. 149 НК РФ, в том числе (перечислить).

2.3. Раздельный учет НДС организовать в разрезе основной и приносящей доход деятельности.

2.4. Раздельный учет НДС организовать в разрезе применяемых налоговых ставок, в том числе:

— 0% — по операциям _______;

— 10% — по операциям _______;

— 18% — по прочим операциям, подпадающим под налогообложение.

2.5. Установить пропорцию, используемую при списании сумм НДС на затраты, связанные с производством и реализацией (п. 4 ст. 170 НК РФ):

— при приобретении объектов основных средств — _______. В данном пункте следует определить базу и принцип распределения НДС в зависимости от степени участия приобретенных основных средств в облагаемой и не облагаемой налогом деятельности;

Читайте так же:  Налог 17Ру

— при приобретении материальных запасов ______;

— при приобретении работ и услуг сторонних организаций.

Налог на доходы физических лиц

1. организационные аспекты

1.1. Обязанность по ведению налогового учета по НДФЛ возложить на бухгалтера, ведущего учет расчетов по оплате труда работников организации и расчетов с работниками, привлекаемыми по договорам гражданско-правового характера. Вариант — соответствующая обязанность может быть возложена на бухгалтера по налоговому учету (при наличии в штате или штатном расписании соответствующей должности).

1.2. Утвердить формы налогового учета по учету НДФЛ, удержанного со штатных работников организации (приложение №____).

1.3. Утвердить формы налогового учета по учету НДФЛ, удержанного с работников, привлекаемых по договорам гражданско-правового характера (приложение №____).

1.4. Утвердить формы налогового учета по учету стандартных, социальных, профессиональных и имущественных налоговых вычетов.

1.5. Установить дату подготовки сведений о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период налогов (не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом).

2. методологические аспекты

2.1. При расчете и удержании НДФЛ применяются следующие льготы, установленные ст. 217 Налогового кодекса РФ (приложение №____).

2.2. Налогообложение материальной выгоды, полученной работниками организации, производить в случаях:

— выдачи займов с выплатой процентов ниже рыночных;

— предоставления работникам организации запасов, работ и услуг бесплатно, с частичной оплатой или с оплатой за счет организации.

Налог на прибыль организаций

1. организационные аспекты

1.1. Утвердить перечень и формы первичных учетных документов для налогового учета налога на прибыль (приложение №__).

1.2. Утвердить формы и перечень аналитических регистров налогового учета (приложение №__).

1.3. Установить следующие сроки для завершения расчетов по налогу на прибыль (авансовых — ____, платежей налога за налоговый период — ___). Здесь рекомендуется указать точные даты, к которым соответствующие расчеты должны быть подготовлены.

1.4. Ответственность за своевременное и правильное осуществление налоговых расчетов возложить на_____ (указать должность работника, ответственного за проведение расчетов).

2. методологические аспекты

2.1. Налоговый учет налога на прибыль ведется в отношении операций, осуществляемых в рамках приносящей доход деятельности по следующим направлениям:

— выпуск и реализация продукции (указать какой);

— выполнение работ (указать каких);

— оказание услуг (указать каких).

2.2. В соответствии со ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в соответствии с перечнем, приведенным в приложении №___.

2.3. Для целей налога на прибыль используется метод начисления. Вариант — кассовый метод.

2.4. Доходы от сдачи в аренду временно не используемых зданий, помещений и иных объектов основных средств признаются внереализационными доходами.

2.5. Распределение доходов с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов производить в следующих случаях:

— по доходам, относящимся к нескольким отчетным (налоговым) периодам. Доходы распределяются пропорционально суммам материальных расходов (организацией может быть выбрана иная база и схема расчета);

— если связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем. В случае, если такие факты имеют место, следует их перечислить и установить схему распределения доходов;

— по производствам с длительным (более одного налогового периода) технологичес­ким циклом в случае, если условиями заключенных договоров не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг). Здесь также целесообразно указать виды производств с длительным технологическим циклом и установить схему определения доходов и списания расходов.

2.6. Установить перечень прямых расходов для целей налогообложения (приложение №__). Все расходы, не включенные в перечень, являются косвенными расходами.

2.7. Амортизационная группа, срок полезного использования и норма амортизации определяются постоянно действующей комиссией, созданной для приемки основных средств. Создание второй комиссии, параллельной той, которая выполняет аналогичные функции для целей бухгалтерского учета, нецелесообразно. Поэтому здесь достаточно ограничиться отсылкой на соответствующий пункт учетной политики для целей бухгалтерского учета.

2.8. В отношении основных средств и нематериальных активов, используемых в организации, для целей налогообложения применяется линейный метод начисления амортизации. Вариант — нелинейный метод.

2.9. При вводе в эксплуатацию вновь приобретенных (созданных) объектов основных средств относить на текущие расходы:

— 30% первоначальной стоимости объектов, относимых к третьей — седьмой амортизационной группе;

— 10% первоначальной стоимости объектов, относимых к первой — второй и восьмой — десятой амортизационным группам.

Указанный порядок списания не применяется к объектам основных средств, полученных безвозмездно.

2.10. Применять специальные коэффициенты к основной норме амортизации к следующим группам основных средств:

— специальный коэффициент 2 к основным средствам:

— используемым для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной

сменности (приложение №___);

— относящимся к объектам, имеющим высокую энергетическую эффективность (приложение №___);

— специальный коэффициент 3 к основным средствам:

— четвертой — десятой амортизационных групп, являющихся предметом договора лизинга;

— используемых только для осуществления научно-технической деятельности.

2.11. Материальные запасы для целей налогообложения оцениваются по средней себестоимости. Варианты: по себестоимости каждой единицы (фактической стоимости приобретения или создания), по себестоимости первых по времени приобретения материальных запасов (метод ФИФО), по себестоимости последних по времени приобретения материальных запасов (метод ЛИФО).

2.12. При определении налоговой базы по налогу на прибыль командировочные расходы применяются в полном размере при условии их обоснованности и документального подтверждения.

2.13. Создать резервы на оплату отпусков и выплату вознаграждения за выслугу лет в соответствии с расчетом (приложение №___).

2.14. Создать резерв расходов на ремонт основных средств в 2013 г. в размере, установленном в плане ремонта основных средств.

2.15. Установить предельный размер представительских расходов, принимаемых к налоговому учету (приложение №___).

2.16. Установить предельный размер расходов на рекламу продукции, работ и услуг, выпускаемой, выполняемых и оказываемых в рамках приносящей доход деятельности в размере 1% от выручки от реализации.

2.17. Убыток по операциям прошлых налоговых периодов в сумме ___ перенести на следующие десять налоговых периодов (данный пункт в учетной политике организации может иметь место в случае, если в налоговом периоде получен убыток).

2.18. Создать резерв сомнительных долгов (приложение №____). В соответствующем приложении целесообразно привести перечень сомнительных долгов и расчет размера резерва.

В случае, если организацией в следующем году планируется привлечение заемных средств, отдельным пунктом (или приложением к учетной политике для целей налогообложения) может быть детализирован порядок учета процентов по долговым обязательствам (ст. 269 НК РФ).

Если организация осуществляет расходы, порядок списания которых в главе 25 Налогового кодекса РФ определен особо (расходы на освоение природных ресурсов, расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и т.п.), а также осуществляет виды деятельности, для которых установлен особый порядок организации налогового учета (торговля, страхование, ценные бумаги и т.п.), в учетной политике организации должна быть раскрыта дополнительная информация исходя из требований соответствующих статей главы 25 части второй Налогового кодекса РФ.

Структура данного раздела учетной политики для целей налогообложения может быть примерно следующей.

1. организационные аспекты

1.1. Обязанность по расчету транспортного налога и представление налоговых деклараций возложить на _______ (должность работника бухгалтерской службы).

1.2. Установить порядок и сроки оформления документов для регистрации технических средств, облагаемых налогом, сроки представления документов в бухгалтерскую службу организации, а также порядок их хранения (приложение №____). Данное условие не имеет непосредственного отношения к организации и ведению налогового учета, однако, по нашему мнению, включение подобного пункта в учетную политику позволит существенно минимизировать риск налоговых ошибок.

1.3. Установить сроки подготовки данных для расчета авансовых платежей и суммы налога _______

2. методологические аспекты

2.1. Организовать раздельный учет:

— по группам транспортных средств (наземные, водные, воздушные и т.п.);

— по видам производств и группам затрат (общепроизводственные расходы, общехозяйственные расходы, издержки обращения и т.п.);

2.2. При исчислении авансовых платежей и суммы налога применять следующие налоговые льготы:

— установленные федеральным законодательством (перечень);

— установленные региональным законодательством (перечень).

Налог на имущество организаций

Структура данного раздела учетной политики для целей налогообложения может быть примерно следующей.

1. организационные аспекты

1.1. Обязанность по расчету налога на имущество организаций и представление налоговых деклараций возложить на _______ (должность работника бухгалтерской службы).

1.2. Утвердить формы первичных документов налогового учета (бухгалтерских справок) — приложение №____.

1.3. Утвердить формы расчета авансовых платежей и налога, уплачиваемого по итогам налогового периода.

1.4. Установить сроки подготовки данных для расчета авансовых платежей и суммы налога: _______.

2. методологические аспекты

2.1. Организовать раздельный учет:

— по видам производств и группам затрат;

— по объектам основных средств, облагаемых налогом, и основных средств, не подлежащих налогообложению.

2.2. При исчислении авансовых платежей и суммы налога применять следующие налоговые льготы:

— установленные федеральным законодательством (перечень);

— установленные региональным законодательством (перечень).

Учетная политика для целей налогового учета

Налоговый кодекс не обязывает «упрощенцев» разрабатывать учетную политику для целей налогового учета. Тем не менее, положениями главы 26.2 налогоплательщикам предоставляется право выбора порядка учета некоторых операций, в том числе объекта налогообложения. Для реализации этого права и составляют налоговую учетную политику. В ней следует остановиться на тех нюансах учета, которые либо не урегулированы законодательством, либо в отношении которых налогоплательщику дано право выбора. Подробнее об этом читайте в нашей статье, подготовленной экспертами бератора «УСН на практике».

Объект налогообложения «доходы»

Если фирма считает единый налог с доходов, то в учетной политике ей следует закрепить:

  1. Объект налогообложения. Фирма вправе самостоятельно его выбрать, а также ежегодно изменять (п. 2 ст. 346.14 НК РФ).
  2. Величину налоговой ставки. Дело в том, что до 2016 года для данного объекта налогообложения была установлена только одна налоговая ставка – 6%.
Читайте так же:  Понятие собственность как экономическая категория

С 2016 года законами субъектов РФ могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1 до 6% в зависимости от категорий налогоплательщиков. Особые условия предусмотрены для «упрощенцев» Республики Крым и Севастополя, а также для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной или научной сферах, а также в сфере оказания бытовых услуг населению. Для них региональными законами налоговая ставка может быть снижена до 0%.

Если «упрощенец» хочет воспользоваться таким правом, он должна зафиксировать это в учетной политике со ссылкой на региональный закон.

  1. Способ ведения книги учета доходов и расходов. Фирма может вести книгу учета доходов и расходов на бумажных носителях или в электронном виде (п. 1.4 приложения № 2 к Порядку заполнения книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения» (приказ Минфина РФ от 22 октября 2012 г. № 135н)).

Отметим, что по ныне действующим правилам все «упрощенцы» ведут книгу учета доходов и расходов в обязательном порядке. В письме от 13 ноября 2015 года № 03-11-11/65814 Минфин России высказался против ведения этого документа добровольно, по желанию. Свою позицию финансисты объясняют так.

Поскольку в книге учета отражаются все доходы и расходы «упрощенца», ее ведение необходимо, прежде всего, для расчета налогооблагаемой базы по единому налогу.

Кроме того, одними из критериев, дающих возможность применения УСН, являются (п. 4 ст. 346.13 НК РФ):

  • величина дохода. По итогам отчетного (налогового) периода она не должна превышать 60 млн. рублей с учетом коэффициента-дефлятора;
  • остаточная стоимость имущества. По данным бухгалтерского учета она не должна быть больше 100 млн. рублей (пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Если в течение отчетного (налогового) периода доход «упрощенца» превысит 60 млн. рублей с учетом индексации, или стоимость основных средств, рассчитанная для целей бухучета, окажется выше 100 млн. рублей, он утрачивает право на применение спецрежима.

Следовательно, помимо необходимости ведения книги учета для расчета «упрощенного» налога, этот документ целесообразно вести для соблюдения в течение отчетного (налогового) периода ограничения по доходам и остаточной стоимости основных средств. Таким образом, добровольный порядок ведения книги учета доходов и расходов в Минфине не приветствуется.

  1. Порядок принятия к вычету взносов на обязательное социальное страхование и выплаченных пособий по временной нетрудоспособности. В Налоговом кодексе такой порядок детально не описан. Фирма должна разработать его самостоятельно с учетом мнений контролирующих органов. Для удобства бухгалтера рекомендуем разработать отдельный налоговый регистр по уменьшению единого налога на сумму страховых взносов, больничных пособий и платежей по договорам добровольного личного страхования.

Добавим, что устанавливать в учетной политике объект налогообложения и способ ведения книги учета доходов и расходов должны не только организации, исчисляющие единый налог с доходов, но и фирмы, выбравшие объект налогообложения «доходы минус расходы».

Объект налогообложения «доходы минус расходы»

Фирмы, выбравшие объект налогообложения «доходы минус расходы», могут платить налог по дифференцированным ставкам, установленным региональными властями (п. 2 ст. 346.20 НК РФ). Если компания хочет воспользоваться таким правом, она должна зафиксировать это в учетной политике со ссылкой на региональный закон.

Для фирм, исчисляющих единый налог с разницы между доходами и расходами, очень важен учет расходов.

К таковым, в частности, относятся материальные расходы. «Упрощенцу» следует выбрать один из следующих методов оценки сырья и материалов (п. 2 ст. 346.16, п. 8 ст. 254 НК РФ):

  • по стоимости единицы запасов;
  • по средней стоимости;
  • по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО).

До 1 января 2015 года применялся еще один метод оценки сырья и материалов – по стоимости последних по времени приобретения (метод ЛИФО). С 1 января 2015 года при списании сырья и материалов, используемых при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) метод ЛИФО не применяется. Он исключен из правил налогового учета.

Напомним, что в бухгалтерском учете данный метод не используется с 1 января 2008 года.

Отметим, что аналогичные методы оценки применяются и в отношении товаров, приобретенных для перепродажи (пп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Свой выбор нужно закрепить в учетной политике. Рекомендуем остановиться на том же методе оценки, что используется в бухгалтерском учете.

Если фирма собирается получать кредиты или займы, то проценты по этим долговым обязательствам с 1 января 2015 года можно учесть в расходах без ограничений. Причем по той ставке, которая предусмотрена условиями договора (п. 1 ст.269 НК РФ).

Напомним, что до 1 января 2015 года проценты по кредитам и займам нормировались. Выбранный способ нормирования отражался в учетной политике. Теперь этого делать не нужно.

Кроме того, «упрощенец» имеет право:

  • уменьшать исчисленную по итогам года налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих лет, в которых он применял УСН с объектом «доходы минус расходы» (п. 7 ст. 346.18);
  • включать разницу между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленного в общем порядке, в расходы следующих налоговых периодов (п. 6 ст. 346.18 НК РФ). В том числе на эту величину можно увеличить сумму убытков, которые переносятся на будущее.

Если «упрощенец» собирается воспользоваться указанными правами, он должен закрепить это в учетной политике.

Изменение учетной политики

Принятую фирмой учетную политику применяют последовательно от одного года к другому. Однако это не означает, что ее нельзя менять.

Так, в статье 313 Налогового кодекса прямо указано, что «изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета».

Изменения в учетную политику для целей налогообложения фирма должна внести: либо с начала нового налогового периода (года), если изменились применяемые методы учета, либо с момента вступления в силу новых изменений законодательства о налогах и сборах. Изменение политики должно быть обоснованным. Его оформляют в таком же порядке, как и саму учетную политику, то есть приказом или распоряжением руководителя фирмы.

Если у фирмы отсутствует учетная политика для целей налогообложения, налоговые инспекторы могут оштрафовать ее на 200 рублей (п. 1 ст. 126 НК РФ). Кроме того, могут оштрафовать и руководителя организации. Сумма штрафа составит от 300 до 500 рублей (ст. 15.6 КоАП РФ).

Ни налоговое, ни бухгалтерское законодательство не содержат норм, которые обязывают «упрощенцев» представлять в налоговые ведомства свою учетную политику. Это внутренний документ фирмы.

Вместе с тем во время налоговой проверки инспектор может истребовать необходимые для проверки документы (ст. 93 НК РФ).

И учетная политика как раз входит в число таких «необходимых» документов (письмо УМНС РФ по г. Москве от 26 февраля 2004 г. № 21-09/12333). Стало быть, «упрощенцам» следует принять учетную политику.

Во-первых, для того чтобы избежать штрафа. Ведь инспекторы могут наказать фирму за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

Во-вторых, с помощью учетной политики можно доказать правомерность учета имущества и операций в том порядке, который установила фирма.

Оформление учетной политики

ПРИКАЗ № 1 об утверждении учетной политики для целей налогообложения ООО «Актив» на 2016 год

от 29 декабря 2015 г.

I. В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации утвердить учетную политику организации для целей налогообложения на 2016 год.

Единый налог при упрощенной системе налогообложения

1. В соответствии с положениями пункта 1 статьи 346.14 Налогового кодекса объектом налогообложения организации признаются (выбрать нужное):

  • доходы;
  • доходы, уменьшенные на величину расходов.

2. Осуществлять ведение книги учета доходов и расходов (выбрать нужное):

  • в электронном виде с использованием компьютерной программы_____________________ ;
  • на бумажных носителях.

3. При определении размера материальных расходов при списании сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг), в соответствии с принятой организацией учетной политикой для целей налогообложения применяется один из следующих методов оценки указанного сырья и материалов (выбрать нужное):

  • метод оценки по стоимости единицы запасов;
  • метод оценки по средней стоимости;
  • метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО).

Пункт 2 статьи 346.17 главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ; Пункт 8 статьи 254 главы 25 «Налог на прибыль» НК РФ.

4. При реализации покупных товаров стоимость приобретения данных товаров списывается на расходы (выбрать нужное):

  • по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);
  • по средней стоимости;
  • по стоимости единицы товара.

Для различных групп товаров в зависимости от их характеристик возможно применение различных методов списания их стоимости (письмо Минфина России от 1 августа 2006 г. № 03-03-04/1/616).

Подпункт 2 пункта 2 статьи 346.17 главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ.

5. Проценты по долговым обязательствам учитывают в расходах исходя из фактически начисленных процентов без ограничений.

6. Исчисленная по итогам года налоговая база уменьшается на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих лет, в которых организация применяла УСН с объектом «доходы минус расходы».

II. Предусмотреть возможность внесения уточнений и дополнений в учетную политику предприятия на 2016 год в связи с изменениями налогового законодательства либо появлением хозяйственных операций, отражение которых в налоговом учете предусмотрено несколькими методами, выбор которых возложен законодательством на предприятие, а также по иным причинам.

III. Ответственность за организацию ведения налогового учета на предприятии возложить на _____________________ (Ф. И. О., должность).

Руководитель _____________________ « _____________________ ».