Оглавление:

Как купить земельный участок

С покупкой земельного участка связаны такие специфические риски как неправомерность предоставления земельного участка, неправомерность изменения категории земельного участка и/или разрешенного использования, фактическое или юридическое пересечение на местности границ земельного участка со смежными, наличие охранных зон. Указанное может повлечь впоследствии признание строительства, осуществленного на земельном участке, самовольным с присуждением к сносу возведенного объекта (без компенсации затрат на его строительство).

Для того чтобы избежать возможных неблагоприятных последствий до заключения сделки с земельным участком необходимо проводить юридическую экспертизу земельного участка, что позволит снизить (исключить) вероятность наступления указанных рисков. Еще до заключения сделки покупатель будет владеть полной и достоверной информацией о приобретаемом земельном участке.

Правовой аудит (юридическая экспертиза) земельного участка включает в себя:

  • изучение оснований возникновения прав на земельный участок (оснований предоставления, гражданско-правовых сделок и проч.), также последующих сделок, изучение вероятности признания указанных сделок оспоримыми, ничтожными;
  • изучение разрешительной документации в отношении земельного участка на предмет правомерности изменения категории земель, разрешенного использования;
  • выявление водоохранных зон , зон подземных коммуникаций и возможных ограничений в пользовании земельным участком в связи с наличием таких зон;
  • изучение документов кадастрового учета (выявление установлены ли границы на местности, факта согласования границ, наличия пересечения границ со смежными участками, наличия технических и кадастровых ошибок, наличие на земельном участке объектов недвижимости);
  • оценку информации о собственниках земельного участка (для собственников физических лиц — несовершеннолетние, недееспособные, ограниченно дееспособные, выявление режима общей собственности супругов, для собственников юридических лиц — изучение соблюдения корпоративных процедур при заключении сделок с земельным участком);
  • выявление возможных оснований досрочного прекращения прав на земельный участок;
  • изучение имеющихся и выявление возможных обременений права собственности в отношении земельного участка;
  • изучение технических условий на присоединение и договоров с организациями, предоставляющими коммунальные услуги, с эксплуатирующей и управляющей компаниями;
  • выявление задолженности по оплате налогов, оплате коммунальных услуг, услуг эксплуатирующей и управляющей компании;
  • изучение перспектив развития территории в соответствии с градостроительным и земельным законодательством.

Юридическое сопровождение сделок с земельными участками

Сделка, по приобретению земельного участка, как правило, структурируется в зависимости от выявленных при проведении правового аудита рисков. Сторонами сделки обсуждаются различные варианты, при которых интересы обеих сторон будут соблюдены, для этого используются такие юридические инструменты как предварительный договор, договоры с отменительными или отлагательными условиями, обеспечительные сделки (задаток, залог, банковская гарантия), могут обсуждаться различные условия оплаты, которыми также обеспечивается надлежащее исполнение. Кроме того, сторонами проводятся корпоративные одобрения готовящейся сделки, уведомляется или получается при необходимости согласие ФАС, устраняются устранимые риски, выявленные при правовом аудите, производится сбор документов, требующихся для регистрации перехода права собственности

Юридическое сопровождение сделок с земельными участками включает в себя:

  • Участие в переговорах;
  • Разработку договоров по сделке или правовой аудит договоров;
  • Юридическое сопровождение сделки;
  • Подготовку заключений о возможных рисках клиента;
  • Представительство интересов клиента в государственных органах.

Статьи по теме:

Права на земельный участок при покупке нежилого здания, дома или другого объекта недвижимости

Права на земельный участок при покупке нежилого здания, дома или другого объекта недвижимости

ООО «Дикес Консалтинг» осуществляет юридическую экспертизу документов по объектам недвижимости, юридическое сопровождение сделок с недвижимостью, а также представительство в суде по спорам из договоров купли-продажи недвижимости подробнее

4. Правовая экспертиза

4.1. Цели и задачи правовой экспертизы

Правовая экспертиза — это проверка юридической силы правоустанавливающих и других представленных на государственную регистрацию документов п. 1 ст. 17 Федерального Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». При правовой экспертизе проводится проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти (п. 3 ст. 9 Закона о регистрации), установление отсутствия противоречий между заявленными и зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации.

Цель правовой экспертизы заключается в подтверждении юридической частоты объекта приобретения и обнаружении на ранних стадиях сопряженных рисков. Выделены задачи:

установление: соответствия юридических действий правообладателей и участников сделок ГК и иным правовым актам;

юридического факта или фактического состава, являющегося основанием для наличия, возникновения, перехода, ограничения (обременения), прекращения права на недвижимое имущество;

отсутствия оснований для отказа в государственной регистрации.

С учетом требований законодательства к содержанию договоров, а также положений Закона о регистрации можно определить следующие условия законности сделок с недвижимостью, проверку которых должны осуществлять регистраторы:

право- и дееспособность сторон;

наличие необходимых полномочий представителей сторон сделки;

соблюдение формы договора, установленной законом или соглашением сторон;

наличие установленных законом или соглашением сторон существенных условий;

принадлежность имущества лицу, распоряжающемуся недвижимостью, или полномочия по распоряжению недвижимостью лицами, не являющимися владельцами имущества;

соблюдение прав участников сделки и третьих лиц, не участвующих в сделке, а также публично-правовых интересов в установленных законом случаях;

отсутствие ограничений (обременений) прав лица, распоряжающегося недвижимостью, а в случае их наличия — указание этих условий в договоре.

Правовая экспертиза земельного участка позволяет избежать ситуаций, когда судом признается недействительность договора об аренде, покупке, продаже и т.п. манипуляций с земельным наделом.

Правовая экспертиза может занимать от двух до шести недель и часто проводится вместе с подготовкой документов, оформляющих сделку.

Также правовая экспертиза проводится для того, чтобы определить ставку налогообложения. Самым главным аспектом, на который указывает правовая экспертиза документов на владение земельным участком – их соответствие существующему российскому законодательству.

4.2. Объект права

Участок общей площадью 7319.6 кв.м, расположен в п. Пугачёво на улице Комарова и представляет собой свободную от застройки территорию.

Согласно генеральному плану муниципального образования «Малопургинский район» отведенная для детского сада территория относится к категории земель, предназначенных под размещение объектов общественно-деловой застройки. Земельный участок находится в кадастровом квартале 18:16:057001:1098.

Объектом недвижимости является детский сад — представляет собой двухэтажное нежилое здание прямоугольной формы размерами в плане 11,42х79,04м. Площадь застройки составляет 902,64 м 2 . Наружные и внутренние стены основного здания и пристроев кирпичные.

Год постройки основного здания 1969 г.

Пристрои построены в 90-х годах прошлого века.

Основное здание детского сада, центральная часть– двухэтажное, без подвала, с двумя двухэтажными пристроями. Под пристроями имеются подвалы.

Пристрои примыкают к старому основному зданию с северного и южного фасадов.

Земельно правовая экспертиза

РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕГИСТРАТОРОВ ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НЕДВИЖИМОСТЬ: ПРАВА И СДЕЛКИ
НОВЫЕ ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ. ОБРАЗЦЫ ДОКУМЕНТОВ

Е.А. КИНДЕЕВА, М.Г. ПИСКУНОВА

Киндеева Елена Агзамовна — заместитель руководителя Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории города Москвы, заведующая кафедрой государственной регистрации Российского института государственных регистраторов при Министерстве юстиции Российской Федерации (п. 5.5 совместно, п. п. 5.7, 5.8, гл. 7, 11).

Пискунова Марианна Гирфановна — заведующая кафедрой правовых дисциплин Российского института государственных регистраторов при Министерстве юстиции Российской Федерации, профессор кафедры «Менеджмент и финансы» Института развития дополнительного профессионального образования (введение, гл. 1 — 4, 6, 8 — 10, 12, п. п. 5.1 — 5.6, п. 5.5 совместно).

Правовая экспертиза

Сервис по проверке объекта недвижимости и участников сделки с письменным правовым заключением

Срок исполнения не более 3 рабочих дней.

Правовая экспертиза

Сервис по проверке объекта недвижимости и участников сделки с письменным правовым заключением

Срок исполнения не более 3 рабочих дней.

Сбор информации и анализ документов по объекту недвижимости.

Читайте так же:  Доверенность в казначейство на получение документов

В первую очередь, в проверке юридической чистоты объекта заинтересован покупатель жилья,
т.к. в сделке он рискует больше всех.

Но услуга может быть очень полезна и для продавца. Проверив недвижимость, продавец может
рассказать об этом в своем рекламном объявлении. Это позволит удачно выделиться на фоне
конкурентов и быстрее продать свой объект.

При ипотечной сделке банк осуществляет первичную юридическую проверку документов
на недвижимость, которой достаточно для оценки ликвидности объекта и оформления залога,
но недостаточно для того, чтобы максимально обезопасить покупателя
от риска утраты собственности.

В рамках услуги “Правовая экспертиза” Общество с ограниченной ответственностью “Центр недвижимости от Сбербанка” осуществит проверку на предмет следующих видов рисков:

По закону услуги по проверке не входят в перечень обязательных нотариальных процедур, а являются дополнительными. Однако нотариус не вправе заниматься предпринимательской и иной оплачиваемой деятельностью. Нотариус гарантирует, что текущая сделка совершена без нарушения закона и теми лицами, которые вписаны в договор. И именно по законности конкретно этой сделки нотариус отвечает своим имуществом. Что было до этой сделки, на каком основании возникло право у продавца, нотариуса не интересует и в зону его ответственности не входит.

Сервис правовой экспертизы — это сбор и экспертный анализ информации об объекте недвижимости и его текущих и предыдущих собственниках, выявление возможных скрытых рисков, формирование выводов и рекомендаций для взвешенного принятия решения о приобретении объекта недвижимости.

Правовое заключение — это экспертное мнение, которое базируется на анализе полной информации по объекту и участникам сделки, полученной из источников проверки.

По своей правовой природе оно не является гарантией. Это инструмент для взвешенного принятия решения.

Если по результатам проверки не будут выявлены критические риски, и после ознакомления с полученным правовым заключением Вы решите, что Вам необходима гарантия, Вы всегда сможете принять решение о страховании риска утраты права собственности в страховой компании.

В любом случае Вы будете обладать полной информацией по рискам и сможете лично принять разумное решение.

Конечно, в такой квартире может быть меньше проблем, чем у квартиры с богатой историей, но и при проверке
подобных объектов очень часто выявляются моменты, которые несут в себе существенные риски.

Например, у владельца имеется множество личных задолженностей (банкротство, исполнительные производства,
судебные споры) или задолженностей по объекту.

Кроме этого, могут иметься различные обременения объекта или правовые притязания на использование
объекта третьими лицами.

Услуга «Правовая экспертиза» предоставляется Обществом с ограниченной ответственностью «Центр недвижимости от Сбербанка» (сокращенное наименование ООО «ЦНС», ОГРН 1157746652150, адрес: 121170, г. Москва, Кутузовский проспект, д. 32, к. 1, www.domclick.ru, выше по тексту — Центр недвижимости от Сбербанка), входит в Группу компаний «Сбербанка». Услуга оказывается в Центре ипотечного кредитования Сбербанка. ПАО Сбербанк (Генеральная лицензия Банка России на осуществление банковских операций № 1481 от 11.08.2015) выступает агентом ООО «ЦНС» на основании договора № 1 от 19.10.2015.

Услуга позволяет заказчику получить информацию об объекте недвижимости и его владельцах, в том числе и предыдущих для понимания потенциальных рисков по сделке с данным объектом.

Услуга доступна для следующих видов объектов недвижимости: квартира, комнаты в коммунальной квартире, долей в праве собственности на жилые помещения, земельный участок, дом с земельным участком.

2. Правовая экспертиза

2.1. Правовая экспертиза земельного участка

В гражданском кодексе РФ дается следующее определение земельному участку — объект права собственности, территориальные границы которого определяются в порядке, установленном земельным законодательством, на основе документов, выдаваемых собственнику государственными органами по земельным ресурсам и землеустройству[1].

Земельный кодекс так же устанавливает определение земельного участка как объекта земельных отношений — это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. [3]

Порядок образования земельных участков приведены в статьях 11.2, 11.3 главы 1 ЗК РФ. Одним из ключевых моментов формирования земельного участка является кадастровый учет. В рамках имущественного оборота кадастровый учет определяет земельный участок как объект недвижимости, прописывая его как объект гражданских прав.

Рассматриваемый земельный участок располагается в САО г. Омска по ул. Красный Путь, 101. Данный земельный участок располагается в районе с очень развитой инфраструктурой. В непосредственной близости от рассматриваемого объекта располагается ТК Айсберг. Сад Сибзавода, в пределах 3 остановок располагается Пушкинская библиотека и кинотеатр «Маяковский». Так же в радиусе 500 м находятся крупные супермаркеты, развлекательные и спортивные сооружения, рестораны.

Площадь данного земельного участка составляет 0,3278 Га. Кадастровый номер земельного участка 55:36:070107:3130. Кадастровая стоимость земельного участка составляет 6680945,27 руб. Категория земель – земли поселений, разрешенное использование – для производственных целей, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.

Земли в России разделяют на категории в зависимости от целевого назначения.

Согласно Земельному кодексу РФ земли бывают следующих категорий:

промышленного и иного специального назначения;

особо охраняемых территорий и объектов;

Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Рассматриваемый земельный участок принадлежит к категории земель — земли поселений (земли населенных пунктов). Разрешенное использование: под строительство торгово-офисного комплекса, под строительство кафе, для общественно-деловых целей под сооружение, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

Рассматриваемое здание находится в общей долевой собственности у нескольких физических лиц. Право пользования земельным участком осуществляется на основании договора аренды, заключенного с муниципальными властями.

По истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет при прочих равных условиях преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 35, пунктом 1 статьи 36 и статьей 46 ЗК РФ. [3]

Согласно ст. 609 ГК договор аренды земельного участка на срок более года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме. [2]

Договор аренды земельного участка подлежит государственной регистрации в соответствии со ст. 131, 164 ГК и Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». [3]

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также — государственная регистрация прав) — юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной настоящим Федеральным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также — Единый государственный реестр прав).[3]

Порядок заключения договоров аренды земельных участков регулируется гражданским законодательством (нормами гл. 34 ГК), которое предусматривает общие требования к совершению таких сделок. Особенности совершения договоров аренды земельных участков урегулированы в земельном законодательстве.

Определение договора аренды содержится в ст. 606 ГК. По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество — земельный участок за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного земельного участка в соответствии с договором, являются его собственностью. [1]

Законодательством предусмотрены существенные условия договора аренды. Так, в договоре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду — земельном участке, считается несогласованным сторонами, а соответствующий договор — незаключенным. Поэтому в договоре аренды земельного участка должен быть четко индивидуализирован его предмет: указаны местоположение и площадь участка. К договору должен быть приложен план земельного участка.

Читайте так же:  Какой налог на транспорт в рк

Права и обязанности сторон договора аренды указаны в ГК РФ, а так же особенности связанные с арендой земельного участка прописаны в ЗК РФ.

В соответствии со ст. 65 ЗК РФ за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Размер арендной платы считается существенным условием договора аренды.

Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством РФ, органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.

Согласно постановлению правительства Омской области от 29 октября 2008 г. N 179-п «Об утверждении положения об арендной плате за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и расположенных в городе Омске» размер годовой арендной платы за использование земельных участков, предоставленных для строительства, а также земельных участков, право аренды которых приобретается (приобретено) в связи с расположением на них зданий, строений, сооружений, определяется по формуле:

Где Ап — размер годовой арендной платы;

Кс — кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, за который производится расчет арендной платы;

Сап — ставка арендной платы в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка.

Сап для земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания составляет 0,025, для земельных участков, предназначенных для размещения административных и офисных зданий – 0,015.

При расчете арендной платы за земельный участок с различными видами разрешенного использования значение ставки арендной платы принимается равным среднеарифметическому значению ставок арендной платы, установленных для соответствующих видов разрешенного использования земельного участка.

Если неделимый земельный участок является предметом договора аренды с множественностью лиц на стороне арендатора и каждое такое лицо является правообладателем зданий, строений, сооружений, расположенных на указанном земельном участке, арендная плата рассчитывается для каждого из них пропорционально размеру принадлежащей им доли в праве на указанные здания, строения, сооружения.

Годовая арендная плата за земельные участки вносится арендаторами ежемесячно равными долями до 10 числа месяца, за который производится оплата. Размер месячной арендной платы за земельный участок определяется как 1/12 размера годовой арендной платы. [62]

Рассматриваемый земельный участок обременен сервитутом. Согласно статье 23 главы 4 ЗК РФ Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.[2] Сервитут— ограниченное право пользования чужой вещью в земельных отношениях. Сервитут установлен для обеспечения прохода и проезда через данный земельный участок. Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком. В отношении рассматриваемого земельного участка плата за пользование не взимается. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». [3]

Плательщиками налога признаются организации, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п. 1 ст. 388 НК РФ).

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

0,3% в отношении земельных участков:

отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;

занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд (ст. 27 Земельного Кодекса Российской Федерации);

1,5% в отношении прочих земельных участков.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка (п. 2 ст. 394 НК РФ).

Правовая экспертиза документов по земельным участкам

Правовая экспертиза документов – это проверка документов на соответствие нормам действующего законодательства Российской Федерации, проверка соблюдения всех прав и интересов сторон договора, достижения результата сторонами сделки, выявление «тонких», спорных положений договора и предложение компромиссного или другого альтернативного варианта изложения договорных отношений.

Правовая экспертиза документов на земельные участки желательна, когда речь идет о продаже, аренде, наследовании или покупке земельного участка.

Правовая экспертиза документов на земельный участок необходима при оформлении собственности на земельный участок. Договор может быть признан судом недействительным в целом или в части, если он противоречит нормам действующего законодательства, прямо ущемляет права и интересы одной из сторон сделки, подписан неправомочным представителем стороны, а также во многих других случаях, во избежание данной ситуации, нужно заранее обезопасить себя и провести юридическую экспертизу документов на Земельный участок.

Технология проведения правовой экспертизы

Как отмечалось выше, процесс проведения экспертизы осуществляется поэтапно. Под стадией понимается организационно выделенный участок работы эксперта, в ходе которого происходит законченное преобразование или порождение информации, относящейся к поставленной задаче.

Содержание стадий, последовательность реализации в значительной мере зависят от содержания подготовленного законопроекта, сложности решаемой проблемы и т. д.

Этап 1. Задание на правовую экспертизу.

На правовую экспертизу могут направляться проекты как отдельных федеральных законов, так и нескольких федеральных законов (в пакете).

В проведении правовой экспертизы проектов федеральных законов, поступивших в Государственную Думу, участвуют:

— профильные комитеты, которые определяют соответствие законопроекта предъявляемым к нему требованиям;

— Правовое управление Аппарата Государственной Думы;

— Общественная палата Российской Федерации (по собственной инициативе либо по решению ответственного комитета Государственной Думы, Совета Федерации);

— законодательные (представительные) и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации по законопроектам по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

— государственные органы, другие организации по решению ответственного комитета Государственной Думы для проведения научной экспертизы.

В проведении правовой экспертизы проектов федеральных законов, поступивших в Совет Федерации, участвуют:

— комитеты (комиссии) Совета Федерации;

— Правовое управление Аппарата Совета Федерации.

В проведении правовой экспертизы проектов федеральных законов, подготавливаемых в соответствии с программой законопроектных работ Правительства Российской Федерации, и иных наиболее важных проектов федеральных законов в обязательном порядке участвуют: Правительство Российской Федерации; Министерство юстиции Российской Федерации; Министерство иностранных дел Российской Федерации.

Каждый государственный орган, учреждение проводит экспертизу по вопросам, отнесенным к его ведению.

Регламентом Государственной Думы предусмотрено проведение правовой экспертизы на каждом из трех этапов подготовки законопроектов к рассмотрению в нижней палате парламента. Задачи и содержание правовой экспертизы законопроекта, ее объем тесно связаны с особенностями рассмотрения законопроекта на каждом из этих этапов.

Читайте так же:  Налог на собственность с пенсионеров

Задача правовой экспертизы на этапе рассмотрения законопроекта в первом чтении заключается прежде всего в том, чтобы обратить внимание депутатов на юридическое качество внесенного законопроекта и помочь им в определении своей позиции при обсуждении законопроекта и голосовании по нему.

Особенностью правовой экспертизы на этапе подготовки законопроекта к рассмотрению во втором чтении является детальная проработка всех положений обновленного текста законопроекта с учетом внесенных поправок, начиная с названия и заканчивая его заключительными положениями. Оценивается то, как реализованы замечания и предложения экспертов, изложенные в экспертном заключении к предыдущему, первому чтению законопроекта.

Особенностью правовой экспертизы на этапе подготовки законопроекта к рассмотрению в третьем чтении является то, что она проводится по законопроекту, доработанному с учетом поступивших и принятых Государственной Думой поправок.

Этап 2. Информационное обеспечение эксперта разработчиком законопроекта.

На данном этапе эксперт должен проверить:

1) полноту представленных субъектом (субъектами) права законодательной инициативы сопроводительных документов;

2) соблюдение процедуры согласования законопроекта.

В случае если законопроект, представленный на экспертизу, не прошел процедуру согласования со всеми заинтересованными органами, организациями, должностными лицами или представлены не все необходимые материалы, то такой законопроект возвращается разработчику для устранения выявленных недостатков.

После устранения указанных недостатков законопроект вновь направляется для проведения правовой экспертизы.

Этап 3. Сбор, анализ и обработка информации, собранной экспертом самостоятельно.

Если данных представленных разработчиком законопроекта недостаточно, то эксперту приходится самостоятельно собирать нужную ему информацию о текущем законодательстве, правоприменительной практике, специфике и перспективах развития общественных отношений в соответствующей области.

Оптимальное сочетание полученных от разработчика законопроекта материалов, самостоятельно собранной информации и их использование является условием эффективной деятельности эксперта.

Основываясь на тексте законопроекта, собранных документах эксперт должен сделать вывод о возможности (невозможности) решить данную проблему средствами правового регулирования.

Этап 4.Деталъная проработка текста законопроекта.

Эксперт должен проработать весь текст законопроекта, начиная с его заголовка (названия), который играет первостепенную роль в оценочном восприятии, понимании правового текста. Эксперт должен определить, отражают ли категории, используемые в названии законопроекта, предмет его правового регулирования.

Тщательное рассмотрение названия законопроекта поможет правильно определить соотношение содержания законопроекта с названием, их согласованность или недостаточную степень согласованности, наличие в содержании законопроекта положений, выходящих за пределы предполагаемого в названии законопроекта предмета правового регулирования либо, наоборот, определенные пробелы такого регулирования, другие недостатки.

При оценке юридических терминов, использованных в законопроекте, рекомендуется проанализировать следующее:

— употребляется ли один и тот же термин в данном законопроекте в одном и том же значении;

— обеспечено ли единство понятий и терминологии с понятиями и терминологией, используемыми в Конституции Российской Федерации.

Полнота экспертного исследования законопроекта предполагает анализ всех его положений, проверку логичности, отсутствия внутренних противоречий, последовательности расположения всех структурных элементов.

На данном этапе эксперт может использовать следующие технологические приемы:

1) выявлять и формулировать вопросы, на которые в процессе экспертизы необходимо дать ответы;

2) определять способы решения возникших вопросов (проведение совещаний, создание рабочих групп, подготовка запросов, проведение консультаций);

3) тщательное планирование всей работы и ее отдельных этапов, чтобы получить успешный результат.

Правовая экспертиза законопроекта предполагает его оценку с точки зрения соответствия Конституции Российской Федерации, международным договорам Российской Федерации, федеральным конституционным законам, актам законодательства, которым сам законодатель придал приоритетное значение по отношению к иным федеральным законам.

При анализе законопроекта рекомендуется оценивать возможные последствия его применения, с тем чтобы не проектировать норм, действие которых может повлечь негативные, нежелательные для личности, общества и государства результаты.

Важно также оценить законопроект с точки зрения обеспеченности проектируемых действий финансовыми, организационными и иными средствами, мерами ответственности, поощрениями (санкциями).

Этап 5. Анализ конкретных правовых норм.

Анализ конкретных правовых норм является наиболее сложным этапом проведения правовой экспертизы и, как правило, выходит за рамки буквального сопоставления положений законопроекта и норм действующего законодательства.

Хотя правовые предписания и выражаются на родном языке, однако, в силу целого ряда особенностей их формулирования (использования абстрактных понятий, специальных и оценочных терминов, несовпадения субъекта нормы права и субъекта предложения, применения вместо нормативных предложений индикативных), системности права возникает необходимость интерпретации этих предписаний.

Под интерпретацией правовых предписаний понимается результат познавательной деятельности, выраженный в совокупности суждений о смысле, содержании предписаний, содержащихся в конкретном законопроекте. Выявлению соотношения между законопроектом и результатом толкования (интерпретации) предшествует процесс их соотнесения, сравнения, обнаружения расхождений или полного соответствия.

Всякий вид правовой деятельности имеет свои стадии. Актуален этот вопрос и для процесса толкования.

На первой стадии правовые предписания исследуются в целях уяснения их подлинного смысла с использованием всех известных приемов толкования.

На второй стадии устанавливается неопределенность нормативно-правовых предписаний, расхождения в их понимании.

На третьей стадии эксперт в целях устранения возникших неясностей изучает аргументацию разработчика законопроекта, правоприменительную практику.

На четвертой стадии возможны дискуссии, консультации, привлечение других экспертов, специалистов, обращение к научной литературе.

Этап 6. Юридико-техническое редактирование законопроекта.

Проведение правовой экспертизы законопроектов, как правило, сопровождается юридико-технической правкой его текста. Это позволяет ускорить процесс доработки текста законопроекта, хотя такая правка и означает смешение функций разработчика законопроекта и функций эксперта.

Редактированию подлежит весь текст законопроекта, начиная с заголовка (названия).

При редактировании законопроекта эксперт должен руководствоваться языковыми правилами законодательной техники: общелингвистическими, терминологическими, синтаксическими, стилистическими.

Этап 7. Подготовка экспертного заключения.

Результатом проведения правовой экспертизы законопроекта является экспертное заключение.

Экспертное заключение — это особый вид документа. Он представляет собой краткое заключение по представленному законопроекту, предназначенное субъекту права законодательной инициативы, внесшему законопроект, и Государственной Думе.

Экспертное заключение должно содержать следующее:

а) предмет регулирования и его соответствие сфере ведения, установленной Конституцией Российской Федерации (с указанием конкретных статей и пунктов);

б) наличие (отсутствие) законопроекта в планах законопроектной деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, палат Федерального Собрания;

в) состояние нормативного регулирования в данной сфере, необходимость и достаточность указанного законопроекта и перечня правовых актов, необходимых для обеспечения действия норм законопроекта, для урегулирования затрагиваемых общественных;

г) оценку формы законопроекта (новый акт, внесение изменений и дополнений в действующие акты и т. д.) и соответствия его текста правилам законодательной техники;

д) соответствие содержания законопроекта нормам Конституции Российской Федерации, общепринятым нормам и принципам международного права, международным договорам Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам, а также юридической практике. Если в экспертном заключении устанавливается несоответствие законопроекта перечисленным актам, то должно быть указано, какому акту законопроект не соответствует и в чем выражается это несоответствие;

е) оценку положений законопроекта с учетом его финансово-экономического обоснования;

ж) оценку перечня актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием данного законопроекта;

з) прогноз о возможных социальных и экономических последствиях принятия законопроекта;

и) общий вывод о возможности и целесообразности внесения проекта на рассмотрение Государственной Думы.

Эти вопросы составляют основное содержание экспертного заключения по законопроекту, однако они не являются исчерпывающими. В заключении наряду с оценкой представленного законопроекта могут формулироваться прогнозные оценки развития законодательства в соответствующей сфере, а также предложения по его совершенствованию.

Отсутствие замечаний к законопроекту никоим образом не исключает необходимость составления заключения, в котором следует указать на соответствие законопроекта установленным требованиям.

При составлении экспертного заключения о несоответствии законопроекта действующему законодательству выводы рекомендуется аргументировать.

В завершении данной главы следует заметить, что правовая экспертиза законопроектов является обязательной стадией законодательного процесса. Она позволяет на стадии разработки и принятия законопроекта устранить недочеты и ошибки, минимизировать различные негативные факторы, способствует принятию качественного эффективного закона.

Контрольные вопросы и задания

1. Сформулируйте понятия «эксперт», «экспертная деятельность», «экспертиза», «экспертное заключение».

2. Что понимается под правовой экспертизой?

3. Перечислите основные принципы экспертной деятельности.

4. Какие функции может выполнять правовая экспертиза?

5. Назовите основные этапы и стадии процесса экспертизы проектов федеральных законов.

6. Что должно содержать экспертное заключение?