Административная ответственность за нарушение таможенных правил

В научной литературе высказываются различные точки зрения относительно отнесения таможенных органов к системе правоохранительных органов РФ. Одни авторы, основываясь на законодательстве, определяют их как правоохранительные органы, другие, не объясняя своих позиций, придерживаются иного мнения.

Правоохранительная деятельность таможенных органов — деятельность, осуществляемая с целью охраны общественных отношений в сфере таможенного дела. Одним из основных направлений такой деятельности является борьба с преступлениями и административными правонарушениями, которая должна осуществляться на основе принципов законности, гласности, равенства всех перед законом, соблюдения конституционных прав и свобод граждан, уважения их национальности, религиозных и других традиций и обычаев.
Действенным способом воздействия государства на правонарушителя, призванным обеспечить его правомерное поведение, отказаться от попыток совершать противоправные деяния выступает юридическая ответственность.
Административная ответственность — это один из видов юридической ответственности, установленный в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) и в соответствии с ним в законах субъектов РФ и состоящий в претерпевании лицами, совершившими административные правонарушения, неблагоприятных последствий назначенных административных наказаний, отнесенных к таковым перечнем ст. 3.2 КоАП РФ.

Административную ответственность за правонарушения в области таможенного дела можно определить как форму воздействия государства на лицо, совершившее деяние, обладающее всеми признаками состава административного правонарушения, посягающее на установленный законодательством РФ порядок перемещения, таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, обложения таможенными платежами и их уплаты, выражающуюся в возложении на нарушителя обязанности претерпеть определенные неблагоприятные последствия.
Глава 16 КоАП РФ содержит исчерпывающий перечень составов нарушений таможенных правил, за совершение которых может наступить административная ответственность, а также виды и размер соответствующих санкций. Указанная глава состоит из 23 статей, большинство из которых содержит несколько самостоятельных составов правонарушения. С принятием в 2003 г. нового Таможенного кодекса РФ (ТК РФ) в гл. 16 КоАП РФ были внесены соответствующие изменения, появился ряд новых норм об ответственности, а некоторые нарушения таможенных правил, содержащиеся в прежней редакции, исключены.

В качестве примера рассмотрим норму ст. 16.5 КоАП РФ «Нарушение режима зоны таможенного контроля«, предусматривающую ответственность за следующие действия, если они совершаются без разрешения таможенного органа:
— перемещение товаров, транспортных средств или лиц (в том числе должностных лиц государственных органов, за исключением должностных лиц таможенных органов) через границы зоны таможенного контроля без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно;
— перемещение товаров и транспортных средств или указанных лиц в пределах зоны таможенного контроля без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно;
— ведение производственной или иной коммерческой деятельности в зоне таможенного контроля без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно.
Перечень противоправных действий, предусмотренный диспозицией ст. 16.5 КоАП РФ, является исчерпывающим, следовательно, все остальные деяния, нарушающие режим зоны таможенного контроля, под действие данной статьи не подпадают.
Предназначение и порядок функционирования зоны таможенного контроля определены ст. 362 ТК РФ.
Зона таможенного контроля — территория (участок местности, склад или иное помещение), в пределах которой товары и транспортные средства, а равно производственная, коммерческая или иная деятельность находятся под контролем таможенных органов, осуществляемая в формах таможенного досмотра и осмотра товаров (транспортных средств), таможенного наблюдения.

В соответствии с п. 3 ст. 362 ТК РФ порядок создания и обозначения зон таможенного контроля, а также требования к ним устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Однако данный федеральный орган не вправе устанавливать правила для создания и обозначения зон таможенного контроля, расположенных вдоль Государственной границы РФ, т.е. вдоль таможенной границы РФ. Такие зоны таможенного контроля создаются в порядке, определяемом Правительством РФ.

Основное требование режима зоны таможенного контроля предусмотрено п. 4 ст. 362 ТК РФ, согласно которому:
— производственная или иная коммерческая деятельность, перемещение товаров и транспортных средств, лиц, включая должностных лиц иных государственных органов, через границу зоны таможенного контроля или в ее пределах допускается только с разрешения таможенного органа и под их надзором, за исключением случаев, установленных ТК РФ и иными федеральными законами;
— доступ в зону таможенного контроля к товарам и транспортным средствам, находящимся в ней, разрешается только с предварительного уведомления таможенных органов.
Ответственность по ст. 16.5 КоАП РФ наступает за несанкционированное совершение только тех действий, на совершение которых в соответствии с законом разрешение таможенного органа обязательно. Такое разрешение выдается в соответствии со ст. 61 ТК РФ. Нарушение уведомительного порядка осуществления действий в зоне таможенного контроля административной ответственности не влечет.
Субъектами данного правонарушения являются лица, совершившие действия, перечисленные в диспозиции ст. 16.5 КоАП РФ, например лица, осуществляющие производственную или иную коммерческую деятельность в зоне таможенного контроля, которые должны были получить для этого соответствующее разрешение. Наличие договорных отношений между лицами, осуществляющими указанную деятельность, и владельцем СВХ, на чьей территории она осуществляется, не снимает с лиц обязанности получения такого разрешения.
Нарушение диспозиции ст. 16.5 КоАП РФ влечет за собой применение наказания в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
В последние годы отмечается увеличение числа таможенных правонарушений. По линии административных расследований за 11 месяцев 2009 г. таможенными органами возбуждено более 82 тысяч дел об административных правонарушениях, что на 8% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Увеличилось и количество рассмотренных дел: более 77 тысяч (70,8 тысячи — в 2008 г.).

В связи с этим борьба с административными правонарушениями в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) должна быть одним из важнейших направлений в правоохранительной деятельности государства. Совершение таможенных правонарушений представляет повышенную общественную опасность, что выражается в нарушении экономических интересов РФ, в угрозе ее экономической безопасности. Незаконное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ сопряжено также с уклонением от уплаты таможенных платежей, что влечет за собой недополучение федеральным бюджетом страны большого объема денежных средств. В связи с этим первоочередной задачей, направленной на повышение эффективности функционирования таможенной системы РФ, является совершенствование механизма выявления и пресечения нарушений таможенных правил, а также привлечения виновных лиц к ответственности за их совершение.

Особенности применения административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного де

Главная > Реферат >Таможенная система

Московский государственный университет

экономики, статистики и информатики

по предмету: «Таможенное право»

на тему: Особенности применения административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела

Отзыв Руководителя ___________________________________

Глава 1. Понятие и основание административной ответственности в области таможенного дела 5

1.1. Правовые основы административной ответственности за нарушение норм в области таможенного дела. 5

1.2. Понятие административного правонарушения в области таможенного дела. 6

1.3. Субъекты административной ответственности и особенности назначения наказания за совершение нарушений таможенных правил. 8

Глава 2. Применение мер административной ответственности к субъектам административных правонарушений в области таможенного дела 13

2.1. Виды административных правонарушений в области таможенного дела. 13

2.2. Механизм реализации административной ответственности за нарушение правовых норм в сфере таможенного дела. 18

2.3. Административные наказания, применяемые за нарушения таможенных правил, и особенности их назначения. 21

2.4. Сроки давности привлечения к административной ответственности. 23

2.5. Особенности осуществления таможенными органами производства по делам об административных правонарушениях, стадии и формы административного производства. 24

Глава 3. Административная ответственность в странах Таможенного союза России, Беларуси и Казахстане. 27

Список использованных источников 36

Важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов Российской Федерации принадлежит Федеральной таможенной службе — одному из базовых институтов экономики.

Участвуя в государственном регулировании внешнеторговой деятельности и осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет и тем самым способствует подъему экономики страны и повышению благосостояния населения.

В соответствии с пунктом ж) статьи 71 Конституции Российской Федерации таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации 1 и заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации (далее — таможенная граница) 2 .

Читайте так же:  Размер подоходный налог для физических лиц

В связи с введением в действие с 1 января 2004 года нового Таможенного кодекса Российской Федерации 2 (далее – ТК РФ), и введением в действие с 1 июля 2002 года Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 3 (далее – КоАП РФ) вопросы возбуждения, производства и рассмотрения дел об административных правонарушениях в области таможенного дела до сих пор является актуальными.

“Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу”. 2

В ходе правоохранительной деятельности по борьбе с контрабандой и иными преступлениями, отнесенными к компетенции таможенных органов, в 2009 году возбуждено более 5,7 тыс. уголовных дел (УД) (+15,4%) и более 89 тыс. дел об административных правонарушениях (АП) (+6,4%). В результате рассмотрения дел об АП назначено административных наказаний на сумму 131,8 млрд. рублей 4 , что является немаловажным вкладом в пополнение Федерального бюджета Российской Федерации.

За 1 квартал 2010 года было возбуждено 17 857 дел об административных правонарушениях, из которых 52% возбуждено в отношении физических лиц, 41% – в отношении юридических, 6% – в отношении должностных и 1% – в отношении неустановленных лиц. Сумма средств, поступивших на счета таможенных органов по рассмотренным делам, в первом квартале 2010 году составила 168,7 млн. рублей. 5

Предметами административных правонарушений чаще всего являются текстильные материалы и изделия, автотранспортные средства, электрические машины и оборудование, древесина и изделия из нее, алкогольные напитки.

Целью курсовой работы явилось освящение правовой базы, регулирующей вопросы, связанные с одним из основных направлений деятельности таможенных органов Российской Федерации – борьбе с незаконным перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу России, понятие и виды административных правонарушений в данной сфере.

Задачей курсовой работы является изучение правовых основ административной ответственности за нарушение норм в области таможенного права и административно-правовой статус субъектов административной ответственности в области таможенного права.

Глава 1. Понятие и основание административной ответственности в области таможенного дела


1.1. Правовые основы административной ответственности за нарушение норм в области таможенного дела.

Под ответственностью в широком смысле слова понимается “категория, отражающая объективный, исторически конкретный характер взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения осуществления предъявляемых к ним взаимных требований”.

В юридической науке под ответственностью понимается форма воздействия на лицо, нарушившее установленные правила и нормы, выражающаяся в обязанности лица, совершившего противоправные действия, претерпеть определенные неблагоприятные последствия.

Отличительный признак юридической ответственности – государственное принуждение нарушителя к исполнению требований права.

Различают четыре основных вида юридической ответственности, которые соответствуют основным видам правонарушений: уголовная ответственность; административная ответственность; дисциплинарная ответственность; гражданско-правовая ответственность.

Основанием административной ответственности конкретного лица является совершение им деяния, содержащего все признаки состава административного правонарушения. 6

Административную ответственность за правонарушения в области таможенного дела можно определить как форму воздействия государства на лицо, совершившее деяние, обладающее всеми признаками состава административного правонарушения, посягающее на установленный законодательством РФ порядок перемещения (включая применение таможенных режимов), таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, обложения таможенными платежами и их уплаты, предоставления таможенных льгот и пользования ими, выражающуюся в возложении на нарушителя обязанности претерпеть определенные неблагоприятные последствия.

Единственным актом законодательства об административных правонарушениях в таможенной сфере является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). В данном нормативном правовом акте содержатся принципы административного законодательства, определены виды административных наказаний и правила их применения, единый для всех органов административной юрисдикции порядок производства по делам об административных правонарушениях, включая применение мер обеспечения, порядок исполнения постановлений о назначении наказаний, а также исчерпывающий перечень нарушений и меры ответственности за несоблюдение нормативных предписаний, установленных на федеральном уровне.

Систематизация административного и административно процессуального законодательства является важным шагом на пути развития российского законотворчества. 7

1.2. Понятие административного правонарушения в области таможенного дела.

В статье 10 Кодекса об административных правонарушениях сформулировано официальное определение административного правонарушения: “Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность”. 8

Из статьи следует, что это, во-первых, действие или бездействие (т.е. деяние, хотя самого такого термина в Кодексе нет), во-вторых, оно противоправно, в- третьих, совершенное виновно, в-четвертых, влечет по закону именно административную ответственность. В отличие от преступлений административные правонарушения не охарактеризованы в Кодексе о них как общественно опасные деяния, хотя их вредность констатирована указанием на то, что они посягают на общественный и государственный порядок, на собственность, права и свободы граждан, на порядок управления.

Законодательство различает посягательства в сфере таможенного дела в зависимости от различных степеней тяжести на преступления и проступки. По существу и те, и другие, являются нарушениями таможенных правил, но критерием их разграничения служит вред, причиняемый охраняемым интересам.

Составов преступлений в сфере таможенного дела (их принято называть таможенными преступлениями) всего пять: контрабанда (ст. 188 УК РФ); незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ); невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического, археологического достояния народов РФ и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ); невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ), и уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ).

Под административными правонарушениями в области таможенного дела (нарушениями таможенных правил) понимаются именно проступки 8 .

В Таможенном кодексе РФ под нарушение таможенных правил понималось противоправное действие либо бездействие лица, посягающее на установленный настоящим Кодексом, Законом РФ “О таможенном тарифе”, другими актами законодательства РФ по таможенному делу и международными договорами РФ, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы РФ, порядок перемещения (включая применение таможенных режимов), таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, обложения таможенными платежами и их уплаты, предоставления таможенных льгот и пользования ими, за которое настоящим Кодексом предусмотрена ответственность”.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях введен институт вины юридического лица.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП «Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению» 9 .

Таким образом, разработчиками КоАП России создана совершенно новая концепция вины, что, не смотря на ее расхождение с устоявшейся точкой зрения (вина юридического лица не является его психической позицией), позволило привести понятие административного правонарушения в соответствие с положениями теории права о составе правонарушения (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона) и исключить возможность привлечения на основании закона лиц за совершение объективно-противоправных деяний.

Статья 352. Ответственность таможенных органов и их должностных лиц

Статья 352. Ответственность таможенных органов и их должностных лиц

1. Таможенные органы несут в соответствии с законодательством государств-членов ответственность за вред, причиненный неправомерными решениями, действиями (бездействием).

2. Убытки, причиненные лицам неправомерными решениями, действиями (бездействием) таможенных органов или их должностных лиц, подлежат возмещению в соответствии с законодательством государств-членов.

3. Убытки, причиненные лицам правомерными решениями, действиями должностных лиц таможенных органов, возмещению не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных законодательством государств-членов.

4. За неправомерные решения, действия (бездействие) должностные лица таможенных органов несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством государств-членов.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ТАМОЖЕННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Понятие и основные признаки административной ответственности в области таможенного дела

Правоохранительная деятельность таможенных органов по обеспечению соблюдения лицами норм интеграционного и национального таможенного законодательства играет особую роль в деле защиты экономического суверенитета государства, формирования единой таможенной территории и достижения целей таможенной политики Таможенного союза и стран — участниц торгово-экономического объединения.

Согласно ст. 18 Закона о таможенном регулировании одним из критериев опенки качества работы таможенных органов РФ является эффективность противодействия преступлениям и административным правонарушениям в сфере таможенного дела.

Специальная таможенная статистика административных правонарушений, совершаемых в Российской Федерации, имеет устойчиво-стабильный характер и указывает на широкие масштабы и систематичность нарушения таможенных правил физическими и юридическими лицами.

Деятельность по установлению пределов административной ответственности за нарушение правил таможенного регулирования находится в исключительной юрисдикции государства и является важнейшим средством защиты публичных экономических интересов.

Читайте так же:  Транспортный налог 2018 белгородская область

Законодательство РФ не содержит легального определения административной ответственности за нарушение таможенных правил. Руководствуясь научными подходами к понятию административной ответственности вообще, административную ответственность в области таможенного дела можно определить следующим образом.

Административная ответственность в области таможенного дела — предусмотренная законодательством правовая ответственность за совершение правонарушений в сфере таможенного регулирования (нарушения таможенных правил), связанная с применением к виновным лицам административных наказаний (санкций).

Административная ответственность в таможенной сфере обладает общими признаками юридической ответственности в целом, но имеет отличительные и особые признаки:

  • 1) является формой административного принуждения как специфического метода защиты действующего в стране правопорядка в области таможенного регулирования;
  • 2) является правовым последствием виновного антиобщественного поведения. Юридическим фактом для ее применения являются публично-правовые деликты, посягающие на порядок таможенного регулирования и нормальную деятельность таможенных органов;
  • 3) является элементом реализации государственной власти, применяется судами, таможенными органами и их должностными лицами на основании материальных и процессуальных норм, установленных административным законодательством;
  • 4) находится за пределами компетенции органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;
  • 5) реализуется в процессуальных формах, нормативно определенных КоАП (разд. III—V) и международными соглашениями по вопросам сотрудничества и административной помощи таможенных служб зарубежных государств;
  • 6) сопровождается публичным государственным и общественным осуждением поведения правонарушителя и выражается в претерпевании правонарушителем отрицательных для него последствий материального и морального характера;
  • 7) состоит в применении к правонарушителям узкого круга административных наказаний в виде предупреждения, административного штрафа и конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • 8) нацелена на восстановление публичных интересов государства: выполнение фискальных функций, защиту экономики, защиту правопорядка и безопасности населения при перемещении товаров и средств международных перевозок через таможенную границу;
  • 9) в целях формирования единого таможенного пространства в рамках Таможенного союза административный процесс по привлечению виновных лиц к ответственности за нарушение таможенных правил строится на принципах сотрудничества таможенных служб государств, взаимной помощи в таможенной сфере, сближения и унификации административного законодательства в рамках Таможенного союза.

Цели применения мер административной ответственности за нарушение таможенных правил:

  • • превентивная (воспитательная) — направлена на предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ст. 3.1 КоАП);
  • • карательная — связана с претерпеванием виновным лицом негативных последствии морального или материального плана в пределах меры ответственности, установленной государством;
  • • правовосстановительная (компенсационная), направленная на восстановление нарушенных противоправным поведением общественных отношений. Так, согласно ст. 4.1 КоАП назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено, а ст. 4.7 Кодекса предусматривает возможность возмещения имущественного ущерба и морального вреда, причиненного административным правонарушением;
  • • охранительная — направлена на вытеснение вредных и опасных для экономики и общества вариантов поведения лиц в сфере таможенного регулирования, охрану и защиту интересов государства и достижение целей таможенной политики.

Целью установления и применения мер административной ответственности не может являться унижение человеческого достоинства, причинение физических страданий или нанесение вреда деловой репутации юридического лица (ст. 3.1 КоАП).

Необходимо разграничивать понятия «установление» и «применение» административной ответственности в сфере таможенного дела:

  • 1) установлениеадминистративной ответственности -издание государством законов, предусматривающих применение административных наказаний за соответствующие деяния. Таким законом является КоАП, где в гл. 16 содержится 24 статьи, закрепляющие составы конкретных правонарушений таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и (или) законодательства РФ о таможенном деле;
  • 2) применениеадминистративной ответственности — процесс привлечения виновных лиц к административной ответственности за нарушение таможенных правил и применения к ним наказаний судами, таможенными органами и их должностными лицами. Формами применения административной ответственности являются индивидуальные акты применения наказаний к конкретным физическим и юридическим лицам, совершившим таможенное правонарушение. Процесс правоприменительной деятельности по привлечению лиц к административной ответственности за нарушение таможенных правил регулируется КоАП и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами ФТС России. Важную роль в области применения административной ответственности играют постановления Конституционного Суда РФ, постановления Пленумов Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ по таможенным спорам, постановления Европейского Суда по правам человека и международные соглашения но вопросам административного сотрудничества и взаимопомощи в области борьбы с таможенными правонарушениями.

Задачи законодательства об административных правонарушениях (ст. 1.2 КоАП): защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

В статьях и положениях КоАП легально закреплены некоторые основные принципы привлечения лиц к административной ответственности: принцип равенства всех перед законом (ст. 1.4); презумпция невиновности (ст. 1.5); обеспечение законности при применении мер административного принуждения (ст. 1.6). Иные принципы вытекают из смысла норм Кодекса и являются общими принципами привлечения лиц к юридической ответственности:

  • • принцип неотвратимости наказания — является важнейшим правовым принципом и нацелен на то, что ни одно совершенное административное правонарушение не должно оставаться безнаказанным;
  • • принцип ответственности за противоправное деяние, а не за противоправные мысли, т.е. зародившись в сознании лица, противоправные мысли должны быть реализованы и внешне выражены;
  • • ответственность только за виновное деяние. При отсутствии вины невозможна постановка вопроса о привлечении лица к ответственности (ст. 2.1, 2.2 КоАП);
  • • никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение (ст. 4.1 КоАП);
  • • принцип двухсубъектной ответственности закреплен в п. 3 ст. 2.1 КоАП и гласит, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо;
  • • принцип справедливости привлечения к ответственности указывает на то, что размер применяемого наказания должен соответствовать размеру общественного вреда, причиненного правонарушением;
  • • принцип оперативности и своевременности привлечения к административной ответственности связан с тем, что законом предусмотрены процессуальные сроки, в том числе сроки давности привлечения к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП) и сроки давности исполнения постановления о назначении административного наказания (ст. 31.9 КоАП).

Правовая теория конструирует понятие структуры административной ответственности, состоящей из следующих элементов:

  • • основание юридической ответственности (юридическое, фактическое, процессуальное);
  • • правовые условия привлечения к административной ответственности и исключающие ее;
  • • субъекты административной ответственности;
  • • административные наказания (санкции).

Юридическим основанием административной ответственности является наличие ее нормативного закрепления за совершение конкретных правонарушений. Фактически.» основанием юридической ответственности является событие совершения конкретного правонарушения лицом. Процессуальным основанием административной ответственности в таможенной сфере является официальная фиксация правонарушения путем составления уполномоченным должностным липом таможенного органа протокола об административном правонарушении. Эти основания юридической ответственности тесно взаимосвязаны, и отсутствие любого из них исключает возможность постановки вопроса о привлечении субъекта к административной ответственности.

Административная ответственность в таможенных органах

Анализ административных правонарушений в сфере таможенного дела в регионе деятельности УТУ за 9 месяцев 2017 года

Функции таможенных органов в сфере административного законодательства заключаются в выявлении и пресечении правонарушений в области таможенного дела, а также в рамках установленных компетенций в области валютного, транспортного контроля, пресечения правонарушений в сфере предпринимательской деятельности, правонарушений, посягающих на здоровье граждан, общественную безопасность и общественный порядок.

За 9 месяцев 2017 года возбуждено 3437 дел об АП, что на 81% превышает аналогичный показатель прошлого года.

Увеличение числа правонарушений характерно для всех субъектов Российской Федерации, входящих в состав Уральского федерального округа.

Основными факторами увеличения количества возбужденных таможенными органами УТУ дел об АП являются:

изменения законодательства, расширившие полномочия таможенных органов по привлечению к административной ответственности;

повышение деловой активности участников ВЭД, осуществляющих декларирование товаров в таможенных органах УТУ, увеличение объемов интернет-торговли, а также увеличение пассажиропотока в воздушных пунктах пропуска и аэропортах, открытых для международного сообщения в Уральском федеральном округе;

результаты комплекса мероприятий, направленных на повышение качества таможенного контроля.

Сведения о количестве дел об АП, возбужденных таможенными органами УТУ за 9 месяцев 2017 года (по главам КоАП РФ)

Нарушения таможенных правил (гл. 16 КоАП РФ)

Нарушения валютного законодательства (гл. 15 КоАП РФ)

Непредставление документов и отчетности (гл. 19 КоАП РФ)

Иные правонарушения (гл. 14, 19, 20 КоАП РФ)

В 2017 году 56% дел об АП возбуждено в отношении юридических лиц, 44% — в отношении физических лиц. В аналогичном периоде 2016 года в отношении юридических лиц возбуждено 43% дел об АП, в отношении физических лиц – 57%.

Читайте так же:  Заявление на питание малоимущим в 2018 году

В отношении юридических лиц за 9 месяцев 2017 года возбуждено 1933 дела об АП, что в 2,4 раза больше, чем за аналогичный период 2016 года. Указанные изменения связаны с увеличением количества дел об АП, возбужденных по статьям 15.25 КоАП России «Нарушения валютного законодательства», 16.15 «Непредставление отчетности в таможенный орган», 19.7.13 «Непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров».

За 9 месяцев 2017 года по статье 15.25 КоАП России «Нарушения валютного законодательства» возбуждено 452 дела об АП, в том числе 232 дела об АП возбуждены по фактам нарушения сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям (части 6.1, 6.3 статьи 15.25 КоАП России).

На 89% увеличилось количество дел об АП, возбужденных по статье 16.15 КоАП России по фактам нарушения сроков предоставления в таможенные органы отчетности либо предоставления недостоверной отчетности. За 9 месяцев 2017 года по статье 16.15 КоАП России возбуждено 240 дел об АП, в том числе 198 дел об АП данной категории возбуждено в отношении должностных лиц складов временного хранения и таможенных представителей, 42 дела об АП – в отношении юридических лиц — уполномоченных экономических операторов, таможенных представителей, владельцев складов временного хранения.

По остальным составам правонарушений, совершенных юридическими лицами, количество возбужденных дел об АП существенно не изменилось.

В отношении физических лиц за 9 месяцев 2017 года возбуждено 1504 дела об АП, что на 38% превышает аналогичный показатель 2016 года.

Сведения о количестве дел об АП, возбужденных таможенными органами УТУ в отношении физических лиц за 9 месяцев 2017 года (по статьям КоАП РФ)

Несоблюдение запретов и ограничений (ст. 16.3 КоАП РФ)

Недекларирование товаров (ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ)

Недекларирование наличных денежных средств (ст. 16.4 КоАП РФ)

Невывоз в установленный срок временно ввезенных транспортных средств (ст. 16.18 КоАП РФ)

59% или 885 дел об АП из числа возбужденных в отношении физических лиц, составляют несоблюдение установленных запретов и ограничений при ввозе продуктов животного и растительного происхождения, табачных изделий, алкогольной продукции, лекарственных средств, содержащих психотропные средства и сильнодействующие вещества, а также предметов, отнесенных к холодному оружию – ножей и кастетов.

28% или 428 дел об АП возбуждено по части 1 статьи 16.2 КоАП России по фактам недекларирования товаров физическими лицами. Способами совершения правонарушений являлись недекларирование товаров, ввозимых в объемах товарных партий либо товаров, подлежащих обязательному декларированию в соответствии с установленными правилами.

За 9 месяцев 2017 года таможенными органами УТУ возбуждено 100 дел об АП по статье 16.4 КоАП России по фактам недекларирования наличных денежных средств. Общий размер непродекларированных денежных средств составил 13,3 миллиона рублей, что в 10 раз больше, чем в 2016 году.

В 2017 году продолжилась тенденция уменьшения дел об АП, возбужденных по статье 16.18 КоАП России. За 9 месяцев 2017 года по статье 16.18 КоАП России возбуждено 20 дел об АП, что в 3,7 раза меньше аналогичного показателя 2016 года.

Уменьшение количества возбужденных дел об АП данной категории обусловлено уменьшением количества временно ввезенных транспортных средств, наработанная в 2014-2015 годах практика привлечения к административной ответственности за данные правонарушения и проведение комплекса профилактических мер.

По остальным составам правонарушений статистика дел об АП, возбужденных таможенными органами УТУ физических лиц, существенно не изменилась.

С увеличением количества возбужденных дел, на 80% возросло количество рассмотренных дел об АП. За 9 месяцев 2017 года рассмотрено 3384 дела об АП, 97% из которых рассмотрено с назначением наказания.

Общая сумма административных штрафов в сравнении с 2016 годом увеличилась в 1,8 раза и составила по итогам 9 месяцев 2017 г. 862,7 миллиона рублей, из которых 700 миллионов рублей назначено по фактам нарушений валютного законодательства.

Таможенными органами УТУ в соответствии со статьей 4.1.1 КоАП России применяется предусмотренная возможность замены административного штрафа предупреждением. За 9 месяцев 2017 года наказания в виде предупреждения назначены по результатам рассмотрения 1162 дел об АП, что составляет 34% от общего количества дел об АП, рассмотренных с назначением наказания.

66% или 768 дел, по результатам рассмотрения которых таможенными органами Управления применены предупреждения, приходятся на факты нарушений сроков представления подтверждающих документов в уполномоченный банк (статья 15.25 КоАП России), а также статистических форм учета перемещения товаров (статья 19.7.13 КоАП России).

В остальных случаях решения о назначении предупреждения выносились таможенным органом за впервые совершенные правонарушения в связи с наличием данного вида наказания в санкции статьи КоАП России.

Административные правонарушения в области таможенного дела

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • • виды административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов;
  • • понятие состава административных правонарушений;
  • • составы административных правонарушений в области таможенного дела;
  • • проблемные вопросы, возникающие при производстве по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции таможенных органов;

уметь

• квалифицировать административные правонарушения в области таможенного дела;

владеть

• навыками квалифицированно толковать нормативные правовые акты в части производства по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции таможенных органов.

Виды административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов

Опираясь на общее понятие административного правонарушения, содержащееся в ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, можно дать следующее определение этого термина применительно к области таможенного дела

Административное правонарушение в области таможенного дела (нарушение таможенных правил) – противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, посягающее на установленные таможенным законодательством ТС и Российской Федерации правила таможенного регулирования, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.

Административные правонарушения в области таможенного дела в ТС посягают на экономические интересы и безопасность государств – членов ТС, населения стран, экологическое благополучие, морально-нравственные устои общества.

Нормативной основой административной ответственности в сфере таможенного дела на таможенной территории РФ является КоАП РФ, который определяет систему административных наказаний и принципы их применения; круг субъектов, уполномоченных привлекать виновных лиц к административной ответственности; процедуру привлечения к административной ответственности и ее процессуальную форму, а также составы административных проступков в сфере таможенного дела.

Учитывая интеграционные особенности таможенного регулирования (ст. 1 ТК ТС; ст. 2 Федерального закона о таможенном регулировании) на современном этапе, противоправные деяния в области таможенного дела посягают на общественные отношения в сфере:

  • • порядка перемещения товаров и средств международной перевозки через таможенную границу ТС;
  • • порядка их перемещения по единой таможенной территории ТС при нахождении под таможенным контролем;
  • • порядка таможенного оформления, выпуска и использования товаров и средств международной перевозки в соответствии с заявленной таможенной процедурой;
  • • применения мер таможенного контроля;
  • • правил установления и взимания таможенных платежей;
  • • правил предоставления участникам внешнеэкономической деятельности таможенных льгот и пользования ими;
  • • реализации властных отношений между таможенными органами и лицами, осуществляющими права владения, пользования и распоряжения товарами и транспортными средствами (нормальную работу таможенных органов).

Глава 16 КоАП РФ «Административные нарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)» содержит 24 статьи, закрепляющие составы таможенных правонарушений.

Согласно Решению Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 05.07.2010 № 50 в рамках ТС квалификации по составам гл. 16 КоАП РФ подлежат правонарушения, выявленные на таможенной территории РФ, а также правонарушения, выявленные за пределами таможенной территории РФ, если они связаны с недоставкой товаров (документов к ним), выпущенных таможенными органами РФ в соответствии с процедурой транзита.

Нормы гл. 16 КоАП РФ – это юридическое основание административной ответственности в области таможенного дела. Фактическим основанием для наступления административной ответственности является реально совершенное нарушение таможенных правил, которое, как уже отмечалось, должно обладать совокупностью объективных и субъективных признаков (составом): объектом таможенного правонарушения; объективной стороной таможенного правонарушения; субъектом таможенного правонарушения; субъективной стороной таможенного правонарушения.

Общий признак для всех видов правонарушений в сфере таможенного дела – посягательство на общественные отношения, урегулированные нормами таможенного права ТС и Российской Федерации.

Также следует напомнить, что к компетенции таможенных органов относятся и иные виды административных правонарушений, которые таможенные органы правомочны пресекать (возбуждать дела об административных правонарушениях): правонарушения в области валютного законодательства – ст. 15.25 «Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования»; в области предпринимательской деятельности, ответственность за которые предусмотрена ст. 14.10 «Незаконное использование товарного знака», в области охраны собственности – ч. 1 ст. 7.12 «Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав»; административные правонарушения, связанные с неуплатой административного штрафа, – ч. 1 ст. 20.25 «Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом» и другие нормы КоАП РФ.