Оглавление:

Документооборот в автомобильных грузоперевозках

Знакомая ситуация для многих автоперевозчиков: на загрузке водителю дают пакет документов для отметки грузополучателем. Часто эти отмеченные грузополучателем документы служат основанием для оплаты выполненной поездки транспортной компании. К сожалению, не все участники рынка грузоперевозок или потребители услуг грузовых автоперевозок имеют чёткое представление о процессе документооборота в грузоперевозках.

Начнём с основного документа — транспортной накладной. Ст. 2 Устава автомобильного транспорта и наземного электрического транспорта вводит такое определение этого документа: транспортная накладная — перевозочный документ, подтверждающий заключение договора перевозки груза. Раздел II ст. 9 постановления правительства №272 от 15.04.2011 года устанавливает количество накладных для каждой партии груза: «Транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется на одну или несколько партий груза, перевозимую на одном транспортном средстве, в 3 экземплярах (оригиналах) соответственно для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика».

Другими словами, транспортная накладная — это перевозочный документ, который служит подтверждением заключения договора перевозки между перевозчиком и грузоотправителем. Со стороны грузоотправителя транспортная накладная заверяется подписью ответственного лица и печатью организации, со стороны перевозчика — подписью водителя и печатью организации-перевозчика (при её наличии). На выгрузке грузополучатель ставит отметку о принятии груза, заверяя её подписью ответственного лица и печатью организации.

И на погрузке, и на выгрузке все участники перевозочного процесса имеют право вносить свои замечания и отметки в специально предназначенные для этого графы (17-ый раздел транспортной накладной).

Вы можете посмотреть изображение транспортной накладной, кликнув на изображение ниже, или скачать транспортную накладную в формате Microsoft Excel.

Следующий документ, который применяется при перевозке грузов, это товарно-транспортная накладная. Форма товарно-транспортной накладной №1-т, утвержденная постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. №78 служит для учёта движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом. До введения транспортной накладной этот документ применялся в качестве основного перевозочного документа. Товарно-транспортная накладная применяется и сегодня, так как никаких указов или постановлений об отмене этого документа не было, но, с другой стороны, постановление правительства №272 от 15.04.2011 года не предусматривает оформление товарно-транспортной накладной. Министерство финансов России в двух письмах от 17 августа 2011 г. №03-03-06/1/492 и №03-03-06/1/500, рассмотрев различные ситуации, пришло к следующим выводам о применении товарно-транспортных и транспортных накладных:

  1. Если есть договор перевозки груза, то подтверждение затрат на перевозку этого груза автомобильным транспортом и самого факта его транспортировки осуществляется на основании как транспортной накладной, так и товарно-транспортной накладной;
  2. Если грузоотправитель самостоятельно доставляет товар до склада покупателя, без привлечения к перевозке транспортной компании, возникают гражданско-правовые отношения при оказании услуг по перевозке, связанные с необходимостью согласования условий и стоимости перевозки груза, а также места и даты доставки груза. В этом случае затраты на перевозку груза и факт его транспортировки также подтверждаются как транспортной накладной, так и товарно-транспортной накладной по форме №1-Т;
  3. Если договор перевозки не заключался и покупатель собственным транспортом вывозит товар со склада грузоотправителя (то есть, происходит самовывоз), то услуги по перевозке груза не оказываются и транспортная накладная не составляется, а затраты на перевозку груза и факт его транспортировки подтверждаются путевым листом на транспортное средство.

Вы можете скачать товарно-транспортную накладную в формате Microsoft Excel или посмотреть образец, кликнув по нему.

Постановление правительства №272 от 15.04.2011 ввело такой документ, как заказ-наряд. Глава II, статья 13 этого постановления гласит: «Перевозка груза с сопровождением представителя грузовладельца, перевозка груза, в отношении которого не ведется учет движения товарно-материальных ценностей, осуществляется транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования транспортного средства для перевозки груза (далее — договор фрахтования), заключаемого, если иное не предусмотрено соглашением сторон, в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства по форме согласно приложению №5 (далее — заказ-наряд)».

Фрахтователь (заказчик) подаёт заказ-наряд фрахтовщику (перевозчику). В течение трёх дней перевозчик обязан рассмотреть заказ-наряд и либо принять его, либо вернуть фрахтователю с письменным обоснованием невозможности выполнения заказ-наряда.

Заказ-наряд составляется в трёх экземплярах. Один экземпляр остаётся у фрахтователя (заказчика), второй и третий — у перевозчика. После выполнения перевозки один экземпляр остаётся у перевозчика, а другой экземпляр с необходимыми отметками прилагается к счёту за оплату за фрахтование автомобиля.

Вы можете скачать форму заказ-наряда в формате Microsoft Word. Образец заказ-наряда приведён ниже (изображение масштабируемо, кликните для увеличения).

Товарная накладная — это первичный бухгалтерский документ, который применяется для оформления продажи или отпуска товарно-материальных ценностей организации-контрагенту. Существует унифицированная форма товарной накладной ТОРГ-12, которая утверждена постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 №132. Впрочем, товарная накладная может отличаться от унифицированной формы ТОРГ-12. Организация может разработать и применять свою собственную форму товарной накладной. К грузоперевозкам этот документ не имеет отношения.

На практике большинство грузовладельцев забывают о том, что организация и прохождение документооборота — задача, не входящая в компетенцию перевозчика. Существующие законодательные акты никак не регламентируют предоставление подписанных документов перевозчиком, а оплата выполненных услуг не зависит от документооборота. Фактически, перевозчик отмечает транспортную накладную для себя, чтобы в случае каких-либо сомнений (например, если грузополучатель не хочет отправлять подписанную товарную накладную грузоотправителю или если грузополучатель заявляет о браке в доставленном товаре) предоставить грузоотправителю подтверждение факта отсутствия претензий у грузополучателя по качеству и срокам доставки груза.

Как правило, пользователи щебня не создают локальных площадок для складирования и хранения нерудных строительных материалов непосредственно в зоне дислокации строительного объекта (за исключением стационарных бетонных и асфальтобетонных заводов). В таких случаях более выгодным и технологически целесообразным вариантом выступает доставка щебня и песка с использованием автомобильного транспорта специализированных сторонних организаций, имеющих достаточный опыт выполнения подобных работ.

Автотранспорт компании НерудБизнесТорг приспособлен не только для перевозок сыпучих нерудных материалов. На автомобилях автопарка компании осуществляется также адресная доставка бетона и асфальта на строительные объекты с постоянно меняющейся дислокацией в процессе дорожно-строительных работ. Поставляемый компанией НерудБизнесТорг щебень соответствует показателям качества, регламентируемым ГОСТ 8267-93 «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия» и широко используется во всех областях строительной отрасли, включая производство бетона и асфальтобетона, возведение фундаментов, укладку дренажей, дорожно-строительные работы.

Основные преимущества самосвалов перед бортовыми автомобилями для перевозки щебня

Автомобили-самосвалы представляют собой специализированные грузовые автомобили, предназначенные для массовых перевозок навалочных и насыпных грузов. По сравнению с бортовыми грузовыми автомобилями самосвалы «наделены» следующими достоинствами:

  • конструкция погрузочной емкости самосвала, называемой «платформой», обеспечивает универсальность применения автомобильного средства;
  • кузова-платформы самосвалов представляют собой сварные металлические конструкции, обладающие повышенной механической прочностью по отношению к ударным воздействиям при погрузках ковшовыми погрузчиками и экскаваторами;
  • полная механизация процесса разгрузки за счет естественного ссыпания груза при наклоне платформе;
  • высокая скорость разгрузки доставленного щебня.

Доставку щебня на объекты пользователей компания НерудБизнесТорг осуществляет с использованием собственных самосвалов различной грузоподъемности в зависимости от объема заказа на поставку.

Основные требования к транспортировке щебня

Самосвалы хорошо подходят для транспортировки щебня, поскольку современные автосредства отличаются высокой грузоподъемностью и способны осуществлять доставку щебня на большие расстояния. Организацию адресных перевозок щебня выполняют в соответствии с «Общими правилами перевозок грузов автомобильным транспортом», утв. Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971г. с изм. от 21.05.2007г., и Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» от 15.04.2011г. за № 272. Согласно установленным правилам, перевозчики должны обеспечивать следующие требования к транспортированию щебня по дорогам Московского региона:

  • засыпку щебня при погрузке осуществлять исключительно по бортам самосвала;
  • кузов самосвала должен накрываться специальным плотным тентом.

Использование самосвальной автомобильной техники для адресных поставок щебня позволяет оперативно доставлять столь необходимый строительный материал на объекты, к которым еще не проложены нормальные подъездные дороги, с минимальными эксплуатационными расходами.

Часто задаваемые вопросы.

В этом разделе мы ответим на вопросы, касающиеся перевозки грузов. Если вы не нашли ответа на свой вопрос — можете задать его либо нам по телефону, либо отправив письмо с вопросом на наш электронный адрес. Мы постараемся ответить на все ваши вопросы, касающиеся грузовых перевозок автотранспортом. Имейте ввиду, что мы не перевозим опасные и негабаритные грузы, поэтому мы не сможем дать квалифицированный и точный ответ на вопросы, касающиеся таких перевозок.

Читайте так же:  Где маме получить пособие

Какие документы нужны для перевозки груза автомобильным транспортом?

В большинстве случаев, для провоза груза по территории России достаточно транспортной накладной. Товарно-транспортная накладная и товарная накладная не являются необходимыми документами для провоза грузов. Для сельскохозяйственных грузов карантинный сертификат необходим, если продукция едет из подкарантинного региона или же если товар ввезён из-за границы. Как показывает практика, на постах ДПС сотрудники ГИБДД требуют карантинный сертификат в любом случае при перевозке любого сельскохозяйственного груза; проследить наличие эпидемий в конкретном регионе довольно-таки сложно, а у водителя, находящегося за рулём автомобиля эта возможность практически отсутствует.

Какие нормативные документы регулируют автомобильные перевозки грузов?

В Российской Федерации действуют следующие нормативно-правовые акты, регулирующие грузоперевозки:

Вы можете скачать интересующий вас документ в формате Microsoft Word, щёлкнув на названии.

Какие сроки доставки груза?

Сроки доставки грузов автомобильным транспортом определяются условиями договора перевозки. Если сроки не установлены в договоре перевозки, то они исчисляются из расчёта 300 километров в сутки в междугороднем сообщении (глава V, ст. 63, часть «б» Постановления Правительства №272 от 15 апреля 2011 года). В городском и пригородном сообщении доставка осуществляется в течение суток (глава V, ст. 63, часть «а» Постановления Правительства №272 от 15 апреля 2011 года).

Кем осуществляется упаковка груза?

Согласно Постановления Правительства №272 от 15 апреля 2011 года, погрузка и разгрузка осуществляются грузоотправителем и грузополучателем соответственно, если иное не предусмотрено договором перевозки. Также, грузоотправитель обязан маркировать каждое грузовое место, если оно упаковано, следовательно, упаковка груза ложится на плечи грузоотправителя.

Как оплачивается простой автомобиля?

Обычно, ставка простоя оговаривается заранее. Грузоотправитель зачастую знает о существовании проблем на выгрузке у каждого конкретного грузополучателя и предупреждает перевозчика о возможности простоя. На этом же этапе оговаривается и компенсация перевозчику за простой его транспорта. Суммы и порядок исчисления закрепляются в договоре перевозки груза.
В случае если сумма не оговорена в договоре перевозки, она рассчитывается согласно ст. 35, п. 4. Устава автомобильного транспорта и наземного электрического транспорта и она составляет 5% от ставки фрахта за каждый полный час простоя при перевозке в городском или пригородном сообщении и 1% среднесуточной провозной платы при перевозке в междугородном сообщении (расчёт срока доставки — см. ответ выше).
Время начала простоя автотранспортного средства определяется либо из договора перевозки, в котором указывается нормативное время погрузочных и разгрузочных операций, либо из Приложения №6 Постановления Правительства №272 от 15 апреля 2011 года, согласно этого Постановления, нормативное время выгрузки 20 тонн из фуры составляет 72 минуты.

Как производится оплата перевозки груза?

Оплата перевозки грузов по России может осуществляться как авансовым платежом, так и основываясь на кредитной форме расчёта. Разумеется, кредитная форма оплаты перевозки допускается с зарекомендовавшими себя клиентами. Отсрочка платежа определяется индивидуально, в зависимости от цен перевозки. Если коротко описать алгоритм принятия решения о предоставлении отсрочки платежа, то получится примерно следующее: небольшие суммы фрахта — небольшая отсрочка, средние — большая или средняя отсрочка платежа, большие суммы — небольшая отсрочка. Но в любом случае, окончательное решение принимается после анализа клиента и его истории.

Как рассчитываются тарифы на доставку груза?

Тарифы на грузоперевозки нашей компании весьма демократичны. С одной стороны, мы довольно крупная транспортная компания и поставщики запчастей дают нам скидки большие, чем могут позволить себе частники. Топливные компании также дают на скидки за счёт большого потребления дизельного топлива. С другой стороны, мы — мобильная и не отягощённая излишним административным аппаратом компания, следовательно, издержки на содержание офиса у нас не самые большие.
Тарифы рассчитываются исходя из направления перевозки и расстояния перевозки. За последние 12 лет сложилась ситуация, когда нет чёткой ставки за километр, как, например, в такси. Сейчас действующие тарифы определяются состоянием рынка.
Для постоянных клиентов, которые работают с нами давно и не используют нас в качестве «скорой помощи», наши тарифы постоянны и не меняются из-за сезонных рыночных явлений. На изменение тарифов постоянных клиентов влияет цена дизельного топлива и показатель инфляции в стране, что, в общем-то, логично. Заметим, что ни один диспетчер не может удерживать цены в период сезонных колебаний по простой причине — отсутствие собственного транспорта.

Действительно ли страховка груза необходима?

Принимать решение о страховании груза должен тот, кто платит за перевозку. Постараемся максимально подробно ответить на этот вопрос и разберём 3 типа страховок.

  1. Страхование ответственности экспедитора. Разумеется, многие диспетчеры хвастаются наличием полиса страхования ответственности. Но мы ни разу не видели, чтобы они рассказывали, чем может помочь им эта страховка. Для страховых компаний эти страховки — золотое дно, т. к. договоры страхования строги и любое, даже самое лёгкое отклонение от пунктов договора, автоматически лишает выгодоприобретателя права на получение страховой суммы. Например, пункт договора о том, что водитель не должен управлять автомобилем в болезненном или утомлённом состоянии практически не выполним хотя бы по ряду объективных причин — нет абсолютно здоровых людей (в медицине применяется понятие «практически здоров»), нет абсолютно отдохнувших людей. Кроме того, само доказательство «отдохнутости» и «здоровости» водителя в момент совершения событий, предусмотренных страховым договором, как можно понять, невыполнимо практически. Кроме того, от диспетчера требуют целый ворох различных документов (договор перевозки в оригинале с оригинальными «мокрыми» печатями на момент заключения договора перевозки, например, что невыполнимо при привлечении нового перевозчика), а это только затрудняет поиск автомобилей.
  2. Страхование ответственности перевозчика. Примерно та же история, что и со страхованием ответственности экспедитора. Те же пункты об «здоровости» и «неутомлённости». Основная разница — отсутствуют пункты об оригинальных договорах (они заменяются пунктами о трудовых договорах, но трудовые договоры обычно оформлены по ТК РФ).
  3. Страхование груза от порчи и утраты. Оформляется грузоотправителем. Самая действенная, но и самая дорогая страховка. Кроме того, для получения максимального шанса на выплату страховой суммы, необходимо страховать каждую партию груза (одна перевозка — одна страховка). Эта страховка является разновидностью страхования имущества, следовательно, пунктов об усталости и абсолютном здоровье водителя в договоре страхования не может быть.

В любом случае, принимать решение о необходимости страхования — это прерогатива того, кто оплачивает грузоперевозки и вообще логистическую составляющую бизнеса.

В какой срок вы можете предоставить машину под погрузку?

Наша транспортная компания исходит из принципа плановости и ритмичности. Мы стараемся распределять автомобили между нашими клиентами заранее. Поэтому предоставление автомобиля «день в день» не всегда возможно. Впрочем, расположение наших автомобилей по регионам меняется ежечасно, а благодаря установленной у нас системе GPS-мониторинга транспорта, мы можем давать ответ о наличии транспорта в интересующем Вас регионе практически мгновенно.
Тем не менее, просим заказывать машины заранее — за 48 часов до погрузки.

Адрес: г. Краснодар, ул. Рашпилевская, д. 121

Правила перевозки сыпучих грузов автомобильным транспортом

Здравствуйте. Существуют ли категории грузов, которые не надо укрывать пологом? Например камни или уголь.

Ответы юристов (5)

Согласно статьи 3 «Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», и Постановлению Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 года №272 на перевозчика распространяются следующие правила при перевозке сыпучих грузов

  • Сыпучие грузы позволено перевозить с использованием специально предназначенных для этого прицепов, цистерн, контейнеров. При этом автомобиль может быть стандартным грузовиком, самосвалом или иным видом автомобильного транспорта;
  • Перевозка сыпучих грузов в стандартном прицепе без тары запрещается;
  • Специализированный прицеп необходимо завесить тентом с надежным креплением, или другими видами покрытий, таких как брезент, ткань с резиновой основой и др.;
  • Если прицеп не тентованный, уровень сыпучего груза не должен превышать уровня бортов прицепа. При этом груз все же необходимо укрыть пологом (толстым матерчатым или резиновым покрытием);
  • Масса и объем груза не должны быть сверх указанных параметров грузоподъемности автомобиля.

Это относится ко всем сыпучим грузам, в том числе к камням и углю

Есть вопрос к юристу?

Отличительной чертой сыпучих грузов является насыпная масса. К ним относиться камень, гравий, песок, щебень.

Подразделяют обычно три вида сыпучих грузов — кусковые, гранулированные, пылеобразные. то есть интересующие Вас камень и уголь попадают под эти категории.

Валентин, добрый вечер.
И камни и уголь подходят под определение сыпучий груз и отдельно на категории не определяются. За неправильную перевозку предусмотрена ответственность.

Читайте так же:  Ребенок инвалид дцп какие льготы

Статья 12.21. Нарушение правил перевозки грузов, правил буксировки
[Кодекс РФ об административных правонарушениях]
[Глава 12]
[Статья 12.21]

1. Нарушение правил перевозки грузов, а равно правил буксировки —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

«Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом» (утв. Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971) (с изм. от 21.05.2007)

1. Поверхность сыпучего груза, перевозимого навалом, не должна выступать
за края бортов кузова самосвала, так как это не даст грузу высыпаться
во время движения подвижного состава. Обязательно перевозчик должен
обеспечить укрытие бортов кузова пологами;
2. Перевозить сыпучие грузы в автомобильных контейнерах разрешается
только в специальной таре. Если ее не предоставляет перевозчик, заказчик
может приобрести тару по объявлению в газете или журнале о
строительстве, там Вы найдете довольно много предложений о продаже и
прокате специальной тары и любых других видов упаковочных материалов;
3. Перевозчик должен накрывать сыпучий груз, перевозимый в кузове,
брезентом или специальным покрытием. Это поможет избежать высыпания
части груза на обочину или дорогу.

Вопрос транспортировки сыпучих грузов практически не отрегулирован нормативными актами.

Так в административном кодексе указано следующее

Статья 12.21. Нарушение правил перевозки грузов, правил буксировки[Кодекс РФ об административных правонарушениях] [Глава 12] [Статья 12.21]

1. Нарушение правил перевозки грузов, а равно правил буксировки —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

В ОБЩИХ ПРАВИЛАХ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ (с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 21.05.2007 N ГКПИ07-257)

Раздел 5. ПРАВИЛА ПОГРУЗКИ И РАЗГРУЗКИ ГРУЗОВ(СТ. СТ. 21, 23, 53, 54, 57, 58, 61 УСТАВА АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА РСФСР) ссылка на правила http://ozpp.ru/laws2/postan/pravila657.html.

§ 6. Грузоотправитель и автотранспортное предприятие или организация при перевозке грузов обязаны в пределах объемов грузов, указанных в заказе (заявке) грузоотправителя (грузополучателя), производить загрузку подвижного состава до полного использования его вместимости, но не выше его грузоподъемности.При массовых перевозках легковесных грузов (в том числе сельскохозяйственных грузов) автотранспортное предприятие или организация обязаны наращивать борта или принимать другие меры, обеспечивающие повышение использования грузоподъемности подвижного состава.

При погрузке сыпучих грузов, перевозимых навалом, поверхность груза не должна выступать за верхние края бортов подвижного состава в целях предотвращения высыпания груза при движении.

Согласно Правил дорожного движения.

23.2. Перед началом и во время движения водитель обязан контролировать размещение, крепление и состояние груза во избежание его падения, создания помех для движения.

23.3. Перевозка груза допускается при условии, что он:

  • не ограничивает водителю обзор;
  • не затрудняет управление и не нарушает устойчивость транспортного средства;
  • не закрывает внешние световые приборы и световозвращатели, регистрационные и опознавательные знаки, а также не препятствует восприятию сигналов, подаваемых рукой;
  • не создает шум, не пылит и не загрязняет дорогу и окружающую среду.

Если состояние и размещение груза не удовлетворяют указанным требованиям, водитель обязан принять меры к устранению нарушений перечисленных правил перевозки либо прекратить дальнейшее движение.

Т.е. про необходимость укрытия сыпучих грузов и к требованиям предъявляемым к укрываемому материалу нигде по в нормативно-правовых актах не указывается.

Главный принцип указан к транспортировки грузов указан в п.23.3 ПДД

При этом для отдельных грузов используется специализированный транспорт-цистерны указанные в Перечне

специализированных транспортных средств

1. Транспортные средства с кузовом-фургоном:

фургоны с отоплением кузова.

2. Транспортные средства — цистерны:

цистерны для перевозки сыпучих, порошкообразных, пылевидных строительных материалов, в том числе цементовозы;

цистерны для перевозки сыпучих пищевых продуктов: мука, зерно, комбикорм, отруби;

Т.е. вы как будете соблюдать принцип указанный в п.23.3. ПДД и Общих правилах зависит от Вас, главное чтобы он не нарушал законы. Может вы изобрели ноу-хау для перевозок сыпучих грузов при которых будут выполняться условия в ПДД без укрытия пологом.

Здравствуйте, Валентин. По сути все зависит от содержания договора на перевозку предприятия автотранспортным предприятием. Административной ответственности за нарушение практически нет. Согласно «Общим правилам перевозок грузов автомобильным транспортом» полог используется только для укрытия зерна, сахарной свеклы… Камни и уголь подлежат перевозке согласно правилам перевозок грузов навалом. Правила перевозки навалом не содержат требования укрытия пологом.

Раздел 26. ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ НАВАЛОМ
§ 1. Настоящие Правила предусматривают условия перевозок угля, руды всех групп, камней природных, а также нерудных строительных материалов: песка, песчано — гравийной смеси, гальки, гравия, щебня, известняка, мела, бутового камня и его отходов, керамзита, грунта (в том числе растительной земли, глины, торфа); отходов металлургического производства (золы, огарков, шлака и др.), снега в отвал, мусора и других подобных грузов.Указанные Правила не распространяются на перевозку сельскохозяйственных грузов и сантехнических изделий.§ 2. Грузоотправитель обязан производить механизированную погрузку грузов, учитывая при этом, что вес груза в ковше погрузочного механизма за один цикл не должен превышать 1/3 грузоподъемности подвижного состава. Ковш погрузочного механизма должен находится на высоте не более 1 м от днища кузова подвижного состава.§ 3. При погрузке грузов водитель не должен находится в кабине автомобиля. Грузоотправителю запрещается перемещать груз над кабиной автомобиля.§ 4. После выгрузки груза автомобили должны быть очищены грузополучателем от остатков этого груза.В случаях, когда по условиям договора автотранспортное предприятие или организация освобождается от обязанности сдавать груз грузополучателю (при перевозке грунта в отвалы, снега и других грузов, по которым не ведется складского учета), очистка автомобилей от остатков груза должна производиться грузоотправителем.§ 5. Автотранспортное предприятие или организация совместно с грузоотправителем в годовом договоре или разовом заказе устанавливают согласованный порядок оповещения водителя о подаче автомобиля под погрузку (звуковыми или световыми сигналами), а также определяют способы обозначения места постановки автомобиля под погрузку (вешками, знаками, указателями и т.д.).§ 6. В целях обеспечения техники безопасности при осуществлении перевозок грузов из карьеров грузоотправитель обязан:- ограждать проезжую часть дороги внутри карьера со стороны нижнего откоса земляным валом или защитной стеной высотой не менее 0,7 м, при наличии уклона дороги внутри карьера более 8 град. оборудовать участки дороги длиной 50 — 100 м с нулевым уклоном на расстоянии, не превышающем 100 м от начала подъема дороги;- на погрузочных площадках, имеющих уклоны, устанавливать упоры под колеса автомобиля;- своевременно очищать поверхность дороги от снежных заносов, породы и т.д., препятствующих движению автомобиля;- поливать при необходимости поверхность дороги внутри карьера для удаления пыли;- освещать места работы внутри карьера во избежание ослепления водителя;- не допускать концентрации газов в карьере выше установленных норм.§ 7. Грузоотправитель и автотранспортное предприятие или организация должны составлять график подачи подвижного состава с учетом графика проведения взрывных работ.§ 8. Прием к перевозке от грузоотправителя и сдача грузополучателю грузов навалом при наличии автомобильных весов у грузоотправителя и грузополучателя осуществляются автотранспортным предприятием или организацией по весу.При отсутствии автомобильных весов у грузоотправителя вес груза может определяться по соглашению между автотранспортным предприятием или организацией и грузоотправителем расчетным путем, по обмеру и объемному весу или условно.Грузы, перевозимые навалом или насыпью, прибывшие в исправных автомобилях без признаков недостачи, выдаются грузополучателю при отсутствии автомобильных весов у грузополучателя без проверки веса.При перевозке грунта в отвалы, снега и других грузов нетоварного характера автотранспортные предприятия или организации по условиям договора могут быть освобождены от обязанности сдавать груз грузополучателю.§ 9. Перевозки однородных грузов от одного грузоотправителя в адрес одного грузополучателя оформляются одной товарно — транспортной накладной, одним актом замера или взвешивания суммарно на всю работу, выполненную автомобилем в течение смены. При этом оформление промежуточных ездок производится выдачей грузоотправителем водителю автомобиля талона на каждую отдельную ездку в соответствии с разделом 6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом в РСФСР (Правила оформления перевозочных документов).

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Договор перевозки груза

Когда компании требуется доставить куда-либо имущество, она, как правило, заключает сделку с контрагентом-перевозчиком. Для этого нужен договор перевозки груза. Читайте в статье, что проверить в документе, а также пользуйтесь образцами договоров.

Договор перевозки: особенности и существенные условия

Нередко компании необходимо доставить то или иное имущество по назначению. Большинство организаций не занимается транспортировкой самостоятельно, а нанимает компанию-перевозчика. Чтобы оформить сделку, подписывают договор перевозки груза.

Договор перевозки – это соглашение, которое составляют по правилам главы 40 ГК РФ. Если просто понадобилось перевезти имущество, заключают разовый договор – непосредственно договор перевозки груза (ст. 785 ГК РФ). Например, когда офис открывают по новому адресу и нужно отправить туда мебель и оргтехнику. Или когда речь идет об однократной передаче имущества контрагенту компании. Если организация занимается поставками продукции, оборудования, товаров, ей потребуется постоянное сотрудничество с транспортной компанией. Тогда оформляют соглашение об организации перевозок (ст. 798 ГК РФ).

Читайте так же:  Приказ об сокращении ставки

Образец договора перевозки груза

Договор перевозки груза автомобильным транспортом (долгосрочный)

О самом договоре грузоперевозок говорится в статье 785 ГК РФ. Согласно этой статье исполнитель сделки берет на себя обязанность доставить имущество в пункт назначения и передать адресату. Сторонами договора перевозки выступают перевозчик (исполнитель) и отправитель (заказчик). Грузополучатель (или просто получатель) как самостоятельная сторона договора не фигурирует. Договор заключают между отправителем и перевозчиком.

Обратите внимание, что:

  1. Распространенное выражение «договор транспортных услуг» как самостоятельное понятие в ГК не используют. Под ним подразумевают или договор об организации перевозок, или договор экспедиции.
  2. Отправитель выдает перевозчику транспортную накладную или иной документ на груз, который указали в соответствующем транспортном уставе или кодексе. Выдача накладной подтверждает заключение договора (п. 2 ст. 785 ГК РФ).

Существенные условия договора перевозки груза

В статье 784 ГК РФ сказано, что условия различных соглашений о перевозке определяют согласно уставам и кодексам, иным законам и подзаконным актам (п. 2 ст. 784 ГК РФ). При этом предмет соглашения всегда относится к существенным условиям (ст. 432 ГК РФ). Таким образом, существенные условия договора перевозки зависят от того, каким именно видом транспорта пользуется перевозчик. Например, если это автомобильная транспортировка, руководствуйтесь Уставом автомобильного транспорта, а также Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом (ППГАТ) и другими соответствующими актами.

Учитывайте, что в судебной практике нет единого мнения, какие именно условия, кроме предмета, относятся к существенным для такого типа договоров.

В разделе о предмете договора перевозки пишут, что:

  1. Перевозчик обязуется доставить груз, который получит от отправителя, в конкретное место назначения. Также он обязан передать это имущество получателю.
  2. Отправитель обязан оплатить услуги перевозчика. Цену договора указывают отдельно. Следует учесть, что многие суды считают провозную плату существенным условием для данного типа договоров.

Кроме того, обязательно нужно конкретизировать:

  1. Какое именно имущество отправитель передает перевозчику. Потребуется точно перечислить все объекты и характеристики каждого из них. Укажите вид груза, наименование, вес, габариты, количество.
  2. Из какого пункта нужно забрать и по какому адресу следует доставить груз.
  3. Кто является получателем.

Если один из этих моментов упустить, условие о предмете может остаться несогласованным, что повлечет незаключенность договора. Также часть судов считает существенным условие о сроке доставки и порядок расчетов. А некоторые – характеристики транспорта и условия его предоставления.

На что отправителю обратить внимание в договоре перевозки груза

Когда отправитель проверяет текст договора перевозки, нужно учесть не только существенные условия. Например, для отправителя удобно, чтобы в условии о предоставлении автотранспорта включили пункт, что механизмы для погрузки и выгрузки обеспечивает перевозчик. По умолчанию это должен делать отправитель (п. 48 ППГАТ).

В условии об ответственности сторон можно предусмотреть, что перевозчик отвечает за:

  1. Невывоз груза по своей вине.
  2. Несвоевременное предоставление транспорта или контейнера.

Самого отправителя обязывают отвечать за:

  1. Непредъявление имущества к перевозке.
  2. Неиспользование транспорта или контейнеров без признаков непригодности.
  3. Задержку оплаты услуг перевозчика.

Кроме того, укажите в договоре перевозки груза:

  1. Порядок погрузки. Если нужно, чтобы имущество загрузил и выгрузил перевозчик, отметьте это особо. Иначе погрузку придется организовать отправителю, а выгрузку – получателю. Определите сроки погрузки и выгрузки. Также при необходимости укажите, что отдельные виды грузов нужно опломбировать, и в каком порядке отправитель это должен делать.
  2. Порядок признания груза утраченным.
  3. Объявленную стоимость имущества. Такое условие позволит взыскать с перевозчика долю объявленной стоимости, если груз будет поврежден, утрачен или при недостаче.
  4. Условия хранения имущества у перевозчика. Кто за это платит (отправитель или получатель), в каком размере и сколько времени максимум может храниться груз.
  5. Условие, что упаковать груз должен перевозчик. Если отправитель не знает, как это сделать правильно, лучше поручить это контрагенту. Данное положение позволит взыскать с перевозчика ущерб, если из-за неверной упаковки груз каким-то образом повредят или утратят.
  6. Особые свойства груза.
  7. Условие, что перевозчик обязуется принять надлежащие меры, чтобы предотвратить порчу или утрату имущества, в том числе кражу, а также пожар. Перечислите в договоре перевозки груза, какие именно меры надлежит принять перевозчику. Например, останавливаться только на охраняемых стоянках, передавать груз только в месте прибытия и только уполномоченному лицу и т. п.

Договор на перевозку грузов автомобильным транспортом

Договор на перевозку грузов автомобильным транспортом — образец данного документа может быть полезен при оформлении отношений между отправителем груза и перевозчиком. Формы такого договора и порядок его заключения будут подробно рассмотрены в статье.

Перевозки автомобильным транспортом (нормативная база)

Груз может отправить как организация, так и любое физическое лицо, в то время как перевозку может осуществлять исключительно юридическое лицо, обладающее лицензией на право заниматься такой деятельностью. Юрлицо при этом принимает на себя обязательства не только по своевременной доставке груза по назначению, но и по его загрузке, выгрузке, сохранности во время перемещения, выдаче получателю.

Согласно п. 1 ст. 4 № 259-ФЗ, выделяются следующие виды транспортного сообщения:

Таким образом, для каждого конкретного вида груза и маршрута перемещения возможно применение специальных правил перевозки.

Порядок транспортировки грузов регулируется:

  • гл. 40–41 ГК РФ;
  • законом «О транспортно-экспедиционной…» от 30.06.2003 № 87-ФЗ;
  • законом «Устав…» от 08.11.2007 № 259-ФЗ;
  • правилами перевозок грузов автотранспортом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 (далее — Правила).

Заключение договора автотранспортных услуг по перевозке грузов путем оформления транспортной накладной

Участниками соглашения такого рода являются отправитель груза и его перевозчик (п. 6 Правил). Договор перевозки грузов автомобильным транспортом заключается после получения от отправителя заявки на предоставление услуги, подтверждением чего является транспортная накладная (далее — ТН).

Согласно п. 2 ст. 8 ФЗ № 259, порядок оформления ТН регламентируется правилами транспортировки грузов. Без ее оформления и предоставления перевозчик не вправе принимать груз (п. 3 ст. 8 ФЗ № 259). Данный документ оформляется согласно установленной форме (приложение № 4 к Правилам), составляется на 1 либо несколько перевозок, при этом необходимо 3 экземпляра-оригинала (п. 9 Правил). После подписания ТН сторонами договор считается заключенным.

Что должен содержать типовой договор (накладная) на перевозку грузов автомобильным транспортом

После заключения договора на перевозку груза путем составления накладной перевозчик принимает на себя обязательство доставить его в пункт назначения и несет ответственность за его сохранность (п. 1 ст. 785 ГК РФ). Грузоотправитель оплачивает перевозку в размере, установленном в соглашении, на основании представления документов, указанных в договоре.

В частности, в накладной следует обязательно указать:

  • сведения о перемещаемом грузе;
  • дату загрузки и разгрузки;
  • адреса пунктов отправки и назначения;
  • стоимость перевозки;
  • способ оплаты.

Существенным условием договора являются сроки доставки груза. В случае их нарушения сторона, по вине которой произошла задержка, обязана уплатить штраф в размере 20% стоимости транспортировки (п. 1 ст. 34, п. 1 ст. 35 закона № 59-ФЗ).

Согласно п. 64 Правил, груз считается утерянным, если он не был доставлен грузополучателю в течение:

  • 10 дней с момента загрузки — при городской или пригородной перевозке;
  • 30 дней — при междугородней.

При этом и отправитель груза, и его получатель вправе выставить перевозчику требование о возмещении ущерба.

Разовый договор перевозки грузов автомобильным транспортом — как составить, где скачать образец

Согласно п. 5 ст. 8 ФЗ № 259, договор можно заключить не только путем оформления накладной, но и путем направления перевозчику соответствующей заявки. Заявка в подобном случае обычно отличается небольшим объемом и содержит всю необходимую информацию о перевозке.

В то же время следует понимать, что в силу п. 5 ст. 8 ФЗ № 259 заявка не является самостоятельным договором перевозки. Она заключается только при наличии договора об организации перевозок грузов, являясь дополнением к нему (приложением). Составляется заявка в форме таблицы, в которой указываются все необходимые параметры запрашиваемой услуги.

Таким образом, соглашение о перемещении груза автомобильным транспортом составляется в следующих формах:

  • в виде транспортной накладной;
  • в виде договора о перевозке и заявки.

Примечание: все условия, которые могут содержаться в накладной (описывались выше), актуальны и для договора перевозки, к которому прилагается заявка.

Таким образом, оформление соглашений о перевозке грузов автомобильным транспортом имеет много важных нюансов, которые следует учитывать при их заключении. Стороны вправе избрать любой способ заключения договора (оформление накладной или составление договора и заявки). Образец договора перевозки грузов с приложением заявки вы можете найти на нашем сайте.