Большая сделка по Brexit: о чем Мэй договорилась с ЕС

The Times: стали известны условия договора Терезы Мэй по Brexit

Премьер-министр Великобритании Тереза Мэй договорилась с Евросоюзом о доступе британских финансовых компаний на европейские рынки. Остается нерешенным вопрос о границе между Северной Ирландией и Республикой Ирландией. Любое торможение сделки по Brexit негативно сказывается на британской экономике, предупреждают аналитики.

После выхода Великобритании из Евросоюза британские финансовые компании будут иметь доступ к европейским рынкам. Такую предварительную сделку заключили премьер-министр Великобритании Тереза Мэй и ЕС, сообщает The Times со ссылкой на правительственные источники.

Стороны договорились о партнерстве в сфере услуг и об обмене данными.

Доступ на европейские рынки будет сохраняться, пока британское законодательство в финансовой сфере будет согласоваться с европейскими нормами.

По словам министра по выходу Великобритании из ЕС Доминика Рааба, правительство ожидает завершения обсуждений по соглашению с Брюсселем в течение трех недель.

В настоящий момент доступ на финансовый рынок Евросоюза может быть закрыт в одностороннем порядке с уведомлением за месяц до вступления такого решения в силу. Однако новое соглашение предполагает регламентирование более широким торговым договором, пояснили источники.

Брюссель и Лондон смогут устанавливать свои правила финансового регулирования, но проконсультировавшись друг с другом. Если Евросоюз посчитает, что нормы Великобритании выходят за рамки его собственных, он может отказать в доступе к рынкам британским компаниям. Такое радикальное решение можно будет оспорить в арбитраже.

Вместе с тем вопрос о границе между Северной Ирландией и Республикой Ирландией остается открытым, но «мы не так далеки от соглашения по этому вопросу», написал Рааб в письме, адресованном профильному комитету палаты общин британского парламента.

Речь идет о сохранении Северной Ирландии в составе общего рынка ЕС и таможенного союза, механизм которого не согласован сторонами. Ранее Мэй заявляла, что предложение властей ЕС, при котором Северная Ирландия оказывалась бы внутри таможенной зоны, существующей отдельно от территории Великобритании, Лондон принять не может.

Ранее премьер-министр Мэй заявляла, что уже достигнуты договоренности по вопросам безопасности и транспорта. «Соглашение с ЕС об условиях Brexit готово на 95%», — заявляла Мэй 23 октября.

Референдум о выходе Великобритании из состава ЕС проходил в июне 2016 года.

Большинство (51,89%) британцев поддержали развод с Брюсселем.

Тогдашний премьер Дэвид Кэмерон после этого подал в отставку, а к власти пришло правительство Мэй, которому предстояло провести Brexit.

В сентябре президент Европейского совета Дональд Туск после неформального саммита лидеров стран ЕС в Зальцбурге заявил, что британский план Brexit не сработает, а предложенная структура экономического взаимодействия не будет жизнеспособной. Туск призвал лидеров Евросоюза быть готовыми к выходу Великобритании из союза без достижения сделки с Брюсселем. Британский премьер настаивала на установлении общих торговых правил между Евросоюзом и Великобританией после выхода Лондона из объединения.

Стороны должны найти компромисс до декабря, чтобы соглашение было вовремя передано на утверждение Европарламентом, в противном случае 29 марта 2019 года выход Великобритании из ЕС пройдет без сделки, а торговые отношения между Лондоном и Брюсселем будут установлены по общим правилам для стран-членов ВТО.

Отказ Мэй проявлять гибкость в вопросе Brexit вызывает недовольство не только в Брюсселе. Британский кабинет министров находится в состоянии войны с планом премьер-министра страны Терезы Мэй , писало агентство Bloomberg 24 октября. Отмечалось, что встреча премьера с членами консервативной партии, во время которой обсуждался план по Brexit, переросла в «открытый конфликт».

Тереза Мэй в настоящее время переходит от одного кризиса к другому, что ставит вопросы о сохранении ею поста премьера в будущем, говорится в материале агентства. Аналитик Eurasia Group в Лондоне Муджтаба Рахман считает, что британский премьер-министр находится на данный момент в «самом опасном положении внутри страны». По словам эксперта, существует вероятность того, что Мэй в ближайшем будущем объявят вотум недоверия.

Вместе с тем рейтинговое агентство Standard & Poor’s предсказало длительный спад роста британской экономики в случае, если Терезе Мэй не удастся заключить соглашение по Brexit. В этом случае

уровень безработицы вырастет с 4 до 7,4% к 2020 году, подсчитали в S&P. Цены на недвижимость упадут на 10% в течение двух лет. Доходы домашних хозяйств снизятся на 2700 фунтов стерлингов ($3,4 тыс.) в год. Также отмечается, что уровень инфляции составит 4,7% к 2019 году.

В октябре противники выхода Великобритании из состава ЕС провели в Лондоне массовую акцию протеста. В демонстрации приняли участие более 700 тысяч человек, требовавших провести новое голосование по Brexit.

Ранее Тереза Мей исключила повторное проведение референдума о членстве в ЕС. По ее словам, Brexit состоится, даже если соглашения с ЕС достичь не удастся.

Договор с ес условия

СОГЛАШЕНИЕ
между Российской Федерацией и Европейским Сообществом об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и Европейского Союза

(Сочи, 25 мая 2006 года)

Стороны, Российская Федерация и Европейское сообщество (именуемое в дальнейшем Сообществом),
желая способствовать контактам между людьми, являющимся важным условием устойчивого развития экономических, гуманитарных, культурных, научных и иных связей, путем упрощения на основе взаимности выдачи виз гражданам Российской Федерации и Европейского Союза,
ссылаясь на Совместное заявление встречи на высшем уровне, состоявшейся в г. Санкт-Петербурге 31 мая 2003 г., в котором отмечается, что Российская Федерация и Европейский Союз согласились изучить условия безвизовых поездок в долгосрочной перспективе,
подтверждая намерение установить безвизовый режим взаимных поездок между Российской Федерацией и Европейским Союзом,
принимая во внимание Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, от 24 июня 1994 г.,
ссылаясь на Совместное заявление о расширении ЕС и отношениях Россия — ЕС от 27 апреля 2004 г., подтверждающее намерение Российской Федерации и Европейского Союза упростить режим выдачи виз гражданам Российской Федерации и Европейского Союза на взаимной основе и начать переговоры с целью заключения соответствующего соглашения,
признавая, что такое упрощение не должно приводить к нелегальной миграции, а также уделяя особое внимание вопросам безопасности и реадмиссии,
принимая во внимание Протокол о позиции Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и Ирландии, Протокол об интеграции Шенгенских достижений в рамки Европейского Союза, прилагаемые к Договору о Европейском Союзе от 7 февраля 1992 г. и Договору, учреждающему Европейское сообщество, от 25 марта 1957 г., и подтверждая, что положения настоящего Соглашения не применяются к Соединенному Королевству Великобритании и Северной Ирландии и Ирландии,
принимая во внимание Протокол о позиции Дании, прилагаемый к Договору о Европейском Союзе от 7 февраля 1992 г. и Договору, учреждающему Европейское сообщество, от 25 марта 1957 г., и подтверждая, что настоящее Соглашение не применяется к Королевству Дания,
согласились о нижеследующем:

Цель и сфера применения

Целью настоящего Соглашения является упрощение на основе взаимности выдачи виз для пребывания на срок не более 90 дней в течение каждого периода в 180 дней гражданам Российской Федерации и Европейского Союза.

1. Визовые упрощения, предусмотренные настоящим Соглашением, должны применяться к гражданам Российской Федерации и Европейского Союза только в той мере, в какой они не освобождаются от требований получения визы согласно законодательству Сообщества, государств-членов или Российской Федерации в соответствии с настоящим Соглашением или иными международными договорами.

2. К вопросам, не регулируемым положениями настоящего Соглашения, таким, как отказ в выдаче визы, признание проездных документов, подтверждение наличия достаточных средств к существованию, отказ во въезде и осуществление мер по высылке, применяется законодательство Российской Федерации, Сообщества или государств-членов.

Для целей настоящего Соглашения:

a) «государство-член» означает любое государство-член Европейского Союза, за исключением Королевства Дания, Ирландии и Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии;

b) «гражданин Европейского Союза» означает гражданин государства-члена, как это понятие определено в пункте «a» настоящей статьи;

c) «гражданин Российской Федерации» означает лицо, имеющее или приобретшее гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

d) «виза» означает разрешение или решение, выданное или принятое Российской Федерацией или государством-членом, которое необходимо для:

— въезда в целях пребывания на общий срок не более 90 дней в Российской Федерации, в этом государстве-члене или нескольких государствах-членах;

— въезда в целях осуществления транзита через территорию Российской Федерации, государства-члена или нескольких государств-членов; e) «лицо, проживающее на законных основаниях» означает:

— применительно к Российской Федерации: гражданин Европейского Союза, которому выданы вид на жительство, разрешение на временное проживание либо учебная или рабочая виза сроком действия более 90 дней для въезда в Российскую Федерацию;

— применительно к Европейскому Союзу: гражданин Российской Федерации, который в соответствии с законодательством Сообщества или государств-членов вправе пребывать на территориях государств-членов более 90 дней.

Документы, подтверждающие цель поездки

1. Применительно к следующим категориям граждан Российской Федерации и Европейского Союза наличие следующих документов является достаточным для подтверждения цели поездки на территорию другой Стороны:

a) для членов официальных делегаций, которые на основании официального приглашения, адресованного Российской Федерации, государству-члену или Европейскому Союзу, принимают участие в официальных встречах, консультациях, переговорах или программах обмена, а также в мероприятиях, проводимых на территории одного из государств-членов или Российской Федерации межправительственными организациями, — письмо, выданное компетентным органом Российской Федерации или государства-члена либо руководящим органом Европейского Союза (European Institution), подтверждающее, что заявитель является членом делегации, направляющейся на территорию другой Стороны для участия в указанных мероприятиях, дополненное копией официального приглашения;

b) для предпринимателей и представителей организаций предпринимателей — письменное обращение принимающего юридического лица, компании, организации, предприятия, учреждения, либо их филиалов, государственных и местных органов власти Российской Федерации или государств-членов, организационных комитетов торгово-промышленных выставок, конференций и симпозиумов, проводимых на территории Российской Федерации или одного из государств-членов;

Читайте так же:  Как это с зачетом выходного пособия выплаченного в день увольнения

c) для водителей, осуществляющих международные пассажирские и грузовые перевозки между территориями Российской Федерации и государств-членов на транспортных средствах, зарегистрированных в Российской Федерации или одном из государств-членов, — письменное обращение национальных ассоциаций (союзов) перевозчиков Российской Федерации или национальных ассоциаций перевозчиков государств-членов, обеспечивающих международные автодорожные перевозки, с указанием цели, продолжительности и частоты совершения поездок;

d) для членов поездных, рефрижераторных и локомотивных бригад в международных поездах, перемещающихся между территориями Российской Федерации и государств-членов, — письменное обращение организации железнодорожного транспорта Российской Федерации или железнодорожной организации (компании) государств-членов с указанием цели, продолжительности и частоты совершения поездок;

e) для журналистов — удостоверение или иной документ, выданный профессиональной организацией и подтверждающий, что соответствующее лицо является профессиональным журналистом, а также документ, выданный его работодателем, подтверждающий, что целью поездки является выполнение журналистской работы;

f) для лиц, участвующих в научной, культурной или творческой деятельности, в том числе университетских и других программах обмена, — письменное обращение принимающей организации об участии в такой деятельности;

g) для школьников, студентов, аспирантов и сопровождающих их преподавателей, направляющихся на учебу или учебную стажировку, в том числе в рамках программ обмена или иной относящейся к обучению деятельности, — письменное обращение или свидетельство о зачислении принимающего университета, академии, института, колледжа или школы, или студенческий билет, или свидетельство о зачислении на курсы, которые будут посещаться;

h) для участников международных спортивных мероприятий и лиц, сопровождающих их в профессиональном качестве, — письменное обращение принимающей организации — компетентных органов, национальных спортивных федераций Российской Федерации или государств-членов и национального олимпийского комитета Российской Федерации или национальных олимпийских комитетов государств-членов;

i) для участников официальных программ обмена между породненными городами — письменное обращение глав администраций (мэров) таких городов;

j) для близких родственников — супругов, детей (в том числе приемных), родителей (в том числе опекунов и попечителей), бабушек и дедушек, внуков, решивших навестить граждан Российской Федерации или Европейского Союза, проживающих на законных основаниях на территории государства-члена или Российской Федерации, — письменные обращения приглашающих граждан;

k) для лиц, посещающих воинские и гражданские захоронения, — официальный документ, подтверждающий наличие захоронения и сохранность могилы, а также родство или иное отношение заявителя к погребенному.

2. Письменные обращения, указанные в пункте 1 настоящей статьи, должны содержать следующие сведения:

a) для приглашенного лица — имя, фамилия, дата рождения, пол, гражданство, номер документа, удостоверяющего личность, срок и цель поездки, количество въездов, имена несовершеннолетних детей, следующих вместе с приглашенным лицом;

b) для приглашающего лица — имя, фамилия и адрес;

c) для приглашающего юридического лица, компании или организации — полное наименование этого юридического лица и его адрес, а также:

— если обращение исходит от организации, — имя и должность лица, подписавшего обращение;

— если приглашающее лицо является юридическим лицом или предприятием, учреждением либо их филиалом, созданными на территории Российской Федерации, — индивидуальный номер налогоплательщика;

— если приглашающее лицо является юридическим лицом или компанией, предприятием, учреждением либо их филиалом, созданными на территории государства-члена, — регистрационный номер, установленный в соответствии с законодательством этого государства-члена.

3. Для категорий граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, визы всех видов выдаются в соответствии с упрощенной процедурой без предъявления требований о предоставлении какого-либо иного подтверждения, приглашения или обоснования цели поездки, предусмотренного законодательством Сторон.

Оформление многократных виз

1. Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации и государств-членов оформляют многократные визы сроком действия до 5 лет следующим категориям граждан:

a) члены национальных и региональных правительств и парламентов, конституционных и верховных судов, если они в соответствии с настоящим Соглашением не освобождаются от необходимости получения виз на срок выполнения ими служебных обязанностей. При этом срок действия виз будет ограничен сроком полномочий, если он составляет менее 5 лет;

b) супруги и дети (в том числе приемные), не достигшие возраста 21 года либо являющиеся иждивенцами граждан Российской Федерации или Европейского Союза, проживающих на законных основаниях на территории государства-члена или Российской Федерации. При этом срок действия виз будет ограничен сроком действия разрешения на законное проживание или пребывание.

2. Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации и государств-членов оформляют многократные визы сроком действия до 1 года следующим категориям граждан, имеющим основания для обращения с запросом об оформлении многократной визы, при условии, что этим гражданам в течение предыдущего года хотя бы единожды выдавалась виза, которую они использовали в соответствии с законодательством о въезде на территорию посещаемого государства и пребывании в нем:

a) члены официальных делегаций, которые на основании официального приглашения, адресованного Российской Федерации, государству-члену или Европейскому Союзу, принимают участие в официальных встречах, консультациях, переговорах или программах обмена, а также в мероприятиях, проводимых на территории одного из государств-членов или Российской Федерации межправительственными организациями;

b) предприниматели и представители организаций предпринимателей, регулярно совершающие поездки в Российскую Федерацию или государства-члены;

c) водители, осуществляющие международные пассажирские и грузовые перевозки между территориями Российской Федерации и государств-членов на транспортных средствах, зарегистрированных в Российской Федерации или государствах-членах;

d) члены поездных, рефрижераторных и локомотивных бригад в международных поездах, перемещающихся между территориями Российской Федерации и государств-членов;

e) лица, участвующие в научной, культурной или творческой деятельности, в том числе в университетских и других программах обмена, регулярно совершающие поездки в Российскую Федерацию или государства-члены;

f) участники международных спортивных мероприятий и лица, сопровождающие их в профессиональном качестве;

h) участники официальных программ обмена между породненными городами.

3. Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации и государств-членов оформляют многократные визы сроком действия от 2 до 5 лет категориям граждан, указанным в пункте 2 настоящей статьи, при условии, что эти граждане в течение предшествующего 2-летнего периода использовали годовую многократную визу в соответствии с законодательством о въезде на территорию посещаемого государства и пребывании в нем и что сохранены основания для обращения с запросом об оформлении им многократной визы.

4. Суммарный срок пребывания граждан, указанных в пунктах 1 — 3 настоящей статьи, на территории Российской Федерации или государств-членов не должен превышать 90 дней в течение каждого периода в 180 дней.

Сборы за оформление виз

1. Сбор за оформление виз составляет 35 евро.
Указанная ставка сбора может быть пересмотрена в соответствии с процедурой, предусмотренной пунктом 4 статьи 15 настоящего Соглашения.

2. Стороны взимают сбор в размере 70 евро за оформление виз в случаях, когда ходатайство об оформлении визы и подтверждающие документы подаются заявителем не более чем за 3 суток до предполагаемой даты выезда. Указанное положение не применяется в случаях, предусмотренных подпунктами «b», «e» и «f» пункта 3 настоящей статьи и пунктом 3 статьи 7 настоящего Соглашения.

3. От уплаты визовых сборов освобождаются следующие категории лиц:

a) близкие родственники — супруги, дети (в том числе приемные), родители (в том числе опекуны и попечители), бабушки и дедушки, внуки граждан Российской Федерации и Европейского Союза, проживающих на законных основаниях на территории одного из государств-членов или территории Российской Федерации;

b) члены официальных делегаций, которые на основании официального приглашения, адресованного Российской Федерации, государству-члену или Европейскому Союзу, принимают участие в официальных встречах, консультациях, переговорах или программах обмена, а также в мероприятиях, проводимых на территории одного из государств-членов или территории Российской Федерации межправительственными организациями;

c) члены национальных и региональных правительств и парламентов, конституционных и верховных судов, если они не освобождаются от необходимости получения виз в соответствии с настоящим Соглашением;

d) школьники, студенты, аспиранты и сопровождающие их преподаватели, направляющиеся на учебу или учебную стажировку;

e) инвалиды и лица, которые при необходимости их сопровождают;

f) лица, которые представили документы, подтверждающие необходимость осуществления поездки гуманитарного характера, в том числе для получения срочной медицинской помощи, и сопровождающие их лица, а также для присутствия на похоронах или посещения тяжело больного близкого родственника;

g) участники молодежных международных спортивных мероприятий и сопровождающие их лица;

h) лица, участвующие в научной, культурной или творческой деятельности, в том числе в университетских и других программах обмена; i) участники официальных программ обмена между породненными городами.

Продолжительность процедур обработки
ходатайств об оформлении виз

1. Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации и государств-членов принимают решение по запросам об оформлении виз в течение 10 календарных дней с даты получения ходатайства и документов, необходимых для оформления визы.

2. Срок принятия решения по ходатайству об оформлении визы может быть продлен до 30 рабочих дней, в особенности, если имеется необходимость в его дополнительном изучении.

3. В не терпящих отлагательства случаях срок принятия решения по ходатайству об оформлении визы может быть сокращен до 3 календарных дней.

Выезд в случае утраты или кражи документов

Граждане Российской Федерации и Европейского Союза, которые утратили документы, удостоверяющие личность, или у которых эти документы были похищены в период пребывания на территории государств-членов или Российской Федерации, могут покинуть эту территорию без виз или иных разрешений на основании действительных документов, удостоверяющих личность и дающих право на пересечение границы, выданных дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации или государств-членов.

Продление виз в исключительных обстоятельствах

Гражданам Российской Федерации и Европейского Союза, которые не имеют возможности вследствие непреодолимой силы покинуть территорию государств-членов или Российской Федерации в срок, указанный в визе, срок действия визы в соответствии с законодательством принимающего государства бесплатно продлевается на период, необходимый для возвращения в государство проживания.

Стороны соглашаются предпринять так скоро, насколько это будет возможно, меры по упрощению процедур регистрации, направленные на обеспечение применительно к гражданам Российской Федерации и Европейского Союза равного обращения в вопросах, касающихся процедур регистрации в период их пребывания на территориях государств-членов и Российской Федерации.

1. Граждане Российской Федерации и государств-членов, являющиеся обладателями действительных дипломатических паспортов, имеют право въезжать на территории государств-членов и Российской Федерации, а также выезжать с них и следовать через них транзитом без виз.

Читайте так же:  Заявление на алименты в суд центрального района

2. Граждане, указанные в пункте 1 настоящей статьи, имеют право находиться на территории государств-членов или Российской Федерации не более 90 дней в течение каждого периода в 180 дней.

Территория, на которую распространяется действие визы

Без ущерба для национальных норм и правил, касающихся национальной безопасности Российской Федерации и государств-членов, в соответствии с правилами Европейского Союза о визах с ограниченным территориальным действием граждане Российской Федерации и Европейского Союза имеют право передвигаться по территориям государств-членов и Российской Федерации на равных условиях с гражданами Европейского Союза и Российской Федерации.

Совместный комитет по наблюдению за выполнением
настоящего Соглашения

1. Стороны создают Совместный комитет по наблюдению за выполнением настоящего Соглашения (далее — Комитет), состоящий из представителей Российской Федерации и Сообщества. Сообщество будет представлено Европейской комиссией, поддерживаемой экспертами государств-членов.

2. Комитет выполняет, в частности, следующие задачи:

a) наблюдение за осуществлением настоящего Соглашения;

b) подготовка предложений о внесении изменений или дополнений в настоящее Соглашение;

c) изучение и при необходимости представление предложений о внесении изменений в настоящее Соглашение при вступлении в Европейский Союз новых членов.

3. Комитет проводит свои заседания по мере необходимости по просьбе любой из Сторон не реже 1 раза в год.

4. Комитет принимает свои правила и процедуры.

Соотношение настоящего Соглашения с соглашениями
между Российской Федерацией и государствами-членами

Со вступлением в силу настоящего Соглашения его положения имеют преимущественную силу по отношению к положениям любого двустороннего или многостороннего соглашения или договоренности между Российской Федерацией и государствами-членами в той мере, в какой положения этого соглашения или договоренности регулируют вопросы, являющиеся предметом настоящего Соглашения.

1. Настоящее Соглашение подлежит ратификации или утверждению Сторонами в соответствии с их внутренними процедурами и вступает в силу в первый день второго месяца после даты, когда Стороны уведомят друг друга о выполнении указанных процедур.

2. Несмотря на положения пункта 1 настоящей статьи, настоящее Соглашение вступит в силу только с даты вступления в силу Соглашения между Российской Федерацией и Европейским сообществом о реадмиссии, если последнее вступит в силу позднее даты, предусмотренной в пункте 1 настоящей статьи.

3. Настоящее Соглашение заключается на неопределенный срок, если его действие не будет прекращено в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи.

4. Настоящее Соглашение может быть изменено по письменному согласию Сторон. Изменения вступают в силу после взаимного уведомления о выполнении Сторонами необходимых внутренних процедур.

5. Каждая из Сторон вправе полностью или частично приостановить действие настоящего Соглашения по соображениям защиты национальной безопасности, охраны общественного порядка или здоровья населения. Другая Сторона должна быть уведомлена о решении о приостановлении не позднее 48 часов до вступления этого решения в силу. Сторона, приостановившая действие настоящего Соглашения, незамедлительно уведомляет другую Сторону о прекращении существования обстоятельств, ставших причиной такого приостановления.

6. Каждая из Сторон может прекратить действие настоящего Соглашения, направив письменное уведомление другой Стороне. Настоящее Соглашение прекращает свое действие по истечении 90 дней с даты получения такого уведомления.

Совершено в г. Сочи двадцать пятого мая две тысячи шестого года в двух экземплярах, каждый на русском, английском, венгерском, греческом, датском, испанском, итальянском, латышском, литовском, мальтийском, немецком, нидерландском, польском, португальском, словацком, словенском, финском, французском, чешском, шведском и эстонском языках, причем все тексты имеют одинаковую силу.

ПРОТОКОЛ
ОТНОСИТЕЛЬНО ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ, НЕ В ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ
ПРИМЕНЯЮЩИХ ШЕНГЕНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Государства-члены, связанные положениями Шенгенского законодательства, но пока не оформляющие шенгенские визы, вплоть до принятия Советом Европейского Союза решения по этому вопросу оформляют национальные визы, действительные для въезда только на их территорию.

Европейское сообщество так скоро, насколько это возможно, предпримет меры по упрощению транзита через территорию государств-членов, не в полном объеме применяющих Шенгенское законодательство, граждан, которым выдана шенгенская виза или которые имеют шенгенское разрешение на проживание.

СОВМЕСТНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
В ОТНОШЕНИИ ПУНКТА 2 СТАТЬИ 6 НАСТОЯЩЕГО СОГЛАШЕНИЯ,
КАСАЮЩЕГОСЯ СБОРОВ ЗА ОФОРМЛЕНИЕ ВИЗ

Стороны будут наблюдать за ходом выполнения пункта 2 статьи 6 настоящего Соглашения в рамках деятельности Комитета, создаваемого в соответствии с положениями настоящего Соглашения.

СОВМЕСТНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
В ОТНОШЕНИИ СТАТЬИ 11 НАСТОЯЩЕГО СОГЛАШЕНИЯ,
КАСАЮЩЕЙСЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ПАСПОРТОВ

Каждая из Сторон вправе частично приостановить действие настоящего Соглашения, в частности, его статьи 11, в соответствии с процедурой, предусмотренной пунктом 5 статьи 15 настоящего Соглашения, если ее применение становится объектом злоупотреблений другой Стороны либо создает угрозу общественной безопасности.

В случае приостановления действия статьи 11 обе Стороны проводят консультации в рамках Комитета, создаваемого в соответствии с настоящим Соглашением, с целью разрешения проблем, которые повлекли за собой такое приостановление.

Считая это первоочередной задачей, Стороны заявляют о своем обязательстве обеспечивать высокую степень защиты дипломатических паспортов, в частности, путем внесения в них биометрических идентификаторов. В отношении Европейского Союза это будет обеспечиваться в соответствии с требованиями Директивы ЕС 2252/2004.

СОВМЕСТНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
О ВЫДАЧЕ КРАТКОСРОЧНЫХ ВИЗ ДЛЯ ПОСЕЩЕНИЯ
ВОИНСКИХ И ГРАЖДАНСКИХ ЗАХОРОНЕНИЙ

Стороны соглашаются в том, что лицам, посещающим воинские или гражданские захоронения, как правило, будут выдаваться краткосрочные визы сроком действия до 14 дней.

СОВМЕСТНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
О ГАРМОНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ О ПРОЦЕДУРАХ
ВЫДАЧИ КРАТКОСРОЧНЫХ ВИЗ И ДОКУМЕНТОВ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ
ПРЕДСТАВЛЯТЬСЯ ПРИ ОБРАЩЕНИИ С ХОДАТАЙСТВАМИ
О ВЫДАЧЕ КРАТКОСРОЧНЫХ ВИЗ

Осознавая важность транспарентности для лиц, обращающихся с ходатайствами о выдаче виз, Стороны настоящего Соглашения полагают, что им следует принять надлежащие меры с тем, чтобы:

— в общем плане обеспечивалась подготовка основной информации для лиц, обращающихся с ходатайствами о выдаче виз, о процедурах и условиях обращения с этими ходатайствами, о визах и действии выдаваемых виз;

— каждой из Сторон самостоятельно обеспечивалась подготовка перечня минимальных требований, касающихся предоставления лицам, обращающимся с ходатайствами о выдаче виз, полной и единообразной основной информации;

— и чтобы от заявителей требовали представления одних и тех же подтверждающих документов.

Указанная информация должна получить широкое распространение (на информационных стендах в консульских учреждениях, в брошюрах, на веб-сайтах в сети Интернет и т.д.).

СОВМЕСТНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
В ОТНОШЕНИИ КОРОЛЕВСТВА ДАНИЯ

Стороны отмечают, что настоящее Соглашение не применяется к процедурам оформления виз дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Королевства Дания.

В указанных обстоятельствах желательно, чтобы компетентные органы Российской Федерации и Королевства Дании безотлагательно заключили двустороннее соглашение об упрощении выдачи краткосрочных виз на тех же условиях, которые предусмотрены настоящим Соглашением.

СОВМЕСТНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
В ОТНОШЕНИИ СОЕДИНЕННОГО КОРОЛЕВСТВА ВЕЛИКОБРИТАНИИ
И СЕВЕРНОЙ ИРЛАНДИИ И ИРЛАНДИИ

Стороны отмечают, что настоящее Соглашение не применяется к территории Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и территории Ирландии.

В указанных обстоятельствах желательно, чтобы компетентные органы Российской Федерации, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и Ирландии заключили двусторонние соглашения об упрощении выдачи краткосрочных виз.

СОВМЕСТНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
В ОТНОШЕНИИ РЕСПУБЛИКИ ИСЛАНДИЯ И КОРОЛЕВСТВА НОРВЕГИЯ

Стороны отмечают тесную связь между Европейским сообществом, Республикой Исландия и Королевством Норвегия, что, в частности, закреплено в Соглашении от 18 мая 1999 г. об ассоциации этих стран в вопросах реализации, применения и развития Шенгенского законодательства.

В этих условиях желательно, чтобы власти Российской Федерации, Республики Исландия и Королевства Норвегия безотлагательно заключили двусторонние соглашения об упрощении выдачи краткосрочных виз на тех же условиях, которые предусмотрены настоящим Соглашением.

Украина выполнила 41% условий Соглашения об ассоциации с ЕС

КИЕВ, 23 февраля. /ТАСС/. Украина выполнила лишь 41% условий, предусмотренных Соглашением об ассоциации с Европейским союзом. Об этом сказано в правительственном отчете за 2017 год, представленном в Киеве в пятницу.

«Общий прогресс выполнения Украиной Соглашения об ассоциации с ЕС в прошлом году составил 41%. Уровень выполнения задач, за которые ответственны центральные органы исполнительной власти, близок к этому показателю — 42%», — цитирует документ издание «Европейская правда».

Наибольшие проволочки с выполнением условий соглашения продемонстрировал украинский парламент — за прошлый год Верховная рада справилась с этой задачей только на треть, а «другие органы государственной власти» — наполовину.

«Аутсайдерами стали сектора «общественное здоровье» (4%), «транспорт и почтовые услуги» (11%), «окружающая среда» (27%). Самые высокие показатели достигнуты в выполнении Соглашения в сферах «образование, обучение и молодежь» и «финансовый сектор» — по 100%», — сообщило издание.

С 1 января 2016 года действует Соглашение между ЕС и Украиной об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли (ЗСТ), которое является частью Соглашения об ассоциации. В рамках ЗСТ ЕС ввел для Украины тарифные квоты на 36 видов продуктов, которые Украина может продавать без пошлин. Как только квота исчерпывается, вводятся ввозные пошлины.

1 сентября 2017 года вступило в силу Соглашение об ассоциации Украины и ЕС. Оно регулирует постепенное экономическое и политическое сближение Украины и стран Евросоюза.

Соглашение Украины об ассоциации с ЕС: победа или поражение

КИЕВ, 1 сентября. /ТАСС/. Соглашение об ассоциации Украины и Европейского союза, горячие споры вокруг которого стали «спусковым крючком» для трагических событий в Киеве зимой 2014 года, обретает с 1 сентября законную силу.

На его ратификацию 28 странами Евросоюза ушло более трех лет. После того, как большинство жителей Нидерландов на референдуме весной 2016 года высказались против ассоциации с Украиной, казалось, что соглашение вообще не станет реальностью. Только год спустя, в мае этого года, Гаага дала наконец «добро» на ратификацию документа, но прежде заставила Брюссель принять заявление о том, что соглашение об ассоциации отнюдь не является залогом вступления Киева в Евросоюз, не предоставляет Украине гарантий безопасности, не предусматривает финансовой помощи и не дает украинцам право жить и работать в ЕС.

Тем не менее в Киеве это называют победой на пути в Европу.

«1 сентября у нас будет праздник не только потому, что дети пойдут в школу, — заявил на днях президент Украины Петр Порошенко. — 1 сентября вступает в силу ключевой политический документ для нашего государства — Соглашение об ассоциации с Европейским союзом».

За соглашение об ассоциации Украина заплатила большую цену. Из-за отказа в 2013 году Виктора Януковича, занимавшего тогда пост президента, подписать этот документ в Киеве начались выступления оппозиции, известные как «евромайдан», которые привели в итоге к государственному перевороту в стране. Кульминацией стали события в феврале 2014 года, когда в столице Украины погибли более 80 человек и сотни получили ранения. Среди погибших оказались как протестующие, так и представители правоохранительных органов, в частности бойцы спецподразделения «Беркут». Еще 20 раненых скончались позже в больницах.

Читайте так же:  Лицензия на недра песок

Янукович и многие члены правительства вынуждены были покинуть страну. Жители Крыма 16 марта на референдуме проголосовали за воссоединение с Россией, а в Донбассе начался гражданский вооруженный конфликт, который длится до сих пор.

Почти сразу после государственного переворота, в марте 2014 года, политическую часть соглашения об ассоциации с ЕС подписал тогдашний премьер-министр Арсений Яценюк. В ней декларируются права человека и основные свободы, уважение к принципу верховенства права, соблюдение принципов суверенитета и территориальной целостности, нерушимости границ и независимости. Экономический же блок соглашения с главами государств и правительств 28 стран ЕС был подписан уже новоизбранным президентом Петром Порошенко в июне 2014 года.

С 1 января 2016 года вступило в силу Соглашение между ЕС и Украиной об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли (ЗСТ). Документ является частью соглашения об ассоциации ЕС и Украины.

Первые разочарования

Однако надежды, которые украинские производители питали по поводу возможности выхода на европейский рынок, с подписанием соглашения об ассоциации явно не оправдались. Зона свободной торговли, которую так рекламировали власти, оказалась не такой уж свободной. В рамках ЗСТ Евросоюз ввел для Киева ограничительные квоты на 36 видов продуктов, которые Украина может продавать без уплаты пошлины. После того, как объем квоты выбирается, вводятся ввозные пошлины.

По идее, само соглашение об ассоциации устраняло 97% тарифов на украинские товары. Средний тариф на украинский экспорт снижался с 7,5 до 0,5%. Такие преференции, по мнению киевских экономистов, вполне могли компенсировать болезненный для украинского бизнеса разрыв связей с Россией.

Но радужные перспективы начали таять уже в первые месяцы. Евросоюз постарался по максимуму защитить своих производителей. Буквально за полтора месяца с момента начала действия зоны свободной торговли Украина исчерпала лимиты на поставку в Евросоюз меда, сока и кукурузы. Затем закончились квоты на сахар, ячменную крупу и муку. Последние лимиты закрылись в мае, в том числе на поставку пшеницы — важнейшего экспортного товара Украины. В год страна отгружает за рубеж более 30 млн тонн зерна. Евросоюз же выделил Киеву квоту всего на 950 тыс. тонн.

По итогам I квартала 2017 года Украина, по данным правительства, вновь полностью выбрала годовую квоту на беспошлинный экспорт в ЕС шести категорий товаров: меда, сахара, круп и муки, обработанных томатов, виноградного и яблочного сока и кукурузы. По состоянию на начало апреля была полностью использована полугодовая квота на беспошлинный экспорт сливочного масла и квота на II квартал по мясу птицы. Кроме того, на 86% использована квота по экспорту пшеницы и 74% — на солод и пшеничную клейковину.

Правда, в этом году из-за торговых санкций в отношении России Совет ЕС принял ряд временных автономных торговых мер в пользу Украины, которые должны вступить в силу в сентябре и будут применяться в течение трех лет. Положения направлены на улучшение доступа украинских экспортеров на рынок ЕС. По оценкам минэкономразвития, предоставление дополнительных квот позволит в краткосрочной перспективе нарастить экспорт в ЕС на $200 млн, а это дополнительный рост ВВП на 0,2%.

Компенсация не случилась

Большинство экспертов сегодня признают, что компенсации за разрыв торговых связей с Россией не произошло. Зато есть реальное и серьезное снижение общего объема украинского экспорта — на 7,9%. При этом экспорт в Россию упал на 28,5%, а на ЕС приходится только 37,3% всего украинского экспорта.

Примечательно также, что доля беспошлинной торговли с ЕС составляет сегодня всего 10%, а со странами СНГ этот показатель по-прежнему достигает 20%, хотя и пошел на спад с 2016 года.

И хотя объемы европейского экспорта на Украину в целом также не очень выросли, Европа своего не упустила. Об этом свидетельствует существенное отрицательное сальдо баланса внешней торговли Украины с Евросоюзом. По данным Госслужбы статистики, объем экспорта в 28 стран Европы достиг в 2016 году $15,9 млрд, но при этом импорт оттуда составил $18,1 млрд.

«В 2016 году мы заметили некоторое оживление экспорта украинских товаров. Но стоит отметить, что этот рост заметен лишь в сравнении с 2015 годом. По сравнению, например, с аналогичной ситуацией 2013 года, экспорт украинских товаров на рынки ЕС значительно сократился», — говорит исполнительный директор Европейской бизнес-ассоциации Анна Деревянко.

Экономисты объясняют это тем, что, прежде всего, уменьшается доля экспорта продукции с большей добавленной стоимостью. В товарах, поставляемых Украиной на европейский рынок, все больший удельный вес занимают сырье и полуфабрикаты. На данный момент более 40% украинского экспорта составляет аграрная продукция.

«В мировой практике ни одна сырьевая страна не стала богатой. Чтобы исправить ситуацию, нам важно развивать промышленность, в том числе и переработку», — подчеркнула эксперт.

Украинскую продукцию не пускают в Европу

Министр аграрной политики и продовольствия Тарас Кутовой считает, что украинская сельскохозяйственная продукция слишком конкурентоспособна на рынке Европейского союза, поэтому ее туда и не пускают. «Себестоимость производства у нас очень низкая. Поэтому Европа действительно ставит максимум барьеров, чтобы украинскую продукцию туда не пустить», — говорит он.

Подверг резкой критике позицию Евросоюза по выделению экспортных квот Украине и один из богатейших людей в стране, владелец агрохолдинга «Мироновский хлебопродукт» Юрий Косюк. «Зона свободной торговли, которую очень сильно пропагандируют, это обман Украины. Никакого открытия рынков не произошло», — отмечает бизнесмен.

Он утверждает, что со вступлением Украины в зону свободной торговли с ЕС ничего не изменилось. «Я думаю, что мы обмануты. Для экспорта продовольственных товаров из Украины установлены катастрофически большие ограничения или квотирования», — говорит Косюк.

О том, что соглашение об ассоциации выгодно лишь европейской стороне, неоднократно заявлял и лидер общественного движения «Украинский выбор — Право народа» Виктор Медведчук. По его мнению, соглашение ни на шаг не приближает Украину к «европейской семье», зато предусматривает массу обязательств и ограничений.

«Имея мизерные квоты, страна во многом экспортирует сельскохозяйственную продукцию сырьевой направленности. А вот потеряв рынки ЕАЭС, украинские экспортеры разорвали кооперационные связи в высокотехнологичных секторах машиностроения, судостроения, ракетно-космической отрасли, авиастроения и приборостроения», — отметил Медведчук. Политик убежден, что только восстановление торгово-экономических связей с РФ приведет к экономическому успеху Украины.

Европе украинские технологии не нужны

Известный украинский экономист, экс-министр экономики Виктор Суслов признает, что разрыв промышленных и научных связей с Россией провел к потере перспектив для многих уникальных украинских предприятий и технологий. Как пример он называет запорожский «Мотор Сич» — крупнейшее предприятие, которое производило двигатели для всех российских вертолетов, многих видов самолетов и крылатых ракет. Когда Украина ввела ограничения, Россия потратила несколько лет и многомиллиардные средства, но создала собственное производство двигателей.

«При этом за прошлый год вся авиастроительная промышленность Украины произвела аж один самолет», — с грустью отмечает Суслов.

Второй пример — это николаевское предприятие «Заря — Машпроект», которое поставляло корабельные двигатели для Военно-морского флота РФ. После разрыва отношений в России создали целую отрасль корабельного двигателестроения, пригласив к себе многих специалистов из того же Николаева.

«И теперь в украинских двигателях они [россияне] больше не нуждаются. Так что же выиграла Украина, потеряв рынки высокотехнологичной продукции и не найдя новые? Утратив многомиллиардные доходы от экспорта, сотни тысяч рабочих мест и тысячи уникальных, высококвалифицированных специалистов?» — задается вопросом Суслов.

По его словам, эти предприятия не могут поставлять продукцию в ЕС, поскольку их технологические процессы не соответствуют европейским техническим регламентам и стандартам. «Чтобы перевести их на европейские стандарты и модернизировать, нужны колоссальные инвестиции, которых у Украины нет, а Запад никогда их не вложит, потому что аналогичные производства у него есть и ему не нужна конкуренция в высокотехнологичных сферах», — убежден Суслов.

Россия осталась главным торговым партнером

Как это ни парадоксально, но, по данным Государственной службы статистики, крупнейшим импортером украинских товаров среди всех стран по-прежнему остается Россия (9,4% от общего объема экспорта по итогам первого полугодия 2017 года). За ней следуют Турция и Польша — по 6,1%, Италия — 5,7%, Индия — 5,5%, Египет — 5,3%.

Как отмечает Госстат, Украина в первом полугодии текущего года увеличила экспорт товаров в Россию на 26,4%, до $1,93 млрд, а импорт вырос на 41,5%, до $2,99 млрд. В результате сальдо торгового баланса Украины с Российской Федерацией в первом полугодии 2017 года также сложилось отрицательным и составило более $1 млрд.

В то же время сальдо торговли услугами в первом полугодии было положительным: экспорт услуг в Российскую Федерацию за отчетный период вырос на 11,7% и составил $1,645 млрд, а импорт — на 17,6%, до $208 млн.

Таким образом, как отмечают эксперты, внешняя торговля Украины в 2016 году по денежным показателям не продемонстрировала позитивного результата. В 2017 году очевидных предпосылок для изменения тренда также не предвидится. В этих условиях, полагают аналитики, экономический успех Украины во многом будет зависеть не только от способности бизнеса быстро переориентироваться на европейские стандарты, но и от возможностей руководства страны и самих производителей обеспечить выход украинских товаров и услуг на другие перспективные рынки.

Так, заместитель министра экономического развития и торговли — торговый представитель Украины Наталья Никольская считает, что Украине критически важно активизировать налаживание взаимовыгодных отношений со странами Азии, Африки и Америки.

По данным минагрополитики, в 2016 году ключевым рынком сбыта традиционных украинских товаров уже стали страны Азии. На них пришлось 45,9% экспорта сельхозпродукции, или $7 млрд. Евросоюз с большим отрывом оказался только на втором месте — 27,5% и $4,2 млрд. За ним следуют страны Африки (15,7%, $2,4 млрд), СНГ (7,7%, $1,2 млрд) и США (0,9%, $45 млн).