Закупка у единственного поставщика: отвечаем на злободневные вопросы наших читателей. Часть 15

Татьяна Вихрова,
старший специалист учебно-методического отдела Учебного центра Ассоциации электронных торговых площадок

Закупки у единственного поставщика привлекательны для заказчиков относительной простотой своей процедуры, однако нередко в ходе их организации и осуществления возникают затруднения. Татьяна Вихрова, старший специалист учебно-методического отдела Учебного центра Ассоциации электронных торговых площадок, ответит на самые злободневные вопросы наших читателей.

В 2013 году мы заключили контракт на текущий год по правилам ранее действовавшего Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Предметом этого контракта была закупка хозяйственных товаров. В настоящее время возникла необходимость приобретения дополнительной партии хозяйственных товаров. Можем ли мы заключить договор с единственным поставщиком на сумму до 100 тыс руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»), или это будет признано искусственным дроблением закупки и нам необходимо проводить торги с использованием конкурентных способов определения поставщика?

КГБУЗ Бирилюсская РБ

Закон № 44-ФЗ: отвечаем на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд:

Да, можете. Заказчики имеют право заключать договоры с единственным поставщиком на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; далее – Закон № 44-ФЗ). При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании указанного пункта, не должен превышать 2 млн руб. или не должен превышать 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 млн руб. В то же время, при заключении таких договоров не требуется составление отчета о невозможности и нецелесообразности использования другого вида закупки (ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Норма о закупке товара на сумму, не превышающую 100 тыс. руб., не устанавливает конкретных случаев ее применения. Иными словами, данное правило применимо и к закупке хозяйственных товаров, как в Вашем случае.

Таким образом, можно сделать вывод, что нормы об осуществлении закупки у единственного поставщика могут применяться Вами в отношении любых объектов закупок, независимо от того, какие контракты и по правилам какого закона Вы заключали ранее.

На участие в электронном аукционе было подано две заявки, и по результатам рассмотрения их первых частей обе заявки были допущены к участию в аукционе. По результатам изучения вторых частей заявок было установлено, что только одна из них соответствует требованиям аукционной документации (ч. 13 ст. 69 Закона № 44-ФЗ). В связи с этим электронный аукцион признан несостоявшимся, и нам необходимо заключить контракт с единственным поставщиком. Должны ли мы согласовывать заключение этого контракта с контрольным органом?

Да, в соответствии с ч. 3.1 ст. 71 Закона № 44-ФЗ Вам потребуется согласовать заключение контракта с контрольным органом. Напомню, в качестве такого органа при закупках для федеральных нужд выступает ФАС России, при закупках в рамках государственного оборонного заказа – Рособоронзаказ, при закупках для муниципальных нужд или нужд субъекта федерации – уполномоченный контрольный орган муниципального образования или субъекта федерации соответственно.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Узнать, какая административная ответственность ожидает заказчика в случае превышения годового объема закупок у единственного поставщика, а также получить разъяснения по другим интересующим вопросам можно из ответов экспертов службы Правового консалтинга ГАРАНТ.

Обращение заказчика о согласовании заключения контракта должно быть направлено в контрольный орган в 10-дневный срок с даты размещения в единой информационной системе (а до ее создания – на Едином портале госзакупок) протоколов, содержащих информацию о признании определения поставщика несостоявшимся.

Условия заключения контракта должны быть предусмотрены документацией о закупке, а цена предложена участником закупки, с которым заключается контракт. Такая цена не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта; цену контракта, указанную соответствующим участником в заявке или предложенную им в ходе проведения электронного аукциона.

Муниципальным договором осуществления строительных работ предусмотрены обязанность заказчика по проведению строительного контроля и обязанность подрядчика компенсировать затраты заказчика на строительный контроль. Возможно ли заключение трехстороннего договора по Закону № 44-ФЗ на сумму до 100 тыс. руб., по которому муниципальный заказчик по договору осуществления строительных работ заключает с контролирующей организацией договор на строительный контроль, а оплачивает услуги по контролю подрядчик?

Да, Вы вправе заключить трехсторонний договор на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Государственный и муниципальный контракт – это договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных или муниципальных нужд (п. 8 ст. 3 Закона № 44-ФЗ). Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. К договорам применяются правила о двух- и многосторонних сделках, предусмотренные главой 9 ГК РФ (ч. 2 ст. 420 ГК РФ).

Поскольку государственный (муниципальный) контракт является разновидностью договора, полагаю, что он может носить трехсторонний характер.

Включаются ли закупки на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, в совокупный годовой объем закупок?

Государственное бюджетное учреждение «Автобаза Президента, Парламента и Правительства Республики Саха (Якутия)»

Все зависит от того, как организована командировка. Если при направлении работника в служебную командировку Вы заключили контракт с единственным поставщиком (п. 26 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ), то такая закупка включается в расчет совокупного годового объема закупок. Речь идет об обеспечении работнику проезда к месту служебной командировки и обратно, найме жилого помещения, транспортном обслуживании, обеспечении питанием. Сведения о закупке, произведенной в соответствии с этой нормой, указываются в плане закупок, плане-графике, а также в реестре контрактов.

Если же работник занимается организацией командировки самостоятельно, а работодатель впоследствии компенсирует ему расходы на проезд, проживание и питание, применяется другое правило. Возмещение работнику по правилам трудового законодательства командировочных расходов в денежной форме не является закупкой и, соответственно, не подлежит включению в план закупок и в совокупный годовой объем закупок. Данная позиция подтверждена письмом Минэкономразвития России и Минфина России от 5 августа 2014 года № 18505-ЕЕ/Д28и № 02-02-04/39043.

Водители автотранспортного предприятия часто выезжают в командировки на машинах, находящихся на балансе у предприятия. Если в пути машина сломалась, и водитель вынужден оплатить расходы за наличные средства в ближайшем автосервисе, можно ли в дальнейшем оформить эти расходы как закупку у единственного поставщика?

Государственное бюджетное учреждение «Автобаза Президента, Парламента и Правительства Республики Саха (Якутия)»

Нет, Вы не можете оформить расходы водителя на покупку запчастей для служебной машины, которая сломалась в пути, как закупку у единственного поставщика. Такая покупка не может служить основанием для заключения контракта на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку (п. 26 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Осуществить закупку запчастей для служебной машины заказчик может, заключив договор на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. Общая стоимость таких договоров не должна превышать 2 млн руб. в год или не должна превышать 5% от совокупного годового объема закупок и составлять более чем 50 млн руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Годовой объем закупок составляет 1,5 млн руб., при этом мы хотим осуществить все закупки у единственного поставщика (то есть годовой объем закупок не превысит в таком случае 2 млн руб.).Ограничена ли такая возможность максимальной долей закупок у единственного поставщика в годовом объеме закупок какими-либо специальными требованиями?

Фатюшин Александр Анатольевич

Нет, каких-либо специальных ограничений, в том числе содержащихся в подзаконных актах, нет. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ заказчик самостоятельно принимает решение о том, какой показатель будет использоваться при определении совокупного годового объема закупок, осуществляемых у единственного поставщика (5% от совокупного годового объема закупок или 2 млн руб.).

Таким образом, если весь Ваш совокупный годовой объем закупок не превышает 2 млн руб., Вы вправе осуществить все Ваши закупки у единственного поставщика на основании данного пункта. При этом стоимость каждого контракта не должна превышать 100 тыс. руб.

Включается ли сумма договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком, заключаемого в соответствии с п. 29 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, в совокупный годовой объем закупок?

читатель под ником «topaz-tn»

Все зависит от того, для каких целей заказчик производит совокупный годовой объем закупок. К сожалению, формулировка вопроса не позволяет это определить, поэтому рассмотрим общее правило и исключение, применяемое для расчета совокупного годового объема закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Под совокупным годовым объемом закупок понимается утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году (п. 16 ст. 3 Закона № 44-ФЗ). Совокупный годовой объем закупок рассчитывается для решения вопроса о необходимости создания контрактной службы, определения поставщика и других целей. Таким образом, по общему правилу все закупки заказчика включаются в совокупный годовой объем закупок, независимо от основания, на котором заключается контракт.

Читайте так же:  Требования партии эсеров

Однако если Вы производите расчет для определения объема закупок, которые заказчик обязан осуществить, предоставив преимущества для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии со ст. 30 Закона № 44-ФЗ (исключение), применяется другой порядок расчета совокупного годового объема закупок.

Напомню, заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом ч. 1.1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ, путем проведения конкурентных процедур (аукционов в электронной форме, конкурсов, запросов котировок и запросов предложений). При этом в расчет совокупного годового объема закупок не включаются следующие закупки:

  • для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  • услуг по предоставлению кредитов;
  • у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ;
  • работ в области использования атомной энергии;
  • при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков, подрядчиков, исполнителей (ч. 1.1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ).

Таким образом, если Вы определяете совокупный годовой объем закупок у субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций, то в такой расчет не включаются закупки, осуществляемые у единственного поставщика (в том числе закупки электрической энергии у гарантирующего поставщика). В иных случаях в расчет совокупного годового объема закупок включаются все закупки независимо от основания, на котором заключается контракт.

В 2013 году мы провели торги по действовавшему на тот момент Федеральному закону от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» на приобретение автомобильных запчастей. Победителем был признан поставщик из другого города, с которым мы и заключили контракт. Однако работать с ним оказалось не совсем удобно из-за большого расстояния между нашими городами. В настоящее время у нас появилась возможность заключить договор на приобретение запчастей на сумму до 100 тыс. руб. с местным поставщиком. Имеем ли мы право это сделать, не расторгая контракт с первым поставщиком?

Да, Вы можете это сделать. Заказчик вправе осуществить закупку товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. ( п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать 2 млн руб. или 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 млн руб. Стоит отметить, что номенклатура товаров, работ или услуг, которые заказчик имеет право приобретать на основании данного пункта, не установлена. Также не ограничено право на заключение контракта с единственным поставщиком при наличии более ранних контрактов с аналогичным предметом, исполнение которых не завершено.

Таким образом, Вы можете приобрести запчасти на сумму до 100 тыс. руб., если установленный данным пунктом Закона № 44-ФЗ годовой лимит на осуществление закупок у единственного поставщика не превышен.

Нашей организации были выделены денежные средства на покупку мебели в размере 150 тыс. руб. Необходимо закупить разную мебель, но ни у одного из продавцов всех необходимых предметов мебели в ассортименте нет. Можем ли мы закупить мебель у разных поставщиков договорами до 100 тыс. руб. (то есть разбить общую сумму выделенных денег) или необходимо проводить конкурсные процедуры?

Да, Вы имеете право заключить несколько контрактов независимо от объекта закупки (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). Напомню, согласно данному пункту на заключение прямых договоров с единственным поставщиком стоимостью до 100 тыс. руб. Вы можете потратить не более 2 млн. рублей или не более 5% от совокупного годового объема закупок и не более 50 млн руб.

Наш детский дом для умственно отсталых детей является учреждением социальной защиты населения, но имеет лицензию на предоставление образовательных услуг. В штате детского дома состоят воспитатели и педагоги, с детьми проводятся учебные занятия. Имеем ли мы право заключать контракты с единственным поставщиком до 400 тыс. руб. как образовательная организация, ссылаясь на п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ?

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – закон об образовании) разделяет понятия «образовательная организация» и «организация, осуществляющая обучение». Образовательная организация – это некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана (п. 18 ст. 2 закона об образовании). Организация, осуществляющая обучение, – это юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную в качестве дополнительного вида деятельности (п. 19 ст. 2 закона об образовании).

Государственные или муниципальные образовательные организации имеют право заключить договор с единственным поставщиком на сумму, не превышающую 400 тыс. руб. (п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Исходя из указанного, детский дом, для которого образовательная деятельность не является основной, не может быть признан образовательной организацией, и следовательно, не имеет права осуществлять закупки на основании п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Однако для такой организации доступно заключение договоров с единственным поставщиком на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ на сумму, не превышающую 100 тыс. руб.

Остались вопросы? Ждем ваших писем на E-mail: [email protected]

Приглашаем обсудить вопросы применения Закона № 44-ФЗ на нашем форуме.

Федеральный закон 44-фз 93 статья

Согласно п. 4 части 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» у единственного контрагента может осуществляться закупка товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании указанного пункта, не должен превышать два миллиона рублей.
В 2013 году организацией был заключен такой «малобюджетный» договор, оплата по которому происходит в 2014 году.
Распространяется ли ограничение размеров закупки (два миллиона рублей) исключительно в отношении годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании п. 4 части 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, или же размер закупок может быть и более указанной суммы с учетом того, что оплата по некоторым договорам осуществляется в 2014 году?

Буквально из приведенной формулировки следует, что установленные п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ ограничения размеров закупки предусмотрены исключительно в отношении годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить именно на основании указанного пункта.

Поэтому цена контрактов, заключенных на основании иных норм (в том числе на основании п. 14 ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»), в целях соблюдения указанных ограничений не учитывается.

Иными словами, не должна превышать два миллиона рублей общая сумма закупок, осуществленных в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (то есть по контрактам, заключенным с 1 января 2014 года).

Общая же цена этих контрактов и контрактов, заключенных в 2013 году на основании п. 14 ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ, оплата по которым осуществляется в 2014 году, может быть и более указанной суммы.

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Последние поправки к статье 93 ФЗ-44

Закон о контрактной системе создан для повышения эффективности осуществления государственных закупок. Законодательные положения обеспечивают:

  • Прозрачность и открытость операций в сфере закупок;
  • Повышение профессионализма поставщиков;
  • Внедрение инновационных технологий.

С финансовой и экономической точки зрения, закон о контрактной системе, которая описывается в статье, не требует дополнительных затрат денежных средств из федерального бюджета. Организационные мероприятия могут быть проведены за счет денежных средств, выделяемых:

  • Органами исполнительной власти;
  • Заказчиками из федерального бюджета;
  • Бюджетом Российской Федерации.

Скачать закон 44 ФЗ о закупках с последними изменениями и комментариями можно по ссылке:

Статья описывает ситуации, в ходе которых госзакупка осуществляется у единственного исполнителя, подрядчика или поставщика:

  • Закупка работы, товара или услуг, которые соответствуют Федеральному закону №147;
  • Госзакупка товара или услуг для государственных нужд у единственного поставщика, определяющаяся распоряжением или постановлением Президента РФ.

Чтобы скачать последнюю редакцию статьи 93 ФЗ 44 со всеми изменениями и поправками, перейдите по следующей ссылке.

Информация по статье 34 этого же 44 Федерального закона тут:

Какие были внесены изменения в статью 93 ФЗ-44?

При последней редакции закона изменения были внесены в 50 подпункт текущей статьи 7 июня 2017 года. Выдержка описывает методы госзакупок транспортных и дополнительных услуг при осуществлении военных перевозок, в случае угрозы военной безопасности Вооруженных Сил РФ, и при иных сферах деятельности.

7 июня 2017 года в законе был изменен пункт 2 статьи 93, который перечисляет правила осуществления закупки у единственного поставщика. Заказчик размещает в единую информационную систему уведомление за 5 дней до заключения коммерческого договора. Если извещение содержит государственную тайну, то оно не отправляется в единую информационную систему. Согласно 93 статьи закона копия коммерческого контракта, заключенного с продавцом, направляется в информационную систему вместе с документом об извещении.

Кроме описываемых выше ситуаций, в части 1 статьи 93 предусматривается осуществление закупки товара, работы или услуги, сумма которых составляет до 100 тысяч рублей. Годовой объем госзакупок не должен превышать стоимости в два миллиона рублей или пяти процентов от совокупного годового объема доходов.

Согласно закону, дополнительно можно закупить товар, работу или услугу с целью продвижения популярных культурных предметов или их реставрации. Если органы исполнительной власти обладают полномочиях для совершения госзакупки, то они ее осуществляют. В качестве товара может выступать:

  • Сырье;
  • Материалы;
  • Комплектующие для производства собственного товара;
  • Печатные и электронные издания и т.д.
Читайте так же:  Алименты на ребенка если брак не расторгнут

В качестве услуг могут выступать:

  • Контракт на посещение публичных мероприятий, в том числе театральных учреждений:
  • Зоопарка, цирка, музея и других общественных учреждений.

Если закупить товар или услугу можно только у единственного поставщика, то согласно выдержки из статьи закона при заключении коммерческого контракта заказчик должен обосновать в письменном виде невозможность использования других способов определения поставщика. В контракте указывается стоимость и другие основные условия:

  • Подробный расчет;
  • Обоснование стоимости закупаемого товара или услуги.

Комментарии и разъяснения

Если закупка производится у единственного поставщика, клиент должен уведомить об этом контрольный орган. Срок подачи уведомления — за один рабочий день до заключения контракта. Согласно статьи закона, подобное извещение отправляется в орган местного самоуправления муниципального и городского округа, в ФАС и в уполномоченные органы по контролю в области закупок. Дополнительно к уведомлению прилагается копия заключенного контракта вместе с пояснительной запиской.

Чтобы скачать комментарии с разъяснениями к статье закона, воспользуйтесь следующей ссылкой.

И снова о нем. Вокруг и около единственного поставщика

При заключении контракта с единственным поставщиком, во-первых, надо быть очень внимательным, чтобы не упустить нюансы, чреватые в дальнейшем обернуться массой проблем, а во-вторых, не стоит видеть в оформлении любых взаимоотношений с ним только подвохи.

Иногда само понятие «единственный поставщик» вводит в заблуждение и заставляет даже косвенные отношения, связанные с ним, пытаться регулировать Законом о контрактной системе, что в корне неверно. Рассмотрим две конкретные ситуации как наглядную иллюстрацию вышесказанного.

В какой срок после размещения в Единой информационной системе извещения об осуществлении закупки у единственного поставщика нужно заключать контракт?

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае закупки работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации. Закупка осуществляется для обеспечения федеральных нужд.

В соответствии с ч. 2 ст. 93 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных п. 1–3, 6–8, 11–14, 16–19 ч. 1 ст. 93, заказчик размещает в Единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта. Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) должно содержать информацию, указанную в п. 1, 2, 4 ст. 42 Закона № 44-ФЗ, а также в п. 8 ст. 93 (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено ст. 96 данного закона).

Возникает вопрос: контракт нужно заключать обязательно на шестой день или можно заключить, например, через 10 дней после размещения извещения в Единой информационной системе? В первую очередь надо отметить, что в приведенной ситуации извещение об осуществлении закупки может быть размещено на официальном сайте и более чем за пять дней до заключения контракта.

Согласно ч. 2 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных п. 1–3, 6–8, 11–14, 16–19 ч. 1 указанной статьи, заказчик размещает в Единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта.

Как буквально следует из приведенной нормы, она ограничивает срок, в течение которого на официальном сайте должно быть размещено извещение об осуществлении закупки, лишь минимальным пределом. Положений, которые запрещали бы размещать такое извещение на официальном сайте более чем за пять дней до заключения контракта либо заключать контракт по истечении пяти дней с момента размещения извещения, Закон № 44-ФЗ не содержит. Таким образом, по основанию, предусмотренному п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ, контракт может быть заключен и через 10 дней с момента размещения на официальном сайте извещения об осуществлении закупки.

В заключение остается добавить, что в силу уже упомянутой ч. 2 ст. 93 Закона №44-ФЗ в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта по основанию, предусмотренному п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, заказчик обязан уведомить об осуществлении закупки контрольный орган в сфере закупок. При осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд соответствующее уведомление направляется в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок. К уведомлению прилагается копия заключенного в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ контракта с обоснованием его заключения.

Подпадает ли под действие Закона № 44-ФЗ заключение договора о возмещении расходов на коммунальные услуги с единственным поставщиком – учреждением, если сумма данного договора будет превышать 100 тыс. руб.?

Федеральное казенное учреждение по договору безвозмездного пользования занимает помещения, принадлежащие на праве оперативного управления другому учреждению. Можно ли заключить договор о возмещении расходов на коммунальные услуги (водоснабжение, электроэнергия, подача газа) на текущий год с единственным поставщиком – учреждением, если сумма данного договора будет превышать 100 тыс. руб.?

1. Надо отметить, что из п. 3 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» следует, что в сферу правового регулирования этого закона входит заключение любых видов гражданско правовых договоров, предметом которых являются поставка товара, выполнение работы или оказание услуги для достижения целей, предусмотренных ст. 13 Закона № 44-ФЗ. Этот закон основывается на положениях ГК РФ (ч. 1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ). Однако из ряда норм этого Федерального закона (в частности, п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ) следует, что понятие услуги в контексте этих норм охватывает более широкий круг отношений по сравнению с предусмотренными ГК РФ (ст. 779 этого кодекса). Вместе с тем по смыслу положений Закона №44-ФЗ (в частности, ч. 1 ст. 33, ч. 1, 3 ст. 94) и ГК РФ, регулирующих отдельные виды договоров, упомянутых в указанном законе (параграфы 3, 4 и 7 гл. 30, 37, 38, 39 ГК РФ, гл. 34 ГК РФ и прочее), под действие Закона № 44-ФЗ подпадают возмездные договоры, по которым заказчик получает представление в натуре, в неденежной форме и оплачивает его, причем такие договоры, которые заключаются с поставщиком, подрядчиком, исполнителем, определенным в соответствии с законом. Именно это предоставление образует предмет договора, который должен заключаться в соответствии с порядком, предусмотренным Законом № 44-ФЗ.

Заказчик выбирает способ определения поставщика, подрядчика, исполнителя в соответствии с положениями гл. 3 Закона № 44-ФЗ и не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки (ч. 5 ст. 24 этого закона). Заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона № 44-ФЗ (ч. 2 ст. 48 этого закона). Перечень случаев осуществления закупки у единственного участника определен ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ и по смыслу вышеприведенных норм, а также ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, требующей от заказчика обосновывать невозможность или нецелесообразность применения иных способов закупки. Этот перечень является исчерпывающим.

Так, положения п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ предусматривают, что закупка у единственного контрагента может осуществляться в случае заключения заказчиком контракта на оказание услуг по содержанию и ремонту одного или не скольких нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление заказчику, в случае если данные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, переданные заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление.

Надо отметить, что указанная норма не содержит положений об ограничении суммы, на которую может быть заключен договор, как в случаях заключения договора с единственным поставщиком на основании п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Одним из условий применения нормы п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ является нахождение не жилых помещений в пользовании у других лиц.

Также п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ предусматривает закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае оказания услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам). Указанные услуги относятся к коммунальным услугам. Сумма договора, на которую может быть заключен договор в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, также не ограничена.

Как видим, ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ содержит несколько оснований для заключения договора с единственным поставщиком на оказание услуг по содержанию помещения. В письме от 30.04.2014 № Д28и-734 специалистами департамента развития контрактной системы Министерства экономического развития РФ было разъяснено, что возмещение затрат на коммунальные и эксплуатационные услуги при передаче в безвозмездное пользование или оперативное управление недвижимого имущества заказчик вправе заключить в соответствии как с п. 8, так и п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Однако Минэкономразвития России не обладает компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации, о чем упоминается в указанном письме.

Читайте так же:  Дарение квартиры находящейся в собственности менее 3 лет не родственнику

2. Для выбора надлежащего основания для возмещения затрат на коммунальные и эксплуатационные услуги при передаче в безвозмездное пользование или оперативное управление недвижимого имущества, на наш взгляд, необходимо учитывать следующее.

По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (п. 1 ст. 779 ГК РФ). Из чего следует, что по контракту, заключаемому по п. 8, 23 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, исполнителем должны совершаться определенные действия в интересах заказчика. Иными словами, на наш взгляд, речь в данном пункте идет о заключении заказчиком договоров не посредственно с исполнителями услуг, в первом случае (п. 8) уже оказывающими эти услуги непосредственно ссудополучателю (казенному учреждению), во втором случае (п. 23) – другим пользователям помещений в том же здании.

Кроме того, если предположить, что по такому договору исполнитель оказывает коммунальные услуги, то при заключении контракта необходимо учитывать и требования законодательства к заключению договоров об оказании коммунальных услуг. Так, обязательным условием для заключения договора энергоснабжения (который является по своей природе договором купли-продажи, а не оказания услуг) являются наличие у абонента отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а так же обеспечение учета потребления энергии (п. 2, 4 ст. 539, п. 1, 2 ст. 548 ГК РФ).

Притом что на практике зачастую в отношении пользователей – ссудополучателей, арендаторов – отдельных помещений в здании это требование не может быть выполнено, фактическое потребление пользователем помещения коммунальных услуг даже в отсутствие заключенного между ним и владельцем здания договора влечет обязанность возмещения расходов на коммунальные услуги, поскольку иное означает сбережение на стороне пользователя помещением денежных средств за счет владельца здания без оснований, установленных законом или договором (неосновательное обогащение). А в силу ст. 1102 ГК РФ это влечет возникновение обязанности пользователя помещением возвратить неосновательное обогащение (см., например, постановления Восьмого ААС от 23.09.2009 № 08АП-5241/2009, ФАС Северо-Кавказского округа от 21.08.2007 № Ф08-4408/07, ФАС Волго-Вятского округа от 26.02.2009 № А82-3372/2008 35).

Проблема решается путем заключения соглашений о возмещении коммунальных услуг ссудодателю, арендодателю, являющемуся стороной договоров с поставщиками коммунальных услуг (по становления ФАС Волго-Вятского округа от 20.09.2010 по делу № А39-6139/2009, ФАС Дальневосточного округа от 22.06.2010 №Ф03-4037/2010). В п. 22 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 № 66 указано, что такое соглашение не является договором поставки коммунальных услуг (электро-, теплоэнергии и др.), поскольку арендодатель, ссудодатель не являются поставщиками коммунальных услуг.

В связи с этим отметим, что обязанность по возмещению ссудополучателем расходов ссудодателя по содержанию помещения в отношении помещений, переданных в безвозмездное пользование, следует из ст. 695 ГК РФ (если иное не предусмотрено договором ссуды). Иначе говоря, возмещение ссудодателю расходов на содержание имущества, переданного в безвозмездное пользование, основано непосредственно на законе (см. также постановление ФАС Дальневосточного округа от 23.10.2012 № Ф03-4741/12). Заключение договора о возмещении затрат на оплату коммунальных услуг и иных услуг по содержанию здания (помещения) в этой ситуации направлено на создание условий для пользования ссудополучателем переданным ему имуществом (зданием) в соответствии с его назначением. При этом заказчик не получает предоставления в неденежной форме, отличного от того, которое является предметом договора безвозмездного пользования. Упомянутый в вопросе договор по существу лишь определяет порядок, в соответствии с которым будет производиться расчет сумм расходов, подлежащих возмещению ссудополучателем (см. так же постановление ФАС Дальневосточного округа от 18.07.2008 № Ф03-А59/08-1/1985), при этом ссудодатель не поставляет товар, не выполняет работу и не оказывает ссудополучателю какой-либо услуги.

Обязанность по возмещению расходов владельца здания возникает у пользователя помещением перед определенным лицом, то есть заказчик не может определить иное лицо в принципе.

Иначе говоря, предметом рассматриваемого договора является не оказание ссудодателем услуг ссудополучателю, а лишь компенсация понесенных ссудодателем затрат. Из этого следует, что заключение казенным учреждением (пользователем помещений в здании по договору безвозмездного пользования) договора о возмещении расходов по содержанию помещения с владельцем здания (абонентом коммунальных и прочих услуг, связанных с содержанием помещения), непосредственно заключившим договоры с ресурсоснабжающими и обслуживающими организациями, не подпадает под действие Закона № 44-ФЗ.

Заключение контракта с единственным поставщиком — разъяснения ст 93 44 ФЗ

Здравствуйте! Работаю в органе исполнительной власти. Согласно закону объект подлежит государственной охране. В регионе осуществляют государственную охрану две организации Филиал ФГУП «Охрана» при МВД России и ФГКУ ОВО при УМВД России. Разъясните пожалуйста можно ли заключить по ст 93 44 ФЗ гос.контракт на охрану здания с ФГУП «Охрана» как с единственным поставщиком при условии, что ОВО отказывается оказывать услуги охраны нашего объекта и как выбирается из двух организаций единственный поставщик услуг

Ответы юристов (6)

Уточните, а сумма контракта какая?

Уточнение клиента

сумму не знаю, согласно расценкам ФГУП «Охрана» из расчета на год

27 Ноября 2014, 16:29

Есть вопрос к юристу?

В вашем случае заключение контракта с единственным поставщиком возможно только в случае, если сумма контракта составляет не более 100 тыр. В Ст.93 44-ФЗ указаны перечень случаев, когда возможно заключение контракта с единственным поставщиком.Согласно ст.93 44-ФЗ 1. Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в следующих случаях:4) осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. В отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, расчет указанных ограничений годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, производится раздельно для такого федерального органа исполнительной власти и каждого такого государственного органа.Если нарушите данные положения, то возможно привиличение к административной ответственности.Желаю удачи!

В вашем случае Вы можете заключить контракт с единственным постащиком, но с соблюдением процедур предустмотренных ст. 93 ФЗ-44, так Вам необходимо будет выложить в систему сведения о заключении контракта с единственным поставщиком и направить в УФАС Вашего региона уведомление о заключении этого контракта с обоснованием цены и причин такого заключения контракта

Статья 93. Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)
1. Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в следующих случаях:

6) закупка работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации;

2. При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 3, 6 — 8, 11 — 14, 16 — 19 части 1 настоящей статьи, заказчик размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта. Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) должно содержать информацию, указанную в пунктах 1, 2, 4 статьи 42 настоящего Федерального закона, а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона). Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не требуется, если сведения о ней составляют государственную тайну. При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 6, 9 и 34 части 1 настоящей статьи, заказчик обязан уведомить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок о такой закупке. Уведомление о такой закупке направляется при ее осуществлении для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд соответственно в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок.К этому уведомлению прилагается копия заключенного в соответствии с настоящим пунктом контракта с обоснованием его заключения.

3. В случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта. Положения настоящей части не распространяются на случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренные пунктами 1, 2, 4, 5, 7, 8, 15, 16, 19 — 21, 24 — 26, 28, 29, 33, 36 части 1 настоящей статьи.(в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ)4. При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт должен содержать расчет и обоснование цены контракта, за исключением случаев осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), при которых документальное оформление отчета, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, не требуется.

спасибо клиенту за необоснованный минус, но вашем случае иного выхода нет