Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ
«О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

С изменениями и дополнениями от:

31 декабря 2005 г., 27 июля 2006 г., 20 апреля, 24 июля, 8 ноября 2007 г.

Принят Государственной Думой 8 июля 2005 года

Одобрен Советом Федерации 13 июля 2005 года

См. письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 августа 2005 г. N С4-7/УЗ-938

См. сравнительный анализ настоящего Федерального закона и Федерального закона от 7 апреля 1999 г. N 97-ФЗ, направленный письмом Федеральной налоговой службы от 26 октября 2005 г. N ВЕ-6-17/[email protected]

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2006 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 28 июля 2005 г. N 163, в Собрании законодательства Российской Федерации от 25 июля 2005 г. N 30 (часть I) ст. 3105, в «Парламентской газете» от 9 августа 2005 г. N 138

Соглашением о государственных (муниципальных) закупках (Москва, 9 декабря 2010 г.) с 1 января 2012 г. для Российской Федерации и Республики Белоруссия внедряются электронные процедуры торгов, а также вводится национальный режим для поставщиков данных сторон. Для Республики Казахстан электронные процедуры торгов внедряются с 1 июля 2012 г., национальный режим для поставщиков всех сторон — с 1 января 2014 г.

Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ настоящий Федеральный закон признан утратившим силу с 1 января 2014 г.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 171-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2013 г.

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 114-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 318-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 20 июля 2012 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 декабря 2011 г. N 426-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 418-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 417-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 326-ФЗ

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 21 апреля 2011 г. N 79-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2011 г. N 56-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие части 5 статьи 9 и части 26.1 статьи 65 настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 5 апреля 2011 г. N 56-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 15 мая 2009 г.

Федеральный закон от 3 ноября 2010 г. N 290-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 240-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений, для которых пунктом 3 статьи 9 названного Федерального закона предусмотрены иные сроки вступления в силу

Федеральный закон от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 5 мая 2010 г. N 78-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 365-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 17 декабря 2009 г. N 316-Ф3

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2009 г. N 273-ФЗ (в редакции Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ)

Изменения в части дополнения статьи 65 настоящего Федерального закона частью 39 вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения в статью 10, а также изменения в части дополнения статьи 65 настоящего Федерального закона частью 40 вступают в силу с 1 июля 2010 г.

Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 164-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 155-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 147-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 июля 2009 г. N 144-ФЗ

Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 15 мая 2009 г.

Федеральный закон от 8 мая 2009 г. N 93-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений, для которых статьей 30 названного Федерального закона предусмотрены иные сроки вступления в силу

Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 68-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 323-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 308-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2009 г., за исключением положений, для которых статьей 6 названного Федерального закона предусмотрены иные сроки вступления их в силу

Федеральный закон от 1 декабря 2008 г. N 225-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в статью 65 настоящего Федерального закона в части дополнения ее частью 18, вступающих в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 218-ФЗ (в редакции Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ)

Изменения вступают в силу в порядке, предусмотренном статьей 6 названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 218-ФЗ (в редакции Федерального закона от 8 мая 2009 г. N 93-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 июля 2010 г.

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 218-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 308-ФЗ)

Изменения вступают в силу в порядке, предусмотренном статьей 6 названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 218-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2007 г., за исключением положений, для которых статьей 6 названного Федерального закона предусмотрены иные сроки вступления в силу

Федеральный закон от 20 апреля 2007 г. N 53-ФЗ (в редакции Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ)

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в статью 10 настоящего Федерального закона в части дополнения ее частью 4.1, вступающих в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 142-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 207-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2005 г.

Сравнительная характеристика федеральных законов 44-ФЗ и 94-ФЗ в сфере госзакупок

Закон о контрактной системе 44-ФЗ РФ от 5 апреля 2013 года до сих пор вызывает массу вопросов, связанных с правильностью его применения на практике. Ранее действовавший закон о госзакупках 94-ФЗ от 21 июля 2005 года существенно отличался от теперешнего. Чтобы понять, в каких случаях необходимо обязательно следовать требованиям ныне действующего документа, рассмотрим основные отличия этих двух законодательных актов.

Основные нововведения в законодательство о проведении госзакупок

Новый Федеральный закон 44-ФЗ был принят с целью повышения эффективности расходования бюджетных средств. В законе 94-ФЗ не были предусмотрены нормы, касающиеся формирования и наблюдением за ходом исполнения заказа. В документе были установлены требования только к проведению процедуры торгов.

Если рассматривать введение изменений законодательства о госзакупках, можно выделить следующие новшества, которые вступили в силу с принятием Закона 44-ФЗ РФ:

  • Появился неограниченный доступ к информации о проведении закупок и всеми связанными с этим процессом этапами;
  • Стала обязательно публикация материалов обо всех основных этапах проведения торгов;
  • Создается государственный общественный комитет по контролю за государственными закупками;
  • Прописана ответственность заказчиков за исполнением требований законодательства в сфере закупок;
  • Определение исполнителей закупки зависит от ее предмета;
  • Предусматривается планирование на долгосрочную перспективу;
  • Установлено предельное значение понижение цены контракта (25%), после которого заказчик обязан предоставить обоснование по расчету цены;
  • В документации или плане закупки могут быть включены пункты о процедуре изменения или расторжения контракта;
  • Предусмотрен аудит исполнения контрактов.
  • Сфера применения Федерального закона 44-ФЗ РФ

    Федеральный закон 44-ФЗ имеет значительно большую сферу влияния. Хотя, нельзя не признать, что он усложнил процесс проведения государственных закупок. В нем предусмотрены разделы, регулирующие:

    • Планирование закупок;
    • Осуществление закупок;
    • Мониторинг и аудит закупок;
    • Контроль в сфере закупок;
    • Разрешение спорных ситуаций;
    • Осуществление отдельных видов закупок.

    По сравнению с 94-ФЗ, новый нормативный акт распространяет свое действие не только на муниципальные и государственные предприятия, но и обычные юридические лица, и автономные учреждения. В то же время действие закона не распространяется на:

    Читайте так же:  Приказ о назначении ответственного за электрохозяйство в школе 2018
  • Международные закупки;
  • Закупки, по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите;
  • Закупки драгоценных металлов и камней по пополнению Государственного фонда драгоценных металлов;
  • Назначение адвокатов в уголовном судопроизводстве и его привлечению по оказанию бесплатной юридической помощи;
  • Закупки избирательными комиссиями.
  • Основные отличия положений Законов 44-ФЗ и 94-ФЗ

    Если сравнивать общие положения, то по сравнению с 94-ФЗ, Федеральный закон № 44-ФЗ предусматривает:

    • Обязанность бюджетных учреждений соблюдать требования данного нормативного акта во всех случаях, кроме тех, когда закупки производятся:
    • За счет грантов, полученных безвозмездно
    • Если бюджетная организация является исполнителем по контракту на приобретение товаров (работ или услуг)
    • За счет полученных средств от предпринимательской деятельности
    • Установлены принципы контрактной системы, чего не было в законе 94-ФЗ
    • Законом 44-ФЗ предусмотрен перечень документов, которые должны быть предоставлены заказчиком. Ранее достаточно было разместить на официальном сайте торгов план-график закупок на год
    • Необходимо обоснование объекта закупки, установления его стоимости и способа выбора исполнителя. Закон 94-ФЗ требовал только обоснования цены контракта
    • Законом 94-ФЗ не были установлены требования о нормировании в сфере закупок. На данный момент установлено, что приобретаемые товары должны обеспечивать действительные нужды. А также разрабатываются нормы федеральных, муниципальных нужд и нужд субъектов РФ
    • Законом 44-ФЗ предусматривается создание контрактной службы, если годовой объем закупок превышает 100 млн. руб. При меньшем доходе необходимо назначать контрактного управляющего, ответственного за проведение закупок
    • Различаются условия по созданию комиссии и ее составу. Часть положений из закона 94-ФЗ перешло в новый законодательный акт
    • В ст. 31 Закона № 44-ФЗ установлены новые обязательные требования к участникам закупок
    • Законом 44-ФЗ введена обязанность предоставлять преимущество учреждениям УИС и организациям инвалидов
    • Заявки в размере не менее 15% годового объема закупок от субъектов малого предпринимательства обязаны принимать по 44-ФЗ. Условия и исключения прописаны в ст. 30
    • Ст. 31 44-ФЗ установлены новые критерии оценки заявок
    • Ранее установление денежного обеспечения заявок было правом, а не обязанностью заказчик. В ст. 44 Закона 44-ФЗ установлены условия обеспечения
    • По Закону 44-ФЗ может быть осуществлено банковское сопровождение контрактов. Ранее этой нормы не было
    • Изменены сроки отказа от проведения торгов. Согласно Закону 44-ФЗ, это возможно за 5 дней до окончания приема заявок на участие в конкурсе, либо за 2 дня до даты окончания срока подачи заявок для участия в котировках
    • Установлены методы установления начальной и максимальной цен контракта. Одновременно можно применять один или несколько методов
    • Законом 44-ФЗ установлено требование об описании объекта закупки

    Что касается проведения самих торгов, то закон 44-ФЗ:

    • Расширил перечень способов проведения закупок
    • Появились положения о проведении централизованных закупок
    • Изменились сроки оценки и рассмотрении заявок, заключения контракта
    • Изменены условия проведения электронных аукционов и требования об их извещении
    • Новые условия размещения заявок для единственного поставщика.

    Обеспечение по исполнению контракта по закону 44-ФЗ обязательно во всех случаях без исключения, как это было предусмотрено и в законе 94-ФЗ.

    Для справки — где узнать подробнее про особенности 44-ФЗ и 223-ФЗ:

    • В специальном материале Путеводитель по контрактной системе от разработчиков Консультант Плюс.
    • На тематических семинарах на нашем портале.

    Федеральный закон № 94-ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

    Статья 31.3. Содержание конкурсной документации при проведении открытого конкурса

    1. Конкурсная документация должна содержать установленные заказчиком, уполномоченным органом требования к произведению литературы или искусства, исполнению или национальному фильму, создание которых либо финансирование проката или показа которого является предметом контракта.
    (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
    2. Конкурсная документация наряду со сведениями, предусмотренными пунктами 4.1 — 4.4, 6, 7, 11, 12, 15 и 16 части 4 статьи 22 настоящего Федерального закона, должна содержать:
    (в ред. Федерального закона от 21.04.2011 N 79-ФЗ)
    1) требования к содержанию, форме, составу заявки на участие в конкурсе, в том числе заявки, подаваемой в форме электронного документа, и инструкцию по ее заполнению;
    2) сроки создания произведения литературы или искусства, сроки и место создания исполнения;
    3) условия финансирования проката или показа национального фильма;
    4) требования к описанию участниками размещения заказа произведения литературы или искусства, исполнения либо кинопроекта, если предметом контракта являются соответственно создание произведения литературы или искусства, исполнения, финансирование проката или показа национального фильма, и (или) требования к предоставлению проектов (эскизов, макетов, чертежей, изображения и другое) указанных произведений (далее для целей настоящей главы — проект произведения), к демонстрации части исполнения, к предоставлению кинопроекта;
    (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
    5) критерии оценки заявок на участие в конкурсе, устанавливаемые в соответствии с частью 3 статьи 31.6 настоящего Федерального закона;
    6) порядок, место, даты начала и окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе в соответствии с частью 5 статьи 31.4 настоящего Федерального закона, а также порядок, место, срок предоставления проектов произведений литературы или искусства, демонстрации части исполнения, форму проектов таких произведений, порядок, место, срок предоставления кинопроекта, если требование предоставления таких проектов произведений литературы или искусства, кинопроектов или требование о демонстрации части исполнения установлено в соответствии с пунктом 4 настоящей части. При этом проекты произведений литературы и искусства, кинопроекты предоставляются участниками размещения заказа одновременно с подачей заявки на участие в конкурсе. Срок демонстрации части исполнения может быть установлен любой со дня окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе и до дня окончания рассмотрения таких заявок. В конкурсной документации может быть предусмотрено требование повторной демонстрации части исполнения в любой срок со дня начала и до дня окончания проведения оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе;
    7) порядок и сроки отзыва заявок на участие в конкурсе, порядок внесения изменений в такие заявки. При этом срок отзыва заявок на участие в конкурсе и срок внесения изменений в заявки на участие в конкурсе устанавливаются в соответствии с частью 6 статьи 31.4 настоящего Федерального закона;
    8) место, порядок, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе.
    3. Заказчик, уполномоченный орган вправе предусмотреть в конкурсной документации возможность заключения заказчиком контрактов на создание произведений литературы или искусства с несколькими участниками размещения заказа, если размещается заказ на создание двух и более произведений литературы или искусства.
    (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
    4. К конкурсной документации должен быть приложен проект контракта (в случае проведения конкурса по нескольким лотам — проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью конкурсной документации.
    (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

    ФЗ-94 «О закупках для государственных и муниципальных нужд»

    Муниципальные и государственные заказы состоят из списков закупок работ, товаров и услуг. Это перечень нужд, который составляется с целью последующего их приобретения за счет бюджетных и внебюджетных источников финансирования. Покупку предметов и услуг для государственных и муниципальных нужд осуществляют получатели местных бюджетных средств или главные распорядители.

    Описание ФЗ-94 «О закупках»

    Федеральный закон был принят Государственной Думой 8 июля 2005 года, а одобрен Советом Федерации спустя пять дней того же года. Но следует отметить, что закон утратил свою силу 1 января 2014 года и был заменен на ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере госзакупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Последние изменения в ФЗ-94 были внесены 2 июля 2013 года. Закон содержит 9 глав и 65 статей.

    Краткое содержание ФЗ-94 «О госзакупках для государственных и муниципальных нужд»:

    • Описываются общие положения;
    • Определяется способ размещения заказа;
    • Перечисляются особенности размещения заказа на основании открытого конкурса;
    • Описывается метод размещения заказа с учетом проведения аукциона;
    • Описывается метод размещения заказа в соответствии с решением Правительства РФ.

    Размещение заказов по ФЗ-94

    В ФЗ-94 описываются способы размещения заказов на госзакупки. Федеральный закон гласит, что конкурс — это торги, где победителем является лицо, которое предложило самые выгодные условия исполнения договора. (Изучите статью об исполнительном производстве 101).

    Обычно конкурс бывает закрытым или открытым. Наиболее популярный — открытый конкурс. Закрытое мероприятие проводится только в том случае, если заказ на госзакупку товаров и услуг является частью государственной тайны.

    С участников конкурса (заказчиков) запрещается брать плату за включение в список. Однако плата за предоставление конкурсной документации на госзакупки может взиматься в ситуациях, предусмотренных Федеральным законом.

    Во время мероприятия запрещается проведение переговоров между участниками. Если нарушить это правило, конкурс признается недействительным. Заинтересованное лицо передает иск о нарушении правил в предусмотренном ФЗ-94 РФ порядке.

    В статье 9 ФЗ-94 было рассмотрено понятие «государственный контракт» на поставку товаров, выполнения работ или оказания услуг.

    Государственный контракт — это договор, заключенный между заказчиком и исполнителем. Основная цель — своевременное и качественное обеспечение товара и услуг для муниципальных и государственных нужд. Если говорится о гражданско-правовом договоре бюджетного учреждения, то он заключается от имени бюджетного учреждения.

    Гражданско-правовой договор бюджетного учреждения может быть заключен на срок поставки госзакупок, не превышающий трех лет.

    Исключением из правил является гражданско-правовой договор бюджетного учреждения. Основная цель — выполнение работ по:

    • Строительству;
    • Реставрации;
    • Реконструкции;
    • Капитальному ремонту;
    • Эксплуатации объектов капитального строительства;
    • Обслуживанию и так далее.

    Согласно ФЗ-94, в некоторых случаях сроки заключения договоров на госзакупки определяются Правительством Российской Федерации.

    В новом законе ФЗ-44 понятие государственного контракта и перечисление особенностей заключения описываются в статье 109. В ней говорится, что если поставщик не определен или сделка не состоялась, то в соответствии с ФЗ-44 органы власти должны провести повторное определение поставщика или обратиться за решением вопроса по госзакупкам в Правительство Российской Федерации.

    Статья 1 утратившего силу ФЗ-94 описывает предмет и цели регулирования законодательства. Законопроект был принят для урегулирования отношений, связанных с размещением заказов на поставки товаров, оказание услуг и выполнение работ для муниципальных и государственных органов. Закон определял стандартный порядок размещения заказов по госзакупкам. Это обеспечивало единство экономического пространства на территории Российской Федерации.

    В новом ФЗ-44 первая статья регулирует отношения, которые направлены на осуществление госзакупок муниципальных и государственных нужд. Также настоящий Федеральный закон предотвращает коррупцию и другие злоупотребления в сфере госзакупок.

    Читайте так же:  Эод налог

    Чтобы скачать утраченный силу ФЗ-94 «О госзакупках», перейдите по следующей ссылке.

    Чтобы скачать настоящий Федеральный закон №44, перейдите по следующей ссылке.

    44-ФЗ О контрактной системе: отличия от 94-ФЗ. Основные изменения в правовом регулировании государственных и муниципальных закупок по законам № 44-ФЗ и № 94-ФЗ

    С 01 января 2014 г. вступает в силу федеральный закон от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – закон № 44-ФЗ). Соответственно утрачивает силу федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – закон № 94-ФЗ).

    Для специалиста, сталкивающегося в процессе осуществления профессиональной деятельности с государственными и муниципальными закупками, как на стороне заказчика, так и на стороне поставщика, крайне важно понять основные отличия закупок по закону № 44-ФЗ от размещения заказов по закону № 94-ФЗ. Предлагаем краткий анализ важнейших изменений в данной сфере.

    1. Сфера правового регулирования.

    Закон № 94-ФЗ содержит 9 глав, 65 статей; регулирует вопросы размещения государственных и муниципальных заказов путем проведения конкурсов, аукционов (в т.ч. в электронной форме), запросов котировок; размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), а также порядок обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки.

    Сфера регулирования закона № 44-ФЗ существенно шире. Он содержит 8 глав, 114 статей, требует принятия более 60 подзаконных нормативных актов на федеральном уровне, а также устанавливает возможность регулирования отдельных вопросов в сфере закупок на уровне субъекта Российской Федерации и на муниципальном уровне.

    Закон № 44-ФЗ и принимаемые в соответствии с ним подзаконные нормативные акты системно регулируют вопросы планирования, нормирования, обоснования закупок, способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), включая закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя); мониторинг и аудит в сфере закупок; порядок исполнения государственных и муниципальных контрактов и экспертизы полученных результатов; информационное обеспечение контрактной системы, контроль в сфере закупок и порядок обжалования действий (бездействия) различных участников контрактной системы, в том числе контрактных управляющих, должностных лиц контрактной службы.

    Закон № 94-ФЗ распространяет свое действие на заключение контрактов (договоров) на поставку товаров, выполнения работ, оказание услуг.

    Закон № 44-ФЗ регулирует, кроме того, приобретение недвижимости, аренду и иные договоры, предполагающие оплату из бюджетных средств в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд. Понятие закона № 44-ФЗ «Закупка для обеспечения государственных и муниципальных нужд» существенно шире «размещения заказа» по закону № 94-ФЗ, закупка заканчивается исполнением обязательств по контракту.

    2. Принципы закупок.

    Закон № 94-ФЗ не содержит каких-либо специальных норм о принципах размещения заказов. При этом анализ общих положений закона позволяет выделить следующие основные принципы размещения заказов:

    • единство размещения заказов
    • эффективное использование бюджетных средств
    • развитие конкуренции
    • информационная открытость размещения заказов

    Закон № 44-ФЗ определяет следующие принципы функционирования контрактной системы:

    • открытость и прозрачность информации (вся информация в сфере закупочной деятельности должна размещаться в единой информационной системе, быть полной и достоверной)
    • обеспечение конкуренции (добросовестной ценовой и неценовой конкуренции)
    • профессионализм заказчиков (предполагающей, в т.ч. создание профессиональной контрактной службы заказчика)
    • стимулирование инноваций
    • единство контрактной системы
    • ответственность за результативность, эффективность осуществления закупок

    3. Планирование, обоснование закупок.

    Закон № 94-ФЗ лишь упоминает о необходимости размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов, не связывая с таким размещением наступления каких-либо правовых последствий.

    В законе № 44-ФЗ планированию посвящена отдельная вторая глава, которая устанавливает необходимость формирования, утверждения и ведения планов закупок (на 3 года) и планов-графиков (на финансовый год), обоснования закупок, с учетом установленных норм и моделей централизации. Закупки, не предусмотренные планами-графиками или не соответствующие информации, включенной в план-график, не могут быть осуществлены.

    При подготовке плана-графика осуществления закупок заказчик обязан обосновать начальные (максимальные) цены контрактов, цены контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), используя методы и источники информации, указанные в статье 22 закона № 44-ФЗ. При этом приоритет закреплен за методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).

    Закон № 44-ФЗ предполагает введение нормирования в сфере закупок в форме установления требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

    Закон № 44-ФЗ запрещает закупки товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши.

    4. Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

    Закон № 94-ФЗ устанавливает следующие способы размещения заказов:

    1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;

    2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

    Закон № 44-ФЗ делит способы определения поставщиков на конкурентные и неконкурентные (закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)).

    К конкурентным способам отнесены конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также — электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

    Таким образом, заказчики и поставщики должны освоить новые способы закупок: конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос предложений. Условия применения данных способов определены, соответственно, в статьях 56, 57 и 83 закона № 44-ФЗ.

    Существенно сократилось в законе № 44-ФЗ количество оснований для закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Ограничения на закупки на сумму до 100 тыс. руб., а для образовательных учреждений и учреждений культуры – на сумму до 400 тыс. руб., установлены не по принципу ограничения закупок одноименных товаров в течение квартала, как в законе № 94-ФЗ, а в форме установления предельного объема закупок в стоимостном и процентом выражении.

    Согласно требованиям закона № 44-ФЗ, при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) необходимо обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта. Кроме того, в отдельных случаях в единой информационной системе необходимо разместить извещение о проведении закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта.

    5. Информационное обеспечение закупок.

    Согласно требованиям закона № 94-ФЗ вся информация о размещении заказов должна размещаться на официальном сайте www.zakupki.gov.ru .

    Закон № 44-ФЗ предполагает создание единой информационной системы в сфере закупок, которая будет представлять собой совокупность информации о закупках (включая справочную, нормативную информацию, реестры, планы, отчеты, библиотеку типовых контрактов), содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление с использованием официального сайта единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

    Единая информационная система будет выполнять не только контрольно-информационные функции, но и с 01 января 2016 г. должна обеспечивать юридически значимый электронный документооборот, включая подачу заявок в электронной форме и подписание контрактов посредством электронной подписи.

    6. Требования к участникам закупок.

    Требования к участникам размещения заказа в законе № 94-ФЗ делятся на основные и дополнительные.

    Краткое содержание основных требований:

    • соответствие требованиям законодательства РФ
    • непроведение ликвидации участника – юридического лица
    • неприостановление деятельности участника
    • отсутствие у участника размещения заказа задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника

    К дополнительным требованиям, которые устанавливаются по желанию заказчика, отнесены:

    • обладание исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности, с учетом специфики предмета контракта
    • отсутствие сведений об участнике в реестре недобросовестных поставщиков

    В законе № 44-ФЗ вышеперечисленные дополнительные требования становятся основными и обязательными. Кроме того, добавлены новые обязательные требования к участникам закупки:

    • правомочность участника заключать контракт
    • отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не только информации об участнике закупки — юридическом лице, но и информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки
    • о тсутствие у участника закупки — физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица — участника закупки судимости за преступления в сфере экономики, а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и административного наказания в виде дисквалификации

    В отдельных случаях, установленных Правительством РФ, заказчик обязан при проведении конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых аукционов устанавливать дополнительные требования к участникам, в том числе к наличию:

    1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

    2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

    3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

    4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

    7. Порядок проведения конкурса.

    Открытые конкурсы по закону № 44-ФЗ по принципам и порядку проведения во многом похожи на конкурсы по закону № 94-ФЗ, но имеют следующие основные отличия:

    • извещение должно быть размещено в единой информационной системе не менее чем за 20 дней до даты вскрытия конвертов с заявками (по закону № 94-ФЗ – не менее чем за 30 дней)
    • в случае внесения изменений в извещение, конкурсную документацию срок до даты окончания срока подачи заявок должен быть продлен так, чтобы он составлял не менее чем десять рабочих дней (по закону № 94-ФЗ – не менее 20 дней)
    • заказчик вправе установить возможность подачи заявки только в письменной форме (по закону № 94-ФЗ заявки подаются в письменной форме или в форме электронного документа)
    • процедуры рассмотрения и оценки заявок оформляются по закону № 44-ФЗ одним протоколом (по закону № 94-ФЗ отдельно оформляется протокол рассмотрения заявок и отдельно – протокол оценки и сопоставления заявок)

    Процедура оценки заявок по закону № 44-ФЗ осуществляется с возможным использованием не менее двух из пяти критериев:

    1) цена контракта;

    2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

    3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

    4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

    Читайте так же:  Как оформить кредит без справки о доходах и поручителей

    5) стоимость жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта.

    По закону № 94-ФЗ заказчик вправе использовать не менее двух из восьми предлагаемых законом критериев, т.е. количество критериев оценки конкурсных заявок существенно сократилось. При этом по-прежнему обязательным является использование критерия «цена контракта» или нового критерия «стоимость жизненного цикла».

    Если конкурс, проводимый по закону № 44-ФЗ, будет признан не состоявшимся в случаях, когда подана одна заявка, соответствующая требованиям, только одна заявка признана соответствующей требованиям, по результатам предквалификационного отбора только один участник признан соответствующим требованиям, контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) может быть заключен только по согласованию с контролирующим органом. По закону № 94-ФЗ контракт с единственным участником заключался без каких-либо согласований.

    В соответствии с требованиями закона № 44-ФЗ, если заявки (допущенные участники) по конкурсу отсутствуют, заказчик проводит повторный конкурс; а если повторный конкурс признан по указанным причинам несостоявшимся – запрос предложений.

    Обеспечение заявки на участие в конкурсе по закону № 44-ФЗ в отличие от закона № 94-ФЗ может быть представлено не только путем перечисления денежных средств, но и в форме банковской гарантии.

    Обеспечение контракта при проведении конкурсов по закону № 44-ФЗ является обязательным.

    При проведении закрытых конкурсов закон № 44-ФЗ, в отличие от закона № 94-ФЗ, предусматривает возможность размещения в единой информационной системе извещения о проведении закрытого конкурса в случае, когда сведения, составляющие государственную тайну, содержатся в конкурсной документации или в проекте контракта. Извещение в этом случае размещается в единой информационной системе не менее чем за тридцать дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе.

    8. Порядок проведения электронного аукциона.

    Процедура электронного аукциона, как одно из наиболее существенных достижений закона № 94-ФЗ в свете создания антикоррупционных механизмов и обеспечения развития конкуренции, практически без изменений перенесена в закон № 44-ФЗ; внесены лишь незначительные изменения в некоторые процедурные вопросы.

    Распоряжением Правительства РФ от 31 октября 2013 г. № 2019-р утвержден новый Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион). Из перечня, в сравнении с действующим в рамках закона № 94-ФЗ, исключены отдельные виды медицинского оборудования, а также работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту с начальной ценой контракта свыше 150 млн. руб. для государственных нужд и свыше 50 млн. руб. – для муниципальных нужд.

    Минимальный срок размещения извещения при проведении электронных аукционов с начальной ценой более 3 млн. руб. в законе № 44-ФЗ сокращен с 20 до 15 дней до даты окончания срока подачи заявок; для коротких аукционов срок не изменился – не менее 7 календарных дней.

    Внесение изменений в извещение и документацию об аукционе возможно не позднее чем за 2 дня до окончания срока подачи заявок. При этом срок подачи заявок должен быть продлен таким образом, чтобы до окончания срока подачи заявок оставалось не менее 7 дней.

    Установление обеспечения заявок и контракта является обязательным. При этом, в случае если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 3 млн. руб., обеспечение заявок должно быть установлено строго в размере одного процента этой цены.

    В случае признания аукциона несостоявшимся правовые последствия аналогичны установленным законом № 44-ФЗ для конкурсов: заказчик либо направляет на согласование в контролирующий орган сведения об аукционе в целях заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), либо проводит запрос предложений (в случае отсутствия и отклонения всех заявок).

    В составе первой части заявки на участие в электронном аукционе закон № 44-ФЗ требует указания на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в документации об аукционе указания на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя.

    9. Порядок проведения запроса котировок.

    Запрос котировок как наиболее простой и быстрый способ закупки стандартных товаров и услуг сохранен в законе № 44-ФЗ с небольшими изменениями.

    Ограничения на проведение запроса котировок установлены не только лимитом начальной (максимальной) цены – не более 500 тыс. руб., но и в процентах – не более 10% от годового объема средств, запланированных на закупки, и в абсолютном выражении – не более 100 млн. руб. в год.

    Законом № 44-ФЗ в целях предотвращения коррупции предусмотрена обязательная процедура публичного вскрытия конвертов и открытия доступа к заявкам в форме электронных документов при проведении запроса котировок.

    В случае наличия единственной заявки процедура заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) аналогична установленной для конкурса и аукциона – по согласованию с контролирующим органом.

    Продление срока подачи заявок предусмотрено законом № 44-ФЗ только в случае отклонения всех поступивших заявок.

    Еще одной актуальной новеллой закона № 44-ФЗ является введение возможности внесения изменений в извещение о проведении запроса котировок – не позднее чем за два рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок.

    10. Контроль и обжалование в сфере закупок.

    Количество контролирующих органов в контрактной системе существенно увеличилось. В систему контролирующих органов добавлены уполномоченные органы субъекта РФ, органы местного самоуправления, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами; органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Предусмотрена также возможность осуществления общественного и ведомственного контроля в сфере закупок.

    Порядок обжалования действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки не претерпел в законе № 44-ФЗ существенных изменений.

    Добавлены новые субъекты, действия (бездействие) которых можно обжаловать – это уполномоченные учреждения, должностные лица контрактной службы, контрактные управляющие. В качестве лиц, имеющих право на подачу жалобы, в законе 44-ФЗ появились осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц. Расширились полномочия контролирующего органа, рассматривающего жалобы и проводящего плановые и внеплановые проверки. В частности, Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы наделены теперь полномочиями по осуществлению контроля за соблюдением при осуществлении закупок требований к энергетической эффективности товаров, работ, услуг, в том числе за наличием в документации о закупке, извещении об осуществлении закупки или в проекте контракта требований в отношении энергетической эффективности, предъявляемых к закупаемым товарам, работам, услугам для государственных или муниципальных нужд.

    Контрольный орган в сфере закупок наделен в законе № 44-ФЗ правом проводить внеплановую проверку не только в случае подачи жалобы, но и при поступлении иной информации о нарушении законодательства РФ, в том числе и из единой информационной системы.

    11. Содержание контракта, исполнение обязательств, экспертиза исполнения.

    В законе № 44-ФЗ сохранены жесткие ограничения на внесение изменений в заключенные контракты. К содержанию контракта предъявляются теперь более детальные требования. В контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В контракт также включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.

    Законом № 44-ФЗ, как и законом № 94-ФЗ, предусмотрено обязательное включение в проект контракта условий и размеров ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя). Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 1063 установлены правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, что на практике ограничит размеры штрафов и пени, указываемых заказчиком в проектах контрактов.

    Если цена контракта превышает на федеральном уровне – 1 млрд. руб., а на региональном и муниципальном уровне – 100 млн. руб., законом № 44-ФЗ установлена обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставить заказчику информацию о своих выгодоприобретателях, единоличном исполнительном органе хозяйственного общества (директоре, генеральном директоре, управляющем, президенте и других), членах коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителе, а также о соисполнителях и субподрядчиках.

    Для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан в соответствии с требованиями закона № 44-ФЗ провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации. В некоторых случаях заключения контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) проведение внешней экспертизы исполнения контракта является обязательным

    Результаты отдельного этапа исполнения контракта, информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге должны отражаться заказчиком в отчете, размещаемом в единой информационной системе.

    12. Финансовое сопровождение процедур закупок.

    В законе № 44-ФЗ предусмотрена возможность установления случаев обязательного банковского сопровождения контрактов.

    Обеспечение контрактов, согласно требованиям части 1 статьи 96 закона № 44-ФЗ, при проведении конкурентных процедур закупок является обязательным. Кроме того, в случае, если цена при проведении конкурсов или аукционов снижена на 25 или более процентов, одним из возможных вариантов антидемпинговых мер, согласно закону № 44-ФЗ, является предоставление обеспечения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер, установленный в документации конкурса или аукциона.

    При проведении конкурсов и аукционов обязательным также является установление обеспечения заявок. На денежные средства, перечисленные в качестве обеспечения заявок при проведении электронных аукционов, участникам подлежат выплате доходы (проценты).

    Завершая краткий сравнительный анализ правового регулирования государственных и муниципальных закупок в соответствии с законами № 94-ФЗ и 44-ФЗ, следует отметить не только значительное расширение сферы правового регулирования в рамках контрактной системы, но и существенное увеличение объема обязанностей заказчиков, уполномоченных органов, связанных с планированием закупок и исполнением контрактов.

    Богацкая С.Г. — ведущий преподаватель-консультант по государственным и муниципальным закупкам, корпоративным закупкам по ФЗ-223 УМЦ «Финконт».