Как без суда получить в крыму паспорт

Ст.5 Договора между РФ и Республикой Крым от 18.03.2014 г. предусматривает признание гражданами РФ всех граждан г. Севастополя и Республики Крым, постоянно проживающих в этих регионах, независимо от того, являлись они гражданами Украины или лицами без гражданства. Поэтому все граждане этой категории имеют право получить российский паспорт в порядке, установленном законодательными актами РФ.

Порядок выдачи и замены паспортов гражданам РФ установлен административным регламентом ФМС, вступившим в действие 26.02.2007 г.

Подробно на официальном сайте миграционной службы России в Крыму www.fms.gov.ru

Право на получение паспорта имеют граждане РФ или приобретшие гражданство РФ и достигшие 14-летнего возраста. Следовательно, к ним относятся все граждане Украины и лица без гражданства не моложе 14 лет полуострова Крым, признанные гражданами РФ. Получить новый паспорт имеет также гражданин РФ, потерявший свой паспорт или в случае хищения у него паспорта.

Замена паспорта РФ производится при достижении гражданином РФ 20-летнего, а затем 45-летнего возраста, а также в случаях изменения Ф.И.О., пола, даты или места рождения, внешности, обнаружения ошибок в паспорте и непригодности его для использования.

Законодательством РФ строго регламентируется перечень, форма и содержание документов, предоставляемых территориальному подразделению ФМС для получения паспорта. Поэтому жители Крыма, тщательно не изучившие регламентные нормы, попадают в ситуации, когда приходится повторно сдавать документы, не отвечающие предъявляемым к ним требованиям, что в условиях массовой выдачи паспортов в Крыму достаточно хлопотно. Поэтому в этом тексте приводится список необходимых документов с подробным описанием их формы и содержания:

Заявление формы № 1П о выдаче паспорта. Бланк заявления выдает подразделение ФМС. Образец заполнения можно посмотреть на сайте www.fms.gov.ru/upload/docs/files/obrazec.doc. Заполнять форму бланка можно вручную или с помощью компьютера (машинописной техники). В графе 8 (состоял ли раннее в иностранном гражданстве и когда принят в гражданство РФ) гражданин Украины делает запись «Да, гражданство Украины, ст.5 Договора от 18 марта 2014 г.». В графе 9 (причина выдачи паспорта) делается запись «впервые». В предусмотренных регламентом случаях замены паспорта соответствующая причина замены паспорта указывается в графе 9 (например, достижение 45-летнего возраста, изменение фамилии, изменение пола и т.д.). Сотрудник подразделения может заполнить заявление в случае, если гражданин по состоянию здоровья не способен сделать это самостоятельно. В графе 10 уполномоченный сотрудник подразделения заверяет личную подпись гражданина.

Документ, удостоверяющий постоянную регистрацию на территории полуострова Крым и личность заявителя. Таким документом, как правило, является паспорт гражданина Украины. На практике встречается много случаев, когда гражданин постоянно проживает на территории Крыма, но в момент выдачи паспортов РФ не имеет постоянной регистрации в Крыму. Например, молодой человек выехал на учебу в ВУЗ континентальной Украины; гражданин, проживавший в Крыму, затем снятый с регистрации в связи с временным выездом на континентальную Украину и возвратившийся в Крым, но по каким-либо причинам, не успевший зарегистрироваться в Крыму. Во всех подобных случаях гражданин обращается в подразделение ФМС с заявлением произвольной формы и по требованию этого органа предоставляет те или иные документы, на основании которых ФМС принимает решение о его праве принять гражданство РФ и получить паспорт РФ. В некоторых случаях может потребоваться решение суда для положительного решения вопроса органом ФМС.
В практике судов для получения решения суда о постоянном проживании на территории Крыма до 1954 г., т.е. до передачи его в состав Украины, требовались нотариально заверенные показания двух свидетелей, которые в тот период были совершеннолетними, и подтвердили факт постоянного проживания заявителя в Крыму в тот период. Подобная практика может быть применена судами и в настоящее время.
В случаях, когда нет достаточных оснований для предоставления гражданства РФ, проходит процедура легализации гражданина с последующим предоставлением вида на жительство и в установленные сроки гражданства РФ. Например, если один из супругов получил гражданство РФ, а второй не имеет оснований для этого, то он получает вид на жительство, а срок получения гражданства РФ наступает через 3 года.

Свидетельство о рождении, при его отсутствии необходимо получить в органе ЗАГСа повторное свидетельство о рождении. Если по каким-то причинам орган ЗАГСа не может выдать повторное свидетельство, необходимо обратиться в суд для получения решения суда, подтверждающего факт рождения.

Две личные фотографии. Самой распространенной причиной отказа в приеме документов является предоставление фотографий, не соответствующих регламентным нормам или требуемому качеству. Поэтому изготавливать фотографии необходимо в подразделении, если имеется такая возможность, или в фотографии, персонал которой выполняет все требования регламента РФ.
Фотографии могут быть черно-белые или цветные. Размер фотографии 35х45 мм. Не менее 80% размера фотографии должен занимать овал лица. Длина изображения головы должна быть в пределах от 32 до 36 мм, ширина от 18 до 25 мм. Свободное поле над головой должно быть 5 мл с допуском +/- 1 мм. Изображение лица должно быть четким и строго в анфас. Фотографироваться нужно без головного убора, но допускается фотографирование в головном уборе, не закрывающем лицо для лиц, религиозные убеждения которых требуют этого. При постоянном ношении очков, фотографироваться необходимо в очках, при этом должны быть четко видны глаза, стекла очков не должны быть тонированными.
Фотографироваться нужно в однотонной одежде. Снимок должен быть резким во всех деталях, четким, средней контрастности, с мягкими светотенями. Не допускается ретушировать характерные особенности лица, искажая их. Задний фон должен быть однотонный, ровный и светлее изображения лица. Фотография не должна иметь дефектов в виде царапин, изломов, повреждений эмульсии, пятен, затеков. В отличие от фотографий для других документов, выполняемых на матовой фотобумаге, фотографии для паспорта РФ должны изготавливаться на глянцевой фотобумаге.
В случае использования Единого портала для подачи документов в электронной форме фотографии должны иметь разрешение не менее 600 dpi, формат «jpg», размер файла до 300 килобайт.

5. Документы, на основании которых вносятся обязательные сведения в паспорт. К ним относятся имеющиеся у определенных граждан военный билет, документы о регистрации или расторжении брака, о рождении детей до 14-летнего возраста, справка о регистрации по месту жительства. Все документы для внесения сведений в паспорт представляются в оригинале и сдаются их копии.

6. Квитанция об оплате госпошлины в сумме 200 руб. До 1 января 2015 г. жители Крыма освобождены от уплаты этой пошлины, поэтому при получении паспорта до этого срока представлять квитанцию не нужно. Для граждан Украины, отказавшихся от получения гражданства РФ, пошлину в сумме 2000 руб. необходимо будет оплатить для оформления вида на жительство.

Украинские паспорта при получении паспортов РФ не изымаются, в них не делается пометок о выдаче паспорта РФ.

В Крыму для получения российского паспорта ввели специальную процедуру

За отказ процедуру выдачи прекращают.

Чтобы получить паспорт в аннексированном Севастополе, гражданам предлагают присягнуть на верность России, сообщают Крым. Реалии.

Как отмечается, для получения документа была создана специальная процедура, согласно которой людям предлагают присягнуть на верность Российской Федерации и получить российский паспорт без помех. А вот тем, кто откажется, придется подождать, поскольку отказ предусматривает приостановление процесса оформления документа.

При этом координатор полевого правозащитного центра в Крыму Александра Криленкова отметила, что сейчас с украинским паспортом и крымской регистрацией на полуострове очень сложно работать и даже получать медицинские услуги.

«В некоторых других странах тоже такое есть, например, в США. То есть в самой этой идее ничего сверхъестественного нет. Однако упрощение процедуры для украинцев — нонсенс, нельзя отказываться от гражданства на территории или в фактической юрисдикции другого государства. Нечто похожее, кстати, произошло в Крыму после аннексии, когда людей массово заставляли писать отказы от украинского гражданства. Сейчас с украинским паспортом и крымской регистрацией на полуострове невозможно ни работать, ни получать медицинские услуги, ничего. С другой стороны, клятва предусмотрена именно для иностранцев, а крымчан такими Россия с самого начала не считает,» — заявила Криленкова.

Напомним, в сентябре Управление Верховного комиссара по правам человека обнародовало доклад о нарушении Российской Федерацией прав человека в оккупированном Крыму. Еще раньше Совет Европы в очередной раз осудил незаконную аннексию Крыма и подчеркнул, что это является «нарушением международного права и не может служить основанием для любых изменений статуса».

В Крыму севастопольцев призывают к службе в российской армии

Осенняя призывная компания началась и в аннексирована Крыму. Более сотни призывников отправятся на службу и за пределы Крыма. Министерство иностранных дел Украины ранее выражало протест из-за призыва крымчан в армию страны-оккупанта.

Крымчан заставляют доказывать право на гражданство РФ при замене паспорта

В редакцию «Примечаний» обратилась жительница Феодосии Елена Михалькевич с жалобой на работу феодосийских миграционных чиновников. Сыну Елены Роману в июле 2018 года исполнилось 20 лет, и он приехал в родной город, чтобы заменить паспорт. 31 июля мужчина оплатил пошлину, сдал документы в местный миграционный отдел и надеялся получить новое удостоверение в 10-дневный срок. Однако выяснилось, что паспорт ему не дадут, потому что он не подтвердил свое право на получение гражданства.

На момент принятия Крыма в РФ у 15-летнего Романа еще не было украинского паспорта, который по тогдашним законам выдавался в 16 лет. Поэтому российский паспорт ему выдали после того, как мать предоставила в ФМС пакет документов: копию свидетельства о рождении, копию паспорта матери, паспорта отца и справку с места жительства о том, что несовершеннолетний мальчик прописан с матерью.

Эти документы, вспоминает Елена, ей пришлось носить дважды. Первый пакет в ФМС потеряли. Поэтому ее сын получил паспорт на несколько месяцев позже родителей. И вот, спустя 4 года, ситуация повторилась. Елене снова пришлось идти в ФМС и доказывать, что ее сын Роман действительно постоянно зарегистрирован в ее феодосийской квартире с самого рождения.

Читайте так же:  Встать на учет по беременности деньги

Оказывается, в адресном листке Елены украинских времен — кусочке картона формата А6 с трезубцем, куда вписываются дети – не были указаны ее сын и дочь. А ФМС, выдавая паспорта несовершеннолетним, опирается именно на эту бумагу, которая досталась миграционным органам в наследство от украинских паспортных столов.

«Видимо, произошла ошибка, — предполагает Елена. — Паспортистка по какой-то причине не внесла моих детей, хотя в форме 16, которую я брала в 2014 году в ЖЭКе четко написано, что мой сын проживает со мной с 1999 года. И в нынешней справке формы 16 и формы 17 указано то же самое. Мало того, прописка стоит в его паспорте, который он получил в 2014 году».

Выходит, тот пакет документов, что Елена сдавала в 2014 году, в ФМС потеряли уже во второй раз, и теперь женщине пришлось собирать все справки снова. Кроме оригинала и копии свидетельства о рождении и паспортов родителей, справки с места жительства у Романа потребовали предоставить справку из школы, в которой он учился в 2014 году.

Все эти бюрократические заморочки можно было бы понять, если бы не одно «но».

За эти четыре года мужчина успел отслужить в армии, в ВДВ — сначала в учебке в Омске, потом в училище в Рязани, поступить в материковое учебное заведение и переехать на учебу в Нижний Новгород. Причем ни в казарме, ни в техникуме никаких вопросов о законности получения гражданства не возникало. Однако даже наличие военного билета не стало для феодосийских чиновников аргументом, хотя призывать в армию неграждан в России запрещено.

«Сотрудники отказались объяснить мне, на каком основании они отказывают моему сыну, — говорит Елена. — Сначала ссылались на какой-то приказ, но номер назвать отказались, потом говорили, что это не приказ, а внутреннее письмо, номер которого они тоже не имеют права называть. Говорили, что я не единственный родитель, столкнувшийся с такой ситуацией, что они сейчас проверяют всех детей, у которых не было в марте 2014 года паспорта с пропиской».

Очереди за паспортами в ФМС Крыма в 2014 году. Фото: «Первый крымский»

Кроме того, передает Елена слова сотрудников ФМС, аналогичным образом чиновники проверяют тех, кто меняет паспорт по достижении 45-летнего возраста. У людей снова требуют документы, подтверждающие право на получение гражданства.

Елену также возмутил стиль общения сотрудников миграционной службы.

«Отвечать отказываются, хамят, — рассказывает Елена. – Я попыталась сфотографировать сотрудников без бейджа, они накинулись на меня втроем чуть ли ни драться с требованием удалить фото, которое, по их мнению, нарушает закон о защите персональных данных.

На двери кабинета №4 феодосийской ФМС висит табличка с наименованием специалистов, но когда заходишь – нет бейджа ни на одном сотруднике, нет табличек на столах. На двери значится 3 специалиста, приём ведет всегда один человек, из-за этого постоянно сумасшедшая очередь. На вопрос «где бейдж?» просто посмеялись в лицо, хотя, мне кажется, госслужащие обязаны носить бейдж на рабочем месте», — рассказывает Михалькевич.

Информация о горячей линии на стендах отсутствует, жалуется Елена. «Дозвониться к ответственному по этому вопросу невозможно. У самого начальника дверь постоянно закрыта, его на месте два дня подряд не было», — говорит женщина.

Еще в 2015 году ФМС отчиталась, что выдала крымчанам более 2 млн паспортов, что практически покрывает численность населения полуострова. Но судебные процессы о признании жителей Крыма без прописки гражданами продолжались и в 2016, и в 2017 годах.

В итоге было выдано чуть ли ни в два раза больше паспортов, чем предполагалось. Закономерно, что у службы возникли вопросы: все ли документы были получены законным путем? Не воспользовались ли неразберихой 2014 года те, кто права на получения паспорта РФ не имел? Эти вопросы звучат сейчас на самом высоком уровне вплоть до Государственной Думы.

Но первыми под проверки попали именно дети, ц которых в 2014 году в силу возраста еще не было украинских паспортов. В прошлом году украинская пресса писала, что в Крыму были изъяты российские паспорта у 22 студентов, которые на момент присоединения Крыма к РФ жили в общежитии — то есть с точки зрения российского права имели временную, а не постоянную регистрацию. Таким российский паспорт не положен, посчитали чиновники.

Также на полуострове продолжают выявлять тех, кто делал фиктивную регистрацию или подавал в суд в качестве доказательств поддельные справки с места работы или из поликлиники. Всего на ноябрь 2017 года в Крыму было изъято около 1,5 тыс незаконно выданных российских паспортов.

В целом ситуация тревожная. Неизвестно, насколько долго и тщательно крымские миграционные органы будут заниматься выявлением «нелегалов». Положим, 40-летний крымчанин, по какой-то причине оказавшийся без прописки в марте 2014 года, смог доказать в суде свое вполне полновесное, нефиктивное право на российское гражданство. И получил паспорт в 2015 году. А в 2020-м ему исполнится 45 лет, он придет менять паспорт и столкнется с необходимостью снова доказывать, что он гражданин. Хотя в его красном паспорте уже пять лет будет стоять штамп о прописке.

Что будет, если он за эти пять лет потеряет решение суда и утратит возможность снова собрать необходимые справки — например, потому, что предприятие, где он работал, перестало существовать?

Получается, единственным железобетонным аргументом, доказывающим право на гражданство РФ, был и остается украинский паспорт с пропиской. Но как будут доказывать свое гражданство те, кто после получения паспорта РФ сжег или порвал в порыве патриотизма свой украинский документ?

На эти вопросы в миграционной службе никто не отвечает, говорит Елена. Просто ссылаются на распоряжение сверху — и все. Посчитав, что права ее сына нарушены, женщина оставила жалобу на сайте МВД РФ.

Из МВД Елене ответили, что все проверки законны. Только при установлении факта постоянного проживания на территории Республики Крым на 18.03.2014 граждане Украины и лица без гражданства могут быть отнесены к категории лиц, признаваемых гражданами РФ в соответствии со статьей 4 6-ФКЗ. Из-за того, что подтверждающие факт постоянного проживания Романа в Крыму документы у ФМС отсутствовали, служба была вправе затребовать у него совокупность взаимоподтверждающих документов и провести проверку.

Сотрудница миграционного отдела, с которой общалась Елена, обещала, что эта проверка будет последней в жизни ее сына. Все документы будут отсканированы, заключение о законности гражданства подписано и подшито к делу, в том числе, в электронной базе.

«Она сказала, что наши документы потеряли потому, что раньше, как она выразилась, в ФМС был бардак, — говорит Елена. — А теперь, когда миграционную службу подчинили МВД, у них идеальный порядок, все документы хранятся и в архиве, и в электронной базе в течение 85 лет. Только я им почему-то не верю: где гарантии, что через несколько лет их не переподчинят кому-то другому? И тогда снова начнется бардак и наши документы пропадут».

Спустя неделю после отправки жалобы в МВД РФ, 17 августа, Роман паспорт получил. Хотя по закону документ должны были выдать еще 9-го числа.

Фото: «Комсомольская правда»

Правда, женщине все равно пришлось сдать в миграционную службу часть собранных справок. Остальные чиновники пообещали заказать самостоятельно. Несмотря на то, что в России уже несколько лет действует закон, по которому ведомства не вправе требовать с граждан справки, которые они могут получить сами, чиновники предпочитают перекладывать бюрократическую ношу на плечи граждан.

«Они объяснили мне, что требуют с нас справки для нашего же блага, — возмущается мать. — Мол, так будет быстрее. Они могли бы собрать их сами, но пока отправят запросы, пока получат ответы. Много времени пройдет, говорят они».

«Двадцать первый век на дворе, а такое впечатление, что наши чиновники не умеют пользоваться электронной почтой, — сетует Михалькевич. — Почему нельзя делать все эти запросы — в школу, по месту жительства — через Интернет? За 4 года ФМС самостоятельно могла бы собрать данные, подтверждающие гражданство, на каждого крымчанина и избавить людей от лишних переживаний и страхов», — считает крымчанка.

«Золотой» паспорт. Как крымчане получают украинские документы

Вскоре дети из Крыма не смогут получать паспорта граждан Украины из-за несовершенной законодательной системы Украины.

Украинские документы обходятся крымчанам в копеечку / comments.ua

Личное присутствие ребенка при оформлении паспорта гражданина Украины и пересечение админграницы в присутствии двух родителей — значительно усложнило процедуру получения документа в форме ID-карты юными жителями Крыма.

Пересечь границу

«Вскоре дети из Крыма не смогут получить паспорта граждан Украины, ведь законодательная система Украины не отображает сложности всех моментов проживания на оккупированной территории», — говорит активистка из Крыма Елена Антонова. Она называет главную трудность: пересечение административной границы детьми до 16 лет. Их присутствие в паспортном столе стало необходимым с введением паспорта в форме ID. Ранее подать заявление мог один их родителей без присутствия ребенка.

После аннексии Крыма между материковой Украиной и полуостровом пролегла формально административная, но фактически – настоящая «граница» с тремя контрольно-пропускными пунктами — «Каланчак», «Чонгар» и «Чаплинка». Чтобы их преодолеть надо пройти двойной пограничный контроль – украинский и российский.

Именно эту процедуру каждую неделю проходит и Елена – она как волонтер ездит вместе с детьми и их родителями, желающими получить украинские документы, на материковую часть Украины, часами выстаивает в очередях – сначала на «границе», после – в паспортных столах.

Читайте так же:  Можно ли вернуть купленный жд билет

Четыре часа утра по московскому времени. Микроавтобус забирает детей и их родителей в одном из городов полуострова. Сегодня в салоне четверо подростков. Среди них Илья. Ему на днях исполнилось 14 лет. Едет вместе с мамой и папой. Они настроены оформить ID-карту. «В дальнейшем он хочет поступать в украинские или даже европейские вузы. В Крыму – перспектив никаких», — объясняет мама. Но настоящую цель визита на материк никто и никогда не афиширует. Правда может быть опасной. Могут сказать, что едут в Макдональдс или попросту на рынок. Тем более крымские «власти» не признают украинские документы, выданные после их «референдума».

Тем временем микроавтобус везет всех на пропускной пункт «Чонгар». Россияне пропускают быстро. Украинцы спрашивают, оба ли родителя едут с ребенком.

Дело в том, что в соответствии с украинским законодательством, ребенок до 16 лет заезжает на материк, предъявив свидетельство о рождении. Его могут сопровождать либо оба родителя, либо один. Во втором случае нотариального разрешения от второго родителя не требуется.

А вот при выезде с материка ситуация меняется.

«Сложность у 14-летних возникает еще и тогда, когда они возвращаются в Крым – действует режим пересечения государственной границы, так же, как ехать в Германию или куда-то еще, — говорит Анна Рассамахина, юрист специализированной Приемной по делам Крыма Украинского Хельсинкского союза по правам человека. — Поэтому детям приходится ехать либо в сопровождении обоих родителей, либо показывать подтверждение, что второй родитель лишен родительских прав, либо иметь при себе нотариальное разрешение на вывоз ребенка. Последнее оформляется в Украине на основе украинских документов. Все вроде выполнимо. Но часто один из родителей не хочет заниматься оформлением подобного разрешения».

По словам Елены Антоновой, сложившаяся ситуация лишает возможности детей, родившихся в Крыму, получать украинские документы.

Без родительской поддержки

«Если доверенности нет, то на административную границу со стороны материка может приехать второй родитель и сопровождать ребенка при въезде в Крым, — говорит Елена. – Но в большей степени, те родители, которые ходили на референдум, не будут этого делать, потому что опасаются, что их могут арестовать. У нас недавно был случай, когда родители собрались ехать получать для ребенка паспорт, но за пару дней до выезда мне позвонила мама и сообщила, что все остаются дома, потому что папе сказали, что там облава на всех, кто ходил на референдум, и его могут арестовать. И как я не уговаривала, ребенок не поехал. Так из-за страха, неправильной информации, многие остаются в Крыму».

«А это означает, что ребенок не только не может получить паспорт гражданина Украины, но и учиться в украинских вузах, поехать в Европу, посмотреть мир. Дети фактически запечатаны на полуострове или же вынуждены ехать куда-то в Краснодар, получать образование в чужой стране», — добавляет активистка.

«Пока данная норма действует, лучше людям ждать 16-летнего возраста, — советует юрист Рассамахина. — Тогда подросток, имея на руках свидетельство о рождении и паспорт одного из родителей, может получить паспорт гражданина Украины, и главное – беспрепятственно пересечь границу без сопровождения обоих родителей. Если же очень надо в 14, тогда можно идти в суд за разрешением пересечь границу с одним из родителей. Хотя это забирает и время, и деньги. Но другой альтернативы пока нет».

«Если получать ID-карту после 16 лет, то дети не успевают вовремя экстерном окончить школу на материке, сдать независимое тестирование, поступить в колледж или вуз. Кроме того, есть детки с ограниченными возможностями, которым нужна ID-карта для оформления загранпаспорта и выезда за границу на лечение», — возражает Елена.

Торговля местом в очереди

Если есть спрос на украинские паспорта и отсутствует простая система доступа к их оформлению, то на рынке появляется масса предложений посредников, которые готовы взять на себя часть забот. Естественно, за вознаграждение.

«Ежедневные поездки Симферополь-Херсон. В паспортный сервис для оформления биометрического загранпаспорта и ID-карты. Вклейка фото 25-45 лет. Выезд из Симферополя в 4.00», — подобные рекламные объявления гуляют на просторах интернета, а составляются на территории оккупированного полуострова.

Их авторы не просто перевозчики, которые укомплектовывают микроавтобусы и машины для поездки на материк. Они – люди, торгующие дополнительными услугами для получения украинских документов. Самая распространенная – занять место в электронной очереди для подачи пакета документов, ведь в Крыму это сделать невозможно.

«Регистрация в электронной очереди через сайт возможна только при наличии сим-карты украинского мобильного оператора. На этот номер приходит смс с подтверждением регистрации. Но в Крыму украинская мобильная связь не работает. То есть записаться в электронную очередь через сайт, находясь на полуострове, невозможно», — поясняют в Крымской правозащитной группе.

В миграционной службе Херсонской области сообщают, что люди, проживающие в Крыму, должны приезжать в паспортный стол, становиться в электронную очередь с помощью терминала. После получения талончика – ждать не менее 35 дней, после чего приходить в Миграционную службу и подавать документы для оформления паспорта. Правда, по их словам, могут быть исключения – подать документы можно в порядке живой очереди. При этом придется пропускать вперед всех, кто стоял в электронной.

«Вот, к примеру, на одном из сайтов посредников написано такое: «так как Украина не хочет, чтобы вы были гражданами этой страны, она сделала закрытую для вас электронную очередь, но наш администратор сделает все, чтобы вы получили талончик», — пересказывает крымская активистка. — Цена вопроса – примерно 7 тысяч рублей. Уже после этого предоставляется транспорт для выезда в Херсонскую область в паспортный стол. Комплекс услуг стоит 20 тысяч рублей, а это примерно – 10 тысяч гривен».

«То есть за процедуру, которая при наличии адекватной информации от госпогранслужбы, миграционной и других служб, заинтересованных в работе с оккупированными территориями, могла быть бесплатной, барыги берут большие деньги, — продолжает она. — Сейчас все на потоке – с оплаты свой процент имеет как работник паспортного стола, выдавший талон, так и пограничник, который пропускает машину без очереди».

«Спрос на украинские паспорта возрос. Это произошло после безвиза, — констатирует Анна Рассамахина. Паспорта делают детям, восстанавливают взрослые. И поскольку люди хотят приехать в четко определенное место и получить там услугу, то обращаются к посредникам. Я не знаю, как с этим можно бороться. Проблема в том, что нет простых адекватных сайтов, постоянно работающей горячей линий, доступных жителям Крыма, например, по вайберу или вотстапу, и доступной электронной очереди. Поэтому в Крыму вся информация представлена какими-то слухами и сплетнями, и люди не хотят блуждать между миграционными службами. Им легче заплатить, сесть в машину, приехать и получить».

Эксперт считает, что в сложившейся ситуации миграционная служба не заинтересована в потоке из Крыма. И этому есть объяснения. Каждый такой гражданин должен подвергаться дополнительной тщательной проверке. «Конечно, никто никогда не скажет прямо: не надо ехать сюда. Но в то же время не ведется адекватная разъяснительная работа среди сотрудников службы, они никак не привлекаются к ответственности за незаконные заявления, хамство, некомпетентность, — говорит Анна Рассамахина. — Крымчанам, например, легко наткнуться на заявление о каком-то двойном гражданстве, поэтому, мол, украинское им не положено. Миграционная лукавит, когда говорит нам правозащитникам, что обо всех подобных случаях мы можем сообщать на горячую линию, тогда будут приниматься меры. Но мы же не можем знать обо всех инцидентах. И если где-то произошли подобные случаи отказа в грубой форме, и человек уехал ни с чем, то вряд ли он вернется».

«Сохранение гражданства на оккупированной территории под угрозой, — уверена Елена Антонова. — Мало того, что дети каждый день из телевизора впитывают, что в Украине все плохо, что они — россияне, им надо со всеми воевать и отвоевывать территории, так еще и Украина их не ждет. В тот момент, когда ребенок самостоятельно хочет сделать выбор в пользу Украины, у него нет законодательного механизма защитить свои права, быть гражданином своей собственной страны. Везде же говорят, что Крым – это Украина. Тогда на каком основании наши украинские дети должны ездить по Украине по доверенности. Почему из Херсона в Киев ребенок едет по свидетельству о рождении, а из Симферополя в Херсон по загранпаспорту?».

Пока на этот вопрос однозначного ответа нет. С одной стороны, материковая часть Украины опасается неконтролируемых процессов на полуострове, в том числе, не может всецело проконтролировать подлинность документов крымчан. С другой – не разрабатывается эффективный механизм для помощи людям из Крыма, которые по тем или иным причинам хотят свободно учиться и работать с украинскими документами.

«Мы рекомендуем пересмотреть нормативные акты и не требовать разрешения второго родителя для поездки в Крым. Но пока в этом направлении ничего не меняется, мол, есть порядок, проезжать можно, так пусть и проезжают», — говорит юрист Украинского Хельсинкского союза по правам человека.

Защиты своих прав и интересов у высшей юридической инстанции РФ попросил житель Севастополя Алексей Оленев. После официального вхождения Республики Крым и города Севастополя в состав России в 2014 году он попытался получить российское гражданство. Основанием для этого, по его мнению, могла служить статья 4 Федерального конституционного закона «О принятии в РФ Республики Крым и образовании в составе РФ новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя», которая гарантирует, что «граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день (18 марта 2014 года — РГ) на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами РФ». Факт своего постоянного проживания на территории Крыма Оленев подтвердил судебным решением. Однако, как следует из материалов дела, миграционная служба не сочла его достойным и самостоятельным аргументом.

Читайте так же:  Федеральный закон 39 статья 2

По мнению Оленева, такая позиция регионального управления ФМС и судебной власти с опорой на федеральный закон нарушает сразу 11 статей Конституции РФ, а кроме того, сам закон носит дискриминационный характер и содержит признаки неопределенности, которые позволяют его ограничительное толкование.

Изучив ситуацию, в которой оказался Алексей Оленев, КС РФ категорически не согласился с аргументами его оппонентов. По мнению судей, сформулированное в законе условие постоянного проживания в Крыму или в Севастополе подразумевает не штамп в паспорте, а «реальную связь с этой территорией или явное стремление к ее установлению».

КС указал, что законодательно различие между местом пребывания и местом жительства заключается в первую очередь не в длительности срока, а в правовых основаниях для пользования жилым помещением, а также его видом. В первом случае это, как правило, гостиница, санаторий или даже учреждение службы исполнения наказаний, во втором — жилое помещение.

— Соответственно, постоянное проживание лица на территории РФ как юридическое состояние не обязательно обусловлено наличием регистрации по месту жительства или соответствием регистрации месту фактического постоянного проживания, — указал КС РФ.

Судьи также обратили внимание на тот факт, что гражданин мог принять осознанное решение жить в Крыму незадолго до событий марта 2014 года — именно как решение стать гражданином РФ. Установление же факта его постоянного проживания на территории крымского полуострова на момент вхождения республики в состав России должно происходить по совокупности доказательств, «свидетельствующих о том, что на указанную дату лицо выбрало территорию, на которой фактически постоянно проживает, как место своих приоритетных каждодневных жизненных интересов» и своими действиями установило или выразило явное стремление к установлению с ней реальной связи». И если этот факт подтвержден судом, то он является «достаточным и безусловным основанием» для предоставления гражданства РФ.

КС также особо напомнил, что судебные решения, вступившие в законную силу, в РФ являются обязательными к исполнению для всех без исключения органов власти, поэтому севастополец должен был получить гражданство РФ без всяких проволочек. Дело Алексея Оленева подлежит пересмотру.

— Это решение касается нескольких тысяч так называемых «севастопольцев без прописки», — добавил в разговоре с корреспондентом «РГ» адвокат Оленева Александр Молохов. — Заявление о пересмотре дела мы подадим буквально на следующей неделе, но важно, чтобы и остальным гражданам в подобной ситуации больше не чинили проволочек.

Право на паспорт: как крымчанам получить украинские документы

Где и каким образом крымчане могут оформить украинские документы? Что для этого необходимо и сложна ли процедура? Как жителям полуострова восстановить утерянный паспорт гражданина Украины?

Об этом в программе «Право на свободу» на Радио Крым.Реалии говорим с первым заместителем постоянного представителя президента Украины в Автономной Республике Крым Изетом Гдановым.

Где сейчас крымчане могут оформлять украинские документы, есть ли какие-то специализированные отделения для Крыма, или это можно сделать по всей стране?

​– По законодательству гражданин Украины из Крыма имеет право обратиться в любое подразделение миграционной службы за административной услугой. В частности, получить услугу оформления паспорта для выезда за границу либо ID-карточку. Ближайшая область, которая граничит с временно оккупированной территорией Крыма, – это Херсонская область. Там на сегодняшний день работают 22 подразделения миграционной службы и государственное предприятие «Документ», которое осуществляет прием граждан, а потом миграционная служба обрабатывает документы.

Мы, в свою очередь, работаем над тем, чтобы в районах, которые граничат с Крымом, наши граждане, которые целенаправленно приезжают на материковую часть Украины за административной услугой, могли обратиться в подразделение ЦНАП (Центр предоставления административных услуг – КР). Это фронт-офис, а бэк-офисом является Государственная миграционная служба.

Двадцать два подразделения и ГП «Документ» на сегодняшний день физически не тянут того объема, который фактически есть в Херсонской области. То есть эти все подразделения были рассчитаны на область, но несут двойную нагрузку, потому что крымчанам удобно в них обращаться. Поэтому мы работаем над тем, чтобы территориальные громады, райгосадминистрации, городские советы создали ЦНАПы. Это им прежде всего выгодно, потому что часть средств, порядка половины, которые оплачиваются в качестве государственной пошлины, остается в местном бюджете. Плюс – это развитие инфраструктуры.

Можно ли восстановить украинские документы, которые были утеряны. Например, паспорт. И как в этом случае регулируется вопрос крымской прописки?

​– Восстановить украинские документы можно, обратившись в любое подразделение миграционной службы. Происходит процедура идентификации личности. То есть миграционная служба направляет соответствующие запросы в правоохранительные органы и другим источникам баз данных для того, чтобы идентифицировать личность гражданина в связи с тем, что оккупанты в Крыму оставили наши бланки, наши печати, и они подделывают паспорта. И для документальной безопасности принято решение идентифицировать личность. Занимает это порядка двух месяцев времени. Может быть, и меньше. Зависит от того, как придут ответы на запросы, и какой пакет документов предоставляет гражданин (допустимы дипломы, водительское удостоверение и т.д.) Поэтому мы призываем наших граждан из Крыма по возможности предоставлять все документы, которые могут помочь миграционной службе идентифицировать личность.

Что касается прописки: если документы подтверждаются регистрацией в Крыму – она предоставляется. Нет никаких проблем с этим. У меня, например, в паспорте тоже крымская прописка. У меня копия может быть этого паспорта, домовая книга, которая была до оккупации заведена, и там проставлена регистрация. Если все эти документы предоставляются, их идентифицируют, проверяют на подлинность и производят соответствующие отметки уже в новых документах.

​– Что необходимо для получения документов для детей, рожденных после 2014 года и не имеющих украинского свидетельства о рождении? Сколько времени это занимает? Бывают ли случаи отказа в оформлении?

– Спасибо за вопрос, хороший и актуальный для наших граждан в Крыму. Скажу: законодательство предусмотрело, что родители обращаются с документами, которые могут быть доказательной базой, в подразделение ЗАГСа и получают там отказ. Это формальность. То есть документы, выданные на оккупированной территории, не могут быть признаны, но в то же время мы как государство обязаны документировать наших граждан документами государственного образца. После того как органы ЗАГСа откажут, граждане обращаются в любой местный суд, и суд обязан в течение суток принять решение о понуждении органов ЗАГСа выдать свидетельство о рождении. То есть процедура, по сути, недолгая и достаточно простая. После того как в принято решение судом о выдаче свидетельства о рождении ребенку, родители снова обращаются в ЗАГС и получают без каких-либо проблем свидетельство о рождении и дальше уже оформляют необходимые документы, допустим, паспорт для выезда за границу для ребенка.

​– По достижении 16 лет, не имея украинского паспорта, как человеку выехать из Крыма? Какие документы необходимы ему для прохождения админграницы в таком случае?

​– Я могу говорить о наших органах контроля, которые контролируют ситуацию на линии административного разграничения. Это наша территория, это временная линия, и даже пограничная служба будет пропускать в том случае, когда будет заявление гражданина без документов. Он скажет: «Я – гражданин Украины». И после определенных процедур идентификации и составления документов этот человек будет пропущен. Однако обратно его не пустят, пока он не оформит все документы. Ребенок должен выезжать с родителями. У человека, если ему 16 лет, наверняка есть свидетельство о рождении, из которого будет видно, кто отец, кто мать, а также будут предоставлены документы родителей. То есть достаточно способов идентифицировать личность.

Но стоит отметить, что аннексия Крыма никак не была предусмотрена и, естественно, в действующем законодательстве в том числе. Есть представительство президента Украины в АРК, и одним из основных направлений нашей работы является защита прав и свобод наших граждан, в том числе на временно оккупированных территориях. У нас открыта «горячая линия» – граждане могут обращаться к нам, и мы реагируем и разбираемся с индивидуальными случаями. У нас есть хорошая взаимосвязь с пограничной службой, с правоохранительными органами. У нас достаточно возможностей, чтобы решить проблему – разобраться в ней и принять соответствующие решение о пропуске.

Есть ли какие-то особенности в оформлении биометрических паспортов для крымчан? Есть ли отличия от жителей материковой Украины?

– Есть процедура идентификации личности. Еще раз хочу подчеркнуть, что наши граждане, когда приезжают на материковую часть Украины за административной услугой, должны собрать весь возможный пакет документов государственного образца. Необходимо это для того, чтобы органы быстрее могли идентифицировать эту личность, для их же документальной безопасности. Вот чем отличается. Здесь я прошу наших граждан с пониманием отнестись и принести весь пакет документов, потому что это в их же интересах.

​Сейчас ГМС принимает всех граждан из Крыма, которые приезжают. Даже тех, кому необходима идентификация личности и нет документов. Бывает такое, что гражданин нигде не работал, в частности домохозяйки. Есть паспорт гражданина Украины, и больше ничего нет. В таких случаях есть процедура в соответствии с постановлением Кабинета министров Украины – необходимо три свидетеля, из числа родственников этого человека или соседей, которые проживают рядом. То есть эти люди должны приехать в миграционную службу и дать соответствующее подтверждение этой личности. Эта процедура предусмотрена именно для тех граждан, у которых отсутствуют дополнительные документы к паспорту.

А много ли крымчан обращается за документами? Есть ли тенденции к снижению или увеличению их числа?

– Здесь я бы обратился к официальной статистике: если за 2016 год миграционная служба нас проинформировала о приблизительно 30 тысячах граждан, то за 2017 год – уже более 50 тысяч граждан обратилось. Это связано, мы понимаем, с появившейся возможностью безвизового выезда в 57 стран и, естественно, наши граждане, как полноценные граждане Украины, пользуются этой возможностью, приезжают на материковую часть, оформляют соответствующие документы и пользуются этим новшеством, положительным для страны.