Как пишется в учебном пособии или пособие

Посо́бие — одна из форм материального обеспечения населения. Пособие назначается в случае заболевания, травмы, по беременности и родам, при потере работы и в других случаях. По форме выплат пособия подразделяются на единовременные и периодические. В зависимости от вида пособия существуют разные способы его расчета.

Предложения со словом «пособие»:

При работе над учебным пособием широко использовались новые материалы по экономической истории, опубликованные за последние годы.

Так обидно. Ещё и выходного пособия не дали.

Всё это время кандидаты будут получать приличное пособие.

Как пишется слово «пособие»?

Пособие

⇒ Гласные буквы в слове:

гласные выделены красным

гласными являются: о, о, и, е

общее количество гласных: 4 (четыре)

ударная гласная выделена знаком ударения « ́ »

ударение падает на букву: о

безударные гласные выделены пунктирным подчеркиванием « »

безударными гласными являются: о, и, е

общее количество безударных гласных: 3 (три)

⇒ Согласные буквы в слове:

согласные выделены зеленым

согласными являются: п, с, б

общее количество согласных: 3 (три)

звонкие согласные выделены одинарным подчеркиванием « »

звонкими согласными являются: б

общее количество звонких согласных: 1 (одна)

глухие согласные выделены двойным подчеркиванием « »

глухими согласными являются: п, с

общее количество глухих согласных: 2 (две)

⇒ Количество букв и слогов:

гласных букв: 4 (четыре)

согласных букв: 3 (три)

всего букв: 7 (семь)

всего слогов: 4 (четыре)

Пособие — что значит слово, его толкование и смысл
определение и значение, объяснение смысла и что означает слово
Пособие, -я, средний род 1. Помощь, преимущественно де .

Как пишется в учебном пособии или пособие

Как написать учебное пособие 15443

У вас есть достаточный преподавательский опыт и знания, которыми вы хотели бы поделиться с другими? Учебная литература по вашей учебной дисциплине не удовлетворяет потребности студентов и преподавателей или вообще отсутствует? Все это может стать поводом для создания собственного учебного пособия. А сделать это сегодня довольно просто. В данной статье мы осветим основные этапы написания учебного пособия, его структуру и особенности.

Учебное пособие и учебник: различия и связи

Чем учебное пособие отличается от учебника? Учебник — это основная учебная книга по какой-либо дисциплине, в которой изложены и систематизированы базовые знания в соответствии с учебной программой. В то же время учебное пособие является дополнением к учебнику и может охватывать как всю дисциплину, так и один или несколько разделов учебной программы. Учебное пособие дополняет, расширяет и углубляет информацию, изложенную в учебнике, помогает студентам лучше ее усвоить.

В учебник включается только апробированный и дидактически обработанный материал, а учебное пособие может содержать более новую и актуальную информацию, включать спорные вопросы, разные точки зрения. При этом учебное пособие должно удовлетворять следующим требованиям: оно не должно противоречить фундаментальным основам учебной дисциплины, изложенным в учебнике, и не должно его дублировать.

Учебное пособие выпускается более оперативно. Поэтому когда вводится новая дисциплина, то прежде всего по ней издается учебное пособие и только после апробации материала — учебник. Существуют учебные пособия, посвященные узкоспециализированным темам, спецкурсам. И учебник, и учебное пособие официально утверждаются в качестве данного вида издания.

Минимальный объем учебного пособия составляет 4 авторских листа (160 тыс. знаков с пробелами) и зависит от количества учебных часов.

Прежде всего необходимо определиться, для кого предназначено ваше пособие (для преподавателей или студентов, какого курса, по какой дисциплине), а также какова цель издания вашего пособия:

  • углубление теоретических знаний по предмету;
  • практическое изучение дисциплины;
  • самостоятельная работа студентов;
  • подготовка к экзамену;
  • написание контрольной, курсовой или дипломной работы и т. д.

Исходя из этих целей подберите материал, который ляжет в основу вашего учебного пособия.

Структура учебного пособия

Учебное пособие должно содержать следующие обязательные элементы: аннотацию, оглавление, введение, основную часть, заключение и библиографический список.

В качестве дополнительных элементов в учебное пособие включаются: предисловие, иллюстрации, словарь терминов, список условных сокращений.

Аннотация — это краткая текстовая презентация вашего учебного пособия, лучше всего браться за нее в самом конце, после того как само пособие полностью готово. Прочитав аннотацию, потенциальный читатель должен сразу понять, что за работа перед ним и чем она может быть ему интересна. Не забудьте в аннотации упомянуть, для кого предназначен ваш труд.

В оглавление стоит включить заголовки всех уровней (обычно 2 или 3). Трехуровневое оглавление включает разделы, главы и параграфы, в двухуровневом отсутствуют параграфы. Чем детальнее оглавление, тем оно удобнее для читателей: они сразу увидят, какие именно вопросы рассматриваются в книге, и смогут быстрее их найти.

Во введении формулируют проблему, рассматриваемую в учебном пособии, указывают изложенные в нем темы, их актуальность, проблемность и дискуссионность. Также необходимо уделить внимание методологии и историографии вопроса, изложить цели и задачи учебного пособия. По своему типу задачи учебного пособия бывают контрольно-оценочные, обучающие, воспитательные, мотивирующие, развивающие и т. п. Можно обозначить и наиболее важные темы. Обязательно следует указать, каким учебным дисциплинам соответствует данное учебное пособие и на какую читательскую аудиторию оно рассчитано.

Основная часть учебного пособия делится, в свою очередь, на теоретическую и практическую части.

Теоретический материал и структура основной части должны полностью соответствовать государственному образовательному стандарту и учебной программе. Рекомендуется, например, в главе изложить материал одной зачетной единицы, а в параграфе — одну тему учебного плана.

Помните, что вы пишете учебную книгу, то есть книгу, предназначенную для тех, кто не разбирается в излагаемом вопросе, но желает в нем разобраться. Поэтому пишите простым, доступным языком, чтобы читатель сразу смог уловить суть проблемы и не тратил слишком много времени на постижение смысла. Если ваша аудитория — студенты, рассчитывайте, чтобы текст был понятен выпускнику школы, в противном случае никакой пользы ваша книга не принесет. Используя какой-либо новый термин, сразу же, не откладывая и не отсылая к сноскам или глоссарию, разъясняйте его смысл.

Например: Психология управления возникла на стыке психологии и теории управления. Общая теория управления начала разрабатываться в недрах кибернетики и теории систем [Бандурка и др., 1998]. Кибернетика – наука об управлении, связи и переработке информации в биологических, технических и комплексных системах. (Антонова Н. В. Психология управления: учебное пособие. М.: Издательский дом Государственного университета — Высшей школы экономики, 2010)

Теоретический материал разбавляйте подходящими примерами, органично включая их в текст.

Например: Именно для анализа рассуждений и была создана Аристотелем (IV век до н.э.) первая система логики, названная силлогистикой. Она представляет собой простейшую, но вместе с тем наиболее часто используемую форму дедуктивных умозаключений, в которых заключение (вывод) получается из посылок по правилам логической дедукции. Заметим, что термин “дедукция” в переводе с латинского означает вывод.

Для пояснения сказанного обратимся к античному силлогизму:

Все люди смертны.

Следовательно, Кай смертен.

Здесь, как и в других силлогизмах, умозаключение совершается от общего знания о некотором классе предметов и явлений к знанию частному и единичному. Сразу же подчеркнем, что в других случаях дедукция может осуществляться от частного к частному или от общего к общему. (Рузавин Г. И. Логика и аргументация: учебное пособие для вузов. М.: Культура и спорт, 1997)

При первом упоминании аббревиатуры дайте ее расшифровку, а если таких аббревиатур встречается много, то вынесите их в словарь в конце пособия.

Лучшему усвоению материала помогает визуализация. Подумайте, как можно представить ваш материал в виде схем, диаграмм, графиков, таблиц. Не пренебрегайте включением в книгу рисунков и фотографий, если они будут уместны. Однако, не утяжеляйте текст ненужными иллюстрациями.

В отличие от монографии, в которой обязательно должна быть научная новизна и содержаться результаты авторских исследований, учебное пособие может быть простой компиляцией различных источников. Тем не менее, старайтесь излагать информацию своими словами, избегая обширного цитирования. Каждый параграф завершайте выводами.

Еще одной особенностью учебного пособия и его главным отличием от монографии является наличие дидактического материала. Дидактический материал помогает эффективно усвоить учебный материал и творчески его применять.

Вопросы для закрепления материала являются неотъемлемой частью дидактических материалов. Составлять вопросы следует таким образом, чтобы они помогали студентам усвоить ключевые проблемы, выделить главное, а также стимулировали мыслительную деятельность. Составляйте вопросы так, чтобы они не повторяли дословно фразы из параграфа, а в последующих вопросах не содержались ответы на предыдущие.

Кроме вопросов, дидактический материал может включать:

  • таблицы;
  • задания для самостоятельной работы;
  • темы докладов, рефератов, курсовых работ;
  • упражнения;
  • тесты;
  • задачи;
  • списки дополнительной литературы по теме;
  • домашние контрольные работы и др.

Оптимальный объем дидактического материала — около трети общего объема учебного пособия.

В заключении обобщается изложенная информация, выявляются нерешенные и труднорешаемые проблемы, даются рекомендации по дальнейшему изучению.

Библиографический список

Включите в такой список основную и дополнительную литературу, а также перечень интернет-ресурсов.

Оформление учебного пособия

Итак, текст учебного пособия написан, дидактический материал подготовлен. Теперь самое время передать рукопись на вычитку корректору. Даже если вы уверены в своей грамотности, это никогда не будет лишним. Скажете, зачем нужен корректор, если правописание может проверить программа Word? Не полагайтесь на нее: некоторые ошибки и опечатки под силу найти только профессионалу.

Перед передачей в печать еще раз просмотрите учебное пособие целиком, обращая особое внимание на единообразие оформления:

  • Оглавление. Убедитесь, что нумерация разделов, глав и параграфов единообразна и последовательна, а нумерация страниц, указанная в оглавлении, правильна.
  • Таблицы, рисунки, формулы и другие вспомогательные элементы. Их нумерация также должна быть единообразной и последовательной (если вы решили в нумерацию рисунков включать номер главы, убедитесь, что все рисунки пронумерованы правильно). На каждый такой элемент должна быть ссылка в тексте пособия.
Читайте так же:  Купил права требования

Не стремитесь самостоятельно сделать оригинал-макет в редакторе Word, вы только зря потратите драгоценное время. Лучше доверить эту задачу профессиональному верстальщику, который использует профессиональное программное обеспечение и знает все тонкости российских ГОСТов.

Как напечатать учебное пособие

Автором учебного пособия может быть как один человек, так и коллектив авторов. Научным редактором должен быть специалист с ученой степенью, а рецензентами (их должно быть как минимум двое) — специалисты, работающие по данной проблеме или также имеющие ученую степень. К рецензированию пособий, предназначенных для внутривузовского использования, могут привлекаться специалисты смежных кафедр, а для пособий, претендующих на более широкое использование, — работающие в других организациях (внешние рецензенты).

Обязательно уточните в учебном или научном отделе своего вуза требования к учебным пособиям. В каждом учебном заведении приняты свои порядки и правила. В некоторых университетах нужно пройти через редакционно-издательский совет (РИС) и получить так называемый гриф, в других вузах этим вопросом занимаются учебно-методические комиссии (УМК). Возможно, потребуется виза ректора или одного из его заместителей. Вариантов множество, и к “бюрократической” части нужно подойти предельно внимательно.

Можете предварительно посчитать, сколько будет стоить издание учебного пособия. Не забывайте, что вам не обязательно заказывать большой тираж: иногда бывает вполне достаточно 20 экземпляров (16 из них отправятся в Российскую книжную палату, а четыре достанутся автору). В любое время, если возникнет необходимость, можно будет напечатать дополнительный тираж.

Осталось отправить файл с текстом учебного пособия в выбранное издательство — и процесс запущен. Редактор уточнит все необходимые детали, предложит на согласование два-три варианта обложки и сверстанный макет книги. А через пару недель вы получите готовый тираж.

Пусть ваши учебные пособия будут интересными и полезными!

В качестве методологической основы производства и использования сложных систем примененяются технологии. В пособии рассмотрены особенности создания основы CALS-rex- нологии — единого информационного пространства, охватывающего все этапы ЖЦ ИС, применительно к ИС и ее внутренним бизнес-процессам; предложена детальная структура ЖЦ ИС, в которой выделен этап консалтинга.

В настоящее время существует значительное количество задач, связанных с моделированием сложных неоднородных систем, состоящих из большого количества различных компонентов с высокой степенью обособленности, но, тем не менее, активно взаимодействующих друг с другом. В учебном пособии рассмотрена организация распределенной многоагентной среды, интегрирующей системы управления бизнес-процессами взаимодействующих предприятий.

Предложен теоретико-множественный подход и основанные на нем практические методики формирования рабочих центров, расчета длительности производственных циклов, планирования потребности в производственных мощностях и контроля их загруженности для многономенклатурного мелкосерийного и единичного производства.

Применение процессного подхода к управлению деятельностью предприятия является одним из современных направлений создания эффективной системы для решения комплекса задач управления бизнесом. Особое место в учебном пособии уделено практике применения процессного подхода, описаны средства информационной поддержки менеджмента предприятия. Излагаемый материал иллюстрирован следующими примерами: •

приведено описание бизнес-процесса «Обеспечение материальными ресурсами», построены IDEE)- и /Ш?/3-модели рассматриваемого бизнес-процесса машиностроительного предприятия; •

приведен пример построения функциональных IDEF0- и IDEF3-моделей и проведения на их основе функционально-стоимостного анализа бизнес-процесса телевизионной службы новостей в программном продукте BPWin, а также построена динамическая модель для имитационного моделирования этого бизнес-процесса с использованием инструментального средства ARENA’, •

на основе предложенной методики создания комплекса моделей бизнес-процессов и формирования их регламента с использованием программного средства ARIS построены базовые модели бизнес-процесса «Осуществлять закупки» на уровне определения требований: модель организационной структуры участников бизнес-процесса, модель дерева функций, модель цепочки добавленной стоимости, событийно-ориентированная модель функции «Визировать договор» и модель описания функции «Анализировать проект договора» бизнес-процесса закупок; •

проанализированы возможности применения технологии Workflow, приведен пример моделирования бизнес-процесса с использованием аппарата сетей Петри, а также рассмотрены возможности языка UML для моделирования бизнес-процессов организаций; •

в соответствии с ^/^-технологией представлены модели системы менеджмента качества (ГОСТ Р ИСО 9001—2001), системы управления окружающей средой (ГОСТ Р ИСО 14001—98) и системы управления охраной труда (ГОСТ Р 12.0.006—2002), а затем проведено моделирование интегрированной системы менеджмента стекольного завода, являющейся частью системы общего менеджмента предприятия и рассматриваемой как предпосылка его устойчивого развития.

Поле приложения информационного менеджмента — поддержка всех стадий жизненного цикла информационной системы. Информационная поддержка менеджмента — процесс достаточно динамичный. Постепенно происходит накопление опыта по совершенствованию инструментальной основы информационного менеджмента, что, несомненно, найдет отражение в последующих работах авторов и других специалистов.

Авторы надеются, что книга будет полезной студентам, аспирантам и специалистам, занимающимся решением задач информационного менеджмента.

Как пишется в учебном пособии или пособие

Многим научным работникам сегодня не достаточно опубликовать результаты своего труда только в виде небольших по объему статей. В этом случае наиболее подходящим вариантом является издание монографии.

Согласно ГОСТ 7.60-2003 монография это «Научное или научно-популярное издание, содержащее полное и всестороннее исследование одной (выделено МН) проблемы или темы и принадлежащее одному или нескольким авторам».

В Большой советской энциклопедии читаем: «Монография (от моно… и …графия), научный труд, в котором с наибольшей полнотой исследуется определённая тема. В Монографии обобщается и анализируется литература по данному вопросу, выдвигаются новые гипотезы и решения, способствующие развитию науки. Монография обычно сопровождается обширными библиографическими списками, примечаниями и т. д.»

Таким образом, монография, это не написанная одним автором работа, а исследование, посвященное одной теме.

Поэтому монографии подразделяют на индивидуальные и коллективные. В научном сообществе принято мнение, что всё-таки, больше пяти соавторов привлекать не рекомендуется. Сегодня в Интернете можно найти большое количество предложений по участию в издании коллективных монографий. Насколько такие монографии могут считаться действительно серьезным научным трудом вопрос конечно спорный.

Если говорить о рекомендуемом объёме монографий, то в этом отношении не существует никаких нормативных актов. Опять же в научном сообществе распространено мнение о том, что монография должна быть не менее 5 авторских листов (1 авторский лист – 40 000 знаков с пробелами). Более подробная информация о расчете объемов публикации. Если учесть, что в среднем одна страница, набранная 14 кеглем шрифтом Times New Roman с интервалом 1,5 составляет 1 800 знаков с пробелами, то 5 авторских листов составит примерно 110 страниц текста, набранного на компьютере, или 200 000 знаков с пробелами.

Солидной считается монография объемом 10 авторских листов, а в советские времена при защите докторской диссертации было принято публиковать монографию объемом 15 авторских листов.

Название монографии

Название монографии должно быть кратким и ясным, содержать, желательно, не более 5-6 слов. Необходимо отметить, что название монографии и диссертационного исследования преследуют разные цели. Если в названии диссертации необходимо в сжатом виде точно сформулировать предмет исследования, то для монографии этого не требуется. Слишком длинное название может отпугнуть потенциального читателя (оппонентам и членам диссертационного совета все равно придется прочитать диссертацию, как бы их не пугало её название). При желании, более мелким шрифтом, в название можно добавить желаемый текст, например: «КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ. Приглашение к размышлению».

Монография, в отличие от учебного пособия, не может быть компиляцией чужих работ или изложение общеизвестных фактов. В ней обязательно должны содержаться результаты собственного исследования, новые мысли, оригинальный анализ какой-либо проблемы и т.д.

Если Вы решили опубликовать в виде монографии свое диссертационное исследование, желательно привести его в более «читабельный» вид. Желательно, чтобы монография была написана простым доступным языком. В отличие от диссертаций, которые пишутся для узкого круга специалистов, монографии, как правило, рассчитаны на более широкий круг читателей. Написать просто о сложных вещах это большое умение!

И конечно, при подготовке к публикации текста рукописи из нее следует убрать такие диссертационные «рубрикации», как «актуальность темы», «цели и задачи работы», «гипотеза…», «новизна исследования», «монография выполнена на кафедре …» и т.п.

Структура монографии

Как правило, принята следующая структура монографии.

Оглавление (обратите внимание – именно оглавление, а не содержание), Как правило, располагается в начале монографии.

Введение или/и предисловие. Монография может включать и введение, и предисловие, или, только введение, как чаще всего и бывает.

Предисловие (согласно ГОСТ 7.0.3-2006) – это сопроводительная статья, помещаемая в начале издания, в которой поясняются цели и особенности содержания и построения произведения. В нём может быть изложено краткое содержание каждой главы.

Введение (опять же согласно ГОСТ 7.0.3-2006) – это структурная часть основного текста издания, которая является его начальной главой и вводит читателя в суть проблематики произведения. Если в виде монографии издаётся диссертационное исследование, то введение желательно переработать, чтобы сделать более удобным для потенциального читателя.

Также ГОСТ 7.0.3-2006 даёт определение вступительной статьи – это сопроводительная статья, которая помещается в изданиях отдельных произведений, или собраний сочинений писателей, учёных, общественных деятелей. Как правило, она пишется не самим автором произведения, и призвана помочь читателю лучше, глубже, тоньше воспринять содержание и форму произведения, разобраться в сложностях, познакомиться с историей, читательской и издательской судьбой книги, ее оценками в разные эпохи и т. д.

Согласно того же ГОСТа, на который мы уже неоднократно ссылались, самая крупная часть текста — это раздел. Он делится на главы, которые в свою очередь подразделяются на параграфы (§).

В научной литературе распространено мнение, что первая глава (или раздел) должны быть посвящены так называемому «литературному обзору». Т.е. здесь рассматриваются позиции разных ученых, по их подходам и т.д. Во-вторых, в этом анализе должна быть проявлена позиция самого автора.

Остальные главы (разделы) определяются логикой: на какие логически завершенные последовательные части может быть расчленена изучаемая тема (проблема). Сколько частей – столько и глав (разделов). Вся совокупность глав должна полностью охватывать всю изучаемую тему (проблему).

Читайте так же:  Законная неустойка в размере

Если остаётся какой-то неохваченный аспект об этом должно упоминаться в заключении. В нём подводятся итоги исследования, на основании которого публикуется монография. Желательно отметит, как полученные результаты можно использовать на практике.

В большой монографии (свыше 20 авторских листов) приводится предметный и именной указатели.

Обязательной составной частью монографии является список использованной литературы и других источников.

Монографию можно дополнить приложениями, в которых размещаются вспомогательные материалы к тексту.

После того как монография написана, наступает следующий этап – ИЗДАНИЕ.

Сегодняшний рынок предлагает большой выбор различных организаций оказывающих издательские услуги.

У современного автора есть два варианта на выбор – найти издательство, которое настолько заинтересуется его трудом, что согласится издать его произведение с последующим платным распространением. Если автор уверен, что проблема, которую он рассматривает в монографии настолько актуальна, что найдется достаточное количество людей согласных заплатить деньги за то, чтобы прочитать его труд, тогда дело только за поиском издательства, которое этот труд опубликует.

Второй вариант более простой, но более финансово затратный. Это публикация монографии за свой счёт. Стоимость такой публикации колеблется сегодня от 20 000 руб. до 100-150 000 руб., всё зависит от тиража, формата, обложки и т.д.

Последнее время появились интернет — издательства, которые занимаются изданием, так называемых электронных произведений (более подробно о специфике электронных изданий). Такие издательства также могут опубликовать монографию бесплатно, с последующей продажей каждого скачивания, или за счет автора.

Обратите внимание! Согласно российским и международным законам произведение изданное в бумажном формате и на электронном носителе это разные произведения, и им присваивается разный ISBN (Международный стандартный книжный номер (англ. International Standard Book Number, сокращённо — англ. ISBN) — уникальный номер книжного издания, необходимый для распространения книги в торговых сетях и автоматизации работы с изданием).

В ходе подготовки монографии к публикации автору предстоит сотрудничать с работниками издательства, независимо от того за свой счет он публикуется, или его труд будет опубликован издательством с последующим распространением. Каждый автор трепетно относится к своему труду, часто болезненно воспринимает указание на ошибки неточности, тем более ситуация может стать острой, когда заходит разговор о стиле написанной работы.

Расскажем о некоторых этапах работы над рукописью попавшей в издательство.

Редактирование

Редакция (франц. rédaction, от лат. redactus — приведённый в порядок), процесс обработки редактором (редактирование) авторского произведения для публикации в печати, на радио, телевидении. Условно различают политическое, научное, литературное редактирование. Однако на практике редактирование новых произведений — единый творческий процесс, направленный на совершенствование содержания и формы произведения при сохранении индивидуальности его автора (Цитируется по Большой советской энциклопедии. — М.: «Советская энциклопедия», 1969-1978.).

Сегодня, в случае издания монографии, можно предположить два вида редактирования – научное и литературное.

Научный редактор – это специалист в данной области знания. Научное редактирование основано на научной оценке правильности излагаемых фактов, выводов, результатов и т.п. Литературный редактор – филолог (или журналист). Его задача, это анализ, оценка и совершенствование формы произведения в композиционном, стилевом (языковом) отношении.

«НАУЧНОЕ РЕДАКТИРОВАНИЕ — редактирование авт. оригинала, т. е. его анализ и оценка, с науч. стороны. Обычно Н. р. выполняет приглашенный изд-вом специалист в той области науки, к которой относится подготавливаемое к изданию произведение или с которой оно связано» (Мильчин А.Э. Издательский словарь-справочник: [электронное издание]. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: ОЛМА-Пресс, 2006.).

Сегодня научный редактор, это либо человек ответственный за выпуск научной литературы в конкретном издательстве, который должен разбираться в последних научных тенденциях и принимать решение насколько представленное произведение подходит для публикации и продажи. Либо это человек, являющийся специалистом в узкой, как правило, технической области, и понимающий своеобразный «птичий» язык на котором пишут авторы.

Литературный редактор (или просто редактор, это не совсем одно и тоже, но не будем очень глубоко вдаваться в подробности организации издательского дела) правит текст по множеству параметров — правильность русского языка, логичности изложения, орфография и пунктуация, и т.д. и т.п., вплоть до проверки точности приведения цитат и сносок.

И вот у автора возникает вопрос – что же останется от моего труда после научной и литературно редакторской правки? Поэтому опытные авторы, опубликовавшие достаточно большое своих работ, кандидаты и тем более доктора наук предпочитают обходиться без научного и литературного редактирования. Тем более, что сегодня существуют компьютерные программы способные проверить не только грамматические ошибки, но и стилистические.

Наиболее простым на сегодняшний день, наверное, является вариант технического редактирования и корректуры. В небольших издательствах эти функции выполняет, как правило, один человек, он же может еще, и выполнять функции верстальщика.

Корректор — это специалист, проверяющий орфографию и пунктуацию в текстах газет, журналов, книг. Его задача — исправление ошибок различного рода, вылавливание с помощью словарей и энциклопедий несуразностей и опечаток. Он следит, чтобы соблюдалось общепринятое сокращение слов, оформление таблиц, сносок, ссылок, согласовывает с редактором замеченные стилистические погрешности. Корректор в типографии сличает оттиск с оригиналом и при необходимости исправляет ошибки и технические недочеты (невыдержанное расстояние между буквами или строками, не пропечатанные буквы или слова, длину строк, абзацы).

В заключение дадим несколько советов, на что следует обратить внимание, чтобы свести к минимуму поправки, вносимые в текст редакторами и корректорами.

  1. Оглавление – должно быть единообразным. В самом конце работы над рукописью необходимо сличить с текстом правильность нумерации страниц и названий частей текста с оглавлением. Название ни одной из частей текста не должно совпадать с названием самого произведения. Оглавление должно быть удачно решено графически, что бы читателю было удобно им пользоваться.
  2. Необходимо проверить нумерацию всех рисунков, таблиц и формул по тексту. Сличить есть ли ссылка на КАЖДЫЙ рисунок или таблицу в тексте, и присутствуют ли в рукописи рисунки и таблицы на которые есть ссылки в тексте.
  3. Список литературы – если список объемный и включает источники разного типа, его лучше разбить на разделы.
  4. Расшифровывайте все аббревиатуры при первом использовании. Не перегружайте текст аббревиатурами, особенно состоящими из двух букв. Это затрудняет восприятие текста читателями. Не употребляйте аббревиатуры в заголовках.
  5. Избегайте слишком многократного повторения в ссылках «Там же. С. 220». Такими ссылками неудобно пользоваться читателю. Особенно если полная ссылка на источник была за много страниц до «Там же. С.220».
  6. Рукопись необходимо хорошо ВЫЧИТАТЬ. Опытные редакторы не вычитывают рукописи с экрана компьютера, они распечатывают текст и читают его с перерывами, по нескольку страниц. Компьютер не всегда может выявить ошибку в тесте. Обратили внимание, при наборе текста Word не подчеркнул красным слово «тесте», хотя речь идет, конечно, не о мучном изделии, а о тексте. Такие ошибки можно заметить только при внимательной вычитке. Если автор не хочет этим заниматься, соответственно необходимо оплатить работу над рукописью корректора.

Уважаемый автор, Вы можете издать монографию у нас!

Учебно-методическое пособие по русскому языку «Изучение орфографии в школе»

Современная школа как социально-педагогическая система призвана обеспечить достижение таких образовательных результатов, которые бы отвечали целям развития личности и современным требованиям общества. Чтобы достойно жить в современном мире, личность должна быть компетентной в разных сферах деятельности. Школа должна помочь детям в овладении технологиями жизнедеятельности, создать условия для раскрытия потенциала самопознания, самооценки, самоактуализации, саморегуляции, самоконтроля, интеграции в социокультурное пространство.

Одним из путей обновления содержания образования и согласования его с современными потребностями, интеграцией в русское и мировое образовательные пространства является ориентация учебных программ на приобретение ключевых компетентностей и на создание эффективных механизмов их внедрения. Именно ключевые компетентности должны стать основой учебно-воспитательного процесса в современной школе.

Учебно-методическое пособие по русскому языку составлено таким образом, чтобы реализовывалась основная цель обучения – достижение свободного владения русским языком во всех видах речевой деятельности на основе речевой, языковой, социокультурной и деятельностной компетенций.

Целью пособия является формирование орфографической компетенции обучающихся; навыков анализа орфографических затруднений; развитие орфографической зоркости; закрепление навыков грамотного письма и самоконтроля, а результате – формирование вышеуказанных компетенций носителя языка.

— сформировать общее представление об орфографическом затруднении;

— закрепить навыки грамотного письма; — закрепить навыки точного объяснения правильного написания орфограмм в соответствии с нормами письма, регламентированными современными правилами;

— сформировать навыки самоконтроля грамотности.

В результате использования пособия в практике предполагается, что обучающийся будет знать:

— условия, от которых зависит написание;

— норму, действующую при данных условиях;

— последовательность обнаружения изучаемой орфограммы;

— приёмы разграничения схожих написаний.

Значительная роль в процессе изучения русского языка уделяется формированию языковой компетенции, включающей в себя знание о системе языка и орфографические умения.

Курс русского языка предъявляет следующие требования к уровню орфографической подготовки учащихся. Учащийся должен опознавать изученную орфограмму, объяснять её с помощью правил, правильно писать слова с изученной орфограммой, находить и исправлять орфографические ошибки в своём и чужом текстах.

Общеизвестно, что обучение орфографии имеет огромное значение. И это закономерно, ведь именно знание орфографических правил и норм соответствует успешному обучению грамотности.

Решая вопрос о работе над формированием у школьников орфографических навыков, необходимо прежде всего учитывать психологическую природу орфографического навыка. Условия, необходимые для формирования орфографических навыков, таковы:

высокий научный уровень преподавания орфографии;

связь между формированием орфографических навыков и развитием речи;

знание орфографических правил;

знание схемы применения правил и умение производить орфографический разбор, способствующий применению правил;

упражнения, отрабатывающие умения применять орфографические правила.

Первым условием формирования орфографических навыков является изучение орфографических правил.

Орфография в школе изучается вместе с другими разделами, что дает возможность проводить систематическую работу над формированием навыков правописания. Важное познавательно-практическое значение имеет раскрытие взаимосвязей, существующих между языковыми явлениями.

Читайте так же:  Претензия по отказу в визе

Систематический школьный курс русского языка является продолжением курса начальных классов, поэтому учитель, работающий в 5-11 классах, должен хорошо знать программу для начальной школы.

Для получения оптимального результата на уроке при обучении орфографии необходим выбор такой методики его проведения, которая позволит получить наилучшие результаты при минимально необходимых затратах времени и усилий учителя и учащихся, т.е. учителю необходимо использовать различные методы обучения.

Методы обучения – это способы работы учителя и учащихся, при помощи которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, формируется мировоззрение учащихся, развиваются их способности.

Любой метод состоит из последовательных действий, направленных на достижение цели, а метод обучения – из действий учителя и учащихся, соотносимых друг с другом. Следовательно, метод обучения – это система действий учителя, организующая познавательную и практическую деятельность учащихся, устойчиво ведущую к усвоению ими содержания образования.

В данной работе предпринята попытка соединить методическое пособие для учителя, которое необходимо ему при подготовке к урокам, и учебник для учащегося.

Идея создания такого пособия возникла с целью реализации системно-деятельностного подхода в учебно-воспитательном процессе.

Как показал опрос учителей-словесников, многие из них испытывают трудности при подготовке к урокам из-за большого объёма ненужной информации и нехватки чётко структурированной методической литературы, включающей в себя одновременно материалы для учителя и для ученика.

Данное пособие состоит из двух разделов.

Первый раздел предназначен для учителя-словесника. Он включает методические рекомендации, необходимые при изучении темы «Правописание гласных после шипящих и Ц». В разделе представлено 19 способов и приемов обучения. Все они брались из разных источников, изданных за предыдущие 40 лет для учителей-словесников, работающих в школах.

Второй раздел рекомендован для учащегося. Он состоит из орфографического правила и ряда различной сложности работ к нему, то есть всего того, что необходимо знать ученику.

Преимущество данного пособия над всеми остальными в том, что и учитель, и ученик могут пользоваться одним материалом, что плодотворно скажется на их совместной работе.

Оно облегчит учителю поиск нужного варианта объяснения темы, будет способствовать творческому подходу учителя к обучению учащихся орфографии.

Пособие предназначено для учителей начальных классов, учителей русского языка, учащихся школы, студентов филологического факультета и всех, кто интересуется изучением орфографии.

Рецензия на методическое учебное пособие – правила написания от “А” до “Я”

Рецензия на методическое учебное пособие – это внешняя оценка за разработку пособия, которая выставляется рецензентом. Рецензент в отзыве отражает свое мнение к идеям автора и если надо, пишет свои рекомендации. В статье вы узнаете, как написать и оформить рецензию правильно, а также найдете примеры готовых работ.

Требования к оформлению рецензии

Как правило, рецензия на учебное пособие оформляется в произвольной форме, но всё-таки, желательно придерживаться основных правил. Например, придерживаться рекомендуемого объема, стиля статьи, размера и шрифта.

Объём рецензии составляет максимум 2 страницы формата А4 печатного текста. Статья пишется в произвольной форме, но исключительно в научном стиле. Как правило, применяется шрифт Times New Roman, но иногда используют шрифт Arial. Минимальный размер шрифта – 12 кегль, а оптимальный размер шрифта – 14 кегль. Межстрочный интервал – полуторный.

Структура рецензии

Рецензия на пособие – интересное занятие, где рецензент описывает доступно и понятно каждый раздел пособия. Для написания рецензии очень важна структура, ведь тогда текст воспринимается логично и последовательно.

В отзыве должны быть не только идеи и мысли автора, но и дополнение рецензента, его отношение к постановке проблемы, аргументированная оценка, выводы, где описывается значимость методического пособия.

Основные части рецензии:

  • Введение;
  • констатирующая часть;
  • аналитическая часть;
  • заключение.

Прежде чем писать отзыв на методическое пособие, сверху пишется название книги, должность (научная степень) автора, Ф. И. О. автора, а затем можно переходить к описанию.

Во введении рецензент дает аргументированную оценку на основании дидактических и методических разработок. В этой части можно описать содержательные компоненты методички или элементы новых разработок, которые появились у автора.

Констатирующая часть

В этой части рецензент оценивает автора по всей методичке в целом. Проверяющий обращает внимание на такие особенности:

  • Содержание всей программы, соответствие возрастной категории и стандартам ГОСТ;
  • целостность образовательного процесса и принципы разработки;
  • реальность, целесообразность и процедуру установлений связи концептуальной схемы заданий в целом;
  • соответствие структуры и содержания методического пособия;
  • обеспечение мотивации студентов;
  • связность, логичность, полноту заданий;
  • обоснованность приемов и методов обучения;
  • соответствие темы и времени (смогут ли студенты за определённое время изучить конкретный материал);
  • рациональный подход по развитию навыков самообразования;

Прежде чем писать методическое пособие, автор обязан обратить внимание на вышеперечисленные особенности, так как студенты будут именно по этому пособию учиться и развиваться.

Аналитическая часть

В этой части рецензент отмечает преимущества и недостатки данной методической разработки. Проверяющий может оставить свои рекомендации по усовершенствованию работы и предложить дополнительные методы, варианты, модели, чтобы программа стала проще и понятнее для педагогов и студентов.

В заключении рецензент подытоживает работу автора и формулирует выводы на основании вышесказанного:

  • возможно ли использовать данное методическое пособие в образовательных учреждениях;
  • нужно ли перерабатывать пособие с учетом предложений и рекомендаций рецензентом;
  • возможно ли распространить данное методическое пособие или новые идеи автора.

Рецензия на пособие: план и образец

Рецензия на учебно-методическое пособие излагается кратко и последовательно. Однако, прежде чем писать отзыв, желательно составить для себя план написания рецензии и тогда вам будет проще во время написания.

Представляем вашему вниманию примерный план по написанию рецензии:

  • Предметом анализа следует считать…
  • В методическом пособии рецензент отметил…
  • В работе автора рассмотрены…
  • Актуальность темы обусловлена…
  • В работе актуальны такие вопросы, как…
  • По условиям новой разработки, актуальность темы обусловлена…
  • Целью и задачей методического пособия являются…
  • В методическом пособии разработаны увлекательные методики, которые помогут учащимся…
  • В данном пособии разработана новая методика, благодаря которой учащиеся быстрее усвоят темы…
  • В методическом пособии рассмотрены такие части…
  • Пособие соответствует возрастной категории…
  • Учебное пособие соответствует стандартам ГОСТ и дополнит…
  • Таким образом, данное пособие оценивается…
  • Рассматривая работу, можно поставить автору…
  • Новый методологический подход – значимая заслуга автора и поэтому оценка…
  • У рецензента остались некоторые сомнения по поводу…
  • К недостаткам относятся некоторые неточности, которые автор должен исправить…
  • Работа несколько не соответствует времени…
  • Значительный недостаток работы – это…
  • Методическое пособие – отличное применение на практике…
  • После прочтения пособия, можно подытожить, что работа автора качественная, но нужно исправить указанные неточности…
  • В заключение можно утверждать, что данное пособие подходит для…

Каждый рецензент составляет свой план оценивания методического пособия. Посмотрите на образец, где проверяющий дает простую, но объективную оценку:

Образец рецензии на учебное пособие

Пример рецензии на учебно-методическое пособие

Очень хорошо описывает рецензию доктор педагогических наук и профессор Жеребило Татьяна Васильевна. Приведем пример рецензии, где Татьяна Васильевна глубоко и объективно рассматривает учебно-методическое пособие по тренингу.

На учебно-методическое пособие преподавателя Исаевой. М. К.

«ТРЕНИНГ ПО РАЗРЕШЕНИЮ КОНФЛИКТОВ»

Данное рецензируемое методическое пособие автор разработал в рамках курса «Теория и практика психологического тренинга для учащихся ВУЗов, которые обучаются по специальности «Психология». У пособия удобная и правильная структура, состоящая из введения, программ по тренингу, приложений и списка использованных источников.

Считаю, что при помощи пособи «Тренинг по разрешению конфликтов», студенты увидят в общих чертах, что такое тренинг, приобретут базовые знания по психологии конфликтов и научатся конструктивно сотрудничать и взаимодействовать с коллегами и другими окружающими людьми.

В программе автор описывает некоторые стереотипы и предрассудки, из-за которых часто появляются конфликты. В программе присутствуют, как традиционные формы, так и элементы обучения.

Данное методическое пособие – ресурсное средство и оно может быть дополнено педагогом или психологом, которые посчитают, что надо внести нововведения или незначительные изменения.

Преподаватель Исаева М. К. представила в методической разработке результаты, благодаря которым при систематическом выполнении занятий меняется мировоззрение людей на окружающие объекты и предметы.

В пособии содержится программа по тренингам, где находится логическая цепочка, содержащая 5 последовательных модулей. Каждое занятие – продолжение предыдущего, в итоге дополняя и расширяя навыки, опыт, знания и установки.

Цель методического пособия: достичь определённые педагогические приемы и навыки при помощи дополнительных небольших лекций, дискуссий, упражнений, ролевых и подвижных игр. Все перечисленные дополнительные занятия позволяют психологу и тренеру создать трудовую деятельность более профессиональной и эффективной.

В приложениях автор предложил интересные афоризмы на темы: дружба и вражда, война и мир, человеческие взаимоотношения, толерантность и нетерпимость. При помощи этих приложений есть возможность расширить спектр педагогических средств.

По мнению специалистов, данное пособие содержательное, последовательное и прекрасно наполненное руководство, которое могут использовать преподаватели ВУЗов, практические психологи и учащиеся психологических специальностей в практической деятельности.

Пособие написано доступно и понятно. Автор Исаева М. К. предлагает свою интерпретацию практических навыков в области психологического тренинга по разрешению конфликтов.

Наше мнение такое, что рецензируемое пособие станет интересным для преподавателей ВУЗов по психологии и педагогики, профессиональных тренеров по психологическим тренингам, а также слушателей, которым нужно повысить квалификацию в данной области.

Недостатков в методическом пособии практически не выявлено. Однако, есть один незначительный минус – в пособии второй раздел необходимо разделить на части и их желательно незначительно сократить.

В заключение можно утверждать, что после доработки пособие можно размножить, чтобы им пользовались не только педагоги психологических наук, но и студенты.

Рецензент Жеребило Татьяна Васильевна Доктор педагогических наук,

профессор Ингушского государственного университета

Дата: «_____» ______201_____ Подпись:____________

Умело составленные рецензии экономят время проверяющего. Важно описывать моменты кратко, последовательно и лаконично. Рецензия на методическое пособие пишется так, чтобы читатель смог понять, о чём в пособии речь. Для этого, перед написанием отзыва подумайте, какие вопросы возникнут у читателя и заранее подготовьте необходимые ответы.