6. Действия при радиационных авариях и ликвидация их последствий

6.1. В случае аварии транспортного средства радиационная опасность может возникнуть в результате полного или частичного разрушения защитного контейнера и выпадения из него первичной емкости, при этом в зоне аварии может произойти повышение мощности дозы гамма- и нейтронного излучения, а при разрушении первичной емкости, кроме того, и попадание радиоактивных веществ в окружающую среду.

В случае утраты радионуклидного источника или радиационной упаковки принимаются меры по поиску источника, обнаружению лиц, которые могли подвергнуться аварийному облучению, возможных участков радиоактивного загрязнения.

Во всех случаях установления факта радиационной аварии лицо, уполномоченное руководить действиями на месте аварии, организует следующие мероприятия:

— оценку радиационной обстановки в зоне аварии;

— удаление людей из возможно опасной зоны на расстояние не менее 50 м;

— принятие мер к нераспространению радиоактивного загрязнения;

— информирование федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов), осуществляющих государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности, и органов местного самоуправления;

— ограждение зоны радиусом не менее 10 м от места аварии подручными средствами с целью исключения возможности доступа в нее посторонних лиц.

6.2. При наличии радиационной опасности специалисты, прибывшие для ликвидации аварии, в возможно короткий срок проводят следующие первоочередные мероприятия:

— оценку радиационной обстановки, установление границы радиационно опасной зоны и ограждение ее предупредительными знаками, а также определение уровней радиоактивного загрязнения местности, транспортных средств, грузов и т.п.;

— выявление людей, подвергшихся облучению дозами выше установленных пределов доз или радиоактивному загрязнению;

— направление лиц, облученных дозой более 200 мЗв, на медицинское обследование; лиц, имеющих загрязнение радиоактивными веществами, — на санобработку, а их одежды, обуви и личных вещей — на дезактивацию или захоронение;

— уточнение плана ликвидации радиационной аварии и его осуществление.

Порядок проводимого при этом радиационного контроля определяется с учетом особенностей радиационной аварии и сложившихся условий.

6.3. Радиационные упаковки, имеющие повреждения, помещаются в дополнительную герметичную защитную тару (при необходимости с поглощающим материалом) и отправляются в установленном порядке на захоронение или возвращаются грузоотправителю.

СП 2.6.1.758-99 «Нормы радиационной безопасности (НРБ-99)», утв. Главным государственным санитарным врачом 02.07.1999, утратили силу с 1 сентября 2009 года в связи с изданием Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 07.07.2009 N 47, утвердившего санитарные правила СанПиН 2.6.1.2523-09 «Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)».

ОСПОРБ-99 утратили силу в связи с изданием Постановления Роспотребнадзора от 28.09.2010 N 124.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.04.2010 N 40 утверждены новые Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010).

6.4. К работам по ликвидации радиационных аварий могут привлекаться специализированные организации, имеющие санитарно-эпидемиологическое заключение органов и учреждений, осуществляющих госсанэпиднадзор, о соответствии условий работы с источниками ионизирующего излучения санитарным правилам. Работы проводятся при соблюдении требований радиационной безопасности согласно НРБ-99 и ОСПОРБ-99.

6.5. На месте радиационной аварии производят дезактивацию загрязненных участков территории, дорог, крупногабаритных предметов и транспортных средств. Остальные загрязненные радиоактивными веществами предметы, вещи, оборудование, а также отходы дезактивационных работ отправляются в пункты дезактивации или захоронения.

6.6. При проведении работ по ликвидации последствий радиационных аварий необходимо проводить индивидуальный дозиметрический контроль персонала.

Безопасность. Орловская область

Ликвидация последствий аварии на радиационно опасных объектах

Ликвидация последствий аварии направлена прежде всего на предотвращение распространения радиоактивных веществ за пределы загрязненной территории и включает в себя:

  • локализацию и ликвидацию источников радиоактивного загрязнения;
  • дезактивацию (реабилитацию) самой этой загрязненной территории и объектов;
  • сбор и захоронение (размещение) образующихся в ходе работ радиоактивных отходов, а также ремонтно-восстановительные работы на объекте и его территории, объем и содержание которых определяется степенью тяжести аварии и планами их дальнейшего использования по прямому назначению или в иных целях.

Конкретный перечень работ и порядок их планирования определяется уровнем радиоактивного загрязнения территории, реальной загрязненности и техническим состоянием восстанавливаемого объекта.

Основным в планировании работ по локализации источников излучений и загрязнений и ликвидации последствий аварии являются:

  • объективная оценка состава и основных форм нахождения источников излучений и загрязнения;
  • учет свойств основных поверхностей территории и объектов;
  • оценка предполагаемого характера (прочности) фиксации радиоактивного загрязнения на различных поверхностях;
  • определение приоритетов (очередности) проведения работ по локализации и ликвидации загрязнений на различных объектах (участках) в зависимости от их влияния на формирование радиационной обстановки;
  • выбор наиболее эффективных и реально осуществимых способов локализации и ликвидации радиоактивного загрязнения объектов, исходя из имеющихся в распоряжении сил и технических средств.

Приоритетной целью ликвидации последствий радиационных аварий (ЛПА) является обеспечение требуемого уровня мер защиты населения.

Принятие решений по ликвидации последствий аварий зависит от целей и задач, определяемых каждой конкретной стадией работ.

На ранней стадии решаются следующие задачи ЛПА:

  • локализация источника аварии, т.е. прекращение выброса радиоактивных веществ в окружающую среду;
  • выявление и оценка складывающейся радиационной обстановки;
  • снижение миграции первичного загрязнения на менее загрязненные или незагрязненные участки путем локализации или удаления загрязненных фрагментов технологического оборудования, зданий и сооружений, просыпей и проливов радиоактивных веществ;
  • создание временных площадок складирования радиоактивных отходов.

Характерной особенностью ранней стадии аварии является высокая вероятность возникновения вторичных загрязнений за счет переноса нефиксированных, первично выпавших радиоактивных веществ на менее загрязненные или незагрязненные поверхности.

С течением времени происходит увеличение прочности фиксации загрязнения на поверхностях, приводящее к необходимости применения более сложных и дорогостоящих методов его ликвидации, увеличению объемов образующихся радиоактивных отходов, продолжительности и стоимости работ по обеспечению требуемого уровня защиты населения.

Поэтому эффективность и оперативность принятия решений по ликвидации выявленных нефиксированных загрязнений на ранней фазе имеет первостепенное значение. Эти решения надо прежде всего принимать по наиболее критическим объектам загрязнения.

На промежуточной стадии решаются следующие задачи ЛПА:

  • стабилизация радиационной обстановки и обеспечение перехода к плановым работам по ЛПА;
  • организация постоянного контроля радиационной обстановки;
  • принятие решения о методах и технических средствах ЛПА;
  • проведение плановых мероприятий по ЛПА до достижения установленных контрольных уровней радиоактивного загрязнения;
  • создание временной или стационарной системы безопасного обращения с радиоактивными отходами (локализация и ликвидация объектов первичного и вторичного загрязнений, удаление образующихся радиоактивных отходов на временные или стационарные площадки и т.д.);
  • обеспечение требуемого уровня мер защиты населения, проживающего на загрязненных территориях.

На этой стадии производится уточнение и детализация данных инженерной и радиационной обстановки, зонирование территорий по видам и уровням излучений и реализация мероприятий, необходимых и достаточных для обеспечения заданного уровня мер защиты населения.

В этот период на поверхностях объектов радионуклиды находятся в нефиксированных или слабо фиксированных формах. Методы ЛПА на этой фазе должны исключить возможность возникновения вторичных загрязнений, предотвратить процесс фиксации радиоактивных веществ на поверхности и проникновение их вглубь объема и, как следствие, снизить уровень требований к необходимым мерам защиты населения.

На поздней стадии решаются следующие задачи ЛПА:

  • завершение плановых работ по ЛПА и доведение радиоактивного загрязнения до предусмотренных нормами радиационной безопасности уровней;
  • ликвидация временных площадок складирования радиоактивных отходов или организация радиационного контроля безопасности хранения на весь период потенциальной опасности;
  • обеспечение проживания населения без соблюдения мер защиты.

Работы на поздней стадии ЛПА наиболее трудоемки и продолжительны. Радионуклиды, определяющие радиационную обстановку на загрязненных объектах, в этот период находятся преимущественно в фиксированных и трудно удаляемых известными методами дезактивации формах. Выбор наиболее эффективных методов может быть сделан только по данным детальных исследований нуклидного состава и физико-химических форм радиоактивного загрязнения.

Читайте так же:  Образец заявления на пропажу ребенка

Ликвидация радиоактивных веществ

Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций должна выполняться в максимально короткие сроки. В этой деятельности различают три основных этапа.

На первом этапе реализуются мероприятия по экстренной защите населения. Через систему оповещения население информируют о возникновении чрезвычайных ситуаций и о необходимости использования средств индивидуальной защиты. Проводятся эвакуация людей из опасных зон и оказание им первой медицинской помощи. Принимаются неотложные меры для локализации аварий, а в случае необходимости вводится в действие комплекс противопожарных мероприятий. Возможны также временная остановка технологических процессов на предприятиях или их изменение.

На этом этапе проводится подготовка к выполнению спасательных и других неотложных работ. Для этого заблаговременно создаются специально обученные спасательные формирования. На промышленных объектах спасательные подразделения формируются из числа работников этого объекта (подразделения гражданской обороны объекта).

Для получения сведений о сложившейся в результате чрезвычайной ситуации обстановке проводят разведку очага поражения — территории, на которой возникли негативные последствия в результате действия опасных и вредных факторов, вызванных чрезвычайной ситуацией. Форма очага поражения зависит от вида чрезвычайной ситуации: при взрывах и землетрясениях — форма круглая, при ураганах, затоплениях и смерчах — имеет вид полосы, при пожарах и оползнях образуется очаг поражения неправильной формы и т.д. Различают простые и сложные (комбинированные) очаги поражения, Простые очаги поражения возникают под действием одного опасного или вредного фактора чрезвычайной ситуации, а комбинированные — от воздействия нескольких факторов.

На втором этапе проводятся спасательные и другие неотложные работы, а также продолжается выполнение задач по защите населения и уменьшению последствий чрезвычайных ситуаций, начатых на первом этапе. Продолжаются локализация и тушение пожаров, а также спасение людей из горящих зданий и сооружений. Если в результате чрезвычайной ситуации разрушены или завалены защитные укрытия и убежища, в которых находились люди, проводится их розыск и извлечение из завалов. Пострадавших и получивших ранения доставляют в медицинские учреждения. Продолжается также эвакуация населения из опасных зон.

В случае необходимости (выброса в окружающую среду радиоактивных или токсичных химических веществ, а также бактериологических агентов) проводят специальную обработку, которая представляет собой комплекс мероприятий, проводимых с целью восстановления готовности людей, входящих в состав специальных формирований, и используемой техники к продолжению аварийно-восстановительных работ в очагах поражения, а также подготовки объектов к возобновлению производственной деятельности.

Специальная обработка состоит из обеззараживания и санитарной обработки. Обеззараживание включает в себя следующие операции: дезактивацию, дегазацию, дезинфекцию и дератизацию.

Дезактивация — это удаление радиоактивных веществ с поверхностей различных предметов, а также очистка от них воды.

Различают механический и физико-химический (химический) способы удаления радиоактивных веществ (радиоактивной пыли) с очищаемых поверхностей. Механическое удаление радиоактивной пыли сводится к смыванию ее водой под давлением с поверхности загрязненных предметов. При использовании химического способа радиоактивную пыль связывают специальными растворами, препятствуя тем самым ее распространению в окружающей среде. Для этого используют поверхностно-активные (порошок Ф-2, препарат ОП-7 и ОП-10) и комплексообразующие вещества, кислоты и щелочи (фосфаты натрия, трилон Б, щавелевую и лимонную кислоты, соли этих кислот).

Если загрязненная территория имеет твердое покрытие, то ее дезактивируют механическим способом. Территории без твердого покрытия обрабатывают пленкообразующими и закрепляющими растворами (латекс, спиртосульфатная барда, нефтяные шламы и др.) или просто водой, после чего связанную таким образом радиоактивную пыль удаляют с поверхности зараженной территории, срезая бульдозерами или грейдерами загрязненный слой грунта толщиной 5—10 см. Этот грунт помещают в металлические контейнеры и захоранивают на специальных полигонах. Обработанную территорию засыпают слоем незагрязненного грунта толщиной 9—10см. Дезактивацию поверхностей зданий проводят путем связывания радиоактивной пыли пленкообразующими составами с последующим ее удалением мощными пылесосами. Возможна также обработка поверхностей малоэтажных зданий и растительности водой или дезактивирующими растворами с привлечением специальной техники (пожарных машин, мотопомп),

Существуют различные методы дезактивации воды: фильтрование, отстаивание, перегонка, очистка с использованием ионообменных смол. Зараженные открытые водоемы дезактивируют, обрабатывая абсорбирующими и комплексообразующими глинами. Очистку рек, ручьев и иных стоков проводят, пропуская воду через плотины фильтрующего типа. В качестве фильтрующего элемента в них используют адсорбирующий наполнитель. Дезактивацию колодцев проводят многократным откачиванием из них воды и удалением зараженного грунта со дна. Для дезактивации упакованных продуктов питания заменяют загрязненную тару. Если продукты не были упакованы, то с их поверхности снимают зараженный слой.

Следующая операция обезвреживания — дегазация. Ее используют для разложения отравляющих и сильнодействующих ядовитых веществ до нетоксичных продуктов. В качестве дегазирующих веществ используются также химические соединения, которые вступают в реакцию с отравляющими и сильнодействующими ядовитыми веществами.

Для удаления отравляющих и сильнодействующих химических веществ с зараженных поверхностей используют моющие растворы, приготовленные на основе порошка СФ-24 или бытовых синтетических моющих веществ. Эти растворы, не обезвреживают отравляющие вещества, а лишь позволяют быстро смыть их с зараженной поверхности.

Дегазацию проводят с применением воды, моющих растворов, растворов дегазирующих и органических веществ, используя моечные машины. Если имеет место комбинированное загрязнение радиоактивными и отравляющими веществами, то сначала проводят дегазацию, а уж затем дезактивацию.

Для уничтожения возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных в окружающей среде проводят дезинфекцию. Ее осуществляют физическими, химическими и механическими методами.

Физические методы применяют в основном при кишечных инфекциях. К этим методам относятся: кипячение белья, посуды, предметов ухода за больными, сжигание ненужных и непригодных для дальнейшего использования вещей.

Химический метод дезактивации заключается в уничтожении болезнетворных микробов и разрушении токсинов дезинфицирующими веществами, в качестве которых используются этанол, пропанол, фенол (карболовая кислота) и его производные (например, трихлорофенол), а также ряд других веществ. Зараженную бактериологическими агентами территорию обрабатывают (поливают) дезинфицирующими веществами. Этот способ дезактивации является основным.

Механический метод дезинфекции заключается в удалении зараженного слоя грунта или устройстве настилов.

С целью предотвращения распространения инфекционных заболеваний используют методы дератизации, заключающиеся в уничтожении переносчиков этих заболеваний (мышей, крыс, других грызунов). Как и дезинфекция, дератизация может осуществляться химическим, механическим и биологическим методами. Например, крыс уничтожают, используя в качестве ядохимиката карбонат бария.

Специальная обработка включает в себя и санитарную обработку, под которой понимают комплекс мероприятий по ликвидации заражения личного состава спасательных формирований и населения радиоактивными и отравляющими веществами, а также бактериологическими средствами. При санитарной обработке обеззараживают как поверхность тела человека, так и наружные слизистые оболочки. Обрабатывают также одежду, обувь и индивидуальные средства защиты.

Различают полную и частичную санитарную обработку. Первой из них подвергается личный состав спасательных формирований, а также эвакуированное население после выхода из загрязненных зон. При полной санитарной обработке обеспечивается полное обеззараживание от радиоактивных, отравляющих и бактериальных средств. Она проводится на пунктах специальной обработки людей. Одежда и другие предметы и вещи обеззараживают камерным или газовым методом, а также замачиванием в растворах дезинфектов и последующей стиркой, кипячением и др.

Частичная санитарная обработка осуществляется непосредственно в очаге поражения для исключения вторичного инфицирования людей. При этом проводят механическую очистку и обработку открытых участков кожи, поверхностей одежды, обуви и индивидуальных средств защиты.

На заключительном (третьем) этапе начинаются работы по восстановлению функционирования объектов народного хозяйства, которые выполняются строительными, монтажными и другими специальными организациями. Кроме этого, осуществляется ремонт жилья или возведение временных жилых построек. Восстанавливаются также энерго- и водоснабжение, объекты коммунального обслуживания и линии связи. После окончания этих и ряда других работ производится возвращение (реэвакуация) населения к месту постоянного жительства.

Основные принципы и способы обеспечения безопаснос…

К основным мероприятиям по обеспечению безопасности населения в чрезвычайных ситуациях относятся следующие: прогнозирование и оценка.

Единая государственная система предупреждения и ли…

Задачи, принципы построения. В соответствии с федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Читайте так же:  Как правильно оформить приказ на совместителя

Ликвидация последствий радиационной аварии

Ликвидация последствий радиационной аварии – это комплекс мероприятий, направленных на прекращение или снижение поражающего воздействия радиоактивного загрязнения на население и окружающую среду. Ведется силами и средствами радиационно опасных объектов, территориальных и ведомственных формирований, воинских частей и подразделений войск ГО, Минобороны России, МВД России, Минздравсоцразвития России и др. ведомств. Приоритетной целью Л.п.р.а. является обеспечение требуемого уровня мер защиты населения. Основными мероприятиями по Л.п.р.а. являются:

  • обнаружение факта радиационной аварии, непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития масштабов последствий аварии;
  • оповещение руководителей органной исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций, а также населения о возникающей радиационной аварии и её последствиях;
  • выдвижение оперативных групп в район аварии;
  • организация радиационного контроля;
  • установление и поддержание режима радиационной безопасности;
  • проведение, при необходимости, на ранней стадии аварии йодной профилактики населения, персонала аварийного объекта, участников ликвидации последствий аварии;
  • обеспечение населения средствами индивидуальной защиты;
  • укрытие населения, оказавшегося в зоне аварии, в защитных сооружениях;
  • санитарная обработка населения, персонала аварийного объекта, участников ликвидации последствий аварии;
  • дезактивация аварийного объекта, объектов производственного, социального, жилого назначения, территорий, сельскохозяйственных угодий, транспорта, других технических средств, средств защиты, одежды, имущества, продовольствия и воды;
  • эвакуация и/или отселение граждан из зон, в которых дозы облучения населения превышают или превысят допустимый предел для проживания;
  • непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне радиоактивных загрязнений и в ходе работ по их ликвидации;
  • проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в зоне радиоактивных загрязнений;
  • организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации последствий радиационной аварии.

Принятие решений о проведении тех или иных конкретных мероприятий осуществляется в зависимости от целей и задач, определяемых каждой конкретной стадией работ. Суть основных мероприятий по Л.п.р.а. следующая. Выявление радиационной обстановки при авариях состоит в определении методом прогнозирования или по данным разведки масштабов и степени радиоактивного загрязнения окружающей среды. Оценка радиационной обстановки включает определение влияния радиоактивного загрязнения окружающей среды на действия сил РСЧС и поведение населения, а также обоснование мероприятий защиты. При выявлении радиационной обстановки решаются следующие задачи:

  • прогнозирование радиационных последствий аварии;
  • обнаружение радиоактивного загрязнения;
  • радиационная разведка и контроль за распространением радиоактивных веществ;
  • установление границ и степени (плотности) радиоактивного загрязнения;
  • определение оптимальных маршрутов движения людей, транспорта и другой техники к аварийному объекту, эвакуации (отселения) населения и сельскохозяйственных животных.

Радиационный контроль – это контроль за соблюдением норм радиационной безопасности и основных санитарных правил работы с радиоактивными веществами и иными источниками ионизирующего излучения, а также получение информации об уровнях облучения людей и о радиационной обстановке на объекте и в окружающей среде. Выделяют дозиметрический и радиометрический контроль.

Дозиметрический контроль – это комплекс организационных и технических мероприятий по определению доз облучения людей с целью количественной оценки эффекта воздействия на них ионизирующих излучений. Ведется групповым и индивидуальным способами, для населения допускается производить расчетным путем по уровням излучения и времени работы. По данным контроля определяются режим работы формирований и необходимость направления на обследование в медицинские учреждения.

Радиометрический контроль – это комплекс организационных и технических мероприятий по определению интенсивности ионизирующего излучения радиоактивных веществ, содержащихся в окружающей среде или степени радиоактивного загрязнения людей, техники, сельскохозяйственных животных и растений, а также элементов окружающей среды. Осуществляется с целью определения необходимости:

  • специальной обработки техники, используемой при Л.п.р.а.;
  • санитарной обработки личного состава и населения после выхода из зон радиоактивного загрязнения;
  • дезактивации зданий, сооружений, дорог, местности, одежды, материальных средств;
  • обеззараживания продовольствия и воды.

Установление и поддержание режима радиационной безопасности осуществляется в целях максимально достижимого и оправданного снижения радиационного воздействия на население, персонал аварийного объекта и участников Л.п.р.а. Этот режим обеспечивается:

  • установлением особого порядка доступа в зону аварии;
  • зонированием района аварии;
  • целесообразным отбором участников Л.п.р.а. с обязательным медицинским их освидетельствованием;
  • проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ;
  • осуществлением радиационного контроля в загрязнённых зонах и на выходе в «чистую» зону;
  • обеспечением спецодеждой, средствами индивидуальной защиты и медицинской помощью;
  • организацией индивидуального дозиметрического контроля и ведением учёта доз облучения персонала и коллективных доз облучения населения;
  • осуществлением дезактивационных работ; организацией обращения с радиоактивными отходами.

Под дезактивацией понимается удаление (снижение концентрации) радиоактивных веществ с загрязненных поверхностей (территории, дорог, зданий, сооружений, оборудования, техники, транспортных средств, одежды, обуви, средств индивидуальной защиты и пр.) и из различных сред (воздуха, воды, пищевого сырья, продовольствия и пр.) до допустимых норм. Цель всех мероприятий по дезактивации – свести к минимуму уровни облучения людей путем локализации и удаления источников излучений из рабочих зон и среды обитания. В случае поверхностного загрязнения дезактивация ограничивается удалением с поверхности объектов радиоактивных веществ, которые закрепились на ней в результате адгезии и адсорбции. Для дезактивации при глубинном загрязнении необходимо извлечение радиоактивных веществ, проникших вглубь, и дальнейшее их удаление. Осуществляется различными способами, которые, с одной стороны, определяются условиями радиоактивного загрязнения, а с другой – условиями самой дезактивации. При выборе способа дезактивации учитываются также особенности объекта. Способы дезактивации: жидкостные (струей воды, дезактивирующими растворами, электрическим полем, ультразвуком, стиркой или экстракцией, использованием сорбентов); безжидкостные (струей газа (воздуха), пылеотсасыванием, снятием загрязненного слоя, изоляцией загрязненной поверхности); комбинированные (фильтрация, протирание щетками, ветошью, паром, при помощи затвердевающих пленок). Технические средства дезактивации разделяют на три основные группы:

  • специальные, разработанные и используемые для дезактивации, дегазации и дезинфекции (стационарные, подвижные, роботизированные);
  • многоцелевые, при разработке которых, помимо основного назначения, предусмотрена возможность их применения для дезактивации (пожарные, пылесосы, средства стирки и экстракции);
  • обычные, которые могут привлекаться для проведения дезактивации, особенно после локальных аварий (строительно-дорожная техника, техника коммунального хозяйства, сельскохозяйственная техника).

Мероприятия по локализации источников радиоактивного загрязнения проводятся до начала и одновременно с работами по ликвидации радиоактивных загрязнений. В целом они направлены на предотвращение перераспределения первичных радиоактивных загрязнений за счет ветрового и антропогенного переноса загрязнений, миграции с поверхностными и грунтовыми водами. Выбор методов локализации поверхностных радиоактивных загрязнений определяется стойкостью локализующих покрытий к воздействию атмосферных факторов. Большинство методов локализации реализуется путем создания полимерных покрытий, имеющих различную стойкость к воздействию атмосферных факторов, поэтому методы локализации радиоактивных загрязнений на внутренних и наружных поверхностях различны. Для локализации радиоактивных загрязнений территорий чаще всего используются: обработка открытых участков местности пылеподавляющими композициями, химико-биологическое задернение, экранирование слоем чистого материала, обвалование. Для локализации и предотвращения выхода объемных загрязнений используются:

  • связывание полимерными и пленкообразующими рецептурами;
  • вспашка;
  • изоляция глубинных участков загрязненных грунтов и донных отложений водоемов;
  • осаждение взвешенных и растворенных в водах водоемов загрязнений.

Особое внимание при локализации и захоронении источников радиоактивного загрязнения должно быть обращено на вопросы сбора, транспортировки и захоронения радиоактивных отходов. В зависимости от применяемых методов, локализация отходов может быть достигнута следующими способами:

  • локализация образующихся объемов загрязненного грунта и других материалов непосредственно в транспортных средствах при дезактивации методами снятия поверхностного слоя грунта, щебня или всего объема мусора и т.д.;
  • локализация отходов, образующихся в ходе дезактивации механическими (дробеструйными или гидроабразивными) методами, путем отсоса образующейся пыли или пульпы;
  • локализация жидких отходов в специальных емкостях – сборниках;
  • локализация, как дополняющий дезактивацию технологический прием, осуществляемый ручными или механизированными методами при дезактивации, включающей разборку конструкций, а также механические и физико-химические способы.

Для сбора и временного хранения радиоактивных отходов по согласованию с органами местного самоуправления, органами Госсанэпиднадзора и МПР России оборудуют специальные пункты («могильники»). Жидкие отходы, при необходимости, хранят в специальных емкостях, твердые – в специальных контейнерах с крышками. Емкости и контейнеры изготавливают по специальным техническим условиям. Транспортирование радиоактивных отходов выполняется на специально оборудованных автомобилях (транспортных средствах), имеющих санитарный паспорт и свидетельство водителя транспортного средства, выданных органами Госсанэпиднадзора Минздравсоцразвития России. Захоронение высокоактивных и среднеактивных отходов осуществляется в капитальные железобетонные сооружения с многократной гидроизоляцией (битум, нержавеющая сталь, бетон). Низкоактивные твердые радиоактивные отходы с уровнями загрязнения до 0,3 мЗв/ч допускается захоранивать траншейным методом. Для захоронения твердых радиоактивных отходов могут также применяться и сборные железобетонные лотки.

  • перевод водоснабжения населенных пунктов с поверхностных и смешанных водоисточников на подземные;
  • герметизация резервуаров чистой воды и оснащение водопроводных станций приборами для автоматического обнаружения радиоактивных веществ в питьевой воде;
  • герметизация всех шахтных колодцев и водозаборных скважин;
  • строительство систем дамб, фильтрующих плотин, перемычек, донных ловушек и других гидротехнических сооружений, обвалование на отдельных участках рек и осушительных каналов для предотвращения попадания радиоактивных веществ в реки и водохранилища в период сильных ливней и интенсивного снеготаяния.
Читайте так же:  Закон о защите прав потребителей последняя редакция 2018 ремонт

Радиационная защита населения при Л.п.р.а. предусматривает проведение комплекса мероприятий:

  • укрытие населения, включая укрытие населения в противорадиационных убежищах;
  • эвакуацию населения;
  • отселение;
  • применение мер индивидуальной защиты;
  • медицинское обеспечение;
  • применение радиозащитных профилактических препаратов;
  • комплекс мер по ограничению поступления радиоактивных веществ в организм людей с пищевым рационом;
  • ограничения на жизнедеятельность населения и условия его производственной деятельности.

Основой всех мер радиационной защиты населения при авариях с выбросом радиоактивных веществ в окружающую среду являются три способа снижения потенциальных доз облучения человека: уменьшение интенсивности и дозы непосредственного воздействия ионизирующих излучений на человека. Это достигается:

1) физически экранированием источников излучений, увеличением расстояния до этих источников, уменьшением длительности облучения человека, создаваемого различными источниками внешнего и внутреннего облучения (дезактивация территории, укрытие в убежищах, эвакуация, отселение);

2) ликвидацией или ограничением путей внутреннего облучения человека (использование средств защиты, эвакуация, отселение, модификация продовольственного обеспечения и т.д.);

3) временной модификацией физиологических процессов у облучаемых лиц за счет применения радиозащитных профилактических средств (применение препаратов стабильного йода).

Первый и третий способы являются преимущественной основой превентивных мер и мер, осуществляемых на ранней и промежуточной стадиях, второй – дополнительной основой мер на промежуточной и поздней стадиях ликвидации последствий аварии.

Источники: Методические рекомендации по ликвидации последствий радиационных и химических аварий. Под общей редакцией Владимирова В.А. –М., 2005; Радиационная и химическая безопасность населения. Владимиров В.А., Измалков А.В. –М., 2005.

Предупреждение и ликвидация радиационных аварий в Иркутской области

Одним их важнейших элементов, обеспечивающих безопасность объектов использования атомной энергии, является готовность системы аварийного реагирования к ликвидации аварий радиационного характера. Об особенностях функционирования системы аварийно-спасательной службы на объектах ФГУП «РосРАО» можно судить на примере Иркутского отделения Сибирского филиала этого предприятия.

Главная задача ФГУП «РосРАО» – обеспечить радиационную безопасность населения при обращении с радиоактивными отходами. Это значит, что предприятие не только осуществляет свою деятельность в четком соответствии с нормами ядерной и радиационной безопасности, которые в нашей стране много жесте, чем во всем мире, но и должно обеспечить четкое реагирование на возможные чрезвычайные ситуации.

В каждом из географически распределенных по всей стране филиалов и отделений ФГУП «РосРАО» существует специализированная служба, в задачи которой входит оперативное реагирование на любую нештатную ситуацию, связанную с воздействием радиационного фактора.

Аварийно-спасательная служба

Профессиональная аварийно-спасательная служба ликвидации радиационных аварий (АСС) Иркутского отделения Сибирского филиала ФГУП «РосРАО» была образована в 1989 году в качестве областной службы по ликвидации радиационных аварий и радиоактивного загрязнения.

Основные задачи службы – проведение аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях с радиационным фактором. Зона обслуживания АСС включает Иркутскую область, республики Бурятию, Саха-Якутию, Тыву, а также Забайкальский край. Это единственная служба в Сибирском регионе, предназначенная для ликвидации радиационных аварий.

АСС входит в территориальную подсистему Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Иркутской области. Служба тесно взаимодействует с МЧС России по вопросам организации совместных действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обмена информацией, мониторинга радиационной обстановки, организации совместных действий по предупреждению и ликвидации радиационных аварий и аномалий, организации подготовки персонала.

Аварийно-спасательная служба прошла первичную аттестацию в Забайкальском региональном центре по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и подтверждает свои полномочия периодическими аттестациями по 13 основным видам проводимых работ.

Сегодня в АСС работает 45 специалистов, 43 из которых аттестованы как спасатели в установленном порядке.

Служба обладает высокой степенью автономности, которая обеспечена за счет создания на предприятии запасов материально-технических ресурсов, техники и оборудования. Для обеспечения функционирования в распоряжении службы находятся: подвижный пункт управления, мобильные источники электроснабжения, компрессор, техника и оборудование связи, палатки, топливозаправщик, авторазливочные и поливомоечные машины, передвижной пункт питания с полевой кухней. При необходимости для нужд аварийно-спасательной службы может быть использована любая техника и спецсредства из обширного арсенала Иркутского отделения.

Высокий уровень технического оснащения позволяет специалистам АСС решать задачи любого уровня сложности на вверенной им территории.

Смотр техники Иркутского отделения ФГУП «РосРАО»

Работы по ликвидации аварий

За время деятельности аварийно-спасательной службы (1989-2009 годы) ее сотрудники ликвидировали более 300 радиационных аварий и аномалий. Наибольшее количество инцидентов произошло в городах Иркутске (151), Братске (45), Тайшете (25), Ангарске (20) и Усолье-Сибирском (18).

В результате ликвидации аварий и аномалий в хранилища, расположенные на площадке Иркутского отделения филиала ФГУП «РосРАО» было доставлено:

  • около 200 м 3 грунта и строительных материалов, загрязненных радиоактивными веществами;
  • более 50 тыс. штук деталей и оборудования, в состав которых входит 226 Rа, обнаруженных на территории воинских частей и учреждений Министерства обороны;
  • утерянные источники ионизирующего излучения высокой активности.

9 июля 2006 года в 8 час. 20 мин. по местному времени в районе аэропорта города Иркутска потерпел катастрофу пассажирский самолет А-310.

Для ликвидации последствий этой аварии аварийно-спасательная служба Иркутского отделения задействовала 11 человек и 7 единиц техники. Специалисты провели следующие работы:

  • разведку зоны чрезвычайной ситуации;
  • ввод сил и средств АСС в зону чрезвычайной ситуации, организация связи и управления;
  • радиационную разведку района авиакатастрофы, поиск приборов, в состав которых входят радиоактивные вещества;
  • разборку разрушенных конструкций сооружений и погрузку обломков самолета А-310 на специальный автотранспорт;
  • вывоз обломков самолета А-310 и разрушенных конструкций сооружений.

Учет и контроль РВ и РАО

Во исполнение постановления Правительства РФ и постановления губернатора Иркутской области на базе Иркутского отделения филиала ФГУП «РосРАО» был создан региональный информационно-аналитический центр (ИАЦ) учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов (РВ и РАО) при администрации Иркутской области.

Основная задача регионального ИАЦ – определение количества, активности, радионуклидного состава и местоположения радиоактивных веществ, используемых предприятиями и организациями Иркутской области. Такие данные важны для прогнозирования аварийных ситуаций с воздействием радиационного фактора, в том числе при выборе сил и средств из арсенала аварийно-спасательной службы и при определении методов ликвидации возможных последствий инцидентов.

В 2009 году перед специалистами ИАЦ встали новые задачи. Они связаны с необходимостью проведения первичной инвентаризации радиоактивных веществ в организациях Усть-Ордынского Бурятского автономного округа вследствие его объединения с Иркутской областью, созданием на базе Ангарского электрохимического комбината Международного центра по обогащению урана (МЦОУ), а также резко возросшим интересом местного населения и общественности к состоянию радиационной обстановки в Ангарске.

В региональном информационно-аналитическом центре

***
Высокая квалификация специалистов АСС и серьезный опыт работы в области предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций с радиационным фактором позволяют уверенно говорить о том, что любой инцидент или аномалия будут ликвидированы в кратчайшие сроки с соблюдением всех требований и норм радиационной безопасности.