Налог на имущество в 2008 году

Изменения, внесенные в главу 30 Налогового кодекса, регулирующую обложение имущества организаций, начнут работать только со следующего года. Однако вполне разумно задуматься об этом именно сейчас в первую очередь потому, что нововведения затронули методику расчета платежей в бюджеты. А, как известно, в налоговой арифметике очень важно «набить руку».

Что год грядущий нам готовит?

Начало 2008 года у многих работников бухгалтерии ассоциируется с новыми правилами ведения налогового учета. И действительно, внесенные этим летом инициаторами поправок в главный налоговый закон изменения во много преобразили, а порой и вовсе видоизменили лик отдельных его глав. Довольно ярким примером являются новшества, привнесенные Законом от 24 июля 2007 г. № 216-ФЗ в главу 30 «Налог на имущество организаций». Так, уточнен порядок определения базы за налоговый период и расчет авансовых платежей за отчетный период, ограничен круг облагаемого имущества, переданного в доверительное управление; мало того, введена новая статья 386.1, направленная на устранение двойного налогообложения.

Справедливости ради надо отметить, что внесенные поправки во многом сблизили налоговый и бухгалтерский учет, что как минимум сделает рабочий процесс бухгалтеров более комфортным. Кроме того, более четко проговорены отдельные нюансы обложения, вызывавшие ранее немало споров между фирмами и инспекторами.

Базовые перемены в налоге на имущество организаций

Правилам определения налоговой базы посвящена одноименная статья 375 Кодекса. В соответствии с пунктом 1 данной нормы в качестве оной выступает среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом обложения. Причем при определении базы облагаемые средства следует учитывать по их остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации. И вроде бы все понятно. Однако именно здесь и скрывалась все это время загвоздка. Дело в том, что согласно учетной политике подавляющего большинства фирм предполагается проведение переоценки своих основных средств. Подобная процедура может производиться исключительно на начало года и никак не должна менять результаты отчетности за прошедший период. Подобные требования приведены в пункте 49 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утвержденного приказом Минфина от 29 июля 1998 г. № 34н) и пункте 15 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (утвержденного приказом Минфина от 30 марта 2001 г. № 26н).

Напомним, что в действующей редакции Налогового кодекса для исчисления базы как отчетного, так и налогового периодов брались первые числа отчетного (налогового) и следующего за ним месяцев. Выходит, многие организации вынуждены принимать для расчета базы по налогу на имущество стоимость основных средств с учетом значений другого налогового периода, что само по себе нарушает баланс между бухгалтерским и налоговым законодательством. Надо отметить, в случаях дооценки фирмой остаточной стоимости основных средств, когда их размер увеличился, это может быть крайне невыгодно.

Чтобы компенсировать данные упущения, инициаторами поправок был введен новый порядок расчета среднегодовой цены имущества за налоговый период. Так, с 2008 года для расчета «имущественной» базы за налоговый период должны приниматься первые числа каждого месяца и последнее число налогового периода (п. 46 ст. 1 Закона № 216-ФЗ). То есть в расчет принимаются суммы средств на 1 января, 1 февраля и так далее, заканчивая 31 декабря одного и того же года, а не 1 января следующего.

В случае же с определением базы в целях расчета авансовых платежей за отчетный период (I квартал, полугодие и 9 месяцев) все останется по-старому: во внимание принимаются те же первые числа каждого месяца.

Устранение авансового казуса

Как известно, налог на имущество попадает в казну в несколько «заходов»: в течение года в бюджет перечисляются авансовые платежи, а в конце — разница между исчисленным налогом и уже уплаченными суммами (ст. 382 НК). Сама же «предоплата» определяется как одна четвертая произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества за отчетный период (п. 4 ст. 382 НК).

Перечисления должны производиться также за филиалы и недвижимость, находящиеся в других регионах, если, разумеется, таковые у фирмы наличествуют. По идее, авансы по «имущественному» налогу за подобные объекты должны рассчитываться в том же порядке (умножаться на одну четвертую), ведь количество отчетных периодов никоим образом не меняется. Однако в свое время законодатели почему-то упустили «четвертинку», и при буквальном прочтении действующей в настоящий момент нормы складывается впечатление, что полную сумму налога нужно уплачивать аж четыре раза в год.

В новой версии главного налогового закона подобное упущение обнаружено и изъято. Теперь в статьях 384 и 385 Кодекса, регулирующих исчисление и уплату налога по местонахождению обособленных подразделений и фирменной (или филиальной) недвижимости, находящейся в другой местности, появилась «1/4 средней стоимости имущества» (п. 50, п. 51 ст. 1 Закона № 216-ФЗ).

Имущество ПИФов
Еще одно весьма существенное изменение произошло в статье 378 Налогового кодекса «Особенности налогообложения имущества, переданного в доверительное управление». До 2008 года все останется так же, как было прежде: любые балансовые объекты основных средств, переданные в доверительные управление либо приобретенные в рамках соответствующего договора, являются объектом «имущественного» налога. Однако уже с 1 января из состава таковых выйдет недвижимость, составляющая паевой инвестиционный фонд (п. 47 ст. 1 Закона № 216-ФЗ).

Дело в том, что ПИФы представляют собой не что иное, как имущественный комплекс, переданный в доверительное управление (п. 1 ст. 10 Закона от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»). Возникает вопрос: в честь чего участники такой «складчины» должны уплачивать налог на имущество организаций? Мало того, паевой инвестиционный фонд вообще юрлицом не является (п. 1 ст. 10 Закона № 156-ФЗ), в то время как плательщиками рассматриваемого нами налога признаются организации (ст. 373 НК). Остается порадоваться тому, что наши законодатели имеют столь «зоркий глаз».

Калининградское налогообложение
Поощрение развития экономики Калининградской области, осуществляемое на государственном уроне, весьма похвально. Льготному налогообложению этой особой экономической зоны посвящена не одна законодательная норма. Чего только стоит привилегированное положение в «прибыльном» обложении. Не обошли стороной законодатели и налог на имущество организаций, которому в Кодексе посвящена статья 385.1.

Так, для того чтобы подпадать под «нулевую» ставку данного налога в течение первых шести календарных лет владения недвижимостью (а в следующие шесть — под 50-процентную «скидку»), организация должна являться резидентом ОЭЗ, а ее «привилегированное» имущество должно быть приобретено (создано) и находиться на льготной территории Калининградской области.

Однако этих ограничений инициаторам «летних» поправок, видимо, показалось недостаточно. Так, в статью 381 «Налоговые льготы» были внесены примечания о том, что, помимо всего прочего, данные основные средства должны использоваться на территории особой экономической зоны в рамках соглашения о ее создании (п. 48 ст. 1 Закона № 216-ФЗ). Во всем же остальном правила налогообложения недвижимости калининградцев останутся прежними.

Дела иностранные
Что касается «иностранного» имущества, то изменения главы 30 Кодекса коснулись двух моментов. Во-первых, дополнение приобрел пункт 5 статьи 382. Данная норма регулирует порядок исчисления суммы «имущественного» налога и авансовых платежей по нему тех иностранных организаций, которые имеют в России недвижимость, но не осуществляют здесь свою деятельность (а если их представительства и есть, то облагаемое имущество им не принадлежит). Особо останавливаться на этом моменте не станем. Отметим лишь, что с 2008 года у таких фирм появится возможность снизить уплачиваемые в бюджет «имущественные» сборы по тем основных средствам, которые принадлежали им неполный год. Для этого при исчислении налога (аванса) следует применять специальный коэффициент, определяемый как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный объект находился в собственности «иностранца», к количеству «тридцатидневок» в налоговом (отчетном) периоде (п. 49 ст. 1 Закона № 216-ФЗ).

Во-вторых, изменения коснулись тех отечественных организаций, чья недвижимость находится за рубежом. Ведь такие компании зачастую вынуждены уплачивать налог на имущество в заграничные бюджеты, а кроме того, рассчитываться и с российской казной. Ведь где бы объекты основных средств ни находились, они все равно отражаются на балансе, а значит, подпадают под действие главы 30 Кодекса. С целью устранения подобных ситуаций в главный налоговый закон и была внесена новая статья 386.1 «Устранение двойного налогообложения» (п. 52 ст. 1 Закона № 216-ФЗ). К сожалению, ее влияние распространяется исключительно на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года.

Так, положения данной статьи, начинающей свое действие с нового года, привносят следующие правила налогообложения. Уплаченный российской организацией в «заморский» бюджет налог на имущество, расположенное за пределами РФ, засчитывается при расчетах с казной нашей страны. Примечательно, что иностранный вариант налога не должен превышать отечественный аналог. В противном случае излишне уплаченные за границей суммы «взаимоучесть» не удастся (п. 1 ст. 386.1 НК).

Разумеется, право на «налоговый бартер» должно иметь «бумажное» обоснование. Для этого фирме следует представить в свои инспекции заявление о зачете налога, а также подтвержденный иностранными фискалами документ о его уплате. Подаются такие доказательства вместе с налоговой декларацией за тот период, в котором произошло перечисление средств в «заморскую» казну (п. 2 ст. 386.1 НК).

Информационное Агентство «Финансовый Юрист»

Налог на имущество в 2008 году

О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ ЗА 2009 ГОД
И ПЕРЕРАСЧЕТЕ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ ЗА 2008 ГОД

Уважаемые налогоплательщики — физические лица!

В связи с многочисленными обращениями граждан в налоговые органы Ярославской области по вопросам исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц за 2009 год, и проведением налоговыми органами перерасчета налога на имущество физических лиц за 2008 год Управление Федеральной налоговой службы по Ярославской области разъясняет порядок исчисления указанного налога.

Налог на имущество физических лиц на территории Российской Федерации введен Законом Российской Федерации от 19.12.1991 N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее – Закон).

Налог на имущество физических лиц является местным налогом и полностью зачисляется в доходы местных бюджетов.

Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц являются физические лица – собственники жилых домов, квартир, дач, гаражей и иных строений, помещений и сооружений (объектов налогообложения).

Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. В аналогичном порядке определяются налогоплательщики, если такое имущество находится в общей долевой собственности физических лиц.

Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства. При этом плательщиком налога может быть одно из этих лиц, определяемое по соглашению между ними.

Таким образом, по общему правилу обязанность по уплате налога на имущество физических лиц возникает у каждого собственника имущества.

Налог на имущество физических лиц исчисляется исходя из налоговой базы и соответствующей ставки налога.

Для расчета налоговой базы, используется инвентаризационная стоимость жилого дома, квартиры, дачи, гаража и иных строений, помещений и сооружений.

Читайте так же:  Дарственная на квартиру после смерти жене

Под инвентаризационной стоимостью понимается восстановительная стоимость объекта (т.е. всего дома, всей квартиры или всех объектов недвижимости, находящихся в собственности физического лица) с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы и услуги. Информацию об инвентаризационной стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, по состоянию на 1 января каждого года в налоговые органы представляют органы технической инвентаризации (ОТИ / БТИ).

В настоящее время гражданами – физическими лицами получены налоговые уведомления на уплату налога на имущество физических лиц, в которых сумма налога, подлежащая уплате, значительно превышает показатели предыдущих лет. Во многих случаях это связано с увеличением инвентаризационной стоимости жилого дома, квартиры, дачи, гаража и т.д., согласно сведениям, представленным в налоговые органы органами технической инвентаризации.

Обращаем внимание на то, что Законом установлены предельные ставки налога в следующих размерах в зависимости от стоимости имущества:

  • до 300 тыс. рублей — не выше 0,1 %;
  • от 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей — от 0,1 % до 0,3 %;
  • свыше 500 тыс. рублей — от 0,3 % до 2,0 %.

При этом представительным органам местного самоуправления дано право изменять ставки в установленных Законом пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости всего объекта (жилого дома, квартиры, дачи, гаража и т.д.), типа использования (жилое это помещение или нежилое, используется для хозяйственных или коммерческих нужд и т.д.) и по иным критериям.

При этом критериями и типами использования могут являться жилое или нежилое назначение строений (помещений), использование строений (помещений) для личных или коммерческих целей или виды недвижимого имущества — жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и т.п.

Зачастую в нормативных правовых актах представительных органов местного самоуправления дифференциация ставок налога на имущество физических лиц в зависимости от типа использования недвижимости и/ или по иным критериям не предусмотрена. Вместе с тем представительные органы повсеместно ввели ставку налога, дифференцированную в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости имущества.

Под суммарной инвентаризационной стоимостью понимается сумма всех инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений, признаваемых объектами налогообложения и расположенных на территории представительного органа местного самоуправления, устанавливающего ставки по данному налогу.

В случае если у налогоплательщика в собственности имеется несколько строений, помещений и сооружений и они находятся на территории одного представительного органа местного самоуправления, который установил по всем объектам единую ставку налога, то налог исчисляется с суммарной инвентаризационной стоимости всех этих объектов.

В случае если у налогоплательщика в собственности имеется несколько строений, помещений и сооружений и они находятся на территории одного представительного органа местного самоуправления, который установил различные налоговые ставки в зависимости от критериев (типов) их использования, то налог исчисляется с суммарной инвентаризационной стоимости каждого типа объектов.

Например, у физического лица на территории города Ярославля имеется в собственности квартира, инвентаризационная стоимость которой составляет 270 000 руб., и жилой дом с инвентаризационной стоимостью 150000 руб.

Решением муниципалитета г. Ярославля от 28.11.2005 N 148 на территории города Ярославля определены ставки налога в следующих размерах:

История новой России

Налог на имущество физических лиц действовал в России в неизменном в виде с декабря 1991 года. Специалисты давно говорили о том, что он социально несправедлив, его исчисление по инвентаризационной стоимости – анахронизм в условиях рыночной экономики. Инвентаризационная стоимость является стоимостью «кирпичей» с учетом их износа, она не учитывает местоположение и качество жилья. В итоге за элитную недвижимость в центре российских городов собственники могли платить в десятки раз меньше, чем в новостройках на окраинах.

Подобные перекосы исключены, если налоговая база рассчитывается по кадастровой оценке, приближенная к реальной стоимости жилья. Но для этого нужен полноценный кадастр, содержащий достоверные сведения обо всей недвижимости в разрезе регионов и муниципальных образований. В России его начали создавать в 2008 году. Далеко не все региональные власти успешно справляются с этой трудоемкой и масштабной задачей.

Ситуация усугубилась тем, что в начале 2013 году упразднили техническую инвентаризацию, закрыли БТИ. Квартиры, вводимые в строй последние два года, жилые дома, садовые домики, индивидуальные гаражи, прошедшие регистрацию по дачной амнистии, вообще не оценивались, налог на них не начислялся. Понятие «инвентаризационная стоимость» из документов исчезло, а рассчитывать ставку по кадастровой стоимости не позволяло действующее законодательство. Казна не дополучала немалые средства. Свою лепту в эти недоборы вносило и освобождение льготников от уплаты налога на всю недвижимость, порой весьма многочисленную, оформленную на них предусмотрительными родственниками.

Изменения в закон о налогах на имущество физических лиц Госдума впервые пыталась рассмотреть в 2004 году. С тех пор процесс заморозился на последующие 10 тучных лет – пока страна подпитывалась нефтяными доходами, и власти игнорировали необходимость проведения болезненных экономических реформ в разных сферах, в том числе налоговой.

Когда же в России разразился экономический кризис, доходы бюджета резко упали, а расходы не уменьшались, внешние рынки капитала оказались недоступными, вспомнили о внутреннем источнике – о недвижимости как наиболее стабильном и прозрачном объекте налогообложения. Спешно был принят Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса РФ и признании утратившим силу Закона “О налогах на имущество физических лиц“» от 4 октября 2014 года. Его ключевое новшество – определение налогооблагаемой базы, исходя из кадастровой стоимости недвижимости.

Налог на имущество, исчисленный по инвентаризационной стоимости (возможен только до 1 января 2020 года)

Инвентаризационная стоимость – восстановительная стоимость с учетом износа и динамики роста цен на стройматериалы, работы и услуги на 1 января каждого года. Она учитывает только расходы, которые потребуются для воспроизводства точно такой же жилплощади с использованием аналогичных строительных и расходных материалов. И не учитывается этажность, местоположение, удаленность от метро и остановок общественного транспорта, рыночная стоимость и престижность района. Эту стоимость определяло бюро технической инвентаризации по месту нахождения имущества. В начале 2013 года БТИ были упразднены. Последние сведения об инвентаризационной стоимости объектов и их правообладателях поступили в налоговые органы до 1 марта 2013 года. На их основе и будет исчисляться налог на имущество – но только до 1 января 2020 года, когда от инвентаризационной стоимости откажутся окончательно.

Коэффициент-дефлятор введен с 2014 года для того, чтобы и дальше корректировать инвентаризационную стоимость, зафиксированную в государственном реестре, на уровень инфляции. Этот коэффициент ежегодно устанавливается на следующий год. В 2013 году, когда в налоговые органы были представлены последние данные об инвентаризационной стоимости, дефлятор был принят равным 1 и действовал в 2014 году. А далее он увеличивается в соответствии с ростом инфляции в стране. На 2015 год дефлятор определен в размере 1,147.

Ставки налога на имущество в этой формуле зависят от суммарной инвентаризационной стоимости, умноженной на коэффициент-дефлятор, всех объектов налогообложения в собственности налогоплательщика (с учетом его доли в общей собственности на каждый объект), расположенных в пределах одного муниципального образования, Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя.

Установлены следующие ставки налога при суммарной инвентаризационной стоимости, умноженной на дефлятор:

– до 300 тыс. рублей – 0,1%,

– 300–500 тыс. рублей – 0,1–0,3%,

– свыше 500 тыс. рублей – 0,3–2%.

Доля налогоплательщика в общей собственности на объект. Если квартира (жилой дом) находится в общей долевой собственности, то инвентаризационная стоимость умножается на размер доли того собственника, которому рассчитывается налог. При общей совместной собственности двух или трех человек у них одинаковые доли (по 1/2 или по 1/3). Когда собственник один, его доля равна 1.

Налог на имущество, исчисленный по кадастровой стоимости (возможен с 1 января 2015 года)

Кадастровая стоимость определяется в результате государственной кадастровой оценки недвижимости с учетом ее целевого назначения, технических характеристик, местоположения и рыночной стоимости. Региональные власти принимают решение об оценке объектов недвижимости, формируют их перечни, выбирают по конкурсу независимых оценщиков (экспертов). Единый Росреестр недвижимости сам не занимается оценкой, а только получает готовые результаты и вносит их в свои базы.

Процедура оценки недвижимости регламентируется федеральным стандартом. Он предписывает, чтобы кадастровая оценка максимально соответствовала рыночной стоимости объекта и чтобы использовался преимущественно метод массовой оценки. При этом методе выделяются группы объектов, сходных по техническим характеристикам и ключевым ценообразующим факторам (местоположение, материал стен, год постройки, наличие инфраструктуры и др.). Постоянное отслеживание реальных сделок с недвижимостью, средних рыночных цен 1 кв. м позволяет оценщикам довольно точно по аналогии определять рыночную стоимость объектов в таких группах. Для группы моделируется единая оценочная формула, на основе которой рассчитывается величина кадастровой стоимости всех объектов недвижимости, входящих в группу. Определяется и кадастровая стоимость объекта недвижимости в расчете на единицу его площади. Умножение этой удельной величины на площадь оцениваемого объекта позволяет определить его кадастровую стоимость. Остается только правильно найти для оцениваемого объекта аналог в соответствующей группе.

Если аналог не найден, то используется затратный метод. Чаще это относится к строящимся объектам: учитывается стоимость строительных материалов и сделок с земельными участками, затраты на подключение к основным инженерным системам и т. п. При необходимости применяется доходный метод, который базируется на информации об арендных ставках, расходах на эксплуатацию и обслуживание недвижимости и других параметрах рынка аренды.

Оценщик независим – никто не праве влиять на его оценки и выбираемый им метод. Но контроль над ним все же предусмотрен. Он готовит отчет по кадастровой оценке со всеми необходимыми расчетами и выкладками и представляет его в специальный институт экспертизы. Экспертизу отчета проводит комиссия, состоящая из участников саморегулирующейся организации оценщиков. В эту организацию должен входить и сам оценщик, тогда результаты его работы страхуются в рамках юридической ответственности. Если надзорная комиссия не выявит нарушений и ошибок, региональные власти утверждают отчет и передают для регистрации в Единый Росреестр, а также в Фонд данных государственной кадастровой оценки. Законом установлено, что кадастровая оценка должна пересматриваться не реже одного раза в 5 лет. Но по решению региональных органов власти это может делаться чаще.

Налоговый вычет. Для собственников законом предусмотрен налоговый вычет из налогооблагаемой базы:

– для квартиры – в размере кадастровой стоимости 20 кв. м,

– для комнаты – в размере кадастровой стоимости 10 кв. м,

– для жилого дома – в размере кадастровой стоимости 50 кв. м,

– для единого недвижимого комплекса, в который входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом), – 1 млн рублей.

При этом объект попадает под льготу независимо от его расположения и площади. Собственнику нескольких квартир (жилых домов) налоговый вычет полагается по каждой (каждому) из них. В обратной ситуации, когда квартира находится в собственности нескольких человек, вычет будет один на всех. Налоговики сначала вычислят налоговую базу (кадастровая стоимость квартиры минус кадастровая стоимость 20 кв. м) и исходя из нее, с учетом доли каждого, определят налог.

Местным властям дано право увеличивать размеры предусмотренных законом налоговых вычетов. Если при этом налоговый вычет превысит кадастровую стоимость, то налоговая база считается равной нулю, то есть налог на это имущество данному собственнику не начисляется.

Для коммерческой недвижимости, а также жилья, кадастровая стоимость которого свыше 300 млн рублей, налоговые вычеты отсутствуют.

Читайте так же:  Передача ребенка органам опеки

Ставки налога на имущество. В новых условиях окончательные ставки налога на имущество устанавливают муниципальные власти. Но закон ограничивает их аппетиты в диапазоне от 0,1 до 2% по видам недвижимости:

– для жилых домов и помещений, гаражей и машиномест, незавершенных жилых домов, единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом, хозяйственных строений и сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 кв. м и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства, – 0,1% кадастровой стоимости,

– для коммерческой недвижимости (торговые и офисные объекты) и жилья, кадастровая стоимость которого свыше 300 млн рублей, – 2%,

– для прочих объектов недвижимости – 0,5%.

Закон разрешил муниципальным властям уменьшать рекомендованную ставку 0,1% до 0% или увеличивать до 0,3% – в зависимости от вида объекта, его кадастровой стоимости, местонахождения и территориальной зоны, в границах которой он расположен.

Ставки налога на имущество в Москве. Московские власти воспользовались такой возможностью и установили следующие ставки для жилых домов, квартир, иных жилых помещений независимо от площади, а также хозяйственных построек площадью до 50 кв. м при кадастровой стоимости одного объекта:

– до 10 млн рублей – 0,1% кадастровой стоимости (таких квартир в Москве 77%),

– свыше 10 до 20 млн рублей – 0,15% (20% московских квартир),

– свыше 20 до 50 млн рублей – 0,2% (2% московских квартир),

– свыше 50 до 300 млн рублей – 0,3% (1% московских квартир),

– свыше 300 млн рублей – 2,0%.

Для недостроенных жилых домов установлена максимально возможная ставка – 0,3%. На рекомендованных уровнях остались ставки для гаражей и машиномест – 0,1%, для прочих объектов недвижимости – 0,5%, и для коммерческой недвижимости (офисы, объекты торговли, общепита и др.) – 2,0%.

Ставки налога на имущество в Московской области. Для квартир и комнат в Московской области власти установили ставку 0,1%, а все остальное – жилые дома и жилые строения, расположенные на земельных участках для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, ИЖС, «недострой», хозяйственные постройки, гаражи, машиноместа – подвели под максимальные 0,3%. Для коммерческой недвижимости, кроме гостиниц, оставили 2%. Гостиницы освободили от налога на имущество по экономическим соображением: область намерена развивать туристический бизнес, которому катастрофически не хватает отелей.

А, скажем, в Татарстане установил ставку для квартир и комнат – 0,2%, для жилых домов – 0,3%, для хозяйственных построек – 0,1%. Утвержденные налоговые ставки в других регионах размещены на сайте Федеральной налоговой службы www.nalog.ru

Доля налогоплательщика в общей собственности на объект. Ситуация та же, что и в предыдущей формуле, при использовании инвентаризационной стоимости.

Льготы по налогу на имущество

Право не платить налог на недвижимое имущество сохранили пенсионеры, инвалиды первой и второй групп, инвалиды детства, участники Гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР, Герои Советского Союза и Российской Федерации, чернобыльцы, военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья, прослужившие не менее 20 лет, члены семей военнослужащих, потерявших кормильца, родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, собственники хозяйственных строений или сооружений площадью не более 50 кв. м, расположенных на участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства и др. Всего в списке 15 категорий льготников. Сократить этот список региональные власти не вправе, а вот расширить могут.

Важно, чтобы объект налогообложения находился в собственности налогоплательщика и не использовался им в предпринимательской деятельности.

Отныне налоговая льгота, равная всей сумме сбора, предоставляется только на один объект налогообложения, но каждого вида (квартира или комната, жилой дом или дача, коттедж, гараж или машиноместо, хозяйственное строение или сооружение) – независимо от количества оснований для применения налоговых льгот. Объекты с кадастровой стоимостью свыше 300 млн рублей исключены и из этого перечня.

Человек, имеющий право на налоговую льготу, должен обратиться в налоговую инспекцию с заявлением о предоставлении льготы, подтвердив свое право документами. Если он уже пользовался льготой до 1 января 2015 года, то новое заявление не требуется.

Собственнику, у которого несколько квартир (или домов), желательно определиться, по какому из них ему выгоднее получать льготу, и подать уведомление о своем решении в налоговую инспекцию – обязательно до 1 ноября текущего налогового периода. Уведомление нужно сопроводить документами, подтверждающими право на налоговую льготу, опять же если она получается впервые. Если налогоплательщик проигнорирует такое уведомление, закон предписывает налоговикам предоставить ему налоговую льготу в отношении одного объекта каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога. Осталось только, чтобы они выполняли это требование, а не ссылались на «недостаток информации».

Переходный период

Закон начал действовать с 1 января 2015 года. Но на новый порядок определения налоговой базы по кадастровый стоимости переходят не все регионы, а только те, власти которых справились с масштабной кадастровой оценкой недвижимости, приняли постановления о таком переходе, определили ставки налога и льготы с учетом местной специфики в рамках, разрешенных федеральным законом. Тем же регионам, которые еще не готовы, разрешили продолжать взимать налог с инвентаризационной стоимости, скорректированной на уровень инфляции, – но только до 1 января 2020 года.

За 2015–2019 годы они обязаны справиться с задачей и по мере готовности пополнить список регионов-первопроходцев. Практически все регионы планируют сделать это уже в 2016 году. Теперь у них появился серьезный стимул к этому, ведь имущественный налог поступает в скудные местные бюджеты. Теперь возможности увеличить эти поступления, определяя кадастровую стоимость и размер налоговых ставок, у властей расширились. По предварительным подсчетам, повышение налога на недвижимость ежегодно будет приносить муниципальным бюджетам области порядка 6 млрд рублей дополнительных поступлений. С 1 января 2020 года инвентаризационную стоимость при определении налогооблагаемой базы не будет использовать никто.

С января 2015 года на новый порядок перешли 28 регионов: Москва, Бурятия, Татарстан, Ингушетия, Башкортостан, Мордовия, Карачаево-Черкесия, Коми, Удмуртия, Московская, Новгородская, Ивановская, Владимирская, Нижегородская, Самарская, Тверская, Ярославская, Рязанская, Архангельская, Псковская, Пензенская, Новосибирская, Сахалинская, Амурская, Магаданская области, Забайкальский край, Ямало-Ненецкий АО, Ханты-Мансийский АО.

Решение о применении нового порядка на территории данного региона с конкретной даты принимают региональные власти после утверждения результатов определения кадастровой стоимости недвижимого имущества. Затем власти муниципальных образований должны конкретизировать положения федерального закона, учесть местную специфику.

Переходный период касается и регионов-первопроходцев. В данном случае законодатели проявили заботу о налогоплательщиках, решили не пугать их сразу, а наращивать налоговую нагрузку постепенно – в течение первых четырех налоговых периодов с начала перехода на новый порядок, по 20% в год.

Формула постепенного перехода от инвентаризационной к кадастровой стоимости при исчислении налога на имущество:

В этой формуле одновременно присутствуют налоги, исчисленные по кадастровой и по инвентаризационной стоимости, с удельными весами (коэффициентами), в сумме составляющими 1. В первый год перехода региона на новый порядок по воле законодателей коэффициент равен 0,2. Затем каждый следующий год он увеличивается на 0,2, пока не достигнет 1. В год, когда коэффициент достигнет 1, останется только налог, исчисленный по кадастровой стоимости, а налог, исчисленный по инвентаризационной стоимости, имея нулевой удельный вес, исчезнет.

Замысел законодателей проще пояснить на примере. Допустим, регион перешел на новый порядок с 2015 года. Этот год и будет первым налоговым периодом. Заплатить налог за него нужно будет до 1 октября 2016 года. При определении имущественного налога за 2015 год коэффициент равен 0,2, за второй налоговый период, то есть за 2016 г. – 0,4, за 2017 г. – 0,6, за 2018 г. – 0,8, за 2019 г. – 1.

Посмотрим, как при этом ведет себя формула.

Несправедливая кадастровая оценка недвижимости

О социальной справедливости определения налога на имущество на базе кадастровой стоимости, приближенной к рыночной, мы поговорили. Теперь обратим внимание на российскую специфику – «хотели, как лучше, получилось, как всегда».

Какие возможны чудеса, показывает ситуация с земельным налогом, который последние годы уже начислялся по кадастровой стоимости. В Подмосковье владельцы дачных участков в не самых близких к Москве и благоустроенных районах обнаружили, что кадастровая стоимость земли, по которой им насчитали налог, в разы превышает рыночную. По мнению экспертов, получилось это потому, что использовалась некорректная модель оценки земель. За основу была взята рыночная стоимость участков в дачных поселках с развитой инфраструктурой. Ее применили ко всем земельным участкам, в том числе и неосвоенным, которые стоят гораздо меньше. И подобных случаев немало. О точности и полноте кадастра говорят такие цифры: в 2013 году там было зарегистрировано 70 млн земельных участков, из них 29 млн по документам не имели границ.

Но если земельные участки есть далеко не у всех, то собственников квартир гораздо больше. И ошибки здесь будут более масштабными и болезненными. Многочисленные огрехи в государственном кадастре признают сами чиновники. Данные по зданиям, включая городские многоэтажки, переносились из баз бюро технической инвентаризации, где не было части сведений, нужных для оценки недвижимости. Многие жилые дома и земельные участки вместе со строениями на них регистрировались по дачной амнистии – тоже без уточнения сведений. В результате не всегда удается однозначно идентифицировать объект. У какого-то налогоплательщика возникла недвижимость, которой у него на самом деле нет, а кто-то, наоборот, выпал из-под налогообложения.

Татьяна Голикова, председатель Счетной палаты России: «Самый большой риск введения налога кроется в недостоверности правообладателей недвижимости и ее кадастровой стоимости. Контрольные проверки, проведенные Счетной палатой, показывают, что Государственный кадастр недвижимости содержит неполную, недостоверную и противоречивую информацию об адресах, площади и стоимости объектов капитального строительства и земельных участков. Сведения о кадастровой стоимости объектов капитального строительства и земельных участков в Федеральной налоговой службе и Росреестре по состоянию на май 2013 года совпадали менее чем в половине случаев. В отличие от земли, жилой недвижимостью владеет абсолютное большинство граждан, включая членов семей собственников домой и квартир. Для недопущения ситуации, когда установление кадастровой стоимости жилья будет расцениваться как возможность пополнения бюджетов, необходимо законодательно ограничить возможности региональных и местных властей произвольно и часто менять налогооблагаемую базу по земле и другой недвижимости».

Опыт других стран показывает, что кадастровая стоимость недвижимости должна быть меньше рыночной на 25–30%, чтобы существенно снизить количество случаев оспаривания кадастровой стоимости и размера налога несогласными собственниками. В России это правило не соблюдается, кадастровая стоимость ниже рыночной на 15–20%, а в ближайшем будущем, когда механизмы ее оценки будут отлажены, она, по мнению экспертов, приблизится к рыночной.

Кадастровую стоимость своей недвижимости собственник может получить по запросу на официальном сайте Росреестра. Если он не согласен с ее величиной, официально у него есть два основания для ее пересмотра: первое – ошибочность или неполнота данных, на базе которых проводилась оценка, например, в кадастровом паспорте была указана неверная площадь квартиры или иное количество комнат; второе – проведение альтернативной оценки рыночной стоимости квартиры независимым оценочным агентством (на дату, когда была установлена кадастровая стоимость). Нужно понимать, что кадастровая стоимость может быть снижена не произвольно, а лишь до среднего рыночного уровня. Рыночная же стоимость определяется на основании отчета оценщика.

Читайте так же:  Законная неустойка в размере

Для пересмотра кадастровой стоимости собственник должен обратиться с заявлением в Комиссию Росреестра по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости – не позднее 6 месяцев с даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости. Комиссия в течение месяца обязана вынести решение об удовлетворении требования или отказе. Если это решение собственника не устроит, он может обратиться в суд. Изменения в государственный кадастр вносятся по решению суда. Если 6-месячный срок пропущен, придется идти в суд с иском к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии.

Последствия введения нового порядка можно будет оценить только после того, как в регионах будет закончена кадастровая оценка недвижимости, установлена ее реальная периодичность, конкретные налоговые ставки, льготы и вычеты. Пока же власти заверяют о гипотетическом снижении фискальной нагрузки на основную часть населения, а эксперты не исключают ее 10-кратное увеличение – и вовсе не для единиц несчастливцев. Собственники надеются на лучшее, но ожидают худшего.

Хотя бы приблизительно оценить, насколько оправдаются эти надежды и опасения, помогает знакомство с практикой стран, в которых налог на имущество давно исчисляется по стоимости, приближенной к рыночной. В них ставки налога на недвижимость выше, чем в России: Великобритания – 1,5%, Дания – 0,6–2,4%, Германия – 1–2,1%, США – 1,4%, Япония – 1,4%, Швеция – 0,7–1,2%, Нидерланды – 0,1–0,9%, Австралия – 0,35%, Испания – 0,3–0,4%.

Что изменится в налогообложении с 2008 года

Изменений в первой части НК РФ, которые вступят в силу с 1 января 2008 года, не много. Но тем не менее упомянуть о них стоит, так как изменения эти важны.

Так, с 2008 года изменится порядок зачета сумм излишне уплаченных налогов и порядок возврата сумм излишне взысканных налогов. Вступят в силу соответствующие положения Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ (далее — Закон № 137-ФЗ) — подробнее об этом читайте в статье М.С. Мухина, А.Р. Назарова «Реформа налогового администрирования: насколько оправдались надежды?».

Излишне уплаченные суммы налогов и сборов можно будет зачесть только по соответствующим видам налогов и сборов (а не бюджетов, как сейчас). Другими словами, федеральные налоги будут зачитываться в счет федеральных, региональные — в счет региональных, а местные — в счет местных (абз. 2 п. 1 ст. 78 НК РФ).

Приведем пример. Налог на прибыль уплачивается в федеральный и региональный бюджеты, несмотря на то что является федеральным налогом. До 2008 года переплату по нему можно было зачесть в счет недоимки по любому федеральному налогу (например, НДС) только в той части, в которой переплата зачислена в федеральный бюджет. После 1 января 2008 года в счет погашения недоимки по федеральному налогу можно будет направить всю сумму переплаты по налогу на прибыль.

Что же касается возврата налогоплательщику сумм излишне взысканного налога, то его можно будет осуществить только после зачета этой суммы в счет погашения недоимки (задолженности) в соответствии со статьей 78 НК РФ. Конечно, если у налогоплательщика есть недоимка по иным налогам соответствующего вида или задолженность по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ. Это следует из абзаца 2 пункта 1 статьи 79 НК РФ, которая также вступает в силу с 1 января 2008 года.

Еще одно изменение в части первой НК РФ касается крупнейших налогоплательщиков. С 1 января 2008 года эта категория налогоплательщиков должна представлять все налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков по установленным форматам в электронном виде (абз. 4 п. 3 ст. 80 НК РФ).

Сдавать отчетность только в электронном виде обязаны с 1 января 2008 года налогоплательщики, средняя численность которых составила более 100 человек (в 2007 году такая обязанность была установлена для налогоплательщиков с численностью более 250 человек).Такие налогоплательщики обязаны сообщить в налоговый орган о численности работников не позднее 20 января 2008 года. Форма Сведений о среднесписочной численности работников утверждена приказом ФНС России от 29.03.2007 № ММ-3-25/174. Рекомендации по заполнению данной формы даны в письме ФНС России от 26.04.2007 № ЧД-6-25/[email protected] Форма включена в комплект регламентированной отчетности фирмы «1С» для «1С:Предприятия».

Часть первая НК РФ: изменения с 2008 года

Изменений в первой части НК РФ, которые вступят в силу с 1 января 2008 года, не много. Но тем не менее упомянуть о них стоит, так как изменения эти важны.

Так, с 2008 года изменится порядок зачета сумм излишне уплаченных налогов и порядок возврата сумм излишне взысканных налогов. Вступят в силу соответствующие положения Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ (далее — Закон № 137-ФЗ) — подробнее об этом читайте в статье М.С. Мухина, А.Р. Назарова «Реформа налогового администрирования: насколько оправдались надежды?».

Излишне уплаченные суммы налогов и сборов можно будет зачесть только по соответствующим видам налогов и сборов (а не бюджетов, как сейчас). Другими словами, федеральные налоги будут зачитываться в счет федеральных, региональные — в счет региональных, а местные — в счет местных (абз. 2 п. 1 ст. 78 НК РФ).

Приведем пример. Налог на прибыль уплачивается в федеральный и региональный бюджеты, несмотря на то что является федеральным налогом. До 2008 года переплату по нему можно было зачесть в счет недоимки по любому федеральному налогу (например, НДС) только в той части, в которой переплата зачислена в федеральный бюджет. После 1 января 2008 года в счет погашения недоимки по федеральному налогу можно будет направить всю сумму переплаты по налогу на прибыль.

Что же касается возврата налогоплательщику сумм излишне взысканного налога, то его можно будет осуществить только после зачета этой суммы в счет погашения недоимки (задолженности) в соответствии со статьей 78 НК РФ. Конечно, если у налогоплательщика есть недоимка по иным налогам соответствующего вида или задолженность по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ. Это следует из абзаца 2 пункта 1 статьи 79 НК РФ, которая также вступает в силу с 1 января 2008 года.

Еще одно изменение в части первой НК РФ касается крупнейших налогоплательщиков. С 1 января 2008 года эта категория налогоплательщиков должна представлять все налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков по установленным форматам в электронном виде (абз. 4 п. 3 ст. 80 НК РФ).

Сдавать отчетность только в электронном виде обязаны с 1 января 2008 года налогоплательщики, средняя численность которых составила более 100 человек (в 2007 году такая обязанность была установлена для налогоплательщиков с численностью более 250 человек).Такие налогоплательщики обязаны сообщить в налоговый орган о численности работников не позднее 20 января 2008 года. Форма Сведений о среднесписочной численности работников утверждена приказом ФНС России от 29.03.2007 № ММ-3-25/174. Рекомендации по заполнению данной формы даны в письме ФНС России от 26.04.2007 № ЧД-6-25/[email protected] Форма включена в комплект регламентированной отчетности фирмы «1С» для «1С:Предприятия».

Налог на добавленную стоимость: изменения с 2008 года

С 1 января 2008 года вступают в силу отдельные положения Закона № 137-ФЗ. Так, в соответствии с новой редакцией статьи 163 НК РФ для всех без исключения налогоплательщиков налоговым периодом будет квартал.

В экономических программах фирмы «1С» налоговый период по НДС устанавливается в учетной политике организации. С 2008 года будет недоступен выбор периода «Месяц». При обновлении информационной базы создается учетная политика на 01.01.2008 со всеми установленными на данный момент настройками и налоговым периодом «Квартал».

Также корректируется учетная политика 2008 года, которая могла быть ранее задана пользователем, и в ней был установлен период «Месяц».

В рамках программы по созданию благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности принят Федеральный закон от 19.07.2007 № 195-ФЗ (далее — Закон № 195-ФЗ). К операциям, освобождаемым от обложения НДС, он отнес реализацию исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора. Соответствующий подпункт 26 добавлен в пункт 2 статьи 149 НК РФ.

Не будут облагаться налогом на добавленную стоимость НИОКР, относящиеся к созданию новых технологий и продукции, а также к усовершенствованию производимой продукции и технологий (подп. 16.1. п. 3 ст. 149 НК РФ).

Кроме того, не облагаемыми НДС будут являться операции по уступке (приобретению) прав (требований) кредитора по обязательствам, вытекающим из договоров по предоставлению займов в денежной форме и (или) кредитных договоров, а также по исполнению заемщиком обязательств перед новым кредитором по первоначальному договору, лежащему в основе договора уступки (подп. 26 п. 3 ст. 149 Н РФ).

Федеральный закон от 17.05.2007 № 85-ФЗ (далее — Закон № 85-ФЗ) определил, каким документом налогоплательщики, перешедшие с «упрощенки» на общий режим, могут подтвердить право на освобождение от исполнения обязанностей плательщиков НДС. Для этого используется выписка из книги учета доходов и расходов (п. 6 ст. 145 НК РФ). И наконец, плательщики НДС должны помнить, что в первом налоговом периоде 2008 года необходимо применить пункты 7 и 9 статьи 2 Федерального закона от 22.07.2005 № 119-ФЗ. Эти пункты касаются тех, кто до 2006 года определял налоговую базу по НДС «по оплате». Для них 1 января 2008 года завершается переходный период. Какие действия должен предпринять налогоплательщик, и как отразить эти операции в «1С:Бухгалтерии 8», читайте в статье С.А. Харитонова «Завершение переходного периода по НДС».

Акцизы: изменения с 2008 года

С 1 января 2008 года начинают действовать новые ставки акцизов. Пункт 1 статьи 193 (в редакции Федерального закона от 16.05.2007 № 75-ФЗ) предусматривает поэтапное повышение налоговых ставок в 2008, 2009 и 2010 годах практически по всем видам подакцизных товаров.

Налог на доходы физических лиц: изменения с 2008 года

Новый облик главе 23 НК РФ придали три закона:

  • Федеральный закон от 29.12.2006 № 257-ФЗ
    (далее — Закон № 257-ФЗ);
  • Федеральный закон от 16.05.2007 № 76-ФЗ
    (далее — Закон № 76-ФЗ);
  • Федеральный закон от 24.07.2007 № 216-ФЗ
    (далее — Закон № 216-ФЗ).

Поправок много — подробно мы их анализировали в статье Л.П. Фомичевой «Налоговый кодекс РФ снова подправили». Основных изменений, которые коснутся большинства организаций-работодателей, два.

Во-первых, установлены нормативы суточных, не включаемых в налоговую базу (700 руб. за каждый день нахождения сотрудника в командировке на территории России и 2 500 руб. за каждый день заграничной командировки). А во-вторых, на работодателей возложена обязанность исчислять, удерживать и перечислять в бюджет НДФЛ с сумм материальной выгоды от экономии на процентах.

Кроме этого, пунктом 1 статьи 1 Закона № 76-ФЗ установлена новая ставка налога (15 вместо 30 %) для доходов, получаемых физическими лицами-нерезидентами РФ в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций. Этим же пунктом уточнен пункт 4 статьи 224 НК РФ. Он дополнен словами «физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации».

Изменения в главе 23 НК РФ «Налог на доходы физических лиц»