Оглавление:

Необлагаемый минимум доходов граждан. Сколько и почему?

Что такое необлагаемый минимум доходов граждан? Как он рассчитывается? Каким Законом подтверждается? Когда последний раз менялся? Почему именно 17 грн? Что заложено в данную цифру и кто его определяет? Все задают эти вопросы и мало, кто находит на них ответы.

Начнем с самого понятия, что такое необлагаемый минимум доходов граждан (далее НМДГ) — это четкая определенная величина, которая выражается в денежном измерении. Первоначальная ее цель была для определения минимального размера дохода граждан, и не подлежала налогообложению, что в принципе не изменилось и до наших дней.

Регулировалось НМДГ Законом Украины 05.07.91 р. № 1306-XII «Об увеличении необлагаемого минимума сумм заработков, получаемых гражданами за выполнение трудовых обязанностей, и приравненных к ним доходов и внесении изменений до размеров заработков, в отношении которых установлены прогрессивное налогообложение».

Размер НМДГ отражал материальное положение доходов граждан, а также отношение самого государства к доходам граждан. Изначально планировалось постоянно пересматривать и повышать в зависимости от уровня жизни граждан и их заработной платы. Так было с 1991 года по 1996 год. НМДГ соответствовал размеру минимальной заработной платы, составлялся он, с расчета дохода граждан начиная от 10 крб. НМДГ был 2%. На каждый доход граждан была составленная четкая процентная таблица в Законе. Налоговикам, было сложно вести учет, поэтому с каждым годом сумма НМДГ пересчитывалась и регулировалась Указом Президента. НМДГ начали активно использовать в целом ряде законодательных актах, опираясь на денежную величину доступную каждому гражданину рассчитывая с его доходов.

Необлагаемый минимум доходов граждан используется

  • для оценивания имущества в случаи кражи или грабежа
  • для взыскания штрафа административного правонарушения
  • для расчета государственной пошлины
  • размер платы за получение лицензии
  • размер принесенных убытков при совершении преступления

Однако государство не совсем согласно с использование НМДГ, а также регулярно менять минимум в зависимости от доходов граждан. Указом Президента менялась, и корректировался процент до 22 мая 2003 года. Именно тогда Законом Украины «О налоге с доходов физических лиц» была законсервирована сумма НМДГ в размере 17 грн. и прописана в заключительном положении.

Почему именно 17 грн? Откуда взялась цифра 17?

Сейчас необлагаемый минимум доходов граждан закреплен в Заключительных положениях Закона Украины «О налоге с доходов физических лиц» и установлен в размере 17 гривен. Откуда взялась цифра 17 гривен и почему эта норма Закона находится в Переходных положениях? Норму необлагаемого минимума доходов граждан перенесли с Декрета КМУ «О подоходном налоге с граждан» от 26.12.1992р. в вышеупомянутый Закон.

А вот почему этот размер стал значительно отставать от размера минимальной заработной платы, и вообще был заморожен с 22 мая 2003 и до наших дней с принятием Закона Украины «О налоге с доходов физических лиц», остается для нас загадкой.

В Налоговом кодексе определено, раздел XX (20), подраздел 1 пункт 5.

22.5. Якщо норми інших законів містять посилання на неоподатковуваний мінімум, то для цілей їх застосування використовується сума у розмірі 17 гривень, крім норм адміністративного та кримінального законодавства у частині кваліфікації злочинів або правопорушень, для яких сума неоподатковуваного мінімуму встановлюється на рівні податкової соціальної пільги, визначеної підпунктом 6.1.1 пункту 6.1 статті 6

На сегодняшний день более 600 законодательных актов активно используют сумму 17 грн., прописывая в Законе НМДГ. Среди них:

  • — Уголовный кодекс Украины;
  • — Кодекс Украины об административных правонарушениях;
  • — Декрет КМУ «О государственной пошлине»;
  • — Закон Украины «О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине»;
  • — Закон Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности»;
  • — Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей».

И это далеко не весь список законодательных актов.

Учитывая во скольких Законах, прописаны штрафные санкции, исчисляемые в НМДГ, одни проблемы, связанные с неизменностью размера необлагаемого минимума доходов граждан. Подхода законодателя — не всегда является единственно правильным, опираясь на сумму в 17 грн. Изменение НМДГ могут навредить. Для комплексного решения проблемы НМДГ нужно разработать обоснованный размер НМДГ. Не последнее место в этом занимает отношение общества к НМДГ. Нужно решить для себя, что дороже: возможность безнаказанно нарушать правила дорожного движения, или уверенность в том, что эти правила соблюдает каждый водитель и пешеход.

Необлагаемый минимум доходов: понятие и размер для граждан Украины в 2017 году

Под термином «необлагаемый налогом минимум доходов граждан» в Украине настоящего времени понимается наименьший доход, который не подразумевает обложения налогом и позволяет уменьшить налоговую базу, отражающую уровень доходов физических лиц. Правительством Украины, в соответствии с требованиями законодательства, был определен указанный минимум в денежном эквиваленте, составляющем 17 гривен.

Необлагаемый минимум является неким определяющим моментом при проведении процедуры определения совокупной тяжести какого-либо вида преступления, посредством которого был нанесен существенный моральный, либо материальный ущерб. При помощи данного мерила определяется также степень тяжести причиненного вреда.

Понятие необлагаемого минимума доходов

В соответствии с нормативно — правовыми актами законодательства в Украине в текущем 2016 году используется два основных вида необлагаемого минимума доходов, каждый из который призван определить итоговый размер наказания, выраженного в денежном эквиваленте, в той или иной сфере преступлений:

  • необлагаемый минимум, определенный в твердой денежной единице, равной 17 гривнам;
  • необлагаемый минимум, соответствующий среднему размеру выплат социального направления.

Как уже было сказано выше, посредством применения единицы минимума определяется не только итоговый размер наказания, но и, в том числе, степень тяжести совершенного преступления материального характера. Необлагаемый минимум в Украине в 2017 году используется для определения квалификации некоторых типов деяний противоправного характера, основными среди которых являются следующие:

  • Неправомерные деяния разного рода в сфере непосредственной служебной или трудовой деятельности, например, получение определенной выгоды посредством нанесения материального ущерба предприятию, либо физическому лицу.
  • Преступления, направленные против личного имущества в сфере дорожного движения, то есть, угон автомобильного и иных видов транспорта.
  • Преступные деяния, охватывающие в целом хозяйственную сферу, например, целенаправленное сокрытие истинных доходов с целью избежания уплаты налогов, легализация любых видов финансовых средств, которые были получены путем неправомерного характера.
  • Преступления, направленные против как личной, так и любых видов муниципальной собственности, то есть, элементарные кражи, грабежи, воровство.

Необлагаемый минимум в Украине 2017 года применяется непосредственно для определения конечного суммарного размера наказания за то или иное деяние неправомерного характера, подразумевающего, в соответствии с УК, наложение штрафа. Так, например, за деяние, квалифицируемые в соответствии со статьей 185 допустимо применения штрафа, совокупный размер которого составляет 50 необлагаемых минимумов.

Размер необлагаемого минимума доходов

Необлагаемый минимум доходов граждан Украины в 2017 году определен в соответствии с твердым денежным эквивалентом, составляющим в совокупности 17 гривен. Однако, определение квалификации, а также итогового размера наказания за совершенное ранее деяние в соответствии с данной величиной используется только в том случае, если соответствующая статья содержит ссылку непосредственно на необлагаемый минимум.

В иных случаях используется иной вид необлагаемого минимума, который классифицируется в качестве налоговой социальной льготы. Данного рода минимум ежегодно видоизменяется в соответствии с вынесенными правительством Украины нормативно — правовыми актами. Льгота социального характера, выраженная в твердом денежном эквиваленте, применяется для определения классификации противоправных деяний следующего характера:

  • определяемые в соответствии с УК, наказание за которые несет финансовый характер;
  • административные, направленные, в целом, против личности, либо имущества личного характера.

Однако, даже в том случае, если окончательный размер необлагаемого минимума доходов определен и выражен в твердом денежном эквиваленте, нередко допускаются ошибки, связанные с расчетом штрафа. Подобные обстоятельства, в конечном итоге, оказывают влияние отрицательного характера на определение степени тяжести преступления, приводя к назначению наказания, не являющегося верным, и не соответствующего реальной степени тяжести деяния.

В соответствии с нормативными актами законодательства, в текущем году для определения классификации преступления используется минимум, составляющий 100% своей величины. Несколько ранее — до января 2015 года, указанное числовое значение составляло 50% минимума. Таким образом, на определение окончательного размера наказания оказывает непосредственное влияние как предварительная классификация деяния, так и точная дата его свершения.

Что такое необлагаемый минимум доходов граждан?

Необлагаемый минимум доходов граждан – это сумма, определенная законодательством нашей страны в 17 гривен. Ее установили при утверждении Налогового кодекса Украины и применяют на данный момент.

Читайте так же:  Органы социальной опеки спб

Именно эти 17 гривен имеют ввиду при подсчетах разных денежных взысканий (чаще всего штрафов, измерении судебных расходов) предусмотренных нормативно-правовых актах Украины.

Исключение составляет только уголовное и административное право Украины. В них необлагаемый минимум подразумевает сумму на уровне налоговой социальной льготы. Эта норма касается исключительно квалификации преступлений (определение, это правонарушение либо же нет).

До 31.12 2014 года налоговая социальная льгота составляет 50% от размера прожиточного минимума для трудоспособного лица в месяц.

А вот с января 2004 года в налогообложении вместо понятия необлагаемый минимум используется понятие налоговая социальная льгота. Она будет распространяться исключительно на доходы в форме зарплат и ограничиваться в использовании (используется предельный показатель дохода).

Размер налоговой социальной льготы составляет в 2013 г. — 573,5 грн.

Для полной ясности, существует два необлагаемых минимума доходов граждан: в размере налоговой соц. льготы (573,5 грн. в 2013 г.) и тот же необлагаемый минимум доходов (17 грн). Первый применяется для квалификации правонарушений по Уголовному кодексу и Кодекса Украины об административных правонарушениях. Второй – в остальных случаях.

К примеру, квалификация преступления по кодексу в десять необлагаемых минимумов доходов граждан будет — 5735,00 грн., а для начисления штрафов (используя сумму 17,00 грн.) те же 10 необлагаемых минимумов доходов составят уже 170,00 грн.

Автор статьи: управляющий партнёр юридическо-бухгалтерской фирмы «КОМПАНЬОН» Савицкая Наталья Анатольевна

Какой необлагаемый минимум доходов граждан Украины 2015?

Наша команда юристов предоставляет юридические консультации по различным вопросам налогообложения, в частности вопрос про не облагаемый налогом доход.

Что же такое этот «Необлагаемый минимум доходов граждан»?

Обычно, такой налог применяется при определении судом разного рода взысканий. Например, установлении суммы административной ответственности, возникающей при наложении административных штрафов различными государственными органами (ГАИ, налоговой, пожарной служба, санстанцией и другими).

Лучшим объяснением будет вытяжка из закона.
Согласно пункта 5 раздела XX Переходных положений Налогового кодекса Украины:

«Если нормы других законов содержат ссылки нa необлагаемый минимум доходов граждан, тo для целей их применения используется сумма в размере 17 гpн., кроме норм административного и уголовного законодательства в части квалификации преступлений или правонарушений, для которых сумма необлагаемого минимума устанавливается нa уровне налоговой социальной льготы, определенной подпунктом 169.1.1 пункта 169.1 статьи 169 раздела ІV этого Кодекса для соответствующего года».
Конечно такая формулировка крайне сложная для понимания гражданам, которые редко имели дело с юридической лексикой.
Мы попробуем объяснить более понятно.
По нормам Налогового кодекса следует, что необлагаемый минимум доходов всегда равен 17 грн. Существуют отдельные случаи, которые квалифицируются как административные и уголовные правонарушения и преступления. В таких редких случаях размер необлагаемого дохода изменится и будет определяется в размере налоговой социальной льготы для соответствующего года.

Учитывая новый Прожиточный минимум — 2016 для трудоспособного лица, который составляет 1378 грн., с 01 января 2016 налоговая социальная льгота (НСЛ) получила следующие размеры:

  • 100% = 689 грн.;
  • 150% НСЛ = 1033,50 гpн.;
  • 200% ПCП = 1378,00 гpн.

Налоговая социальная льгота должна быть равна половине, а не полному размеру прожиточного минимума, без каких-либо «Заключительных положений» Налогового кодекса.

Можно сделать такие выводы:

  • при применении штрафов, административных взысканий, налоговых нарушений, финансовых санкций и т.п., привязанных к необлагаемому минимуму — его сумма равна 17 гривен;
  • при квалификации преступлений или правонарушения, когда необходимо узнать «порог» при котором наступает уголовная ответственность, нужно рассчитывать налоговую социальную льготу по специальным правилам. Для каждого года сумма была разной.

Таким образом, наша фирма настойчиво советует обратиться за консультацией к профессиональным юристам, если вопрос касается именно необлагаемого минимума доходов граждан. Ведь самостоятельно разбираться – это прежде всего тратить драгоценное время, которое пригодится для чего-нибудь другого.

То, что важно знать клиентам.

С января 2004 года при налогообложении вместо понятия «необлагаемый минимум» было введено понятие «налоговая социальная льгота», которая распространяется только на доходы в форме заработной платы и ограничена в использовании. Размер налоговой социальной льготы составила в: 2004г. — 61,5 грн., 2005г. — 131 грн., 2006г. — 175 грн., 2007г. — 200 грн., 2008г. — 257,5 грн., 2009г. — 302,5 грн., 2010г. — 434,5 грн., 2011г. — 470,5 грн., 2012г. — 536,5 грн. 2013. — 573,5 грн., 2014г. — 609 грн., 2015г. — 609 грн., 2016г. — 689 грн..

И так, мы объяснили, что существует разница в необлагаемом минимуме в 17 грн. и в налоговой социальной льготе в 689 грн. Очень важно понять и уметь применить знания в вопросах, к какой статье какого закона используется одно или второе понятие. Чтобы не перепутать эти две суммы, как раз и нужно обратиться к адвокатам.

Что такое НМДГ или необлагаемый минимум доходов граждан?

НМДГ расшифровывается как «необлагаемый минимум доходов граждан».

НМДГ равен 17 гривен.

Обычно НМДГ применяется при определении разного рода взысканий, установлении суммы административной ответственности, которая возникает при наложении админштрафов разными государственными органами (ГАИ, налоговая, пожарная служба, санстанция и прочие).

Определение НМДГ дано в Налоговом кодексе Украины — раздел XX (20), подраздел 1 пункт 5.

Дословно это звучит так:

Если нормы других законов содержат ссылки на необлагаемый минимум доходов граждан, то для целей их применения используется сумма в размере 17 гривен, кроме норм административного и уголовного законодательства в части квалификации преступлений или правонарушений, для которых сумма необлагаемого минимума устанавливается на уровне налоговой социальной льготы, определенной подпунктом 169.1.1 пункта 169.1 статьи 169 раздела IV настоящего Кодекса для соответствующего года.

Учитывая нормы Налогового кодекса следует, что НМДГ всегда равен 17 гривнам, кроме отдельных случаев квалификации административных и криминальных правонарушений и преступлений. В таких отдельных случаях НМДГ определяется в размере налоговой социальной льготы для соответствующего года.

Обычно НМДГ в размере социальной льготы применяется при определении размера ущерба от преступлений, которые квалифицируются по уголовному законодательству (УКК – Уголовный кодекс Украины).

Для определения размера ущерба по уголовным делам, до 1 января 2015 года налоговая социальная льгота предоставляется в размере, равном 50 процентам размера прожиточного минимума (Статья 169.1.1 НКУ, раздел XIX (19) НКУ ).

Статья 169.1.1 НКУ гласит:

169.1.1 в размере, равном 100 процентам размера прожиточного минимума для трудоспособного лица (в расчете на месяц), установленном законом на 1 января отчетного налогового года, — для любого плательщика налога;

Раздел XIX (19) НКУ гласит:

подпункт 169.1.1 пункта 169.1 статьи 169 настоящего Кодекса, вступает в силу с 1 января 2015 года. До 31 декабря 2014 года для целей применения настоящего подпункта налоговая социальная льгота предоставляется в размере, равном 50 процентам размера прожиточного минимума для трудоспособного лица (в расчете на месяц), установленном законом на 1 января отчетного налогового года, — для любого налогоплательщика;

Учитывая вышеуказанное, ссылаясь на налоговые нормы приведенные в Налоговом кодексе, можно констатировать факт, что:

  • при применении штрафов, административных взысканий, налоговых нарушений, финансовых санкции и т.п., привязанных к НМДГ — его сумма равняется 17 гривен;
  • при квалификации преступлений или правонарушения, когда необходимо узнать «порог» при котором наступает уголовная ответственность (неуплата ЕСВ или налогов превышает 1000 необлагаемых минимумов доходов граждан). Эта сумма рассчитывается (до 2015 года) по формуле: (прожиточный минимум — 50%) * 1000. В данный момент ( до 1 июля 2014 год) — эта сумма равна 609 000 грн., до 1 декабра 2013 года эта сумма составляла – 554 000 грн. Сумма прожиточного минимума в 2014 году установлена в Законе Украины: «Про Державний бюджет України на 2014 рік» и составляет, с 1 января 2014 года — 1218 грн., с 1 июля 2014 года — 1250 грн., с 1 ноября 2014 года — 1301 грн.

Одним словом, если вам при проверке доначислили сумму основного платежа (без финансовых санкций) по налогам или ЕСВ, которая достигла значения в сумме 554 000 грн., до 1 декабра 2013 года и 609 000 грн. после 1 января 2014 года – это может квалифицироваться как уголовное преступление (ст. 212 УКК).

Необходимо знать и помнить, что прожиточный минимум и минимальная заработная плата являются совершенно различными понятиями.

Необлагаемый минимум доходов граждан уголовный кодекс

При этом Верховный суд Украины обратил внимание на то, что соответственно части первой и третьей статьи 10 Закона Украины от 24 марта 1995 года «Об оплате труда» (в редакции от 25 июня 2009 года) размер минимальной заработной платы устанавливается Верховным Советом Украины. Но поскольку возникла коллизия между Законом Украины «О государственном бюджете Украины на 2010 год», что на день дачи ответа МВД Украины еще не был принят, Верховный Суд Украины исходил из того, что эта коллизия (между нормами статьи 55 Закона Украины «О государственном бюджете Украины на 2009 год» и статьи 2 Закона Украины от 20 октября 2009 года «Об установлении прожиточного минимума и минимальной заработной платы» относительно размера минимальной заработной платы по состоянию на 1 января 2010 года) может решаться, по мнению ВСУ, исходя из следующего:

Читайте так же:  Просрочено водительское удостоверение штраф 2018

— в части первой статьи 3 Уголовного кодекса Украины закреплен принцип, согласно которому законодательство Украины об уголовной ответственности составляет Уголовный кодекс Украины, который опирается на Конституцию Украины и общепризнанные принципы и нормы международного права;

— соответственно статьи 58 Конституции Украины, пункта 1 статьи 7 Конвенции О защите прав человека и основоположных свобод никого не может быть признано виновным в совершении криминального правонарушения на основании какого-либо действия или бездеятельности, которое на момент его совершения не являлось криминальным правонарушением в соответствии с национальным или международным правом.

С учетом этих положений для квалификации действий по статье 51 Кодекса Украины об административных правонарушениях или статье 185 Уголовного кодекса Украины на основании показателя размера минимальной заработной платы в 869 грн, установленного статьей 2 Закона Украины «Об установлении прожиточного минимума и минимальной заработной платы», то есть при признании мелким похищением чужого имущества на сумму, которая не превышает 86,9 грн, а уголовно наказуемым – похищение чужого имущества на сумму, которая превышает 86,9 грн, является более благоприятным для лица, по сравнению с расчетом, осуществленным на основании показателя, закрепленного в части первой статьи 55 Закона Украины «О государственном бюджете Украины на 2009 год». Таким образом, при минимальной заработной плате в 744 грн и признании мелким похищением чужого имущества на сумму, которая не превышает 74,4 грн, руководствоваться нужно нормой статьи 2 Закона Украины от 20 октября 2009 года «Об установлении прожиточного минимума и минимальной заработной платы».

Итак, мелким похищением чужого имущества, содеянным с 1 января 2010 года (ст.51 КУпАП), должно признаваться похищение имущества на сумму, которая не превышает 86 грн 90 коп., из расчета: (869 грн * 50):100 = 434,5 грн; 434,5 грн * 0,2 = 86,9 грн, а уголовно наказуемым похищением чужого имущества – похищение на сумму, превышающую 86 грн 90 коп.

Тем не менее приведенное разъяснение Верховного Суда Украины противоречит действующему законодательству относительно определения размера не облагаемого налогами минимума доходов граждан, который используется при квалификации преступлений и правонарушений, а также положениям Конституции Украины относительно действия законов во времени, правовым позициям Конституционного Суда Украины по вопросам относительно действия законов во времени и их обратной силы.

Во многих статьях Особой части УК отдельные обязательные признаки сформулированные в них (предусмотренные ними) составов преступлений определяются количественными показателями:

1) стоимость (размер в денежном выражении предметов преступлений) (например, стоимость имущества в статьях 185 – 191 УК, стоимость права на имущество в статьях 189, 190 или стоимость дел имущественного характера в ст. 189 УК, стоимость предметов контрабанды в статье 201, стоимость дисков для лазерных систем считывания, матриц, оснащения или сырье для их производства в ст.2031, сумма выручки в иностранной валюте от реализации на экспорт товаров (работ, услуг) либо стоимость товаров или других материальных ценностей, полученных от выручки в иностранной валюте, в ст.207, сумма бюджетных средств, которые являются предметом преступлений в статьях 210, 211, суммы налогов, сборов (обязательных платежей) в ст.212, сумма неуплаченных страховых взносов в ст.2121, стоимость взятки в ст.368);

2) размер причиненного материального (имущественного) вреда как обязательное следствие основного или квалифицированного составов отдельных преступлений (статьи 176, 177, 229, 185, 186, 1881 – 192, 194, 206, 218 -223, 265, 2651, 270, 289 и др.), размер значительного вреда, если он состоит в причинении материального ущерба в статьях 361 – 363 УК или размер существенного вреда, если он состоит в причинении материального ущерба (в статьях 364, 365 и 367 УК) или размер следствий, если они состоят в причинении материального ущерба, при признании их тяжелыми в статьях 354, 365 и 367 УК;

3) размер полученного лицом дохода от определенного вида деятельности (статьи 202, 203). Кроме того, в статье 1591 УК, которой он дополнен Законом от 23 февраля 2006 года, критерием определения размера финансовой (материальной) поддержки для осуществления избирательной кампании является минимальный размер заработной платы.

Законом «Об установлении прожиточного минимума и минимальной заработной платы» от 20 октября 2009 года № 1646-VI (Голос Украины.-2009. — 4 ноября) установлен такой размер минимальной заработной платы:

    с 1 ноября 2009 года – 744 гривны,
    с 1 января 2010 года – 869 гривен,
    с 1 апреля – 884 гривны,
    с 1 июля – 888 гривен,
    с 1 декабря – 922 гривны.

В соответствии с названным Законом размер минимальной заработной платы с 1 января 2010 года должен был бы составлять 869 гривен. Тем не менее следует учитывать положение Закона «Об оплате труда» от 24 марта 1995 года, в соответствии с ч.1 ст.10 которого размер минимальной заработной платы устанавливается Верховным Советом Украины по представлению Кабинета Министров Украины не реже одного раза в год в Законе о Государственном бюджете Украины и пересматривается в зависимости от изменения размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц. Частью 3 статьи 10 этого Закона предусмотрено, что изменение размера минимальной заработной платы другими законами и нормативно-правовыми актами является действительным исключительно после внесения изменений в закон «О Государственном бюджете Украины» на соответствующий год. Законом от 6 ноября 2009 года № 1715-VI «О внесение изменений в Закон Украины о Государственном бюджете Украины на 2009 год» установлен размер минимальной заработной платы с 1 ноября 2009 года 744 гривны (Голос Украины.-2009. — 18 ноября). Поскольку Закон «О Государственном бюджете Украины на 2010 год» Верховным Советом Украины до 1 января 2010 года не был принят, по состоянию на 1 января 2010 г. размер минимальной заработной платы составлял 744 грн., следовательно не облагаемый налогами минимум доходов граждан при квалификации преступлений и административных правонарушений с 2 января 2010 года должен составлять 372 грн.

Статьей 53 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2010 год» от 27 апреля 2010 года № 2151-VI (Правительственный курьер.-2010. — 30 октября) на 2010 год установлена минимальная заработная плата в размере за один месяц:

    с 1 января – 869 гривен;
    с 1 апреля – 884 гривны;
    с 1 июля – 888 гривен;
    с 1 октября – 907 гривен;
    с 1 декабря -922 гривны.

В пункте І раздела VІІ „заключительных положений” Закона «О Государственном бюджете Украины на 2010 год» от 27 апреля 2010 года № 2154-VI указано, что этот Закон вступает в силу со дня его опубликования и применяется с 1 января 2010 года, кроме пунктов 47 и 50 статьи 6, статьи 9, пунктов 62-64 статьи 33, статей 62 и 82, пунктов 8-13 раздела VІІ „заключительные положения”, которые применяются со дня его опубликования. Таким образом, в соответствии с приведенными положениями с 1 января 2010 г. может применяться и статья 53 этого Закона, которой установлены размеры минимальной заработной платы.

Это положение противоречит статье 58 Конституции Украины относительно обратного действия законов во времени, разъяснениям Конституционного Суда Украины относительно официального толкования ст.58 Конституции и положений отдельных законов, которыми предоставлялось обратное действие отдельных их положений.

Размер минимальной заработной платы установленный в сумме 869 гривен, то есть размер не облагаемого налогами минимума доходов граждан при квалификации преступлений или административных правонарушений должен был бы составлять с 1 января по 31 декабря 2010 года половину указанной суммы, то есть 434,5 гривны. Тем не менее определенный Законом «О государственном бюджете Украины на 2010 год» увеличенный (повышенный) размер минимальной заработной платы с 1 января 2010 года до 869 гривен не влияет на размер не облагаемого налогами минимума, который может использоваться на протяжении 2010 года при квалификации преступлений или административных правонарушений, поскольку он принят и вступил в силу не до 1 января 2010 года, а поэтому в этой части положения ст.53 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2010 год» не имеют обратного действия во времени.

Согласно ст.58 Конституции Украины законы и прочие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица.

В решении Конституционного Суда Украины по делу по конституционному обращению Национального банка Украины относительно официального толкования положения части первой статьи 58 Конституции Украины (дело об обратном действии во времени законов и других нормативно-правовых актов) от 9 февраля 1999 года № 1-рп/99 отмечается, что в регулировании общественных отношений применяются различные способы действия во времени нормативно-правовых актов. Переход от одной формы регулирования общественных отношений к другой может осуществляться, в частности, немедленно (непосредственное действие), путем переходного периода (ультраактивная форма) и путем обратного действия (ретроактивная форма). По общепризнанному принципу права законы и прочие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени. Этот принцип закреплен в части первой статьи 58 Конституции Украины, согласно которой действие нормативно-правового акта во времени нужно понимать так, что оно начинается с момента вступления этого акта в силу и прекращается с утратой ним действия, то есть к событию, факту применяется тот закон или другой нормативно-правовой акт, во время действия которого они наступили или имели место. Конституция Украины, закрепив частью первой статьи 58 положение относительно недопустимости обратного действия во времени законов и других нормативно-правовых актов, вместе с тем предусматривает их обратное действие во времени в случаях, когда они смягчают или отменяют юридическую ответственность лица. То есть относительно юридической ответственности применяется новый закон или другой нормативно-правовой акт, который смягчает или отменяет ответственность лица за содеянное правонарушение во время действия нормативно-правового акта, которым определялось понятие правонарушения и ответственности за него. Ответственность возможна лишь при наличии в законе или другом нормативно-правовом акте определения правонарушения, за которое такая юридическая ответственность лица предусмотрена и что может реализовываться в форме принуждения со стороны уполномоченного государственного органа.

Читайте так же:  Дистоция плечиков пособия

Закрепление принципа необратимости действия во времени законов и других нормативно-правовых актов служит гарантией безопасности человека и гражданина, доверия к государству. Исключение из этого конституционного принципа, то есть предоставление закону или другому нормативно-правовому акту обратной силы, предусмотрено частью первой статьи 58 Конституции Украины, возможно лишь тогда, когда законы или другие нормативно-правовые акты смягчают или отменяют ответственность лица.

При определении суммы размера вреда, причиненного совершением в разное время нескольких действий, если они содержат признак единого продолжаемого преступления, или их совершением в разное время, нужно исходить из разной суммы размера не облагаемого налогами размера доходов граждан. Так, при квалификации преступлений, объединенных единым преступным намерением и которые имеют признак единого продолжаемого преступления (см. ч.2 ст.32 УК), необходимо учитывать разъяснение Пленума Верховного Суда Украины, которое содержится в п.3 его постановления от 28 мая 2004 года № 9 О некоторых вопросах применения судами Украины административного и криминального законодательства в связи с вступлением в силу Закона Украины от 22 мая 2003 года «О налоге с доходов физических лиц». В соответствии с данным разъяснением надо исходить из количества не облагаемых налогами минимумов доходов граждан, высчитанных за каждый период в отдельности. То есть относительно действий, содеянных, например, до 1 января 2004 года, сумма не облагаемого налогами минимума, которая используется при квалификации действий (преступлений или административных правонарушений), будет составлять 17 грн,

    с 1 января 2004 года до 1 января 2005 года – 61,5 грн,
    с 1 января 2005 года до 1 января 2006 года — 131 грн,
    с 1 января 2006 года до 1 января 2007 года – 175 грн,
    с 1 января 2007 года до 1 января 2008 года – 200 грн,
    с 1 января 2008 года до 1 января 2009 года – 257,5 грн,
    с 1 января 2009 года до 1 января 2010 года –302,5 грн,
    с 1 января 2010 года до 1 января 2011 года –372 грн.

с 1 января 2011 года и в последующие годы размер не облагаемого налогами минимума при квалификации преступлений и административных правонарушений будет равен половине размера минимальной заработной платы, установленной на 1 января соответствующего года. В частности, в 2010 году размер не облагаемого налогам минимума доходов граждан будет составлять 372,0 грн.

Что же касается квалификации действий, предусмотренных статьей 1591 УК, то размер финансовой (материальной) поддержки для осуществления избирательной кампании может определяться из того размера минимальной заработной платы, что действовал в момент совершения указанных действий.

Налоговая социальная льгота для граждан Украины

Необлагаемый налогом минимум (НМДГ) был утвержден одновременно с Налоговым кодексом и остается неизменным по сей день. Его сумма составляет те самые 17 гривен, которые учитываются при начислении различных штрафов, возмещений ущерба и судебных издержек согласно законодательству.

В Уголовном и Административном кодексах Украины необлагаемый налогом минимум используется для оценивания имущества в случае кражи или грабежа, взыскания штрафа административного правонарушения, расчета государственной пошлины, размера платы за получение лицензии, размера принесенных убытков при совершении преступления. Сумма НМДГ в 17 грн. была окончательно установлена в мае 2003 года при принятии Закона Украины «О налоге с доходов физических лиц». До этого момента планировалось, что НМДГ должен ежегодно пересчитываться в зависимости от меняющихся показателей доходов населения. Но этого не произошло, и, в результате, само понятие необлагаемого налогом минимума доходов граждан уже давно потеряло свою актуальность и размер НМДГ является не обоснованным на сегодняшний день.

В Налоговом кодексе понятие НМДГ было заменено на налоговую социальную льготу (НСЛ) в январе 2004 г. Она используется при начислении заработной платы, размер которой не превышает установленного порога.

В каких случаях применяется налоговая социальная льгота?

Налоговая льгота доступна всем работающим людям, получающим заработную плату и выплачивающим подоходный налог. Однако она не применяется к другим видам дохода. Для ее использования требуется соблюдение следующих условий:

  1. Сумма месячного заработка не должна превышать определенной величины, устанавливаемой в начале года и действующей на всем его протяжении. Данная величина пересчитывается каждый год и получается в результате умножения прожиточного минимума для трудоспособных лиц (установленный на 1 января текущего года) на 1,4, после чего округляется до 10 гривен. В 2019 г. значение НСЛ равно 2690 гривен. Следовательно, сотрудник, которому за месяц была начислена заработная плата в размере, меньшем указанного значения, имеет право на использование необлагаемого минимума. В 2018 г. ограничение действовало на заработанные 2470 гривен, в 2017 году на 2240 грн, 2016 на 1930 грн, а в 2015 — 1710 грн.
  2. Налоговая льгота не применяется, в случае если работнику выплачивается стипендия или обеспечивается имущественная поддержка как студенту, учащемуся, аспиранту, ординатору, ассистенту или военнослужащему.
  3. Необлагаемый минимум высчитывается только из одной заработной платы. Поэтому, сотрудник, работающий в нескольких компаниях, должен выбрать, в какую из них подать заявление на применение необлагаемого минимума, исходя из наиболее выгодного варианта.
  4. Чтобы воспользоваться необлагаемым минимумом, работник должен подать заявление по месту работы и предъявить документы, удостоверяющие права на применение НМДГ. При этом заявка будет учтена со дня ее подачи. Для иллюстрации: сотрудник был принят на работу в феврале 2019 г., однако подал заявление в мае. В этом случае необлагаемый минимум будет высчитан лишь из майской заработной платы.

Размер налоговой социальной льготы в 2019 году

Необлагаемый минимум НМДГ, идентичный налоговой социальной льготе, составляет 50% от месячного прожиточного минимума трудоспособных лиц. В начале 2019 г. прожиточный минимум для трудоспособных лиц равен 1921 грн. — соответственно, налоговая социальная льгота для граждан Украины составляет 961 грн. Именно столько вычитается из заработной платы, после чего из оставшейся суммы снимается подоходный налог.

Как это применяется на практике?

Учитывая, что с 2019 года минимальная заработная плата составляет 4173 грн., а предельный доход для применения НСЛ равен 3212 грн., то налоговая социальная льгота не будет применяться практически ко все работникам. Такая ситуация сложилась из-за существенной разницы между минимальной заработной платой и прожиточным минимумом, а также сохранением порядка расчета налоговой социальной льготы, зависящей от него. Таким образом, применение НСЛ в Украине в 2019 году возможно только для определенных категорий населения, которые имеют право на увеличенный размер НСЛ, а также сотрудники, которые работают на неполную ставку, в результате чего их заработная плата может быть меньше 3212 грн.

Какие категории населения имеют право на применение увеличенной налоговой социальной льготы?

В семьях, где имеется не менее двоих детей в возрасте до 18 лет, сумма НСЛ умножается на их количество. Причем льгота применяется для обоих супругов. Например, в семье с двумя детьми, для каждого из родителей налоговая социальная льгота составит: 961 × 2 = 1922, с четырьмя: 961 × 4 = 3844 грн.

Также, для одного из родителей верхняя граница зарплаты (для использования НСЛ) увеличивается пропорционально количеству детей. Например, если в семье трое детей (не достигших 18 лет), для одного из родителей максимально допустимый размер заработка (разрешаемый для применения льготы) составит: 3212 × 3 = 9636 грн. При этом для другого родителя ограничение останется прежним — 3212 грн. Совершенно ясно, что воспользоваться завышенной границей следует тому из супругов, чей доход превышает стандартную норму.

Помимо этого, для некоторой категории лиц предоставляется завышенная ставка налоговой льготы. На 150% НСЛ в Украине имеют право следующие лица:

  1. Воспитывающие детей (не достигших восемнадцатилетия) в неполной семье. При этом их количество умножается на увеличенную ставку.
  2. Содержащие ребенка-инвалида (в возрасте до 18 лет). Если таких детей несколько, ставка необлагаемого минимума умножается на их число.
  3. Учащиеся, студенты и другие аналогичные лица.
  4. Подвергнувшиеся преследованию за отстаивание общечеловеческих ценностей (например, в журналистике) и получающие соц. выплаты пожизненно.
  5. Инвалиды I и II групп, инвалиды детства (исключая инвалидов войны).
  6. Получившие инвалидность I и II групп в результате аварии на Чернобыльской ГЭС.

200% от НСЛ применяют к следующим лицам:

  1. Пережившим блокаду Ленинграда.
  2. Вывезенным из СССР в военный период в страны, находившиеся под властью фашистов.
  3. Заключенным концлагерей, подвергшимся репрессии.
  4. Ветеранам и трудящимся в тылу.
  5. Воевавшим за пределами Родины, имеющим статус Героя, награжденным орденами.