Регион РФ: Москва

Год публикации: 2006

Библиографическая ссылка:: Основы компьютерных сетей: Методическое пособие для учителя. — М.: Изд-во «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2006. — 167 с.

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

Учебно-методический комплект по курсу «Основы компьютерных сетей» включает учебное пособие, данное методическое пособие для учителя и компакт-диск. В методическом пособии рассмотрены требования к оборудованию, необходимому для проведения занятий, процедуры установки класса и настройки компьютеров, примерное расписание занятий. Приведены рекомендации по проведению уроков, тестов и практических работ. Компакт-диск, прилагающийся к методическому пособию, содержит электронные версии учебного и методического пособий; рекомендации по проведения практических работ, тесты, кроссворды; курс «Системный администратор школьной компьютерной сети»; дополнительное программное обеспечение. Для учителей информатики и методистов. Данная публикация входит в состав «Библиотеки учебных курсов», формирование которой ведется в рамках программы академического сотрудничества MSDN Academic Alliance (MSDN AA).

Регион РФ: Москва

Год публикации: 2006

Библиографическая ссылка:: Основы компьютерных сетей: Учебное пособие для ученика. — М.: Изд-во «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2006. — 167 с.

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

Учебно-методический комплект по курсу «Основы компьютерных сетей» включает в себя данное учебное пособие, методическое пособие для учителя и компакт-диск (входит в комплект методического пособия). Учебное пособие позволяет в доступной форме ознакомиться с основными принципами построения и функционирования локальных и глобальных компьютерных сетей, научиться проектировать, монтировать и налаживать работу небольших домашних и офисных сетей, настраивать сетевые операционные системы (на примере ОС Microsoft Windows XP Professional, предоставленной школам в рамках программы «Партнерство в образовании»). Для учащихся и учителей. Данная публикация входит в состав «Библиотеки учебных курсов», формирование которой ведется в рамках программы академического сотрудничества MSDN Academic Alliance (MSDN AA).

ИКТ в профильном обучении

Лекторий содержит материалы обо всех комплектах элективных курсов для профильного обучения (как общего назначения по ИКТ, так и олимпиадной информатики), которые выпущены в издательстве «БИНОМ. Лаборатория знаний». Издательство работает с элективными курсами в рамках концепции элективных учебных проектов. Общий подход к формированию элективных курсов представлен в методических материалах к лекторию. Рекомендуем также познакомиться с видеолекцией Усенкова Д. Ю.:
Методика реализации мультиплатформенности в УМК «Информатика и ИКТ» Н. Д. Угриновича
Презентация к виделекции

Концепция ЭУПК для профильного обучения школьников

Профильное обучение является одним из основных направлений развития школьного образования. Оно создает условия для получения знаний старшеклассниками в соответствии с их интересами и намерениями в отношении дальнейшей профессиональной деятельности. Важную роль в нем играют ИКТ – как современная практическая составляющая любого профильного содержания.

Подробнее

Элективные курсы

  • Богомолова О. Б. Готовимся стать сертифицированным специалистом по MS Excel. Элективный курс : учебное пособие
  • Калинин И. А., Самылкина Н. Н. Основы информационной безопасности при работе в телекоммуникационных сетях. Элективный курс : учебное пособие
  • Танова Э. В. Введение в криптографию: как защитить свое письмо от любопытных. Элективный курс : учебное пособие
  • Танова Э. В. Введение в криптографию: как защитить свое письмо от любопытных. Элективный курс : методическое пособие
  • Угринович Н. Д. Исследование информационных моделей. Элективный курс : учебное пособие
  • Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информационные системы и модели. Элективный курс: учебное пособие
  • Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информационные системы и модели. Элективный курс : практикум
  • Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информационные системы и модели. Элективный курс : методическое пособие
  • Андреева Е. В., Босова Л. Л., Фалина И. Н. Математические основы информатики. Элективный курс : методическое пособие
  • Самылкина Н. Н., Русаков С. В., Шестаков А. П., Баданина С. В. Готовимся к ЕГЭ по информатике. Элективный курс : учебное пособие
  • Колбин Р. В. Глобальные и локальные сети: создание, настройка и использование. Элективный курс : методическое пособие
  • Колбин Р. В. Глобальные и локальные сети: создание, настройка и использование. Элективный курс : учебное пособие
  • Монахов М. Ю., Солодов С. Л., Монахова Г. Е. Учимся проектировать на компьютере. Элективный курс : практикум
  • Монахов М. Ю., Воронин А. А. Создаем школьный сайт в Интернете. Элективный курс : учебное пособие
  • Залогова Л. А.Компьютерная графика. Элективный курс : практикум
  • Залогова Л. А. Компьютерная графика. Элективный курс : учебное пособие
  • Поднебесова Г. Б. Основы компьютерной алгебры. Элективный курс : учебное пособие
  • Поднебесова Г. Б. Основы компьютерной алгебры. Элективный курс : методическое пособие
  • Ясницкий Л. Н. Искусственный интеллект. Элективный курс : учебное пособие

Подробнее

Элективные курсы Microsoft серии «Партнёрство в образовании»

В рамках инициативы Microsoft «Партнерство в образовании» корпорация Microsoft совместно с издательством БИНОМ разработала ряд уникальных курсов, предназначенных как для повышения квалификации учителей, так и для обучения школьников. Курсы могут использоваться для включения в школьную программу информатики соответствующего класса, как дополнение к стандартной программе обучения в качестве факультатива, спецкурса, элективного курса, внеклассной работы.

  • Основы программирования на примере Visual Basic .NET : учебное пособие
  • Основы программирования на примере Visual Basic® .NET : методическое пособие для учителя
  • Основы компьютерных сетей : учебное пособие
  • Основы компьютерных сетей : методическое пособие для учителя
  • Персональный компьютер: настройка и техническая поддержка : учебное пособие
  • Персональный компьютер: настройка и техническая поддержка : методическое пособие для учителя
  • Учебные проекты с использованием Microsoft Office : учебное пособие
  • Учебные проекты с использованием Microsoft Office : методическое пособие для учителя

Подробнее

Серия «Практикум» (платформа Windows)

Книги данной серии содержат многоуровневые практические задания по работе с теми или иными прикладными программами, изучаемыми на уроках информатики и ИКТ. Каждое занятие включает в себя основные понятия темы, краткие теоретические сведения, необходимые для выполнения заданий, пошаговое описание выполнения заданий и контрольные вопросы. Сами задания являются разноуровневыми, что позволяет учителю использовать их в классах с любой степенью подготовленности и формировать индивидуальные образовательные траектории. Практикумы могут использоваться для самостоятельной и домашней работы, а также в качестве раздаточного материала на уроке.

Многоуровневые практикумы для общеобразовательной и профильной школы: комплексный УМК по информатике и ИКТ

  • Богомолова О. Б. Стандартные программы Windows : практикум
  • Богомолова О. Б., Васильев А. В. Обработка текстовой информации : практикум
  • Васильев А. В., Богомолова О. Б. Работа в электронных таблицах : практикум
  • Богомолова О. Б. Проектные работы с использованием электронных таблиц MS Excel : практикум
  • Богомолова О. Б. Web-конструирование на HTML : практикум
  • Богомолова О. Б., Усенков Д. Ю. Искусство презентации : практикум
  • Богомолова О. Б. Преподавание информационных технологий в школе : методическое пособие

Подробнее

Серия «Практикум» (платформа Linux / СПО)

Сегодня перед отечественной системой образования поставлена трудная задача – переориентировать ставшее за полтора десятка лет привычным преподавание курса информатики и ИКТ на основе коммерческого ПО на базе Microsoft Windows и пакета Microsoft Office на применение свободного программного обеспечения (СПО) на основе операционной системы Linux. Сложность этой задачи для учителя информатики – прежде всего методическая: необходимость практически «с нуля» искать требуемую учебно-методическую литературу и осваивать (также практически «с нуля», несмотря на общую идентичность интерфейса) новые версии программных продуктов.

Чтобы помочь учителям и методистам организовать практическое освоение учащимися базовых средств информационных технологий, реализованных в виде свободного программного обеспечения, разработана серия учебных пособий – практикумов.

Эти практикумы содержат необходимые учащимся краткие теоретические сведения по работе с соответствующими программами и практические задания, которые учащиеся должны выполнить по каждой из рассматриваемых на занятиях учебных тем. Особенностью практикумов, посвященных освоению приложений пакета OpenOffice.org, при этом является их проектный характер: начиная с самых первых занятий учащиеся, выполняя предложенные задания, шаг за шагом продвигаются к единой цели – созданию соответствующих компонентов (реферата, презентации и т.д.) одного учебного проекта как некоего конечного информационного продукта. Практические же работы, выполняемые в рамках занятий по курсам «Коммуникационные технологии» и «Защита компьютера от вредоносных воздействий» помогут учащимся организовать поиск необходимой для создания такого проекта исходной информации, для обмена этой информацией и ее обсуждения с коллегами – другими учащимися, а также для защиты своего компьютерного рабочего места.

Указанные практикумы представляют собой компоненты единой модульной системы элективных курсов по базовым информационным и коммуникационным технологиям, нацеленной на учебно-методическую поддержку профильного обучения школьников в рамках курса «Информатика и ИКТ» и позволяющей гибко формировать программы профильного обучения для различных профилей (либо для «универсального профиля») с учетом специфики конкретного региона или образовательного учреждения, а также пожеланий самих учащихся. Принципы формирования таких профильных учебных программ на базе вышеперечисленных учебных пособий описаны в сопровождающем их методическом пособии для учителя.

  • Богомолова О. Б., Усенков Д. Ю. Искусство презентации : практикум
  • Богомолова О. Б. Создание документов в OpenOffice.org Writer;
  • Богомолова О. Б. Работа в электронных таблицах OpenOffice.org Calc;
  • Богомолова О. Б. Создание презентаций в OpenOffice.org Impress;
  • Богомолова О. Б. Создание баз данных в OpenOffice.org Base;
  • Усенков Д. Ю., Богомолова О. Б. Коммуникационные технологии;
  • Богомолова О. Б., Усенков Д. Ю. Защита компьютера от вредоносных воздействий.
  • Богомолова О. Б. Преподавание информационных и коммуникационных технологий на базе свободного программного обеспечения: методическое пособие
Читайте так же:  Как подать заявление в загс в казахстане по интернету

Подробнее

Для углубленного изучения СПО на платформе Linux рекомендуем ознакомиться с проектом «Linux-школе».

Навигационная панель для развивающегося web-сайта

Правильное оформление и размещение «гиперссылочных меню» на web-странице — это, без сомнения, одна из важных составляющих ее дизайна. При этом общепринятым является правило собирать основные ссылки на крупные подразделы («главы») сайта в единую навигационную панель, которую располагают чаще всего в начале, в конце или в боковой панели страницы.

Такая панель, безусловно, удобна для пользователя. Но если ваш сайт активно развивается и в него то и дело добавляются новые разделы и страницы, то это требует, конечно же, и обновления содержимого вашей навигационной панели. Как это сделать удобнее всего, чтобы не «перелопачивать» каждый раз все web-страницы, меняя на них список разделов? При помощи PHP, Perl и других технологий серверного программирования сделать это достаточно просто, — но для этого требуется уметь применять эти технологии, и к тому же большинство бесплатных хостингов (общедоступных серверов для размещения сайтов) не разрешают использовать серверное программирование. Фреймовую же структуру сайта многие предпочитают не использовать.

Простое и изящное решение этой проблемы описано в предлагаемой статье. А о том, как создавать внедренные окна и работать с Java-скриптами для создания с их помощью навигационных механизмов на сайте, можно прочитать в книге «Уроки web-мастера» (наряду с другими примерами применения Java-скриптов).

Комплект элективных курсов Microsoft

Внимание! В рамках инициативы «Партнерство в образовании» Microsoft приглашает учителей пройти
дистанционные курсы повышения квалификации.

В рамках инициативы Microsoft «Партнерство в образовании» корпорация Microsoft совместно с издательством БИНОМ разработала ряд уникальных курсов, предназначенных как для повышения квалификации учителей, так и для обучения школьников. Курсы могут использоваться для включения в школьную программу информатики соответствующего класса, как дополнение к стандартной программе обучения в качестве факультатива, спецкурса, элективного курса, внеклассной работы.

В состав каждого курса входят:

  • учебное пособие;
  • методическое пособие;
  • компакт-диск с электронным приложением для организации учебно-практической деятельности.

Разработанные на основе международного опыта курсы прошли в России серьезную адаптацию к российским образовательным требованиям, выполненную российскими учителями, методистами и экспертами.

Курсы являются основой для формирования в школах элективных курсов в форме учебных проектов в рамках профильного обучения и предпрофильной подготовки школьников на основе использования ИКТ (элективные учебные проекты — ЭУП). Роль таких проектов – не только показать школьникам элементы будущей профессии, но и в деятельностной форме прикоснуться к ней для развития школьного информационного пространства.

Скачайте PDF-версии курсов и методических рекомендаций к ним, а также часть материалов, размещенных на прилагаемых к курсам CD-ROM:

  • на сайте Microsoft — http://www.microsoft.com/Rus/Msdnaa/Curricula/Default.mspx;
  • в разделах «Материалы курса» на нашем сайте (см. ниже).

Примечание. Здесь выложены не все материалы, имеющиеся на CD-ROM к курсу. Соответственно, некоторые гиперссылки в «аннотации к диску», играющей на CD роль пользовательской оболочки, в скачанной отсюда версии материалов могут не работать. Полные учебно-методические комплекты курсов можно приобрести в издательстве «БИНОМ. Лаборатория знаний».

Учебные проекты с использованием Microsoft Office

Курс помогает учителям эффективно использовать ИТ в процессе преподавания.
Основу курса составляет детальное описание четырех ЭУП:
— Создание информационных бюллетеней.
— Создание плана маркетинга.
— Создание «карьерного портфеля».
— Как совершать выгодные покупки.

Помимо этих четырех проектов, приведены аннотации дополнительных проектных идей, которые могут использоваться учителями-предметниками отдельно или совместно с учителем информатики для самостоятельной разработки и проведения ЭУП, позволяющих сформировать или поддержать и развить школьное издательство, Пресс-центр, библиотечный медиа-центр, школьное Информ-бюро, учебную телестудию, школьный диагностический компьютерный центр здоровья, школьную естественнонаучную цифровую лабораторию и пр.

Материалы курса:
Материалы CD-ROM к курсу
Учебное пособие
Методическое пособие

Методические материалы:
Методические аспекты обучения по курсу «Учебные проекты с использованием Microsoft Office»
Карта проекта «Информационный бюллетень»
Примерная схема урока «Макет информационного бюллетеня»
Рабочие карты ученика и учителя

Дополнительные материалы:
Учебно-методическое пособие «Microsoft Office 2003 для учителя»

Консультанты: Богомолова Ольга Борисовна, Марчук Светлана Евгеньевна.

Основы программирования на примере Visual Basic .NET

Цель курса – познакомить учащихся старших классов с основными концепциями компьютерного программирования. В рамках курса школьники научатся создавать интересные и привлекательные приложения, в том числе для школьного сайта, с помощью Visual Basic. Net. На протяжении курса они изучают такие базовые концепции программирования, как написание псевдокода, создание форм, определение и объявление переменных и многое другое. Курс дает учащимся возможность исследовать мир программирования и на практике понять, что значит быть программистом. Реализация ЭУП предполагается на основе школьного компьютерного «Клуба программистов» или «Веб-студии».

Материалы курса:
Материалы CD-ROM к курсу
Учебное пособие
Методическое пособие

Методические материалы:
Курс «Основы программирования на примере Visual Basic®.NET» в профильном обучении информатике
Организация школьных проектных бригад по курсу «Основы программированияна примере Visual Basic®.NET» в профильном обучении информатике
Карта проекта (для учителя)
Примеры выполнения работ учащимися
Создание веб-сайта проекта (план для учителя)
Полезные ссылки и примеры

Консультанты: Морозов Владимир Владимирович, Моисеева Ольга Федоровна.

Основы компьютерных сетей

Цель курса – дать учащимся знания основ компьютерных сетей и Интернета, помочь им подготовиться к использованию и созданию сетей, понять принципы построения World Wide Web и Интернет, научиться обеспечивать защищенные сетевые соединения. Программа интегрирует теоретическое и практическое обучение (в процессе прохождения курса учащиеся разрабатывают план сети и строят ее), помогая учащимся приобрести знания и навыки, востребованные в сегодняшнем высокотехнологичном обществе.

Курс поддерживает ЭУП «Техническая поддержка школьной компьютерной сети». Предлагается реализовать его в рамках деятельности школьного центра «Технической поддержки компьютеров».

Материалы курса:
Материалы CD-ROM к курсу
Программное обеспечение для проведения лабораторных работ
Учебное пособие
Методическое пособие

Методические материалы:
Методическая характеристика курса «Основы компьютерных сетей»

Консультанты: Богомолова Ольга Борисовна, Александрова Анна Николаевна.

Персональный компьютер: настройка и техническая поддержка

Цель курса – дать учащимся основные понятия и соответствующие практические технические навыки для работы в качестве лаборантов школьной службы технической поддержки компьютеров. Курс интегрирует технологии и обучение, позволяя учащимся успешно развернуть эффективную систему технической поддержки компьютеров в школе.

Учащиеся-старшеклассники помогут учителям, администрации и младшим школьникам при затруднениях в работе с компьютером. Программа курса включает обучение ремонту компьютеров, базам данных и работе служб помощи, а также помогает учителям в профессиональной ориентации школьников в области информационных и телекоммуникационных технологий.

Данный курс рекомендуется осваивать как ЭУП в 9-11 классах совместно с курсом «Основы работы с компьютерными сетями». Предлагается реализовать его в рамках деятельности школьного центра технической поддержки компьютеров.

Материалы курса:
Материалы CD-ROM к курсу
Учебное пособие
Методическое пособие

Методические материалы:
Настройка и техническая поддержка ПК
Ремонт ПК (учебный фильм)
Карта проекта по курсу «Персональный компьютер: настройка и техническая поддержка»
Технологическая карта проектного занятия

Консультанты: Сайков Борис Павлович, Марчук Светлана Евгеньевна.

Дополнительная литература к курсам Microsoft серии «Партнерство в образовании»

Учебные проекты с использованием Microsoft Office

  1. Фролов М.И. Учимся работать на компьютере: Самоучитель для детей и родителей — 2006
  2. Богомолова О.Б. Практические работы по Microsoft Excel на уроках информатики — 2006
  3. Богомолова О.Б. Обработка текстовой информации; (Практикум) — 2006
  4. Богомолова О.Б. Стандартные программы Windows — 2006
  5. Васильев А.В., Богомолова О.Б. Работа в электронных таблицах — 2006
  6. Штайнер Г. Windows XP (Справочник)— 2004
  7. Штайнер Г. Word 2003 (Справочник) Word 2002. (Справочник) — 2005
  8. Штайнер Г. Office XP. (Справочник) — 2005
  9. Штайнер Г. Excel 2003 (Справочник) — 2006
  10. Прохоров А. Я могу работать в современном офисе — 2006
  11. Уразалина 3.К. Я могу работать в Microsoft Windows — 2006
  12. Юнов С.В. Я могу работать с Microsoft Excel — 2006

Основы программирования на примере Visual Basic.NET

  1. Штайнер Г. VBA 6.3 (Справочник) — 2002
  2. Штайнер Г. VisualBasic.NET (Справочник) — 2002
  3. Угринович Н.Д. Исследование цифровых моделей — 2006

Основы компьютерных сетей

  1. Усенков Д.Ю. Уроки Web-мастера — 2003
  2. Колбин Г.В. Глобальные и локальные сети: создание, настройка и использование — 2007
  3. Богомолова О.Б. Web-конструирование на HTML : практикум — 2008

Персональный компьютер: настройка и техническая поддержка

  1. Ибрагим К. Устройство и настройка ПК — 2004
  2. Штайнер Г. Windows XP (Справочник) — 2004
  3. Сайков Б.П. Сбои компьютера: диагностика, профилактика, лечение — 2005

Дополнительные материалы:
Курсы Microsoft серии «Партнерство в образовании» для средней школы
Курсы Microsoft серии «Партнерство в образовании» в системе

Олифер, Олифер: Основы компьютерных сетей. Учебное пособие

Аннотация к книге «Основы компьютерных сетей. Учебное пособие»

Издание представляет собой краткий учебный курс, в котором последовательно рассматриваются основные аспекты архитектуры и технологии современных компьютерных сетей. В книге освещены основные концепции, являющиеся фундаментом компьютерных сетей, технологии проводных, беспроводных локальных сетей, составной сети (интернета), глобальной сети, популярных сетевых услуг и сервисов.
Книга предназначена для студентов, аспирантов и технических специалистов, которые хотят получить базовые знания о принципах построения компьютерных сетей, понять особенности традиционных и перспективных технологий локальных и глобальных сетей, изучить способы создания крупных составных сетей и управления такими сетями.

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей рекомендацией. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей ссылкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Олифер, Олифер: Основы компьютерных сетей. Учебное пособие

Аннотация к книге «Основы компьютерных сетей. Учебное пособие»

Издание представляет собой краткий учебный курс, в котором последовательно рассматриваются основные аспекты архитектуры и технологии современных компьютерных сетей. В книге освещены основные концепции, являющиеся фундаментом компьютерных сетей, технологии проводных, беспроводных локальных сетей, составной сети (интернета), глобальной сети, популярных сетевых услуг и сервисов.
Книга предназначена для студентов, аспирантов и технических специалистов, которые хотят получить базовые знания о принципах построения компьютерных сетей, понять особенности традиционных и перспективных технологий локальных и глобальных сетей, изучить способы создания крупных составных сетей и управления такими сетями.

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей рекомендацией. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей ссылкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Основы компьютерных сетей методическое пособие для учителя

Сетевое взаимодействие учителя географии

как средство повышения квалификации

В информационном обществе остро встает проблема образования, а непрерывное обучение и профессиональное развитие становится составной частью жизни каждого человека. Использование новых информационных технологий позволяют человеку увереннее чувствовать себя в жизни, дает возможность обеспечивать профессиональное развитие. Освоение учителем новой информационной культуры в значительной мере будет определяться проникновением в образование и повседневную жизнь технологий, основанных на использовании не только персональных компьютеров, но и компьютерных сетей. Сеть Интернет на сегодня становится универсальной средой не только доступа к любой информации, а также средством ее поиска и распространения. Кардинальные изменения в российском обществе влекут за собой модернизацию образовательной системы страны и, как следствие, одной из ее составляющих – повышения квалификации учителей. Успешность решения этой важной проблемы зависит от разработки теоретической и практической обоснованности процесса повышения квалификации педагогических кадров.

В начале 2010 года президент Д.А. Медведев озвучил концепцию образовательной инициативы «Наша новая школа”. Согласно этой инициативе «стимулом должна стать аттестация педагогических и управленческих кадров – периодическое подтверждение квалификации педагога, её соответствия задачам, стоящим перед школой. Принципиально обновлены квалификационные требования и квалификационные характеристики учителей. Программы повышения квалификации должны гибко изменяться в зависимости от интересов педагогов, а значит – от образовательных потребностей детей [8]. Одной из главных характеристик или условий успешной реализации процесса модернизации является формирование среды профессионального общения как важнейшего элемента повышения квалификации педагога. Интернет в данном случае выступает как один из инструментов реализации этого профессионального общения.

Система повышения квалификации должна ориентироваться не только на то, чтобы дать педагогам некую дополнительную сумму современных знаний, более современных по сравнению с теми, когда они закончили ВУЗ. Прежде всего, она должна быть направлена на стимулирование их познавательной активности, творческих поисков, личностного роста [5]. Информатизацию образования применительно к учителям, и в частности учителям географии, необходимо рассматривать в двух направлениях: 1. Для обучения и воспитания учащихся. 2. Для собственного личностно-профессионального развития. В данном выступлении рассматривается второй вопрос.

Его рассмотрение уместно начать с цитаты А. Наумова. «Современные требования работодателей к выпускникам: умение работать с информацией, навыки работы в команде – вот что надо иметь по окончании учебного заведения. Важен не объем знаний, а способность их усваивать, — таковы потребности новой экономики. Однако существующая система образования не способна им соответствовать. Формирование новой модели образования связано с изменением характера информационных потоков. Эра компьютеров закончилась. Сегодня работают не компьютеры, а коммуникации” [7]. Однако под последним сегодня понимается не только электронная почта, которая сейчас есть у большинства учителей географии, под этим следует понимать деятельность учителя географии, направленную на профессиональное развитие, где поведение каждого учителя географии выступает с одной стороны стимулом, с другой – реакцией на поведение коллег. Что касается школьников, то они «живут» в компьютерных сетях и взаимодействуют друг с другом, это стало составляющей их повседневной жизни [1] . Соревноваться в этом подавляющему большинству учителей, в частности географии – дело безнадежное. Но сегодня, как стало ясно, учитель, не имеющий опыта эффективного сетевого взаимодействия, замыкающийся в рамках своей школы, своего района, это учитель, не идущий в ногу со временем. Он достаточно быстро останавливается в своем развитии, становится неинтересным для своих учеников и утрачивает свой авторитет.

Сегодня Интернет следует рассматривать уже не только как некоторую базу данных, информационное хранилище, но и как определенный механизм, устройство, инструмент. Сегодня это уже среда, которую учитель географии не только должен знать и понимать, но и принимать участие в ее формировании. Действительно, крайне редко учитель использует найденную информацию в том виде, в каком ее находит: он с ней работает – расширяет, свертывает, перестраивает, корректирует. А степень удовлетворения потребности зависит от него самого – не только от уровня ИКТ-грамотности, но и от желания дальнейшего развития. Существующие Интернет-технологии позволяют учителю оперативно получать необходимую информацию, которую он сможет использовать в своей работе, а также, что не менее важно, – активно обмениваться опытом с другими учителями географии [3]. Действительно, возможности для профессионального развития, повышения квалификации у сетевого взаимодействия велики. В его основе лежит проявление собственной инициативы: учитель сам определяет чему научиться, какие проблемы обсуждать, какой форме взаимодействия отдать предпочтение. Коллективное сетевое взаимодействие – это залог не только продуктивного обмена информацией, но и основа приобретения новых знаний и умений, на основе которых происходит дальнейшее повышение квалификации. Включаясь в сетевое взаимодействие, учитель имеет возможность не только получить новые знания, но и использовать их на практике, и, не останавливаясь на достигнутом, продолжать повышать квалификацию. Специальных программ курсов повышения квалификации, на которых именно учителя географии приобретали бы опыт такого взаимодействия, к сожалению, не разработано. А самостоятельно осваивают сетевое взаимодействие на профессиональном уровне немногие. В данном выступлении нет возможности, да и необходимости рассматривать все сетевые сообщества, с помощью которых учитель географии мог бы повышать квалификацию. Рассмотрим наиболее известные из них.

Большие возможности для профессионального развития учителя географии открывает портал «Открытый класс” (http://www.openclass.ru). На этом портале организованы сообщества учителей географии, в котором найдется место всем учителям – от начинающих до профессионалов. Однако большинство из них организовано по региональному принципу. Но даже если учитель не вступил ни в одно из сообществ, ему предоставлена возможность размещать собственные статьи, разработки уроков (занятий), находить материалы к урокам, и, что немаловажно, принимать участие в обсуждении разработок, помещенных коллегами. Также предоставляется возможность пройти обучение в дистанционном режиме. Что касается последнего, то география пока представлена слабо. Всего на портале представлено 76 курсов, включая мастер-классы, из них надпредметных 20, метапредметных 4, а предметных «географических” только 2.

Еще большие возможности для профессионального развития учителя географии открывает портал Сеть творческих учителей ( http://www.it-n.ru ). Большинство сообществ на нем не являются региональными. Необходимо отметить его главную особенность – этот портал специально создан для обмена опытом применения ИКТ в учебном процессе. В рамках портала организовано сообщество учителей географии, которое поистине можно назвать творческой мастерской. Наиболее популярная программа среди учителей географии, с помощью которой создаются образовательные ресурсы, это MS Power Point. Но вместе с тем, презентация, созданная в этой программе, зачастую просто демонстрируется учителем на уроке, не позволяет тем самым развивать продуктивную деятельность учащихся. Пожалуй, здесь уместно провести аналогию с диафильмом, учебной картиной или таблицей – те же иллюстрации, текст, только носитель информации другой. А развитие интеллектуальных способностей возможно, как отмечают психологи еще со времен Ж. Пиаже и Л.С. Выготского, лишь в ходе продуктивного обучения. Большинство ресурсов, размещенных в рамках данного сообщества на этом портале, это тоже презентации. Однако последними их можно назвать лишь условно, только потому, что они сделаны в MS Power Point. По сути дела, они уже являются интерактивными пособиями. Не случайно появилась в рамках сообщества творческая группа «От презентаций к интерактивным пособиям”. Для учителей, которые не умеют создавать подобные презентации, организуются мастер-классы, на которых главное внимание уделяется инструментам MS Power Point, позволяющим создавать элементы интерактивных пособий – гиперссылкам, триггерам, сложным анимациям и др. Делается это для того, чтобы учителю-географу стал понятным и был принят опыт коллег, чтобы стал источником новой идеи, по выражению В.И. Загвязинского «канвой для вышивания”, а затем стимулом для создания собственного опыта [4]. В сообществе учителей географии, в том числе в каждой его группе постоянно пополняется библиотека учебно-методических материалов. На портале представлена также единая библиотека, состоящая из NITI (New Information Technology&Internet)-методик [2] и VCT (Virtual Classroom Tour)-проектов. Многие учителя в своей работе используют электронные образовательные ресурсы на CD (мультимедийные учебники серии1C, виртуальную школу Кирилла и Мефодия и др.). NITI–методики позволяют им поделиться опытом работы в рамках портала. Отметим также, что некоторые мультимедийные издания по географии имеют выход в Интернет в программной оболочке, а в некоторых предусмотрена возможность изменения списка-Интернет-ресурсов [3] . VCT-проект – учебный проект, написанный по определенному образцу, приведенному на портале. Он включает в себя методику проведения занятий с использованием проектного метода обучения. Имея структурированное описание проекта, учитель может повторить успешный опыт других учителей или создать свой собственный проект. Важно также то, что издано методическое пособие по организации работы на портале [3].

Несколько меньшими возможностями располагают сайты «Мир географии” ( http://www.mirgeografii.ru ), «Про школу” ( http://www.proshkolu.ru ) и др.

Положительной чертой сетевого взаимодействия является возможность посмотреть на созданный ресурс глазами коллег, которых учитель не знает. Таким образом повышается объективность оценки того, что разработано и выложено в Сеть. Нередки случаи, когда размещенная на портале разработка, кажущаяся автору безукоризненной и, возможно, является лучшей, что им сделано к настоящему времени, оказывается не востребованной. Причин может быть несколько: недостаточная ИКТ-подготовка учителя, серьезные недостатки в оформлении работы, отсутствие методического сопровождения и др. [3].

Как уже отмечалось, большинство учителей географии «отстают” от своих воспитанников с точки зрения сетевого взаимодействия. Порталы, организованные для учителей, позволяют преодолеть сложившийся разрыв. Учитель, зарегистрировавшийся на сайте, учится способам сетевого взаимодействия у более опытных коллег, одновременно применяя полученные знания и умения на практике. При этом следует отметить, что сетевое взаимодействие – явление, порожденное постиндустриальным обществом, следовательно, осваивают его молодые учителя наряду с учителями с большим стажем. И, несмотря на то, что подобное взаимодействие еще очень молодо, видов сетевого взаимодействия много – от обсуждения вопроса на форуме до создания собственного сообщества. Таким образом, учитель может сразу получать опыт разного рода.

Из вышесказанного вытекает следующая положительная черта сетевого взаимодействия – возможность самостоятельно определять те его формы взаимодействия, которые на определенном временнóм этапе учителю географии необходимы, а также возможность самостоятельно строить для себя собственную среду для сетевого взаимодействия и находить собственные маршруты, что немаловажно. Если традиционному обучению присущи избыточность информации, содержание строится из расчета «авось пригодится», то на сегодня, в быстро меняющемся мире учеба впрок – непозволительная роскошь: обучать и обучаться следует только тому, что наверняка будет востребовано [2]. Слишком высоки сегодня требования к учителю географии, чтобы разбрасываться учебным временем, собственными усилиями и усилиями преподавателей.

Преимущества сетевого взаимодействия учителя, как видно, налицо. Но здесь я позволю себе в качестве примера привести некоторые цифры относительно степени вовлеченности учителей географии в этот процесс. На портале «Сеть творческих учителей» из 50 размещенных NITI-методик по географии только 4, из такого же количества VCT-проектов по географии нет ни одного. Приведу также данные по Санкт-Петербургу: из более чем 1100 учителей географии в «Сети творческих учителей» зарегистрировано только 17, из них собственных разработок не разместил никто, а на портале «Открытый класс» разработки разместили только двое. Возникает закономерный вопрос – что же сдерживает «среднестатистического» учителя географии, 52-летнего с высшей категорией, что препятствует его сетевому взаимодействию?

Поскольку большинство читателей этой статьи учителя, то все по крайней мере наслышаны о новых правилах аттестации. Применительно к Санкт-Петербургу, аттестация проходит в форме экспертизы портфолио учителя. По каждому критерию и показателю начисляется определенное количество баллов, затем баллы суммируются. Для подтверждения высшей категории необходимо набрать 585 баллов. Теперь проанализируем разбалловку, приведенную в экспертном заключении [12 ].

Критерий : Владение навыками пользователя персонального компьютера – 50 баллов.

Документы в портфолио : Копия удостоверения курсов пользователя ПК или владения информационно-коммуникационными технологиями, полученного в следующих учреждениях: РЦОКОиИТ, СПбАППО, СПбГУИТМО, заверенная руководителем образовательного учреждения [4] (за межаттестационный период).

Критерий : Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе: лицензионных – 5 баллов, созданных самостоятельно – 10 баллов, наличие собственного сайта, страницы на сайте образовательного учреждения, блога и др. – 10 баллов.

Документы в портфолио : Перечень ЭОР к разделам программы, скриншоты страниц сайтов, других электронных ресурсов, конспекты 5 уроков/занятий, проводимых с использованием ЭОР (за межаттестационный период).

Цифры говорят сами за себя и в комментариях не нуждаются. Таким образом видно, что с повышением квалификации учителей географии в Санкт-Петербурге сложилась картина диаметрально противоположная той, какой она описана в концепции «Наша новая школа»[8]. Налицо явление, по меткому выражению А.Г. Асмолова названное крепостничеством. «Наши учителя сегодня жестко «привязаны” к региональным институтам повышения квалификации. В лучшем случае удастся попасть в Академию повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования федерального уровня. Таким образом, мы имеем дело с типичным крепостничеством, когда человек «привязан» к своему «подворью”. Учитель обречен идти учиться к одним и тем же людям и осваивать «обязательный ассортимент” учебных курсов. Если он этого не сделает, региональный орган управления образованием не присвоит ему очередную квалификационную категорию, то есть учитель потеряет в зарплате… Качество подготовки учителей в региональных ИПК нередко вызывает нарекания. За повышение профессионального уровня учителей далеко не всегда отвечают истинные профессионалы.” [1].

Об отсутствии соответствующих курсов подготовки учителей географии уже говорилось. Но даже те учителя, которые только решили «попробовать на вкус» сетевое взаимодействие, часто разочаровываются в этом. Как уже упоминалось, разработка, помещенная учителем в Сеть, может оказаться невостребованной коллегами. Выражаться это может в отсутствии отзывов или высказывание отрицательных отзывов, причем нередко в грубой форме. Последнее связано с тем, что учитель, вступая в то или другое сообщество учителей, должен понимать, что в какой-то мере он должен быть андрагогом, уметь формулировать замечания так, чтобы коллегам не было обидно, и в то же время принимать замечания в свой адрес и быстро на них реагировать. Многих такое положение дел отпугивает, и учитель прекращает взаимодействие в сети, так и не начав. Хотя не следует в данной ситуации отчаиваться, разработку необходимо пересмотреть, обсудить с другими учителями географии или предложить ее как идею для творческой мастерской, совершенствовать разработку, – и в скором времени отношение к учителю будет совсем другим.

Главным выходом из создавшегося положения представляется разработка соответствующих курсов применительно к учителям географии, то есть курсов, на которых учителя географии получили бы навыки сетевого взаимодействия, а также познакомились бы с технологией создания образовательных ресурсов, которые на данном этапе времени востребованы в различных профессиональных сообществах. При организации этих курсов оптимальной представляется модель интеграции очной и дистанционной форм обучения, разработанная Е.С. Полат. По ее мнению именно такая модель дистанционного обучения наиболее перспективна для будущей системы образования, в частности для повышения квалификации[10]. При этом в очной форме следует сохранить непосредственно освоение, регистрацию, знакомство с порталами и их возможностями, а размещение материалов, развитие умений размещать разработки, консультации целесообразно перенести на дистанционный режим. При этом преподаватель всегда остается на связи с учителями в рамках того или иного сообщества, портала, блога и т.п., следовательно, имеет возможность просматривать размещенные слушателями курсов материалы. Пройдя обучение по этой модели, учитель сможет уверенно чувствовать себя среди коллег-единомышленников, а сетевое взаимодействие несомненно будет способствовать творческому успеху.

1. Асмолов А.Г. В повышении квалификации учителей не место крепостничеству. [Электронный ресурс] .

2. Василькова Т.А. Основы андрагогики. – М.: КНОРУС, 2009.

3. Драхлер А.Б. Сеть творческих учителей: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

4. Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога: 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.

5. Малышева М.А. Вариативная система повышения квалификации в области информационных технологий // Развитие информатизации образования Санкт-Петербурга: состояние, опыт, перспективы – СПб.: СПбЦИТиТ, 2005.

6. Миллер А.Л. Проблемы внедрения электронных образовательных ресурсов по географии в практику массового преподавания [Электронный ресурс]: http:// /www.it-n.ru/board.aspx?cat_no=3436&tmpl=Thread&BoardId=3439&ThreadId=366843.

7. Наумов А. «Образование 2.0 стучится в дверь… Откроем?» // Компьютерра. – 2008. – № 44. [Электронный ресурс]: http:// offline.computerra.ru/2008/760/388331.

8. Национальная образовательная инициатива НАША НОВАЯ ШКОЛА [Электронный ресурс]:http:// www.educom.ru/ru/works/projects/nasha_novaya_shkola/school/index.php .

9. Основы компьютерных сетей: учебное пособие. – М,: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

10. Полат Е.С. и др. Педагогические основы дистанционного обучения. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

11. Распоряжение Комитета по образованию от 18.03.2011 N412-р . / [Электронный ресурс]: http:// http://www.docme.ru/doc/17710/rasporyazhenie-komiteta-po-obrazovaniyu-ot-18.03.2011-n412-r.

12. Экспертное заключение об уровне профессиональной деятельности педагогического работника образовательного учреждения [Электронный ресурс]: http:// www.spbappo.ru/modules/mydownloads/visit.php?lid=771 .

[1] Действительно, грамотному, эффективному сетевому взаимодействию школьников сейчас, по крайней мере в рамках учебного процесса, никто не учит. Некоторые рекомендации приведены в книге «Основы компьютерных сетей» (глава 11) [9]. Главная причина заключается в том, что подавляющее большинство учителей и в частности учителей географии не имеют опыта такого взаимодействия.

[2] Термин NITI -методика «родился» в рамках портала и подразумевает методики проведения уроков, объединенных одной темой, с обязательным использованием ИКТ и Интернета.

[3] Подробнее возможности мультимедиа учебников рассмотрены в моей статье «Проблемы внедрения электронных образовательных ресурсов по географии в практику массового преподавания», опубликованной на портале «Сеть творческих учителей» в разделе библиотеки сообщества «Методика и опыт»[6].

[4] Возможен другой вариант в форме квалификационного испытания, при котором максимальное количество баллов – 40. Однако, как показывает анализ образца справки о результате прохождения квалификационного испытания на определение уровня владения персональным компьютером [11], проверяется ИКТ-грамотность, а не ИКТ-компетентность, не говоря уже о навыках сетевого взаимодействия.

Читайте так же:  Госпошлина обмена прав