Портал «Юристъ» — Ваш успех в учебе и работе!

Теория государства и права

1) совершаемые на службе;

2) совершаемые в связи со службой;

3) совершаемые вне службы.

Многочисленный персонал ОВД как часть населения страны подвергается воздействию общих факторов правонарушений, коренящихся в социальных противоречиях.

Глава 23. Юридическая ответственность

Особые условия, которые способствуют совершению правонарушений в системе правоохранительных органов, выражаются в следующих возможностях:

— употребление во зло властных полномочий (злоупотребление служебным положением);

— использование не по назначению табельного оружия;

— употребление во зло служебных помещений;

— использование не по назначению спецсредств, спецтехники;

— употребление во зло изоляторов временного содержания подозреваемых (ИВС) и следственных изоляторов (СИЗО).

Правонарушения, совершаемые сотрудниками органов внутренних дел на службе и в связи со службой, как и все правонарушения, бывают двух видов:

Наступает административная ответственность — общественно вредные, противоправные, виновные деяния сотрудников, посягающие на государственный строй или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления.

Наступает дисциплинарная ответственность — общественно вредные нарушения закрепленного нормами права (уставами, положениями, правилами) юридически обязательного порядка деятельности конкретных коллективов органов и учреждений внутренних дел, т.е. служебной, учебной, трудовой дисциплины. Гражданско-правовые

Наступает граждан -ско-правовая ответственность — посягательства на урегулированные нормами гражданского права имущественные и личные отношения, а также ряд отношений, предусмотренных нормами трудового, семейного, земельного права.

Раздел IV. Теория прям ‘

Наступает материальная ответственность

— причинение ущерба организациям или| гражданам во время исполнения служеб-| ных обязанностей.

Преступления 1. Фальсификации:

а) должностной подлог — фальсификация Против правосудия

а) привлечение заве материалов; домо невиновного к б) злоупотребление служебным положени уголовной ответ ем в форме укрытия преступлений от учё ственности; та, получения взятки. б) заведомо незакон 2. «Насилие»: ный арест; а) действия, направленные на незаконное в) принуждение к лишение свободы с применением к лицу даче показаний и др. физической силы, нанесением побоев,

причинением лёгких и менее тяжких те

лесных повреждений, тяжких телесных

повреждений без отягощающих обстоя

б) действия, повлекшие неосторожное

Юридическая ответственность сотрудника ОВД является составной частью его специального правового статуса как должностного лица (наряду с полномочиями, т.е. правами и обязанностями). Она имеет вторичный характер: реализуется в результате совершенного правонарушения, представляет собой не просто нарушение исполнения долга, а и реакцию на правонарушение, которая влечёт наступление неблагоприятных последствий для виновного лица. Правда, действующее законодательство Украины не всегда конкретизирует ответственность отдельных категорий сотрудников органов внутренних дел, за исключением уголовной и административной. Эффективности юридической ответственности сотрудника органов внутренних дел способствовало бы чёткое указание на составы правонарушений, влекущие дисциплинарную, материальную и иные традиционные виды ответственности.

Глава 23. Юридическая ответственность

Если рассматривать особенности юридической ответственности сотрудника органов внутренних дел в контексте общегражданской юридической ответственности, то вывод может быть один: он несёт одинаковую ответственность за одинаковые правонарушения с другими гражданами; для него существуют: одинаковые основания для привлечения к юридической ответственности (наличие состава правонарушения), единый процессуальный порядок, единое судопроизводство и др. Здесь действуют общие для всех граждан конституционные принципы: равенство перед законом, равная ответственность перед судом.

Если рассматривать особенности юридической ответственности сотрудника органов внутренних дел в контексте его служебной деятельности, то общим правилом является следующее:

он несёт повышенную ответственность за нарушение норм права, так как наделен большим объемом прав и обязанностей — полномочий (правообязанностей) по отношению к личности и гражданину.

К особенностям юридической ответственности сотрудника внутренних дел можно отнести:

1) более широкий круг оснований для ответственности;

2) наличие оснований ответственности, применяемых только к сотрудникам внутренних дел как к служащим;

3) повышенный уровень ответственности в отношении тех её видов, которые распространяются и на граждан;

4) возникновение составов правонарушений как непосредственного результата наличия государственно-властных полномочий.

Виды юридической ответственности, применяемые к сотрудникам органов внутренних дел:

уголовная — лишение свободы, конфискация имущества, исправительные работы без лишения свободы и др. — конкретные санкции применяются только за совершение преступлений, перечень которых содержится в уголовном законодательстве;

административная — лица рядового и начальствующего состава несут ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным уставам; за нарушения правил дорожного движения, охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил и за контрабанду — на общих основаниях. К ним

Раздел IV. Теория правя

не могут быть применены такие меры, как штраф, административный арест, исправительные работы;

дисциплинарная — налагается в порядке, предусмотренном правилами внутреннего распорядка, а также в соответствии с нормами Положения о службе в органах внутренних дел и Дисциплинарного Устава органов внутренних дел — в случае, если за такие нарушения не установлена административная или уголовная ответственность;

материальная — наступает тогда, когда сотрудник (причини-тель вреда) находится в трудовых или служебных отношениях с потерпевшим. Материальная ответственность распространяется на случаи причинения ущерба государственной собственности.

Её размер за ущерб, причиненный сотрудником (лицом рядового и начальствующего состава) государству при исполнении служебных обязанностей, зависит от состава правонарушения. Как правило, это — неполное возмещение вреда в порядке регресса соответствующему органу внутренних дел, поскольку ущерб причиняется при исполнении служебных обязанностей. А орган внутренних дел возмещает ущерб в полном объеме независимо от вины сотрудника (причинителя вреда) — в результате неправильного исполнения им служебных обязанностей — тем организациям, предприятиям, гражданам, которым он был нанесен;

гражданско-правовая — наступает тогда, когда сотрудник (при-чинитель вреда) не находится в трудовых или служебных отношениях с потерпевшим; он возмещает любой имущественный вред, причиненный им не при исполнении служебных обязанностей.

Следует отметить, что научная общественность Украины в последнее время активно выступает за целесообразность создания административной юстиции. Предполагается, что она будет осуществляться в системе общих судов путём их специализации. Создание административных судов позволит сделать шаг к построению правового государства, реализации принципа ответственности государства перед личностью, а не только личности перед государством, создать дополнительные гарантии от нарушений прав и свобод человека и гражданина со стороны государственных органов и их должностных лиц, в том числе сотрудников органов внутренних дел.

Ответственность должностных лиц за нарушение конституционного права на свободу передвижения (Быкова Е., Казаков А.)

Дата размещения статьи: 23.05.2015

В главе 19 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина. Однако это совсем не означает, что иные общественно опасные деяния не нарушают названных прав и свобод. В гл. 17 УК РФ установлена ответственность за совершение преступлений против свободы, чести и достоинства личности. Положения названной главы направлены в первую очередь на охрану конституционного права на свободу передвижения. Это положение корреспондирует с ч. 1 ст. 27 Конституции РФ, в которой провозглашено, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Согласно п. 1 ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод лишение лица свободы возможно лишь в следующих случаях:
———————————
Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 4 ноября 1950 г.) (с изм. от 13 мая 2004 г.) // http://base.consultant.ru/ cons/cgi/ online.cgi?req=doc; base=LAW;n=30222 (дата обращения: 18.09.2013).

— законное содержание под стражей лица, осужденного компетентным судом;
— законное задержание или заключение под стражу (арест) лица за неисполнение вынесенного в соответствии с законом решения суда или с целью обеспечения исполнения любого обязательства, предписанного законом;
— законное задержание или заключение под стражу лица, произведенное с тем, чтобы оно предстало перед компетентным органом по обоснованному подозрению в совершении правонарушения, или в случае, когда имеются достаточные основания полагать, что необходимо предотвратить совершение им правонарушения или помешать ему скрыться после его совершения;
— заключение под стражу несовершеннолетнего лица на основании законного постановления для воспитательного надзора или его законное заключение под стражу, произведенное с тем, чтобы оно предстало перед компетентным органом;
— законное заключение под стражу лиц с целью предотвращения распространения инфекционных заболеваний, а также законное заключение под стражу душевнобольных, алкоголиков, наркоманов или бродяг;
— законное задержание или заключение под стражу лица с целью предотвращения его незаконного въезда в страну или лица, против которого предпринимаются меры по его высылке или выдаче.
Совершение данных действий допускается только при наличии обстоятельств, предусмотренных внутригосударственным законодательством. Если лишение лица свободы произошло по тем основаниям, которые не закреплены на нормативном уровне, то необходимо вести речь об уголовной ответственности за преступление против свободы личности.
Возможность ограничения конституционного права на свободу передвижения предоставлена прежде всего сотрудникам правоохранительных органов. Незаконное использование ими соответствующих полномочий может образовывать состав преступления. Например, в случае незаконного задержания, заключения под стражу или содержания под стражей должностное лицо привлекается к ответственности по соответствующей части ст. 301 УК РФ. Если должностное лицо в связи с исполнением должностных обязанностей незаконно лишило лицо свободы (за исключением случаев применения меры процессуального принуждения), подобные действия подлежат оценке по ст. 286 УК РФ.
Так, действия заместителя начальника ОВД в части незаконного удержания сотрудников милиции и граждан в дежурной части отдела милиции под угрозой применения насилия квалифицированы судом 1-й инстанции по п. п. «а», «б» ч. 3 ст. 286 УК РФ как совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан и организаций, с применением оружия или с угрозой применения насилия, а также по п. п. «г», «ж» ч. 2 ст. 127 УК РФ, предусматривающей ответственность за незаконное лишение свободы, совершенное в отношении двух и более лиц, с применением оружия. Президиум Верховного Суда РФ исключил указание на осуждение по п. п. «г», «ж» ч. 2 ст. 127 УК РФ, поскольку ответственность за незаконное лишение свободы, совершенное должностным лицом, установлена ст. 286 УК РФ .
———————————
Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 19 сентября 2007 г. N 309-П07 // СПС «КонсультантПлюс».

Читайте так же:  Внесение изменений в договор дарения

Представляется, что решение надзорной инстанции обоснованно, поскольку незаконное лишение свободы является формой превышения должностных полномочий. Таким образом, имеет место конкуренция «части и целого». В данной ситуации по общему правилу применяется та норма, которая с наибольшей полнотой охватывает все признаки содеянного.
Интерес представляет юридическая оценка деяний должностных лиц, совершивших похищение человека в процессе исполнения своих обязанностей. Например, оперативный сотрудник помимо воли потерпевшего «изымает» его (предлагает проехать с ним для беседы), перемещает и незаконно удерживает где-либо с целью получения необходимых сведений.
Чтобы ответить на вопрос о надлежащей квалификации совершенного деяния, необходимо обратиться к положениям Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» (далее — ФЗ «О полиции»). В ст. 14 указанного нормативного акта регламентировано задержание как мера государственного принуждения. Такого основания для задержания, как необходимость получения сведений от гражданина, в данной норме не указано. В ст. 13 анализируемого документа предусмотрено право вызывать в полицию и доставлять в служебное помещение граждан в случаях, прямо указанных в законе. По смыслу ФЗ «О полиции» получается, что оперативный работник может получить сведения либо пригласив интересующее его лицо в свой служебный кабинет, либо пообщавшись по месту нахождения этого лица, но не имеет права на ограничение в какой бы то ни было мере свободы опрашиваемого.
———————————
СПС «КонсультантПлюс».

Итак, в анализируемой ситуации деяние, совершенное должностным лицом, охватывается как ст. 126, так и ст. 286 УК РФ. Однако возникает парадоксальная ситуация: при конкуренции «части и целого» необходимо оценивать действия виновного по ст. 286 УК РФ, поскольку он превысил должностные полномочия и совершил действия, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать, — ограничил свободу потерпевшего исключительно для получения интересующих сведений. Но при сравнении санкций за похищение человека и превышение должностных полномочий можно сделать вывод, что состав преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 286 УК РФ, является привилегированным по отношению к похищению человека, поскольку санкция по ч. 1 ст. 126 УК РФ предусматривает максимальное наказание до пяти лет лишения свободы, а по ч. 1 ст. 286 УК РФ — до четырех лет лишения свободы.
Таким образом, должностное положение лица выступает в качестве признака, по сути, смягчающего ответственность за данное общественно опасное деяние. Однако достаточно сложно найти аргументы, которые бы оправдывали наличие такой позиции. Наоборот, в юридической науке сложилось представление о том, что должностной статус субъекта свидетельствует о повышенной общественной опасности совершенного им преступления. В целом, как представляется, аналогичного мнения придерживается и законодатель. Подтверждением тому служит и системное толкование положений УК РФ, Общая и Особенная части которого представляют собой внутреннее единство. Так, в п. «о» ч. 1 ст. 63 УК РФ совершение умышленного преступления сотрудником органов внутренних дел рассматривается в качестве обстоятельства, отягчающего наказание.
Однако вопреки приведенным положениям на практике может сложиться ситуация, когда при совершении одного и того же деяния должностным лицам будет назначаться более мягкое наказание, чем общим субъектам преступления. Такой подход вряд ли будет отвечать требованиям конституционного принципа справедливости, на наличие которого в своих решениях применительно к различным ситуациям неоднократно указывал Конституционный Суд .
———————————
См., напр.: Постановление Конституционного Суда РФ от 26 ноября 2012 г. N 28-П «По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 16.2 и части 2 статьи 27.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Авеста»; Постановление Конституционного Суда РФ от 6 декабря 2012 г. N 31-П «По делу о проверке конституционности пункта 4 части 1 статьи 33 и подпункта «а» пункта 3 части 1 статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки Л.А. Пугиевой» // СПС «КонсультантПлюс».

Поэтому представляется, что с учетом конституционного принципа справедливости и системного толкования норм уголовного закона, основывающегося на Конституции РФ (ч. 2 ст. 1 УК РФ), действия находящегося при исполнении служебных обязанностей должностного лица, совершившего похищение человека, следует оценивать, руководствуясь, в том числе, позицией авторов, предлагающих при конкуренции «части и целого» учитывать также максимальные сроки или размеры наиболее строгих видов наказаний, предусмотренных за совершение каждого из преступлений . Соответственно, в тех случаях, когда в процессе похищения не применялось насилие и при отсутствии иных квалифицирующих признаков преступлений, предусмотренных ст. ст. 126 и 286 УК РФ, должностному лицу следует вменить совокупность ч. 1 ст. 126 и ч. 1 ст. 286 УК РФ. Если в процессе похищения применялось насилие, не опасное для жизни и здоровья, то необходимо квалифицировать действия виновного только по п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ, предусматривающей более строгую санкцию по сравнению с ч. 1 ст. 126 УК РФ. При применении насилия, опасного для жизни и здоровья, либо при наличии иных квалифицирующих признаков похищения, деяние оценивается по соответствующей части ст. 126 УК РФ и ст. 286 УК РФ, поскольку за второе из данных преступлений установлена менее строгая ответственность, чем за первое.
———————————
Гаухман Л.Д. Уголовное право. Часть Общая. Часть Особенная: Учебник / Под общ. ред. Л.Д. Гаухмана и др. М.: Юриспруденция, 1999. С. 224.

Аналогичной точки зрения придерживается высшая судебная инстанция. А. и Р. осуждены по п. «а» ч. 2 ст. 126, ч. 1 ст. 285 УК РФ. Осужденные, участвуя в похищении Б., предъявив удостоверение, задержали Б., поместили в автомашину Р. и привезли к месту последующего незаконного удержания. Как указано в Определении Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ, приведенные данные свидетельствуют о том, что А. и Р., являясь представителями власти, использовали свои служебные полномочия вопреки интересам службы и похитили Б. за денежное вознаграждение, существенно нарушив его права и причинив существенный вред авторитету правоохранительных органов и интересам государства .
———————————
Определение Верховного Суда РФ от 18 марта 2004 г. N 78-О03-221 // http://vsrf.ru (дата обращения: 30.09.2013).

Стоит только подчеркнуть, что если бы сотрудники милиции действовали не за взятку, т.е. руководствовались не корыстными или иными личными побуждениями, а, скажем, ложно понятыми интересами службы, то содеянное образовывало бы совокупность похищения человека и превышения должностных полномочий. Сотрудники милиции А. и Р. обладали полномочием по задержанию граждан, однако могли эти полномочия реализовать только при наличии к тому предусмотренных законом оснований. В данном случае они из корыстной заинтересованности совершили входящие в их полномочия действия, которые, однако, могли совершить лишь при наличии особых обстоятельств, указанных в законе.
На практике достаточно сложно разграничить злоупотребление должностными полномочиями и превышение должностных полномочий в форме совершения действий, которые могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном нормативном акте. С позиции Верховного Суда РФ под использованием должностным лицом своих полномочий вопреки интересам службы следует понимать совершение таких деяний, которые хотя и были непосредственно связаны с осуществлением должностным лицом своих прав и обязанностей, однако не вызывались служебной необходимостью и объективно противоречили как общим задачам и требованиям, предъявляемым к государственному аппарату и аппарату органов местного самоуправления, так и тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями. Ответственность наступает при наличии корыстной или иной личной заинтересованности .
———————————
Пункт 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» // СПС «КонсультантПлюс».

Читайте так же:  Налог на землю сельских поселений

В то же время совершение таких действий должностным лицом, если они повлекли соответствующие общественно опасные последствия, образует состав превышения полномочий в тех, как отмечается в литературе, случаях, когда в деянии отсутствуют названные мотивы как конститутивные признаки должностного злоупотребления. В противном случае должностное лицо невозможно было бы привлечь к уголовной ответственности. Однако с учетом того, что для квалификации содеянного как превышения должностных полномочий мотив преступления значения не имеет , а виновный совершил деяние, использовав предоставленные ему должностные полномочия вопреки интересам службы, существенно нарушив права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества и государства, содеянное стоит оценить по соответствующей части ст. 286 УК РФ.
———————————
Пункт 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 30.09.2013).

Пристатейный библиографический список

Дисциплинарная ответственность сотрудников органов внутренних дел

Дисциплинарная ответственность занимает важное место в деле укрепления законности и дисциплины в служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел. К этому виду юридической ответственности, при наличии соответствующих оснований, наиболее часто привлекаются сотрудники органов внутренних дел. Необходимо иметь в виду, что основанием для привлечения к соответствующему виду юридической ответственности является совершение сотрудником дисциплинарного проступка, а в случаях, предусмотренных законом, и административного правонарушения.

Дисциплинарная ответственность сотрудников органов внутренних дел имеет два аспекта: материальный, состоящий в определении перечня дисциплинарных взысканий, и процессуальный, состоящий в проведении служебной проверки, сборе доказательств, подтверждающих виновность сотрудника, оформлении процессуальных документов и др.

Согласно действующему законодательству нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства РФ, Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента, правил внутреннего служебного распорядка органа внутренних дел или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.

При этом грубым нарушением служебной дисциплины сотрудником органов внутренних дел является:

  • 1) несоблюдение сотрудником ограничений и запретов, установленных законодательством РФ;
  • 2) отсутствие сотрудника по месту службы без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного служебного времени;
  • 3) нахождение сотрудника на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения либо отказ сотрудника от медицинского освидетельствования на состояние опьянения;
  • 4) совершение сотрудником виновного действия (бездействия), повлекшего за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, возникновение угрозы жизни и (или) здоровью людей, создание помех в работе или приостановление деятельности федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения либо причинение иного существенного вреда гражданам и организациям, если это не влечет за собой уголовную ответственность;
  • 5) разглашение сотрудником сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, конфиденциальной информации (служебной тайны), ставших ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей, если это не влечет за собой уголовную ответственность;
  • 6) небрежное хранение сотрудником вверенных для служебного пользования оружия и патронов к нему, повлекшее его (их) утрату, если это не влечет за собой уголовную ответственность;
  • 7) отказ или уклонение сотрудника от прохождения медицинского освидетельствования (обследования) в случаях, если обязательность его прохождения установлена законодательством РФ;
  • 8) неявка сотрудника без уважительной причины на заседание аттестационной комиссии для прохождения аттестации;
  • 9) умышленное уничтожение или повреждение сотрудником имущества, находящегося в оперативном управлении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, повлекшие причинение существенного ущерба, если это нс влечет за собой уголовную ответственность;
  • 10) нарушение сотрудником требований охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда) при условии, что это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на службе, пожар, аварию, катастрофу) либо заведомо создало реальную угрозу наступления таких последствий, если это не влечет за собой уголовную ответственность;
  • 11) совершение сотрудником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, виновных действий, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя;
  • 12) принятие сотрудником необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, находящегося в оперативном управлении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба такому имуществу;
  • 13) непредставление сотрудником сведений (представление заведомо недостоверных или неполных сведений) о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
  • 14) сокрытие сотрудником фактов обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения;
  • 15) публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в СМИ, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, в том числе в отношении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, если это не входит в служебные обязанности сотрудника.

Применение мер дисциплинарной ответственности в отношении сотрудников органов внутренних дел в настоящее время регламентируется Федеральным законом «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 14.10.2012 № 1377, приказом МВД России от 06.05.2013 № 241 «О некоторых вопросах применения мер поощрения и наложения дисциплинарных взысканий в органах внутренних дел Российской Федерации» и др.

Сотрудник органов внутренних дел привлекается к дисциплинарной ответственности только за то нарушение служебной дисциплины, в совершении которого установлена его вина, при этом норой не имеет принципиального значения, какой был при этом умысел сотрудника – прямой или косвенный, совершен дисциплинарный проступок по небрежности или по неосторожности.

Исходя из этого, дисциплинарное взыскание должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины соответствующего сотрудника. Таким образом, при определении вида дисциплинарного взыскания должны приниматься во внимание: характер проступка; обстоятельства, при которых он был совершен; прежнее поведение сотрудника, совершившего проступок; признание им своей вины; его отношение к службе; знание правил ее несения и другие обстоятельства, которые могут смягчить или отягчить ответственность сотрудника. При малозначительности совершенного дисциплинарного проступка начальник может освободить сотрудника от дисциплинарной ответственности и ограничиться устным предупреждением.

При совместном нарушении служебной дисциплины несколькими сотрудниками дисциплинарные взыскания налагаются на каждого из них в отдельности и только за совершенное им нарушение. Также необходимо иметь в виду, что в образовательных учреждениях высшего профессионального образования МВД России курсант или слушатель может быть назначен не более чем в один наряд вне очереди.

Обстоятельством, которое отрицательно сказывается на дисциплинарной репутации сотрудника, является неоднократное нарушение им служебной дисциплины. В частности, таковым обстоятельством может являться наличие у него неснятого дисциплинарного взыскания, наложенного в письменной форме.

Говоря о некоторых организационных аспектах применения мер дисциплинарной ответственности, необходимо отметить, что наложение дисциплинарного взыскания за проступки, совершенные во время дежурства, несения службы на постах и маршрутах, производится только после смены виновного с дежурства, караула, поста, участка патрулирования или после его замены другим сотрудником. В случае привлечения сотрудника к дисциплинарной ответственности за пребывание на службе в состоянии алкогольного, наркотического и (или) иного токсического опьянения, для подтверждения факта нахождения сотрудника в состоянии опьянения необходимо руководствоваться результатами медицинского освидетельствования, а в случае отказа сотрудника от освидетельствования – показаниями не менее двух сотрудников или иных лиц. Получение каких-либо объяснений от сотрудника до его вытрезвления не допускается.

На сотрудника, допустившего грубое нарушение служебной дисциплины, независимо от наличия или отсутствия у пего дисциплинарных взысканий может быть наложено любое дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения со службы в органах внутренних дел.

Мерами дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел являются дисциплинарные взыскания. На сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в иных случаях, предусмотренных законом, могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания:

  • 1) замечание;
  • 2) выговор;
  • 3) строгий выговор;
  • 4) предупреждение о неполном служебном соответствии;
  • 5) перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел;
  • 6) увольнение со службы в органах внутренних дел.
Читайте так же:  Льготы ветеранам труда 15 году

Кроме того, в образовательных организациях высшего образования МВД России на курсантов, слушателей могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания:

  • 1) назначение вне очереди в наряд (за исключением назначения в наряд по обеспечению охраны подразделения);
  • 2) лишение очередного увольнения из расположения образовательной организации;
  • 3) отчисление из образовательной организации.

За каждый случай нарушения служебной дисциплины на сотрудника органов внутренних дел может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание. Но это не означает, что сотрудник может быть привлечен только к одному виду юридической ответственности. Так, за совершение дисциплинарного проступка, повлекшего причинение материального ущерба имуществу органа внутренних дел, сотрудник может быть привлечен к материальной ответственности в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом РФ, а за совершение административного правонарушения он может понести административную ответственность по месту его совершения и дисциплинарную ответственность по месту своей службы.

Привлечение сотрудника к дисциплинарной ответственности влечет за собой определенные юридические последствия. Например, при применении таких дисциплинарных взысканий, как предупреждение о неполном служебном соответствии, перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел, увольнение со службы в органах внутренних дел, сотрудник исключается из книги почета или с доски почета органа внутренних дел.

Перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел как вид дисциплинарного взыскания может применяться в случае совершения сотрудником органов внутренних дел грубого нарушения служебной дисциплины либо неоднократного нарушения им служебной дисциплины и при наличии наложенного в письменной форме дисциплинарного взыскания. Кроме того, неснятое дисциплинарное взыскание не позволяет присвоить сотруднику очередное специальное звание.

Дисциплинарные взыскания на сотрудника органов внутренних дел налагаются прямыми начальниками в пределах прав, предоставленных им руководителем органа внутренних дел, за исключением перевода на нижестоящую должность в органах внутренних дел и увольнения со службы в органах внутренних дел сотрудника, замещающего должность в органах внутренних дел, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом России. О наложении дисциплинарного взыскания на сотрудника, замещающего должность в органах внутренних дел, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом России, руководитель органа внутренних дел обязан проинформировать Президента России.

Правом наложения дисциплинарного взыскания, предоставленным нижестоящему начальнику, обладает и прямой руководитель. Если на сотрудника органов внутренних дел необходимо наложить такое дисциплинарное взыскание, которое соответствующий руководитель не имеет права налагать, он ходатайствует о наложении этого дисциплинарного взыскания перед вышестоящим начальником.

В случаях когда, по мнению непосредственного руководителя, на сотрудника необходимо наложить дисциплинарное взыскание, наложение которого выходит за пределы сто прав, он ходатайствует об этом перед вышестоящим начальником. Ходатайство о наложении на сотрудника дисциплинарного взыскания, наложение которого выходит за пределы прав непосредственного руководителя, вышестоящим начальником должно быть реализовано в трехдневный срок. В случае отказа в удовлетворении ходатайства, оно должно быть вместе с материалами, подтверждающими факт нарушения служебной дисциплины, возвращено внесшему его руководителю в срок, дающий ему возможность наложения на сотрудника дисциплинарного взыскания в соответствии с имеющимися у него правами. Вышестоящий руководитель также имеет право изменить или отменить дисциплинарное взыскание, наложенное нижестоящим начальником, если оно не соответствует тяжести совершенного сотрудником дисциплинарного проступка.

Дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю или непосредственному начальнику стало известно о совершении сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела – не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке.

Дисциплинарное взыскание не может быть наложено на сотрудника органов внутренних дел по истечении шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности – по истечении двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время производства по уголовному делу.

До наложения дисциплинарного взыскания, от сотрудника органов внутренних дел, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. В случае отказа сотрудника дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя органа внутренних дел в соответствии с законом должна быть проведена служебная проверка, процессуальный и организационный порядок проведения которой определен приказом МВД России от 26.03.2013 № 161 «Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации».

О наложении на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания издается приказ руководителя органа внутренних дел. Дисциплинарное взыскание в виде замечания или выговора может объявляться публично в устной форме. В случае временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке, приказ о наложении на него дисциплинарного взыскания издается после его выздоровления, выхода из отпуска или возвращения из командировки. Сотрудник считается привлеченным к дисциплинарной ответственности со дня издания приказа о наложении на него дисциплинарного взыскания либо со дня публичного объявления ему замечания или выговора в устной форме.

В приказе о наложении на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания указываются иные сотрудники, до сведения которых должен быть доведен этот приказ. Руководитель, который применил соответствующее дисциплинарное взыскание, обязан в течение трех рабочих дней ознакомить сотрудника органов внутренних дел под расписку с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время, необходимое для прибытия сотрудника к месту ознакомления с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания или для доставки указанного приказа к месту службы сотрудника. Следует иметь в виду, что при отказе или уклонении сотрудника органов внутренних дел от ознакомления с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания, составляется акт, подписываемый уполномоченными должностными лицами, как правило, это сотрудники кадровой и юридической службы органа внутренних дел.

Применяемые к сотруднику органов внутренних дел меры поощрения и налагаемые на него в письменной форме дисциплинарные взыскания заносятся в материалы личного дела сотрудника. Меры поощрения и дисциплинарные взыскания учитываются раздельно. Дисциплинарное взыскание, наложенное на сотрудника органов внутренних дел приказом руководителя органа внутренних дел, действительно в течение одного года со дня его наложения, а дисциплинарное взыскание, объявленное публично в устной форме, – в течение одного месяца со дня его наложения. Дисциплинарное взыскание, наложенное на сотрудника приказом руководителя органа внутренних дел, считается снятым по истечении одного года со дня его наложения, если этот сотрудник в течение этого года не подвергался новому дисциплинарному взысканию. Некоторые дисциплинарные взыскания, такие как предупреждение, выговор, строгий выговор, наложенные на сотрудника органа внутренних дел, могут быть сняты до истечении одного года по ходатайству сотрудника, его руководителя, общественных организаций в порядке поощрения сотрудника.

Такие дисциплинарные взыскания, как перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел и увольнение со службы в органах внутренних дел, исполняются не позднее чем через два месяца со дня издания приказа об их наложении. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел, нахождения его в отпуске или в командировке.

Исполнение наложенного на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания в виде перевода на нижестоящую должность в органах внутренних дел осуществляется в режиме перевода сотрудника органов внутренних дел. Исполнение наложенного на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания в виде увольнения со службы в органах внутренних дел осуществляется в режиме прекращения службы в органах внутренних дел.

Сотрудник либо гражданин, ранее состоявший на службе в органах внутренних дел, вправе обжаловать наложенное на него дисциплинарное взыскание. Он может обратиться с рапортом (заявлением) к министру внутренних дел РФ или уполномоченному руководителю в течение трех месяцев со дня ознакомления с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания, а по вопросам об увольнении – в месячный срок со дня вручения копии приказа об увольнении. Рапорт (заявление) подлежит обязательной регистрации в день его подачи и рассматривается вышеуказанными руководителями в течение одного месяца. Необходимо иметь в виду, что обжалование приказа о наложении дисциплинарного взыскания не приостанавливает его исполнение.