Оглавление:

Приказ министерства образования 40

8(495)912-63-37
[email protected]

Приказ ДОгМ 12 февраля 2015 г. № 40 «Об утверждении Рекомендаций по разработке системы оплаты труда работников государственных образовательных учреждений. »

Утверждены Рекомендации по разработке системы оплаты труда работников государственных образовательных учреждений, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, подведомственных Департаменту образования города Москвы, согласно приложению к настоящему приказу.

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

Департамент образования города Москвы

ПРИКАЗ

от 12 февраля 2015 г. № 40

«Об утверждении Рекомендаций по разработке системы оплаты труда работников государственных образовательных учреждений, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, подведомственных Департаменту образования города Москвы»

В целях реализации постановления Правительства Москвы от 22 марта 2011 г. № 86-ПП «О проведении пилотного проекта по развитию общего образования в городе Москве»

приказываю:

1. Утвердить Рекомендации по разработке системы оплаты труда работников государственных образовательных учреждений, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, подведомственных Департаменту образования города Москвы, согласно приложению к настоящему приказу.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Департамента образования города Москвы Васильеву Т.В.

Руководитель И.И. Калина

Приложение к приказу

Департамента образования города Москвы

от 12.02.2015 № 40

Рекомендации по разработке систем оплаты труда работников государственных образовательных учреждений, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, подведомственных Департаменту образования города Москвы

1. Общие положения.

1. Настоящее Положение определяет порядок и условия оплаты труда и материального стимулирования работников государственных общеобразовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы (далее — образовательные организации).

2. Системы оплаты труда работников образовательных организаций устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами образовательных организаций в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права с учетом:

— единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих;

— единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих;

— государственных гарантий по оплате труда;

— рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

— рекомендаций Московской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

— мнения представительного органа работников.

1.3. Фонд оплаты труда работников образовательных организаций формируется из объема средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания образовательной организации, субсидии из бюджета города Москвы на иные цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения ими государственного задания, а также за счет средств, поступающих от приносящей доход деятельности, в части расходов на оплату труда в соответствии с утвержденным Планом финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации.

1.4. Экономия по фонду оплаты труда (включая начисления на фонд оплаты труда), по коммунальным услугам и материальным затратам может направляться образовательной организацией на выплаты стимулирующего характера.

1.5. Оплата труда работников, занятых по совместительству, а также на условиях неполного рабочего времени производится пропорционально отработанному времени.

1.6. Определение размеров заработной платы по основной должности, а также по должности, занимаемой по совместительству, производится раздельно по каждой из должностей.

1.7. Условия оплаты труда работника образовательной организации, включая размер оклада (должностного оклада, ставки заработной платы), выплат компенсационного и стимулирующего характера, включаются в текст трудового договора.

1.8. Заработная плата работника, выполнившего месячную норму рабочего времени, установленную законодательством Российской Федерации, и исполнившего свои трудовые обязанности (нормы труда), не может быть ниже установленного размера минимальной заработной платы, устанавливаемой Соглашением о минимальной заработной плате в городе Москве на соответствующий год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей.

1.9. При разработке условий оплаты труда работников образовательных организаций необходимо учитывать, что устанавливаемая заработная плата работников (без учета премий и иных стимулирующих выплат) не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой работникам до ее изменения, при условии сохранения объема трудовых (должностных) обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.

1.10. Доля фонда оплаты труда административно-управленческого персонала образовательной организации устанавливается в размере не более 15,1 процентов от фонда оплаты труда образовательной организации.

1.11. Доля фонда оплаты труда воспитателей (старших воспитателей), реализующих основные общеобразовательные программы дошкольного образования, и учителей устанавливается в размере не менее 60 процентов от фонда оплаты труда образовательной организации.

2. Распределение фонда оплаты труда образовательной организации.

2.1. Фонд оплаты труда образовательной организации состоит из базовой части (фонда оплаты труда по «ученико-часу», должностным окладам, ставкам заработной платы), компенсационной части и стимулирующей части и определяется по формуле:

ФОТ = ФОТб + ФОТк + ФОТст,

ФОТ — фонд оплаты труда образовательной организации;

ФОТб — базовая часть фонда оплаты труда;

ФОТк — фонд оплаты труда по выплатам компенсационного характера;

ФОТст — стимулирующая часть фонда оплаты труда.

2.2. Стимулирующая часть фонда оплаты труда образовательной организации определяется по формуле:

ФОТст = ФОТ х СТ,

ФОТст — стимулирующая часть фонда оплаты труда образовательной организации;

ФОТ — фонд оплаты труда образовательной организации;

СТ — доля стимулирующих выплат в фонде оплаты труда образовательной организации.

Размер доли стимулирующих выплат в фонде оплаты труда составляет не менее 30 процентов от фонда оплаты труда образовательной организации.

2.3. Базовая часть фонда оплаты труда фонда оплаты труда образовательной организации определяется по формуле:

ФОТб = ФОТув + ФОТи,

ФОТб — базовая часть фонда оплаты труда фонда оплаты труда образовательной организации;

ФОТув — базовая часть фонда оплаты труда воспитателей (старших воспитателей), реализующих основные общеобразовательные программы дошкольного образования, и учителей;

ФОТи — базовая часть фонда оплаты труда иных категорий работников по окладам (должностным окладам, ставкам заработной платы), включая:

— административно-управленческий персонал образовательной организации (руководитель, его заместители, руководители структурных подразделений);

— иные педагогические работники;

— общеотраслевые специалисты и служащие (бухгалтер, специалист по кадрам, секретарь, заведующий хозяйством, инженер и иные работники);

— учебно-вспомогательный персонал образовательной организации;

— профессии рабочих (водители автомобиля, уборщики, гардеробщики, дворники, подсобные рабочие, рабочие по комплексному обслуживанию зданий и сооружений и иные работники).

2.4. Объем базовой части фонда оплаты труда воспитателей (старших воспитателей), реализующих основные общеобразовательные программы дошкольного образования, и учителей определяется по формуле:

ФОТув = ФОТб х ПП,

ФОТув — базовая часть фонда оплаты труда воспитателей (старших

воспитателей), реализующих основные общеобразовательные программы дошкольного образования, и учителей;

ФОТб — базовая часть фонда оплаты труда образовательной организации;

ПП — доля базовой части фонда оплаты труда воспитателей (старших воспитателей), реализующих основные образовательные программы дошкольного образования, и учителей.

3. Формирование базовой части фонда оплаты труда педагогических работников, определение стоимости «ученико-часа», «дето-дня».

3.1 Базовая часть фонда оплаты труда воспитателей (старших воспитателей), реализующих основные общеобразовательные программы дошкольного образования, и учителей определяется по формуле:

ФОТув = ФОТу + ФОТв,

ФОТув — базовая часть фонда оплаты труда воспитателей (старших воспитателей), реализующих основные общеобразовательные программы дошкольного образования, и учителей;

ФОТу — базовая часть фонда оплаты труда учителей;

ФОТв — базовая часть фонда оплаты труда воспитателей (старших воспитателей), реализующих образовательные программы дошкольного образования.

3.2. Базовая часть фонда оплаты труда учителей (ФОТу) обеспечивает гарантированную оплату труда учителей исходя из количества проведенных им учебных часов и численности обучающихся.

Стоимость одного «ученико-часа» (стоимость образовательной услуги за один расчетный час работы с одним расчетным обучающимся в соответствии с учебным планом) для учителей рассчитывается по следующей формуле:

Ссту — стоимость одного «ученико-часа» для учителей, руб.;

ФОТу — базовая часть фонда оплаты труда учителей;

Т — часть базовой части фонда оплаты труда учителей за проверку тетрадей;

К — часть базовой части фонда оплаты труда учителей за осуществление функций классного руководителя;

52 — количество недель в году;

34 — количество учебных недель в учебном году;

аi — количество учеников в i-ом классе;

bi — годовое количество часов, предусмотренное по учебному плану в i-ом классе;

i — количество классов по всем параллелям.

3.3. Базовая часть фонда оплаты труда воспитателей (старших воспитателей) (ФОТв) обеспечивает гарантированную оплату труда воспитателей (старших воспитателей) исходя из количества проведенных им дней посещения и численности воспитанников.

Стоимость одного «дето-дня» (стоимость образовательной услуги за один расчетный день работы с одним расчетным обучающимся) для воспитателей (старших воспитателей) рассчитывается по следующей формуле:

Cств — стоимость одного «дето-дня» для воспитателей (старших воспитателей), реализующих образовательные программы дошкольного образования, руб.;

ФОТв — базовая часть фонда оплаты труда воспитателей (старших воспитателей), реатазующих образовательные программы дошкольного образования;

12 — количество месяцев в году;

10 — количество месяцев посещения воспитанником образовательной организации;

ai — количество воспитанников, осваивающих образовательные программы дошкольного образования, в i-ой группе;

bi — количество дней посещения воспитанником, осваивающим образовательные программы дошкольного образования, образовательной организации в i-ой группе;

i — количество групп.

4. Основные условия оплаты труда

4.1. Должностной оклад учителя рассчитывается по формуле:

Oy — должностной оклад учителя;

Ccту — стоимость одного «ученико-часа» для учителя;

a1 i — количество обучающихся по предмету в каждом классе (за исключением обучающихся из числа детей-инвалидов);

a2i — количество обучающихся по предмету в каждом классе из числа детей-инвалидов, за исключением детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слепых и слабовидящих детей-инвалидов;

аЗi — количество обучающихся по предмету в каждом классе из числа детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слепых и слабовидящих детей-инвалидов;

ti — среднее количество часов по предмету по учебному плану в месяц в каждом классе. Среднее количество часов в месяц определяется как произведение недельной учебной нагрузки и среднего количества недель в месяце (52/12).

Читайте так же:  Приказ об сокращении ставки

Т — надбавка за проверку тетрадей;

К — надбавка за выполнение функций классного руководителя.

4.2. Должностной оклад воспитателя (старшего воспитателя), реализующего образовательные программы дошкольного образования рассчитывается по формуле:

Ов — должностной оклад воспитателя (старшего воспитателя), реализующего образовательные программы дошкольного образования;

Сств — стоимость одного «дето-дня» для воспитателя (старшего воспитателя), реализующего образовательные программы дошкольного образования;

a1i — количество воспитанников в i-ой группе (за исключением воспитанников из числа детей-инвалидов);

a2i — количество воспитанников в i-ой группе из числа детей-инвалидов, за исключением детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слепых и слабовидящих детей-инвалидов;

a3i — количество воспитанников в i-ой группе из числа детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слепых и слабовидящих детей-инвалидов;

ti — количество дней посещения воспитанниками i-ой группы.

4.3. Оплата труда педагогических работников, реализующих дополнительные общеразвивающие программы, осуществляется в соответствии с Рекомендациями по разработке систем оплаты труда работников государственных организаций дополнительного образования детей, подведомственных Департаменту образования города Москвы, утвержденными Департаментом образования города Москвы.

4.4. Основные условия оплаты труда иных категорий работников.

4.4.1. Размеры окладов (должностных окладов, ставок заработной платы) иных категорий работников образовательной организации, занимающих должности специалистов, руководителей и служащих, устанавливаются руководителем организации в разрезе профессиональных квалификационных групп и квалификационных уровней, не ниже размеров Минимальных рекомендованных окладов (должностных окладов, ставок заработной платы) с учетом размера фонда оплаты труда образовательной организации, а также сложности и объема выполняемой работниками образовательной организации работы.

Размеры окладов для профессий рабочих устанавливаются по 8-ми разрядам единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, не ниже размеров Минимальных рекомендованных окладов в зависимости от разряда выполняемых работ, с учетом размера фонда оплаты труда образовательной организации.

Минимальный рекомендованный оклад (должностной оклад, ставка заработной платы) по каждой профессиональной квалификационной группе равен размеру минимальной заработной платы в городе Москве, утвержденному Соглашением о минимальной заработной плате в городе Москве на соответствующий год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей.

4.4.2. Профессиональные квалификационные группы (далее — ПКГ) и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к ПКГ утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, утверждающие ПКГ, приведены в приложении к настоящим Рекомендациям.

Критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к ПКГ утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 6 августа 2007 г. № 525 «О профессиональных квалификационных группах и утверждении критериев отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам».

5. Условия оплаты труда руководителей образовательных организаций, их заместителей, главных бухгалтеров

5.1. Заработная плата руководителей образовательных организаций, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера.

5.2. Размер должностного оклада, выплаты стимулирующего характера и выплаты компенсационного характера руководителю образовательной организации определяются трудовым договором с Департаментом образования города Москвы в соответствии с Положением об оплате труда руководителей государственных общеобразовательных организаций, утвержденным Департаментом образования города Москвы.

5.3. Должностной оклад руководителя образовательной организации устанавливается Департаментом образования города Москвы в прямой кратной зависимости от средней заработной платы основного персонала образовательной организации. Данный показатель включается в Трудовой договор (дополнительное соглашение) с руководителем образовательной организации.

5.4. Должностной оклад руководителя образовательной организации рассчитывается ежегодно и устанавливается на календарный год.

5.5. Размер должностного оклада заместителя руководителя образовательной организации и главного бухгалтера устанавливается на 10­–30 процентов ниже размера должностного оклада руководителя образовательной организации.

5.6. Предельный уровень средней заработной платы заместителей руководителя и главного бухгалтера образовательной организации устанавливается руководителем образовательной организации на 10–30 процентов ниже предельного уровня средней заработной платы руководителя образовательной организации.

6. Установление выплат компенсационного характера.

6.1. К выплатам компенсационного характера работникам образовательных организаций относятся:

— выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;

— выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных.

6.2. Выплаты компенсационного характера устанавливаются приказом руководителя образовательной организации в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами при наличии соответствующих условий труда.

6.3. Выплаты компенсационного характера устанавливаются в процентах к окладам (должностным окладам, ставкам заработной платы) работников или в абсолютных размерах, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

6.4. Выплаты компенсационного характера устанавливаются к окладам (должностным окладам, ставкам заработной платы) работников, не образуют новый оклад (должностной оклад, ставку заработной платы) и не учитываются при начислении иных компенсационных и стимулирующих выплат, устанавливаемых к окладу (должностному окладу, ставке заработной платы).

6.5. Выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда.

При условии проведения аттестации рабочих мест (специальной оценки условий труда) в установленном порядке компенсационные выплаты работникам, занятым на тяжелых работах или работах с вредными условиями труда, определяются в зависимости от результатов аттестации (специальной оценки) и устанавливаются пропорционально времени,
отработанному в неблагоприятных условиях, в размерах, определяемых в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

6.6. В образовательной организации применяются следующие выплаты компенсационного характера за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных:

— выплаты за работу в ночное время;

— выплаты за работу в выходные и нерабочие праздничные дни;

— выплаты за сверхурочную работу;

— выплаты при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работ или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения его от работы, определенной трудовым договором.

6.7. Размеры выплат компенсационного характера за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, определяются в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

7. Выплаты стимулирующего характера.

7.1. С целью стимулирования к качественному результату труда и поощрения работников за выполненную работу в образовательных организациях устанавливаются следующие виды стимулирующих выплат:

— стимулирующая выплата за результативность работы в предыдущем учебном году;

— премии (по результатам работы в текущем учебном году, разовые премии).

Иные выплаты стимулирующего характера, за исключением вышепоименованных, установлены быть не могут.

7.2. Применение стимулирующих выплат к окладам (должностным окладам ставкам заработной платы) не образует новый должностной оклад (оклад), ставку и не учитывается при начислении иных стимулирующих и компенсационных выплат.

7.3. Стимулирующая выплата за результативность работы в предыдущем учебном году выплачивается по результатам участия работника в достижении следующих результатов образовательной организации:

— вхождение в рейтинг образовательных организаций, показавших высокие образовательные результаты;

— положительная динамика образовательных результатов (вхождение в перечень динамично развивающихся образовательных организаций);

— обучение детей с особыми образовательными потребностями (дети- инвалиды и др.);

— эффективная работа по удовлетворению потребностей жителей города Москвы в получении качественных дополнительных образовательных услуг за плату сверх финансируемых из бюджета города Москвы;

— за осуществление педагогическим работником дополнительных функций по управлению образовательной организацией.

7.4. Премирование работника по итогам работы за период (по итогам месяца, квартала) осуществляется на основе анализа его трудовой деятельности в соответствии с показателями премирования:

Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 января 2018 г. № 40 “Об установлении предельных уровней соотношений среднемесячной заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, и среднемесячной заработной платы работников этих учреждений (без учета заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера)”

В соответствии с пунктом 9 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 33, ст. 3852; 2010, № 52, ст. 7104; 2012, № 21, ст. 2652; № 40, ст. 5456; 2013, № 5, ст. 396; 2014, № 4, ст. 373; 2016, № 51, ст. 7391; 2017, № 47, ст. 6985), приказываю:

а) предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, и среднемесячной заработной платы работников этих учреждений (без учета заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера) в кратности 8;

б) предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, и среднемесячной заработной платы работников этих учреждений (без учета заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера), включенных в перечень федеральных учреждений, в которых условия оплаты труда руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров могут быть установлены без учета предельного уровня соотношения размеров среднемесячной заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных учреждений и среднемесячной заработной платы работников этих учреждений, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. № 2627-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 2, ст. 153; № 39, ст. 5011; 2015, № 12, ст. 1799; 2016, № 51, ст. 7391; 2017, № 33, ст. 5257; № 43, ст. 6371), в кратности 11.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 7 февраля 2018 г.

Обзор документа

Установлен предельный уровень соотношения среднемесячных зарплат руководителей и работников федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений Минобрнауки России.

Для большинства учреждений он равен 8, а для 22 вузов — 11.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Гражданская инициатива

За бесплатное образование и медицину

О новой системе оплаты труда, «эффективном контракте» и приказе № 40 департамента образования г. Москвы

Автор: Всеволод Луховицкий

О новой системе оплаты труда, «эффективном контракте» и приказе № 40 департамента образования г. Москвы

С нового учебного года в московских школах начинается постепенное внедрение так называемого «эффективного контракта». С точки зрения профсоюза «Учитель», этот контракт призван жестко регламентировать обязанности педагогов и создать условия для сокращения заработной платы. Кроме того, введением «эффективного контракта» сокращается размер гарантированной (базовой) части зарплаты. В статье Всеволода Луховицкого разъясняются положения приказа №40 Департамента образования Москвы и предлагаются способы защиты трудовых прав педагогов.

Читайте так же:  Проводки возврат из фсс

При написании этого текста перед автором стояли две задачи. Во-первых, сравнить изложенные в Приказе №40 (с учетом изменений, внесенных Приказом №2055, примечание 1) нормы с аналогичными нормами, прописанными в федеральных нормативно-правовых актах. Этот подход основан на статьях 5 и 6 ТК РФ, в соответствии с которыми «нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти», а «в случаях, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный настоящим Кодексом или иными федеральными законами, применяется настоящий Кодекс или иной федеральный закон». Во-вторых, предложить московским учителям способы защиты трудовых прав в том случае, если им будут предлагать подписать трудовой договор или Дополнительное соглашение к трудовому договору, написанные в соответствии с Приказом №40.

1. Нововведения Департамента образования

Первое новшество, введенное Приказом №40, касается оклада, то есть базовой части зарплаты. Дело в том, что в нормативных актах федерального уровня (примечание 2) сказано: «Заработная плата работников учреждений (без учета премий и иных выплат стимулирующего характера) при изменении системы оплаты труда не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных выплат стимулирующего характера), выплачиваемой работникам до ее изменения, при условии сохранения объема трудовых (должностных) обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации». То есть базовая часть зарплаты не должна уменьшаться.

Мы считаем, что п. 4.1 Приказа №40 может привести к нарушению этого требования. Дело в том, что, Фонд оплаты труда (ФОТ) = ФОТб (базовый) + ФОТк (компенсационный) + ФОТст (стимулирующий). До вступления в силу Приказа №40 ФОТб учителей (то есть, сумма базовых окладов учителей) весь уходил на оплату преподавательских часов.
Теперь в оклад входят надбавки за проверку тетрадей и за классное руководство, которые раньше входили в компенсационную или стимулирующую часть зарплаты (а до 2014 года вознаграждение за классное руководство вообще частично выплачивалось из федерального бюджета).

Для педагогов это означает:

1. Увеличение не гарантированной нам части ФОТ. Раньше в стимулирующую или компенсационную части ФОТ входили и оплата тетрадей, и оплата классного руководства, то есть по факту получалось, что педагог мог заранее знать большую часть своей зарплаты (базовая часть за часы + проверка тетрадей + классное руководство). Теперь эти выплаты войдут в базовую часть, но при этом процентное соотношение базовой (60%) и стимулирующих (30%) частей не меняется.

Например, при ФОТ в 100 тысяч рублей базовая часть составляет 60 тысяч. До вступления в силу Приказа №40 учителя получали 60 тысяч рублей за ведение уроков, 6 тысяч рублей за проверку тетрадей и 10 тысяч рублей за классное руководство. На настоящие стимулирующие, которые определяются по неким баллам и которые невозможно просчитать заранее, оставалось 14 тысяч рублей. Теперь будет иной расчет: в 60 тысяч базовых рублей войдут те самые 10 тысяч + 6 тысяч, а за оставшиеся 30 тысяч учителя вынуждены будут конкурировать друг с другом, не зная заранее, сколько они получат.

2. Из приведенного выше расчета видно, что базовая часть оплаты именно преподавательской работы уменьшится (если не будет увеличен общий ФОТ, на что в нынешней экономической ситуации рассчитывать нельзя). Именно поэтому мы считаем пункт 4.1 Приказа №40 противоречащим предложениям Российской Трехсторонней комиссии.
Второе серьезное изменение касается компенсационной и стимулирующей части ФОТ. В федеральных рекомендациях дан большой и — самое главное — открытый список:

«11. В системах оплаты труда, трудовых договорах и дополнительных соглашениях к трудовым договорам с работниками учреждений рекомендуется использовать следующие выплаты стимулирующего и компенсационного характера:

а) выплаты за интенсивность и высокие результаты работы:
надбавка за интенсивность труда;
премия за высокие результаты работы;
премия за выполнение особо важных и ответственных работ;

б) выплаты за качество выполняемых работ:
надбавка за наличие квалификационной категории;
премия за образцовое выполнение государственного (муниципального) задания;

в) выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет:
надбавка за выслугу лет;
надбавка за стаж непрерывной работы;

г) премиальные выплаты по итогам работы:
премия по итогам работы за месяц;
премия по итогам работы за квартал;
премия по итогам работы за год;

д) выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;

е) выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями:
районный коэффициент;
коэффициент за работу в пустынных и безводных местностях;
коэффициент за работу в высокогорных районах;
надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

ж) выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема выполняемых работ, сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных):
доплата за совмещение профессий (должностей);
доплата за расширение зон обслуживания;
доплата за увеличение объема работы;
доплата за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором;
доплата за выполнение работ различной квалификации;
доплата за работу в ночное время;

з) надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.»

В системах оплаты труда, трудовых договорах и дополнительных соглашениях к трудовым договорам с работниками учреждений могут быть предусмотрены другие выплаты компенсационного и стимулирующего характера в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также коллективными договорами и соглашениями (примечание 3).

Мы считаем принципиально важным то, что в этом документе компенсационные и стимулирующие доплаты даны единым списком, без разграничения. Это соответствует сложившейся многолетней практике: например, доплаты за квалификацию и стаж в одних Положениях о зарплате отнесены к компенсационным, в других — к стимулирующим.
В тексте приказа №40 от 12 февраля в пунктах 6.1 и 7.1 список был очень краткий и исчерпывающий, то есть все, что не предусмотрено в этих пунктах, учитывать нельзя:

«6.1. К выплатам компенсационного характера работникам образовательных организаций относятся:
— выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;
— выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных.

7.1. С целью стимулирования к качественному результату труда и поощрения работников за выполненную работу в образовательных организациях устанавливаются следующие виды стимулирующих выплат:
— стимулирующая выплата за результативность работы в предыдущем учебном году;
— премии (по результатам работы в текущем учебном году, разовые премии)».

Иные выплаты стимулирующего характера, за исключением вышепоименованных, установлены быть не могут.

Получается, что педагоги теряют несколько существовавших до сих пор компенсационных и стимулирующих выплат:
— компенсация за методическую литературу (понятно, что 100 рублей не спасают, но даже их хотят отобрать)
— доплаты за квалификационную категорию, стаж, молодому специалисту
— доплата за заведование кабинетом (примечание 4).

Проблематичным становится и получение компенсационной надбавки за работу с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, поскольку теперь придется доказывать каждый час работы:

«6.5. компенсационные выплаты работникам, занятым на тяжелых работах или работах с вредными условиями труда, определяются в зависимости от результатов аттестации (специальной оценки) и устанавливаются пропорционально времени, отработанному в неблагоприятных условиях».
Правда, в Приказе №2055 последний абзац из п.7.1 изменен (примечание 5), то есть работников не лишили их права вносить в коллективные договоры иные выплаты стимулирующего характера. В связи с этим мы рекомендуем педагогам использовать именно этот абзац в том случае, если работодатель будет ссылаться исключительно на абзацы 2-3 пункта 7.1.

К сожалению, в пункт 6.1 Приказом №2055 никаких существенных изменений не внесено, то есть никаких доплат, кроме перечисленных в этом пункте, быть не должно.

Наконец, некоторые основания для стимулирующих выплат, указанные в пункте 7.3 (примечание 6), не соответствуют заявленным в федеральных рекомендациях принципам объективности, предсказуемости и адекватности, потому что критерии рейтинга образовательных организаций ежегодно меняются и предугадать их заранее невозможно.

Кроме того непонятно, как стимулирующие доплаты конкретному работнику могут зависеть от рейтинга всей школы. И что делать, если вся школа внизу рейтинга? Значит ли это, что у всех работников не должно быть стимулирующих? Поскольку 30% на стимулирующие определены этим же приказом, директору придется распределять их исключительно в виде разовых премий, что еще больше повысит вероятность необъективности.

В первоначальном тексте Приказа №40 было несколько норм, противоречащих друг другу. Приказом №2055 большинство из них ликвидировано.

Однако необходимо обратить внимание на само название Приложения к Приказу №40 — «Рекомендации по разработке систем оплаты труда работников государственных образовательных учреждений, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, подведомственных Департаменту образования города Москвы». Это название противоречит его содержанию, так как уже в пункте 1.1 речь идет не о рекомендациях, а о Положении, то есть документе совсем иного уровня. Департамент образования г. Москвы не рекомендует, а приказывает там, где он приказывать не имеет права, потому что установление конкретной системы оплаты труда трудовым законодательством отнесено к компетенции не региональной власти, а работодателя (ст. 135 ТК РФ). Именно директор школы совместно с работниками должен решать, как распределять ФОТ.

2. Рекомендации педагогам

В Приказе №40 ничего не говорится о так называемом «эффективном контракте», который рано или поздно будет предложено подписать каждому педагогу. Планировался перевод всех педагогов на «эффективный контракт» с 1 сентября 2015 года, сейчас говорят о продлении подготовки к переходу до 1 января 2016 года.

Представим себе, что текст этого контракта (или Дополнительного соглашения к трудовому договору) будет основан на Приказе №40. Чем это грозит педагогам?

Читайте так же:  Умер муж какие льготы вдове

Кратко подытожим:
— уменьшится оплата преподавательского часа
— в зарплате увеличится «вес» стимулирующих доплат (то есть доплат, не гарантированных работнику заранее)
— не будет оплаты заведования кабинетом и методической литературы
— не будет доплат за квалификацию и стаж работы
— уменьшатся доплаты за работу с вредными веществами
— увеличится количество платных образовательных услуг
— зарплата каждого педагога будет прямо зависеть от места в рейтинге.

Как вести себя в этом случае работникам?

Во-первых, настаивать на максимально строгом соблюдении процедуры. До подписания такого договора должны быть изменены все локальные акты, потому что нынешние основаны на старых федеральных и региональных документах. Чтобы внести, например, изменения в коллективный договор, потребуется не один месяц, тем более если инициатором изменений выступает работодатель. В переговорах с работодателем главным аргументом будет принцип трудового права, о котором уже шла речь: в локальных актах гарантии работникам, содержащиеся в Трудовом кодексе и иных нормативных актах, не могут быть уменьшены, но могут быть увеличены. Если, например, педагоги решат, что среди компенсационных доплат должны быть доплаты молодому специалисту, то никакие проверяющие инспекции не смогут опротестовать эту норму, внесенную в коллективный договор.
Во-вторых, можно настаивать на максимально точном соблюдении всех требований к «эффективному контракту». Например, пусть работодатель проставит в договоре все конкретные цифры: базовая оплата ставки часов, все виды компенсационных и стимулирующих. Поскольку контракт (Дополнительное соглашение) подписывается в начале учебного года, а финансирование может измениться с начала нового финансового года, работники могут воспользоваться ситуацией и обеспечить себе гарантированную зарплату. Особенно интересно будет посмотреть, как директора решат проблему обозначения в Дополнительном соглашении выплаты стимулирующих в соответствии с Приказом №40. Ведь должны быть указаны конкретные цифры и показатели. Ни в коем случае нельзя соглашаться на формулировки «по результатам работы», «в соответствии с Положением о стимулирующих выплатах» — в крайнем случае возможно указание в процентах от оклада (например, «стимулирующие выплаты в виде разовой премии раз в квартал в размере 50% от оклада»).

В-третьих, помнить о том, что работник имеет право не согласиться с любым пунктом «эффективного контракта». У работодателя нет права уволить педагога, заключившего договор на неопределенный срок, только за то, что тот не согласен с какими-то пунктами Дополнительного соглашения. Директора любят ссылаться на ст. 74 Трудового кодекса (примечание 7), но здесь есть несколько важных моментов, без соблюдения которых ссылки на эту статью неправомерны.

1. Изменение любого условия трудового договора требует либо получения согласия работника, либо соблюдения специальной процедуры. То есть нельзя просто так, по желанию директора, записать в Дополнительное соглашение, что с завтрашнего дня педагог будет вести уроки не в классе, а в школьной раздевалке, — необходимо письменное согласие педагога. И нельзя немедленно уволить работника, не соглашающегося на невыгодные для него условия.

2. Изменения допускаются только тогда, когда определенные сторонами трудового договора, не могут быть сохранены работодателем. У работодателя должны быть объективные причины невозможности сохранения существующих в настоящее время условий труда, и эти причины должны быть разъяснены работнику. Например, при переходе на электронный журнал директор должен доказать педагогам, что пользоваться бумажным журналом уже невозможно: КРУ не хочет его учитывать, родители требуют удобной для них формы информирования о текущих отметках.

3. В ст. 74 названы две причины: изменения в технике и технологии производства и структурная реорганизация производства. Применительно к школе можно сказать, что требование работать именно с электронными досками не будет являться достаточной причиной до тех пор, пока обычные доски во всех классах не будут демонтированы и заменены электронными. Структурная реорганизация — тоже совершенно определенная процедура, просто так она не проводится: как минимум, должны быть соответствующие документы. Причины эти должны быть письменно объяснены работнику.
Обратите внимание: распоряжение какого-либо вышестоящего начальника не является законной причиной изменения условий договора!

4. Работодатель обязан предложить работнику, не согласному с изменением условий, все имеющиеся вакансии, соответствующие его квалификации и предполагающие более низкую квалификацию. Только после письменного отказа работника от всех вакансий можно начинать процедуру увольнения.

Таким образом, можно смело говорить, что уволить педагога, используя ст. 74, очень сложно.

О том, как представляют себе «эффективный контракт» в Минтруда и Минобразования, придется писать уже в отдельной статье.

В. Луховицкий, член Совета профсоюза «Учитель»

Примечания

1. Приказ №40 был подписан 12 февраля 2015 г. и разослан по всем школам. В соответствии с ним директора готовили новую документацию. Накануне нового учебного года, 28 августа, появился Приказ №2055 «О внесении изменений в Приказ Департамента образования города Москвы №40». В новом Приказе исправлены часть наиболее грубых ошибок, но, к сожалению, не все.

2. Например, в Единых рекомендациях по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 год (утверждены решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24 декабря 2014 г., протокол N 11).

3. Рекомендации по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта (утверждены приказом Минтруда России от 26 апреля 2013 г. N 167н).

4. В первоначальном Приказе №40 оплата заведования кабинетом была в стимулирующих, но потом, Приказом №2005 от 28.08.2015, исключена из таблицы.

5. «…устанавливаются следующие виды стимулирующих выплат: — иные выплаты стимулирующего характера, установленные коллективными договорами, соглашениями, локальными актами».

6. — вхождение в рейтинг образовательных организаций, показавших высокие образовательные результаты; — положительная динамика образовательных результатов (вхождение в перечень динамично развивающихся образовательных организаций).

7. В случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.

О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Если работник не согласен работать в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 7 части первой статьи 77 настоящего Кодекса. В случае, когда причины, указанные в части первой настоящей статьи, могут повлечь за собой массовое увольнение работников, работодатель в целях сохранения рабочих мест имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации и в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, вводить режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели на срок до шести месяцев.

Здравствуйте, я учитель информатики. В Приказе №2055 «О внесении изменений в Приказ Департамента образования города Москвы №40» есть еще одно дополнение, которое влечет к уменьшению заработной платы педагогов на 20-30%. Так получилось в нашей школе. В данном Приказе есть пункт об изменении коэффициента для педагогов по информатике, иностранному языку и технологии. Коэффициент теперь рассчитывается следующим образом: число 25 делится на усредненное количество детей в группе. Что такое 25. Предполагаю что это кол-во детей в классе, но у нас в классах по 30-34 человека. Теперь согласно этой формуле чем больше детей в группе, тем меньше коэффициент. Где логика. После пересчета администрацией нашей заработной платы, последняя снизилась на 30%. Посоветуйте, пожалуйста, как нам быть. и еще, этот приказ является рекомендательным, обязательно ли его неукоснительно исполнять.

Приказ для того и издается, чтобы его исполнять. Нужно найти точный текст приказа. И сопоставить его с аналогичными документами более высокого уровня. Может быть, есть инструкция министерства по этому вопросу. А обратиться можно, мне кажется, в мосгордуму — там, наверняка есть комитет по образованию. Может быть, в трудовую инспекцию. Но для начала можно в этот самый департамент написать: изложите свои недоумения и попросите разъяснить суть нового коэффициента и смысл изменений.

Приказ для того и издается, чтобы его выполнять. Нужно найти точный текст приказа и сравнить его содержание с документами на ту же тему более высокого уровня. Может быть,есть инструкция по министерству. Для начала стоит написать в этот департамент и попросить разъяснить суть изменения коэффициента, изложить ваши недоумения. Потом можно в гордуму обратиться — там, наверняка есть комитет по образованию. Можно в профсоюз, в трудовую инспекцию. Если выяснится, что это явное нарушение закона, то можно и в прокуратуру.

Правомерно ли то, что администрация нашей школы сняла все надбавки к зарплате учителей, имеющих звание «Заслуженный учитель РФ» и «Почетный работник образования» (соответственно, они получали 50% и 30% к ставке). Довод такой: «Школа таким образом в соответствие с приказом № 40 получила большую экономию и теперь мы можем поделить на всех поровну эти деньги». Неужели присвоенные нашим государством звания теперь ничего не стоят?! Вам это ничего не напоминает — отнять и поделить?….

При подготовке материала использовалась статья Ю.А. Хачатуряна) Статью писал не мужчина. И правильно написать использовалась статья Ю.А. Хачатурян

Здравствуйте,можете ли вы ответить на мой вопрос. Работала с 1 сентября, но по семейным обстоятельствам в конце марта перевелась в другую школу. Получу ли я отпускной? Работала без перерыва. Мне объяснили, чтобы получить отпускные деньги, нужно перевести. Теперь когда уже выплачивается отпускные, мне перечислили всего 8тыс рублей. Хотя зарплата почти в три раза больше. Из той школы тоже ничего не получала.