Оглавление:

Детские пособия до 16 лет

Ежемесячное пособие на ребенка до 16 лет выплачивается одному из родителей (или усыновителю, опекуну) на каждого рожденного, усыновленного или принятого под опеку малыша до достижения им шестнадцати лет (если ребенок учится в общеобразовательном учреждении, то оно будет назначено до окончания обучения, но не более, чем до достижения им совершеннолетия).

Размер ежемесячной выплаты устанавливается в регионах индивидуально и составляет в среднем от нескольких сотен до нескольких тысяч рублей в зависимости от категории получателей. Выплаты производятся службой Социальной защиты населения (СЗН).

Для того, чтобы получить этот вид помощи, вам необходимо пройти несколько этапов.

Первый этап. Подтверждение условий

Как правило, ежемесячное пособие на ребенка назначается при соблюдении следующих основных условий:

  1. Ребенок проживает совместно с родителями (усыновителем, опекуном).
  2. Семья имеет среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума (см. критерии нуждаемости).

Пособие не будет назначено, а ранее назначенные выплаты будут приостановлены в случаях, если:

  • ребенок находится:
    • на полном государственном обеспечении;
    • под опекой, и опекуны получают денежные средства на его содержание;
  • его родители лишены родительских прав.

Второй этап. Подготовка пакета документов

Для оформления пособия необходимо собрать следующие документы:

  1. Заявление о выплате пособия, в котором нужно указать номер счета для перечислений в отделении Сбербанка;
  2. Копии паспортов родителей;
  3. Справка с места работы родителей о доходах за последние 3 месяца (в случае, если родители безработные, нужна справка из центра занятости и копия трудовой книжки);
  4. Копия свидетельства о браке;
  5. Справка с места жительства о совместном проживании с ребенком;
  6. Копия свидетельства о рождении ребенка (в случае установления отцовства — копия Свидетельства об установлении отцовства);

На детей старше 16 лет также потребуется справка об учебе в общеобразовательном учреждении.

Четвертый этап. Подача документов и сроки получения выплаты

Предварительно подготовленный пакет документов необходимо предоставить в органы Соцзащиты населения по месту жительства ребенка.

Пособие на ребенка до 16 лет будет назначено за текущий месяц. Выплата его производится до достижения шестнадцати лет. В случае обучения ребенка в общеобразовательном учреждении оно выплачивается до конца учебы, но, как правило, не более чем до достижения ребенком 18 лет.

Решение о выплате или отказе в назначении пособия принимается не позднее 10 дней после подачи пакета документов. В случае отказа уведомление об этом направляется заявителю отделением соцзащиты, с возвратом собранных документов.

Если сведения о доходах семьи, указанных в заявлении, подлежат дополнительной проверке органами социальной защиты населения, заявителю высылается уведомление о её проведении. В этом случае окончательный ответ о назначении ежемесячного пособия на ребенка или отказе в его выплате будет предоставлен заявителю не позднее чем через 30 дней после обращения.

Более подробные правила и условия получения ежемесячного пособия на ребенке в конкретных субъектах федерации читайте в региональном разделе.

Принцип адресности и нуждаемости при выплате детских пособий в регионах

Еще в начале 2015 года на заседании президиума Госсовета РФ по социально-экономической ситуации в регионах Президент озвучил директивы относительно дальнейшего развития социальной политики страны на основании критериев нуждаемости для адресного предоставления пособий и иных государственных выплат.

Адресность предполагает выплату помощи из средств бюджета только семьям или отдельным гражданам, испытывающим нужду из-за низкого дохода. Закономерно ожидать от предложенного принципа экономию бюджетных средств с сохранением поддержки гражданам, которые в ней действительно нуждаются.

Между тем, пока задача разрабатывать детально критерии адресности и внедрять их применение на практике возлагается на руководство каждого региона в отдельности. В отношении региональных детских пособий адресность и нуждаемость уже сейчас реализуется самыми разнообразными способами.

Категориальный и адресный подход к назначению социальных выплат

В оправдание адресного принципа озвучивается мысль, что категориальный (общий) подход, разработанный в СССР и применяемый по настоящее время, давно себя не оправдывает, а весь цивилизованный мир давно пользуется комбинацией категориальности и адресности.

При этом выплаты, нацеленные на поддержание демографической ситуации и социальную поддержку семей с детьми, по действующему сейчас федеральному законодательству пока не предусматривают назначение по принципу нуждаемости.

В целом при назначении мер социальной поддержки по адресному подходу следует придерживаться принципа заявительной инициативы со стороны нуждающегося гражданина:

  • он должен заявить о своей нужде, если считает, что действительно имеет право получать пособия и выплаты;
  • задача органов социальной защиты при этом — проверить его нуждаемость по определенным показателям (критериям).

В Минэкономразвития введение новых принципов социальной политики и фактическую отмену выплаты пособий и предоставления социальных льгот по категориям в целом одобряют, однако призывают делать это более разборчиво.

Для практической реализации адресного подхода главам субъектов федерации было поручено составить антикризисный план с установлением принципов оценки граждан, удовлетворяющих критерию нуждаемости. Как к реализации этой задачи на практике подошли регионы?

Проблемы перехода на адресную помощь в регионах

Как показала практика, на местах данную задачу все поняли по-своему. Руководящий состав многих регионов попросту принял решение полностью ликвидировать большинство действующих социальных выплат, заменив их на пособия малообеспеченным для максимального снижения бюджетного дефицита.

  • Курганская область перестала выплачивать единовременную сумму на рождение или усыновление детей, в том числе сирот и детей-инвалидов (791 рубль, 20 тыс. и 100 тыс. рублей соответственно). Однако при этом в полном объеме продолжается выплата регионального материнского капитала в размере 350 тыс. рублей.
  • Руководство Ярославской области посчитало нужным отказаться от региональной единовременной выплаты при рождении второго и последующих детей, а также не оказывать дополнительную помощь беременным, ставшим на учет в женской консультации на ранних сроках.
  • В нескольких субъектах РФ приостановлены выплаты на питание детей из социально уязвимых семей. С другой стороны, в Кировской области введены дополнительные адресные выплаты для предотвращения рисков недоедания.
  • Некоторые области обеспечивают детей бесплатным молоком и возмещают 30% отплаты за детсад лишь семьям, имеющим среднедушевой доход менее прожиточного минимума. По такому же критерию бесплатный проезд для школьников, медицинские препараты детям 3-6 лет и возмещение 50% на оплату услуг ЖКХ оставили лишь многодетным семьям.
  • Во многих регионах бесплатные обеды в школе выдаются только школьникам из малообеспеченных семей и инвалидам.
  • Саратовская область за счет урезания соцвыплат планирует сэкономить 400 млн. рублей. Возможно, в этом регионе полностью отменят компенсации за оплату детсада, которые составляют соответственно 20%, 50% и 70% на первого, второго, третьего и более детей.

Проблемы в разработке единых критериев нуждаемости

К определению семей, которым действительно нужны меры социальной поддержки, в регионах применяется вариативный подход. Для определения тех, кто оказался за чертой бедности, используют разные показатели:

  • среднедушевой доход по области или краю;
  • однократный размер прожиточного минимума;
  • его сумма, умноженная на коэффициенты 1.5, 2 и даже 2.5 (размер коэффициент зависит от соотношения поступлений в бюджет и дефицита финансов в регионе).

Например, несколько областей оставили возможность детям из многодетных малообеспеченных семей получать бесплатные завтраки и не платить за проезд. Но где-то малообеспеченность — это один прожиточный минимум на человека, а где-то — полтора. В Санкт-Петербурге подошли к вопросу с другой стороны. С начала 2016 года дополнительное ежемесячное детское пособие будет выплачиваться только служащим бюджетной сферы, у которых есть двое и более детей.

По приведенным примерам можно сделать вывод, что некоторые регионы вообще не хотят просчитывать коэффициенты и заниматься какой-либо соцподдержкой, из-за чего и сокращены до нуля многие пособия. Возможно, происходит это из-за недостаточно четкого определения социальных целей и соотношения показателей «экономия бюджета — соцподдержка».

Какие критерии нуждаемости изберут регионы?

Процесс разработки критериев для адресной поддержки населения еще не завершен. Формально, по словам Президента, социальные программы не отменяются. Однако фактически это выглядит немного иначе.

Отсутствие указаний урезать определенный процент от проводимых ранее соцвыплат — это, скорее, хорошо. Но не начнут ли регионы соревноваться между собой в том, кому больше удастся сэкономить? С другой стороны, показать слишком большую и стремительную экономию — значит, выявить несостоятельность предыдущей политики в плане соцподдержки.

По поводу критериев адресности и нуждаемости руководствам регионов была дана полная свобода. Более того, их полномочия в установлении адресных мер социальной поддержки вскоре могут быть расширены принятием ряда поправок на уровне федеральных законов.

Читайте так же:  Связной заявление на прекращение

Уже сейчас признаки нуждаемости могут существенно отличаться даже в соседних областях. Это способно вызвать здоровое недовольство граждан, не получивших материальную помощь, тогда как их товарищам или родственникам из соседнего города повезло больше.

Важным является также вопрос популяризации программы, технической возможности ее воплощения и информирования населения. Как нуждающаяся семья, живущая в отдаленной местности, узнает о своих правах и сможет «выбить» соц. доплату? Опять же, из отдаленных сел тяжело добираться и подавать заявление.

Скорее всего, сэкономить получится. Однако адресную помощь получат далеко не все нуждающиеся, даже подходящие под региональные критерии.

В нашем обществе многие семьи с детьми относятся к таким, которые зачастую живут если не на грани нищеты, то на пороге бедности. Лишать их детских пособий выглядит просто безумием. Куда качнется маятник реформ в данном случае? Урежут ли пособия на детей или снимут полностью, как это уже сделали в нескольких субъектах федерации?

Суммы детских пособий в 2018 году

В соответствии с единым порядком индексации социальных выплат, утвержденным федеральным законом № 444-ФЗ от 19.12.2016 г., с 1 февраля 2018 года основные государственные пособия семьям с детьми будут проиндексированы всего на 2.5% (коэффициент индексации 1.025) в соответствии с определенной Росстатом «официальной» величиной потребительской инфляции за 2017 год. Соответствующее повышение пособий на детей в 2018 году утверждено Постановлением Правительства от 26 января 2018 года № 74.

Правительство России отмечает рекордно низкий уровень инфляции в 2017 году, в связи с этим индексация пособий в 2018 году будет тоже рекордно низкой (всего на 2,5%). Для сравнения, годом ранее индексация государственных пособий на детей согласно Постановлению Правительства № 88 от 26.01.2017 г. была проведена на 5,4% (коэффициент 1,054).

Напомним, ежегодная индексация социальных выплат проводится с целью сохранения их покупательной способности на фоне роста потребительских цен на товары и услуги, вызванного инфляцией (обесцениванием денег). В последние годы эта процедура не распространяется на материнский капитал — в 2018 году его величина останется на уровне 453026 рублей и сохранится еще как минимум до 01.01.2020 г. в соответствии с «законом о заморозке» суммы сертификата (см. ст. 12 закона от 19.12.2016 № 444-ФЗ).

Таблица пособий на детей в 2018 году

  • 282106,70 руб. при отпуске в 140 дней;
  • 314347,47 руб. за 156 дней;
  • 390919,29 руб. за 194 дня.

Выплачивается будущим мамам, которые встали на учет в женскую консультацию не позднее 12-й недели беременности.

За пособием необходимо обратиться не позднее, чем через 6 месяцев после родов

Работающим выплачивают по месту работы работодатели. Неработающим — УСЗН.

Для получения необходимо обращаться по месту выплат не позднее 6 месяцев после родов (перейти к схеме).

Предоставляется Пенсионным фондом РФ после рождения или усыновления второго и последующих детей. Выдается в виде сертификата и тратится только в безналичной форме.

Работающим выплачивается по месту работы, а неработающим — в УСЗН в минимальном размере:

  • 3142,33 руб. в месяц на первого ребенка;
  • 6284,65 руб. — на второго и последующих.

Максимально работающим на одного ребенка — 24536,55 руб.

За пособием необходимо обращаться не позднее 6 месяцев со дня достижения ребенком возраста полутора лет.

Предоставляется работодателями лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, на основании Указа Президента РФ от 30 мая 1994 года № 1110.

Устанавливается по инициативе Владимира Путина с 1 января 2018 года нуждающимся семьям, среднедушевой доход которых не превышает 1.5 региональных прожиточных минимума трудоспособного населения.

На первого ребенка оформляется и выплачивается через органы Соцзащиты как самостоятельное ежемесячное пособие, на второго — через Пенсионный фонд России из средств материнского капитала (выплаты наличными)

Региональное — в 2018 году установлено более чем в 60 регионах страны.

Выплачивается семьям при рождении третьего ребенка, если среднедушевой доход ниже установленного в регионе.

  • 3241,05 руб. в месяц — до достижения детьми 1.5 лет
  • 6482,10 руб. — на ребенка от 1.5 до 3 лет

Право на получение возникает после наступления срока беременности — 180 дней, если на тот момент муж проходит срочную военную службу.

Предоставляется по уходу за ребенком до 3-х лет весь период от его рождения, до увольнения со срочной службы отца ребенка.

Выплачивается в службе соцзащиты населения по месту жительства (для детей солдат срочной службы) или в пенсионных органах Министерства обороны (для детей контрактников) до наступления совершеннолетия (до 23 лет при обучении по очной форме).

Работающим выплачивают работодатели. Неработающим — УСЗН.

График оформления и выплаты детских пособий

  • Пособия для всех семей, имеющих детей
    • При рождении ребенка
    • При усыновлении ребенка
  • Дополнительные виды пособий
    • Семьям военнослужащих по призыву
    • Приемным родителям и опекунам
    • Когда оформляют и выплачивают

    От начала беременности

    12 недель беременности

    28 или 30 недель беременности

    Конец декретного отпуска

    Рождение ребенка

    Конец декретного отпуска

    От рождения или от 1,5 лет

    До 16 или до 18 лет

    Усыновление ребенка

    6 месяцев после усыновления

    180 дней беременности жены военнослужащего

    Окончание срочной службы отца ребенка

    Рождение ребенка

    Наступление смерти военнослужащего

    Передача ребенка на воспитание в семью

    6 месяцев после передачи

    График детских пособий по срокам их оформления и выплаты

    • Пособия для всех семей
      • При рождении ребенка
      • При усыновлении ребенка
    • Дополнительные виды пособий
      • Семьям военнослужащих по призыву
      • Приемным родителям и опекунам
      • 12
        недель
        беременности
      • 28 или 30
        недель
        беременности
      • Рождение
        ребенка
      • Конец
        декретного
        отпуска
      • 0,5
        года
      • 1,5
        года
      • 3
        года
      • 16
        лет
      • 18
        лет
      • при постановке
        на учет на ранних сроках
      • по беременности
        и родам
      • при рождении
        ребенка
      • материнский (семейный)
        капитал
      • при рождении третьего
        и последующих детей
      • по уходу за ребенком
        до 1,5 лет
      • компенсация
        в отпуске до 3-х лет
      • региональное пособие
        на ребенка*
      • Единовременные выплаты
      • Ежемесячные выплаты
      • Выплаты возможны*
      • Рождение
        ребенка
      • Усыновление
        ребенка
      • 3
        месяца
      • 1,5
        года
      • 3
        года
      • 16
        лет
      • 18
        лет
      • по беременности
        и родам
      • по уходу за ребенком
        до 1,5 лет
      • при усыновлении
        третьего ребенка
      • компенсация
        в отпуске до 3-х лет
      • региональное
        пособие на ребенка*
      • Рождение
        ребенка
      • Усыновление
        ребенка
      • 6 месяцев
        после усыновления
      • пособие при передаче ребенка
        на воспитание в семью**
      • материнский
        (семейный) капитал**
      • Единовременные выплаты
      • Ежемесячные выплаты
      • Выплаты возможны*
      • 180 дней
        беременности жены
        военнослужащего
      • Рождение
        ребенка
      • 3
        года
      • 18
        лет
      • беременной жене военнослужащего,
        проходящего военную службу по призыву
      • на ребенка
        военнослужащего*
      • по потере
        кормильца**
      • Начало
        срочной службы
        отца ребенка
      • Наступление
        смерти
        военнослужащего
      • Окончание
        срочной службы
        отца ребенка
      • Единовременные выплаты
      • Ежемесячные выплаты
      • Выплаты возможны*
      • Рождение
        ребенка
      • Передача ребенка
        на воспитание
        в семью
      • 6 месяцев
        после передачи
      • 18
        лет
      • пособие при передаче ребенка
        на воспитание в семью
      • выплаты на содержание приемных
        и опекаемых детей
      • Единовременные выплаты
      • Ежемесячные выплаты

    Одновременно с федеральным правительством, региональные власти устанавливают дополнительные выплаты и льготы семьям с детьми. Пока эта система не отлажена и в ней существуют определенные перекосы, выражающиеся в различном подходе местных властей к вопросам социальной защиты населения. Из-за существующих различий в стоимости потребительской корзины и уровня жизни, устанавливаемый размер аналогичной материальной помощи в различных областях, краях и республиках может отличаться в разы.

    Повышающие районные коэффициенты к пособиям

    Действующие нормы Трудового кодекса России (ч. 2 ст. 146, ст. 148) устанавливают, что исполнение рабочих обязанностей в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере с использованием специальных повышающих коэффициентов, устанавливающих процентную надбавку к зарплате.

    В соответствии с требованиями ст. 5 закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ районные коэффициенты к зарплате, установленные в отдельных субъектах федерации, их районах и местностях, используются при исчислении размера социальных выплат гражданам, имеющим детей, в следующих случаях:

    • при выплате пособий, установленных на очередной год в твердой (фиксированной) денежной сумме или в предусмотренном минимальном (максимальном) размере (см. таблицу выше);
    • при расчете пособий по социальному страхованию, если при выплате заработной платы за расчетный период они по какой-то причине не были учтены по месту работы.

    Однако в настоящее время рассматривается вопрос отмены районных коэффициентов в том виде, в котором они сейчас существуют, как изжившего себя пережитка прошлого. Этой позиции, в частности, придерживается Министр труда и соцзащиты РФ Максим Топилин: «Экономическая ситуация поменялась, и сейчас исчисление этих добавок — всего лишь дополнительная нагрузка на бухгалтерию работодателей».

    Дело в том, что принципы начисления оплаты труда с советских времен значительно изменились, и учет «северной надбавки» фактически свелся к формальности, когда она вычленяется из уже установленной к выдаче зарплаты и просто прописывается в бухгалтерской отчетности отдельной строкой, что не несет никакой полезной информации и только создает лишнюю нагрузку бухгалтеру.

    Размеры детских пособий из ФСС

    Система социального страхования в России на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством предусматривает расчет размера ряда детских пособий пропорционально сумме среднего заработка женщины, с которого производились отчисления в соответствующий страховой фонд:

    • пособие по беременности и родам — в размере 100% среднего заработка за два предыдущих полных календарных года, но не менее 43615,65 руб. (при расчете по МРОТ, размер которого с 1 января 2018 года составляет 9489 руб.) и не более 282106,70 руб. при длительности больничного 140 дней в 2018 году;
    • ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет — в размере 40% от среднемесячной зарплаты за тот же рабочий период в расчете на одного ребенка, 80% — на двух, не более 100% — на трех детей и более, при этом в расчете на каждого не более 24536,55 руб. (исходя из размера страховой базы в ФСС за 2016 и 2017 годы)

    Иные выплаты, предоставляемые по месту работы в связи с рождением ребенка и осуществлением материнства, выплачиваются в фиксированных суммах, приведенных в представленной выше таблице детских пособий на 2018 год:

    • дополнительная выплата к пособию по беременности и родам для женщин, вставших на учет в женской консультации до 12 акушерских недель, — в сумме 628,47 рублей;
    • единовременное пособие при рождении ребенка — в размере 16759,09 рублей.

    Расчет размера страховых пособий из ФСС может быть выполнен самостоятельно с учетом приведенных ниже примеров, актуальных по состоянию на 2018 год:

    Прожиточный минимум и детские пособия в 2018 году

    Очевидно, что устанавливаемые на территории страны федеральные и региональные детские выплаты должны определенным образом соотноситься с величиной прожиточного минимума на ребенка, утвержденного как в среднем по стране, так и на территории конкретного субъекта федерации.

    Постановлением Правительства РФ № 1490 от 08.12.2017 г. сумма прожиточного минимума на ребенка по стране за 3 квартал 2017 года была установлена в размере 10181 рублей (на душу населения — 10328).

    С учетом величины детских выплат, приведенных в представленной выше таблице, и установленного размера прожиточного минимума можно сделать следующие выводы:

    • такие виды помощи, как материнский капитал, единовременное пособие при рождении ребенка и ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет действительно способны сильно поддержать семейный бюджет, и их средств может хватить на реальную помощь при воспитании и становлении ребенка;
    • новые ежемесячные выплаты при рождении 1 и 2 ребенка до 1.5 лет с 1 января 2018 года выплачиваются по инициативе Владимира Путина за счет средств федерального бюджета в размере регионального прожиточного минимума на ребенка за 2 квартал 2017 года, что составляет от 8247 руб. в Белгородской области до 22222 рублей в Чукотском автономном округе (в среднем по стране — около 10,5 тысяч рублей);
    • ежемесячная выплата на 3 ребенка до 3 лет предоставляется из средств бюджетов субъектов федерации в размере одного регионального прожиточного минимума на ребенка, утвержденного на соответствующий финансовый год, однако устанавливается в соответствии с правилами только в отношении малоимущих (малообеспеченных) семей;
    • в то же время ежемесячное пособие на ребенка или выплату беременным женщинам, вставшим на учет на ранних сроках беременности, можно назвать чисто «номинальными» из-за их незначительного размера в сравнении с величиной прожиточного минимума, как и «знаменитую» ежемесячную компенсацию 50 рублей находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет.

    Несмотря на это, динамика последнего десятилетия (особенно в сравнении с размерами государственной социальной поддержки семей с детьми в 90-х годах) свидетельствует о позитивных изменениях, и хочется надеяться, что подобная тенденция возобновиться в будущем после завершения кризиса вместе с повышением цены на нефть.

    Порядок индексации детских пособий

    С 1 апреля 2008 года в закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ введена статья 4.2, устанавливающая процедуру индексации федеральных детских выплат на величину прогнозного уровня инфляции, закладываемого в закон о бюджете на очередной финансовый год с целью полного или частичного возмещения потери пособий в своей фактической стоимости при повышении в стране цен на товары и услуги.

    Механизм индексации детских пособий на величину прогнозного уровня потребительской инфляции характеризуется одним существенным недостатком: даже официальная (заниженная Росстатом) фактическая годовая инфляция практически за все предыдущие годы превышала прогнозную величину, заложенную в закон о бюджете на соответствующий финансовый год.

    Например, на 2015 год пособия на ребенка и материнский капитал были проиндексированы всего на 5,5%, в то время как официальная оценка инфляции по итогам года составила по данным Росстата 12,9%. Вследствие этого покупательная способность детских социальных выплат только за один год фактически сократилась сразу на 7%.

    Доиндексация пособий на текущий год по российским законам может проводиться только в случае пересмотра параметров федерального бюджета, что является крайней мерой и практикуется только в условиях экономических кризисов.

    • В частности, весной 2015 года была подготовлена новая редакция закона о бюджете, в который закладывалась более реалистичная оценка инфляции на уровне 12,2% вместо изначально запланированной 5,5%. Однако, чтобы не проводить доиндексацию социальных выплат семьям с детьми в условиях дефицита бюджета, Правительство и Госдума были вынуждены пойти на экстраординарные меры, приняв 27 марта 2015 года закон о приостановке индексации социальных пособий и маткапитала до 2016 года (позднее материнский капитал заморозили еще раз сразу до 1 января 2020 года).
    • Вместо этого было предложено изменение порядка очередного повышения размера пособий гражданам, имеющим детей. Именно благодаря этому теперь по аналогии с пенсионным законодательством предлагалось проводить индексацию детских выплат не по прогнозному, как раньше, а по фактическому уровню годовой инфляции — то есть ежегодно с 1 февраля по данным об инфляции за прошедший год.

    «Ситуация в экономике ухудшилась. Надо убрать индексацию выплат на прогнозную инфляцию», — отмечал по этому поводу глава Минфина РФ Антон Силуанов.

    Впрочем, обсуждались и более радикальные решения — в том числе возможность вообще устранить механизм индексации пособий на величину (оценку) инфляции. В этом случае пересмотр размера социальных выплат, включая детские пособия, предлагалось проводить вообще «без привязки» к инфляции по усмотрению Правительства исключительно с учетом возможностей федерального бюджета.

    Обо всех новостях, касающихся изменения размера детских пособий, вы можете своевременно узнавать в тематической группе социальной сети Вконтакте.

    Детские пособия до 18 лет

    Женщина, которая находится в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, по окончании этого периода выходит на работу. При этом она имеет право на оформление ежемесячного пособия на ребенка до 18 лет в соответствии с региональными законами, если в семье ежемесячный доход ниже установленного в регионе прожиточного минимума на ребенка.

    Данный вид выплат назначается одному из родителей. Детское пособие до 18-ти лет является региональным и отличается по величине в различных субъектах РФ. Размер его в разных регионах может варьироваться от нескольких сотен до нескольких тысяч рублей — с учетом возможностей бюджета.

    Если ваша семья малообеспеченная (см. критерии нуждаемости), то для получения данного вида помощи вам необходимо обратиться в органы Соцзащиты населения и пройти несколько этапов.

    Первый этап. Сбор документов

    Вам нужно собрать следующий пакет документов:

    • Заявление о назначении пособия;
    • Справка о совместном проживании ребенка и родителей.
    • Свидетельство о рождении ребенка (на детей старше 14 лет – паспорт);
    • Справка о доходах в семье за последние три месяца;
    • Паспорта родителей и их копии;
    • Справка об обучении в средней школе для детей старше 16 лет.

    Пособие будет выплачиваться до достижения ребенком шестнадцатилетнего возраста (читать подробнее о пособии до 16 лет). Если при его достижении он продолжает обучение в общеобразовательном учреждении, то выплата назначается до совершеннолетия.

    Второй этап. Подача документов и ожидание выплаты

    Документы необходимо предоставить в органы Соцзащиты населения (СЗН). Эта служба принимает решение о назначении пособия или отказе в выплате. В течение десятидневного срока пособие будет выплачено, если вы не получите отказ в письменном виде.

    Также существуют другие региональные ежемесячные компенсационные выплаты на несовершеннолетних детей. Более подробно они представлены ниже в таблице.

    Размер алиментов на детей

    В 2018 году принципы назначения, определения способа выплаты и суммы алиментов не изменились. Они определяются Семейным законодательством России (СК РФ), по нормам которого предусматривается возможность определения размера алиментов в виде:

    • твердой денежной суммы, обычно зависящей от прожиточного минимума, установленного в регионе;
    • процента от дохода плательщика.

    Способ начисления выплат могут определить бывшие супруги в заключенном нотариальном соглашении. Если же придти к согласию не удалось, то этот вопрос решается в судебной инстанции.

    Согласно Семейному кодексу РФ, минимальный размер выплат на одного ребенка составляет 25% от общего дохода отца или матери, на двух детей — 33%, на трех и более детей — половина заработка плательщика. Если же плательщик имеет алиментные обязательства по содержанию детей от разных браков, то на каждого из детей должно приходиться не менее 16% от его заработка.

    Размер алиментов на одного ребенка

    Размер алиментов, выплачиваемых на одного ребенка, зависит от того, какой способ начисления был выбран и смогли ли родители договориться и заключить соглашение. В этом случае, сумма, которую бывший супруг перечисляет на содержание, определяется бывшими мужем и женой самостоятельно. Однако выбранная сумма не может быть меньше фактически необходимой для нужд ребенка.

    Если же прийти к согласию не удалось, то размер алиментных выплат будет определяться судом. Для этого родитель, проживающий совместно с ребенком, может обратиться с исковым заявлением. В этом случае размер алиментов будет определяться, исходя из суммы заработка родителя, его материального и семейного положения.

    Кроме того, судебная инстанция при отсутствии постоянного источника дохода у родителя может назначить выплату алиментов путем передачи части имущества, принадлежащего плательщику, его ребенку. Если же родитель не выполняет обязанности по содержанию ребенка даже после решения суда, то взыскание алиментной задолженности может происходить с привлечением судебных приставов.

    Какой процент от зарплаты идет на алименты на одного ребенка

    Семейное законодательство предусматривает, что при долевом способе уплаты алиментов минимальный размер выплат на одного ребенка составляет 25% от доходов родителя. При этом в расчет берется не только заработная плата родителя, но и иные источники его доходов. Алиментные выплаты могут удерживаться:

    • с места основной работы;
    • работы по совместительству:
    • получения вознаграждения в любой валюте;
    • при получении не денежного вознаграждения.

    За своевременное и полное начисление выплат предприятие, где работает родитель, и его бухгалтерия несут ответственность. Они могут быть проверены уполномоченными судебными приставами, согласно ст. 12 федерального закона от 21.07.1997 г. №118 «О судебных приставах».

    Удержанию подлежат все выплаты, которые начисляются бухгалтерией в текущем месяце:

    • оклад и все его надбавки, включающие увеличение ставки за переработки, ночные смены, работу в опасных условиях;
    • премии за достижения в работе, квартальные, годовые;
    • отпускные, включая выплаты за основной, дополнительный и отпуска, полученные за ненормированный рабочий день.

    Удержание не производится с начисленных командировочных, а также со средств, полученных за перевод работника в другую местность. Имеет свои тонкости и удержание алиментов с пособия при сокращении. Оно подлежит алиментному вычету только в отношении несовершеннолетних детей и не облагается выплатами на содержание бывшей супруги, детей старше 18 лет или иных родственников.

    Размер алиментов на двоих и более детей в 2018 году

    Согласно ст. 81 СК РФ, если алименты на двоих детей определены в процентном отношении к доходам плательщика, то их размер составляет не менее одной трети всех полученных средств. В случае, если у бывших супругов трое или более общих детей, не достигших совершеннолетия, проживающий отдельно родитель обязан ежемесячно перечислять на их содержание не менее половины заработка.

    Определить выплату алиментов на содержание двух или более детей в твердой денежной сумме иногда бывает необходимо, если у плательщика нет постоянного источника заработка или имеют место подозрения, что основной заработок он получает неофициально, пытается его скрыть.

    Если же существует необходимость выплачивать алименты детям от разных браков, то причитающийся процент будет разделен между всеми детьми. Например, если в первом браке у мужчины родилось двое детей, а в следующем — один малыш, то суммарно родитель обязан перечислять на содержание малолетних не менее 50% своего заработка. Каждый из детей при этом получит по 16,6%, а первая семья суммарно — 33% дохода отца.

    Минимальный размер алиментов на ребенка в 2018 году

    Минимальный размер алиментных выплат, взыскиваемых в долях от дохода, рассчитывается по установленному показателю минимального размера оплаты труда (МРОТ). Так как в мае 2018 года его показатель изменился, увеличился и возможный порог средств, выделяемых родителем на содержание ребенка.

    Размер МРОТ с мая 2018 года составляет 11163 рубля. Согласно этой величине, минимальные выплаты на детей составили:

    • 2790,75 руб. на одного ребенка;
    • 3683,79 руб. — на двоих;
    • 5581,5 руб. — на троих детей или более.

    Примечательно, что несколько лет назад предлагалось установить нижний порог уровня средств на содержание детей в размере 15000 рублей. Однако законопроект об алиментном минимуме не нашел поддержки и не был принят.

    Если отец не работает

    Вопреки распространенному мнению, далеко не всегда отсутствие работы или увольнение являются причинами, освобождающими от уплаты алиментов. Семейное законодательство России направлено на защиту детства и материнства. А Семейный кодекс РФ предусматривает возможность матери подать исковое заявление в суд с требованием взыскать алименты с бывшего супруга, даже если он не работает.

    В этом случае алименты устанавливаются в твердой денежной сумме, которая не зависит от уровня заработка родителя. Согласно ст. 117 СК РФ, размер выплат будет пропорционален прожиточному минимуму, установленному в регионе. При назначении алиментов бывший супруг должен предпринять попытки найти новую работу или встать на учет в ЦНЗ (центр занятости населения).

    В противном случае алиментная задолженность будет накапливаться, а к ответчику могут быть применены соответствующие меры:

    • административная ответственность;
    • уголовная ответственность.

    В качестве административных мер наказания могут быть использованы: запрет на выезд ответчика за границу, приостановление действия водительского удостоверения, арест имущества и продажа его с целью погашения задолженности.

    Размер выплат, уплачиваемых по соглашению на несовершеннолетних детей

    Если родители смогли договориться, Семейное законодательство позволяет им заключить соглашение об уплате алиментов, в котором указывается сумма, перечисляемая на содержание ребенка, порядок и способ выплат. Согласно ст. 100 СК РФ, данный документ должен быть составлен в письменной форме и заверен нотариусом.

    В этом случае размер выплат, как и другие важные аспекты, устанавливаются самими родителями. Однако ст. 103 СК РФ определяет, что сумма, перечисляемая бывшим супругом на содержание детей, не может быть меньше размера алиментов, взысканных в судебном порядке. Если родитель не имеет официального источника дохода, соглашением может предусматриваться выплата алиментов с помощью передачи части собственности плательщика в пользу своего ребенка.

    Если бывшие супруги договорились, что независимо от заработной платы отца, алименты будут составлять фиксированную сумму, нотариус проследит, чтобы она была соразмерна уровню прожиточного минимума в регионе или превышала его. В этом случае интересы ребенка не пострадают, а контроль данного аспекта — основная функции участия нотариуса в составлении соглашения.

    Изменение размера алиментов

    Несмотря на вынесенное судом решение или наличие соглашения между родителями, иногда возникают ситуации, в которых размер алиментов может быть изменен: увеличен или уменьшен. Вескими аргументами для пересмотра размера выплат могут считаться:

    • инвалидность плательщика (если плательщик имеет инвалидность первой или второй группы, нуждается в особом уходе, и по этой причине приобретает дополнительные расходы);
    • появление алиментных обязательств перед детьми от другого брака (размер выплат может быть уменьшен, если общая сумма обязательств плательщика составляет более 50% от его заработка);
    • появление у ребенка старше 16 лет собственного источника дохода;
    • существенное снижение доходов плательщика.

    Изменить размер алиментов можно несколькими способами:

    • заключить новое соглашение, заверив его у нотариуса (такой вариант подходит для тех, кто смог мирно договориться об увеличении или уменьшении суммы выплат);
    • подать новый иск в суд (если алименты были определены судом, то изменить их размер также имеет право только судебная инстанция).

    Можно ли увеличить алименты на ребенка

    Увеличение размера алиментного содержания часто связано с тем, что выплачиваемой суммы остро недостаточно для обеспечения всех нужд ребенка и поддерживания его жизни в привычных, комфортных условиях. Эта ситуация может произойти из-за инфляции, появления дополнительных видов расходов на содержание ребенка.

    Договориться об увеличении размера выплат бывшие супруги могут самостоятельно. Если мать ребенка может объяснить, почему сумму на содержание общего ребенка необходимо увеличить. Несмотря на то, что такой вариант достаточно редок, он позволит легко изменить размер алиментов: достаточно составить и заверить нотариально новое соглашение.

    Если вторая сторона не согласна с требованием бывшей супруги, то изменить сумму выплат возможно только обратившись в судебную инстанцию. При этом истцу потребуется доказать, что увеличение алиментного содержания необходимо. Если основания, на которые ссылается родитель, веские и обоснованные, суд может пойти на встречу и удовлетворить иск.

    Дополнительные расходы на ребенка

    В качестве одного из способов увеличения алиментного содержания в исключительных случаях могут быть назначены дополнительные выплаты родителем на ребенка (ст. 86 СК РФ). Среди оснований для таких выплат отмечаются:

    • появившиеся расходы на лечение ребенка в результате перенесенной им болезней (в этом случае суд опирается на медицинские документы);
    • хроническая болезнь, из-за которой ребенку необходим уход и специальные условия;
    • инвалидность малолетнего, полученная в результате нанесения ему телесных повреждений.

    Выплаты могут быть назначены как до приобретения необходимых ребенку медикаментов, техники и др., так и после того, как затраты уже были совершены. Дополнительные расходы могут быть назначены только судебной инстанцией. Для того, чтобы суд вынес решение об определении выплат необходимо предоставить соответствующие медицинские документы.

    Сумму, которая потребуется для дополнительных появившихся расходов, истец должен указать в заявлении при обращении в суд.

    Судебная практика показывает, что указанную сумму часто делят пополам, исходя из того, что расходы обязаны нести оба родителя. В определенных случаях сумма компенсации может составлять до 50% от всего заработка родителя.

    Как уменьшить размер алиментных платежей

    Размер алиментов может быть пересмотрен и в сторону уменьшения. Несмотря на то, что на это часто надеяться плательщики, для урезания суммы на содержание детей необходимы веские основания. К ним можно отнести:

    • инвалидность плательщика;
    • появление у него других иждивенцев или лиц, перед которыми есть алиментные обязательства;
    • получение подростком самостоятельного дохода, благодаря трудовой или предпринимательской деятельности;
    • резкое снижение заработка бывшего супруга.

    Чаще всего уменьшение размера алиментного содержания происходит в судебном порядке. Для этого плательщику необходимо подать исковое заявление, а в ходе заседаний мотивировать необходимость снижения выплат. Если алименты были установлены в твердой денежной сумме, то и уменьшение будет происходить в закрепленном судом размере.

    Читайте так же:  Как оформить письмо о сотрудничестве