Оглавление:

Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 20 августа 2007 г. N КА-А41/7961-07 Суд отказал в удовлетворении требования о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пени, поскольку органом ПФР пропущен трехмесячный срок направления требования об уплате налога и сбора, а также шестимесячный срок на обращение в суд для взыскания задолженности по обязательным платежам (извлечение)

Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 20 августа 2007 г. N КА-А41/7961-07
(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2007 г.

Государственное учреждение — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 20 по г. Москве и Московской области (далее — управление пенсионного фонда) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о взыскании с предпринимателя В. 8280 рублей 36 копеек недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пени.

Решением от 10.04.07 г. с предпринимателя В. взыскано 1808 рублей основного долга, пени. В удовлетворении требования в остальной части отказано.

Требования о проверке законности решения от 10.04.07 в кассационной жалобе управления пенсионного фонда основаны на том, что при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции применены не подлежащие применению положения Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс).

Отзыв на кассационную жалобу не направлен.

Лица, участвующие в деле, были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако представитель управления пенсионного фонда, предприниматель В. в судебное заседание суда кассационной инстанции по рассмотрению кассационной жалобы не явились.

Поскольку препятствий для рассмотрения кассационной жалобы в данном судебном заседании не имелось, законность решения от 10.04.07 г. проведена в пределах, установленных для рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судом первой инстанции установлено, что к взысканию предъявлена сумма недоимки по взносам на обязательное пенсионное страхование и начисленные на сумму недоимки пени за 2002, 2003, 2004, 2005 годы.

С учетом требований, предъявляемых пунктом 3 статьи 48 , пунктом 1 статьи 70 Кодекса суд первой инстанции правомерно исходил из того, что заявление о взыскании недоимки и пени за 2002, 2003, 2004 годы подано управлением пенсионного фонда по истечении установленного срока, а поэтому в этой части требование удовлетворению не подлежит.

Выводы суда в данной части являются правильными.

Требование о взыскании недоимки, пени за 2005 год признано судом правомерным.

Вывод суда является ошибочным по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.01 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Закон о пенсионном страховании) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено указанным Законом .

В пункте 14 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.04 N 79 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании» также указано на необходимость применения норм Налогового кодекса Российской Федерации при взыскании недоимок и пени, поскольку Закон о пенсионном страховании не регламентирует порядок их взыскания, за исключением ссылки на судебный порядок взыскания.

Согласно пункту 1 статьи 45 Кодекса налогоплательщик (страхователь) обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налогов (страховых взносов), если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате страховых взносов является основанием для направления ему требования об уплате задолженности по страховым взносам.

В силу статьи 70 Кодекса требование об уплате налога (взносов) должно быть направлено плательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога (взносов).

В соответствии с пунктом 3 статьи 48 Кодекса (с учетом положений пункта 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации») при неисполнении плательщиком требования об уплате задолженности заявление, о взыскании задолженности может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования. Этот срок является пресекательным.

При определении предельного срока обращения в суд с заявлением о взыскании недоимок по страховым взносам и пеней учитывается трехмесячный срок, установленный статьей 70 Кодекса, срок на добровольное исполнение обязанности по уплате задолженности, указанный в требовании, а также шестимесячный срок, предусмотренный п. 3 ст. 48 НК РФ.

При этом с учетом позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской изложенной в пункте 6 Информационного письма от 17.03.03 N 71, пропуск установленного статьей 70 Кодекса срока направления требования об уплате страховых взносов не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание взносов и пеней.

Статьей 28 Закона о пенсионном страховании предусмотрено, что страховые взносы в виде фиксированного платежа уплачиваются не позднее 31 декабря текущего года в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В пункте 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.03.03 N 148 также определено, что платеж за текущий год производится не позднее 31 декабря соответствующего года.

С учетом изложенного установленный статьей 70 НК РФ трехмесячный срок направления предпринимателю требования об уплате недоимки по страховым взносам за 2005 год истек 31.03.06, шестимесячный срок на обращение в суд начал исчисляться по истечении 12 дней, установленных в требовании на добровольную уплату недоимки и пени, и истек соответственно 13.10.06.

Суд первой инстанции установил, что фактически требование направлено предпринимателю в октябре 2006 года, заявление управления пенсионного фонда о взыскании с предпринимателя фиксированного платежа по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пени как установлено судом, подано 14.02.07.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 284 , 286 , 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:

решение от 10 апреля 2007 года Арбитражного суда города Москвы, по делу N А41-К2-3270/07 в части, касающейся взыскания с индивидуального предпринимателя В. 1808 рублей задолженности по взносам на обязательное пенсионное страхование, пени отменить. В удовлетворении требования Государственного учреждения — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 20 по г. Москве и Московской области в данной части отказать. В остальной части решение от 10 апреля 2007 года оставить без изменения.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 августа 2004 г. N А56-3150/04 Заявление ЗАО о признании недействительным требования ИМНС об уплате налогов удовлетворено, так как налоговым органом нарушен срок направления требования об уплате налога. Кроме того, в оспариваемом требовании налоговым органом не указаны ни основания взыскания пеней, ни период, за который начислены пени, ни ставки пеней, а представленный налоговым органом расчет не подтверждает наличие у налогоплательщика недоимок по указанным в требовании налогам и свидетельствует о переплате по ряду налогов, указанных в требовании

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 3 августа 2004 г. N А56-3150/04

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д., Кочеровой Л.И., Никитушкиной Л.Л.,

при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Невскому району Санкт-Петербурга Иваняк Г.В. (доверенность от 20.02.2004 N 16/3402),

рассмотрев 03.08.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Невскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.04.2004 по делу N А56-3150/04 (судья Лопато И.Б.),

Закрытое акционерное общество «Новое Время» (далее — Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным требования Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Невскому району Санкт-Петербурга (далее — налоговая инспекция) от 23.10.2003 N 0317004112 об уплате налога.

Решением суда от 05.04.2004 заявленные Обществом требования удовлетворены.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований.

По мнению подателя жалобы, осуществление Обществом перечисления сумм налога при отсутствии обязанности по уплате налога, то есть авансом, противоречит пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ). Общество могло отозвать неисполненные Санкт-Петербургским филиалом Коммерческого банка «Мосбизнесбанк» платежные поручения, кроме того, могло уплатить налоги через стабильно работающий банк. Положение пункта 2 статьи 45 НК РФ не распространяется на Общество, поскольку налогоплательщик от исполнения обязанности по уплате налогов уклонился.

Представитель Общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, в связи с чем, жалоба рассмотрена в его отсутствие.

Представитель налоговой инспекции в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы.

Законность решения суда проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, налоговая инспекция выставила требование от 23.10.2003 N 0317004112 об уплате 14 438 руб. налога на прибыль и 5 503 руб. 30 коп. пеней по сроку уплаты 11.12.98, 4 706 руб. 20 коп. пеней по налогу на добавленную стоимость по сроку уплаты 30.09.2003, 1 974 руб. 63 коп. налога на имущество предприятий и 1 782 руб. 68 коп. пеней по сроку уплаты 11.12.98, 1 397 руб. налога на пользователей автомобильных дорог и 10 708 руб. 89 коп. пеней по сроку уплаты 10.04.2003, 10 000 руб. местных налогов и сборов и 9 424 руб. 90 коп. пеней по сроку уплаты 11.12.98 со сроком исполнения требования 02.11.2003.

Общество данное требование не исполнило и налоговый орган на основании статьи 46 НК РФ принял решение от 16.12.2003 N 4112 о взыскании указанных сумм налогов и пеней за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках.

Общество не согласилось с требованием и обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Суд, удовлетворяя требования Общества, указал на исполнение Обществом обязанности по уплате налога на пользователей автомобильных дорог, что подтверждается материалами дела и налоговой инспекцией не оспаривается. Кроме того, ссылаясь на положения Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 12.10.98 N 24-П, Определение Конституционного суда от 25.07.2001 N 138-О, указал на исполнение Обществом обязанности по уплате налогов в установленном порядке через Санкт-Петербургский филиал Коммерческого банка «Мосбизнесбанк». Также судом сделан вывод о несоответствии оспариваемого требования положениям статей 69, 70, 75 НК РФ.

Читайте так же:  Пособия на третьего ребенка в омске

Суд кассационной инстанции, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что суд, удовлетворяя требования Общества, правомерно исходил из следующего.

Судом установлено, материалами дела подтверждается и налоговой инспекцией не оспаривается уплата Обществом 1 397 руб. налога на пользователей автомобильных дорог платежными поручениями от 13.05.2002 N 31, от 18.11.2002 N 128 от 02.04.2003 N 31, следовательно, оспариваемое требование в этой части правомерно признано судом недействительным.

Общество платежным поручением от 11.12.98 N 261 перечислило в бюджет 14 438 руб. налога на прибыль, платежным поручением от 11.12.98 N 264 — 1 974 руб. 63 коп. налога на имущество предприятий, платежным поручением от 11.12.98 N 260 — 10 000 руб. местных налогов и сборов с расчетного счета налогоплательщика в Санкт-Петербургском филиале Коммерческого банка «Мосбизнесбанк».

Суммы недоимок и пеней по налогу на прибыль, по налогу на добавленную стоимость, по налогу на имущество предприятий, по местным налогам и сборам включены в требование во исполнение указаний Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу от 26.09.2003 N 17-05/19654 о том, что запись в карточках лицевого счета об исполнении обязанности по уплате налогов в отношении «зависших» платежей должна быть оформлена решением Комиссии.

В указанный период обязанность по уплате налога была установлена пунктом 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 27.12.91 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», который предусматривал, что обязанность налогоплательщика по уплате налога прекращается уплатой налога, либо его отменой. В связи с тем, что момент уплаты налога в правоприменительной практике толковался неоднозначно, постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 12.10.1998 N 24-П было разъяснено, что обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления налогоплательщиком в банк поручения на уплату соответствующего налога, следовательно, обязанность по уплате налога была исполнена Обществом полностью. Актом проверки Санкт-Петербургского филиала Коммерческого банка «Мосбизнесбанк» от 15.04.99 N 16, решением от 16.04.99 N 17/16 подтверждается списание с расчетного счета Общества денежных средств в уплату налогов.

Ссылка налоговой инспекции на Определение Конституционного суда Российской Федерации от 25.07.2001 N 138-О, в связи с которым, положения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12.10.1998 N 24-П, а также пункта 2 статьи 45 НК РФ не распространяются на Общество, поскольку оно является недобросовестным налогоплательщиком, необоснованна, так как «недобросовестность» налоговым органом не доказана.

Следовательно, налоговой инспекцией неправомерно включены в оспариваемое требование недоимки по налогу на прибыль, по налогу на имущество предприятий, по местным налогам и сборам.

Суд кассационной инстанции считает правильным вывод суда о несоответствии оспариваемого требования положениям статей 69, 70, 75 НК РФ.

Согласно статье 69 НК РФ, требование об уплате налога (сбора) представляет собой письменное извещение, направленное налогоплательщику, о неуплаченной сумме налога (сбора), а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которыми установлена обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Согласно статье 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. Требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.

С учетом данной нормы, а также положений пункта 3 статьи 48 НК РФ срок взыскания налоговым органом недоимки складывается из сроков, указанных статье 70 НК РФ, а также срока, установленного в требования для добровольного исполнения и шестимесячного срока для подачи заявления в суд о взыскании налогов и пеней, что подтверждается и разъяснениями, данными Президиумом Высшего арбитражного суда Российской Федерации в информационном письме от 17.03.2003 N 71, Постановлением Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5.

Суд кассационной инстанции считает правильным вывод суда о нарушении налоговым органом срока направления требования об уплате налога, установленного статьей 70 НК РФ, поскольку в требовании указаны, в том числе недоимки по налогу на прибыль, по налогу на имущество предприятий и местным налогам и сборам с указанием срока уплаты — 11.12.98.

В силу положений статьи 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние сроки по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Согласно пункту 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.01 N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» досудебное урегулирование спора о взыскании пеней по недоимкам состоит в указании налоговым органом в направленном налогоплательщику требовании размера недоимки, даты, с которой начинают начисляться пени, и ставки пеней.

В нарушение указанных норм в оспариваемом требовании налоговым органом не указаны ни основания взыскания пеней, ни период, за который начислены пени, ни ставки пеней. Кроме того, по налогу на добавленную стоимость не указан размер недоимки.

Суд кассационной инстанции считает правильным вывод суда о том, что представленный налоговым органом расчет не подтверждает наличие у налогоплательщика недоимок по указанным в требовании налогам, кроме того, свидетельствует о переплате по ряду налогов, указанных в требовании.

Кроме того, выписками из карточек лицевого счета за март 2001 года, август 2002 года, за апрель 2003 года подтверждается о том, что указанные суммы числились как уплаченные.

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации налоговая инспекция обязана доказать обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемого акта.

Таким образом, суд правомерно признал недействительным требование от 23.10.2003 N 0317004112 об уплате 14 438 руб. налога на прибыль и 5 503 руб. 30 коп. пеней по сроку уплаты 11.12.98, 4 706 руб. 20 коп. пеней по налогу на добавленную стоимость по сроку уплаты 30.09.2003, 1 974 руб. 63 коп. налога на имущество предприятий и 1 782 руб. 68 коп. пеней по сроку уплаты 11.12.98, 1 397 руб. налога на пользователей автомобильных дорог и 10 708 руб. 89 коп. пеней по сроку уплаты 10.04.2003, 10 000 руб. местных налогов и сборов и 9 424 руб. 90 коп. пеней по сроку уплаты 11.12.98 со сроком исполнения требования 02.11.2003.

Кассационная инстанция считает, что судебный акт соответствует действующему законодательству, а следовательно, оснований для его отмены нет.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 , подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.04.2004 по делу N А56-3150/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Невскому району Санкт-Петербурга — без удовлетворения.

СРОК ВЫСТАВЛЕНИЯ ТРЕБОВАНИЯ ОБ УПЛАТЕ НАЛОГА (НЕДОИМКИ), ПЕНЕЙ, ШТРАФА, ПРОЦЕНТОВ И ПОСЛЕДСТВИЯ ЕГО НАРУШЕНИЯ

Налоговый орган выставляет требование при выявлении задолженности организации или индивидуального предпринимателя по платежам в бюджет (п. п. 2, 8 ст. 69 НК РФ).

Инспекция должна направить вам требование в следующие сроки:

1) если налоги, пени, штраф, проценты начислены по итогам налоговой проверки — в течение 20 рабочих дней с даты вступления в силу решения по результатам налоговой проверки (п. 6 ст. 6.1, п. п. 2, 3 ст. 70, п. 1 ст. 87, п. п. 7, 9 ст. 101 НК РФ);

2) если задолженность обнаружена вне рамок налоговой проверки, срок направления требования зависит от общей суммы указанной в нем задолженности по налогам, пеням, штрафам, а также процентам (п. п. 1, 3 ст. 70 НК РФ):

— 500 руб. и более — в течение трех месяцев со дня выявления недоимки;

— менее 500 руб. — в течение одного года со дня выявления недоимки.

Подробнее о том, как определить момент выявления недоимки, вы можете узнать в разд. 2.1 «Выявление недоимки налогоплательщиком и налоговым органом».

Дополнительно отметим некоторую особенность выставления требования об уплате пеней в ситуации, когда сумма задолженности по налогам уже уплачена. Пленум ВАС РФ в п. 51 Постановления от 30.07.2013 N 57 напомнил, что пени уплачиваются налогоплательщиком либо одновременно с перечислением налога либо после его уплаты (п. 5 ст. 75 НК РФ). Поэтому срок направления требования об уплате пеней исчисляется с момента уплаты задолженности по налогу, а именно:

— с момента уплаты всей суммы недоимки, на которую были начислены пени;

— с момента уплаты последней части задолженности по налогу при ее перечислении частями.

Указанные разъяснения Пленума ВАС РФ о моменте, с которого исчисляется срок направления требования об уплате пеней, даны без учета внесенных в п. 1 ст. 70 НК РФ изменений в части продолжительности установленного в нем срока. Напомним: до того, как Закон N 248-ФЗ изменил эту норму, из нее следовало, что требование направляется не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки независимо от указанной в нем суммы задолженности (п. 1 ст. 70 НК РФ).

По нашему мнению, срок направления требования об уплате пеней должен определяться с учетом разъяснений Пленума ВАС РФ о моменте, с которого он исчисляется, но в зависимости от размера задолженности. Аналогичного мнения придерживаются и контролирующие органы. В Письме ФНС России от 22.08.2014 N СА-4-7/16692 указано, что рассматриваемые разъяснения Пленума ВАС РФ должны применяться с учетом внесенных в п. 1 ст. 70 НК РФ изменений в части сроков направления требований об уплате налога, сбора, пени, штрафа по задолженности, размер которой составляет менее 500 руб.

Последствия нарушения указанных сроков направления требования об уплате налогов (пеней, штрафов, процентов) Налоговый кодекс РФ не определяет.

По мнению Минфина России, сроки выставления требования являются пресекательными (Письмо от 21.01.2009 N 03-02-07/1-25 ). То есть пропустив их, налоговый орган не вправе направлять требование налогоплательщику.

Приведенные разъяснения Минфина России и судебные акты основаны на прежней редакции ст. 70 НК РФ. Законом N 248-ФЗ в этой норме были изменены сроки направления требований (пп. «а», «б» п. 17 ст. 1, ч. 1 ст. 6 данного Закона).

На наш взгляд, содержащиеся в них выводы применимы и в настоящее время, так как в ст. 70 НК РФ изменились только конкретные значения сроков направления требований, смысл же нормы остался прежним.

Читайте так же:  Досудебное оздоровление это

Однако на практике инспекции выставляют требование и после истечения установленного для этого срока. Они исходят из позиции судей ВАС РФ, согласно которой данное нарушение само по себе не влечет недействительности требования при условии, что на момент его выставления не утрачена возможность взыскания налоговой задолженности (Постановление Президиума ВАС РФ от 01.11.2011 N 8330/11 ). Если вы не исполните такое требование, направленное вам с опозданием, инспекция вправе будет взыскать задолженность принудительно.

Стоит учитывать, что пропуск срока выставления требования не влечет изменения порядка исчисления (увеличения) сроков принудительного взыскания налоговых платежей. На это указывается в следующих судебных актах, принятых в период действия прежней и нынешней редакций ст. 70 НК РФ: Определения Конституционного Суда РФ от 22.04.2014 N 822-О, от 22.03.2012 N 479-О-О, п. 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25, п. 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71, Постановление Президиума ВАС РФ от 01.11.2011 N 8330/11. В рассматриваемой ситуации сроки взыскания будут исчисляться так, как если бы требование было выставлено своевременно, т.е. в последний день срока его направления. Если окажется, что сроки взыскания уже истекли, инспекция утрачивает возможность взыскать задолженность (п. 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25, п. 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71 ).

Добавим: вывод о неизменности порядка исчисления сроков принудительного взыскания при пропуске в том числе сроков направления требования сделал Пленум ВАС РФ и в п. 31 Постановления от 30.07.2013 N 57. Кроме того, в этом Постановлении он отметил, что о несоблюдении сроков принудительного взыскания налогоплательщик может заявить при обжаловании требования или решения о взыскании за счет денежных средств, а также при предъявлении возражений на заявление налогового органа о взыскании недоимки (пеней, штрафов).

Подробнее о порядке обжалования актов налоговых органов вы можете узнать в гл. 9 «Обжалование ненормативных актов (решений, постановлений) и действий (бездействия) налоговых органов при взыскании недоимки, пеней, штрафов, процентов».

С тем, что срок направления требования не является пресекательным, соглашаются и нижестоящие суды (см., например, Постановления ФАС Дальневосточного округа от 19.03.2013 N Ф03-803/2013, ФАС Северо-Западного округа от 08.11.2012 N А44-3126/2012, ФАС Уральского округа от 26.10.2012 N Ф09-10195/12 ).

Итак, для определения срока взыскания задолженности с ваших банковских счетов на основании требования, которое инспекция выставила с опозданием, необходимо установить и сравнить:

1) дату, позднее которой инспекция не вправе вынести решение о взыскании задолженности .

В данном случае мы не рассматриваем ситуации, перечисленные в пп. 1 — 4 п. 2 ст. 45 НК РФ, когда задолженность по налогам, пеням, штрафам и процентам можно взыскать исключительно через суд.

Для этого определите последний день срока, в течение которого инспекция должна была направить вам требование, и прибавьте к нему:

— срок, отведенный вам для добровольного погашения задолженности. Напомним, что по общему правилу он составляет восемь рабочих дней. Однако в требовании может быть установлен и более длительный срок (п. 6 ст. 6.1, абз. 4 п. 4, п. 8 ст. 69 НК РФ);

— два месяца, отведенные инспекции для принятия решения о взыскании недоимки, пеней, штрафа, процентов (п. 3 ст. 46, п. 10 ст. 68 НК РФ).

Например, решение по итогам выездной проверки организации вступило в силу 23 января 2014 г. Инспекция должна была направить ей требование в течение 20 рабочих дней (п. 6 ст. 6.1, п. п. 2, 3 ст. 70 НК РФ). Последний день этого срока — 20 февраля 2014 г.

Установленный восьмидневный срок добровольного исполнения требования исчисляется с 21 февраля по 4 марта 2014 г. (п. п. 2, 6 ст. 6.1, абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ). С 5 марта 2014 г. нужно отсчитывать двухмесячный срок вынесения инспекцией решения о взыскании . Принять решение инспекция вправе не позднее 5 мая 2014 г. (п. п. 5, 7 ст. 6.1, п. 3 ст. 46 НК РФ). После этой даты инспекция утрачивает право на взыскание задолженности в бесспорном порядке (п. 3 ст. 46 НК РФ).

Вопрос об исчислении сроков принудительного взыскания налогов, пеней и штрафов является спорным. Подробнее об этом вы можете узнать в разделе «Ситуация: Как исчисляется срок принятия решения о взыскании недоимки, пеней, штрафов, процентов из денежных средств на счетах налогоплательщика в банке». В данном примере определен максимально возможный срок взыскания. Если инспекция его пропустит, риск взыскания с вас задолженности в бесспорном порядке будет гораздо меньше;

2) наиболее раннюю дату, когда инспекция вправе вынести решение о взыскании налога, пеней, штрафа, процентов на основании требования, направленного с опозданием.

Такой датой является день после истечения срока добровольного исполнения требования (п. 6 ст. 6.1, п. 3 ст. 46, абз. 4 п. 4, п. 8 ст. 69 НК РФ). Причем данный срок нужно отсчитывать с даты фактического получения требования.

Например, организация получила требование 11 апреля 2014 г. Установленный восьмидневный срок добровольного исполнения требования исчисляется с 14 по 23 апреля 2014 г. (п. п. 2, 6 ст. 6.1, абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ). То есть с 24 апреля 2014 г. инспекция может вынести решение о взыскании налога (пеней, штрафа).

Если первая дата наступила раньше второй, т.е. срок вынесения решения о взыскании истек раньше окончания срока добровольного исполнения требования, то двухмесячный срок бесспорного взыскания задолженности налоговый орган пропустил. Взыскать недоимку, пени, штрафы, а также задолженность по процентам, начисленным на основании гл. 9 НК РФ, инспекция может только в судебном порядке.

Срок обращения инспекции в суд также ограничен. Чтобы определить, истек он или нет, прибавьте к последнему дню, в который инспекция должна была направить вам требование:

— срок добровольного исполнения требования, а именно восемь рабочих дней, если в требовании не указан более длительный срок (п. 6 ст. 6.1, абз. 4 п. 4, п. 8 ст. 69 НК РФ);

— шесть месяцев, отведенных инспекции для обращения в суд (п. 3 ст. 46, п. 10 ст. 68 НК РФ).

Например, последним днем, когда инспекция должна была направить требование, являлось 20 февраля 2014 г. Установленный восьмидневный срок его добровольного исполнения исчисляется с 21 февраля по 4 марта 2014 г. (п. п. 2, 6 ст. 6.1, абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ). С 5 марта 2014 г. нужно отсчитывать шестимесячный срок обращения в суд с заявлением о взыскании задолженности . Подать его в суд инспекция может не позднее 4 сентября 2014 г. (п. 5 ст. 6.1, п. 3 ст. 46 НК РФ).

Вопрос об исчислении сроков принудительного взыскания налогов, пеней и штрафов является спорным. Подробнее об этом вы можете узнать в разделе «Ситуация: Как исчисляется срок подачи налоговым органом в арбитражный суд заявления о взыскании недоимки, пеней, штрафов». В данном примере определен максимально возможный срок взыскания. Если инспекция его пропустит, риск взыскания с вас задолженности будет гораздо меньше.

По истечении указанных шести месяцев инспекция может списать задолженность с банковских счетов в порядке ст. 46 НК РФ, только если докажет, что пропустила данный срок по уважительной причине, и суд его восстановит (п. 3 ст. 46 НК РФ).

Подробнее об этом вы можете узнать в разд. 8.2.1 «Сроки подачи налоговым органом заявления в арбитражный суд, если пропущены сроки бесспорного взыскания недоимки (пеней, штрафов)».

В заключение отметим, что сроки направления и исполнения требования, а также срок взыскания задолженности отсчитываются заново, если инспекция направила вам уточненное требование в порядке ст. 71 НК РФ.

Срок для выставления требования по пеням

Минфин России в письме от 03.08.2016 № 03-02-07/1/45510 рассказал, какие сроки должны соблюдаться налоговиками при выставлении требований об уплате пеней. Разъяснения финансисты подготовили с участием своих коллег из ФНС России.

К срокам направления требований об уплате сборов, пеней, штрафов применяются те же правила, которые установлены ст. 70 НК РФ для выставления требований об уплате налога (п. 3 ст. 70 НК РФ). Поэтому приведем порядок, действующий для налоговых требований.

Срок направления требования об уплате налога зависит от того, каким образом была обнаружена недоимка.

Если она выявлена в ходе налоговой проверки, требование должно быть выставлено в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения по результатам проверки (п. 2 ст. 70 НК РФ).

В ситуации, когда задолженность обнаружена налоговиками вне рамок проверки, срок направления требования зависит от суммы недоимки. Если ее размер менее 500 руб., требование должно быть выставлено в течение одного года со дня выявления недоимки. В противном случае (при наличие задолженности по налогу на сумму 500 руб. и больше) на выставление требования отводится не более трех месяцев со дня выявления недоимки (п. 1 ст. 70 НК РФ).

Обнаружив недоимку, налоговики сразу же начисляют по ней и пени. Ведь пени перечисляются в бюджет одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Об этом говорится в п. 5 ст. 75 НК РФ.

Таким образом, в случае начисления пеней на сумму выявленной недоимки они выставляются налогоплательщику вместе с задолженностью по налогу в одном требовании в сроки, указанные в п. 1 и 2 ст. 70 НК РФ. Форма требования утверждена приказом ФНС России от 03.10.2012 № ММВ-7-8/[email protected] и предусматривает отражение в ней как суммы недоимки, так и сумм пеней, штрафов и процентов.

В комментируемом письме чиновники отметили, что Налоговым кодексом не предусмотрено направление требования об уплате пеней после выставления требования по уплате недоимки.

Недоимка погашена, а пени остались

Но необходимость начисления пеней может возникнуть, и когда недоимка по налогу уже уплачена. Например, налогоплательщик перечислил налог с нарушением установленного срока его уплаты, но не уплатил пени за дни просрочки.

При обнаружении этого факта налоговики выставят ему требование об уплате пеней. Но какие сроки для выставления требования применяются в этом случае?

Пленум ВАС РФ в п. 51 постановления от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснил, что требование об уплате пеней должно быть направлено не позднее трех месяцев с момента уплаты налогоплательщиком всей суммы недоимки, а в случае погашения недоимки частями — с момента уплаты последней ее части.

Обратите внимание, что данное разъяснение было дано Пленумом ВАС РФ в период действия старой редакции п. 1 ст. 70 НК РФ, которая устанавливала лишь один срок для направления требования — ​три месяца со дня выявления недоимки. В связи с этим в комментируемом письме финансисты указали, что позицию Пленума ВАС РФ нужно применять с учетом разъяснений, данных специалистами ФНС России в письме от 22.08.2014 № СА-4-7/16692. Согласно им необходимо учитывать изменения, внесенные в п. 1 ст. 70 НК РФ в части сроков направления требований по задолженности, размер которой составляет менее 500 руб.

Таким образом, если сумма недоимки по налогу, погашенной налогоплательщиком, составляет менее 500 руб. требование об уплате пеней может быть направлено в течение одного года со дня уплаты недоимки.

Если срок пропущен

В Налоговом кодексе ничего не сказано о том, какие последствия влечет за собой пропуск налоговиками срока, установленного для направления требования об уплате налога, пеней, штрафа.Поэтому налогоплательщиков интересует вопрос: будет ли считаться действительным требование, направленное с нарушением срока?

Читайте так же:  Какие нужны документы чтобы получить российское гражданство казахстанцу

Правовая позиция по данному вопросу содержится в постановлении Президиума ВАС РФ от 01.11.2011 № 8330/11. В этом документе указано, что срок направления требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа не является пресекательным. Его пропуск не может считаться основанием для признания требования недействительным, если на момент выставления требования налоговым органом не утрачена возможность взыскания налоговой задолженности с учетом сроков, названных в абз. 1 п. 3 ст. 46 НК РФ.

Напомним, что согласно этой норме решение о взыскании должно быть принято не позднее двух месяцев после истечения срока, указанного в требовании об уплате налога. Если решение о взыскании принято после истечения вышеуказанных двух месяцев, оно считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Окружные суды также считают, что пропуск налоговой инспекцией срока направления требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа не может быть основанием для признания его недействительным (постановления АС Северо-Кавказского округа от 20.11.2015 № Ф08-8587/2015 (Определением ВС РФ от 06.05.2016 № 308-КГ16-399 отказано в передаче дела на пересмотр), ФАС Западно-Сибирского округа от 28.04.2014 по делу № А03-13103/2013, Поволжского округа от 15.04.2014 по делу № А12-16429/2013, Западно-Сибирского округа от 24.01.2013 по делу № А27-10166/2012, Дальневосточного округа от 25.12.2012 № Ф03-5697/2012).

Требование об уплате налогов и сборов в 2018-2019 годах

Требование об уплате налога — одна из мер, применяемых налоговиками к неплательщику. Какая должна быть задолженность для получения этого требования и какими последствиями может обернуться неуплата налога, читайте в материалах нашей рубрики.

Что такое требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа

Согласно НК РФ у налогоплательщика есть обязанность вовремя и в полном размере платить налоги и сборы. Сроки перечисления платежей в бюджет зависят от вида налога или сбора, нюансов местного или регионального законодательства, категории налогоплательщика.

Физлица платят налоги по данным уведомлений ФНС, рассылаемых «Почтой России» или полученный через сервис «Личный кабинет налогоплательщика» на сайте ФНС. Для удобства граждан такие уведомления содержат не только размер налогооблагаемой базы и ставку, но и срок, до которого нужно перечислить налог. Например, за 2017 год личные имущественные налоги гражданин должен заплатить до 01.12.2018. Согласно п. 2 ст. 52 НК РФ письмо из инспекции должно прийти не позднее 30 дней до наступления срока платежа.

Предприниматели по личному имуществу платят налоги по правилам, установленным для обычных граждан. А вот по налогам за бизнес самостоятельно рассчитывают суммы к уплате соответственно выбранному налоговому режиму. Сроки уплаты для каждого налога и спецрежима установлены Налоговым кодексом. Например, если ИП работает на ОСН, то годовую декларацию за прошедший год по подоходному налогу ему нужно сдать до 30 апреля следующего года. В этот же срок он должен заплатить и НДФЛ с предпринимательской деятельности.

Юрлица отчитываются по налогам и сборам также самостоятельно: сдают в налоговый орган отчетность и платят налоги и сборы. Кроме того, по некоторым налогам компания должна в установленный срок перечислять авансы и с их учетом затем рассчитывать размер годового платежа по налогу.

Таким образом, своевременная уплата налогов и сборов является непосредственной обязанностью каждого налогоплательщика и закреплена в п. 2 ст. 44 и п. 1 ст. 45 НК РФ. Нарушение сроков перечисления налогов и сборов в бюджет или неполная их уплата — основание для направления налоговиками плательщику требования об уплате налога.

Согласно ст. 69 НК РФ требование об уплате налога представляет собой уведомление плательщика о неуплаченной сумме налога и обязанности заплатить ее в установленный срок. Требование об уплате налога инспекторы высылают при наличии недоимки у гражданина или организации, выявленной по результатам проверки. Подробнее об обязательности соблюдения условия проверки читайте в материале «Требовать уплатить налог вне проверки налоговая не вправе».

С какой даты применяется обновленная форма требования об уплате (утвержденная приказом ФНС России от 13.02.2017 № ММВ-7-8/[email protected]), узнайте из публикации.

Требование об уплате налога содержит следующие сведения:

  • сумму задолженности по налогу;
  • размер пеней, начисленных на момент отправления требования об уплате налога;
  • срок погашения задолженности и меры по взысканию налога — на случай, если налогоплательщик проигнорирует требование.

Для физлица налоговики приводят также сведения о первоначальном сроке уплаты налога. Помимо этого, в требовании об уплате налога инспекторы должны предоставить ссылки на законодательные акты, регламентирующие уплату просроченного налога. Для организаций и предпринимателей требование об уплате налога также содержит КБК и ОКТМО по каждому виду неуплаченного налога.

В какой срок присылают налоговое требование об уплате налога

Сроки рассылки требований об уплате налогов и сборов регулирует ст. 70 НК РФ. Налоговики имеют право выслать требование об уплате налога с момента выявления недоимки. Максимальный срок, в течение которого инспекторы обязаны уведомить вас о задолженности перед бюджетом, — 3 месяца.

Как происходит процедура составления и передачи требования об уплате налога? Налоговики обнаружили недоимку — этот факт они фиксируют внутренним документом ФНС. На основании этого документа в 3-месячный срок составляется требование об уплате налога и передается налогоплательщику. Если задолженность перед бюджетом была обнаружена по результатам налоговой проверки, то требование об уплате налога вы получите в течение 20 рабочих дней со дня вступления в силу решения по материалам проверки.

Причем даже если налоговики пропустили срок направления требования об уплате налога, то недоимку они все равно имеют право взыскать.

ВАЖНО! Если сумма недоимки меньше 500 руб., то требование об уплате налога инспекторы имеют право выставить в течение года (п. 1 ст. 70 НК РФ).

Требование об уплате налога организация, предприниматель или физлицо может получить несколькими способами:

  • лично под расписку;
  • по почте заказным письмом;
  • в электронной форме по ТКС (порядок утвержден приказом ФНС России от 27.02.2017 № ММВ-7-8/[email protected]);
  • в личном кабинете налогоплательщика (порядок утвержден приказом ФНС России от 30.06.2015 № ММВ-7-17/[email protected]).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Участились случаи мошенничества — по электронной почте в адрес компании присылают письма о наличии задолженности по налогам и сборам. К письму приложен файл-вирус, запуск которого приводит к нарушениям в работе компьютера. ФНС никогда не рассылает требования об уплате налога по электронной почте!

Если налоговики высылают требование об уплате налога по почте, то его доставят по адресу, указанному в ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Это необходимо учитывать в случае, если фактический и юридический адреса налогоплательщика не совпадают, поскольку по законодательству такое письмо считается полученным на 6-й рабочий день с момента отправки. А значит, начиная с 7-го дня после отправки требования об уплате налога налоговики ждут от вас действий по погашению недоимки.

Физическому лицу требование об уплате налога инспекторы пришлют по адресу регистрации, указанному в паспорте.

Если налоговики прислали вам требование об уплате налога по ТКС, то квитанцию, подтверждающую получение документа, вы должны отправить в течение 6 дней со дня отправки требования налоговиками. Если инспекторы не получат от вас в 6-дневный срок квитанцию, то они вправе заблокировать расчетный счет компании. Чтобы этого не произошло, рекомендуем вам регулярно проверять используемую вами программу передачи отчетности в госорганы.

Если за время, прошедшее с момента отправки требования об уплате налога, задолженность налогоплательщика изменилась, налоговики высылают уточненное требование.

Когда должно быть исполнено требование об уплате налога

Какими должны быть ваши действия при получении налогового требования? Если вы с ним не согласны, то в течение 1 года вы можете его обжаловать в вышестоящей инстанции. Но за это время налоговики могут успеть взыскать деньги в принудительном порядке, поэтому возражать на требование при необходимости нужно как можно раньше.

В требовании об уплате налога указывается дата, до которой необходимо погасить задолженность по налогу, пени или штрафу. Как правило, этот срок составляет 10 календарных дней. Если вы за это время уплачиваете необходимую сумму, то требование об уплате налога считается исполненным.

Что происходит, если компания не погасила задолженность в указанный срок? В таком случае у налоговиков есть 2 месяца, чтобы принять решение о взыскании недоимки в бесспорном порядке и блокировке расчетных счетов организации. Почтой России, лично или по ТКС налогоплательщику вручается решение о взыскании — решение считается полученным на 6-й рабочий день. Затем налоговые органы направляют в банк инкассо на перечисление необходимой суммы в бюджет.

О максимальном размере недоимки, которую ФНС может взыскать без привлечения судебных органов, читайте здесь.

Если налоговики пропустили 2-месячный срок, то взыскать деньги в бесспорном порядке они уже не смогут. Теперь у них есть еще 4 месяца, чтобы обратиться в суд и получить сумму задолженности по решению суда.

Когда недоимку по налогам могут списать с депозитного счета, узнайте из публикации.

Таким образом, организации следует максимально быстро после получения требования об уплате налога урегулировать взаимоотношения с бюджетом, иначе деньги налоговики получат сами или через суд.

Для физических лиц порядок исполнения требования об уплате налога имеет некоторые отличия — гражданин должен в указанный в требовании срок погасить задолженность перед бюджетом. В противном случае налоговики обращаются в суд с заявлением о взыскании недоимки.

Требование об уплате недоимки по страховым взносам

Не только налоговые органы имеют право получить с неплательщика денежные средства. Невыполнение обязанности по уплате страховых взносов также чревато принудительным взысканием денежных средств с организации или предпринимателя. И хотя с 2017 года страховые взносы, подчинявшиеся закону «О страховых взносах…» от 24.07.2009 № 212-ФЗ, переданы в ведение налоговых органов и подчинены правилам гл. 34 НК РФ, за ФСС осталась обязанность курирования взносов на страхование от несчастных случаев. Поэтому возможность взыскания взносов со стороны ФСС сохранена.

Порядок взыскания аналогичен: фонд направляет требование об уплате взноса, пени, штрафа. В 10-дневный срок должник должен погасить недоимку, иначе в течение 2 месяцев фонд имеет право вынести решение о принудительном взыскании денежных средств. Если госорган пропустил срок вынесения решения, то остается возможность взыскания недоимки через суд.

Законно ли требование об уплате взносов, полученное простым, а не заказным письмом, узнайте здесь.

ВАЖНО! При недостаточном количестве денежных средств на расчетном счете компании государственные органы имеют право получить деньги за счет ее имущества. Однако налоговики или фонды не могут взыскивать задолженность сразу за счет имущества. Обоснование этой позиции приведено в статьях:

Невыполнение компанией или физическим лицом обязанности уплачивать налоги вовремя и в полном объеме чревато финансовыми потерями (уплатой пеней и штрафов за просрочку, блокировкой расчетного счета), а также репутационными — не исключены проблемы с получением кредитов в банках, участием в конкурсах и тендерах.

Материалы нашей рубрики «Требование об уплате налога (взноса)» помогут вам правильно и вовремя среагировать на требование об уплате налога и избежать возможных негативных последствий