Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 07.05.2013 с изменениями, вступившими в силу 08.05.2013) «ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ»
  • В данном виде документ опубликован не был
  • Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ «Система»
  • (в ред. от 25.04.2002 — «Собрание законодательства РФ», 06.05.2002, N 18, ст. 1720;
  • «Российская газета», N 80, 07.05.2002;
  • «Финансовая газета», N 22, 30.05.2002, N 25, 20.06.2002)

Статья 1 Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

транспортное средство — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем;

использование транспортного средства — эксплуатация транспортного средства, связанная с его движением в пределах дорог (дорожном движении), а также на прилегающих к ним и предназначенных для движения транспортных средств территориях (во дворах, в жилых массивах, на стоянках транспортных средств, заправочных станциях и других территориях). Эксплуатация оборудования, установленного на транспортном средстве и непосредственно не связанного с участием транспортного средства в дорожном движении, не является использованием транспортного средства;

владелец транспортного средства — собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и тому подобное). Не является владельцем транспортного средства лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства;

водитель — лицо, управляющее транспортным средством. При обучении управлению транспортным средством водителем считается обучающее лицо;

потерпевший — лицо, жизни, здоровью или имуществу которого был причинен вред при использовании транспортного средства иным лицом, в том числе пешеход, водитель транспортного средства, которым причинен вред, и пассажир транспортного средства — участник дорожно-транспортного происшествия (за исключением лица, признаваемого потерпевшим в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном);

место жительства (место нахождения) потерпевшего — определенное в соответствии с гражданским законодательством место жительства гражданина или место нахождения юридического лица, признаваемых потерпевшими;

договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — договор обязательного страхования) — договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы). Договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, и является публичным;

страхователь — лицо, заключившее со страховщиком договор обязательного страхования;

страховщик — страховая организация, которая вправе осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с разрешением (лицензией), выданным федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

страховой случай — наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, влекущее за собой в соответствии с договором обязательного страхования обязанность страховщика осуществить страховую выплату;

страховые тарифы — ценовые ставки, установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом, применяемые страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования и состоящие из базовых ставок и коэффициентов;

компенсационные выплаты — платежи, которые осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом в случаях, если страховая выплата по обязательному страхованию не может быть осуществлена;

представитель страховщика в субъекте Российской Федерации (далее — представитель страховщика) — обособленное подразделение страховщика (филиал) в субъекте Российской Федерации, выполняющее в предусмотренных гражданским законодательством пределах полномочия страховщика по рассмотрению требований потерпевших о страховых выплатах и их осуществлению, или другой страховщик, выполняющий указанные полномочия за счет заключившего договор обязательного страхования страховщика на основании договора со страховщиком;

прямое возмещение убытков — возмещение вреда имуществу потерпевшего, осуществляемое в соответствии с настоящим Федеральным законом страховщиком, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего — владельца транспортного средства.

(в ред. Федерального закона от 01.02.2010 N 3-ФЗ)

Закон «Об ОСАГО»: изменения, поправки

ОСАГО — это полис обязательного страхования гражданской ответственности для автовладельцев. Основная цель — возмещение ущерба и убытков, которые были причинены виновным в ДТП водителем. Размер выплаты устанавливается государством.

Иными словами, ОСАГО — это обязательный страховой полис, без которого нельзя передвигаться на транспортном средстве по территории РФ. Если вы застрахованы, то в случае причинения ущерба третьему лицу вы избавляетесь от дополнительных трат. Убытки компенсируются страховой компанией.

Описание закона

Закон «О страховых выплатах по ОСАГО» был принят Государственной думой 3 апреля 2002 года, а вступил в силу после принятия законопроекта Советом федерации через 7 дней. В содержании Федерального закона определены экономические, правовые и организационные вопросы, связанные с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев автомобилей.

Краткое содержание закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» содержит:

  • Основные принципы;
  • Правила получения ОСАГО;
  • Методы определения компенсационных выплат;
  • Перечисление выплаты по ОСАГО.

Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» создан на основании Гражданского кодекса Российской Федерации, действующего ФЗ «ОСАГО» 2017 и иных федеральных законов и нормативно правовых актов РФ. В законе 6 глав и 34 статьи. Чтобы скачать последнюю редакцию Федерального закона, перейдите по следующей ссылке.

Последние изменения, внесенные в закон «Об ОСАГО»

При последней редакции от 28 марта 2017 года были внесены некоторые изменения. Ниже перечислены основные из них.

Абзац 8 статья 1

В ст 1 изменены слова с «осуществить страховую выплату» на «осуществить страховое возмещение в форме выплаты или путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства».

Абзац 11, 13, 14 статья 1

В ст 1 словосочетание «страховая выплата» меняется на «страховое возмещение».

Абзац 16 статьи 1

В ст 1 определяется документ, при помощи которого транспортное средство отправляется на ремонт. Ремонтная станция выбирается на основании Федерального закона.

Дополнение абзаца в статье 1

Статья 1 была дополнена еще одним абзацем об ОСАГО. В нем рассматривается понятие «договор на организацию восстановительного ремонта». Это договор, который подписывается двумя сторонами — станцией технического обслуживания и страховой компанией. На основании этого документа станция технического обслуживания обязана отремонтировать поврежденное в результате ДТП транспортное средство. Страховая компания обязана оплатить подобный ремонт за свой счет, учитывая нормы Федерального закона.

Изменена часть предложения с «страховой выплаты по обязательному страхованию» на «страховых сумм, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона» по ОСАГО.

Изменены слова «страховой выплаты по обязательному страхованию» на «страховых сумм, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона».

Пункт 5 статья 5

В п 2 был дополнен подпункт «е» об ОСАГО. В нем говорится о том, что на организацию, которая занимается восстановительным ремонтом, возлагаются высокие требования. Здесь также определен порядок взаимодействия между потерпевшим, страховой компанией и станцией технического обслуживания.

Пункт 1 ст 8 и пункт 2 ст 9

Изменено словосочетание «страховая выплата» на «страховое возмещение»

Дополнение ст 12 пунктами 15.1 — 15.3

В п 15.1 рассказывается о том, каким образом определяется страховое возмещение и на каких станциях технического обслуживания ремонтируется пострадавшее транспортное средство по ОСАГО. После проведения независимой технической экспертизы, сотрудник страховой компании производит выплату размером, эквивалентным стоимостью ущерба. Выплаченные денежные средства перечисляются на счет станции технического обслуживания за ремонт транспортного средства.

Словосочетание «страховая выплата» больше не используется в действующем Федеральном законе «Об ОСАГО». Теперь действует словосочетание «страховое возмещение». При последней редакции эти слова были заменены во всех статьях.

Если вы хотите проанализировать внесенные изменения, дополнения и поправки, скачайте новый закон «Об ОСАГО» по следующей ссылке.

Предоставлены ли инвалидам льготы по ОСАГО?

Отвечает прокурор Должанского района Коробов Д.В.:

Страхование автогражданской ответственности в Российской Федерации носит обязательный характер для всех владельцев автотранспорта. Документом, который подтверждает наличие вышеуказанной страховки, является страховой полис ОСАГО. В соответствии со ст.1 Федерального закона от 25.04.2002 №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств — договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховое возмещение в форме страховой выплаты или путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).

Как предусмотрено ст. 17 Федерального закона от 25.04.2002 №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» инвалидам (в том числе детям-инвалидам), имеющим транспортные средства в соответствии с медицинскими показаниями, или их законным представителям предоставляется компенсация в размере 50 процентов от уплаченной ими страховой премии по договору обязательного страхования.

Указанная компенсация предоставляется при условии использования транспортного средства лицом, имеющим право на такую компенсацию, и наряду с ним не более чем двумя водителями.

Новый закон об ОСАГО

Во многих странах мира гражданская ответственность водителей подлежит обязательному страхованию, Россия тому не исключение. В настоящей статье будет описан законодательный акт, регламентирующий страхование гражданской ответственности, также цели его создания, основные положения и внесенные новшества и изменения.

Основные положения 40 ФЗ

Федеральный Закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» был принят членами Государственной Думы в апреле 2002 года (03.04.02). Совет Федерации одобрил настоящий законопроект через 6 дней после его издания — 10 апреля того же года. Официальное вступление в действия 40-ого Федерального Закона приходится на 25 апреля 2002 года.

Читайте так же:  Образец заявления по ст307 ук рф

Цель издания данного законодательного акта обусловлена в защите пострадавших в результате дорожных автомобильных происшествий, также возмещением ущерба потерпевшим за счет средств страховой компании, выписавшей полис ОСАГО. Положения настоящего закона об ОСАГО гласят, что страхование гражданской ответственности обязательно для всех водителей. Отсутствие страхового полиса ОСАГО у собственника автотранспортного средства расценивается, как нарушение настоящего ФЗ № 40, а связи с чем водитель будет привлечен к ответственности.

Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 состоит из шести глав:

  • общих положений ФЗ № 40 — понятия, принципы;
  • правила осуществления страхования автогражданской ответственности — правила пользования полисом ОСАГО, срок его действия, выплачиваемая сумма по страховке, размеры страховых премий и иное;
  • положения о компенсационных выплатах — порядок осуществления и право на получение компенсационных выплат в соответствии с полисом ОСАГО;
  • деятельность страховщиков согласно настоящему закону;
  • положения о профессиональном объединении страховщиков;
  • заключительные аспекты 40-ого закона — регулирования исполнения закона, вступление в силу и другое.

Последние изменения, внесенные в закон об ОСАГО

С момента издания настоящего закона о страховании ОСАГО прошло много лет, соответственно за предшествующий период акт претерпел множество изменений. Новый закон об ОСАГО со всеми изменениями вступил в силу в 25 сентября 2017 года. Однако, решение о внесении поправок и дополнений в настоящий ФЗ № 40 было принято еще в марте 2017.

Новое в законе об ОСАГО внесено на основании Федерального Закона № 49. Внесенные дополнения и поправки были необходимы для усовершенствования правил по страхованию автогражданской ответственности. В большей части изменения направлены:

  • на определение срока проведения анализа случившегося ДТП страховой компанией. Анализ повереждений автотранспортного средства осуществляется в течение пяти рабочих дней. Установленный пятидневный период отсчитывается со дня аварии на дороге;
  • на облегчение процедуры проведения независимой экспертизы на месте дорожно-транспортного происшествия;
  • на увеличение срока, предоставленного для направления жалобы в страховую компанию, оформившею полис ОСАГО. В соответствии с настоящим законом № 40 этот период составляет 10 дней;
  • нововведения гласят, что период действия страхового полиса ОСАГО сотавляет 12 месяцев;
  • в связи с принятыми изменениями, суммы возмещения не выплачиваются водителю, как это было ранее, а перечисляются на счет компании, осуществляющей ремонт автотранспортного средства;
  • приняло нововведение об увеличении лимита страховой суммы в соответствии с Европротоколом. Теперь лимит составляет 100 тыс. рублей;
  • внесенные изменения в закон об ОСАГО с сентября 2017 года позволяют приобретать страховой полис через Сеть Интернет.

Последние изменения № 40-ФЗ коснулись некоторых статей настоящего законодательного акта.

Ст 1 закона об ОСАГО № 40

Текст данной статьи посвящен основным понятиям, используемым в законе. В нее, на основании 49 закона были внесены дополнения в виде одного пункта. Внесенное новшество раскрывает понятие о договоре на организацию восстановительного ремонта. Заключение настоящего договора между страховщиком и компанией, проводящей ремонтные восстановительные работы с поломанным автотранспортным средством, осуществляется в счет страхового возмещения.

4-ая статья настоящего ФЗ

  • транспортные средства, мощностью не большее 20 км/ч;
  • автотранспорнтые средства, принадлежащие вооруженным силам России;
  • автомобили, зарегистрированные в зарубежных странах, если они имеют страховой полис международного уровня;
  • прицепы, находящиеся в собственности автовладельцев;
  • и др.

Положения настоящей статьи раскрывают условия и правила осуществления возмещения по страховке ОСАГО. В последней редакции было принято решение о замене словосочетания «страховые выплаты» на » страховые возмещения». Так же при последних изменениях ФЗ № 40 в 12 ст в пункт 15 были внесены дополнения. Дополнение, введенное в действие в сентябре 2017 года раскрывает суть вынесенных требований о восстановительных работах с автотранспортным средством, также содержатся положения о самостоятельном проведении ремонта.

  • вред потерпевшему был нанесен умышленно;
  • нанесенный ущерб был совершен в состоянии опьянения — алкогольного, накротического;
  • водитель не имел право управлять данным ТС;
  • гражданин, причинивший вред уехал с места дорожно-транспортного происшествия;
  • иные обстоятельств, предусмотренные настоящим ФЗ.

26 статья Федерального Закона об ОСАГО

Положения данной стать регламентируют правила ведения профессиональной деятельности по договору страхования автогражданской ответственности. А именно она содержит следующие положения:

  • условия рассмотрения требования, предъявляемые потерпевшей стороной в случае дорожно-транспортного происшествия;
  • процедуру осуществления выплаты компенсанции;
  • правила прямого возмещения ущерба;
  • нюансы вступления в профессиональное объединение страховых компаний;
  • критерии и размеры проводимых отчислений в резервный фонд;
  • иные положения.

Действующая редакция закона об ОСАГО призвана на защиту владельцев авто, попавших в дорожно-транспортные происшествия.

Скачать новую редакцию закона об ОСАГО

Чтобы ознакомиться со всеми правилами заключения страховых договоров по страхованию автогражданскоц ответственности, знать нюансы выплаты страховой возмещения и быть ознакомленными с процедурой проведения экспертизы при авариях, следует изучить полный текст настоящего законодательного акта. Скачать закон об ОСАГО в новой редакции можно по ссылке.

Ознакомиться с текстом ФЗ № 49, на основании которого были внесены поправки, изменения и дополнения в 40-ой закон можно тут.

ст 1 закона об осаго

Обращаем внимание на то, что применительно к ОСАГО вред здоровью и жизни Потерпевшее лицо согласно п.1 ст ГК РФ имеет право требовать . Потребитель должен знать, что при отказе в выдаче полиса ОСАГО В ст. Гражданского кодекса РФ и ст. 1 Закона №Ф3 подчеркнуто, что. 21 ст. 12, абз. 2 п. 1 ст. и п. 3 ст. 19 Закона об ОСАГО с 1 сентября г . предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора. Это и есть та категория владельцев, которые указаны в ст. 1 Закона об ОСАГО. В рассматриваемом судебном деле видно, что страхователем является. Федеральный закон об ОСАГО ФЗ: новая редакция закона года с транспортных средств» № 40 ФЗ включает все изменения до 1 января г. Статья 1 Основные понятия · Статья 2 Законодательство Российской.осаго в лисках воронежской областиСтатья 1. Основные понятия · Статья 2. Законодательство Российской законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности. Статья 1. Основные понятия. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: транспортное. Статья 1. Основные понятия. Для целей настоящего Федерального закона законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности. Статья 1. Основные понятия. Статья 2. Законодательство Российской законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности. 21 ст. 12, абз. 2 п. 1 ст. и п. 3 ст. 19 Закона об ОСАГО с 1 сентября г . предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора.

Раcчет страховки
за 2 минуты

Купила КАСКО, так как машина новая, реального опыта вождения мало. Не прогадала – уже успела.

Электронный полис ОСАГО купил в замещающей компании через РСА. Меня устроило, так как офисов.

Полис е-ОСАГО купил, чтобы избежать назойливых агентов, разобрался с оформлением без.

Купил электронное ОСАГО, платил с карты. Прошли сутки, а полис так и не прислали. Позвонил в офис.

Два года покупал полис КАСКО. За выплатой не обращался. В этом году отказались продавать без.

Есть ОСАГО. 15 сентября попала в ДТП по вине другого водителя, оформили Европротокол.

Пытался трижды купить ОСАГО в офисе, все 3 раза принуждали купить еще что-нибудь.

Оформила полис е-ОСАГО через Интернет. Проблем особых не было, но только оплатить удалось.

КАСКО заставили купить в банке, но потом ни разу не пожалел об этом, ведь за последний год пять раз.

Не рекомендую. Купил полис КАСКО, после ДТП починили лишь часть деталей, пришлось тратить.

Всегда одновременно беру КАСКО и ОСАГО в одном месте, проблем с выплатами нет, только каждый год.

Приобрела полис КАСКО через сайт, два ДТП – две выплаты, только теперь страховка стоит.

Покупала е-ОСАГО, перекинули на сайт РСА. Пришлось оформить там, и все хорошо, но вот офисов.

Электронное ОСАГО оформляла впервые, никаких проблем не возникло, даже наоборот – была.

Второй год покупаю е-ОСАГО через Интернет, оба раза все прошло без проблем, главное в этом деле.

Экспертный рейтинг

Основан на оценке экспертами ключевых показателей страховых компаний: уровня убытков, эффективности управления рисками, размера уставного капитала, величины резервов и других важных параметров.

Финансовый рейтинг

Рассчитан исходя из соотношения уровня сборов страховой премии и выплат – чем больше между ними разница, тем стабильнее страховая компания. В рейтинге учтены актуальные показатели за текущий год.

«Комментарий к Федеральному закону «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (постатейный) (Сокол П.В.) («Юстицинформ», 2007)

КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ
ОТ 25 АПРЕЛЯ 2002 Г. N 40-ФЗ
«ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ»
(Постатейный)
КОММЕНТАРИЙ
К ПРАВИЛАМ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ
ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
КОММЕНТАРИЙ К СТРАХОВЫМ ТАРИФАМ
ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 1 мая 2007 года
П.В. СОКОЛ
Сокол Павел Викторович, заместитель руководителя правового управления — начальник отдела систематизации и анализа применения законодательства аппарата Самарской губернской Думы, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права Самарского государственного университета, кандидат юридических наук, специалист по гражданскому праву, правовому регулированию инвестиционных и страховых отношений.
Автор Комментария к Закону РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (М.: Юстицинформ, 2006) и многочисленных публикаций в периодических изданиях.
25 апреля 2002 года N 40-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
(в ред. Федеральных законов от 23.06.2003 N 77-ФЗ,
от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 21.07.2005 N 103-ФЗ,
от 25.11.2006 N 192-ФЗ, от 30.12.2006 N 266-ФЗ,
с изм., внесенными Федеральным законом
от 24.12.2002 N 176-ФЗ,
Постановлением Конституционного Суда РФ
от 31.05.2005 N 6-П)
Комментарий к преамбуле
Как видно из содержания преамбулы, основной целью Федерального закона об обязательном страховании является защита прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу. Все правовые нормы, содержащиеся в Законе, направлены на достижение обозначенной цели. Для этого Закон определяет комплекс необходимых правовых, экономических и организационных мер, направленных на всеобъемлющее регулирование отношений по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Предваряя комментирование Федерального закона, необходимо осветить вопрос о его рассмотрении в Конституционном Суде Российской Федерации .
———————————
СЗ РФ. 2005. N 23. Ст. 2311.
Поводом для рассмотрения послужили запросы и жалобы Государственного Собрания Республики Алтай, Волгоградской областной Думы, нескольких депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а также гражданина Шевцова. По их мнению, введение обязательного страхования ограничивает права владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом, право свободно использовать свое имущество для предпринимательской деятельности. Эти нарушения заявители видели в наличии административной ответственности за неисполнение положений Закона, в запрете пользоваться автомобилем, если эта обязанность не будет исполнена, в установлении обязанности страховать ответственность в отношении каждого принадлежащего лицу автомобиля, а также в том, что выплаты по страхованию не покрывают всех убытков от транспортного происшествия.
В результате двухдневного рассмотрения этого спора Конституционный Суд РФ пришел к основному выводу, изложенному в Постановлении от 31 мая 2005 г., что установление Законом обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств не противоречит Конституции Российской Федерации. Как указал Конституционный Суд РФ, рассматриваемый Закон направлен на повышение уровня защиты прав потерпевших, и в этом проявляется социальная правовая функция нашего государства. Поэтому введение обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств никоим образом не ограничивает права собственника транспортного средства.
По мнению Суда, обязанность страхования риска гражданской ответственности применительно к каждому транспортному средству, независимо от их общего количества у одного владельца, не означает умножения бремени содержания имущества. Риск ответственности связывается законодателем не только с владельцем транспортного средства, но и с владением и пользованием каждым транспортным средством как самостоятельным источником повышенной опасности, обладающим собственными техническими характеристиками и отличающимся от других транспортных средств, что влияет на вероятность наступления страхового случая.
Постановление Конституционного Суда РФ признало не противоречащим Конституции Российской Федерации и наделение законодателем Правительства Российской Федерации полномочием по установлению страховых тарифов, что также оспаривалось заявителями.
Страховые тарифы сами по себе являются не платежами, а ценовыми ставками, которые определяют цену по гражданско-правовому договору, вследствие чего имеют одну и ту же частноправовую природу. Их унификация органом государственной власти в зависимости от характеристик, существенно влияющих на величину страхового риска и непосредственно установленных законом, — в отличие от общих правил установления цены по соглашению сторон договора — обусловлена публичной целью обязательного страхования гражданской ответственности и направлена на обеспечение конституционного принципа равенства (см. по данному вопросу комментарии к ст. 8, 9 настоящего Закона).
Соответствует Конституции Российской Федерации и правило об обязательном участии страховщиков в профессиональном объединении страховщиков как необходимое условие осуществления обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Как указал высший судебный орган, обязательность участия страховщиков в профессиональном объединении никоим образом не ограничивает права страхователей на выбор страховщиков и не является несоразмерным ограничением права каждого на объединение (см. по данному вопросу комментарии к ст. 24 — 29 настоящего Закона).
Конституционный Суд РФ признал противоречащими Конституции Российской Федерации положения ст. 5 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» в части, допускающей произвольное определение Правительством Российской Федерации условий договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Суд указал, что эта норма входит в противоречие с п. 1 ст. 4 указанного Закона, согласно которому владельцы транспортных средств обязаны за свой счет страховать в качестве страхователей риск своей гражданской ответственности на условиях и в порядке, которые установлены Федеральным законом, и в соответствии с ним.
Неопределенность относительно объема делегированного Правительству Российской Федерации полномочия позволила Правительству РФ включить в утвержденные его Постановлением от 7 мая 2003 г. N 263 Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств положения, расходящиеся с буквальным смыслом Закона.
В частности, согласно п. 7 Правил обязательного страхования под страховым случаем понималось причинение в результате дорожно-транспортного происшествия в период действия договора обязательного страхования владельцем транспортного средства вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевшего, которое влечет за собой обязанность страховщика произвести страховую выплату. В то же время в ст. 1 рассматриваемого Федерального закона страховой случай — это наступление гражданской ответственности страхователя, иных лиц, риск ответственности которых застрахован по договору обязательного страхования.
Как справедливо заметил Конституционный Суд РФ, страхование риска гражданской ответственности владельцев транспортных средств подменяется иным видом страхования — страхованием вреда, причиненного владельцем транспортного средства, и тем самым фактически ведет к самостоятельному установлению Правительством Российской Федерации условий обязательного страхования риска гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Это неправомерно. Конституционный Суд РФ указал, что критерии определения условий договора обязательного страхования должны содержаться не в Правилах страхования, а в Федеральном законе, и признал подобные положения ст. 5 Закона не соответствующими Конституции РФ.
Кроме этих основных выводов, Постановление Конституционного Суда РФ интересно и некоторыми другими заключениями относительно природы института обязательного страхования гражданской ответственности. Приведем их здесь.
1. Институт обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств определен как частно-публичный гражданский правовой институт.
2. В Постановлении Конституционного Суда РФ проведено разграничение отношений по обязательному страхованию гражданской ответственности и отношений по причинению вреда по основаниям возникновения соответствующего обязательства, условиям реализации субъективных прав в рамках каждого из них, размеру возмещения, лицу, обязанному осуществить страховую выплату, сроку исковой давности, целевому назначению .
———————————
Вопросы ограничения страхового обязательства уже рассматривались в литературе. См., например: Демидова Г.С. Отграничение договора страхования от смежных гражданско-правовых обязательств // Российская юстиция. 2003. N 8.
3. Потерпевший в рассматриваемых отношениях является наименее защищенным участником, в связи с чем в Законе устанавливаются специальные правовые гарантии защиты прав потерпевшего как выгодоприобретателя в отношениях, которые должны быть адекватными правовой природе и целям страхования, а также характеру правоотношений.
4. Предметом договора страхования в целом и договора обязательного страхования гражданской ответственности в частности является услуга страховщика как определенный вид предпринимательской деятельности страховой компании.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
Комментарий к статье 1
Для правильного применения любого нормативного акта необходимо адекватно использовать основные понятия, которыми нормативный акт оперирует.
Понятие транспортного средства идентично понятию, содержащемуся в абз. 9 ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и в Правилах дорожного движения Российской Федерации, утв. Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090. Под транспортным средством понимается устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
———————————
Все нормативные акты в Комментарии взяты из информационно-справочной правовой системы «Консультант» по состоянию на 1 апреля 2007 г.
Использование транспортного средства — это эксплуатация транспортного средства, осуществляемая с учетом его целевого назначения и надлежащим образом в целях передвижения в пределах дорог и прилегающих к ним территорий. Транспортное средство только тогда будет являться источником повышенной опасности, когда будет двигаться. Этот тезис подтверждается и судебной практикой: исходя из положений п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 апреля 1994 г. N 3 «О судебной практике по делам о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья» ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, наступает только в том случае, если вред возник в результате действия источника повышенной опасности .
———————————
Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1994. N 7.
Следовательно, причинение вреда статичным транспортным средством, не осуществляющим передвижения, не будет подпадать под обязательное страхование.
Эксплуатация установленного на транспортном средстве дополнительного оборудования, непосредственно не связанного с участием в дорожном движении, не является использованием транспортного средства. Поэтому причинение вреда потерпевшему таким оборудованием не будет относиться к предмету регулирования Федерального закона об обязательном страховании.
Понятие владельца транспортного средства — одно из центральных в системе обязательного страхования гражданской ответственности. Оно идентично понятию владельца источника повышенной опасности, содержащемуся в ч. 2 п. 1 ст. 1079 ГК РФ, под которым понимается собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и т.п.).
Данное понятие соответствует и определенному в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28 апреля 1994 г. N 3 понятию владельца источника повышенной опасности (п. 19).
Кроме этого, Законом определяется лицо, не являющееся владельцем транспортного средства, — лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства. И здесь можно обнаружить определенное несоответствие. Ведь обладание транспортным средством на основании договора аренды или на основании выданной доверенности относится к случаям заключения гражданско-правовых сделок с собственником или иным владельцем транспортного средства. А в данном случае, по смыслу этой нормы, лицо не является владельцем транспортного средства.
Необходимо отметить: в уже названном Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28 апреля 1994 г. N 3 сформулировано, что не признается владельцем источника повышенной опасности и не несет ответственности за вред перед потерпевшим лицо, управляющее источником повышенной опасности в силу трудовых отношений с владельцем этого источника (ч. 2 п. 19).
Водитель — это лицо, допущенное собственником или иным владельцем транспортного средства к пользованию имуществом, то есть к управлению транспортным средством. Правила дорожного движения более широко понимают водителя и к нему относят также погонщика, ведущего по дороге вьючных, верховых животных или стадо. При обязательном страховании понятие водителя сужено по тем причинам, что транспортным средством, как уже отмечалось, является механическое устройство.
В том случае, когда имеет место обучение вождению, водителем считается обучающее лицо. Правда, следует сказать, что не всякое обучение вождению является таковым. Согласно Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утв. Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, транспортное средство, используемое для обучения вождению, должно быть оборудовано

Читайте так же:  Кредитный договор правовой и экономический аспект

Ст1 закон об осаго

Проголосовало: 412

Текущий рейтинг

Памятка потребителю страховых услуг по ОСАГО

ВС РФ ответил на основные вопросы, связанные с разрешением споров по ОСАГО (Постановление Пленума ВС РФ от 29 января 2015 г. № 2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»; далее – Постановление).

Защита прав потребителей

До 2012 года суды, как правило, не распространяли на споры по ОСАГО Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее – закон о защите прав потребителей). Со временем ситуация изменилась в противоположную сторону: сформировалась иная судебная практика, которую впоследствии подтвердил своим постановлением ВС РФ (п. 2 Постановления Пленума ВС РФ от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»). Суд указал, что к отношениям, возникающим из договоров личного и имущественного страхования, закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами. Формулировка достаточно размытая, поэтому даже после вынесения этого акта вопрос о приравнивании страхователей к потребителям поднимался не раз.

В связи с этим ВС РФ в Постановлении четко указал, что закон о защите прав потребителей распространяется на отношения, возникающие из договора ОСАГО (п. 2 Постановления). Правда, это правило действует только тогда, когда застрахованное транспортное средство используется для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Так, факт перевозки пассажиров в такси или маршрутке по установленному маршруту на возмездной основе послужит основанием для отказа во взыскании со страховой компании штрафа в рамках закона о защите прав потребителей.

Читайте так же:  Что такое освобождение под залог

Применение к отношениям, вытекающим из ОСАГО, закона о защите прав потребителей дает водителям:

  • возможность предъявлять иск к страховщику не по месту нахождения страховой компании, а по месту своего жительства или пребывания либо по месту заключения или исполнения договора – по своему усмотрению (абз. 3 п. 5 Постановления);
  • право на взыскание неустойки за нарушение как срока направления мотивированного отказа в страховой выплате (0,05% от страховой суммы за каждый день просрочки), так и срока осуществления страховой выплаты или возмещения причиненного вреда в натуральной форме (1% от размера страховой выплаты за каждый день просрочки) (п. 57 Постановления).

При этом следует иметь в виду, что на отношения между потерпевшим и профессиональным объединением страховщиков, связанные с компенсационными выплатами, закон о защите прав потребителей не распространяется (абз. 2 п. 2 Постановления).

Компенсационная выплата – это возмещение вреда, осуществляемое профессиональным объединением страховщиков (например, РСА) в случаях, когда страховая выплата по обязательному страхованию не может быть осуществлена страховой компанией.

При причинении вреда имуществу компенсационная выплата производится, если страховщик обанкротился или у него отозвана лицензия. Если же вред причинен жизни и здоровью, то помимо этих оснований есть еще два: виновник ДТП неизвестен или у него нет действующего полиса ОСАГО (п. 1-2 ст. 18 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).

Кроме того, в соответствии с п. 6 ст. 13 закона о защите прав потребителей, страховщик, не исполнивший свое обязательство по выплате страхового возмещения, должен выплатить потерпевшему штраф.

Суд в своем Постановлении дополнительно подчеркнул, что уже само по себе наличие судебного спора указывает на неисполнение страховщиком обязанности по уплате страхового возмещения в добровольном порядке (п. 63 Постановления). А это значит, что удовлетворение требований потерпевшего в период рассмотрения спора в суде не освобождает страховщика от уплаты штрафа.

Кроме того, если ранее досудебный порядок урегулирования спора соблюдался не всегда (это зависело от усмотрения водителя), то с 1 сентября 2014 года он является обязательным (ст. 16.1 закона об ОСАГО). Это подтвердил и ВС РФ, но с одной оговоркой: данное правило распространяется только на страховые случаи, имевшие место после 1 сентября 2014 года (п. 7 Постановления). При несоблюдении потерпевшим претензионного порядка суд вправе возвратить ему исковое заявление.

Причем правила об обязательном досудебном порядке урегулирования спора применяются и в случае предъявления иска к профессиональному объединению страховщиков о взыскании компенсационных выплат (абз. 3 п. 1 ст. 19 закона об ОСАГО), и в случае замены ответчика на страховую компанию (абз. 3 п. 9 Постановления).

Заключение договора ОСАГО

Суд подчеркнул, что выдача страхового полиса является доказательством, подтверждающим заключение договора ОСАГО, пока не доказано иное (п. 15 Постановления).

В своем Постановлении ВС РФ подчеркнул, что страховщик не освобождается от исполнения своих обязательств по договору даже при:

  • представлении страхователем при заключении договора заведомо недостоверных сведений. Но в этом случае страховщик может потребовать признания такого договора недействительным (ст. 178, 179 ГК РФ, ст. 15 закона об ОСАГО, п. 46 Постановления);
  • неполной и/или несвоевременной уплате страховой премии;
  • несанкционированном использовании бланков страхового полиса (например, передача водителю чистого бланка страхового полиса или искажение представляемых сведений об условиях договора);
  • хищении бланков страховых полисов обязательного страхования – исключением является только случай, когда страховщик, страховой брокер или страховой агент обратились в уполномоченные органы с заявлением о хищении бланков до наступления страхового случая (п. 7.1 ст. 15 закона об ОСАГО).

Использование транспортного средства

Пожалуй, одним из наиболее значимых положений нового Постановления является определение Судом такого понятия, как «использование транспортного средства», которое ранее вызывало немало споров среди специалистов. Под ним ВС РФ предлагает понимать не только перемещение автомобиля, но и все действия, связанные с его эксплуатацией (буксировка, стоянка, парковка, остановка и т. д.) (п. 17 Постановления). «Это не может не радовать, так как теперь появилась реальная возможность претендовать на получение страхового возмещения в случаях, когда водитель стоящего на обочине автомобиля неожиданно открывает дверь и проезжающему мимо транспортному средству (а также тому, которое стоит) наносится ущерб», – комментирует позицию Суда Илья Афанасьев.

Использование автомобиля, по мнению Суда, может происходить не только в пределах дорог, но и на прилегающих к ним и предназначенных для движения территориях (во дворах, в жилых массивах, на стоянках транспортных средств, заправочных станциях, а также любых других территориях, на которых имеется возможность перемещения (проезда) транспортного средства). Однако ДТП, в котором было задействовано установленное на транспортном средстве оборудование (например, автокран, бетономешалка, разгрузочные механизмы, стрела манипулятора, рекламная конструкция на автомобиле), не будет являться страховым случаем (абз. 2 ст. 1 закона об ОСАГО).

Немаловажные выводы сделал Суд и в отношении страховой выплаты. Так, если из документов, составленных сотрудниками полиции, невозможно определить степень вины каждого из водителей, страховщики производят страховые выплаты в равных долях от размера понесенного каждым ущерба (п. 21 Постановления). В то время как закон связывает принятие этого решения с соответствующим актом суда (абз. 4 п. 22 ст. 12 закона об ОСАГО), ВС РФ дал страховым компаниям возможность выплачивать возмещение в равных долях на основе документов ГИБДД (абз. 1-2 п. 21 Постановления).

Так же Суд отметил, что возмещению подлежат в том числе восстановительные и иные расходы, необходимые для получения страхового возмещения (например, расходы на эвакуацию автомобиля с места ДТП, хранение поврежденного транспортного средства, доставку пострадавшего в лечебное учреждение, восстановление дорожного знака и/или ограждения, доставку ремонтных материалов к месту ДТП и т. д.). При этом с причинителя вреда могут быть взысканы лишь убытки, превышающие предельный размер страховой суммы (п. 28 Постановления). Ранее страховщики нередко ссылались на то, что возмещению подлежат исключительно расходы на восстановительный ремонт (абз. 7 ст. 1 закона об ОСАГО), а все прочие траты следует взыскивать с виновника ДТП.

К реальному ущербу, возникшему в результате ДТП, наряду со стоимостью ремонта и запчастей ВС РФ отнес также утраченную товарную стоимость транспортного средства (п. 29 Постановления). При этом водитель может требовать ее компенсации даже тогда, когда выбрал возмещение вреда не в виде страховой выплаты, а в виде организации восстановительного ремонта поврежденного автомобиля.

Утрата товарной стоимости автомобиля – уменьшение его стоимости, вызванное преждевременным ухудшением внешнего вида транспортного средства и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие ДТП и последующего ремонта (п. 29 Постановления).

Износ – снижение стоимости имущества в результате утраты им своих физических свойств (прочность, внешний вид и т. п.) в связи с естественным физическим старением в процессе его использования.

При организации и оплате страховщиком восстановительного ремонта транспортного средства между страховой компанией, потерпевшим и станцией технического обслуживания должно быть достигнуто соглашение о сроках ремонта и его стоимости. В направлении на ремонт Суд обязал страховые компании указывать согласованный размер полной стоимости ремонта, а также примерные расходы на запчасти с учетом износа комплектующих изделий, подлежащих замене (абз. 2 п. 35 Постановления).

Если станция технического обслуживания своевременно не приступила к ремонту или выполняет его настолько медленно, что окончание ремонта к сроку становится явно невозможным, потерпевший вправе изменить способ возмещения вреда и потребовать выплатить ему страховое возмещение в размере, необходимом для завершения восстановительного ремонта (абз. 8 п. 35 Постановления). Данное уточнение весьма существенно, поскольку закон об ОСАГО такое право страхователя напрямую не предусматривает.

Обязательства страховщика считаются исполненными надлежащим образом, если потерпевший забрал автомобиль из ремонта, подписав при этом акт выполненных работ (абз. 5 п. 35 Постановления). Это означает, что заявить свои претензии о качестве ремонта страхователю следует до того, как он заберет свою машину. Однако если после получения отремонтированного автомобиля страхователь обнаружит в нем скрытые недостатки, он вправе предъявить к страховой организации требования об их устранении (абз. 7-8 п. 17 ст. 12 закона об ОСАГО, абз. 9 п. 35 Постановления).

Если станция технического обслуживания не выполнила ремонт автомобиля в срок, произвела ремонтные работы некачественно или нарушила иные свои обязанности, претензию по этому поводу необходимо адресовать не самой станции, а страховой компании, выдавшей направление на ремонт (абз. 8 п. 17 ст. 12 закона об ОСАГО, абз. 6 п. 35 Постановления).

Кроме того, ВС РФ дополнительно затронул вопрос возмещения вреда, возникшего в результате ДТП, если его виновником является водитель машины с прицепом. Такой вред, как подчеркнул суд, считается причиненным посредством одного транспортного средства (тягача), в связи с чем предельная страховая выплата не может превышать страховую сумму по одному договору страхования, в том числе и в случае, если собственниками тягача и прицепа являются разные лица (п. 49 Постановления). Отсутствие в полисе обязательного страхования отметки об эксплуатации транспортного средства с прицепом не может служить основанием для отказа страховой организации в осуществлении страховой выплаты. Вместе с тем, страховщик в указанном случае имеет право регресса к страхователю (п. 49 Постановления, подп. «в» п. 1 ст. 14 закона об ОСАГО).