Портал «Юристъ» — Ваш успех в учебе и работе!

Административное право

Разные виды ответственности влекут разные правовые последствия для нарушителя. И государству далеко не безразлично, к какому виду ответственности будет привлечен гражданин. Здесь уместно напомнить образное выражение К. Маркса, который говорил о необходимости правильной классификации правонарушений, поскольку это «решает тысячи человеческих судеб и определяет нравственную физиономию общества»1. Поэтому долг каждого законодателя, по словам К. Маркса, «не превращать в преступление то, что имеет характер проступка»2.

В нашем государстве действует большое количество многообразных правил, соблюдение которых необходимо для поддержания общественного порядка, нормальной работы предприятий, учреждений и организаций, создания благоприятных условий для реализации прав граждан, для труда и отдыха советских людей. Нарушения установленных правил, если они представляют большую общественную опасность, рассматриваются законодателем как преступления, влекущие уголовную ответственность. Однако большинство нарушений не настолько серьезны, чтобы оценивать их как преступления и сразу привлекать к уголовной ответственности.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч.— Т. 13.— С. 516.

2 Там же.- Т. 1.- С. 131.

Если, например, пьяный водитель нарушил правила движения, создал аварийную обстановку и сбил пешехода — это преступление.

Административная ответственность имеет ряд особенностей. Во-первых, она менее сурова, чем уголовная, и не влечет судимости лица, к которому применяется. Во-ьторых, административная ответственность находит свое выражение в наложении на виновного особого взыскания — не уголовного, не дисциплинарного или какого-либо иного, а именно административного. В-третьих, административная ответственность применяется органом (должностным лицом), которому нарушитель не подчинен по службе (в противоположность дисциплинарной ответственности налагаются специально уполномоченными на то органами и должностными лицами, относящимися главным образом к аппарату государственного управления. Только в прямо предусмотренных законодательством случаях меры административной ответственности могут налагаться единолично народными судьями (например, административная ответственность за мелкое хулиганство, мелкую спекуляцию и т. д.). В-пятых, процедура применения административной ответственности является более простой и оперативной, чем в уголовном процессе (при соблюдении тем не менее всех гарантий законности).

Несмотря на имеющиеся отличия административной от- . ветственности от других видов юридической ответственности, общим для всех ее видов является то, что она наступает при наличии правонарушения. А вот для того, чтобы определить, возможно ли наступление именно административной ответственности, необходимо выяснить сам характер допущенного нарушения закона. Для каждого вида ответственности характерно наличие самостоятельного фактического основания ее применения.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ (ПРОСТУПОК) КАК ОСНОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Основанием административной ответственности является совершение административного правонарушения (проступка). Его законодательное определение впервые было дано в Основах. Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, социалистическую собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность (ст. 7 Основ)1. Это-определение воспроизведено во всех

республиканских Кодексах об административных правонарушениях (см., например, ст. 10 КАП РСФСР).

Как видно .из определения, административное правонарушение — это прежде всего деяние противоправное. В чем опо конкретно выражается? Государство, будучи заинтересованным в укреплении соответствующих порядков, запрещает с помощью правовых норм те деяния, которые для него опасны и вредны. Противоправность и есть не что иное, как нарушение одной из этих норм. Такой подход к понятию противоправности обусловливает важность вопроса о том, какой может быть нормативная основа административной ответственности. Другими словами,— кто вправе принимать нормативные акты об установлении административной ответственности за административные правонарушения.

Известно, что уголовно-правовые запреты могут быть введены только законом СССР или союзной республики. Что касается ответственности административной, то круг органов, обладающих правом ее устанавливать, значительно шире. Таким правом, кроме высших представительных органов, наделены также Совет Министров СССР и Советы Министров союзных республик. Кроме того, местные Советы (за исключением сельского и поселкового) и Советы автономных областей и округов могут принимать по ограниченному перечню вопросов решения, за нарушение которых предусматривается административная ответственность.

• ст., часть статьи — ч.,

1 Здесь и далее для краткости: статья пункт — п.

На фоне множественности органов, полномочных решать вопрос об административной ответственности, важно подчеркнуть значительное усиление в последние годы роли высших представительных органов Союза ССР и союзных республик в регулировании административной ответственности. В практике нормотворчества последних лет стала весьма заметной тенденция бесспорного преобладания общего числа законодательных актов, затрагивающих область применения административных взысканий, над общим числом принятых по этим же вопросам постановлений правительства.

Действующее законодательство ограничивает и права местных Советов па издание решений, предусматривающих административные санкции за их нарушение. Уже отмечалось, что такие решения не могут принимать сельские и поселковые Советы. Круг вопросов, по которым они могут быть приняты местными Советами других звеньев, сравнительно невелик (в основном это вопросы охраны общественного порядка, борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями). Причем в шести союзных республиках1 при введении в действие кодексов вообще отказались от. идеи предоставлять местным Советам всех ступеней право на установление административной ответственности за нарушение общественного порядка.

Таким образом, нормативную базу административной ответственности, кроме Основ, образуют кодексы и иные законодательные акты СССР, союзных и автономных республик, постановления Правительства СССР, союзных и автономных республик, решения местных Советов и их исполкомов.

В последнее время несколько расширен перечень правил, за нарушение которых установление административной ответственности отнесено к исключительной компетенции Союза ССР. Это расширение произошло за счет двух моментов. Во-первых, часть вопросов, которые раньше входили в компетенцию как Союза ССР, так и союзных республик, теперь передана в исключительную компетенцию Союза ССР. Например, административная ответственность за нарушение правил дорожного движения, правил приобретения, хранения и использования огне-

1 УССР, Молдавия, Литва, Казахстан, Таджикистан, Туркмения. В Грузии такое право из числа местных Советов предоставлено только Советам Юго-Осетинской автономной области.

стрельного оружия раньше определялась и республиканским законодательством. Сейчас установление административной ответственности за подобные нарушения входит в исключительную компетенцию Союза ССР. Это оправданно, поскольку названные вопросы требуют единообразного разрешения на всей территории СССР. Во-вторых, к исключительной компетенции Союза ССР отнесен и ряд таких вопросов, которые также необходимо решать единообразно, но по которым до сих пор вообще не предполагалось устанавливать административную ответственность.

С учетом этого к ведению Союза ССР (кроме определения общих положений) отнесено установление административной ответственности за нарушение правил по стандартизации и качеству продукции; выпуска в обращение и содержания средств измерений и пользования ими; учета и статистики; безопасности движения и пользования средствами железнодорожного, воздушного и морского транспорта; дорожного движения; воинского учета, пограничного режима; паспортной системы; правил приобретения, хранения и использования оружия и других объектов разрешительной системы; правил по охране территории СССР от заноса и распространения карантинных и других инфекционных болезней; таможенных правил и правил по борьбе с контрабандой; правил обращения валюты; правил проживания и передвижения на территории СССР иностранных граждан и лиц без гражданства.

Компетенция союзной республики определена в законодательстве так: все, что не вошло в исключительную компетенцию Союза ССР, составляет предмет ведения союзной республики с оставлением, конечно, за Союзом ССР права устанавливать административную ответственность по любому вопросу, если этот вопрос будет признан имеющим общесоюзное значение (ст. 3 Основ). .

Читайте так же:  Гражданский кодекс рф iv часть

Противоправность является обязательным признаком административного проступка. Действующее законодательство об административной ответственности не допускает аналогии закона. «Никто,— провозглашено в ст. 5 Основ и соответствующих статьях КАП союзных республик,— не может быть подвергнут мере воздействия в связи с административным правонарушением иначе как на основаниях и в порядке, установленных законодательством».

Совокупность признаков, при наличии которых антиобщественное деяние перерастает в административное правонарушение (проступок) как противоправное деяние, на языке юристов именуется составом административного правонарушения. При отсутствии состава административного правонарушения производство по делу об административном проступке не может быть начато, а начатое подлежит прекращению (см. ст. 227 КАП РСФСР и аналогичные статьи КАП других союзных республик). Другими словами, если нет состава административного правонарушения, не может последовать и самой административной ответственности. Именно поэтому так важно иметь представление о слагаемых такого понятия, как состав административного правонарушения. Его элементами являются объект и субъект правонарушения, объективная и субъективная стороны проступка.

Вопрос 53. Административная ответственность и ее отличие от других видов юридической ответственности

2. Принципы административной ответственности.

3. Особенности административной ответственности. Ее отличие от других видов юридической ответственности.

Для административной ответственности характерна множественность правовых норм, которыми регулируются разнообразные аспекты деятельности органов государственного управления в различных отраслях и сферах. Административной ответственности присущ всеобщий характер, т. е. нормы и правила обязательны для всех без исключения.

2. Административная ответственность как правовой институт организуется на принципах.

• равенства перед законом;

• неотвратимости наказания в случае привлечения к ответственности;

• индивидуализации мер ответственности;

3. Особенности административной ответственности, которые позволяют установить ее отличие от других видов ответственности:

• административная ответственность регулируется нормами института административной ответственности, которые содержатся в законах и подзаконных актах (уголовная ответственность устанавливается только законами; дисциплинарная ответственность — законодательством о труде, подзаконными актами, которые устанавливают особенности положения отдельных категорий служащих и рабочих; материальная ответственность — законодательством о труде, гражданским законодательством);

основанием административной ответственности является

• субъектами административной ответственности могут быть физические и юридические лица (субъекты уголовной ответственности — только физические лица);

• за административные правонарушения применяются административные наказания (за преступления — меры уголовной ответственности, за дисциплинарные проступки — дисциплинарные взыскания);

• административные наказания применяются широким кругом уполномоченных органов (должностных лиц) исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами (меры уголовной ответственности определяются только судом; дисциплинарные взыскания — органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью; материальные — судами общей юрисдикции и арбитражными судами);

• применение административного наказания не влечет судимости и увольнения с работы — лицо, к которому оно применено, считается подвергнутым административному наказанию в течение определенного срока (применение мер уголовной ответственности к лицу, осужденному за совершение преступления, влечет судимость; один из видов дисциплинарного взыскания — увольнение с работы);

• меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях (уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; дисциплинарные — в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства; дела о материальной ответственности -в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства).

Каково отличие административного правонарушения от преступления? Что говорит об этом законодательная база?

В отечественной правовой системе предусмотрены три основных разновидности карательных санкций. К ним относятся:

  • Уголовные;
  • Дисциплинарные;
  • Административные взыскания.

Каждому гражданину полезно знать, в чем заключается отличие административного правонарушения от преступления. Сходство всех этих санкций заключается только в оказании определенного воздействия на нарушителей действующих положений законодательной базы РФ.

Что говорит законодательная база?

Кодекс РФ об административных правонарушениях

Различие определенных типов правонарушений имеет огромное значение для соблюдения правомерности и законности применяемых мер по отношению к нарушителям. Главными критериями, по которым определяется степень тяжести правонарушения, является уровень опасности, которому подвержены окружающие.

Когда определяется разновидность противоправного действия, начинают действовать уже вторичные критерии различий. Общественная опасность совершаемых правонарушений подразделяется в юридической терминологии на два основных понятия:

  1. Опасные преступления.
  2. Не отличающиеся особой опасностью для граждан проступки.

В ч. 1 ст. 14 УК РФ приводится список определенных правонарушений, которые характеризуются, как тяжелые преступления, совершение которых повлечет за собой обязательное наказание. Анализ полученных признаков совершенного правонарушения проводят следственные органы, после чего определяется степень значимости таких правонарушений.

Отличие преступления от правонарушения

Преступление и правонарушение разные понятия

Довольно часто граждане не видят особой разницы между понятиями «преступление» и «правонарушение». Под правонарушением подразумевается определенное действие, следствием которого является нарушение общественного порядка. К подобным действиям относятся:

  • Пренебрежение определенными предписаниями;
  • Причинение другим гражданам морального, либо материального ущерба;
  • Полное или частичное игнорирование конкретных запретов.

Для каждого правонарушения характерна определенная степень противоречия действующим положениям законодательной базы. Совершенные правонарушения могут направляться как по отношению к отдельным гражданам, так и по общественным интересам. Правонарушители представляют для общества минимальную опасность.

Все совершаемые гражданами правонарушения рассматриваются в Административном кодексе РФ. Все используемые меры наказания считаются сравнительно мягкими. К ним относятся:

  • Различные общественные работы;
  • Штрафные взыскания;
  • Арест на небольшой срок без судимости.

За совершение правонарушений к ответственности граждане могут привлекаться с четырнадцатилетнего возраста.

Ответственность граждан за совершенные преступления определяется УК РФ. каждое преступление всегда имеет очень тесную взаимосвязь с различными формами собственности, персональными интересами того или иного гражданина, определенным конституционным строем, сформировавшимися общественными правоотношениями и т.п.

В рассмотрении того или иного действия в качестве преступления существенную роль играет степень его тяжести. За совершение преступлений граждане могут предстать перед судом только после достижения шестнадцатилетнего возраста.

В чем сходство преступления и правонарушения?

Административное правонарушение: пример

Для более подробного рассмотрения этих вопросов желательно определить предельные соотношения совершаемых преступлений, а также административных правонарушений. Сходства этих двух понятий заключаются в таких положениях:

  • В общественной значимости для страны и граждан;
  • Структура составных элементов действующей правовой нормы КоАП РФ аналогична УК РФ;
  • Противоправность действий и установленная виновность считается основными признаками, свойственными всем видам нарушений;
  • При рассмотрении с материальной составляющей одним и тем же будет выступать объект правонарушения и преступления;
  • Теория разработанной межотраслевой квалификации является объективной основой всех видов нарушений в правоприменительной практике.

Функции действующих норм уголовного и административного кодекса призваны осуществлять регулировку, охрану и предотвращение противоправных действий. Если соотноситься с функциями, главной из которых считается именно охранительная (ст. 1.2. КоАП РФ и ст. 2 УК РФ) исключительная особенность действующих норм права в административном и уголовном кодексе заключается как в регулировании, так и в охране предмета правонарушения, в виде которого в большинстве ситуаций фигурируют значимые и ценные взаимоотношения между гражданами.

Нужно иметь четкое понимание существующей взаимосвязи функций регулирования, а также охраны предмета правонарушения, которые призывают выполнять действующие положения КоАП и УК РФ.
Правоохранительная функция КоАП и УК РФ может реализоваться на практике двойственным методов.

Неустойчивые, неблагонадежные представители общества удерживаются от совершения уголовных преступлений, либо проступков, способных нанести определенный ущерб здоровью или имуществу других граждан. В этой ситуации текущее состояние законодательства будет носить статический характер как в вопросах административных, так и уголовных правонарушений.

Система не будет действовать при условии, что юридический факт состава правонарушения будет отсутствовать.

Следовательно, охранительные возможности системы самых важных взаимоотношений между гражданами осуществляется по ходу регулирования специальной группы взаимодействий, подразумевающих определенный вред для людей, который может быть оказан в результате действий тех или иных лиц. В КоАП РФ, а также УК РФ четко определяются воспитательные цели при использовании мер наказания в нарушителям.

Сходство между административными правонарушениями и преступлениями заключается по сути в самом факте осуществления деятельности, выходящие за определенные нормы, диктуемые правосознанием социально активного населения.

Читайте так же:  Льготы ты воинов-афганцев

Исключения из правил

И правонарушение, и преступление — наказуемы!

Уголовная ответственность действующих предприятий и организаций в нашей стране не предусмотрена. За противоправные действия юридические лица должны понести только административную ответственность. Ответственные руководящие сотрудники лично могут быть привлечены к судебному разбирательству по факту возбуждения уголовного дела.

Т.е. подсудными фактически являются только должностные лица той или иной организации, а не предприятия, в результате деятельности которых был нанесен определенный ущерб гражданам. Также нужно принимать во внимание возможность выбора законодательной власти назначения административного наказания за те или иные преступления в связи с особыми обстоятельствами в стране, либо какими-то другими процессами.

Следует отметить, что всегда существует вероятность совершения законодателем ошибки в процессе оценки совершенных правонарушений. Например, до наступления 30 июня 2002 года хищение можно было признавать мелким, когда объем украденных платежных средств составлял более 1 МРОТ в соответствии с положениями ст. 7,27 КоАП РФ, который начал действовать с 1 июля 2002 года.

После этого мелким признается хищение платежных средств в объеме, превышающем 5 МРОТ. Другими словами, большинство хищений в РФ до недавних пор не являлись причиной для возбуждения уголовных дел.

Органы законодательной власти выявили такую ошибку, после чего с начала ноября месяца 2002 года в ст. 7,27 КоАП РФ 5 заменили на 1. Т.е. степень общественной опасности хищения определенной суммы денежных средств несколько раз подвергалась повторному рассмотрению органами государственной власти.

Если правонарушение осуществляется юридическим лицом, значительную роль играет возможность определения разновидности противоправности, которая считается чисто формальным признаком. Вторичные отличия могут быть проявлены уже после определения классификации совершенного правонарушения. К ним относятся:

  1. Порядок привлечения нарушителей к ответственности.
  2. Разновидности допустимых наказаний.

Следовательно, способы хищения, а также размер украденной суммы платежных средств может определять отношение к административно наказуемым делам, либо к совершенным уголовным преступлениям.

Однако ограбление и разбой всегда будут считаться преступлениями, даже если ущерб имуществу и здоровью других граждан является минимальным. Также нужно принимать во внимание количество судимостей у правонарушителя.

Под мелким хулиганством может рассматриваться использование нецензурных выражений при разговоре в общественных местах, нарушением покоя граждан, либо совершение каких-то других деяний, дестабилизирующих порядок и размеренную, спокойную жизнь граждан.

Существенные особенности можно выделить при рассмотрении так называемого формального признака. Наказание за дисциплинарные нарушения определяются установленными нормами трудового права. К заключенным, в свою очередь, относятся нормы уголовно-исполнительного права, а к военнослужащим – положения административного Кодекса. Руководитель той или иной организации уполномочен привлекать людей к ответственности за совершение дисциплинарных нарушений.

У преступлений она считается выше, но это относительное понимание. История развития правоприменения законов показывает, что в разное время одни и те же деяния квалифицировались то как преступления, то как административные правонарушения. Ярким примером может служить хулиганство и клевета. Но оба понятия являются правонарушением. Только ответственность за преступления предусмотрена Уголовным кодексом, а за административные правонарушения, Кодексом об административных правонарушениях.

Соответственно, и процедура привлечения различается, так как регламентируется разными кодексами. Вот и все различия. Если говорить о последствиях для лиц, привлеченных к уголовной ответственности, то они значительно суровее, чем при административной ответственности. Лицо, которое было привлечено к административной ответственности, не считается лицом, имеющим судимость.

С признаками и видами правонарушений вас ознакомит видеосюжет:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Отличия административной ответственности от уголовной

Любое запрещенное законодательством действие является нарушением и разделяется на: преступление и правонарушение.

Преступления перечислены в Уголовной области права, а нарушения регулируются Кодексом об административных правонарушениях.

Многих читателей интересует, чем отличается административная ответственность от уголовной?

Административное правонарушение

Согласно административной нормативной базе, если лицо совершает действие, противоречащее установленной норме, то его деяния расцениваются как административное правонарушение.

Нарушение административных норм подразумевает совершение определенных поступков, несущих последствия в виде беспокойства общественного порядка.

Это может быть:

  • нахождение в состоянии алкогольного опьянения в общественном месте;
  • причинение материального ущерба или морального вреда другим людям в средних или незначительных размерах;
  • пренебрежение к запретам или предписаниям государственного строя;
  • частичное или полное игнорирование юридических запретов.

Вред, причиненный такими поступками, может быть направлен на общество в целом или распространяться на отдельных граждан. В данных случаях нарушитель хоть и представляет опасность для общества или окружающих, но она минимальная по сравнению с преступлением.

Все административные нарушения, действия и бездействия, а также меры воздействия перечислены в Кодексе об Административной ответственности РФ.

Меры государственного наказания за данные деяния сравнительно мягкие, это:

  • денежные штрафы;
  • общественные работы;
  • небольшой срок административного ареста.

Административный арест погашается за короткий срок и не влечет за собой последующую судимость. Привлечение к административной ответственности применяется ко всем лицам, достигшим 14 лет.

Зачастую к административным правонарушениям относят небольшие или мелкие поступки, которые запрещены на законодательном уровне, но они не влекут за собой последствий, опасных для общества, или последствия могли быть, но не наступили.

Например, уголовная и административная ответственность за нарушение ПДД отличаются между собой.

Если при ДТП погиб или был травмирован один и более человек, действия нарушителя будут рассматриваться как преступление и квалифицироваться согласно нормам уголовного законодательства.

Если дорожная авария не повлекла за собой серьезных последствий с тяжкими телесными повреждениями или летальным исходом, то виновного будут судить за административное правонарушение, перед законом он будет отвечать по статьям КоАП РФ.

К административным правонарушениям, связанным с ПДД зачастую относят:

  • превышение скорости на дороге;
  • управление ТС без страхового полиса или водительского удостоверения;
  • управление автомобилем без пристегнутого ремня безопасности.

Когда человек совершает преступление, то он преступает норму уголовного закона. За проступки нарушителя на законодательном уровне полагается серьезное наказание. В Уголовном кодексе нарушения выделены как отдельная область взаимоотношений общества.

Преступление относится к тяжелым нарушениям, если оно посягает на такие сферы жизни:

  • установленные общественные правоотношения;
  • свобода человека и его личные права;
  • собственность государства, организаций или физического лица;
  • область государственного управления;
  • конституционный строй государства.

Преступность имеет множество классификаций, к основным параметрам из которых относится степень опасности обществу.

Например, убийство представляет большую опасность для общества, чем кража или клевета. Соответственно и наказание за убийство будет суровей.

То же воровство может происходить различными способами. Тайная кража несет меньшую опасность, так как происходит без контакта с владельцем имущества, причиняя только материальный и моральный вред. В случае с открытым хищением имущества, происходит грабеж, который имеет угрозу нанесения вреда здоровью и жизни человека.

Хотя у преступления одна квалификация — хищение, но способы исполнения у него разные, что приводит к разной степени общественной опасности, и мера наказания также будет отличаться.

Отличия правонарушения от преступления

Основным критерием, разделяющим нарушением права и преступление, является опасность для окружающих людей и общества. В Уголовном кодексе отталкиваются от тяжести поступка и степени тяжести последствий от установленной нормы.

После установления степени опасности для общества, проводится определение нормы закона, которую виновное лицо нарушило, путем установления дополнительных критериев, это:

  • наличие умысла (совершено случайно или специально);
  • уровень участия подозреваемого (прямое или посредственное);
  • область правоотношений, сфера права.

Общественную опасность законодатель разделил на два уровня:

  1. Высокая. Если преступление относится к уголовно-правовой сфере.
  2. Низкая. Если нарушение закона относится к административно-правовой области.

В ч. 1 ст. 14 Уголовного кодекса России содержится список действий и бездействий человека из этих двух сфер права. Там же указана ответственность, которую будет нести виновное лицо.

Читайте так же:  Можно ли на материнский капитал купить квартиру меньшей площади

Разнится между собой уголовная и административная ответственность несовершеннолетних. Уголовную отрасль от административной сферы отличает возраст, когда виновное лицо можно привлечь к ответственности.

С какого возраста наступает ответственность за деяния? В уголовном праве, за преступление может предстать только человек, достигший 16-летия, но никак не раньше. Согласно административным нормам, за нарушение можно привлечь лицо, достигшее 14 лет.

Между этими понятиями есть еще один разделительный барьер, это цель и мотив нарушителя. Например, возьмем такое нарушение закона, как самогоноварение.

Если он изготавливался лицом с целью сбыта, то действия будут квалифицироваться, как преступление, так как целью и мотивом поступка, побудившим нарушить закон, является увеличение собственного капитала.

Если обвиняемый преступил закон для собственного употребления, то это будет рассматриваться как административное нарушение. Цель в этом поступке отсутствовала, а присутствовал лишь мотив.

Но следует еще учитывать масштаб последствий: изготовление запрещенной продукции для собственных нужд в небольших объемах, а для сбыта – изготовление в особо крупных размерах.

Сходства между преступлением и правонарушением

Кроме различий, между этими двумя понятиями существуют общие черты, подразумевающие под собой нарушение норм, установленных государством:

  1. Все деяния влекут за собой в разной степени последствия для человека или общества.
  2. За все противоправные действия предусмотрено наступление наказания.
  3. Каждое нарушение необходимо зафиксировать и доказать.

Кроме наказания виновного, уголовная сфера выполняет охранительную функцию, так как совершивший преступление гражданин изолируется от общества, а значит, другие лица будут защищены от опасности и дальнейшего совершения всевозможных противоправных действий.

Все правонарушения имеют под собой основополагающие функции:

  • регулирование правовых взаимодействий между государственными органами и гражданами;
  • защита общественного порядка внутри страны;
  • предотвращение противоправных деяний в будущем.

Одновременное привлечение

Возможно ли привлечение одновременно к административной и к уголовной ответственности? В соответствии с ч. 2 ст. 6 УК и ч. 5 ст. 4,1 КоАП никто не может дважды нести уголовную и административную ответственность за одно и то же правонарушение.

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 24,5 КоАП, не может быть начато производство по административному делу при наличии постановления о возбуждении уголовного следствия. Если производство уже начато, то его следует прекратить.

Однако в законодательстве РФ нет прямого запрета на возбуждение уголовного дела при начатом административном производстве. Также надо учитывать признаки объективной стороны и состав некоторых правонарушений и преступлений.

Например, допустимо одновременное привлечение виновного к административной и уголовной ответственности в случаях нарушения ПДД, когда лицо в состоянии опьянения причинило тяжкий вред здоровью человека по неосторожности, что повлекло за собой смерть.

Побои это уголовная или административная ответственность? Побои относятся к уголовному составу преступления. К побоям относят насильственные деяния без последствий, но повлекшие физическую боль.

Могут совершаться из хулиганских побуждений, а также из-за религиозной ненависти, расовой или политической вражды.

Чтобы уголовную ответственность можно было заменить административным наказанием, пострадавшее лицо не должно иметь родства с хулиганом, а также не быть инвалидом, престарелым человеком, беременной женщиной или несовершеннолетним подростком.

Также в суде учитывается, совершено ли было злодеяние впервые, обвиняемый не принес существенный вред здоровью жертвы, действия не носили умышленный характер.

Эти обстоятельства могут смягчить приговор виновному, и заменить уголовное производство на административное наказание.

Многих также интересует, драка – это уголовное или административное правонарушение? Если ответственность за побои зависит от обстоятельств и тяжести повреждений, то драка носит уже умышленный характер.

В уголовном кодексе выделяют повреждения:

  • легкие – до 2 лет лишения свободы;
  • средние – до 5 лет лишения свободы;
  • тяжкие – до 15 лет лишения свободы.

При повреждении легкой и средней степени тяжести возможна процедура досудебного примирения, тогда конфликт можно решить без уголовного разбирательства.

Административный штраф до 40 тыс. руб. можно получить, только если после драки не наступили проблемы со здоровьем.

Если произошла драка на улице с прохожим, который не приходится родственником хулигану, и ему не были нанесены тяжкие повреждения, то злоумышленнику грозит административное наказание (если нарушение произошло впервые).

Уголовного наказания не избежать, если будет доказано, что повреждения были нанесены на почве религиозной и межнациональной вражды.

Строгость наказания зависит от обстоятельств. Например, сын избивает беспомощных родителей, драка в пьяном виде или преступление в отношении детей вынуждает суд назначать более жесткое наказание.

За групповое избиение можно получить до 5 лет лишения свободы, а если с использованием оружия, то еще больше.

Тяжким повреждением считается вред, который привел бы пострадавшего к смерти в случае отсутствия медицинской помощи, без которой люди погибают в половине случаев от тяжких телесных повреждений.

Если это случилось, то обвиняемому назначат максимальное наказание – до 15 лет лишения свободы.

Судебная практика

Доказательства совершения противоправных поступков являются достаточным основанием для применения к обвиняемому наказания, предусмотренного нормами кодекса.

В Административном кодексе содержатся виды наказания за мелкие нарушения, совершенные неблагонадежными личностями, например, лицами без определенного места жительства или алкоголиками.

В этом кодексе собраны описания правонарушений из различных сфер юриспруденции: судебной системы, налоговой, трудовой и гражданской сферы, управления органами ГИБДД.

Все нарушения, установленные на законодательном уровне, являются опасными для общества. Невозможно даже представить, что будет, если все люди будут делать то, что им заблагорассудится.

Поэтому виды ответственности, указанные в кодексе, преследуют цель напомнить гражданам, что их ожидает за нарушение правил поведения. В судебной практике очень маленький процент административных и уголовных дел, когда бы нарушителя суд оправдал.

Исключения из правил

В области государственных наказаний условия и принципы равны для всех, но несколько исключений все же есть. Например, для организаций или юридических лиц.

При разной тяжести поступка, организацию могут привлечь не только к административной, но и к уголовной ответственности.

Административная ответственность может быть наложена на фирму или должностных лиц. В уголовном праве наказано может быть только должное лицо, но не компания.

Однотипные правонарушения с разной степенью тяжести, это:

  1. Дисциплинарный проступок. Относится к нормам трудового права, виновный понесет ответственность, согласно Трудовому кодексу РФ. При участии должностных лиц, дело будут рассматривать, как административный состав.
  2. Хулиганство. За мелкое хулиганство полагается административная ответственность, а хулиганство средней тяжести и выше – уголовное наказание.
  3. Хищение. Из-за мелкого хищения даже не станут возбуждать дело, но при хищении в крупных размерах его будут рассматривать, исходя из способа совершения, и кем оно было выполнено.

Между экспертами ведутся споры на счет повторного нарушения административных норм, и является ли это характеристикой личности виновного или основанием для переквалификации административного правонарушения в уголовное дело.

Законодательство считает, что повторный проступок следует рассматривать как преступление и назначать наказание из Уголовного кодекса.

Например, возьмем распространенное нарушение – управление ТС в нетрезвом состоянии. Если раньше провинившегося лишали права управлять автомобилем в течение нескольких лет, то теперь уже его ожидает лишение свободы.

До внесения этих изменений, суд мог запрещать одному и тому же лицу управлять транспортным средством, и по данной статье при многократном наказании в общей сложности складывался срок 8-10 лет без права управлять машиной.

Следует помнить, что юриспруденция в 2018 году еще досконально не проработана. Дополняются, меняются или прекращают свое действие различные акты, связанные с судебной практикой и прецедентами.

Для разделения административной ответственности и преступления достаточно иметь представление об отличиях между ними и осознавать степень тяжести.

Разница между этими сферами заключается в суровости наказания, в зависимости от видов нарушения и норм поведения, установленных в обществе.