Оглавление:

Конспект урока по ОБЖ на тему «Автономное выживание» (6 класс)

Тема урока: «Автономное существование человека в природе».

Вид урока: Урок с элементами беседы.

Тип урока: Комбинированный (урок обобщения, систематизации и контроля знаний по разделу).

Цель урока: Ознакомить с понятием «автономное пребывание в природной среде» и его видами.

изучить правила поведения и способы жизнеобеспечения в условиях автономного существования в природе;

формировать стремление к взаимовыручке и взаимопомощи;

развивать любознательность и совершенствовать творческие способности учащихся.

Оборудование: учебник ОБЖ 6 класс, ПК, проектор.

Используемая литература: « Основы безопасности жизнедеятельности» . 6 класс . Смирнов А.Т., Хренников Б.О.

Применяемые методы обучения: словесный, наглядный, игровой (соревновательный).

Организационный момент. (5 мин)

Доброе утро! Давайте проверим отсутствующих. (Проверка посещаемости по журналу)

Сегодня у нас непростой урок, я расскажу вам о безопасном поведении и выживании в условиях автономного существования в природе. А в конце мы проведем викторину, поделившись на две группы.

Изучение нового материала. (23 мин)

Автономное существование человека в природе — это самостоятельное, независимое существование его в природных условиях. (Под запись).

Результаты такого пребывания человека в природе зависят от его способности определённое время без посторонней помощи обеспечивать свои жизненные потребности в еде, тепле, воде, используя имеющиеся запасы или дары природы.

Автономное существование человека в природных условиях может быть добровольным или вынужденным. (Под запись).

Добровольная автономия — это ситуация, когда человек или группа людей по собственной воле, с определённой целью, на определённое время переходят на самостоятельное существование в природных условиях.

Вынужденная автономия — это ситуация, когда человек случайно в силу независящих от него обстоятельств оказывается в природной среде и вынужден самостоятельно обеспечивать свои жизненные потребности, чтобы выжить и вернуться к людям.

В условия вынужденной автономии человек может попасть, если он заблудился в лесу, в горах, отстал от группы на маршруте, попал в аварию на каком-либо транспортном средстве и при других непредвиденных обстоятельствах.

В случае автономного существования в природных условиях (добровольного или вынужденного) человек, чтобы сохранить свою жизнь и здоровье, должен обладать высокими духовными и физическими качествами, уметь действовать в различных климатических условиях, для чего необходимо рационально использовать в своих интересах всё, что имеется под рукой и что даёт окружающая природная среда. Деятельность человека в условиях добровольной автономии направлена на выполнение поставленной цели, а при вынужденной — на возвращение к людям и привычной жизни.

Ребята, человек без пищи может прожить 60-70 дней, а без воды – не более 3-4 суток. Отсутствие воды в течение суток уже отрицательно сказывается на моральном состоянии человека, снижает его волевые качества, вызывает быструю утомляемость.

Знаете, на какую часть человек состоит из воды? (Выслушать ответы)

Вода играет важнейшую роль в человеческом организме, составляет 2/3 массы тела и все физиологические процессы протекают в воде или при ее участии. Она разносит кислород и питательные вещества во все уголки организма, обеспечивает функциональную деятельность системы кровообращения, пищеварения и др. Поэтому обеднение организма водой ведет к нарушению жизнедеятельности, а обезвоживание свыше 10 % вызывает глубокие расстройства деятельности органов и систем, что может явиться причиной гибели. Средняя потребность человека в воде в районах с умеренной температурой составляет 1,5 – 2 л воды в сутки. При высокой температуре воздуха 4-6 л в сутки. Таким образом, водоснабжение является первостепенной проблемой в условиях автономии.

Давайте поговорим о советах по поиску воды и утолению жажды. (Под запись)

при ограниченных запасах воды установить жесткую норму потребления;

воду, добытую в стоячих, болотистых водоемах обязательно очищать и обеззараживать;

добывать воду при помощи конденсаторов влаги, полиэтиленовых мешков и т.п.;

для сохранения воды в организме надо больше находиться в тени;

не пить морскую воду.

Существуют множество способов получать пресную воду. В емкость надо налить грязную или морскую воду. Посреди емкости укрепить банку, обернутую тряпками, а полиэтиленовой пленкой накрыть емкость и обвязать по краям. В центре натянутой пленки надо положить камешек – ровно над банкой (Показ наглядного примера) . На солнце вода будет испаряться, оседая на пленке и стекать в банку.

Очистка воды с помощью естественного фильтра: выкопать ямку недалеко от края водоема, и она заполнится вскоре чистой водой. (Показ наглядного примера).

Очистить воду можно с помощью:

Кристалликов марганцево-кислого калия.

Для очистки воды можно использовать различные травы: ковыль, тысячелистник, полевую фиалку.

Самый доступный и надежный способ обеззараживания – КИПЯЧЕНИЕ.

Работа с учебником. (7 мин)

Откройте учебник и выпишите ответы на следующий вопрос:

— Какие виды автономии бывают и в чём их различие?

Закрепление материала с помощью викторины. (8 мин)

Давайте проведём викторину. За правильный ответ вы получаете фишку.

1.Как называют людей, совершающих туристические путешествия? (Турист)

2. Самый простой способ обеззараживания воды? (Кипячение).

3. Что разжигают туристы, чтобы согреется и приготовить пищу (Костер).

4. Какие средства из медицинской аптечки используют для очистки и обеззараживания воды? (Йод и марганцовка).

5. Прибор, при помощи которого определяют стороны света? (Компас).

6. Какую воду нельзя пить? (Морскую).

7. Сколько человек может прожить без воды? (3-4 суток).

8. Что нужно делать с найденной водой в автономии? (Очищать и обеззараживать).

(Подвести итоги викторины, назвать команду-победителя).

Домашнее задание. (2 мин)

Теперь давайте запишем домашнее задание. Придумать кроссворд на тему «Автономное пребывание в природе»

Тема урока: «Автономное существование человека в природе». Автономное существование человека в природе — это самостоятельное, независимое существование его в природных условиях.

Автономное существование человека в природных условиях может быть добровольным или вынужденным.

Правила при добыче воды:

при ограниченных запасах воды установить жесткую норму потребления;

воду, добытую в стоячих, болотистых водоемах обязательно очищать и обеззараживать;

добывать воду при помощи конденсаторов влаги, полиэтиленовых мешков и т.п.;

для сохранения воды в организме надо больше находиться в тени;

не пить морскую воду.

Работа с учебником: Добровольная автономия — это ситуация, когда человек или группа людей по собственной воле, с определённой целью, на определённое время переходят на самостоятельное существование в природных условиях.

Вынужденная автономия — это ситуация, когда человек случайно в силу независящих от него обстоятельств оказывается в природной среде и вынужден самостоятельно обеспечивать свои жизненные потребности, чтобы выжить и вернуться к людям.

Литература и интернет-источники

« Основы безопасности жизнедеятельности» . 6 класс . Смирнов А.Т., Хренников Б.О. [72 c .]

Сайт о выживании

Особенности выживания и автономного существования в дикой природе

Навигация по записям

Автономное существование человека в природе, добровольное и вынужденное, причины возникновения аварийной ситуации, что такое выживание.

Экстремальные ситуации в природе представляют серьезную опасность для жизни и здоровья человека. В автономном существовании наедине с природой может оказаться и отдельный человек, и группа людей. Экстремальные ситуации которые переходят в вынужденное автономное существование могут быть вызваны стихийными бедствиями, ситуациями, связанными с потерей ориентации в пространстве, отрыва от группы. Гибелью или порчей транспортного средства. Поведение человека, предоставленного самому себе в экстремальных условиях, целью которого является сохранение своей жизни, и есть выживание.

Автономное существование человека в природе, добровольное и вынужденное, причины возникновения аварийной ситуации, что такое выживание.

Выживание, основанное только на биологических законах самосохранения, кратковременно. Для него характерны быстро развивающиеся психические расстройства и истерические поведенческие реакции. Желание выжить должно, быть осознанным и целенаправленным, и должно диктоваться не инстинктом, а сознательной необходимостью.

Под термином «выживание» понимают активную деятельность человека, направленную на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в экстремальных условиях. В научно методической литературе рассматривается несколько определений выживания и автономного существования:

— Выживание или автономное существование. Это продолжительное существование одного или групп людей без пополнения запасов и без связи с внешним миром.
— Еще автономное существование, это наиболее опасная экстремальная или аварийная ситуация. Так как положение человека, оказавшегося один на один с природной средой, обычно возникает неожиданно и вынужденно. Причем помощь извне проблематична.
— Автономное существование человека в природе. Это самостоятельное независимое существование его в природных условиях. Результаты такого пребывания человека в природе зависят от его способности определенное время без посторонней помощи обеспечить свои жизненные потребности в еде, воде, тепле. Используя только имеющиеся запасы или дары природы.

Что такое опасная или экстремальная ситуация.

Опасной или экстремальной называется ситуация, которая угрожает жизни, здоровью человека. Его имуществу или природной среде. Она может возникнуть внезапно и потребовать решительных поступков уже в первые секунды или минуты. Чем быстрее вы примете решение, сориентируетесь в данной ситуации и выберете правильный способ действий, тем больше шансов остаться живым, здоровым и невредимым.

Случаи чрезвычайных ситуаций могут быть связаны с различными причинами. Например, с вынужденным изменением привычного места проживания или работы, а значит и климата. Ученые называют это сменой климатогеографических условий. Люди оказываются в условиях, непривычных для их организма и психики. Изменяется атмосферное давление, влажность воздуха, продолжительность светового дня, дневных и ночных температур, уровень солей и минералов в воде и пище. Поэтому на новом месте придется акклиматизироваться.

Акклиматизация и реакклиматизация.

Акклиматизация, это процесс постепенного приспособления организма человека к новым климатогеографическим условиям. В основе каждой акклиматизации лежит выработка организма приспособительных реакций, направленных на поддержание нормальной жизнедеятельности в данных условиях. Чем больше отличаются друг от друга климатические условия, тем сложнее и дольше протекает акклиматизация. Нарушение правил акклиматизации как раз и создает предпосылку к чрезвычайной ситуации.

После временного пребывания в соответствующей климатогеографической среде человеку приходится повторно приспосабливаться к ранее привычным условиям жизни. Этот процесс принято называть реакклиматизацией. На реакклиматизацию могут оказать влияние профессия человека, изменение теплового режима, перемена часовых поясов.

На воздействие различных раздражителей организм человека отвечает неспецифической защитной реакцией — стрессом. Направленным на сохранение гомеостаза — постоянства внутренней среды. В условиях автономного существования эти изменения функциональной деятельности органов и систем постепенно увеличивается. Но до определенного предела остаются обратимыми. Этот период называется предельно допустимым сроком автономного существования.

Причины экстремальных ситуаций на природе.

Лучший способ избежать опасной ситуации — это научиться предвидеть и не допускать ее. Если все же вы попали в экстремальную ситуацию, то благоприятный исход автономного существования будет зависеть от многих причин. Причинами экстремальных ситуаций на природе часто становятся оплошности, допущенные человеком. Непродуманная экипировка, недостаточный запас продовольствия и питьевой воды, слабая психологическая подготовка. Недостаточный уровень такого качества, как выносливость.

На человека в условиях автономного существования неблагоприятно воздействуют различные факторы внешней среды. Температура и влажность воздуха, ядовитые змеи, хищные животные и т.д. Они нередко оказываются экстремальными. Также они вызывают нарушение функциональной деятельности организма, ставя его на грань катастрофы.

Читайте так же:  Калькулятор на налоговый вычет за обучение

Что такое автономное существование человека в природе, добровольное и вынужденное автономное существование.

Автономное существование человека в природе, это существование человека или группы людей, волей случая оказавшихся в экстремальной ситуации, один на один с природой. Автономное существование человека в природе может быть двух видов: добровольным и вынужденным.

Добровольная автономия — это ситуация, когда человек или группа людей по собственной воле, с определенной целью, на определенное время переходит на самостоятельное существование в природных условиях.

Вынужденная автономия — это ситуация, когда человек случайно, из-за независящих от него обстоятельств оказывается в природной среде и вынужден самостоятельно обеспечивать свои жизненные потребности, чтобы выжить и вернуться к людям.

В условия вынужденной автономии человек может попасть, если он заблудился в лесу, горах, отстал от группы на маршруте. Попал в аварию на каком-либо транспортном средстве и при других непредвиденных обстоятельствах.

В случае автономного существования в природных условиях (добровольного или вынужденного) человек, чтобы сохранить свою жизнь и здоровье, должен обладать высокими духовными и физическими качествами. Уметь действовать в различных природно-климатических условиях. Для чего необходимо рационально использовать в своих интересах все, что имеется под рукой и дает окружающая природная среда.

Деятельность человека в условиях добровольной автономии направлена на выполнение поставленной цели. А в условиях вынужденной — на возвращение в свою социальную среду, к людям, привычному образу жизни.

Запланированная добровольная автономия человека на природе.

Добровольная автономия — это запланированный и подготовленный человеком или группой людей выход в природные условия с определенной целью. Цели могут быть разными. Активный отдых на природе, исследование человеческих возможностей самостоятельно пребывать в природных условиях, спортивные достижения и другие.

Добровольной автономии человека в природных условиях всегда предшествует серьезная всесторонняя подготовка с учетом поставленной цели. Изучение особенностей природной среды, подбор и подготовка необходимого снаряжения и, главное, физическая и психологическая подготовка к предстоящим испытаниям. Наиболее доступным и распространенным видом добровольной автономии является активный туризм.

Активный туризм характерен тем, что туристы передвигаются по маршруту за счет собственных физических усилий и несут весь груз с собой, включая пищу и снаряжение. Основная цель этого вида туризма — активный отдых в природных условиях, восстановление и укрепление здоровья. Добровольное автономное существование человека в природных условиях может иметь и другие, более сложные цели: познавательные, исследовательские и спортивные.

Вынужденное автономное существование человека в природе, основные причины.

Вынужденное автономное существование человека в природе — особенно трудная ситуация жизнедеятельности. В ней может оказаться как группа людей — группа туристов, экипаж самолета, экспедиции и т.д., так и отдельный человек — заблудившийся, оторвавшийся от группы. Автономное существование в природе, по каким бы причинам оно не произошло, серьезно влияет на человека.

Так, удовлетворение даже самых обычных потребностей в ненаселенной местности, например, в пище и воде, порой превращается в неразрешимую проблему. Жизнь человека при этом зависит не только от образования, профессиональных навыков, материального достатка, а чаще от другого. Наличия или отсутствия водоемов, съедобных растений, животных. А так же от температуры воздуха, солнечной радиации и силы ветра. Но главное, многое зависит от того, как человек воспринимает эту ситуацию. Насколько он подготовлен к встрече с ней, вынослив и умел.

Выделяют основные причины, приводящие человека к вынужденному автономному существованию в природных условиях.

1. Чрезвычайные ситуации природного характера. Это стихийные бедствия, землетрясения, наводнения, ураганы, бури, смерчи, лесные пожары.
2. Экстремальные ситуации в условиях природной среды:
а) Резкое изменение природных условий. Резкое похолодание, ливень, метель, пурга, сильный снегопад, мороз, засуха и т.п.
б) Потеря ориентировки на местности во время прогулки, похода, экспедиции.
в) Потеря группы на маршруте во время прогулки, похода, экспедиции.

К аварийным ситуациям в условиях природной среды относятся:

— Катастрофы или аварии на воздушном и железнодорожном транспорте.
— Аварии на морском и речном транспорте.
— Аварии и поломка автотранспортных средств.

Аварийная ситуация обычно возникает внезапно. Ее развитие не всегда можно предсказать заранее. В связи с этим обстоятельством порядок действий в таких ситуациях зависит от конкретной обстановки. Человек, оказавшись в условиях автономного существования в природе, должен решить многочисленные и сложные проблемы, связанные со своим выживанием.

Такая ситуация накладывает определенный отпечаток на состояние и поведение человека. Он попадает в условия, к которым специально не готовился, его жизнь и здоровье зависят только от него самого.

Безопасность человека в этих условиях полностью зависит от его духовных и физических качеств. Его общей подготовки к пребыванию в природной среде и способности мобилизовать все свои знания, жизненный опыт и умения для достижения единственной цели: выжить и выйти к людям в привычную для человека окружающую среду.

По материалам книги «Способы автономного выживания человека в природе».
Артышко С. В.

Урок «Автономное пребывание человека в природных условиях»

Урок по ОБЖ в 6 классе

Тема: Автономное существование человека в природных условиях.

Систематизация знаний по теме «Автономное существование человека в природе»;

Контроль знаний и умений учащихся по теме «Автономное существование человека в природе».

Развивать у учащихся познавательные процессы;

Развивать умения анализировать различные ситуации.

Воспитывать у учащихся стремление к знаниям;

Бережного отношения к природе.

Формировать у учащихся внимательность, умение правильно оценивать обстановку, принимать адекватное (разумное, соответствующее) решение.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, урок- путешествие

Форма урока: игровая

-наглядный (показ презентации, рисунки)

-практический (выполнение самостоятельных заданий)

Материально-техническое оснащение урока:

проектор, интерактивная доска Smart Board,

принадлежности для рисования,

наборы тонких палочек,

аудиозапись звуков природы,

Макеты временных укрытий, изготовленные детьми.

I Организационный момент. Проверка готовности учащихся к занятию.

СЛАЙД 1 «Титульный»

Учитель: — Сегодня у нас не простой урок, здесь и сейчас все вместе мы отправимся в поход.

— Нам необходимо пройти маршрут так, чтобы было безопасно и благополучно все вернулись домой. А успешный исход нашего путешествия будет зависеть от каждого из нас. Ведь в походе главное – это совместная работа, которая объединяет и сплачивает людей, учит добру, взаимопомощи. Поход – это школа выживания в природе.

Вам понадобятся все ваши знания, умения и навыки для безопасного поведения и выживания в условиях автономного существования в природе.

СЛАЙД 2 «Автономное существование»

Учитель: Какое существование называется автономным?

Учащиеся отвечают: Существование человека без воды, пищи, связи с внешним миром. Это существование одного человека или группы людей, волей случая оказавшихся в экстремальной ситуации, один на один с природой.

Учитель: Какие виды автономного существования вы знаете?

Учащиеся: добровольное и вынужденное.

Учитель: Назовите известного героя литературного произведения, который оказался в условиях вынужденного автономного существования в природе?

Учащиеся: Робинзон Крузо.

Учитель: где пришлось выживать Робинзону? При каких обстоятельствах он оказался на острове?

Ученик: Он оказался на острове в результате кораблекрушения.

Учитель:— А какие ещё причины автономного существования вы знаете? СЛАЙД 3 «Причины автономного существования»

Поломка транспорта в безлюдной местности;

Побег с целью освобождения от неволи (плена)

Потеря связи с группой (туристы, грибники, геологи)

Потеря ориентировки на местности (блуждание)

поиск чего-нибудь, например клада и т д

Учитель: Каковы основная задача человека в условиях вынужденной автономии? (выжить)

Учитель: Каковы основные правила выживания? (сориентироваться, а если не удалось – построить временное жилище, развести костёр, найти и очистить воду, отыскать и приготовить съедобную пищу в природе, подать о себе сигналы бедствия).

Учитель: Вот на одном пункте мы и остановимся с вами: пойдем искать клад.

-Мне в руки попала карта, где отмечено место клада. Давайте мы выясним, что это за клад!

СЛАЙД «Подготовка к походу»

Учитель: Организовать поход — очень трудоемкое и ответственное дело. С чего же нам начать?

Ученики:(С выбора руководителя группы ,постановки цели и задач похода, выбора местности и маршрута движения, распределения обязанностей, предупреждения поисково– спасательной службы МЧС)

— Почему распределение обязанностей необходимо провести заранее?

(чтобы каждый четко знал, за что он отвечает.)

— Главный в походе – руководитель группы. Почему у руководителя группы абсолютная власть во время похода?

(Он отвечает за жизнь и здоровье участников похода, должна быть строгая дисциплина, чтобы не попасть в беду.)

Подготовку мы прошли успешно, а что мы возьмем с собой поход?

СЛАЙД «Снаряжение туриста»

— Сейчас я предлагаю вам собрать необходимое снаряжение для похода.

Из предложенных предметов выбрать те, которые вы взяли бы с собой в поход и с какой целью.

Один у доски собирает содержимое рюкзака. Остальные на месте по группам.

— Почему ты взял(а) рюкзак, а не пакет, сумку?

— Распределим личное и общественное снаряжение.

ЛИЧНОЕ(каждому) : спальный мешок, коврик, карта, компас, фонарик, полотенце, зубная щетка, паста, аптечка, ложка, чашка, нож (складной),туалетная бумага, одежда, дождевик, носки, кепка, спички, вода, пакет для мусора, полиэтиленовый пакет для воды.

ОБЩЕСТВЕННОЕ : варочная посуда (котелок), консервы, палатка, топор, карта, компас, саперная лопата, спички, вода и т.д.

3.Учитель: И так, мы взяли все необходимое, а теперь — в путь! Первая преграда, на что мы вышли, это — болото! Может мы сбились с пути?! Давайте, определим наши ориентиры!

— Какие способы ориентирования вы знаете?

С помощью компаса

по небесным светилам

по местным приметам

по солнцу и часам

СЛАЙД «Работа по определению азимута»

Учитель: Работаем в группе (Практическая работа на месте с рисунком), определите азимут на 9 – этажный дом, на дерево, на магазин, на детский сад. Учащиеся на месте работают с рисунками и компасом, определяют азимут на ориентиры. (Проверка из слайда.)

Учитель:- Ребята! Мы идем дальше по карте, выдерживая направление по азимуту. Впереди у нас следующая преграда, это – лес! (Воспитательный момент.) У Насти есть для Вас важная информация. Послушайте:

Ученик: Лес — одно из ценнейших природных богатств. Это лёгкие нашей планеты, около 60% кислорода поставляет он в земную атмосферу. За год гектар леса «отфильтровывает» 50 — 70 т. пыли. Лес — земная кладовая, из которой черпают сырьё почти все отрасли народного хозяйства. Поэтому надо его беречь. Лес – наше богатство!

Учитель: Много ли, мало ли прошли, пора сделать привал. Надо выбрать место для организации бивака, для костра.

СЛАЙД «ПОЛЯНА С МУСОРОМ»

Мы нашли подходящую поляну, но здесь уже побывали «горе – туристы». Ваша задача, очистить свою поляну от мусора, отвечая правильно на вопросы. (Мусор исчезает при правильном ответе)

Каково значение костра в природных условиях?

подать сигнал бедствия,

Какие правила необходимо соблюдать при выборе места и разведения костра?

Площадку для костра выбирают

на открытом, но защищенном от ветра месте,

желательно около воды.

разводит костер на вытоптанном участке земли,

на старых кострищах,

не ближе 4-6 метров от деревьев

если есть дерн, сними его, переверни травой вниз и уложи вокруг костра.

убери листву, хвою, траву вокруг костра на 1 — 1,5 м (могут загореться)

если есть возможность, обложи его камнями и т.д.

Какие способы разведения огня вы знаете?

куска металла и кремня.

Учитель: Вот мы очистили поляну от мусора, теперь необходимо разжечь костер. Дрова у вас под рукой. (карандаши)

Учитель: Перед вами названия костров. Ваша задача из карандашей смоделировать один из видов костров и объяснить его самое целесообразное применение (Использование).

Учитель: Как только вы смоделировали костер, выполните задание на соответствие названия и изображения костра.

Проверяем соответствие с помощью карточек из цветной бумаги.

Учитель: Ну, а теперь проверим, как вы справились с моделированием костра.

Читайте так же:  Договор гпх в зуп 83

Практическая работа – моделирование костра. Ребята выбирают одну из 3 х карточек с названием костра, складывают из карандашей, объясняют предназначение.

СЛАЙД «Временные укрытия»

Учитель: Ребята! Мы даже не заметили, как солнце опустилось. Для ночлега необходимо соорудить временное укрытие. Конечно, самое простое укрытие из снаряжения – это палатка. А если ее нет?

У вас было домашнее задание – выполнить макет временного укрытия, которое можно соорудить из подручных материалов в лесу. Давайте посмотрим, что у вас получилось. Представьте свой проект.

Учитель: Мы с вами долго ходили и пора подкрепиться. Поскольку нам необходима вода для приготовления пищи, а она на исходе какие способы очистки воды вам известны? Как обеззаразить воду?

СЛАЙД «Очистка воды»

Обеззаразить воду можно:

Химическим методом: использовать йод, марганцовку;

Природный: использование растений таких, как ромашка, тысячелистник, чистотел и т.д.

Учитель: Молодцы, ребята! А теперь представьте, что у Вас кончилась еда, или потеряли мешок с едой во время перехода через реку. Как бы Вы вышли из этой ситуации? Можно ли употреблять в пищу что-нибудь из природы?

Посмотрите на представленные предметы и скажите, что вы использовали в пищу, а что нет?

СЛАЙД «Съедобное и несъедобное»

Учащиеся отвечают: Основными источниками пищи в условиях автономного существования могут быть

съедобные растения, грибы

корневища, клубни, луковицы

травы, листья, стебли

сочные плоды(ягоды, и фрукты)

Мясо зверей, рыб.

— нельзя: жабы, поганки, пушистые черви

-можно: лягушка, гриб, ягоды, улитка, черви, жуки, кора березы.

Учитель: Ой! Ребята! А у нас Сережа, так увлекся сбором ароматной лесной малины, что не заметил ямы – ловушки и угодил в нее. Как ему помочь?

Учащиеся отвечают: Бросить ему веревку. Вязание узлов. (2 способа)

СЛАЙД «ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ»

СЛАЙД «Сундук с кладом»

Учитель: Ребята! Мы прошли все преграды и дошли до сундучка. Чтобы узнать содержимое клада необходимо разгадать следующий кроссворд.

БЕЗОПАСНОСТЬ или ЗНАНИЯ .

2. Светило, помощник ориентирования

3.Фактор ,мешающий успешно справиться с экстремальной ситуацией.

Кировский экономико-правовой лицей

Автономное существование человека в природной среде – это самостоятельное независимое существование его в природных условиях.

Автономное существование человека в природных условиях может быть добровольным или вынужденным.

Добровольная автономия – это ситуация, когда человек или группа людей по собственной воле, с определенной целью, на определенное время переходит на самостоятельное существование в природных условиях.

Вынужденная автономия – это ситуация, когда человек случайнов силу не зависящих от него обстоятельств оказывается в природной среде и вынужден самостоятельно обеспечивать свои жизненные потребности, чтобы выжить и вернуться к людям.

Человек и природа неразделимы, человек – неотъемлемая часть природной среды и не может существовать вне ее. Однако для обеспечения своей безопасности и благополучия человек создал искусственную среду обитания: построил города, развил комплексную систему жизнеобеспечения и удовлетворения своих потребностей. При этом человек отделился ответственной природной среды и, проводя большую часть времени вне природы, начал утрачивать способность общаться с ней. Однако все блага цивилизации не могут заменить человеку то, что дает ему общение с природой. Чем больше благ предоставляет человеку цивилизация, тем сильнее он нуждается в общении с естественной природной средой для восстановления своих духовных и физических сил.

Общение с природой помогает человеку формировать выдержку, уверенность в себе, умение управлять своими эмоциями, анализировать обстановку, самостоятельно принимать решения и мобилизовывать себя на их выполнение, добиваться поставленной цели. В процессе общения человека с природой происходит совершенствование его физических качеств: выносливости, силы, ловкости, быстроты.

В то же время любое пребывание человека на природе требует от него определенной подготовки.

Живя в городе, человек привыкает пользоваться определенными благами цивилизации.

В природной среде все иначе. Чтобы правильно перемещаться в желаемом направлении, надо знать, как ориентироваться на местности. Чтобы прожить на природе хотя бы один день, нужно уметь обеспечить себя пищей и водой, а в некоторых случаях – соорудить для себя временное укрытие от непогоды. Необходимо знать особенности того места, где организовать свой отдых (горы, лес, вода), соблюдать правила безопасного поведения, уметь оказывать первую медицинскую помощь. Человек должен уметь обеспечивать свое автономное существование в природной среде.

В случае автономного существования в природных условиях (добровольного или вынужденного) человек, чтобы сохранить свою жизнь и здоровье, должен обладать высокими духовными и физическими качествами, уметь действовать в различных климатических условиях, для чего необходимо рационально использовать в своих интересах все, что имеется под рукой и что дает окружающая природная среда.

Деятельность человека в условиях добровольной автономии направлена на выполнение поставленной цели, а при вынужденной – на возвращение к людям и привычной жизни.

Цели добровольной автономии могут быть разными: активный отдых на природе, исследование человеческих возможностей самостоятельного пребывания в природе, спортивные достижения и др.

Добровольной автономии человека в природе всегда предшествует серьезная всесторонняя подготовка с учетом поставленной цели: изучение особенностей природной среды, подбор и подготовка необходимого снаряжения и, главное, физическая и психологическая подготовка к предстоящим трудностям.

Но может случиться так, что человек неожиданно, помимо его воли, в силу стечения обстоятельств оказывается один на один с природой. Вынужденная автономия накладывает определенный отпечаток на состояние и поведение человека. Он попадает в условия, к которым не готовился, его жизнь и здоровье зависят только от него самого. Перед ним сразу встает задача, как выйти к людям. Для этого ему необходимо успокоиться, реально оценить обстановку, принять решение, как себя вести, чтобы сохранить жизнь и здоровье. Безопасность человека в этих условиях всецело зависит от его духовных и физических качеств, от его общей подготовки к пребыванию в природной среде и способности мобилизовать все свои знания и умения для достижения единой цели: выжить и выйти к людям. Ведь надо будет добывать питьевую воду, обеспечивать себя пищей, устраивать ночлег и укрытие от непогоды, ориентироваться на местности, двигаться в нужном направлении и подавать сигналы бедствия.

1) Опыт свидетельствует, что люди, оказавшиеся в силу различных обстоятельств один на один с природой, могут в течение длительного времени сохранять свои силы и надежно защищать себя от неблагоприятных природных факторов.

2) Человеку необходимо всегда быть в определенной степени подготовленным к автономному существованию в природных условиях.

3) Результаты автономного пребывания человека в природе зависят от его способности определенное время без посторонней помощи обеспечивать свои жизненные потребности в еде, тепле, воде, используя имеющиеся запасы или дары природы.
Нередко случается так, что человек оказывается по воле случая один на один среди дикой природы, «выпадает» из привычных условий проживания, лишается привычного образа жизни. Трудно представить себе, как поведет себя человек вдали от цивилизации, например, в безлюдной местности, непроходимом лесу или тундре, океане или пустыне. В этом случае у него возникает проблема автономного существования (выживания) в природных условиях. Под термином «выживание» понимают активную деятельность человека, направленную на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в экстремальных условиях.
Автономное существование — наиболее опасная экстремальная или аварийная ситуация, так как положение человека, оказавшегося один на один с природной средой, обычно возникает неожиданно и вынужденно, причем помощь извне проблематична.
Аварийная ситуация обычно возникает внезапно, и ее развитее не всегда можно предсказать заранее. В связи с этим обстоя¬тельством порядок действий в таких ситуациях зависит от конк¬ретной обстановки.
Опыт многих людей, оказавшихся в экстремальных ситуациях, связанных, например, с авариями транспортных средств (само¬лета, поезда, судна, автотранспорта и т.п.), позволил специали¬стам выявить общую схему первоочередных действий в целях спа¬сения жизни.
Что надо сделать в первую очередь человеку, потерпевшему бедствие при аварии транспортных средств?
Необходимо воспользоваться следующими практическими ре-комендациями:
• перебраться самим и помочь перебраться пострадавшим в без-опасное место;
• покидая транспортное средство, необходимо взять с собой имущество, которое может пригодиться для автономного суще-ствования;
• оказать пострадавшим первую медицинскую помощь;
• сориентироваться на местности и уточнить свое местонахож¬дение;
• при неблагоприятных климатических условиях соорудить вре¬менное укрытие.
После выхода из опасной ситуации, непосредственно угрожа¬ющей жизни и здоровью, необходимо решить, что делать дальше: ждать помощи на месте или попытаться добраться до ближайшего населенного пункта.
Решение оставаться на месте аварии принимают при следу¬ющих обстоятельствах:
• сигнал бедствия или сообщение о месте происшествия пере¬даны при помощи аварийной радиостанции;
• место происшествия точно не определено, местность незна¬комая и труднопроходимая (например, горы, леса, болота, глу¬бокие овраги, толстый слой снежного покрова и т.п.);
• направление на ближайший населенный пункт и расстояние до него неизвестны;
•большая часть людей не может самостоятельно передвигаться из-за болезни и полученных травм.
Приняв решение оставаться на месте аварии, следует придер¬живаться основных правил безопасного поведения в окружающей природной среде, которые позволят выжить и дождаться помощи спасателей.
Решение об уходе с места аварии принимается в следующих ситуациях:
• точно известно местонахождение ближайшего населенного пункта, расстояние до него невелико и состояние здоровья людей позволяет преодолеть его;
• возникла непосредственная угроза жизни: лесной пожар, разлом ледяного поля, наводнение, селевой поток и т.п.;
• люди не могут быть обнаружены спасателями на этом месте из-за окружающей их густой растительности;
• в течение трех суток нет связи и помощи.
На месте происшествия необходимо обозначить направления своего ухода, например, выложить стрелку, сделать зарубки на деревьях, связать пучки травы и т.п.
Для правильного перемещения в природной среде необходимо знать, как ориентироваться на местности. Чтобы прожить в при¬родных условиях хотя бы один день, необходимы умения обеспе¬чить себя пищей и водой, соорудить временное укрытие от непо¬годы, а также позаботиться о личной безопасности. При этом не¬обходимо знать особенности того места, где планируется отдых (горы, равнина, лес, вода); соблюдать правила безопасного пове¬дения; уметь оказывать первую доврачебную помощь человеку, попавшему в беду.
Человек, оказавшись в условиях автономного существования в природе, должен решить многочисленные и сложные проблемы, свя¬занные со своим выживанием. Такая ситуация накладывает опреде¬ленный отпечаток на состояние и поведение человека. Он попадает в условия, к которым специально не готовился, его жизнь и здоро¬вье зависят только от него самого. Безопасность человека в этих условиях полностью зависит от его духовных и физических качеств, его общей подготовки к пребыванию в природной среде и способ¬ности мобилизовать все свои знания, жизненный опыт и умения для достижения единственной цели: выжить и выйти к людям в привычную для человека окружающую социоприродную среду.
Опыт свидетельствует о том, что люди, оказавшиеся в силу различных обстоятельств один на один с природой, могут в тече¬ние достаточно длительного времени сохранять свои силы, на¬дежно и безопасно осуществлять свою жизнедеятельность, защи¬щать себя от неблагоприятных факторов. При встрече в пути с неожиданными препятствиями не следует спешить, необходимо постараться найти наименее рискованный способ их преодоления. Нельзя впадать в панику, нужно победить в себе страх, контроли¬ровать свои эмоции и действия. Следует помнить, что человек, умеющий сохранять самообладание, имеет больше шансов выжить в экстремальной ситуации.
В подтверждение сказанному существует множество примеров как в нашей стране, так и за рубежом.
Можно привести такой пример выживания людей в экстремальных условиях. В ночь на 17 января 1960 г. во время урагана сорвало с тросов и унесло в океан самоходную баржу, стоявшую на якоре у одного из островов Курильской гряды. На барже несли боевое дежурство военнослужащие Советской Армии: младший сержант Асхат Зиганшин и рядовые Филипп Поплавский, Анатолий Крючковский и Иван Федотов. Позднее уже стало ясно, что на барже вышла из строя радио¬станция, остановились двигатели. Из продовольствия был только аварийный пакет с продуктами на двое суток и два ведра карто¬феля. Солдаты знали и верили, что им придут на помощь, нужно только выстоять и продержаться. Они очень экономно расходова¬ли продукты, а когда те закончились, начали варить кожаные рем¬ни и подметки сапог, которые потом нарезали тонкими полоска¬ми и ели. Вынужденная автономия в океане длилась 49 дней. Только 7 марта 1960 г. они были обнаружены и спасены экипажем амери¬канского авианосца. Вся страна с замиранием сердца следила за этими событиями. Это фактически был уникальный по продол¬жительности и трудности условий дрейф в океане. Имея неболь¬шой запас продовольствия, победив панику и страх, молодые солдаты продержались и выжили.
Выживание в природной среде.
Способность человека успешно преодолевать суровые условия природной среды – одно из древнейших его качеств. Ещё в незапамятные времена он научился защищать себя от холода и зноя, строить себе жилище из снега и ветвей деревьев, добывать огонь трением, отыскивая съедобные плоды и коренья, охотиться на птиц и зверей и т. п. Но прошли столетия, и человек, вкусив блага цивилизации, стал постепенно отдаляться от природы и утрачивать навыки, приобретённые многими поколениями предков. Являясь членом общества, он привык к мысли, что многие его потребности обеспечивают окружающие люди, что кто-то постоянно заботится об удовлетворении его нужд, что в той или иной неблагоприятной ситуации он всегда может рассчитывать на чью-то помощь. И действительно, в повседневной жизни человеку не приходится ломать себе голову над тем, как укрыться от жары или холода, чем и где утолить жажду и голод. Заблудившись в незнакомом городе, он без труда получить нужную информацию. Заболев, обратиться за помощью к врачам.
Однако и в наши дни нередки случаи, когда человек, в результате сложившихся обстоятельств, попадает в условия автономного существования, благоприятный исход которого во многом зависит от его психофизиологических качеств, прочных знаний основ выживания и других факторов.
При кратковременной внешней угрозе человек действует на чувственном уровне, подчиняясь инстинкту самосохранения: отскакивает от падающего дерева, цепляется при падении за недвижимые предметы, пытается держаться на поверхности воды при угрозе утопления. О какой-то воле к жизни в таких случаях говорить не приходится.
Другое дело – долговременное выживание. В условиях автономного существования рано или поздно наступает критический момент, когда непомерные физические и психические нагрузки, кажущаяся бессмысленность дальнейшего сопротивления подавляют волю. Человеком овладевают пассивность, безразличие. Его уже не пугают возможные трагические последствия непродуманных ночевок, рискованных переправ. Он не верит в возможность спасения и поэтому гибнет, не исчерпав до конца запасов сил, не использовав запасы продовольствия.
Выживание, основанное только на биологических законах самосохранения, кратковременно. Для него характерны быстро развивающиеся психические расстройства и истерические поведенческие реакции. Желание выжить должно быть осознанным и целенаправленным и должно диктоваться не инстинктом, а сознательной необходимостью.
Важное значение для жизнедеятельности человека имеет и природная среда, её физико-географические условия. Активно воздействуя на организм человека, она увеличивает или сокращает сроки автономного существования, способствует или препятствует успеху выживания. Каждая из природных зон обуславливает специфику жизнедеятельности человека: режим поведения, способы добывания пищи, строительство убежищ, характер заболеваний и меры их предупреждения и т.п.
Как вести себя человеку, оказавшемуся в экстремальных условиях природной среды? Если нет твёрдой уверенности в возможности быстро выйти из создавшейся ситуации, а обстановка не требует немедленного ухода с места происшествия, лучше остаться на месте, развести костёр, построить укрытие из подручных материалов. Это поможет хорошо защититься от непогоды и в течение длительного времени сохранять силы. Кроме того, в условиях стоянки значительно легче добывать пищу. В ряде случаев эта тактика облегчит действия поисково-спасательной службы, получившей информацию о происшествии в конкретном районе.
Приняв решение «остаться на месте», нужно составить план дальнейших действий, в котором предусмотреть следующие мероприятия:
определение своего местонахождения; защиту от неблагоприятного воздействия факторов окружающей природной среды; разведение костра; подачу сигналов бедствия; добывание пищи и воды; оказание самопомощи и профилактику заболеваний.
Как организовать ночлег
Организация ночевки – дело трудоемкое. Сначала необходимо подыскать подходящий участок. В первую очередь оно должно быть сухим. Во-вторых, расположиться лучше всего поблизости от ручья, на открытом месте, чтобы всегда иметь под рукой запас воды.
Простейшее убежище от ветра и дождя изготовляют, связав отдельные элементы основы (рамы) тонкими корнями ели, ветвями ивы, тундровой березы. Естественные полости в обрывистом береге реки позволяют удобно расположиться на них так, чтобы место сна находилось между костром и вертикальной поверхностью (обрыв, скала), служащей отражателем тепла.
При подготовке места для сна вырывают две ямки – под бедро и под плечо. Можно заночевать на подстилке из елового лапника в глубокой яме, вырытой или оттаянной до земли большим костром. Здесь же, в яме, следует всю ночь поддерживать огонь в костре во избежание серьезной простуды.
В зимней тайге, где толщина снежного покрова значительна, легче устроить убежище в яме у дерева. В сильный мороз можно построить простейшую снежную хижину в рыхлом снегу. Для этого снег сгребают в кучу, поверхность его уплотняют, поливают водой и дают замерзнуть. Затем снег из кучи выгребают, а в оставшемся куполе проделывают маленькое отверстие для дымохода. Разведенный внутри костер оплавляет стены и делает прочной всю конструкцию. Такая хижина сохраняет тепло. Нельзя забираться под одежду с головой, так как от дыхания материал отсыревает и промерзает. Лучше закрыть лицо предметами одежды, которые в последствии легко высушить. От горящего костра возможно скопление угарного газа и нужно позаботиться о постоянном притоке свежего воздуха к очагу горения.
Как добыть огонь
Костер в условиях автономного существования – это не только тепло, это сухая одежда и обувь, горячая вода и пища, защита от гнуса и отличный сигнал для поискового вертолета. И главное, костер – аккумулятор бодрости, энергии и активной деятельности.
Для получения огня надо воспользоваться огнивом, куском кремня. Огнивом может служить любой стальной предмет, в крайнем случае, тот же железный колчедан. Огонь высекают скользящими ударами по кремню так, чтобы искры попадали на трут – сухой мох, измельченные сухие листья, газета, вата, и т.п.
Огонь можно добывать трением. Для этой цели изготавливают лук, сверло и опору: лук – из мертвого ствола молодой березы или орешника толщиной 2 – 3 см и куска веревки в качестве тетивы; сверло – из сосновой палочки длиной 25 – 30 см, толщиной в карандаш, заостренный с одного конца; опору очищают от коры и высверливают ножом лунку глубиной 1 – 1,5 см. Сверло, обернув один раз тетивой, вставляют острым концом в лунку, вокруг которой укладывают трут. Затем, прижимая сверло ладонью левой руки, правой быстро двигают лук перпендикулярно к сверлу. Чтобы не повредить ладонь, между нею и сверлом кладут прокладку из куска ткани, коры дерева или надевают перчатку. Как только трут затлеет, его надо раздуть и положить в растопку, заготовленную заранее.
Чтобы достигнуть успеха, следует помнить о трех правилах: трут должен быть сухим, действовать надо в строгой последовательности и главное, проявить терпение и упорство.
Добывание пищи и воды
Человеку, оказавшемуся в условиях автономного существования, надо предпринимать самые энергичные меры для обеспечения себя питанием с помощью сбора съедобных дикорастущих растений, рыбалки, охоты, т.е. использовать все, что дает природа.
На территории нашей страны произрастает свыше 2000 растений, частично или полностью пригодных в пищу.
При сборе растительных даров надо соблюдать осторожность. Около 2% растений могут вызвать тяжелые, и даже смертельные отравления. Для предупреждения отравления необходимо различать такие ядовитые растения, как вороний глаз, волчье лыко, вех ядовитый (цикута), белена горькая и др. Пищевые отравления вызывают ядовитые вещества, содержащиеся в некоторых грибах: бледной поганке, мухоморе, ложном опенке, ложной лисичке и др.
От употребления незнакомых растений, ягод, грибов лучше воздержаться. При вынужденном использовании их в пищу рекомендуется съесть за один раз не более 1 – 2 г пищевой массы, при возможности запивая большим количеством воды (растительный яд, содержащийся в такой пропорции, не нанесет организму серьезного вреда). Подождать 1 –2 часа. Если нет признаков отравления (тошноты, рвоты, боли в животе, головокружения, расстройств кишечника), можно съесть дополнительно 10 – 15 г. Через сутки можно есть без ограничений.
Косвенным признаком съедобности растения могут служить: плоды, поклеванные птицами; множество косточек, обрывки кожуры у подножья плодовых деревьях; птичий помет на ветках, стволах; растения, обглоданные животными; плоды, обнаруженные в гнездах и норах. Незнакомые плоды, луковицы, клубни и т.п. желательно проварить. Варка уничтожает многие органические яды.
В условиях автономного существования рыбалка, пожалуй, наиболее доступный способ обеспечить себя питанием. Рыба обладает большей энергетической ценностью, чем растительные плоды, и менее трудоемко, чем охота.
Рыболовную снасть можно изготовить из подручных материалов: леску – из распущенных шнурков ботинок, нити, вытащенной из одежды, расплетенной веревки, крючки – из булавок, сережек, заколок от значков, «невидимок», а блесны – из металлических и перламутровых пуговиц, монет и т.п.
Мясо рыбы допустимо есть сырым, но лучше нарезать его на узкие полоски, высушить их на солнце, так оно станет вкуснее и дольше сохраниться. Во избежание отравления рыбой надо соблюдать определенные правила. Нельзя есть рыб, покрытых колючками, шипами, острыми наростами, кожными язвами, рыб, не покрытых чешуей, лишенных боковых плавников, имеющих необычный вид и яркую окраску, кровоизлияния и опухоли внутренних органов. Нельзя есть несвежую рыбу – с жабрами, покрытыми слизью, с провалившимися глазами, дряблой кожей, с неприятным запахом, с грязной и легко отделяющейся чешуей, с мясом, легко отстающим от костей и особенно от позвоночника. Незнакомую и сомнительную рыбу лучше не есть. Не следует также употреблять рыбью икру, молоки, печень, т.к. они часто бывают ядовитыми.
Охота – наиболее предпочтительный, в зимнее время единственный способ обеспечить себя питанием. Но в отличие от рыбалки охота требует от человека достаточного умения, навыков, больших трудозатрат.
Мелких животных и птицу добывать сравнительно не трудно. Для этого можно использовать ловушки, силки, петли и другие приспособления.
Добытое мясо зверька, птицы поджаривают на примитивном вертеле. Мелких животных, птиц жарят на вертеле, не снимая шкурки и не ощипывая. После приготовления обуглившаяся шкурка удаляется, и тушка очищается от внутренности. Мясо более крупной дичи целесообразно после потрошения и очистки обжечь на сильном огне, а затем дожаривать на углях.
Реки, озера, ручьи, болота, скопление воды на отдельных участках почвы обеспечивают людей необходимым количеством жидкости для питья и приготовления пищи.
Воду из ключей и родников, горных и лесных речек и ручьев можно пить сырой. Но прежде чем утолить жажду водой из стоячих или слабопроточных водоемов, ее следует очистить от примесей и обеззаразить. Для очистки легко изготовить простейшие фильтры из нескольких слоев ткани или из пустой консервной банке, пробив в донышке 3 – 4 небольших отверстия, а затем заполнив песком. Можно выкопать неглубокую ямку в полуметре от края водоема, и она через некоторое время наполнится чистой, прозрачной водой.
Самый надежный способ обеззараживания воды – кипячение. В случае отсутствия посуды для кипячения подойдет примитивный короб из куска березовой коры при условии, что пламя будет касаться только той части, что наполнена водой. Можно вскипятить воду, опустив деревянными щипцами в берестяной короб нагретые камни.

Читайте так же:  Торг-12 требования к оформлению