Задолженность по квартплате судебная практика

Определение понятия «коммунальные услуги». Что входит в перечень?
Определение понятия «коммунальные услуги» дается в ряде нормативных актов. Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, «коммунальные услуги» определяет как деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.

Вправе ли ТСЖ, управляющая организация включать в счет за коммунальные услуги НДС?
Операции по реализации организациями коммунального комплекса коммунальных услуг, на основании п. 1 ст. 146 Кодекса, облагаются НДС в общеустановленном порядке вне зависимости от того, кто приобретает эти услуги.

Некоторые разъяснения о применении норм права в спорах об оплате жилищно-коммунальных услуг см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»

Обязанность по оплате коммунальных услуг, содержания и ремонта общего имущества

Обязаны ли платить за содержание и ремонт общего имущества МКЖД члены семьи собственника?
По данному вопросу, как показывает судебная практика, суды не принимают во внимание положения ГК РФ о том, кто должен нести бремя содержания имущества, задолженность по оплате за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, как правило, взыскивается как с собственника квартиры, так и с членов его семьи.

Обязанность по оплате жилищно-коммунальных услуг если право собственности на квартиру не оформлено
Есть мнение, что если право собственности на жилое помещение не оформлено в установленом законом порядке, а граждане фактически проживающие в квартире не зарегистрированы, то обязанность платить за коммунальные услуги, а также содержание и ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома не возникает.

Взыскание задолженности по ЖКУ и при отсутствии договора с ТСЖ или управляющей компанией
В возражениях на исковое заявление управляющей организации или ТСЖ о взыскании задолженности по жилищно-коммунальным услугам, ответчиком (должником) нередко указывается, что какой-либо договор (управления) между ним и истцом отсутствует, а потому, как полагает должник, платить за жилищно-коммунальные услуги он не обязан.

С какого момента собственник обязан платить за управление, содержание и ремонт жилья (квартплату)?
Обязанность оплачивать услуги по управлению, содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома возникает у граждан не ранее выбора последними способа управления домом или в случае, если выбор не сделан — не ранее.

Срок исковой давности для взыскания коммунальных платежей, содержание жилья (ЖКУ)
Оплата коммунальных услуг и услуг по содержанию жилья за месяц не свидетельствует о признании долга за весь период задолженности, а означает лишь оплату долга за конкретный месяц.

Различные размеры платы за содержание и ремонт общего имущества МКЖД для собственников квартир и нежилых помещений
Нередко ТСЖ устанавливает различные размеры оплаты за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома для собственников квартир и собственников нежилых помещений. Известны примеры из судебной практики, когда суд признавал такое решение общего собрания членов ТСЖ (об утверждении сметы) не соответствующим закону.

Взыскание задолженности за жилищно-коммунальные услуги по месту фактического проживания, а не по месту регистрации

Взыскание задолженности за жилищно-коммунальные услуги (квартплаты) по месту фактического проживания без регистрации
Вопрос о возможности взыскания задолженности по квартплате не по месту регистрации гражданина, а по месту его фактического проживания вызывает многочисленные споры, возмущение и недовольство граждан. Но на практике суды нередко удовлетворяют требования ТСЖ, управляющих компаний о взыскании долга за ЖКУ с фактически проживающих в квартире лиц, а не только с зарегистрированных.

Требование об оплате жилищно-коммунальных услуг по месту фактического проживания. Практика отказов в иске
В удовлетворении требований исполнителя (ТСЖ, управляющей организации) о взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги с граждан, фактически проживающих в квартире без регистрации суд отказывает в случае, если истец не доказал, что ответчики действительно проживают в данном жилом помещении.

Солидарное взыскание задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг

Совместная собственность и солидарная обязанность по оплате жилищно-коммунальных услуг
По общему правилу, ответственность является долевой, однако в силу закона или договора, может быть установлена солидарная ответственность.

Солидарная ответственность членов семьи собственника по оплате жилищно-коммунальных услуг
Солидарную ответственность по оплате жилья и коммунальных услуг несут не только собственники жилого помещения при общей совместной собственности, но и в силу закона члены семьи собственника.

Взыскание задолженности за жилищно-коммунальные услуги в долях (долевая ответственность)

Оплата за жилье и коммунальные услуги долевыми собственниками квартир
В том случае, когда жилое помещение находится в общей собственности нескольких лиц и доли в праве определены (долевая собственность; например, 1/4 доли в праве, 1/3 доли в праве и т.д.), то указанные собственники несут ответственность по оплате жилищно-коммунальных услуг соразмерно доли в праве общей долевой собственности на квартиру.

Взыскание платы за коммунальные услуги с зарегистрированных лиц, не являющихся членами семьи собственника
Плату за коммунальные услуги обязан вносить не только проживающий в квартире собственник, но и граждане, зарегистрированные в данном жилом помещении, вне зависимости от того, являются ли они членами семьи собственника или проживают в жилом помещении по письменному или устному соглашению. По данному вопросу имеется правовая позиция Верховного Суда РФ, который указал следующее.

Долевая ответственность граждан, не являющихся членами семьи собственника по оплате жилищно-коммунальных услуг
Долевая ответственность — ответственность члена группы в пределах его доли обязательств.. Применительно к взысканию задолженности за жилищно-коммунальные услуги, граждане, не являющиеся членами семьи собственника, несут ответственность по оплате ЖКУ в долевом соотношении. Например, если с собственником в квартире проживают еще 2 лица, не являющихся членами его семьи.

Взыскание задолженности за жилищно-коммунальные услуги с нанимателей и членов семьи

Взыскание долга по оплате жилья и коммунальных услуг с нанимателей по договору социального найма
Задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг взыскивается как с нанимателя по договору социального найма, так и с членов его семьи в солидарном порядке.

Плата за ЖКУ несовершеннолетними

За жилищно-коммунальные услуги платят родители несовершеннолетнего ребенка
На практике можно встретить следующий ход мысли родителя, не желающего оплачивать жилищно-коммунальные услуги за своего ребенка: я в квартире не проживаю, там живет супруга (или бывшая супруга) и двое наших совместных несовершеннолетних детей. Поэтому я не обязан платить за ЖКУ там, где не живу и не зарегистрирован, а кроме того, на содержание детей я плачу алименты» .

Образцы исковых заявлений о взыскании задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги:

Другие публикации по теме на logos-pravo.ru

Cодержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме (ответы на некоторые часто возникающие у предпринимателей вопросы):

Взыскание с прежней управляющей компании неизрасходованных средств на ремонт дома как неосновательное обогащение. Судебная практика

Постановлении Правительства РФ № 731 об утверждении стандарта раскрытия информации управляющими организациями

Неустойка (пени) за просрочку оплаты жилищно-коммунальных услуг:

Александр Отрохов, Правовой центр «Логос», 06.09.2012г.

Взыскание задолженности по ЖКХ: порядок и судебная практика

Рост платежей за коммунальные услуги – явление сколь нежелательное для населения, столь и неотвратимое. При повышении цен на энергоносители, материалы невозможно остановить рост цен на коммуналку. И сколько бы ни возмущались жители, факт остается фактом: для того, чтобы у жилищно-коммунальных предприятий была возможность оказывать услуги, им необходимы средства на эти цели.

Платежи населения и являются источником этих средств. К сожалению, происходит это далеко не со всеми и не всегда. Есть люди, которые по тем или иным причинам задерживают платежи или вовсе не исполняют их. Тогда на первый план выходит такая задача, как взыскание задолженности по ЖКХ.

Причины, по которым человек не платит за услуги, могут быть разные. Иногда они имеют объективный характер: человек оказался без работы, получил травму и стал инвалидом, потерял родителей и остался сиротой. Безусловно, платить за тепло, свет и газ нужно и в этом случае. Однако для таких категорий жителей государством предусмотрены льготы, а при взыскании задолженности причины учитывают.

Вместе с тем существует категория жителей, которые не оплачивают услуги просто так: ведут разгульный образ жизни, не работают, злоупотребляют алкоголем. При этом прекрасно себя чувствуют, проживая в теплых квартирах со всеми удобствами. Но не долго. Потому что по отношению к ним применяют процедуру взыскания долгов.

Когда и сколько

Для начала давайте разберемся, а когда, собственно, можно говорить о возникновении долга. Есть ли определенные законом сроки, в рамках которых жильцы должны оплачивать услуги? Да, сроки и порядок уплаты определены Жилищным кодексом РФ. С 1 января 2017 года штрафные санкции начинают действовать с 31 числа после даты платежа (раньше было с 10-го).

Изменения внесены в связи с кризисной ситуацией в стране. Сколько платить, указано в квитанции. Ежемесячно мы получаем ее в печатном виде в почтовых ящиках. Заполнить квитанцию можно и в электронном виде, оплачивают ее посредством интернета на сайте компании – поставщика услуг.

Начислить пеню или отключить услуги?

Если собственник либо наниматель жилого помещения не внес вовремя оплату за услуги, к нему применяется первая мера воздействия. Это начисление пени. Согласно определению, это штрафная санкция за невыполнение обязательств. Размер пени зависит от ставки рефинансирования и составляет 1/300 от нее с 31 по 90 день за каждый день просрочки и 1/130 после 90-го дня.

Следующий счет за коммунальные услуги придет с начисленной пеней. Оплатить вам придется и счет, и пеню. Если вы не сделаете это, вам направят уведомление о долге с предложением погасить его. К сожалению, внимают данной рекомендации далеко не все. Тогда управляющая компания вынуждена прибегнуть к следующей мере, а именно отключению должника от ряда услуг.

Прежде чем произвести отключение, должника предупреждают о намерении. Делают это через почту либо вручая письмо в руки под подпись. Предупреждение выносится за 20 дней до конкретных действий. При отсутствии положительной реакции, услуги реально ограничивают. А затем (через 30 дней после ограничения) отключают полностью.

Скажем сразу: ограничить и отключить могут далеко не все услуги. Свет, горячую воду, канализацию – пожалуйста. Особенно если речь идет о новых многоквартирных домах: отключение услуг производится так, чтобы другие жильцы не пострадали. Но ограничить в вашей квартире отопление либо подачу холодной воды нельзя. Как только вы погасите все долги вместе с пенями, предоставление услуг возобновят.

Все, о чем мы рассказали выше, относится к досудебным способам взыскания задолженности. Однако если эти меры не помогли и в течение 36 месяцев долги жителями не погашаются, компания, обслуживающая дом, может обратиться с иском в суд. В этом случае речь уже будет идти о взыскании в судебном порядке.

Суд рассматривает представленные документы – заявление истца, договора о предоставленных коммунальных услугах, сумму долга и др. – и либо принимает иск, либо отказывает в нем. После вынесения решения суда в дело вступают судебные приставы, которые осуществляют исполнение этого решения.

Читайте так же:  Как писать заявление на имя учителя

Что могут предпринять судебные приставы? Изъять телевизор, холодильник, мебель, автомобиль, а также другое движимое и недвижимое имущество, списать деньги с банковской карты, умерить страсть к путешествию за границу – запретить это, и даже удержать часть суммы с вашей заработной платы. Впрочем, есть одно но.

Следует знать, что если вы получили требование выплатить задолженность за период свыше 3 лет, то вполне можете обращаться в суд за признанием иска неправомерным. Основание для этого – такое понятие, как срок давности. По закону взыскать долги с гражданина за неуплату услуг ЖКХ можно только за 3 года. Судебная практика такова, что чаще всего происходит отмена иска компании, суд остается на стороне должника.

Приказ есть приказ

С 2016 года в процедуре взыскания появилось новшество: теперь возвращение долгов можно проводить в приказном порядке, а точнее, по судебному приказу. Основанием для него является непогашение долгов в течение трех месяцев и сумма долга менее 500 тысяч рублей.

Суть процедуры в том, что суд принимает решение без участия истца и ответчика, то есть заочно. Делает он это в течение 5 дней с момента, как было подано заявление. Но действенной такая мера будет только в том случае, если ответчик согласен с решением. Он вправе высказать возражение и обжаловать решение в течение 10 дней с момента получения копии. После этого процесс в суде может идти обычным порядком.

Все по справедливости

Ситуации в жизни бывают разные. К сожалению, семьи распадаются, кто-то из собственников переезжает в другую квартиру, с одним из родителей остаются несовершеннолетние дети. Возникает вопрос: кто в этом случае должен оплачивать услуги? Справедливо ли, если все обязанности лягут только на одного человека?

Конечно же, нет. Оплачивать услуги надо, и платить придется в полном объеме, если ваш бывший супруг сделает вид, что его хата с краю, вернее, в другом месте. Но следует знать, что вы имеете право подать регрессный иск на вторую половину. Надо просто собрать необходимый пакет документов и написать заявление в суд.

Если одним из собственников является несовершеннолетний ребенок, который, по понятным причинам, до 18 лет оплачивать услуги не может и не обязан, то оплата его доли делится между родителями. И если нерадивый родитель, стремясь соблюсти закон, считает, что вправе оплачивать только свою долю, регрессный иск заставит его взглянуть на ситуацию по-другому.

За рамками этой статьи остался вопрос о выселении жильца за долги. Скажем так: выселить можно, но трудно. Важно помнить, что для выселения долг за услуги должен копиться в течение шести месяцев и больше, при этом никакие средства за этот период на оплату не поступали.

Нюансов в затронутой нами теме много. Судебная практика разнообразна и требует изучения. Если вас заинтересовала эта статья, мы будем рады услышать ваше мнение – заходите на сайт, оставляйте комментарии.

Судебная практика по взысканию задолженности по коммунальным платежам

Когда разрешение спора мирным путём становится невозможным, он передаётся на рассмотрение судебных инстанций.

Большинство предприятий, предоставляющих коммунальные услуги в России, являются коммунальными или государственными, а потому споры с ними практически всегда заканчиваются в суде.

Доверенности должностных лиц таких предприятий не предусматривают полномочий по заключению мировых соглашений, или частичного прощения задолженности, что сводит претензионную работу юриста-коммунальщика к банальной рассылке требований по оплате долга.

По этим причинам судебная практика взыскания задолженности по коммунальным платежам имеет ключевое значение при ведении претензионно-исковой работы в данном направлении.

Обязанность по оплате услуг ЖКХ

Спор об обязательности оплаты услуг ЖКХ начался ещё в 90-х, и продолжается поныне.

Действующее законодательство (статья 153 ЖК РФ) определяет:

  • обязательность вступления собственников или съёмщиков жилья в договорные отношения с организациями и предприятиями, предоставляющими такие услуги;
  • определяет исчерпывающий перечень услуг, относящихся к коммунальным.

Коммунальные услуги – это:

  • жилищные услуги, в которые входят содержание придомовой территории, вывоз бытовых отходов и т.д.;
  • холодное и горячее водоснабжение;
  • электроснабжение;
  • газоснабжение;
  • теплоснабжение.

Если вспомнить былые советские времена, то к коммунальным услугам также было принято относить оплату услуг стационарной телефонной связи и радиоточки. Но современная Россия уже не предоставляет операторам электросвязи такого статуса.

Согласно ГК РФ владелец собственности обязан содержать её должным образом, чтобы не причинить вред окружающим и государству.

Для этого государством разработаны всяческие правила регулирующие порядок эксплуатации того или иного имущества, в том числе и жилой недвижимости.

Отказ владельца или съёмщика жилья от оплаты коммунальных услуги или от предоставления таких услуг в целом может нанести вред соседям.

Например, если владелец квартиры в многоквартирном доме отключится от услуг отопления, в зимний период может привести к образованию конденсата на стенах и потолке соседей, что непременно приведёт к порче их имущества.

Поэтому обязанность пользоваться услугами ЖКХ вполне правомерна и чётко определена законом.

Как проверить правильность начисления коммунальных платежей? Смотрите тут.

Законодательство

Основными законами регулирующим предоставления коммунальных услуг населению является Жилищный и Гражданский Кодексы.

Порядок предоставления коммунальных услуг по каждому их виду устанавливаются соответствующим Постановлением Правительства, например, N 354 «Правила предоставления коммунальных услуг…».

Электроэнергия поставляется гражданам на основании специального закона «Об электроэнергетике». А права потребителей коммунальных услуг защищает закон «О защите прав потребителей».

Долгом за коммунальные услуги считается задолженность по оплате за каждую конкретную коммунальную услугу более, чем за 3 месяца.

Именно такая задолженность даёт основания коммунальщикам для применения методов досудебного и судебного взыскания такой задолженности.

По мере роста долга полномочия коммунальщиков расширяются, вплоть до выселения (на основании статьи 90 ЖК РФ) или даже лишения права собственности на жильё.

На практике же последний метод реализовать практически невозможно.

Ответственность за неуплату

Коммунальные услуги предоставляются на основании гражданского договора, а потому ответственность за неуплату коммунальных платежей является нарушением условий гражданского договора, и тянет за собой гражданскую ответственность на общих основаниях.

Так за неуплату коммунальных платежей могут насчитать пеню и штрафы в соответствии с условиями договора или в установленных законом пределах. Могут прекратить поставку коммунальных услуг.

Данная тема тоже является спорной, в части права одного коммунальщика прекращать предоставления услуг за долг, которое по техническим причинам тянет за собой прекращение предоставление услуг другого предприятия-коммунальщика, по счетам которого у должника всё оплачено.

Например, нередки случаи, когда управитель дома за неуплату жилищных услуг прекращает электроснабжение в квартире, в то время как за электроснабжение долга нет.

На этот счёт есть определённая судебная практика.

Гражданская ответственность жильца перед коммунальщиками ничем не ограничена, поэтому жилец отвечает всем своим имуществом:

  1. Если жилец является не собственником, а арендатором жилья у частного лица, то он отвечает в пределах договора аренды, либо полностью, если он фактически проживает в арендуемом жилье.
  2. Совместные собственники жилья отвечают по коммунальным долгам пропорционально своим долям в имуществе.
  3. Между собственниками может быть установлено и другое распределение ответственности.

Члены семьи владельца или квартиросъёмщика также несут ответственность за неуплату коммунальных платежей.

Обращение в суд

Дела о взыскании задолженности по коммунальным услугам рассматриваются судами общей юрисдикции в порядке гражданско-процессуального производства.

Перед тем как обратится в суд, кредитор-коммунальщик обязан направить должнику уведомление с требованием оплатить задолженность, с указанием её размера и срока погашения.

Коммунальщики имеют право обращаться в суд с требованием взыскать задолженность, размер который превышает оплату за три месяца по каждой конкретной коммунальной услуге.

Если задолженность собственника жилья превышает пять процентов её рыночной стоимости, по закону коммунальщик имеет право требовать взыскать квартиру в счёт оплаты долга.

Но на практике таких взысканий не происходит, так как коммунальщики сталкиваются со строгим запретом гражданско-процессуального законодательства на взыскание единственного жилья должника.

Исключением является только жильё, находящееся в ипотеке, для удовлетворения требований ипотекодержателя.

Срок исковой давности

Для подобных судебных дел устанавливает общая исковая давность в три года. Но дебиторская задолженность по счетам плательщиков коммунальных услуг остаётся, хотя и может быть списана коммунальщиком как безнадёжная.

В то же время выставление коммунальщиком претензии на полную сумму долга, и её добровольное выполнение плательщиком коммунальных услуг не будет считаться безосновательным перечислением денежных средств.

Судебная практика по задолженности по коммунальным платежам

Суды России придерживаются обобщённой позиции об обязательности уплаты коммунальных услуг. Каждый просроченный платёж рассматривается судами как отдельный предмет взыскания со своими сроками исковой давности, а также расчётом пени, штрафов и прочих гражданских санкций.

Пеня на коммунальные услуги не может превышать 1/300 ставки Центробанка на день совершения оплаты.

В то же время существует судебная практика отказов в удовлетворении подобных исков.

Если жилец не зарегистрирован по месту предоставления коммунальных услуг, не является его собственником или арендатором, обязательство доказать факт его проживания полностью ложится на коммунальщика.

Недостаточность или отсутствие таких доказательств является распространённой причиной отказа в удовлетворении иска.

Когда должник уже после подачи иска, но до принятия решения по сути добровольно погашает задолженность полностью или частично – суд может отказать в удовлетворении иска коммунальщика на основании несоответствия заявленного расчёта исковых требований реальной дебиторской задолженности жильца.

Что же касается неявки жильцов-ответчиков на судебные заседания, это не мешает:

  • рассмотрению подобных дел;
  • последующему взысканию задолженности.

Где получить справку об отсутствии задолженности по коммунальным платежам? Читайте здесь.

Могут ли выселить из приватизированной квартиры за долги по квартплате? Подробности в этой статье.

Взыскание долга

После удовлетворения иска и набирания законной силы решения суда, на его основании выдаётся исполнительный лист.

Этот исполнительный лист представляется судебным приставам для принудительно выполнения решения.

Долги по коммунальным платежам взыскиваются исполнителями в общем порядке. Взыскание может быть наложено на:

  • часть зарплаты и пенсии;
  • всё имущество должника, кроме утверждённого перечня имущества, на которое не может быть наложено взыскание;
  • банковские счета и т.д.

На видео о взыскании долга

Взыскание задолженности за услуги ЖКХ сегодня и завтра

Задолженность россиян за услуги жилищно-коммунального хозяйства (далее — ЖКХ) имеет серьезные масштабы. Так, по данным Минрегиона России, долг предприятий ЖКХ только за потребленные энергоресурсы по состоянию на 1 апреля 2013 года составил 136,5 млрд руб., а рост задолженности за минувший год составил 28%.

По данным коллекторского агентства «Национальная служба взыскания», по итогам первого полугодия 2013 года общий объем задолженности за ресурсы и услуги ЖКХ в России оценивается в 736 млрд руб. При этом задолженность населения (без учета долга управляющих компаний перед поставщиками) составляет порядка 146 млрд руб.

Новый порядок расчета платежа за потребленные услуги ЖКХ, в соответствии с которым услуги, потребляемые в процессе использования общедомового имущества, оплачиваются отдельно от услуг, предоставляемых в квартире (постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»), также не смог существенным образом повлиять на рост задолженности по оплате коммунальных услуг.

В связи с этим управляющие компании вынуждены воздействовать на недобросовестных жильцов, используя при этом различные методы.

Какие возможности по взысканию задолженности существуют у управляющих организаций?

В борьбе с должниками управляющие компании и товарищества собственников жилья прибегают к разнообразным способам, среди которых следующие.

Читайте так же:  Фнс заявление земельный налог

1. Размещение списка должников на доске объявлений. Такая мера призвана оказать психологическое влияние на неплательщиков, но не всегда оказывается действенной. Иногда списки задолжавших за коммунальные услуги граждан публикуются также в местных СМИ. Судебной практике уже известны случаи ошибочного включения фамилий добросовестных плательщиков в эти списки, что послужило основанием для публикации опровержения и возмещения морального вреда (см., например, решение Назаровского городского суда Красноярского края от 17 сентября 2012 г. по делу № 2-43/12).

2. Начисление неустойки. В соответствии с ч. 14, ч. 14.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ), жильцы, несвоевременно и (или) не полностью оплатившие предоставленные коммунальные услуги, должны уплатить пеню в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки. При этом установление большего размера этой пени в договоре между снабжающей и управляющей организациями не допускается (постановление Президиума ВАС РФ от 24 июля 2012 г. № 3993/12, постановление ФФАС ЦО от 24 апреля 2013 г. № Ф10-895/13 по делу № А36-5292/2012).

Нетрудно посчитать, что при действующей ставке рефинансирования в размере 8,25% в год гражданин, имеющий долг по услугам ЖКХ в размере 10 тыс. руб., ежемесячно будет выплачивать всего 22,6 руб. пени.

3. Ограничение или приостановление оказания коммунальных услуг. Нередко управляющие организации прибегают к такой мере воздействия на должников, как отключение услуг ЖКХ (поквартирное либо всего дома). Должников часто лишают электричества, водоснабжения и даже устанавливают в соответствующем месте стояка заглушку на канализацию.

Вопрос о законности таких действий неоднократно попадал в поле зрения законодателя и судебных органов.

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354) допускают возможность приостановления или отключения коммунальной услуги в отношении квартиры или дома конкретного должника. Размер задолженности при этом должен превышать сумму трехмесячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива ее потребления (независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего прибора учета). Потребителю обязательно должно быть направлено письменное предупреждение о возможности ограничения или прекращения оказания той или иной услуги, а возобновление ее предоставления осуществляется в течение двух дней с момента полного погашения задолженности.

В то же время установлено, что такие действия не должны приводить к нарушению прав и интересов других жильцов многоквартирного дома, полностью выполняющих свои обязательства (раздел XI Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354).

Возможность отключения должника от благ цивилизации в конечном счете упирается в технические особенности инфраструктуры того или иного дома — к примеру, в новых домах лишить водоснабжения только одну квартиру, как правило, проще, чем в многоэтажках советской застройки. Отключить от предоставления той или иной услуги можно и частный дом (апелляционное определение СК по гражданским делам Самарского областного суда от 6 августа 2012 г. по делу № 33-7239/2012).

Из правила о допустимости отключения должников-граждан от предоставления коммунальных услуг есть и исключение — так, теплосетевая организация не вправе прибегнуть к такой мере, даже если у гражданина-потребителя или управляющей многоквартирным домом компании существует задолженность (п. 70 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 8 августа 2012 г. № 808).

Если же жильцы своевременно оплачивают все квитанции, но задолженность была образована по вине управляющей организации, в этом случае последняя обязана по соглашению с энерго- или газоснабжающей организацией обеспечить жильцам подачу топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах (п. 6 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утв. постановлением Правительства РФ от 5 января 1998 г. № 1). Законность этого правила в 2012 году была оспорена газоснабжающей организацией ООО «Газпром Межрегионгаз Владимир» как ограничивающая свободу экономической деятельности, однако ВАС РФ не нашел оснований для признания этой нормы недействующей (решение ВАС РФ от 17 сентября 2012 г. № ВАС-9586/12). При этом суд указал, что инициатива заключения такого соглашения должна исходить именно от организации-потребителя, к сетям которой подключены жильцы.

Добросовестным плательщикам, оказавшимся в подобной ситуации, следует направить письменное заявление к управляющей организации с требованием о возобновлении предоставления услуг ЖКХ. Нелишним будет также и указать на необходимость проведения перерасчета по оплате за тот период, когда коммунальные услуги не оказывались. Если эта мера не привела к желаемому результату, следующим шагом может явиться обращение к контролирующим органам (жилищная инспекция, Роспотребнадзор, прокуратура) либо в суд.

4. Передача задолженности коллекторским агентствам. Случаи заключения договоров с коллекторскими фирмами о взыскании с населения долгов по ЖКХ не так уж многочисленны, но тем не менее встречаются и уже зафиксированы в судебной практике (см., например, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13 августа 2012 г. № 08АП-4820/12, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 января 2012 г. № 13АП-9737/1). При этом в случае доказанности факта наличия долга при обращении коллекторского агентства в суд решение нередко выносится в пользу истца (см., например, кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 16 июня 2011 г. по делу № 33-787/2011).

Вместе с тем, ФАС Восточно-Сибирского округа указал, что возможность внесудебного взыскания с граждан задолженности по услугам ЖКХ следует считать недопустимой и не соответствующей ст. 35 Конституции РФ. Речь шла именно о деятельности коллекторского агентства. Кроме того, суд указал, что внесение гражданами платежей за коммунальные услуги не связано с деятельностью истца (постановление ФАС ВСО от 18 мая 2012 г. № Ф02-1504/12 по делу № А58-3443/2011).

5. Выселение из квартиры. Такая радикальная мера применяется в настоящее время только в отношении нанимателей квартир по договору социального найма и только в судебном порядке (ст. 90 ЖК РФ). Размер задолженности не имеет значения, основанием для выселения является факт неуплаты без уважительных причин платежей за жилое помещение и коммунальные услуги более чем за шесть месяцев.

Пленум Верховного Суда РФ указал, что судом обязательно должен быть выяснен вопрос уважительности причин образования задолженности. Так, к уважительным причинам могут быть отнесены такие обстоятельства, как: длительные задержки зарплаты, потеря работы и невозможность трудоустройства, болезнь нанимателя или членов его семьи, наличие в семье инвалидов, несовершеннолетних детей и т.д. (п. 38 постановления Пленума ВС РФ от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации»). При этом нередко суды, отказывая в выселении, предоставляют должнику срок для расчетов с управляющей организацией (см., например, решение Павлово-Посадского городского суда Московской области от 28 марта 2012 г. по делу № 2-703/2012). Правда, предоставление отсрочки для оплаты признается допустимым не всеми судами (апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 3 октября 2012 г. по делу № 33-8532). Выселение происходит при предоставлении другого жилого помещения по нормам общежития, то есть из расчета не менее шести кв.м. жилой площади на человека.

Вместе с тем, если проживающие в квартире лица проявили сознательность и в течение шести следующих друг за другом месяцев погашали задолженность хотя бы частично, суд может отказать в выселении (решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 8 июля 2010 г. по делу № 2-2311/2010). Минимальный размер такой оплаты для целей определения возможности выселения должника предлагали установить депутаты Мурманской областной Думы в размере 50% и более от суммы задолженности, но эта инициатива была отклонена 1 .

Иногда злостные неплательщики успевают уйти от ответственности. Известен случай, когда жильцы, проживающие в квартире по договору социального найма, не оплачивали коммунальные услуги в течение более чем семи лет. Однако выселить должников на этом основании не удалось, поскольку они оперативно приватизировали эту квартиру (определение Санкт-Петербургского городского суда от 30 января 2013 г. № 33-825).

Сейчас судебная практика по этому вопросу уже сложилась, и случаи выселения по этому основанию нередки, однако в первый год действия ЖК РФ Уполномоченный по правам человека Владимир Лукин охарактеризовал это правило как неконституционное в условиях роста цен, задержек зарплаты и высокого уровня безработицы (доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2005 год).

Какие пути обеспечения погашения долга за коммунальные услуги могут появиться в ближайшее время?

Необходимость в более эффективном механизме взыскания задолженности с граждан в сфере ЖКХ послужила толчком к разработке новых предложений в этой области.

Так, в апреле 2013 года Минрегион России разместил на своем официальном сайте законопроект, распространяющий возможность обращения взыскания по долгам за жилищно-коммунальные услуг (далее — ЖКУ) на квартиры, находящиеся в частной собственности. Условием применения этой меры должно было стать наличие задолженности по коммунальным услугам и взносам на капитальный ремонт. Предполагалось, что такая мера может быть применима и к единственному для должника и его семьи жилью. Для решения суда об обращении взыскания на жилое помещение сумма долга должна была составить не менее 5% от рыночной стоимости жилья.

Иными словами, собственнику квартиры стоимостью 3 млн руб. достаточно было бы задолжать за услуги ЖКХ сумму в размере 150 тыс. руб. По расчетам Общественной палаты РФ 2 , средняя стоимость услуг ЖКХ в июле 2013 года составила 3862 руб. в месяц (в год — 46 344 руб.). Несложно подсчитать, что минимальный размер задолженности образуется, если не платить за коммунальные услуги в течение около трех лет.

Инициатива вызвала серьезный общественный резонанс, после чего Минрегион России разместил отрицательный отзыв на этот законопроект, указав, что разработан он был не самим министерством, а НП «ЖКХ Развитие». Впоследствии текст документа был удален с официального сайта Минрегиона России.

Надо отметить, что сегодня обратить взыскание на квартиру, находящуюся в собственности и являющуюся единственным пригодным для проживания помещением, сегодня практически невозможно — это не позволяет сделать процессуальное законодательство (ст. 446 ГПК РФ). Единственным исключением, появившемся в конце декабря 2004 года, является случай, когда жилое помещение является предметом ипотеки (Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 194-ФЗ «О внесении изменений в статью 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации»).

Впрочем, законопроект депутатов фракции «Справедливая Россия» в случае его реализации, возможно, позволит оставить квартиру в пользовании задолжавшего банку гражданина) 3 . Авторы законопроекта предлагают предоставить государственным и муниципальным органам право выкупать заложенные по ипотечным кредитам квартиры с согласия банка. Основанием для это будет служить заявление собственника-залогодателя, оказавшегося в трудной жизненной ситуации. Определение трудной жизненной ситуации также закрепляется, под этим термином понимается «ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность собственника-залогодателя: инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, малообеспеченность, безработица и тому подобное, которую он не может преодолеть самостоятельно». В результате квартира принимается на баланс и учитывается как государственная (муниципальная) собственность, а бывший собственник и его семья продолжают проживать в ней, но уже на правах социального найма. Кроме того, он сохраняет право преимущественного выкупа этой квартиры («обратный выкуп»).

При изучении этого законопроекта возникает очень много вопросов. За чей счет будет произведена независимая оценка стоимости жилья, на основе которой определяется выкупная цена? Что значат в определении трудной жизненной ситуации слова «не может преодолеть самостоятельно» и кто это будет устанавливать? Наконец, возможно ли возложить на бюджеты такую нагрузку? Кроме того, такое правило способно создать основу для массовых злоупотреблений правом со стороны собственников. Самое же интересное заключается в том, что законопроект не содержит запрета на приватизацию такого жилья бывшим собственником после перехода права собственности к государству.

Читайте так же:  Роспотребнадзор полномочия в сфере жкх

Проблема обращения взыскания на единственное жилье, являющееся предметом ипотеки, обсуждается уже давно. Правительство РФ еще в 2000 году подчеркнуло необходимость создания правового механизма обеспечения жильем заемщика и его семьи в случае обращения взыскания на заложенное жилое помещение. В качестве гарантии жилищных прав этих лиц было предложено создать специализированный фонд временного жилья (постановление Правительства РФ от 11 января 2000 г. № 28 «О мерах по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации»).

Цитата

Александр Козлов, эксперт Комиссии Общественной палаты РФ по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике:

«Нужно посмотреть на объективные причины коммунальной задолженности. Просроченные долги населения за коммунальные услуги приводят к зеркальной задолженности управляющих организаций перед поставщиками. Такие долги накапливаются и в конечном итоге могут привести к банкротству компаний. Поэтому должны заработать понятные механизмы взыскания задолженности с населения за неоплаченные жилищно-коммунальные услуги. Принцип «добросовестный сосед платит за недобросовестного соседа» должен перестать существовать. Предложенная инициатива Минрегиона России позволит не допустить ситуацию с автоматическим списанием долга, после совершения сделки с квартирой-должником. А сейчас очень много случаев, когда управляющая организация узнает об отчуждении жилых помещений «с долгами» и лишается возможности взыскания задолженности с нового собственника»

Среди предложений по обеспечению погашения задолженности по ЖКУ можно выделить также инициативу Минрегиона России о наложении обременения на квартиры в виде запрета их продажи для жильцов, имеющих задолженность по оплате ЖКУ, выдвинутую в начале августа 2013 года. Долг по коммунальным услугам должен превышать их стоимость за шесть месяцев, факт наличия задолженности будет устанавливаться судом, а в качестве основания для обращения к судебному приставу-исполнителю за наложением обременения будет выступать неисполнение собственником требований по погашению задолженности, содержащихся в выданном на основании решения суда исполнительном листе.

Опрос посетителей нашего портала на тему «Как вы относитесь к предложению Минрегиона России о запрете совершения сделок с жилыми помещениями, собственники которых имеют задолженность по оплате услуг ЖКХ?» показал, что мнения по этому поводу разделились почти поровну. 48% опрошенных высказались за реализацию этой инициативы, отметив, что прочие жильцы не должны нести бремя оплаты долгов недобросовестных собственников квартир. 42% респондентов не поддержали эту идею, указав на то, что как раз после продажи квартиры у должника возникают средства, чтобы погасить жилищно-коммунальную задолженность. Еще 10% посетителей затруднились с ответом, а некоторые из них выдвинули предложение установить минимальный порог задолженности, при которой может быть наложено подобное ограничение.

Распределение ответов показывает, что инициатива Минрегиона России сопряжена с некоторым конфликтом интересов. С одной стороны, задолженность в сфере ЖКХ достаточно велика, и стремление законодателя найти новые пути для обеспечения ее погашения вполне понятно. С другой стороны, при реализации этой меры возникает риск ущемления прав как собственника, так и потенциального приобретателя квартиры.

Только ли недобросовестные жильцы виноваты в образовавшейся задолженности?

Однако сумма в платежке может расти за счет увеличения иных тарифов — к примеру, платы за содержание жилья. Так, только за первые два месяца текущего года максимальный рост тарифов на коммунальные услуги в некоторых регионах (Мурманская область и Республика Алтай) достиг рекордного значения в 225% 4 .

С 1 января 2012 года утратила силу правовая норма, закреплявшая правило об установлении регионами максимальных индексов возможного изменения платы граждан за услуги ЖКХ для каждого муниципального образования (ч. 1-7 ст. 6 Федерального закона от 26 декабря 2005 г. № 184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты Российской Федерации»). Президент РФ Владимир Путин потребовал восстановить эту норму как можно быстрее. Соответствующий законопроект об установлении на федеральном уровне такого индекса на долгосрочный период (не менее пяти лет) был внесен на рассмотрение Госдумы в начале июля текущего года 5 .

В случае одобрения законопроекта такое правило вступит в силу с 1 января 2014 года.

Однако, по мнению экспертов, такая мера не решит проблему обеспечения прозрачности формирования тарифов за коммунальные услуги. Эксперт Комиссии Общественной палаты РФ по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике Александр Козлов отмечает, что гораздо более эффективным может стать законодательное закрепление механизмов общественного контроля, которое позволит сбалансировать систему тарифообразования.

К другим инициативам, направленным на снижение бремени граждан по оплате коммунальных услуг, можно отнести следующие:

  • ограничить сумму взыскания за потребленный коммунальный ресурс по показаниям общедомового прибора учета пятью процентами от размера платы по показаниям индивидуальных счетчиков 6 . По мнению авторов законопроекта, это позволит обеспечить заинтересованность управляющих компаний в выяснении причин значительного расхождения показаний общедомовых и индивидуальных приборов и защитить интересы добросовестных плательщиков;
  • предоставить потребителям возможность участвовать в утверждении тарифов на услуги ЖКХ путем формирования советов при ФСТ России, субъектах естественных монополий и региональных энергетических комиссиях;
  • запретить взимать комиссию при оплате коммунальных услуг посредством ФГУП «Почта России» и ОАО «Сбербанк России 7 . Эта идея нашла горячую поддержку среди наших посетителей — за ее реализацию высказались 86% опрошенных, против — всего 5%, а еще 9% респондентов заявили, что уже оплачивают коммунальные услуги без комиссии. Однако, по словам Александра Козлова, нужно понимать, что если комиссию не будут брать при оплате жилищно-коммунальных услуг, она автоматически попадет в структуру тарифа и тем самым приведет к увеличению тарифа на эту составляющую. «Все-таки услуга по сбору платежей за жилищно-коммунальные услуги должна стать конкурентным преимуществом банков и почты. В борьбе за привлечение клиентов они должны пойти на существенное снижение размера процента, либо беспроцентный прием платежей за ЖКУ», — делает вывод эксперт.

На объемы задолженности по оплате коммунальных услуг влияет также и недобросовестность управляющих организаций и товариществ собственников жилья, зачастую произвольно повышающих тарифы, не обеспечивающих надлежащее управление домом и присваивающих деньги жильцов.

На рассмотрении Госдумы находится законопроект об установлении ответственности за нарушение порядка расчета размера платы за услуги ЖКХ 8 .

Административные штрафы за необоснованное определение суммы, подлежащей уплате за коммунальные услуги, предлагается установить в размере от 40 до 50 тыс. руб. для должностных лиц и от 800 тыс. руб. до 1 млн руб. для организаций.

Оригинальное решение этой проблемы было предложено Волгоградской областной Думой. Внесенный ею законопроект предусматривает правило, по которому платежи собственников и нанимателей жилых помещений многоквартирного дома по умолчанию направляются напрямую ресурсоснабжающим организациям, а не управляющим компаниям. По решению общего собрания собственников жилых помещений плата за все или некоторые коммунальные услуги может вноситься управляющим компаниям 9 (напомним, сейчас ст. 155 ЖК РФ закрепляет прямо противоположное правило).

Как поступать в случае, если образовался долг по ЖКУ?

С 1 августа 2013 года начала свою работу «горячая линия» Общественной палаты РФ по платежам за услуги ЖКХ (телефон: 8-800-700-8-800, обращаться можно с 9:00 до 19:00 по московскому времени без выходных, звонок бесплатный). Жители любого региона могут передать информацию о резком повышении тарифов на ту или иную коммунальную услугу. Сведения о нарушениях, поступившие на «горячую линию» в 2012 году, были переданы Генеральной Прокуратуре России и Счетной палате Российской Федерации.

Кроме того, посетители сайта Общественной палаты РФ могут заполнить онлайн-форму обращения, указав суммы в квитанциях, резко отличающиеся друг от друга, и описав возможные причины повышения тарифов.

В первую очередь при выявлении задолженности за коммунальные услуги требуйте проведения взаимной сверки расчетов. Эта мера поможет уточнить размер недоимки и ее происхождение, а иногда способна вообще снять претензии по оплате ЖКУ.

В случае, если долг подтвердился, можно обратиться к управляющей организации с просьбой о заключении соглашения по поэтапному погашению задолженности. Хотя такая мера предусмотрена нормами жилищного законодательства только косвенно (ч. 5 ст. 159, ч. 3 ст. 160 ЖК РФ), многие управляющие организации идут навстречу должникам. При погашении долга рекомендуем в первую очередь оплачивать накопившуюся сумму пени, и лишь затем — основной долг.

Некоторые категории граждан могут получить субсидии на оплату коммунальных услуг в случае, если расходы на ЖКУ превышают максимально допустимую долю расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (ст. 159 ЖК РФ). Сейчас размер такой доли устанавливается регионами самостоятельно. К примеру, в Архангельской области и Камчатском крае субсидия предоставляется, если доля расходов на коммунальные услуги в совокупном доходе семьи превышает 22%, в Амурской области размер этого показателя колеблется от 10% до 22%, а в Калужской области претендовать на частичное покрытие коммунальных расходов могут семьи, направляющие на оплату ЖКУ более 15% или более 19% их дохода (в зависимости от того, превышает ли среднедушевой доход семьи региональный прожиточный минимум). Вместе с тем, на рассмотрении Госдумы находится законопроект, предлагающий установить предельно допустимую долю расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 10% для всей территории России 10 .

Размер субсидии определяется по формуле, в которую включены такие показатели, как размер регионального стандарта стоимости услуг ЖКХ, количество членов семьи заявителя, совокупный доход семьи и размер регионального стандарта максимально допустимой доли расходов на коммунальные услуги. К примеру, проживающий в Архангельской области одинокий пенсионер, пенсия которого равна региональному прожиточному минимуму (8,786 руб.), может рассчитывать на субсидию в размере около 1200 руб.

Нередко полномочия по установлению размера субсидии и ее предоставлению передаются муниципалитетам (Курская область, Иркутская область, Карачаево-Черкесская Республика, Саратовская область, Республика Дагестан и др.).

Некоторые субъекты федерации приняли решение о предоставлении гражданам субсидии в том случае, если рост среднемесячной платы за коммунальные услуги в течение полугода превысит 12% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (Челябинская область). Встречаются и иные региональные выплаты — к примеру, в Томской области жители домов с печным отоплением имеют право на получение ежегодной субсидии на приобретение и доставку твердого топлива.

Узнать о том, полагаются ли вам субсидии, в каком размере они могут быть предоставлены и какие документы необходимо для этого собрать, можно в районных отделах социальной защиты вашего города.

Новости по теме:

Документы по теме:

1 Законопроект размещен на официальном сайте Госдумы за номером 355582-5.
2 С полными результатами мониторинга цен на социально значимые продукты и услуги можно ознакомиться на официальном сайте Общественной палаты Российской Федерации
3 Законопроект размещен на официальном сайте Госдумы за номером 256584-6.
4 Совещание по вопросам ЖКХ (25 февраля 2013 года, г. Москва, Кремль).
5 Текст законопроекта размещен на официальном сайте Госдумы за номером 308873-6.
6 Текст законопроекта размещен на официальном сайте Госдумы за номером 257140-6.
7 Текст законопроекта размещен на официальном сайте Госдумы за номером 320076-6.
8 Текст законопроекта размещен на официальном сайте Госдумы за номером 231281-6.
9 Текст законопроекта размещен на официальном сайте Госдумы за номером 173562-6.
10 Текст законопроекта размещен на официальном сайте Госдумы за номером 189120-6.