Оглавление:

Документация для переоформления лицензии по обращению с отходами

Вопрос:

Какие документы необходимы для переоформления лицензии по обращению с отходами? Раньше лицензия выдавалась на пять видов деятельности, а сейчас осталось только два: обезвреживание и захоронение отходов. На нашем предприятии не проводились реорганизация и преобразование, и название не менялось.

Ответ:

Согласно п.30 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности.

Предоставленные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, а также такие лицензии, не содержащие перечня работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, по истечении срока их действия подлежат переоформлению в порядке, установленном ст.18 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ, при условии соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к таким видам деятельности. Переоформленные лицензии действуют бессрочно (ч.4 ст.22 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ).

Для переоформления лицензии лицензиат, его правопреемник или иное предусмотренное федеральным законом лицо представляет в лицензирующий орган, предоставивший лицензию, либо направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении (ч.3 ст.18 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ):

— заявление о переоформлении лицензии;

— оригинал действующей лицензии;

— документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за переоформление лицензии.

Перечень лицензионных требований устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу в связи с внесением дополнений в сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности, о выполняемых работах и об оказываемых услугах в составе лицензируемого вида деятельности — 2600 рублей (п.92 ч.1 ст.333_33 НК РФ).

В соответствии с п.6 Положения о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 г. № 255, для подтверждения соблюдения лицензионных требований к заявлению о переоформлении лицензии прикладываются документы:

а) копии документов, подтверждающих наличие у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений (в том числе объектов размещения отходов) и помещений, необходимых для выполнения заявленных работ по новому адресу, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, — сведения об этих зданиях, строениях, сооружениях, помещениях);

б) сведения о наличии у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании оборудования (в том числе специального) и установок, необходимых для осуществления заявленных работ по новому адресу;

в) сведения о наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ;

г) сведения о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов (за исключением объектов, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до вступления в силу Федерального закона от 30.12.2008 г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»);

д) копии документов, подтверждающих наличие у лицензиата юридического лица системы производственного контроля в области обращения с отходами;

е) копии свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами, выданных работникам, заключившим с лицензиатом трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами по новому адресу.

По схожему вопросу Вы можете ознакомиться со следующим судебным решением.

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.01.2013 г. № А56-15227/2012:

Податель жалобы считает, что поскольку срок действия лицензии не истек к моменту вступления в Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ (03.11.2011), то данную лицензию можно рассматривать как действующую бессрочно в соответствии с ч.3 ст.22 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ.

Так же отмечает, что представление каких-либо иных документов, помимо указанных в ч.3 ст.18 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ для переоформления лицензии в связи с изменением наименования лицензируемого вида деятельности Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ не предусмотрено. Указанный в ч.3 ст.18 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ перечень документов является исчерпывающим.

Заявитель указывает, что переоформление лицензии вызвано причинами формального характера (сокращение числа лицензируемых видов деятельности по обращению с отходами) и не может являться основанием для получения новой лицензии.

В судебном заседании представители Департамента возражали против удовлетворения жалобы.

Местом осуществления лицензируемого вида деятельности не может являться город, регион, субъект Российской Федерации или Российская Федерация в целом.

Лицензия имеет приложения, содержащие сведения:

— наименование вида отхода,

— код отхода по федеральному классификационному каталогу отходов,

— класс опасности для окружающей среды,

— виды работ, выполняемые в составе лицензируемого вида деятельности,

— адреса мест осуществления деятельности.

Департамент указал на необходимость устранения следующих выявленных нарушений:

— в заявлении о переоформлении лицензии необходимо указывать сведения о соблюдении лицензиатом лицензионных требований, что является требованием ч.7 ст.18 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ;

— отсутствует документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за переоформление лицензии (госпошлина уплачена в размере 200 рублей, следует уплатить 2600 рублей).

Вывод судов: у Департамента отсутствовали правовые основания для переоформления лицензии.

Переоформление лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению опасных отходов в связи со сменой места осуществления деятельности или перечня выполняемых работ.

Основания полного переоформления лицензии:

  1. Изменение адреса места осуществления деятельности.
  2. Изменение перечня выполняемых работ, оказываемых услуг в рамках осуществляемой деятельности.

Наша юридическая услуга «Переоформление лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности в Москве и Московской области» включает в себя:

  1. Консультации по вопросам переоформления лицензиинаосуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности .
  2. Заключение о полноте пакета документов, необходимых для переоформления лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности.
  3. Оформление заявления и других необходимых документов для переоформления лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности.
  4. Сдача лицензионного пакета в Росприроднадзор.
  5. Представление интересов клиента в необходимых государственных органах, включая Росприроднадзор.
  6. Контроль и продвижение лицензионного пакета клиента в Росприроднадзоре.
  7. Получение лицензиинаосуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности в Москве и Московской области .

Результат переоформления лицензии на опасные отходы в Москве и Московской области:

Документы, необходимые для переоформления лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов в Москве и Московской области:

1. Регистрационные документы:

  • Свидетельство о государственной регистрации в качестве юридического лица;
  • Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
  • Свидетельство о регистрации изменений, в случае смены генерального директора и/или внесения изменений в учредительные документы;
  • Протокол/решение о создании предприятия, о назначении генерального директора.

2. Для работ по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов — копии документов, подтверждающих наличие у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений (в том числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I — IV классов опасности) и помещений, необходимых для выполнения заявленных работ по новому адресу, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, — реквизиты документов, подтверждающих сведения об этих зданиях, строениях, сооружениях, помещениях).

3. Для работ по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов — сведения о наличии у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании оборудования (в том числе специального) и установок, специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, необходимых для выполнения заявленных работ по новому адресу.

4. Сведения о наличии у лицензиата санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами.

5. Для работ по обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности — сведения о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы документации, являющейся объектом государственной экологической экспертизы (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности) в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (за исключением периода со дня вступления в силу Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и до дня вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»);

6. Для работ по обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности — сведения о наличии разрешения на строительство или разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, выданных в период со дня вступления в силу Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и до дня вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

Читайте так же:  Что грозит за побои беларусь

7. Копии свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами I — IV классов опасности, выданных работникам, заключившим с лицензиатом трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами по новому адресу.

9. Документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора.

Действия, необходимые для переоформление лицензии на опасные отходы в Москве и Московской области:

  1. Позвонить, отправить запрос по электронной почте, факсу, сделать он-лайн заказ на сайте, посетить наш офис, т.е. выразить любым удобным и доступным способом свое желание переоформить лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности в Москве и Московской области.
  2. Получить от нас Договор на оказание юридических услуг по переоформлению лицензии.
  3. Ознакомиться с Договором на оказание юридических услуг по переоформлению лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности и подписать Договор.
  4. Предоставить документы, необходимые для переоформления лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности.
  5. Выдать нам доверенность на совершение юридических действий, связанных с получением лицензии.
  6. Оплатить аванс в размере 70 % от стоимости услуг по переоформлени ю лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности .
  7. Получить уведомление о готовности лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности.
  8. Оплатить остаток от стоимости услуг по переоформлению лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности.
  9. Получить у нас переоформленную лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности .

Наши гарантии по переоформлению лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов в Москве и Московской области:

Мы заключаем договор поручения, в котором указываем перечень поручений. Мы вернем Вам деньги в случае нашей виновной ответственности и защитим Вас от требований, которые предъявлены Вам по нашей вине.

Правовая база лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов в Москве и Московской области:

  1. ФЗ РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ.
  2. Постановление Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности» (вместе с «Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности»).
  3. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ.
  4. Кодекс об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

Преимущества сторонних юридических услуг по переоформлению лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов в Москве и Московской области :

Вы можете поставить задачу переоформить лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности юристу, который работает в Вашей организации, но зачастую юристы, работающие в штате компаний, чья основная деятельность не является юридической, являются слишком универсальными специалистами и обладают лишь поверхностными знаниями в области лицензирования, в связи с этим, для того, чтобы они смогли получить для Вас лицензию им будет необходимо углубиться в изучение законодательства в области лицензирования, это займет у них значительную часть времени, в течение которого, они не смогут выполнять свою основную ежедневную работу, по юридическому обслуживанию компании. Конечно, Ваши юристы смогут изучить законодательство в области лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности путем проб и ошибок получить для Вас лицензию, но на это уйдет много времени, материальных и моральных ресурсов.

Обратившись к нам, Вы получаете услуги высококвалифицированных профильных специалистов в области лицензирования, которые могут гарантировать юридически грамотное исполнение всех действий, связанных с получением лицензии и как следствие переоформление лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности в предельно короткие сроки с минимальными затратами сил и времени с Вашей стороны.

Сбор и транспортирование отходов: что теперь делать с лицензией?

С 01.01.2018 термин «сбор отходов» определен как деятельность по приему отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение[1]. При этом ранее сбором отходов также признавалась деятельность по приему отходов в целях их дальнейшего транспортирования.

Итак, с 01.01.2018 прием отходов в целях их дальнейшего транспортирования и передачи хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность по их обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, сбором отходов не является. В связи с этим возникает вопрос: необходимо ли переоформлять лицензии в области обращения с отходами лицам, более не осуществляющим деятельность по сбору отходов в смысле, придаваемом действующей редакцией (от 31.12.2017) ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон № 89-ФЗ)?

Частью 1 ст. 9 Федерального закона № 89-ФЗ закреплено, что лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 31.12.2017; далее — Федеральный закон № 99-ФЗ).

Извлечение
из Федерального закона № 99-ФЗ

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

[…]
2) лицензия[2] — специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа;
[…]

Статья 12. Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии

1. В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности:
[…]
30) деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности;
[…]

Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062 (далее — Положение о лицензировании), установлен исчерпывающий перечень работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, в числе которых, в частности, следующие:

• сбор отходов I класса опасности;

• сбор отходов II класса опасности;

• сбор отходов III класса опасности;

• сбор отходов IV класса опасности.

Таким образом, лицензируемым видом деятельности в области обращения с отходами является деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, а сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов I–IV классов опасности — отдельные виды работ в составе лицензируемого вида деятельности.

Извлечение
из Федерального закона № 99-ФЗ

Статья 18. Порядок переоформления лицензии

1. Лицензия подлежит переоформлению[3] в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
[…]
9. При намерении лицензиата внести изменения в указанный в лицензии перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в заявлении о переоформлении лицензии указываются сведения о работах, об услугах, которые лицензиат намерен выполнять, оказывать, или о работах, об услугах, выполнение, оказание которых лицензиатом прекращаются. […]
[…]

Извлечение
из Положения о лицензировании

[…]
7. При намерении[4] осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, и (или) выполнять новые работы, составляющие лицензируемый вид деятельности, лицензиат направляет в лицензирующий орган заявление о переоформлении лицензии […]
[…]

Как видим, в отличие от Федерального закона № 99-ФЗ Положение о лицензировании обязывает переоформлять лицензию в области обращения с отходами только в случае расширения перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.

Следовательно, в настоящее время Положение о лицензировании не приведено в соответствие с Федеральным законом № 99-ФЗ — вышестоящим по юридической силе нормативным правовым актом, регулирующим лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности.

[1] См. подп. «а» п. 1 ст. 1 Федерального закона от 31.12.2017 № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 503-ФЗ).

О новом порядке лицензирования деятельности по обращению с отходами I–IV классов опасности

6 февраля на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения http://regulation.gov.ru/ был представлен текст проекта Постановления Правительства РФ «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности»[1] (далее — Проект).

Часть положений, касающихся лицензирования в области обращения с отходами, не изменилась в сравнении с Положением о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 № 255 (в ред. от 24.03.2014; далее — Положение-2012), но некоторые из них претерпели изменения. Рассмотрим их подробнее, разбив на тематические блоки.

1. Лицензионные требования при осуществлении деятельности в области обращения с отходами.

Положение-2012

Проект

3. Лицензионными требованиями при осуществлении деятельности в области обращения с отходами являются:

а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений (в том числе объектов размещения отходов) и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям;

б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) оборудования (в том числе специального) и установок, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям;

в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) — индивидуального предпринимателя и у работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами;

г) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) — юридического лица должностного лица, ответственного за допуск работников к работе с отходами;

д) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) — юридического лица системы производственного контроля в области обращения с отходами;

е) проведение лицензиатом мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду в соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»;

Читайте так же:  50 тысяч пенсия

ж) рекуперация веществ, разрушающих озоновый слой, из отходов перед их захоронением в объектах размещения отходов производства и потребления в соответствии с пунктом 2 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

3. Лицензионными требованиями осуществления деятельности в области обращения с отходами являются:

а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений (в том числе объектов размещения отходов) и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям;

б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) оборудования (в том числе специального) и установок, в том числе передвижных мобильных установок, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям;

в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям;

г) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) — индивидуального предпринимателя и у работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами;

д) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) — юридического лица должностного лица, ответственного за допуск работников к работе с отходами;

е) проведение лицензиатом мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду в соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»;

ж) проведение лицензиатом рекуперации веществ, разрушающих озоновый слой, из отходов перед их захоронением в объектах размещения отходов производства и потребления в соответствии с пунктом 2 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды»;

з) наличие объекта размещения отходов, на котором лицензиатом осуществляется деятельность в области обращения с отходами, в государственном реестре объектов размещения отходов.

Таким образом, Проектом предусмотрены новые лицензионные требования к соискателям лицензии (лицензиатам) — наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств и включение объекта размещения отходов (далее — ОРО), на котором лицензиат осуществляет (планирует осуществлять) деятельность по обращению с отходами, в государственный реестр объектов размещения отходов (далее — ГРОРО). Данные требования вводятся в связи с изменениями в правовом регулировании в области обращения с отходами — внесением изменений в федеральные законы от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон № 89-ФЗ) и от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Федеральный закон № 99-ФЗ) (возврат транспортировки отходов в перечень лицензируемых видов деятельности с 1 июля 2015 г.[2]) и вступлением в силу с 1 августа 2014 г. Приказа Минприроды России от 30.09.2011 № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов» (введение ГРОРО[3]).

В то же время из перечня лицензионных требований было исключено требование о наличии у соискателя лицензии (лицензиата) системы производственного контроля в области обращения с отходами. Однако в соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона № 89-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. Производственный контроль в области обращения с отходами является составной частью производственного экологического контроля (далее — ПЭК), осуществляемого в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды.

Так, согласно п. 2 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 24.11.2014) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий[4], разрабатывают и утверждают программу ПЭК, осуществляют ПЭК в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления ПЭК. Следовательно, ведение производственного контроля является обязательным требованием практически для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением хозяйствующих субъектов IV категории, представляющих собой микропредприятия).

2. Грубые нарушения лицензионных требований.

Положение-2012

Проект

4. Грубым нарушением лицензионных требований является невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами «а»–«в», «е» и «ж» пункта 3 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

4. Грубым нарушением лицензионных требований является невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами «а»–«г» и «ж» пункта 3 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также:

а) допуск к деятельности в области обращения с отходами лиц, не имеющих профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I–IV класса опасности;

б) реализация объекта, используемого для размещения и (или) обезвреживания отходов I–V классов опасности с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Таким образом, в перечень грубых нарушений лицензионных требований Проектом предлагается дополнительно включить отсутствие у лицензиата специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, допуск к деятельности в области обращения с отходами лиц без профессиональной подготовки, а также реализацию объекта для размещения и (или) обезвреживания отходов с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы (далее — ГЭЭ). В то же время из указанного перечня исключено проведение лицензиатом мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях ОРО и в пределах их воздействия на окружающую среду.

Отметим, что отсутствие ОРО, на котором лицензиатом осуществляется деятельность в области обращения с отходами, в ГРОРО предлагается не считать грубым нарушением лицензионных требований[6].

Что касается профессиональной подготовки лиц, допущенных к обращению с отходами, то с 1 июля 2015 г. ст. 15 «Требования к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с отходами I–IV класса опасности» Федерального закона № 89-ФЗ будет дополнена п. 3 следующего содержания: «Порядок профессиональной подготовки лиц, допущенных к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, и требования к ее осуществлению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды».

В соответствии с Положением-2012 для получения лицензии (подп. «е» п. 5) и при намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, и (или) выполнять новые работы, составляющие лицензируемый вид деятельности (подп. «г» п. 6), соискатель лицензии (лицензиат) должен направить или представить в лицензирующий орган заявление с приложением, в частности, сведений о наличии у него положительного заключения ГЭЭ проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов. Исключение составляют объекты, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до вступления в силу Федерального закона от 30.12.2008 № 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 309-ФЗ). Проектом же данное исключение не предусмотрено.

3. Получение лицензии.

Положение-2012

Проект

5. Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган в соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» заявление о предоставлении лицензии, к которому прилагаются следующие документы:

а) копии учредительных документов юридического лица, засвидетельствованные в нотариальном порядке;

б) перечень заявленных для выполнения работ в области обращения с отходами (с указанием наименования, класса опасности и кода отхода согласно федеральному классификационному каталогу отходов);

в) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений (в том числе объектов размещения отходов) и помещений, необходимых для выполнения заявленных работ, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, — сведения об этих зданиях, строениях, сооружениях, помещениях);

г) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании оборудования (в том числе специального) и установок, необходимых для выполнения заявленных работ;

д) сведения о наличии у соискателя лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ;

е) сведения о наличии у соискателя лицензии положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов (за исключением объектов, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»);

ж) копии свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами, выданных соискателю лицензии — индивидуальному предпринимателю и работникам, указанным в подпункте «в» пункта 3 настоящего Положения;

з) копия документа, подтверждающего наличие в штате соискателя лицензии — юридического лица должностного лица, ответственного за допуск работников к работе с отходами;

и) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии — юридического лица системы производственного контроля в области обращения с отходами;

к) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за предоставление лицензии;

л) опись прилагаемых документов.

5. Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление, оформленное в соответствии с частями 1 и 2 статьи 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также следующие документы (копии документов) и сведения:

а) перечень конкретных видов отходов, содержащий их наименования, классы опасности и коды согласно федеральному классификационному каталогу отходов, а также перечень работ, составляющих деятельность в области обращения с отходами, которые соответствуют наименованиям конкретных видов отходов;

б) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений (в том числе объектов размещения отходов) и помещений, необходимых для выполнения заявленных работ, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, — реквизиты документов, подтверждающих сведения об этих зданиях, строениях, сооружениях, помещениях);

в) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании оборудования (в том числе специального) и установок, в том числе передвижных мобильных установок, необходимых для выполнения заявленных работ;

г) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям;

Читайте так же:  В каком случае можно расторгнуть договор купли продажи автомобиля

д) реквизиты санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами;

е) реквизиты положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I–V классов опасности, в том числе проектной документации на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I–V классов опасности;

ж) копии свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами, выданных соискателю лицензии — индивидуальному предпринимателю и работникам, указанным в подпункте «г» пункта 3 настоящего Положения;

з) копия документа, подтверждающего наличие в штате соискателя лицензии — юридического лица должностного лица, ответственного за допуск работников к работе с отходами;

и) сведения о включении объекта размещения отходов, на котором соискателем лицензии планируется осуществлять деятельность в области обращения с отходами, в государственный реестр объектов размещения отходов.

Таким образом, Проектом предлагается исключить из перечня представляемых соискателем лицензии документов:

  • копии учредительных документов юридического лица, засвидетельствованные в нотариальном порядке;
  • копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии — юридического лица системы производственного контроля в области обращения с отходами[7];
  • документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за предоставление лицензии[8].

Как уже отмечалось ранее, в Проекте было убрано послабление для объектов, введенных в эксплуатацию до вступления в силу Федерального закона № 309-ФЗ, в части представления сведений о наличии положительного заключения ГЭЭ проектной документации.

В связи с тем, что Проектом предусмотрены новые лицензионные требования к получателям лицензии (наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств и включение ОРО, на котором лицензиат осуществляет (планирует осуществлять) деятельность по обращению с отходами, в ГРОРО), соискатель лицензии должен представить соответствующие сведения о соблюдении данных требований.

4. Переоформление лицензии.

Положение-2012

Проект

6. При намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, и (или) выполнять новые работы, составляющие лицензируемый вид деятельности, лицензиат направляет в лицензирующий орган заявление о переоформлении лицензии, в котором указываются этот адрес и (или) сведения о новых работах в области обращения с отходами, которые лицензиат намерен выполнять (наименование, класс опасности и код отхода согласно федеральному классификационному каталогу отходов), а также:

а) копии документов, подтверждающих наличие у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений (в том числе объектов размещения отходов) и помещений, необходимых для выполнения заявленных работ по новому адресу, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, — сведения об этих зданиях, строениях, сооружениях, помещениях);

б) сведения о наличии у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании оборудования (в том числе специального) и установок, необходимых для осуществления заявленных работ по новому адресу;

в) сведения о наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ;

г) сведения о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов (за исключением объектов, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»);

д) копии документов, подтверждающих наличие у лицензиата — юридического лица системы производственного контроля в области обращения с отходами;

е) копии свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами, выданных работникам, заключившим с лицензиатом трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами по новому адресу.

6. При намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, и (или) выполнять новые работы, составляющие лицензируемый вид деятельности, лицензиат направляет в лицензирующий орган заявление о переоформлении лицензии, в котором указываются этот адрес и (или) сведения о новых работах в области обращения с отходами, которые лицензиат намерен выполнять (наименование, класс опасности и код отхода согласно федеральному классификационному каталогу отходов), а также:

а) копии документов, подтверждающих наличие у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений (в том числе объектов размещения отходов) и помещений, необходимых для выполнения заявленных работ по новому адресу, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, — реквизиты документов, подтверждающих сведения об этих зданиях, строениях, сооружениях, помещениях);

б) сведения о наличии у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании оборудования (в том числе специального) и установок, в том числе передвижных мобильных установок, специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, необходимых для осуществления заявленных работ по новому адресу;

в) сведения о наличии у лицензиата санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами;

г) сведения о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I–V классов опасности, в том числе проектной документации на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I–V классов опасности;

д) копии свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами, выданных работникам, заключившим с лицензиатом трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами по новому адресу;

е) сведения о включении объекта размещения отходов, на котором лицензиатом планируется осуществлять деятельность в области обращения с отходами, в государственный реестр объектов размещения отходов.

Как мы видим, требования к перечню документов, представляемых лицензиатом для переоформления лицензии, претерпели аналогичные перечисленным в предыдущем пункте изменения.

5. Проверка сведений, представляемых соискателем лицензии (лицензиатом), и сроки рассмотрения документов.

Положения, касающиеся контроля за представляемыми соискателями лицензии (лицензиатами) сведениями и сроков рассмотрения документов, остались без изменений и соответствуют требованиям Федерального закона № 99-ФЗ.

Лицензионный контроль осуществляется на основании:

  • Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 31.12.2014), в соответствии с ч. 2 ст. 9 которого плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в 3 года;
  • Федерального закона № 99-ФЗ, согласно ст. 19 которого в отношении соискателя лицензии, представившего заявление о предоставлении лицензии, или лицензиата, представившего заявление о переоформлении лицензии, лицензирующим органом проводятся внеплановые проверки без согласования в установленном порядке с органом прокуратуры.

Плановая проверка лицензиата проводится в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок, разработанным в установленном порядке и утвержденным лицензирующим органом (через год после дня принятия решения о предоставлении лицензии или переоформлении лицензии, через 3 года после дня окончания последней плановой проверки лицензиата).

Внеплановая выездная проверка лицензиата проводится по следующим основаниям:

1) истечение срока исполнения лицензиатом ранее выданного лицензирующим органом предписания об устранении выявленного нарушения лицензионных требований;

2) поступление в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований;

3) истечение срока, на который было приостановлено действие;

4) наличие ходатайства лицензиата о проведении лицензирующим органом внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания лицензирующего органа;

5) наличие приказа (распоряжения), изданного лицензирующим органом в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ

В соответствии с п. 4 Проекта данный документ вступает в силу с 1 июля 2015 г. Однако согласно п. 3 ст. 23 Федерального закона № 458-ФЗ лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, выданные до вступления в силу данного Федерального закона, действуют до 30 июня 2015 г. Таким образом, 1 июля 2015 г. все организации, занимающиеся сбором, транспортированием, обработкой, утилизацией, обезвреживанием и размещением отходов I–IV классов опасности, останутся без лицензий!

Переходный период законодательными актами не предусмотрен. В то же время его отсутствие грозит всем без исключения юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям штрафами при проведении природоохранных проверок органами Росприроднадзора.

[2] См. Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 458-ФЗ).

Подробнее об изменениях в области обращения с отходами, предусмотренных данным Федеральным законом, см.: Прохоров И.О. Обращение с отходами: новая терминология и новые концепции // Справочник эколога. 2015. № 2. С. 8–24 (http://www.profiz.ru/eco/2_2015/458-FZ/).

[3] Подробнее о ведении ГРОРО см.:

Вихровская А.П. Отсутствие объекта размещения отходов в ГРОРО // Справочник эколога. 2014. № 11. С. 12–18 (http://www.profiz.ru/eco/11_2014/GRORO/);

Ламихова М. Включение объектов размещения отходов в ГРОРО: комментарии и рекомендации // Справочник эколога. 2015. № 3. С. 46–53.

[4] На момент подписания номера в печать критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к категориям в зависимости от уровня такого воздействия не были определены. В настоящее время подготовлен проект Постановления Правительства РФ «Об установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» (http://www.mnr.gov.ru/regulatory/detail.php?ID=138905).

[5] Подробнее о новых Методических указаниях см.: Прохоров И.О. Новые Методические указания по разработке ПНООЛР: комментарии и размышления // Справочник эколога. 2014. № 12. С. 9–25 (http://www.profiz.ru/eco/12_2014/Metod_ukaz/).

[6] Информацию о том, включен ли полигон в ГРОРО, можно найти на сайте Росприроднадзора в подразделе «Государственный реестр объектов размещения отходов» http://rpn.gov.ru/node/853, расположенном в разделе «Кадастр отходов».

[7] Еще раз отметим, что в соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона № 89-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, который является составной частью ПЭК. Программу ПЭК разрабатывают и утверждают юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий.

[8] В связи с тем, что в заявлении указываются реквизиты документа, подтверждающего факт уплаты государственной пошлины за предоставление лицензии, либо иные сведения, подтверждающие факт уплаты указанной государственной пошлины, то проверка факта уплаты будет производиться территориальными органами Росприроднадзора.

Е.А. Нельзикова, инженер-эколог ЗАО «Арсенал-2»