Заявка на ввоз-вывоз товара

От Арендатора __________________

Этаж ______ помещение_________
Заявка на ввоз-вывоз товаров

и оборудования № __________

Прошу Вас разрешить

«_____» _______________ 20___

число месяц год

с _____:_____ до ____:_____

Для этого прошу разрешить

воспользоваться путём № ____ согласно схеме.

Арендатор _____________ /____________________/

Администратору ТРК «SEVEN»

От Арендатора __________________

Этаж ______ помещение_________
Заявка на ввоз-вывоз товаров

и оборудования № __________

Прошу Вас разрешить

«_____» _______________ 20___

число месяц год

с _____:_____ до ____:_____

Для этого прошу разрешить

воспользоваться путём № ____ согласно схеме.

Арендатор _____________ /____________________/

Ввоз технологического оборудования в Россию

Дата выхода: 15.04.2014

Для успешной организации производственной деятельности необходимо иметь представление о важных ограничениях и возможностях, связанных с реализацией ввоза технологического оборудования в Россию.

Анна Афанасьева, партнер международной юридической фирмы BEITEN BURKHARDT, рассказывает об основных особенностях таможенного и налогового регулирования при осуществлении данного проекта, требующего серьезной проработки всей относящейся к нему документации.

Анна Афанасьева

Партнер международной юридической фирмы BEITEN BURKHARDT

При проведении бизнес-операций, связанных с таможенными процедурами, нужно учитывать, прежде всего, общие условия, установленные законодательством Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана. В частности, говоря о процедуре ввоза (импорта), нужно учитывать, в первую очередь, порядок осуществления таможенного оформления: порядок предоставления сведений о ввозимом товаре таможенному органу; заявление так называемой таможенной процедуры уполномоченным лицом – декларантом; обязательность уплаты установленных законодательством платежей.

Следует обратить внимание на то, что иностранные компании могут декларировать грузы в ограниченном количестве случаев, как правило, для собственных нужд, либо при наличии льгот у дипломатических представительств, консульских учреждений, иных официальных представительств иностранных государств, международных организаций и их персонала. Подробно этот вопрос регламентирован статьей 186 Таможенного кодекса Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана (ТК ТС).

Поэтому в отношении технологического оборудования для производственных целей речь может идти преимущественно о его ввозе российскими юридическими лицами, вне зависимости от формы и степени участия иностранного капитала. Законодатель не дифференцирует возможность получения льгот, в зависимости от того, является ли предприятие стопроцентно российским, стопроцентно предприятием с иностранными инвестициями или совместным предприятием.

Можно сказать, что на протяжении нескольких последних лет ввоз технологического оборудования находится в зоне наибольшего благоприятствования, которое выражается в возможности получения установленных в законодательстве льгот и преференций.

Эти преференции в основном связаны с освобождением от уплаты таможенных пошлин (для очень многих видов технологического оборудования установлены нулевые или 5% ставки ввозных таможенных пошлин) и освобождением от уплаты налога на добавленную стоимость (18%) в отношении оборудования, аналоги которого не производятся в России − по специальному перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.

Есть вероятность, что, в связи с вступлением России в ВТО, таможенные платежи при ввозе технологического оборудования после 2018 г. сократятся не только в отношении специального оборудования, которое в настоящий момент не имеет аналогов, производимых в РФ, но и в отношении иных видов оборудования.

Еще одну позитивную тенденцию можно выделить в целом в отношении оборудования, применяемого в научно-технологических исследованиях и разработках. Поддержка этого направления, вероятно, тоже будет интенсифицироваться в ближайшее время для того, чтобы обеспечить создание научно-исследовательских и опытно-конструкторских центров, о которых, в частности, упоминается в совместном Приказе Минэкономразвития, Минпромэнерго, Минфина РФ № 73/81/58н от 15.04.2005. Согласно этому Приказу, утвержден порядок, определяющий понятие «Промышленная сборка» для производства моторных транспортных средств товарных позиций 8701-8705 ТН ВЭД, их узлов и агрегатов.

Заключение договоров

Как посредством контрактной документации гарантировать сторонам качественное оборудование и возможность гарантийной замены его частей в случае возникновения непредвиденной ситуации?

Такая возможность полностью допускается действующим российским законодательством и законодательством Таможенного союза. Но для ее эффективного использования нужно, чтобы обязательства по гарантийному обслуживанию были обсуждены, проверены с фактической и формальной точек зрения и зафиксированы в контрактной документации, которая будет предъявляться во все необходимые органы (таможенные органы, банки, налоговые органы и пр., если в этом возникнет необходимость).

На какие основные моменты следует обратить внимание? Во-первых, необ-ходимо установить гарантийный срок службы оборудования и его частей.

Во-вторых, указать перечень запасных частей оборудования, которые поставляются с ним в комплекте, а также перечень запасных частей, которые могут быть поставлены в рамках гарантийной замены при возникновении ситуации с нарушением обязательств по качеству в пределах гарантийного срока.

В-третьих, нужно заранее установить, кто именно будет отвечать за проведение гарантийного ремонта, и здесь возникают первые трудности: иностранный поставщик не сможет самостоятельно оказать услуги российскому покупателю оборудования, если он не будет зарегистрирован в качестве налогоплательщика в России (при этом не обязательно, что он должен платить налог на прибыль в РФ), если у него не будет в штате персонала, имеющего право работы в России (миграционный аспект), а кроме того, для некоторых отдельных видов монтажа и пусконаладки может потребоваться специальное разрешение, так называемый допуск саморегулируемой организации (СРО).

Конечно, в принципе, выполнить такие условия возможно, но это потребует определенного времени и материальных расходов. В некоторых случаях, особенно если речь идет о разовой замене, проще найти существующего российского партнера, который фактически осуществит требуемый гарантийный ремонт под удаленным руководством иностранного поставщика.

Указание в контракте гарантийных обязательств и перечня запасных частей и деталей, поставляемых для замены вышедших из строя, позволяет не только сэкономить время на поставку, но и использовать таможенные преференции и льготы, установленные для комплектующих технологического оборудования и его запасных частей.

Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос разделения поставки от выполнения монтажных и пуско-наладочных работ. Оснований, почему это необходимо разделять, − несколько.

Прежде всего, необходима четкая определенность и порядок проведения работ, оказания услуг, результаты которых также должны быть зафиксированы в письменной форме не только для целей контрактных взаимоотношений сторон, но и с точки зрения финансового и валютного аспекта.

Кроме того, налогообложение работ и услуг имеет свои особенности: если монтажные и пуско-наладочные работы осуществляются в отношении оборудования, находящегося в России, то они будут облагаться российским налогом на добавленную стоимость. При этом российская сторона будет выступать так называемым налоговым агентом, который будет вынужден исчислить и удержать российский налог по расчетной ставке 18/118 при перечислении де-нежных сумм иностранному партнеру, выполняющему монтажные, пуско-наладочные или шеф-монтажные (шеф-консультационные) работы и услуги.

Что произойдет, если сумма по договору поставки будет указана без выделения дополнительных работ, услуг? В этом случае отвечать, скорее всего, придется российской стороне, которая принимала результаты таких работ, услуг. Налоговый орган может усмотреть в этом безвозмездную передачу результатов работ, услуг и попытаться определить их стоимость расчетным путем.

Помимо затрат на издержки разбирательства с налоговыми инспекторами, российскому покупателю еще будут угрожать пени и штраф за неуплату налога, а кроме того, если при таможенном оформлении подлежали уплате таможенные платежи, они будут рассчитываться, исходя из общей суммы контракта, то есть будут выше, чем могли бы быть, если бы стороны разделяли виды своих контрактных отношений и их стоимость.

Классификационное решение

При ввозе оборудования могут возникать вопросы, связанные с классификацией под определенным таможенным кодом, в отношении которого предусмотрена преференциальная ставка ввозной пошлины. Кроме того, определенные риски возникают в связи с возможностью переклассификации оборудования таможенным органом в случае ввоза оборудования на территорию России по частям, то есть в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, ввоз или вывоз которого предполагается различными товарными партиями в течение определенного периода (многокомпонентный товар).

Избежать указанных рисков может помочь получение классификационных решений, выдаваемых Федеральной таможенной службой (ФТС) Российской Федерации в отношении конкретных видов оборудования по заявлению импортера.

Механизм получения предварительного классификационного решения (для исключения риска классификации оборудования под другим кодом товарной номенклатуры) и классификационного решения в отношении многокомпонентного товара (для обеспечения ввоза технологической линии по частям) обобщенно можно представить в виде следующей последовательности действий.

Импортерам необходимо обратиться в уполномоченный таможенный орган. Для предварительных классификационных решений – это Управление товарной номенклатуры ФТС России, расположенное в Москве, по группе товаров 84 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) — региональные таможенные управления по группам товаров 01-26 и 28-97 ТН ВЭД ТС, а также Центральная энергетическая таможня по группе товаров 27 ТН ВЭД ТС. Для классификационных решений в отношении многокомпонентных товаров обратиться можно только в Управление товарной номенклатуры ФТС России.

Читайте так же:  Льготы учителям по ипотеке

Законодательством установлены определенные требования к форме и содержанию заявления. К заявлению прилагаются необходимые материалы: фотографии, рисунки, чертежи, паспорта изделий, пробы и образцы товаров, перечень компонентов товара (в виде таблицы) с указанием компонентов, их количества и кодов ТН ВЭД ТС, технические описания товара и отдельных компонентов и другие документы.

На следующем этапе идет рассмотрение документов и информации таможенным органом. По общему правилу классификационное решение принимается в течение 90 календарных дней с момента поступления заявления в соответствующий таможенный орган. В случае запроса таможенным органом дополнительной информации срок принятия предварительного решения приостанавливается на период предоставления заявителем запрошенной дополнительной информации.

При принятии решения таможенный орган обязан учесть имеющиеся в электронных базах ранее выданные решения о классификации (в рамках РФ, Таможенного союза, ВТО), опубликованные и обязательные к применению решения и разъяснения ФТС России по классификации отдельных видов товаров, равно как и принять во внимание предоставленные заявителем документы, в том числе заключения экспертных организаций.

Решения о классификации многокомпонентных товаров действуют в течение определенного срока (до одного года с момента ввоза первой партии товара).

При наличии объективных причин, препятствующих соблюдению срока действия решения, указанный срок может быть продлен по заявлению импортера, но не более чем до трех лет.

В случае же прекращения действия решения о классификации до окончания ввоза всех компонентов все ввезенные компоненты должны быть задекларированы как самостоятельные товары с соответствующей уплатой всех применимых пошлин и налогов.

В отличие от классификационного решения для многокомпонентных товаров, предварительное решение действует по общему правилу в течение трех лет со дня его принятия. При наличии определенных оснований оно может быть изменено (если заявителем представлены недостоверные данные), отозвано, либо его действие прекращено, если ФТС допустила ошибки при принятии решения или изменились официальные рекомендации и методология самой ФТС.

Корректировка таможенной стоимости

Нередко возникают ситуации, когда таможенные органы отказывают в принятии заявленной декларантом таможенной стоимости товара. В чем причина таких отказов и как их избежать?

Согласно статье 68 ТК ТС, решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров.

Принятое таможенным органом решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров должно содержать обоснование и срок его исполнения. Таким образом, решение должно быть именно обоснованным с точки зрения указания иной оценки оборудования.

В каждом конкретном случае необходимо учитывать все обстоятельства рассматриваемого дела. Следует принимать во внимание, что таможенные и налоговые органы в пределах своей компетенции наделены правом контроля. При наличии оснований и необходимых документов необоснованная корректировка цены может быть обжалована декларантом, в том числе в судебном порядке.

Наиболее часто оспариваемым методом корректировки таможенной стоимости является так называемый «резервный» метод определения таможенной стоимости (Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза»).

Такой метод допускает большую гибкость в применении иных установленных законодательством методов и применяется только, если невозможно применение всех иных методов. Достаточно часто декларантам удается доказать свою правоту, если они предусмотрительно предоставляли при таможенном оформлении все документы, подтверждающие заявленную ими таможенную стоимость.

Например, в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.12.2013 № ВАС-19307/13 по делу № А56-5198/2013 подтвердился вывод о том, что в ходе таможенного оформления общество представило все имеющиеся у него в силу делового оборота документы, которые подтверждают заявленную таможенную стоимость по первому методу таможенной оценки.

Самостоятельная корректировка декларантом таможенной стоимости ввозимого товара не препятствует декларанту в реализации права на оспаривание решения таможни о корректировке таможенной стоимости и права требовать возврата излишне уплаченных таможенных платежей.

Действующее законодательство не устанавливает запретов и ограничений на предъявление требований о возврате излишне уплаченных таможенных платежей даже при условии, что платежи декларантом уплачивались добровольно (Постановление Президиума ВАС РФ от 5 марта 2013 г. № 13328/12 (ratio deci- dendi)).

В Постановлении Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 № 96 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза» арбитражным судам даны разъяснения по отдельным вопросам определения таможенной стоимости ввозимых товаров.

Освобождение от уплаты таможенной пошлины

Немаловажным фактором в процессе организации ввоза оборудования является возможность сократить расходы по уплате таможенных пошлин и оптимизации налогообложения.

Льготы по уплате таможенной пошлины, прежде всего, могут быть непосредственно зафиксированы в Таможенном тарифе Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана.

При необходимости в Таможенный тариф возможно внести изменения, но это представляет собой довольно долгую бюрократическую процедуру (продолжительностью около одного года), которая сопряжена с необходимостью подготовки всесторонних обоснований для такого изменения и согласования с уполномоченными ведомствами государств − участников ТС, а также Евразийской экономической комиссии.

В Решении № 130 Комиссии Таможенного Союза от 27.11.2009 законодатель предусматривает две дополнительные возможности для освобождения от уплаты таможенной пошлины.

Во-первых, освобождение от уплаты таможенной пошлины ввозимого технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, а также сырья и материалов осуществляется при соблюдении следующих условий: они не производятся в странах − членах Таможенного союза, и (или) производимые в странах Таможенного союза сырье (материалы) не соответствуют техническим признакам реализуемого инвестиционного проекта.

При этом Евразийская экономическая комиссия устанавливает: перечень инвестиционных проектов; перечень ввозимого технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к ним, сырья и материалов, в частности, с указанием их признаков (свойств); процедуру контроля за целевым использованием технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к ним, сырья и материалов. До сих пор эти важные документы не приняты.

Во-вторых, освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины имущественного вклада в уставный капитал дочернего общества (Постановление Правительства РФ № 883 от 23.07.1996) осуществляется при соблюдении следующих условий: ввозимые товары относятся к основным производственным фондам; не являются подакцизными; их ввоз происходит в течение сроков, установленных в учредительных документах.

Кроме того, из положений Таможенного кодекса Таможенного союза следует, что при предоставлении такой льготы не допускается отчуждение ввезенных товаров в течение как минимум пять лет со дня их условного выпуска на территории России.

К сожалению, применение описанного механизма на практике ограничено тем, что таможенный орган вправе крайне жестко контролировать условия предоставления льготы. В то же время таможенные органы вправе, при наличии определенных Федеральным законом от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» оснований, потребовать обеспечения уплаты таможенных платежей, то есть уплаты денежных средств (депозита), предоставления банковской гарантии или поручительства, залога имущества.

Освобождение от уплаты НДС

Статьей 150 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что не подлежит налогообложению ввоз на территорию РФ технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в России, по перечню, утверждаемому Правительством РФ.

Такой перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 30.04.2009 № 372 и неоднократно изменялся. Последняя редакция Перечня была принята 04.09.2013 г.

Перечень содержит указание на код товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и наименование оборудования.

Наибольшее количество позиций в Перечне занимает оборудование 84 товарной группы (реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части), также в нем указаны отдельные позиции товарных групп 85 (электрические машины и оборудование, их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности), 89 (суда, лодки и плавучие конструкции) и 90 (инструменты и аппараты оптические, фотографические, кинематографические, измерительные, контрольные, прецизионные, медицинские или хирургические; их части и принадлежности).

Таким образом, импортер, в качестве первого шага при анализе возможных преференций для конкретного оборудования, может проверить, внесено ли технологическое оборудование в Перечень. Если такого оборудования в Перечне не содержится, то, при определенных условиях, Перечень может быть дополнен.

Главными предпосылками для изменения Перечня и включения в него новых видов технологического оборудования являются: отсутствие российских аналогов и возможностей для производства такого вида технологического оборудования в России, новизна и инновационный характер оборудования, необходимость стимулирования ввоза такого оборудования для повышения показателей хозяйственной деятельности российских предприятий.

Читайте так же:  Нотариус пушкин сахаров

Все необходимые материалы и обращение с просьбой о дополнении Перечня заявитель может представить в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, которое является координирующим органом и в рамках своей компетенции осуществляет анализ представленных документов, взаимодействие с другими ведомствами, а также разрабатывает проекты нормативных документов.

С момента обращения заявителя до момента официальной публикации изменений в Перечень может пройти несколько месяцев, конечно же, при условии принятия положительного решения уполномоченными органами. Тем не менее, этот механизм позволяет существенно сэкономить ресурсы инвестора на этапе импорта, что особенно актуально для крупных производственных проектов.

Право на получение льгот должно быть подтверждено наличием соответствующих документов. Кроме того, в ряде случаев возникают неоднозначные ситуации с классификацией ввозимых товаров, при этом декларантом может быть применен механизм получения классификационных решений, описанный ранее.

В случае, если применение льготы по налогу на добавленную стоимость не представляется возможным, уплаченный декларантом при ввозе на территорию России налог может быть принят к вычету при одновременном соблюдении следующих условий, установленных статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации: принятие оборудования к учету и использование его для производства продукции, облагаемой НДС.

Следует обратить внимание на то, что если оборудование не используется в деятельности, облагаемой НДС, это может являться основанием для предъявления к налогоплательщику претензий со стороны налоговых инспекторов.

Если компании хотят воспользоваться льготами, необходимо подготовить все требуемые для этого законодательством документы. В практике нашей компании много успешных случаев получения и реализации льгот по уплате таможенных платежей, а также использованию классификационных решений.

Ввоз товаров из Белоруссии и Казахстана-2017: полное руководство для бухгалтера

Таможенный союз

Таможенный союз ЕАЭС — форма торгово-экономической интеграции государств — членов Союза, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле не применяются таможенные пошлины (иные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие), меры нетарифного регулирования, на территории действуют Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза и единые меры регулирования внешней торговли товарами с третьей стороной.

Иными словами, страны объединены в единую таможенную территорию Таможенного Союза.

В рамках Таможенного Союза функционирует внутренний рынок товаров, осуществляется единое таможенное регулирование, осуществляется свободное перемещение товаров между территориями государств-членов без применения таможенного декларирования и государственного контроля (транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, карантинного фитосанитарного) (ст. 25 договора о ЕАЭС).

Обложение НДС товаров из Белоруссии и Казахстана

Вместе с тем, обложение НДС при перемещении товаров, работ и услуг между территориями государств-участников договора не исчезло, но преобразовано в другую форму.

Это касается НДС при ввозе товаров из Белоруссии. По правилам приложения №18 к договору о ЕАЭС суммы НДС, уплаченные (зачтенные) по товарам, импортированным на территорию одного государства-члена с территории другого государства-члена, подлежат вычетам (зачетам) в порядке, предусмотренном законодательством государства-члена, на территорию которого импортированы товары.

Импортный НДС уплачивается налогоплательщиком и администрируется налоговым органом одного государства: того, на территорию которого импортирован товар. Это позволяет его встроить в единую цепочку уплаты НДС до конечного потребителя. А налогоплательщику реализовать свои праве на применение налоговых вычетов, в том числе по НДС, уплаченному при импорте товаров с территории других государств-участников договора о ЕАЭС. При этом приоритетом при исчислении НДС обладает не внутреннее налоговое законодательство государств-участников ЕАЭС, а сам договор о ЕАЭС.

Плательщиком НДС при вывозе товаров из Белоруссии в Россию признается российский импортер. При этом, не имеет значение место постановки на учет поставщика товаров и вид договора. Например, приведенное правило действует:

  • Если Белорусский поставщик поставляет товары Российскому, и право собственности на товар переходит к Российскому покупателю на территории Белоруссии, или на территории России;
  • Если Белорусский поставщик реализует товары через комиссионера, агента, или поверенного Российскому покупателю;
  • Если Белорусский поставщик реализует товары Российскому, а отгрузка совершается из Казахстана в Россию;
  • Если товары импортируются по договору российского покупателя с иностранным поставщиком (государства не участника ЕАЭС), а отгрузка производится с территории Белоруссии в Россию.

Во всех перечисленных случаях, по правилам пункта 13 Приложения №18 к договору о ЕАЭС, плательщиком НДС при импорте в Россию неизменно будет собственник товара-российский импортер, и взимание НДС вправе осуществить только Российский налоговый орган.

Итак, при ввозе товаров из Белоруссии российский импортер обязан уплатить ввозной НДС, причем независимо от того, на территории какой страны они были произведены (об этом свидетельствует письмо Минфина РФ от 08.09.2010 № 03-07-08/260). Исключений ни для кого не делается: в данном случае налогоплательщики платят НДС независимо от выбранной системы налогообложения.

Однако существует перечень товаров, освобожденных от импортного НДС. Прежде всего, это список, приведенный в статье 150 НК РФ и изданном в соответствии с ней постановлении Правительства РФ от 30.04.2009 № 372. Применяется и освобождение по ст. 149 НК РФ.

Уплата НДС и подача налоговой декларации при импорте между государствами ЕАЭС взаимосвязаны и имеют особенности.

Сроки, ставки, цены

При определении стоимости товаров договор о ЕАЭС использует сходный со статьей 40 НК РФ подход по определению цены – для налогообложения используется цена указанная сторонами в договоре, пока не доказано иное, считается, что цена является рыночной.

Важно помнить! Российские налоговые органы отработали процедуры доказывания занижения цены в сделках, в том числе через недобросовестных контрагентов, эффективно устанавливают факты взаимозависимости между участниками сделок и могут определить налоговую базу по НДС как рыночную стоимость товара и доначислить организации-импортеру НДС, пени и штраф.

Импорт товаров из Белоруссии в Россию облагается НДС по общим правилам для импорта товаров между странами-участниками договора о ЕАЭС, учитывая правила договора о законодательстве «земли» импортера.

Суммы НДС при импорте товаров исчисляются импортером по налоговым ставкам НДС, установленным в государстве, куда осуществлен импорт.

При поставках товаров из Белоруссии в Россию российский импортер для исчисления НДС применяет налоговые ставки, установленные статьей 164 НК: 10 и 18 %. Пониженная 10-процентная ставка предусмотрена для товаров, входящих в специальные перечни, устанавливаемые Правительством РФ. В частности, для продтоваров и детской продукции такие перечни утверждены постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 № 908. Ввозная продукция, для которой льгот не установлено, облагается по ставке 18%.

На практике нередки ситуации, когда НДС при импорте из указанных республик уплачивается в одном квартале, а отметку налоговиков на заявлении импортер получает в следующем. По мнению чиновников, в этом случае НДС берется к вычету только после того, как будет проставлена соответствующая отметка (письмо Минфина РФ от 02 июля 2015 г. № 03-07-13/1/38180).

Однако судьи в таких ситуациях часто принимают сторону налогоплательщиков, заявляющих вычет в периоде фактической уплаты НДС в бюджет, без ожидания отметки контролеров (постановление ФАС Московского округа от 25.07.2011 № КА-А41/7408–11). Однако если вам спорить с налоговой не хочется, то целесообразнее все же отметки дождаться.

Что нужно знать бухгалтеру о декларациях

Налоговый кодекс РФ устанавливает обязанность налогоплательщиков НДС предоставить налоговую декларацию за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. И уплатить сумму НДС — за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом.

В договоре о ЕАЭС –и сроки уплаты и подачи налоговой декларации исчисляются совершенно по иному:

  • Уплата НДС при импорте – не позже 20-го числа, месяца, следующего за месяцем принятия импортированных товаров к учету.
  • Подача декларации – аналогично уплате — не позже 20-го числа, месяца, следующего за месяцем принятия импортированных товаров к учету.

Уплатить НДС необходимо до подачи налоговой декларации, поскольку выписка об уплате должны быть приложена к налоговой декларации.

Интересно! За неуплату, неполную уплату сумм НДС при импорте товаров, или несвоевременную уплату, в договоре о ЕАЭС не установлена ответственность, аналогичная штрафу за неуплату налога по статье 122 НК РФ. В то же время, при уплате НДС по импорту с просрочкой, налогоплательщик обязан уплатить пени. При выявлении просрочек налоговым органом, он вправе взыскать недоимку и пени.

Особенности оформления документов

Форма декларации утверждена приказом Минфина РФ от 07.07.2010 № 69н. Она заполняется за месяц, в котором ввезенные ТМЦ были отражены в учете. При этом если факт импорта отсутствовал, то декларацию по ставке 0% составлять нет необходимости — это следует из пункта 1 порядка заполнения декларации, утвержденного приказом Минфина РФ от 07.07.2010 № 69н.

Направляется данная декларация в инспекцию не позднее 20 числа месяца, следующего за тем, в котором активы были отражены в учете. Если в компании за прошлый год числится 100 и менее работников, декларацию можно сдать в бумажном варианте. Следует помнить, что обязательная электронная форма предусмотрена только для обычных (квартальных) деклараций по НДС. Об этом говорят и сами налоговики (письмо УФНС РФ по г. Москве от 11 марта 2014 года № 16–15/021948).

Читайте так же:  Заявление о признание малоимущими

В случае ввоза безакцизных товаров данные отражаются только на титульном листе и в разделе 1, а сумма импортного налога, которая будет уплачена в бюджет, указывается в строке 030 раздела 1.

Документация, подтверждающая импорт

1. Выписки из банка в качестве подтверждения уплаты ввозного НДС (естественно, если налоговики приняли решение о зачете переплаты, то она будет не нужна). Если же говорить о том, как с этим моментом дело обстоит на практике, то банковской выписке налоговики предпочитают копии платежек с банковской отметкой и печатью.

2. Договора поставки импортных товаров, заключенного с белорусским контрагентом. Если же ТМЦ поставлялись через посредника, необходимо приложить соответствующий посреднический договор, а также информационное сообщение со сведениями о поставщике.

3. Транспортных и сопроводительных бумаг.

5. Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Оно сдается в бумажном варианте (в 4 экземплярах), а также в электронном виде (его формат утвержден приказом ФНС РФ от 19.11.2014 № ММВ-7-6/[email protected]).

Заявление о ввозе при импорте из Республики Беларусь

Инспекторы рассматривают заявление в течение 10 рабочих дней. Что касается экземпляров, то один из них остается у контролеров, а остальные возвращаются компании-импортеру с проставленной отметкой об уплате налога. Из них один документ останется у самой компании, а 2 других передаются белорусскому поставщику, чтобы он смог подтвердить нулевую ставку по экспорту на своей территории.

НДС при безвозмездной передаче

Налоги. НДС при безвозмездной передаче оборудования в рамках таможенного союза

По проекту Договора № 77 безвозмездной передачи оборудования предлагаем:

1) Пункт 1.6 договора изложить в следующей редакции: «Общая стоимость оборудования составляет 47126 (Сорок семь тысяч сто двадцать шесть) рублей Российской Федерации, в том числе:

сенсоры скорости коррозии ССК — цена Х 30 шт. = . руб.,

тестер ССК — цена х 1 шт. = . руб.

При вывозе оборудования с территории Российской Федерации Передающая сторона для целей налогообложения применяет налоговую ставку по налогу на добавленную стоимость (НДС) в размере «0» процентов.

2) В раздел 2 «ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН» включить пункт 2.1.1 в новой редакции: За свой счет осуществить доставку оборудования;

Пункт 2.1.1 проекта договора считать п. 2.1.2;

Пункт 2.1.2 проекта договора считать п. 2.1.3. В п. 2.1.3 после слов «относящиеся к оборудованию» продолжить . (технический паспорт, сертификат соответствия, товарная накладная, транспортный (перевозочный) документ транспортной компании, международная транспортная накладная (CMR) и др.) .

3) Раздел 4 «ПЕРЕДАЧА ОБОРУДОВАНИЯ» изменить на «ДАТА ПОСТАВКИ И ПЕРЕДАЧИ ОБОРУДОВАНИЯ»:

Необходимо внести дополнение в договор:

Добавить пункт 4.2 следующего содержания: Датой поставки считается дата прибытия оборудования на склад Принимающей стороны (Грузополучателя), находящегося по адресу: Республика Белорусь, г. Брест. Принимающая сторона факт получения груза подтверждает подписью и печатью в товарной накладной и в международной транспортной накладной (CMR) .

1. К договору нужно приложить доверенность главного инженера Боровенко В.В.

2. При заключении договора с транспортной компанией на перевозку оборудования решить вопрос по оформлению международной транспортной накладной (CMR). Если транспортная компания откажется оформить CMR, то её нужно будет оформить самостоятельно (вес брутто и количество мест заполняется по данным транспортной компании). В товарно-транспортной накладной (Типовая межотраслевая форма № 1-Т) или в транспортной накладной, применяемой перевозчиком и в CMR необходимо обязательно сделать ссылку на договор № 77 безвозмездной передачи оборудования.

3. Паспорт сделки оформлять не нужно, т.к. он оформляется при экспорте товаров стоимостью 50000 американских долларов и выше.

Безвозмездная передача оборудования в целях налогообложения приравнивается к реализации на экспорт (пункт 1 статьи 39 НК РФ).

При экспорте товаров в Республику Беларусь и Республику Казахстан по НДС применяется нулевая ставка, а подакцизные товары освобождаются от налогообложения. Чтобы подтвердить обоснованность применения нулевой ставки по НДС и освобождения от уплаты акцизов, в налоговые органы в течение 180 дней с момента реализации на экспорт товара представляются следующие документы:

1) договоры (контракты), на основании которых осуществляется экспорт товаров, договоры (контракты) лизинга, договоры (контракты) товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей), договоры (контракты) на изготовление товаров, договоры (контракты) на переработку давальческого сырья;

2) выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет налогоплательщика-экспортера, если иное не предусмотрено законодательством государства — члена Таможенного союза;

Примечание: При безвозмездной передаче оборудования — выручка отсутствует и соответственно выписка не предоставляется.

3) заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Заявление составляется по форме, которая содержится в Приложении 1 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов от 11.12.2009 (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.01.2011 N 40 (ред. от 26.05.2011) «Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС»). На заявлении должна быть отметка налогового органа государства — члена Таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств). При этом по усмотрению налоговых органов государств — членов Таможенного союза подается оригинал или копия указанного заявления;

Примечание: Заявление оформляется если ваше оборудование содержится в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, утвержденной Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 (ред. от 23.12.2014). Информацию о порядке оформления и подачи данного заявления содержится также на официальном сайте ГТК России — www.customs.ru

4) транспортные (товаросопроводительные) документы, подтверждающие перемещение товаров с территории Российской Федерации на территорию государства — члена Таможенного союза;

5) иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов, предусмотренные законодательством государства — члена Таможенного союза, с территории которого экспортированы товары.

Все документы налогоплательщик обязан подать в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров. В противном случае ему придется в порядке, установленном гл. 21 и 22 Кодекса, уплатить в бюджет суммы НДС и акцизов, начисленные за тот налоговый период, в котором товар был отгружен (передан). За тот же период нужно будет подать и уточненные декларации.

Если указанные документы представлены по истечении 180 дней с момента отгрузки (передачи) товаров, но не позднее трех лет со дня возникновения обязательства по уплате НДС и акцизов, уплаченные суммы НДС и акцизов подлежат возврату. При этом суммы пеней и штрафов, начисленные и уплаченные за нарушение сроков уплаты косвенных налогов, возврату не подлежат.

Когда во взаимоотношениях с членами Таможенного союза имеет место экспорт в виде обратной реализации (например, возврат российским покупателем импортированного товара продавцу по причине его нереализации), для подтверждения нулевой ставки допускается представление следующих документов:

— основного договора, на основании которого был осуществлен ввоз товара;

— дополнительного соглашения к договору, где предусматривается возврат товара в связи с его нереализацией, если такого условия нет в договоре.

В таких случаях эти документы приравниваются к договору, на основании которого осуществляется экспорт товаров. Такие разъяснения дала ФНС России в своем Письме от 18.09.2014 N ГД-4-3/[email protected]

Раздельный учет сумм «входного» НДС

В том случае, когда предприятие осуществляет операции по реализации товаров не только на внешнем, но и на внутреннем рынке, перед ним стоит задача определить, какие суммы «входного» НДС ставятся к вычету в особом порядке, а какие — в общеустановленном. В силу требований п. 10 ст. 165 НК РФ предприятие должно разработать и закрепить в учетной политике для целей налогообложения порядок определения суммы НДС, относящейся к товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для проведения операций по реализации товаров, облагаемых нулевой ставкой налога. Это означает, что предприятие с учетом особенностей своей деятельности должно самостоятельно разработать порядок ведения учета сумм «входного» НДС, относящегося к внутренним операциям и экспортным сделкам, и методику его распределения между видами реализованной продукции для применения вычетов, закрепив их в учетной политике. В противном случае налоговый орган может посчитать, что налогоплательщик не обосновал правомерность применения льготной налоговой ставки по операциям реализации экспортированных товаров. При таких обстоятельствах судьи встанут на сторону налоговиков (пример — Постановление АС ДВО от 12.08.2014 N Ф03-3129/2014).