Оглавление:

Учебно-методическое пособие по развитию речи (младшая группа) на тему:
Игры для развития речи детей 2 младшей группы

С помощью речи можно разделить окружающий мир на составные части: действия, качества, количества. Это позволит активизировать наблюдательность и мышление ребенка.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

При обследовании детей, поступающих в дошкольное учреждение, наблюдается различное речевое развитие. Условно их можно разделить на три группы:1. Дети, у которых речь совсем отсутствует.2. Дети, которы.

Данная презентация может быть использована на родительском собрании, консультации. Рекомендованы игры для развития речи детей раннего возраста.

В данной консультации представлена подборка дидактических игр для развития воспрития мелодики и развития вопросительного речевого темпа речи дошкольников.

Материал составлен с учетом основных направлений речевого развития и предназначен для формирования и закрепления навыков практического словообразования, звукопроизношения, развития связной речи и обще.

План самообразования воспитателя 2 младшей группы «Развитие речи детей с использованием пальсиковых игр и упражнений&quot.

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения — одна из главных. Эта общая задача состоит из р.

Отчёт по самообразованию во 2 младшей группе с использованием пальчиковых игр и упрвжнений.

Многофункциональные пособия для развивающих дидактических игр с детьми младшей группы (2-4 года) «Умный малыш»

Серия авторских дидактических развивающих игр
«Умный малыш»
для детей 2-4 лет (1 младшая группа, 2 младшая группа).


Данные игровые пособия являются многофункциональными. Представляют собой основу, изготовленную из плотной ворсистой ткани, с нашитыми на нее разноцветными пуговицами. К пуговицам прикрепляются различные съемные элементы: «цветы», «шарики», персонажи (термонаклейки, бросовые ненужные игрушки). В процессе игры дети их отстегивают (пристегивают), что позволяет в игровой форме совершенствовать умение застегивать и расстегивать пуговицы, молнии. Обогащается тактильный опыт ребенка, развивается мелкая моторика, речь. Дидактические пособия иллюстрируют понятия «форма», «цвет», «размер», помогают усвоить пространственные отношения «сверху», «снизу», «над», «под», «слева», «справа», знакомят с правилами дорожного движения.
Предназначены для индивидуальной и подгрупповой работы.

«Умный малыш»
для детей 2-4 лет» width=»387″ height=»449″ />


Игровое пособие
«Воздушные шарики»

Дидактическая игра «День рождения»

Цель: Развитие внимания, мелкой моторики, памяти, мышления, речи; социально-коммуникативных навыков.

Задачи: игра помогает ребенку запомнить основные цвета, иллюстрирует понятие «форма»

Ход игры: Необходимо сначала отстегнуть шары, а затем пристегнуть на пуговицу нужного цвета, чтобы цвет шарика и ниточки совпал.

Игровая мотивация:
«У лягушки сегодня день рождения. А как празднуют день рождения? Верно, на день рождения приглашают гостей, готовят угощенье, дарят подарки. Давайте пофантазируем, кого из животных пригласила лягушка к себе на праздник. Правильно, утенка, котенка, щенка (и т. п.). Что же подарили друзья лягушке на день рождения, кто догадался?

Верно, воздушные шарики. Кто скажет (покажет пальчиком), какого они цвета? Формы? Размера? Давайте сосчитаем шарики! Лягушка не удержала шары. Сначала улетел красный шарик. Отстегни красный шарик! Потом улетел синий (желтый, зеленый и т. д.) шарик. Отстегни синий (желтый, зеленый и т. д.) шарик». Таким образом, отстегиваются (улетают) все шары.

«Давайте поможем лягушке вернуть шары! Кто из вас «поймал» шарик? Какого он цвета? Давайте вернем его лягушке, чтобы она не грустила! Цвет шарика и ниточки должен быть одинаковым!»

Все «шары» пристегиваются на свое место, ребенок каждый раз проговаривает название цвета.

Дидактическая игра «Веселый счет»

Цель: Развитие внимания, мелкой моторики, памяти, мышления, речи.

Задачи: формирование навыка прямого и обратного счета в пределах 8, в игровой форме показывает получение каждого следующего числа натурального ряда чисел из предыдущего, их количественный состав.

Ход игры: Необходимо сначала отстегнуть шары, а затем пристегнуть на пуговицу по сценарию игры.

Игровая мотивация: (Шарики отстегнуты от основы).

«Лягушка купила в магазине шарики, но не может их надуть. Поможем ей? Какой шарик ты хочешь надуть первым? Хорошо, давай первым надуем красный шарик. Пристегни его на пуговку. Сколько шариков мы надули? Правильно, один. А как сделать, чтобы шариков стало два? Правильно, пристегнуть еще один шарик. (Пристегиваем шарик на пуговку). Давай сосчитаем, сколько шариков стало? Верно, два. Как сделать, чтобы шариков стало три? Верно, пристегнуть еще один шарик. Сколько шариков стало, сосчитай! Правильно, три». Таким образом пристегивается требуемое количество шаров, в зависимости от возраста ребенка. Аналогично можно действовать в обратном порядке, каждый раз уменьшая количество шаров на один. Для более старшего возраста (6-7 лет) игровое пособие можно использовать для составления и решение простейших задач. Например: «У лягушонка было 8 шариков, 2 улетело. Сколько шариков осталось?

Игровое пособие «Весенняя полянка»

Дидактическая игра «Цветы»


Цель: Развитие внимания, мелкой моторики, памяти, мышления, речи; социально-коммуникативных навыков.

Задачи: игра помогает ребенку запомнить основные цвета, иллюстрирует понятие «форма», «цвет», «время года», закрепить порядковый счет.

Ход игры: Необходимо сначала отстегнуть цветы, а затем пристегнуть на «полянку».

Игровая мотивация: «Какое сейчас время года? Правильно, весна. А вы любите весну? Почему? Мне тоже очень нравится весна, свежая, новая весенняя растительность: травка, листья цветы. Сейчас на нашей полянке тоже распустятся весенние цветы!»

Дети пристегивают цветы на полянку.

Игровое пособие «Светофор»


Данное пособие представляет собой вязаную сюжетную картинку «Бычок переходит дорогу по пешеходному переходу».

Цель: В процессе игры тренируется мелкая моторика, запоминаются цвета, месторасположение и значение сигналов светофора, тем самым закладываются основы безопасного поведения.

Игровая мотивация: «Посмотри, кто пришел к нам в гости? Правильно, бычок. Бычок решил сходить на игровую площадку. Но, чтобы туда попасть, нужно перейти через дорогу. А ты знаешь, как переходить дорогу? Да, только вместе с мамой и по пешеходному переходу на зеленый сигнал светофора. А ты знаешь, что означают сигналы светофора? Давай повторим вместе: «Красный — стой, желтый — внимание, а зеленый – иди!» (Ребенок отстегивает по очереди красный, желтый и зеленый круги от основы).

«А теперь покажи еще раз зеленый «глаз» светофора. Где он расположится? Да, внизу. Теперь давай зажжем желтый глаз. Куда его пристегнем? Верно, над желтым. Какой сигнал остался? Где он расположится? Да, над желтым, сверху. А теперь отстегни сигналы, и попробуй пристегнуть их на свои места сам. А теперь попробуй сделать для бычка пешеходный переход. Молодец!»


Игровое пособие «Умная лягушка»

Цель: Развитие внимания, мелкой моторики, памяти, мышления, речи.

Задачи: игра помогает ребенку запомнить название геометрических фигур, иллюстрирует понятие «форма», «цвет».

Ход игры: Необходимо сначала отстегнуть цветы, а затем пристегнуть на «полянку».

Игровая мотивация: «К нам пришла в гости умная лягушка. Она хочет с вами поиграть. Кто назовет, какие фигуры она принесла? Кто назовет и отстегнет круг? Квадрат? Прямоугольник? Треугольник? Давайте все фигуры сложим лягушке в кармашек!» Дети складывают отстегнутые ранее фигуры в карман на животе лягушки. Затем вынимают по одной, называют ее, и пристегивают на пуговицу. Также лягушка поможет научиться завязывать шнурок на «бантик».

Автор: Глазкова Наталья Вячеславовна
Должность: воспитатель первой категории
Место работы: МДОУ «Детский сад № 121 комбинированного вида»
Месторасположение: город Саранск, Республика Мордовия

Дидактические игровые пособия для центра речевого развития детей второй младшей группы

Ирина Румянцева
Дидактические игровые пособия для центра речевого развития детей второй младшей группы

Речь играет в жизни человека огромную роль. Она служит для общения, передачи информации и опыта, регуляции поведения и деятельности.

Читайте так же:  Кредиторская задолженность в 1с 82

В дошкольном возрасте речевое развитие тесно связано с формированием таких психических процессов, как мышление, внимание, память, воображение, со становлением сознания и формированием личности ребенка.

В связи с этим речевое развитие выделено в отдельную образовательную область в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО, Стандарт).

Маленький ребенок на четвертом году жизни достаточно активно начинает использовать речь для общения. Также происходит интенсивное развитие мелкой моторики рук ребенка. Необходимо систематически контролировать данное направление в развитии ребенка.

Развитие мелкой моторики часто происходит и вне занятий, в свободной деятельности детей. Поэтому необходимо наполнить среду ребенка различными предметами, пособиями, направленными на развитие переключаемости движений, координации движений и их точности, ловкости.

Центр речевого развития является одним из важных компонентов речевой среды.

В нашей группе в распоряжение ребенка предоставляются различные дидактические пособия (с застежками, шнуровками, замочками, В игровых ситуациях дети используют прищепки (сушат одежду, одевают и раздевают больших кукол, крутят крышки. Активно используются разнообразные пальчиковые игры.

Соответствующие пособия и игры в течение года периодически меняются.

Для активизации речи детей, расширения словаря, развития внимания и памяти, моторики рук можно использовать такой вид работы, как «Расскажи сказку». Для этого мы используем игровое пособие с крышками, на которых изображены герои хорошо знакомых детям сказок, например, «Колобок», «Репка».

Дидактическая игра «Расскажи сказку».

Целевое назначение: формировать умение детей пересказывать знакомую сказку (при помощи взрослого) с опорой на наглядный материал. Развивать зрительное восприятие, умение последовательно располагать картинки с изображением героев сказки, память, мелкую моторику рук. Стимулировать речевое взаимодействие, желание проговаривать текст вместе с воспитателем. Воспитывать интерес к усским народным сказкам.

По аналогии можно рассказывать небольшие сказки помещая фигурки тех же героев на фланелеграфе.

Одна из любимых дидактических игр наших детей «Кто как разговаривает», оформленная по типу игры «Чудесный мешочек».

Целевое назначение: расширять представления детей о том, что все животные издают определенные звуки. Упражнять детей в умение произносить звукоподражание, правильно соотносить его с изображением животного (птицей). Развивать слуховое и зрительное восприятие. Формировать словарь глаголов. Воспитывать познавательный интерес к животному миру.

Для стимулирования моторики обеих рук пополнила центр речевого развитиями новыми веселыми игровыми упражнениями: «Веселые карандаши» и «Шарик в ладошке».

Увлекательные задания — игровое упражнение «Пальчиковые шаги»

не только развивают моторику рук ребенка, но и его память, воображение, наблюдательность, зрительно-пространственное восприятие, и конечно способствуют речевому взаимодействию со взрослых.

Пособие оформлено в виде цветных полос из плотного картона с приклеенными на них деталями из различных материалов.

Целевое назначение: вызвать у детей интерес к играм пальчиками. Помочь детям научится координировать движения кистей и пальцев рук. Развивать память, внимание, зрительно-пространственное восприятие, наблюдательность. Способствовать развитию речевого взаимодействия. Формировать умение сохранять положение пальцев в процессе прохождения всей игровой дорожки.

Дидактическая игра «Назови, одним словом» («Дидактический кубик слов») оформлена в виде кубиков с картинками на классификацию предметов по 9 темам: «Домашние животные», «Дикие животные», «Фрукты», «Овощи», «Посуда», «Одежда», «Транспорт», «Игрушки», «Мебель». Грани одного кубика содержат картинки по одной теме.

Целевое назначение: упражнять детей в умении рассматривать картинки, правильно называть предметы, изображенные на гранях кубика. Формировать представление детей о классификации предметов по одному основному признаку. Расширять знания обобщающих понятий (фрукты, одежда, транспорт и т. д.) за счет новых названий. Развивать зрительное восприятие, память, словарный запас детей, речевую активность.

Также центр речевого развития пополнен и другими дидактическими пособиями, направленными на развитие слухового восприятия, на развитие правильного речевого дыхания.

Дидактическое пособие «Коробочки – шумелки» издают различные звуки от громкого, звонкого до глухого, тихого.

Игровое упражнение «Веселые человечки».

Развивая речь детей, необходимо научить их правильному дыханию, которое влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голосовых связок.

Для этого мы используем хорошо всем знакомое приспособление, изготовленное из пластиковых бутылочек и трубочек.

Вариации наполнения «Сухого бассейна для рук» могут быть самыми разнообразными. У нас он наполнен еловыми шишками (предварительно обработанными для гигиенической безопасности) и фигурками от киндер – сюрпризов.

Своевременное пополнение речевого центра игровыми развивающими пособиями, с учетом возрастных особенностей детей, позволяет расширить речевую среду в группе, создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми самостоятельно, в процессе игры, легко и непринужденно развивать и совершенствовать свои речевые навыки.

Спасибо за внимание!

Консультация для родителей второй младшей группы «Создание условий в семье для речевого развития ребёнка 2–3 лет» (Создание условий в семье для речевого развития ребёнка 2-3 лет) Выполнил: воспитатель Дронина Анна Владимировна : Задачи развития: Формирование.

Дидактические игры для детей второй младшей группы Дидактические игры для детей второй младшей группы «Мои друзья» Цель. Закрепить знания детей о домашних животных (как выглядят, что едят).

Игровые пособия своими руками по математике и развитию речевого дыхания Все дети любят играть, но игры позволяют не только подарить ребенку радость, но и развить малыша. Его речь, мышление, логику. Благодаря.

Игровые упражнения для детей дошкольного возраста по «Теории и технологии речевого и литературного развития дошкольников» Задание №1 1. Игровое упражнение для младшего дошкольного возраста “Кто внимательный?” Цель: развитие слухового внимания и восприятия на.

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия из бумаги для развития речевого дыхания «Дракончики» Подготовила воспитатель Петрова Наталья Ивановна. Всем известно, что дыхание бывает двух видов: физиологическое (наше обычное дыхание).

Мастер-класс по изготовлению игрового пособия для развития речевого дыхания «Дракон» Муниципальное казенное образовательное учреждение Ленинская СОШ №47 (ОСП д/с «Огонек») Мастер класс по изготовлению игрового пособия для.

Пособия для развития речевого дыхания Предлагаю вашему вниманию пособия для развития речевого дыхания для дошкольников. Для работы предлагаю использовать пособия как для мальчиков,.

Предметно-развивающая среда центра познавательного и речевого развития. Размышляя о своей профессии, пришла к выводу, что учитель-логопед – это и психолог, и актёр, и музыкант, и дизайнер. Он должен не только.

Игровые учебно-методические пособия для развития мелкой моторики «Игровые методические пособия, способствующие развитию мелкой моторики рук и речи у дошкольников» В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание:.

Нетрадиционные пособия для центра творчества в первой младшей группе своими руками Большое значение для развития ребёнка играет окружающая среда. В детском саду дети находятся в среднем восемь часов, это второй дом, где.

Математическое пособие «Неваляшки» для 2 младшей группы

Наталья Безрукова
Математическое пособие «Неваляшки» для 2 младшей группы

Добрый день. Сегодня хочу поделиться своим опытом по изготовлению пособия по сенсорному развитию для малышей 2-3 лет. Ранний возраст самое благоприятное время для сенсорного воспитания, которое обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира. Лучший способ развивать и закреплять сенсорные навыки у ребенка — это, конечно игра! Пособие состоит из доски с наклеенными цветными полосками. На каждой полосе расположена картинка неваляшки (большой и маленькой). Ребенок подбирает для большой неваляшки длинную ленточку, а для маленькой неваляшки — короткую ленточку в соответствии с цветом. Кроме того, в процессе игры с ребенком отрабатываются такие понятия как, большая — маленькая, длинная — короткая, узкий — широкий, закрепляются основные цвета (желтый, зеленый, синий, красный). Такое игровое пособие развивает не только сенсорное восприятие, но и тактильное восприятие, внимание, мышление. Всем удачи и творчества в работе!

Дидактическое пособие по развитию восприятия цвета для детей младшей группы Хочу предложить Вам пособие на развитие восприятия цвета. Данное пособия изготовила из картонной коробки и стаканчиков из под йогурта.

Дидактическое пособие «Математическое ассорти» Цель пособия. Закрепление вычислительных навыков в пределах 10 у детей 6-7 лет. Задачи. Упражнять дошкольников в решении.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по лепке во второй младшей группе «Неваляшки» Цель: учить детей лепить игрушки, состоящие из частей одной формы, но разного размера. Задачи: Закреплять приемы лепки: отделять части.

Конспект НОД для детей старшей группы «Путешествие в математическое королевство» Программное содержание. Образовательные задачи: продолжать учить детей решать логические задачи, формировать пространственные представления,.

Конспект образовательной деятельности во второй младшей группе «Куклы-неваляшки» Конспект образовательной деятельности во второй младшей группе «Куклы-неваляшки» Цель: Рассказать детям, историю происхождения неваляшки,.

Конспект занятия «Куклы-неваляшки» для детей второй группы с ОВЗ Тема занятия: «Куклы – Неваляшки» Цель занятия: Формирование навыков лепки фигуры, состоящей из двух частей одной формы, но разного размера.

Конспект занятия по аппликации во второй младшей группе «Мы милашки, куклы-неваляшки» Программное содержание: 1. Продолжать развивать восприятие, создавать условия для ознакомления детей с формой, величиной. 2. Закреплять.

Логико-математическое пособие «Банка» Банка» — средство обучения, которое соответствует новым требованиям и целям обучения и воспитания в условиях реализации ФГОС ДО. Пособие.

Читайте так же:  Мировое соглашение гпк рк

Конспект НОД по рисованию для детей второй младшей группы «Яркие рубашки куклы Неваляшки» Конспект НОД по рисованию для детей второй младшей группы Тема: Яркие рубашки куклы Неваляшки Подготовила: воспитатель I квалификационной.

Занятие по лепке во второй младшей группе «Подружки для неваляшки» Открытое занятие по лепке во второй младшей группе «Подружки для неваляшки» Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество»,.

Учебно-методическое пособие по развитию речи (младшая группа) на тему:
Дидактическое пособие по развитию речи «Моя любимая кукла» (своими руками)

Дидактическая игра «Моя любимая кукла». Эта игра сделана своими руками. Пособие для младших дошкольников по развитию речи.

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №2 «Светлячок» с. Таремское

пособий для дошкольников по развитию речи

номинация «Дидактическое пособие (своими руками)»

Дидактическая игра «Моя любимая кукла»

младший дошкольный возраст

Куликова Ольга Геннадьевна

воспитатель первой квалифицированной

Павловский район, с.Таремское

«Игра – огромное окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Среди игр дошкольников особое место занимают дидактические игры, т.е. игры, специально разработанные взрослыми с целью обучения или развития новых способностей. Именно дидактическая игра позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных их формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний. Именно она обеспечивает благоприятные условия для решения педагогических задач с учётом возможностей детей дошкольного возраста.

Известный детский психолог А.В. Запорожец говорил: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей». Сегодня эти слова звучат актуально и современно. В данном случае сделанная нами дидактическая игра развивает у ребёнка познавательную, социально – коммуникативную деятельность, а так же у детей в процессе обучения и расширения кругозора одновременно развивает все компоненты устной речи.

Цель дидактического пособия научить ребенка младшего дошкольного возраста составлять описательный рассказ по картине, которую он конструирует сам.

— Формировать у детей представления о человеке, частях тела, различение пола человека;

— Обобщать знания детей о предметах одежды, обуви, головного убора, активизировать словарь за счёт слов – названий одежды, обуви, головных уборов;

— Развивать тактильные ощущения ребенка, мелкую моторику пальцев рук;

— Развивать грамматический строй речи, память, мышление;

— Формировать сенсорные эталоны (цвета и их оттенки);

— Воспитание уверенности в себе.

Дидактический материал : Модель куклы, накладные на липучках картонные нарисованные волосы, головные уборы, передвижная полоска с нарисованными глазами разного цвета, набор одежды и обуви из картона с наклеенным различным материалом.

— Ушакова О.С. «Занятия по развитьию речи в детском саду»

— Ушакова О.С. «Рвзвитие речи и творчества дошкольников»

— Османова Г.А. «Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков»

— Селиверством И.В. «Речевые игры с детьми»

«Моя любимая кукла»

Я твоя подружка.

Как ты меня назовешь?

Назови части моего тела.

Поиграй со мной.

Посмотри внимательно на моё лицо.

Расскажи, что на нём есть. Выбери цвет моих глаз.

Как ты думаешь, какого цвета могут быть мои волосы? Выбирай.

Помоги мне нарядиться к празднику, а наряды для меня в волшебном сундучке, найди его. Расскажи, что я надела сначала, а что потом/ какого цвета, из какой ткани сшито?

Подбери мне туфельки и шляпку. Опиши их.

Подумай и расскажи как ещё со мной можно поиграть?

8. Предложить ребенку повторить свой рассказ.

Предварительный просмотр:

Техника изготовления игрового пособия

Для изготовления игрового пособия по речевому развитию (дидактическая игра «Моя любимая кукла») пригодятся ткани различной фактуры и расцветки, липучки, пуговицы, картон и цветная бумага, краски, скотч, в общем, пригодится все, что поможет нам в творческой задумке.

Посмотрите в ваших шкафах и заначках – быстрее всего, что покупать что-то еще для того, чтобы изготовить игру, вам и не придется.

Для начала продумайте эскиз вашей куклы и моделей одежды, нарисуйте задуманное на бумаге, после чего приступайте к работе с тканью и бумагой.

Определитесь с размером модели куклы, нарисуйте на листе картона силуэт.

На полоске бумаги нарисовать три варианта глаз. Сделать надрезы на лице модели куклы, разместить полоску с глазами так, чтобы глаза куклы можно было выбрать.

На картоне нарисовать несколько вариантов прически, вырезать, с обратной стороны пришить липучку.

Изготовить шаблоны будущих моделей одежды (картон). Подобрать лоскутки ткани разных видов и фактуры. С помощью шаблона делается выкройка, затем либо приклеивается, либо пришивается. Далее прикрепляются аксессуары, с обратной стороны пришить липучку.

Изготовить шаблоны будущих моделей обуви ( картон). Подобрать лоскутки ткани разных видов и фактуры. С помощью шаблона делается выкройка, затем либо приклеивается, либо пришивается. Далее прикрепляются аксессуары, с обратной стороны пришить липучку.

Подобрать иллюстрации различных головных уборов, наклеить на картон, вырезать, с обратной стороны пришить липучку.

Изготовить из картона коробочки разных размеров и цвета для хранения деталей игры и наклеить обозначающие знаки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель: Обучать работе с признаками объектов и значением этих признаков, обогащать словарный запас детей прилагательными и сравнениями, развить умение исследовать и классифицировать объекты .

Цель : Развивать речь. Обучать детей устанавливать причинно-следственную связь между двух объектов. Определять по какому признаку произошло изменение. Развивать логическое мышление.

ЦельЗакреплять значение имен признаков и сами признаки, учить подбирать сравнения, расширять словарный запас детей, развивать коммуникативные компетенции.

Цель : Развивать речь. Обучать детей распознавать имена признаков и их значение. Рассказывать об объекте, используя значки признаков.

Цель:стимуляция сенсорно-моторного развития детей, развитие зрительного восприятия, мелкой моторики рук и тактильных ощущений.[[<"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8867778","attributes":<.

Данное дидактическое пособие имеет развивающее, обучающее и воспитывающее значение. Его можно использовать на любых видах занятий, развлечений, в театрализованной, игровой и самостоятельной деятельнос.

Формирование правильной речи является одной из актуальных задач дошкольного образования, а в условиях нашей группы особенно важной. Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний.

Демонстрационный материал по математике в детском саду: счётный и геометрический, карточки, кубики, лэпбук

Наталья Василишин 19.07.2017 0 10.2k

Обучение счёту, систематизированное и методически обоснованное Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (ФГОС), входит в систему работы с дошкольниками в детском саду. Однако возрастные особенности детей требуют особо тщательной подготовки наглядных пособий. Самая важная роль отводится именно счётному материалу. Мы рассмотрим виды счётного материала, используемого на занятиях по математике в разных возрастных группах, и дадим советы, как демонстрационного и раздаточного, изготовить его своими руками.

Обоснованность применения наглядного счётного материала в детском саду

В дошкольном образовательном учреждении дети начинают осваивать счёт с трёх лет, и это их основная математическая деятельность. Обучение происходит с непременной опорой на наглядные пособия, поскольку абстрактные логические операции, производимые при счёте (слияние и разделение множеств, сопоставление количества и цифры, сравнение множеств) сложны для понимания малышей и требуют «опредмечивания». Наглядный счётный материал — комплексное дидактическое средство, направленное на формирование элементарных представлений о счёте в рамках целенаправленного обучения.

Известный педагог К.Д. Ушинский говорил: «Наглядности обучения требует сама детская природа».

Такие пособия очень разнообразны, и их применение в каждом случае зависит от:

  • конкретного содержания учебного материала (например, научить детей второй младшей группы различать понятия много и мало);
  • используемых методов (точнее, определённые игровые приёмы, к примеру, иллюстрации к сказке, в которой персонажи учатся считать);
  • возраста детей (если во второй младшей группе могут быть карточки с картинками одного и того же животного, то в старшей на картинках изображаются разные звери, то есть идёт усложнение сути описываемого явления).

Счёт в детском саду осваивается наряду с другими дидактическими навыками и понятиями, например, изучением цветов: распредели грибочки по корзинкам соответствующих цветов и скажи, в какой их оказалось больше/меньше

Наглядный материал должен отвечать следующим требованиям:

  • научным (соответствовать научным данным о счёте);
  • педагогическим (нести образовательную, развивающую, воспитательную нагрузку);
  • санитарно-гигиеническим ( не содержать вредных веществ, не вызывать напряжения зрения;
  • эстетическим ( красивое оформление. яркие и чёткие изображения)

Особенности демонстрационного и раздаточного материала для разных возрастных групп

Счётный материал по математике, как и другие наглядные пособия, может быть двух типов:

  • крупный, то есть демонстрационный, который используется педагогом для объяснения и показа способа действий с ним (магнитные доски, плакаты, картины и пр.);
  • мелкий, то есть раздаточный (карточки, лэпбуки и пр.), используя который все дети выполняют те или иные задания одновременно, что позволяет организовать самостоятельную деятельность малышей для выработки необходимых математических навыков и умений.
Читайте так же:  Права и обязанности работника и работодателя трудовой договор

Наглядный математический материал отличается по типу счётной деятельности, которая является приоритетной для конкретной возрастной категории.

  1. Вторая младшая группа. Для формирования понятия единичности и множественности можно использовать, например, картинки-пазлы, кубики, в которых цифры окружены элементами с таким же количеством фруктов (овощей, животных и пр.) или картинки с точками, которые нужно соотнести с цифрой. К слову, этот же материал с точками используется и дальше, только цифр становится больше.
  2. Средняя группа. Дети должны уметь давать точную оценку совокупности предметов, в данном случае считать до 5. Для этого активно используются картинки с изображением предметов и цифр, соответствующих их количеству, а также сочетание игрушки и объёмной цифры. Например, для узнавания графического образа числа задание может быть таким: помоги зайке найти цифру 3. посади мотылька на цветок с пятью лепестками.
  3. Старшая группа. Малыши считают до 10, умеют прибавлять или отнимать по единице. В качестве наглядности используются, например, игра домино, соотнесение цифры с картинкой с таким же числом объектов.
  4. Подготовительная группа. Дети могут сравнивать числа «больше-меньше», составлять заданные числа из двух меньших — 5 из 2 и 3, например. Демонстрационный материал усложняется. Это могут быть задания на сравнение количества предметов на картинках, составление целого изображения после последовательного складывания пронумерованных разрезанных частей и т.д.

Универсальным наглядным средством являются счётные палочки: они позволяют продемонстрировать и отработать все виды счётной деятельности.

Таким образом, первые пособия направлены на то, чтобы дети учились соотносить зрительный образ цифры и обозначаемое ею количество объектов. В средней группе эта работа уже не на «узнавание» образа цифры, а на количественный счёт до 5. В старшей группе малыши учатся совершать элементарные действия по сложению-вычитанию, а в подготовительной материалы заданий носят сравнительный характер, так как дети уже умеют соотносить количества, обозначенные цифрами.

На любом этапе обучения необходимо продумывать способ знакомства с графическим образом цифры, например, в форме создания аппликации

Виды раздаточного материала

Как уже было сказано, пособия могут быть демонстрационные и раздаточные. А также есть те, которые могут использоваться в обоих случаях (например, блоки Дьенеша). Виды раздаточного материала педагог выбирает в зависимости от возраста детей. Так, уже в первой младшей группе ребята знакомятся с кубиками, счётными палочками. Правда, пока на уровне оценивания «много-мало». Обычно градация использования видов раздаточного материала зависит от возраста детей: чем младше, тем больше игрушек, а чем старше, тем больше рисунков и схем. В целом же в детском саду активно используются такие счётные пособия:

  • палочки Кюизенера (разноцветные параллелепипеды разного размера из дерева или пластика используются преимущественно во второй младшей и средней группах, когда происходит знакомство с понятием количества);
  • блоки Дьенеша (набор геометрических фигур разного размера, который может использоваться по аналогии с палочками Кюизенера, а также для знакомства с прямоугольником, треугольником, кругом, квадратом);
  • кубики (в младшей группе на них отрабатываются понятия «много-мало»);
  • пирамидки (как бюджетный, более доступный, вариант палочек Кюизенера и блоков Дьенеша);
  • бусины, пуговицы (в младшей и средней группах);
  • картинки, картинки-пазлы, карточки (для всех возрастов);
  • веер с цифрами (для старшей и подготовительной групп, в которых ребята уже чётко ассоциируют цифру с её графическим образом);
  • лэпбуки, задания в которых могут объединять все вышеперечисленные пособия и т.д.

Обратите внимание, что чёткого разделения по возрасту в применении счётных материалов нет, так как их использование должно быть оправдано с точки зрения поставленной образовательной цели. И тем не менее в старшей и подготовительной группах акцент делается на карточки, чтобы дети привыкали работать с наглядностью «как в школе».

Фотогалерея: примеры раздаточного счётного материала

Лэпбук по ФЭМП «Количество и счёт»

Лэпбук — это папка, в которой собран материал по конкретной теме. Организация материала в таком пособии состоит в том, что педагог оформляет наглядность в форме мини-книжек, раскладок-гармошек, коробочках с подарками, окошечках или кармашках и пр. Кроме этого, лэпбук обязательно включает задания творческого характера.

Для формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) также используются лэпбуки — плоды креативного подхода педагога к реализации задач обучения. Пособия рассчитываются на конкретный этап обучения. Поскольку изначально лэпбуки изготавливались родителями для обучения своего ребёнка, то, поставленные на «методический поток», эти пособия сейчас применяются для индивидуальной работы, а также для работы в парах-тройках.

Как сделать дидактические материалы для подготовительной группы своими руками

Для начала необходимо определить цели лэпбука «Количество и счёт».

  1. Закрепить умение считать до 10.
  2. Тренироваться в порядковом и количественном счёте.
  3. Отработать навык сравнения цифры с количеством предметов.
  4. Учиться писать цифры.
  5. Формировать навык складывать, вычитать и сравнивать числа в пределах 10.
  6. Развивать активный словарный запас, логику, память и мышление.
  7. Работать над умением самостоятельно решать поставленные задачи.
  8. Воспитывать отзывчивость, уверенность в себе, своих силах.

После организационного этапа можно приступать непосредственно к изготовлению. Этот процесс начинается с подготовки необходимых материалов. Причём сначала разрабатываются методические вопросы, а уже затем под них подбирается подходящее оформление.

Обычно в лэпбук входят:

  • картинки с цифрами для зрительного восприятия их графического образа;
  • карточки с цифрами и предметами (либо отдельно, либо 2 в 1);
  • пазлы (разрезанные цифры или картинки, на каждом кусочке которых изображена цифра и пр.);
  • картинки со сказками, в названиях которых есть цифры;
  • раскраски;
  • прописи;
  • загадки, считалки и т.д.

Материалы удобнее всего организовывать в файлы, которые, в свою очередь, складываются в папку скоросшиватель. Обложка этого каркаса для пособия также должна быть ярко оформлена. Но при такой упаковке с материалами хлопотно работать: перед использованием часть пособия придётся выложить. Так что можно воспользоваться опытом коллег и сделать страницы лэпбука картонными, а уж на эти листы можно крепить и файлы, и книжки-раскладушки, и коробочки с сюрпризами.

Фотогалерея: пример самодельного лэпбука

Индивидуальные карточки по математике для второй младшей, средней, старшей групп

Обучение счёту это то, что требует от ребёнка максимальной сосредоточенности и постоянной практики. Последнее призваны обеспечить индивидуальные карточки — методические пособия для работы над темой по одному или в мини-группах (2–3 человека).

  1. Во второй младшей группе для отработки понятия один-много, например, карточка может быть с изображением паровоза. Ребёнок получает стопку вагончиков и распределяет их по карточке. Параллельно с этим взрослый акцентирует внимание малыша на том, что сначала вагонов не было, потом появился один, а потом «много».
  2. В средней группе счёт до 5 очень эффективно тренировать с помощью соотнесения элементов картинок (например, точек на спинке у божьей коровки) и графического образа числа.
  3. В старшей группе для отработки счёта до 10 можно использовать таблицы с точками и небольшие карточки с цифрами, которые дети должны соотнести между собой. Или карточки с изображением цифр для восстановления порядка счёта. Кстати, таким же образом тренируется навык написания цифр.
  4. В подготовительной группе карточки могут представлять собой графические примеры на сложение-вычитание: ребёнок считает количество объектов слева от знака + или — и пишет результат в отведённую для этого клетку.

Из практичных соображений карточки лучше ламинировать. Тогда, даже если малышу и нужно будет по заданию что-то написать (к примеру, ответ-решение примера), он сможет сделать это маркером, который легко вытирается с целлофана.

Для того, чтобы цифры были всегда в поле зрения детей, в группе можно установить папку-передвижку «Весёлый счёт». Она познакомит малышей и с цифрами, и с количеством предметов в группе.

Фотогалерея: примеры индивидуальных карточек и картинка для папки-передвижки

Картинки для обучения счёту в старшей и подготовительной группах

Особых различий в форме картинок нет, отличаются только задания, то есть содержание.

Фотогалерея: индивидуальные карточки для старшей группы

Стоит отметить, что карточки не всегда представляют собой нарисованное/наклеенное изображение. Индивидуальная карточка может состоять из отдельных элементов, которые выкладываются на листе. Своего рода накладная аппликация.

Фотогалерея: счётные пособия для подготовительной группы

Демонстрационный счётный материал — это проявление фантазии педагога, направленной на то, чтобы дети усваивали азы математических действий играючи. Очень хорошо зарекомендовали себя лэпбуки, так как ребята с удовольствием играют с эдакой большой аппликацией, включающей в себя картинки, пазлы, раскраски. При подготовке этого пособия нужно учитывать два важных момента: лэпбук должен быть крепким, то есть не рассыпаться в процессе эксплуатации, и занимательным, чтобы с его помощью педагог смог реализовать поставленные обучающие, развивающие и воспитательные цели.