Как можно оформить договор оказания услуг с артистом, для организации одного выступления?

Здравствуйте, столкнулся с вопросом:

Что бы заключить договор с приезжим (гастролирующим) артистом или диджеем на одно выступление(вечер или ночь) что нужно? какие документы и как это сделать дистанционно, нужен ли паспорт и может ли человек получивший мои данные паспорта как то их использовать во вред ?

Например: по телефону договорились о выступлении: время, место, оплата, райдер и время выступления и какое оно будет. Как зафиксировать это дистанционно юридически, форма заполнение договора идёт от заказчика? можно ли условиться так, что бы договор был максимально прост и понятен? Как убедиться в том, что заказчик является не липовым, где можно узнать что он настоящий(его официальную историю ИП или ООО)?

Ответы юристов (2)

Зафиксировать договоренность вы можете в Договоре.Вы сами можете составить договор.Установить подлинность ИНН и принадлежность его той или иной компании можно на сайте ФНС или с помощью сервиса проверки контрагентов Контур.Фокус.

Что бы заключить договор с приезжим (гастролирующим) артистом или диджеем на одно выступление(вечер или ночь) что нужно?

Заключить договор любым способом, предусмотренным ГК РФ. Составление единого документа, обмен документами и т.д.

что нужно? какие документы и как это сделать дистанционно, нужен ли паспорт и может ли человек получивший мои данные паспорта как то их использовать во вред ?

Нужны реквизиты обеих сторон. Обязать не распространять личные данные можно в договоре. С трудом представляю каким образом можно использовать одни данные во вред. Дистанционное заключение договора допускается РФ, проблема с определением того, что договор исходит именно от конкретного лица.

Например: по телефону договорились о выступлении: время, место, оплата, райдер и время выступления и какое оно будет. Как зафиксировать это дистанционно юридически, форма заполнение договора идёт от заказчика? можно ли условиться так, что бы договор был максимально прост и понятен?

Исходя из принципа свободы договора можно оговорить любые условия, которые не противоречат законодательству.

Как убедиться в том, что заказчик является не липовым, где можно узнать что он настоящий(его официальную историю ИП или ООО)?

Проверяете через картотеку арбитражного суда, сайт ФНС и специализированные базы данных.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Договор на выступление артиста

ИП на УСН заключает договор с ООО на оказание услуг по организации мероприятия. В договоре ИП выступает исполнителем и кроме самого ИП прописывется участие еще 4 лиц — иностранных граждан, проживающих в РФ (по ВНЖ, РВП или по визе). Каким образом лучше прописать договор, чтобы указанные лица не фигурировали как привлеченные работники и если это невозможно, какие документы нужно прилагать к договору для законного привлечения их к оказанию услуги ИП и какие налоги нужно за них платить. Спасибо.

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. В соответствии с настоящим договором Исполнитель обязуется выполнить работы (оказать услуги) по организации выступления музыкальной группы «Х» (далее Артисты) в количестве 4 (четырех) человек (ФИО артистов) на мероприятии, проводимом Заказчиком.

Ответы юристов (7)

Вы можете выступать в данном случае как

1. Лицо, оказывающее услугу, и привлекающее других лиц (исполнителей, по сути субподряд) для оказании этой услуги. В этом случае заключаете договор оказания услуг с ООО, в котором указываете, что вы можете привлекать сторонних исполнителей для оказания услуг (это обязательно). И договор оказания услуг (субподряда) с исполнителями.

2. Выступить в качестве агента, то есть заключить агентский договор с исполнителями, а затем от своего имени за счет исполнителей заключить договор с ООО. В этом случае вам полагается агентское вознаграждение.

Второй вариант выгоднее при УСН 6% и при налогообложении по минимальной ставке.

Есть вопрос к юристу?

Валентина, здравствуйте!
Пропишите в договоре общую фразу-агент имеет право по своему желанию привлекать к исполнению поручения третьих лиц.

Этой фразы в договоре будет достаточно чтобы самостоятельно выбрать артистов и по договору с ними работать. В договоре с артистами указывать что они сами за себя все платят.

Размер выплат в ПФ составляет 22% для суммы до 568 тысяч и 10% для суммы свыше 568 тысяч. Но если вы попадаете под условия, перечисленные в п. 4 ст. 33 федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ, то в этом случае — 20% для суммы до 568 тысяч рублей.

При этом вы перечисляете 13% от дохода исполнителей, за их счет, как налоговый агент..

Если составить договор агентский с заказчиком от имени исполнителей и за их счет, то налоговым агентом для физических лиц становится заказчик.

ТО есть если вы выступаете только как представитель физических лиц и не отвечаете за само представление.

Естественно, он становится налоговым агентом для них, если данные средства перечисляются заказчиком непосредственно исполнителям или по агентскому договору через вас, но для исполнителей. А вы получаете только агентское вознаграждение.

Добрый день, Валентина!

Вот новость от 06.11.2013 г. по Вашей теме :

Управление ФМС России по Саратовской области оштрафовало девятерых музыкантов украинской группы «Океан Эльзы», давших 2 ноября в Саратове концерт, за работу без оформления разрешения, сообщает в среду УФМС.

По данным ведомства, сотрудники миграционной службы 2 ноября провели внеплановую проверку в ледовом дворце спорта «Кристалл», где проводился концерт группы «Океан Эльзы», в состав которой входят девять граждан Украины.

«В ходе проверки было установлено, что разрешительных документов на осуществление трудовой деятельности на территории РФ музыканты не имеют и не оформляли. По результатам проверки девять граждан Украины, входящих в состав музыкального коллектива, были привлечены к административной ответственности, предусмотренной статьей 18.10 КоАП РФ, на общую сумму 18 тысяч рублей», — говорится в сообщении.

Помимо этого, как уточняют в УФМС, за незаконное привлечение иностранных мигрантов к труду организаторы концерта в Саратове оштрафованы на 225 тысяч рублей.

Таким образом, мы видим, что гастроли на территории РФ иностранных артистов расцениваются контролирующими органами как незаконная трудовая деятельность. И штраф просто огромный для организаторов концерта.

И это далеко не единичный случай.

Да, ведь в законе указано четко (статья 2 ФЗ от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ
«О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»):

трудовая деятельность иностранного гражданина — работа иностранного гражданина в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг )

В силу того же закона оказание платных услуг на территории РФ иностранными гражданам безусловно требует наличия у них разрешения на работу. В законе для артистов исключения не сделано.

Конечно, ситуация очень абсурдная: ведь в таком случае ни одна западная звезда шоу-бизнеса не сможет давать концерты в РФ. Но так сформулирован закон. На гастроли крупных звезд глаза закрывают, а Вы очень легко можете попасть на огромный штраф, если местные чиновники проявят к Вам интерес.

Поэтому если в договоре указаны иностранцы, ООО, как заказчик, очень рискует.

В связи с этим либо получайте разрешение на работу либо заключайте договор через фирму-помойку, только так сможете застраховаться от штрафов.

С уважением, Роман.

Им удалось доказать, что артисты не осуществляли трудовую деятельность в смысле Закона N 115-ФЗ. Но все равно будьте бдительны, ФМС не дремлет.

Добрый день, Валентина.

В вашем случае самый простой вариант, это не прописывать в основном договоре конкретный артистов. Пропишите что вы имеете право привлекать к исполнению договора любых лиц, без согласия/с согласия Заказчика.

С конкретным артистов уже заключаем отдельный договор. В нем нужно указать на основании чего иностранный гражданин проживает в РФ (по ВНЖ, РВП или по визе), а так же прописать что все налоги он оплачивает сам.

С агентским договором больше мороки.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

ИП 6%. Как составить договор с артистами на концерт. Нужно ли стставлять?

Добрый день! У меня ИП 6%. Занимаюсь организацией праздников, концертов и тому подобное. иногда мне платят за организацию муниципальные учреждения. Нужно ли мне заключать с артистами, которые выступают в программах договор? Или я могу налоговой сказать что все у меня бесплатно работают?) как грамотней поступить? Что бы проблем не было.. естественно заключать договор не выгодно, отчислений слишком много.

Ответы юристов (7)

Нужно ли мне заключать с артистами, которые выступают в программах договор?
Артур

Здравствуйте Артур, поясните пожалуйста, а артисты это просто физические лица или они так же являются ИП? И как вы им платите — фиксированную сумму или процент от полученных денег?

Уточнение клиента

Артисты физ лица! Фиксированную сумму на которой мы договариваемся.

Могу ли я заключить договор на 1000 рублей и все? Для отчетности этого будет достаточно?

18 Декабря 2016, 14:52

Есть вопрос к юристу?

Вам стоит с артистами заключить гражданско правовой договор возмездного оказания услуг. Работать по трудовому договору работники бесплатно не могут, либо нужно с артистами заключать именно трудовой договор, либо узаконить отношение договором возмездного оказания услуг заказчику, то есть вам, по выступлению на определенных мероприятиях.

Статья 779. Договор возмездного оказания услуг
Позиции высших судов по ст. 779 ГК РФ >>>

1. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
2. Правила настоящей главы применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных, за исключением услуг, оказываемых по договорам, предусмотренным главами 37, 38, 40, 41, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 53 настоящего Кодекса.

Уточнение клиента

Формального договора на 1000 рублей будет достаточно?

18 Декабря 2016, 15:04

В Вашем случае желательно заключать агентские договора именно с заказчиками концертов, а не с артистами.

В таком случае Вы сможете заключать договора от имени заказчиков и будете освобождены от удержания НДФЛ и уплаты страховых взносов в ПФР

Читайте так же:  Договор задатка на аренду квартиры образец

Уточнение клиента

Ну с 1000 рублей не накладно уплатить взносы! Я выступаю как организатор, не как агент. Или так нельзя поступать?

18 Декабря 2016, 15:21

В гражданско-правовом договоре возмездного оказания услуг цена устанавливается по соглашению сторон, можно указать и точную сумму вознаграждение артиста.

Но следует отметить, что есть риск признания ваших отношений трудовыми, и законодательство устанавливает запрет на подмену трудовых отношений гражданско правовыми.

Статья 15. Трудовые отношения
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Трудовые отношения — отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 116-ФЗ)
Заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается.

По сему к данному вопросу нужно относится осторожно, но вариантов у вас только два, это либо заключить трудовой договор, при этом зарплата в 1000 рублей будет явно недостаточна, так как ниже МРОТ, либо гражданско правовой договор. При заключении гражданского договора взносы в фонды не уплачиваются.

Уточнение клиента

Артисты будут на один раз. Не чаще чем раз в год..

18 Декабря 2016, 15:26

Такие оплаты приведут к серьезным налоговым проверкам, показывайте хотя бы 1/3 от реально уплачиваемого

Уточнение клиента

Организации и хотят сэкономить под 6% налогов! Они и сами так бы могли заключить договор и платить по всем фондам сами.

18 Декабря 2016, 15:27

В таком случае в трудовом договоре нет необходимости. В гражданском договоре можно указать реальное вознаграждение артиста по оказанным услугам

Уточнение клиента

Если я укажу реальные цифры, то я должен буду за него платить по всем инстанциям.

18 Декабря 2016, 15:32

Добрый день Артур.

В случае если артисты будут привлекаться вами один раз в год, считаю оптимальным вариантом для вас заключить договор оказания услуг с артистами, в нем прописать их репертуар, продолжительность выступления и иные важные моменты оказания услуги. Сумму по договору все же предлагаю обозначить приближенную к реальной, так как в случае спора вы не докажете реальную сумму уплаченную артистам.

Кроме того я не думаю что гонорар артистов в «миллион».

Статья 346.21. Порядок исчисления и уплаты налога
1. Налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
2. Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.
3. Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Договор на оказание музыкальных услуг физическим лицом

Автор документа

Договор на оказание музыкальных услуг физическим лицом

г. ________________ «___» __________ 20__г

_________________________________________________, именуемое в дальнейшем «Заказчик», в лице ____________________________________________________________, действующего на основании Устава, с одной стороны, и _____________________________ (паспорт ____ № _______, выдан _______ г. ОВД _______г. _____, зарегистрирован(а) по адресу: ___________), именуемый (ая) в дальнейшем «Исполнитель», с другой стороны,

совместно именуемые Стороны, заключили настоящий Договор о нижеследующем:

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. По договору возмездного оказания услуг Исполнитель обязуется оказывать Заказчику услуги, указанные в п. 1.2. настоящего договора, а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги.

1.2. Исполнитель обязуется оказать Заказчику следующие услуги: музыкальные выступления на музыкальных вечерах в ресторане по адресу: ________ («Мероприятие»)

Требования к услугам согласовываются Сторонами в приложениях к настоящему договору.

2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

2.1. Исполнитель обязан:

2.1.1. Оказать услуги с надлежащим качеством.

2.1.2. Сообщать Заказчику по его требованию все сведения о ходе оказания услуг.

2.1.3. Незамедлительно информировать Заказчика о невозможности исполнения обязательств по договору или о нецелесообразности продолжения работ.

2.1.4. Обеспечить сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе оказания услуг, и не разглашать их содержания без согласия Заказчика, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, независимо от продолжения или прекращения отношений с Заказчиком и без ограничения сроком давности.

2.1.5. Исполнитель обязан оказывать услуги в порядке и сроки указанные в приложении № 1 к настоящему договору.

2.2. Исполнитель имеет право:

2.2.1. Не приступать к оказанию услуг, либо приостановить оказание услуг в случаях, когда нарушение Заказчиком обязательств по договору препятствует исполнению обязательств Исполнителем, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение Заказчиком указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок.

2.2.2. Расторгнуть настоящий договор в одностороннем порядке в любое время с предварительным уведомлением Заказчика за пять рабочих дней до предполагаемой даты расторжения при условии полного возмещения Заказчику убытков.

2.3. Заказчик обязан:

2.3.1. Оплатить услуги Исполнителя в соответствии с условиями настоящего договора.

2.3.2. Создавать Исполнителю условия для своевременного и полного оказания услуг, давать по запросу Исполнителя разъяснения и объяснения в устной и письменной форме.

2.4. Заказчик имеет право:

2.4.1. Получать от Исполнителя информацию, касающуюся предмета настоящего договора.

2.4.2. Расторгнуть настоящий договор в одностороннем внесудебном порядке, в любое время с предварительным уведомлением Исполнителя за пять рабочих дней до предполагаемой даты расторжения.

3. ПОРЯДОК ПРИЕМА-ПЕРЕДАЧИ УСЛУГ

3.1. По окончании каждого календарного месяца Исполнитель предоставляет Заказчику подписанный со стороны Исполнителя Акт приемки услуг в двух экземплярах.

3.2. Исполнитель предоставляет Акт приемки услуг Заказчику в срок не позднее 5 (пятого) числа месяца, следующего за месяцем, в котором Исполнителем были оказаны услуги.

3.3. Заказчик обязан подписать представленный Исполнителем Акт приемки услуг в срок не более 5 (пяти) дней с момента получения Акта от Исполнителя, либо в этот срок направить в адрес Исполнителя мотивированный отказ от подписания Акта.

4. СТОИМОСТЬ УСЛУГ И ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ

4.1. Стоимость услуг Исполнителя за одно выступление, составляет: _______________________ включая НДФЛ. Удерживаемые в соответствии налоговым законодательством России налоги Заказчик перечисляет в бюджет как налоговый агент.

4.2. Заказчик производит оплату услуг Исполнителя в порядке и сроки указанные в Райдере Артиста п. 3 приложении № 1 к настоящему договору.

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

5.1. Каждая из сторон обязана выполнять свои обязанности надлежащим образом, в соответствии с требованиями настоящего договора, а также оказывать другой стороне содействие в выполнении её обязанностей.

5.2. При неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по настоящему договору одной из сторон другая сторона вправе предъявить требования о возмещении понесенных убытков.

5.3. За неисполнение обязательств по настоящему договору Исполнитель и Заказчик несут ответственность в соответствии с действующим законодательством и условиями настоящего договора.

6. КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ

6.1. Стороны обязуются хранить в тайне любую информацию и данные, предоставленные каждой из сторон в связи с исполнением обязательств по настоящему договору за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ. Конфиденциальной считается информация о любых аспектах финансово-хозяйственной деятельности Исполнителя и Заказчика.

6.2. Передача конфиденциальной информации третьим лицам, опубликование или иное разглашение такой информации могут осуществляться только с письменного согласия другой стороны независимо от причины прекращения действия настоящего договора.

6.3. Ограничения относительно разглашения информации не относятся к общедоступной информации или информации, ставшей таковой не по вине сторон, а также к информации, ставшей известной стороне из иных источников до или после ее получения от другой стороны.

7. СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА

7.1. Договор вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до «___» _____________ 20__ года.

8. ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ

8.1. Все споры по настоящему договору подлежат рассмотрению в Арбитражном суде _____________.

9. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

9.1. Изменения и дополнения к настоящему договору действительны лишь при условии, что они совершены в письменной форме и подписаны сторонами. Приложения к настоящему договору составляют его неотъемлемую часть.

9.2. Настоящий договор составлен в двух экземплярах на русском языке, экземпляры идентичны и имеют равную юридическую силу. У каждой из сторон находится один экземпляр настоящего договора.

9.3. Если какой-либо раздел настоящего договора будет сочтен недействительным, незаконным или невозможным для применения, действительность, законность и возможность для применения остальных положений настоящего договора не уменьшается и не умаляется. Недействительное, незаконное или невозможное для применения положение переформулируется, изменяется, истолковывается или применяется таким образом, чтобы достичь экономического результата, максимально близкого к экономическому результату, входившему в намерения сторон.

9.4. Стороны безотлагательно уведомляют друг друга о любых изменениях в их контактных адресах и реквизитах банковских счетов.

9.5. Уступка права требования какой – либо из Сторон настоящего договора в пользу третьего лица запрещена.

9.6. Во всем, что не предусмотрено настоящим договором, стороны руководствуются действующим законодательством. Российской Федерации.

10. АДРЕСА И РЕКВИЗИТЫ СТОРОН

Заказчик:

Исполнитель:

К договору от «___» ___________ 20__г.

Требования к услугам.

Исполнитель осуществляет музыкальные выступления в следующие дни в указанное ниже время: _______________________________________________________

РАЙДЕР d.j.Rough CRAFT

1. Оплата дороги.

Оплата дороги D j и его сопровождающего в обе стороны самолетом, поездом, такси, автобусом. Подробности и нюансы обсуждаются при более конкретном рассмотрении Вашего предложения.

— Для городов, требующих визовый въезд на их территорию, организаторы мероприятия в обязательном порядке обеспечивают визой DJ. Исключением является уже имеющаяся действующая виза у DJ-я для въезда на территорию той или иной страны. Подробности и нюансы обсуждаются при более конкретном рассмотрении Вашего предложения.

— Билеты покупаются и высылаются организаторами мероприятия заранее (не позднее 2-х недель до намеченной даты проведения акции).

2. Встреча в аэропорту или на вокзале

Приглашающая сторона в обязательном порядке производит встречу DJ-я в аэропорту (на вокзале), а также провожает по истечению срока пребывания в городе проведения акции в аэропорт (на вокзал).

3. Оплата гонорара

Есть 3 варианта оплаты гонорара DJ:

1) производится 100% предоплата не позднее 1-х недель до намеченной даты проведения мероприятия;

2) производится 50% предоплата не позднее 1-х недель до намеченной даты проведения мероприятия. Остальные 50% оплачиваются по приезду DJ в город проведения акции до начала его выступления. Если же оплата не была произведена до начала выступления, то выступление DJ отменяется! Первичные 50% оплаты организаторам не возвращаются и учитываются как неустойка;

Читайте так же:  Пошлина замена паспорт рф

3) Осуществляется только по договоренности! Производится 100% предоплата до начала его выступления по приезду DJ. Если же оплата не была произведена до начала выступления, то DJ вправе отказаться выступать.

Сумма гонорара оговаривается непосредственно с ди-джеем.

Если же дата выступления срывается не по вине Артиста, то выступление Артиста отменяется. Первичные 50% оплаты организаторам не возвращаются и учитываются как неустойка.

4. Обеспечение питания

Полноценное питание не менее 3 раз в сутки на протяжении всего пребывания в городе.

Обеспечение DJ на время выступления прохладительными напитками (на усмотрение DJ).

5. Безопасность ди-джея

Приглашающая сторона должна обеспечить сохранность здоровья и имущества DJ на протяжении всего пребывания в городе проведения акции, а также во время его выступления.

6. Оплата проживания

Гостиница (двухместный номер). Гостиничный номер требуется в том случае, если нахождение ди-джея в городе пребывания продлится более 6 часов.

7. Технические требования

2 проигрывателя компакт-дисков:

Pioneer CDJ-800/MK2, CDJ-1000/MK2/MK3, CDJ-900, CDJ-2000

2 проигрывателя виниловых пластинок

Technics sl-1210 mk2

Монитор выходной мощностью не менее 300 ватт.

Все оборудование должно быть в исправном и пригодном для работы состоянии.

8. Аудио/Видео запись выступления DJ.

Категорически запрещена любая запись работы ди-джея, на любой вид носителя (мини-диск, компакт-диск, компьютер, кассета, mp3|flash плеер и т.д.) без официального разрешения ди-джея.

В случае невыполнения условий вышеуказанных пунктов, Артист оставляет за собой право на изменение времени выступления до выяснения обстоятельств.

Договор продюсера с артистом: договор на страже денег

Продюсерский договор – фундамент правовых отношений артиста и импресарио.

Продюсерский договор в большинстве случаев является смешанным договором, то есть включает в себя сразу несколько видов договоров (агентский, оказания услуг, отчуждения исключительного права или лицензионный). Он также может содержать положения, которые не относятся ни к одному из предусмотренных законом видов договоров. Вполне вероятно, что применительно к конкретным обстоятельствам юрист предложит в качестве оптимального варианта не единый документ, а, например, авторский договор заказа и договор об оказании услуг.

Предварительные шаги

Правоотношения в российском шоу-бизнесе развиты относительно слабо. Судебная практика, если сравнивать с Западом, невероятно скупа, а судьи склонны защищать интересы артиста как менее защищенной стороны, особенно если в договоре есть прорехи. Поэтому крайне важно формулировать условия договора таким образом, чтобы не создавалось впечатления, будто импресарио только получает, но ничего не вкладывает.

В большинстве случаев целесообразнее заключать продюсерский договор с артистом не как с физическим лицом, а как с индивидуальным предпринимателем, для чего исполнителю следует зарегистрироваться в данном качестве до подписания договора (процедура достаточно быстрая и недорогая). Это позволит значительно сократить реальные расходы продюсера, так как не надо будет выплачивать НДФЛ, ЕСН и другие налоги и отчисления сверх вознаграждения артиста. При этом бухгалтерская отчетность сводится к минимуму, потому что продюсер, являющийся юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, перестает быть налоговым агентом артиста. И что не менее важно, последний из беззащитного автора и/или исполнителя превращается в предпринимателя, действующего на свой страх и риск.

В договоре должны быть отражены реальные финансовые условия взаимодействия сторон. При этом все выплаты следует проводить официально. Нередко российская бизнес-действительность вынуждает указывать в продюсерском договоре заниженные суммы или, например, получать права «безвозмездно». Большинство причин, побуждающих скрывать подлинный размер вознаграждения артиста, устраняется после приобретения им статуса индивидуального предпринимателя: расходы, связанные с гонорарами, сводятся, грубо говоря, к 6-процентным отчислениям (налог на доход ИП) и фиксированным ежегодным платежам (незначительные суммы) вместо 30-40-процентных.

Документирование расходов

Чтобы, так сказать, уравнять права и обязанности сторон, я бы рекомендовал продюсерам хранить все доказательства трат на артиста, даже если какие-то из них вы не отнесли к договору официально. Копите свидетельства того, что вы участвуете в развитии музыкального проекта, собирайте бумаги, подтверждающие вашу работу по поиску заказчиков, продвижению и т.д. Перечисляйте гонорар артиста на его банковский счет с основанием платежа (примечанием к нему), специально разработанным для соответствующего перечисления или продюсерского договора. Если финансовые отношения оформлены официально, имеются документы, подтверждающие расходы продюсера, а с третьими лицами вы заключаете договоры в письменной форме и официально их исполняете, то в случае нарушения артистом обязательств значительно повышается вероятность возврата инвестиций, взыскания убытков, включая упущенную выгоду, и штрафных санкций, предусмотренных продюсерским договором.

При правильной формулировке условия договора, обязывающие исполнителя выглядеть определенным образом, контролировать свой вес, не заводить детей и не вступать в брак, допустимы, однако во время разбирательства вполне могут быть оспорены. А обязательства давать фиксированное количество концертов в месяц или год, проводить определенное время в студии или записывать оговоренное число песен/альбомов и т.п. имеют более прямое отношение к профессиональной деятельности артиста, а потому вполне законны. Их следует сформулировать четко и юридически корректно, так как просто «продаться в рабство» нельзя.

Мнения специалистов по поводу того, можно ли запретить певцу вести творческую и концертную работу с другими менеджерами, промоутерами и лейблами, расходятся. Полагаю, введение таких ограничений допустимо, но они должны быть сформулированы чрезвычайно грамотно. В большинстве случаев необходимость эксклюзивных отношений продюсера и артиста очевидна, поэтому, хочется верить, суды все-таки встанут на сторону импресарио, а договор должен их к этому подтолкнуть. Тем не менее, положения договора, полностью запрещающие артисту какую-либо творческую деятельность, с большой вероятностью могут быть оспорены в суде.

Псевдоним и логотип

В продюсерском договоре можно и нужно предусмотреть, кому во время и по окончании его действия будут принадлежать права на название и логотип проекта. Следует понимать, что наши суды вероятнее всего станут рассматривать название музыкальной группы как коллективный псевдоним – неимущественное право коллектива исполнителей. Формулируя положения договора, надо исходить из того, что коллективный псевдоним – это нечто абстрактное, ассоциируемое с группой, а не с конкретным участником или даже участниками. Из договора должно быть ясно, что именно продюсер возглавляет коллектив, определяет его состав, руководит и т.д. Поэтому расторжение договора с одним из членов группы не приведет к ее распаду или к прекращению права на псевдоним. Что касается логотипа, он в большинстве случаев является объектом авторского права. Если по отношению к нему вы будете выступать в роли правообладателя, никто не сможет использовать лого без вашего разрешения.

Как правило, в продюсерском договоре предусматриваются штрафные санкции за неисполнение артистом обязательств, например, за неявку на репетицию. Суд имеет право уменьшить штраф в случае его несоразмерности нарушению. При этом суд ориентируется в первую очередь на сумму вознаграждения по договору – вот еще одна причина для того, чтобы указать в нем реальные гонорары. Обязать артиста возмещать убытки продюсера вполне законно, однако его ответственность в ряде случаев ограничивается реальным ущербом, а упущенная выгода не компенсируется, если исполнитель выступает как физическое лицо. Думается, в суде легче будет отстоять позицию, обосновывающую взыскание убытков в полном размере, если артист является индивидуальным предпринимателем. Впрочем, это вопрос спорный.

Разрешение споров

Стороны чаще всего выбирают рассмотрение споров в государственном суде. В этом случае лучше установить договорную территориальную подсудность – по месту нахождения или жительства продюсера. Однако можно воспользоваться и правом на заключение третейского соглашения. Тогда спор по договору будет рассматриваться третейским судом, который выбрали импресарио и артист, а это может быть выгодно по следующим причинам:

а) если вы найдете судью, который специализируется в рассмотрении такого рода споров, то сможете рассчитывать на более «прогрессивное» мышление и толкование закона,

б) все произойдет быстрее, чем в государственном суде (за 2-6 месяцев); кроме того, решение третейского суда не подлежит пересмотру, то есть бесконечные обжалования исключаются,

в) разбирательство будет проходить конфиденциально, материалы дела не будут доступны третьим лица.

При всем этом решение третейского суда является обязательным для сторон, и на него также можно получить исполнительный лист.

Изменение условий

Пересмотр финансовых договоренностей в связи тем, что проект начал приносить прибыль, — справедливая норма, которая предусматривается почти всегда. В качестве альтернативного варианта, можно установить зависимость между размером вознаграждения артиста и сроком фактического исполнения обязательств по договору (чем дольше стороны сотрудничают, тем больше артист получает), что гарантирует его заинтересованность в проекте.

Чем серьезнее намерения сторон, чем долгосрочнее планы совместной работы, тем тщательнее следует прорабатывать договор. Дело в том, что многолетний срок действия договора увеличивает риски, связанные с юридическим качеством документа. В российское законодательство непрерывно вносятся изменения, которые чреваты возникновением споров о том, как должны меняться правоотношения в связи с появлением новых норм (закон не всегда четко регламентирует их действие). Во избежание конфликтов лучше составлять текст продюсерского договора с учетом возможных изменений и предусмотреть порядок действий сторон в подобных случаях.

Статья подготовлена в соавторстве с Аллой Пашовой и впервые опубликована в журнале «Импресарио», №11-12, 2009, с.с. 72-75 (статья «Договор на страже денег»).

Обратите внимание, что с 2010 года ЕСН отменен, вместо него введены взносы, однако суть сказанного в статье в отношении продюсера, артиста и соответствующих расходов не меняется.

Помните, что в договорах может быть масса юридических нюансов, на первый взгляд никак не могущих повлиять на правовые отношения продюсера и артиста, хотя на самом деле оказывающих существенное влияние на юридическую силу и исполнение договора. Поэтому лучше обратиться к юристу, специализирующемуся в соответствующей области, за разработкой продюсерского договора специально под вас и ваши отношения продюсер-артист.

Ссылка на страницу: Договор продюсера с артистом: договор на страже денег (авторы: Вадим Колосов, Алла Пашова)

Договор со звездой

(«ЭЖ-Юрист», 2011, N 19)

ДОГОВОР СО ЗВЕЗДОЙ

Сергей Федоранич, юрист, г. Братск.

Большинство крупных компаний практикуют приглашение звезд российской и зарубежной эстрады на корпоративные мероприятия. И только 20% всех организаторов подобных мероприятий знают, какая это головная боль, до момента заключения контракта, остальные же «вкушают» после того, как заявили об участии артистов в своем мероприятии. И отказаться стыдно, и вытянуть почти невозможно. Как же защититься?

Идеальный вариант для организации мероприятия — обратиться в крупные концертные агентства, которые зарекомендовали себя с двух сторон: и звезды не в обиде, и заказчики счастливы. Если бюджет мероприятия позволяет, то концертное агентство сделает все под ключ, то есть проконтролирует все мероприятие. Если денег в обрез — закажите только букинг, с остальным справитесь самостоятельно.

Концертные агентства (промоутеры) работают по одной из схем: эксклюзив, перекуп или букинг. Эксклюзивно представляя интересы артиста (у промоутера есть документальное подтверждение этого статуса — договор или контракт с артистом), концертное агентство несет огромную ответственность как перед артистом, так и перед заказчиком. В шоу-бизнесе очень много значит репутация. Промоутер, который плохо организовал гастроли артиста, может потерять его из ростера, а заказчики тянутся как раз к агентствам, у которых искомый артист в ростере.

Читайте так же:  Жалоба на прокурора вышестоящему прокурору

Эксклюзив — дело тонкое и не всегда прибыльное. Все зависит от договоренности. Так, промоутер может лишь пассивно оказывать услуги артисту, отвечая на звонки и обращения, а может и организовывать активно гастроли, то есть рассылать предложения, созваниваться, вести переговоры. Такие агентства, конечно, зарабатывают больше, но их — по пальцам перечесть. И такие агентства, как правило, профессионалы своего дела.

Преимуществ заказывать мероприятие у промоутера с правом эксклюзивного представления артиста несколько: гибкие цены, гибкие условия и лояльность артиста. Через такое агентство с артистом можно договориться о многом: и о снижении гонорара, и об упрощении райдера, и о фотосессии для жен боссов. Недостаток один — для такого агентства вопрос «кто прав?» открыт: и артист, и заказчик являются клиентами.

Агентства, которые перекупают артистов у других агентств, вызывают только раздражение — это паразитический вид бизнеса. Такое агентство просто «присосется» к вашему бюджету и откусит добрую часть, а ввиду того, что этим профи не удалось заполучить артиста в ростер, вывод напрашивается сам собой: никудышные агенты, не исключено, что и ваше мероприятие они «завалят». Их схема работы проста: заключают договор с концертным агентством, накидывают свою комиссию и заключают договор с заказчиком. Если заказчик находится вне пределов Москвы, то «перекупное агентство» к группе артиста прибавляет еще своего сотрудника, утяжеляя расходы на трансфер.

Букинг артистов, не имеющих персональных промоутеров, лучше осуществлять через агентство, у которого есть в ростере артисты. На самом деле, обращаясь в концертное агентство для букинга, заказчик преследует только одну цель — успешно провести переговоры ввиду наличия каких-либо барьеров (например, языковых, если артист зарубежный) или нехватки времени.

Пригласить артиста самостоятельно — дело нетрудное. Главное, на этапе согласования и переговоров обо всем договориться «на берегу», чтобы «в плавании» не потерять управление. Схема проста и состоит из шести этапов:

— определить площадку, ее вместимость и технические характеристики;

— обозначить диапазон дат мероприятия (у артистов продаются даты, а не выступления, и даты — это самый ценный товар, у успешных артистов свободных дат очень мало);

— выйти на менеджмент артиста и согласовать основную информацию — дату, площадку, размер гонорара и расходов;

— подписать документы (договор, технический райдер, бытовой райдер);

— внести предоплату, выкупить билеты на транспорт, чтобы дата мероприятия осталась за вами;

— отредактировать все параметры проекта — площадку, ее техническое состояние и бытовые условия.

Указанные этапы приблизительны, однако, если их придерживаться, вероятность уменьшения головной боли для новичка при организации корпоративного мероприятия с участием артиста значительно возрастет.

Это краеугольный камень, лежащий в основе спора между артистом и заказчиком. Если вы выберете площадку, вмещающую 3000 человек, и заявите мероприятие как корпоративное, артист может заподозрить, что его обманывают, и отказаться. Поэтому, если у вас корпоратив на 3000 человек, будьте готовы это доказать.

Далее — техника. Лучше прибегать к услугам клубов, тогда вероятность технического оснащения под технический райдер артиста увеличится, а затраты — сократятся. Если вы выберете ресторан, будьте готовы к дополнительным затратам в виде аренды необходимого оборудования.

Большинство артистов размещают на своих сайтах райдеры, желательно их скачать и показать клубу, чтобы проверить, какого оборудования не хватает. Недостаток можно согласовать или взять в аренду. Если райдера нет, его стоит запросить и провести проверку, так как затраты на аренду оборудования могут вылиться вам в сумму до 5 — 7 тыс. долл. Если площадка вас устраивает, то обязательно возьмите ее технические характеристики (размер сцены, наличие гримерок, спецификацию оборудования) и приступайте к следующему этапу.

Даты отправляются в плавание

Согласовывая дату мероприятия за неделю до ее наступления, вы сознательно идете на риск срыва мероприятия или увеличения стоимости выступления, поэтому готовьтесь заранее, примерно за месяц-два. Лучше за три. Помните, что артист зарезервирует дату для вас только в двух случаях: если вы внесете предоплату или у вас с ним долгие доверительные отношения.

Несколько опасных моментов, связанных с датами: если дата значимая (общероссийский праздник или знаковое событие), то и аренда площадки, и гонорар артиста будут выше, чем, например, за пару дней до этого события. Далее — дни недели. Конечно, выходные могут стоить дороже, чем будни. Стабильные, крупные предприятия поступают следующим образом: или переплачивают за пятницу или субботу, или дают полдня отгула для сотрудников на следующий будний день.

Самый сложный вопрос. Готовясь к разговору с менеджером артиста, помните несколько простых истин:

— менеджер — продавец, заинтересованный в продаже даты по максимально высокой цене. Будьте готовы сбивать цену (лучше предварительно обзвонить перекупщиков и узнать порядок цен);

— не дайте понять, что этот артист — единственный выход, а то вам основательно сядут на шею и вытрясут все до последней копейки, как цыганки на вокзале.

Чаще всего менеджер артиста (или директор, или концертный директор) — вежливый и серьезный человек, которому, однако, это не помешает отстаивать свои интересы по двум вышеуказанным истинам. Чтобы сэкономить время, начинайте всегда с условий — расскажите о мероприятии, датах на выбор и площадке и запросите информацию. Менеджер вам даст отчет по датам, и вы выберете наиболее выгодный вариант (в случае если даты свободной не будет, всегда артиста можно перекупить, если это действительно единственный выход). Корпоратив стоит всегда дороже, порой в два раза. Учитывайте валютное законодательство и договаривайтесь о сумме в рублях.

После согласования всех этих условий запросите документы, о которых поговорим подробнее.

Договор демонстрации концертной программы

Как уже неоднократно обсуждалось в прессе, правовое поле шоу-бизнеса очень узкое. В Гражданском кодексе очень мало норм, которые можно применить к концертной деятельности, поэтому договоры разрабатываются на основе судебной практики.

Договор, который максимально защитит заказчика при организации корпоративного мероприятия, — договор демонстрации концертной программы. Это название включает предмет договора — демонстрацию концертной программы, не «организацию выступления» или «проведение мероприятия», а именно демонстрацию. Чаще случается, что артисты, прибыв на площадку, проверяют бытовое оснащение гримерок и, не обнаружив указанных в райдере светло-бежевых полотенец, отказываются выступать и в суде заявляют, что нарушены условия «организации» концерта.

Существенными условиями договора являются:

— программа (и ее характеристики — количество артистов, продолжительность выступления);

— дата выступления (с указанием времени начала);

— место выступления (в формате: страна, субъект, город, улица, дом, название площадки);

— величина гонорара (в рублях).

В договоре также должны быть прописаны условия, которые избавят заказчика от проблем:

— информация об авторских правах: кому они принадлежат, на ком лежит бремя выплаты вознаграждения авторам (учтите, что большинство артистов включают в гонорар авторские выплаты, только «забывают» говорить об этом);

— ссылка на бытовой и технический райдеры, которые должны быть неотъемлемой частью договора и согласовываются один раз, до внесения предоплаты (после внесения заказчик навряд ли что-то уже согласует: действует правило «акцепта»);

— обязанность артиста прибыть на площадку заблаговременно для проведения саундчека (проверки звука и репетиции), продемонстрировать программу;

— лица, ответственные за принятие решений по проекту, — как со стороны заказчика, так и со стороны артиста;

— границы ответственности за безопасность артиста — лучше указать временные границы: с момента физического прибытия артиста на площадку и до момента физического отбытия;

— границы ответственности за возмещение ущерба, нанесенного артистом гостинице, площадке, третьим лицам, а также оплата личных счетов артиста (пользование телефоном в гостиничном номере, счета в ресторанах и барах). Желательно указать фразу: «Расходы, не указанные в согласованном и подписанном райдере и договоре, оплачиваются артистом самостоятельно»;

— порядок и условия финансовых расчетов (валюта, способ оплаты, дата оплаты: с момента поступления денег на счет или с момента оформления платежного поручения);

— порядок разрешения споров.

Это документ, в котором закреплены условия технического оснащения концертной площадки (технический райдер) и бытовые условия пребывания артиста на мероприятии (бытовой райдер).

Особое внимание обращайте на то, как составлен технический райдер: с возможностью альтернативного применения или нет (то есть необходимое оборудование можно заменить на аналоги). Подписание райдера лучше производить следующим образом: после согласования с лицом, ответственным за техническую часть площадки, — все ли есть, что нужно дополнительно взять в аренду, сколько это будет стоить, можно ли заменить на аналог, указанный в райдере.

Бытовой райдер составлен с учетом «звездности» артиста, поэтому рекомендуется заранее вычеркнуть дорогостоящие спиртные напитки или добавить слово «желательно», чтобы не разориться на ведрах с мартини и виски, которые артисты, как правило, забирают с собой. Постарайтесь сократить расходы по бытовому райдеру до минимума.

Прямо в райдере нужно указать: «Документ окончательный, изменению не подлежит», потому что артисты очень любят его дополнять и уточнять. Не допускайте — разоритесь.

Бытовой райдер «все включено» рассматривать вовсе не стоит. Как показывает практика, обычный бытовой райдер обходится в среднем в тысячу долларов, тогда как «все включено» может достигать десятков тысяч.

Заказчик не в Москве

Сразу готовьтесь к тому, что величина гонорара будет еще больше, чем в два раза, если артисту придется добираться до места проведения мероприятия на самолете или поезде. В этом случае не забудьте уточнить особенности трансфера: какого класса перелет и сколько человек каким классом летит (вид вагона для поезда — СВ или купе). К слову, билеты бизнес-класса объективны для артиста и его директора только в случае, если время перелета больше 8 часов. Проход же через VIP-залы неадекватен вообще.

Перелет артиста в другой город обойдется в значительную сумму. Если стоимость выступления артиста средней величины на корпоративном мероприятии в Москве (включая все расходы) встанет примерно в 10000 долл., то во Владивостоке где-то 30000 долл. Если заказчик готов понести такие расходы, то к пунктам договора стоит отнестись более серьезно, проанализировать все детали райдера (ведь артист будет полностью на содержании заказчика!) и еще раз, все взвесив, рассказать друзьям о грядущем событии.

Букинг — координирование сторон, между которыми возникли хозяйственно-деловые взаимоотношения, и последующее агентирование (ангажемент) артиста на требуемую заказчиком дату. При этом букинг-агентство не занимается координацией и администрированием самого мероприятия.

Ростер — каталог артистов концертного агентства.

Райдер — перечень обязательных условий и требований, предъявляемых артистом к организатору мероприятия, бывает двух видов — технический и бытовой.