Договор на аренду личного транспорта

Если сам будет управлять можете нарваться на ПФ и все налоги на зарплату. Договор аренды надо по умному составить. Когда проверял ПФ (до ЕСН) это была их любимая фишка.

Сделать договор аренды без экипажа? Или с экипажем и предусмотреть кроме арендной платы и еще и з/п как за водителя? Что безопасней?

Если у кого есть уже «надежно проверенный» договор аренды автомобиля и если его не жалко, скиньте пожалуйста мне на почтовый ящик [email protected]
Заранее спасибо.

Сама сейчас занимаюсь этим вопросом. И для себя определтила вариант договора безвозмездного использования автомобиля. Соответственно, транспортное средство переходит во владение организации (учитывается за балансом, т.к. право собственности сохраняется за сотрудником — ст. 689 ГК РФ). Поэтому фирма может учитывать не только расходы на ГСМ (ст. 695 ГК РФ, пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ), но и расходы по ремонту (текущему и капитальному), техобслуживанию, страхованию и так далее (ст. 695 ГК РФ, пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Документальное оформление данных расходов будет в точности таким же, как и по собственному транспорту организации. То есть для учета расходов, помимо договора ссуды потребуются путевые листы, документы, подтверждающие приобретение ГСМ, услуг по стахованию и т.п.
Договор ссуды избавит организацию и от проблем с единым социальным налогом и НДФЛ. Ведь по договору ссуды никаких выплат за предоставление машины в пользу сотрудника не производится (он может получать более высокую зарплату чем та, которую ему установили бы при работе на автомобиле организации). Соответственно базы для начисления налога не возникает.

Надо отметить, что заключение договора ссуды не исключает возможность использования сотрудником автомобиля и в свободное от работы время. Для этого нужно всего лишь оформить приказ по организации, на основании которого управлять данным автомобилем поручается работнику, являющемуся его собственником. Кроме того, желательно указать в приказе (или в ином внутреннем документе организации), что машина не обязательно должна храниться в месте нахождения организации. Это позволит сотруднику забирать машину после работы и на выходные.

Арендуем автомобиль у работника и начисляем страховые взносы

Автор: Сенин Н. К., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Вопрос:

Организация по договору аренды транспортного средства без экипажа арендует у своего работника автомобиль. Управлять им поручено тому же работнику, что он и делает, в течение дня выполняя поездки в интересах организации. Это подтверждается данными путевых листов. Облагаются ли выплаты по такому договору страховыми взносами?

Ответ:

В деятельности хозяйствующих субъектов нередко случается так, что их работники, находящиеся на определенных должностях и периодически совершающие поездки в интересах этих субъектов, используют для поездок собственные автомобили, то есть личное имущество. В соответствии со ст. 188 ТК РФ они вправе претендовать на возмещение расходов, связанных сиспользованием, износом (амортизацией) этого имущества.

Однако государство устанавливает ограничение на размеры такой компенсации. Формально можно компенсировать названные затраты в полном размере и они, являясь компенсационными, не будут облагаться НДФЛ и страховыми взносами. Но вот на расходы по налогу на прибыль, единому налогу на УСНО или ЕСХН такие затраты можно отнести в очень небольшой сумме.

Соответствующие пределы обозначены в Постановлении Правительства РФ от 08.02.2002 № 92:

Легковые автомобили с рабочим объемом двигателя

Предельный размер компенсации в месяц, руб.

До 2 000 куб. см включительно

Свыше 2 000 куб. см

Размеры этих компенсаций, безусловно, смехотворны и далеко не отражают реальных расходов работника, использующего свой автомобиль в интересах организации. Поэтому хозяйствующие субъекты используют другой способ, позволяющий компенсировать расходы в полной сумме, которая целиком может быть отнесена на расходы в целях налогообложения. Для этого с работником заключается договор аренды транспортного средства (ТС) без экипажа.

Как обычно оформляется договор аренды транспортного средства?

В соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ арендные платежи за арендуемое имущество относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, без ограничения.

Почему хозяйствующие субъекты предпочитают заключать именно договор аренды транспортного средства без экипажа? Данный договор подразумевает предоставление ТС во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации (ст. 642 ГК РФ). В этом его отличие от договора аренды транспортного средства с экипажем (фрахтования на время), согласно которому арендодатель предоставляет арендатору ТС за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации (ст. 632 ГК РФ).

То есть если арендодатель – физическое лицо, во втором случае договор подразумевает оказание этим лицом услуг арендодателю, в результате чего возникает объект обложения страховыми взносами.

Договор аренды транспортного средства без экипажа сам по себе не требует от арендодателя оказания каких-либо услуг, поэтому и базы для обложения страховыми взносами нет.

Почему такое оформление стало небезопасным?

Но на практике данный договор все равно может рассматриваться как договор с элементами оказания услуг – как раз в том случае, если согласно этому договору транспортным средством пользуется именно работник-арендодатель. И налогоплательщик-арендатор может быть принужден к уплате страховых взносов с сумм выплат по этому договору. Существенно, что такова позиция ВС РФ. Это видно из его Определения от 30.10.2017 № 308-КГ17-15395.

В нем рассмотрен период до 01.01.2017, когда страховые взносы начислялись в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Конечно, с указанной даты страховые взносы рассчитываются по правилам гл. 34 НК РФ, но надо признать, что нормы, которыми воспользовались арбитры в данном случае, аналогичны положениям НК РФ. Кроме того, надо иметь в виду, что согласно Федеральному закону от 03.07.2016 № 250-ФЗ органы ПФР сохранили право проводить проверки правильности начисления страховых взносов за периоды до 01.01.2017 и если у плательщика страховых взносов в то время действовал такой договор, риск доначисления взносов значителен.

В указанном определении ВС РФ поддержаны выводы нижестоящих судов, а они сводятся к следующему.

В Постановлении АС СКО от 27.06.2017 № Ф08-3727/2017 по делу № А53-27263/2016 отмечается, что работник (он же руководитель организации) заключил с организацией два договора аренды транспортного средства без экипажа (каждый – на отдельный автомобиль, принадлежащий работнику), именно он и пользовался этими транспортными средствами в служебных целях. Судьи указали на то, что применительно к договору аренды транспортного средства без экипажа арендатор своими силами осуществляет управление арендованным ТС и его эксплуатацию, как коммерческую, так и техническую (ст. 645 ГК РФ).

В отличие от этого, по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору ТС за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации (ст. 632 ГК РФ).

В отношении рассмотренных договоров аренды не было выявлено, что их участники установили отдельно стоимость арендной платы за пользование имуществом и плату за объем оказанных услуг.

Работник-арендодатель лично управлял автомобилями, которые предоставил в аренду. Организация в связи с этим ссылалась на то, что у него разъездной характер работы, а должность водителя не предусмотрена штатным расписанием. Но судьи пришли к выводу о фактическом выполнении арендодателем услуг управления транспортным средством. Они поддержали доводы чиновников: совокупный анализ условий о правах и обязанностях сторон спорных договоров, а также представленных при проверке документов (путевых листов, ежемесячных актов оказанных услуг в связи с арендой автомобиля, полиса ОСАГО) свидетельствует о наличии в них признаков соглашений об аренде транспортного средства с экипажем. Во всех представленных путевых листах за рассмотренный период в качестве водителя был указан работник-арендодатель. В полисе ОСАГО отражено, что договор страхования автотранспортного средства заключен страхователем в отношении автомобиля, используемого для личных целей (а не для целей проката, краткосрочной аренды). Согласно полису единственным допущенным к управлению автотранспортным средством лицом является этот же работник, то есть больше никто не имел права управлять ТС.

Арбитры пришли к выводу, что выплаты по договорам аренды, произведенные в пользу данного работника, являются объектом для начисления страховых взносов на основании ч. 2 ст. 7 Федерального закона № 212-ФЗ (норма, аналогичная п. 2 ст. 420 НК РФ).

То есть в данном случае организация, являясь плательщиком страховых взносов, фактически заключила договор аренды транспортного средства с экипажем с физическим лицом, услуги которого и оплачивались юридическим лицом (собственником транспортного средства и лицом, управляющим им, выступало одно физическое лицо).

Важно, что аналогичную позицию занял ВС РФ. И с большой долей вероятности ее будут учитывать органы контроля (фонды) во время проверок периодов до 01.01.2017, а также налоговики, обращаясь к периодам после этой даты.

Читайте так же:  Как оформить госпомощь

Как поступать теперь?

Итак, в подобной ситуации (когда сданным организации в аренду транспортным средством управляет сам же собственник этого имущества) целесообразнее заключать договор аренды транспортного средства с экипажем, что, надо признать, и отразит фактические взаимоотношения арендатора и арендодателя. При этом важно непосредственно в договоре показать по отдельности суммы арендной платы за ТС и услуг по управлению им.

Отметим, что в рассмотренном деле № А53-27263/2016 организация в итоге все-таки признала, что договор, по сути, является договором аренды транспортного средства с экипажем, и предложила облагать страховыми взносами лишь часть предусмотренной каждым из договоров суммы. Но поскольку эта часть в самих договорах не была обозначена, судьи решили, что облагаться страховыми взносами должна вся сумма договора.

Хотя имеется Постановление АС ВВО от 22.01.2016 № Ф01-5656/2015 по делу № А43-8503/2015, в котором при отсутствии указанного разделения в договоре аренды транспортного средства с экипажем было вынесено решение в пользу плательщика взносов. Раз нет выделенной стоимости услуг в общей стоимости договора, то нет и базы для обложения страховыми взносами – так рассудили арбитры. А в Постановлении АС ЗСО от 06.02.2017 № Ф04-7008/2017 по делу № А27-15074/2016 говорится: порядком исчисления страховых взносов не установлено если договором аренды предусмотрена единая цена, страховые взносы исчисляются с полной цены договора. Не предусматривает при заключении подобных договоров разделение арендной платы на составляющие и ГК РФ (Постановление ФАС ПО от 15.01.2013 по делу № А65-16395/2012).

Тем не менее, в свете сказанного в Определении ВС РФ от 30.10.2017 № 308-КГ17-15395 становится рискованным для плательщиков страховых взносов и далее избегать такого разделения. Позиция арбитражных судов может измениться.

Впрочем, высшие судьи ничего не решили по поводу того, каким должен быть размер этих составляющих относительно друг друга, да они и не вправе это делать. Следовательно, арендодатель и арендатор сами решают, какую сумму указать в договоре в качестве платы за услуги по управлению транспортным средством.

Расходы на аренду автомобиля

Налогообложение и документальное оформление расходов на аренду автомобиля и компенсации за использование автомобиля в служебных целях

Способы оформления использования транспорта (в том числе личного) в служебных целях

    Аренда автомобиля (в том числе личного)

• Аренда с экипажем

По такому договору арендодатель должен не только предоставить арендатору автомобиль, но и оказать ему услуги по его управлению и технической эксплуатации (ст. 632 ГК РФ).

• Аренда без экипажа

Заключив такой договор, организация просто получает автомобиль сотрудника во временное владение и пользование (ст. 642 ГК РФ).

Выплата компенсации за использование личного автомобиля сотрудника

Заключая договор, особое внимание уделите описанию арендуемого транспорта. В соглашении нужно прописать такие технические характеристики, чтобы можно было точно определить, какой именно автомобиль взят в аренду. Только в этом случае договор аренды считается заключенным. Об этом сказано в п.3 ст. 607 ГК РФ. В договоре аренды транспортного средства можно предусмотреть его выкуп.

Акт оказанных услуг по аренде автомобиля нужно составлять, только если это предусмотрено договором аренды. Периодичность составления тоже прописывают в договоре (ежемесячно, ежеквартально).
В бухучете стоимость арендованного автомобиля отражается на забалансовом счете в оценке, принятой в договоре. Амортизация на автомобиль, который не числится на балансе, не начисляется.

Налогообложение

При расчете налога на прибыль расходы, связанные с арендой автомобиля (в том числе сотрудника), можно учесть в сумме фактических затрат (пп. 10 п.1 ст.264, п.1 ст.252 НК РФ). При этом организация также вправе учесть в составе расходов:

  • затраты на ГСМ (пп.2 п.1 ст.253 НК РФ);
  • страховые платежи, если обязанность по страхованию возложена на арендатора (пп.1 п.1 ст.263 НК РФ, ст. 646 ГК РФ).

Документальным подтверждением расходов в виде арендной платы по договору аренды транспортного средства с экипажем являются договор аренды, акты приемки оказанных услуг в рамках заключенного договора аренды и иные документы, подтверждающие использование арендованного транспортного средства в производственной деятельности организации-арендатора (Письмо УФНС России по г. Москве от 30 апреля 2008 г. N 20-12/041966.1). К таким документам, например, относятся:

  • приказ руководителя организации о закреплении арендованных автомобилей за сотрудниками;
  • заявки на использование арендованных автомобилей;
  • копии путевых листов, позволяющих определить регулярность использования, а также маршрут движения арендованных автомобилей и время их использования.

Транспортный налог и налог на имущество за арендованное транспортное средство не платится (платит собственник имущества). Если организация арендует личный автомобиль сотрудника, то НДС данная операция не облагается. Сумма арендной платы включается в доход работника для целей уплаты НДФЛ, но не облагается страховыми взносами.

Учет расходов по эксплуатации арендованного автомобиля и их распределение между сторонами


* В договоре аренды может быть предусмотрен иной порядок распределения указанных расходов.

Выплата компенсаций за использование личного автомобиля сотрудника

Основанием для выплаты компенсации за использование личного автомобиля сотрудника является приказ руководителя или трудовой (коллективный) договор, в котором предусматриваются размеры такой компенсации. Для получения денег сотрудник должен представить в бухгалтерию копию технического паспорта личного автомобиля, заверенную в установленном порядке.

Расходы на компенсацию за использование личного автомобиля в служебных целях могут учитываться в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, только в пределах норм, установленных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002г. №92.

Согласно постановлению нормы на выплату компенсации составляют:

  • по легковым автомобилям с рабочим объемом двигателя до 2000 куб. см включительно — 1200 руб. в месяц;
  • по легковым автомобилям с рабочим объемом двигателя свыше 2000 куб. см включительно — 1500 руб. в месяц.

Таким образом, независимо от фактически компенсированной организацией работнику суммы его затрат, связанных с использованием им в течение месяца личного автомобиля для служебных поездок, для целей налогообложения прибыли указанные расходы признаются только в пределах норм, установленных Постановлением №92.

При этом представители налоговых органов считают, что сотруднику необходимо оформлять путевые листы для подтверждения фактического использования личного автомобиля для служебных поездок и обоснованности понесенных расходов. Такое подтверждение необходимо для того, чтобы организация могла:

  • не удерживать НДФЛ и страховые взносы с суммы компенсации;
  • учесть сумму компенсации при расчете налога на прибыль.

Более того, поскольку в размерах вышеуказанных компенсаций, установленных законодательством, учтено возмещение затрат, возникающих в процессе эксплуатации автомобиля (износ, ГСМ, ремонт), стоимость ГСМ, возмещаемая организацией сотрудникам, использующим личный автотранспорт в служебных целях, не может быть повторно включена в состав расходов (письмо Минфина России от 23.09.2013г. №03-03-06/1/39239).

Непосредственными покупателями ГСМ на АЗС обычно являются сотрудники организации (водители). Средства на приобретение бензина организация выдает таким сотрудникам под отчет по РКО.

В течение трех рабочих дней со дня окончания срока, на который были выданы подотчетные суммы, сотрудник обязан отчитаться о расходах (п.6.3 Указания Банка России от 11.03.2014г. №3210-У). К авансовому отчету должны быть приложены кассовые чеки с указанием количества, марок и стоимости ГСМ и даты покупок. В бухучете приобретенные ГСМ отражаются на субсчете 10-3 «Топливо».

Если АЗС выдала сотруднику счет-фактуру, оформленный в организацию, или сумма НДС обозначена в отдельной строке кассового чека, подтверждающего покупку ГСМ, то НДС можно принять к вычету.

Если счета-фактуры нет, то ГСМ приходуется по цене, которая указана в кассовом чеке с учетом НДС (п.6 ПБУ 5/01).

Количество израсходованных ГСМ должно быть подтверждено документально, для этого необходимо оформлять путевые листы. Путевые листы могут быть оформлены по унифицированной или самостоятельно разработанной форме.

Путевой лист оформляется в одном экземпляре на каждое транспортное средство. Заполнять бланк должен уполномоченный сотрудник организации (например, диспетчер или секретарь). Все путевые листы должны быть пронумерованы и заверены печатью (штампом).

При выезде автомобиля и после его возвращения в гараж путевой лист должен заверить механик или сотрудник, отвечающий за эксплуатацию автотранспорта, своей подписью (с указанием Ф. И. О.) или соответствующим штампом.

Даты и время предрейсового и послерейсового медосмотра водителя проставляет медработник, проводивший осмотр. Эти данные также должны быть заверены его подписью (с указанием Ф. И. О.) или соответствующим штампом.

Путевой лист оформляйте на каждый день или иной срок не более одного месяца. Если транспортное средство используют посменно несколько водителей, то можно на одну машину оформить сразу нескольких путевых листов – для каждого водителя.

Многие суды подтверждают: расходы на ГСМ не уменьшают базу по налогу на прибыль, если в путевых листах нет информации о маршруте, пробеге, показаниях спидометра, если путевые листы подписаны неуполномоченными лицами, отсутствуют расшифровки подписей и т.п. Ошибки и неточности при заполнении путевых листов также являются основанием для исключения данных расходов из состава уменьшающих базу по налогу на прибыль.

Использование служебного автомобиля без путевых листов рассматривается налоговыми органами как использование автомобиля в личных целях. Такой доход, полученный в натуральной форме, включается в базу для начисления НДФЛ.

Расходы на ГСМ можно подтвердить не только путевыми листами, но и любыми другими документами, позволяющими достоверно определить пройденный путь. Например, документами, заполненными на основе данных приборов учета и контроля за перемещением транспортных средств с использованием системы спутниковой навигации ГЛОНАСС или иных систем. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 16.06.2011г. №03-03-06/1/354.

Аренда автомобиля у сотрудника — налогообложение в 2018 году

Аренда авто у сотрудника предприятия без экипажа

Рассмотрим налогообложение аренды авто у сотрудника предприятия. Этому посвящена ст. 642 ГК РФ. С сотрудником необходимо заключить договор аренды транспортного средства (далее —ТС) в письменном виде. Согласно ст. 644–645 ГК РФ арендатор обязан своими силами обеспечивать сохранность, ремонт и управление транспортным средством. Договором аренды можно предусмотреть, кто будет оплачивать страховку и ГСМ, а также текущие расходы, например парковку. К договору должен быть составлен акт приема-передачи авто.

Читайте так же:  Договор о поставке товара пример заполнения

В указанном случае арендатор-организация выступает в качестве налогового агента по НДФЛ, поэтому не позднее следующего дня после дня выплаты арендной платы физическому лицу она обязана перечислить сумму НДФЛ в бюджет (п. 1 и 6 ст. 226 НК РФ).

Страховые медицинские и пенсионные взносы, а также взносы на социальное страхование по договору аренды авто платить не нужно (п. 4 ст. 420 НК РФ).

Предприятия на ОСНО могут включать арендную плату в состав расходов (подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ). Также можно учесть все экономически оправданные и документально подтвержденные расходы на страхование, ремонт, управление и бензин, если стороной, несущей указанные затраты, является арендатор согласно договору аренды.

Предприятия на УСН «доходы минус расходы» могут учесть суммы арендной платы в расходах (подп. 4 п. 1 ст. 346.16 НК РФ), а также суммы по содержанию, ремонту и обязательному страхованию арендованного автомобиля, если эти расходы документально подтверждены.

Применение онлайн-касс при аренде авто

По новой редакции закона «О ККТ» от 22.05.2003 № 54-ФЗ, расчетом считается получение и выплата денежных средств наличными деньгами или в безналичном порядке за товары, работы, услуги (абз. 20 ст. 1.1 закона 54-ФЗ), и применение ККТ при осуществлении расчетов обязательно всеми организациями и ИП (п. 1 ст. 1.2 закона 54-ФЗ). Таким образом, при перечислении денежных средств сотруднику в счет внесения арендной платы по договору аренды ТС организация должна пробить кассовый чек.

Исключение, действующее до 01.07.2019, — если оплата произведена в банке через кассира-операциониста (п. 4 ст. 4 закона от 03.07.2018 № 192-ФЗ). Однако стоит сделать ремарку о том, что трактовка положений закона 54-ФЗ разнообразна. До сих пор эксперты и специалисты ФНС и Минфина не пришли к единому мнению о необходимости пробивать чек по договорам ГПХ. На данный момент безопаснее пробить чек, особенно если предприятие уже применяет онлайн-кассы.

Договор на аренду транспортного средства с экипажем

Бывает договор аренды транспортного средства с экипажем — налогообложение в этом случае будет несколько отличаться. Этот вид договора описан в ст. 632 ГК РФ. Согласно ст. 634 ГК РФ затраты на содержание и ремонт ТС несет арендодатель. Остальное должно быть прописано в договоре. Оплата состоит из двух частей: плата за аренду ТС и плата за оказание услуг по управлению ТС.

При заключении с сотрудником договора аренды ТС с экипажем предприятие является налоговым агентом по НДФЛ по тем же основаниям, что и при аренде без экипажа. Поэтому на всю сумму договора необходимо начислить НДФЛ и перечислить его в бюджет.

Взносы начисляются по-другому. Если в договоре четко выделена плата за аренду, то на эту сумму можно не начислять страховые взносы (п. 4 ст. 420 НК РФ), а плата за оказание услуг по управлению ТС взносами облагается (п. 2 ст. 420 НК РФ). Поэтому лучше прописать в договоре указанные затраты раздельно, а не единой суммой. Иначе вполне вероятно доначисление страховых взносов на всю сумму договора.

Расходы на коммерческую эксплуатацию ТС можно учесть в расходах при ОСНО. Надо четко прописать в договоре обязанности арендодателя и арендатора. Если в договоре указано, что определенные затраты ложатся на арендатора, то он их учитывает в расходах при условии, что они подтверждены документами. При УСН не все расходы могут быть учтены для расчета налога (например, расходы на парковку или КАСКО нельзя учесть). Полный список принимаемых расходов при УСН приведен в ст. 346.16 НК РФ.

Аренда авто с экипажем у ИП

Арендодателем может выступать физическое лицо, зарегистрированное как ИП. Вопрос налогообложения при аренде автомобиля с экипажем у ИП полностью снимается с организации-арендатора. Налог с дохода от аренды платит ИП в соответствии с применяемой им системой налогообложения. Что касается страховых взносов в части оплаты услуг по управлению транспортным средством, то и здесь ИП уплачивает их самостоятельно в фиксированном размере в рамках своей предпринимательской деятельности, если он сам является водителем. В случае наличия наемного персонала на этой должности ИП уплачивает страховые взносы в общем порядке как работодатель.

Расходы по аренде авто у ИП организация-арендатор признает в том же порядке, что и по аренде авто у физического лица.

Аренда авто у ИП без экипажа

При аренде авто у ИП без экипажа налогообложение следующее: налог с дохода и страховые взносы уплачивает сам ИП в рамках своей предпринимательской деятельности.

То же самое относится и к вопросу признания затрат на аренду у арендатора: ситуация аналогична предыдущим рассмотренным случаям. Можно признать экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, а при УСН — входящие в список разрешенных затрат.

Стоит отдельно проговорить момент онлайн-касс. Согласно закону 54-ФЗ чек необходимо пробивать при расчетах между юридическими лицами и ИП в случае расчетов наличными деньгами или банковской картой. Таким образом, при оплате аренды авто предпринимателю наличными или переводом с карты на карту необходимо пробить кассовый чек. Если есть желание избежать использования кассовой техники, необходимо оплачивать аренду безналом — переводом денежных средств с расчетного счета организации-арендатора на расчетный счет предпринимателя-арендодателя.

Компенсация за использование личного имущества

Еще одним видом оплаты пользования автомобилем сотрудника является компенсация за аренду автомобиля у сотрудника — налогообложение опишем далее. Выплата компенсации регулируется ст. 188 ТК РФ. Для ее правомочности надо заключить письменное соглашение между работником и работодателем в виде дополнительного соглашения к трудовому договору. Компенсация может выплачиваться лишь работнику — собственнику авто, в чьи должностные обязанности входит перемещение транспортом.

Директор издает приказ о выплате компенсации, где указан ее размер. Под компенсацией подразумевается материальное возмещение износа машины и расходов, связанных с эксплуатацией авто. Размер компенсации законодательством не ограничен, но, назначая сумму, стоит исходить из соображений здравого смысла: учитывать степень износа транспорта и частоту его использования. Компенсацию можно выплачивать только при документальном подтверждении того факта, что авто использовалось в служебных целях, а не в личных. Таким подтверждением может служить путевой лист.

Компенсация за использование личного транспорта не облагается НДФЛ и страховыми взносами (письмо Минфина РФ от 23.01.2018 № 03-04-05/3235).

Компенсацию можно включить в расходы по ОСНО и УСН (подп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ) в пределах, установленных законодательно: в зависимости от объема двигателя норма будет 1200 рублей в месяц (меньше 2000 куб. см) и 1500 рублей в месяц (свыше 2000 куб. см). Компенсация сверх указанных лимитов в расходах по налогу на прибыль и УСН не учитывается.

Кто платит транспортный налог при аренде авто

Важный вопрос: кто платит транспортный налог при аренде автомобиля? Из ст. 357 НК РФ видим, что налогоплательщиками признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства. При аренде автомобиля перерегистрировать на другого собственника его не нужно, поэтому ответ на поставленный вопрос однозначен: при аренде авто под налогообложение транспортным налогом попадает арендодатель. Другое дело, что размер этого налога может быть учтен при расчете размера арендной платы за пользование автомобилем.

Транспортный налог является региональным налогом, поэтому ставки и порядок сдачи отчетности определяются регионами в рамках, установленных НК РФ. Индивидуальные предприниматели платят этот налог как физические лица, то есть сами его не рассчитывают и отчетность по нему не сдают.

Сдача в аренду машины индивидуальным предпринимателем

Налогообложение сдачи в аренду автомобиля у ИП происходит следующим образом: предприниматель платит налог с дохода (НДФЛ или налог при УСН) от сдачи автомобиля в аренду согласно своей системе налогообложения (если он применяет ОСНО, то необходимо еще заплатить НДС), а также фиксированные страховые взносы за себя.

Если же заключен договор аренды автомобиля с экипажем — налогообложение меняется лишь при наличии работников. То есть, если водителем выступает сам ИП, выплаты аналогичны выплатам при аренде без экипажа. Если же водителем является работник ИП, то с заработной платы, начисляемой этому работнику, ИП платит все социальные страховые взносы и НДФЛ как работодатель. При этом фиксированные страховые взносы за себя ИП также уплачивает.

В зависимости от обязанностей, прописанных в договоре аренды, ИП-арендодатель может учесть у себя в расходах документально подтвержденные затраты в соответствии со своей системой налогообложения.

Аренда личного автомобиля генерального директора

Можно заключить договор аренды личного автомобиля с директором ООО — налогообложение в этом случае не будет иметь каких-либо особенностей, так как директор является таким же сотрудником.

Стоит обратить внимание: для того чтобы избежать излишнего внимания налоговых органов к этой сделке, арендная плата должна соответствовать рыночной. Если ООО имеет несколько учредителей, то на одобрение заинтересованной сделки потребуется протокол общего собрания участников. Если генеральный директор является единственным учредителем, то препятствий для заключения договора аренды не будет, так как подписывать этот договор будет хоть и один человек с обеих сторон, но со стороны ООО он будет действовать от имени организации, а со своей — от себя лично.

Сравнительная таблица налоговых последствий аренды авто для организации

Читайте так же:  Мтс финансовая отчетность 2018 год

Личное авто в служебных целях: как не остаться в минусе

Довольно часто специфика деятельности фирмы, осуществляющей, например, доставку продаваемых товаров непосредственно на дом покупателям, предполагает, что в штате должны состоять работники, имеющие собственный транспорт – автомобиль или мотоцикл. Однако эксплуатировать имущество своего сотрудника принудительно и на безвозмездных началах работодатель не может. Для оформления отношений, в которых будут учтены интересы владельца такого имущества, Российское законодательство предлагает две возможные схемы. И как водится, каждая из них имеет свои нюансы.

Компенсация

Согласно положениям статьи 188 Трудового кодекса, использование в интересах фирмы личного имущества работника возможно только с его согласия. При этом ему выплачивается компенсация, а также возмещаются расходы, связанные с использованием имущества. Размер такой компенсации зависит исключительно от того, к каким договоренностям придут стороны. Конкретные суммы фиксируются в трудовом договоре. Однако, чем она выше, тем больше будет размер сопутствующих налоговых расходов для каждой из заинтересованных сторон.

Фирма на ОСНО могут учесть выплату компенсации сотруднику за использование личного авто в уменьшение налога на прибыль, на основании подпункта 11 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса. Аналогичная возможность предоставлена и фирмам на упрощенной системе налогообложения (подп. 12 п. 2. ст. 346.16 НК РФ). Однако и те и другие обязаны руководствоваться в вопросах определения максимальной суммы таких расходов нормами, установленными Постановлением Правительства РФ № 92. Они в свою, очередь предполагают, что для легковых автомобилей с рабочим объемом двигателя до 2 000 кубический сантиметров включительно компенсация должна составлять 1 200 рублей в месяц, а для авто свыше 2 000 кубический сантиметров — 1 500 рублей в месяц. Для мотоциклов Постановлением предусмотрен предел компенсации в 600 рублей. То есть вне зависимости от суммы, о которой договорятся работник и работодатель, часть компенсации, превышающая этот лимит, в налоговых расходах не участвует.

Не следует забывать также и о требовании статьи 252 Налогового кодекса, которое распространяется и на «упрощенцев»: налоговыми расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, направленные на получение дохода. Последнее не вызывает сомнений у налоговиков, если работа сотрудника действительно связана с постоянными разъездами в соответствии с должностными обязанностями. К «бумажной» стороне вопроса инспекторы, как правило, более придирчивы. Так что сам факт назначения компенсации за использование личного транспорта, а также ее размер должны быть зафиксированы в приказе руководителя организации. Сотрудник в свою очередь должен предоставить копию технического паспорта транспортного средства. И, разумеется, за то время, в течение которого сотрудник находился в отпуске, командировке, на больничном, словом, когда он фактически не работал, а его автомобиль соответственно не использовался, компенсация не выплачивается.

Теперь рассмотрим компенсацию за личное авто с точки зрения налогообложения дохода самого работника. Согласно пункту 3 статьи 217 Налогового кодекса все виды установленных действующим законодательством Российской федерации компенсационных выплат, связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей, в пределах законодательно установленных норм, обложению НДФЛ не подлежат.

Надо сказать, что контролирующие органы долгое время были уверены, что лимиты, установленные Постановлением Правительства № 92, действуют и в данном случае, и все выплаты свыше заявленных норм следует не только исключать из налоговых расходов, но и облагать налогом на доходы физлиц (письма Минфина от 26 марта 2007 года № 03‑04‑06-01/84, от 01 июня 2007 года № 03‑04‑06-01/171, от 24 декабря 2007 года № 03‑11‑04/3/513). Однако позже в письмах от 31 декабря 2010 года № 03-04-06/6-327 и от 25 октября 2012 года № 03-04-06/9-305 финансовое ведомство изменило свою позицию. Авторы этих писем ссылались на то, что в главе 23 Налогового кодекса нет норм компенсаций за использование личного имущества работника в служебных целях. Исходя из этого делался вывод, что руководствоваться следует лишь Трудовым кодексом, который в свою очередь предполагает, что размеры компенсации целиком и полностью зависят от договоренностей сторон. Аналогичные выводы напрашиваются и из положений статьи 9 закона № 212-ФЗ от 24 июля 2009 года и статьи 20.2 Закона № 125-ФЗ от 24 июля 1998 года (в редакции от 29 февраля 2012 года): от обложения любыми взносами освобождается вся сумма компенсации, оговоренная в письменном соглашении между работником и фирмой.

Авто-аренда

Для того чтобы организация не была привязана к упомянутым выше нормам и могла полностью учесть компенсацию (точнее, ее аналог) при расчете налогооблагаемой базы, оформить использование личного транспорта работника можно с помощью предлагаемого статьей 642 Гражданского кодекса способа – путем заключения договора аренды транспортного средства без экипажа. В этом случае стороны подписывают соглашение, согласно которому сотрудник передает личный автомобиль во временное пользование фирме и получает за это ежемесячную плату. Сумма арендной платы полностью учитывается в налоговых расходах на основании подпункта 10 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса для общережимных организаций и на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса — для фирм на УСН.

А вот для владельца автомобиля арендная плата будет являться доходом, облагаемым НДФЛ 13% на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 208 Налогового кодекса. При его выплате сотруднику организация должна будет исполнить свои обязанности налогового агента и удержать соответствующую сумму налога (ст. 226 НК РФ). Взносами арендная плата не облагается. Согласно пункту 3 статьи 7 Закона № 212-ФЗ, а также подпункту 2 пункта 1 статьи 20.2 Закона № 125-ФЗ любые выплаты и иные вознаграждения, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, связанных с передачей в пользование имущества, расчетную базу для начисления взносов не увеличивают.

Таким образом, оформляя использование автомобиля работника в интересах фирмы договором аренды, мы имеем обратную ситуацию. Если при выплате адекватного размера компенсации дополнительные затраты налогового бремени ложатся на работодателя, то в данном случае пожертвовать частью дохода придется работнику. Впрочем, ничто не мешает увеличить цену в договоре аренды на 13/87, чтобы покрыть издержки, связанные с уплатой НДФЛ. На возможность списать соответствующие суммы в расходы организации это не повлияет. Главное не завышать стоимость аренды настолько, чтобы она радикально отличалась от среднерыночной.

Авто по доверенности

В вопросе выплаты компенсации за использование имущества работника есть и еще один нюанс. Так, ни для кого не секрет, что управлять автомобилем можно на основании доверенности. Однако если в интересах фирмы будет использоваться такой автомобиль, то следует быть готовыми к тому, что компенсационные выплаты за него подпадут под налогообложение по полной программе. Так, в письмах Минфина от 21 сентября 2011 года № 03-04-06/6-228 и от 21 февраля 2012 года № 03-04-06/3-42 уточняется, что пункт 3 статьи 217 Кодекса предполагает освобождение от НДФЛ компенсаций лишь за личное имущество. Кроме того, возмещение работодателем расходов работника, связанных с использованием не принадлежащего ему имущества, не предусмотрено Трудовым кодексом. И в продолжение рассматриваемого вопроса в письме от 3 мая 2012 года № 03-03-06/2/49 специалисты финансового ведомства безапелляционно констатируют: в целях главы 25 Налогового кодекса транспортное средство, за использование которого работнику выплачивается компенсация, должно принадлежать ему на праве собственности. А это означает, что и на упрощенной системе налогообложения необходимо руководствоваться этим правилом, исключая выплату компенсации за авто по доверенности из налоговых расходов.

Оплата ГСМ

Отдельное внимание стоит уделить вопросу возмещения стоимости бензина работнику с личным транспортом. Если речь идет о выплате фиксированной ежемесячной компенсации, то ее размер, как считают в Минфине, уже включены все затраты по эксплуатации автомобиля, включая ГСМ, техническое обслуживание и текущий ремонт (письмо от 31 января 2013 года № 03-11-11/38). То есть фактически это означает, что даже при постоянных разъездах в служебных целях, списать при расчете «прибыльной» базы фактическую стоимость израсходованного бензина не получится – нужно руководствоваться все теми же мизерными по нынешним меркам нормами из Постановления № 92.

Решить эту проблему можно опять же с помощью договора аренды. Просто пропишите в нем дополнительную компенсацию затрат на ГСМ отдельным пунктом. В этом случае такие выплаты работнику не будут облагаться «зарплатными» сборами, ведь они не являются вознаграждением и не образуют доход работника. Одновременно их можно будет учесть при расчете налога на прибыль или «упрощенного» налога. Правда тут возникает очередной нюанс. Дело в том, что по мнению Минфина, выраженному, в частности в письме от 17 ноября 2011 года № 03-11-11/288, при списании затрат на бензин следует ориентироваться на нормы расхода ГСМ, содержащиеся в Методических рекомендациях, утвержденных Распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 года № АМ-23-р. Однако данный документ предназначен для автотранспортных предприятий – это следует из его текста. А в Налоговом кодексе о таких нормах не говорится. Так что не будет большой ошибкой, если фирма учтет полную стоимость сожженного горючего в своих налоговых расходах. Тем более, что подобный подход одобрен и в арбитражной практике (определение ВАС РФ от 14 августа 2008 года № 9586/08, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27 января 2009 года № Ф04-7730/2008(17508-А03-46)).

А вот в вопросе необходимости оформлять путевые листы в качестве подтверждения служебных целей каждой поездки судьи и налоговики в основном солидарны. Это такие же необходимые первичные документы, как, например чеки и накладные, подтверждающие покупку бензина. И соответственно их отсутствие грозит фирме исключением расходов на ГСМ из налогового расчета. Оформлять путевые листы необходимо как в случае использования автомобиля сотрудника на основании договора аренды, так и при выплате компенсации.