Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ
«О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»

С изменениями и дополнениями от:

21 июля 1998 г., 9 марта 2001 г., 31 декабря 2002 г., 30 июня, 8 декабря 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 7 марта 2005 г., 15 апреля 2006 г., 5 февраля, 21, 24 июля, 30 октября 2007 г., 27 сентября 2009 г., 1 июля, 29 декабря 2010 г., 7 февраля, 5, 21 апреля, 3 декабря 2011 г., 2, 25 ноября, 28 декабря 2013 г., 3 февраля, 28 июня, 22 декабря 2014 г., 3 июля, 28 декабря 2016 г., 19 июля 2018 г.

Принят Государственной Думой 21 июня 1995 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

Регулируется порядок и определяются условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей.

Устанавливаются права подозреваемых и обвиняемых и порядок их обеспечения, основные требования, предъявляемые к обеспечению изоляции. Определяется материальная ответственность подозреваемых и обвиняемых в случаях причинения ущерба государственному имуществу. Указываются основания освобождения из-под стражи.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением: ч. 2 ст.5, которая вступает в силу после приведения уголовно-процессуального законодательства в соответствие с положениями Конституции Российской Федерации;

пунктов 5, 11 и 16 ч. 1 ст. 17 — в отношении подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в изоляторах временного содержания; частей первой (в части требований гигиены и санитарии), частей 2 и 5 ст. 23 — в отношении подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в изоляторах временного содержания и следственных изоляторах, которые вступают в силу с момента создания соответствующих условий, но не позднее 1 января 1998 года.

Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением норм, перечисленных в статье 52 настоящего Закона

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 20 июля 1995 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 17 июля 1995 г., N 29, ст. 2759

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 203-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 503-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 299-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 446-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 193-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. N 7-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 435-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 ноября 2013 г. N 294-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 378-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 апреля 2011 г. N 78-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2011 г. N 49-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2011 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 434-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 июля 2010 г. N 132-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 сентября 2009 г. N 224-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 октября 2007 г. N 241-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дняофициального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 194-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. N 10-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. N 9-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 15 апреля 2006 г. N 50-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 марта 2005 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 161-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2002 г. N 187-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 марта 2001 г. N 25-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 15 июля 1995 года №103-ФЗ

О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений

(В редакции Федеральных законов Российской Федерации от 21.07.1998 г. №117, 09.03.2001 г. №25, 31.12.2002 г. №187, 30.06.2003 г. №86, 08.12.2003 г. №161, 29.06.2004 г. №58, 22.08.2004 г. №122-ФЗ, 07.03.2005 г. №15-ФЗ, 15.04.2006 г. №50-ФЗ, 05.02.2007 г. №9-ФЗ, 05.02.2007 г. №10-ФЗ, 21.07.2007 г. №194-ФЗ, 24.07.2007 г. №214-ФЗ, 30.10.2007 г. №241-ФЗ, 27.09.2009 г. №224-ФЗ, 01.07.2010 г. №132-ФЗ, 29.12.2010 г. №434-ФЗ, 07.02.2011 г. №4-ФЗ, 05.04.2011 г. №49-ФЗ, 21.04.2011 г. №78-ФЗ, 03.12.2011 г. №378-ФЗ, 02.11.2013 г. №294-ФЗ, 25.11.2013 г. №317-ФЗ, 28.12.2013 г. №435-ФЗ, 03.02.2014 г. №7-ФЗ, 28.06.2014 г. №193-ФЗ, 22.12.2014 г. №446-ФЗ, 03.07.2016 г. №227-ФЗ, 03.07.2016 г. №299-ФЗ, 28.12.2016 г. №503-ФЗ, 19.07.2018 г. №203-ФЗ)

Принят Государственной Думой Российской Федерации 21 июня 1995 года

Глава I. Общие положения


Статья 1. Задачи настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

Статья 2. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

подозреваемый и обвиняемый — лица, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления либо в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

Статья 3. Цели содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений

Содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (далее — содержание под стражей) осуществляется в целях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Статья 4. Принципы содержания под стражей

Содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (далее — подозреваемые и обвиняемые).

Статья 5. Основания содержания под стражей

Основанием содержания под стражей лиц, задержанных по подозрению в совершении преступлений, является протокол задержания, составленный в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Основанием содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, является судебное решение, вынесенное в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Читайте так же:  Образец заполнения заявления о переводе денежных средств

Статья 6. Правовой статус подозреваемых и обвиняемых

Подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений считаются невиновными, пока их виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Они пользуются правами и свободами и несут обязанности, установленные для граждан Российской Федерации, с ограничениями, предусмотренными настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Подозреваемые и обвиняемые иностранные граждане и лица без гражданства, содержащиеся под стражей на территории Российской Федерации, несут обязанности и пользуются правами и свободами, установленными для граждан Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, а также международными договорами Российской Федерации.

Не допускается дискриминация подозреваемых и обвиняемых по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также по иным обстоятельствам.

Статья 7. Места содержания под стражей

Местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются:

следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы;

изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел;

изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых пограничных органов федеральной службы безопасности.

В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых могут являться учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющие уголовное наказание в виде лишения свободы (далее — учреждения, исполняющие наказания), и гауптвахты.

В случаях, когда задержание по подозрению в совершении преступления осуществляется в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации капитанами морских судов, находящихся в дальнем плавании, или начальниками зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовками, подозреваемые содержатся в помещениях, которые определены указанными должностными лицами и приспособлены для этих целей.

Лицо или орган, в производстве которых находится уголовное дело, обязаны незамедлительно известить одного из близких родственников подозреваемого или обвиняемого о месте или об изменении места его содержания под стражей.

В целях осуществления контроля в пределах своей компетенции без специального разрешения посещать следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности, а также гауптвахты, используемые для содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право:

Президент Российской Федерации;

Председатель Правительства Российской Федерации;

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации;

представители международных (межгосударственных, межправительственных) организаций на основании соответствующих международных договоров Российской Федерации;

высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации в пределах соответствующих территорий;

члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные на то законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в пределах соответствующих территорий;

Генеральный прокурор Российской Федерации, а также уполномоченные им прокуроры и прокуроры, осуществляющие надзор за исполнением законов администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу в пределах соответствующих территорий;

члены общественных наблюдательных комиссий в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 10 июня 2008 года №76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», в пределах соответствующих территорий;

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченные по правам ребенка в субъектах Российской Федерации в пределах соответствующих территорий — места содержания под стражей, в которых содержатся несовершеннолетние и беременные женщины.

Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»

Федеральный закон от 15.07.1995 N 103-ФЗ

«О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»

(в ред. Федеральных законов от 21.07.98 N 117-ФЗ, от 09.03.2001 N 25-ФЗ, от 31.12.2002 N 187-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 08.12.2003 N 161-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 07.03.2005 N 15-ФЗ, от 15.04.2006 N 50-ФЗ, от 05.02.2007 N 9-ФЗ, от 05.02.2007 N 10-ФЗ, от 21.07.2007 N 194-ФЗ, от 24.07.2007 N 214-ФЗ, от 30.10.2007 N 241-ФЗ, от 27.09.2009 N 224-ФЗ, от 01.07.2010 N 132-ФЗ, от 29.12.2010 N 434-ФЗ, от 07.02.2011 N 4-ФЗ, от 05.04.2011 N 49-ФЗ, от 21.04.2011 N 78-ФЗ, от 03.12.2011 N 378-ФЗ)

Принят
Государственной Думой
21 июня 1995 года

Москва, Кремль.
15 июля 1995 года.
N 103-ФЗ

Комментарий к федеральному закону от 15.07.1995 n 103-фз

«О СОДЕРЖАНИИ ПОД СТРАЖЕЙ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ И ОБВИНЯЕМЫХ

В СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ»

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 15 марта 2009 года

А.С. МИХЛИН и В.И. СЕЛИВЕРСТОВ

Агамов Г.Д. — ст. ст. 43 — 47, 49 — 51;

Алексеев В.И. — канд. юрид. наук, ст. науч. сотрудник — ст. ст. 12, 23 — 26, 34, 35, 42 (в соавторстве с А.В. Бриллиантовым);

Бриллиантов А.В. — докт. юрид. наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации — ст. ст. 12, 23 — 26, 34, 35, 42 (в соавторстве с В.И. Алексеевым);

Гуляев А.П. — докт. юрид. наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации — ст. ст. 2, 3, 5, 13, 14, 28, 29;

Казакова В.А., докт. юрид. наук, доцент — алфавитно-предметный указатель (не приводится);

│Михлин А.С.│ — докт. юрид. наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ —

└───────────┘ ст. ст. 1, 30 — 33, 37 — 41, 53;

Пономарев П.Г. — докт. юрид. наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации — ст. ст. 7 — 11, 27, 52;

Селиверстов В.И. — докт. юрид. наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации — ст. ст. 4, 6, 15 — 22, 36.

Комментарий к Федеральному закону «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» посвящен толкованию основных положений реализации такой меры государственного принуждения, какой является содержание подозреваемых и обвиняемых под стражей. Он содержит разъяснения общих положений и принципов содержания под стражей, организационно-правовых вопросов деятельности мест содержания под стражей, режима и внутреннего распорядка в них. Большое внимание в комментарии уделено разъяснению правового статуса подозреваемых и обвиняемых, а также гарантиям его обеспечения.

Ко многим статьям проанализированы международные стандарты обращения с заключенными под стражу. В приложении приведены образцы актов прокурорского надзора. Это расширяет востребованность данного издания, которое будет полезно как лицам, занимающимся вопросами обеспечения и защиты прав содержащихся под стражей подозреваемых и обвиняемых на профессиональной основе (сотрудникам уголовно-исполнительной системы, органов внутренних дел, следователям, адвокатам, правозащитникам, работникам дознания и прокуратуры), так и изучающим эту непростую область правоохранительной деятельности (студентам, аспирантам). Необходимые для себя сведения найдут в данной книге лица, заключенные под стражу, и их родственники.

В комментарии использованы законодательные акты по состоянию на 15 марта 2009 г.

Вниманию читателей предлагается комментарий к Федеральному закону «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», впервые изданный в рамках серии «Библиотека Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации». Он подготовлен авторским коллективом высококвалифицированных юристов, специализирующихся в областях уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права и работающих в Аппарате или Экспертном совете Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Необходимость издания комментария обусловливается правозащитной практикой Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (далее — Уполномоченный), который получает обращения подозреваемых и обвиняемых о нарушении их прав во время содержания под стражей. Особенностью правового статуса российского омбудсмена является то, что он не только констатирует нарушения прав человека, но принимает меры по восстановлению нарушенных прав граждан, в том числе и в местах принудительного содержания.

Однако наиболее важной стороной деятельности Уполномоченного является предупреждение нарушений прав человека, так как лучше предостеречь, а иногда и пресечь индивидуальные и массовые нарушения прав, чем затем предпринимать длительные и дорогостоящие меры по их восстановлению.

Настоящее издание комментария следует рассматривать в качестве необходимого элемента предупредительной практики Уполномоченного. Дело в том, что анализ поступающих обращений подозреваемых и обвиняемых и их родственников, сотрудников персонала, а также непосредственное ознакомление с положением дел в изоляторах временного содержания (ИВС) и следственных изоляторах (СИЗО) выявили слабое знание персоналом норм национального законодательства, не говоря уже о международных нормах и принципах обращения с содержащимися под стражей. В библиотеках СИЗО и в ИВС нет текстов Минимальных стандартных правил обращения с заключенными (Женева, 1955 г.), Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Правил внутреннего распорядка и т.д. Тем самым нарушается право подозреваемого или обвиняемого на получение информации о порядке и условиях содержания под стражей, о своих правах и обязанностях, базирующееся на международных стандартах и положениях Конституции Российской Федерации.

В целях обеспечения права находящихся под стражей на получение информации о своих правах и обязанностях, а также правового просвещения персонала мест лишения свободы Уполномоченным были подготовлены и изданы: Памятка для сотрудников исправительных учреждений, Памятка для подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей. В серии «Библиотека Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации» издан сборник нормативных правовых актов и официальных документов «Защита права человека в местах лишения свободы» (М.: Юриспруденция, 2003), Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (М.: Юриспруденция, 2003), которые направлены в следственные изоляторы и колонии. Настоящее издание комментария — очередной шаг по разъяснению положений действующего законодательства, норм международного права, определяющих правила обращения с лицами, содержащимися под стражей. К статьям Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» даются выдержки из международных конвенций, пактов, договоров, документов ООН и Совета Европы.

Публикуемый научно-практический комментарий должен оказать необходимую помощь в уяснении практическими работниками, адвокатами, правозащитниками, самими содержащимися под стражей международных стандартов обращения с заключенными и требований законодательства России, что будет способствовать сокращению нарушений прав человека в процессе содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Уполномоченный по правам человека

в Российской Федерации

Читайте так же:  Приказ 50 акушерство и гинекология

доктор исторических наук, профессор,

В 1995 г. был принят Федеральный закон «О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений». За прошедшие годы он в целом показал свою эффективность, поскольку, будучи направленным на достижение задач уголовного правосудия, одновременно закрепил прогрессивные идеи обеспечения прав человека при реализации государственного принуждения, каковым является содержание под стражей обвиняемых и подозреваемых.

Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» пришел на смену ранее действовавшим общесоюзным Положению о предварительном заключении под стражу (Закон СССР от 11.07.1969) и Положению о порядке кратковременного содержания лиц, подозреваемых в совершении преступления (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13.07.1976). Он существенно отличается от них как по объему, так и по содержанию правового регулирования общественных отношений в сфере обращения с подозреваемыми и обвиняемыми под стражей.

Так, в своем большинстве нормы Федерального закона учитывают положения межгосударственных актов об обращении с заключенными, что имеет важное значение для соблюдения стандартов ООН и Совета Европы в подзаконном нормативном регулировании и правоприменительной практике мест содержания под стражей.

Детально регламентированы общие положения, принципы и основания содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых. Многие из общих положений и принципов имеют конституционный характер и корреспондируют с соответствующими статьями Конституции Российской Федерации. Это касается равенства перед законом и судом (ст. 19 Конституции Российской Федерации), презумпции невиновности (ст. 49 Конституции Российской Федерации), уважения человеческого достоинства, неприменения пыток, насилия, другого жестокого и унижающего человеческое достоинство обращения и наказания (ст. 21), соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права (ст. 15). Конституционным является право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48), а также право на судебную защиту и на обжалование действий должностных лиц в суд (ст. 46).

В комментируемом Федеральном законе закреплены виды мест содержания под стражей, регламентирована компетенция нормативных актов — Правил внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» был принят после введения в действие Конституции Российской Федерации, которая провозгласила приоритет человека и гражданина. Поэтому целая глава посвящена правам подозреваемых и обвиняемых и их обеспечению. Некоторые из этих прав закреплены впервые, другие существенно расширены по сравнению с ранее действовавшим Положением о предварительном заключении под стражу. Отменены ограничения в переписке, в приобретении по безналичному расчету продуктов питания, предметов первой необходимости и других промышленных товаров, расширено право на свидания с родственниками и иными лицами, на получение посылок, передач. Федеральным законом от 08.12.2003 N 161-ФЗ предоставлено право на телефонные переговоры.

Важное значение имеет существенное увеличение (с 2,5 до 4 кв. м) нормы санитарной площади в камере на одного человека. И хотя по объективным причинам эту норму до сих пор не удалось реализовать в полном объеме, она имеет существенное значение, так как обязывает Россию принимать соответствующие меры по сокращению применения ареста в качестве меры пресечения, строительству и реконструкции следственных изоляторов и изоляторов временного содержания.

Детально регламентированы меры по обеспечению изоляции и предотвращению правонарушений в местах содержания под стражей. Эти меры, с одной стороны, позволяют решать задачи, стоящие перед сотрудниками мест содержания под стражей, а с другой — четко регламентируют обязанности и охраняют права и законные интересы подозреваемых и обвиняемых.

При подготовке комментария авторский коллектив учел изменения, внесенные в Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в 2001 — 2008 гг., другие законодательные акты, а также положения Трудового кодекса Российской Федерации, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

По каждой статье проанализированы международные стандарты обращения с заключенными под стражу. В приложении приведены образцы процессуальных документов. Это расширяет востребованность данного издания, которое будет полезно как лицам, занимающимся вопросами обеспечения и защиты прав содержащихся под стражей подозреваемых и обвиняемых на профессиональной основе (сотрудникам уголовно-исполнительной системы, органов внутренних дел, следователям, адвокатам, правозащитникам, работникам дознания и прокуратуры), так и изучающим эту непростую область правоохранительной деятельности (студентам, аспирантам). Необходимые для себя сведения найдут в данной книге лица, заключенные под стражу, и их родственники.

Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в

Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ
«О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»

С изменениями и дополнениями от:

Принят Государственной Думой 21 июня 1995 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Глава I. Общие положения

Статья 1. Задачи настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

См. комментарии к статье 1 настоящего Федерального закона

Статья 2. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

подозреваемый и обвиняемый — лица, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления либо в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

См. комментарии к статье 2 настоящего Федерального закона

Статья 3. Цели содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений

Содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (далее — содержание под стражей) осуществляется в целях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

См. комментарии к статье 3 настоящего Федерального закона

Статья 4. Принципы содержания под стражей

Содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (далее — подозреваемые и обвиняемые).

См. комментарии к статье 4 настоящего Федерального закона

Статья 5. Основания содержания под стражей

Основанием содержания под стражей лиц, задержанных по подозрению в совершении преступлений, является протокол задержания, составленный в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Согласно статье 52 настоящего Федерального закона часть вторая статьи 5 вступает в силу после приведения уголовно-процессуального законодательства в соответствие с положениями Конституции РФ

Основанием содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, является судебное решение, вынесенное в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

См. комментарии к статье 5 настоящего Федерального закона

Статья 6. Правовой статус подозреваемых и обвиняемых

Подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений считаются невиновными, пока их виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Они пользуются правами и свободами и несут обязанности, установленные для граждан Российской Федерации, с ограничениями, предусмотренными настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Подозреваемые и обвиняемые иностранные граждане и лица без гражданства, содержащиеся под стражей на территории Российской Федерации, несут обязанности и пользуются правами и свободами, установленными для граждан Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, а также международными договорами Российской Федерации.

Не допускается дискриминация подозреваемых и обвиняемых по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также по иным обстоятельствам.

См. комментарии к статье 6 настоящего Федерального закона

Федеральным законом от 2 ноября 2013 г. N 294-ФЗ в статью 7 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 7. Места содержания под стражей

Местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются:

изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел;

изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых пограничных органов федеральной службы безопасности.

В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых могут являться учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющие уголовное наказание в виде лишения свободы (далее — учреждения, исполняющие наказания), и гауптвахты.

В случаях, когда задержание по подозрению в совершении преступления осуществляется в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации капитанами морских судов, находящихся в дальнем плавании, или начальниками зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовками, подозреваемые содержатся в помещениях, которые определены указанными должностными лицами и приспособлены для этих целей.

Лицо или орган, в производстве которых находится уголовное дело, обязаны незамедлительно известить одного из близких родственников подозреваемого или обвиняемого о месте или об изменении места его содержания под стражей.

В целях осуществления контроля в пределах своей компетенции без специального разрешения посещать следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности, а также гауптвахты, используемые для содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право:

Президент Российской Федерации;

Председатель Правительства Российской Федерации;

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации;

представители международных (межгосударственных, межправительственных) организаций на основании соответствующих международных договоров Российской Федерации;

высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации в пределах соответствующих территорий;

члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные на то законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в пределах соответствующих территорий;

Генеральный прокурор Российской Федерации, а также уполномоченные им прокуроры и прокуроры, осуществляющие надзор за исполнением законов администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу в пределах соответствующих территорий;

Читайте так же:  Образец заявления на открепление

члены общественных наблюдательных комиссий в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 10 июня 2008 года N 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», в пределах соответствующих территорий;

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченные по правам ребенка в субъектах Российской Федерации в пределах соответствующих территорий — места содержания под стражей, в которых содержатся несовершеннолетние и беременные женщины;

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченные по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации в границах соответствующего субъекта Российской Федерации — в целях защиты прав подозреваемых и обвиняемых по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 159 — 159.6, 160, 165 Уголовного кодекса Российской Федерации, если эти преступления совершены в сфере предпринимательской деятельности, а также статьями 171 — 172, 173.1 — 174.1, 176 — 178, 180, 181, 183, 185 — 185.4, 190 — 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации.

См. комментарии к статье 7 настоящего Федерального закона

Федеральным законом от 27 сентября 2009 г. N 224-ФЗ в статью 8 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 8. Следственные изоляторы

Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы (далее — следственные изоляторы) предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу. Следственные изоляторы обладают правами юридического лица.

Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы создаются, реорганизуются и ликвидируются руководителем федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

См. Положение о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, утвержденное приказом Минюста РФ от 25 января 1999 г. N 20

Финансирование следственных изоляторов осуществляется за счет средств федерального бюджета. При этом штатная численность персонала следственных изоляторов сохраняется неизменной в течение двух лет при уменьшении численности подозреваемых и обвиняемых в случаях проведения амнистии, изменения законодательства Российской Федерации или в иных случаях в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Часть пятая утратила силу с 1 января 2005 г.

См. комментарии к статье 8 настоящего Федерального закона

Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. N 446-ФЗ в статью 9 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 9. Изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности

Изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности (далее, если не требуется соответствующее уточнение, — изоляторы временного содержания) предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений.

В изоляторах временного содержания в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу.

Изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Решения об их создании, реорганизации и ликвидации принимаются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Часть четвертая утратила силу с 1 января 2005 г.

Изоляторы временного содержания пограничных органов федеральной службы безопасности создаются в пограничных органах, непосредственно осуществляющих охрану Государственной границы Российской Федерации, и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности. Решения об их создании, реорганизации и ликвидации принимаются в порядке, установленном руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

См. комментарии к статье 9 настоящего Федерального закона

Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ в статью 10 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 10. Использование учреждений, исполняющих наказания, для содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых

Осужденные, отбывающие наказание в исправительных учреждениях, задержанные по подозрению в совершении другого преступления, могут содержаться в этих учреждениях, но изолированно от осужденных, отбывающих наказание.

Подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, могут содержаться в тюрьмах или на территориях учреждений, исполняющих наказания, в специально оборудованных для этих целей помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов. Перечень исправительных учреждений, на территориях которых могут содержаться подозреваемые и обвиняемые, утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации.

См. Перечень исправительных учреждений, на территориях которых созданы помещения, функционирующие в режиме следственных изоляторов, утвержденный приказом Минюста РФ от 30 июня 1999 г. N 212

Подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, в случае назначения экспертизы по основаниям, предусмотренным Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, а также в случае оказания им медицинской помощи помещаются в медицинские организации в порядке, предусмотренном частью второй статьи 24 настоящего Федерального закона.

См. комментарии к статье 10 настоящего Федерального закона

Федеральным законом от 3 февраля 2014 г. N 7-ФЗ в статью 11 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 11. Использование гауптвахт для содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых

Подозреваемые и обвиняемые военнослужащие содержатся на гауптвахтах в случаях и порядке, которые предусмотрены Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

См. комментарии к статье 11 настоящего Федерального закона

Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. N 446-ФЗ в статью 12 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 12. Сотрудники мест содержания под стражей

К сотрудникам мест содержания под стражей относятся лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, военнослужащие органов федеральной службы безопасности и Вооруженных Сил Российской Федерации, исполняющие обязанности по обеспечению режима содержания под стражей.

На период исполнения обязанностей по обеспечению режима содержания под стражей капитаны морских судов и начальники зимовок, а также уполномоченные ими лица несут обязанности и пользуются правами, предоставляемыми настоящим Федеральным законом сотрудникам мест содержания под стражей.

Под начальниками мест содержания под стражей в настоящем Федеральном законе понимаются:

начальники следственных изоляторов;

начальники учреждений, исполняющих наказания;

начальники изоляторов временного содержания;

начальники пограничных органов федеральной службы безопасности, в ведении которых находятся изоляторы временного содержания;

командиры войсковых частей, начальники пограничных органов федеральной службы безопасности, в ведении которых находятся гауптвахты;

См. комментарии к статье 12 настоящего Федерального закона

Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ в статью 13 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 7 сентября 2007 г.

Статья 13. Основания перевода подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в следственных изоляторах, в изоляторы временного содержания

Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в следственных изоляторах, могут переводиться в изоляторы временного содержания в случаях, когда это необходимо для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий и судебного процесса, но не более чем на десять суток в течение месяца.

Основанием для такого перевода является постановление следователя или лица, производящего дознание, либо решение суда.

См. комментарии к статье 13 настоящего Федерального закона

Статья 14. Сроки содержания под стражей

Сроки содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых определяются Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

См. комментарии к статье 14 настоящего Федерального закона

Статья 15. Режим в местах содержания под стражей

В местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

См. комментарии к статье 15 настоящего Федерального закона

Федеральным законом от 27 сентября 2009 г. N 224-ФЗ в статью 16 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 16. Внутренний распорядок в местах содержания под стражей

В целях обеспечения режима в местах содержания под стражей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (далее — Правила внутреннего распорядка).

Правилами внутреннего распорядка устанавливается порядок:

1) приема и размещения подозреваемых и обвиняемых по камерам;

2) проведения личного обыска, дактилоскопирования, фотографирования, а также досмотра вещей подозреваемых и обвиняемых;

3) изъятия у подозреваемых и обвиняемых предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к хранению и использованию;

5) приобретения подозреваемыми и обвиняемыми продуктов питания, а также предметов первой необходимости и других промышленных товаров;

6) приема и выдачи подозреваемым и обвиняемым посылок, передач;

7) получения и отправления подозреваемыми и обвиняемыми телеграмм, писем, денежных переводов;

8) направления подозреваемыми и обвиняемыми предложений, заявлений и жалоб;

9) отправления подозреваемыми и обвиняемыми религиозных обрядов;

10) привлечения подозреваемых и обвиняемых к труду;

11) участия подозреваемых и обвиняемых в семейно-правовых отношениях и гражданско-правовых сделках;

12) проведения подписки подозреваемых и обвиняемых на газеты и журналы;

Федеральным законом от 21 апреля 2011 г. N 78-ФЗ в пункт 15 части второй статьи 16 настоящего Федерального закона внесены изменения