Экспертиза охраны труда

Открытая общественная правовая информационная система

Задать вопрос юристу

  • Главная ›
  • Полезная литература ›
  • Охрана труда ›
  • Государственная экспертиза условий труда

Государственная экспертиза условий труда

В соответствии со статьей 216.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Если документация и материалы для проведения государственной экспертизы условий труда не были представлены лицами, имеющими право на обращение с заявлением о проведении государственной экспертизы условий труда, органы, уполномоченные на проведение государственной экспертизы условий труда, самостоятельно запрашивают указанные документацию и материалы в органах и организациях, в отношении которых проводится государственная экспертиза условий труда, а также в органах, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документация и материалы находятся в распоряжении таких органов либо организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (часть 2 статьи 216.1 ТК РФ).

Ознакомьтесь с положениями Федерального закона от 1 июля 2011 года № 169-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Положения, содержащиеся в части 2 данной статьи, не применялись до 1 июля 2012 года в отношении документов и информации, используемых в рамках государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или территориальными государственными внебюджетными фондами, и муниципальных услуг, и в отношении документов и информации, находящихся в распоряжении государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, территориальных государственных внебюджетных фондов либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется для оценки:

– качества проведения специальной оценки условий труда;

– правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

– фактических условий труда работников.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется на рабочих местах при проектировании строительства и реконструкции производственных объектов. Согласно части 3 статьи 216.1 ТК РФ основанием проведения государственной экспертизы условий труда могут стать:

– обращения органов исполнительной власти;

– определения судебных органов;

– обращения работодателей, объединений работодателей;

– обращения профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов.

В соответствии с частью 4 статьи 216.1 ТК РФ лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право:

– беспрепятственно при наличии удостоверения установленного образца посещать для осуществления экспертизы любых работодателей в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей – физических лиц);

– запрашивать и безвозмездно получать необходимые для осуществления экспертизы документы и другие материалы;

– проводить соответствующие наблюдения, измерения и расчеты с привлечением в случае необходимости исследовательских (измерительных) лабораторий, аккредитованных в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации.

Работники, которым поручено осуществление государственной экспертизы условий труда, обязаны:

– по результатам экспертизы составлять заключения о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и направлять данные заключения в суд, органы исполнительной власти, работодателям, в объединения работодателей, работникам, в профессиональные союзы, их объединения, иные уполномоченные работниками представительные органы, органы Фонда социального страхования Российской Федерации;

– обеспечивать объективность и обоснованность выводов, изложенных в заключениях;

– обеспечивать сохранность документов и других материалов, полученных для осуществления экспертизы, и конфиденциальность содержащихся в них сведений.

Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2003 года № 244 «Об утверждении Положения о проведении Государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации», которым ранее устанавливался порядок проведения в Российской Федерации государственной экспертизы условий труда, осуществляемой Федеральной службой по труду и занятости и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающими вопросами охраны труда, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 25 марта 2013 года № 257 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации».

На сегодняшний день новое положение о проведении Государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации не утверждено.

Государственная экспертиза условий труда

Государственная экспертиза условий труда — это оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда (часть 11 статьи 209 ТК РФ).

Госэкспертиза проводится (статья 216.1 ТК РФ):

  • Федеральной инспекцией труда, осуществляющей надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (статья 353 ТК РФ)
  • Органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки (статья 216.1 ТК РФ):

  1. Качества проведения специальной оценки условий труда (СОУТ);
  2. Правильности предоставления работникам компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  3. Фактических условий труда работников.

Приказом Минтруда России от 12.08.2014 N 549н (применяется с 25 ноября 2014 года) утвержден Порядок проведения государственной экспертизы условий труда.

Основания проведения

  • Обращения органов исполнительной власти, работодателей, их объединений, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования РФ, а также иных страховщиков — в случае проведения государственной экспертизы в целях оценки качества специальной оценки условий труда.
  • Представления территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости в связи с осуществлением мероприятий по госконтролю за соблюдением требований Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»
  • Определения судебных органов

Для проведения государственной экспертизы условий труда по обращениям, предусмотренным подпунктом «а» пункта 3 Порядка, заявитель должен направить в орган госэкспертизы заявление.

Государственный эксперт (экспертная комиссия) проводит государственную экспертизу условий труда путем последовательной реализации следующих процедур:

  1. Рассмотрение оснований для государственной экспертизы условий труда в целях определения полноты содержащихся в них сведений об объектах государственной экспертизы условий труда и их достаточности для проведения государственной экспертизы условий труда
  2. Проведение экспертной оценки объекта
  3. Проведение (при необходимости) исследований (испытаний) и измерений факторов производственной среды и трудового процесса с привлечением аккредитованных в установленном порядке испытательных лабораторий (центров)
  4. Оформление результатов государственной экспертизы условий труда

Срок проведения государственной экспертизы условий труда

Определяется руководителем экспертизы в зависимости от трудоемкости экспертных работ и не должен превышать 30 рабочих дней со дня регистрации оснований.

Срок может быть продлен руководителем органа государственной экспертизы условий труда, но не более чем на 60 рабочих дней.

  • Необходимость получения документации и материалов, необходимых для проведения государственной экспертизы условий труда, и (или) проведения исследований (испытаний) и измерений, указанных в пункте 27 Порядка, или невозможность их проведения в течение 30 рабочих дней со дня регистрации в органе государственной экспертизы условий труда оснований проведения.
  • Разногласия по вопросам проведения государственной экспертизы условий труда в целях оценки:
    • качества проведения специальной оценки условий труда рассматриваются Минтрудом России бесплатно;
    • правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и фактических условий труда работников рассматриваются в судебном порядке, а также в досудебном порядке в соответствии с законодательством об организации предоставления государственных и муниципальных услуг.

Экспертиза охраны труда

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА УСЛОВИЙ ТРУДА

Государственная экспертиза условий труда — это оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда. Подробнее о ней Вы можете узнать из нашего материала.

В соответствии со статьей 216.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Если документация и материалы для проведения государственной экспертизы условий труда не были представлены лицами, имеющими право на обращение с заявлением о проведении государственной экспертизы условий труда, органы, уполномоченные на проведение государственной экспертизы условий труда, самостоятельно запрашивают указанные документацию и материалы в органах и организациях, в отношении которых проводится государственная экспертиза условий труда, а также в органах, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документация и материалы находятся в распоряжении таких органов либо организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (часть 2 статьи 216.1 ТК РФ).

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Экспертиза охраны труда

– Безусловно, существует определенное разделение полномочий, умышленное. Например, поскольку Роструд осуществляет надзор за спецоценкой, то экспертизу качества спецоценки Роструд не проводит, ее проводят органы исполнительной власти субъектов. Основания для проведения экспертизы достаточно обширны: это и обращения органов исполнительной власти, и определения судебных органов, обращения объединений работодателей, работников, профсоюзов, Фонда социального страхования и иных страховщиков, – в ст. 216, прим., Порядка все эти основания изложены, и они являются тем стартовым механизмом, который лежит в основе госэкспертизы условий труда.

– Обращаю внимание на то, что в нашем Порядке проведения государственной экспертизы условий труда (приказ Минтруда РФ №549н) установлены жесткие сроки – 30 рабочих дней, при необходимости еще на 30 дней экспертизу можно продлить. Выстроен достаточно четкий механизм процедур в рамках госэкспертизы: это рассмотрение заявлений и документов, экспертная оценка объекта экспертизы, если необходимо, проведение соответствующих измерений в рамках госэкспертизы, оформление результатов в виде заключения государственного инспектора.

– Важным документом, безусловно, является заявление о проведении государственной экспертизы условий труда, там есть совершенно четкие атрибуты, которые должны быть указаны. Следует обратить внимание, что и в Трудовом кодексе РФ, и в Порядке проведения государственной экспертизы условий труда есть появившееся в последнее время требование о получении соответствующих документов. И если документы, необходимые для проведения государственной экспертизы, находятся в распоряжении иных органов власти, федеральной или субъектной, то орган власти, который принимает заявление и проводит экспертизу, запрашивает их по соответствующим системам межведомственного электронного взаимодействия, иным системам в этих органах – это сейчас общий принцип организации работы с гражданами, организациями, которые подают заявления, дабы не нагружать их беготней и сбором различных справок, документов.

– Основания для отказа в проведении экспертизы тоже перечислены в Порядке, они тоже исчерпывающие. То есть, придумывать какие-то иные поводы для отказа в проведении экспертизы инспекторы и органы по труду не вправе, они все перечислены в Приказе №569н Минтруда. Соответственно, они имеют закрытый статус, и если будут какие-то жалобы от граждан и организаций, что им по каким-то иным мотивам отказывают в приеме документов, последует реакция министерства. Мы проанализировали данные 2014 года по наличию лабораторий и количеству экспертов, их, на мой взгляд, просто катастрофически мало, а работа ими проделана большая. Всего было проведено 847 экспертиз. Наверняка, в 2015 году показатели будут намного больше. Основной процент разногласий – по поводу фактических условий труда, потом – по компенсациям, и далее – по спецоценке условий труда. В лидерах у нас по количеству проведенных экспертиз – Центральный федеральный округ.

– По запросам экспертизы условий труда в 2015 году мы видим, что все больше и больше растет количество запросов от Роструда и его территориальных органов. В ряде случаев инспекции не могут принять решение по разногласиям в области спецоценки по заявлениям профсоюзов работников, работодателей, и поэтому обращаются в государственную экспертизу условий труда. Мы предполагаем, что процент обращений рострудинспекций, гострудинспекций субъектов Российской федерации будет расти. Всего госэкспертиза проведена в отношении практически 80 000 рабочих мест.

– Законом у нас введена платность проведения госэкспертизы в части качества спецоценки при прямом обращении работников, профсоюзов, работодателей, их объединений в органы госэкспертизы. Кто принимал участие в процессе принятия этого закона, помнит, какие активные дебаты шли по этому поводу. Однако в плане действия этой нормы со стороны субъектов мы пока ничего страшного не наблюдаем. Сделано это было умышленно, чтобы на каком-то этапе отсечь, так скажем, злоупотребление правом. Потому что, когда мы анализировали аттестацию рабочих мест и проведение госэкспертизы по этому поводу, то выяснили, что подавляющее большинство работодателей совершенно бесплатно, за государственный счет, перепроверяют результаты деятельности независимого оценщика, для того чтобы по гражданско-правовому договору заплатить ему деньги. Мы посчитали это неправильным и ввели соответствующую норму о платности такой госэкспертизы, издали методические рекомендации для субъектов.

– Мне трудно упрекать специалистов на местах в том, что все субъекты до сих пор не приняли акты, которые устанавливают размер оплаты. У нас всего 31 субъект принял такие акты, остальные 50 стыдливо говорят, что ведут разработку актов, причем давно уже ведут – прошел уже год, с тех пор как вышли методические рекомендации. Мы пока просто спрашиваем, как обстоят дела, но, понимая, что это их полномочия, их прерогатива, особо за это пока не ругаем. И пока у нас нет информации от этих субъектов. Есть примеры очень хороших экспертиз, в основном, центральные органы, Москва и область, достаточно скрупулезно относятся к этому. Там эксперт действительно анализирует представленные материалы, делает вполне обоснованные выводы. Например, расписывает, что такое технологическое оборудование, являющееся источником тепла, что это не микроволновка в самолете для разогрева каскалеток, а некоторое иное оборудование, как следует из различной справочной нормативной документации.

Читайте так же:  Пособия по увольнению при ликвидации

– Вообще, грамотный эксперт – «изделие» штучное. Это человек, который не просто обладает достаточно широкими познаниями в конкретной сфере, но и применяет их творчески правильно. Конечно, таких экспертов надо готовить. И мы готовы оказать в этом содействие. Директор нашего ВНИИ Охраны и экономики труда Минтруда России Дмитрий Николаевич ПЛАТЫГИН готов организовать в рамках курсов повышения квалификации и переподготовки госслужащих соответствующие курсы по госэкспертизе.

– И последнее. С 1 января запущена в действие федеральная информационная система сбора результатов о проведении специальной оценки условий труда. В силу закона, в силу нормативных актов субъекты должны передавать туда соответствующие заключения. Призываю всех уполномоченных срочно обратиться в Минтруд для получения ключей и доступа к федеральной системе информации.



Источник: «8 часов», № 2, 2016 .

Государственная экспертиза условий труда

Государственная экспертиза условий труда осуществляется фе­деральным органом исполнительной власти, уполномоченным на поведение федерального государственною надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, со­держащих нормы трудового права и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Проведения государственной экспертизы условий труда осуществляется в соответствии с Порядком проведения государственной экспертизы условий труда, утвержденным приказом Минтруда России от 12 августа 2014 г. № 549н.

Цели государственной экспертизы условий труда

Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки:

  1. Качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
  2. Правильности предоставления работниками компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  3. Соответствия проектов строительства, реконструкции, техниче­ского переоснащения производственных объектов, производства и вне­дрения новой техники, внедрения новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда;
  4. Фактических условий труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на произ­водстве.

Основания проведения государственной экспертизы условий труда

Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании:

  • определений судебных органов;
  • обращений органов испол­нительной власти;
  • обращений работодателей, объединений работодателей;
  • обращений работни­ков, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов;
  • обращений органов Фонда социального страхования Российской Федерации.

Если документация и материалы для проведения государственной экспертизы условий труда не были представлены лицами, имеющи­ми право на обращение с заявлением о проведении государственной экспертизы условий труда, то органы, уполномоченные на проведение государственной экспертизы условий труда, самостоятельно запраши­вают указанные документацию и материалы в органах и организациях, в отношении которых проводится государственная экспертиза условий труда, а также в органах, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документация и мате­риалы находятся в распоряжении таких органов либо органов органи­заций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Права лиц, осуществляющих государственную экспертизу условий труда

Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право:

  • в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно при наличии удостоверения установленного образца посещать для осуществления экспертизы любых ра­ботодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей – физических лиц);
  • запрашивать и безвозмездно получать необходимые для осу­ществления экспертизы документы и другие материалы;
  • проводить соответствующие наблюдения, измерения и расчеты с привлечением в случае необходимости исследовательских (измерительных) лабораторий, аккредитованных в порядке, установленном федеральными законами и иными норматив­ными актами Российской Федерации.

Обязанности лиц, осуществляющих государственную экспертизу условий труда

Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, обязаны:

  • составлять по результатам экспертизы заключения о соответ­ствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и направлять указанные за­ключения в суд, органы исполни тельной власти, работодателям, в объединения работодателей, работникам, в профессиональные союзы, их объединения, иные уполномоченные работниками представительные органы, органы Фонда социального страхо­вания Российской Федерации;
  • обеспечивать объективность и обоснованность выводов, изло­женных в заключениях;
  • обеспечивать сохранность документов и других материалов, полученных для осуществления экспертизы;
  • обеспечивать конфиденциальность сведений, полученных для осуществления экспертизы.

Государственная экспертиза условий труда

Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях определения качества проведенной СОУТ, правильности назначения льгот и состояния условий труда работающих (статья 216.1 ТК РФ). Это оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда.

Из статьи вы узнаете:

  • в каких целях осуществляется государственная экспертиза условий труда (далее – ГЭУТ);
  • каков порядок её проведения;
  • как составляется заключение госэкспертизы.

Основные цели осуществления государственной экспертизы условий труда

Целью проведения ГЭУТ является объективная оценка качества проведенной СОУТ, законности назначенных льгот и компенсаций работающим, работ по фактической оценке УТ, согласно ст. 216.1 ТК РФ.

В процессе ГЭУТ проводится экспертиза правильности проведения лабораторно-инструментального контроля на рабочих местах, идентификация ВОПФ, установление класса УТ и, соответственно, – наличие оснований для назначения или не установления гарантий работающим.

Существуют две крайности в проведении СОУТ, являющиеся причинами разногласий и инициирования ГЭУТ.

1. В условиях превышения спроса над предложением на рынке СОУТ, монополистические условия в северных и других отдаленных и малонаселенных регионах РФ и перенасыщенного рынка организаций (острая конкурентная борьба за клиентов), проводящих СОУТ в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге и в других крупных городах РФ, характеризуемых наличием большого количества производственных мощностей и, соответственно, рабочих мест, организации, проводящие СОУТ, воздействуют как на цену договора, так и на результаты спецоценки.

Поскольку СОУТ для государственных и муниципальных служащих не проводится, во многих населенных пунктах, например, Забайкальского края СФО, спецоценка проводится только для крупного сектора материального воспроизводства в сельском хозяйстве и деревообрабатывающей промышленности.

Фермеры не торопятся регистрировать рабочие места, и, уж тем более, проводить на них СОУТ. Если это и происходит, то СОУТ проводится «городскими» аккредитованными экспертами СОУТ. В такой ситуации экспертная организация, пользуясь своим «исключительным правом работы» на определенных огромных территориях, без фактического участия работодателя проводит все необходимые замеры.

Стоимость СОУТ напрямую зависит от количества установленных вредных классов УТ, поэтому организация выставляет огромные счета за проведение СОУТ, льготы и гарантии назначаются по максимуму. Работодатель, не имея в своем штате опытного специалиста по ОТ, считает выводы экспертов истиной в последней инстанции.

2. В условиях перенасыщенного рынка некоторые (конечно, меньшинство) из организаций, проводящих СОУТ, идут осознанно на нарушение процедуры оценки. Экспертная организация в этом случае вступает в преступный сговор с работодателем, занижает классы условий труда, не идентифицирует ВОПФ в полном объеме, проводит формально лабораторный контроль, относит множество разнородных процессов к аналогичным рабочим местам, не прислушивается к мнению работников.

Работникам, разумеется, не разъясняются их права. Комиссия по проведению СОУТ не взаимодействует с экспертами, всеми вопросами фактически занимается один из представителей работодателя. Стоимость СОУТ напрямую зависит от степени сговорчивости экспертной организации.

В обеих ситуациях рано или поздно наступит конфликт.

В первом случае сам работодатель станет сомневаться в обоснованности дополнительных финансовых затрат по сравнению с другими аналогичными предприятиями такого же профиля и численности работающих, во втором случае –работник обнаружит, что его права нарушены, и обратится в суд или в ГИТ.

Да, руководители организаций общаются со своими коллегами на тематических выставках, и порой обмен мнениями может раскрыть глаза на некоторые, мягко говоря, нестыковки.

ГИТ может выявить странности в проведении СОУТ при анализе деклараций и сводных отчетов, при анализе статистических данных, при проведении плановой или внеплановой проверки. Инспектора непременно насторожит стройность цифр при фактическом плачевном состоянии УТ.

В каких случаях проводится, и кто инициирует государственную экспертизу УТ

ГЭУТ носит сугубо заявительный характер.

Возможны следующие основания для проведения экспертизы:

  • по обращению работников и их представителей;
  • по обращению страховщиков по социальному страхованию;
  • по решению суда;
  • по представлениям ГИТ на местах в ходе надзорных мероприятий;
  • по обращению работодателей (тоже не редкость) или органов ФСС.

Если заявителем является работник, государственную экспертизу условий труда проводят только на его рабочем месте. Но если в карте СОУТ были указаны и аналогичные рабочие места, то экспертиза распространяется и на эти места.

Экспертизу проводят бесплатно, если поводом для нее послужили обращения органов исполнительной власти, ГИТ, решений суда. Для работников, профсоюзов и работодателей экспертиза является платной, если они обратились в исполнительный орган напрямую, а не через ГИТ.

Государственная экспертиза условий труда по инициативе работодателя может быть как платной, так и бесплатной. Это зависит от цели проведения. В некоторых случаях саму экспертизу проводят бесплатно, но все необходимые исследования и измерения в отношении вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса оплачивает работодатель.

Во время плановой проверки ГИТ инспектор наблюдал, что, пока он весь день работал с документами, в окне напротив газоэлектросварщик без перерыва занимался сваркой, с утра и до вечера.

Через некоторое время инспектор прочитал отчет на корпоративном сайте, где напротив РМ газоэлектросварщика увидел класс 2. Почему такое стало возможным? Это заинтересовало инспектора, и он пошел разговарить с работником. Обычно работники не любят беседовать с чужаками, поэтому газоэлектросварщик Н. пояснил, что работает так не всегда, раз-два в неделю бывает и передышка, когда сварка длится часов пять-шесть, а в остальное время он отдыхает – таскает вдвоем с другим сварщиком полные баллоны со склада в мастерскую, когда вручную, а когда – в тачке.

– «Был ли у Вас эксперт по проведению СОУТ?» – полюбопытствовал инспектор.

– «Да, приходил, с начальником, спросил, как дела,и ушел».

Затем в материалах комиссии по проведению СОУТ инспектор обнаружил интересный документ: «Лист самофотографии рабочего дня». Из этого листа следовало, что газоэлектросварщик Н. провел самофотографию рабочего дня и выявил, что работает непосредственно с аппаратом на сварке не более двух часов в день, а все остальное время занимается обслуживанием и чисткой своего аппарата – то есть 6 часов работник протирает сварочный аппарат, чистит рабочее место от нагара, подметает сварочный пост, который после такого ухода просто обязан был блестеть. Не работа, а курорт.

– «Вы составляли этот документ?»

При этом лист самофотографии был напечатан на ПК, но внизу стояла действительно подпись работника, были видны следы от сажи.

– «Да, подпись моя, прибегала инженерша, велела расписаться».

Оказалось, что работник постоянно расписывается в каких-то документах, читать их ему вроде как предлагают, но всегда торопят, прибегут без пальто и в туфельках, жалко их, холодно, он и подписывает так.

То есть нельзя было собрать в теплом помещении всех газоэлектросварщиков, разъяснить им их права во время проведения СОУТ и особенно – право на участие в оценке своего рабочего места, это раз.

Самофотография рабочего дня подразумевает, что работник сам фиксирует свой технологический процесс в выданной ему табличной форме, сам пишет, где он включил аппарат, где проверил сварочный шов, где стал зачищать сварку, когда начал убираться на рабочем месте.

Инспектор инициировал проведение ГЭУТ. До этого он рассказал работнику, каким образом нарушены его права и как нужно добиться справедливого назначения гарантий и компенсаций, чтобы получить право на досрочную пенсию по своему тяжелому труду.

Газоэлектросварщики входят в льготные списки на досрочную пенсию.

Расходы на лабораторно-инструментальные замеры по ГЭУТ понес работатель, так же как и расходы на внеплановую СОУТ – по рабочему месту заявителя-газоэлектросварщика и по остальным аналогичным РМ.

В результате проведенной госэкспертизы карта по недавно проведенной таким образом СОУТ на РМ газоэлектросварщика была признана недействительной, работодателя обязали выплатить ему и остальным «аналогичным» работникам гарантии и компенсации в полном объеме.

В настоящее время решается вопрос о лишении аккредитации экспертной организации П. и аннулирования аттестатов экспертов СОУТ.

Заключение органа госэкспертизы о некачественной спецоценке ввиду нарушений порядка ее проведения организацией, осуществлявшей такую оценку, будет основанием для вынесения административного наказания в отношении нее, а также в отношении экспертов, которые участвовали в проведении спецоценки. Для юридических лиц максимальный штраф – 200 тыс. руб. либо возможно приостановление деятельности на срок до 90 суток. Для экспертов – штраф до 50 тыс. руб. либо лишение права заниматься профессиональной деятельностью на срок от 1 года до 3 лет.

Но всем ли работникам так повезёт с принципиальным сотрудником Рострудинспекции?

Во другом случае новый специалист по ОТ или сам работодатель выявит, что его «надули», что счета за медосмотр, дополнительные взносы в ПФР и ФСС, да и сами выплачиваемые к окладу суммы в результате такой СОУТ взлетели до небес по сравнению с прошлыми годами.

Гарантии и компенсации по результатам ГЭУТ не устанавливаются! Основанием является только спецоценка.

Если работодатель несогласен с результатам СОУТ, ему лучше обратиться напрямую в Рострудинспекцию, т.е. в территориальную ГИТ по месту нахождения рабочих мест или по юридическому адресу. В этом случае и экспертиза, и замеры будут проводиться бесплатно. Уже Рострудинспекция будет оценивать объективность доводов заявителя, направив, помимо материалов по проведенной с нарушениями СОУТ, документы и по ранее проведенной АРМ.

Если работник пишет обращение на неправильно проведенную СОУТ не в ГИТ, а напрямую в Роструд, то он будет оплачивать эту экспертизу сам, и экспертиза будет проведена только на его рабочем месте. Если же инициатором проверки будет Роструд по обращению работника, то и экспертиза будет бесплатной, и проверены будут как рабочее место работника, так и аналогичные РМ.

Порядок проведения государственной экспертизы условий труда

Статья 216.1 ТК РФ Н3

ГЭУТ осуществляется в соответствии со статьй 216.1 ТК РФ федеральной инспекцией труда и органами исполнительной власти субъектов Федерации в области ОТ. К таким органам, относится, например, отдел охраны и экспертизы условий труда при департаменте труда и занятости городов и областей РФ.

Для проведения лабораторно-инструментального контроля измерений департаменты и министерства составляют конкурсные заявки на выбор аккредитованной испытательной лаборатории (по договорам гражданско-правового характера).

Заявление о проведении госэкспертизы

Заявление и сопроводительные документы направляют в орган государственной экспертизы условий труда лично, почтой с уведомлением о вручении, или на портале госуслуг.

В пункте 11 приказа Минтруда № 549н содержится требование к составлению заявления.

Как проводится экспертиза

Государственный эксперт или экспертная комиссия проводят ГЭУТ в соответствии с «Административным регламентом по осуществлению государственной экспертизы условий труда», утв. приказом Минтруда России от 05.12.2016 № 708н.

Читайте так же:  Нотариус харьков на дом

Вот блок-схема услуги по проведению ГЭУТ:

К работе по осуществлению экспертизы привлекаются аккредитованные испытательные лаборатории. Срок её проведения не должен превышать 30 рабочих дней со дня регистрации оснований для ГЭУТ, а продлеваться он может по решению председателя экспертной комиссии, но не более, чем на 60 рабочих дней.

Заключение госэкспертизы

По итогам работы эксперты составляют заключение государственной экспертизы условий труда с выводами о том, соответствуют ли результаты спорной СОУТ требованиям Методики № 33 и ФЗ-426.

Если СОУТ была проведена с нарушениями, в заключении указывают выявленные недочеты. Не позднее трех дней с момента утверждения заключения один экземпляр направляют инициатору ГЭУТ. Остальные экземпляры распределяют так: в Минтруд и в исполнительный орган по ОТ. Сведения о результатах проведенной ГЭУТ направляются органом государственной экспертизы условий труда в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения.

Что делать в случае несогласия с результатами государственной экспертизы?

Разногласия по вопросам проведения ГЭУТ в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда рассматриваются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации бесплатно.

Государственная экспертиза условий труда

Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга

Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда, правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, фактических условий труда работников.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании представленных заявителем документов с предоставлением экспертного заключения в целях:

  • оценки качества проведения специальной оценки условий труда;
  • оценки правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • оценки фактических условий труда работников.

Государственная услуга предоставляется на основании:

  • обращений органов исполнительной власти, работодателей, их объединений, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также иных страховщиков (в случае проведения государственной экспертизы в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда) (далее — заявитель);
  • определений судебных органов;
  • представлений территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости (далее — государственные инспекции труда) в связи с осуществлением мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», в том числе на основании заявлений работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, а также работодателей, их объединений, страховщиков (в случае проведения государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда).

Полное наименование
(в соответствии с Административным регламентом или другим НПА):

Принцип предоставления услуги

Результат предоставления услуги

  1. Выдача заключения государственной экспертизы условий труда.
  2. Направление уведомления о невозможности проведения государственной экспертизы условий труда в случаях, являющихся основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги.
  3. Результат предоставления государственной услуги регистрируется в государственной информационной системе Санкт-Петербурга «Единая система электронного документооборота и делопроизводства исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга».

Срок предоставления услуги

  1. Срок предоставления государственной услуги определяется в зависимости от трудоемкости экспертных работ, но не должен превышать 30 рабочих дней со дня регистрации в Комитете заявления о проведении государственной экспертизы условий труда.
  2. При необходимости получения документации и материалов, необходимых для проведения государственной экспертизы условий труда, и(или) проведения исследований (испытаний) и измерений, или в случае невозможности их проведения в течение 30 рабочих дней, срок проведения государственной экспертизы условий труда может быть продлен, но не более чем на 60 рабочих дней.

Время ожидания в очереди для подачи (получения) документов заявителями — не более 15 минут.

Заявление регистрируется специалистом подразделение Санкт‑Петербургского государственного казенного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — МФЦ) в присутствии заявителя, заявителю выдается расписка из Межведомственной автоматизированной информационной системы предоставления в Санкт‑Петербурге государственных и муниципальных услуг в электронном виде с регистрационным номером.

Государственная экспертиза условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда осуществляется за счет средств заявителя. Максимальное количество исследуемых рабочих мест в рамках одной государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда составляет 100 (сто) рабочих мест.

Размер платы за проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда в Санкт-Петербурге в 2017 году:

  1. Работник (1 рабочее место) — 8737,11 рублей*.
  2. Прочие категории заявителей:
    • от 1 до 5 рабочих мест — 34948,42 рублей*;
    • от 6 до 50 рабочих мест — 52422,63 рублей*;
    • от 51 до 100 рабочих мест — 69896,84 рублей*.

Реквизиты банковского счета для перечисления платы, а также размер платы за предоставление государственной услуги публикуются на сайте Комитета в разделе «Охрана труда».

Государственная экспертиза условий труда в целях оценки правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и(или) опасными условиями труда осуществляется бесплатно.

Государственная экспертиза условий труда в целях оценки фактических условий труда работников осуществляется бесплатно.

В случае если в заявлении указывается на несогласие с результатами проведенных исследований (испытаний) и измерений вредных и(или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, а также при проведении государственной экспертизы условий труда в целях оценки фактических условий труда работников могут проводиться исследования (испытания) и измерения вредных и(или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах, в отношении условий труда на которых проводится государственная экспертиза условий труда, с привлечением аккредитованных в установленном порядке испытательных лабораторий (центров), за счет средств заявителя.

Стоимость проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и(или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса определяется на основе изучения предложений по проведению аналогичных исследований (испытаний) или измерений не менее чем трех аккредитованных в установленном порядке испытательных лабораторий (центров).

Заявитель обязан в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления о принятии решения о проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и(или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса представить в Комитет документальное подтверждение внесения на соответствующий лицевой счет Комитета средств в качестве оплаты проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и(или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

* При необходимости проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса оплата данных процедур осуществляется дополнительно к стоимости платы за проведение экспертизы за счет средств заявителя.

I. Получатели государственной услуги:

Физические лица и юридические лица из числа работодателей, их объединений, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, страховщиков, организаций, проводящих специальную оценку условий труда (в случае проведения государственной экспертизы в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда).

II. Заявители, обращающиеся за предоставлением государственной услуги:

  1. Получатели государственной услуги.
  2. Представители получателей, полномочия которых подтверждены в установленном порядке:
    • от имени физических лиц могут действовать их законные представители или представители, действующие в силу полномочий, основанных на доверенности;
    • от имени юридических лиц могут действовать лица, действующие в соответствии с учредительными документами юридических лиц без доверенности, представители в силу полномочий, основанных на доверенности. В предусмотренных законом случаях от имени юридического лица могут действовать иные лица;
    • полномочия представителя могут также содержаться в договоре, в том числе в договоре между представителем и представляемым, между представляемым и третьим лицом, либо в решении собрания, если иное не установлено федеральным законом или не противоречит существу отношений.

Порядок действий

Порядок действий заявителя

  1. Обращается в МФЦ.
  2. Предоставляет заявление по форме и необходимые документы.
  3. В случае проведения государственной экспертизы условий труда получает заключение государственной экспертизы условий труда.
  4. В случае невозможности проведения государственной экспертизы условий труда получает письмо с указанием конкретных причин невозможности.
  5. В случае если заявителю отказано в проведении государственной экспертизы условий труда, подает заявление о возврате денежных средств, внесенных в счет оплаты государственной экспертизы условий труда по форме.
  6. В случае невозможности получения заключения лично либо через представителя соответствующих документов, сообщает об этом в МФЦ (в этом случае документы могут быть отправлены ему по почте).

Основание для приостановления предоставления государственной услуги — рассмотрение в судах различных инстанций дел, касающихся правового статуса заявителя, наличие или отсутствие которого является основанием для принятия решения о предоставлении заявителю государственной услуги.

Основания для отказа в предоставлении государственной услуги:

  • отсутствие в заявлении о проведении государственной экспертизы условий труда сведений, предусмотренных формой заявления;
  • непредставление заявителем в случае, если заявителем является работодатель, документов, прилагаемых к заявлению;
  • представление подложных документов или заведомо ложных сведений.

Порядок действий уполномоченной организации

I. Проверка заявления и прилагаемых документации и материалов

Специалист МФЦ:

  1. Определяет предмет обращения.
  2. Проводит проверку полномочий лица, подающего документы.
  3. Проводит проверку соответствия документов установленным требованиям и правильность заполнения заявления.
  4. При обнаружении несоответствия документов установленным требованиям, возвращает их заявителю для устранения выявленных недостатков.
  5. По окончании приема документов выдает заявителю расписку в приеме документов.
  6. Направляет документы в отдел Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга.

Руководитель государственной экспертизы — начальник Управления труда и государственной экспертизы условий труда Комитета (далее — начальник Управления):

  • По согласованию с начальником отдела охраны труда и государственной экспертизы условий труда Комитета (далее — начальник Отдела), назначает для проведения государственной экспертизы условий труда специалиста Отдела (далее — государственный эксперт) или формирует комиссию (далее — экспертная комиссия), в состав которой включаются государственные эксперты.

Максимальный срок выполнения действия — 1 рабочий день.

Государственный эксперт (экспертная комиссия):

  1. Рассматривает заявление и комплект документации и материалов, представленных заявителем, определяет полноту содержащихся в них сведений об объектах государственной экспертизы условий труда, их достаточности для проведения государственной экспертизы.
  2. Вносит предложение начальнику Отдела о проведении государственной экспертизы условий труда либо об отказе в ее проведении.
  3. В случае принятия решения о проведении государственной экспертизы условий труда на заявлении государственным экспертом делается отметка о начале ее проведения.

Максимальный срок выполнения действия — 7 рабочих дней.

Государственный эксперт:

  • В случае если при рассмотрении заявления и комплекта документов установлены обстоятельства, препятствующие предоставлению государственной услуги, готовит проект уведомления о невозможности проведения государственной экспертизы условий труда по форме.

Начальник Отдела:

  • Согласует Уведомление о невозможности проведения государственной экспертизы условий труда (далее — Уведомление).

Государственные эксперты, назначенные для проведения государственной экспертизы условий труда:

Начальник Управления:

Государственный эксперт:

  • Направляет утвержденное Уведомление и представленные для проведения экспертизы заявителем документацию и материалы в адрес заявителя почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Максимальный срок выполнения действия — 5 рабочих дней.

Государственный эксперт:

  1. В случае направления уведомления о невозможности проведения государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества специальной оценки условий труда за счет заявителя, готовит служебную записку о необходимости возврата денежных средств заявителю (далее — Служебную записку).
  2. Согласовывает Служебную записку с начальником Отдела и начальником Управления.
  3. Передает Служебную записку в отдел бухгалтерского учета и отчетности Комитета.

Специалист отдела бухгалтерского учета и отчетности Комитета:

    Осуществляет возврат денежных средств, внесенных в счет оплаты государственной экспертизы условий труда, на счет заявителя, указанный в заявлении о проведении государственной экспертизы условий труда.

В случае отсутствия в заявлении о проведении государственной экспертизы условий труда необходимых сведений об оплате государственной экспертизы условий труда и фактическом осуществлении оплаты государственной экспертизы условий труда заявитель в течение месяца со дня получения уведомления о невозможности проведения государственной экспертизы условий труда может обратиться в Комитет с заявлением о возврате денежных средств, внесенных в счет оплаты государственной экспертизы условий труда по форме.

Максимальный срок выполнения действия — 15 рабочих дней.

II. Сбор и оценка информации для формирования выводов государственной экспертизы условий труда

Государственный эксперт (экспертная комиссия):

  • Проводит анализ документации и материалов, представленных заявителем, проверяя их на соответствие требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Максимальный срок выполнения действия — 14 рабочих дней.

Председатель Комитета:

  • На основании предложения начальника Управления (в случае недостатка документации и материалов, находящихся в распоряжении Комитета, для формирования выводов о соответствии (несоответствии) объекта государственной экспертизы условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда), принимает решение о продлении срока проведения государственной экспертизы условий труда.

Максимальный срок выполнения действия — 1 рабочий день.

Государственный эксперт (экспертная комиссия):

  • Направляет работодателю, в отношении условий труда на рабочих местах которого проводится государственная экспертиза условий труда, запрос о представлении необходимой документации и материалов, посещает рабочие места работников для получения необходимой информации и(или) организует исследования (испытания) и измерения вредных и опасных производственных факторов производственной среды и трудового процесса на указанных рабочих местах.

Государственный эксперт (экспертная комиссия):

  1. Проводит анализ полученной информации.
  2. Рассматривает документацию и материалы, представленные работодателем, проверяя их на соответствие требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Максимальный срок выполнения действия — 60 рабочих дней.

III. Формирование выводов государственной экспертизы условий труда

Государственный эксперт (экспертная комиссия):

  • На основании полученной информации, документации и материалов, составляет проект заключения государственной экспертизы условий труда, содержащий подробные и обоснованные выводы относительно объекта государственной экспертизы условий труда, в 2 экземплярах.

Начальник Отдела:

  • Согласовывает Заключение государственной экспертизы условий труда (далее — Заключение).

Государственные эксперты, проводившие государственную экспертизу условий труда:

Начальник Управления:

Максимальный срок выполнения действия — 5 рабочих дней.

Специалист структурного подразделения МФЦ, ответственный за выдачу документов, полученных от Комитета по результатам рассмотрения представленных заявителем документов:

  1. Не позднее 2-х дней со дня их получения от Комитета сообщает заявителю о принятом решении по телефону (с записью даты и времени телефонного звонка), а также о возможности получения экземпляра заключения в структурном подразделении МФЦ.

Максимальный срок выполнения действия — 3 рабочих дня.

Документы, представляемые заявителем

I. Обязательные к представлению документы:

  1. Заявление о проведении государственной экспертизы условий труда по форме.
  2. Документ, удостоверяющий личность заявителя:
    • паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации;
    • паспорт гражданина Российской Федерации, являющийся документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации (для граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации);
    • иные документы, признаваемые в соответствии с федеральным законодательством документами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации;
    • паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законодательством или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;
    • документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;
    • разрешение на временное проживание в виде документа установленной формы, выдаваемого лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность;
    • вид на жительство (в отношении лица без гражданства);
    • иные документы, предусмотренные федеральным законодательством или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства.
  3. Документация и материалы в зависимости от объекта государственной экспертизы (в случае если заявление подано работодателем):
    • для проведения государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда:
      • утвержденный работодателем отчет о проведении специальной оценки условий труда;
      • предписания должностных лиц государственных инспекций труда об устранении выявленных в ходе проведения мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований Федерального закона от 28.12.2013 №426‑ФЗ «О специальной оценке условий труда» нарушений (при наличии);
    • для проведения государственной экспертизы условий труда в целях оценки правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными и условиями труда:
      • утвержденный работодателем отчет о проведении специальной оценки условий труда;
      • иные документы, содержащие результаты исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах (при наличии);
      • коллективный договор (при наличии), трудовой договор (трудовые договоры), локальные нормативные акты, устанавливающие обязательства работодателя по соблюдению прав работников на безопасные условия труда, а также на предоставление гарантий и компенсаций в связи с работой во вредных и (или) опасных условиях труда;
      • положение о системе оплаты труда работников (при наличии);
      • локальные нормативные акты работодателя, устанавливающие условия и объемы предоставляемых гарантий и компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, в том числе продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, сокращенной продолжительности рабочего времени, размер повышения оплаты труда;
      • список работников, подлежащих периодическим и(или) предварительным медицинским осмотрам;
      • копия заключительного акта о результатах проведенных периодических медицинских осмотров работников за последний год;
    • для проведения государственной экспертизы условий труда в целях оценки фактических условий труда работников:
      • утвержденный работодателем отчет о проведении специальной оценки условий труда;
      • иные документы, содержащие результаты исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах (при наличии);
      • коллективный договор (при наличии), трудовой договор (трудовые договоры), локальные нормативные акты, устанавливающие условия труда работника (работников), включая режимы труда и отдыха;
      • предписания должностных лиц государственных инспекций труда и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальных органов об устранении нарушений обязательных требований, выявленных в ходе проведения мероприятий по государственному надзору в установленной сфере деятельности (при наличии).
  4. В случае если объектом проведения экспертизы является оценка качества проведения специальной оценки условий труда — копия платежного документа, подтверждающего оплату государственной экспертизы условий труда.

Отсутствие платежного документа, подтверждающего оплату государственной экспертизы условий труда, приложенного к заявлению о проведении государственной экспертизы условий труда, не является основанием для отказа заявителю в предоставлении государственной услуги.

  • В случае если для предоставления государственной услуги необходима обработка персональных данных лица, не являющегося заявителем, и если в соответствии с федеральным законом обработка таких персональных данных может осуществляться с согласия указанного лица, при обращении за получением государственной услуги заявитель дополнительно представляет документы, подтверждающие получение согласия указанного лица или его законного представителя на обработку персональных данных указанного лица, по форме.
  • Читайте так же:  Трудовой кодекс 153 статья

    II. Дополнительные документы (при обращении представителя гражданина, имеющего право на получение государственной услуги):

      В случае обращения представителя заявителя — документы, подтверждающие его полномочия.

    От имени физических лиц могут действовать их законные представители или представители, действующие в силу полномочий, основанных на доверенности.

  • От имени юридических лиц могут действовать лица, действующие в соответствии с учредительными документами юридических лиц без доверенности; представители в силу полномочий, основанных на доверенности. В предусмотренных законом случаях от имени юридического лица могут действовать иные лица.
  • Полномочия представителя могут также содержаться в договоре, в том числе в договоре между представителем и представляемым, между представляемым и третьим лицом, либо в решении собрания, если иное не установлено федеральным законом или не противоречит существу отношений.
  • В предусмотренных законом случаях от имени юридического лица могут действовать иные лица.
  • Документы, выдаваемые заявителю

    1. Письмо о невозможности проведения государственной экспертизы условий труда с указанием конкретных причин невозможности.
    2. Заключение о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

    Организации, участвующие в предоставлении услуги

    Организации, принимающие документы

    Организации, принимающие решение по предоставлению услуги

    Порядок обжалования

    Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) Комитетом, должностными лицами, государственными гражданскими служащими Комитета в ходе предоставления государственной услуги. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.

    Заявитель может обратиться с жалобой, в том числе, в следующих случаях:

    • нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
    • нарушение срока предоставления государственной услуги;
    • требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга для предоставления государственной услуги;
    • отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга, для предоставления государственной услуги, у заявителя;
    • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга;
    • затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга;
    • отказ Комитета, должностного лица Комитета, государственного гражданского служащего Комитета, предоставляющего государственную услугу, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

    В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:

    • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);
    • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, заверенная печатью заявителя и подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);
    • копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.

    Жалоба может быть подана заявителем:

      При личном приеме заявителя в письменной форме на бумажном носителе в Комитете, в месте предоставления государственной услуги (в месте, где заявитель подавал запрос на получение государственной услуги, нарушение порядка предоставления которой обжалуется, либо в месте, где заявителем получен результат указанной государственной услуги).

    Время приема жалоб должно совпадать со временем предоставления государственных услуг.

    Жалоба в письменной форме может быть также направлена по почте.

    В случае подачи жалобы при личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

  • В электронной форме жалоба может быть подана заявителем посредством:
    • официального электронного адреса Комитета [email protected];
    • Портала.
  • При подаче жалобы в электронной форме документы могут быть представлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, вид которой предусмотрен законодательством Российской Федерации, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.

    Жалоба может быть подана заявителем через структурное подразделение Санкт‑Петербургского государственного казенного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — МФЦ). При поступлении жалобы МФЦ обеспечивает ее передачу в Комитет в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между МФЦ и Комитетом, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы.

    Жалоба на нарушение порядка предоставления государственной услуги МФЦ рассматривается Комитетом. При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в Комитете.

    Жалоба на решения и действия (бездействие) Комитета, его должностных лиц, государственных гражданских служащих рассматривается Комитетом.

    Жалобы на решения, принятые председателем Комитета, подаются вице-губернатору Санкт-Петербурга, непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Комитета в соответствии с распоряжением Губернатора Санкт-Петербурга от 12.11.2014 №14-рг «О распределении обязанностей между вице-губернаторами Санкт-Петербурга», или в Правительство Санкт-Петербурга.

    В случае если жалоба подана заявителем в орган, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе, в течение трех рабочих дней со дня ее регистрации указанный орган направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы.

    При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.

    Жалоба, поданная заявителем в МФЦ на организацию предоставления государственных услуг МФЦ, за исключением жалоб на нарушение порядка предоставления государственной услуги, рассматривается МФЦ в соответствии с действующим законодательством.

    Жалоба должна содержать:

    • наименование Комитета, должностного лица Комитета либо государственного гражданского служащего Комитета, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
    • фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
    • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Комитета, должностного лица Комитета либо государственного гражданского служащего Комитета;
    • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) Комитета, должностного лица Комитета либо государственного гражданского служащего Комитета. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

    Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения обращения (жалобы).

    Жалоба, поступившая в Комитет, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления. Жалоба подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены Комитетом. В случае обжалования отказа Комитета, должностного лица Комитета в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.

    По результатам рассмотрения жалобы Комитет принимает одно из следующих решений:

    • удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных Комитетом опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга, а также в иных формах;
    • отказывает в удовлетворении жалобы.

    При удовлетворении жалобы Комитет принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

    Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

    В ответе по результатам рассмотрения жалобы указывается:

    • наименование Комитета, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) его должностного лица, принявшего решение по жалобе;
    • номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
    • фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя;
    • основания для принятия решения при жалобе;
    • принятое по жалобе решение;
    • в случае если жалоба признана обоснованной, — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
    • сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.

    Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом Комитета.

    По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица и (или) уполномоченного на рассмотрение жалобы органа, вид которой установлен законодательством Российской Федерации.

    В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, или признаков состава преступления должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение жалоб, незамедлительно направляет соответствующие материалы в органы прокуратуры.

    Комитет отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:

    • наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
    • подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
    • наличие решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с требованиями в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.

    Комитет вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:

    • наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
    • отсутствие возможности прочитать какую-либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.

    В случае оставления жалобы без ответа по основаниям, указанным в абзаце втором настоящего пункта, Комитет сообщает гражданину, направившему жалобу, о недопустимости злоупотребления правом.

    В случае оставления жалобы без ответа по основаниям, указанным в абзаце третьем настоящего пункта, Комитет в течение семи дней со дня регистрации жалобы сообщает об этом гражданину, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

    Порядок обжалования решения по жалобе

    Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано вице-губернатору Санкт-Петербурга, непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Комитета (Смольный, Санкт-Петербург, 191060, тел. (812) 576-44-80), в Правительство Санкт-Петербурга, а также в суд, в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством.

    Информирование заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы на решения и действия (бездействие) Комитета, должностных лиц, государственных гражданских служащих Комитета осуществляется посредством размещения информации на Портале.

    Консультирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) осуществляется также по телефонам, адресам электронной почты, а также при личном приеме.