Под налоговыми льготами понимаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере (п. 1 ст. 56 НК РФ). Налоговые льготы являются одним из элементов налогообложения наряду с объектом налогообложения, налоговым периодом, налоговой ставкой и др. При этом в отличие от последних налоговые льготы не являются обязательным элементом для того, чтобы налог считался установленным (ст. 17 НК РФ). К слову, поскольку налоговые ставки и налоговые льготы являются разными элементами налогообложения, установление, к примеру, налоговой ставки 0% не является налоговой льготой несмотря на то, что при ее применении налог не уплачивается вовсе (Письмо Минфина от 19.01.2018 № 03-02-07/1/2721 ).

А какие есть налоговые льготы по налогу на добавленную стоимость (НДС)?

Какие существуют льготы по НДС?

Льготы по НДС можно найти в ст. 149 НК РФ. При этом нужно иметь в виду, что не все перечисленные в указанной статье операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), подпадают под понятие льгот. Ведь, напомним, что льгота дает преимущества одним категориям налогоплательщиков перед другими (п. 14 Постановления Пленума ВАС от 30.05.2014 № 33, Письмо ФНС от 22.12.2016 № ЕД-4-15/24737 ). Так, например, к льготам можно отнести освобождение от налогообложения следующих операций:

  • реализация в образовательных и медицинских организациях продуктов питания, непосредственно произведенных столовыми этих организаций, а также реализация таким организациям продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания (пп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • реализация товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по Перечню, утв. Постановлением Правительства от 22.11.2000 № 884 ), производимых и реализуемых общественными организациями инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80% (пп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ);
  • оказание услуг коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро, адвокатскими палатами субъектов РФ или Федеральной палатой адвокатов своим членам в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности (пп. 14 п. 3 ст. 149 НК РФ);
  • реализация продукции собственного производства организациями, занимающимися производством селхозпродукции, удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составляет не менее 70%, в счет натуральной оплаты труда, натуральных выдач для оплаты труда, а также для общественного питания работников, привлекаемых на селхозработы (пп. 20 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Ст.149 НК РФ содержит большое число операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения). Однако большинство из них к налоговым льготам отношения не имеет, поскольку такие операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) у всех налогоплательщиков, т. е. преимущества одних перед другими не создаются.

  • реализация медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по Перечню, утв. Постановлением Правительства от 30.09.2015 № 1042 (пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • реализация товаров, помещенных под таможенную процедуру магазина беспошлинной торговли (пп. 18 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • реализация жилых домов, жилых помещений, а также долей в них (пп. 22 п. 3 ст. 149 НК РФ);
  • передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 рублей (пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Если налогоплательщик применяет льготы по НДС

Применение налогоплательщиком налоговых льгот налагает на него определенные дополнительные обязательства. Так, при проведении камеральной проверки НДС-декларации у налогоплательщика, применяющего налоговые льготы, инспекция может запросить (п. 6 ст. 88 НК РФ):

  • пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы по НДС;
  • документы, подтверждающие право на льготы.

Ведение налогоплательщиком освобожденных от НДС операций, в т.ч. использование налоговых льгот по НДС, обязывает его вести раздельный учет таких операций (в т.ч. входящего НДС по ним) (п. 4 ст. 149 НК РФ).

Сведения об операциях, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), в т.ч. признаваемых налоговыми льготами, нужно отражать в разделе 7 декларации по НДС (Приказ ФНС от 29.10.2014 № ММВ-7-3/[email protected] ).

Элементы налога

Прежде чем взимать тот или иной налог, государство в лице зако нодательных или представительных органов власти в законодательных актах должно определить элементы налога.

Элементы налога – это принципы построения и организации налогов.

К элементам налога относятся:

• срок уплаты налога.

Налогоплательщики – это организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

В налоговом законодательстве под организацией понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компа нии и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.

Под физическими лицами понимаются граждане Российской Фе дерации, иностранные граждане и лица без гражданства. К этой категории налогоплательщиков относятся и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица.

С вступлением в силу Налогового кодекса филиалы и иные обособленные подразделения перестали быть самостоятельными плательщиками, т.к. не несут ответственности по уплате налога, а лишь могут исполнять обязанность своей организации по уплате налога. При выпол нении этой обязанности организации по уплате налогов и сборов, филиалы и другие обособленные подразделения выступают не от своего имени, а от имени организации и не являются сами по себе носителями прав и обязанностей. Таким образом, исполнение обязанности по уплате налогов осуществляется организацией через свои филиалы по месту их нахождения, однако налогоплательщиком остается сама организация. Именно организация должна встать на учет по месту нахождения филиала, она должна вести учет доходов, расходов и иных объектов налогообложения.

По законодательству некоторых зарубежных стран в качестве налогоплательщиков может выступать семья в целом, а не конкретный гражданин.

Налогоплательщик не всегда является реальным плательщиком налога. Это происходит потому, что существует экономическая возможность переложения тяжести налога с субъекта, который перечисляет налог в бюджет, на другое лицо. Последнее называется носителем налога. Носитель налога – это лицо, которое, в конечном итоге, принимает на себя тяжесть налога и действительно платит налог по завершении про цессов переложения налога. Например, налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (НДС) являются организации и предпринимате ли, производящие и реализующие продукцию. Они должны исчислять сумму налога и перечислять ее в бюджет. Сумма налога включается в стоимость продукции, поэтому покупатель, приобретая товар, оплачива ет и сумму НДС. Если этот покупатель использует товар для производ ства другой продукции и затем ее реализует или просто перепродает ку пленный товар, то он возмещает себе уплаченную сумму налога. Если покупатель является конечным потребителем товара (т.е. не использует его на производственные цели и не перепродает), то он является носителем налога, реальным его плательщиком.

Объектами налогообложения являются:

• операции по реализации товаров (работ, услуг);

• стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);

• иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Каждый налог имеет самостоятельный и прямо названный в зако не объект налогообложения. В статье 38 Налогового кодекса Российской Федерации дается понятие различных видов объекта налогообложения.

Под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации: вещи, включая, деньги и ценные бумаги, а также иное имущество.

Товаром признается любое имущество, реализуемое или предназначенное для реализации. Материальный или нематериальный объект может быть признан или не признан товаром. Так, находящиеся в собст венности физического лица и используемое им для собственных нужд имущество (автомобиль) не является товаром, пока собственник имуще ства не изъявит в той или иной форме желание продать это имущество.

Работой признается деятельность, результаты которой имеют ма териальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.

Услуга – это деятельность, результаты которой не имеют материального выражения и которые (результаты) реализуются и потребляются в процессе этой деятельности.

Таким образом, услуга в отличие от работы не имеет материально го выражения и не может быть реализована для последующего удовлетворения потребностей.

Налоговая база и единица обложения

Для того чтобы исчислить налог, недостаточно определить ее объект, необходимо рассчитать налоговую базу. Она служит для количественно го измерения объекта налога. Таким образом, налоговая база – это количественная оценка объекта налогообложения. Для ее получения необходимо выбрать единицу обложения – единицу измерения объекта налога. На практике используются денежные (рубли, экю) и натуральные (лошадиная сила) единицы обложения.

Читайте так же:  Налог от покупки жилья пенсионерам

Исчисление налоговой базы может основываться на данных бухгалтерского учета, специальных налоговых регистрах, справок о доходах и других документов. Предприниматели исчисляют налоговую базу на ос нове данных учета доходов и расходов.

При обнаружении ошибок в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым периодам, в отчетном налоговом периоде про изводится перерасчет налоговых обязательств за период совершения ошибки.

Часто бывает, что налогом облагается не весь объект, а только часть его. Кроме того, некоторые виды деятельности или категории налогоплательщиков могут быть освобождены от уплаты налогов. Все это определяется налоговыми льготами. Налоговые льготы – предоставляе мые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимущества, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сбо ров, включая возможность не уплачивать налог или сбор, либо уплачивать их в меньшем размере.

К основным налоговым льготам относятся:

• необлагаемый минимум – часть объекта налога, полностью освобождаемая от обложения;

• изъятие из под обложения определенных частей объекта нало га;

• освобождение от уплаты налогов отдельных категорий плательщиков;

• понижение ставок налога;

• отсрочка взимания налогов.

При наличии соответствующих оснований налогоплательщик может воспользоваться предусмотренными законодательством о налогах и сборах льготами или отказаться от их использования, если эта возможность оговорена в законе.

Налоговая ставка, налоговый оклад и источник уплаты налога

Налоговая ставка – это величина налоговых начислений на еди ницу измерения налоговой базы. Различают процентные и твердые ставки. Процентные (адвалорные) ставки установлены в процентах к налого вой базе. Твердые (специфические) ставки устанавливаются в рублях (или других стоимостных единицах измерения) на единицу обложения. Процентные ставки установлены по налогу на добавленную стоимость, по налогу на доходы физических лиц, по налогу на имущество организаций и др. Твердые ставки установлены по транспортному налогу, по ак цизам и др.

Если налоговую базу умножить на налоговую ставку, то в результате получим величину, которая называется налоговым окладом.

Источник налога – это доход, из которого субъект уплачивает налог. По ряду налогов объект и источник налога могут совпадать. Например, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц.

Налоговый период и срок уплаты налога

Последние два элемента налога дают ему временную характеристику. Налоговый период – это календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого оп ределяется налоговая база, и исчисляется сумма налога, подлежащая уп лате. Налоговым периодом может быть квартал, месяц, год и др. Срок уплаты налога – это период времени, когда налог вносится в бюджет или внебюджетный фонд. Срок уплаты налога определяется календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.

Если налогоплательщик не уплатит налог в срок, то к нему приме няются финансовые (пеня) и налоговые (штрафные) санкции.

Порядок исчисления и порядок уплаты налога

Как правило, налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, установленных законодательными актами (НДС, акцизы, налог на имущество организаций и т.д.).

Таким образом, в качестве основного порядка налоговое законода тельство закрепило приоритет порядка самообложения.

Обязанность по исчислению налога может быть возложена на налогового агента, который обязан исчислить сумму налога, подлежащую уплате за соответствующий налоговый период, рассчитав для этого налоговую базу и применив установленную законом налоговую ставку (налог на доходы физических лиц; налог на прибыль организаций в части доходов в виде дивидендов и доходов от долевого участия в деятель ности других организаций; налог на добавленную стоимость при аренде государственного или муниципального имущества и др.)

В ряде случаев законом установлено, что налоговый орган должен исчислить сумму налога (земельный налог, налог на имущество физиче ских лиц). Тогда налоговый орган за 30 дней до наступления срока упла ты налога должен известить налогоплательщика о размере налога, нало говой базы и сроке уплаты.

Порядок уплаты налога – это определенные приемы внесения суммы налога в соответствующий бюджет или во внебюджетный фонд.

Порядок уплаты налога включает определение:

• направления платежа, т.е. куда платится налог: бюджет или внебюджетный фонд. Например, налог на добавленную стоимость платится в федеральный бюджет, налог на прибыль организаций – в Федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты, а единый социальный налог – в федеральный бюджет и в государственный внебюджетные социальные фонды;

• средства уплаты налогов. Как правило, налоги в России платятся в рублях, но могут платиться и в иностранной валюте;

• механизма платежа. Большинство налогов платится, исходя из фактических данных за отчетный период. По налогу могут вноситься авансовые платежи. Уплата авансовых платежей предусмотрена по единому социальному налогу, налогу на прибыль, налогу на имущество ор ганизаций.

• субъекта налога; т.е. субъекта, который должен уплатить (пе речислить) налог в бюджет. Это может быть налогоплательщик или налоговый агент.

• формы уплаты налога (наличная, безналичная).

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

4.1 Налог на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость (НДС) является косвенным на ­ логом и представляет собой форму изъятия в бюджет определенной в соответствии с налоговыми ставками части прибавочной стоимости товаров (работ, услуг).

НДС относится к федеральным налогам, регулируется НК РФ (главой 21 «Налог на добавленную стоимость») и обязателен к приме ­ нению на всей территории Российской Федерации.

Глава 21 НК РФ определяет налогоплательщиков налога на добав ­ ленную стоимость. Лица, освобожденные от уплаты НДС, приведены 26.1, 26.2 и 26.3 НК РФ.

  • Организации;
  • Индивидуальные предприниматели;
  • Лица, перемещающие товары через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ

Освобождены от уплаты НДС

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, систему налогообложения для сельскохозяйственных производителей (единый сельскохозяйственный налог), переведенные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов дея ­ тельности

Кроме того, организации и индивидуальные предприниматели име ­ ют право на освобождение от уплаты НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпри ­ нимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей. Это положение не распространяется на организации и индиви ­ дуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары в тече ­ ние трех предшествующих последовательных календарных месяцев.

Для получения освобождения от НДС необходимо направить в на ­ логовый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения) с приложением следующих доку ­ ментов:

  • выписка из бухгалтерского баланса (для организаций);
  • выписка из книги учета доходов и расходов (для индивидуаль ­ ных предпринимателей);
  • выписка из книги продаж;
  • копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур.

Полученное освобождение действует в течение двенадцати месяцев, и, получив его, от него нельзя отказаться в течение указанного срока.

Налоговым кодексом РФ предусмотрены условия досрочной утра ­ ты права на освобождение:

  • если сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без чета НДС за каждые три последовательных календарных месяца пре ­ высила в совокупности два миллиона рублей;
  • если осуществлялась реализация подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья.

Налоговый кодекс РФ определяет как объект налогообложения четыре типа операций:

  • реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача това ­ ров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущест ­ венных прав. Передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе призна ­ ки реализацией товара;
  • передача на территории Российской Федерации товаров (вы ­ полнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизацион ­ ные отчисления) при исчислении налога на прибыль организации;
  • выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  • ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федера ­ ции.

Не признаются объектом налогообложения операции, приведенные в п. 2 ст. 146 НК РФ. Сюда, в частности, относятся операции, связанные с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики), передача основных средств, нематериальных ак ­ тивов и (или) иного имущества правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации организации и т. д.

Налоговая база определяется в зависимости от объекта налогооб ­ ложения:

при реализации товаров (работ, услуг) — стоимость этих товаров (работ, услуг), с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС. Предполагается, что цена товаров (работ, ус ­ луг), указанная сторонами сделки, соответствует рыночным ценам.

Налоговые органы вправе проверять правильность применения цен:

  • при передаче налогоплательщиком товаров (работ, услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления), при исчислении налога на прибыль организаций — стоимость этих товаров (работ, ус ­ луг), исчисленная исходя из цен реализации идентичных (а при их от ­ сутствии — однородных) товаров (аналогичных работ, услуг), дейст ­ вовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии — исходя из рыночных цен с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС;
  • при выполнении строительно-монтажных работ для собственно ­ го потребления — фактическая стоимость выполненных работ;
  • при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Феде ­ рации — сумма:


    • таможенной стоимости товаров;
    • подлежащей уплате таможенной пошлины;
    • подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам).

Моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат:

  • день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
  • день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок то ­ варов (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Налоговый кодекс РФ дает два вида налоговых льгот:

  • перечень операций, освобожденных от налогообложения (ст. 149);
  • перечень товаров, ввоз которых освобожден от налогообложе ­ ния (ст. 150).

Налоговым периодом является квартал.

Налоговые ставки установлены в размере 0, 10 и 18% в зависимос ­ ти от вида товаров (работ, услуг).

В тех случаях, когда нужно определить сумму НДС в общей сумме платежа, поступления средств, цене товара и пр., когда сумма НДС должна определяться расчетным методом, налоговая ставка определя ­ ется как процентное отношение налоговой ставки к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налого ­ вой базы:

  • При ставке налогообложения 10%-10/110*100%;
  • При ставке налогообложения 18%-18/118*100%.

Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

При применении налогоплательщиками при реализации (передаче, выполнении, оказании для собственных нужд) товаров (работ, услуг) различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам. Отсюда возникает обязанность налогоплательщика вести раздельный учет по товарам (работам, услугам), облагаемым по разным налоговым ставкам. При применении одинаковых ставок налога налоговая база определяется суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке.

При реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав продавцом дополнительно к цене предъявляется сумма НДС.

Основанием для принятия покупателем предъявленных продав ­ цом сумм налога к вычету является счет-фактура.

Налогоплательщики обязаны вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж.

Порядок ведения журнала учета полученных и выставленных сче ­ тов-фактур, книг покупок и книг продаж установлен постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914. Счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалте ­ ром организации либо иными лицами, уполномоченными на то прика ­ зом (иным распорядительным документом) по организации или дове ­ ренностью от имени организации.

При выставлении счета-фактуры индивидуальным предпринима ­ телем счет-фактура подписывается индивидуальным предпринимате ­ лем с указанием свидетельства о государственной регистрации этого индивидуального предпринимателя.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, как правило, меньше исчисленных сумм налога, поскольку налогоплательщики уменьшают исчисленную сумму налога на суммы налоговых вычетов. Вычетам подлежат суммы налога, уплаченные покупателями при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления.

Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав и документов, подтверж ­ дающих уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную терри ­ торию Российской Федерации.

Порядок подтверждения права на получение налоговых вычетов при налогообложении по налоговой ставке 0% определен ст. 165 НК РФ.

Пункт 3 ст. 170 НК РФ предусматривает случаи, когда суммы НДС, принятые к вычету по товарам (работам, услугам), подлежат восстановлению (при передаче имущества в качестве вклада в устав ­ ный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или паевых взносов в паевые фонды кооперативов в размере, ранее принятом к вычету пропорционально остаточной (балансовой) стои ­ мости передаваемого имущества и др.).

Пункт 2 ст. 170 НК РФ определяет случаи, когда суммы НДС, уп ­ лаченные при приобретении товаров (работ, услуг) либо уплаченные при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, учитывают ­ ся в стоимости этих товаров (работ, услуг) и включаются в расходы организации или физического лица:

  • при использовании товаров (работ, услуг) для операций по про ­ изводству и (или) реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению;
  • при использовании товаров (работ, услуг) для операций по про ­ изводству и (или) реализации товаров (работ, услуг), местом которых не признается территория Российской Федерации;
  • при приобретении (ввозе) товаров (работ, услуг) лицами, не яв ­ ляющимися налогоплательщиками НДС либо освобожденными от уп ­ латы НДС;
  • при использовании товаров (работ, услуг), имущественных прав для производства и (или) реализации (передаче) товаров (работ, ус ­ луг), операции по реализации (передаче) которых не признаются объ ­ ектом налогообложения в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ.

При осуществлении налогоплательщиком операций, освобожден ­ ных от налогообложения, наряду с операциями, подлежащими налого ­ обложению, налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым для осуществления необлагаемых налогом операций. При отсутствии раздельного учета сумма НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым для осуществления необлагаемых налогом операций, вычету не подлежат и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль (налога на доходы физических лиц), не включается.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по ито ­ гам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налого ­ вых вычетов.

Уплата налога производится по итогам каждого налогового перио ­ да равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом.

Представление налоговой декларации производится не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом по форме, утвержденной приказом Минфина России.

В случае если по итогам налогового периода сумма налоговых вы ­ четов превышает общую сумму налога, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику.

Сроки и порядок уплаты НДС при ввозе товаров на таможенную
территорию Российской Федерации устанавливается таможенным за ­ конодательством РФ.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Налог на добавленную стоимость (Глава 21 НК РФ)

1. Организации
2. Индивидуальные предприниматели
3. Лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через границу РФ

В отношении операций, совершаемых в рамках организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи не признаются налогоплательщиками (пункт действует до 1 января 2017г.) :

  1. организации, являющиеся иностранными организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр или
  2. иностранными маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета а также
  3. филиалы, представительства в Российской Федерации иностранных организаций, являющихся иностранными маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета
  4. организации, являющиеся официальными вещательными компаниями (в отношении операций по производству и распространению продукции средств массовой информации, совершаемых в течение периода проведения игр).

При определенных условиях возможно освобождение налогоплательщиков от исполнения обязанностей по исчислению и уплате НДС.

1. Операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ (в т.ч. предметов залога и передача по соглашению о предоставлении отступного или новации), передаче имущественных прав.
Передача на безвозмездной основе признается реализацией!

2. Операции по передаче на территории РФ товаров (работ, услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль.

3. Операции по выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления;

4. Операции по ввозу товаров на таможенную территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией..

Для товаров местом реализации признается территория РФ, при наличии обстоятельств:

  • товар находится на территории РФ и иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией, не отгружается и не транспортируется
  • товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории РФ и иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией.

    Для работ (услуг) местом реализации признается территория РФ, если:

    1. работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом (кроме воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся на территории РФ
    2. работы (услуги) связаны непосредственно с движимым имуществом, воздушными, морскими судами и судами внутреннего плавания, находящимися на территории РФ
    3. услуги фактически оказываются на территории РФ в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта;
    4. покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории РФ
    5. деятельность организации или индивидуального предпринимателя, которые выполняют работы (оказывают услуги), осуществляется на территории РФ.

    При применении различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам.
    При определении налоговой базы выручка определяется исходя из всех доходов, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных в денежной и натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.

    Налоговая база определяется в зависимости от особенностей реализации:

    1. Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг)
    2. Налоговая база при передаче имущественных прав
    3. Налоговая база при получении дохода по агентским договорам, договорам поручения, комиссии
    4. Налоговая база при осуществлении транспортных перевозок и услуг международной связи
    5. Налоговая база при реализации предприятия как имущественного комплекса
    6. Налоговая база при передаче товаров (работ, услуг) для собственных нужд
    7. Налоговая база при ввозе товаров на таможенную территорию РФ
    8. Налоговая база, определяемая налоговыми агентами
    9. Налоговая база с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг)
    10. Налоговая база при реорганизации организаций

    Моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из дат:

    • день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
    • день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
    1. 0 процентов при реализации определенных товаров (работ, услуг),
    2. 10 процентов при реализации определенных товаров (работ, услуг),
    3. 18 процентов в случаях, не указанных в пунктах 1 и 2.
    4. 10/110, 18/118 — процентное отношение налоговой ставки, к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки в случаях, когда сумма налога должна определяться расчетным методом
    5. при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, применяются налоговые ставки 10% и 18%

    Сумма налога — соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете — сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.

    Сумма налога по операциям, облагаемым по налоговой ставке 0% (ноль процентов), исчисляется отдельно по каждой такой операции.

    Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов

    Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода. Сумма налога к уплате = общая сумма налога минус сумма налоговых вычетов плюс суммы восстановленного налога.

    Если сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, то разница, подлежит возмещению налогоплательщику.

    Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, выставления покупателю:

    • лицами, не являющимися налогоплательщиками, или освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика;
    • налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.

    Уплата налога производится по итогам каждого налогового периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

    При ввозе товаров на таможенную территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, уплачивается в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и РФ.

    Иностранные организации, имеющие на территории РФ несколько обособленных подразделений, самостоятельно выбирают подразделение, по месту учета в налоговом органе которого они будут представлять налоговые декларации и уплачивать налог в целом по операциям всех находящихся на территории РФ обособленных подразделений иностранной организации.

    Налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

    После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки.

    Если нарушения не выявлены, то по окончании проверки в течение 7 дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм.

    В случае выявления нарушений составляется акт налоговой проверки. Акт и представленные налогоплательщиком возражения должны быть рассмотрены руководителем налогового органа. По результатам рассмотрения руководитель (заместитель руководителя) выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

    Одновременно с этим решением принимается

    • решение о возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;
    • решение об отказе в возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;
    • решение о возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению, и решение об отказе в возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению.

    При наличии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и штрафам, налоговым органом производится самостоятельно зачет суммы налога, подлежащей возмещению, в счет погашения долгов.

    Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении в течение 5 дней со дня его принятия.

    Поручение на возврат суммы налога направляется налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства, который в течение 5 дней осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога.

    В некоторых случаях налогоплательщики вправе воспользоваться заявительным порядком возмещения налога.

    Раздел обновлен: 09.01.13г.

    Элементы налогообложения

    Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения: объект налогообложения; налоговая база; налоговая ставка; налоговый период; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.

    В качестве объектов налогообложения фирмы в российском налоговом законодательстве выделены доходы (прибыль, дивиденды, проценты, доходы от долевого участия и т.д.), имущество, стоимость реализованных товаров (работ, услуг), пользование природными ресурсами, операции по реализации товаров (работ, услуг), пересечение границы Российской Федерации (ввоз и вывоз товаров), отдельные виды деятельности и т.д.

    Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Это та количественно выраженная величина, к которой будет применена налоговая ставка. Налоговая база может быть представлена как денежная сумма (например, стоимость налогооблагаемого имущества) либо как величина в натуральном выражении (например, в единицах веса, объема, в штуках). Налоговая база, как правило, определяется путем корректировки показателя, соответствующего объекту налогообложения.

    Налоговые льготы — это преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков, которые выражаются в освобождении налогоплательщиков от налоговых платежей или их уменьшении.

    Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. В качестве единицы измерения для большинства налогов используется стоимостный показатель (НДС, налог на прибыль, налог на имущество и др.). Применяются и натуральные измерители налоговой базы: мощность двигателя автотранспортных средств; площадь земельного участка; объем воды, забираемой из водохозяйственных систем.

    Под налоговым периодом понимается период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащего уплате.

    Сумма налогов определяется плательщиком самостоятельно исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

    Порядок и сроки уплаты налогов устанавливаются налоговым законодательством.

    Основные налоги, уплачиваемые предприятиями

    Налог на добавленную стоимость

    Объектом обложения НДС является реализация товаров (работ, услуг), выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления, ввоз товаров на таможенную территорию РФ. База обложения НДС, формируемая согласно налоговому законодательству, представляет собой разность между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материально-технических ресурсов, полученных от внешних поставщиков и отнесенных па издержки производства и обращения. Техника расчетов сумм НДС, подлежащих уплате в бюджет, такова. Предприятие из полученной суммы НДС по реализованной продукции вычитает сумму НДС, уплаченную поставщикам материально-технических ресурсов, использованных при производстве этой продукции (НДС уплаченный). Разница между полученной и уплаченной суммами НДС подлежит перечислению в бюджет.

    НДС направлен па доходы конечного потребителя. Но так как технически невозможно взимать НДС с потребителя, плательщиком налога выступает предприятие, имеющее торговый оборот. По сути экономического воздействия этот налог представляет собой универсальный акциз, которым облагается вся система частного и общественного потребления. Основная ставка НДС составляет 18%, существуют также две льготные ставки — 10 и 0%.

    Читайте так же:  Заявление на возврат денежных средств образец от покупателя