Для составителей анкет → Как составить анкету?

От того, как составлена ваша анкета, напрямую зависит результат исследования. Так, непонятная для респондентов анкета с неверно выстроенной логикой уменьшит количество заполнений и не принесет желаемого результата. Как создать анкету, которая удовлетворит всем требованиям? В этой статье мы расскажем о том, как составить анкету правильно, чтобы она не только показалась респондентам интересной, но и смогла собрать информацию, на основе которой можно было бы сделать полезные выводы.

Правила составления анкеты для опроса

  • Определитесь с задачами предстоящего исследования. Именно их решению должны служить вопросы, последовательно задаваемые в вашей анкете.

Пример: если перед вами стоит цель – узнать отношение покупателей к сотовым телефонам Samsung,задавайте вопросы об интерфейсе, технических характеристиках моделей, потребительских свойствах и пр. В данном случае вас не должно интересовать, в какое время вашему покупателю удобнее прийти за покупкой в салон N. У вас есть четкая цель – выяснить отношение к марке и вы должны ей следовать на протяжении всей анкеты.

  • Составляйте грамотные, короткие и понятные вопросы для опроса. Давайте короткие и понятные варианты ответов к ним.

Избегайте двойственности в вопросах – вас могут не так понять, это исказит результаты.

Старайтесь предложить все возможные варианты ответа на вопрос и при необходимости поле «другое» для свободного ответа.

Не допускайте орфографических ошибок. Грамотная анкета всегда говорит о серьезности компании, вызывает доверие к ней и уважение.

Пример: Неправильный вопрос – «Вы предпочитаете телефоны Samsung другим маркам из-за их удобного интерфейса или широкого набора приложений?». Правильный вопрос – «Дайте оценку потребительским свойствам телефонов Samsung(модель N)по 5-балльной шкале».

  • Поприветствуйте респондентов во вступлении к анкете, кратко опишите, с какой целью проводится опрос, при необходимости проинструктируйте, как нужно заполнять вашу анкету. По завершении анкетирования не забудьте поблагодарить опрошенного за потраченное время.
  • Составляйте грамотные, короткие и понятные вопросы для опроса. Давайте короткие и понятные варианты ответов к ним.

Избегайте двойственности в вопросах – вас могут не так понять, это исказит результаты.

Старайтесь предложить все возможные варианты ответа на вопрос и при необходимости поле «другое» для свободного ответа.

При создании анкеты не допускайте орфографических ошибок. Грамотная анкета всегда говорит о серьезности компании, вызывает доверие к ней и уважение.

Пример: Неправильный вопрос – «Вы предпочитаете телефоны Samsung другим маркам из-за их удобного интерфейса или широкого набора приложений?». Правильный вопрос – «Дайте оценку потребительским свойствам телефонов Samsung(модель N)по 5-балльной шкале».

  • Используйте минимум специальных терминов. Ваша анкета должна быть понятна максимальному кругу участников опроса. Нужно понимать, что эти люди не являются специалистами в вашей области. Если при составлении анкеты вы используете термины, поясняйте их. А лучше из вообще избегать. Чем более доступна анкета для понимания респондента, тем более охотно он на нее отвечает.
  • Не делайте больше 3-х вопросов на одной странице. Это просто удобно для восприятия и располагает участника опроса к дальнейшему заполнению анкеты.

Общее количество вопросов в анкете может быть самым разным – все зависит от задач и глубины проводимого исследования. Однако если при создании анкета получилась слишком большой, не забывайте вознаграждать респондентов за уделенное вам время – дарите фирменные сувениры, бонусные карты, просто оплачивайте им участие в вашем исследовании. Поверьте, это повысит лояльность к вашей компании.

  • Обязательно следуйте логике при составлении анкеты. Правильная логика не вызовет недоумения и желания бросить заполнение вашей анкеты на полпути.

Когда составляешь анкету запросто запутаться с логикой. Будьте внимательны, задавая ветвления для вопросов. Обратите внимание, что ветвление направляется на страницу, поэтому вопрос, для которого задается ветвление, должен быть на странице один-единственный.

  • Следите за порядком вопросов. Расположенные в разной последовательности одни и те же вопросы могут давать различную информацию и даже искажать результаты исследования. Поэтому социологи и психологи при ответе на вопрос, как составить анкету правильно, советуют составлять вопросы от простых к сложным.
  • Обязательно оставляйте для респондентов поля, дающие возможность высказать свое мнение: «Ваши пожелания по улучшению работы магазина», «Как Вы считаете..», «Выскажите Ваше мнение по поводу…».
  • Будьте аккуратны в выражениях и вежливы. Ничто в анкете не должно оскорблять, смущать или вызывать неприязнь.
  • Протестируйте опрос. После составления анкеты просмотрите ее еще раз, уберите все лишние слова, «засоряющие» вопросы. Добейтесь четкости формулировок. Дайте заполнить анкету своим знакомым, коллегам, друзьям. Если они найдут в ней неточности, сбитую логику, скорректируйте анкету согласно рекомендациям.

Как видите, составить анкету непросто. Но и особых сложностей, особенно при наличии практики, создание правильной анкеты вам не составит.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

Анализ результатов проведенного социологического опроса на тему «Оценка работы Арбитражного суда Республики Саха (Якутия)»

Отделом анализа и обобщения судебной практики, законодательства и статистики Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) в период с 11 мая по 15 июня 2012 года среди посетителей официального сайта суда был проведен социологический опрос на тему «Оценка работы Арбитражного суда Республики Саха (Якутия)».

Опрос состоял из одиннадцати вопросов, которые затрагивали различные области о деятельности суда.

Целью опроса являлось выявление мнения о работе суда в целом. Участники опроса имели возможность внести предложений для ее совершенствования.

Согласно данным опроса в нем приняло участие абсолютное большинство участников судебных арбитражных процессов, количество которых составило 76,2 % и только 9,5 % респондентов не участвуют в арбитражных процессах, иногда принимают участие – 14,3 %, что позволяет судить о том, что большинство прошенных граждан обладают необходимыми профессиональными знаниями, имеют опыт участия в арбитражном процессе, а значит позволяет им высказывать компетентное суждение относительно работы суда.

Работу суда открытой, доступной и прозрачной характеризуют 66 % респондентов, отрицательно ответили на вопрос лишь 14,3 % опрошенных и 19 % затруднились с ответом.

Задачей следующего вопроса являлось выявление мнение о достаточности (недостаточности) освещения работы Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) в средствах массовой информации. На что большее количество респондентов ответили, что деятельность суда недостаточно освещена в средствах массовой информации (62 %). Затруднились ответить 28,5 % респондентов и 9,5 % сообщили о достаточности освещения.

Объем информации, представленной на официальном сайте Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) считают достаточным 66,6 % опрошенных, недостаточным — 33,3 %.

На вопрос: «Какую еще информацию необходимо разместить на официальном сайте», поступили такие предложения как:

— разместить реквизиты сторон, с указанием их адресов и телефонов;

— данные секретарей судебных заседаний и имена судей, за которыми они закреплены;

— результаты изменений судебных актов в апелляционных и кассационных инстанциях;

— информацию о соблюдении сроков по направлению исполнительных документов на исполнение.

Большая половина опрошенных (52 %) сообщила о том, что им не проходилось сталкиваться с неуважительным отношением со стороны судей и работников аппарата суда, в свою очередь от 28,6 % опрошенных поступил обратный ответ. Затруднись ответить на представленный вопрос 19 % респондентов.

Тем не менее, большинство опрошенных в целом оценили работу суда хорошо (57,1 %), отлично (19 %) или удовлетворительно (14,3), но есть и те, кого работа суда абсолютно не устраивает (9,5 %).

Следующий вопрос был направлен на выявление уровня доверия (недоверия) граждан к Арбитражному суду Республики Саха (Якутия). О доверии и недостаточном доверии к суду сообщило равное количество респондентов, а именно – 42,8 %. Не доверяет суду – 14,3 % опрошенных.

При этом основным фактором, определяющим доверие, явилось мнение о том, что арбитражный суд является надежным средством защиты юридических лиц и граждан при разрешении экономических споров – 47,7 %. Реально удалось с помощью суда восстановить свои нарушенные права 4,8 % опрошенным. Затруднились дать ответ на поставленный вопрос 23,8 % опрошенных участников.

Недоверие к суду респондентов определилось тем, что:

Читайте так же:  Онлайн страховка для выезда за границу согаз

— с помощью суда участникам опроса не удалось защитить свои интересы (19 %);

— наличием негативной информации в средствах массовой информации о работе арбитражных судов в целом и —отдельных судей в частности (4,8 %);

— приходилось сталкиваться со случаями коррупции в арбитражных судах – 14,3 % опрошенным;

— затруднились ответить – 14,3 % респондентов;

— 9,5 % опрошенных высказали свое мнение, о неуважительном отношении со стороны суда.

Задачей последнего вопроса было определение направлений по совершенствованию работы Арбитражного суда Республики Саха (Якутия). В свою очередь, от участников опроса поступило всего одно предложение, в котором респондент предлагает освещать результаты изменений судебных актов в апелляционных и кассационных инстанций с целью всеобщего обозрения измененных дел.

Анализ полученных в результате социологического опроса данных позволяет сделать вывод о достаточной степени доверия к Арбитражному суду Республики Саха (Якутия), преимущественно положительной оценке, как организации работы суда, так и деятельности суда по отправлению правосудия.

Отдел анализа и обобщения судебной практики, законодательства и статистики
Арбитражного суда Республики Саха (Якутия)

Анкетирование предполагает, что опрашиваемый заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него, реже анкетер заполняет вопросник со слов опрашиваемого. По форме проведения анкетирование может быть индивидуальным или групповым, когда за относительно короткое время можно опросить значительное число людей. Анкетирование бывает также очным и заочным — в виде почтового опроса; опроса через газету, журнал, компьютерную сеть.

Анкета является основным инструментом опроса и представляет собой социологический документ, содержащий структурно-организованный набор вопросов, каждый из которых связан с задачами проводимого исследования. Эта связь выражается в необходимости получения информации, отражающей характеристики изучаемого объекта.

Анкета имеет определенную структуру, где важными элементами являются: вводная часть, «паспортичка», основная часть.

Вводная часть. Оформление анкеты следует начать с титульного листа, где обязательно указывают название анкеты, отражающее тему или проблему опроса, место и год выпуска анкеты, а также название организации, проводящей опрос. Например:

«Динамика интеграции вынужденных переселенцев в местное сообщество»

Южный научный Центр РАН

Во вводной части обычно кратко поясняют цели и задачи опроса, его значение и перспективы использования результатов. Здесь же разъясняются правила заполнения анкеты, обязательно указывается, что опрос анонимен. Пример вводной части:

Приглашаем Вас принять участие в обсуждении проблем интеграции вынужденных псрссслснисв в местное сообщество на территории края. Мы обращаемся к Вам, потому что никто глубже и точнее не сможет передать того, как это происходит. Мы надеемся также получить ответы на аналогичные вопросы представителей различных групп населения, живущих в нашем крае. Ваши искренние ответы будут способствовать открытости во взаимодействии с местным населением.

Внимание! Для заполнения анкеты Вам необходимо выбрать вариант ответа, соответствующий Вашему мнению, и обвести цифру, обозначающую этот вариант. Вы также можете дописать свой ответ на отведенной для этого строке. Подписывать анкету не обязательно.

Заранее выражаем благодарность за сотрудничество!

Некоторые правила заполнения и регистрации ответов могут размещаться отдельно, в самом тексте, состоящем из отдельных вопросов основной части анкеты. Например, это может быть указание на то, сколько вариантов ответа можно выбрать в конкретном вопросе («Пожалуйста, выберите один вариант ответа» или «Отметьте все подходящие варианты»).

«Паспортичка» состоит из вопросов, касающихся социально-демографических и других характеристик самого респондента. Как правило, она помещается либо в начале анкеты, либо в ее конце и в последнем случае заканчивается выражением благодарности респонденту за участие в опросе. Некоторые исследователи считают, что «паспортичка» в самом начале анкеты может вызвать недоверие к социологу и сомнение в действительной анонимности опроса и соответственно повлиять на искренность ответов. В то же время расположение «паспортич- ки» в начале анкеты оправдано психологически, поскольку позволяет постепенно повышать сложность вопросов.

Основная часть анкеты состоит из вопросов, связанных с целями и задачами исследования, а также самой процедурой заполнения анкеты. Большое значение имеют очередность вопросов, их формулировка, графическое оформление. Вопросы и варианты ответов, как правило, предлагается выделять шрифтом, номером, рамками. Текст анкеты обычно адаптируется с учетом уровня культуры и образования респондентов. Возможно использование схем, графиков, которые могут активизировать внимание участников опроса.

При составлении вопросов анкеты следует руководствоваться требованиями, проверенными на практике и повышающими их обоснованность и надежность анкеты.

Анкетные вопросы

В исследовании об интеграции вынужденных переселенцев было, в частности, решено выяснить причины, по которым мигранты решили переехать в Ставропольский край (табл. 1.3). В исследовании все ответы по их характеру были разделены на экономические, социокультурные, геополитические, географические и психологические. Очевидно, что в Ставропольский край мигрантов привлекают прежде всего экономические причины (возможность заработать). Почти столько же опрошенных имеют в крае родственников, что также облегчило трудовую миграцию.

Таблица 1.3. Причины переезда мигрантов с целью занятия трудовой деятельностью на территории Ставропольского края, %

Причина въезда в край

Возможность заработать больше, чем в других регионах России

Легче трудоустроиться, чем в других регионах России

Знаком с местной культурой

Наличие национальной диаспоры

Близость Ставропольского края к границам вашего государства

Благоприятные климатические условия

Все сюда ехали, может, останусь жить

Сумма ответов в столбце табл. 1.3 превышает 100 %, поскольку респонденты могли выбрать несколько вариантов от- вста. Таким образом, перед ними были поставлены безальтернативные вопросы. Если бы респондентам было предложено выбрать только один, определяющий вариант ответа о причинах переезда, то сумма ответов составила бы 100 %. В таком случае вопрос был бы альтернативным. Приведем простейший пример альтернативного вопроса:

Жалеете ли вы, что стали заниматься работой по найму ?

Трудно сказать — 20 %

Приведенные примеры показывают, что существуют вопросы альтернативные и безальтернативные. Кроме того, они содержат явные подсказки («да» или «нет»), а также «меню» для ответов. Поэтому такого рода вопросы называют закрытыми. Существуют также полузакрытые вопросы, позволяющие респонденту дополнить «меню». В таком случае в конце приводимых ответов предусмотрены возможности кодирования дополнительных ответов.

Из чего складывается доход вашей семьи?

Социологи используют и открытые вопросы, такие, которые не предусматривают подсказок. При открытых вопросах респондент имеет возможность свободно и полно выразить свое мнение, а социолог — собрать богатую информацию. Так, на открытый вопрос «Что вас больше всего не устраивает в работе? (напишите)» респондент свободен в выборе и формулировке ответа, например: «условия оплаты», «условия труда», «взаимоотношения с руководством» и т.д.

Для исследователя основное неудобство открытых вопросов заключается в трудностях их формализации и соответственно последующей обработки. Отвечая на заданный вопрос, респондент руководствуется исключительно собственными представлениями. Естественно, что полученные ответы индивидуальны и разнообразны, поэтому открытый вопрос применяется в тех случаях, когда необходима полная информация о представлениях респондента по изучаемой проблеме, его словарном запасе, способности к аргументации. Кроме того, респондент более охотно отвечает на вопрос, если он считает себя компетентным и заинтересованным в исследуемой области. Если эта область ему мало известна, то он либо уклоняется от ответов, либо дает заведомо некачественную информацию.

Итак, выбирая форму вопроса, целесообразно учитывать:

  • специфику исследования: закрытые вопросы предпочтительны для выявления фактов и мнений, предполагающих определенный перечень возможных вариантов ответов, а открытые — при сборе более богатой и индивидуализированной информации;
  • особенности последующей обработки ответов: при закрытой форме вопроса респондент, отмечая одну из альтернатив, одновременно кодирует ее, что значительно упрощает дальнейшую обработку, а при открытой форме кодировать все разнообразие ответов приходится самому исследователю, сводя их в конечном счете к некоторому ограниченному числу наиболее часто повторяющихся ответов.

Другие виды вопросов

В любой анкете содержатся вопросы, направленные на сбор материалов в соответствии с основной задачей исследователя, поэтому вопросы такого вида называются основными. Однако практика показывает, что в опросах необходимо проверить искренность респондента (контрольные вопросы), а также выявить данные о некоторой части опрашиваемых (вопросы-фильтры). Контрольные и «фильтровые» вопросы называют неосновными, второстепенными.

Контрольные вопросы располагаются или сразу после основных, или несколько позже. Например, если основной вопрос таков: «Знаете ли вы о причинах конфликта на предприятии?», то контрольный вопрос может быть следующим: «Какие из причин конфликта на предприятии вы считаете главными?» Допустим, что на основной вопрос респондент ответил отрицательно, а на контрольный положительно, причем перечислил несколько конфликтов: в таком случае возникает сомнение в тщательности заполнения анкеты или в искренности респондента.

Читайте так же:  Можно ли оспорить завещание и в каком случае

Вопросы-фильтры задают с целью отделить интересующую социолога одну часть опрашиваемых от других респондентов. Так, при изучении мнения студентов о службе в армии можно ввести вопрос-фильтр об имеющемся опыте студентов, отслуживших в армии. Например, «Знакомы ли вы на практике с армейской «дедовщиной»?». Этот вопрос-фильтр сразу выделит из всего массива опрашиваемых тех, кому в дальнейшем можно задавать вопросы о проявлениях «дедовщины».

Формулировка вопросов, относящихся к изучению мнения и установок людей, чрезвычайно важна. «Оптимальным» считается вопрос, формулировка которого не влияет на распределение ответов при сохранении заранее заготовленного списка их возможных вариантов. На практике постоянно встречаются значительные смещения в ответах.

Исследователь Э. Нойман иллюстрирует значимость формулировок анкетного вопроса следующим образом:

1-я формулировка вопроса: «Считаете ли вы, что на предприятии все рабочие должны быть членами профсоюза?»

2-я формулировка вопроса: «Считаете ли вы, что на предприятии все рабочие должны быть членами профсоюза или каждый сам должен решить, быть ему членом профсоюза или нет?»

Ответы респондентов на первый взгляд кажутся неожиданными (табл. 1.4). Оказалось, что при введении во 2-й формулировке альтернативы сдвиг явных ответов был значительным, а неопределенный ответ падает до 6 %.

Таблица 1.4. Значимость формулировок вопроса в определении характера ответа, %

Как правильно оформить социологический опрос

Совершенно очевидно, что для устойчивого развития необходимо эффективное использование имеющихся источников энергии, так как абсолютно безопасных источников энергии не существует. Любое использование энергии в той или иной степени влияет на окружающую среду. Не будем говорить о таких признанных “вредных” способах получения энергии, как тепловые и атомные станции. Гидроэлектростанции оказывают большое влияние на окружающую среду. Для получения энергии этим способом приходится затоплять огромные площади земли, которую можно было бы использовать под пашню, лес, строительство или оставить нетронутой, как особо охраняемую природную территорию. Кроме того, существует проблема миграций рыб и других водных организмов по рекам, перегороженным гидроэлектростанциями.

Ветровые станции издают сильный шум, а он, как известно, отрицательно сказывается на здоровье организмов. Кроме того, под лопастями ветровых турбин электростанций гибнет множество птиц [3]. На солнечные батареи расходуется огромное количество дорогих материалов, а срок службы их невелик – около 20 лет [1]. Геотермальные станции, на которых используется тепло земных недр, тоже не являются решением проблемы. При производстве энергии таким способом имеется большое количество серосодержащих отходов, а горячий рассол, спускаемый в реки способен вызвать экологическую катастрофу [1]. Другие способы получения энергии также имеют свои “минусы”. При любом способе получения энергии расходуются ресурсы на изготовления оборудования и тратится полезная площадь земли.

Понятно, что развитие цивилизации нельзя повернуть вспять и вернуться к использованию трудоемких ручных технологий, отказаться от использования электричества и машин. Даже, если бы мы все захотели этого во имя сохранения природы, это уже невозможно из-за высокой численности населения. Даже для решения пищевой проблемы необходимы огромные затраты энергии.

Но часто ли люди задумываются, что, включая тот или иной электроприбор, мы невольно наносим вред окружающей среде? Как сделать так чтобы не один киловатт не был потрачен напрасно? Как уменьшить потребление электроэнергии в быту?

Для того, чтобы привлечь внимание людей к проблеме энергосбережения, а также узнать, как они информированы об этой проблеме и что делают на бытовом уровне для ее экономии, мы проводили социологический опрос. Таким образом, мы в виде вопросов пытались обратить внимание людей на эту проблему. Тем более что наш Приморский район участвует в международной программе “Повестка 21” (Agenda 21)[2] и наша работа будет небольшим вкладом в эту программу. Данные этого опроса мы собираемся передать районному экологу.

Методика проведения социологического опроса по проблеме энергосбережения

Мы опрашивали людей по заранее разработанной анкете, на большинство позиций которой были даны готовые предполагаемые ответы. На некоторые вопросы ответы не давались с тем, чтобы опрашиваемые предложили свой вариант ответа. В этом случае каждый полученный ответ записывали отдельно.

Опрос проводился анонимно. Было опрошено 23 школьника с 5 по 11 класс и 34 взрослых человека. Так как ответы взрослых и школьников записывали разным цветом, то была возможность подсчитать, как отвечали школьники и взрослые. Опрашивались как знакомые (большинство) так и случайные прохожие на улице.

Подсчитывались проценты ответов по каждой позиции для школьников, взрослых и общее число.

Результаты социологического опроса

1. Задумывались ли Вы, что в скором будущем встанет проблема получения энергии (нефть, газ, уголь)?


2. Стараетесь ли Вы экономить энергию?

3. Считаете ли Вы, что производство любого вида электроэнергии наносит вред окружающей среде?

4. Заклеены ли у вас окна в квартире?

5. Есть ли у Вас в доме энергосберегающие лампочки (например, галогеновые или лампы дневного света)?

6. Если Вы не используете их то какова причина?

7. На что, по вашему мнению, в быту затрачивается наибольшее количество электроэнергии?


8. Какой самый эффективный способ сбережения энергии?

9. Что Вы сами делаете для этого?


Оценка деятельности коммунальных служб:

10. Оборудована ли входная дверь в парадную пружиной?

11. Все ли стекла вставлены в подъезде?

12. Часто ли горит ли свет в подъезде и на улице днем?

В ходе опроса выяснилось, что многие дома спроектированы таким образом, что на лестничных площадках нет окон вообще. Поэтому необходимо кругло-суточное использование освещения. Но свет не выключают днем даже там, где есть окна, и использование освещения в дневное время не требуется.

13. Устраивает ли Вас температура батарей центрального отопления?

14. Если у Вас холодно в квартире, как Вы обогреваетесь?

Результаты социологического опроса показали, что взрослых гораздо чаще волнуют проблемы энергосбережения. Так, из опрощенных нами взрослых на вопрос: “Задумывались ли Вы, что в скором будущем встанет проблема получения энергии (нефть, газ, уголь)?” утвердительно ответили 42% взрослых и в 3 раза меньше — 13% школьников и отрицательно – 29,4% взрослых и 60% школьников. Следовательно, в школе уделяют мало внимания этой проблеме. В целом Задумываются над этим вопросом 29,8% опрошенного населения и 42,1 – не задумываются.

Возможно, что взрослые, несмотря на анонимность анкетирования, хотели показаться перед нами более “правильными”, но, может быть, им чаще приходится сталкиваться с энергетическими проблемами в повседневной жизни.

Тем не менее, на вопрос: “Стараетесь ли Вы экономить энергию?” больше положительных ответов дали школьники: 43, 5% (всегда) и 52,2 % (иногда), взрослые ответили 35,3% (всегда) и 52,2% (иногда). Таким образом, 84,2% населения всегда или время от времени старается экономить энергию, а 16,8% не экономит вообще. Если пересчитать это на кВт, это очень много. Так, одна женщина призналась, что расходует до 500 кВт в месяц!

В ходе проведения опроса выяснилось, что многие люди не понимают разницу между “экономией денег” за потребленную энергию и собственно “экономией энергии”. Оказалось, что нередко квартиры не оборудованы счетчиками электроэнергии и люди платят “по среднему”. Часто эти люди не понимали, как и для чего вообще необходимо экономить энергию. Мы учли этот момент и при проведении следующего социологического опроса (а мы планируем продолжить работу), мы включим в анкету вопрос “Имеется ли у Вас электросчетчик?”.

57,9% всех опрошенных признают влияние производства электроэнергии на состояние окружающей среды и 22,8 не считают, что каждый из существующих способов производства электроэнергии тем или иным способом сказывается на окружающей среде.

Квартиры утеплены у 78,9 % населения, остальные ответили, что им пока тепло. Таким образом – это еще один ресурс для энергосбережения. Выяснилось, что жители последних этажей жалуются на жару, в то время как жители нижних этажей замерзают. Об этом же говорит ответ на вопрос: “Устраивает ли вас температура батарей центрального отопления?” 82,5% опрошенных ответили, что температура батарей устраивает, холодно у 15,8% опрошенных (в основном жители нижних этажей) и жарко у 1,7% опрошенных (последний этаж).

Энергосберегающие лампы имеют 52,6% опрошенных, причем 3,5 % используют их активно. 34% не пользуются энергосберегающими лампочками. Из тех, кто их не использует, 34,7% ответили, что дорого, 27,5% эти лампы не нравятся, причем многие, давшие этот ответ, сказали, что это вредно для зренияи 37,8 % не задумывались, почему они не используют эти лампы.

Читайте так же:  Гражданство для ребенка документы 2018

Большинство опрошенных считает (26 из 56), что больше всего энергии тратится на приготовление пищи, и, в частности, на жарку мяса. Поэтому 20 опрошенных мяса не жарят и этим, по из мнению, они вносят вклад в экономию электроэнергии. Причем, назвали плиту основным потребителем энергии в основном взрослые (24 взрослых и 2 школьника). Школьники считают, что электроэнергия затрачивается в основном на свет (10 ответов) и телевизор (8 ответов школьников и 1 взрослый). Взрослые так же называли стиральную машину (8 ответов). Также были названы обогревательные приборы, холодильник, электротовары вообще, магнитофон и даже телефон (2! ответа).

На вопрос: “Какой самый эффективный способ сохранения энергии?” половина опрошенных взрослых затруднилась ответить. 10 человек ответили: “Не жарить мясо” (взрослые). Школьники предлагали выключать ненужные приборы и свет (10 школьников и 3 взрослых). Среди других способов экономии электроэнергии были предложены утеплить жилице, использовать исправную проводку и электроприборы, меньше смотреть телевизор, ничего не иметь и даже использовать альтернативные источники энергии (как оказалось, его дал студент 3 курса биолого-почвенного факультета университета).

На вопрос “Как вы экономите электроэнергию?” затруднились ответить 7 взрослых (20,5%) и 2 школьника (8,6%), что довольно много. Большинство взрослых (20 человек) ответили, что не жарят мясо, а школьники выключают свет и электроприборы (11 школьников и 7 взрослых). Среди ответов были: “утепляю квартиру”, “закрываю дверь в парадную” и даже “выключаю рубильник в парадной”.

При оценке коммунальных служб были даны следующие результаты: входная дверь не оборудована пружиной у 24,7 % опрошенных. Так же был ответ, что даже нет балконных дверей. Стекла в подъезде выбиты у 38,6 % опрошенных. Учитывая, что опрос проводился в ноябре и даже выпал снег, картина не благоприятная. Свет горит, не выключаясь на светлое время суток, в подъезде и даже на улице у 63,2 % опрошенных всегда, 17,5 редко и только 19,3% никогда.

В холод 45% жителей использует теплую одежду, 17% обогревается электроприборами и 15,8% — газом.

Таким образом, если бы коммунальные службы сами оплачивали убытки, нанесенные их плохой работой, можно было бы сэкономить много кВт энергии.

На основании проведенного опроса можно сделать следующие выводы:

  1. Жители Приморского района уделяют недостаточное внимание проблеме энергосбережения.
  2. Хотя взрослые чаще задумываются над этой проблемой, школьники чаще экономят электроэнергию.
  3. В квартирах, оборудованных электросчетчиками, чаще заботятся об экономии электроэнергии.
  4. Коммунальные службы района недостаточно работают в направлении экономии энергии и создании комфортных условий для жизни жителей.
  5. При анкетировании жителей некоторые впервые задумались над проблемой энергосбережения.
  1. Небел Б., Наука об окружающей среде. Как устроен мир, т. 2, М., Мир, 1993
  2. Местная повестка дня на XXI век для Приморского района. Издание подготовлено Форумом по местной повестке дня для Приморского района под руководством Управления по охране окружающей среды Администрации Санкт-Петербурга.
  3. Ревелль П., Ревелль Ч., Среда нашего обитания. Энергетические проблемы человечества, т. 3, М., Мир, 1995

Как правильно оформить социологический опрос

Этот опрос был подготовлен и проведен учащимися 9-х классов среди пятиклассников.

1. Девятиклассники сформулировали цель своего социологического исследования так: определить отношение молодого человека к природе. Разработанная ими анкета была названа «Я и природа» .

2. Учащиеся попытались сформулировать вопросы, ответы на которые могли бы дать представление об отношении пятиклассников к изучаемой проблеме.
Для анкеты был выбран тип «закрытых» вопросов.
Вопросы желательно сформулировать таким образом, чтобы отвечающий не смог предугадать, какого ответа вы от него ждете.

3. Для обработки результатов должен быть разработан наиболее простой, элементарный «ключ» к социологическому опросу. Для этого следует ответить на подготовленные вопросы самостоятельно с учетом тех идей, которые были продуманы при разработке вопросов. Предложите возможные варианты ответов — «да», «нет», «не знаю» («сомневаюсь», «затрудняюсь ответить») и дайте свое отношение к полученным результатам.

4. При окончательном оформлении анкеты следует выдержать три ее основные части:

а) вводная — обращение к респондентам с указанием способа(ов) ответа;

б) основная часть — вопросы «закрытого» типа.

в) заключительная — с благодарностью за сотрудничество (помощь в изучении проблемы) и, если это необходимо для исследования, анонимными сведениями о респонденте.

Ознакомьтесь с одним из вариантов подобной анкеты для учащихся «Я и природа»:

В нашей школе социологическая группа старшеклассников проводит изучение отношения учащихся к природе.

Предлагаем Вам откровенно ответить на ряд вопросов, используя в качестве ответов один из трех вариантов: «да», «нет», «не знаю» (или «не всегда»). Свои ответы пишите на отдельных листочках, указывая номер вопроса по представленному образцу оформления:

Большое спасибо за ответы!

ответу «да» присваивать 2 балла; ответу «нет» — 0 баллов; ответам «не знаю», «не всегда! — 1 балл:

Для получения достоверного результат следует опросить как можно больше респондентов (от 30 человек и более).

По результатам обработки и анализа анкет делаются выводы.

Оформление результатов социологического исследования

Одним из важнейших этапов социологического исследования является оформление полученных результатов и выработка на их основе практических рекомендаций. Опыт подсказывает, что даже при проведении добротного исследования по достаточно интересной проблеме, исследователь может получить от заказчика негативную оценку своей работы. Такое может случиться именно по причине неумения или нежелания исследователя отразить результаты своего труда в итоговых документах доступно и с высокой степенью наглядности, четко сформулировать выводы, предложить ясные и понятные практические рекомендации по решению выявленных проблем.

К числу итоговых документов относятся: отчет о результатах исследования, аналитическая записка, информационная записка, практические рекомендации, оформленные в виде отдельного приложения.

Отчет о результатах исследования. Это форма подведения итогов социологического исследования. Она содержит описание всех разделов программы исследования, изложение используемых в нем теорий, методологического и методического аппарата, описание и объяснение полученных данных, выводы и рекомендации.

Начинается отчет с введения, в котором обосновывается актуальность, указывается цель, задачи, гипотезы исследования. В первом разделе отчета дается общая характеристика исследования, раскрываются основные положения программы исследования, специально выделяется параграф, характеризующий процесс реализации программы (сбор полевой информации; реализация выборки; обработка информации; состав обследованной выборки; границы выводов). Во втором разделе дается анализ результатов исследования, который включает выводы и рекомендации. К отчету прилагаются материалы, иллюстрирующие положения всех разделов отчета.

Аналитическая записка ориентирована на освещение результатов социологического исследования, а не способов получения информации. Объем аналитической записки составляет 10 – 15 страниц (формат А4) текста. В первой части аналитической записки дают характеристику исследования: изучаемые опросы, источники информации и их характеристика, ошибка репрезентативности, принятая в исследовании. Во второй части излагают полученные результаты, которые группируются в смысловые блоки. Принято следующее построение смыслового блока: формулировка выводов, а затем комментарии к ним, которые подкрепляют цифрами, подтверждающими их обоснованность. Вполне допускается и приветствуется использование в тексте таблиц и графиков, которые обеспечивают наглядность представляемых результатов. Таблицы и графики могут быть вынесены в приложение к записке.

При представлении данных в виде таблиц необходимо уяснить ряд особенностей. Во-первых, каждая таблица должна иметь общий заголовок, отражающий структуру группировки респондентов, наименование или характеристику связи между признаками, пространственно-временные характеристики. Во-вторых, если это возможно, лучше избегать вертикальных линий для отделения секций внутри таблицы. В-третьих, между заголовками и данными внутри таблицы следует оставлять два пробела. Для облегчения чтения, кроме тех случаев, когда они не расположены на одной линии, можно оставить один пробел. В-четвертых, ни одна таблица не должна быть включена в текст, если по ней нельзя дать хотя бы одну страницу пояснений.

Графики используют для придания результатам обработки большую наглядность. Их использование предпочтительнее использования таблиц в материалах предназначенных для широкой публики или представителям органам государственного и административного управления. В практике социологических исследований применяются такие графические отображения результатов обработки как показано на графике 5.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .