Оглавление:

Льготы для малого бизнеса: на что можно рассчитывать

Основная проблема большинства владельцев малого бизнеса — это ограниченный бюджет, который не позволяет развиваться в полную меру и вынуждает постоянно экономить то на продвижении, то на персонале, то еще на чем-то. Но есть некоторые льготы, на которые малый бизнес вправе претендовать и которые могут сильно помочь на первых порах.

Прежде чем понять, на какие льготы можно рассчитывать, нужно убедиться в том, что бизнес соответствует критериям, по которым его можно отнести к субъектам МСП.

Малый бизнес в 2018 году — критерии определения

Лимиты доходов для субъектов МСП установлены в Постановлении Правительства от 04.04.2016 № 265. Чтобы понять, соответствует ли компания критериям малого бизнеса или нет, нужно брать в расчет не только выручку от реализации (критерий до 1 августа 2016 года), а все доходы от предпринимательской деятельности.

В 2018 году к малым относятся компании, которые, во-первых, вписываются в рамки лимита по размеру доходов в 800 млн руб. и по численности персонала в 100 человек, а во-вторых, соответствуют требованиям по доле участия других компаний в уставном капитале: для гособразований, общественных и религиозных организаций и фондов — не более 25% в сумме; для обычных юрлиц, в том числе иностранных, — не более 49% в сумме; для юрлиц, которые сами субъекты малого и среднего предпринимательства, ограничений нет.

С 1 августа 2016 года функционирует Единый реестр субъектов МСП, используя данные по отчетности. Доступ к этому ресурсу можно получить на сайте ФНС. Реестр позволяет убедиться в наличии и правильности внесенных данных о конкретном бизнесе. Чтобы им воспользоваться, достаточно ввести ИНН, ОГРН, ОГРНИП, название фирмы или ФИО ИП.

Почему реестр имеет значение? Потому что наличие в нем сведений о предприятии гарантирует возможность получения определенных льгот, которые полагаются малому бизнесу. Поэтому, если в реестре не оказалось сведений о вашем бизнесе или вы выяснили, что те сведения, которые есть, некорректны, не поленитесь отправить заявку и предоставить верную информацию.

Налоговые каникулы

Впервые зарегистрированные ИП могут «отправиться» на налоговые каникулы. Эта мера поддержки возникла своевременно, как раз в разгар экономического кризиса — с 1 января 2015 года. Налоговые каникулы, по мнению чиновников, должны стать стимулом для открытия бизнеса на фоне нестабильной ситуации в экономике.

Федеральный закон от 29.12.2014 № 477-ФЗ устанавливает срок, в течение которого впервые зарегистрированные ИП могут применять нулевые налоговые ставки — до 31 декабря 2020 года. Воспользоваться такой возможностью могут предприниматели, соблюдающие ряд требований:

  • они применяют УСН или ПСН;
  • их деятельность имеет отношение к производству, социальной или научной сфере;
  • доля услуг, работ или товаров, на которые распространяется налоговая ставка 0%, составляет не менее 70% от общего дохода.

Стоит учитывать, что налоговые каникулы действуют не более двух налоговых периодов с момента регистрации ИП. У регионов есть право самостоятельно определять виды деятельности, подпадающие под налоговые льготы, и устанавливать сроки действия каникул. В каких-то регионах ИП получают два полных льготных года, в других — только год. Также могут устанавливаться дополнительные «лимиты» в виде ограничения средней численности работников или предельного размера доходов.

В любом случае вопрос применения налоговых каникул требует уточнения «на местах». Например, в Новгородской области с 1 августа 2016 года каникулы стали представлять для таких видов деятельности, которые ранее не входили в список льготных: ремонт предметов личного потребления и хозяйственно-бытового назначения, а также услуги — стирка и химчистка, парикмахерские и салоны красоты, ритуальные услуги.

В Подмосковье период действия налоговых каникул изначально был установлен до 2018 года. Однако Московская областная Дума приняла закон, продлевающий каникулы на территории региона до 31 декабря 2020 года. Льготой могут воспользоваться индивидуальные предприниматели, впервые зарегистрированные и осуществляющие предпринимательскую деятельность в производстве, социальной, научной сфере, а также в сфере социальных услуг населения.

Кроме того, принятый Московской областной Думой закон продлевает до 31 декабря 2020 года действие пониженной налоговой ставки в размере 10% для налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» и осуществляющих деятельность в приоритетных для Московской области сферах — производственной, социальной или научной.

Надзорные каникулы

С 1 января 2016 по 31 декабря 2018 года для субъектов малого предпринимательства, кроме тех, кто допускал значительные нарушения за последние три года, действуют надзорные каникулы. Это послабление имеет отношение и к действующим, и к вновь созданным компаниям. При этом надзорные каникулы не затрагивают малый бизнес, связанный с социальной сферой, образованием и здравоохранением. Также каникулы не распространяются на виды госконтроля, предусмотренные ч. 6 ст. 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Кроме того, надзорные каникулы не распространяются на налоговые проверки и ревизии со стороны ПФ и ФСС (Федеральный закон от 13.07.2015 № 246-ФЗ).

Предприниматель вправе подать в орган контроля (надзора) заявление об исключении себя из ежегодного плана проверки, если обнаружит себя в плане и посчитает эту проверку незаконной. Решение по заявлению принимается в течение 10 дней со дня поступления. Если принимается положительное решение, проверка отменяется и удаляется из плана. Для поиска запланированных проверок предпринимателям лучше пользоваться сводным ежегодным планом проверок на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ.

Что касается сроков проверки, то они для малого бизнеса сокращены: ни одна контролирующая организация, согласно ст. 13 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, не имеет права вести проверку более 50 часов в год. Причем 50 часов — это общий срок проведения проверок, то есть часы суммируются на все ведомства. Для внеплановых проверок установлен лимит в 20 рабочих дней на каждую проверку.

Есть большая вероятность, что надзорные каникулы тоже будут продлены — до 2022 года. Известно, что с марта Минэкономики России совместно с Генпрокуратурой работает над поправками о продлении моратория на проведение плановых проверок малого бизнеса. РБК, ссылаясь на официальные источники, сообщает, что чиновники также планируют распространить надзорные каникулы и на средний бизнес.

Инициатива о бессрочных налоговых каникулах включена в проект «дорожной карты» по выполнению в 2018–2019 годах «Стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года».

Региональные налоговые льготы

Такие льготы имеют право вводить местные власти. Поэтому наиболее точную информацию лучше узнавать на региональных сайтах центров поддержки предпринимательства. Так, например, в Краснодарском крае плательщикам УСН, занятым в производственной, социальной и научной сферах, предоставляются льготные налоговые ставки, помимо налоговых каникул. Для организаций, которые выбрали в качестве объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», с 1 января 2016 года действует налоговая ставка в размере 5 %, по объекту «доходы» — 3 % (Закон Краснодарского края от 30.11.2015 № 3279-КЗ).

Московские предприниматели, имеющие работающий малый бизнес, в свою очередь могут рассчитывать на получение налогового вычета по налогу на имущество в размере кадастровой стоимости 300 кв.м площади (Закон г. Москвы от 05.11.2003 № 64).

Малый бизнес может претендовать на субсидию от государства. Случаи, когда она предоставляется, перечислены в Постановлении Правительства РФ от 15.04.2014 № 316. В этом же документе указан перечень документов, необходимых для получения денег.

Условия и порядок получения субсидии лучше уточнять на региональных сайтах администраций, центров развития и поддержки предпринимательства и других госструктур, связанных с проблемами предпринимательства. Например, на сайте Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы можно найти информацию по субсидиям как для начинающих предпринимателей (с момента регистрации юрлица, ИП — не более двух лет), так и для более опытных бизнесменов.

Так, начинающий московский предприниматель может рассчитывать на денежную поддержку на приобретение основных средств (кроме легковых автомобилей), аренду офиса, приобретение лицензионного программного обеспечения, организацию и оснащение рабочих мест, приобретение сырья и материалов. На сайте департамента обозначены условия, порядок процедуры и даже приведены бланки необходимых документов.

В Контур.Журнале опубликована статья «Пошаговая инструкция: как получить субсидию от Правительства Москвы», в которой о своем опыте получения субсидии рассказывает генеральный директор Premium Telecom Лидия Царенко. Также мнением по этому вопросу делятся бизнесмены в статье «Как получить субсидию на открытие бизнеса: опыт предпринимателей».

Благодаря Федеральному закону от 03.07.2016 № 348-ФЗ с 1 января 2017 года микропредприятия освободились от ведения кадрового учета, то есть могут полностью или частично отказаться от оформления и применения таких локальных нормативных актов, как правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о премировании и др.

Читайте так же:  Налог после продажи недвижимости

Закон определяет, что для регулирования трудовых отношений работодателю придется включить в трудовые договоры с работниками условия, предусмотренные трудовым законодательством. Трудовые договоры заключаются на основе типовой формы.

Как только микропредприятие переходит в положение малого бизнеса, оно становится обязанным вести кадровый учет. В этом случае ему придется за четыре месяца утвердить все необходимые кадровые документы.

Учет и отчетность

Для ИП эта льгота не актуальна, поскольку они и так освобождены от обязанности вести бухучет, а для малого бизнеса важна. Подробнее ознакомиться со списком преференций можно в Информации Минфина РФ N ПЗ-3/2015.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 19.08.2016 № 819 c 1 января 2018 года годовой объем прямых закупок госкомпаний у субъектов МСП вырастет до 15%. Хотя стратегия развития МСП до 2030 года, принятая в июне, подразумевает постепенное наращивание квоты до 25% с 2018 года.

В рамках 44-ФЗ малому бизнесу предоставлен ряд льгот. В частности, как отмечается в Постановлении Правительства РФ от 11.03.2016 № 182, заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения контракта при проведении конкурсов, электронных аукционов и запросов предложений, в которых участниками закупок являются только СМП. Также, согласно ч. 8 ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, заказчик должен оплатить работы или товары не позже 30 дней с даты подписания документа о приемке.

Преференции для малого бизнеса по 223-ФЗ прописаны в Постановлении Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352. Так, например, документ обязывает заказчика разрабатывать, утверждать и публиковать в ЕИС перечень того, что будет закупаться только у субъектов МСП (при условии соблюдения нормы — не менее 10% от совокупного годового объема закупок заказчика). В то же время заказчик имеет право требовать от поставщика только декларацию, подтверждающую его статус.

Льготная аренда

У малого бизнеса есть возможность заключать с региональными властями на льготных условиях договоры аренды, но в каждом отдельном случае нужно узнавать детали и условия на местах.

Например, для отдельных хозяйствующих субъектов Москвы действуют три вида поддержки: льготная ставка по арендной плате, преимущественное право на выкуп помещения и программа «Рубль за квадратный метр».

С 1 января по 31 декабря 2018 года СМП могут рассчитывать на льготную ставку арендной платы в размере 4500 руб. за кв. м в год (п. 1 постановления Правительства Москвы от 25 декабря 2012 г. № 800-ПП). При этом они должны арендовать нежилые помещений площадью до 300 кв. м, находящиеся в имущественной казне города, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов. Эта же ставка распространяется на СМП, связанный со здравоохранением и образованием, который так же арендует нежилые помещения площадью свыше 300 кв. м. Однако есть одна деталь: ставка действует для них только в том случае, если они получили до 1 апреля 2013 года заключение отраслевого органа исполнительной власти о наличии оснований для предоставления имущественной поддержки.

Чтобы иметь преимущественное право на выкуп помещения, нужно прежде всего соответствовать условиям, обозначенным в Федеральном законе от 22.07.2008 № 159-ФЗ: не иметь задолженности по арендной плате, быть включенным в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также владеть или пользоваться арендуемым имуществом непрерывно в течение двух и более лет (по состоянию на 1 июля 2015 года).

Программа «Рубль за квадратный метр» действует для московского социального бизнеса. Объекты по ней предоставляются через открытый аукцион, который проводит Департаментом города Москвы по конкурентной политике. Список объектов и лотовая документация приведена на Инвестиционном портале города Москвы, сайте для размещения информации о проведении торгов и сайте Департамента города Москвы по конкурентной политике.

Право льготной аренды получает победитель аукциона, но при условии их восстановления за свой счет. Ставка 1 руб. за кв.м. в год начинает действовать после завершения реконструкции объекта и выполнения требований программы.

Закупки у субъектов малого предпринимательства

Государство оказывает особые льготы для предприятий малого и среднего бизнеса. С целью развития и поддержания этой сферы предусмотрены налоговые, финансовые и административные льготы.

Субъекты малого предпринимательства — это коммерческие организации (юридические организации и индивидуальные предприниматели), осуществляющие свою деятельность с целью получения прибыли. При этом, некоммерческие организации, унитарные муниципальные или государственные учреждения не могут быть отнесены к этой категории субъектов, даже если они будут соответствовать требованиям к СМП по годовой выручке и количеству сотрудников.

Какие организации относятся к СМП

Для хозяйственных обществ и партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из требований п. 1 ч. 1.1 ст. 4 209-ФЗ. Если организация соответствует одному из перечисленных условий, то тогда рассматриваются показатели по выручке и среднесписочному количеству работников.

Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ регламентирует основные требования, при соответствии которым организация может быть отнесена к СМП. В 2017 году были внесены некоторые изменения в данные требования, тем самым позволив бОльшему количеству организаций соответствовать статусу субъекта малого или среднего предпринимательства.

Поиск торгов для субъектов малого предпринимательства

Ежедневная рассылка подходящих закупок со всех площадок

Градация предприятий и лимиты установленные в каждой из групп:

Микропредприятие: сумма годовой выручки без НДС не должна превышать 120 млн. руб., а численность сотрудников должна составлять не более 15 человек.

Малое предприятие: сумма годовой выручки — не более 800 млн. руб., численность работников — не более 100 человек.

Среднее предприятие: выручка без НДС за год — до 2 млрд. руб., а среднесписочная численность сотрудников не превышает 250 человек.

К ИП применяются те же правила разделения на категории. Если у индивидуальных предпринимателей отсутствуют работники, то критерием будет служить только размер полученной выручки за год. При использовании патентной системы налогообложения ИП относят к микропредприятию.

Все СМП заносятся в Реестр субъектов малого предпринимательства, ведением которого занимается Федеральная налоговая служба, на основании:

сведений из ЕГРЮЛ, ЕГРИП;

сведений, предоставленных в ФНС о численности работников, выручке от предпринимательской деятельности и применении специальных налоговых режимов, в отчетности установленной законодательством РФ;

сведений, представленных лицами, определенными п. 2 ст. 6 ФЗ № 408-ФЗ;

сведения которые предоставляют юридические и физические лица, занесенные в реестр СМП.

Более подробную информацию можно получить на сайте ФНС, в том числе посмотреть Реестр МСП.

Касательно государственных и коммерческих закупок, у субъектов малого предпринимательства также есть ряд преимуществ перед остальными участниками.

Закупка у субъектов малого предпринимательства 44-ФЗ

Государственные закупки по 44-ФЗ у субъектов малого и среднего предпринимательства регулируются ст. 30 44-ФЗ.

Для заказчиков, работающих согласно Закону о контрактной системе, выдвигается ряд требований, относительно осуществления закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Согласно ч. 1 ст. 30 44-ФЗ, заказчики обязаны осуществлять их в объеме не менее 15% от своих годовых закупок. Такие торги могут осуществляться в следующих видах:

конкурс с ограниченным участием;

При этом, начальная максимальная цена контракта не должна превышать цифру в 20 миллионов рублей.

Также, положительным моментом в закупках, проводимых только среди субъектов малого предпринимательства является то, что размер обеспечения заявки на участие устанавливается в размере не более 2% от НМЦК. Для сравнения, в других закупках заказчик вправе установить обеспечение заявки в размере до 5% от цены контракта.

Привлечение к исполнению контракта СМП или СОНКО

При проведении закупки заказчик вправе установить в извещении требование к подрядчику, не являющемуся СМП или СОНКО, привлечь к исполнению контракта субподрядчика или соисполнителей из реестра субъектов малого предпринимательства.

В таком случае указывается какой процент работ (от стоимости контракта) был осуществлен с привлечением субподрядчика из числа СМП, и эта часть засчитывается заказчику в объем закупок за отчетный период, совершенных у субъектов малого предпринимательства и СОНКО.

В контракте такого тендера обязательно прописывается пункт о гражданско-правовой ответственности подрядчика за неисполнение условия привлечения к работе подрядчика из числа СМП, СОНКО.

Правительством РФ могут быть установлены типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению СМСП (субъектов малого и среднего предпринимательства).

C 18 октября 2017 года были внесены изменения в законодательство, которые коснулись следующих моментов:

  1. подрядчик должен рассчитаться с субподрядчиками и соисполнителями, привлеченными из числа СМП и СОНКО, в течение 15 рабочих дней с даты подписания им документа о приемке услуг, работ или товара от субподрядчика. Ранее этот срок составлял 30 календарных дней.
  2. изменения коснулись п.1 Постановления Правительства от 23 декабря 2016 г. № 1466, теперь заказчик устанавливает фиксированный процент от цены контракта для указания объема привлечения СМП или СОНКО.

Расчет объема закупок 44 ФЗ

Согласно ч. 1.1 ст. 30 44-ФЗ, заказчик при расчете объема закупок не должен включать торги:

для обеспечения обороны и безопасности государства;

услуг по предоставлению кредита;

у единственного поставщика;

по проведению работ с использованием атомной энергии;

в которых применяются закрытые способы определения поставщиков.

При этом торги по 1, 4 и 5 пунктам из этого списка заказчик вправе осуществить с участием СМП, СОНКО и тогда они будут учитываться в объеме закупок, совершенных у субъектов малого и среднего предпринимательства и будут включены в отчет, который составляется по итогам года о заключенных контрактах.

Читайте так же:  Жилищная субсидия ветеранам

При проведении таких тендеров, заказчик должен указать ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При подаче заявки на участие участник должен декларировать свою принадлежность к указанной группе

В случае, если определение поставщика было признано несостоявшимся, то организатор вправе провести торги на общем основании, отменив ограничение по принадлежности участников к субъектам МСП. Такой заключенный контракт не будет засчитан в объем закупок, проводимых только среди СМП и СОНКО.

По итогам года каждый заказчик обязан подготовить отчет об объемах закупки у СМП, СОНКО и разместить его в ЕИС до 1 апреля следующего года. Отчет должен содержать информацию о контрактах заключенных с субъектами малого и среднего предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций и информацию о несостоявшихся закупках у данных организаций.

Санкции за нарушение объемов закупок у СМП по 44-ФЗ

Согласно ч. 11 ст. 7.30 КоАП заказчики, нарушившие требование законодательства об объеме совершенных закупок у СМП, СОНКО, несут ответственность и должны заплатить административный штраф, в размере 50 тысяч рублей, который накладывается на должностное лицо.

На практике все не так однозначно, поэтому существуют другие варианты взысканий.

Ч, 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ предусматривает возможность уменьшения суммы взыскания, с учетом наличия исключительных обстоятельств.

Также, в судебной практике ФАС уже был прецедент, когда заказчиком не было исполнено требование совершить за отчетный год закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее 15% от общего числа закупок, и при этом штраф на него не был наложен. Заказчик смог доказать, что его вины в сложившейся ситуации не было, т.к. торги были признаны не состоявшимися по независящим от него обстоятельствам.

Подводя итоги можно сказать, что законодательство РФ предусматривает санкции за неисполнение требований ст. 30 44-ФЗ, но каждый отдельный случай необходимо индивидуально, т.к. в зависимости от обстоятельств нарушения и поведения должностного лица, допустившего данное нарушение принятые меры могут сильно различаться.

Закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства по 223-ФЗ

Постановление правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельных видов юридических лиц» устанавливает группу компаний-заказчиков, которые в обязательном порядке должны осуществлять закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства, а также правила проведения таких торгов.

Данное положение устанавливает, что объем закупок отдельных групп заказчиков у СМСП должен составлять не менее 18% от общей годовой стоимости контрактов компании, заключенных по итогам торгов. При этом договоров, заключенных по результатам торгов, в которых имеют право участвовать только СМП, должно быть не менее 15%.

Эта норма действует с 1 января 2018 года — общая стоимость контрактов, заключенных по итогам закупок, участниками которых могут быть только СМСП, должна составлять не менее 15% от общего объема заключенных контрактов по итогам года — Постановление Правительства РФ от 19.08.2016 N 819.

В мае 2017 были добавлены изменения в закупках — Постановление Правительства от 20.05.2017 №608 устанавливает новые рамки для компаний, которые обязаны осуществлять часть объема закупок у субъектов СМП. В общих словах, во втором полугодии 2017 года в расширенный список организаций вошли гос. общества с государственным и муниципальным участие, годовые объемы которых составили менее 500 млн. руб. Также к этой категории относятся дочерние и субдочерние компании, при условии, что они сами не являются субъектами МСП.

С 1 июля 2017 года изменения коснулись:

  1. юридических лиц, которые указаны в ч. 2 ст. 1 ФЗ №223 и являются дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более 50% долей принадлежит государственным компаниям, созданным на основании федерального закона;
  2. юридических лиц, которые указаны в ч. 2 ст. 1 ФЗ №223 и являются дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит указанным в абзаце выше дочерним хозяйственным обществам;
  3. хозяйственных обществ, которые указаны в ч. 2 ст. 1 ФЗ №223, в уставном капитале которых доля участия субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает 50%, а также хозяйственных обществ, в уставном капитале которых совокупная доля участия Российской Федерации и субъекта Российской Федерации превышает 50% и доля участия субъекта Российской Федерации превышает долю участия Российской Федерации, годовой объем выручки которых от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг), величина активов которых (для заказчиков, являющихся кредитными организациями), по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год, превышает 500 млн. рублей, и при условии, что такие заказчики не относятся к субъектам МСП;
  4. дочерних хозяйственных обществ, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит юридическим лицам, указанным в абзаце выше, годовой объем выручки которых от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг), величина активов которых (для заказчиков, являющихся кредитными организациями), по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год, превышает 500 млн. рублей, и при условии, что такие заказчики не относятся к субъектам МСП;
  5. дочерних хозяйственных обществ, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит дочерним хозяйственным обществам, указанным в предыдущем абзаце, годовой объем выручки которых от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг), величина активов которых (для заказчиков, являющихся кредитными организациями), по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год, превышает 500 млн. рублей, и при условии, что такие заказчики не относятся к субъектам МСП.

Для этих новых категорий заказчиков годовой объем закупок у субъектов МСП, в стоимостном выражении, должен быть не менее 9%, от общего объема закупок во 2 полугодии 2017 года

А совокупный годовой объем контрактов, заключенных во 2 полугодии 2017 года, с субъектами МСП, по результатам закупок осуществляемых только с субъектами МСП, должен быть не менее 5%.

Практический онлайн-курс по получению госзаказов

Изменения в 223-ФЗ с 2018 года, коснувшиеся МСП

С внесением правок в 223 Федеральный закон с июля 2018 года, в правила закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства также будут внесены изменения:

все закупки с субъектами малого и среднего предпринимательства проводятся только в электронной форме;

они могут проходить только на федеральных площадках (их список будет утвержден к концу июля 2018 года Правительством РФ);

деньги на обеспечение заявки должны вноситься на специальный счет в банке;

договор с победителем закупки заключается в электронной форме на площадке (бумажный вариант не применяется)

Изменятся и сроки публикации извещений о проведении закупки:

Конкурсы и аукционы:

при НМЦК до 30 млн. руб, то не менее 7 дней;

при НМЦК более 30 млн руб, то за 15 дней.

Запрос предложений — за 5 рабочих дней (НМЦК не должна превышать 15 млн. руб.).

Запрос котировок — за 4 раб. дня (НМЦК не должна превышать 7 млн. руб.).

План закупок у субъектов МСП

Заказчики, которые входят в категорию согласно ПП №1352, должны рассчитать общий объем торгов среди СМСП, затем они должны утвердить перечень товаров и разместить его в ЕИС. Если это действие не будет реализовано, то закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства по 223-ФЗ не смогут быть осуществлены.

В плане закупок с 2016 заказчик должен в отдельных разделах отразить и утвердить товары, работы или услуги, которые он будет приобретать путем проведения торгов только среди СМСП. Участники таких тендеров в заявке должны декларировать свою принадлежность к СМП, на данный момент форма унифицирована и одинакова для всех.

Начальная максимальная цена закупки, проводимой только среди участников малого и среднего предпринимательства не должна превышать 400 млн. руб.

Также, определенная группа заказчиков, утвержденная распоряжением Правительства N 475-р, должна осуществлять закупки инновационной и высокотехнологичной техники у субъектов малого предпринимательства.

Согласно ст. 5.1 223-ФЗ в отношении отдельных категорий заказчиков проводится контроль и мониторинг соответствия планов закупки и годовых отчетов требованиям законодательства РФ о закупках у субъектов МСП. Оценка соответствия осуществляется в рамках проверки проекта плана закупки товаров, работ или услуг, проекта плана закупок инновационной и высокотехнологичной продукции и проектов внесения изменений в такие планы, до утверждения этих планов.

Мониторинг проводится уже по утвержденным заказчиком планам закупок и внесенных в них изменениям.

По результатам проверки и мониторинга выдается заключение о соответствии или несоответствии проверяемых документов требованиям законодательства РФ. При выявлении нарушений, заказчику необходимо их устранить или разместить в ЕИС протокол разногласий к этому уведомлению. В противном случае, реализация плана закупок этой организации может быть приостановлена антимонопольным органом.

Отчет по закупкам у субъектов МСП

По итогам месяца каждый заказчик должен составлять отчет, в котором будет содержаться информация о его закупках у субъектов МСП, и не позже 10-го числа месяца, следующего за отчетным, размещать его в ЕИС. (п. 4, ч. 19, ст. 223-ФЗ)

До 1 февраля следующего за отчетным года, заказчик должен опубликовать в ЕИС ежегодный отчет по установленной форме, с информацией о годовом объеме закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Важно: в том случае, если заказчик не осуществил положенный объем закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства в течении календарного года, либо разместил отчет с неверными данными или не разместил его вовсе в единой информационной системе, — то на такую организацию накладываются соответствующие санкции, а именно — она лишается привилегий закупок по 223-ФЗ и с 1 февраля и до конца года, следующего за отчетным, обязана будет проводить торги только в рамках 44-ФЗ.

Читайте так же:  Пособие по безработице на детей

Что касается сдачи отчетности компаниями, работающими по 223-ФЗ, но не обязанными проводить закупки у СМП, то эти компании также подают ежемесячные отчеты о количестве договоров подписанных с СМП, в которых указывают количество таких контрактов, в случае их отсутствия просто прописывают значение 0. При этом, организации, не попадающие под Постановление Правительства №1352 не имеют право указывать в документации ограничение на участие в торгах только субъектов малого и среднего предпринимательства, т.к. это уже будет считаться ограничением конкуренции.

Годовой отчет о закупках у СМСП предприятия с выручкой менее 2 млрд. руб. публиковать не должны, даже если такие тендеры проводились.

Поставщикам, относящимся к субъектам МСП

О преимуществах участия в торгах, проводимых только среди субъектов малого и среднего предпринимательства расскажет специалист нашей компании в видео ниже:

Данный фрагмент видео взят из обучающего курса Госзаказ — блок Госзакупки для малого и среднего бизнеса. Мы научим Вас всем нюансам государственных закупок для успешного участия и получения контрактов.

Для всех субъектов малого и среднего предпринимательства г. Москвы мы предлагаем льготные условия кредитования на торговых площадках. Подробности об условиях и ставках Вы можете узнать в данном разделе.

©ООО МКК «РусТендер»

Какие есть льготы для малого бизнеса в России в 2018 году

Здравствуйте! В этой статье мы расскажем о льготах для малого бизнеса, рассмотрим их основные виды.

Сегодня вы узнаете:

  1. Какие предприятия являются малым бизнесом и могут рассчитывать на льготы;
  2. Какие административные или налоговые льготы предлагаются государством;
  3. Особенности государственных льгот для IT–компаний.

Какие виды деятельности чаще попадают под льготы

Под льготными условиями понимается некоторое послабление в уплате налогов, оформлении документации и упрощенного ведения учета. Такие меры снижают поступления в бюджет государства, но способствуют появлению и развитию успешных бизнес-проектов.
Для государства наиболее приоритетными являются следующие сферы деятельности:

  • Предоставление услуг населению;
  • Торговля и производство товаров массового потребления, продуктов питания;
  • Экологический туризм;
  • Благоустройство и переработка бытового мусора;
  • Предоставление маркетинговых или рекламных услуг;
  • IT–технологии и инновации;
  • Коммунальная сфера;
  • Сельское хозяйство и переработка продукции.

Экономисты считают, что льготы для малого бизнеса помогут снять социальный дисбаланс и напряжение в обществе, создадут перспективные рабочие места и поднимут отдельные отрасли экономики.

Признаки предприятий «малого бизнеса»

Последние поправки в законодательство расширили круг фирм, которые попадают под определение «малый бизнес».

К ним относятся предприятия со следующими данными:

  • Средняя учетная численность персонала не превышает 100 сотрудников (или 15 работников для микробизнеса);
  • Общая сумма дохода, которая рассчитана на основе налоговой декларации, не превышает 800 млн. руб. за год (для предприятий микробизнеса – 120 млн. руб.);
  • Процент капиталовложений в уставный капитал от других фирм не должен превышать 49%;
  • Доля участия гос.образований, религиозных, общественных организаций, а также фондов не должна быть свыше 25%.

Но есть исключения из последних 2-х пунктов, когда указанные лимиты не касаются следующих организаций:

  1. Участников проекта «Сколково».
  2. Предприятий, использующих в своих проектах высокотехнологичные разработки – «детища» своих учредителей – научных или бюджетных организаций.
  3. Акционеров инновационного экономического сектора, а также компаний, владельцы которых включены в список Правительства на государственную поддержку инновационной деятельности.

Единый реестр компаний малого бизнеса был создан 1 августа 2016г. на основании данных сформированных налоговиками и далее постоянно обновляется. Данные были взяты из отчетов компаний – сведения о среднесписочной численности работников, о доходах, регистрационные данные, а также иная информация, имеющаяся в других источниках госорганов.

Доступ к реестру можно получить на сайте ФНС. Достаточно лишь ввести свои регистрационные данные: ИНН, ОГРН, название компании и проверить есть ли ваше предприятие в этом списке. Также можно данные уточнить и дополнить, сделав соответствующее заявление в налоговую.

Если вашей компании в Реестре нет, то пользоваться льготами малого предприятия вы не имеете права.

Административные льготы для малого бизнеса

Многие предприятия разной формы собственности жалуются на большое количество сложностей при оформлении документации, проведении проверок и сдачи отчетности. Поэтому льготы для бизнеса в этой сфере направлены на упрощение работы и становление новой компании.

Основные административные льготы, на которые может рассчитывать малый бизнес:

  • Бухгалтерский учет допустимо вести в упрощенной форме, с начислением амортизации по основным средствам один раз в год, а не ежемесячно. Материальные и производственные затраты можно сразу списывать на издержки, а не по мере использования. Разрешается вести учет при помощи сплошного метода регистрации хоз.операций;
  • Отсутствие фиксированного лимита в кассе предприятия. Чтобы воспользоваться таким льготным правом, руководство должно издать отдельный приказ об отказе от лимита. Вместо работы на кассовом аппарате, можно ограничиться выдачей товарного чека покупателю.
  • Возможность на льготных условиях заключать договора аренды с региональными или местными органами власти. Такая привилегия доступна в течение 5 лет, после чего должна продлеваться.
  • Право на упрощенное оформление трудовых отношений на предприятии. Срочный трудовой договорможно подписать с любым нанятым сотрудником на срок до 5 лет (при согласии самого работника).
  • Возможность получать финансовые субсидии на развитие бизнеса от властей разного уровня. К ним относятся оплата образовательных или переобучающих программ, частичное погашение лизинговых соглашений при покупке нового оборудования.
  • Применение пониженных ставок налогов для компаний, ведущих свою деятельность в рамках УСН или ЕНВД.

В качестве административных льгот для компаний малого бизнеса предусматривается ограничение числа проверок, которые отнимают много времени и являются настоящей проблемой для новых компаний:

  • Общее время проверок за год суммировано не должно превышать 50 часов. Это правило распространяется на все инспекции и плановые проверки;
  • Интересное нововведение – надзорные каникулы. Они будут действовать до конца 2018 года. В это время наложено своеобразное вето на проведение плановых проверочных мероприятий для неналоговых органов (к примеру, пожарные и санитарные инспекции). Такой льготой могут пользоваться новые и уже работающие предприятия малого бизнеса.

В отдельных регионах местные органы управления могут предлагать малому бизнесу собственные временные льготы, чтобы стимулировать бизнес в конкретной области.

Для небольших предприятий проблемой является получение займа в банке. Поэтому возможность получения государственной гарантии при обращении за кредитом тоже является льготной привилегией.

Налоговые льготы для малого бизнеса

Наиболее актуальный вопрос для предприятий этого сектора – различные налоговые льготы для бизнеса. Они помогают экономить капитал, направлять его на важные статьи расходов.

Существуют специально разработанные системы налогообложения, на которые могут рассчитывать предприниматели:

  1. Упрощенная (УСН) – помогает экономить за счет уплаты одного налога и ведения небольшого количества документации. Подходит, если обороты за год не превышают 150 млн. руб.
  2. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) – практически заменяет собой НДС и налог на прибыль. Для него не определен лимит годового дохода, но деятельность должна вестись строго по видам, определенным региональными законами и численность работников не превышать 100 человек.
  3. Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) – льгота, направленная на поддержку фермерских предприятий. Он поддерживает производителей, работающих на земле и занимающихся продажей собственного сырья.
  4. Патентная система (ПСН) – простой вариант, который подходит индивидуальным предпринимателям, имеющим в штате не более 15 сотрудников. При годовом доходе до 60 млн. руб. можно перейти на ПСН, которая отличается невысокими платежами в бюджет, минимальным количеством документации и отчетности.

Законодательно предусмотрено право властей в регионах временно устанавливать более низкие ставки по местным налогам и сборам. Это поможет стимулировать малый бизнес на территориях, где высокий уровень безработицы и есть острая необходимость создания рабочих мест.

Предприниматели могут направлять сэкономленные средства на расширение производства или переоборудование мощностей.

Также правительством были введены налоговые каникулы.

Особенности льгот для IT–компаний

Понимая всю необходимость быстрого развития инноваций и компьютерных технологий, государство выделило IT–бизнес в качестве приоритетной сферы. Для них льготные условия работы продлеваются один раз в 5 лет, а налоговые ставки заметно снижены.

Например, при уплате в бюджет взносов на заработную плату персонала, расчет ведется по ставке 14% вместо стандартных 30%.

Рассчитывать на налоговые или административные льготы от государства могут IT–компании, отвечающие следующим критериям:

  • Общее количество занятого персонала должно быть не менее 30 человек;
  • Более 90% от годовой прибыли составляет сумма от реализации собственных услуг или технологий;
  • Предприятие должно оформить аккредитацию в Минкомсвязи.

Чтобы не потерять льготы, IT–компания должна строго вести документацию, учет и не выходить за рамки малого бизнеса.

Оформление льготных условий

Работать на льготных условиях могут как новые, так и активно действующие предприятия малого бизнеса. Предварительно следует внимательно изучить все особенности выбранной льготной системы налогообложения, узнать об условиях и субсидиях в отдельно взятом регионе.

Руководству предприятия потребуется пересмотреть существующую учетную политику, ведение бухгалтерского учета и скорректировать отчетность в соответствии с требованиями.

Кроме льготных условий работы и налогообложения, малый бизнес имеет право на различные виды финансовых субсидий, инвестиции или займы из специальных государственных фондов. Получают развитие специализированные программы по созданию бизнес-инкубаторов для начинающих предпринимателей, помогающие неопытному бизнесу крепче стать на ноги.