Правовые льготы

  • Право
  • Понятие и признаки права
  • Принципы права
  • Сущность права
  • Функции права
  • Структура права
  • Частное и публичное право

Правовые льготы: понятие, признаки, функции, виды

Правовая льгота — это правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворять собственные интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных особых прав (преимуществ), гак и в освобождении от обязанностей.

Признаки правовых льгот:

  • они связаны с более полным удовлетворением собственных интересов субъектов, облегчением условий их жизнедеятельности, что обязательно должно осуществляться в рамках общественных интересов (цели здесь имеют первостепенное значение, ибо не всякое расширение прав и освобождение от обязанностей выступают в качестве льготы. Например, увеличение властных полномочий администрации в условиях чрезвычайного положения или освобождение иностранцев от воинской службы не являются правовыми льготами, так как перед ними стоят другие цели);
  • представляют собой специфические исключения из общих правил, отклонения от единых требований нормативного характера, выступая способом юридической дифференциации (льготы — это элемент прежде всего специального правового статуса лица, механизм дополнения основных прав и свобод субъекта возможностями юридического характера);
  • в отличие от привилегий выступают правомерными исключениями, законными изъятиями, установленными компетентными органами в нормативных актах в соответствии с демократическими процедурами нормотворчества.

Правовые льготы выполняют две основные функции:

  • компенсационную (создают хотя бы примерно равные возможности для развития неравных в силу биологических и социальных причин лиц);
  • стимулирующую (побуждают к отдельным видам общественно-полезной деятельности, обеспечивая благоприятные условия для удовлетворения собственных интересов лица).

Правовые привилегии

Специфической разновидностью правовых льгот выступают привилегии, под которыми понимают специальные (во многом исключительные, монопольные) льготы для конкретных субъектов и прежде всего для властных органов и должностных лиц, необходимые им в целях наиболее полного и качественного осуществления своих определенных обязанностей.

Особенности привилегий заключаются в следующем.

Во-первых, если льготы призваны облегчать положение различного рода субъектов, то привилегии в основном сориентированы на политическую элиту, на властные органы и должностные лица. Вместе с тем привилегии устанавливаются не только в отношении властвующих лиц. Как монопольные, исключительные права они могут принадлежать в определенных случаях и гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям и иным субъектам. Об этом говорится в ряде нормативных актов: в Законе РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» (ст. 7); постановлении Правительства РФ от 30 декабря 1998 г. № 1583 «О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу отдельным категориям граждан» (ст. 1) и др.

Во-вторых, льготы распространяются на больший круг лиц и имеют более широкую сферу применения. Привилегии же есть специфические льготы, это исключения из исключений. Их не может быть много, иначе привилегии «торпедируют» основные принципы права — справедливость, равноправие и т. п.

В-третьих, если льготы в доминанте своей характеризуют специальный правовой статус субъектов, ибо предусматриваются главным образом для соответствующих групп и слоев населения (инвалидов, пенсионеров, студентов, матерей-одиночек и др.), то привилегии могут устанавливаться как в специальном (дипломаты, депутаты, министры и т. п.), так и в индивидуальном статусах (Президент РФ), ибо они в большей мере подтверждают исключительность юридических возможностей особо ответственных и иных лиц.

В-четвертых, привилегии, являясь исключительными правами, выступают более детальными и персонифицированными юридическими средствами, следующим по сравнению со льготами уровнем дифференциации правового регулирования. Привилегии — это изъятия как из общих, так и из особенных норм права. Поэтому в принципиальном плане они могут соотноситься между собой как категории «особенное» (льготы) и «отдельное» (привилегия).

В-пятых, в силу различных социальных ролей, которые выполняют разные субъекты в жизнедеятельности общества, право, с одной стороны, с помощью льгот пытается «выравнять» их фактическое неравенство, с другой же, посредством привилегий юридически «выделяет» тех, кому это необходимо для полноценного осуществления специфических обязанностей.

В любом обществе, где присутствует власть, т. е. выполняются особые публично-политические функции, появляется и необходимость в юридическом «выделении» лиц, осуществляющих данные в общем-то непростые функциональные обязанности.

В целях наиболее полной и качественной реализации соответствующих служебных обязанностей, независимого выполнения официальных функций, возмещения властвующим лицам затрат, возникающих в процессе управления, и необходимы юридические преимущества, называемые привилегиями. И хотя данное средство в целом олицетворяют известное неравенство — без привилегий не обойтись.

Вместе с тем в общественном сознании привилегии зачастую ассоциируются с чрезмерным получением благ «начальниками» (номенклатурой) в обход закона. Такие привилегии, как правило, устанавливаются тайно: либо по неписаному решению, либо на основе всевозможных закрытых подзаконных актов. Властвующая элита зачастую стремится поставить собственные интересы выше общественных, государственных; создать для себя режим наибольшего благоприятствования. Не зря народная поговорка гласит: «Кто у власти, тот и у сласти».

Правовой иммунитет

Правовые иммунитеты есть особые льготы и привилегии, преимущественно связанные с освобождением конкретно установленных в нормах международного права, конституции и законах лиц от определенных обязанностей и ответственности, призванные обеспечивать выполнение ими соответствующих функций.

Иммунитеты, выступая специфическими разновидностями льгот и привилегий, естественно, имеют с ними следующие общие черты.

Во-первых, все они создают особый юридический режим, позволяют облегчать положение соответствующих субъектов, расширяют возможности но удовлетворению тех или иных интересов. Действительно, на это направлены не только льготы и привилегии, но и иммунитеты. В частности, дипломатический и депутатский иммунитеты также выполняют данную роль.

Во-вторых, они призваны быть правостимулирующими средствами, побуждающими к определенному поведению и обозначающими собой положительную правовую мотивацию.

В-третьих, являются гарантиями социально полезной деятельности, способствуют осуществлению тех или иных обязанностей.

В-четвертых, названные средства выступают своеобразными изъятиями, правомерными исключениями для конкретных лиц, установленными в специальных юридических нормах.

В-пятых, представляют собой формы проявления дифференциации юридического упорядочения социальных связей.

Вместе с тем иммунитеты имеют свои сугубо специфические признаки, позволяющие выделить их в системе льгот и привилегий, говорить об их самостоятельной юридической природе.

Во-первых, если привилегии в большей мере воплощаются в преимуществах, в так называемых положительных льготах, то иммунитеты, наоборот, в большей мере проявляются в виде отрицательных льгот (освобождение от выполнения отдельных обязанностей — уплаты налогов, пошлин, свидетельский иммунитет и т. п., освобождение от ответственности).

Во-вторых, целью иммунитетов является обеспечение выполнения международных, государственных и общественных функций, служебных официальных обязанностей.

В-третьих, круг лиц, на которых распространяется иммунитет, должен быть четко определен в нормах международного права, Конституциях и законах. Например, российское законодательство к числу подобных лиц относит дипломатический и консульский корпус, Президента РФ, депутатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, членов комиссий по проведению референдума с правом решающего голоса, Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя, аудиторов и инспекторов Счетной палаты РФ, судей, народных, присяжных и арбитражных заседателей, прокуроров, следователей прокуратуры и других.

Носители же иных льгот и привилегий далеко не всегда так конкретно определены и обозначены в соответствующем законодательстве.

Правовые иммунитеты весьма многообразны. Их можно классифицировать по различным критериям. Так, в зависимости от природы реализуемых ими функций правовые иммунитеты подразделяются на международные, государственные и общественные; в зависимости от сферы их осуществления — на межгосударственные и внутригосударственные; в зависимости от их характера — на материально-правовые (например, освобождение должностных лиц Совета Европы от обложения налогами окладов и вознаграждений, выплачиваемых Советом Европы; право беспошлинного ввоза личного имущества при первоначальном занятии должности, так называемые фискальные иммунитеты и другие) и процессуально-правовые (неприкосновенность депутатов, иммунитет судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов и т. п.); в зависимости от того, какие объекты обеспечивает иммунитет, — на личную неприкосновенность, неприкосновенность служебных и жилых помещений, неприкосновенность имущества, служебной переписки, архивов и иных документов, судебно- процессуальный и свидетельский иммунитет и т. д.

Льготы и привилегии отличие

Соотношение правового иммунитета с льготами и привилегиями по законодательству Украины

Шелевер Наталия Васильевна,

соискатель кафедры конституционного права и сравнительного правоведения юридического факультета Ужгородского национального университета.

Научный руководитель – доктор юридических наук, профессор

Рогач Александр Янович.

Иммунитет – это самостоятельное правовое средство государства, благодаря которому предоставляется исключительное право лицам, занимающим особое положение в международных, государственных и общественных отношениях, не придерживаться некоторых общих законов.

Иммунитет – исключительно правовая категория, которая предоставляет преимущества только юридическим путем. Круг субъектов, на которых распространяется иммунитет, должен быть четко закреплен в нормах международного права, конституциях и законах, и только в том объеме и в тех пределах, в которых он определен в международных или внутригосударственных законодательных актах.

Правовой иммунитет вместе с правовыми льготами и привилегиями входит в систему правового неравенства. В совокупности данные категории составляют систему изъятий из общих норм. В общественном сознании данные правовые категории рассматриваются как отклонение от конституционного принципа равенства всех перед законом и судом. Актуальным является вопрос о соотношении категории «иммунитет» со смежными правовыми категориями, поскольку в научной литературе данные правовые категории рассматривают как тождественные.

Иммунитет – это особенный вид привилегии. Он предоставляет лицам, которые им владеют, единственное, но достаточно значительное преимущество – правовую неприкосновенность.

Ряд авторов утверждает, что термин «иммунитеты» является собирательным понятием, включающим «иммунитеты в собственном значении этого слова или особые права, льготы, преимущества» и «привилегии, определяемые в международном праве как изъятия из общих правил юрисдикции» [1] .

Британская доктрина рассматривает правовой иммунитет как разновидность привилегий. Так, как отмечает М.И. Левина, «… права, принадлежащие членам парламента (или то, что в современном языке называется «депутатскими иммунитетами»), различались как «привилегии» и «свободы» [2] .

Е.А. Яковенко отмечает: «В юридической литературе можно встретить различные подходы к характеристике льгот. Общепринятой является точка зрения о том, что льгота представляет собой разновидность специальных прав граждан, предоставляемых некоторым группам населения, или же более высокий уровень прав для отдельных групп по сравнению с общим уровнем. Также льгота понимается как способ компенсации социально ущербных групп или отдельных членов общества» [3] .

Латинское слово «privi-legium» образовано от privus – отдельный, единичный и lex – право, закон, что означает соответственно «специальный закон для особого лица», исключительное право, преимущество, предоставленное кому-либо [4] .

В.А. Четвернин понимает под привилегиями не относящиеся к естественным и неотчуждаемым права социально слабых на бесплатное получение от государства (общества) социальных благ («status activus»). Особенность таких прав-привилегий заключается в том, что, во-первых, они предусматриваются законодателем лишь для определенных категорий членов общества (малоимущие, инвалиды, дети-сироты и т.д.), а во-вторых, гражданин вправе обжаловать в суд незаконный отказ формально предоставить ему одну из этих привилегий [5] .

Читайте так же:  Пункт 15 пдд рф штраф

Российский ученый А.В. Малько приводит ряд общих особенностей, характерных для данных правовых категорий:

— во-первых, они создают особый юридический режим, позволяющий облегчить положение соответствующих субъектов;

— во-вторых, являются правостимулирующими средствами, побуждающими к определенному поведению и обозначающими положительную правовую мотивацию;

— в-третьих, выступают гарантиями социально полезной деятельности, способствуют осуществлению тех или иных обязанностей;

— в-четвертых, являются своеобразными изъятиями, правомерными исключениями, установленными в специальных нормах;

— в-пятых, представляют собой формы проявления дифференциации юридического упорядочения социальных связей [6] .

Как считает А.Г. Репьев, к характерным чертам категорий, свидетельствующих об их общей природе, относятся:

— особая информационная и психологическая составляющая;

— компенсационная направленность, исходящая от государства;

— функциональная цель, состоящая в обеспечении выполнения международных, государственных и общественных функций, служебных официальных обязанностей;

— строгая очерченность в объемах распространения и сфере действия, обозначенная нормативными актами [7] .

Необходимо выделить и отличия между этими правовыми категориями.

Во-первых, правовой иммунитет можно отделить от льгот и привилегий по такому признаку, как социальное назначение и цель предоставления. Основное назначение льгот, предоставляемых законодательством отдельным категориям граждан, состоит в выравнивании и определенном сглаживании их фактического положения, в создании более благоприятных условий для нормального развития тех из граждан, которые особенно нуждаются в этом [8] .

В отличие от льгот, основной целью правового иммунитета является обеспечение выполнения соответствующими субъектами особо важных международных, государственных, общественных функций, служебных официальных обязанностей. Данный признак сближает правовые иммунитеты с привилегиями, которые, как отмечают в литературе, «в основном сориентированы на политическую элиту, на властные и должностные лица» [9] .

Во-вторых, признаком, который характеризирует правовые иммунитеты, является круг лиц, на которых распространяется иммунитет. Иммунитеты предусматриваются исключительными нормами, распространяются только на тех лиц, которые прямо предусмотрены нормами международного права, Конституцией и законами, и только в том объеме и тех пределах, в которых они определены в международных или внутригосударственных законодательных актах.

Анализ украинского законодательства свидетельствует о том, что правовым иммунитетом в Украине пользуются Президент Украины, народные депутаты Украины, судьи Конституционного Суда Украины и судов общей юрисдикции. Однако, круг лиц, которые владеют иммунитетами по законодательству Украины, более широкий, хотя в Конституции Украины это прямо не отмечается. Конституция Украины не устанавливает возможность наделения правовым иммунитетом прокуроров и следователей, но такая возможность, на наш взгляд, основывается на ст.121 Конституции Украины, которая закрепляет положение о самостоятельности органов прокуратуры, не принадлежащих ни к одной из ветвей власти и составляющих единственную систему.

Носители льгот и привилегий могут быть не так конкретно и четко обозначены в законодательстве. Льготы предусматриваются для лиц, конкретные интересы которых в рамках общих правил не могут получить должного обеспечения и защиты, поскольку эти лица характеризуются специфическими особенностями (возраст, состояние здоровья, пол и др.) или находятся в особых условиях (например, тяжелые условия труда) [10] .

Отдельными категориями лиц в Украине, которым предоставляются льготы, являются чернобыльцы, дети войны, матери-одиночки и т.д.

В-третьих, иммунитет устанавливается на срок исполнения должностных обязанностей. Например, иммунитет депутата Верховной Рады Украины устанавливается на срок выполнения его полномочий. После сложения полномочий депутат теряет свою неприкосновенность. То же касается и судей. Относительно экс-президента Украины, то считаем, что правовой иммунитет должен распространяться на время выполнения обязанностей Президента Украины, а не быть пожизненной привилегией. Необходимо принять закон, который будет регулировать правовой статус экс-президента, будет указывать, что принципы неприкосновенности и неответственности не распространяются на действия экс-президента, совершенные им по окончании срока президентских полномочий. Это даст возможность не допустить превращения правового иммунитета в пожизненную привилегию. Срок предоставления правового иммунитета не может превышать срок выполнения должностных обязанностей. За пределами выполнения важных президентских обязанностей теряется юридический смысл иммунитета.

В-четвертых, правовой иммунитет отличается от льгот и привилегий по функциям. Если льготы и привилегии выполняют компенсаторную функцию, то основная функция правового иммунитета – обеспечение повышенной охраны определенного законом круга лиц в силу осуществляемых или государственных обязанностей.

В-пятых, правовой иммунитет имеет непосредственную связь с процессом реализации юридической ответственности. Иммунитет либо полностью освобождает от ответственности, либо устанавливает особые гарантии при привлечении к ответственности и выполнении соответствующих обязанностей.

Как считает А.Г. Репьев, отличительный признак правового иммунитета от льготы и привилегии – парная взаимосвязь с категорией «юридическая ответственность». Обозначенная парность обусловлена тем, что иммунитет и юридическая ответственность:

— функционально взаимодействуют на уровне осуществления регулятивной, охранительной и правостимулирующей функций;

— дополняют друг друга в процессе реализации субъективных прав и юридических обязанностей;

— создают баланс правовых средств на уровне правового регулирования;

— могут противоречить друг другу, что обусловлено фактом законодательно установленного и санкционированного государством права на иммунитет и наличием «неотвратимости наступления ответственности за совершенное правонарушение» как принципа юридической ответственности [11] .

В-шестых, правовой иммунитет имеет достаточно узкую сферу применения, поскольку предоставляет дополнительные права, либо освобождает от обязанностей только в сфере реализации юридической ответственности. В свою очередь сфера применения таких средств правового неравенства, как льготы и привилегии, достаточно широка и охватывает многие сферы общественной жизни.

А.В. Малько и С.Ю. Суменков предлагают выделять такую отличительную черту правового иммунитета, как его отрицательность, сущность которой, по их мнению, заключается в том, что иммунитеты, также как льготы и привилегии, являются изъятиями из общих норм, однако, если привилегии в большей мере воплощаются в преимуществах, так называемых положительных льготах, то иммунитеты, наоборот, проявляются в виде отрицательных льгот (освобождения от выполнения отдельных обязанностей – уплаты налогов, пошлин, освобождения от ответственности) [12] .

Совокупность названных признаков позволяет отграничить иммунитет от льгот и привилегий и тем самым определить место правовых иммунитетов в системе правового неравенства, что свидетельствует о самостоятельной юридической природе иммунитетов.

В обществе данные правовые категории рассматриваются как отклонение от принципа равенства всех перед законом и судом. Мы считаем, льготы и привилегии предоставляются для уравнивания социального положения людей, они рассчитаны на лица, которые нуждаются в социальной помощи со стороны государства. Иммунитеты предоставляются «политической верхушке», лицам, которые занимают особенную нишу в общественной жизни страны. Однако, правовой иммунитет является законным правовым средством, с помощью которого государство обеспечивает повышенную правовую защиту в сфере юридической ответственности – сфере, где наиболее остро воспринимается какое-либо неравенство, даже если она базируется на законе.

Если льготы и привилегии не представляют большой интерес в Украине, то иммунитеты вызывают острую реакцию, поскольку к числу лиц, которые ими владеют, относятся Президент Украины, народные депутаты, судьи. Иммунитет, в отличие от льгот и привилегий, обеспечивает работу высших органов власти с целью осуществления ими поставленных на них задач. Однако, украинскому законодателю стоило бы установить четкие границы между необходимостью защиты лица, которое выполняет важные для государства и общества функции и недопущением безнаказанности данного лица в случае осуществления им правонарушений; отрегулировать объем конституционно-правового иммунитета; конкретизировать содержание иммунитета народных депутатов Украины, Президента Украины и судей, определить четкие пределы их неприкосновенности.

Взаимодействие иммунитета, привилегий и льгот заключается в том, что данные категории направлены на максимально полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, реализацию их законных интересов и стимулирование правомерного поведения.

1. Агаев Ф.А., Галузо В.Н., Иммунитеты в российском уголовном процессе. – М.: ТЕИС, 1998. – 135 с.

2. Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / Отв. ред. В.А. Четвернин – М.: ЦКИ МОНФ, 1997. – 702 с.

3. Левина М.И. Парламентское право Великобритании XVII- начала XIX в. / Левина М.И. — М.: Зерцало, 2000. – 170 с.

4. Малько А.В. Правовые иммунитеты // Правоведение. – 2000. — №6– С.11-22.

5. Малько А.В. Правовое стимулирование: проблемы теории и практики // Правоведение. – 1994. — №3. – С.10-22.

6. Малько А.В., Морозова И.С. Привилегии как специфическая разновидность правовых льгот // Правоведение. – 1999. — №4. – С.143-156.

7. Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во Юристь, 2005. –250 с.

8. Репьев А.Г. Иммунитет как категория Российского права: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01 «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве» / А.Г. Репьев. – Саратов, 2011. – 22 с.

9. Словарь иностранных слов. — М.: Русский язык; Издание 16-е. – 624 с; Словарь синонимов русского языка / Под ред. Л. А. Чешко. — 5-е изд., стереотип. — М.: Рус. яз., 1986. — 600 с .

10. Яковенко Е.А. К вопросу о правовой природе иммунитетов, соотношение категорий «иммунитет», «привилегия», «льгота» / Е.А. Яковенко // Вестник Челябинского государственного университета. Право. Вып. 26. – 2010. — №33 (214). – С. 10-15.

Поступила в редакцию 13.06.2013 г.

[1] Агаев Ф.А., Галузо В.Н., Иммунитеты в российском уголовном процессе. – М.: ТЕИС, 1998. – С. 105 .

[2] Левина М.И. Парламентское право Великобритании XVII- начала XIX в. / Левина М.И. — М.: Зерцало, 2000. – С. 39 .

[3] Яковенко Е.А. К вопросу о правовой природе иммунитетов, соотношение категорий «иммунитет», «привилигея», «льгота» / Е.А. Яковенко // Вестник Челябинского государственного университета. Право. Вып. 26. – 2010. — №33 (214). – С. 10 .

[4] См.: Словарь иностранных слов. – М.: Русский язык; Издание 16-е. – С.399; Словарь синонимов русского языка / Под ред. Л. А. Чешко. — 5-е изд., стереотип. — М.: Рус. яз., 1986. – С.411 .

[5] Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / Отв. ред. В.А. Четвернин – М.: ЦКИ МОНФ, 1997. – С.255 .

[6] Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во Юристь, 2005. – С.70.

[7] Репьев А.Г. Иммунитет как категория Российского права: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01 «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве» / А.Г. Репьев. – Саратов, 2011. – С.13-14.

[8] Малько А.В. Правовое стимулирование: проблемы теории и практики // Правоведение. – 1994. — №3. – С.17.

Читайте так же:  Дадут российское гражданство

[9] Малько А.В., Морозова И.С. Привилегии как специфическая разновидность правовых льгот // Правоведение. – 1999. — №4. – С.146 .

[10] Малько А.В. Правовое стимулирование: проблемы теории и практики // Правоведение. – 1994. — №3. – С.17.

[11] Репьев А.Г. Иммунитет как категория Российского права: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01 «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве» / А.Г. Репьев. – Саратов, 2011. – С.13-14 .

[12] Малько А.В. Правовые иммунитеты // Правоведение. – 2000. — №6 – С.14.

Льготы и преференции разница

Какая разница в порядке предоставления тарифных льгот и тарифных преференций?

Ответ: При осуществлении торговой политики России в пределах ее таможенной территории допускается предоставление тарифных льгот в виде возврата уплаченной пошлины, снижения ставки пошлины и освобождения в исключительных случаях от пошлины в отношении других отдельных товаров. Указанные товары приведены в ст.37 Закона РФ «О таможенном тарифе» от 21.05.93 N 5003-1 (в ред. от 05.02.97). При этом здесь они приведены не в виде перечня их конкретных наименований, а в зависимости от цели их вывоза и ввоза. Например, товары, ввозимые на таможенную территорию РФ в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий.

Преференции — особые льготы, предоставляемые одним государством другому на началах взаимности или в одностороннем порядке без их распространения на третьи страны.

Преференции устанавливаются в виде освобождения от оплаты таможенной пошлины снижения ставок пошлины установления

таможенных квот (см. ст.36 Закона «О таможенном тарифе»).

Под режим преференциального ввоза могут помещаться товары, происходящие из:

— стран, образующих вместе с Россией зону свободной торговли или таможенный союз либо подписавших соглашения, предусматривающие создание такой зоны, союза

— развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций России, которая пересматривается не реже, чем один раз в 5 лет.

Соглашение о Таможенном союзе уже подписано между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией. Кроме того, двусторонние соглашения о свободной торговле заключены, помимо отмеченных выше, и с другими республиками бывшего СССР, кроме стран Балтии.

Таким образом, товары, ввозимые из этих стран, ввозными пошлинами не облагаются.

Национальная система преференций, пользователями которой являются развивающиеся страны, утверждена Постановлением Правительства РФ от 13.09.94 N 1057 и включает в себя перечень указанных стран (как развивающихся, так и наименее развитых), а также список товаров, на которые при импорте на Российскую таможенную территорию преференциальный режим не распространяется.

11.09.98 В. В.Петрунин

Советник налоговой службы

Преференция — это предпочтение. Виды преференций

Количество слов-варваризмов (заимствованных у других народов) в русском языке постоянно увеличивается. Давайте сегодня поговорим о том, что такое преференция.

Происхождение слова

Слово преференция, в английском preference, начало широко применяться с конца XIX века, времени расцвета колониальной политики крупнейших стран-метрополий. В основе этих заимствований лежит латинское praefero (предпочитать). Стало быть, преференция — это предпочтение. Что ж, звучит красиво. Только не всегда уместно. Поэтому в той или иной сфере деятельности рассматриваемое понятие имеет свои смысловые оттенки. Исследуемое слово чаще всего используется в международных торговых, финансовых и таможенных отношениях. Как почти у всех заимствованных слов, у преференции много близнецов. Благоприятствование, льгота, привилегия, приоритет, преемство и иммунитет — все это синонимы, или слова, имеющие похожее лексическое значение.

Сферы применения термина

При таком количестве толкований совсем не удивительна масштабность применения упомянутого слова. Оно широко используется в политической, экономической, юридической, социальной, финансовой, но особенно — в таможенной терминологии. Существуют преференциальные акции, долги, тарифы, режимы, пошлины, разницы. Есть преференциальное голосование, лицензирование и преференциальные торговые договоры. То есть преференция — это акцент, она подчеркивает первоочередность чего-либо, или большую значимость чего-то. Так, долги, отнесенные к преференциальным задолженностям, нуждаются в немедленном погашении. То есть это прилагательное подчеркивает первоочередность следующего за ним существительного.

Первые практические применения преференций

Чаще всего преференцию рассматривают как необходимую составляющую таможенно-тарифной политики. До Первой мировой войны эта политика применялась странами-метрополиями в отношении своих колоний с целью ограбления последних. Для недопущения на внутренний рынок третьих стран, что могло позволять державам-сателлитам или колониям продавать свои сырье и товары по более выгодным ценам. Другими словами, преференция — это не только льготы и предпочтения, но и сдерживающая узда, обеспечивающая диктат со стороны крупных мировых держав. На тот момент это были Англия, Франция, Германия и Бельгия, страны, имеющие большое количество колоний.

В наше время, при существовании большого количества экономических содружеств, представить себе перемещение товаров без системы льгот или таможенных скидок просто невозможно. Все эти действия по созданию выгодных условий с целью дальнейшего развития государств носят название предоставление преференций. Таможенный союз, созданный в 2010 году между Белоруссией, Казахстаном и Россией, очень хорошо демонстрирует выгоду от применения льготных пошлин и тарифов.

Международные льготы и предпочтения

На международном уровне можно отметить Всеобщую систему преференций, созданную в 1971 году с целью создания льготных условий для товаров, производимых в развивающихся странах и продаваемых в экономически развитых государствах. Что, в конечном итоге, должно способствовать развитию производства и росту экономики стран, которым оказывается помощь. Это в идеале. Так, льготные условия были созданы для Болгарии, Венгрии, Чехословакии, стран, вышедших из Варшавского договора. И тут преференции экономические начинают приобретать политический оттенок. На международном уровне это случается очень часто. Поэтому иногда преференция — это система льгот, выдаваемых на жестких условиях и предоставление которых строго оговорено. Можно к более лояльно настроенным странам применить режим наибольшего благоприятствования, а можно и наименьшего. Разрыв между этими ставками называется преференциальной разницей.

Но термин преференция, как уже отмечалось, применятся во множестве отраслей, в том числе и в строительстве. Кто может утверждать, что возведение олимпийских объектов не носило преференциальный характер во всех отношениях? Или перевооружение армии, или развитие Дальнего востока, или совершенствование системы образования.

Структурная составляющая преференциальной политики

Преференциальная политика может быть государственной, региональной, муниципальной. Но она всегда адресная. В качестве примера рассмотрим преференции в 2013 году: Минэнергоразвития предложил установить 15 % скидку для производителей фармакологической продукции. В этом же году два министерства — Минтруда и Минобразования — предложили программу Преференции молодым мамам. Женщинам возрастом до 23 лет, которые имеют одного или нескольких детей, давалась возможность (и создавались условия учебы или переквалификации на специальных курсах). На кону демографическая программа государства. Женщинам надо дать уверенность в адаптации к новым условиям, в которые они окунутся после выхода из декретного отпуска. Средний показатель о возрасте женщин, решивших родить первого ребенка, отодвинулся до 25 лет. А это говорит о том, что представительницы слабого пола рассчитывают только на свои силы. Специалисты утверждают — нужно учитывать все тонкости вопроса, и кроме материнского капитала и других выплат, которые предоставляет государство, необходимо создать все условия для того, чтобы женщины поверили в свою защищенность.

Смысл и назначение Общей системы тарифных преференций

Глава 4. НАЛОГОВЫЕ СТИМУЛЫ (ЛЬГОТЫ И ПРЕФЕРЕНЦИИ)

Налоговые правоотношения — наиболее яркий пример взаимоотношений между предпринимателями и государственными органами. Одна из проблем налоговых правоотношений заключается в том, что государство в лице своих органов власти, реализуя фискальную функцию налогов, не учитывает их регулирующей функции.

Отношение к налогообложению лишь как к средству, обеспечивающему необходимые денежные поступления в бюджет, представляется достаточно узким, так как не отражает в полной мере сущность этого процесса. Ведь помимо обеспечения необходимых поступлений в бюджет основными целями налогообложения названы стимулирование позитивных тенденций в экономике и обеспечение необходимого уровня социальных гарантий путем установления правовых стимулов в законодательстве. Поэтому следует согласиться с профессором Д.Г. Черником, справедливо заметившим, что проведение политики ликвидации налоговых льгот означает лишение государства одного из инструментов регулирования экономики — возможности определять и стимулировать приоритетные отрасли. Кроме экономического, в отношении налоговых льгот действуют социальные, политические и правовые факторы, которые нельзя не учитывать.

Черник Д.Г. Вперед в прошлое, или Кому нужна такая налоговая реформа? // Ваш налоговый адвокат. 2002. Вып. 4 (22). С. 74.

Одним из методов налоговой политики выступает политика максимальных налогов. В этом случае государство устанавливает достаточно высокие налоговые ставки, сокращает налоговые льготы и вводит большое число налогов, стараясь получить от своих граждан наибольший объем финансовых ресурсов, не особенно заботясь о последствиях такой политики. Естественно, что подобный метод налоговой политики не оставляет каждому налогоплательщику и обществу в целом практически никаких надежд на экономическое развитие. Поэтому такая политика проводится государством, как правило, в экстраординарные моменты его развития, такие как экономический кризис, война. Подобная налоговая политика проводилась в России с самого начала экономических реформ, с первого дня введения налоговой системы в стране в 1992 г. Вместе с тем экономических, социальных и политических предпосылок для проведения политики максимальных налогов в это время не существовало, вследствие чего подобная политика привела к резко негативным последствиям, суть которых состояла в следующем.

Панков В.Г. Налоги и налоговая система РФ: Учебник. М. 2006. С. 464.

Во-первых, у налогоплательщиков после уплаты налогов практически не оставалось свободных денежных средств. В результате чего присутствовало массовое уклонение от налогообложения, приведшее к тому, что государство собирало по большинству налогов чуть более половины причитающихся средств. При этом каждый третий легальный налогоплательщик, стоящий на учете в налоговом органе, налогов вообще не платил, практически каждый второй налогов платил меньше, чем положено по закону, и только один из шести налогоплательщиков исправно и в полном объеме рассчитывался по своим обязательствам с государством.

Во-вторых, массовый характер приобрела так называемая теневая экономика, уровень производства в которой по разным оценкам достигал от 25% (по официальным данным Росстата) до 40% (по экспертным оценкам). Но укрываемые от налогообложения финансовые ресурсы не шли, как правило, на развитие производства, а переводились на счета зарубежных банков и работали на экономику других стран.

Все это стало одной из главных причин разразившегося в августе 1998 г. острого финансового кризиса в стране, последствием которого стали изменившаяся налоговая политика и усиление регулирующей роли государства в развитии экономики через более активное использование рыночных механизмов, в том числе и налогов.

Другим методом налоговой политики является политика экономического развития. В этом случае государство ослабляет налоговый пресс на предпринимателей, сокращает свои расходы в первую очередь на социальные программы. Цель данной политики состоит в том, как видно из названия, чтобы обеспечить приоритетное расширение капитала, стимулирование инвестиционной активности.

Читайте так же:  Доверенность на вывоз детей в казахстан

Проведение такой политики провозгласило Российское Правительство на рубеже XXI в. при подготовке второй части НК РФ и проекта федерального бюджета на 2001 г. Сделаны важные шаги по сокращению числа налогов, снижению налоговой нагрузки.

При анализе налоговой политики необходимо различать такие понятия, как субъекты налоговой политики, принципы формирования, инструменты, цели и методы.

Субъектами налоговой политики выступают Федерация, субъекты Российской Федерации (республики, области, округа, автономии, входящие в Федерацию и т.д.) и муниципалитеты (города, районы и т.д.). В России субъектами налоговой политики являются Российская Федерация, республики, области, края, автономная область, города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург, а также структуры местного самоуправления: города, районы, районы в городах. Каждый субъект налоговой политики обладает налоговым суверенитетом в пределах полномочий, установленных налоговым законодательством. Как правило, субъекты Российской Федерации и муниципалитеты имеют право вводить и отменять налоги в пределах перечня региональных и местных налогов, установленного федеральным налоговым законодательством. Вместе с тем им представляются широкие полномочия по установлению налоговых ставок, льгот и других преференций, а также в установлении налоговой базы.

Проводя налоговую политику, ее субъекты могут воздействовать на экономические интересы налогоплательщиков, создавать такие условия их хозяйствования, которые наиболее выгодны как для самих налогоплательщиков, так и для экономики в целом.

Налоговый правовой режим не лишен также правовых стимулов и дозволений. Правовым стимулом может выступать, например, налоговая льгота, предусмотренная для определенного круга налогоплательщиков. Дозволения в налоговом праве выражены в управомочивающих нормах. Примером может служить ст. 21 НК РФ, которая содержит перечень прав, предоставленных налогоплательщику (получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах, получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, которые установлены НК РФ, и др.).

Таким образом в основе налогового правового режима лежат позитивные обязывания, запреты и правовые ограничения. Правовые стимулы и дозволения носят вспомогательный характер.

При этом нельзя отрицать, что для определенной категории налогоплательщиков, при осуществлении ими конкретного вида деятельности, получающих определенный уровень доходов, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах предусматривается особый порядок налогообложения, где на первое место могут выходить правовые стимулы. Так, например, более льготными условиями пользуются налогоплательщики, имеющие право применять и применяющие специальные налоговые режимы, предусмотренные частью второй НК РФ. Особые условия налогообложения существуют для иностранных лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации как через постоянное представительство, так и без его образования. Для таких лиц приоритетом являются международные договоры, соглашения, конвенции, регулирующие вопросы налогообложения (например, Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества (Москва, 15 февраля 1994 г.)).

Особый режим налогообложения существует в свободных экономических зонах, при осуществлении предпринимательской деятельности на территории которых предоставляются определенные налоговые льготы.

В таких случаях налоговый правовой режим является стимулирующим, поскольку доминирующими элементами становятся правовые стимулы и дозволения.

Третья структурная группа правового режима выполняет вспомогательную функцию и представлена правовыми средствами уровня операционального юридического инструментария. В деятельности юридических и физических лиц — налогоплательщиков — часто используются такие средства, как жалоба на действия должностного лица налогового органа, заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога, в деятельности налоговых органов часто используется такое правовое средство, как штраф.

При общей тенденции к снижению налогового стимулирования нельзя утверждать, что государство полностью отказалось от предоставления налогоплательщикам правовых стимулов. Одной из форм такого предоставления является право налогоплательщика на получение налоговых вычетов при уплате налога на добавленную стоимость (НДС), урегулированное нормами НК РФ.

Статья 171 НК РФ устанавливает право налогоплательщика уменьшить общую сумму НДС на налоговые вычеты, предусмотренные в этой статье. Пункты 2 — 8 ст. 171 НК РФ определяют случаи применения вычетов сумм НДС, предъявленных налогоплательщику и уплаченных им.

Общий порядок применения налоговых вычетов предусмотрен ст. 172 НК РФ, которая устанавливает условия и документальное основание для их производства. Так, вычеты можно произвести при соблюдении следующих условий: 1)

НДС предъявлен налогоплательщику 2)

НДС уплачен налогоплательщиком при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплачен им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации 3)

товары (работы, услуги), основные средства и (или) нематериальные активы приняты на учет 4)

вычет НДС предусмотрен ст. 171 НК РФ.

Документальным основанием для производства налоговых вычетов являются: 1)

счета-фактуры, выставленные продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), а также имущественных прав 2)

документы, подтверждающие фактическую уплату сумм налогов при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации 3)

документы, подтверждающие уплату сумм НДС, удержанного налоговыми агентами 4)

иные документы в случаях, предусмотренных п. п. 3, 6 — 8 ст. 171 НК РФ.

На документальных основаниях для производства налоговых вычетов остановимся подробнее, так как применение данной статьи на практике вызывает ряд вопросов.

Исходя из смысла п. 1 ст. 172 НК РФ, можно сделать вывод, что счета-фактуры служат не единственным основанием для производства налоговых вычетов, наряду с ними могут использоваться и другие документы, подтверждающие фактическую уплату сумм налога. Однако законодатель, установив данное положение, не указал налогоплательщику, что именно понимается под документами, подтверждающими фактическую уплату сумм НДС, удержанного налоговыми агентами и иными документами.

Такая неопределенность приводит к отсутствию единообразного понимания нормы, установленной ст. 172 НК РФ, и, соответственно, порождает неодинаковое ее применение как налогоплательщиками- предпринимателями, так и налоговыми органами. Налогоплательщики нередко представляют в налоговые органы в качестве основания для производства налоговых вычетов документы, отличные от счетов-фактур, в то время как налоговые органы в большинстве случаев требуют от налогоплательщиков именно счета-фактуры, не учитывая тот факт, что они являются не единственным основанием для производства налоговых вычетов.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 20 февраля 2001 г. N 3-П «По делу о проверке конституционности абзацев второго и третьего пункта 2 статьи 7 Федерального закона «О налоге на добавленную стоимость» в связи с жалобой закрытого акционерного общества «Востокнефтересурс» указал, что формальная определенность налоговых норм предполагает их достаточную точность, чем обеспечивается их правильное понимание и применение. Расплывчатость налоговой нормы может привести к не согласующемуся с конституционным принципом правового государства произвольному и дискриминационному ее применению государственными органами и должностными лицами в их отношениях с налогоплательщиками и тем самым — к нарушению конституционного принципа юридического равенства и вытекающего из него требования равенства налогообложения, закрепленного НК РФ.

Чтобы доказать, что невыполнение требований к заполнению счета-фактуры или его отсутствие не исключает вычета налога на основании других документов, подтверждающих уплату НДС, необходимо проанализировать природу налоговых вычетов по НДС.

Как известно, НДС является косвенным налогом, взимаемым на всех стадиях производства и реализации товаров (работ, услуг). Специалисты отмечают, что используемая в Российской Федерации система взимания НДС не основана на непосредственном выявлении и обложении налогом добавленной стоимости (суммы, добавленной производителем товара к стоимости сырья, материалов и иных производственных затрат), как это происходит во многих европейских странах, в которых этот налог играет роль встроенного регулятора экономики. В Российской Федерации собственно добавленная стоимость объектом налогообложения не является. Вместо этого налогом облагаются составляющие добавленной стоимости — стоимость реализованных товаров, работ и услуг. Такой метод расчета НДС, как правило, называют инвойсным методом: налогоплательщик выписывает покупателю товара (работы, услуги) специальный (по установленной форме) счет-фактуру, увеличивая цену товара (работы, услуги) на сумму налога, которая указывается отдельно. Из полученного от покупателя налога налогоплательщик вычитает сумму налога, уплаченного им при приобретении необходимых для производственных нужд товаров (работ, услуг) и выделенного в счете- фактуре поставщика. Разница вносится в бюджет.

Парыгина В. А. Тедеев А. А. Налоговое право Российской Федерации. Ростов н/Д: Феникс, 2002. С. 334, 335. (Сер. «Учебники, учебные пособия»).

Таким образом, налоговые вычеты являются своеобразным налоговым регулятором, позволяющим избежать обложения с той части добавленной стоимости товаров (работ, услуг), которая уже была обложена НДС, и тем самым исключают возможность двойного обложения одних и тех же товаров (работ, услуг). При этом любой налоговый вычет должен быть подтвержден документами, свидетельствующими о том, что сумма НДС, обязанность по уплате которой лежит на поставщике, достоверно учтена. Подтверждение достоверности этого факта документами, указанными в п. 1 ст. 172 НК РФ, отличными от счета-фактуры, не может быть препятствием для производства налогоплательщиком налоговых вычетов, так как основное внимание, исходя из целей правового регулирования, должно быть уделено содержанию документов-доказательств, достоверно свидетельствующих об уплате суммы налога поставщику, а не форме этих документов.

Все сказанное подтверждает вывод о том, что счета-фактуры не являются единственным основанием для производства налоговых вычетов. Также следует отметить, что счета-фактуры, оформленные с незначительными нарушениями установленного порядка, которые носят незначительный характер и не препятствуют достоверному определению уплаченной суммы налога, не будут являться основанием для непринятия предъявленных сумм налога к вычету.

Поэтому законодателю в целях совершенствования отношений между налогоплательщиками и налоговыми органами следует урегулировать положение, закрепленное в ст. 172 НК РФ относительно иных документов, служащих основанием для производства налоговых вычетов, таким образом, чтобы данная норма носила четкий и понятный характер и не порождала неясностей при ее применении как налогоплательщиками, так и налоговыми органами. Четкость и понятность положений ст. 172 НК РФ будет способствовать борьбе со стремлением многих налогоплательщиков не платить налоги или платить их в меньшем размере, недобросовестно используя налоговые вычеты при уплате НДС, поскольку контролирующий орган будет точно знать, что будет являться основанием для производства налоговых вычетов, а налогоплательщик, зная об этом, будет добросовестно исполнять налоговую обязанность.