Скачать Логопедическое пособие для детей богомолова

Библиополис, 1994, 201 страница. Пособие для логопедов с практическими упражнениями для подготовки к постановке нарушенных звуков и материалом для их автоматизации. В качестве материала для речевых упражнений использованы произведения Л.Н.Толстого.

А. И. БОГОМОЛОВА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ ИЗДАТЕЛЬСТВО «БИБЛИОПОЛИС» САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 1994 Богомолова А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми.— ТОО «Издательство “Библиополис”». СПб., 1994. 208 с. Печатается по изданию: А.

Анна Ильинична Богомолова Логопедическое пособие для занятий с детьми / А. И. Богомолова 205,[2] с. ил. 30 см М. Издат-шк. СПб. Библиополис 1996 1996 Логопедическое пособие для занятий с детьми / А. И. Богомолова, 205,[2] с. ил. 30 см, М. Издат-шк.

Автор: Богомолова А.И. Название: Логопедическое пособие для детей Издательство: Библиополюс Год: 1994 Формат: doc Размер: 2,67 мб Пособие для логопедов с практическими упражнениями для подготовки к постановке нарушенных звуков и материалом для их.

Учебное пособие: Методические указания для студента Планы проведения семинарских занятий. Очень понравилось данное пособие. Много упражнений для усвоения звуков. Содержит много. logopediya.com/documents/godovoy-otchet.php Translate this page Продаю.

Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако выполнение этой задачи связано с определенными трудностями. Речевой функцией ребенок овладевает постепенно, путем подражания произношению звуков и слов.

ОТ АВТОРА Полноценное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако выполнение этой задачи связано с определёнными трудностями. Речевой функцией ребёнок овладевает постепенно, путем подражания произношению звуков.

Логопедическое пособие для занятий с детьми Год: 1994 Автор: Богомолова А.И. Издательство: Библиополис ISBN: 5-7435-0083-5 Язык: Русский Формат: PDF Качество: Отсканированные страницы Интерактивное оглавление: Нет Количество страниц: 201 Описание.

Логопедическое пособие для занятий с детьми Год: 1994 Автор: Богомолова А.И. Издательство: Библиополис ISBN: 5-7435-0083-5 Язык: Русский Формат: PDF Качество: Отсканированные страницы Интерактивное оглавление: Нет Количество страниц: 201 Описание.

Методическая разработка на тему:
А. И. БОГОМОЛОВА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ

Материал для автоматизации звуков

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель моей программы: обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья за период обучения ,сформировать у него необходимые знания, умения ,навыки по здоровому образу жизни ,научить использ.

В сборник собраны игры, помогающие в освоении ритма, в работе над развитием дыхания, вокальных навыков, дикции, а так же упражнений, направленные на развитие мышечной активности и раскрепощение рук.

Развитие речи – ее звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя – одна из важнейших задач воспитания и обучения детей. Сборник включает в себя речевы.

Главным средством, улучшающих психическое и физическое состояние детей, является адаптивная физическая культура. Адаптивная физкультура – это одна из возможностей приобрести силы, укрепить з.

В данном учебно –методическом пособии представлена система работы по выработке привычки к здоровому образу жизни и по профилактике табакокурения. Пособие ориентировано на работу с де.

в данном пособии отражены рекомендации для педагогов физической культуры при работе с детьми подготовтельной специальной медицинской групп.

Пособие направлено на развитие мелкой моторики, содержит различные упражнения.

Рецензии и отзывы на книгу «Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми: Пособие для логопедов и родителей. Вып. 1» Юлия Жихарева-Норкина

Приобрела все сборники этой серии. Постоянно использую в логопедической работе. Материал подобран очень толково. Рекомендую!

Замечательный комплект книг по автоматизации и дифференциации звуков. Уже более пяти лет работаю с этим материалом. Интересные задания, разнообразные упражнения. детям очень нравится. В конце книг даются тексты для автоматизации звука и разнообразные стихи! Спасибо автору.

Огромное спасибо автору за великолепную разработку по автоматизации звуков. Уже более 5 лет использую в работе данные пособия (9 книг). Замечательно построен материал, детям нравятся задания. Есть возможность усложнять и упрощать задания, таким образом, можно использовать в работе как с дошкольниками, так и с младшими школьниками. Хочу выразить свою благодарность авторам еще раз. Спасибо, огромное. Используя в работе данный материал, логопед работает над всеми компонентами речи, что очень важно в нашей работе учителя-логопеда!

Многие книги мы вместе с ребенком изучали, но только по книгам этой серии у нас получилось поставить буквы и ввести их в речь!

Яркая, красочная. Задания интересны и полезны для ребенка, при этом необязательно иметь дефекты речи

Отличное пособие. Удобное, подробное. Нам порекомендовал логопед из нашего детского сада, мы купили и не пожалели. Ребёнок (мальчик, 5 лет) работает с удовольствием. Особенно ему нравится пальчиковая гимнастика.
Кстати, упражнения пальчиковой и артикуляционной гимнастики для каждого звука свои и описаны очень подробно в начале тетради, что очень помогает в работе. Для сравнения: в некоторых других изданиях в начале каждого занятия просто перечислены названия упражнений, которые предлагается сделать, а как их делать — непонятно.
И что касается цены — искала долго и упорно. Дешевле нет.

Добавлю примеры заданий из тетеради:

6. Посчитай слова от 1 до 5 и обратно.
Пример: одна ладонь, две ладони, три ладони, четыре. и т.д.
ладонь лопата лукошко
7. Проговори, прочитай предложения. Поиграй в игру «Исправь
взрослого» (взрослый говорит неправильно, меняет звук л на у, в, ль, й,
а ребёнок исправляет).
На лужайке много ландышей. На лугу пасутся лошади. Луша покупает лото. Ловушки ставят ловить мышей. Лыжник бежит по лыжне. Лавина ломает дома.
8. Изменяй предложения.
1) Я ем лапшу. Ты. Он. Она. Мы. Вы. Они.
2) Я копаю лопатой.
3) Я бегаю по лугу, как лошадка.
4) Я не ломаю лыжи.
9. Замени первый звук в слове на звук л. Какое новое слово получи
лось? Напиши его.
Пример: мак — лак.

7. Прочитай чистоговорки, доскажи слова в рифму.
Ла-ла-ла, жужжит и мёд несёт . Ла-ла-ла, как у тебя идут . Ло-ло-ло, зимой от снега всё . Ло-ло-ло, поля все снегом . Лу-лу-лу, все танцуют на . Лы-лы-лы, в кухне вымою .
Слова: пчела, дела, бело, замело, балу, полы.
8. Повтори предложения, поиграй в игру «Исправь взрослого».
Лавка мала. У дяди Володи была лодка.
Лыжи малы. У мамы на халате была булавка.
Шалун ушиб лоб. Лайка ласкается к Володе.
У дома была лужа. У деда была лысая голова.
Лавка стоит у стола. Надо помочь голодной ласточке.
Володя унёс колун. Лохматый пёс ловит пчелу.
9. Изменяй предложения.
1) Я звоню Володе. Ты. Он. Она. Мы. Вы. Они.
2) Я буду пилотом.
3) Я починю поломанную юлу.
4) Я ем луковый салат.

3. Выучи чистоговорки.
Ла-ла-ла, у меня юла. Ло-ло-ло, еду я в село. Лу-лу-лу, газеты на полу. Лы-лы-лы, забиваю я голы.
1. Продолжи предложение по образцу.
Пример: Вова был в кино, и Таня была.

Дима взял яблоко, и Надя . Коля отдал книгу, и Оля . Миша пил молоко, и Даша . Паша назвал слово, и Маша . Папа позвал собаку, и мама . Ваня дал мячик, и Зоя . Петя отнял кубик, и Лена . Никита спал днём, и Настя . Сын подмёл пол, и дочка . Олег поднял лопату, и Луша . Щегол свил гнездо, и ласточка . Павел жил на пятом этаже, и Нина .
11. Изменяй предложения по образцу.
Пример: Вася сел на стул, а потом встал.

Петя надел шапку, а потом .
Папа зажёг спичку, а потом .
Дедушка лёг на диван, а потом .
Вова тапки снял, а потом .
Алёша пришёл на каток, а потом .
Козёл прибежал есть, а потом .
Мул прискакал к дому, а потом .
Поезд приехал на вокзал, а потом .
Самосвал насыпал в кузов землю, а потом .
Павел развязал узел, а потом .
Слова: снял, погасил, встал, надел, ушёл, убежал, ускакал, уехал, высыпал, завязал.

12. Прочитай чистоговорки, добавь слово со звуком л в рифму.
Ал-ал-ал, Золушка спешит на . Ал-ал-ал, песок ссыпает. Ол-ол-ол, доктор делает. Ол-ол-ол, нужен для очков . Ул-ул-ул, котёнок сел на . Ул-ул-ул, я огонёк свечи . Ил-ил-ил, Вася из бокала . Ыл-ыл-ыл, всю посуду я .

Логопедическое пособие для занятий с детьми

Добрый день, уважаемые читатели блога!

С каким трепетом мы ожидаем от своего детёныша первых слов! Когда время «агу» отходит на задний план, долгожданное «мама» стоит на первом месте. Затем словарный запас пополняется неуклюжими «дяй», «уди» и т. д. В этот период нарушений не видно, если кроха увеличивает количество произносимых слов с каждым месяцем. А к 3-м годам их можно легко заметить, если постоянно заниматься с малышом. А вот что должен уметь карапуз в этом возрасте, как определить патологии я и хочу рассказать в этот раз. А ещё порекомендую некоторые эффективные уроки.

Особенности речевого аппарата в 3 ― 4 года

Логопедические занятия с детьми 3 ― 4 лет используются довольно часто. Просто до этого времени патологии обычно не выявляются. Моему первенцу сейчас 4,5 годика, мы активно посещаем логопеда и общие развивающие курсы. Кроме этого, я не отодвигаю роль детского садика в формировании звукопроизношения. За год (с 3 лет) маленький человек способен освоить многое.

Читайте так же:  Как оформить проездной документ

Словарный запас к этому моменту 1500 слов, иногда больше. Но всё же крохотуля в этом возрасте неспособен грамотно составить рассказ, путает окончания. А с произношением некоторых звуков или букв могут быть недочёты. Кто не знает коварную «Р» или «Л»? Но это не говорит о недоразвитии, ведь всё должно происходить постепенно. Отводить глаза в сторону тоже не нужно. Крохе требуется помочь преодолеть такой непростой рубеж. А чтобы увидеть недочёты, давайте разберёмся, что вообще должен уметь ребенок в 3 ― 4 года.

Навыки говоруна

Начнём с речи. Мы в 3 года уже активно лепетали. Моим удивлением было, когда я читала длинный стих, а сынок вдруг начал произносить вперёд меня! Сейчас уже точно не помню, как-то: «… мышка, маленький мышонок, зайка, белка, лягушонок, гусеничка, мошка, мушка, крот, сорока ― тарахтушка…». И всю эту гвардию он уже запомнил. Память их пока ещё ничем не забита, детишки способны в этот срок запоминать короткие стишки, небольшие рассказы и сказки. Говорить тексты из нескольких предложений. Пусть коряво, но память тренируется!

И в части математики тоже знают цифры до пяти ― это минимум! Способны посчитать предметы, некоторые детки делают это даже в обратном порядке. Конечно, до действий сложения-вычитания ещё далековато. Но и простой счёт ― достижение, если проходят занятия с родными. Знаете, по навыкам малыша, скорее ставится оценка родным. Откуда он сам узнает числа? А ещё, понятия длинное ― короткое, широкое ― узкое, твёрдое ― мягкое. Хотя, мягкость к 4-м годам кроха познаёт сам, синяками да шишками… А родные должны ему озвучивать словесно, не так ли?

Кроме того, непоседа может разукрашивать простые предметы более-менее аккуратно. Это рисованные шары, мячи. А как же знакомство с геометрическими предметами? Тоже на ура детишки запоминают. Самые элементарные: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. С 3 лет могут даже изображать. Ну и, конечно, цвета и части тела. Это обязательно. Поэтому если чадушко словоблудит, путая окончания ― не беда. Но если человечек не способен запомнить простые для своего возраста вещи, это повод обратиться к специалисту.

Тесты на определение патологий

Врачи неустанно повторяют, что каждый ребенок индивидуален. И если дитятко не говорит множество слов ближе к двум годам, это далеко не повод беспокоиться. Конечно, невольно сравниваешь с теми, кто уже в 2 годика вовсю бормочет. Но для чего?

Я отвечу, чтобы поволноваться. Надо просто выставить максимально возможные рубежи, когда карапуз начинает делать что-то новое. Что касается нарушения речи, пожалуй, если до 3 лет дитя не связывает 2 слов, это повод поволноваться. Но наряду с этим, Вы должны замечать другие недочёты. Отзывается ли он на своё имя, обращает внимание на новые игрушки, как контактирует с другими детками. Давайте пройдёмся немного по списку:

  1. Попросите изобразить на листе бумаги круг. К 4 годам он должен рисовать подобие этой геометрической фигуры. Если этого не получается или он не понимает, чего от него хотят, это повод забеспокоиться.
  2. Обратите внимание, может ли кроха преодолевать ступеньки. Забираться и спускаться малютка должен уметь.
  3. Собирает ли башенку хотя бы из простых кубиков?
  4. Пройдя трёхлетний рубеж, карапуз должен общаться хотя бы коротенькими фразками. Например: «Мама, пойдём!». Конечно, есть детишки, которые уже строят предложения. Но минимум, что он должен уметь ― произносить простейшие фразы.
  5. Не интересуется новыми играми, когда Вы предлагаете поучаствовать.

Причины патологий

Знаете, общаясь с логопедом, я узнала, что за последние годы услуги специалиста более востребованы. И проблема не только в заболеваниях, но и в воспитании. Крохотное существо лучше взрослых соображает в телефонах и компьютерах, даже в 3 годика. Замечали? Ну а в 5 лет, вообще становится вундеркиндом! При этих талантах какой там разговор…

Как детишки проводят время? В основном они уже владеют познаниями, как включить телевизор, подходят к ноутбукам родителей. Это новое поколение, которое двигается в ногу со временем. Печально. Так мы вообще имеем риск утратить дар звукопроизношения, если призадуматься. А ведь для нормального формирования малютки, с ним просто нужно говорить. Читать, рассказывать о том, что наблюдаете. Гулять не молча. Отвечать на вопросы… Ведь так росли мы.

Дочери одной моей знакомой крёстный папа на 3-х-летие подарил настоящий телефон. Конечно, непоседы не должны отставать от прогресса. Но мама даёт ей этот телефон за особые заслуги. И на короткое время. Пусть лучше мозг деточки будет заинтересован конструкторами, так она мотивирует.

Это приобретённые причины. Их можно и не допустить, как вы считаете? Но есть и врождённые. Тут требуется кропотливая работа. Знайте, что к задержке приведут:

  • повышенный или пониженный тонусы
  • асфиксия при рождении
  • кислородное голодание ещё в утробе матери
  • врождённые отклонения в формировании челюсти или уздечки языка

Если эти симптомы выявлены при рождении, пулей мчите к неврологу (в последнем пункте стоматолог устанавливает причину)! До года это лечится в 90% случаев. Тогда и последствий, вероятно, не будет.

С самого рождения грудничка нужно показывать неврологу. Даже если педиатр об этом умалчивает, ведите сами. Большой процент деток сейчас нуждается в консультациях и коррекциях по части неврологии. Если причина дефектов врождённая, специалист даст назначения, которые нужно строго соблюдать.

Но если в 3 ― 4 года чадо не разговаривает, это может быть общее недоразвитие речи (ОНР). Какие болезни можно выделить?

  • Дизартрия ― недостаточное функционирование нервных окончаний, которые обеспечивают связь коры мозга с речевым центром.
  • Афония ― чадо говорит, но звукопроизношение нарушено.
  • Заикание ― также плохое звуковое воспроизведение, точнее, темп разговора. Виной тому судороги речевых мышц.

Был у нас один преподаватель, говорящий странные фразы «ныш-ныш». Он вставлял это в самых неожиданных местах своих лекций. Так вот, оказывается, что раньше так могли лечить заикание. Человек переставал тянуть слова, но вместо этого вставлял в свои рассказы подобные слова.

  • Дисфазия ― нарушения при плохом слухе.
  • Афазия ― частичная (возможно, полная) потеря речи, вызванная нарушениями центральной нервной системы.
  • Алалии ― поражение коры головного мозга, при этом звуковой аппарат недоразвит.

Я выделила самые основные моменты. Подробно об этом сможет рассказать хороший врач. А мы поговорим об упражнениях на улучшение качества разговорной функции.

Практические уроки для лучшего произношения

Как я уже рассказывала, в возрасте 3 ― 4 лет наступает момент, когда необходима помощь специалиста. В садике, куда я вожу Доминика, с детьми проводятся занятия (индивидуальные и фронтальные).

Также с августа по октябрь мы отдельно посещали логопеда. Но выдерживал Доминик только 20 минут, а иногда и меньше. После смены специалиста сына стали интересовать уроки. Появились сдвиги. Рассказываю это я к тому, что маленькие сорванцы не должны принимать это за навязчивую процедуру. Врач с ними должен играть! Вернее сказать, малыш так должен считать.

А теперь хочу рассказать об индивидуальных и фронтальных типах.

Когда малютка сидит только с педагогом ― эффективность намного лучше. Внимание уделяется ему одному. Играя в специальные забавы, направленные на исправление отклонений конкретного человечка, врач добивается результатов. Сюда относятся и упражнения для язычка, напевание различных песенок. Замечали певцов, которые поют на сцене, но говорят с заиканием? Если начать упражняться, недочёты можно исправить.

Иначе называются групповыми. Уроки такого типа проводятся для детишек, находящихся в одинаковых положениях. Это может быть и нарушение слуха, неспособность различать парные звуки, другие разговорные моменты. Обычно группа состоит из 6 ― 8 человек, педагог подбирает специальные упражнения, направленные на расширение словарного запаса и устранение основной причины.

И необязательно отдавать кроху в специализированный детский сад. Такие кружки есть почти во всех учреждениях государственного плана.

Со своим сынишкой мы с удовольствием практикуемся дома. Всё что рекомендует логопед, мы проводим в игровой форме. Одним из часто встречаемых дефектов является неправильное воспроизведение шипящих и свистящих звуков. На исправление ситуации могут прийти такие упражнения:

  1. Дудочка. Малыш смыкает зубки, а губки вытягивает дудочкой, насколько возможно. Нужно при этом поработать язычком: вверх ― вниз.
  2. Чашка. Попросите малютку открыть ротик широко, высунуть язычок и попробовать изобразить чашечку, согнув края и кончик.
  3. Красим небо! Крохотуля улыбается, потом открывает ротик. При этом языком, как кистью, поводит по нёбушку.
  4. Цоканье лошади. Очень популярная забава. Карапуз цокает кончиком язычка, словно лошадка.
  5. Кушаем варенье. Улыбнувшись, приоткрыть ротик. При неподвижной нижней челюсти, облизать верхнюю губёнку.
  6. Чистим зубы! Только делаем это не щёткой, а язычком.

Понимаете, если исправлять дефекты, то делать это сразу и навсегда. Поэтому домашние уроки необходимы. Только если сорванец устал, не навязывайте! Он не должен чувствовать давления с вашей стороны. Ещё хорошо рисовать по контурам. Мы выполняем это без особого удовольствия, но штука полезная.

Вообще, уроки по логопедии должны проводиться в развлекательной форме. Так что можно использовать интересные картинки, по которым малыш должен составить короткий рассказ. Разминка язычка нас всегда забавляла и так. Но остановимся подробнее, тем более эти советы подойдут ко всем детям с ОНР.

  1. Использование помощи природы, времён года. Украсьте вашу квартиру в соответствии с этим временем. Лучше всего зимой, наряжать ёлку любят все детки. Подберите небьющиеся игрушки, попросите помочь Вам с мишурой, рассматривайте картинки, собирайте пазлы. Не менее интересна осень! Соберите вместе с малышом листья, расскажите о деревьях, украсьте ваше жильё. Можно сделать гербарии. Увлекательно и настроение поднимется!
  2. Собирать картинку воедино. Необязательно приобретать пазлы, возьмите любую крупную картинку и разрежьте. А карапуз пусть соберёт. Если он знаком с цифрами, пронумеруйте детали, так малютке будет проще.
  3. Совместное творчество. Лепите из мягкого пластилина или солёного теста. Просите кроху слепить глазки зверюшке, прилепить их. Пусть разминает пальчики. Отличным материалом для развития мелкой моторики будет кинетическией песок .
  4. Провоцируем разговор! Почитав интересную сказку, обсудите сюжет вместе, задавайте больше вопросов. Если у Вашего наследника проблема с каким-то отдельным словом, не навязывайте и не поправляйте принудительно. Провоцируйте произношение проблемного слова. И сами говорите чаще, но правильно. Детёнок начнёт повторять. Вообще, то что касается произношения, со стороны близких сказанное должно быть правильным. Не искажайте сюсюкая. Дитя воспроизводит интонацию!
  5. Рисуем. Просите разукрашивать, обводить, рисовать простейшие предметы. Это может быть травка, солнышко, дерево. К 4 годам ребенок с этим справится. Мы вешаем творчество на стену, так стимулируем навыки художника! Да, ещё бабушкам дарим.
Читайте так же:  Приказ мвд россии 24112008 1001

Рассмотрим более серьёзные изменения

К сожалению, есть ребятишки, у которых задержка не только звукового произношения, но психического характера. Этот вид носит название задержка психического развития или ЗПР. Само собой, разумеется, что такие человечки либо неправильно говорят, либо не говорят совсем.

Виновником тому может быть внутриутробное развитие. Когда на этапе беременности мама находилась в постоянном стрессе. Самой трудноизлечимой причиной является поражение клеток головного мозга.

Медикаментами можно поправить ситуацию, компенсируя работу организма участием здоровых клеток. Очень сложно, требует силы воли от родителей. Но имеется риск приобретённого ЗПР. Как правило, это неблагополучные семьи, где на глазах чада происходят выяснения отношений.

Самый лучший тест на выявление данного осложнения ― наблюдение за общим развитием. К 2-м годам непоседа должен уметь просовывать геометрические фигуры в подходящие отверстия, различать части тела, цвета. К 3-м ― умение говорить. Если Вы заподозрили серьёзную задержку и отклонения, обратиться надо к психоневрологу. Он сможет определить диагноз. Кроме того, поможет дефектолог.

Помощь при ЗПР носит в первую очередь медикаментозный характер. Но не менее эффективным будет домашняя поддержка. Самое главное ― не отчаиваться. Относитесь к крохотному существу с уважением. Играйте с ним. Пусть забавы станут полезными! Очень положительное действие окажут пальчиковые игры.

  1. Катайте шишку между ладошками, по столу. То же самое с карандашами.
  2. Месите тесто, лепите из пластилина.
  3. Рисуйте карандашами и красками. Недавно видела на прилавке одного детского магазина пальчиковые краски. Ребятки расслабляются, когда развлекаются так весело.
  4. Тренируем память. Хорошо играть коллективно, в идеале втроём. Ребятишки становятся по кругу, каждый делает разные действия по очереди. Они должны запомнить порядок выполнения.
  5. Внимательность. Делимся на 2 команды, становимся в шеренгу, первая под музыку подпрыгивает, вторая приседает. Меняемся!
  6. Снимаем напряжение. Помните давний стишок: «Шалтай-Болтай сидел на стене…». Читайте, а непоседы покачиваются в тон.

Основное правило, комментируйте происходящее!

Стройте диалог. Очень полезно читать книги. Читайте, обсуждайте прочитанное. Должен присутствовать эмоциональный фон. Находите время для таких полезных занималок. На фоне приёма лекарства это принесёт самый лучший результат!

Занимательные учебники

Дорогие родители, услуги логопеда, конечно, необходимы. Но всегда интересно попробовать и самим проделать определённые упражнения для исправления дефектов любимого создания. К услугам родителей предлагается литература, составленная простым языком. Тут подобраны интересные конспекты по каждой ситуации в отдельности. С некоторыми я хочу Вас познакомить.

  1. Богомолова А.И. « Нарушение произношения у детей: пособие для логопедов ». Методика автора рассчитана на исправление неправильно произносимых звучаний. Главный способ ― артикуляционная гимнастика. Для каждого случая здесь подобран комплекс мероприятий.
  2. Земцова Ольга « Развиваем речь. 3 ― 4 года ». Материал направлен на помощь в увеличении словарного запаса, построении связи предложений. Благодаря наклейкам процесс станет увлекательнее вдвойне.
  3. Смирнова Л.Н., Овчинников С.Н. « Развитие речи в 3 ― 4 года. Пособие для воспитателей и родителей ». Пособие создано с учётом особенностей формирования звукопроизношения в 3 ― 4 года. В книге представлено 30 тем, созданных для пополнения словарного запаса и чистого воспроизведения.

Посоветую Вам также свои любимые книги по развитию речи, артикуляционной гимнастике и автоматизации звуков:

Елена Косинова » Уроки логопеда. Игры для развития речи «. Отличная подборка упражнений для пальчиков, сказки про язычок, упражнения для тренировки язычка, огромное количество скороговорок. Эта книга подойдет не только деткам, которым нужно исправлять речь, но и всем детям от 0 до 6 лет. Меня в этой книге еще подкупило то, что в ней есть реальные фото выполнения артикуляционных упражнений (очень удобно для родителей).

Володина В.С. » Альбом по развитию речи «. Эту книгу мне советовал логопед, хотя на тот момент мы ее уже приобрели. Отличное пособие, понятные и интересные развивающие задания.

  • Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Автоматизация звуков у детей. Дидактический материал для логопедов». Сюда вошло 4 альбома: автоматизация свистящих звуков С,С’, З,З’, Ц , автоматизация шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ , автоматизация сонорных звуков Л, Ль , автоматизация сонорных звуков Р, Рь . Данные альбомы также были куплены по совету нашего логопеда.
  • Ольга Земцова, « Грамотейка. Интеллектуальное развитие детей .» У нас есть на возраст 2-3 года и на возраст 3-4 года. В книге есть и математика, и развитие речи, и развитие внимания, и развитие графических навыков.
  • Литературные пособия при ЗПР

    Когда требуется небольшая коррекция, можно прибегнуть к вышеуказанной литературе. Но когда диагноз более серьёзный, нужна особенная методика. Я не говорю, что это приговор. Нет! Помните, дорогие читатели, что рано обнаруженную проблему исправить допустимо. Бывают пограничные стадии при задержке психического формирования.

    1. Засыпкина А.Н. « Парциальная образовательная программа для работы с детьми 3 4 лет с ЗПР ». Это практическая методика с множеством игр, способствующих раскрепощению и тренировке важных зон головного мозга. Гимнастика для внимания, мышления, памяти, фантазии.
    2. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. « Коррекционно-педагогическая помощь для дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии ». Предложен ряд мероприятий для профилактики и коррекции незначительных отклонений. Пособие будет полезно и воспитателям, и врачам-дефектологам и родителям.
    3. Павлова Л.Н., Руденко Л.Г. « Умные картинки ». Описанные мероприятия пригодятся для общего кругозора и применимо для решения ЗПР. Представлены темы «Окружающий мир», «Профессии», «Времена года», которые помогают в преодолении словесного барьера. Тренируется мышление, память, фантазия, увеличивается кругозор.

    Эти рекомендации помогут и педагогам, и родственникам маленьких сорванцов. Успех напрямую зависит от того, сколько внимания будет оказано чадам.

    На этом, уважаемые читатели блога, позвольте попрощаться. Помните, что на ранних стадиях можно вылечить практически любую болезнь или отклонение. Здоровья Вам и Вашим близким. Не забудьте подписаться на обновления блога.

    Логопедическое пособие для занятий с детьми издат-школа. Тм, тоо «Издательство «Библиополис» спб, 1996, 208 с

    Логопедическое пособие для занятий с детьми – ИЗДАТ-ШКОЛА. ТМ, ТОО «Издательство «Библиополис» СПб, 1996, 208 с.

    Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако вы­полнение этой задачи связано с определенными труд­ностями.

    Речевой функцией ребенок овладевает постепен­но, путем подражания произношению звуков и слов взрослыми: правильно произносить большинство зву­ков сразу он не умеет. Это так называемый физио­логический период возрастного косноязычия. Чем раньше родители обращают внимание на правильное звукопроизношение у ребенка, тем быстрее оно фор­мируется и нормализуется. Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произ­ношения по мере роста ребенка, так как они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нару­шение.

    Любые недостатки речи ограничивают общение ребенка со сверстниками и взрослыми и отрицательно влияют на формирование его эмоционально-интел­лектуальной сферы, а также могут привести школь­ников к неуспеваемости по многим дисциплинам.

    Работа по исправлению нарушения звукопроизношения, несмотря на определенную специфичность, строится на основе общих педагогических принципов, в первую очередь постепенности перехода от легкого к трудному, сознательности усвоения материала, уче­та возрастных особенностей.

    Предлагаемая методика исправления нарушения произношения характеризуется следующими особен­ностями:

    1. При постановке любого звука работа начина­ется с воспроизведения отдельных элементов артику­ляции данного звука.

    2. Вместо обычного, слитного, произношения вво­дится длительное произношение ставящегося звука, а в упражнениях на слова также слоговое их произне­сение, что позволяет выделить артикуляцией нужный звук и облегчает в целом затруднительное на первом этапе произношение.

    3. Упорядочены тренировочные упражнения не­которых видов работ с целью упрощения и более строгого соблюдения постепенности перехода от лег­кого к трудному. Например, вначале произносятся слова, в которых ставящийся звук находится только в ударном слоге, а затем и более трудные для произ­несения слова. Звуки в прямых и обратных слогах автоматизируются раздельно.

    В качестве материала для речевых упражнений ис­пользованы произведения Л.Н. Толстого, С.Я. Мар­шака, А.Л. Барто, К.И. Чуковского и многих дру­гих авторов. Для исключения слов со звуками, ме­шающими отработке нужного звука, некоторые тексты адаптированы автором данного пособия.

    СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ИСПРАВЛЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

    1. Обследование звуковой стороны речи.

    Для того чтобы правильно понять и эффективно воздействовать на речевой дефект ребенка, необходи­мо обследовать его речь.

    Применительно к каждому конкретному случаю обследование речи проводится индивидуально. Во время беседы с ребенком и слушания рассказываемой им сказки, рассказа, стихотворения у логопеда скла­дывается представление о нарушенных у него зву­ках.

    При обследовании речи логопед должен усадить ребенка так, чтобы были хорошо видны губы, зубы, язык ребенка и ощущалась выдыхаемая струя воздуха.

    Беседа должна проводиться в вопросно-ответной форме на бытовые темы: «Как тебя зовут? Где ты живешь? Есть ли у тебя брат, сестра? Расскажи о них. » Затем можно предложить ребенку рассказать сказку, рассказ, запомнившийся случай, стихотворение.

    Беседа и рассказывание позволяют логопеду предварительно (или даже полностью, если наруше­ны единичные звуки) выявить нарушенные звуки. Однако для того чтобы точнее и полнее определить степень нарушения произношения, логопеду необхо­димо детально обследовать произносительную сторо­ну речи ребенка, а беседа и рассказывание нужны будут для снятия напряженности у ребенка.

    Читайте так же:  Пособие при рождении ребенка в москве 2018

    Собственно проверка звукопроизношения начина­ется с произнесения (самостоятельно или по подра­жанию) изолированных звуков: ш, с, ц, ж, з, ч, щ, л, р.

    Для проверки произношения звука в разных позициях используются специально подобранные предметные картинки. Например, на звуки ш: «Шарф», «Крыша», «Карандаш», «Шкаф»; ж: «Жук», «Лыжи», «Ножницы»; с: «Санки», «Бусы», «Нос», «Слон» и т.д.

    В заключение логопед предлагает ребенку произ­нести по подражанию специально подобранные слова и предложения. Этот прием дает возможность вклю­чить в задание слова со стечением согласных, с диф­ференцируемыми звуками, слова с разной позицией звуков (речевой материал по картинкам более огра­ничен в этом отношении).

    Рекомендуемые для задания слова и предложения: на звуки ш — с: солнышко, пушистый, сушить, шестеро; ж — з: железо, забежал, зажечь; ш — ж — с — з: заслужил, заслушал, заснеженный и т.д.

    Неправильное произношение звуков в словах и предложениях сопоставляется с недостатками произ­ношения изолированных звуков.

    Если ребенок не может воспроизвести звук (изоли­рованно, в слоге или в слове) даже по подражанию, он нуждается в полном цикле коррекции звука — поста­новке, автоматизации и дифференциации. Например, при следующих дефектах: 1) пропуск звука: яма, ома (рама), каова, каёва (корова); 2) замена звука: лама, гама (рама), калова, кагоаа (корова); 3) искажение — увулярное, велярное или одноударное р; 4) смягчение: ряма (рама).

    Конечно, все эти дефекты неравноценны. Одни исправляются сравнительно быстро, по подражанию, другие требуют длительной работы.

    Если ребенок воспроизводит звук (изолированно и в слове) по подражанию, но не употребляет (или мало употребляет) его в самостоятельной речи, тре­буется автоматизация и дифференциация данного звука.

    2. Методика коррекции звуков.

    Применение той или иной методики исправления дефектов звуков зависит от возраста ребенка.

    Так, для ребенка от двух до четырех лет вначале важно общее развитие речи, т.е. накопление словаря, уяснение смыслового значения слов и грамматиче­ских связей. В игровой форме можно исправлять де­фектные и закреплять правильные звуки, используя его способность к воспроизведению услышанного.

    Исправление произношения у детей старше че­тырех лет предусматривает осознание ими рабо­ты артикуляционного аппарата, что достигается соответствующим показом и объяснением. В том случае, если не удается получить артикуляцию соот­ветствующего звука по подражанию, логопед может использовать механическое воздействие на речевые органы.

    Оптимальный возраст для исправления звукопро­изношения по предлагаемой методике должен состав­лять 4 — 5, а при постановке звука р даже 6 (как исключение 5) лет. Более раннее исправление звуков нецелесообразно из-за ограниченных возможностей ребенка (непонимание стоящей задачи, недостаточ­ная настойчивость, внимательность и т.д.).

    В книге обобщен опыт применения своеобразной методики исправления звуков у детей младшего школьного возраста. Она отличается от ранее опубликованных тем, что дает установки для обучения артикуляционному укладу необходимого звука. Как известно, в практике распространен способ постанов­ки звуков на базе имеющихся звуков, например, по­становка звука ш от р или с, звука р от ш, звука с от т и т.д. Опыт работы показал, что проще и эффек­тивнее вырабатывать непосредственно нужный арти­куляционный уклад. При этом не исключается возможность постановки некоторых звуков на базе родства артикуляционного уклада. Так, звук ж ста­вится на базе звука ш, звук з — на базе звука с.

    Артикуляционный уклад звуков ш и ж (и соот­ветственно звуков сиз) является одинаковым, отли­чие заключается лишь в работе голосовых связок.

    Постановка звуков проводится в такой последова­тельности: ш — ж, с — з, щ, ц, ч, л и р. Звуки л и р являются самыми трудными для постановки и ставятся после всех указанных. Аффрикаты щ. ц и ч могут быть поставлены лишь при условии умения произносить зву­ки ш (для щ), т и с (для ц) и т (для ч).

    Свистящие звуки с — ц рекомендуется ставить после отработки произношения шипящих звуков ш — ж, так как: 1) артикуляционный уклад шипящих и свистящих звуков различен; 2) произнесение зву­ков с — з требует большего напора выдыхаемого воздуха (нужно с силой дуть), чем при произнесении звуков ш — ж; 3) схема постановки звуков с — з является более развернутой из-за наличия мягких вариантов, т.е. содержит больше этапов работы и, со­ответственно, требует большей затраты времени.

    В книге не предусматривается приведение мето­дики постановки мягких вариантов звуков с’, з’, л’, и р’, дается лишь материал для упражнений, так как мягкие варианты звуков требуют более тонкой коор­динации движений артикуляционного аппарата и имеют некоторые отличия. Например, язык более на­пряжен и выдвигается вперед, сильнее выдыхаемая струя воздуха, влияние последующей мягкой гласной я, ю, е, ё, и. В остальном же артикуляционный ук­лад, равно как и развитость мышц речевого аппарата и их координированное движение, такой же. При дислалии после выработки артикуляционного уклада твердых вариантов дети легко усваивают артикуляци­онный уклад мягких вариантов по подражанию.

    Переходя непосредственно к описанию методики работы, следует особо подчеркнуть значение принци­па постепенности перехода от легкого к трудному, от простого к сложному. Влияние этого принципа обна­руживается на всём протяжении процесса исправле­ния звукопроизношения и на каждом этапе выражается в специфичной форме. Так, например, осуществление этого принципа находит свое выраже­ние в аналитико-синтетическом методе, т.е. в разло­жении слова на слоги и звуки, автоматизации нужного звука и обратном синтезе звуков для обра­зования слова.

    Весьма перспективным является распространение принципов этого метода на последнее звено — сам звук. При этом из акта звукопроизношения выделя­ются отдельные, самые нужные и важные элементы, которые поэтапно отрабатываются. Одновременно на этих упражнениях развиваются соответствующие группы речевых мышц. После этого следует синтез этих элементов в целое, т.е. получение нужной арти­куляции и воспроизведение звука.

    В подготовительных упражнениях, развивая орга­ны артикуляции (особенно язык) и вырабатывая оп­ределенный напор выдыхаемой струи воздуха, мы тем самым создаем предпосылки для успешной по­становки соответствующего звука. Подготовительные упражнения предусматривают несколько отличное, по сравнению с нормальным произношением, поло­жение органов артикуляции. Приведем для ясности два примера.

    При нормальном произношении звука ш зубы со­мкнуты или сближены, а в подготовительных упраж­нениях они открыты на заданное расстояние для контроля за положением языка. При нормальном произнесении твердого звука л язык поднят к нёбу, а в подготовительных упражнениях зубы открыты на заданное расстояние для контроля за положением языка. При нормальном произнесении твердого звука л язык поднят к нёбу, а в подготовительных упраж­нениях язык надо не просто поднять, а сделать «ча­шечкой» и загнутым кончиком упереть в нёбо у альвеол.

    Благодаря такому приёму становятся доступными для наблюдения логопеда интересующие части арти­куляционного аппарата. В конечном итоге ребенку создаются возможности для понимания существа по­становки звуков, и процесс обучения значительно об­легчается.

    Наряду с перечисленными приемами применяется и механическое воздействие на органы артикуляции с помощью пальцев руки или приспособлений (на­пример, шпатель, чайная ложка), что значительно ускоряет процесс на данном этапе. (Необходимо, разумеется, соблюдать при этом ги­гиену рук и чистоту используемых предметов и приспо­соблений.)

    После подготовительных упражнений проводится работа по автоматизации ставящегося звука в слогах, словах и предложениях. На этом этапе также боль­шое значение имеет соблюдение принципа постепен­ного перехода от легкого к трудному. При этом звуки, слоги и слова вначале могут произноситься с помощью механического воздействия.

    Рассмотрим вначале особенности произношения, ко­торые заключаются в соблюдении следующих правил:

    1. Ставящийся звук произносится длительно, при­чем в обратных слогах длительно произносится и предшествующая гласная. Звуки ц и ч составляют исключение — они произносятся кратко (но предше­ствующая гласная в обратных слогах произносится долго). Долготу звука будем обозначать значком —, например: с—, ж—, л—, ц, ч, ш—, а, цы, чи, у—с—, а—щ—, я—, и, у—ч.

    2. Слова по трудности произнесения делятся на три группы: с ударением на слоге со ставящимся зву­ком, без ударения на слоге со ставящимся звуком и трудные слова. Термин «трудные слова» надо пони­мать условно, так как эти слова трудны только в пе­риод исправления звука.

    Слова, в которых ставящийся звук находится в ударном или безударном слоге, произносятся по сло­гам и с соблюдением предыдущего правила, напри­мер: ж—а—ба, а—р—мия, ко—не—ц, мо—гу—чий, мя—с—о, бо—ч—ка, пе—ка—рь.

    К трудным словам относятся слова со стечением согласных в слоге, с несколькими слогами, содержа­щими становящийся звук. Они произносятся после проработки более легких слов, в которых звук нахо­дится в слоге без стечения согласных. Трудные слова произносятся уже со значительно меньшей длитель­ностью ставящегося звука: в обратных слогах пред­шествующая гласная произносится кратко; слоговое произнесение слова также отсутствует. Тем самым дефектное произношение как бы подводится к нор­мальному, слитному произношению, например: ш— кола, з—дание (слова со стечением согласных), с—амос—вал (в слове два звука с).

    3. В упражнениях на произнесение предложений слова со ставящимся звуком произносятся с соблюде­нием предыдущего правила, но без слогового деле­ния, например: Его—р— ко—р-мит ку—р—. У Миш—и маш—ина. У пл—етня топо—ль—.

    Указанные правила произнесения способствуют сосредоточению внимания на интересующем нас зву­ке и поэтому облегчают его произнесение. Так, например, при произнесении слов пар и Вася (па—р—, Ва—с—я) язык при произнесении звука а (язык ле­жит плоско на дне рта) должен при звуке р поднять­ся к нёбу, а при звуке с подтянуться и упереться в нижние зубы. Длительное (в первом слове) и слого­вое (во втором слове) произнесение звука а дает ребенку время подготовиться к следующему ставяще­муся звуку. При обычном, быстром, произнесении такой возможности у ребенка нет.