Оглавление:

ИФНС требует подтвердить реальность адреса в ЕГРЮЛ, но на практике не дает это сделать

Адвокат Михаил Хаймович о борьбе ФНС с предпринимателями. Кто выживет? Зачем налоговики рисуют акты обследования помещений и как на практике убедить в реальности адреса?

Директор хочет зарегистрировать другой адрес

И вот теперь, когда государство приняло решение всех «прописать», директора компаний стали искать способы удовлетворить требования ФНС.

Самый простой и на первый взгляд, разумный способ – подать заявление о смене юр.адреса, указав в ЕГРЮЛ тот офис, который в данный момент арендуется.

Почти всегда (в крупных городах) это связано с изменением территориальной инспекции, то есть с переходом в другую инспекцию, обслуживающую территорию по месту аренды офиса.

И вот тут все становится чудесатее и чудесатее (с). Директор и участники, искренне проявляя законопослушность, подают заявление в ИФНС 46 (речь о Москве)…. и получают отказ в регистрации.

Перед этим скорее всего будет приостановление регистрационных действий на 30 дней.

Стандартная формулировка отказа: недостоверность представленных сведений. Нужно заметить, что эту самую достоверность проверяет территориальная ИФНС. «Какая ж недостоверность!» восклицает директор и бежит за разъяснением в территориальную инспекцию.

Что отвечают в налоговой

  • В договоре аренды не были указаны этаж или номер комнаты;
  • В этой комнате зарегистрированы еще 10 компаний. Они там реально не находятся, там именно вы разместили свой офис, но это налоговиков не сильно волнует;
  • В деле ИФНС присутствует акт обследования помещения, из которого следует, что вашей компании там нет;
  • Собственник помещения вовремя не ответил на запрос ИФНС и не подтвердил факт аренды (например, был в отпуске, а заместитель забыл).
  • Адрес фирмы не соответствует данным официального классификатора адресов (КЛАДР). Например, по данным ЕГРЮЛ адрес компании указан: ул. Ленина, д. 10Б, а в КЛАДР есть только адрес: ул. Ленина, д.10А, дома с литерой Б не существует.

Разумных ответов может и не быть

Даже если в этом помещении незаконно зарегистрированы еще Х компаний, почему это должно влиять на решение о регистрации фирмы, которая там реально находится?

На этот вопрос нет разумного ответа, но, похоже логичность и разумность не является достоинством нынешних налоговых властей.

Что же касается акта обследования, тут и говорить не о чем. Сотрудники составили его, не выходя из своего кабинета.

Они совершили должностное правонарушение, а может и преступление (ст. 293 УК «Халатность»). Но доказать это в рамках существующей «правовой» системы не представляется возможным.

Но, кроме того, общая политика властей: все предприниматели заподозрены в уклонении от налогов, государство «зачищает» бизнес, кто не справился, пусть уходит.

Но предприниматели не хотят уходить! Одни ищут способ быстро «решить» вопрос, как вы догадываетесь, коррупционно, другие подают иск в суд (3-6 месяцев процесса).

Идти можно только на прием к начальнику или заместителю начальника инспекции, записавшись по телефону у секретаря, потому что попасть к инспектору теперь практически невозможно (в Москве); на входе охрана, а пропуск выписывает только секретарь начальника. Если на этот прием еще удастся пригласить и собственника помещения – считайте, что ваша проблема решена.

Описанный выше пример – один из многих вариантов возможных ситуаций.

Кто-то ведь еще регистрирует и новые компании. У этих предпринимателей свои проблемы. Сначала нужно найти офис и снять его в аренду за кэш, ведь пока нет ни юр лица ни счета в банке, а собственник не даст гарантийного письма в ИФНС без гарантии заключения договора аренды впоследствии.

Перед этим необходимо убедиться, что это не адрес массовой регистрации, можно сделать это на сайте ФНС. Можно пытаться открыть компанию по домашнему адресу учредителя, «Клерк» писал об этом ранее. Но последнее время в Москве стали отказывать в такой регистрации.

Но при наличии правильно собранного комплекта документов ФНС не отказывает в регистрации новой компании, откладывая проверку места ее нахождения на потом, и в этом смысле регистрация новой фирмы проще, чем смена адреса для действующей.

Недостоверные сведения в ЕГРЮЛ

Основания для внесения в такой список известны. Все желающие могут проверить компанию, достаточно знать ее ИНН, получив выписку из ЕГРЮЛ в электронном виде на сайте ФНС. В случае внесения в список в выписке будет эта информация.

Но руководители не привыкли каждый день делать выписку по своей фирме, и могут узнать о внесении в «черный список» от банка, который заблокирует счет. Тут и начинаются проблемы.

Счет в банке не работает, в другом банке счет не откроют. Нужно найти новый адрес, пройти все процедуры, описанные для случая регистрации новой компании, а в итоге получить приостановление регистрационных действий на 30 дней. Положительное решение будет получить гораздо сложнее, чем в случае смены адреса при не включении в «черный список» — налоговики в рамках проверки достоверности сведений допросят директора, пытаясь доказать, что его деятельность фиктивна и он «подставное лицо».

Ну, а если предприятие не сможет подтвердить достоверность сведений в ЕГРЮЛ, для него наступят последствия:

  • С 01.09.2017г. по истечении 6 месяцев исключение организации из ЕГРЮЛ;
  • Отказ в регистрации новых компаний директору и всем учредителям , пока имеется подобная запись о недостоверных сведениях .

Если компания будет исключена из ЕГРЮЛ в связи с недостоверными сведениями, директору и учредителям нужно быть готовыми к следующим последствиям:

  • На три года они не смогут зарегистрировать ни одной новой компании со своим участием , а также войти в состав участников ни одной действующей компании на территории РФРуководитель и бухгалтер компании может быть привлечен к субсидиарной ответственности по любым долгам с 28 июня 2017 г. (488-ФЗ от 28.06.2017 г.).

Письмо Федеральной налоговой службы от 15 сентября 2017 г. № ГД-3-14/[email protected] “О предоставлении разъяснений”

Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение, сообщает следующее.

1. В соответствии с пунктом 5.5.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года № 506, ФНС России ведет в установленном порядке:

— Единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ), в который согласно положениям Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон № 129-ФЗ) вносятся сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иные сведения о юридических лицах;

— Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (далее — ЕГРИП), в который согласно положениям Закона № 129-ФЗ вносятся сведения о приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения об индивидуальных предпринимателях;

— Единый государственный реестр налогоплательщиков (далее — ЕГРН), в котором содержатся сведения об организациях и физических лицах, учет которых осуществляется в налоговых органах по основаниям, установленным статьями 83, 335, 346.28 и 346.46 Налогового кодекса Российской Федерации.

Положениями Федерального закона определено, что государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется путем внесения записей в государственные реестры ЕГРЮЛ и ЕГРИП на основании документов, представленных в регистрирующий орган.

В соответствии с пунктом 3 Порядка ведения Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, исправления технической ошибки в записях указанных государственных реестров, предоставления содержащихся в них сведений и документов органам государственной власти, иным государственным органам, органам государственных внебюджетных фондов, органам местного самоуправления и судам, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18 февраля 2015 года № 25н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 мая 2015 года, регистрационный номер 37243), каждой записи в ЕГРЮЛ и ЕГРИП присваивается государственный регистрационный номер (далее — ГРН).

В соответствии с пунктом 4 Порядка внесенной в ЕГРЮЛ записи о создании юридического лица, либо первой внесенной в ЕГРЮЛ записи о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года, либо первой внесенной в ЕГРЮЛ записи о юридическом лице, зарегистрированном на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя, присваивается основной государственный регистрационный номере (далее — ОГРН), который указывается во всех последующих записях, вносимых в ЕГРЮЛ в отношении юридического лица, а также в документах, подтверждающих факт внесения записей в ЕГРЮЛ в отношении юридического лица.

В соответствии с пунктом 5 Порядка внесенной в ЕГРИП записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя либо первой внесенной в ЕГРИП записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 года, присваивается основной государственный регистрационный номер (далее — ОГРНИП), который указывается в последующих записях, вносимых в ЕГРИП в отношении индивидуального предпринимателя, а также в документах, подтверждающих факт внесения записей в ЕГРИП в отношении индивидуального предпринимателя.

В соответствии с пунктом 2.1.2 Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 3 марта 2004 года № БГ-3-09/178 «Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 марта 2004 года, регистрационный номер 5685), налоговый орган по месту нахождения юридического лица обязан осуществить его постановку на учет с присвоением идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) и кода причины постановки на учет (КПП) и внести сведения в ЕГРН. В соответствии с пунктом 2.2.2 упомянутого Порядка налоговый орган по месту жительства физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, обязан осуществить его постановку на учет с присвоением идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) (использованием ранее присвоенного ИНН) и внести сведения в ЕГРН.

2. В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» Верховный Суд Российской Федерации обладает правами юридического лица.

В соответствии с пунктом 2 статьи 41 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции Российской Федерации» правами юридического лица обладают верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов. Согласно пункту 3 упомянутой статьи в отношении районных судов полномочия юридического лица реализуются Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.

Читайте так же:  Банкротство северной компании в рязани

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 8 января 1998 года № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» (далее — Закон № 7-ФЗ) Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации и управления Судебного департамента в субъектах Российской Федерации являются юридическими лицами. В соответствии со статьей 14 Закона № 7-ФЗ управление. Судебного департамента в субъекте Российской Федерации осуществляет организационное обеспечение деятельности районных судов, гарнизонных военных судов, органов судейского сообщества субъекта Российской Федерации.

В Общероссийском классификаторе организационно-правовых форм (ОКОПФ) ОК 028-2012 районные суды, городские суды, межрайонные суды (районные суды) отнесены к организациям, не являющимся юридическими лицами, но имеющими право осуществлять свою деятельность без образования юридического лица (раздел 3 00 00 — «Организационно-правовые формы организаций, созданных без прав юридического лица»).

Исходя из вышеизложенного, для получения разъяснений по вопросам структуры судебной системы Российской Федерации целесообразно обратиться в Верховный Суд Российской Федерации (ОГРН 1037739667316, ИНН 7710054483), Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации (ОГРН 1027710017720, ИНН 7710276486) либо Управление Судебного департамента в Республике Карелия (ОГРН 1021000523466, ИНН 1001036450).

Обзор документа

Разъяснено, что каждой записи в ЕГРЮЛ и ЕГРИП присваивается государственный регистрационный номер.

Внесенной записи о создании юрлица, либо первой внесенной записи о юрлице, зарегистрированном до 1 июля 2002 г., либо первой внесенной записи о юрлице, зарегистрированном в Крыму или Севастополе, присваивается ОГРН, который указывается во всех последующих записях (документах).

Налоговый орган по месту нахождения юрлица обязан произвести его постановку на учет с присвоением ИНН, КПП и внести сведения в ЕГРН.

Правами юрлица обладают Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов. В отношении районных судов полномочия юрлица реализуются Судебным департаментом при Верховном Суде РФ.

Судебный департамент при Верховном Суде РФ и его управления являются юрлицами. Управление осуществляет организационное обеспечение деятельности районных судов, гарнизонных военных судов, органов судейского сообщества.

В ОКОПФ ОК 028-2012 районные суды, городские суды, межрайонные суды (районные суды) отнесены к организациям, не являющимся юрлицами, но имеющим право осуществлять свою деятельность без образования юрлица (раздел 3 00 00 — «Организационно-правовые формы организаций, созданных без прав юридического лица»).

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Налоговая инспекция 22 по городу Москве

Начальник Инспекция ФНС России № 22:
Новоторова Светлана Васильевна

Фактический адрес:
111024, г. Москва, шоссе Энтузиастов, д. 14

Юридический адрес:
111024, г. Москва, шоссе Энтузиастов, д. 14

Адрес для почтовых отправлений:
111024, г. Москва, шоссе Энтузиастов, д. 14

Прием налогоплательщиков в операционном зале осуществляется без перерыва на обед

понедельник, среда с 9.00 до 18.00;
пятница с 9.00 до 16.45;
вторник, четверг с 9.00 до 20.00;
вторую и четвертую субботу календарного месяца с 10.00 до 15.00.

Прием запросов на предоставление выписок из ЕГРЮЛ/ЕГРИП
инспекциями ФНС России по городу Москве

осуществляется через форму заказа выписки на сайте http://na46.ru/

Выдача готовых выписок из ЕГРЮЛ/ЕГРИП
осуществляется ежедневно по рабочим дням с 15.00 часов до 18.00

При доставке выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП, время согласовывается отдельно.

Очень благодарна сотруднику налоговой инспекции №22 г.Москва — Сошникову А.В., за помощь в заполнении Декларации 3-НДФЛ на получение налогового вычета за обучение ребенка!
Компетентен, вежлив, доброжелателен!
Побольше бы таких работников в Госучреждениях!
Спасибо!

Третий год подряд считают налог не правильно устала ходить и носить документы на перерасчет счета за комнату в коммуналке присылают как за квартиру когда это безобразие закончится каждый год одно и тоже!

Сообщаю Вам, что за 2 года аналитическим отделом 22 налоговой инспекции так и не был найден мой платеж который я осуществила в сбербанке по транспортному налогу. Я неоднократно на протяжении 2 лет общалась с инспекторами и меня заверили что претензий мне не предъявят так как платеж будет найден. Однако в настоящее время я получила уведомление о неуплате транспортного налога за 2015! год .
Прошу ответить каким образом проводилась работа и каким образом я должна реагировать на претнзии со стороны налоговой инспекции.

Обратилась в налоговую инспекцию 22 впервые, по поводу льгот на налогообложение. Впечатление очень позитивное — от сотрудников, и от системы обслуживания. Спасибо!

Если Вы заметили на сайте опечатку или неточность, выделите её
и нажмите на клавиатуре: Ctrl + Enter или нажмите сюда.

Как проверить контрагента и себя на сайте налоговой

Каждый бизнес неизбежно сталкивается с необходимостью проверки своих партнеров по бизнесу. Перед тем, как заключить договор, а тем более отправить предоплату, сделаем все возможное, чтобы проверить, что собой представляет наш контрагент (по ИНН, например): действительно ли он существует? кто подписывает договор? как долго компания на рынке? знают ли эту компанию?

В более частном случае бухгалтер сталкивается с необходимостью иметь подтверждение своей осмотрительности в случае налоговых проверок, даже при том, что Налоговый кодекс прямо не диктует такой обязанности.

Самый простой первый шаг – проверить контрагента по ИНН на сайте Налоговой бесплатно. Онлайн проверка так и называется «Проверь себя и контрагента» (nalog.ru). Этот способ дает возможность посмотреть выписку о фирме из ЕГРЮЛ по ИНН. Как показывает практика, это хорошо, но совершенно недостаточно для того, чтобы проверить фирму полноценно и обезопасить свой бизнес как от мошенников, так и от претензий со стороны контролирующих органов.

Мы расскажем вам все тонкости и детали проверки компаний: как и что проверять, достаточно ли проверить компанию по ИНН, с помощью каких платных и бесплатных возможностей это сделать.

Проверка контрагента — инструменты:

Что можно проверить по ИНН:

  • Данные ЕГРЮЛ / ЕГРИП
  • Финансовые данные
  • Госконтракты
  • Упоминания в Интернете
  • Арбитражные дела
  • Список связанных организаций
  • Сообщения о банкротстве
  • Связанные товарные знаки
  • Исполнительные производства

Начать работу

Что можно проверить по ИНН:

  • Регистрационные данные, руководство, владельцы, ЕГРЮЛ
  • Рестр дисквалифицированных лиц
  • Сведения о массовых адресах и фирмах-однодневках
  • Бухгалтерская отчетность по РСБУ
  • Статистическая информация
  • Государственные контракты
  • Информация о регистрации, банкротстве, внешнем управлении
  • Исполнительные производства
  • Арбитражные дела
  • Банкротство юридических и физических лиц
  • Данные ФСФР и Банка России

Начать работу

Что можно проверить по ИНН:

  • Общие данные из ЕГРЮЛ, ЕГРИП
  • Контактные данные
  • Исполнительные производства
  • Жалобы ФАС
  • Участие в тендерах и банковские гарантии
  • Бухгалтерская отчетность компании
  • Выданные лицензии
  • Арбитражные дела
  • Связанные компании

Начать работу

Сервис IGK Group

Что можно проверить по ИНН:

  • Данные ЕГРЮЛ / ЕГРИП
  • Размер уставного капитала
  • Данные бухгалтерской отчетности
  • Сведения о банкротстве/внешнем управлении
  • Кредитный рейтинг компании
  • Примерная численность сотрудников

Начать работу

Что можно проверить по ИНН:

  • > По юридическим лицам:
  • Балансы и бухгалтерские отчёты
  • Кредитный отчёт предприятия
  • Бизнес-справка (СПАРК)
  • Поиск дочерних и зависимых предприятий
  • Выписка ЕГРЮЛ
  • Выписка ЕГРИП
  • > По физическим лицам:
  • Кредитный отчёт физического лица
  • Поиск по ФИО в ЕГРИП
  • Поиск по ФИО в ЕГРЮЛ
  • Кредитный рейтинг
  • Кредитный рейтинг расширенный

Начать работу

Что можно проверить по ИНН:

  • Данные ЕГРЮЛ / ЕГРИП:
  • данные о руководителе предприятия
  • регистрационные данные компании
  • виды деятельности
  • юридический адрес
  • статус юр. лица на дату запроса

Начать работу

Проверка контрагента — подробная справка

Что означает «проверить контрагента»?

На сайте Налоговой службы и в специальных программах можно собрать и проанализировать документальную и иную информацию о партнере по бизнесу. Такие действия позволят определить, насколько добросовестно ведет бизнес ваш партнер.

Кто этим должен заниматься?

В организации налоговая проверка контрагента по ИНН обычно осуществляется сотрудниками юридического отдела или отдела экономической безопасности. Если в организации нет такого отдела, то проверка контрагентов (по ИНН на сайте ИФНС, например) — обязанность лица, заключающего договор.

Зачем нужна проверка контрагента по ИНН на сайте Налоговой службы или в платной программе?

Существуют различные причины, оправдывающие необходимость этой деятельности. Сюда можно отнести риски финансово-хозяйственной жизни: риск непоставки товара, поставки некачественного товара, несвоевременной поставки товара и т.д., вплоть до мошеннических схем.

Мы также обязаны помнить, что любая сделка подлежит налогообложению. В ФНС не раз подчеркивали, что ответственность за выбор компании, с которой сотрудничать, лежит целиком на организации. Возможные в связи с таким выбором последствия — это предпринимательский риск организации. Например, налоговики при проверке могут исключить сомнительную сделку из расходов или не принять к вычету НДС. Чтобы избежать таких неприятностей, проще заранее проверить фирму по ИНН на сайте Налоговой службы, получив выписку из ЕГРЮЛ (налог.ру).

Что рекомендуется проверить по ИНН?

Государством не установлено ни формальной обязанности по проверке компаний при заключении контрактов, ни тем более критериев такой процедуры, списка необходимых действий, минимального пакета документов.

В Налоговом кодексе нет понятий, как «проверка контрагента» или «недобросовестность налогоплательщика». Между тем, существует п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», в котором сказано: «Выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности…». После этого государство фактически возложило на бизнес обязанность проверять своих партнеров, и практикующий бухгалтер постоянно сталкивается с необходимостью найти контрагента по ИНН на сайте налоговой, а затем проверить, «чем он дышит».

Обычаи делового оборота

Уже много лет организации должны сначала проверить контрагента по ИНН (Федеральная налоговая служба позволяет это сделать бесплатно), а затем документально подтвердить проведение такой проверки. За это время сформировался самый часто запрашиваемый пакет документов:

  • копия Устава;
  • выписка из ЕГРЮЛ;
  • копия свидетельства о регистрации;
  • копия свидетельства о постановке на учет в налоговую;
  • письмо из статистики с кодами;
  • документы, подтверждающие полномочия лица, с которым подписывается договор, например, доверенность и копия паспорта.

Обратите внимание, что проверка факта занесения сведений в ЕГРЮЛ и получение документа, подтверждающего полномочия лица на подписание документов с точки зрения Минфина свидетельствуют о должной осмотрительности (письмо Минфина России от 10.04.2009 № 03-02-07/1-177).

Кроме этого, в зависимости от деятельности, могут быть запрошены:

  • карточка организации;
  • выписка из штатного расписания (если для выполнения работ требует узкий специалист);
  • лицензии с приложениями к ним, необходимые разрешения;
  • справки из ФНС об отсутствии задолженности;
  • копии бухгалтерской и налоговой отчетности за прошедший период с отметкой ФНС;
  • копия договора аренды (офиса, склада и т.п.).

Гораздо реже, но уже есть прецеденты, когда запрашиваются:

  • аналитические записки (т.е. краткое резюме компании о выполнении похожих проектов);
  • рекомендательные письма (обычно, запрашивают банки);
  • аудиторское заключение;
  • и даже выписка по расчетного счету на последние месяц-квартал-год.

Общедоступные источники информации

Действуя самостоятельно, стоит воспользоваться источниками информации:

  • запросите выписку из ЕГРЮЛ самостоятельно на своего партнера;
  • проверьте, если у него сайт;
  • отправьте запрос в инспекцию ФНС в свободной форме о добросовестности налогоплательщика;
  • проверьте, не зарегистрирован ли он по адресу «массовой регистрации», на сайте ФНС;
  • можно проверить себя и контрагента в одноименном сервисе ФНС на сайте «проверь себя и контрагента» nalog.ru (первоначально понадобится проверка ИНН на сайте налоговой);
  • проверьте его по «Вестнику государственной регистрации», не начал ли он процедуру ликвидации или реорганизации;
  • поищите паспорт единоличного исполняющего органа на сайте МВД, чтобы выяснить, не утерян ли он был какое-то время назад;
  • на сайте лицензирующего органа можно проверить данные лицензии;
  • на сайте ВАС РФ и других судов, можно узнать участвовала ли компания в судебных разбирательствах;
  • забейте название интересующей вас компании и фамилию, имя, отчество директора в любой поисковик и просмотрите все упоминания о них.
Читайте так же:  Раздел лицевых счетов в муниципальной квартире исковое заявление

Какие организационные меры должны быть приняты в компании, чтобы быть защищенными от недобросовестных контрагентов?

Каждая компания самостоятельно решает степень возможного риска при заключении договоров и принимает соответствующие организационные меры. Обычно назначается ответственный за данную процедуру человек, а сама процедура регламентируется внутренним Положением или Регламентом действий по проверке контрагентов. Как минимум, в каждой организации проводится проверка контрагента на сайте налоговой по ИНН бесплатно.

В заключении мы должны сказать, что, к сожалению, даже все эти действия вместе взятые не обезопасят вас на 100% от возможных проблем или от вероятности претензий со стороны ФНС. Однако в наших силах снизить этот риск до несущественного.

Как внести изменения в ЕГРЮЛ о смене директора?

Внесение изменений в ЕГРЮЛ — смена директора предполагает эту процедуру — осуществляется с помощью подачи соответствующего заявления лично, в электронном виде или по почте. Первые два способа являются самыми надежными, и о них мы вам подробно расскажем.

Как внести изменения в ЕГРЮЛ при смене директора путем подачи заявления на бумаге

Смена руководителя должна происходить в следующем порядке, регламентированном законом «О государственной регистрации юрлиц» от 08.08.2001 № 129-ФЗ и приказом Минфина России «Об утверждении регламента ФНС по услуге регистрации юрлиц» от 30.09.2016 № 169н:

  • Оформление протокола (решения) учредителей о смене директора. С даты подписания отсчитывается 3 дня, в течение которых необходимо предоставить заявление об изменениях в ФНС.
  • Составление и подписание кадровых документов, в том числе и акта приема-передачи дел и материальных ценностей между руководителями.

Узнайте больше о передаче дел между директорами из статьи «Акт приема-передачи документов при смене директора».

  • Заполнение заявления по форме Р14001 в 2 экземплярах и заверение его у нотариуса в присутствии нового директора. Будет необходим пакет стандартных учредительных документов, протоколы и приказы, касающиеся смены руководителя.

  • Подача заявления в налоговую инспекцию или МФЦ. Право на это есть только у нового гендиректора или его представителя с нотариально заверенной доверенностью. В госучреждении сверяют данные, указанные в заявлении, и могут попросить предъявить протокол (решение) участников для проверки соблюдения сроков его подачи.
  • Получение листа записи в ЕГРЮЛ. Его можно получить через 5 дней по расписке, выданной сотрудником налоговой или МФЦ при сдаче заявления. По факту такой выдачи внесение изменений в ЕГРЮЛ считается выполненным.

Внесение изменений в ЕГРЮЛ в электронном виде

Личный кабинет налогоплательщика на официальном сайте ФНС позволяет выполнить действия по смене директора без личного посещения нотариуса и налоговой. Это возможно благодаря тому, что доступ в кабинет осуществляется только при наличии усиленной квалифицированной электронно-цифровой подписи (ЭЦП).

В этом случае отсканированные и заверенные ЭЦП документы (заявление по форме Р14001 и протокол собрания участников) необходимо сформировать в единый транспортный контейнер и отправить в ФНС с помощью сервиса по подаче электронных документов на госрегистрацию юридических лиц. Если были соблюдены все технические требования при отправке, то налоговый орган обязан обработать такое заявление в течение 5 дней. Бумажный экземпляр листа записи в этом случае будет выдан лично, через представителя по нотариальной доверенности либо отправлен по почте на указанный адрес.

Сервисом электронной подачи сведений в ЕГРЮЛ можно воспользоваться не только лично, но и через нотариуса, если у последнего есть доступ к личному кабинету. Так, нотариус может сам направить заявление на обработку, избавив вас от необходимости ездить в ФНС.

Увольнение директора иногда сопровождается конфликтом с учредителями. О том, как уволиться руководителю без согласия собственника, читайте в материале «Как уволиться директору без согласия учредителей?».

Наиболее надежным на данный момент способом остается подача заявления о внесении изменений в ЕГРЮЛ в бумажном виде, а использование личного кабинета налогоплательщика, хоть и обязывает соблюдать массу технических требований к отправляемым документам, экономит больше времени.

Выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП

Выписка из ЕГРЮЛ — документ, который содержит все сведения об организации, которые были заявлены при регистрации, и все сведения об изменениях, связанных и не связанных с внесением в учредительные документы. Выписка формируется на основании данных, содержащихся в базе данных ЕГРЮЛ. Эта база — федеральный информационный ресурс, ее заполняют и актуализируют сотрудники ФНС РФ и её территориальных органов.

Выписки можно получать как по своей, так и сторонней организации, и они позволяют:

  • подтвердить статус компании-контрагента;
  • выявить недействующие фирмы;
  • получить информацию о собственниках компании-контрагента;
  • проверить заявленные компанией реквизиты.

Выписки, полученные в электронном виде, не имеют юридической силы, и наши сотрудники не могут их заверить.

Основания для предоставления электронных выписок:

  • приказ ФНС России от 21.10.2004 г. № САЭ-3-09/[email protected] утверждён «Порядок представления в электронном виде сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП», зарегистрированный в Минюсте 17.11.2004 г. № 6123, раздел IV;
  • ст. 7 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от 08.08.2001 № 129-ФЗ;
  • пп. 24 и 32 «Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц» и «Правил ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей», утверждённых постановлениями Правительства РФ от 19.06.2002 г. № 438 и от 16.10.2003 г. № 630.
  • Подключение услуги
  • Отключение услуги

Как платить налоги и сдавать отчетность при смене юридического адреса

Для бухгалтера смена юридического адреса компании — дело достаточно хлопотное. Надо вовремя внести изменения в ЕГРЮЛ, провести сверки по налогам, получить новое свидетельство и т.п. Но и окончание переезда не означает, что все проблемы позади. Уже на новом месте бухгалтера поджидают каверзные вопросы о порядке уплаты налогов и сдаче отчетности за периоды, предшествующие смене адреса. Ситуация осложняется тем, что в конце прошлого года регулирование этих вопросов заметно изменилось. Не ошибиться с уплатой налогов и представлением отчетности при переезде поможет наша статья.

Согласно п. 1 ст. 83 Налогового кодекса, организации подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации и месту нахождения ее обособленных подразделений. Из этого со всей очевидностью следует, что изменение места нахождения организации влечет также и снятие с налогового учета по прежнему месту нахождения и постановку на налоговый учет по новому.

Данная операция проводится налоговыми органами самостоятельно, в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 84 НК РФ. Так, налоговый орган по старому адресу в течение 5 рабочих дней со дня внесения соответствующих записей в ЕГРЮЛ должен снять компанию с учета и переслать документы в новую инспекцию. Налоговый орган по новому адресу, получив эти документы, должен поставить организацию на налоговый учет. При этом свидетельство о постановке на учет, выданное организации налоговым органом по прежнему месту нахождения, признается недействительным и не представляется в налоговый орган по новому месту нахождения. Датой постановки организации на учет по новому месту нахождения является дата внесения в ЕГРЮЛ записи об изменении места нахождения юридического лица (п. 3.6.3 Приложения № 1 к приказу МНС России от 03.03.2004 № БГ-3-09/178).

Определяющим фактором при переезде является дата отражения в ЕГРЮЛ нового адреса: до этой даты компания продолжает числиться на налоговом учете по старому адресу, а со дня внесения изменения в ЕГРЮЛ — уже по новому. (Это правило применяется, несмотря на то, что на фактическую пересылку дела НК РФ отводит 5 дней и нового свидетельства у налогоплательщика еще может не быть).

Так что ответ на вопрос о порядке уплаты налогов и представления отчетности, по общему правилу, зависит от того, будет ли внесена на дату соответственно уплаты или представления запись в ЕГРЮЛ об изменении места нахождения юридического лица. Контролировать внесение записи необходимо по соответствующей выписке из реестра. Благо, что заказать ее теперь не составляет труда, не выходя из офиса.

Определившись с общим правилом, давайте подробнее остановимся на каждом налоге в отдельности, поскольку правил без исключений не бывает.

Налог на прибыль

В соответствии с п. 1 ст. 288 НК РФ налогоплательщики — российские организации, имеющие обособленные подразделения, производят исчисление и уплату в федеральный бюджет сумм авансовых платежей по месту своего нахождения без распределения указанных сумм по обособленным подразделениям. Уплата авансовых платежей, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ, производится налогоплательщиками — российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений.

Как видим, НК РФ связывает перечисление авансовых платежей с местом нахождения организации на момент их уплаты. А значит, сумма авансового платежа перечисляется организацией в бюджет по месту своего прежнего нахождения, если платеж производится до момента внесения в ЕГРЮЛ записи о смене места нахождения. После появления такой записи налог нужно платить уже в бюджет по новому адресу. Это правило действует при перечислении любых авансовых платежей (как квартальных, так и ежемесячных, в т. ч. рассчитываемых по фактической прибыли), а также при уплате налога по итогам года.

Несколько сложнее с отчетностью по налогу на прибыль, поскольку она всегда сдается за прошедший период (п. 1 ст. 289 НК РФ). Но при этом в НК РФ говорится, что такую декларацию надо представить в налоговые органы по месту нахождения организации и месту нахождения каждого ее обособленного подразделения. А в порядке заполнения декларации по налогу на прибыль (утв. приказом ФНС России от 19.10.16 № ММВ-7-3/[email protected]) эти положения конкретизируются. В частности, в п. 3.2 Порядка говорится, что в декларации указывается КПП, который присвоен организации тем налоговым органом, в который представляется декларация. При этом КПП организации по месту ее нахождения указывается согласно документу, подтверждающему постановку на учет организации в налоговом органе.

Значит, и при сдаче отчетности будет применяться приведенное выше общее правило. Если отчетность сдается до момента внесения записи в ЕГРЮЛ об изменении места нахождения юридического лица, то ее надо отправить в «старую» инспекцию (ведь именно этот КПП указан в действующем свидетельстве о постановке на учет). А если отчетность приходится сдавать уже после переезда (то есть когда старое свидетельство уже утратило силу), то ее надо подать в «новую» ИФНС, даже если относится эта декларация к периодам, предшествующим переезду.

Например, если организация сменила адрес в феврале 2017 года (дата внесения записи в ЕГРЮЛ — 20 февраля), то годовую налоговую декларацию за 2016 год она должна подать в старую инспекцию, если делает это до 19 февраля включительно. А с 20 февраля такая декларация должна представляться уже в налоговый орган по новому адресу, с указанием соответствующих КПП и ОКТМО (п. 4.1.2 Порядка заполнения декларации по налогу на прибыль).

Неверное заполнение кода ОКТМО не является основанием для отказа в приеме налоговой декларации (п. 28 Административного регламента Федеральной налоговой службы, утв. приказом Минфина России от 02.07.12 № 99н, письмо ФНС России от 25.02.2014 № БС-4-11/3254). Также неверное указание КПП и (или) ОКТМО при уплате налога не влечет начисления пеней или штрафов (см. «Что делать, если в платежке на уплату налогов допущена ошибка»).

Уплата налога при УСН и авансовых платежей по нему, согласно п. 6 ст. 346.21 НК РФ, производится по месту нахождения организации. По месту нахождения представляется и налоговая декларация (п. 1 ст. 346.23 НК РФ).

Читайте так же:  Госпошлина в суд размер беларусь

Эти формулировки означают, что «алгоритм ЕГРЮЛ» без каких-либо оговорок применяется при смене адреса компаниями, находящимися на УСН: пока в реестре числится старый адрес, налог и (или) декларация платится и сдается в «старую» налоговую (с указанием соответствующего КПП и ОКТМО). А с даты внесения изменений в реестр деньги и отчетность должны направляться в инспекцию по новому месту нахождения компании с указанием новых КПП и ОКТМО. Подтверждение вновь находим в порядке заполнения декларации по УСН (утв. приказом ФНС России от 26.02.2016 № ММВ-7-3/[email protected]). В п. 3.2 Порядка, также как и в случае с налогом на прибыль, говорится, что надо указать КПП именно того налогового органа, в который сдается декларация. А взять этот КПП нужно из свидетельства о постановке на учет.

Согласно п. 2 ст. 174 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по операциям реализации (передачи, выполнения, оказания для собственных нужд) товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, уплачивается по месту учета налогоплательщика в налоговых органах. То есть и в этом случае действует выведенное нами общее правило. Если НДС перечисляется в бюджет до даты внесения в ЕГРЮЛ записи о смене места нахождения, налог уплачивается организацией по реквизитам «старой» инспекции. Если же налог платится после внесения в реестр указанной записи, то его следует перечислять по реквизитам «новой» ИФНС.

Подтверждение этому правилу снова находим в порядке заполнения декларации по НДС (утв. приказом ФНС России от 29.10.14 № ММВ-7-3/[email protected]). Пункт 18 Порядка говорит, что КПП для отражения в декларации нужно брать из свидетельства о постановке на учет. А п. 34.1, что в декларации указывается ОКТМО той территории, где уплачивается налог (т. е. по месту нахождения организации — ст. 174 НК РФ).

Транспортный налог

Согласно п. 1 ст. 363 НК РФ уплата транспортного налога и авансовых платежей по нему производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. В силу пп. 2 п. 5 ст. 83 НК РФ местом нахождения транспортных средств (кроме водных и воздушных) признается место нахождения организации или ее обособленного подразделения, по которым в соответствии с законодательством РФ зарегистрировано транспортное средство. Регистрация транспортных средств за юридическими лицами производится по месту нахождения юридических лиц, определяемому местом их государственной регистрации. Это предусмотрено подпунктом 24.3 «Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ» (утв. приказом МВД России от 24.11.08 № 1001).

Получается, тут вроде бы тоже должен действовать общий порядок уплаты налога при переезде. Однако в отношении транспортного налога есть свои тонкости.

Дело в том, что согласно п. 1 ст. 83 НК РФ, организация подлежит постановке на налоговый учет по месту нахождения принадлежащих ей транспортных средств. Причем, такая регистрация проводится не по заявлению организации, а в автоматическом режиме, на основании данных ГИБДД (п. 5 ст. 83 НК РФ). Значит, при изменении места нахождения фирма продолжает находиться на учете в «старом» налоговом органе в качестве владельца транспортного средства до момента поступления от регистрирующего органа данных о снятии с регистрационного учета транспортных средств в связи с изменением места нахождения налогоплательщика. Получается, что какое-то время организация должна уплачивать налог и отчитываться одновременно перед двумя налоговыми: перед «новой» в силу прямого указания в статье 363 НК РФ, и перед «старой», т.к. до поступления данных из ГАИ состоит в ней на учете по месту нахождения транспортных средств.

Что касается отчетности, то выход из этой коллизии находим в п. 5.1 Порядка заполнения декларации по транспортному налогу (утв. приказом ФНС России от 05.12.2016 № ММВ-7-21/[email protected]). Там сказано, что в случае изменения места нахождения организации и снятия с учета в течение налогового периода транспортного средства на территории, подведомственной инспекции по предыдущему месту нахождения организации, декларация представляется в инспекцию по новому месту нахождения организации и регистрации транспортного средства. При этом раздел 2 декларации представляется по каждому ОКТМО, на территории которых на налогоплательщика зарегистрированы (были зарегистрированы) в налоговом периоде транспортные средства с учетом коэффициента, определяемого по коду строки 160 декларации.

Что же касается уплаты налога, то мы считаем, здесь нужно руководствоваться положениями ст. 363 НК РФ. То есть и с момента смены адреса в ЕГРЮЛ уплачивать налог (в т. ч. и за период до переезда) по новому месту нахождения. Ведь смена места нахождения организации в силу п. 5 ст. 83 НК РФ влечет автоматическую смену места нахождения транспортных средств для целей налогообложения. И никакой зависимости от действий ГАИ и постановкой налогоплательщика на учет по месту нахождения транспорта в данном случае НК РФ не устанавливает.

Налог на имущество

Согласно п. 3 ст. 383 НК РФ, в отношении имущества, находящегося на балансе российской организации, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в бюджет по местонахождению указанной организации. При этом по объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в бюджет по месту нахождения объекта недвижимого имущества (п. 6 ст. 383 НК РФ).

В силу ст. 384 НК РФ, организация, в состав которой входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из обособленных подразделений. А ст. 385 НК РФ требует, чтобы организация, учитывающая на балансе объекты недвижимого имущества, находящиеся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, уплачивала налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из указанных объектов недвижимого имущества.

Мы видим, что налог на имущество имеет разные правила уплаты в зависимости от типа объекта налогообложения. Поэтому тут бухгалтеру нужно быть вдвойне внимательным. Но в общем случае налог на имущество тоже подчиняется общему правилу, которое мы вывели выше. Согласно п. 4.2 порядка заполнения налоговой декларации по налогу на имущество (утв. приказом ФНС России от 24.11.11 № ММВ-7-11/895), в разделе 1 декларации по строке 010 указывается код по ОКТМО, по которому подлежит уплате сумма налога. Значит, после внесения записи в ЕГРЮЛ в этой строке указываем ОКТМО нового адреса.

Исключение составляют суммы налога (авансовых платежей), уплачиваемого в отношении объектов недвижимости, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость, а также которые располагаются вне места нахождения организации или ее обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс. По данным объекта недвижимости налог на имущество всегда уплачивается в бюджет по месту их нахождения. Туда же представляется и налоговая декларация (п. 1 ст. 386 НК РФ).

Как платить НДФЛ

В соответствии с п. 7 ст. 226 НК РФ сума налога, удержанная налоговым агентом, уплачивается в бюджет по месту учета налогового агента в налоговом органе. При этом налоговые агенты — российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Из сказанного следует, что порядок перечисления НДФЛ «завязан» на место нахождения организации. Поэтому в данном случае наш «алгоритм ЕГРЮЛ» будет в полной мере применяться и в отношении удержанных сумм НДФЛ: если срок, установленный п. 6 ст. 226 НК РФ, наступает в период, когда по данным ЕГРЮЛ организация еще не переехала, то суммы надо отправить в бюджет по старому ОКТМО. А если на дату наступления срока перечисления налога в ЕГРЮЛ числится уже новый адрес, то следует указать соответствующий ему ОКТМО. При этом суммы, уплаченные до переезда, не пропадут, т. к. после снятия компании с учета «старая» инспекция передаст в «новую» карточку расчетов с бюджетом налогового агента по соответствующему ОКТМО (письмо ФНС России от 27.12.16 № БС-4-11/[email protected]).

Как сдавать 2-НДФЛ и 6-НДФЛ: новый подход ФНС

Отдельно нужно остановиться на правилах представления отчетности по НДФЛ. Дело в том, что тут недавно произошли кардинальные изменения, вызванные упомянутым выше письмом налоговой службы о передаче между инспекциями карточек РСБ при переезде компании. Но обо всем по порядку.

Как известно, налоговые агенты по НДФЛ должны отчитываться перед налоговыми органами ежеквартально по форме 6-НДФЛ и ежегодно по форме 2-НДФЛ. Обе формы предусматривают указание КПП и ОКТМО, которые меняются при переезде организации. Правила заполнения и представления обеих форм при смене места нахождения организации достаточно легко «извлекаются» из утвержденных ФНС России порядков заполнения 6-НДФЛ и 2-НДФЛ.

Так, согласно п. 1.10 порядка заполнения расчета 6-НДФЛ (утв. приказом ФНС России от 14.10.15 № ММВ-7-11/[email protected]), форма расчета заполняется по каждому ОКТМО отдельно. При этом указано, что организации, признаваемые налоговыми агентами, указывают код по ОКТМО того муниципального образования, на территории которого находится организация или обособленное подразделение организации.

Как видим, Порядок предусматривает предоставление нескольких расчетов 6-НДФЛ только при одновременном наличии у организации нескольких мест постановки на налоговый учет по разным основаниям, причем, места эти должны относиться к разным ОКТМО. Например, при наличии у организации обособленных подразделений, или ведении деятельности, облагаемой единым налогом в рамках ЕНВД. Если же в течение квартала ОКТМО меняется в связи со сменой места нахождения организации, то оснований для представления двух расчетов 6-НДФЛ (по новому и старому ОКТМО отдельно) в силу п. 1.10 Порядка не имеется.

Что касается КПП, то он, согласно п. 2.2. Порядка указывается согласно Свидетельству о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения организации или ее обособленного подразделения. То есть, при переезде в расчете 6-НДФЛ указывается действующий на момент сдачи КПП.

При сдаче 2-НДФЛ организацией, которая меняла адрес в течение года, аналогичный подход применяется на основании абз. 2 и 7 раздела III порядка заполнения справки 2-НДФЛ. Этот порядок утвержден приказом ФНС России от 30.10.15 № ММВ-7-11/[email protected] и приведен в письме Минфина России от 19.11.15 № 03-04-06/66956.

То есть буквальное толкование обоих порядков, поддержанное Минфином, говорит: при переезде организация представляет единую отчетность по НДФЛ, которая включает в себя данные как за период до переезда, так и после него. Отчетность сдается в налоговую инспекцию по новому месту нахождения. Соответственно, указываются КПП и ОКТМО «новой» инспекции.

Однако в конце прошлого года ФНС России выпустила письмо (от 27.12.2016 № БС-4-11/[email protected]), где приводится совершенно иной порядок представления «подоходной» отчетности теми организациями, которые изменили адрес. Согласно письму, такой налоговый агент представляет в «новую» инспекцию расчеты 6-НДФЛ и справки 2-НДФЛ с указанием ОКТМО как по прежнему, так и по новому месту нахождения (за соответствующие периоды).

По сути, сдается два комплекта отчетности, в первый из которых включаются данные о доходах и налоге за период до переезда. А во втором комплекте указываются сведения, начиная с момента постановки на учет по новому месту нахождения. При этом комплекты должны отличаться только кодом ОКТМО, т. к. налоговики предписывают указывать КПП «новой» инспекции. Соответственно, если переезд произошел до момента представления 2-НДФЛ за прошлый год, то по новым правилам, предложенным ФНС России, справки за прошлый год сдаются в «новую» инспекцию с указанием ее КПП и «старого» ОКТМО.