Петр Чайковский

Петр Чайковский: биография

Петр Ильич Чайковский родился 7 мая 1840 года в поселке Воткинск, расположенном на территории современной Удмуртии. Его отцом стал Илья Петрович Чайковский, инженер, происходящий от казачьего рода Чаек, известного в Украине. Матерью будущего прославленного композитора стала Александра Андреевна Ассиер, прошедшая обучение в Училище женских сирот незадолго до смерти отца. Александра Андреевна была обучена литературе, географии, арифметике, риторике и иностранным языкам.

На Урале семейство оказалось из-за того, что Илье Петровичу предложили должность руководителя Камско-Воткинского сталелитейного завода, который по тем временам был очень крупным предприятием. В Воткинске Чайковский-старший получил большой дом с прислугой и даже свое собственное войско, состоявшее из ста казаков. В этот дом нередко заглядывали дворяне, молодежь из столицы, английские инженеры и другие достопочтенные личности.

Петр Чайковский в юности

В своей семье Петр оказался вторым ребенком. У него также был старший брат Николай, младший брат Ипполит и младшая сестра Александра. В большом доме Чайковских жила не только сама семейная чета со своими детьми, но и многочисленные родственники Ильи Петровича. Для обучения детей из Санкт-Петербурга была вызвана гувернантка-француженка Фанни Дюрбах, которая впоследствии стала практически членом семьи Чайковских.

Музыка всегда была желанным гостем в родительском доме Петра Ильича. Его отец умел играть на флейте, матушка – на фортепиано и арфе, а также она весьма умело исполняла романсы. Гувернантка музыкальным образованием была обделена, однако тоже питала страсть к музыке. В доме Чайковских стоял оркестрион (механический орган) и рояль. Юный музыкант брал уроки игры на рояле у крепостной Марьи Пальчиковой, которая владела музыкальной грамотой.

Еще одним увлечением юного Чайковского, помимо изучения основ игры на рояле, стала поэзия. Петр с упоением сочинял на французском языке многочисленные стишки. Кроме того, он старался узнать все, что только можно, из биографии Людовика XVII. Благоговение перед этой исторической личностью он пронес через всю свою жизнь.

Петр Чайковский в молодости

В 1848 году Чайковские переехали в Москву, так как Илья Петрович ушел на пенсию и намеревался найти частную службу. Буквально через пару месяцев семейство снова переехало, на этот раз – в Санкт-Петербург. Там старших сыновей определили в пансион Шмеллинга.

В Санкт-Петербурге Петр Ильич продолжал обучаться музыке, а также ближе познакомился с балетом, оперой и симфоническим оркестром. Там же юноша переболел корью, из-за чего впоследствии у него периодически случались припадки.

Петр Чайковский с семьей

В 1849 году Николая Чайковского, старшего брата Петра, определили в Институт Корпуса горных инженеров, а остальные дети вместе с родителями вернулись на Урал, в город Алапаевск. Там глава семейства занял пост руководителя завода наследников Яковлева. Фанни Дюрбах к тому времени покинула семью Чайковских, и для подготовки подросшего Петра Ильича к получению дальнейшего образования была нанята другая гувернантка – Анастасия Петрова.

В том же году у юного музыканта появились еще два младших брата: близнецы Модест и Анатолий.

Образование и госслужба

Хотя молодой Петр Чайковский уже не первый год демонстрировал повышенный интерес к музыке, был в восторге от именитых опер и обожал ходить на балет, его родители вовсе не рассматривали музыку как достойную профессию для своего сына. Поначалу его хотели отправить в Институт Корпуса горных инженеров, как и старшего сына Николая, но потом отдали предпочтение Императорскому училищу правоведения, располагавшемуся в Санкт-Петербурге. Петр Ильич поступил в него в 1850 году.

В училище музыкант проучился вплоть до 1859 года. Первые годы учебы были для Чайковского самыми трудными: он тяжело переживал расставание с родными, которые не могли часто навещать его. А попечительство друга семьи Модеста Вакара было омрачено тем, что десятилетний Чайковский нечаянно занес в его дом скарлатину, из-за чего маленький сын Модеста скоропостижно скончался.

Петр Чайковский

В 1852 году, когда Илья Петрович оставил службу, вся семья переехала в Санкт-Петербург. В эти годы Петр Ильич активно знакомился с русской оперой и балетом, а также подружился с одноклассником, поэтом Алексеем Апухтиным, который оказал большое влияние на его взгляды и убеждения.

В 1854 году мать Чайковского скончалась после продолжительной борьбы с холерой. Илья Петрович распределил старших детей в образовательные учреждения закрытого типа, а с четырехлетними близнецами временно поселился у своего брата.

Портрет Петра Чайковского

В период с 1855 по 1858 годы Петр Ильич брал уроки игры на фортепиано у знаменитого немецкого пианиста Рудольфа Кюндингера. Его молодому Чайковскому нанял отец, но весной 1858 года уроки пришлось прекратить: из-за безуспешной аферы Илья Петрович потерял практически все свои деньги, и платить зарубежному музыканту стало нечем. К счастью, вскоре Чайковскому-старшему предложили возглавить руководство Технологического института и предложили большую казенную квартиру, куда он переехал с детьми.

Учебу в Училище правоведения Петр Ильич завершил в 1859 году. Интересно, что он пользовался большой симпатией как со стороны учителей, так и со стороны других воспитанников училища. В отличие от многих других талантливых творческих деятелей, которые отличались нелюдимостью и слабой социализацией, Петр Чайковский комфортно чувствовал себя в обществе и прекрасно вписывался в любую компанию.

Петр Чайковский

По завершении учебы молодой человек получил работу в Министерстве юстиции. Там он занимался, чаще всего, ведением различных дел крестьян. В свободное время он продолжал ходить в оперный театр и заниматься музыкой. В 1861 году Петр Ильич впервые побывал за границей, посетив Гамбург, Берлин, Антверпен, Брюссель, Париж, Остенде и даже Лондон. К тому времени он прекрасно владел итальянским и французским, и потому смог сопровождать инженера Писарева В.В. (друга своего отца) в роли переводчика.

Как ни удивительно, даже в 21-летнем возрасте Петр Ильич, получивший образование и заступивший на государственную службу, еще не помышлял толком о музыкальной карьере. Свое увлечение он, как и некогда родители, не воспринимал всерьез. Но, к счастью, отец будущего композитора Илья Петрович все же чувствовал, что его сыну суждено стать великим музыкантом.

Чайковский-старший даже сходил к Рудольфу Кюндингеру, чтобы узнать его мнение относительно таланта своего сына. Немецкий пианист категорично заявил, что особых музыкальных способностей у Чайковского-младшего нет, да и 21 год – не тот возраст, чтобы начинать творческую карьеру. И сам Петр Ильич предложение отца совместить работу с получением музыкального образования поначалу воспринял как шутку.

Петр Чайковский пишет новое произведение

Но когда он узнал, что в Санкт-Петербурге открывается новая консерватория, руководить которой будет знаменитый Антон Рубинштейн, все в корне изменилось. Чайковский решил во что бы то ни стало поступить в Петербургскую консерваторию, что он и сделал, став одним из первых студентов этого образовательного учреждения по классу композиции. А вскоре после этого он и вовсе бросил юриспруденцию, решив, несмотря на появившиеся проблемы с деньгами, полностью посвятить себя музыке.

В качестве своей дипломной работы Петр Ильич написал кантату «К радости». Она была создана к русскоязычному переводу оды Фридриха Шиллера с тем же названием. На музыкантов Санкт-Петербурга кантата произвела плохое впечатление. Особенно резко выразился критик Цезарь Кюи, заявив, что как композитор Чайковский крайне слаб, а также обвинив его в консерватизме. И это при том, что для Петра Ильича музыка была свободой, а его кумирами были Бородин, Мусоргский, Балакирев – композиторы, не признававшие авторитетов и правил.

Портрет Петра Чайковского

Но подобная реакция вовсе не смутила молодого композитора. Получив свою заслуженную серебряную медаль об успешном завершении Петербургской консерватории, бывшую тогда высшей наградой, он с еще большим рвением и азартом взялся за работу. В 1866 году композитор переехал в Москву по приглашению брата своего наставника. Николай Рубинштейн предложил ему работу профессора в Московской консерватории.

Расцвет карьеры

В Московской консерватории Чайковский показал себя как прекрасный преподаватель. Кроме того, он прикладывал немало усилий для качественной организации образовательного процесса. Поскольку достойных учебников для его студентов на тот момент существовало немного, композитор занялся переводами зарубежной литературы и даже созданием собственных методических материалов.

Впрочем, в 1878 году Петр Ильич, уставший разрываться между преподаванием и собственным творчеством, оставил свою должность. Его место занял Сергей Танеев, ставший самым любимым учеником Чайковского. Сводить концы с концами Чайковскому помогала богатая покровительница Надежда фон Мекк. Будучи обеспеченной вдовой, она боготворила композитора и ежегодно предоставляла ему субсидии в размере 6000 рублей.

Петр Чайковский

Именно после переезда в Москву начался настоящий подъем творческой карьеры Петра Ильича Чайковского и произошел существенный рост его как композитора. В это время он познакомился с композиторами-участниками творческого содружества «Могучая кучка». По совету Милия Балакирева, главы содружества, Чайковский в 1869 году создал увертюру-фантазию по мотивам произведения Шекспира «Ромео и Джульетта».

В 1873 году Петр Ильич написал другое свое знаменитое произведение – симфоническую фантазию «Буря», идею для которой ему подсказал авторитетный в те времена музыкальный критик Владимир Стасов. Примерно тогда же Чайковский снова стал путешествовать, набираясь за рубежом вдохновения и используя запечатленные в памяти образы для формирования основы последующих своих творений.

Читайте так же:  Какой налог при продаже квартиры для нерезидентов

В 1870-ые годы композитор написал такие произведения, как балет «Лебединое озеро», опера «Опричник», Концерт для фортепиано с оркестром, Вторая и Третья симфонии, фантазия «Франческа да Римини», опера «Евгений Онегин», фортепианный цикл «Времена года» и многие другие. В 1880-1890-ые годы Петр Чайковский еще чаще, чем ранее, ездил за границу, причем в подавляющем большинстве случаев – в рамках концертных поездок.

Во время таких поездок музыкант познакомился и подружился со многими музыкантами из Западной Европы: Густавом Малером, Артуром Никишем, Эдвардом Григом, Антонином Дворжаком и другими. Сам композитор во время концертов выступал как дирижер. В начале 1890-ых годов Чайковскому даже удалось побывать в США. Там его ждал ошеломляющий успех во время концерта, где Петр Ильич дирижировал свои же произведения. Написанные в пору творческой зрелости, они уже ни у кого не вызывали сомнений в таланте композитора.

Последние годы перед своей кончиной Чайковский провел в окрестностях городка Клин под Москвой. Там же он договорился об открытии школы, недовольный качеством жизни местных крестьян, и жертвовал деньги на ее содержание. В 1885 году он помогал клиновцам бороться с пожаром, из-за которого в городе сгорело несколько десятков домов.

В этот период своей жизни композитор написал балет «Щелкунчик», оперу «Пиковая дама», увертюру «Гамлет», оперу «Иоланта», Пятую симфонию. Тогда же было подтверждено международное признание таланта Петра Ильича: в 1892 году его избрали членом-корреспондентом Академии изящных искусств в Париже, а в 1893 году – почетным доктором университета в Кембридже.

Чайковский скончался 6 ноября 1893 года от холеры. Его отпевали в Казанском соборе, а похоронили в Некрополе мастеров искусств.

Сохранилось немало фото, где Петр Чайковский запечатлен в более чем благопристойном виде со своими друзьями-мужчинами. Ориентация композитора еще при его жизни становилась предметом для пересудов: некоторые обвиняли музыканта в том, что он гомосексуалист. Предполагалось, что его мужчины (мужчины, к которым он испытывал платоническую привязанность) — это Иосиф Котек, Владимир Давыдов и даже братья Алексей и Михаил Сафроновы.

Петр Чайковский с Иосифом Котеком (слева) и Владимиром Давыдовым (справа)

Сложно судить, есть ли доподлинные доказательства того, что композитор любил мужчин. Его связи с упомянутыми выше личностями вполне могли быть и просто дружескими. Как бы то ни было, женщины в судьбе Чайковского тоже были, хотя некоторые исследователи утверждают, что так композитор пытался скрыть, что он гей.

Петр Чайковский с женой Антониной Милюковой

Так, несостоявшейся женой Петра Ильича стала молодая французская примадонна Арто Дезире, которая предпочла ему испанца Мариана Падилью. А в 1877 году его официальной женой стала Антонина Милюкова, которая была младше новоиспеченного супруга на восемь лет. Впрочем, этот брак продлился всего несколько недель, хотя официально Антонина и Петр так и не развелись.

Стоит напомнить и о его связи с Надеждой фон Мекк, которая преклонялась перед талантом композитора и долгие годы поддерживала его материально.

Пётр Ильич Чайковский

Пётр Ильич Чайковский: биография

Чайковский Пётр Ильич – российский композитор, журналист, дирижёр, культурный деятель. О том, кем был Чайковский можно говорить очень долго. Но прославился он, в первую очередь, как один из самых великих композиторов за всю историю. Чайковский является автором более 85 произведений, из них около 10 опер и 3 балета. Пётр Чайковский предоставил своим потомкам величайшее музыкальное достояние, которое представляет невероятно важный вклад не только в музыкальную, но и в общественную культуру.

Детство и юность Чайковского

Знаменитый композитор был рождён в 1840 году, 25 апреля. Местом рождения Чайковского стал город Воткинск, располагающийся в Удмуртии. Папа композитора – Илья Петрович Чайковский – находился в должности руководителя завода, успешным исследователем. Чайковский был наследником одного из самых знаменитых родов на Украине. Предки отца были из казаков, а предки мамы – французы. Как говорил сам Чайковский, в семье любили музыку, даже устраивали небольшие домашние концерты. Но талантов к музыке никто из домашних особо не проявлял. Разве что мать Петра прилично играла на фортепиано и неплохо пела. Чайковский с детства был окружён музыкой. Помимо музыкальных концертов, которые проходили у них дома, Чайковский каждый день слушал мелодичные песни крестьян, идущих домой после работы.

Уже в 5 лет Пётр стал проявлять первые свою восприимчивость к музыкальной деятельности. В этом возрасте он уже научился играть на музыкальных инструментах, умел читать ноты. Композитор особенно любил записывать свои ощущения, которые он испытывал от прослушивания музыкальных произведений. Когда Петру было 10 лет, семья Чайковских перебралась в город Алапаевск. Не прожив там и полугода, Чайковские отправились в Петербург. Мать и отец отправили учиться Петра в престижное учебное заведение – Училище правоведения. Пётру нужно было провести около двух лет заграницей, так как учиться принимали только с 12 лет. Он был сильно огорчён расставанием с матерью, но выдержал и приехал в Петербург поступать учиться.

Сразу после приёма в училище Чайковский стал проявлять большую заинтересованность к музыке. В академии регулярно проводились факультативы, которые он не пропускал. Преподаватели знали его ка хорошего импровизатора и парня, который неплохо владел навыками игры на пианино. В возрасте 15 лет Пётр всерьёз занялся музыкой, стал подготавливаться у прославленного учителя Л. Пиччоли, потом у Чайковского появился другой преподаватель – Рудольф Кюндигер. В 1859 году Пётр оканчивает Училище и устраивается на работу в Министерство юстиции. Когда появляется свободная минутка, композитор посещает оперы и постановки, особенно его интересовали пьесы Глинки и Моцарта.

Карьера в музыке

Работа в Министерстве не прельщала Чайковского, карьера чиновника никак не ввязывалась в его планы. В 1861 году Пётр поступает на курсы в Русское общество музыки, которое в будущем преобразовалось в консерваторию северной столицы. Он был первым учеников консерватории по классу композиции.

Сначала Чайковский совмещал работу и музыку, но затем преподаватели настояли, чтобы он отказался от карьеры чиновника и полностью посвятил себя культуре. Через четыре года Пётр Чайковский окончил консерваторию хорошистом. Примерно в это же время он заканчивает свои первые произведения: вступление к театральному спектаклю «Гроза» Островского, стихотворение на оду «К радости» и ещё несколько маленьких вступлений.
В 1866 году известному композитору предложили должность профессора одной из московских консерваторий. Учреждение только открывалось, руководителем её был Н. Г. Рубенштейн, брат одного из учителей консерватории Петербурга. 12 лет он успешно проводил занятия теории и гармонии. Тем временем, композитор написал «Руководство к изучению гармонии».

Творчество и личная жизнь

За время преподавания в консерватории у композитора произошло много событий. В 1868 году Чайковский первый раз выступил в качестве критика и пообщался с членами небезызвестной «Могучей кучки». У Чайковского были собственные взгляды на музыку, которые отличались от убеждений петербургских композиторов, однако это не помешало им найти общий язык. По их настоянию, Чайковский пишет увертюру к «Ромео и Джульетте», а также симфонию «Буря».

С 1872 по 1877 годы у Чайковского был период творческого поиска. Этот период жизни был довольно благотворным в плане музыки. Он написал в этот момент несколько произведений: «Опричник», «Кузнец Вакула» Одно из известнейших его работ также была создана в то время – балет «Лебединое озеро». Наконец, в 1875 году был закончен фортепианный цикл «Времена Года», который сегодня считается одним из величайших достижений композитора. Работа над ним заняла 3 года, а инициатором и идейным вдохновителем «Времен» стал журналист «Нувеллиста» Н. Бернард.

В 1877 году композитор принимает решение жениться на ученице музыкального учреждения Антонине Милюковой. Сам Пётр говорил, что женился он только для того, чтобы перестали говорить о его гомосексуальности. Но правда такова, что именно из-за этого его «увлечения» брак распался. Они недолго прожили вместе, но по определённым причинам официально не развелись до конца жизни.

Спустя год композитор бросил консерваторию и переехал за границу. В то самое время морально и материально композитору сильно помогла Надежда Фон Мекк. Он вёл переписку с ней на тот момент уже несколько лет. Он посвятил Надежде одно своё произведение – «Четвёртая симфония».

Весной 1881 года композитор обратился к Александру III с одолжением о займе в размере трёх тысяч рублей. Однако письмо он направил не самому государю, а одному из его ближайших подчинённых Победоносцеву, объясняя это тем, что он один из немногих, которого Пётр знал лично. Чайковский писал, что эта сумма позволит ему выплатить все долги и обрести душевное спокойствие. Император принял решение подарить композитору три тысячи рублей, за что Чайковский был ему сильно благодарен и не раз писал о благородности государя.

В 1885 году Пётр Ильич обретает популярность и славу не только в России, но и заграницей. В это самое время он стал позиционировать себя не только композитором, но и дирижёром. Играя в качестве дирижёра, он познакомился со многими известными людьми, среди которых Эдвард Григ, Артур Никиш, Густав Малер и др.

В 1891 году он выступает в США. Выступление проходило в Нью-Йорке и Филадельфии, и всё получилось на высшем уровне. Пётр Ильич даже выступал со своими музыкантами на церемонии открытия знаменитого Карнеги-Холла. Последний раз в роли дирижёра Пётр Ильич выступил в Петербурге за несколько недель до того, как он скончался.

Читайте так же:  Где оформить ветеран труда в краснодаре

Смерть великого композитора

В конце октября 1893 года Чайковский, отлично себя чувствуя, пошёл в один из ресторанов северной столицы. Был он там довольно долго, вышел из ресторана около трёх часов ночи. Во время пребывания в ресторане, он попросил стакан воды. Несмотря на то, что в городе ходила эпидемия холеры, воду ему не вскипятили. На следующий день композитору стало плохо и был вынужден позвать доктора. Врач поставил диагноз холеры. Промучившись несколько дней, Пётр Чайковский скончался 6 ноября.

Похороны были возложены на дирекцию Императорских театров, что в истории является единственным случаем. Это лишний раз доказывает величие композитора. Похороны проходили 9 ноября 1893 года. Все затраты на вынос и погребение Чайковского взял на себя сам император Александр III. На похоронах присутствовало много известных людей. Похоронили величайшего композитора и дирижёра в Некрополе мастеров искусств в Александро-Невской лавре.

Наследством Вишневской и Ростроповича занялся суд

Дочери знаменитой супружеской пары – Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской – с помощью Фемиды вынуждены оформлять в собственность имущество знаменитых родителей.

Ольга и Елена Ростропович обратились в суд с заявлением установить место открытия их наследства.

На днях Тверской суд столицы удовлетворил иск 57-летней Ольги Ростропович и 55-летней Елены Ростропович, в котором дочери знаменитых музыкантов просили установить местом открытия наследства дом в Газетном переулке. Там располагаются две квартиры, доставшиеся сестрам Ростропович по завещанию, оставленному покойной Галиной Вишневской.

Это значит, что наследницы в ближайшее время смогут оформить в собственность у нотариуса все семейное имущество – квартиры на Остоженке и в Газетном, квартиру в Париже, дом в Петербурге и дом в Жуковке, в котором скончалась оперная дива.

А также коллекции предметов искусства, собранные Мстиславом Ростроповичем: картины, архивы и письма российских классиков — Чайковского и Римского-Корсакова.

Вопрос установления места открытия наследства отнюдь не маловажный. Откажи суд в иске сестер Ростропович, им пришлось бы оформлять имущество не в столице, а Санкт-Петербурге или в Пушкинском районе Московской области, где в последнее время проживала Галина Вишневская. Так как по закону местом открытия наследства является постоянное место жительство наследодателя.

По словам Ольги и Елены, продавать они ничего не собираются, а планируют создать центр культурно-исторического наследия их семьи.

В настоящее время Ольга Ростропович возглавляет музыкальный фонд помощи молодым дарованиям имени знаменитого отца, а Елена Ростропович руководит медицинским фондом «Вишневская — Ростропович».

Напомним, знаменитая оперная певица Галина Вишневская скончалась в декабре прошлого года в возрасте 86 лет, пережив мужа, Мстислава Ростроповича, на 5,5 лет — 80-летний виолончелист умер в апреле 2007-го.

Жизнь и творчество русского композитора

Вас. Яковлев. «Чайковский — критик»

Четверть с небольшим века отдал П. И. Чайковский своему высшему призванию — музыкальному творчеству. Это творчество, создавшее непреходящую славу ему, русскому искусству и русской культуре, питалось многообразными источниками. При беспредельной восприимчивости ко всем явлениям жизни, природы, искусства, литературы у Чайковского была непреодолимая потребность высказывания и в других формах, помимо музыки. Устная, живая беседа не всегда, но очень часто столь же привлекала его, как и общение путем переписки (более для него желательное); везде проявлялась насыщенность впечатлениями самого разнообразного содержания, повсюду сказывалась непрерывная работа мысли, чувства, воображения.

Ранняя критическая деятельность Чайковского принадлежала также к одной из форм высказываний, в которых он постоянно ощущал необходимость. Принято было считать, что критическая деятельность Чайковского осталась лишь незначительным эпизодом в его личной и музыкально-общественной жизни,— на самом деле это не совсем так. По кратковременности периода его выступлений в печати с таким определением согласиться возможно, но для самого композитора и для истории русской музыкальной культуры, в частности московской, проведенная им литературная работа отнюдь не прошла бесследно. Надеемся в дальнейшем выяснить, насколько справедливо наше суждение.

Известно, что Чайковский появился в качестве обозревателя музыкальной жизни Москвы по временному поводу: ввиду отъезда в 1871 году критика Г. А. Лароша в Петербург понадобилась замена его (в московской газете «Современная летопись») не менее компетентным автором. Чайковский до того уже написал две статьи; ярким содержанием, боевым тоном и литературной формой они обратили на себя внимание музыкантов и читателей не только в Москве, но и в Петербурге, тем более что были вызваны заметными фактами в области музыкальной жизни северной столицы.

Чайковский получает предложение постоянно вести музыкально-критический отдел в другом московском органе печати — «Русских ведомостях», тогда еще только завоевывающем себе прочное положение в среде относительно более прогрессивной части читателей. С осени 1872 года он начинает свою планомерную работу в названной газете и выполняет ее в течение трех лет. После некоторого перерыва, когда он перестает участвовать в печати в качестве постоянного сотрудника, корреспонденциями из Байрейта (Бавария) о вагнеровских спектаклях (1876 год) заканчивается публицистическая деятельность композитора.

В одном из своих «объяснений с читателем» Чайковский рассказывает, что принялся он за новое дело «с неподдельным увлечением», полагав «приносить пользу своим согражданам, содействуя их музыкально-эстетическому развитию».

Чувство ответственности, понимание задач музыкально-просветительской деятельности, стремление установить путем живого слова непосредственные связи с любительскими массами в области дорогого ему искусства руководили композитором в процессе его критической работы — об этом убедительно говорят воодушевленно написанные страницы шестидесяти статей, сохранившихся в литературном наследстве П. И. Чайковского.

Достаточно известны широкие интересы Чайковского, относящиеся ко всему, что касается художественной и научной литературы, театра и отчасти изобразительных искусств; не только любить искусство, но и понимать его, разобраться в его смысле, установить его место в житейской действительности — таковы были тяготения умственной жизни П. И. с ранних лет. В годы пребывания в училище правоведения, несмотря на сравнительно невысокий уровень учебного и всего внутреннего быта учреждения, он не мог, по своим склонностям, заглушить в себе культурные запросы, что особенно заметно в последние годы пребывания в училище; доказательством этому в некоторой мере служит его участие в инициативной группе учащихся по созданию и ведению литературного журнала.

К сожалению, мы не располагаем достаточно конкретными данными о круге чтения Чайковского в годы, когда он, оторвавшись от семьи и ее влияния и находясь в школе замкнутого типа, начал расширять свой кругозор, в частности впервые знакомиться с произведениями классической художественной литературы и статьями, раскрывающими ее значение. Однако, если вспомним, какую жажду разнообразных познаний он проявлял в зрелую пору и до конца своей жизни, то можем с уверенностью предположить ту же способность поглощать огромное количество книг и журналов в молодые годы, когда никто особенно не занимался наблюдениями над его вкусами и привычками; по коренным же свойствам своей природы, Чайковский естественно должен был стремиться «в просвещении стать с веком наравне».

Пётр Чайковский и Надежда фон Мекк. Любовное наваждение.

«Без любви жить нельзя — даже если тебе 44 года, у тебя 11 детей и на твоих плечах лежит огромное хозяйство: дома и имения, заводы и частные железные дороги. Покойный муж Надежды Филаретовны фон Мекк оставил ей огромное наследство, и она управляла им твердой рукой. Железные дороги работали как и прежде, заводы и имения приносили прибыль, банковские счета и пакеты акций прирастали, а Надежда Филаретовна смертельно скучала, радость ей приносила только музыка…

Она жила музыкой, его жизнь и была музыкой


Она не любила Петербург, предпочитала ему Москву. Особняк на Рождественском бульваре, бывшая городская усадьба Фонвизиных, был огромен, как дворец, — в нем удобно размещались и она, и дети, и вся ее небольшая свита из управляющих, секретарей и музыкантов. Надежда Филаретовна жила музыкой — та заменяла ей любовь, которой она никогда не знала. Ее отец рано овдовел: довольно богатый человек, скрипач-виртуоз, он сам занимался воспитанием дочери, часто брал ее с собой в путешествия по Европе — еще маленькой она привыкла к незнакомым городам, поездам и гостиницам. С тех пор у Надежды Филаретовны и появилась охота к перемене мест, не дававшая ей покоя вплоть до глубокой старости.

Надежда Филаретовна фон Мекк жила музыкой —
та заменяла любовь, которой она никогда не знала

Филарет Фроловский рано выдал замуж любимую дочь — ей только-только исполнилось 17. Муж, Карл фон Мекк, обрусевший немец из остзейских баронов, был недурен собой, мягок, занимал неплохую должность в путевом ведомстве — но ей хотелось большего.

Николай Карлович фон Мекк, с портрета работы Бориса Кустодиева.

Петр Ильич Чайковский. 1863-1864 годы.

Что за радость сидеть в присутствии с десяти до шести, жить на оклад в 1500 рублей в год и тянуть эту жизнь вплоть до пенсии? Россия менялась, строились заводы, прокладывались новые железные дороги — энергичный и знающий дело человек за несколько лет мог сколотить огромное состояние. Муж Надежды Филаретовны был толковым специалистом, а вот энергии ему недоставало — ну да не беда, это могла возместить ее воля… Карл фон Мекк подал в отставку и пустился в коммерческие обороты, а за его спиной стояла она. Им везло: он создал Московско-Рязанскую линию, железные дороги до Киева и Курска и стал их владельцем. Теперь его считали одним из самых богатых людей страны: семейство фон Мекк взяло в свои руки взяло в свои руки монополию на перевозку зерна из южных, хлебородных губерний.

Читайте так же:  Приказ о тарификации в техникуме

Её боготворил даже муж

Карл фон Мекк с трудом привыкал к своей новой роли, он боготворил заставившую eго вступить на этот путь жену. Надежде Филаретовне ни в чем не было отказа: драгоценности и платья, ее любимые зарубежные поездки в личном, украшенном фамильным гербом вагоне, жизнь в лучших гостиницах. Жена железнодорожного короля вела хозяйство, рожала детей и тут же передавала их кормилицам, няням и воспитательницам, чтобы заботливо приглядывать за семейным бизнесом — она не слишком доверяла способностям Карла. Потом он скоропостижно умер, и баронесса осталась одна.

Прошло несколько лет, дети подрастали, состояние увеличивалось. С каждым прожитым годом сильнее становилась тоска: мужа она не любила, но была ему верна, другой мужчина в ее жизни так и не появился. И вот ей уже под пятьдесят, красота проходит, впереди всего несколько лет, за ними отвратительным призраком встает старость. Надо смотреть правде в глаза — все ушло, ей никогда не встретить своего человека… Каждый избывает беду по-своему — Надежда Филаретовна делала это за роялем.

Она нежно любила, тонко чувствовала музыку, великолепно владела инструментом. Играя, баронесса уносилась в другой мир и вставала из-за рояля просветленной. Около нее постоянно кормился какой-нибудь талантливый музыкант, выполнявший доходные и необременительные обязанности. В 1876-м году им был Иосиф Котек, у него-то Надежда Филаретовна и принялась выспрашивать о преподавателе Московской консерватории Петре Чайковском: его симфоническая фантазия «Буря» произвела на нее огромное впечатление.

Кто он? Из какой семьи? Богат или беден?

Знакомство с Петром Чайковским

Котек подробно ей отвечает, но Надежде Филаретовне не нравятся звучащие в его голосе нотки. Котек обстоятелен, но ей кажется, что он что-то недоговаривает.

Чайковский преподает в консерватории. Он холост и небогат, его отец, горный инженер, больших денег не выслужил, запутался в делах и сейчас живет на иждивении детей. У Чайковского четверо братьев: Ипполит и Николай прочно стоят на ногах, а Модест и Анатолий вытягивают деньги из композитора. Чайковский непрактичен и непредусмотрителен, у него большие долги. Он болезненно застенчив, кланяться публике выходит па подкашивающихся ногах, тушуется в обществе, стесняется женщин. Странный человек и при том очень милый: робкий, восторженный, увлекающийся. Ему надо писать, по времени на это остается все меньше — его отбирают преподавание в консерватории и зарабатывание денег… Зилоти и Чайковский Петр Ильич (открытка)
Дурные люди говорят об оргиях мужеложцев, о том, что к ним имел отношение друг Чайковского, знаменитый пианист и дирижер, создатель Московской консерватории Николай Рубинштейн. К тайному клану развратников якобы причастен и член императорской фамилии, племянник государя, великий князь Константин Романов — он талантливый поэт, пианист-любитель и ценитель муз, Чайковский пользуется его покровительством…

Надежда Филаретовна боится додумать эту мысль до конца, но волей-неволей к ней возвращается. Чайковский всю жизнь чурается женщин, сразу после брака жена стала вызывать у него непреодолимое физическое отвращение — не после того ли, как она попыталась осуществить свои супружеские права? Зато к детям и юношам, глухонемому мальчику Коле, которого воспитывает его брат, своему племяннику Бобу, Владимиру Давыдову, он необыкновенно нежен…

Лебединой песней Чайковского стала Шестая — «Патетическая». Симфония была посвящена Володе (Бобу) Давыдову (племяннику)

Надежда Филаретовна давно собиралась сделать так, чтобы ее союз с Чайковским получил продолжение, был скреплен кровью. И она выдает своего сына Николая за его племянницу Анну Давыдову: в их детях сольется вместе кровь Чайковских и фон Мекк, и ее духовный брак получит продолжение во внуках.Баронесса фон Мекк начинает подозревать, что много лет подряд смыслом ее жизни был человек, которого она неверно придумала. Это настоящий крах — но, может быть, все не так страшно, как ей начинает казаться?

Надежда Филаретовна выдала своего сына за племянницу
Чайковского, надеясь, что этот союз сблизит ее с
композитором. На фото: Николай фон Мекк с женой Анной

Она на многое надеялась, верила, что все будет хорошо, — но действительность оказалась совсем другой. Чайковского ее проект заинтересовал мало. Внимания на замужество племянницы он почти не обратил, и баронесса стала думать, что ее кумир к тому же и эгоист. Это было не самое приятное открытие — но куда худшим стало то, что Анна оказалась сущей ведьмой, мгновенно подмявшей под себя ее добродушного и безвольного сына.
Письма Надежды Филаретовны к Чайковскому наполнились жалобами на то, что она заполучила в невестки хищницу, — но ее адресат реагировал на это вяло. Другие зятья и невестки были не лучше: Левис-оф-Менар развратник и мот, князь Ширинский авантюрист — беда в том, что ее Милочка влюблена в него по уши… И в завершение неприятностей Юлия, которую Надежда Филаретовна растила для себя, в 35 лет влюбилась в ее секретаря Владислава Пахульского и вышла за него замуж. Жизнь разваливалась на глазах, одновременно с этим таяло и ее состояние.

Она сопротивлялась разорению, как могла: продала огромное имение в Браилове, а на вырученные деньги купила усадьбу в Плещееве, дом в Ницце и замок Людовика XIII Бель Эр в Индр Э Луар. Надежда Филаретовна старела и теряла хватку, а окружающая жизнь менялась, и она не могла к этому приспособиться. Ей стало казаться, что от нее навсегда ушла удача. Баронесса все чаще ловила себя на том, что начинает ненавидеть Чайковского.

Чайковский в 1874 году.

И она отправила Чайковскому сухое письмо. Сообщила, что, по обстоятельствам, от нее не зависящим, вынуждена прекратить субсидию, а потом оборвала переписку. Чайковский пытался восстановить отношения, писал ее зятю Пахульскому, что он всегда относился к Надежде Филаретовне, как к идеальному человеку, полубогине, что ее решение унизило его, как ничто иное… Но она была непреклонна. Баронесса фон Мекк навсегда оставила Россию — свой век она доживала в Ницце, рядом с молодыми прожигателями жизни и теми, кто, подобно ей, стал собственной тенью, вышел в тираж. Там она и узнала о смерти Чайковского. Теперь она чувствовала себя старухой. Почти разоренная, не знающая, как быть с отбившимися от рук, пускающими на ветер остатки состояния детьми, — а за горизонтом, в большом мире, процветал Он, удачливый и самодовольный, знаменитый, обласканный двором, прессой и публикой. Чужой — но при этом живущий на ее деньги.

Надежда Филаретовна часто думала о том, как это случилось. Во время эпидемии холеры он выпил стакан некипяченой воды в ресторане, заразился и умер — какая ужасная, трагическая небрежность! Но она знала, что перед этим в обществе ходили слухи о непозволительных связях Чайковского, что назревал связанный с ним скандал, и поговаривали даже о суде чести, а то и об уголовном суде. Так не было ли это самоубийством? Возможно, он, так и не сумевший избавиться от своей застенчивости, побоялся грязного шума, которым могла бы сопровождаться его смерть? Вдруг Чайковский решил уйти тихо, через черный ход? Да и был ли он на самом деле, этот стакан некипяченой воды? Ведь во время похорон Чайковский лежал в открытом гробу, и прощавшиеся целовали его в губы — это покойника-то, скончавшегося от холеры! Так, может, его погубила не холера, а яд?

Баронесса шла по залитой солнцем нарядной улице мимо беззаботно фланирующей публики и думала о том, кем был покойный и чем для него стала она. Она не знала, что последними словами находившегося в предсмертной агонии Чайковского было ее имя.

Чайковского она пережила только на три месяца.»


http://www.muz-urok.ru/chaykovskiy_foto.htm

Сочинять-то зачем? Н.Ф. не могла ходить после смерти Чайковского под зонтиком, она давно была тяжело больна. И кто сказал, что она не знала любви до Чайковского? У нее была своя история любви. Без комментариев. Рассказ Нагибина гораздо прекраснее, чем эта статья с претензией удовлетворить любопытство мало читающих, но любящих сплетни людей. Извините,если кого обидела.

Уважаемая Людмила. Статья абсолютно справедливая и точная в отношении фактов. Рассказ Нагибина — это рассказ. Почитайте переписку. С наилучшими пожеланиями, Евгения

Прекрасно изложено и психологически трогательно, пробило до сез. Две жизни двух сильных личностей и какой нелепый конец. Спасибо.

Это Нагибин.Когда погас фейверк.Маленькая повесть.Читайте классику и от России до Британии не будет тупых вопросов.

Причем здесь Нагибин?! «Когда погас…»-художественное произведение, а эта статья публицистическая.Факты же известны

О Чайковском прочла прекрасную книгу Баланчина и Волкова. А в Ленинградской Филармонии симфонии Чайковского слушала много десятков раз с самыми лучшими дирижерами и оркестрами. И всю музыку Чайковского слушала и знаю хорошо. И каой бы он ни был «голубой» или красный — нет второго такого композитора. Всем понятен и всеми любим.

Спасибо автору за чудную статью про взаимоотношения Чайковского и Надежды фон Мекк. Подчерпнула много интересного.

А перед каждым концертом сидела в библиотеке Филармонии и читала «Переписку Чайковского с фон Мекк.

Здравствуйте! Простите пожалуйста, могу ли я связаться с автором статьи? Один британский переводчик занимается Чайковским много лет, у него есть вопросы. Благодарю

к сожалению статья была написана очень давно, и связаться с автором нет возможности