Статья 85 НК РФ. Обязанности органов, учреждений, организаций и должностных лиц сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом организаций и физических лиц

Комментарии к статье

В отношении какого имущества нотариус должен передать в налоговый орган сведения о выдаче свидетельств на наследство?

По п 6 ст 85 НК РФ нотариусы, ведущие частную практику, имеют обязанности перед Налоговой службой (НС). Они должны передавать туда сведения. В частности, касающиеся выдачи ими свидетельств о наследственных правах.

Такие сведения подаются нотариусами по месту их жительства не позднее 5 дней со дня удостоверения ими свидетельств о наследстве.

П 10 ст 85 НК РФ допускает как бумажную, так и электронную форму передачи сведений. Заполняются формы в порядке, предусмотренном ФНС России.

На сегодняшний день утверждена форма, касающаяся только сведений о выдаче свидетельств о наследовании недвижимого имущество и транспортных средств. Поэтому, ведущие частную практику нотариусы, должны предоставлять в НС сведения о правах на объекты недвижимого имущества и на автомобили.

Вопрос об обязанности нотариусов информировать налоговый орган о наследовании гражданами других видов имущества остается открытым. Так как в законе нет перечисления его видов.

Некоторые нотариусы передают в налоговую сведения, касающиеся любого наследование. Федеральная налоговая служба не считает это необходимым, что и доводит до сведения нотариусов в письме от 12 ноября 2014 г. N СА-4-14/23364.

Позиция ФНС такова, что предоставлять информацию, касающуюся выдачи свидетельств о наследственных правах, нотариусы должны только в отношении:

  • прав на недвижимость;
  • прав на транспортное средство.

Когда должен сообщить в налоговую службу о наличии у него имущества гражданин, купивший квартиру и автомобиль в начале 2015 года?

У гражданина, купившего квартиру и машину, по закону возникают обязанности уплачивать налог на имущество (НИФЛ) и транспортный налог.

По п 4 ст 85 НК РФ эти налоги рассчитываются по сведениям и данным, которые предоставляются в Налоговую службу органами, осуществляющими регистрацию объектов (квартиры и автомобиля).

Сумму налога нужно уплатить в течение месяца с момента получения уведомления.

Налоговый период по исчислению транспортного налога и налога на имущество физ. лиц одинаков — равен календарному году. Плата производится в следующем налоговом периоде. Поэтому, если имущество было куплено в 2015 году, то уведомления об оплате налога за него гражданин получит уже в 2016 году.

Получается, что специально сообщать в налоговую службу о покупке имущества гражданин не обязан — налоговая служба узнаёт об этом от должностных лиц регистрирующих органов.

Однако может случится, что налоговое уведомление в 2016 году гражданин не получит. Это будет значить, что по каким-то причинам Налоговая инспекция не узнала о наличии у него имущество и о возникновении соответствующей обязанности платить налоги.

Не получив налоговые уведомления, при наличии объектов налогообложения, гражданин обязан сообщить о своем имуществе в налоговый орган по месту жительства.

Такое сообщение делается по утвержденной приказом ФНС форме. Поправки о необходимости сообщения были внесены в Налоговый кодекс не так давно — с 1 января 2015 года.

Итак, гражданин, купивший квартиру и машину в 2015 г. и не получивший платёжный документ в течение 2016 г., обязан сообщить в налоговый орган о своём имуществе до 31 декабря 2016 года.

Нотариус в налоговом кодексе

Нотариальные действия, осуществлявшиеся нотариусами, занимающимися частной практикой, до вступления в силу подпункта 15.1 пункта 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ ввиду возникающих сомнений в возможности отнесения нотариальных действий к работе или услуге в том значении, в каком указанные понятия для целей налогообложения содержатся в Налоговом кодексе РФ, не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость.

Такой вывод можно сделать на основании того, что результатом нотариальных действий являются юридические последствия, возникающие в силу оформленного нотариального акта после совершения нотариального действия.

Поэтому возникают сомнения в возможности отнесения нотариальных действий к работе или услуге, в том значении, в каком указанные понятия для целей налогообложения, содержатся в Налоговом кодексе Российской Федерации.

В силу п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщиков.

Исходя из вышеизложенного следует, что нотариальные действия, осуществлявшиеся нотариусами, занимающимися частной практикой до 1 января 2006 г., не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость.

Кроме того, в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 22 июля 2005 г. «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» с 1 января 2006 г. вступил в силу подпункт 15.1 пункта 3 ст. 149 НК РФ, согласно которому совершение нотариусами, занимающимися частной практикой нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость.

Консультант пульс

всегда в курсе событий

Налоговый учет расходов на нотариуса и аудитора

Оплачиваем услуги нотариуса правильно

Размер госпошлины за совершение нотариальных действий определен пунктом 1 статьи 333.24 Налогового кодекса .

Размер нотариального тарифа установлен статьей 22.1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате ( утв. постановлением Верховного Совета РФ от 11 февраля 1993 г. № 4462-1 ).

Важный момент. Если государственный или частный нотариус взимает плату за совершение действий свыше установленных тарифов (и в том или ином виде это фигурирует в платежных документов), принять «сверхнорматив» в расходы не получится. Основание – пункт 39 статьи 270 Налогового кодекса . На это указывали и финансисты в письме Минфина России от 30 мая 2012 г. № 03-03-06/2/69 .

Однако нотариус может не повышать тариф, а взимать дополнительную плату за услуги технического и правового характера. Ее сумму ничего не мешает учесть в составе расходов по подпунктам 14 и 15 статьи 264 Налогового кодекса ( письмо Минфина России от 26 августа 2013 г. № 03-03-06/2/34843 , постановление ФАС Московского округа от 18 июля 2013 г. № А40-54007/12-91-301 ).

Обратите внимание: оплата технико-правовых услуг в платежном документе должна быть выделена отдельной строкой ( письмо УФНС России по г. Москве от 27 сентября 2011 г. № 16-15/[email protected] ).

Провели аудит: по какой статье признать затраты?

Аудит – это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности в целях выражения мнения об ее достоверности. Об этом говорит пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» .

Компания может учесть расходы по проведению аудиторских проверок на основании подпункта 17 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса .

Аудит может быть обязательным и добровольным. Причем затраты на проведение обоих видов можно списать в налоговые расходы. По вопросу признания сумм на проведение добровольного аудита существуют письма Минфина России от 6 июня 2006 г. № 03-11-04/3/282 и от 26 января 2006 г. № 03-03-04/2/17 , а также постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 3 мая 2005 г. № Ф08-1643/2005-689А .

Сегодня уже достаточно ясно обозначилась тенденция к сближению российских и международных стандартов бухгалтерского учета . Все больше компаний вынужденно или по собственной инициативе применяют МСФО.

Возникает вопрос: могут ли фирмы, которые не обязаны применять международные стандарты, учитывать расходы на подготовку и аудит отчетности по МСФО при расчете налога на прибыль?

По нашему мнению, да, могут.

Однако в расчет налоговой базы эти затраты безопаснее включать по подпункту 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса (другие расходы, связанные с производством и реализацией). При этом расходы должны быть документально подтверждены и экономически обоснованны ( ст. 252 НК РФ ).

Отметим, что раньше финансисты указывали, что затраты на проведение аудита отчетности по МСФО могут быть признаны в расходах только тех организаций, которые обязаны применять соответствующие стандарты (составлять отчетность по МСФО). Такое мнение было выражено в письме ведомства от 18 апреля 2006 г. № 03-03-04/1/357 .

Пару слов скажем и о таком явлении как внутренний аудит. Расходы на его проведение, а также на содержание соответствующей службы можно признать по подпункту 17 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса в полном объеме. Разумеется, они также должны соответствовать критериями статьи 252 Налогового кодекса .

О привлечении частных нотариусов к уголовной ответственности за уклонение от уплаты НДС


О привлечении частных нотариусов к уголовной ответственности за уклонение от уплаты НДС

И.Н. Соловьев,
начальник уголовно-правового управления Правового департамента МВД России, к.ю.н.

В.Г. Волков,
главный эксперт Правового департамента МВД России

В ходе реформирования уголовного законодательства, предусматривающего ответственность налогоплательщиков за совершение налоговых преступлений, у правоприменителей возникают вопросы, касающиеся как непосредственно уголовно-правовой квалификации составов налоговых преступлений, так и определения круга субъектов, привлечение которых к уголовной ответственности возможно в соответствии с действующим законодательством.

Одной из категорий налогоплательщиков, налоговый статус которых до настоящего времени четко не определен, являются частные нотариусы.

Согласно п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) под индивидуальными предпринимателями понимаются:

а) физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

б) частные нотариусы;

в) адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты.

Возникает вопрос: можно ли для целей налогообложения приравнивать частного нотариуса к индивидуальному предпринимателю без образования юридического лица (далее — ПБОЮЛ)?

Попробуем разобраться в данной ситуации на примере. Инспекцией МНС России по г. Н. была проведена проверка частного нотариуса Колосковой Н.С. по вопросам правильности начисления, удержания, уплаты и перечисления налога на доходы физических лиц за 2001-2002 годы, налога с продаж с 1 июля 2001 года по 31 декабря 2002 года, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2002 год.

Согласно акту выездной налоговой проверки и решению о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения частный нотариус Колоскова Н.С. уклонилась от уплаты налогов и сборов на сумму 215 914 руб. посредством непредставления деклараций по НДС и налогу с продаж.

В письменном возражении по акту выездной налоговой проверки частный нотариус Колоскова Н.С. указала на то, что не являлась индивидуальным предпринимателем и не была обязана уплачивать данные налоги.

По причине того что сумма уклонения от уплаты налогов превысила минимальный размер, установленный в примечании к ст. 198 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ), материал в отношении частного нотариуса Колосковой Н.С. был направлен в подразделение по налоговым преступлениям для изучения и принятия решения в соответствии со ст. 144 и 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ).

Однако сотрудником отдела по борьбе с налоговыми преступлениями было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с неопределенностью норм налогового законодательства, что могло повлечь неправильное применение закона. Таким образом, в возбуждении уголовного дела в отношении частного нотариуса Колосковой Н.С. было отказано по основаниям подпункта 2 п. 1 ст. 24 УПК РФ (за отсутствием в деянии состава преступления).

Рассмотрим позицию каждой из сторон более подробно.

Позиция налогового органа. Согласно акту выездной налоговой проверки частный нотариус Колоскова Н.С. не включила в налоговую базу для исчисления НДС суммы превышения между размером тарифа, взимавшегося частным нотариусом, и размером государственной пошлины, уплачивавшейся в соответствии с Законом РФ от 09.12.1991 N 2005-1 «О государственной пошлине» за аналогичные нотариальные действия, — в размере 895 528 руб., полученные за совершение нотариальных действий, плата за которые взималась по тарифам, определявшимся по соглашению с клиентами и превышавшим размер государственной пошлины.

По результатам проверки было принято решение привлечь частного нотариуса Колоскову Н.С. к налоговой ответственности, предусмотренной:

а) п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, неправомерного бездействия — в виде штрафа в размере 20 % от неуплаченных сумм НДС, налога с продаж, налога на доходы физических лиц, единого социального налога;

б) п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации — в виде штрафа в размере 30 % сумм НДС и налога с продаж, подлежавших уплате на основе этих деклараций, и 10 % сумм этих налогов, подлежавших уплате на основе этих деклараций, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.

Позиция налогоплательщика. В своих письменных возражениях по акту выездной налоговой проверки, представленных на основании подпункта 7 п. 1 ст. 21 и ст. 100 НК РФ, частный нотариус Колоскова Н.С. отметила, что она не согласна с выявленными фактами, отраженными в вышеуказанном документе.

Читайте так же:  То и осаго ленинский

По ее мнению, выводы, содержавшиеся в акте, являлись надуманными, бездоказательными, не соответствовавшими реальному положению вещей и противоречившими налоговому законодательству по следующим основаниям.

1. В ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1 (далее — Основы законодательства о нотариате) определено, что нотариальная деятельность не является предпринимательством или какой-либо иной, не запрещенной законом экономической деятельностью и не преследует цели извлечения прибыли. На должность нотариуса в Российской Федерации назначается в порядке, установленном ст. 2, 3 Основ законодательства о нотариате, гражданин Российской Федерации, получивший лицензию на право нотариальной деятельности.

Нотариальные действия совершаются в Российской Федерации в соответствии с Основами законодательства о нотариате. Законодательством Российской Федерации установлено, что нотариусы обладают при совершении нотариальных действий равными правами и несут одинаковые обязанности независимо от того, работают они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой. Оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу.

2. Деятельность занимающихся частной практикой нотариусов, которые на профессиональной основе обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, является особой юридической деятельностью, которая осуществляется от имени государства, что гарантирует доказательственную силу и публичное признание нотариально оформленных документов и предопределяет специальный публично-правовой статус нотариусов.

Взаимоотношения нотариуса и лиц, обратившихся за совершением нотариального действия, имеют не договорную, а публично-правовую основу.

Согласно ст. 22 Основ законодательства о нотариате (в редакции, действовавшей до 01.01.2005) за совершение нотариальных действий, составление проектов документов, выдачу копий (дубликатов) документов и выполнение технической работы нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, взимает государственную пошлину по ставкам, установленным Законом РФ «О государственной пошлине». За выполнение вышеуказанных действий нотариус, занимающийся частной практикой, взимает плату по тарифам, соответствующим размерам государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичного действия в государственной нотариальной конторе. В других случаях тариф определяется соглашением между лицом, обратившимся к нота- риусу, и нотариусом.

Публично-правовые задачи обязывают как государственных, так и частных нотариусов обеспечивать в установленных законом случаях льготное или бесплатное юридическое обслуживание социально незащищенных граждан, а также юридических лиц, имеющих льготы по уплате государственной пошлины.

В постановлениях и определениях Конституционного Суда Российской Федерации неоднократно указывалось, что деятельность частных нотариусов является особой юридической деятельностью, осуществляемой от имени государства, и ее никак нельзя рассматривать как производство продукции (работ, услуг) или передачу права собственности на товар; она не является также реализацией работ или услуг.

Результаты совершения нотариального действия не могут потребляться в процессе его совершения, поскольку правовые последствия, связанные с нотариальной деятельностью, наступают после его совершения. Из этого следует, что частные нотариусы не являются индивидуальными предпринимателями, а совершаемые ими от имени Российской Федерации действия направлены на защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Осуществление нотариусом нотариальных действий от имени государства не может быть признано реализацией товаров (работ, услуг), то есть не может являться объектами налогообложения, установленными ст. 146, 349 НК РФ, а также ст. 2 Закона Н-ской области «О налоге с продаж».

Таким образом, на основании действовавшего законодательства налог с продаж не должен был применяться к частным нотариусам.

3. Нотариусы, занимающиеся частной практикой, не являются плательщиками НДС по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 1 Основ законодательства о нотариате нотариальная деятельность не является предпринимательской и не преследует целей извлечения прибыли. Конституционный Суд Российской Федерации в п. 4 мотивировочной части постановления от 23.12.1999 N 18-П также констатировал, что нотариальная деятельность не только не является предпринимательством, но равно не относится и к какой-либо иной, не запрещенной законом экономической деятельности и не преследует целей извлечения прибыли.

Нотариальные действия совершаются от имени государства, что гарантирует доказательную силу и публичное признание нотариально оформленных документов (см. ст. 1 Основ законодательства о нотариате и п. 2 мотивировочной части постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19.05.1998 N 15-П).

Статьей 1 Основ законодательства о нотариате определено, что нотариальные действия совершаются как нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, так и нотариусами, занимающимися частной практикой. При совершении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами и исполняют одинаковые обязанности независимо от того, работают они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой. Оформленные нотариусами документы имеют равную юридическую силу (ст. 2 Основ законодательства о нотариате). Поскольку нотариальная деятельность нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, не облагается НДС, то взимание данного налога по деятельности частных нотариусов будет нарушать признанное законом равенство условий нотариальной деятельности, независимо от того, кем она осуществляется. Результаты совершения и материальное выражение нотариального действия не соответствуют понятию и признакам объекта обложения НДС в рамках ст. 38 и 146 НК РФ. Результаты совершения нотариального действия не могут потребляться в процессе его совершения, поскольку правовые последствия, связанные с нотариальным действием, наступают только после его совершения. Что касается материального выражения нотариального действия (в виде проставления печатей, удостоверительных надписей, записей в реестре частнопрактикующего нотариуса и пр.), то оно реализуется не для удовлетворения каких-либо потребностей организации и (или) физического лица, а для обеспечения публичного (государственного) признания документа (нотариального акта). Исходя из определенного НК РФ объекта обложения НДС МНС России были разработаны и утверждены форма декларации по налогу на добавленную стоимость (приложение N 1 к приказу МНС России от 27.11.2000 N БГ-3-03/407) и форма заявления на освобождение (продление освобождения) от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость (приложение N 1 к приказу МНС России от 29.01.2001 N БГ-3-03/23).

Однако, принимая во внимание публично-правовой статус нотариальной деятельности, эти документы совершенно неприемлемы для нотариусов, поскольку по своему содержанию они ориентированы исключительно на предпринимательскую деятельность (аналогично ситуации с заполнением счетов-фактур). С учетом вышеизложенных обстоятельств не представляется возможным отнести юридическое обслуживание населения и организаций, осуществляемое нотариусом, к работам и услугам, являющимся объектом налогообложения и отражающим по правовой природе экономическую деятельность субъекта, основанную на гражданско-правовых отношениях.

Отнесение в ст. 11 НК РФ частных нотариусов к индивидуальным предпринимателям не означает установления автоматически одинакового порядка налогообложения для индивидуальных предпринимателей и для частных нотариусов. Подтверждением этого являются положения п. 2 ст. 48 и ст. 227 НК РФ, предусматривающие разный порядок привлечения к ответственности и исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов вышеуказанных лиц.

Вышеизложенное дает основание полагать, что нотариусы в силу специфики своей деятельности не могут являться плательщиками НДС и не должны вести какую-либо документацию, связанную с исчислением, уплатой этого налога и выдачей счетов-фактур.

4. Частный нотариус является физическим лицом, поэтому налогообложение его доходов осуществляется в соответствии с положениями, закрепленными в НК РФ.

В связи с этим вывод проверяющего лица налогового органа о том, что занижение налоговой базы для исчисления налога на доходы физических лиц имело место и аргументация этого факта тем, что налогоплательщик был обязан производить расчет амортизационных отчислений, а не учитывать в качестве расходов в полном объеме стоимость приобретенного имущества для осуществления нотариальной деятельности, не соответствовал не только налоговому законодательству, но и положениям бухгалтерского учета.

Физические лица не могут иметь основные средства или основные фонды (амортизируемое имущество), на которые начисляются амортизационные отчисления, со включением затрат, связанных с приобретением этого имущества, в состав расходов.

Таким образом, в случае частного нотариуса Колосковой Н.С. отсутствовало событие налогового правонарушения, что исключало применение по отношению к этому нотариусу каких-либо налоговых санкций в виде взыскания недоимки, пени и штрафа.

Кроме того, подсчет тарифов проверяющим был произведен произвольно, без учета норм и правил, а также сложившейся практики взыскания тарифов в нотариальной деятельности.

Позиция ревизорского подразделения органов внутренних дел. В акте об исследовании документов о налоговых правонарушениях в отношении частного нотариуса Колосковой Н.С., составленном ревизорским подразделением органа внутренних дел, содержалась ссылка на п. 2 ст. 11 НК РФ, в соответствии с которым индивидуальными предпринимателями являются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы.

На основании данной правовой нормы был сделан вывод о том, что для целей налогообложения частные нотариусы приравнены к индивидуальным предпринимателям.

Кроме того, в акте были зафиксированы следующие нарушения:

— занижение налогооблагаемой базы по единому социальному налогу на сумму 32 178 руб., что повлекло занижение единого социального налога на сумму 644 pyб.;

— занижение налогооблагаемой базы по налогу на доходы физических лиц на сумму 32 178 руб., что повлекло занижение налога на доходы физических лиц на сумму 4183 руб.;

— неисчисление и неуплата в бюджет НДС за период 2001-2002 годов, а также непредставление налоговых деклараций в налоговые органы;

— невключение в налоговую базу для исчисления НДС сумм превышения между размером тарифа, взимаемого частным нотариусом, и размером государственной пошлины, уплачивавшейся в соответствии с Законом РФ «О государственной пошлине» за аналогичные нотариальные действия, — в размере 895 528 руб., полученных за совершение нотариальных действий, плата за которые взималась по тарифам, определявшимся по соглашению с клиентами, превышавшим размер государственной пошлины; в результате этого сумма НДС за период 2001-2002 годов составила 173 341 руб.;

— неисчисление и неуплата в бюджет за период с июля 2001 года по декабрь 2002 года налога с продаж в размере 37 746 руб. в результате занижения налоговой базы на 894 103 руб., а также непредставление в налоговые органы декларации по налогу с продаж.

По результатам исследования были сделаны следующие выводы:

1) установлена неуплата (неполная уплата) частным нотариусом Колосковой Н.С. в проверяемом периоде в бюджет налогов в размере 215 914 руб.;

2) доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышала 10 % подлежащих уплате сумм налогов в соответствии со ст. 198 УК РФ.

Итоговая процессуальная оценка материала. Оперуполномоченным по линии налоговых преступлений при ГУВД Н-ской области по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, поступивших из налоговой инспекции в отношении частного нотариуса Колосковой Н.С., было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по следующим основаниям.

В ходе проверки было установлено, что частный нотариус Колоскова Н.С. уклонилась от уплаты налогов посредством неподачи деклараций по НДС и налогу с продаж.

После вынесения акта выездной налоговой проверки частный нотариус Колоскова Н.С. представила письменное возражение. По результатам выездной налоговой проверки было вынесено решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату сумм налога в результате занижения налоговой базы и других неправомерных действий. В соответствии со ст. 143 НК РФ плательщиками НДС признаются индивидуальные предприниматели. Причем для целей налогообложения в п. 2 ст. 11 НК РФ дано специальное понятие «индивидуальные предприниматели», под которыми подразумеваются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы. Таким образом, частные нотариусы попадают под понятие плательщиков НДС.

В процессе проверки материала был опрошен и.о. начальника отдела работы с налогоплательщиками ИМНС России по г. Н., который пояснил, что за период с 1 января 2001 года по 31 декабря 2002 года частный нотариус Колоскова Н.С. не представляла декларации по НДС и налогу с продаж.

Опрошенная Колоскова Н.С. пояснила, что являлась нотариусом с 1994 года, а частным нотариусом стала с 1997 года и что не подавала декларации по НДС и налогу с продаж, так как не считает себя плательщиком данных налогов.

Однако, по мнению проверяющих, умысел на совершение преступления частным нотариусом Колосковой Н.С. доказывался тем, что в соответствии со ст. 24 Основ законодательства о нотариате нотариальная палата является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой. Нотариальная палата может осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это необходимо для выполнения ее уставных задач. При этом в п. 2 ст. 23 Основ законодательства о нотариате говорится о том, что денежные средства, полученные нотариусом, занимающимся частной практикой, после уплаты налогов, других обязательных платежей поступают в собственность нотариуса.

Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 06.06.2002 N 116-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Притулы Галины Юрьевны на нарушение ее конституционных прав положениями абзаца четвертого пункта 2 статьи 11, статей 39, 143 и 235 Налогового кодекса Российской Федерации» под индивидуальными предпринимателями понимаются в том числе частные нотариусы. При этом вышеуказанное определение признает частных нотариусов наряду с индивидуальными предпринимателями плательщиками НДС и единого социального налога.

В ходе документальной проверки налоговых правонарушений частного нотариуса Колосковой Н.С. было определено, что документы из налоговой инспекции были представлены в полном объеме и установлена неуплата (неполная уплата) в проверяемом периоде в бюджет налогов в размере 215 914 руб.

Читайте так же:  Что надо чтобы встать на учет в военкомате

Сумма доначисленных налогов в общей сумме начисленных налогов составила 36,50 %. Доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышала 10 % подлежавших уплате сумм налогов в соответствии с п. 1 ст. 198 УК РФ.

На основании вышеизложенного материалы проверки в отношении частного нотариуса Колосковой Н.С. были направлены в Главное следственное управление при ГУВД Н-ской области для уголовно-правовой оценки.

Было также проведено дополнительное исследование документов, свидетельствовавших о налоговых правонарушениях частного нотариуса Колосковой Н.С., так как согласно п. 1 ст. 78 УК РФ лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления небольшой тяжести истекли два года. Следовательно, за период деятельности частного нотариуса Колосковой Н.С. с 1 января 2001 года по 31 декабря 2002 года истекли сроки уголовного преследования.

В то же время ст. 1 Основ законодательства о нотариате определяет, что нотариальная деятельность не является предпринимательской и не преследует извлечения прибыли; согласно ст. 12 Основ частный нотариус наделяется полномочиями приказом Минюста России, что не требует государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

В данном случае очевидна неопределенность норм налогового законодательства, что может повлечь неправильное применение закона.

Кроме того, следствием была изучена правоприменительная практика по вопросам уплаты частными нотариусами НДС и налога с продаж. Общие принципы налогообложения, их развитие и толкование нашли отражение в решениях различных судебных инстанций: в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.06.2002 N 116-О, где правовой статус частных нотариусов не отождествляется с правовым статусом индивидуальных предпринимателей, а также в решении районного суда, в котором действия налоговой инспекции по привлечению к налоговой ответственности за неполную уплату сумм налога и непредставление деклараций по налогу с продаж были признаны недействительными и не подлежали исполнению.

На основании вышеизложенного было принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела по сообщению о совершении преступления, предусмотренного п. 1 ст. 198 УК РФ, по основаниям подпункта 2 п. 1 ст. 24 УПК РФ, в отношении частного нотариуса Колосковой Н.С.

Данный материал был направлен в порядке надзора в прокуратуру Н-ской области, однако решение по нему принято не было.

Итоговая оценка ситуации. Однако, по нашему мнению, решение налоговой инспекции о совершении налогового правонарушения частным нотариусом Колосковой Н.С. и об уклонении от уплаты налогов на общую сумму 215 914 руб. было принято в соответствии с налоговым законодательством, а постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по причине отсутствия в действиях Колосковой Н.С. состава преступления подлежало отмене по следующим основаниям.

1. Несмотря на то что ст. 1 Основ законодательства о нотариате, на которую ссылались частный нотариус Колоскова Н.С. и должностное лицо, вынесшее постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, определяет, что нотариальная деятельность не является предпринимательской и не преследует извлечения прибыли, а согласно ст. 12 Основ частнопрактикующий нотариус наделяется полномочиями приказом Минюста России, что не требует государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, в законодательстве о налогах и сборах и в судебной практике применяется принципиально иной подход к определению статуса нотариуса.

2. Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. В ст. 7 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» говорится о том, что федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, определенный ст. 2 данного Федерального закона, действуют в части, не противоречащей части первой НК РФ, и подлежат применению в соответствии с частью первой настоящего Кодекса.

Следовательно, применительно к правоотношениям по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации надлежит руководствоваться только законодательством о налогах и сборах, в круг которого Основы законодательства о нотариате не входят.

3. В п. 2 ст. 11 НК РФ частные нотариусы включены в целях налогообложения в перечень индивидуальных предпринимателей.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 06.06.2002 N 116-О разъяснил, что положения ст. 11 НК РФ свидетельствуют о том, что некоторые межотраслевые понятия, в том числе понятие «индивидуальные предприниматели», употребляются в специальном значении, исключительно для целей настоящего Кодекса, причем в группу субъектов налоговых отношений, объединенных родовым понятием «индивидуальные предприниматели», частные нотариусы включены наряду с физическими лицами, зарегистрированными в установленном порядке и осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. В НК РФ определение «индивидуальный предприниматель» имеет специальное терминологическое значение и используется для применения исключительно в целях налогообложения.

Следовательно, исключительно в целях налогообложения частные нотариусы имеют статус индивидуальных предпринимателей.

4. Согласно законодательству о налогах и сборах налогообложению подлежат лица, имеющие статус налогоплательщика, если возникает объект налогообложения и если этим лицам не предоставлены законодательством о налогах и сборах льготы по налогам и сборам.

В соответствии со ст. 207 НК РФ плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. Согласно ст. 11 НК РФ к физическим лицам — налоговым резидентам Российской Федерации относятся физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.

Статья 209 НК РФ определяет объект налогообложения, в частности, как доход, полученный от источников в Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 208 НК РФ вознаграждение за оказанные услуги относится к доходам от источников в Российской Федерации (частный нотариус Колоскова Н.С., несомненно, является налоговым резидентом Российской Федерации).

В ст. 217 НК РФ приведен перечень доходов, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения); доходы частного нотариуса в данный список не включены.

5. Как указано в ст. 143 НК РФ, плательщиками НДС являются организации и индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые плательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

Объектом обложения НДС, в частности, является реализация услуг на территории Российской Федерации.

Согласно подпункту 17 п. 2. ст. 149 НК РФ услуги, оказываемые уполномоченными на то органами, за которые взимается, например, государственная пошлина, налогообложению не подлежат. Однако в случае получения частными нотариусами вознаграждения сверх тарифов, равных государственной пошлине, сумма превышения должна облагаться НДС. Данная позиция совпадает с позицией налоговых органов, изложенной, например, в письме УМНС России по г. Москве от 26.03.2003 N 24-11/16187.

Таким образом, по нашему мнению, частные нотариусы могут в целях налогообложения приравниваться к ПБОЮЛ и уплачивать налоги, которые обязаны уплачивать ПБОЮЛ, а в случае уклонения от уплаты налогов частные нотариусы должны привлекаться к налоговой или уголовной ответственности в зависимости от размера уклонения.

Налогообложение частных нотариусов

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»
НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСЬ

В соответствии со статьей 143 Налогового к одекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются, в частности, организации и индивидуальные предприниматели. В предыдущем разделе мы упоминали о том, что согласно статье 11 Налогового к одекса Российской Федерации НК РФ), частные нотариусы отнесены к индивидуальным предпринимателям. Так являются или нет частные нотариусы налогоплательщиками НДС? Ответ на этот содержится в письме Минфина РФ от 24 мая 2001 года №04-03-18/36:

«… Департамент налоговой политики сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом 17 пунктом 2 статьи 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации от налога на добавленную стоимость освобождаются услуги, оказываемые уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина. В связи с этим при совершении нотариальных действий, за которые взимается государственная пошлина в государственных нотариальных конторах или плата, соответствующая размеру государственной пошлины, взимаемая частными нотариусами за совершение нотариальных действий, обязанности по уплате налога на добавленную стоимость не возникает.

Данное положение предусмотрено пунктом 6.9 Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 20.12.2000 №БГ-3-03/447».

Таким образом, из приведенного положения НК РФ следует, что не возникает обязанности по уплате НДС при совершении нотариальных действий, за которые взимается:

— государственными нотариальными конторами государственная пошлина;

— частными нотариусами плата, соответствующая размеру государственной пошлины.

Если частные нотариусы за совершение нотариальных действий взимают плату в размере, превышающем государственную пошлину, то с суммы превышения НДС уплачивается в порядке, установленном главой 21 Налогового кодекса РФ.

В случае оказания услуг, не предусмотренных статьями 22 и 35 Основ Законодательства о нотариате, такие услуги облагаются НДС в общем порядке.

НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Особенности исчисления налога на доходы физических лиц частными нотариусами и другими лицами, занимающимися в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, установлены статьей 227 главы 23 НК РФ

Частные нотариусы, в соответствии с пунктом 2 статьи 227 НК РФ самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в бюджет, в порядке, установленном статьей 225 НК РФ.

Общая сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанного налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода, а также сумм авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в соответствующий бюджет.

В соответствии с Приказом МНС РФ от 31 октября 2003 года №БГ-3-04 / 583 «Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц за 2003 год» налоговую карточку формы 1-НДФЛ необходимо вести по каждому физическому лицу, получившему доход у данного источника выплаты, в том числе по индивидуальным предпринимателям (включая частных нотариусов, частных охранников, частных детективов), — по выплатам за приобретенные у них товары, продукцию или выполненные работы.

Юридические лица, уплачивающие нотариусам суммы за совершение ими нотариальных действий, не являются в отношении их налоговыми агентами, т о . е сть . не удерживают из выплаченных нотариусам средств суммы НДФЛ, так как согласно статье 226 НК РФ исчисление и уплата налога производится в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата осуществляется в соответствии со статьи 227 НК РФ , следовательно, нотариусы исчисленную самостоятельно сумму НДФЛ, подлежащую уплате в бюджет, уменьшают только на суммы уплаченных авансовых платежей.

Если нотариус предъявит налоговому агенту документы, подтверждающие его государственную регистрацию в качестве предпринимателя без образования юридического лица и постановку на учет в налоговом органе, то согласно пункту 2 статьи 230 НК РФ налоговый агент не представляет сведения о выплаченных нотариусу доходах в налоговую инспекцию.

Если общая сумма исчисленного налога меньше фактически уплаченных авансовых платежей, то в соответствии со статьей 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей либо возврату налогоплательщику по его письменному заявлению. Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ДЕКЛАРАЦИИ

Частные нотариусы обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.

Налоговая декларация, в соответствии со статьей 229 НК РФ, представляется в не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Если частный нотариус прекращает деятельность до окончания налогового периода, то он обязан в течение 5 дней со дня прекращения деятельности представить налоговую декларацию о доходах, фактически полученных в течение налогового периода. Уплата налога в таком случае производится в течение 15 дней с момента подачи декларации.

Если частнопрактикующий нотариус является иностранным гражданином, то за месяц до выезда за пределы территории РФ он обязан представить налоговую декларацию и в течение 15 дней уплатить налог.

В случае появления у частных, доходов, полученных от занятия частной практикой, налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от указанной деятельности в текущем налоговом периоде. Такая декларация должна быть представлена в пятидневный срок по истечении месяца со дня появления таких доходов. При этом сумма предполагаемого дохода определяется налогоплательщиком.

Исчисление суммы авансовых платежей производится налоговым органом. Расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период производится на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода за предыдущий налоговый период с учетом сумм стандартных и профессиональных налоговых вычетов.

Авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений:

Читайте так же:  Требования к мебели в аптеке

— за январь — июнь — не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;

— за июль — сентябрь — не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;

— за октябрь — декабрь — не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.

В случае увеличения или уменьшения в налоговом периоде дохода более чем на 50 процентов налогоплательщик согласно статье 227 НК РФ обязан представить новую налоговую декларацию с у казанием суммы предполагаемого дохода на текущий год. В этом случае налоговый орган производит перерасчет сумм авансовых платежей на текущий год по не наступившим срокам уплаты.

СТАНДАРТНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ВЫЧЕТЫ

Стандартные налоговые вычеты определяются в соответствии со статьей 218 НК РФ. Если налогоплательщик не имеет льгот, то, определяя налоговую базу по налогу на доходы физических лиц, он имеет право произвести следующие стандартные вычеты:

· Налоговый вычет в размере 400 рублей за каждый месяц налогового периода до того месяца, в котором доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода, превысил 20 000 рублей. Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 20 000 рублей, данный налоговый вычет не применяется;

· Налоговый вычет в размере 300 рублей за каждый месяц налогового периода, распространяемый на каждого ребенка у налогоплательщиков, на обеспечении которого находится ребенок, являющихся родителями или супругами родителей, опекунами или попечителями, и действуют до месяца, в котором их доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (в отношении которого предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьей 224 НК РФ превысил 20 000 рублей.

Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 20 000 рублей, данный налоговый вычет не применяется. Налоговый вычет расходов на содержание ребенка (детей), производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося дневной формы обучения, аспиранта, ординатора, студента, курсанта в возрасте до 24 лет у родителей и (или) супругов, опекунов или попечителей.

Вдовам (вдовцам), одиноким родителям, опекунам или попечителям налоговый вычет производится в двойном размере. Предоставление указанного вычета вдовам (вдовцам), одиноким родителям прекращается с месяца, следующего за вступлением их в брак.

В соответствии со статьей 221 НК РФ частные нотариусы, занимающиеся частной практикой, имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов.

Профессиональные налоговые вычеты в данном случае представляют собой фактически произведенные и документально подтвержденные расходы, непосредственно связанные с извлечением доходов от частной практики. Состав расходов, принимаемых к вычету, определяется самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ, введенной в действие с 1 января 2002 года.

В соответствии со статьей 252 главы 25 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Под обоснованными понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме, под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Все хозяйственные операции должны подтверждаться первичными учетными документами, согласно же пункту 16 «Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей» утвержденного Приказом Министерства Финансов РФ №86н от 13 августа 2002 года (в дальнейшем «Порядок») расходы, непосредственно связанные с извлечением доходов от предпринимательской деятельности подразделяются на:

— расходы на оплату труда;

Первичные учетные документы на основании пункта 9 «Порядка» принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденных Госкомстатом РФ по согласованию с Минфином РФ и Министерством экономического развития и торговли РФ. Документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты, обеспечивающие возможность проверки достоверности сведений, указанных в первичных документах:

1) наименование документа (формы);

2) дату составления документа;

3) при оформлении документа от имени:

юридических лиц — наименование организации, от имени которой составлен документ, ее ИНН;

индивидуальных предпринимателей — фамилия, имя, отчество, номер и дата выдачи документа о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, ИНН;

физических лиц — фамилия, имя, отчество, наименование и данные документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства, ИНН, если он имеется;

4) содержание хозяйственной операции с измерителями в натуральном и денежном выражении;

5) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления (для юридических лиц);

6) личные подписи указанных лиц и их расшифровки, включая случаи создания документов с применением средств вычислительной техники.

При оформлении любой хозяйственной операции по приобретению товара к накладной на отпуск товара или другому документу, в котором фиксируется отпуск товаров, как-то: товарному чеку, счету — фактуре, договору, торгово-закупочному акту, — должен прилагаться документ, подтверждающий факт оплаты товара, а именно: кассовый чек и квитанция к приходному кассовому ордеру, или платежное поручение с отметкой банка об исполнении, или документ строгой отчетности, свидетельствующий о фактически произведенных расходах.

Статьей 221 НК РФ установлено, что если налогоплательщики не в состоянии документально подтвердить свои расходы, связанные с деятельностью в качестве индивидуальных предпринимателей, профессиональный налоговый вычет производится в размере, 20 процентов от общей суммы доходов, полученных от предпринимательской деятельности. Данное положение не применяется в отношении физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрированных в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей.

На нотариусов, занимающихся частной практикой, указанная норма также не распространяется, так как статьей 1 Основ законодательства РФ о нотариате установлено, что нотариальная деятельность не является предпринимательской и не преследует цели извлечения прибыли. Следовательно, частные нотариусы могут получить профессиональные налоговые вычеты в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов.

В предыдущем разделе мы отмечали, кто может быть назначен на должность нотариуса.

В соответствии со статьей 18 Основ законодательства РФ о нотариате обязанностью нотариуса, занимающегося частной практикой, является заключение договора страхования своей деятельности. Без заключения такого договора нотариус не вправе выполнять свои обязанности.

Таким образом, расходы нотариуса по уплате лицензионного сбора и страховой суммы могут быть учтены в качестве профессиональных вычетов.

Рассмотрим еще один момент. Зачастую частные нотариусы для осуществления своей деятельности приобретают в собственность нежилые помещения, а также жилые помещения, которые переводят в нежилые и переоборудуют их под офис. Можно ли принять перечисленные затраты к учету в составе расходов? Мы отмечали, что все расходы, непосредственно связанные с извлечением доходов от осуществления нотариальной деятельности, подразделяются на материальные, расходы на оплату труда, амортизационные отчисления и прочие расходы. Статья 256 НК РФ дает понятие амортизируемого имущества, стоимость которого переносится в состав затрат, учитываемых в целях налогообложения прибыли, не единовременно, а в течение вполне определенного промежутка времени.

К амортизируемому имуществу согласно пункту 30 «Порядка» учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуальных предпринимателей относятся принадлежащие им на праве собственности имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, непосредственно используемые им для осуществления предпринимательской деятельности, стоимость которых погашается путем начисления амортизации.

Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10000 рублей.

К основным средствам условно отнесено имущество индивидуального предпринимателя, непосредственно используемое им в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Первоначальная стоимость амортизируемого основного средства, приобретенного для осуществления предпринимательской деятельности как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования.

При приобретении в собственность нежилого помещения в качестве объекта амортизируемого имущества и использовании его при осуществлении нотариальной деятельности частный нотариус может учесть в составе расходов суммы возмещения стоимости этого помещения, исчисленные путем начисления амортизации.

Индивидуальные предприниматели не имеют права на использование жилых помещений в целях осуществления своей деятельности, поэтому, приобретая жилое помещение, предприниматель должен осуществить перевод жилого помещения в нежилое и получить свидетельство о государственной регистрации на это нежилое помещение. После принятия к учету данного помещения в качестве объекта амортизируемого имущества, индивидуальный предприниматель может получить профессиональный вычет, однако сделать это он сможет только в том случае, если он не воспользовался правом на получение имущественного налогового вычета при покупке жилого помещения.

В том случае, если частнопрактикующий нотариус в соответствии со статьей 8 Основ законодательства РФ о нотариате использует свое право нанимать работников, то при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц он имеет право уменьшить свои доходы на сумму выплачиваемой им заработной платы. Если частный нотариус работает в районе Крайнего Севера, то в состав затрат он вправе включить расходы по оплате проезда работника к месту использования отпуска и обратно. Такое право вытекает из текста статьи 325 Трудового кодекса РФ:

«Статья 325. Компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно

Лица, работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет средств работодателя проезд к месту использования отпуска в пределах территории Российской Федерации и обратно любым видом транспорта, в том числе личным (за исключением такси), а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов.

Оплата стоимости проезда работника личным транспортом к месту использования отпуска и обратно производится по наименьшей стоимости проезда кратчайшим путем.

Работодатели также оплачивают стоимость проезда к месту использования отпуска работника и обратно и провоза багажа неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям) независимо от времени использования отпуска.

Оплата стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно работника и членов его семьи производится перед отъездом работника в отпуск исходя из примерной стоимости проезда. Окончательный расчет производится по возвращении из отпуска на основании предоставленных билетов или других документов.

Выплаты, предусмотренные настоящей статьей, являются целевыми и не суммируются в случае, если работник своевременно не воспользовался своим правом на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно и провоза багажа.

Гарантии и компенсации, предусмотренные настоящей статьей, предоставляются работнику только по основному месту работы».

Обратите внимание на один важный момент. Пунктом 3 Постановления Верховного совета РФ от 11 февраля 1993 года №4463-1 «О порядке введения в действие основ законодательства Российской федерации о нотариате» определено, что при исчислении подоходного налога с нотариуса, занимающегося частной практикой, состав его расходов увеличивается на общую сумму тарифов за совершение нотариальных действий, составление проектов документов, выдачу копий (дубликатов) документов, выполнение технической работы в отношении физических и юридических лиц, для которых законодательством о государственной пошлине предусмотрены льготы. Общая сумма тарифов за совершение нотариальных действий исчисляется исходя из ставок госпошлины за аналогичные действия в государственной нотариальной конторе.

В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 5 августа 2000 года №118-ФЗ «О введении в действие части второй налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории РФ и не вошедшие в перечень актов, утративших силу в соответствии со статьей 2 названного Федерального закона, действуют в части, не противоречащей части второй Кодекса и данному Федеральному закону, и подлежат приведению в соответствие с частью второй Кодекса. Таким образом, пункт 3 Постановления №4463-1 в связи с вступлением в силу главы 23 НК РФ не применяется.

ВЕДЕНИЕ КНИГИ УЧЕТА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ

Приказом Минфина РФ №86н и МНС РФ №БГ-3-04/430 от 13 августа 2002 года утвержден Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей. Действие данного «Порядка» распространяется и на нотариусов, занимающихся частной практикой.

Пунктом 7 названного «Порядка» установлено, что при необходимости с учетом конкретной специфики тех или иных видов деятельности, а также в случае, если индивидуальные предприниматели освобождены от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, налогоплательщик по согласованию с налоговым органом вправе разработать иную форму Книги учета, оставив в ней показатели, необходимые для исчисления налоговой базы и (или) включив в нее иные показатели, связанные со спецификой осуществляемой им деятельности.

Из вышесказанного следует, что частные нотариусы могут самостоятельно разработать Книгу учета таким образом, чтобы ее данные позволяли правильно определить налоговую базу по налогу на доходы физических лиц.

Более подробно с организацией, порядком оплаты, бухгалтерским и налоговым учетом нотариусов и адвокатов Вы можете познакомится в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Налогообложение нотариусов, адвокатов и их профессиональных объединений».