Приказ о проведении аттестации

Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 октября 2009 г. N 15058

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПРИКАЗ

от 28 августа 2009 г. N 965-к

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ

О ПРОВЕДЕНИИ АТТЕСТАЦИИ И ПОРЯДКЕ СДАЧИ

КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ

ГРАЖДАНСКИМИ СЛУЖАЩИМИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ

ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3215; 2006, N 6, ст. 636; 2007, N 10, ст. 1151; N 16, ст. 1828; N 49, ст. 6070; 2008, N 13, ст. 1186; N 30 (ч. II), ст. 3616; N 52 (ч. I), ст. 6235), Указами Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 6, ст. 437), от 1 февраля 2005 г. N 111 «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 6, ст. 438), от 1 февраля 2005 г. N 113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 6, ст. 440; 2006, N 31 (ч. I), ст. 3459) и в целях формирования кадрового состава, обеспечения объективной оценки профессиональной служебной деятельности федеральных государственных гражданских служащих Федеральной антимонопольной службы приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о проведении аттестации и порядке сдачи квалификационного экзамена федеральными государственными гражданскими служащими территориальных органов Федеральной антимонопольной службы.

2. Направить настоящий Приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

3. Контроль исполнения настоящего Приказа возложить на заместителя руководителя Субботина П.Т.

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПРОВЕДЕНИИ АТТЕСТАЦИИ И ПОРЯДКЕ СДАЧИ

КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА

ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ

ГРАЖДАНСКИМИ СЛУЖАЩИМИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ

ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

I. Общие положения

1. Настоящее Положение о проведении аттестации и порядке сдачи квалификационного экзамена федеральными государственными гражданскими служащими территориальных органов Федеральной антимонопольной службы (далее — Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3215; 2006, N 6, ст. 636; 2007, N 10, ст. 1151; N 16, ст. 1828; N 49, ст. 6070; 2008, N 13, ст. 1186; N 30 (ч. II), ст. 3616; N 52 (ч. I), ст. 6235), Указами Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 6, ст. 437), от 1 февраля 2005 г. N 111 «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 6, ст. 438), от 1 февраля 2005 г. N 113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 6, ст. 440; 2006, N 31 (ч. I), ст. 3459).

2. Положение устанавливает порядок образования аттестационной комиссии (далее — Комиссия), проведения аттестации, принятия решений по результатам аттестации и их реализации, а также порядок сдачи квалификационного экзамена федеральными государственными гражданскими служащими (далее — гражданские служащие) Федеральной антимонопольной службы (ФАС России), замещающими должности федеральной государственной гражданской службы (далее — гражданская служба) в территориальных органах ФАС России (далее — территориальные органы), за исключением руководителей и заместителей руководителей территориальных органов.

II. Образование и порядок работы Комиссии

3. Комиссия формируется Приказом территориального органа в соответствии с частями 9 — 12 статьи 48 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации».

4. В состав Комиссии включаются руководитель территориального органа и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы), а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые по запросу руководителя территориального органа в качестве независимых экспертов — специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов Комиссии.

5. Комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов Комиссии. Все члены Комиссии при принятии решений обладают равными правами.

6. Заседание Комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа ее членов.

7. Персональный состав Комиссии и изменения в составе Комиссии утверждаются приказом руководителя территориального органа.

8. Состав Комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые Комиссией решения.

При возникновении у члена Комиссии конфликта интересов, связанного с деятельностью Комиссии и способного повлиять на принимаемое Комиссией решение по кандидатуре гражданского служащего, он обязан незамедлительно сообщить об этом руководителю территориального органа (лицу, его замещающему).

9. Председатель Комиссии возглавляет Комиссию и проводит ее заседания.

10. На время отсутствия председателя Комиссии его обязанности исполняет заместитель председателя Комиссии.

11. В случае невозможности присутствия на заседании отдельных членов Комиссии, гражданских служащих или приглашенных на заседание лиц, присутствие которых необходимо, указанные лица обязаны заблаговременно сообщить об этом секретарю Комиссии.

12. Секретарь Комиссии:

а) не позднее чем за три дня до заседания Комиссии:

— докладывает председателю Комиссии о документах, поступивших в Комиссию;

— оповещает членов Комиссии и лиц, присутствие которых необходимо на заседании Комиссии, о дате, времени и месте проведения заседания Комиссии и документах, поступивших в Комиссию;

б) сообщает председателю Комиссии до начала заседания о невозможности присутствия на заседании Комиссии отдельных членов Комиссии, гражданского служащего или приглашенных лиц, присутствие которых необходимо;

в) ведет протокол заседания Комиссии, в котором фиксирует результаты голосования и принятые Комиссией решения;

г) сообщает гражданскому служащему после подведения итогов голосования членов Комиссии результат аттестации или квалификационного экзамена;

д) передает в течение трех дней после проведения результаты аттестации или квалификационного экзамена сотруднику территориального органа, отвечающему за кадровое делопроизводство.

13. Решение Комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами Комиссии, присутствовавшими на заседании.

III. Проведение аттестации

14. Аттестация проводится в целях определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации (далее — гражданская служба) на основе оценки его профессиональной служебной деятельности.

15. Основными задачами аттестации являются формирование кадрового состава гражданской службы территориальных органов, повышение профессионального уровня гражданских служащих, выявление необходимости повышения квалификации или переподготовки, решение вопросов, связанных с определением преимущественного права на замещение должности гражданской службы при сокращении должностей гражданской службы, а также вопросов, связанных с изменением условий оплаты труда гражданских служащих.

16. Аттестации не подлежат гражданские служащие:

проработавшие в занимаемой должности гражданской службы менее одного года;

достигшие возраста 60 лет;

находящиеся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных гражданских служащих возможна не ранее чем через год после выхода из отпуска;

замещающие должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», с которыми заключен срочный служебный контракт;

в течение года со дня сдачи квалификационного экзамена.

17. Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года.

Читайте так же:  Судебная практика земля для многодетных

До истечения трех лет после проведения предыдущей аттестации может проводиться внеочередная аттестация гражданского служащего по решению руководителя территориального органа.

18. Внеочередная аттестация может проводиться:

а) по соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего;

б) по решению руководителя территориального органа после принятия в установленном порядке решения:

о сокращении должностей гражданской службы;

об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.

19. По результатам внеочередной аттестации гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, в соответствии с частью 6 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

20. Для проведения аттестации гражданских служащих по решению руководителя территориального органа издается приказ с графиком проведения аттестации гражданских служащих.

21. В графике проведения аттестации указываются:

а) наименование подразделений, в которых проводится аттестация;

б) список гражданских служащих, подлежащих аттестации;

в) дата, время и место проведения аттестации;

г) дата представления в Комиссию необходимых документов с указанием ответственных за их представление руководителей соответствующих подразделений.

22. График проведения аттестации доводится до сведения каждого аттестуемого гражданского служащего не менее чем за месяц до начала аттестации.

23. Не позднее чем за две недели до начала аттестации в Комиссию представляется отзыв об исполнении подлежащим аттестации гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период, подписанный его непосредственным руководителем и утвержденный руководителем территориального органа.

24. Отзыв должен содержать следующие сведения о гражданском служащем:

а) фамилию, имя, отчество;

б) замещаемую должность гражданской службы на момент проведения аттестации и дату назначения на эту должность;

в) перечень основных вопросов (документов), в решении (разработке) которых гражданский служащий принимал участие;

г) мотивированную оценку профессиональных, личностных качеств и результатов профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

25. К отзыву об исполнении подлежащим аттестации гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период прилагаются сведения о выполненных гражданским служащим поручениях и подготовленных им проектах документов за указанный период, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

При каждой последующей аттестации в Комиссию представляется также аттестационный лист гражданского служащего с данными предыдущей аттестации.

26. Не менее чем за неделю до начала аттестации каждый аттестуемый гражданский служащий должен быть ознакомлен с представленным отзывом об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период под роспись. При этом аттестуемый гражданский служащий вправе представить в Комиссию дополнительные сведения о своей профессиональной служебной деятельности за указанный период, а также заявление о своем несогласии с представленным отзывом или пояснительную записку.

27. Аттестация проводится с приглашением аттестуемого гражданского служащего на заседание Комиссии. В случае неявки гражданского служащего на заседание указанной Комиссии без уважительной причины или отказа его от аттестации гражданский служащий привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, а аттестация переносится на более поздний срок.

28. Комиссия рассматривает представленные документы, заслушивает сообщения аттестуемого гражданского служащего, а в случае необходимости — его непосредственного руководителя о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего. В целях объективного проведения аттестации после рассмотрения представленных аттестуемым гражданским служащим дополнительных сведений о своей профессиональной служебной деятельности за аттестационный период Комиссия вправе перенести аттестацию на следующее заседание.

29. Обсуждение профессиональных и личностных качеств гражданского служащего применительно к его профессиональной служебной деятельности должно быть объективным и доброжелательным.

Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего оценивается на основе определения его соответствия квалификационным требованиям по замещаемой должности гражданской службы, его участия в решении поставленных перед соответствующим подразделением задач, сложности выполняемой им работы, ее эффективности и результативности, наличия поощрений (взысканий) за предшествующий аттестации период.

При этом должны учитываться результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента, профессиональные знания и опыт работы гражданского служащего, соблюдение гражданским служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, а при аттестации гражданского служащего, наделенного организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим, — также организаторские способности.

30. Решение Комиссии принимается в отсутствие аттестуемого гражданского служащего и его непосредственного руководителя открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Комиссии. При равенстве голосов гражданский служащий признается соответствующим замещаемой должности гражданской службы.

31. На период аттестации гражданского служащего, являющегося членом аттестационной комиссии, его членство в этой комиссии приостанавливается.

32. По результатам аттестации гражданского служащего Комиссией принимается одно из следующих решений:

а) соответствует замещаемой должности гражданской службы;

б) соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

в) соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;

г) не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

33. Результаты аттестации сообщаются аттестованному гражданскому служащему непосредственно после подведения итогов голосования.

34. Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист гражданского служащего. Аттестационный лист подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами Комиссии, присутствовавшими на заседании.

Гражданский служащий знакомится с аттестационным листом под роспись.

35. В случае отказа аттестуемого гражданского служащего от росписи об ознакомлении в аттестационном листе делается соответствующая запись, которая заверяется председателем и секретарем Комиссии.

36. Аттестационный лист гражданского служащего, прошедшего аттестацию, и отзыв об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период хранятся в личном деле гражданского служащего.

37. Материалы аттестации гражданских служащих представляются руководителю территориального органа не позднее чем через семь дней после ее проведения.

38. В течение одного месяца после проведения аттестации по ее результатам издается приказ территориального органа или принимается решение о том, что гражданский служащий:

а) подлежит включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

б) направляется на профессиональную переподготовку или повышение квалификации;

в) понижается в должности гражданской службы.

39. При отказе гражданского служащего от профессиональной переподготовки, повышения квалификации или от перевода на другую должность гражданской службы руководитель территориального органа вправе освободить гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и уволить его с гражданской службы в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.

По истечении одного месяца после проведения аттестации перевод гражданского служащего на другую должность гражданской службы либо увольнение его с гражданской службы по результатам данной аттестации не допускается. Время болезни и ежегодного оплачиваемого отпуска гражданского служащего в указанный срок не засчитывается.

40. Гражданский служащий вправе обжаловать результаты аттестации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

IV. Проведение квалификационного экзамена

41. Квалификационный экзамен гражданских служащих проводится при решении вопроса о присвоении гражданскому служащему территориального органа классного чина государственной гражданской службы Российской Федерации.

42. Квалификационный экзамен проводится по решению руководителя территориального органа, которое он принимает по собственной инициативе или по инициативе гражданского служащего.

43. Квалификационный экзамен проводится по решению руководителя территориального органа по мере необходимости, но не чаще одного раза в год и не реже одного раза в три года.

44. Квалификационный экзамен, проводимый по инициативе гражданского служащего, считается внеочередным и проводится не позднее чем через три месяца со дня подачи гражданским служащим письменного заявления о присвоении классного чина.

45. Квалификационный экзамен сдают гражданские служащие территориальных органов, замещающие без ограничения срока полномочий ведущие должности категорий «руководители» (кроме заместителей руководителей территориального органа), «помощники» и «специалисты», а также старшие и младшие должности гражданской службы категорий «специалисты» и «обеспечивающие специалисты».

Читайте так же:  Заявление на возмещение коммунальных услуг

46. Квалификационный экзамен проводится:

а) при решении вопроса о присвоении гражданскому служащему, не имеющему классного чина, первого классного чина по замещаемой должности гражданской службы;

б) при решении вопроса о присвоении гражданскому служащему очередного классного чина по замещаемой должности гражданской службы, который присваивается гражданскому служащему по истечении срока, установленного для прохождения гражданской службы в предыдущем классном чине, при условии, что он замещает должность гражданской службы, для которой предусмотрен классный чин, равный или более высокий, чем классный чин, присваиваемый гражданскому служащему;

в) при решении вопроса о присвоении гражданскому служащему классного чина после назначения его на более высокую должность гражданской службы, если для этой должности предусмотрен более высокий классный чин, чем тот, который имеет гражданский служащий.

В случаях, предусмотренных подпунктами «а» и «в», квалификационный экзамен проводится после успешного завершения испытания, а если испытание гражданскому служащему не устанавливалось, то не ранее чем через три месяца после назначения на должность.

47. Квалификационный экзамен проводится на основании приказа, в котором указываются:

а) дата и время проведения квалификационного экзамена;

б) список гражданских служащих, которые должны сдавать квалификационный экзамен, с указанием должности и даты назначения на должность;

в) перечень документов, необходимых для проведения квалификационного экзамена.

48. Приказ о предстоящей сдаче квалификационного экзамена доводится до сведения гражданского служащего не позднее чем за месяц до его проведения.

49. Не позднее чем за месяц до проведения квалификационного экзамена непосредственный руководитель гражданского служащего направляет в Комиссию отзыв об уровне знаний, навыков и умений (профессиональном уровне) гражданского служащего и о возможности присвоения ему классного чина.

50. Гражданский служащий не менее чем за две недели до проведения квалификационного экзамена должен быть ознакомлен с отзывом под роспись.

51. Гражданский служащий вправе представить в Комиссию заявление о своем несогласии с представленным отзывом.

52. Отзыв на гражданского служащего на заседании Комиссии представляет секретарь Комиссии либо непосредственный руководитель гражданского служащего, сдающего квалификационный экзамен.

53. При проведении квалификационного экзамена Комиссия оценивает знания, навыки и умения (профессиональный уровень) гражданского служащего в соответствии с требованиями должностного регламента гражданского служащего, сложностью и ответственностью работы, выполняемой гражданским служащим, на основе экзаменационных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и нормативным правовым актам Российской Федерации методов оценки профессиональных качеств гражданских служащих, включая индивидуальное собеседование и тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по замещаемой должности гражданской службы.

54. К гражданским служащим, в отношении которых проводится квалификационный экзамен, относящимся к одной категории и (или) группе должностей гражданской службы, применяются одинаковые экзаменационные процедуры и критерии оценки их профессионального уровня.

55. Решение о результате квалификационного экзамена выносится Комиссией в отсутствие гражданского служащего и его непосредственного руководителя открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Комиссии.

При равенстве голосов гражданский служащий признается сдавшим квалификационный экзамен.

56. По результатам голосования Комиссией выносится одно из следующих решений:

а) признать, что гражданский служащий сдал квалификационный экзамен, и рекомендовать его для присвоения классного чина;

б) признать, что гражданский служащий не сдал квалификационный экзамен.

57. Результат квалификационного экзамена заносится в экзаменационный лист гражданского служащего, составленный по форме согласно приложению к Положению о порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня), утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 111 «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)».

58. Экзаменационный лист подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами Комиссии, присутствовавшими на заседании.

59. Результат квалификационного экзамена сообщается гражданскому служащему непосредственно после подведения итогов голосования.

60. Гражданский служащий знакомится с экзаменационным листом под роспись.

В случае отказа гражданского служащего от росписи об ознакомлении в экзаменационном листе об этом делается соответствующая запись, которая заверяется председателем и секретарем Комиссии.

61. Экзаменационный лист гражданского служащего и отзыв об уровне его знаний, навыков и умений (профессиональном уровне) и о возможности присвоения ему классного чина хранятся в личном деле гражданского служащего.

62. Гражданский служащий, не сдавший квалификационный экзамен, может выступать с инициативой о проведении повторного квалификационного экзамена не ранее чем через шесть месяцев после проведения данного экзамена.

63. В отношении гражданского служащего, не сдавшего квалификационный экзамен, также оформляется экзаменационный лист, который хранится в личном деле, и делается соответствующая запись в протоколе заседания Комиссии.

64. Гражданский служащий вправе обжаловать результаты квалификационного экзамена в соответствии с законодательством Российской Федерации.

65. Результаты квалификационного экзамена представляются руководителю территориального органа не позднее чем через семь дней после его проведения.

66. На основании результатов квалификационного экзамена руководитель территориального органа принимает решение о присвоении в установленном порядке классного чина гражданскому служащему, сдавшему квалификационный экзамен.

67. Решение о присвоении гражданскому служащему классного чина оформляется приказом территориального органа. Соответствующая запись вносится в трудовую книжку и личное дело гражданского служащего.

68. Заверенные копии приказа о проведении квалификационного экзамена, протокола заседания Комиссии, приказа о присвоении классных чинов гражданским служащим территориального органа направляются в Управление государственной службы ФАС России в течение десяти дней с даты присвоения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации.

69. Со дня присвоения гражданскому служащему классного чина ему устанавливается месячный оклад в соответствии с присвоенным классным чином и исчисляется срок гражданской службы в присвоенном классном чине.

70. Присвоенный классный чин сохраняется за гражданским служащим при освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы (в том числе в связи с выходом на пенсию), а также при поступлении на государственную гражданскую службу вновь.

Как составить приказ о проведении аттестации

Проведение аттестации работников требует надлежащего документального оформления. Одним из документов, определяющих порядок процедуры, является приказ.

Как составить приказ о проведении аттестации? Процедура аттестации предполагает оценку соответствия сотрудника занимаемой им должности.

Работодателю аттестация помогает определить результативность работы и, в некоторых случаях, разорвать нецелесообразные трудовые отношения.

Работнику аттестация предоставляет шанс на увеличение заработной платы и карьерный рост. Но для получения достоверных данных в процессе аттестации требуется правильное ее проведение.

Содержание

Одним из важных критериев при этом является надлежащее документальное оформление. Например, как составить приказ о проведении аттестационной проверки?

Необходимые сведения ↑

Аттестация сотрудников позволяет работодателю или руководителю организации более эффективно организовать производственный процесс.

Важна аттестация и для самих работников, поскольку стимулирует их на систематическое повышение квалификации.

При этом законодательство РФ не обязует всех работодателей без исключения проводить аттестацию. Хотя есть и некоторые исключения.

Например, ФЗ №79 ст.48 определяет обязательность периодической аттестации для работников госучреждений. Один раз в течение трех лет они должны подтверждать свою пригодность к занимаемой должности.

ФЗ №161 обязует регулярно проходить аттестационную проверку руководителей на унитарных предприятиях.

Помимо прочего обязательная аттестация учреждена федеральными законами в отношении сотрудников отдельных областей экономической деятельности.

К таковым относятся представители сферы энергетики и транспорта, опасных производств, области образования и т.д.

Если обязательность аттестации не закреплена в законе, то проводить ее не обязательно, но в то же время работодатель вправе в любое время инициировать аттестационную проверку.

Единственно, что в данном случае требуется от работодателя, это соблюдение правил аттестации. Прежде всего, касается это документального оформления.

Читайте так же:  Договор купли продажи дома по программе молодая семья

Состав документации, сопровождающей аттестационную процедуру, практически во всех случаях аналогичен. Он заключает:

  • положение об аттестационной проверке;
  • приказ о проведении;
  • аттестационный график;
  • приказ, утверждающий состав аттестационной комиссии;
  • положение о деятельности комиссии;
  • квалификационный лист;
  • лист аттестации;
  • протокол собрания и обсуждения комиссии по аттестации;
  • характеристику на аттестуемого сотрудника;
  • экспертное заключение о деятельности работника.

Согласно порядку выполнения аттестации изначально разрабатывается положение об аттестации. Затем работодатель должен издать надлежащий приказ о проведении аттестации.

Аттестацией кадрового состава именуется процедура проверки действующих работников организации на профессиональную пригодность. При этом оцениваются их знания, умения, навыки.

Итогом процесса становится выявление степени соответствия каждого аттестуемого сотрудника исполняемым им обязанностям. Аттестация помогает определить кадровую политику организации.

Приказ на проведение аттестации является документальным актом распорядительного характера. Оформляется он от имени руководящего лица по его инициативе.

Единого формата для данного документа не предусмотрено. Потому составляется приказ в зависимости от потребностей организации. Составленный документ утверждается руководителем посредством подписи.

После создания приказа об аттестации все имеющие к нему отношение сотрудники должны быть с ним ознакомлены под роспись, за месяц до проведения непосредственно аттестации.

Именно после издания приказа и ознакомления с ним работников процедура аттестации считается начавшейся.

Назначение документа

Основной целью приказа о проведении аттестационной проверки становится подтверждение решения об осуществлении аттестационной проверки сотрудников.

Кроме того данный документ определяет детальный перечень документов, надобных для проведения мероприятия, а также периоды их подготовки.

Основные моменты, которые должен предусматривать приказ, это:

  • сроки процедуры и место проведения проверки;
  • поименный список сотрудников, подлежащих проверке на соответствие;
  • перечисление состава аттестационной комиссии;
  • определение вида аттестации (очередная/внеплановая).

Важно перед аттестацией проконтролировать наличие должностных инструкций для проверяемых должностей.

При отсутствии таковых итоги аттестации будут считаться недействительными. Неправомерным при отсутствии инструкции будет и увольнение работника, не одолевшего аттестацию.

Приказ об аттестации также определяет:

  • обязанности и права проверяемых сотрудников;
  • время на сборы документов, надобных для процедуры;
  • распорядок подачи в аттестационную комиссию сведений о работниках.

Составляется приказ на фирменном бланке с указанием названия организации.

Исходя из ст.81 ч.2 ТК РФ порядок аттестационной процедуры предопределяется Трудовым Кодексом и иными правовыми актами действующего трудового права.

В том числе локальными актами, созданными при учете суждения органа, выступающего от имени работников. Для некоторых категорий работников аттестация считается обязательной процедурой.

При этом проведение ее четко регламентируется особыми актами. В то же время в трудовом законодательстве РФ нет отдельной главы или статьи, отданной аттестационной процедуре.

Более того определение «аттестация» в Кодексе употребляется в разных смыслах. Ст.81 ч.1 п.3 ТК подразумевает под аттестацией циклическую проверку квалификационного соответствия сотрудника.

Последствия проверки могут становиться причиной для увольнения работника по волеизъявлению работодателя.

Ст.332 ч.10 определяет обязательность аттестации для педагогических и научных работников с целью доказательства их соответствия занимаемым должностям.

Ст.82 ч.3 рассматривает аттестацию как пример участия работников в управлении предприятием, то есть предусмотрено включение в состав аттестационной комиссии члена профсоюза.

Особенности процедуры, спорные моменты и вопросы защиты работников в процессе проведения аттестации законодательством не рассматриваются.

В большинстве случаев правила определяет сам работодатель. И для того, чтобы аттестация была признана законной, необходимо создание работодателем соответствующих локальных актов.

В них должен подробно быть расписан порядок проведения аттестации и все сопутствующие нюансы. Только после создания Положения об аттестации издается приказ, подтверждающий начало аттестационной проверки.

Особенности при формировании документа ↑

Приказ на проведение аттестации являет собой приложение к Положению порядка проведения аттестационной процедуры.

Форма приказа может быть произвольной и разрабатывается с учетом требования определенного работодателя. Тем не менее, в приказе должны обязательно отображаться наиболее значимые моменты.

Прежде всего, в приказе указывается дата проведения проверки на соответствие профессии. Далее указывается список проверяемых работников.

Проводить аттестацию правомерно только в случае, когда присутствует не менее половины указанных в приказе работников.

Также приказом утверждается состав проверяющей комиссии. Важно чтобы как минимум на пятьдесят процентов комиссия состояла из специалистов по проверяемому профилю.

В приказе приводится подробный список проверяющих. В завершении приказа указывается лицо, ответственное за проведение аттестации и контроль за всеми процедурами.

По окончании составления документу присваивается номер, проставляется дата его создания и название населенного пункта, где расположена организация.

На соответствие занимаемой должности

Непригодность работника к исполняемой трудовой функции может стать основанием для завершения трудовых взаимоотношений с ним. Это предусмотрено ст.81 ч.1 п.3 ТК РФ.

У работодателей может возникнуть искушение избавиться таким образом от неугодных работников. Потому столь важно соблюдение аттестационной процедуры при проверке соответствия специалистов.

Аттестационная проверка на соответствие занимаемой должности осуществляется строго в соответствии с Положением об аттестации.

Какая область аттестации Ростехнадзора, читайте здесь.

Положение предусматривает способ проверки, например, тесты, экзамены по билетам или собеседование. При этом учитываются особенности деятельности.

Например, при аттестации библиотечных работников при проверке учитывается знание ими профессиональной терминологии, особенностей организации библиотеки, методик библиотечной работы.

Также обязательно закрепляется необходимость ведения протокола. В нем фиксируются все вопросы комиссии и ответы аттестуемого.

Результаты тестирования, письменные ответы и иные материалы проверки оформляются в виде приложений к протоколу.

Приказ о проверке на соответствие должности должен предписывать строгое соблюдение Положения об аттестации.

В этом случае основным документом является именно положение, а приказ наделяет его законной силой. Нужно заметить, что несоответствие работника должности не требует обязательного его увольнения.

По желанию работодателя он может быть направлен на повышение квалификации, обучение или прикреплен к более опытному наставнику для совершенствования знаний.

Рабочих мест по условиям труда

До 2018 года включительно рабочие места по трудовым условиям проверялись и анализировались на соответственность нормам охраны труда посредством аттестационной проверки.

1.01.2014 были ратифицированы законодательные нормативы федерального значения:

Вследствие принятия новых дополнений аттестация рабочих мест по условиям труда уступила место специальной оценке условий труда.

Отныне всякому работодателю надлежит исполнять специальное оценивание условий труда, как раньше производилась проверка рабочих мест, на всех наличествующих местах работы.

Причем не подлежат проверке лишь дистанционный персонал, надомники и субъекты, трудящиеся по трудовому договору у лица физического.

После корректировок 2018 года потенциальная вредность обусловленного рабочего места более не рассматривается как нюанс, определяющий его особенную оценку.

Теперь проверяются абсолютно все рабочие места, кроме прописанных законодателем исключений. Приказ об аттестации рабочих мест по условиям труда содержит пункты о:

  • создании комиссии для аттестации;
  • определении состава комиссии;
  • утверждении председателя комиссии;
  • соблюдении Положения об аттестации и Порядка аттестации.

Аттестация рабочих мест по условиям труда способствует, прежде всего, беспристрастному определению реального состояния рабочих условий на рабочих местах.

Также легче становится установить черед мероприятий по ликвидации обнаруженных нарушений, несоответствующих нормам охраны труда.

Кроме того при посредстве оценки условий труда возникает потенциал регулирования уровня компенсирования персоналу вредной и опасной трудовой деятельности.

При промежуточной аттестации экстернов

Принимая заявление о прохождении экстерном аттестации, Школа обязана ознакомить самого экстерна и его законных представителей со всеми документами, подтверждающими право организации на осуществление образовательной деятельности, уставом и правилами внутреннего распорядка.

Затем директором Школы издается приказ о зачислении экстерна для прохождения аттестации. В данном документе определяются периодичность и виды промежуточной аттестации.

Порядок осуществления аттестации также закрепляется приказом о проведении промежуточной аттестации в школе, в нем:

  • назначается ответственное лицо за проведение промежуточной аттестации;
  • утверждается состав комиссии;
  • определяется перечень предоставляемых аттестационных документов;
  • учреждается цикличность промежуточной аттестации.

Если государственных гражданских служащих

Аттестация государственных служащих проводится на основании: